GeoSELECT.ru



Компьютеры / Реферат: Обучающая программа "Графика" программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x (Компьютеры)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обучающая программа "Графика" программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x (Компьютеры)



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 7
1. НАЗНАЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ............................. 9
1.1. Обзор существующих обучающих средств и методов........... 9
1.2. Назначение программы для обучения работе в графическом
режиме........................................................ 12
1.2.1. Роль ЭВМ в учебном процессе СПГУАП..................... 12
1.2.2. Методика обучения с помощью обучающей программы........ 13
1.2.3. Возможности языка TURBO-PASCAL 6.07.О ................ 16
1.3. Техническое задание...................................... 17
1.3.1. Постановка задачи...................................... 17
1.3.2. Выбор технических средств и программного обеспечения... 18
1.3.3. Технико-экономическое обоснование ..................... 18
2. ОПИСАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ....................................... 20
2.1. Методическое оснащение базы данных....................... 20
2.2. Структура базы данных.................................... 22
2.3. Возможности изменения или обновления .................... 25
2.3.1. Теория................................................. 25
2.3.2. Вопросы................................................ 26
2.3.3. Справки ............................................... 28
3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ......................................... 30
3.1. Общие сведения........................................... 30
3.2. Функциональное назначение................................ 31
3.3. Описание логической структуры............................ 32
3.4. Используемые технические средства........................ 38
3.5. Вызов и загрузка......................................... 39
3.6. Входные и выходные данные................................ 39
4. ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ........................................ 41
4.1. Назначение программы..................................... 41
4.2. Условия применения....................................... 41
4.2.1. Технические средства................................... 41
4.2.2. Общие характеристики входной и выходной информации..... 42
4.3. Пример использования..................................... 42
5. РУКОВОДСТВО ПРОГРАММИСТА................................... 45
5.1. Назначение и условия применения программы................ 45
5.2. Характеристики программы................................. 45
5.3. Обращение к программе.................................... 46
5.4. Входные и выходные данные................................ 46
6. РУКОВОДСТВО ОПЕРАТОРА...................................... 47
6.1. Назначение программы .................................... 47
6.2. Условия выполнения программы............................. 47
6.3. Выполнение программы..................................... 47
6.4. Сообщения оператору...................................... 48
7. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ............... 49
8. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
СМЕТА ЗАТРАТ.................................................. 51
8.1. Построение ленточного графика........................... 51
8.2. Расчет сметы затрат ................................... 54
9. ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.БЕЗОПАСНОСТЬ И
ХАРАКТЕРИСТИКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА
РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.................................... 57
9.1. Основные санитарно-технические требования к помещению ... 57
9.2. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда..... 57
9.2.1. Микроклимат производственного помещения................ 57
9.2.2. Вредные вещества и пыль................................ 59
9.2.3. Излучение.............................................. 60
9.2.4. Освещенность........................................... 60
9.2.5. Шум.................................................... 61
9.3. Расчет необходимого воздухообмена........................ 61
9.4. Система освещения........................................ 62
9.5. Инженерно-технические мероприятия по созданию
благоприятных условий труда................................... 62
9.5.1. Защита от шума......................................... 62
9.5.2. Защита от излучения.................................... 63
9.5.3. Меры защиты от поражения электрическим током........... 63
9.6. Организация рабочего места пользователя при работе
с терминалом.................................................. 65
9.7. Противопожарные требования............................... 65
9.8.Приборы контроля параметров среды ........................ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................. 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст программы................................. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 База данных..................................... 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Экранные формы ................................ 157



ВВЕДЕНИЕ


Обучение - очень важный процесс в современном обществе. От того
насколько качественно и эффективно оно будет осуществляться зависит
благосостояние народа. В нынешней сложной экономической ситуации крайне
необходим прилив новых хорошо подготовленных кадров во все сферы народного
хозяйства. Необходимо быстрое внедрение всех достижений науки и техники в
производство- Возрождение отечественного производства - залог
экономического подъема, роста социального благосостояния народа.
Компьютер - одно из главных изобретений века. В последнее десятилетие
он стал неотъемлемой частью жизни человека. Компьютер применяют в самых
различных областях жизнедеятельности начиная с решения простейших
математических задач, моделирования различных процессов, применение в
банковском деле, медицине, образовании, издательском деле, использование
компьютера для управления различной техникой в том числе автомобилем,
самолетом, космическим кораблем до использования в быту, играх.
Идея обучения с помощью компьютера родилась давно. Связана она была с
видимостью человекоподобного поведения компьютера, его способности вести
осмысленный диалог с человеком.
Первые попытки внедрить компьютер В обучение были сделаны еще в 50-х
годах , когда в качестве устройства ввода/вывода использовался телеграфный
аппарат. В течение последующих 40-лет ведутся непрерывные интенсивные
исследования в этой области. За это время компьютерная техника изменилась,
стала более совершенной, появились персональные компьютеры ,
микрокомпьютеры. Разработано программное обеспечение , обеспечивающее
довольно широкое использовать технический возможности компьютера. Снижение
стоимости компьютерной техники позволило внедрить ее в образовательных
учреждениях. Теперь компьютеры пошли в школы, институты и в количественном
выражении Компьютеризация образования идет высокими темпами: в отдельных
странах число школьных компьютере составляет уже десятки и сотни тысяч, а в
США - миллионы. И в нашей стране школьники старших классов уже в течение
семи лет изучают такой предмет как информатика, знакомятся с компьютерами и
основами работы на них. Однако, обучение с помощью компьютера остается
малоэффективным. Основная причина состоит в том, что разработчики
автоматизированных обучающих систем преследуют цель компьютеризация
обучения ради самой компьютеризацию!. Мало внимания уделяется дидактике.
Возможности применения компьютера в учебном процессе, весьма
многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или
систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений ,
для редактирования текстов, в качестве различного рода тренажеров, как
инструмент автоматизации проектирования, программируемого управления
экспериментами, как информационно-поисковая или экспертная система и
наконец как средство практического обучения самой компьютерной технике и
программированию .
В настоящее время уже создано множество средств обучения с помощью
компьютера- Их можно квалифицировать следующим образом: компьютерные
учебники, предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие
программы, учебные пакеты), лабораторные практикумы тренажеры,
контролирующие программы.
Компьютеры прочно вошли в учебный процесс Санкт-Петербургской
государственной академии аэрокосмического приборостроения. Компьютер здесь
служит не Только предмета изучения, но и средством обучения. Уже внедрены и
применяются ряд компьютерных программ для обучения и контроля, в частности
контролирующие программы, моделирующие с элементами контроля по таким
предметам как "Охрана труда", "Экономика и планирование производства",
"Схемотехника", "Кодирование информации" и др...
Однако, потребности академии в компьютерных обучающих программах не
удовлетворены. Именно поэтому темой данной дипломной разработки стала
программа для обучения работе в графическом режиме. В учебном плане
академии отсутствует лекционный курс по теме "Графический режим языка Turbo-
Pascal". Это делает сложным работу со студентами на лабораторных
практикумах, вызывает много вопросов у студентов и усложняет работу
преподавателей. Среди уже существующих обучающих программ отсутствует
программа обучения работе в графическом режиме. К требуемой программе
предъявлялись совершенно конкретные специальные требования . Перед
разработчиком была поставлена задача создания программы для обучения с
элементами контроля, дающей возможность повторного изучения материала,
поясняющей ошибки обучаемому студенту. Программа должна включать в себя
соответствующий методический материал по заданной теме, подобрать и
оформить который предстояло также разработчику.
Именно такая программа была создана. Программа имеет название
"Графика" , содержит теоретический материал по заданной теме, контрольные
вопросы с необходимыми поясняющими справками.
Разработчик надеется, что цель восполнения пробела лекционного курса,
повышения качества и интенсивности обучения студентов с ' " помощью
данной программы, им достигнута.



1. НАЗНАЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Обзор существующих обучающих средств и методов

Известно, что возможности применения компьютеров в учебном процессе
весьма многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений
или систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения
вычислений, для редактирования текстов, в качестве различного рода
тренажеров, а также как инструмент автоматизации проектирования,
программируемого управления экспериментами, как информационно-поисковая или
экспертная система, наконец, как средство практического обучения самой
компьютерной технике и программированию. Вместе с тем, особый интерес
представляет использование компьютера в качестве дидактического инструмента
общего назначения, применимого для обучения любым знаниям.
Идея обучения с помощью компьютера появилась давно. Первые попытки
относятся к концу 50-х годов. В то время уже имелась возможность "общения"
человека с компьютером посредством используемого в качестве устройства
ввода/вывода телеграфного аппарата-телетайпа. Надлежащим образом
запрограммированный компьютер заносит в свою память набираемый человеком на
клавиатуре телетайпа текст запроса, а по окончании ввода этого текста
производит некоторый анализ его и печатает на телетайпе заранее
заготовленный, или конструируемый из подходящих элементов текст ответа. Или
проще - компьютер выдает на телетайп текст вопроса или условия задачи и
ждет ввода с клавиатуры ответа, который затем сверяется с имеющимся
эталоном, чтобы выдать оценку: верно/неверно. С тех пор во всем мире
ведутся непрерывные научные поиски решения проблемы эффективного и дешевого
способа обучения с помощью компьютера.
Проблему дороговизны попробовали решить в 70-е годы специалисты
Иллинойского университета. Их силами была создана поражавшая своими
техническими возможностями суперсистема PLATOIY. Каждому учащемуся здесь
был предоставлен уже не телетайп, а комфортабельный терминал с плазменным
дисплеем, обеспечивающим выдачу произвольного текста, графики и цветных
кадров с микрофишей в сопровождении звука. Расчеты на низкую стоимость
системы не оправдались и после проведенных испытаний в условиях обучения
школьным предметам выявилась сложность, дидактическая неэффективность и
трудоемкость подготовки учебных материалов. Создание компьютерных систем
обучения приняло широкий размах и в связи с этим говорили о революции в
образовании. Но в действительности существенного влияния на практику
обучения разрабатываемые системы не оказали, и ни одна из них не получила
сколько-нибудь значительного применения: системы создавались сами по себе,
а обучение людей производилось с помощью книг и лекций. С появлением
массового производства недорогих и удобных в использовании
микрокомпьютеров, компьютеризация в настоящее время в количественном
выражении идет высокими темпами.
В конце 80-х годов проблемной лабораторией электронных вычислительных
машин Московского государственного университета была создана
микрокомпьютерная система обучения "Наставник". Эта система предназначена
для обучения предметам теоретического характера в вузах, техникумах,
профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах, центрах
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях.
Типовой вариант системы рассчитан на обучение одновременно до 32 учащихся,
обслуживаемых одним микрокомпьютером. Система проста и удобна в управлении,
не требует специальной подготовки преподавателей и удобна для обучаемых.
Все общение с компьютером происходит по подсказкам и контролем с его
стороны. В состав аппаратуры системы входит микрокомпьютер общего
назначения, дисплей с клавиатурой, гибкий магнитный диск или магнитная
лента, принтер, специализированное оборудование для связи учащихся и
преподавателя с компьютером, включающее мини терминалы, источники
электропитания мини терминалов и контроллер для сопряжения их с
микрокомпьютером, систему кабелей. Программное обеспечение системы состоит
из пяти частей. Три части, "Обучение", "Экзамен", "Тест" , обеспечивают
возможность проведения соответствующих занятий. Существуют еще две
служебные подсистемы - подготовки управляющей информации и обработки
протоколов. Программное оснащение реализовано и функционирует в диалоговой
системе структурированного программирования ,. ДССП , которая после ее
начальной загрузки, обеспечивает всю дальнейшую работу. По вводимым с
клавиатуры командам производится дозагрузка требуемой подсистемы и ввод
управляющей информации . Далее система работает не обращаясь к внешней
памяти. И только в конце занятия согласно вводимым командам производит
распечатку и(или) запись в архив протокола. Алгоритмы функционирования
основных подсистем разработаны так, что обеспечивают управление обучением и
проведение экзаменов или тестов независимо от конкретного содержания
учебных материалов. т.е. пригодны для автоматизированных занятий по любым
предметам. Работа подсистемы "Обучение" заключается в предоставлении
учебных материалов, разбитых на секции, и назначении упражнений по каждому
разделу, в случае неверных ответов обучаемому выдается справка, поясняющая
суть ошибки и отсылающая к необходимому абзацу инструктивного текста. В
отдельных случаяx назначаются дополнительные упражнения. В случае успешного
ответа на все вопросы по разделу обучаемый переходит к изучению следующей
секции. В случае неверного ответа - возврат в предшествующую секцию или
отправка к преподавателю. Подсистемы "Экзамен" и "Тест" предназначены для
контроля знаний и умений. В режиме "Экзамен" обучаемый получает от
преподавa- теля набор секций, в которых получает определенное
преподавателем число упражнений с ограниченным числом попыток ответов.
Верные ответы подтверждаются, а неверные отрицаются, однако справки не
выдаются. "Тест" отличается от "Экзамена" тем, что каждый учащийся
отвечает на все имеющиеся в учебном материале вопросы, причем попытка
ответа предоставляется только одна. Ответы не подтверждаются и не
отрицаются. Вся работа учащегося протоколируется . Учебно-мето- дическое
оснащение наименее фиксировано и наиболее открыто для наращивания и
развития. Жестко определены только форматы и правила оформления учебных
материалов. Никаких ограничений по тематике и содержанию учебных
материалов, равно как и методик или дидактических приемов, кроме
необходимости выражаться в форме множественного выбора, нет. Подробнее о
микрокомпьютерной системе " Наставник" можно прочитать в [1].
В период с 1991 по 1994 годы Российским НИИ информационных систем по
заданию государственного комитета высшей школы России были проведены четыре
конкурса "Электронный учебник", В результате этих конкурсов в фонде РосНИИ
ИС накоплено более 150 компьютерных обучающих программ готовых к
распространению на IBM PC и
совместимых с ними. Их классификация и краткая характеристика, применяемых
в них методов подробнее приведена в [2] Среди этих программ можно выделить
следующие основные группы : инструментальные системы , прикладные пакеты,
учебные пакеты. Инструментальные среды предназначены для создания
компьютерных обучающих программ. Они сокращают трудоемкость при создании
этих программ, то же время дают возможность легко участвовать в разработке
программ преподавателям, не являющимся квалифицированными программист ми.
Примерами отечественных инструментальных сред могут служить такие системы
как "Адонис", "Урок", "Аосмикро", "Сценарий" и др.. Недостатком таких
систем является то, что они дорогостоящи. Кроме того для эффективного
применения инструментальных систем необходимо привлечение стабильной группы
специалистов, что создает определенные трудности. Обучающие программы могут
создаваться на базе прикладных пакетов, которые позволяют преобразовывать
математические выражения, производить вычисления, строить графики,
обрабатывать экспертные данные и т.п. ... По сравнению с инструментальными
средами прикладные пакеты дешевле, более универсальны, доступны широкому
кругу пользователей. Альтернативой прикладным пакетам могут служить учебные
пакеты.
В общем случае компьютерные программы учебного назначения можно
разбить на следующие группы:
1) компьютерные учебники;
2) предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы,
учебные пакеты);
3) лабораторные практикумы;
4) тренажеры;
5) контролирующие программы;
Проблема практического применения ЭВМ в учебном процессе продолжает
стоять и сейчас. Важно использовать все новейшие достижения науки и техники
для более эффективного обучения школьников, студентов, специалистов самых
разных специальностей, На кафедре общей физики Новосибирского
государственного университета компьютеры при чтении лекций начали
использовать около 10 лет назад. С 1992 года здесь ведутся разработки по
созданию универсального автоматического комплекса, предназначенного для
лекционных демонстраций. В комплекс входят персональные ЭВМ,
видеоаппаратура, TV-мониторы и программное обеспечение. К настоящему
времени уже создан и действует макет такого комплекса, лекционная
мультимедиа аудитория ("ЛЕММА"). Программное обеспечение - это полный набор
средств создания, модификации и воспроизведения мультимедиа продуктов,
предназначенных для сопровождения лекционных курсов. Мультимедиа продукт
создается из слайдов(графических изображений в стандарте PCX) , анимации
(анимационных сюжетов в стандарте FLI), задач (исполнимых программ DOS) и
видео сюжетов, записанных на видеокассетах в стандартах PAL/SECAM.
Мультимедиа продукт включает информацию о демонстрационных единицах и их
расположении на информационных носителях, названия демонстрации и способы
их представления. Программы обеспечение выполнено в системе Turbo-Pascal с
использованием стандартной библиотеки Turbo Vision и состоит из трех
основных программ:

1) Программа "Планировщик лекций". Выполняет функции создан* настройки
и модификации мультимедиа продуктов, вставки в продукт новых и изъятие
устаревших материалов, просмотр материалов, планирование сценарием для
лекционной работы. В режиме разметки видеофрагментов выполняет полный набор
функций управления видеоаппаратурой и обеспечивает разметку выбранного
видео сюжета.
2) Программа "Ассистент". Предназначена для предоставления
демонстрационного лекционного материала в процессе лекций. Матери ал
выбирается в соответствии со сценарием.
3) Программа "Демонстратор анимации" . Данная программа осуществляет
демонстрацию анимационных сюжетов в стандарте FLI аниматора Autodesk
Animator и организует управление анимацией в ходе исполнения. Возможна
приостановка воспроизведения. Для пояснения представляемого материала
используется "указка" - графический курсор, управляемый манипулятором
"мышь".
Сценарий лекций составляется методистами - профессиональными лекторами
- применительно к конкретной тематике лекций с учетом подготовки аудитории.
Более подробно данный метод описан в [3]
Все описанные выше обучающие средства и методы имеют общую цель -
максимально возможное использование компьютера в процессе обучения. Однако,
они не решают задачу , поставленную перед разработчиком темы данной
дипломной работы. Поиски наиболее рационального решения вопроса применения
ЭВМ в обучении идут и сейчас. Разработка данной дипломной работы - это еще
одна попытка использовать компьютер как средство обучения.



1.2. Назначение программы для обучения работе в графическом режиме


1.2.1. Роль ЭВМ в учебном процессе СПГУАП


В учебном процессе очень важна в последнее время роль ЭВМ. Научно-
технический прогресс требует от учебных заведений оперативности в решении
вопросов технического обеспечения учебного процесса. Однако, слабое
финансирование не позволяет в полной мере соответствовать этим требованиям.
В настоящее время вычислительная техника развивается достаточно
быстро. Появляются Как новые машины, так и все более сложное и
разнообразное программное обеспечение. ЭВМ входит в нашу жизнь все больше и
в самых различных областях науки и производства, сферы обслуживания и
образования. Потребность в грамотных пользователях возрастает с каждым
днем. ЭВМ прочно вошли в учебный процесс Санкт-Петербургской
Государственной Академии аэрокосмического приборостроения. Академия имеет
кафедру "Вычислительных машин", которая готовит специалистов по
вычислительной технике. Помимо будующих программистов-электронщиков на
кафедре проходят подготовку и студенты других специальностей. Студенты
изучают курсы "Алгоритмизация и программирование", "Языки прог-
рамирования", "Вычислительные комплексы, системы и сети" и др..
Лаборатории кафедры оснащены персональными ЭВМ, микроЭВМ, имеется класс
аналоговых вычислительных машин, вычислительный центр, установлена
локальная сеть. Студенты Академии учатся пользоваться компьютером как
помощником в учебе. Они приобретают навыки работы на компьютере, учатся
программировать . В Академии на многих кафедрах введены курсы лабораторных
работ на компьютере. Они представляют собой набор контрольных работ. В
частности, такие программы введены по курсам "схемотехника", "охрана
труда". На кафедре экономики введен курс лабораторных работ на компьютере.
Программа предоставляет студенту возможность смоделировать то или иное
производство и самому проследить результаты его работы, в затем сделать
выводы. Такие программы повышают интерес студентов к предмету, дают
возможность получить навыки работы с компьютером, сокращают время на
изучение той или иной темы, освобождают преподавателя для индивидуальной
работы со студентами.
Компьютеры прочно вошли в учебный процесс СПГУАП. Это обеспечивает
высокое качество подготовки специалистов по всем специальностям.

1.2.2. Методика обучения с помощью обучающей программы

Данная обучающая программа предназначена для студентов младших курсов
Академии аэрокосмического приборостроения. Она восполняет отсутствие курса
лекций по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal".
Теоретический материал изложен следующим образом. В начале раздела
приводится его краткое содержание и цели его изучения. Затем приводятся
названия процедур и функций с параметрами , а ниже описываются их
назначение и роль параметров. Название процедур и функций для наглядности
выделены красным цветом . Процедуры и функции, требующие иллюстрации
содержат графические комментарии.
Одновременно с теоретическим материалом программа содержит контрольные
вопросы. Это обеспечивает возможность студенту самостоятельно изучить
предлагаемый материал и самостоятельно проверить свои знания. После
изучения тем 3-7 студенту предлагается ответить на четыре вопроса,
случайным образом выбираемые из имеющихся в базе данных. Контрольные
вопросы оформлены следующим образом. Сам вопрос расположен наверху экрана.
Ниже приведены четыре варианта ответов. Студенту предлагается выбрать
правильный и ввести его номер. Такая форма вопросов удобна . Практически
студенту необходимо найти все ошибки в приведенных вариантах ответов .
Необходимо помнить при написании базы данных, что при такой форме
контрольных вопросов нецелесообразно приводить варианты ответов типа "Да",
"Нет", "Возможно". И вопросы должны формулироваться соответственно.
За работу с контрольными вопросами студенту выставляется оценка.
Выставляемая оценка может быть занесена преподавателем в журнал, а может
быть использована и как итог самоконтроля при самостоятельном обучении с
помощью компьютера.
Программа для обучения работе в графическом режиме языка Turbo-Pascal
содержит 7 разделов:

1) программирование графических режимов;
2) управление курсором и полем рисования;
3) формирование прямолинейных монохромных изображений;
4) управление цветом и стилем изображений;
5) программирование цветных криволинейных изображений;
6) формирование графических текстов;
7) программирование динамические озвученные сцены;
Первый раздел посвящен графическим режимам. В разделе, на базе
элементарной структуры Turbo-Pascal-программы, показано использование
графических средств языка. Здесь изучаются процедура вхождения в
графический режим, UnitGraph, процедура восстановления текстового режима,
CloseGraph, процедура изменения графического режима и процедура
восстановления исходного текстового режима. В разделе приводится описание
вспомогательных процедур и функций, с помощью которых можно получить
справки о текущем графическом режиме и графическом адаптере. Этот раздел
вводит студента в курс изучаемой темы. Знание этого раздела будет
необходимо при написании любой программы с использованием графики.
Второй раздел содержит информацию также необходимую для любой работы в
графическом режиме. Он посвящен процедурам управления курсором и полем
рисования. В языке существует возможность перемещать курсор относительно
исходного положения без рисования. Возможно определять координаты курсора.
Это бывает необходимо, когда координаты очередного местонахождения курсора
заранее неизвестны. В данном разделе описаны процедуры очищения экрана,
установки прямоугольного окна, очищения открытого окна, возвращение
параметров активного окна.
Система меню данной обучающей программы дает возможность обучаемому
самому уста навивать порядок изучения разделов. Однако, автор рекомендует
начать изучение разделов в порядке их следования Если обучаемый уже владеет
информацией, содержащейся в первых двух разделах, то их можно просто
просмотреть, чтобы еще раз вспомнить возможности графического режима. Такой
просмотр не займет много времени, но поможет быстрее и точнее ответить на
контрольные вопросы следующих разделов.
Третий раздел посвящен формированию прямолинейных монохромных
изображений. Цель данного раздела обучить студента пользоваться операторами
построения прямолинейных фигур: отрезков, прямоугольников, параллелепипедов
и ломаных линий. Рассматривается возможность закраски фигур определяемым
предварительно стилем и цветом. Изучив этот раздел студент должен не только
научиться строить фигуры с использованием приведенных процедур, но и видеть
разницу между аналогичными с первого взгляда процедурами, находить наиболее
рациональное решение поставленной задачи. На это обращается большое
внимание в контрольных вопросах.
Этот и все последующие разделы содержат после теоретической части
контрольные вопросы. Обучаемому предоставляется возможность дважды через
меню войти в каждый из этих разделов. При этом повторное изучение теории
обязательно. После ответов на вопросы выставляется оценка. Эта оценка
хранится в разделе "Результаты Вашей работы". Таким образом можно получить
две оценки за одну тему. Обе они будут зафиксированы и учтены при
выставлении оценки работы за сеанс. Все дальнейшие разделы включая третий
посвящены непосредственно формированию графических изображений. Они по сути
самостоятельные под темы. Однако, каждый следующий раздел содержит часть
информации предыдущий разделов, опирается на эту информацию, использует в
приводимых примерах и в контрольных вопросах. Поэтому и последующие разделы
рекомендуется в первый раз изучать в порядке их следования.
Четвертый раздел знакомит с операторами управления стилем и цветом
изображений. В данном разделе приведены процедуры установки цвета фона и
цвета рисования, процедуры изменения одного или нескольких цветов палитры,
а также процедуру дающую справочную информацию о текущей цветовой палитре.
Цветовая палитра проиллюстрирована. Приведен пример и стандартных стилей
закраски. Изучив данный раздел студент получает возможность управлять
стилем рисования, а именно: устанавливать тип контурных линий (один из
четырех стандартных или нестандартный), устанавливать стиль закраски (один
из 12 стандартных) или формировать свой, нестандартный образец закраски.
Приведено также описание справочных процедур возвращающих значение текущих
цвета и стиля рисования.
Пятый раздел посвящен криволинейный изображениям. В нем студент сможет
ознакомиться с процедурами построения дуг окружности и эллипса, контуров
окружности и эллипса, круга, секторов криволинейных фигур, а также с
процедурой закраски ограниченных областей, закрашенного эллипса и сектора.
Данные процедуры проиллюстрированы и это дает возможность быстрее
разобраться в их возможностях. При формировании иллюстраций к данным
процедурам были использованы различные цвета и стили закраски. Это
обеспечивает повторение уже изученного в разделе четыре материала. Пятый
раздел знакомит студента с понятием генератора случайных чисел и функцией
возврата случайного числа.
Шестой раздел назван "Формирование графических текстов". Он посвящен
операторам языка, с помощью которых возможно формировать стандартные шрифты
(один растровый и четыре штриховых) и нестандартные (их количество зависит
от содержимого внутренней таблицы шрифтов компьютера). Примеры этих шрифтов
приведены в качестве иллюстраций в программе. В этом разделе
рассматривается возможность изменения пропорций штриховых шрифтов,
вспомогательные процедуры возврата ширины заданной текстовой строки,
привязки выводимого текста к текущему положению курсора, возврат параметров
текущего текстового шрифта. Вывод символьной строки осуществляется с
помощью процедур OutText и OutTextXY. Они также рассмотрены в разделе.
Знание возможностей языка Turbo-Pascal, в частности графических шрифтов,
дает возможность более полно их использовать. Поэтому изучение данного
раздела не менее важно чем изучение предыдущих .
Последний раздел программы является наиболее сложным для изучения,
однако и наиболее интересным с точки зрения будущего программиста. Он
знакомит со способами программирования эффектов мультипликации с
использованием динамической и видеопамяти компьютера, программированием
звуковых эффектов с использованием одноканального звукогенератора. Здесь
рассматриваются наиболее общие приемы мультипликации, основанные на
предварительном формировании, сохранении и быстром выводе, если требуется с
наложением, на экран статических изображений. Это обеспечивается наличием
средств работы с динамической памятью компьютера и возможностью
использования страничной организации его видеобуфера. Программа знакомит
студентов с соответствующими процедурами. В качестве иллюстрации приведен
пример создания эффекта движения вдоль экрана объекта в области 50x50
пикселов. Создание звуковых эффектов с использованием одноканального
звукогенератора сводится к включению, выключению и программированию
определенных законов изменения частоты звукогенератора. Это делается с
помощью процедур Sound и NoSound. В программе также приведен пример
использования звукогенератора.
Для обучения с помощью данной обучающей программы необходимо знать
язык Pascal , интегрированную среду и персональный компьютер IBM PC.
Программа рассчитана на работу с ней в течение 40 минут . Если после работы
с программой в течение этого времени студент получил неудовлетворительные
оценки, то целесообразно дать ему возможность пополнить свои знания с
помощью учебной литературы, а затем вернуться к компьютерной версии.

1.2.3. Возможности языка TURBO-PASCAL 6.07.0

Pascal является широко распространенным языком программирования
высокого уровня. Система программирования Turbo-Pascal была разработана в
середине 80-х годов фирмой Borland International (США). Turbo - торговая
марка фирмы-разработчика. Turbo-Pascal включает в себя как язык
программирования - одно из расширений языка Pascal для ЭВМ типа IBM, так и
среду, предназначенную для написания, отладки и запуска программ. Turbo-
Pascal имеет широкие возможности. Практически он полностью реализует
аппаратные возможности персонального компьютера фирмы IBM и совместимых с
ним. Система имеет два основных достоинства: простота и естественность
языка программирования Pascal, великолепные сервисные возможности
диалоговой среды программирования фирмы Borland. Язык характеризуется
расширенными возможностями по сравнению со стандартом, хорошо развитой
библиотекой стандартных модулей, позволяющих использовать возможности
операционной ., системы, создавать оверлейные структуры, организовывать
ввод-вывод , формировать графические изображения и т.д.. Среда
программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их,
находить ошибки и оперативно их исправлять, компоновать программы из
отдельных частей, включая стандартные модули, отлаживать и выполнять
отлаженную программу.
За последние годы фирма выпустила шесть модификаций этой системы,
известных как версии 3.0, 4.0, 5.0, 5.5, 6.0, 7.0. Каждая из них
представляет собой усовершенствование предыдущей, однако, и все программы,
разработанные для младших версий, могут практически без изменений
компилироваться и исполняться на более поздних. С помощью Turbo-Pascal
можно создавать любые программы - от программ, предназначенных для решения
простейших вычислительных задач, до сложных современных систем управления
базами данных и операционных систем. Система не уступает, а в некоторых
случаях и более проста в применении, по сравнению с профессиональным языком
программирования СИ.
Пакет Turbo-Pascal 7.0 предоставляет пользователю также большой объем
справочной информации. Он как и версия 6.0 обеспечивает многооконный и
много файловый режим работы, использование манипулятора "мышь", позволяет
применять объектно-ориентированное программирование, обладает встроенным
ассемблером, имеет инструментальное средство создания интерактивных
программ - Turbo-Vision -и т.д.
Пакет Turbo-Pascal 7.0 позволяет работать в обычном режиме MS DOS и
может быть использован практически на любой машине. Версия имеет ряд
преимуществ по сравнению с предыдущими:
1) выделение цветом различных элементов исходного текста программы -
идентификаторов, зарезервированных слов, комментариев, строк, чисел и т.д.,
что позволяет уже на стадии ввода исходного текста устранить многие ошибки,
описки;
2) многофайловая система помощи с возможностью ее перестройки
пользователем;
3) наличие локального меню с содержанием, зависящем от текущего
состояния среды ;
4) ряд дополнительных расширений языка, таких, как использование
открытых массивов, параметров-констант, типизированного адресного оператора
и т.д.. дающих программисту дополнительные возможности, позволяющих
совмещать требования, накладываемые на программы операционной системой MS
DOS и средой Windows, пользоваться некоторыми возможностями, которых нет в
языке Pascal и которые есть в других языках, например в языке СИ;
5) наличие дополнительных стандартных процедур и функций;
6) наличие дополнительных ключей компилятора;
7) расширенные возможности объектно-ориентированного программирования;
8) получение более эффективных кодов программ (использование кодового
сегмента для размещения строковых констант и констант типа-множества,
удаление пустых строк, проверка переполнения величин целых типов, более
быстрый ввод-вывод текстовых файлов и т.д.);
9) усовершенствованные программы Turbo Vision; 10) новая улучшенная
компоновка системы меню.

1.3. Техническое задание

1.3.1. Постановка задачи

Техническое задание данной дипломное работы требует разработать
программу для обучения работе в графическом режиме языка Turbo-Pascal
6.0/7.0 , предназначенную для студентов младших курсов Санкт-Петербургской
государственной Академии аэрокосмического приборостроения. Программа должна
отвечать следующим требованиям:
1) позволять индивидуально изучить работу с компьютеров в графическом
режиме
2) содержать 7 разделов для изучения :
- программирование графических режимов
- управление курсором и полем рисования
- формирование прямолинейных монохромных изображений
- управление цветом и стилем изображений
- программирование цветных криволинейных изображений
- формирование графических текстов
- программирование озвученных динамических сцен
3) представлять изучаемый материал наглядно, сопровождая текст
необходимыми иллюстрациями
4) предусматривать возможность повторения изученного материала
5) предусматривать возможность контроля приобретенных знаний
6) регистрировать результаты контроля знаний
7) обеспечивать возможность разъяснения студенту в случае
необходимости его ошибок
8) иметь продолжительность сеанса не более 45 минут
9) программа должна быть написана на языке программирования Turbo-
Pascal , не ниже версии 6.О..

1.3.2. Выбор технические средств и программного обеспечения

Для реализации данного технического задания необходимо использование
персонального компьютера типа IBM или совместимого с ним, растровый дисплей
с графическим адаптером типа EGA, имеющий объем видеобуфера 256 К
,графическим выводом 640x350 пиксел , 16 регистрами палитры (режим ЮН).
В качестве программного обеспечения необходимо иметь DOS,
инструментальную интегрированную среду Turbo-Pascal 7.O.

1.3.3. Технико-экономическое обоснование

Разрабатываемая программа предназначена для студентов младших курсов
СПГУАП. В учебном плане отсутствует курс лекций по данной теме и изучение
графического режима полностью оставлено для самостоятельного изучения.
Однако, для многих студентов работа только с литературой является
затруднительной, малопонятной и для получения удовлетворительных
результатов требует больших временных затрат.
Применение компьютерной программы для обучения в данном случае
является целесообразным. В процессе работы с такой программой студент
приобретает навыки работы с компьютером, что является целью курса, и
получает конкретные знания по теме "Графические средства алгоритмического
языка Turbo-Pascal". Диалог ЭВМ-пользователь (в данном случае обучаемый)
ведется в удобном для последнего темпе, что обеспечивает лучшее усваивание
материала. Каждый студент имеет возможность изучать разделы темы в удобном
для него порядке. Это экономит время студента для изучения более важных для
него разделов и игнорирование разделов, которые ему уже знакомы. В то же
время преподаватель имеет возможность уделять внимание студентам в
индивидуальном порядке. Программа предусматривает элементы проверки знаний
в виде контрольных вопросов в конце разделов. Такая система обучения дает
возможность студенту самостоятельно оценить свои знания. После ответа на
вопрос обучаемый получает справку о его правильности и пояснения в случае
неверного ответа. После ответов на все вопросы раздела он может изучить
тему вновь и вновь ответить на контрольные вопросы. Принцип "обучение +
контроль" повышает уровень получаемых знаний.
В предыдущих разделах были описаны многочисленные средства и методы
обучения с помощью компьютера. Однако, разработка настоящей программы для
обучения является необходимой и целесообразной в условиях данного учебного
заведения. Целью создания данной программы является удовлетворение нужд
учебного процесса с учетом технических возможностей академии, а именно
разработка методических материалов по программированию с использованием ЭВМ
типа IBM PC и языка Turbo-Pascal. Среди уже существующих компьютерных
обучающих программ отсутствует программа для обучения работе в графическом
режиме языка Turbo-Pascal. Таким образом разработка методических материалов
необходима при использовании любых методов обучения. Кроме того
существующие обучающие программы не отвечают ряду требований технического
задания , в частности по содержанию программы, ее оформлению, ограничению
по продолжительности сеанса, выбору языка программирования.
Разработка данной программы является экономически обоснованной.
Существует теоретическая возможность приобретения академией уже
существующего аналогичного программного обеспечения и адаптация его для
решения конкретной задачи по обучению работе в графическом режиме. Это
потребует значительных материальных затрат как на приобретение такого
программного обеспечения , так и на его обработку и подготовку к работе . В
сложившейся экономической ситуации такое решение проблем для академии
невозможно. Данная дипломная работа решает вопрос обеспечения учебного
процесса необходимым компьютерным сопровождением и экономит материальные
средства академии.



2. ОПИСАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

2.1. Методическое оснащение базы данных

В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета
программирования, основанные на использовании языка Паскаль -Borland Pascal
7.0 и Turbo Pascal 7.O. Первый пакет включает в себя три режима работы: в
обычном режиме операционной системы MS DOS, в защищенном режиме MS DOS и в
среде Windows. Этот пакет требует для использования своих возможностей
довольно большой объем памяти -примерно 30 Мбайт на Жестком диске и не
менее 2 Мбайт оперативной памяти. Пакет Turbo-Pascal 7.0 обладает
ограниченными возможностями и дает возможность работать только в обычном
режиме MS DOS. Однако, он доступен для использования на обычных
персональных компьютерах типа IBM и его стоимость по сравнению с первым
пакетов значительно ниже»
Turbo-Pascal включает в себя язык программирования - одно из
расширений языка Паскаль для ЭВМ типа IBM и среду, предназначенную для
написания, отладки и запуска программы. Язык имеет расширенные возможности
по сравнению со стандартом, хорошо развитую библиотеке модулей, позволяющих
использовать возможности операционной системы, создавать оверлейные
структуры, организовывать ввод-вывод, формировать графические изображения и
т.д.
Целью написания данной программы является ознакомить студентов с
возможностями языка Turbo-Pascal б.07.0 по формированию, вводу и выводу
графической информации. При написании базы данных были использованы учебные
пособия [4], [5] и [6]
Работа посвящена возможностям языка TURBO-PASCAL по работе с графической
информацией. Студентам предлагается ознакомиться со стандартными модулями
Graph, Crt, а также с отдельными процедурами других модулей.
Модуль Graph содержит типы, константы, переменные и подпрограммы,
позволяющие программисту создавать изображения с использованием широкого
набора графических адаптеров(CGA, MCGA, EGA, VGA, Hercules, AT&T400,
3270PC,IBM8514). При работе с этими адаптерами весь экран разбивается на
отдельные "точки" - пиксели, которые можно закрасить в тот или иной цвет.
Каждый пиксель имеет две координаты: X и Y. Количество пикселей зависит от
типа адаптера и режима его работы. Данная программа написана для адаптера
EGA и режима EGAHi с размером поля 640x350, палитрой состоящей из 16 цветов
и двумя страницами видеопамяти. Данный режим позволяет выделять окна на
экране дисплея. В этом случае используются координаты в пределах окна.
Курсор в графическом режиме невидим, однако его можно переместить в любую
точку экрана, посмотреть его координаты.
Модуль Graph содержит 8 стандартных типов, описывающих цвета палитры,
характеристики линий, характеристики текста, орнамент и цвет заполнения,
задаваемый пользователем орнамент заполнения, координаты точки, окно вывода
графической информации, данные о дуге. Константы и переменные указанных
типов приведены в таблицах в [5].



Обучающая программа предлагает студентам ознакомиться с процедурами и
функциями следующего назначения:
1) процедуры управления графическим режимом ;
2) функции управления графическим режимов;
3) процедуры управления экраном, окном, страницей;
4) процедуры управления цветом и палитрой;
5) функции управления цветом и палитрой;
6) функции работы с точками;
7) процедуры работы с линиями;
8) процедуры построения фигур из линий;
9) процедуры построения криволинейных фигур;
10) процедуры работы с текстом;
11) функции работы с текстом;
12) процедуры обмена с памятью;
13) функции обмена с памятью;

Подавляющее большинство процедур и функций модуля Graph можно
использовать только после задания графического режима ^ процедурой
UnitGraph.
Модуль Crt содержит константы, переменные и подпрограммы,
предназначенные для работы с консолью. В отличие от стандартного ввода-
вывода, когда он осуществляется через операционную систему, подпрограммы
модуля Crt работают с BIOS и, даже непосредственно с видеопамятью. При
работе с экраном он разбивается на строки, а строки на отдельные позиции, в
которые можно поместить только один символ. Есть возможность открывать
окна, задавать цвета символов и фона. Обучающая программа знакомит
студентов с частью процедур и функций данного модуля, а именно:
1) процедуры работы с экраном;
2) функции работы с клавиатурой;
3) процедуры управления звуком;
4) процедуры разнообразного назначения.
Кроме перечисленных выше процедур и функций программа знакомит
обучаемого с понятием случайного числа, функцией Random, и генератором
случайных чисел Randomize , которые описаны в стандартном модуле System.
Процедуры и функции, представленные на рассмотрение в данной работе,
сгруппированы для изучения в 7 разделов:
1 раздел - программирование графических режимов;
2 раздел - управление курсором и полем рисования ;
3 раздел - формирование прямолинейных монохромных изображений;
4 раздел - управление цветом и стилем изображений;
5 раздел - программирование цветных криволинейных изображений;
6 раздел - формирование графических текстов;
7 раздел - программирование озвученных динамических сцен ;
Изучая эти разделы студент последовательно узнает как задать
графический режим, как узнать его параметры, изменить, временно выйти из
режима, научиться управлять курсором и полем рисования, открывать окна,
пользоваться цветовой палитрой и имеющимися в арсенале языка типами линий и
стилей закраски. Полезным будет изучение разделов 5,6 , которые содержат
информацию о возможностях построения криволинейных фигур, формирование
графических текстов стандартных типов и ряда нестандартных. Наиболее
сложным является последний раздел, посвященный озвученным динамическим
сценам. В этом разделе студент знакомится с динамической памятью компьютера
и страничной организацией видеобуфера. Это основные средства, с помощью
которых стало возможным создание эффекта мультипликации на экране дисплея.
В этом же разделе представлен звукогенератор, позволяющий обеспечить
звуковое сопровождение .
В меню программы перечисленные разделы следуют в порядке, указанном
выше. Этот порядок следования разделов соответствует последовательному
изучению материала от простого к сложному. Однако, система меню дает
возможность студенту нарушить этот порядок и изучать разделы в порядке,
удобном ему. При этом следует учесть, что каждый последующий раздел
опирается на знание предыдущих, в контрольных вопросах следующих разделов
содержатся вопросы, касающиеся предыдущих тем. Поэтому рекомендуется
знакомиться первый раз с темой последовательно. Доступ к разделам 3,4,5,6,7
ограничен . Студенту предоставляются только две попытки ответить на
контрольные вопросы. Рекомендуется после первого изучения и неудачного
ответа во второй раз начать изучение с раздела, который показался наиболее
простым и понятным.
С учетом целей и задач данной разработки база данных содержит основные
процедуры и функции, касающиеся работы в графическом режиме.

2.2. Структура базы данных

База данных представляет собой набор 17 файлов типа запись Семь из них
содержат теоретическую часть семи изучаемых разделов, пять - тексты
контрольных вопросов к разделам 3,4,5,6,7 и пять -тексты справок к этим
вопросам. Схема обращений процедур к файлам базы данных приведена в табл. 1


Таблица 1



Схема обращений процедур к файлам базы данных



|Номер |Имя модуля |Имя |Имена файлов базы данных |
|раздела | |процедуры | |
| | | |теория |вопросы |Справки |
|1 |Razdel1 |Razdel10 |Raztex1 |- |- |
|2 |Razdel2 |Razdel20 |Raztex2 |- |- |
|3 |Razdel3 |Razdel30 |Raztex3 |Joing |Iod |
|4 |Razdel4 |Razdel40 |Raztex4 |Joi |Iodi |
|5 |Razdel5 |Razdel50 |Raztex5 |Join |Iodin |
|6 |Razdel6 |Razdel60 |Raztex6 |Jois |Iodis |
|7 |Razdel7 |Razdel70 |Raztex7 |jos |ios |



Структура базы данных приведена в таблицах 2, 3, 4

Таблица 2

Структура базы данных.

Теория

|Поле Р1 |Поле Р2 |
|... |... |
| |ФОРМИРОВАНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ МОНОХРОМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
|* |procedure DrawPoly(NumPoints:word; |
|* |var PolyPoints); |
|7 |Строит ломаную линию. |
| |NumPoints - число вершин многоугольника PolyPoints - |
| |переменная без типа, содержащая NumPoints+1 пар координат |
| |вершин многоугольника (первая и последняя вершины должны |
| |совпадать). |
|* |procedure FillPoly(NumPoints:word;var PolyPoints); |
|8 |Закрашивает многоугольник текущим цветом и орнаментом. |
| |Параметры NumPoints и PolyPoints имеют тот же смысл и тип,|
| |что и одноименные параметры процедуры DrawPoly. |
|... |... |
|0 | |


Поле Р1 - флаги: * - признак выделения строки цветом
7,8 - признак наличия иллюстрации к тексту и ее номер
О - признак конца файла
Поле Р2 - текст.

Таблица 3

Структура базы данных.

Вопросы

|Поле |Поле Р2|Поле Р3 |
|Р1 | | |
|... |... |... |
|* |02 |КАК ПОСТРОИТЬ СТОЛБЧАТУЮ ДИАГРАММУ В ЗАРАНЕЕ СФОРМИРОВАННОЙ |
| | |РАМКЕ? |
| | |1 Bar3D(X1, Y1, X@, Y2, depth, true); |
| | |SetViewPort(X1, Y1, X@, Y2, false); |
| | |ClearViewPort; |
| | |Bar3D(X1, Y1, X@, Y2, depth, false); |
| | |2 Bar3D(X1, Y1, X@, Y2, depth, true); |
| | |SetViewPort(X1, Y1, X@, Y2, true); |
| | |ClearViewPort; |
| | |Bar3D(X1, Y1, X@, Y2, depth, false); |
| | |3 Bar3D(X1, Y1, X@, Y2, depth, true); |
| | |Bar3D(X1, Y1, X@, Y2, depth, false); |
| | |4 Bar3D(X1, Y1, X@, Y2, depth, true); |
| | |Bar3D(X1, Y1, X@, Y2, depth, true); |
|* | | |
|... | |... |
|0 | | |


Таблица 4


|Поле|Поле|Поле|Поле Р4 |Поле |
|Р1 |Р2 |РЗ | |Р5 |
| | | |SetViewPort. Координаты окна002 отсчитываются | |
| | | |от левого верхнего угла экрана в то время как | |
| | | |для процедуры Bar3D от левого верхнего угла | |
| | | |окна. | |
| | |* | |• |
|1 | |3 |Ответ правильный. |005 |
| | |* | | |
| | |4 |Ответ не точный. На экране появятся затененные |003 |
| | | |контуры нижнего параллелепипеда. | |
|* | | | | |
|... |... |... |... | |
|0 | | | | |

Поле Р1 - флаги: * - признак конца вопроса
1 - признак наличия иллюстрации и ее номер
О - признак конца файла
Поле Р2 - номера вопросов.
Поле РЗ - флаги: 1,2,3,4 - номера ответов.
* - признак конца справки
Поле Р4 - текст справок.
Поле Р5 - оценка.



2.3. Возможности изменения или обновления

2.3.1. Теория

Данная структура базы данных является удобной для использования . Она
легко может быть дополнена в случае необходимости, частично или полностью
заменена. Файлы теоретической части являются файлами типа запись и содержат
по два поля.
Первое поле - Р1 . Так оно названо в программе и под него отведен один
символ. Это поле используется как поле флага и анализируется программой с
помощью условного оператора CASE. Значения флагов поля Р1 приведено в
табл.5

Таблица 5


|Символ |Значение |Действия программы |
|поля Р1| | |
|0 |Конец |При считывании записи с этим символом в поле Р1 |
| |файла |программа возвращает Вас в меню, |
| | |если Вы изучали разделы 1 Или 2, или переходит в [режим |
| | |контрольных вопросов, если изучался раздел 3-7. |
|* |1 вывод |Строка выводится на экран другим (красным) цветом. Этим |
| |строки |символом отмечены строки, содержащие названия изучаемых |
| |другим |процедур и функций. Это сделано для наглядности |
| |цветом |изучения. В случае необходимости эти значки возможно |
| | |убрать и Текст будет выводится одним (синим) цветом. |
| | |Возможно выделить и другие строки цветом, внеся в поле |
| | |Р1 соответствующих записей значок '*'. Возможно |
| | |изменить цвет выделенных строк путем замены параметра |
| | |процедуры SetColor в операторах CASE константы '*' |
| | |процедур RAZDELXO . |
|# |признак |Используется только в разделах процедурах RAZDEL6, |
| |конца |RAZDEL7, в операторе CASE при проверке наличия |
| |страницы |иллюстрации. При обнаружении этого символа заканчивается|
| | |цикл вывода текста из файла теории. |
|любой |признак |Оператор CASE сравнивает этот символ с имеющимися у него|
|другой |наличия |константами и выводит соответствующую иллюстрацию на |
|ASCII-с|иллюст- |экран. Если символ среди констант не обнаружен, это не |
|имвол |рации |мешает дальнейшему считыванию текста. Поэтому |
| | |целесообразно иллюстрации обозначать сразу при написании|
| | |базы данных, а затем вносить соответствующие изменения в|
| | |программу. |


Второе поле - Р2 - составляет 69 символов и содержит непосредственно
текст теоретической части изучаемой темы. Программа написана таким образом,
что из файла теории считывается на экран по 32 строки. Экран удерживает
изображение до нажатия любой символьной клавиши, после чего он очищается и
выводятся следующие 32 строки текста и т.д. до конца файла. При этом каждые
32 строки образуют страницу текста. Началу каждой новой страницы
соответствует заголовок - название изучаемого раздела. Это целесообразно,
так как теория имеет значительный объем, экраны полностью заполнены. В
случае необходимости (нехватки строк) следует "добить" пустые строки, чтобы
страница состояла из 32 строк. Количество пустых строк будет в данном
случае незначительно, однако такая структура делает базу данных наглядной и
удобной для работы даже неспециалисту и не загромождает поле Р1 лишними
знаками типа признака вывода пустой строки.
При внесении изменений в файл теоретической части базы данных следует
помнить следующее:
1) поле Р1 должно занимать 1 символ. В случае отсутствия в нем флага
поле должно быть пустым;
2) поле Р2 должно занимать 69 символов. Если в строке необходимо
поместить больше символов, То их следует перенести на другую строку, а если
значащих символов меньше 69, то следует "добить" символы "пробел" так,
чтобы строка составляла всего 69 символов;
3) звездочкой необходимо помечать строки, которые следует выделить
другим (красным) цветом;
4) если базу данных дополняют, то следует не забыть указать в начале
страницы название раздела;
5) символ - признак иллюстрации можно ставить в любом месте страницы.
Место нахождения иллюстрации будет определено программным путем;
5) в конце файла следует поставить значок '0' в поле Р1. Поле Р2 этой
записи считываться не будет ;
6) после окончания написания базы данных следует проверить еще раз
соответствие всех строк необходимой д

Новинки рефератов ::

Реферат: Международная обстановка накануне второй мировой войны (История)


Реферат: Интенсивная технология возделывания озимой пшеницы (Ботаника)


Реферат: Виды аудиторских заключений. Аудит финансовых результатов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Теоретическое значение антропологии (Биология)


Реферат: Иван Владимирович Мичурин (Ботаника)


Реферат: Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения (Педагогика)


Реферат: Лица, участвующие в процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Пакистан в 20м веке (История)


Реферат: Основы школьного законодательства (Педагогика)


Реферат: Взгляд на первый период Русской истории с позиций Ключевского (История)


Реферат: Распространение животных на Земле (Биология)


Реферат: Устройство персонального компьютера (Компьютеры)


Реферат: Земельное право (шпаргалка) (Право)


Реферат: Сталь и чугун (Химия)


Реферат: Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре (Культурология)


Реферат: Ивана Купала (Музыка)


Реферат: Сексуальная символика в культуре (Искусство и культура)


Реферат: Цифровой канал радиосвязи с разработкой радиоприемного устройства и электрическим расчетом блока усилителя радиочастоты (Радиоэлектроника)


Реферат: Система развивающего обучения (Педагогика)


Реферат: Понятие, виды и условия действительности гражданско-правовых сделок (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист