GeoSELECT.ru



История / Реферат: Сибирские первопроходцы (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сибирские первопроходцы (История)


План:


Политико - правовые отношения сибирских первопроходцев.
Общинные организации крестьян.
Организация сибирских служилых людей
Воеводское управление.
Борьба за самоуправление. Классовая борьба.
Общинные организации крестьян.

Российскому крестьянству, стихийно заселявшему Сибирь с конца XVI в.,
принадлежит основная заслуга в хозяйственном освоении огромной Сибирской
территории. На протяжении XVII в. оно закладывало основу образованию в
таежной и лесостепной части Сибири крупных сельскохозяйственных районов -
Верхотурско-Тобольского, Томско-Кузнецкого, Енисейского, Илимо-Иркутского,
а также за Байкалом и в Приамурье, которые в дальнейшем постепенно
сливались в единую сельскохозяйственную полосу. В начале XVIII в. при общей
численности мужского русского населения в Сибири почти в 158 тыс. чел.
Крестьянство насчитывало более 80 тыс. человек, почти вдвое преобладая над
другой, следующей по многочисленности группой - служилыми людьми.
В Сибири XVII в. в условиях все более централизующегося феодального
государства община северорусских переселенцев испытывала воздействие его
административного аппарата и последовательно превращалась в низовой орган,
ответственный за управление, поддержание правопорядка, выполнение
всевозможных повинностей. Но и в этих условиях сельская община сохраняла
первостепенное значение социального института, определявшего всю внутреннюю
- хозяйственную, общественную, семейную - жизнь деревни.
В исторической науке сельская община характеризуется как
дуалистическая социальная организация, с одной стороны, регулировавшая
социально-экономическую, семейно- и общественно-бытовую жизнь деревни и
поддерживавшая обычно-правовые нормы этой жизни, а с другой стороны,
обеспечивавшая поступление феодальной ренты в пользу помещика и
государственной власти. Сибирская община генетически была связана с
поморским (северорусским) типом общинной организации. И на севере
европейской части страны, и в Сибири крестьянство существовало в условиях
одной и той же формы феодальной зависимости - государственной.
Переселявшееся в Сибирь крестьянство начинало свою хозяйственную
деятельность в ее таежной полосе, сходной по природно-климатическим
условиям с Русским Севером. Оно успешно использовало имеющийся опыт
хозяйствования, постепенно внося в него необходимые изменения под влиянием
сибирской действительности.
Исследования по истории сельской общины в Сибири позволяют судить о ее
возникновении, становлении и развитии. Мирская организация в Западной
Сибири складывалась у первого же поколения переселенцев. Община как
сословная организация обладала разнообразной сферой действия, в которой
отражались самосознание ее членов, их представления об общинных и личных
правах.
Возникновение общины на первом этапе крестьянского освоения нового
края означало воссоздание ее на основе мирской традиции первыми
насельниками региона при поддержке воеводской власти. Немалую роль при этом
играли "повальные" объединения крестьян, стихийно возникавшие для
совместного приведения в культурное состояние диких земель. Даже если новое
поселение или группа поселений создавались не в ходе стихийной
вольнонародной колонизации, а по инициативе властей, последние с самого
начала должны были учитывать в своей деятельности мнение представителей
зарождавшейся общины. Зачастую уже выбор места и отвод земли под новое
поселение лица, уполномоченные на это воеводской администрацией, совершали
совместно с будущими крестьянами-общинниками независимо от того, откуда их
удалось завербовать.
Система государственной феодальной эксплуатации сибирской деревни и
порядок ее административного подчинения власти к XVIIв. Имели свои
особенности. Они заключались в том, что государственная власть для
обеспечения провиантом служилых людей и своего аппарата сразу же после
присоединения Сибири принудила крестьян-переселенцев выполнять в свою
пользу барщинные повинности на десятины пашнях (или государевых полях), а
общий административно-хозяйственный надзор за деревней, ответственность за
ее состояние и даже оборону от набегов кочевников возложила на
назначавшихся приказчиков, непосредственно подведомственных воеводам.
На протяжении всего XVII в. в процессе колонизации феодальная власть
вынуждена была поступаться своими крепостническими устремлениями и
сохранять за крестьянином право перемещения по собственному усмотрению и
даже изменения социальной принадлежности, но с обязательным замещением
тягла., что при постоянном притоке новых переселенцев выполнить было
несложно. Эта практика, широко распространенная в первой половине XVII в, в
1670-1680-х гг. была узаконена. При поступлении в крестьяне новопоселенцы
давали властям поручные записи, в которых фиксировалось обязательство нести
тягло (платить подать и выполнять повинности) и его не бросать. Надзор за
выполнением этого условия должны были обеспечивать не только приказчики, но
и представители сельских миров - старосты, целовальники, десятники.
Сибирская община в связи с не прекращавшимся потоком новопоселенцев не
могла быть замкнутым организмом; она постоянно пополнялась пришельцами,
которые или садились на полное тягло или приселялись к какому либо
дворовладельцу, снимая с него часть повинностей. Крестьяне -общинники
считали прием поселенцев своим правом в равной степени и оптуск миром
желающих переселиться. Община была заинтересована в том, чтобы новый
поселенец нес тягловые обязательства по отношению как к феодальной власти,
так и к общине в целом. В некоторых случаях мир допускал льготы и
освобождал нового поселенца от мирских служб до тех пор, пока он не
начинает нести "государеву пашенную повинность". Община признавала
крестьянское право на переселение и освоение новых земель. Но поскольку
местная администрация могла переверстать между оставшимися крестьянами
десятичную пашню, даже если ушедшие продали свои дворы новоприходцам,
община не всегда признавала такой переход. Власти рассматривали таких
крестьян как беглецов. Нередко приказчики слобод, откуда воеводы соседних
уездов требовали возвращения переселенцев , их не выдавали, опираясь на
местные миры. В таких случаях интересы приказчиков и миров в местах новых
поселений совпадали.
Во второй половине XVII количество вспаханных земель возрастало,
усиливались поэтому и крестьянские перемещения. Установление властями
круговой поруки за натуральные и денежные повинности создавало для общины
трудности в их выполнении. Воеводская администрация требовала, чтобы
повинности за переселившихся (беглых, в ее понимании) выполняли или
персонально поручители за ушедших или , если таковых не оставалось, мир в
целом.. Крестьянам-поручителям могло передаваться оставшееся после беглецов
имущество. Столкнувшись с феодальными тяготами. Общины по разному пытались
облегчить свое существование.
Если в XVII в. складывающееся сибирское крестьянство упорно утверждало
за собой право "ухода" и "перехода", то в XVIII в. по мере его стеснения в
сознании крестьянства оно трансформировалось в право побега, которое
поддерживалось бытовавшей круговой порукой. Активность Сибирской общины не
ограничивалась защитой прав ее членов на передвижение. Очень четко она
прослеживается и в борьбе за право землепользования. В сибиреведческой
литературе неоднократно отмечался сложный порядок землепользования в
Сибирской деревне, когда земледельцы владели угодьями на основе захвата или
отводных памятей, выдававшихся воеводскими управлениями целым сельским
мирам, отдельным группам или персонально, причем людям разного социального
положения. Эти угодья могли находиться в общем чертеже селений или
составлять отдельные заимки. Сибирские земледельцы нередко нередко
приводили земли в культурное состояние коллективно. Для этой цели
создавались "повальные" сообщества. Создание новых пашен заставляло
земледельцев выжигать сотни десятин леса сразу. Кроме того, десятки и сотни
десятин земли в отдельных селениях обращались в залежи. В результате во
владении жителей многих деревень находились огромные земельные площади,
превышавшие нормы. Эти земли они строго охраняли, опираясь на нормы
обычного права. Деятельность земельных сообществ способствовала образованию
земельных границ общин. Поэтому еще в первой половине XVII в. перед местной
администрацией возникла необходимость фиксации этих границ между западно-
сибирскими слободами.
Представления крестьян переселенцев и формировавшихся из них
старожилов об их правах на передвижение и землю, приведенную в культурное
состояние, т.е. представления составлявшие основу сословно-социальных
взглядов, органично отражались в общинном самосознании. Его дуалистичнось
приобретала в Сибири свои особенности прежде всего потому, что
государственному земельному праву противостоял сложившийся обычай, согласно
которому крестьяне рассматривали земли, на которых они работают, как
собственные.
Структура сельских общин, функции миров и их выборных представителей
были принесены в Сибирь из Поморья, где в XVII в. удерживалась развитая
мирская организация сельского населения с низовыми и всеуездными (высшими)
органами. Сохранившаяся с середины XVII в. документация о выборах общинных
представителей не оставляет сомнений ни в общинной форме организации
сельского населения Сибири, ни в возникавших перед ней задачах. Более того
в Сибирской деревне сложилась определенная иерархия общинных организаций.
Помимо деревенских старост в это время существовали и старосты слобод, т.е.
волостные, возглавлявшие миры всех деревень, входивших в округу слободского
управления. Ежегодно крестьяне каждой слободы выбирали штат общинного
управления во главе со старостой - десятников (непосредственных помощников
старосты) и целовальников - таможенного, отвечавшего за таможенные сборы на
местном торгу, житничьего, обеспечивавшего сборы оброчного хлеба и средств
на мирские расходы, мельничного, собиравшего деньги на помол зерна на
мельнице, полевого, пол управлением приказчика наблюдавшего за состоянием
оград десятинных полей.
Сельские миры, центрами которых были слободские поселения, в своей
повседневной жизни отнюдь не являлись замкнутыми сообществами, не
связанными с округой, уездом и самим городом. Сама система местного
самоуправления допускала активную совещательную роль мирских сообществ их
право обращения к власти и даже апелляции на ее решения и действия.
Крестьяне сопротивлялись усилению феодальной эксплуатации. Крестьянство
было солидарно с другими сословными группами сибирского населения в моменты
обострения классовых выступлений, особенно с городах.
Важнейшим правом мирских сообществ всех групп сибирского населения
было коллективное обращение со своими нуждами к воеводской власти, а в
случае необходимости - в Сибирский приказ (на царское имя). Это право
вытекало из административной практики, согласно которой воеводы, прежде чем
принять то или иное решение, поднять перед Сибирским приказом какой-то
вопрос, заручались мнением представителей уездных сословных групп.
Итак, в первые же десятилетия XVII в. в Сибири формировались сельские
миры. В условиях миграционных перемещений, обеспечивавших постоянное
расширение сибирской пашни, сельские миры не стесняли своих членов в
освоении новых территорий. Право на перемещение и право владения освоенным
участком были важнейшими элементами самосознания сибирских переселенцев.
Хотя государство установило личную ответственность за несение основной
повинности по обработке десятинной пашни (а позже оброчной), мирское начало
господствовало в посильной для каждого двора разверстке прочих
государственных, а также мирских "налог". Государственная власть ввела
специфическую для Сибири систему приказчичьего управления сельскими
округами. Приказчикам как представителям воеводской администрации
передавались широкие административные и судебные полномочия. Тем не менее
эта система не помешала возникновению и функционированию мирских
организаций с выборным представительством. Воеводская власть признавала
крестьянские сообщества, пыталась использовать их в укреплении своего
административного и фискального надзора и вместе с тем вынуждена была
учитывать их мнения. Мирские сообщества отражали сословные и хозяйственные
интересы крестьянства. Они сохраняли за собой право обращения к
государственной власти вплоть до ее высших органов и сдерживали
самовольство представителей местной администрации. именно в деятельности
мирских организаций отражались социально-психологические представления
складывавшегося сибирского крестьянства.
Сложен вопрос об образовании и существовании в Сибирских городах
посадской общины. Сибирские города после их основания как административных
и военных опорных центров экономически развивались замедленно и имели
своеобразную социально-демографическую структуру. Они далеко не сразу
становились центрами аграрной округи, их население само продолжало активно
заниматься сельским хозяйством. В торгово-ремесленной деятельности
участвовали разные слои населения, прежде всего служилые, а затем и
собственно посадские люди. Монополия посада на торгово-ремесленную
деятельность, утвержденная Соборным уложением 1649 г., на сибирские города
не распространялась. Все эти обстоятельства не способствовали быстрому
развитию посадской общины.
Несмотря на относительную экономическую слабость сибирского посада,
сравнительно позднее формирование торгово-ремесленного населения, посадская
община на востоке страны играла заметную роль в общественно-политической
жизни края. Хотя государству она нужна была в первую очередь как бесплатный
административно-фискальный аппарат, сама эта незаменимость общины приводила
в условиях сословно-представительной монархии к тому, что и воеводы, и
столичные власти должны были считаться с голосами выборных демократических
органов горожан. Эти органы - самостоятельно или чаще в союзе с такими же
органами других сословий - сдерживали и "законную" феодальную эксплуатацию,
и незаконный безудержный грабеж населения коррумпированной бюрократической
администрацией. Подобным сдерживающим началом могли служить лишь
общественные организации, опиравшиеся на прочную национальную традицию,
построенные на началах выборности, подотчетности общинных властей миру,
земской солидарности.
Организация сибирских служилых людей.
Формирование сибирского служилого населения началось с похода Ермака. В
дальнейшем под воздействием государственной власти происходила
трансформация его положения. после присоединения Сибири к России сибирские
служилые люди наряду с крестьянами стали по своей численности важнейшей
социальной категорией населения. Их роль заключалась в присоединении
отдельных областей Сибири к России, в обеспечении безопасности границ,
прежде всего южных, с кочевым монгольским миром. Велико было значение
служилых людей в хозяйственном освоении Сибири, в повседневной жизни
общества. В значительной своей части служилые люди существовали за счет
собственного труда, занимаясь различными ремеслами и земледелием
Для того чтобы понять военную, политическую и социальную сущность
сибирского войска, прежде всего следует иметь в виду историю его сложения и
особенности статуса. Только после этого можно реально представить себе
мировоззрение сибирских служилых людей, их роль в многочисленных социальных
коллизиях бурной жизни Сибири XVII в. "Казацкий обычай" решать свои дела
на войсковом круге четко прослеживается во всех сибирских летописях. Своим
челобитьем о приобретении нового "царства" казаки Ермаки признали над собой
юрисдикцию верховной, царской власти. Не будучи в состоянии из-за слабости
своего административного аппарата, отдаленности сибирских земель,
отсутствия частнофеодального землевладения устанавливать в Сибири
централизованное воинское управление, русское правительство вынуждено было
не только сохранить казачью организацию, но и считаться с ее традиционными
формами.
Государственная власть, особенно после "смутных" лет, стала
возвеличивать ореол подвига дружины Ермака. Это подтверждало значимость и
нерушимость вхождения Сибири в состав России и вместе с тем отражало
идеологическое стремление церкви, воздавая память Ермаку, причислить
народного героя к официальным носителям христианских добродетелей.
Принесенную посольством дружины Ермака присягу на верность службы в Москве
сразу же использовали в политических целях. Уже с 1584 г. присоединение
Сибири обыгрывается в дипломатической документации при сношениях с западно-
европейскими государствами как важное политическое событие, возвеличивавшее
успехи царской власти.
Обстоятельства складывались так, что войско в Сибири пополнялось очень
разными людьми, сплошь и рядом близкими по своему духу казачьей вольнице.
Необходимость в служилых людях заставляла правительство снисходительно
относиться к прошлому многих участников "смутных лет", а отдаленность
Сибири и сложность ратной службы с ее бесконечными "посылками" позволяли
ему надеяться, что подобный элемент не вернется к своему "воровству". В
состав сибирских служилых людей попадало множество ссыльных, очень разных
по социальному и этническому происхождению. Важным источником
комплектования служилых людей были вольные переселенцы. По мере роста семей
служилых людей все большее значение стало приобретать поверстание в службу
их детей. В своих челобитных дети служилых людей ссылались на службу отцов
как признаваемое правительством основание для поверстания их самих в
службу. С этого времени правительство стало постепенно ограничивать набор
гулящих людей, что укрепляло корпоративность войска. Корпоративность
сливала воедино разнородные элементы и имела огромное значение и силу при
выполнении служилыми людьми их многочисленных и разнородных обязанностей.
Само правительство вынуждено было ее поддерживать, а поддерживая считаться
с целым рядом прав войска. Войско сохраняло за собой казну, которая
использовалась для подготовки войска к походу и для оплаты расходов по
государственным повинностям. Сохранялась выборность командного состава.
Важнейшим правом было право непосредственного обращения в Сибирский
приказ. Казачье войско широко пользовалось этим правом, отстаивая свой
интересы, изобличая местных воевод в злоупотреблениях. Войско считало себя
вправе иметь и отстаивать свое профессиональное мнение о воинских делах -
постройке и состоянии оборонительных сооружений, обеспеченности
вооружением, необходимости, сроках и тактике походов и боевых действий, о
численности гарнизонов и их материальном снабжении.
Воеводское управление
В XVII в. получает распространение воеводское управление, которое
отражает все более усиливающуюся систему централизованного контроля
развивающегося бюрократического аппарата над всей территорией государства.
Воеводские должности замещали выходцы из двух слоев господствовавшего
класса: титулованная знать и обладатели высших дворцовых званий - бояре,
окольничии и стольники, с одной стороны, и представители служилого
дворянства, выслужившие ратной службой пожалование на прибыльную должность
- с другой. В компетенцию сибирских воевод входили и административные, и
хозяйственные, и финансовые и судебные, и военные вопросы управления.
Воеводы разрядных и ряда порубежных городов обладали правом дипломатических
сношений с государственными образованиями монгольского мира, когда их
представители прибывали в пределы России. Воеводы всех сибирских городов
обязаны были обеспечивать сбор ясака с коренного населения, защиту его от
вторгавшихся с юга кочевых племен и пресекать междоусобия между отдельными
родоплеменными группами. Все эти обязанности были специфичны для системы
административного управления Сибири, а ответственность воевод неизбежно
укрепляла стремление администраторов к абсолютной власти. К тому же многие
задачи ставившиеся перед воеводами, имели не только административный, но и
социальный характер. Так, правительство, осваивая Сибирь, в своих интересах
стремилось подчинить своему контролю процесс стихийной народной колонизации
с запада, из европейской части страны.. Потребность в хлебных запасах для
содержания служилых людей и административного штата заставляла постоянно и
настойчиво напоминать воеводам о необходимости умножения крестьянского
населения, выдачи ему ссуд на обзаведение. Эта хозяйственная функция
переплеталась с социальной - воеводам вменялось в обязанность не только
призывать на пашню крестьян, но и заставлять их нести государственную
барщину под надзором назначавшихся приказчиков. Еще одной не менее
существенной задачей воевод было подчинение сибирского войска местной
администрации и изживание порядков казачьего самоуправления. Воеводское
управление власти казалось нужнее, нежели сословно-представительные
сообщества. Власть воеводского управления все более упрочивалась.
В сословно-представительной русской монархии мирская организация и
воеводское управление являлись двумя взаимодополняющими частями механизма
власти. Для миров сотрудничество с воеводой, приказами было одной из
многочисленных функций, хотя и весьма важной. Государственная же власть
была заинтересована в первую очередь в фискальной и распорядительной
деятельности миров.

Борьба за самоуправление в XVIII в Классовая борьба.

Конец XVII в. можно считать особым этапом в общественно - политической
жизни сибирского населения, на протяжении которого особенно ярко выразилось
его общественное самосознание и борьба за сословные права приняла четкие и
определенные формы. Обострение этой борьбы объяснялось, с одной стороны,
усилением воеводской власти, а отсюда и злоупотреблениями воевод, а с
другой стороны сужением прав служилого элемента. Войско в это время
представляет самую консолидированную силу. Усиливается движение
старообрядцев, стремление уйти из под воеводской власти. Восстание в
Красноярске (1695) явилось одним из самых крупных народных движений и
послужило толчком к последующим выступлениям в других городах: Нерчинске,
Братском остроге, Удинске, Илимске.
Усложнение социально-экономической жизни Сибири в 20-80-х годах XVIII
в. существенно отразилось нахарактете и организации народных выступлений.
Наиболее развитыми были районы, примыкавшие к Уралу. Именно там классовая
борьба проявлялась в наиболее активных формах. По степени активности можно
наметить несколько этапов развития форм классового протеста: этап,
предшествующий Крестьянской войне (50-60 годы), Крестьянскую войну 1773-
1775гг., и период после ее поражения. Особенностью крестьянских выступлений
был их локальный характер, пассивно-оборонительная тактика.
Наиболее активно участвовали в борьбе приписные крестьяне, работные
люди, мастеровые. Так, Нерчинские сереброплавильные заводы обслуживало,
кроме небольшого числа мастеров и подмастерьев, работных людей и
ссыльнокаторжных, большое число крестьян, приписанных к заводам для
отработки подушного оклада и казенного оброка. Рост выплавки серебра
достигался не только увеличением числа приписных к заводам крестьян, но и
усилением эксплуатации: снижением расценок сдельной платы, повышением норм
выработки, перевозок. Это и явилось причиной классовой борьбы на Нерчинских
заводах, выразившейся в стихийных выборах депутатов в Уложенную комиссию
1767 г. и составлении депутатских наказов. По своей форме эта борьба носила
петиционный характер, а по содержанию в крестьянских наказах выдвигались
политические и экономические требования. Политический характер носили уже
сами факты избрания депутатов и выработки наказов.
В Сибири размер и острота классовой борьбы в силу социально-экономических
и географических особенностей были слабее, чем в России в целом.
Повседневная стихийная борьба за право перемещения и освоения новых
земель становилась одним из основных проявлений социального мировоззрения
сибирского крестьянства.



Литература:


Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь в XVI в. .-
Новосибирск, 1991.
Изгачев В.Г. Классовая борьба нерчинских горнозаводских крестьян в дни
выборов в уложенную комиссию 1767г. // Крестьянство Сибири XVIII - начало
XX в. Классовая борьба, общественное сознание и культура. - Новосибирск,
1975. - с. 3 -118.
История Сибири с древнейших времен до наших дней. Сибирь в составе
феодальной России.
Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XX в..-
Новосибирск, 1974.





Реферат на тему: Символы России

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Омский юридический институт
Кемеровское отделение заочного обучения



РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ


Тема: ‘’ Символы России’’.



Слушатель: Суздалев Алексей Геннадьевич.
Зачетная книжка 3940
Домашний адрес: 660094 г. Красноярск, ул.Щорса 48а - 28
план:

Символы России.


1. Введение
............................................................................
............................ 3
2. Герб России
........................................................................
........................... 6
3. Флаг России
........................................................................
........................... 10
4. Гимн России
........................................................................
........................... 16
5. Заключение
........................................................................
............................ 20
Введение.

Для любого современного государства его символ существует в триединстве:
герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало
складываться сравнительно поздно ,с Х1Х века.
Символы России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране
человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако
ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы -
луга, поля (‘’Поле, русское поле…’’) , леса ( ‘’березы, березы …’’), кому-
то на ум придут поднадоевшие , но непременные сувениры: матрешки, самовары,
медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и
регалиях - знаках царской власти: скипетре , короне, державе, бармах, Шапке
Мономаха и , конечно же, не забуду и русские архитектурные святыни,
существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор ( храм
Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве
назовут ‘’ Прощание славянки’’ или Георгиевский крест . А кто-то ,
возможно, обратит свой мысленный взор к своей ‘’малой Родине’’ - городу, в
котором он родился и вырос, где остался родительский дом.
Каждый по своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности
понятия ‘’символ’’ его многомерности. Не случайно проблемами символа и
символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей
- математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки,
искусствоведы. По словам советского ученого энциклопедиста А.Н.Лосева ,
труды которого только сейчас в полном объеме стали доходить до читателя,
понятие ‘’ символ’’ является ‘’ упорным цепким тысячелетним понятием’’.
‘’Этот термин, - пишет он , - часто употребляется даже в самом
обыкновенным, бытовом смысле, когда вообще хотят сказать, что нечто одно
указывает на нечто другое, т.е. употребляет термин ‘’символ’’ просто в
смысле ‘’знак’’.[1]
Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. ‘’За
элементами понятий, выраженных в словах , стоят чувственные ассоциации .
Они как бы проецируют понятие на наиболее ‘’ подходящие ‘’ чувственные
образы и тем самым помогаю сформировать символ’’, - объясняет принцип
создания символа философ Л.В.Уваров.[2]
Несмотря на то, что теоретической основой изучения той группы
символов , о которой пойдет речь ниже, недостаточно разработаны (не очень
пока ясно, к какой сфере деятельности их четко можно отнести: к социально-
политической, идеологической, правовой и т.д.), совершенно очевидно, что
посредством их выражены определенные общественные отношения, что как всякий
символ, они - социальные феномены и , следовательно , всегда несут на себе
печать, ‘’налет ‘’ своего общества. В них явно отражено ‘’социальное лицо’’
эпохи , конкретного исторического времени, через их назначение можно
определить уровень развитие самого общества. ‘’Едва ли требует
доказательства, - писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф.Лосев,
- что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе
отпечаток эпохи, классового или сословного происхождения… История символа…
ясно обнаруживает всю невозможность чистой символики в ее отвлеченном
виде…’’[3]
В популярном справочнике ‘’Международная символика и эмблематика ‘’
его автор, характеризуя аналогичные знаки подчеркнул, что они представляют
собой ‘’ категории из области идеологии’’[4] , с чем, конечно нельзя не
согласиться . Так что к символам ‘’ не своей ‘’ эпохи надо относится
осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и
принципы их возникновения, их эволюция помогает не только всесторонне
представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, ‘’
расшифровки’’ мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его
мышления, смысл его поступков, в плотную подойти к изучению социальной
психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета ‘’ склад ума
мышления’’ - вопросом недостаточно изученным , но очень важным.
Ниже речь пойдет о символах государственного суверенитета России того
периода отечественной истории, который в последние годы особенно привлекает
общественное внимание, - до 1917 г. С Х1Х века символы государственного
суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не
означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же
как во многих странах Европы , в России эмблемы , позднее вошедшие в
государственный герб, возникли в средневековье. И уже в начальный период
существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе
за его упрочения . Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и
отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не
было случайным. С одной стороны, они в наглядной форме выражали основные
идеи государственной политики принявшего их великого князя московского
Ивана III, воплощая в себе определенную его ориентацию
внутригосударственные устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой -
по своей форме эти знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой
Руси .
Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее ,
первых гербовых эмблем - через 200 лет после появления последних на
государственной печати. Бело-синий-красный флаг ‘’подарил’’ России флот
Петра I. В борьбе за звание ‘’государственного’’ флага ему пришлось на
протяжении почти двух столетий ‘’конкурировать’’ черно-желто-белым
императорским стягом.
Гимн появился итого позднее - в Х1Х в., так же ‘’пропустив впереди
себя’’ ряд общерусских мелодий.
Российская государственная символика находится в ряду тех проблем,
которые еще не та давно казались малозначащими, не вызывали особого
интереса ни у историков, ни у широкого круга читателей. Теперь уже новое
поколение ‘’ повернувшись лицом’’ к своей истории вспомнили и о давно
забытых, низвергнутых в прямом смысле этого слова эмблемах и символах, чуть
ли не возводя некоторые из них на пьедестал .
Как когда-то Французская революция смела королевские лилии, как пал
двуглавый орел австро-венгерской монархии, так и знакам царской власти
нечего было символизировать в нарождающемся новом мире. Историческая
память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим
воскрешается в старых символах, которые важны нам прежде всего как
памятники прошлого. С этих позиций рассматривается герб, флаг и гимн
Российской империи.
1.Герб России.


‘’ … не безпотребно о
гербе
государственном от истории
воспомянуть’’.

Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось
огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие
государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными
. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие
отличительный знак государства - государственный герб. Подбор эмблем
государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов
относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный
герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.
В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах.
Да они и скудны и нечетки. Первое встречается в Ермолинской летописи , где
помещено сообщение о том, что в 1464 г. В Москве ‘’… месяца июля 15,
поставлен бысть святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловских,
резан на камени, а нарядом Васильевым Дмитриева сына Ермолина’’.[5] С
легкой руки историков Х1Х в. Скульптура св. Георгия на коне, поражающего
змия - дракона , работы выдающегося русского зодчего ХV в. В.Д.Ермолина
оценивалась в отечественной историографии как образец великокняжеской или
даже московской геральдики.


Начало следующего этапа ‘’реконструкции’’ государственного герба
Российской империи относится к последним годам правления Николая I. Царь
неоднократно выражал недовольство видом гербов и деятельностью Герольдии в
целом . Когда по его распоряжению в 1848 г. Герольдия преобразовалась в
учреждение более высокого ранга - департамента Сената, он снова обратил
внимание на тот факт, что гербы составляются ‘’ не по правилам
геральдики’’. В 1851 г. Николай I дал указание ‘’ принять на будущее время
за правило на гербах губерний, областей и губернских городов, кои впредь
будут представляемы на высочайшее утверждение, изображать всегда
императорскую корону ; на гербах же городов уездных ставить ныне
употребляемую подобными городами городскую корону. По усмотрению министра
внутренних дел императорскую корону употреблять только тем уездным городам,
кои отличаются от прочих обширностью населения и вообще своею
значительностью в административном , торговом и историческом
отношениях’’.[6]
Это только один пример из ‘’геральдических’’ претензий царя. Были и
другие, исполнение которых возлагалось на Департамент герольдии.
31 мая 1857 года Указом Правительствующего Сената по Высочайшему
повелению императора Александра II в России был введен Большой
государственный герб.
В нем закреплена традиция, ведущая начало от государственной печати
Иоанна IV Васильевича, на которой вокруг гербового двуглавого орла
располагались гербы территорий , входящих в состав русского государства.
Большой государственный герб отражает средствами геральдической символики
триединую сущность русской идеи - за Веру, Царя и Отечество. Впервые проект
Большого герба России был изложен в Манифесте императора Павла I в 1800
году. Но тогда эта идея не получила завершения.
Новизна Большого государственного герба заключалась в композиционном
соединении гербов российских территорий и использовании ранее не
применявшихся в России геральдических средств. При этом большинство гербов
российских территорий остались практически неизменными, как и главный
символ русского государства - двуглавый орел.
В окончательном виде Большой герб сложился к 1883 году и оставался
таковым до 1917 года. Он изображался на большой государственной печати, на
тронах, балдахинах, в залах, предназначенных для торжественных собраний при
Императорском Дворе и для заседаний высших присутственных мест…
В советское время изображение герба Российской империи практически не
воспринималось, поэтому для многих читателей будет интересен рассказ о его
композиции.
В центре Большого герба помещен государственный герб России - черный
двуглавый орел в золотом щите. На груди орла расположен Московский герб -
св. Георгий Победоносец, пробивающий змея. Герб России увенчан шлемом
святого Великого Князя Александра Невского . По обеим сторонам герба России
стоят щитодержатели: Архистратиг Михаил с огненным мечом ( слева от
зрителя) и Архангел Гавриил ( справа от зрителя) - небесные покровители и
заступники России. Вокруг щита - цепь ордена св. Андрея Первозванного.
Центральную часть Большого герба укрывает золотая сень в виде шатра,
подложенная горностаем. На сени начертан российский девиз:’’ Съ нами
Богь’’. Над сенью помещена императорская корона и государственная хоругвь,
завершающаяся двуглавым орлом и восьмиконечным крестом. Вокруг главного
щита расположены щиты с гербами Царств и Великих княжеств, увенчанными
надлежащими коронами. Прототипами корон послужили реальные исторические
венцы русских государей : Шапка Мономаха, Казанская шапка Иоанна IV
Васильевича, Венец Большого наряда Михаила Романова, Шапка Мономаха второго
наряда Петра 1 Алексеевича, Алмазная шапка Петра 1, Корона Анны Иоанновны,
Большая императорская корона, все они хранятся в Оружейной палате
Московского Кремля и Алмазном фонде России . В верхней части Большого герба
помещены щиты с гербами территорий, также входящих в состав России ( по
три щита слева и справа от государственной хоругви).
Девять щитов с гербами, увенчанными коронами, расположены в следующем
порядке ( против часовой стрелки) : Герб Казанского царства; Герб Польского
царства; Герб Херсонеса Таврического ( по древнему названию Крыма,
входившего в состав Византии): соединенные в одном щите гербы Великих
Княжеств: Киевского, Новгородского и Владимирского; Родовой герб Его
Императорского Величества, включающий герб Рода Романовых - червленый гриф
в серебряном поле с черною каймой ( слева от зрителя) и Шлезвиг-Голштинский
герб, Шлезвигского, Сторманского, Дитмарсенского, Ольденбургского и
Дельменгорстского ( все эти земли входили в полный титул российских
императоров в формально принадлежали русской короне); Герб Великого
Княжества Финляндского; Соединенные гербы : Грузии, Иверии, Карталинии,
Кабардинских земель, Армении, Черкасских и Горских Князей; Герб Сибирского
царства; Герб Астраханского царства.
Верхние щиты с гербами имеют следующий порядок (слева направо): Щит
соединенных гербов Северо-Восточных областей (Вятский, Болгарский, Пермский
гербы); Щит соединенных гербов княжеств и областей Литовских и Белорусских
(Болостокский, Самогитский, Витебский, Мстиславский, Полоцкий, Литовский
гербы); Щит соединенных гербов княжеств и областей Великоросских
(Нижегородский, Югорский, Рязанский, Смоленский, Псковский, Тверской,
Ярославский, Ростовский,Белозерский, Удорский гербы); Щит соединенных
гербов княжеств и областей Юго-Западных (Волынский, Подольский,
Черниговский гербы); Щит соединенных гербов Прибалтийских областей
(Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Корельский гербы);
Щит с гербом Туркестана (включавшего Туркестанский край, Бухарское и
Хивинское ханства).
Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют
славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть и мужество (дубовые
ветви).
Следует иметь в виду, что названия царств, княжеств и других территорий
носят исторический характер и не соответствуют современным названиям и
территориальным границам , многократно измененным и перекроенным
коммунистическим режимом.
Всего в Большом гербе 17 щитов, на которых изображено 52 исторических
герба территорий, входящих в состав Российской империи.
Герб СССР, по существу, не что иное, как структура Большого герба России
с замещенной символикой. Место двуглавого орла занял серп и молот. Сень
России заменена шаром. Девиз России ‘’Съ нами Богъ’’ - ‘’Пролетарии всех
стран, соединяйтесь!’’. Гербы российских территорий заменены лентами с
коммунистическим девизом на национальных языках республик. И, наконец,
торжество красной звезды над православным крестом.
2.Флаг России.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные
почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее
пределами , его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и
государства.
До конца XVIII в. правильнее говорить не о национальных, а о флагах
родов, князей, правящих династий и т.п. Феодально-зависимое население не
имело права ни на герб, ни на флаг.
Государственный флаг утвердился по-настоящему лишь в Х1Х в. На Руси,
кроме церковных хоругвей, основным видом знамен были военные.
Боевые стяги и знамена после крещения Руси в Х в. были в прямом смысле
слова священными. На стягах огромных размеров, которые во время битв
вкапывались в землю (при сильном ветре они ‘’ревели’’), изображались лики
Спасителя, Богородицы и святых. Стяг считался душой, славой и честью.
Религиозной святыней был и огромный ‘’чермный’’ (багряно-красный, а не
черный) стяг Дмитрия Донского с Нерукотворным Спасом 8. Под стягом бились
на Куликовом поле русские полки. На миниатюрах конца XVI в русские воины
изображались сражавшимися под красными знаменами. Перед штурмом Казани в
1552 г. Иван Грозный выстроил полки и развернул перед ними малиновое, как у
Дмитрия Донского, знамя с тем же крестом, который в 1380 г. был свидетелем
поражения полчищ Мамая.
Уже в первой трети XVII в. белый, голубой и красный выполняли роль
государственных цветов. Первым государственным и династическим знаменем
России в XVII в. можно считать белое ‘’гербовое’’ (гербовое) знамя с
изображением русского герба - золотого (редко черного) двуглавого орла.
Первое знамя Петра I , ‘’построенное’’ в 1696 г. по старым традициям,
также имело государственные цвета - красное полотнище с белой каймой, в
середине был изображен золотой орел, парящий над морем, а на груди орла в
кругу - Спаситель; вокруг знамени был выписан полный титул царя. [7]На
водосвятии 1698 г. выносился белый стяг тоже с золотым орлом.
1667 - 1669 гг. были годами рождения нового гербового знамени, новой
гербовой печати, первого варианта военно-морского флага, позже ставшего
государственным. Часто слышатся упреки, что русский бело-сине-красный флаг
похож на голландский. Бессмысленно отрицать, что на облик флотского флага
России влияли цвета Нидерландов. Оранжево- бело-голубой флаг республики
считается первым в современном значении ‘’национальным флагом’’ мира.
Однако , несомненно, что выбор в России был преодолен и традиционными
предпочтительными цветами русского народа.
Царь Петр не изменил ни прежних национальных цветов XVII в., ни
государственного гербового знамени. С петровского времени нам известен
точный порядок полос на флаге - белая, синяя, красная. Торговым флагом в
1693 - 1700 гг. считался белый с двуглавым черным орлом.[8]
10 марта 1699 г. был утвержден первый военный орден в честь покровителя
России св.Андрея Первозванного со знаком лазурного скошенного креста. В
начале Северной войны, в сухопутной (!) армии, а затем, постепенно, с
1703 по 1712 г. и на флоте утвердился один из красивейших флагов мира -
Андреевский .Однако бело-сине-красный не сразу был вытеснен с военных
судов. Царь постоянно разрабатывал разные варианты соединения косого креста
с трехцветным флагом. В 1692 - 1712 гг. Петр составил около 30 типов
морских флагов.[9]
Итак, в конце XVII - начале XVIII в. не менее десятилетия бело - сине -
красный был боевым флагом России как на суше, так и на море.
Расположение полос русского флага совпадало с древним пониманием строения
мира: внизу - физический, плотский, выше - небесный, еще выше - мир
божественный [10], или, переосмысливая сверху вниз - Вера, Надежда, Любовь.
(Позже, в Х1Х в., полосам придали значение содружества трех
восточнославянских народов - белорусов, украинцев и русских).[11]
В послепетровское время национальные цвета почти угасли. Из армии они
оказались вытесненными, а во флоте перешли в разряд торгово-ведомственных.
С XVIII русская культура ориентировалась на Европу. Перемены в армии вплоть
до отдельных деталей униформы ‘’шли в ногу’’ с европейскими. Эти
нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ, в жилах
которых текло все больше немецкой крови.
Но еще прочнее забытым оказался прозябавший на обочине русской истории
Трехцветный флаг. Под ним не лилась уже русская кровь, как под пехотными
знаменами и кавалерийскими штандартами , которые, даже обветшав и
‘’поседев’’, окроплялись дважды в год святой водой и как драгоценные
реликвии выносились на парады. Этот флаг не покрывал гробы царей и русских
полководцев на их похоронах. Он не звал вперед воинов , поднимавшихся на
врага. (Не Трехцветный национальный, а знамя князя Дмитрия Пожарского
просило нижегородское дворянство, собираясь на Крымскую войну в 1855 г.)
Трехцветный флаг не мог соперничать с Андреевским, слава которого гремела
по северным и южным морям и даже океанам , не говоря уже о двуглавом орле,
которого видели повсюду.
Во второй половине Х1Х в. случилось то, что было немыслимо для моряков
Петра Великого: 900 новобранцев из 1000 не знали цветов русского флага.[12]
Нет сомнения, что петровские цвета постепенно бы возродились, но неожиданно
Александр II ‘’подарил’’ России новый символ.
11 июня 1858 г. царь утвердил рисунок и расположение ‘’гербовых цветов на
знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при
торжественных случаях’’. В соответствии с уровнем тогдашних исторических
знаний цвета флага были возведены к мифическому палеологовскому орлу и
армейским кокардам.
‘’Высочайшее утверждение’’ единственного варианта флага в черно-желто-
белом исполнении произошло по совету барона Бернарда Кёне. Недальновидная
ориентация на немецко-европейскую геральдику обернулась в скором будущем
проигрышем для правительства - Россия стала одной из немногих стран, где
императорский флаг оказался в противопоставлении с не отмененным ‘’торгово-
гражданским’’.В торжественных случаях казенные черно-желто-белые
‘’романовские’’ цвета предписывалось поднимать над правительственными
учреждениями, а бело-сине-красные допускалось выставлять на
частновладельческих постройках и гражданских судах. Прав на черно-желто-
белае флаги ‘’обыватели’’ не имели. Придумали и объяснение для романовских
цветов: ‘’золото, серебро и земля’’.
Строго говоря, черно-желто-белый был первым, официально узаконенным
государственным флагом империи, но населению он был известен еще меньше,
чем бело-сине-красный, который все-таки видели на ярмарках, выставках,
масленичных гуляниях. Правительственный указ 1858 г. мало кто знал, и флаг
Кёне либо по аналогии с петровским и султанами на армейских киверах, или по
ошибке, иногда вешали перевернутым, белой полосой наверх (см. Картину
А.П.Розанова ‘’Ярмарка на Арбатской площади’’ [13] Двойственность
символики, разделявшей царскую власть и гражданское общество, наконец была
осознана. 25 апреля 1883 г. перед коронацией Александр III отдал
предпочтение старому петровскому ‘’торговому’’, а не ‘’казенному’’ флагу
Кёне, и 7 мая 1883 г. было опубликовано высочайшее повеление :’’В
торжественных случаях, украшение зданий флагами , был употребляем
исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней - белого,
средней - синего, нижней - красного цветов’’.[14]
Однако несмотря на постановление 1883 г. немецко-романовские цвета
пустили корни, отсечь которые уже было нельзя, и они дожили до февраля 1917
г. Прежде всего : династия не думала отказываться от императорских цветов.
Под ‘’золото, серебро и землю’’ был выдержан роскошный средневековый наряд
геральдов, возвещавших о коронации Александра III.
При Министерстве Юстиции с 14 марта 1896 г. было созвано ‘’Особое
совещание’’, которое должно было окончательно ответить на высочайший
запрос - какой флаг следует признать ‘’народным’’. Традиции Петра I и флота
и на сей раз взяли верх. Совещание справедливо сочло, что не немецкая
геральдика, а народные цвета должны определить цвета флага. 5 апреля 1896
г., после нескольких заседаний было постановлено, что ‘’народным’’ или
‘’государственным’’ для всей империи, включая и Финляндию, должен
окончательно считаться бело-сине-красный, и никакой другой . Все имевшиеся
в запасе черно-желто-белые флаги должны быть заменены бело-сине-красными
.[15]
Начиная с последнего десятилетия Х1Х в. можно говорить о ‘’культе’’ бело-
сине-красного флага. Перед 300-летним юбилеем Дома Романовых, в 1910-1912
гг., в газетах снова вспыхнула полемика, оставлять ли два флага для России,
либо выбрать один бело-сине-красный или черно-желто-белый. Монархисты снова
предлагали вернуться к черно-желто-белому флагу 1858-1883 гг. исходя из
того, что ‘’царское и народное знамя должны быть едины’’, что ‘’символы
Российской империи не должны уподобляться конституционной Голландии и
республиканской Франции. За флаг Петра Великого стояли моряки и к нему
склонялось сочувствие демократической общественности, ибо он меньше
ассоциировался с самодержавием. Дискуссия закончилась ничем, потому что
началась первая мировая война.
Последняя реформа государственного флага была проведена в 1914 г.
В противовес царской символике три русские революции выплеснули на улицы
и баррикады не национальный, а запретный красный цвет, принятый
социалистическими партиями в Европе с 1870 г. (Лишь национальные окраины
империи подняли свои национальные знамена). Считалось, что не национальный,
а революционный красный флаг способен поднять дух уставшей на фронте армии.
Все митинги, присяги фронтовых войск Временному правительству и даже атаки
проходили под красными транспарантами. Однако расчет правительства на
революционный цвет не оправдался.
В ноябре 1917 г. генералами М.В.Алексеевым и Л.Г.Корниловым было положено
начало Белому движению и Добровольческой армии. В братоубийственный
схватках пролились моря русской крови. Кровавому крещению гражданской войны
и обязан своим вторым рождением Трехцветный флаг, поднятый как антитеза
красному.
Под этим вновь рожденным символом началась война Белой идеи с Красной.
Значение трехцветного символа неизмеримо выросло. Впервые после 200-
летнего перерыва петровские цвета вернулись в Российские Вооруженные силы.
Знаком, отличавшим новую (Добровольческую) армию от царской и красной стала
частица национального знамени - нарукавный шеврон углом вниз.
Мало кому известно, что трехцветный символ России оставался де-юре
государственным и в Советской России еще почти полгода после 25 октября
1917 г. РКП(б) поначалу не имела принципиальных возражений против
национального флага России, поэтому он и не был сразу упразднен. Старые
традиции оказались живучи. У части советских полков на красных знаменах был
золотой двуглавый орел без корон. 10 июля 1918 г. Пятый Всероссийский съезд
Советов принял один и тот же красный торговый, морской и военный флаг.
2 ноября 1920 г. было последним днем эвакуации Белой армии Севастополя.
Вместе с ней на 70 лет ушел за море и флаг Петра I. Но русский символ не
умер на чужбине, он возрождался на всех континентах, где жили выходцы из
России.
В СССР бело-сине-красные цвета частично возродились в послевоенное время,
после того как пришлось вернуться ко многим историческим символам -
национальным героям, мундирам в армии и милиции, к золотым погонам,
офицерским званиям, министерствам и т.д. В новые флаги союзных республик
было позволено ввести на 1/4 - 1/3 от красного поля ‘’национальные
особенности’’ в виде белых, синих или зеленых полос.
С 1949 по 1953 г. по заданному образцу большинство республик ввели белые
и синие полосы в свои красные флаги. Последним 9 января 1954 г. был
утвержден флаг РСФСР, и мало кто знал, что один из его проектов повторял в
нижней трети расцветку Национального флага России. Но этот проект, видимо,
показался слишком смелым, и в качестве ‘’национальной особенности’’ ввели
лишь узкую вертикальную синюю полоску у древка.
Национальный символ России был потерян для нескольких поколений. Но он
вернулся на нашу землю в 1989 г. Спустя 2 года, 8 апреля 1991 г., день в
день, как при Я.М.Свердлове в 1918 г., Правительственная комиссия Совета
Министров РСФСР одобрила на сей раз возвращение Трехцветного флага как
флага республики. 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР
постановила ‘’считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих
горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным
флагом Российской Федерации’’. Через три дня он был поднят над русской
святыней - Кремлем. Так произошло - третье рождение трехцветного символа
Петра Великого.
Почти три века прошел наш народ под бело-сине-красным флагом. За это
время были созданы и могучее государство и великая культура, которыми могла
бы гордиться любая нация мира. В знак признательности России и в память об
освобождении с помощью русского народа от османского господства несколько
народов мира - сербы , черногорцы и болгары приняли свои национальные цвета
по образцу русских. Все государственно-исторические символы, в том числе и
черно-желто-белый, и красный, под которым нашим народом пролито так много
крови в 1914 - 1945 гг. должны пользоваться равным уважением и иметь право
на охрану законом.
Гимн России.

‘’Национальные
гимны вернее всего отражают
характер
нации’’.
W.Wundt. Die
Nation und ihre Philosophie.
Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн -
торжественное
музыкальное произведение, призванное сплачивать , вдохновлять всю нацию.
Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и
государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение,
как и приветствие флагами, означает выражение почестей представителям
иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение
государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к
нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием
оружием военными.
Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, ныне они
‘’разветвились’’ на религиозные , государственные, военные, революционные и
партийные.
Тема русских гимнов практически не разработана ни историками, ни
музыковедами, здесь много неясного и часть положений приходится давать в
порядке постановки проблемы. Вплоть до конца ХУ11 в . России в качестве
государственной функционировала церковная символика . Религиозные
изображения и церковные хоругви часто заменяли собой гербы и боевые
знамена, церковная музыка исполнялась во время церемоний, на которых позже
стал звучать государственный гимн.
18 марта 1814 г . перед штурмом Парижа русская армия устроила
‘’психическую демонстрацию’’ : все оркестры с высот Монмарта один за другим
играли военные марши, устрашая противника и поднимая победный дух своих
воинов. Среди этих маршей, несомненно, был и ‘’Преображений’’. Во второй
половине Х1Х в. ‘’Марш Преображенского полка Петра Великого’’ пели на слова
лихой солдатской песни ‘’ славны были наши деды’’ ( знают турки нас и шведы
‘’). C 1917 г. ‘’Преображенский марш’’ стал выполнять функции гимна.
Первым официальным государственным гимном России была ‘’Молитва
русских’’, слова которой написал поэт В.А.Жуковский (1783 - 1852) .
Вероятно, впервые ‘’Песнь’’ прозвучала 15 ноября 1813 г. на концерте,
устроенном в пользу инвалидов Отечественной войны. 1815 г. Жуковский В.А.
опубликовал в ‘’Сыне Отечества’’ новый , более удачный текст под названием
‘’Молитва русских’’.
18 сентября 1816 г. Александр I издал указ исполнять ‘’Молитву русских’’
полковым оркестрам всегда при встречах императора.[16] С этого времени этот
гимн можно считать первым официальным гимном России.
Утверждение его произошло одновременно с утверждением немецких черно-
желто-белых (имперских) цветов в армейской и государственной символике
России. Однако спустя 17 лет, Россия получила новый гимн, написанный и
русским композитором и русским поэтом.
Рождение второго официального гимна, с которым Россия прожила почти век,
связано с именем Алексея Федоровича Львова (1798 - 1870), культурнейшего и
высокообразованного человека. В 1833 г. А.Ф.Львов сопровождал Николая 1 в
Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками ‘’God save
the King’’ . Восстановить формально нераспущенный, но бездействующий
‘’Священный союз’’ в октябре этого года не удалось. Царь выслушивал
чужеземную мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по
возвращению поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить
новый гимн. Написав мелодию, Львов пошел к Жуковскому, который сочинил
слова (‘’Молитва русского народа’’ - таково было первое название гимна). 23
января 1833 г. состоялось первое прослушивание гимна. Государь прослушав
несколько раз сказал ,,G,est superbe,, ...( великолепно). Мигом музыка
гимна разнеслась по всем полкам, по всей России и, наконец, по всей Европе.
25 декабря 1833 г., в день, который празднуют изгнание французов из
России, ‘’Боже, царя храни’’ было играно во всех залах Зимнего дворца, где
были собраны войска. Ф.П. Львов без слез слышать не мог равнодушно это
сочинение.
Итак, 25 декабря 1833 г. стало днем рождения государственной молитвы
Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна
вплоть до 2 марта 1917 г., дня отречения Николая II от престола.
Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи.
Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста и 16 тактов
мелодии, легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и
были рассчитаны на куплетный повтор - трижды (для сравнения: греческий гимн
1864 г. имел 158 строк!).
Во время боевых действий гимн нередко поднимал дух воинов. Самым
знамениты был случай с крейсером ‘’Варяг’’ и канонерской лодкой ‘’Кореец’’
27 января 1904 г. Обе команды , подготовив суда к бою с японской эскадрой
, вышли на смертный парад с пением ‘’Боже, царя храни’’. Вслед за матросами
гимн подхватили музыканты оркестра. По словам капитана ‘’Варяга’’
В.Ф.Руднева, это вызвало необычайный энтузиазм. После сражения этим же
гимном сошедшие на берег герои провожали последние минуты жизни взорванного
своими руками ‘’Корейца’’ и затопленного ‘’Варяга’’.[17]
После демонстраций и забастовок, в начале марта 1917 г., страна , забыв о
трагедии ‘’Великой войны’’ 1914 г., впала в эйфорию всеобщей радости.
Самодержавие пало, Россия обрела политическую свободу, многомесячные
шествия, речи о свободе, равенстве и братстве сопровождались пением
‘’Русской Марсельезы’’.
Еще один музыкальный символ завоевал в России общенародную любовь и
признание. Сквозь всю трагичную историю нашего народа в ХХ в. прошел марш
‘’Прощание славянки’’. Его создателю - Василию Ивановичу Агапкину ( 1884 -
1964) - посвящена отдельная книга [18].
В 1912 г. началась война четырех небольших балканских государств -
Сербии, Черногории, Болгарии и Греции с Османской империей. Собралось до 20
тысяч воинов-добровольцев. Газеты сообщали о храбрости черногорских и о
сербских женщинах, участвовавших в боях.[19] Сердце штаб-трубача
откликнулось на тревожные события маршем ‘’Прощание славянки’’, который
стал ярчайшим свидетельством русского сочувствия к братьям по крови и языку
на Балканах. Помимо ‘’Прощания славянки’’ в России хорошо знали и другую
песнь славянской солидарности - ‘’Гей, славяне!’’.
Гимн славянской взаимности был создан словацким поэтом 2 ноября 1834 г.,
евангелическим пастором Само Томашиком (1813 - 1887) в ту глухую пору,
когда славяне, казалось, спали летаргическим сном - полным ходом шли их
онемечивание в Германии, Австрии и мадьяризация в Венгрии.
Гимн ‘’Гей, славяне!’’, сыгравший такую важную роль в национальном
возрождении южных и западных славян, в наши дни может стать музыкальной
эмблемой сотрудничества всех пятнадцати равноправных славянских народов -
белорусского, болгарского, боснийского, лужицко-сербского, македонского,
польского, русского, русинского (карпато-русского), сербского, словацкого,
словенского, украинского , хорватского, черногорского и чешского.
После потрясений 1917 г. Россия временно приняла не интернациональные, а
международные гимны - ‘’Марсельезу’’ и ‘’Интернационал’’.
Исторические гимны России и в наши дни могут поддерживать самосознание и
стойкость народа.
Заключение.


Итак, перед вами предстала история государственного и городских гербов
Российской империи, ее флага и гимна.
Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и
суверенитета , отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и
духовное состояние общества, его тра

Новинки рефератов ::

Реферат: Творчество Л.Бернини (Искусство и культура)


Реферат: Правовые основы торгового обслуживания населения (Государство и право)


Реферат: Физические и химические свойства диэлектриков (Химия)


Реферат: Сравнительная характеристика инструментов для web-дизайна (Компьютеры)


Реферат: Индивидуальный мир культуры (Культурология)


Реферат: Основы перестрахования (Страхование)


Реферат: Мотивация трудовой деятельности в гостинично-ресторанном комплексе (Менеджмент)


Реферат: Операции в иностранной валюте и их бухгалтерский учёт (Бухгалтерский учет)


Реферат: Скоростно-силовая подготовка (Физкультура)


Реферат: Место учителя в педагогической системе Гербарта (Педагогика)


Реферат: Простейшие паразиты человека (Биология)


Реферат: Г.Р. Державин (Литература)


Реферат: Лизинг и налоговая защита (Предпринимательство)


Реферат: Английское завоевание и колониальный режим в Индии (XVIII - первая половина XIX вв.) (История)


Реферат: Огюст Конт как основатель позитивной социологии (Социология)


Реферат: Исследование основных факторов влияния на распространения наркотиков среди подростков (Психология)


Реферат: Организация Объединенных Наций (История)


Реферат: Грамматика испанского языка (Иностранные языки)


Реферат: Асмолов как основатель ДГТФ (История)


Реферат: Общие положения возмещения вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным за (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист