GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Культурные и психологические особенности жителей Египта (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культурные и психологические особенности жителей Египта (Психология)



Министерство образования и культуры Украины
Кировоградский институт регионального управления и экономики



РЕФЕРАТ

по этнопсихологии
на тему: “Мы – с берегов Нила.
Культурные и психологические особенности жителей Египта”.



Выполнил
студент психологического
факультета
группы ПС-32
Покалюхин Антон



Кировоград 2003
Столицы Египта Каир входит в десятку самых больших городов мира. В нем
сосредоточена пятая часть жителей Египта. Каир – город контрастов. Его
контрасты так же резки, как песок пустыни и зеленая пойма Нила, как свет и
тень, жизнь и смерть.
Час пик на столичных улицах затягивается с утра до позднего вечера, а
центральные районы города загазованы так, что после продолжительной
прогулки начинает поташнивать как от отравления. Каирские автобусы набиты
до немыслимых пределов. Едва вырвавшись на свободную часть улицы, это
осевшее, накренившееся сооружение развивает большую скорость, чтобы через
пару минут застрять у перекрестка, где в демократизме автомобильной пробки
равны и роскошный лимузин, и рейсовый автобус, и даже ослик. Ослик пока
остается распространенным видом транспорта в каирском мегаполисе. Довольно
много в Каире велосипедистов. Они бывают двух видов. Одни давно усвоили,
что на работу быстрее и надежнее добираться, используя мускулы своих ног.
Они более спокойны и дисциплинированы. Другие – посыльные, развозчики,
чаеносы – могут с подносом, уставленным тарелками, стаканами или бубликами,
виртуозно маневрировать среди машин так, будто едут по пустой площади.
Безалабернейшие Стамбул и Тегеран по сравнению с Каиром кажутся воплощением
дисциплины и порядка. В хаосе движения спасает почти полное отсутствие
пьяных шоферов и быстрая реакция водителей.
Каир окружен трущобами. Есть они и в центре, и на окраинах. В Египте
почти нет дождей, и крыши многих роскошных домов заняты целыми семействами
бездомных. Стараясь не попадаться на глаза жильцам, они поднимаются наверх
черным ходом и устраиваются среди старых ящиков и ржавого железа. Нередко
здесь они держат козу или кур, а то и разбивают небольшой огород в ящиках с
землей.
Две трети каирцев из числа экономически активного населения не имеют
определенных занятий. Пятая часть работает в сфере услуг, и лишь одна
десятая – на промышленных предприятиях, в мастерских. Госучреждения, фирмы
переполнены лишними рабочими, уборщиками, вахтерами. Перерасход заработной
платы лишает возможности стимулировать работающих, зато ослабляется
социальная напряженность, хоть какой-то кусок хлеба получают потенциальные
безработные.
В каирской толпе много нищих, назойливо требующих милостыню — бакшиш.
Феномен нищенства имеет не только социальные причины. Многие мусульмане
глубоко убеждены, что нищенство не порок и не позор. Разве
благотворительность не один из столпов ислама? Поэтому требовать подаяния —
просто помогать состоятельным слоям исполнить их религиозный долг.
Благодарить за милостыню нужно не подающего, а аллаха. Распространенный
способ добыть бакшиш — оказать видимость услуги: стать гидом, проводить в
магазин, протереть ветровое стекло автомашины, побыть полчаса ее сторожем.
Иностранцы особенно часто становятся объектом назойливых нищих.
Продавцы рекламируют свой товар во всю силу голосовых связок и легких.
Хозяева магазинов для этой цели нередко нанимают одного-двух зычноголосых
зазывал. Непосвященному в восточные обычаи процедура купли-продажи у
египтян покажется невыносимо тягостной. Лавочник начинает с того, что
запрашивает за свой товар намного больше, чем думает получить. Покупатель
возмущается и называет свою цену — на треть или вдвое ниже. Тогда лавочник
несколько понижает свои требования, а покупатель чуть увеличивает
первоначальную сумму. В таких условиях торг продолжается, пока обе стороны
не сойдутся где-то посередине между первоначально запрошенной и
предложенной покупателем ценой. Тогда, наконец, сделка заключается. Простые
люди пустяковую сделку совершают с такой страстью, так горячатся, кричат и
жестикулируют, что чужеземец, не знающий арабского, может подумать, что
происходит ссора или драка.
В любом обществе личность зависит от коллектива. В Египте эта зависимость
проявляется с особой силой: создание и поддержание единой общенациональной
системы ирригации в дельте Нила требуют объединения усилий всего
египетского народа. В условиях, когда жизнь человека зависит от труда
многих, от их кооперации, групповое начало и групповая дисциплина стали
характерной чертой египетского общества. Созданию духа групповой
принадлежности способствует также большая скученность населения. Она
требует приспособления человека к толпе, клану, общине, вырабатывает
соответствующие привычки, навыки, этические нормы. Плотность населения в
пойме Нила вдвое выше, чем в Голландии. В Египте нет гор, лесов, степей,
островов, куда можно было бы убежать или где можно было бы скрыться.
Египтянин постоянно живет в человеческой массе. Он часть этой людской
массы. А соседям нужно уживаться. Это требует умения находить компромиссы,
избегать крайностей, именно так и поступают египтяне - мастера компромисса.
Они всегда ищут и часто находят золотую середину.
Власть группы опирается на силу общественного мнения, которое навязывает
человеку свои этические нормы, оставляя мало свободы в выборе поведения.
Египтянин постоянно соизмеряет свои слова и поступки с реакцией на них
других. Отсюда - стремление сохранить лицо. Оно означает чрезвычайную
чувствительность на все, что касается личной чести, боязнь мнения соседей -
явление, свойственное египтянам больше, чем другим народам. Боязнь потерять
лицо не позволяет египтянину признать, особенно публично, свою ошибку.
Самокритика невозможна, точнее, она — исключение из правил. Или египтянин
прав, или виноват кто-то другой. При задаче «сохранения лица» критерий
правды и лжи становится второстепенным. Поэтому ложь во спасение допустима.
Даже служители религии могут найти аргументы для отступления от правды при
определенных обстоятельствах. Зависимость одного от всех выработала
определенные нормы общения между людьми. Гостеприимство и вежливость у
египтян в крови, не говоря уже о внимании и заботе друзей. Прослыть скупым,
не оказать чести гостю считается позором. Вежливость не допускает
фамильярности. Любой египтянин очень тонко реагирует на статус человека, с
которым общается, на его место в социальной иерархии. Быть запанибрата с
низшими означает потерять их уважение.
Египетскую толпу легко возбудить. Это знают и политические, и религиозные
деятели. Эмоциональное воздействие, взаимопонимание оратора и слушателей
достигаются с помощью красноречия. Искусный оратор обращается, прежде
всего, к чувствам, а не к рассудку. Явление это уникальное, но для египтян
характерное. Проповеди в мечетях могут завораживать верующих. Египтяне
любят находиться в массе, в толпе, участвовать в митингах, демонстрациях,
которые многие из них воспринимают как редкое в жизни развлечение.
Трудолюбие - отличительная черта подавляющей части населения. Шеллах
(крестьянин) работает в жару и холод, в жидкой грязи и на сухом поле,
нередко полуголодный. Он и его семья кормятся трудом. И здравый смысл, и
опыт, и унаследованный от предков инстинкт требуют от него трудолюбия.
Однако, попав в город, вчерашний феллах не всегда сохраняет свое
трудолюбие. Новые, современные формы труда требуют иной дисциплины, иного
отношения к труду, ломки привычек и психологии. Все это происходит не за
один день и не за год. Египтянина угнетают современные стандарты, которые
требуют исполнения работы в срок или точных часов встречи. Необязательность
в смысле времени - довольно распространенная черта египтян. Очень редко
египтянин выполняет приказ с точностью, почти наверняка он предпочтет
делать все по-своему и вряд ли закончит работу к обещанному сроку. Трудовая
этика египтян предусматривает не любовь к труду как к таковому, а
стремление к плодам этого труда. Возможность уменьшить трудовые затраты
ценится выше плодов от больших усилий. Известное изречение «время -
деньги», высказанное Бенджамином Франклином, не находит отклика в душах
большинства египтян. Зачем спешить, если спокойствие желаннее
приобретательства? Египтяне согласятся с тем, что труд -богоугодное дело,
но отнюдь не станут считать грехом обеспеченную праздность, бесполезную
трату времени. Они не считают труд предначертанной свыше целью
существования человека. Высший идеал обычного египтянина - райское
блаженство, предусматривающее все доступные воображению наслаждения при
полной праздности.
Египтянина отличает огромное терпение. Считается, что в терпении легче
сохранить достоинство. Оно предполагает сдержанность в поведении, в словах.
Достойное, солидное поведение — необходимый атрибут людей пожилого возраста
или стариков. Но терпение и стремление к сдержанности в поведении и в
выражении своих чувств отнюдь не означает бесчувствия. Эмоциональность
египтян идет рука об руку с их терпением. Они легко возбуждаются и приходят
в ярость, которая не знает границ. Их легко может спровоцировать малейший
выпад. Когда страсти накаляются, в выражениях не церемонятся, криков много,
но до драки дело доходит редко. Турок, например, в ответ на половину
бранных слов, высказанных в такой ситуации, мог бы ударить. Но египтяне
чувствуют границу и отходчивы. Вспыхнувшая ссора может тут же затухнуть
Тяжелая жизнь, гнет, бедность, несытый стол не лишают египтянина
жизнерадостности. Его любовь к шутке, острому словцу, анекдоту, юмору, злой
сатире - всему, что они обозначают словом «нукта», - поражает. Ни у кого из
других народов Востока нет такого чувства юмора, как у египтян. «В шутке -
лекарство», - говорит египетская пословица. «Нукта» - иногда оборона,
иногда - нападение. Она помогает египтянину сохранить жизнерадостность в
обстоятельствах, толкающих к унынию и упадку настроения, преодолеть тоску и
горе, восстановить хотя бы на миг униженное человеческое достоинство.
Оскорбленный человек через «нукта» выпустит пар гнева и восстановит
душевное равновесие, не предприняв никаких действий.
Осознанное и инстинктивное чувство противоположности интересов отдельного
человека, группы и государства, власти привело египтянина к максимальной
осторожности, ставшей для многих второй натурой. Люди научились скрывать
свои мысли, чувства, намерения, говорить вслух то, что от них ждут, но во
что они не верят, думать одно, а произносить другое, резко ограждая от
внешнего надзора свой внутренний мир, круг своих подлинных интересов.
Доверяют только своим родственникам или близким. Прямой и откровенный
разговор с египтянином весьма труден. Собеседник нередко скрывает свои
убеждения, мысли и хочет, прежде всего, узнать ваши мысли и убеждения, а
затем уверить вас, что согласен с ними. Египтянин должен выяснить,
насколько можно доверять собеседнику, какой смысл скрыт между строк, когда
«да» означает «нет», или наоборот. Разговор стал искусством и средством к
достижению цели, особенно если ведется с иностранцем или власть имущим.
Египтяне нередко говорят обиняками, ходят вокруг да около темы. Если нет
уверенности в положительном исходе беседы, в достижении цели, если
собеседник не понял или не захотел понять намека, египтянин все равно
доволен: ведь он не получил отрицательного ответа, не испортил отношений,
«не потерял лица». «Прощупывание пульса» - важнейшее предисловие к началу
разговора. За обычными словами в серьезном, остром разговоре порой трудно
найти мысли. Главная цель произнесенного слова - подготовить собеседника к
тому, чтобы он воспринял высказанное тобой, а вторая цель - расположить его
к себе, сблизиться, с ним. Поэтому египтяне очень редко позволяют
политическим или научным конфликтам испортить личные отношения. Острая
политическая борьба - одно, а личная вражда - другое дело. Личные связи не
всегда совпадают с партийной преданностью, а тем более с политическими или
философскими убеждениями. Газетные полемисты, обменивающиеся язвительными и
порой оскорбительными выпадами или эпитетами, могут по вечерам вместе
играть в домино или крикет в одном клубе.
В Египте удивительно легко устанавливаются поверхностные контакты и
псевдодружеские отношения даже в период официальной враждебности между
странами. Их облегчают обычная египетская вежливость и гостеприимство. Но
подлинное доверие, дружба и откровенность - дело трудное. Если иностранцу
удалось внушить доверие, завести настоящих друзей, он может чувствовать
себя королем.
Египетское общество - мужское общество. Отношения с женщинами жестко
регламентированы обычаем и шариатом. В городах, да и в состоятельных семьях
в деревнях, требуют, чтобы женщина закрывала тело и волосы, оставляя
открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Но чем больше запрета, тем
больше соблазна. Святоши осуждают «испорченность нравов» на Западе, но с
интересом рассматривают легко одетых европейских женщин и часто говорят о
вопросах пола. Об интимных сторонах человеческих отношений начинают
говорить с детства. А сколько на эту тему разговоров среди молодежи и
особенно среди поздно женившихся мужчин!
Египтяне считают себя лучшими людьми на земле и, конечно же, лучшими
среди арабов. Для большинства их родина - «Мать мира», центр мировой
цивилизации.
Семья в Египте священна. Выше многих других благ ставят египтяне прочный
семейный очаг. Даже служители культа сходятся во мнении, что безбрачие
безнравственно и является преступлением перед религией и обществом.
Египетская семья, как правило, состоит не только из мужа, жены и детей. Она
представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными
связями по мужской линии. Во главе ее находятся пожилой мужчина и его жена.
Эта группа включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков.
Но их связывают не только общие экономические интересы и кровное родство,
но и так называемая «аса бия» - «кодекс чести», социальные связи и
обязанности большой семьи. Чувство привязанности к родственникам - каркас,
на котором держится семья. Он обрастает плотью взаимных интересов и
обязанностей. Это предопределяет силу большой семьи и слабость лишенного
семейной поддержки индивидуума. В семье имеет значение родство только по
мужской линии. Для прямых родственников жены даже ее дети - не то чтобы
чужие, но они принадлежат к другой семье. Однако дети сына считаются
членами данной семьи.
Традиционная большая египетская семья основана на власти мужа - главы
семейства. До недавнего времени юношу оценивали только на основе репутации
и статуса его отца. Социальные связи юноши формировались на основе
социальных связей отца. Египетское общество не признавало независимости
детей ни экономической, ни в смысле поведения и требовало, чтобы они
подчинялись отцу. Покорность и признание авторитета старших - одно из
главных достоинств юноши. В египетской семье жесткое обращение с детьми
встречается редко, и если дети почитают отца, то они находят у него и
нежность, и тепло. Выбор невесты или жениха в Египте - чаще всего дело
родителей. Но сейчас все больше считаются с мнением молодых. Весьма
распространены браки на двоюродных сестрах и по линии отца, и по линии
матери. Что касается красоты девушки, то отдают предпочтение женщинам с
чистой белой кожей, стройным, с тонкой талией и полной грудью, правильными
чертами лица. Однако физическая красота, чувственная сторона брака хотя и
важны, но отступают на второй план перед моральными достоинствами будущей
жены, ее происхождением, ее умением вести себя и статусом ее родителей.
Брак на не мусульманке дозволен для мужчин-мусульман. Выходя замуж за
мусульманина, женщина-немусульманка не обязана отказываться от своей
религии, но ее дети будут мусульманами. В прошлом мусульманке вступать в
брак с иноверцем запрещалось под угрозой смертной казни. С тех пор нравы и
законы изменились. В Египте женщине, вышедшей замуж за иноверца и принявшей
его веру, не грозит смерть, но от нее требуется отчаянная смелость или
безумная любовь. Совершая такой шаг, она рвет все свои прежние родственные
отношения и социальные связи. Выходя же замуж за иностранца, она часто
вынуждена покинуть страну.
Главное, чем женщина укрепляет свои позиции, на кого опирается в большой
семье, - это ее дети, точнее - сыновья. Чем их больше, тем больше у нее
влияния, тем больше к ней уважения. Рождение детей - смысл жизни и смысл
брака. Отец ждет наследника, большая семья ждет помощников. Мальчики-
подростки выйдут в поле вместе с родителями, и они же обеспечат родителей в
старости. Рождение сына всегда предпочтительнее, чем дочери, но появление
на свет девочки не трагедия. Ее тоже окружают нежностью и заботой, и дочь
платит родителям своей любовью.
Имя новорожденному сыну чаще всего дает отец, девочке - мать. У египтян-
мусульман приняты часто арабские имена или арабизированные имена из Библии
и Евангелия. Мальчиков часто называют в честь пророка (Мухаммед, Ахмед или
Мустафа), одного из членов его семьи (Али, Хасан, Хусейн и т. д.) или кого-
нибудь из его сподвижников (Омар, Осман, Аир), а также в честь какого-
нибудь пророка или патриарха древности (Ибрахим, Исхак, Исмаил, Якуб,
Муса, Дауд, Сулейман и т. д.), или дают ему имя, означающее «Раб Господа»,
«Раб милосердного», «Раб могущественного» и т. д. (Абдаллах, Абдар-Рахман,
Абд аль-Кадир). Девочку чаще всего называют именем жены, или одной из
любимых дочерей пророка, или еще кого-нибудь из членов его семьи (Хатига,
Айша, Амина, Шатима, Зейнаб), либо дают ей имя, означающее, что она
«любимая», «благословенная», «драгоценная» и т. д. (Махбуба, Мабрука,
Нафиса), иногда именуют ее названием цветка или какого-либо другого
приятного предмета.
Имена собственные, как правило, не передаются от родителей к детям,
поэтому вторые имена часто обозначают родственные отношения: Абу Али (отец
Али), Ибн Ахмад (сын Ахмада) и т. д. Иногда вторым именем служит прозвище,
например: Нур ад-Дин (свет Веры), ат-Тавиль (высокий). Иногда они связаны
со страной, где человек живет, с местом, где он родился, происхождением,
семьей, сектой, ремеслом или видом занятий, например: ар-Рашиди (из города
Рашид), ас-Саббаг (красильщик), ат-Тагир (купец). Такие имена часто
передаются по наследству и становятся семейными.
Мальчики до шести-семи лет растут среди женщин. Церемония ритуального
обрезания, которую совершают в этом возрасте, считается как бы первым шагом
к включению мальчика в общество взрослых мужчин. После обрезания его
начинают приучать к работе, он помогает отцу в поле, его могут брать на
пятничную молитву, если он крепкий, ему разрешается поститься.
Женщина, как правило, лишена возможности социального самоутверждения вне
семьи, а в семье находится в подчиненном положении. Она хорошо знает, что
мужчина - хозяин в доме и несет ответственность за семью. Она также знает,
что живет за счет мужа. Даже в городе лишь у меньшинства женщин есть
самостоятельная работа. Свое место большая часть женщин видит в семье и
только в семье. Если мужчина содержит дом, то она - его хозяйка, не
терпящая вмешательства мужчины в ее дела. На практике жена оказывает
большее влияние на мужа. Согласие в семье для египтянина и египтянки -
желанное дело. «У кого хорошая жена, тот возвращается домой до ужина», -
говорит пословица. Жестокое обращение с женами, в общем-то, исключение.
Шариат разрешает правоверному иметь до четырех жен. Но в Египте
господствует моногамия.
Египтянки привлекательны пропорциональным сложением, мягкими чертами
лица, густыми, черными как смоль волосами. Их огромные черные глаза,
осененные густыми ресницами, прекрасны, Муж-египтянин - страшный ревнивец и
уверен, что за женой нужен глаз да глаз, иначе она готова изменить.
В арабских странах большое значение придается исламским традициям. В
мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами
к женщине, это считается неприличным, все контакты, обсуждения ведутся с
мужчинами. При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка
прикасаются друг к другу щекой, похлопывают по спине и плечам, но такие
знаки внимания возможны только между своими и не распространяются на
чужестранцев.
Если европейское приветствие короткое и сухое, то арабское превращается в
целую процедуру, оно сопровождается расспросами о здоровье, о делах. На
протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Даже если вы спешите, то
необходимо выслушать арабского собеседника, его многочисленные пожелания
благополучия. Поводы для пожеланий и поздравлений могут быть самыми
разнообразными: встреча, приезд, отъезд, покупка. Речь арабского
собеседника сопровождается частыми обращениями к Аллаху, упованием на его
помощь в завершении предстоящих дел. В арабской среде это обычная формула
вежливости.
Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к
прямолинейным ответам, быть категоричным, арабы во время беседы избегают
также суетливости, поспешности. Арабские собеседники всегда стремятся
«сохранить лицо» и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить
возможность для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождается
оговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские
предприниматели выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном
виде.
Исламская мораль относит торговлю к престижному, почитаемому занятию.
Средневековые мыслители рассматривали торговлю как род искусства, успех в
торговых начинаниях считался признаком глубокого ума.
Торговая сделка у арабов - всегда маленький спектакль. Это область, где
европейские и арабские понятия существенно расходятся. Приглашая совершить
сделку, арабский купец становится сама любезность. Первая названная цена
всегда многократно завышена. Назвав завышенную цену, хозяин товара начинает
всячески его расхваливать. Покупающий стремится сбить цену. Торгующиеся
могут расходиться, вновь обсуждать достоинства товара, пока не ударят по
рукам. Процесс покупки часто сопровождается угощением прохладительными
напитками, чаем, кофе. Если вам подали небольшую чашечку кофе (он очень
крепкий, без сахара, с большим количеством кардамона), то, выпив, вы
отдаете ее хозяину, и он тут же наливает в нее еще кофе. Так продолжается
до тех пор, пока вы один не опустошите кофейник. Но если вы больше не
хотите кофе, покачайте чашечкой из стороны в сторону или переверните ее
вверх дном. Если перед кофе предлагают прохладительные напитки, это
означает, что время, отведенное для встречи, подходит к концу.
Египет является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации,
поэтому для египтян весьма характерно чувство национальной гордости,
следование историческим традициям своей страны. Другая черта - это принятие
необходимости сильного правления и, наконец, третья - жесткие и довольно
развитые административные правила поведения. Эти особенности египтян в
значительной степени сказываются при ведении ими переговоров. Так, они
весьма чувствительны к вопросам, связанным с национальной независимостью.
Все, что каким-то образом может рассматриваться как вмешательство в их
внутренние дела, будет отвергаться с беспощадностью. Важным оказывается и
уровень, на котором ведутся переговоры. При этом египтяне чаще предпочитают
«торг» иным типам взаимодействия с партнером. Египтяне большое значение
придают проявлениям дружбы, искренности, гостеприимства и хорошего
настроения.
Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является
установление доверия между партнерами. Если типичный американец старается
предугадать развитие событий при решении любой проблемы, то арабы скорее
привыкли ориентироваться на прошлое, постоянно обращаясь к своим корням и
традициям. Они также предпочитают предварительную проработку деталей
обсуждаемых на переговорах вопросов.
В целом, поскольку арабский мир далеко не однороден, существуют
значительные различия в стилях делового общения у представителей различных
арабских государств. Представители арабских государств, как в обыденной
обстановке, так и во время деловых контактов стараются создать дружелюбную
обстановку, ценят юмор, используют личные имена. Многие арабы по делу и без
дела любят подолгу трясти вашу руку. Неотъемлемой частью деятельности
арабского бизнесмена, стремящегося к заключению деловой сделки, служит
поход в увеселительное заведение. У этих народов исповедуется почти
религиозный культ подарков, причем самыми весомыми из них считаются
авторская картина и оригинальная чеканка. В одежде недопустимым у них
признается сочетание белого и синего цветов (цвета флага Израиля).
При общении у европейцев не придается особого значения ни левой, ни
правой руке. Однако и в этом отношении нужно быть крайне осторожным в
арабских странах: здесь считается недопустимым протянуть кому-нибудь
подарок или деньги левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, левая рука
считается нечистой, и Вы можете нанести оскорбление своему партнеру.




Реферат на тему: Культурологическая и сексуальная теория Фрейда
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
2СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ..........................................1
1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23



- 2 -
МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
_ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является
известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От
простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.
Итогом его научных изысканий послужила теория пси-
хосексуального развития общества и индивида. В своем
мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный
и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-
ласти психиатрии, он руководствовался постулатами
естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво-
рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-
листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-
пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось
представление об основополагающем значении для челове-
ческого поведения "психической энергии", присущей
инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В
психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-
но автономные, но постоянно взаимодействующие между
собой структуры бессознательного "оно" и сознательного
"Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"
(см. сноски на последней странице), которое внедряется
в "Я", но без специального анализа не осознается им.
По мнению Фрейда, причиной невроза является особого
рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".
В чем же заключается основной конфликт этих трех
субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.
11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"

- 3 -
Если считать, что человек - такое же детище при-
роды, как и остальные известные нам живые существа, то
он в определенной мере наделен теми же качествами, что
и они. Если считать, что животные не наделены таким
разумом, как человек, то единственной точкой сопри-
косновения у них являются инстинкты. Как правило, у
человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-
мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть
размножения, которые, в свою очередь, складываются из
множества инстинктивных факторов. Причем эти два
инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения
относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-
ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-
ции, которые делают любой организм живым. Изначально
эти факторы были очень важны, но в связи с развитием
разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-
мые утратили свое былое значение. Это произошло пото-
му, что у человека появились приспособления для добы-
вания пищи, он стал использовать пищу не только для
того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения
свойственной только человеку алчности. Со временем пи-
ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее
добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.
Человек стал строить для себя жилища и другие
приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.
Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою
значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-
ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-
веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-

- 4 -
нуться, которые до этого относились к инстинкту са-
мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-
решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-
до". Итак, в результате эволюции, основной движущей
силой в жизни человека стал инстинкт размножения.
11.2.КОНТРОЛЬ "Я"
Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-
чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".
Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.
В нашем случае разумом является "эго". Так как
инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-
полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-
костью, то есть в строго концентрированном состоянии
"оно" находиться не может, потому что в этом случае
при сосредоточении одних инстинктов, человек из го-
мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-
росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-
ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-
ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-
чия. Так как все находится в развитии и покой относи-
телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во
времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в
ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-
положить, что каждому предмету и явлению соответствует
свое время и свое место, то, следовательно, и челове-
ческой психике присуще свое место и время в общей при-
роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав-
нить с клеткой, где происходят соответствующие явле-
ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а

- 5 -
внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-
нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо
развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-
ровалось и претерпевает незначительные изменения, то
наружная оболочка с развитием культуры все растет и
утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как
там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),
следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-
лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-
ление внутри становится столь велико, что внутреннее
содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот
внутренний конфликт и является главным противоречием
между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не
случайно с ростом и развитием культуры человечество
все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но
главная проблема в том, что человек не догадывается о
противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих
запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической
дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви-
дел средство восстановления психического здоровья.
Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна-
руживается то место в психике, в котором наблюдается
давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-
наружив это место и устранив в нем возникшее противо-
речие, человеку возвращается здоровая психика.
11.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"
Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".
"Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой
психики. Так как человек живет в обществе, то оно

- 6 -
оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-
ше рассуждениям. Если человек представляет из себя
систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна
существовать не может, она погибает (вычлените из ор-
ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,
та, в свою очередь, образует орган, а последний -
систему органов, образующих большой, единый организм.
Так вот оболочки этих клеток соединены между собой.
Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".
Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово-
купность всех общественных отношений (контролирующих
поведение человека).
11.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и
"сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна
люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается
на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-
нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был
запрещен (религией, законодательством). Эту запретную
установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-
нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-
щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.
Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте
направлено на близких, а в большей степени, на мать,
так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,
что вольно или невольно бессознательное "оно" создает
инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-
венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,
которое или со временем (с возрастом) разрешается, или

- 7 -
выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной
стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него
появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего
родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда
можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ-
ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-
лись против неограниченной власти отца и, сговорив-
шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл
убийства, они испугались, что то же может произойти и
с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,
и каждый в своей новообразовавшейся семье установил
(обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то
есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обви-
няли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда.
Позже символ отца в племенах заменили различные живот-
ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.
11.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ
Естественно, на основании всего вышесказанного
можно сделать вывод о том, что мир движется за счет
противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-
тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж-
дать, что нет ни одного здорового человека, так как у
каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее
развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо
внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-
лочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке
постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак-
тора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них
состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-

- 8 -
ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество
предопределило норму сексуального общения, и через эту
узкую щель выходит лишь небольшое количество пси-
хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол-
няет первый, является следующим: по второму закону ди-
алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в
другое качество, в частности в энергию социальную, то
есть человек делается социально активным. Если оба ка-
нала для выхода открыты, то индивид находится в нор-
мальном состоянии. Если не работает первый канал, то
вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не
работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в
бессознательное, могут привести к так называемому пси-
хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых
различных формах: от фонтомных болей до психических
расстройств, как то: мания преследования, паранойя и
др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит
к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-
дотвратить их.
Естественно, мы описали упрощенную схему действия
психики. Организм человека, в частности его психика,
являются автономной, саморегулирующейся системой и,
пожалуй, главным фактором искажения психики является
не конфликт между бессознательным и сознательным, а
воздействия "сверх-Я".



- 9 -
_ 32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-
ентирован на изучение и излечение психики индивидов,
но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ-
яснения общественного сознания в его настоящем и прош-
лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют
сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-
дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-
альными нормами нравственности и права, возникшими на
заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-
ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-
яснить как, почему, при каких условиях они возникли,
утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было
привлечено к проблемам формирования и сущности челове-
ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-
дить об общем развитии человечества по своему опыту,
приобретенному ... на пути изучения душевных процессов
отдельных лиц за все время их развития от детского
возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-
ристики с отдельного человека на все человечество,
Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции
общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-
чество психологические черты не просто индивида, а
невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-
верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-
шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто-
рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии

- 10 -
проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-
ется характерной и для первобытного человека. Через
нее проходят все народы в своем культурно-историческом
развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-
ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как
систему запретов, блокирующих природные влечения чело-
века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило
достигнутого культурного уровня, а культурное развитие
человечества является отречением от природных
страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-
тарное наслаждение нашему "Я".
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин
"культура" в большинстве случаев оказывается равноз-
начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп-
ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что
"она охватывает все приобретенные людьми знания и
способы, чтобы господствовать над силами природы и до-
бывать блага для удовлетворения человеческих потреб-
ностей", и в то же время она включает все институты,
регулирующие отношения между людьми, в особенности
распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у
всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-
тикультурные традиции и что эти стремления у значи-
тельного количества лиц настолько сильны, что опреде-
ляют их поведение среди других.
Можно сказать, что человек как бы находится между
двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-
ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из-
бавится от нее); с другой стороны, культура защищает

- 11 -
его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать
все блага природы и пользоваться ими, а также делит их
между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-
туры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи-
ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-
вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким
грузом ложится на его психику. В какую же сторону
склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об
этом так: "В силу этого всякая культура должна быть
построена на принуждении и на отказе от влечений, и
при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма-
териальных интересов передвинут на психику. Решающим
является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить
для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от
своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие
им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-
радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о
том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-
людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-
ности в культуре.
12.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ
Как нельзя обойтись без принуждения к культурной
работе, так же нельзя обойтись и без господства мень-
шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и
недальновидны, они не любят отказываться от влечений,
не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого
отказа, а индивидуальные представители масс поощряют
друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь
благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых

- 12 -
ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к
напряженной внутренней работе самоотречения, от чего
зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-
ми становятся личности с незаурядным пониманием этой
жизненной необходимости, сумевшие добиться господства
над собственными влечениями. Но для них существует
опасность, что, не желая утрачивать своего влияния,
они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому
нам представляется необходимым, чтобы они были неза-
висимы от власти как распорядители средств власти.
Короче говоря, люди обладают двумя распространен-
ными свойствами, ответственными за то, что институт
культуры может поддерживаться лишь в известной мере
насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-
ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-
ны против их страстей.



- 13 -
_ 33.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
13.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
Культурологические размышления Фрейда неизбежно
подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе-
реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре-
нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-
мание на их связь с религиозными представлениями, тем
более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-
ющим человеческую жизнь, божественное происхождение.
Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-
ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод,
что при падении падении религии деградирует и культу-
ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек
слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.
Человек должен войти в сообщество, которое в результа-
те своего развития налагает запреты на его желания.
Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна
отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный
вознаградить человека за его жертву своими влечениями,
защитить его от проявлений природы и от посягательств
на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто
же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый
замечал влияние отца в семье. Он обладал властью,
устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по
отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает
отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-
бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять
его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают
свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом

- 14 -
остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из
тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою
очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-
торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-
ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-
ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как
бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз-
награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-
торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-
ных противоречий. Мы видим, что религия является одной
из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд
установил, что религия является массовым неврозом. На
основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что
религия по многим своим положениям напоминает навязчи-
вое невротическое состояние. Так, например, если нев-
ротик боится не производить какие-то определенные дви-
жения, то любой истинно верующий человек так же боится
не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница
заключается лишь в том, что невротик не может объ-
яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а
верующий человек, в зависимости от своего познания те-
ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с
некоторыми оговорками, можно назвать религию общест-
венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи-
тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда
опасней общественного, так как он отрицательно влияет
на физическое состояние больного, тогда как данный об-
щественный невроз является совершенно безобидным. Так-
же религию можно назвать и антиневрозом, так как она

- 15 -
помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-
альные противоречия. И разрушение разрушение религии
ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю-
далось в России после революции, хотя позже произошла
подмена веры. Для развития общества нужны какие-то
основы, и с падением старых появляются новые. Так,
например, религиозную основу в России сменила комму-
нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже
рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко
возросло астеническое состояние общества, возросла
преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков
и т.д.



- 16 -
_ 34.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория
Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор-
на), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в
оценке и понимании развития человеческого общества.
Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе-
ред в познании человеческой психики и раскрытия ее
глубин. К нашему времени данная теория усовершенство-
валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре-
менные психоаналитики активно используют работы Фрейда
в своих исследованиях. В своей работе я попытался
раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло-
гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул,
а многие являются очень спорными, поэтому мое субъек-
тивное мнение является лишь каплей в море вопросов и
работ, посвященных фрейдизму.



- 17 -
2ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ
1.Бессознательное - действия человека, которые он
совершает, не отдавая себе отчета, автоматически.
Бессознательный характер носит психическая деятель-
ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова-
ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/
стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек-
тики, является антагонистом сознанию и является
вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна-
тельное носит врожденный характер и определяет все по-
ведение человека.
2.Я - философское понятие, обозначающее субъект
преднамеренных действий, в которых личность отдает се-
бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-
ляется цензором спонтанно возникающих животных влече-
ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-
шений Я формируется культурой, то есть культурные и
моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-
века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.
3.Супер-эго - это интериорезированные культур-
но-социальные нормы.
4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к
раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и
развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-
новешиваются, то есть находятся в более стабильном
состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со
временем проявляют себя.
5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой
ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом

- 18 -
спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его
убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип-
та) и долго странствующий, возвращается на родину и,
убив своего отца, женится на своей матери и становится
царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он
с горя ослепляет себя и уходит странствовать.
6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло-
гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос
и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал
его.
7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также
инцест, который позже был запрещен религией.
8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-
ально-культурную основу) подверглась бурной крити-
ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться
на теорию Дарвина, то "филогинез есть повторение ото-
гинеза", то есть индивидуальное развитие организма
повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю-
дая, как развивается человек, можно сказать, как раз-
вивается общество, ибо развитие человека в точности
повторяет развитие общества.
9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-
виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-
ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные
представления об искомом предмете можно получить, лишь
сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-
чия.
10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.
Если взять за основу то, что дети в результате

- 19 -
действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-
ений убили своего отца, а позже испугались, что такое
может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему
кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему
они стали поклоняться своему мертвому предку и все
бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-
шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот-
ное раз в год убивается племенем.
11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз-
чивые мысли и движения и действия.
12.Не следует путать общественный невроз с рево-
люционными взрывами.



- 20 -
2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/
Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.
2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-
ринтное воспроизведение издания 1913 г.
3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли-
тературы, 1992.
4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная
философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы,
1977 г.
5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия:
Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера-
туры, 1982 г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Разработка проекта ИВС для управления файловыми ресурсами и ресурсами печати в сетях под управлением Win2000 (Программирование)


Реферат: Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии (История)


Реферат: Мифологические мотивы в повести А. и Б. Стругацких Понедельник начинается в субботу (Культурология)


Реферат: Иудаизм (Религия)


Реферат: История развития этикета: факты (Психология)


Реферат: Физические лица как субъекты МЧП (Международное частное право)


Реферат: Электронная торговля ценными бумагами (Биржевое дело)


Реферат: Курс лекций по административному праву (Административное право)


Реферат: Рязанский Кремль (Педагогика)


Реферат: Культура XX века: противоречия и проблемы (Культурология)


Реферат: Сравнительная характеристика меди и калия (Химия)


Реферат: Проблемы современной культуры (Искусство и культура)


Реферат: Компьютер в детском саду (Педагогика)


Реферат: Тютчев (Исторические личности)


Реферат: Становление Сочи как курорта (Искусство и культура)


Реферат: Все виды дисконтирования, наращения и тд (Биржевое дело)


Реферат: Истоки культуры восточных славян (Культурология)


Реферат: Развитие паломнического и религиозно-познавательного туризма в Новгородской области (Туризм)


Реферат: Презумпция невиновности (Теория государства и права)


Реферат: Постановка и разработка алгоритма решения задачи "Учёт основных средств" (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист