GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Крылатые выражения из древнегреческой мифологии и Библии (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Крылатые выражения из древнегреческой мифологии и Библии (Культурология)




Крылатые выражения из древнегреческой мифологии


1. Авгиевы конюшни.


В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия, царя
Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в
один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку,
воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим
историком Диодором Сицилийским (1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение
«авгиевы конюшни» применяется для обозначения очень грязного помещения, а
также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих
больших усилий для их устранения; крылатым оно стало еще в древности
(Сенека, Сатира на смерть императора Клавдия; Лукиан, Александр).


2. Антей.


В греческой мифологии Антей — гигант, сын Посейдона (бога морей) и
Геи (богини земли). В единоборстве он побеждал всех своих противников,
так как черпал новые силы, прикасаясь к земле — своей матери. Погиб в
борьбе с Гераклом (Геркулесом), который поднял его на воздух, лишив
возможности прикоснуться к земле, и задушил его. Миф этот передан
греческим писателем Аполлодором (II в. до н. э.) в «Библиотеке» (2, 5, II).
Образом Антея пользуются, говоря о силе, которой человек обладает, когда он
связан с родной землей, родным народом.


3. Аврора.


В римской мифологии Аврора — богиня утренней зари. В образной и
поэтической речи — синоним утренней зари. Выражение «розоперстая Аврора»
вошло в литературную речь из поэм Гомера.


4. Аргус.


В греческой мифологии Аргус — многоглазый великан. Ревнивая богиня
Гера приставила его стражем к Ио, дочери аргосского царя, в которую
влюбился Зевс. Не знающий сна Аргус зорко охранял


5. Ариаднина нить.


Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ,
помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос.
Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра,
чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию
критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь
девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте,
из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла
полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему
острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей
и девушек отвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по
запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей
по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных
(Овидий, Метаморфозы, 8, 172; Героиды, 10, 103).


6. Ахиллесова пята.


В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и
храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф,
переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская
богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную
реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода,
поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был
смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова
(или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое
место чего-либо.


7. Бочка Данаид.


Данаиды в греческой мифологии — пятьдесят дочерей царя Ливии
Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей
Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили беглеца
отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды,
по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась
ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после
своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в
подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид»,
употребляемое в значении: постоянный бесплодный труд, а также — вместилище,
которое никогда не может быть наполнено. Миф о Данаидах впервые изложен
римским писателем Гигином (Басни, 168), однако образ бездонного сосуда
встречается у древних греков раньше. Лукиан первый использовал выражение
«бочка Данаид».


8. Век Астреи.


В греческой мифологии Астрея — богиня справедливости. Время, когда
она находилась на земле, было счастливым, «золотым веком». Она покинула
землю в железном веке и с тех пор под именем Девы сияет в созвездии
Зодиака. Выражение «век Астреи» употребляется в значении: счастливая пора.


9. Возлияние [поклонение] Бахусу [Вакху].


Бахус (Вакх) — в римской мифологии — бог вина и веселья. У древних
римлян при жертвоприношениях богам существовал обряд возлияния,
заключавшийся в выливании вина из чаши в честь бога. Отсюда возникло
шутливое выражение «возлияние Бахусу», употребляемое в значении: попойка.
Имя этого древнеримского бога употребляется и в других шутливых выражениях
о пьянстве: «поклоняться Бахусу», «служить Бахусу».


10. Геркулес. Геркулесов труд [подвиг]. Геркулесовы столпы [столбы].


Геркулес (Геракл) — герой греческих мифов («Илиада», 14, 323;
«Одиссея», II, 266), одаренный необыкновенной физической силой; он совершил
двенадцать подвигов — убил чудовищную Лернейскую гидру, очистил конюшни
Авгия и проч. На противоположных берегах Европы и Африки у
Гибралтарского пролива он поставил «Геркулесовы столпы (столбы)». Так в
древнем мире называли скалы Гибралтарскую и Джебель-Муса. Столпы эти
считались «краем мира», дальше которого нет пути. Поэтому выражение
«дойти до 'Геркулесовых столбов» стало употребляться в значении: дойти до
предела чего-либо, до крайней точки. Имя легендарного греческого героя
стало нарицательным для человека, обладающего большою физической силой.
Выражение «Геркулесов труд, подвиг» употребляется, когда говорят о каком-
либо деле, требующем необыкновенных усилий.


11. Геркулес на распутье.


Выражение возникло из речи греческого софиста Продика (V в. до н. э.),
известной лишь в изложении Ксенофонта «Воспоминания о Сократе», 2, 1,
21—33). В этой речи Продик рассказал сочиненную им аллегорию о юноше
Геркулесе (Геракле), сидевшем на распутье и размышлявшем о жизненном пути,
который ему предстояло избрать. К нему подошли две женщины: Изнеженность,
нарисовавшая ему жизнь, полную удовольствий и роскоши, и Добродетель,
указавшая ему тяжелый путь к славе. Выражение «Геркулес на распутье»
применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями.


12. Гидра.


В греческой мифологии гидра — многоглавая змея, у которой, когда у
нее отрубали одну голову, вновь вырастали две новых; впервые миф о ней
передан древнегреческим поэтом Гесиодом (VIII—VII в. до н.э.) в «Теогонии».
Переносно: враждебная сила, борьба с которой необычайно трудна. Образ гидры
широко применялся в парламентских речах, брошюрах и газетах в эпоху
буржуазной французской революции XVIII в.; появились выражения «гидра
аристократии», «гидра анархии» и др. (Поль Л а фар г, Сочинения, т. III,
М.— Л. 1931, с. 252). В русской литературе образ гидры появляется также в
XVIII в. Так, например, поэт В. П. Петров (1736—1799) в послании 1772 г.
Г. Г. Орлову призывал его, имея в виду участников «чумного бунта» в Москве:



Пронзи сих гидр, Орлов, то звание твое...


Перекарай, окуй и ноги им и руки


И пригвозди к горам для вящей дерзким муки.


В реакционных кругах было распространено выражение «гидра революции»;
в кругах революционных — «гидра контрреволюции».


13. Гименей. Узы [цепи] Гименея.


В Древней Греции слово «гименей» означало и свадебную песню, и
божество брака, освященного религией и законом, в отличие от Эроса, бога
свободной любви. Иносказательно «Гименей», «Узы Гименея» — брак,
супружество.


14. Дамоклов меч.


Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного
Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы». Дамокл, один из приближенных
сиракузского тирана Дионисия Старшего (432— 367 гг. дон. э.), стал
завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы
проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл
увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий
объяснил, что это — эмблема тех опасностей, которым он, как властитель,
постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда
выражение «дамоклов меч» получило значение нависшей, угрожающей опасности.


15. Дары данайцев. Троянский конь.


Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой
гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской
войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к
хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен
Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон,
увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было,
я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы, не слушая
предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город.
Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли
городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким
образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и ел.; «Энеида» Вергилия,
2, 15и сл.). Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих»,
цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в
поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь», употребляемое в
значении: тайный, коварный замысел.


16. Двуликий Янус.


В римской мифологии Янус — бог времени, а также всякого начала и
конца, входов и выходов (janua — дверь) — изображался с двумя лицами,
обращенными в противоположные стороны: молодым — вперед, в будущее, старым
— назад, в прошедшее. Возникшее отсюда выражение «двуликий Янус» или
просто «Янус» означает: двуличный человек.


17. Золотое руно. Аргонавты.


В древнегреческих мифах рассказывается, что герой Язон отправился в
Колхиду (восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно (золотую
шерсть барана), которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти
пламя. Язон построил корабль «Арго» (быстрый), по имени которого участники
этого, по преданию первого, дальнего плавания древности были названы
аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Язон, преодолев все препятствия,
благополучно завладел золотым руном. Первым, изложившим этот миф, был поэт
Пиндар (518—442 гг. до н. э.). Золотым руном называют золото, богатство,
которым стремятся овладеть; аргонавтами — смелых мореплавателей, искателей
приключений.


18. Кассандра.


По Гомеру («Илиада», 13, 365), Кассандра—дочь троянского царя
Приама. Аполлон наделил ее даром прорицания. Но когда она отвергла его
любовь, он внушил всем недоверие к ее пророчествам, хотя они всегда
сбывались; так, она тщетно предупреждала троянцев, что деревянный конь,
которого они внесли в город, принесет им гибель (Вергили и, Энеида, 2,
246) (см. Дары данайцев). Имя Кассандры стало нарицательным именем
человека, предостерегающего об опасности, но которому не верят.


19. Кастор и Поллукс.


В греческой мифологии Кастор и Полидевк (римск. Поллукс) — сыновья
Зевса и Леды, близнецы. В «Одиссее» (II, 298) о них говорится как о детях
Леды и Тиндарея, сына спартанского царя. По другой версии мифа, отец
Кастора — Тиндарей, а отец Поллукса — Зевс, поэтому первый, рожденный от
смертного, смертен, а второй — бессмертен. Когда Кастор был убит, Поллукс
стал умолять Зевса, чтобы он дал возможность умереть и ему. Но Зевс
предложил ему на выбор: или вечно пребывать на Олимпе без брата, или
вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в Аиде. Поллукс
избрал последнее. Имена их стали синонимом двух неразлучных друзей.


20. Лета. Кануть в Лету.


В греческой мифологии Лета — река забвения в Аиде, подземном
царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и
забывали всю свою прошлую жизнь (Гесиод, Теогония; Вергилий, Энеида, 6).
Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение «кануть в
Лету» употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.


21. Марс. Сын Марса. Марсово поле.


В римской мифологии Марс — бог войны. Переносно: военный, воинственно
настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение «сын
Марса»; выражение «Марсово поле» в значении: поле битвы. Так же в
древнем Риме называлась одна из частей города на левом берегу Тибра,
предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В Париже это
название носит площадь в западной части города, служившая первоначально
для военных парадов. В Петербурге так называлась площадь между Летним
садом и казармами лейб-гвардии Павловского полка, на которой при Николае
I и позднее проводились большие военные парады.


22. Между Сциллой и Харибдой.


По сказаниям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны
Мессинского пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда, поглощавшие
мореплавателей. Сцилла,


...без умолку лая,


Визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным,


Всю оглашает окрестность чудовище. К ней приближаться


Страшно не людям одним, но и самым бессмертным...


Мимо ее ни один мореходец не мог невредимо


С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув,


Разом она по шести человек с корабля похищает...


Близко увидишь другую скалу...


Страшно все море под тою скалою тревожит Харибда,


Три раза в день поглощая и три раза в день извергая


Черную влагу. Не смей приближаться, когда поглощает:


Сам Посейдон от погибели верной тогда не избавит...


(«Одиссея» Гомера, 12, 85—124.


Перевод В. А. Жуковского.)


Возникшее отсюда выражение «между Сциллой и Харибдой» употребляется
в значении: оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда
угрожает опасность и с той и с другой стороны.


23. Минерва [Паллада], вышедшая из головы Юпитера [Зевса].


Минерва — в римской мифологии богиня мудрости, покровительница наук
и искусств, отождествляемая с греческой богиней Афиной-Палладой, которая,
согласно мифам, родилась из головы Юпитера (греческая параллель
его—Зевс), выйдя оттуда во всеоружии — в латах, шлеме, с мечом в руке.
Поэтому, когда говорят о ком- или о чем-нибудь, якобы появившемся сразу
вполне законченным, появление это сравнивают с Минервой, вышедшей из
головы Юпитера, или с Палладой, вышедшей из головы Зевса (Гесиод,
Теогония; Пиндар, Олимпийские оды, 7, 35).


24. Морфей. Объятия Морфея.


В греческой мифологии Морфей - сын бога Гелиоса, крылатый бог
сновидений. Имя его - синоним сна.


25. Муки Тантала.


В греческой мифологии Тантал, царь Фригии (называемый также царем
Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества.
Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко
наказан. По Гомеру («Одиссея», II, 582—592), наказание его состояло в том,
что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды
и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только
он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с роскошными
плодами, но, как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются.
Отсюда и возникло выражение «муки Тантала», имеющее значение: нестерпимые
муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее
близость.


26. Нарцисс.


В греческой мифологии — красивый юноша, сын речного бога Кефиса и
нимфы Лейриопы. Однажды Нарцисс, никогда никого не любивший, наклонился
над ручьем и, увидев в нем свое лицо, влюбился в самого себя и умер от
тоски; тело его обратилось в цветок (Овидий, Метаморфозы, 3, 339—510).
Имя его стало нарицательным для человека, любующегося собой,
самовлюбленного. М. Е. Салтыков-Щедрин называл Нарциссами современных ему
либеральных болтунов, влюбленных в собственное красноречие, тех «сеятелей
прогресса», которые по ничтожным поводам пререкались с правительственной
бюрократией, прикрывая болтовней о «святом деле», «светлом будущем» и т. п.
свои личные интересы («Новый Нарцисс, или Влюбленный в себя». «Признаки
времени»).


27. Начинать с яиц Леды.


В греческой мифологии Леда — дочь Фестия, царя Этолии, поразила своей
красотой Зевса, который явился ей в образе лебедя. Плодом их союза была
Елена («Илиада», 3, 426; «Одиссея», II, 298). По позднейшему варианту
этого мифа, Елена родилась из одного яйца Леды, а братья ее, близнецы
Кастор и Поллукс — из другого (Овидий, Героиды, 17, 55; Гораций,
Сатиры, 2, 1, 26). Выйдя впоследствии замуж за Менелая, Елена была
похищена Парисом и оказалась, таким образом, виновницей похода греков на
Трою. Выражение «начинать с яиц Леды» восходит к Горацию (65—8 гг. до н.
э.), который («Об искусстве поэзии») восхваляет Гомера за то, что он свое
повествование о Троянской войне начинает не ab ovo — не от яйца (разумеется
миф о Леде), не с самого начала, а сразу вводит слушателя in mйdias res — в
середину вещей, в самое существо дела.


Следует к этому добавить, что выражение «ab ovo» у римлян было
поговорочным; в полном виде: «ab ovo usque ad mala» — от начала до конца;
буквально: от яйца до фруктов (римский обед начинался с яиц и оканчивался
фруктами).


28. Нектар и амврозия.


В греческой мифологии нектар - напиток, амврозия (амброзия) - пища
богов, дающая им бессмертие (“Одиссея”, 5, 91-94). Переносно: необычайно
вкусный напиток, изысканное блюдо; высшее наслаждение.



29. Олимп. Олимпийцы. Олимпийское блаженство, величие, спокойствие.


Олимп — гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах,
обитали боги (Гомер, Илиада, 8, 456). У позднейших писателей (Софокл,
Аристотель, Вергилий) Олимп — небесный свод, обитаемый богами. Олимпийцы —
бессмертные боги; переносно — люди, всегда сохраняющие величественную
торжественность внешнего облика и невозмутимое спокойствие духа; так же
называют людей высокомерных, недоступных. Отсюда возник ряд выражений:
«литературный Олимп», «музыкальный Олимп» — группа признанных поэтов,
писателей, музыкантов. Иногда выражения эти употребляются иронически,
шутливо. «Олимпийское блаженство» — высшая степень блаженства; «олимпийское
величие» — торжественность в манерах, во всем облике; «олимпийское
спокойствие» — спокойствие ничем невозмутимое.


30. Панический страх.


Выражение употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный
страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из
греческих мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит
внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и
уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство.
Отсюда же возникло слово «паника».


31. Парнас.


В греческой мифологии Парнас — гора в Фессалии, местопребывание
Аполлона и муз. В переносном значении: совокупность поэтов, поэзия какого-
либо народа. «Парнасские сестры» — музы.


32. Пегас.


В греческой мифологии — крылатый конь Зевса; под ударом его копыта на
горе Геликон образовался источник Ипокрена, вдохновляющий поэтов (Гесиод,
Теогония; Овидий, Метаморфозы, 5). Символ поэтического вдохновения.


33. Пигмалион и Галатея.


В древнегреческом мифе о прославленном ваятеле Пигмалионе
рассказывается, что он открыто выражал свое презрение к женщинам.
Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться в статую молодой
девушки Галатеи, им же самим созданную, и обрекла его на муки безответной
любви. Страсть Пигмалиона оказалась, однако, настолько сильной, что
вдохнула жизнь в статую. Оживленная Галатея стала его женой. На основе
этого мифа Пигмалионом переносно стали называть человека, который силой
своего чувства, направленностью своей воли способствует перерождению
другого (см., например, пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион»), а также
влюбленного, встречающего холодное равнодушие любимой женщины.


34. Прометей. Прометеев огонь.


Прометей в греческой мифологии — один из титанов; он похитил с неба
огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов.
За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного
искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орел терзал
печень прикованного титана (Гесиод, Теогония; Эсхил, Скованный
Прометей). Возникшее на основе этого мифа выражение «прометеев огонь»
употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека,
неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве,
общественной работе. Образ Прометея является символом человеческого
достоинства, величия.


35. Работа Пенелопы.


Выражение возникло из «Одиссеи» Гомера (2, 94—109). Пенелопа, супруга
Одиссея, в течение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему,
несмотря на домогательства женихов; она сказала, что откладывает новый
брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра,
старца Лаэрта; целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что
наткала за день, распускала и снова принималась за работу. Выражение
употребляется в значении: верность жены; нескончаемая работа.



36. Сфинкс. Сфинксовая загадка.


В греческой мифологии Сфинкс — чудовище с лицом и грудью женщины,
туловищем льва и крыльями птицы, обитавшее на скале около Фив; Сфинкс
подстерегал путников и задавал им загадки; не сумевших разгадать их он
убивал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал заданные ему загадки,
чудовище лишило себя жизни (Гесиод, Теогония). Отсюда слово «сфинкс»
получило значение: что-либо непонятное, загадочное; «сфинксовая загадка» —
что-либо неразрешимое.



37. Сизифов труд. Сизифова работа.


Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и
бесплодная работа. Возникло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф
за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен
был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять
скатывался вниз. Впервые выражение «сизифов труд» встречается в элегии
(2, 17) римского поэта Пропорция (1 в. до н. э.)


38. Титаны.


В греческой мифологии—дети Урана (неба) и Геи (земли), восставшие
против богов-олимпийцев, за что были низвергнуты в тартар (Гесиод,
Теогония). Переносно титаны—люди, отличающиеся силой, исполинской мощью
ума, гении; титанический — огромный, грандиозный.


39. Филемон и Бавкида.


В древнегреческом сказании, обработанном Овидием (Метаморфозы, 8, 610
и ел.),— чета скромных престарелых супругов, которые радушно приняли у себя
Юпитера и Меркурия, пришедших к ним в образе утомленных путников. Когда
боги, разгневанные тем, что остальные жители этой местности не оказали им
гостеприимства, затопили ее, хижина Филемона и Бавкиды, оставшаяся
невредимой, была обращена в храм, а супруги стали жрецами. По их желанию
они умерли одновременно,— боги обратили Филемона в дуб, Бавкиду — в липу.
Отсюда Филемон и Бавкида стали синонимом неразлучной пары старых супругов.


40. Фортуна. Колесо Фортуны.


Фортуна — в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и
несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или
колесе и держащей в одной руке руль, а в другой — рог изобилия. Руль
указывал на то, что фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия — на
благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо
подчеркивали ее постоянную изменчивость. Имя ее и выражение «колесо
Фортуны» употребляется в значении: случай, слепое счастье.


41. Фурия.


В римской мифологии — каждая из трех богинь мщения (в греч.
миф.—эринии). Эсхил, который вывел эриний на сцену, изобразил их
отвратительными старухами со змеями вместо волос, с налитыми кровью
глазами, с высунутыми языками и оскаленными зубами. Символ мщения,
переносно — злобная разъяренная женщина.


42. Химера.


В греческой мифологии — огнедышащее чудовище, описываемое различно.
Гомер в «Илиаде» (6, 180) сообщает, что оно имеет голову льва, туловище
козы и хвост дракона. Гесиод в «Теогонии» утверждает, что химера о трех
головах (льва, козы, дракона). Иносказательно химера - нечто нереальное,
плод соображения.



43. Цербер.


В греческой мифологии трехголовый пес, охраняющий вход в подземное
царство (Аид). О нем впервые рассказано в «Теогонии» древнегреческого
поэта Гесиода; говорит о ней Вергилий («Энеида», 6) и др. Отсюда слово
«цербер» (латинская форма; греч. Кербер) употребляется переносно в
значении: свирепый, бдительный страж, а также — злая собака.


44. Цирцея.


Цирцея (латинская форма; греч. Кирке) — по Гомеру, коварная
волшебница. В «Одиссее» (10, 337—501) рассказывается, как с помощью
волшебного напитка она превратила спутников Одиссея в свиней. Одиссей,
которому Гермес дал магическое растение, победил ее чары, и она предложила
ему разделить ее любовь. Заставив Цирцею поклясться в том, что она не
замышляет ничего дурного против него и вернет человеческий облик его
спутникам, Одиссей склонился на ее предложение. Имя ее стало синонимом
опасной красавицы, коварной обольстительницы.


45. Яблоко раздора.


Выражение это в значении: предмет, причина спора, вражды, впервые
употребил римский историк Юстин (II в. н. э.). Основано оно на греческом
мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое
яблоко с надписью: «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина
и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их
разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В
благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского
царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.


46. Ящик Пандоры.


Выражение, имеющее значение: источник несчастий, великих бедствий;
возникло из поэмы греческого поэта Гесиода «Труды и дни», в которой
рассказывается, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней
и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь; за это разгневанный
Зевс прислал на землю красивую женщину — Пандору; она получила от Зевса
ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая
любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья.



47. Десятая муза.


Античная мифология насчитывала девять муз (богинь — покровительниц
наук и искусств). Древнегреческий поэт Гесиод в «Теогонии» («Родословная
богов», 77) впервые в дошедших до нас источниках называет их имена.
Разграничение областей наук и искусств (лирическая поэзия, история,
комедия, трагедия, танцы, любовная поэзия, гимны, астрономия и эпос) и
закрепление их за определенными музами было произведено в более позднюю
эпоху (III — I вв. до н. э.).


Выражением «десятая муза» обозначают какую-либо область искусства,
преимущественно вновь возникшую и не вошедшую в канонический список: в
XVIII в. так называли критику, в середине XIX в. в Германии — театр-
варьете, в наше время — кино, радио, телевидение и т. д.


48. Золотой дождь.


Этот образ возник из греческого мифа о Зевсе, который, пленившись
красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, явился к ней в виде
золотого дождя, после чего у нее родился сын Персей.


Даная, осыпаемая дождем золотых монет, изображена на картинах многих
художников эпохи Возрождения (Тициан, Корреджо, Ван-Дейк и др.).


Выражение употребляется в значении: большие деньги. Переносно «золотым
дождем» называют без труда добытое богатство.


49. Циклопы. Циклопические постройки.


В греческой мифологии одноглазые великаны-кузнецы. Древне греческий
поэт Гесиод (8—7 вв. до н. э.) в «Теогонии» («Родословной богов»)
рассказывает, что они выковывали для Зевса молнии и громовые стрелы. По
Гомеру («Одиссея», 9, 475) — одноглазые силачи, великаны, людоеды,
жестокие и грубые, живущие в пещерах на вершинах гор, занимающиеся
скотоводством. Циклопам приписывалось строительство гигантских построек.
Отсюда «циклоп» употребляется в значении одноглазый, а также кузнец.
«Циклопическая постройка» — громадное сооружение.







Реферат на тему: Кто делает историю: отдельные личности или народ?

Кто делает историю: отдельные личности или народ?
Философия истории имеет своим предметом всемирно-историческое движение
народов мира в их едином целом, то есть принципы и законы, которые лежат в
основании этого движения, решающие причины, определяющие социальное бытие,
такие как: революции, войны и т. д.
Прежде чем узнать ответ на вопрос: «Кто делает историю: отдельные
личности или народ?» - нужно точно определить два эти понятия.
Временами философы и историки преувеличивают роль личности в создании
истории. Роль личности велика в силу особого места и особой функции,
которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую
личность на подобающее ей место в системе социальной действительности,
указывая на реальные общественные силы, выдвигающие её на историческую,
сцену и показывает, что она может делать в истории, а что и не в силах.
В общей форме исторические личности определяются так: это личности,
вознесенные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории.
Они являются не только практическими и политическими деятелями, но и
мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что
своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди чувствуют и
принимают историческую необходимость и вроде бы, должны быть свободными в
своих действиях и поступках. Но дело в том, что они не принадлежат сами
себе.
Став во главе государства, армии или народного движения, личность может
оказывать положительное, либо отрицательное влияние на ход и исход
исторических событий. Поэтому общество обязано знать в чьих руках
сосредоточена административная власть.
В процессе исторической деятельности выявляются сильные и слабые
стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл
и оказывает влияние на судьбы нации, народа и даже человечества.
Вождь должен уметь обобщать внутреннюю и международную обстановку,
сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных ситуациях,
исполнять назначенные планы, программу, вовремя заметить изменения и найти
какой путь избрать, как историческую возможность превратить в
действительность. Большое значение имеет, если во главе государства стоит
гений, человек, который обладает мощным умом, огромной волей, упорством в
достижении своих целей, который обогащает общество новыми открытиями,
идеями, изобретениями. От главы государства зависит судьба страны. Можно
лишь сказать: каков народ, такова избранная им личность.
Чтобы раскрыть роль народа как творца истории, необходимо, прежде
всего, установить, что такое народ, народные массы.
Народ не представляет собой нечто неизменное, внеисторическое, раз и
навсегда данное. Он не есть также серая, беспорядочная «толпа», «чернь»,
враждебная всякой цивилизации и прогрессу, как это пытаются представить
идеологи эксплуататорских классов.
Народ – это прежде всего трудящиеся, а в классово-антагонистическом
обществе – эксплуатируемые массы.
Решающее значение народных масс в историческом процессе вытекает из
определяющей роли способа производства материальных благ в развитии
общества. Материальное производство служит основой общественной жизни, а
главную производственную силу составляют трудящиеся, народные массы.
Следовательно, народ, трудящиеся являются решающей силой общественного
развития, подлинным творцом истории.
Трудящиеся массы творят историю, прежде всего, своим производительным
трудом. Их руками создаются все материальные ценности города и села, заводы
и фабрики, дороги и мосты, станки и машины и т.д. без чего немыслимо
существование человека.
Народ творит историю, но творит её не по собственному произволу, а в
зависимости от общественных условий и, прежде всего, от исторически
определённого способа производства материальных благ.
Маркс и Энгельс отвергали абстрактный подход к человеку. Они показали,
что человек всегда конкретен, всегда принадлежит к исторически определенной
общественной формации, классу, нации, трудовому коллективу и т. д.
Обобщая эти два понятия, я могу сделать вывод: народ нуждается в мудром
вожде, без лидера народ никогда не достигнет своих целей. Следовательно
вождь – решающая сила. Но в тоже время и народ не менее решающая сила
истории: так как он создаёт все материальные и значительную часть духовных
благ, обеспечивая эти решающие условия существования общества; он развивает
производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; он
совершает революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс.
Таким образом, и народ является истинным творцом истории.
Значит, народ и личность, отдельно друг от друга не могут делать
истории. На ход исторических событий влияют и народ и отдельные личности,
так как в истории эти два понятия неразрывно связаны. Поэтому я уверена,
что историю делает народ, потому что он – главная, решающая сила истории.



Кто делает историю отдельные личности или народ?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, установить,
что такое народ и что такое личность.
1) Народ – это подлинный субъект истории; его деятельность создает
преемственность в поступательном развитии общества. Место и роль народа в
истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из главных
пороков идеалистической социологии, которая игнорировала решающую роль
народа в общественном развитии, приписывая ее выдающимся личностям.
Марксизм-ленинизм исследовал социальное содержание понятия «народ» и
установил, что характер народа, его классовый состав изменяются на разных
ступенях истории. Для первобытного строя, когда не было классового деления
общества, термины «население» и «народ» не различаются. В антагонистических
формациях в состав народа не входят господствующие эксплуататорские группы,
ведущие антинародную реакционную политику. Только с ликвидацией
эксплуататорских классов при социализме понятие «народ» охватывает все
социальные группы общества.
Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отдельных
классов, слоев и групп населения и на основе учета их классовых интересов
приходит к выводу о составе народа. На всех ступенях общественного развития
основой народа, его большинством являются трудящиеся массы – главная
производительная сила общества. В классовом обществе народ может включать в
себя слои населения с весьма различными и даже противоположными интересами.
К народу принадлежит, например, буржуазия, боровшаяся против феодализма в
буржуазных революциях, участвующая в национально освободительной борьбе
против империализма и колониализма. «Употребляя слово «народ» - писал В.И.
Ленин, - Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял
определенные элементы, способные довести до конца революцию».
Марксизм-ленинизм отличает революционный народ, сплоченный идейно и
организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач
общественного прогресса, от тех масс, которые по своему положению
заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в
активной политической борьбе. В политическом побуждении и организации
народа главную роль играет его авангард, рабочий класс, возглавляемый
партией. Конкретно-исторический подход к народу дает возможность
коммунистическим партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в
позициях различных классов, что позволяет выковывать широкий народный
фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести
борьбу за мир, национальную независимость, демократию и социализм.
Опора на народ, изучение его опыта, запросов и устремлений –
характерная особенность деятельности коммунистической партии. « … мы можем
удовлетворять, - писал В.И. Ленин, - только тогда, когда правильно выражаем
то, что народ создает». Развитие общества подготавливает материальные и
духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия народа как
в разрушении старого, так и в создании нового общественного строя.
Созидательная деятельность и активность народа является решающим фактором в
строительстве социализма и коммунизма.
2) Личность – это качества и уровень развития человека объединяемые в
единый образ и создаваемый в процессе воспитания, образования человека, то
есть его приобщение к общественной культуре.
Индивидуальные качества раскрывают личность с самых разных ее сторон –
квалификации, степени культуры, образования и т. д.
Под влиянием общественных отношений формируются многообразные
проявления жизни, качества личности. Конкретное общественное производство,
экономические отношения порождают такие социальные типы личности, как раб
или рабовладелец, крестьянин или феодал, рабочий или капиталист и т.д.
Присущие обществу социальные отношения – классовые, национальные и
другие – через носителей этих отношений (класс, нацию и др.) порождают
классовые, национальные и иные черты личности, которые суть проявления его
социальной жизни. Скажем, рабочий класс формирует в принадлежащей ему
личности такие качества, как организованность, дисциплинированность,
принципиальность, непримиримость к частной собственности, революционность и
т.д.
В своем единстве качества личности, то есть ее разнообразные жизненные
проявления – экономические, социальные, духовные, представляют собой
продукт и выражение совокупности всего многообразия общественных отношений.
Будучи продуктом социальной среды, личность не растворяется в обществе.
Она не безвольный винтик социального механизма. В той же мере в какой
личность формируется социальными обстоятельствами, она формирует и само
общество. Нельзя забывать, писал Маркс, «что обстоятельства изменяются
именно людьми».
Самыми выдающимися историческими личностями, оставившими глубокий след
в истории, являются величайшие вожди пролетариата и всех трудящихся К.
Маркс, Ф Энгельс, В.И. Ленин. Они были тесно связаны с народными массами,
учили их и сами учились у масс, обобщая их богатый революционный опыт.
Маркс, Энгельс, Ленин всегда были противниками культа личности и постоянно
выступали против чрезмерного преувеличения роли отдельных руководителей,
славословия и лести по их адресу. Основоположники марксизма-ленинизма
считали, что только метод коллективного руководства обеспечивает успех
революционного движения.
Вывод: Из вышесказанного следует, что, как бы ни была велика
отдельная личность, она не в состоянии определить ход
истории. Подлинным творцом истории, создателем всех духовных
и материальных ценностей является народ, трудящиеся массы.







Новинки рефератов ::

Реферат: Ноутбук (Программирование)


Реферат: Автоматизация рабочего места менеджера по учету товара (Компьютеры)


Реферат: Оборотные средства предприятия и пути ускорения их оборачиваемости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Феномен бюрократии: социальная и политическая сущность (Социология)


Реферат: Формирование интереса к урокам математики (Педагогика)


Реферат: Влияние радиоактивного загрязнения на сельское хозяйство (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Обществознание 11-й класс (Педагогика)


Реферат: Либерализм в колониях Испании (История)


Реферат: Девиантное поведение и пути его преодоления (Социология)


Реферат: Александр I Павлович (Исторические личности)


Реферат: Гайдн Франц Йозеф (Культурология)


Реферат: Microsoft Exel (Программирование)


Реферат: Отряд голубеобразные (Биология)


Реферат: Византийское искусство и культура (Искусство и культура)


Реферат: Защита авторских прав (Гражданское право и процесс)


Реферат: Естествознание (Биология)


Реферат: Акцентуация характера в подростковом возрасте (Психология)


Реферат: Одноэтажное двухпролётное промышленное здание (Архитектура)


Реферат: Взаимодействие видов транспорта (Транспорт)


Реферат: Правовой режим военного мореплавания (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист