GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Клинико–психологическая характеристика акцентуаций (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Клинико–психологическая характеристика акцентуаций (Психология)



ПОНЯТИЕ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

1.1 Определение психопатии

Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает либо сам
человек, либо общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте
аномалии характера приводят к дисгармоническому формированию личности и
нарушают социальную адаптацию человека.
Важной особенностью психопатии, из-за которой такие пациенты попадают в
поле зрения психиатра, является декомпенсация при различных неблагоприятных
воздействиях, в частности после психической травмы и при психотравмирующей
ситуации. С точки зрения нормального человека, в таких ситуациях нет ничего
особенного, но для психопата они становятся значимыми именно из-за его
аномалий характера, поскольку задевают его самое слабое место.
Например, при истерической психопатии необоснованные претензии психопата
на всеобщее внимание могут не встретить желаемого отношения окружающих, и
происходит срыв, декомпенсация. При психастенической психопатии такой
ситуацией может оказаться необходимость принимать быстрые решения. При
эпилептоидной психопатии психотравмирующим оказывается любое покушение на
«авторитет» психопата или попытки противодействия его властности и
деспотизму и так далее.
Психопатия определяет психический облик человека, накладывает отпечаток
на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергается существенным
изменениям и мешает самому человеку приспосабливаться к окружающему.
Диагноз психопатии устанавливают на основании трех основных признаков,
предложенных выдающимся русским психиатром П.Б. Ганнушкиным.
1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда
и везде, в любых условиях, и при стрессах, и при их отсутствии.
2. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в
детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и затем сохраняются на
протяжении всей жизни человека.
3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие патологических
черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.
Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобретенной в раннем
детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным
воздействием окружающей среды. Но психопатия – это не только неправильное
воспитание в детстве и педагогическая запущенность (хотя этот фактор имеет
чрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии). Одного
лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатии
недостаточно. В основе психопатии лежит именно неполноценность нервной
системы.
То, что у человека имеются какие-либо отклонения от нормального
общепринятого в обществе поведения, еще не дает оснований говорить о
психопатии.
Психопатоподобные состояния (то есть напоминающие психопатию по своим
проявлениям) возможны и при некоторых других заболеваниях, например при
психических нарушениях в результате перенесенной черепно-мозговой травмы,
инфекционных заболеваниях центральной нервной системы, алкоголизме,
наркомании и токсикомании, некоторых эндокринных нарушениях и других.
Основным их отличием от психопатий является то, что психические нарушения
при психопатии возникают уже с детского или подросткового возраста, а при
психопатоподобных состояниях поведение и развитие личности до возникновения
основного заболевания было нормальным, а психопатоподобные нарушения
вторичны и появляются уже спустя какой-то промежуток времени после развития
основного заболевания.
В отличие от душевных заболеваний, психопатиям не свойственно
прогрессирующее развитие и возникновение дефекта личности.
От неврозов психопатии отличает то, что патологические черты характера
определяют весь психический облик человека и наблюдаются на протяжении всей
его жизни.

При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня
патологии и в обычных условиях, не приводящих к нарушению адаптации,
говорят об акцентуация характера. Это не болезнь, а один из вариантов нормы
и подразумевает индивидуальные особенности характера каждого человека. Но
при психотравмирующей ситуации декомпенсация может произойти и у
акцентуированной личности. Причин возникновения психопатий множество. Имеют
немаловажное значение конституциональные, наследственные факторы – у
родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождаются дети с аналогичной
патологией. Такие психопатии называют конституциональными, генуинными или
«ядерными». Это самый неблагоприятный вариант психопатий, которые
невозможно корректировать даже при правильном воспитании ребенка.
Алкоголизм или наркомания у родителей – тоже одна из частых причин
психопатии у детей.
Играют роль и вредности в период внутриутробного развития, особенно если
во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила,
принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие
плода, или у нее были отравления какими-либо веществами, а также
психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные).
Недостатки питания беременной женщины, тяжелые токсикозы, угроза прерывания
беременности и отслойка плаценты и многие другие факторы отрицательно
влияют на плод.
Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских щипцов
или вакуум-экстрактора, трудные длительные роды с угрозой для жизни
ребенка, если у роженицы узкий таз и крупный ребенок, в результате чего
происходит сильное сдавление головы при прохождении родовых путей, – все
это играет роль в возникновении психопатий.
Неблагоприятными факторами являются и различные вредные воздействия на
развивающийся мозг, заболевания центральной нервной системы или длительные
истощающие болезни, перенесенные ребенком в первые 2–3 года жизни.
Играют роль в возникновении психопатий и черепно-мозговые травмы, мозговые
инфекции (менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжелые
отравления, перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.
Большое значение в развитии психопатии у ребенка, имеющего вышеотмеченные
аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное воздействие
окружающей среды, в частности недостатки воспитания.
Если ребенок растет в семье, где его воспитанием и коррекцией его
неправильного поведения никто не занимается, например, когда злоупотребляют
алкоголем оба родителя, или когда отец – алкоголик, а мать озабочена только
проблемами пьянства мужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, или
ребенок растет в атмосфере скандалов даже непьющих родителей, или
воспитывается в неполной (когда нет одного из родителей) или
деформированной семье (когда есть отчим или мачеха), или родители отдают
его на воспитание бабушке с дедушкой, а те его обожают и во всем потакают,
– то все аномалии характера еще более усиливаются.
А если ребенок воспитывается в благоприятной обстановке и родители его
обучают нормам поведения в обществе, формируют положительную нравственно-
этическую позицию с детских лет, объясняя, что позволено делать в
коллективе, а что непозволительно, а если он провинился, то ему спокойно и
дружески объясняют неправильность его поступков, без деспотизма, физических
наказаний или иных травмирующих психику ребенка воздействий, – то в целом
есть возможность корригировать поведение ребенка уже с детства, и в
дальнейшем он вырастает не эгоцентричным, как при многих видах психопатий,
а приобретает способность считаться и с мнением других людей, а не только с
собственными прихотями.



2. Определение понятия «Акцентуация характера»


В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи
еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что
иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. Со
взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам
говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами
психопатий.
Наибольшую известность получил термин К. Leongard
(1968)–“акцентуированная, личность”. Однако, правильнее говорить об
“акцентуациях характера”. Личность - понятие гораздо более сложное, чем
характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и
т.д. В описаниях К. Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же
в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали
использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что
правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.
Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на
диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933)– О. В. Кербикова (1962).
При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни
относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности
его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия
тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает
соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось,
обычно акцентуации развиваются в период становления характера и
сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут
проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной
обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная
дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает
непродолжительной. В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В.
Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и
психопатии. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и
психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых
психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных
поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают
только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных
ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего
сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и
потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и
переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему
отличные от других типов, “слабые места”.
На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации
характера.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные
черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается
избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных
воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.



1. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПСИХОПАТИЙ ПО ТЯЖЕСТИ И АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ВЫРАЖЕННОСТИ

Как писал П. Б. Ганнушкин, степень проявления психопатий "Представляет
прямо запутывающее богатство оттенков – от людей, которых окружающие
считают нормальными,– и до тяжелых психотических состояний, требующих
интернирования"'. Попытка как-то систематизировать эти степени,
представляет насущную практическую задачу. Это способствовало бы уточнению
прогноза, смогло бы оказать помощь в экспертной практике и содействовало бы
более дифференцированному подходу к семейной и трудовой реадаптации. В
последние годы в судебно-психиатрической экспертизе получил распространение
термин "глубокая психопатия". Им обозначаются наиболее тяжелые случаи, где
на высоте декомпенсации возникают психотичес-кие расстройства или
исключающая вменяемость утрата способности к "вероятностному
прогнозированию своей деятельности и соответствующей коррекции своего
поведения" или в основе нарушении характера лежат выраженные эндокринные
расстройства . По материалам судебной экспертизы, случаи психопатии,
исключающие вменяемость, у подростков встречаются значительно чаще, чем у
взрослых, – у 15–17% экспортируемых вместо 3-5% .
Разделение психопатий на три степени тяжести было осуществлено Л. И.
Спиваком в отношении эксплозивного типа. При этом учитывались возраст
формирования, тяжесть декомпенсации, патологические изменения на пневмо- и
электроэнцефалограмме и др. Однако критерии разграничения по трем степеням
тяжести не были предметом специального исследования.

Тяжелая психопатия (степень III), Компенсаторные механизмы крайне слабы,
едва намечаются или бывают лишь парциальными, охватывая лишь часть
психопатических особенностей, но зато достигают здесь такой
гиперкомпенсации, что сами выступают уже как психопатические черты.
Компенсации всегда неполные и непродолжительные. Декомпенсации легко
возникают от незначительных причин и даже без видимого повода. На высоте
декомпенсаций картина может достигать психо-тического уровня (тяжелые
дисфории, депрессии, сумеречные состояния и др.). При тяжелой степени
некоторых психопатий (шизоидной, психоастенической и др.) нередко возникают
диагностические сомнения – не являются ли данные случаи пси-хопатоподобным
дефектом при шизофрении или ее вялотекущей формой. Однако ни признаков
процесса, ни четких указаний на перенесенный в прошлом шизофренический шуб
обнаружить не удается. Нарушения поведения могут достигать уровня уголовных
преступлений, суицидных актов и других действий, грозящих тяжелыми
последствиями для самого психопата или его близких. Обычно имеет место
постоянная и значительная социальная дезадаптация. Такие подростки рано
бросают учебу, почти не работают, за исключением коротких эпизодов или
условий принудительного труда. Живут они за счет других или за счет
государства. Обнаруживается полная неспособность к поддержанию семейных
отношений – связи с семьей разорваны или крайне натянуты из-за постоянных
конфликтов или носят характер патологической зависимости (психопата от кого-
либо из членов семьи или последних от психопата). Дезадаптация отчетливо
выступает также в среде сверстников. Самооценка характера неправильная или
отличается парциальностью – подмечаются лишь некоторые черты, особенно
проявления патологической гиперкомпенсации. Критика к своему поведению
заметно снижена, а на высоте декомпенсаций может полностью утрачиваться.
Выраженная психопатия (степень II). Компенсаторные механизмы нестойки, и в
силу этого компенсации непродолжительны. Декомпенсации могут возникать от
незначительных поводов. Тяжелые декомпенсации и серьезные нарушения
поведения обычно все же следуют за психическими травмами или возникают в
трудных ситуациях. Социальная адаптация бывает неполной и нестойкой. Работу
или учебу то бросают, то возобновляют. Способности остаются
нереализованными. Отношения с родными полны конфликтов или отличаются
патологической зависимостью. Самооценка черт характера и степень
самокритичности весьма разнятся в зависимости от типа психопатии.
Умеренная психопатия (степень I). Компенсаторные механизмы достаточно
выражены. Возможны продолжительные компенсации. Срывы обычно ситуативно
обусловлены, их глубина и продолжительность пропорциональны психической
травме. Декомпенсации проявляются заострением психопатических черт и
нарушениями поведения. Последние, однако, за исключением особо тяжелых
ситуаций, не достигают крайних степеней. Социальная адаптация неустойчива,
снижена или ограничена. При неустойчивой адаптации легко возникают срывы.
При сниженной адаптации подростки учатся или работают явно ниже
способностей. При ограниченной адаптации резко сужен круг интересов или
жестко определена область, где возможна продуктивная деятельность и где
иногда достигаются выдающиеся результаты (так называемые "талантливые
психопаты"). В других, даже близких областях сразу обнаруживается полная
несостоятельность. Семейные отношения отличаются дисгармонией и крайней
избирательностью (чрезмерная привязанность к одним членам семьи, конфликты
и разрыв с другими). При большинстве типов психопатий (кроме истероидной и
неустойчивой) сохраняется относительно правильная оценка черт своего
характера и критика к своему поведению, не всегда, однако, достаточно
глубокая.

Степень отклонений характера сама по себе трудно поддается количественной
оценке. Последнюю доступнее осуществить по другим, зависящим от этих
отклонений показателям [Личко А. Е., Александров А. А., 1973]. К ним
относятся: 1) тяжесть, продолжительность и частота декомпенсации, фаз,
психогенных реакций и, что особенно важно, соответствие их силе и
особенностям вызвавших факторов; 2) степень тяжести крайних форм нарушений
поведения; 3) оцениваемая в "длиннике" степень социальной (трудовой,
семейной) дезадаптации; 4) степень правильности самооценки особенностей
своего характера, критичности к своему поведению.
Явная акцентуация. Отличается наличием выраженных черт определенного типа
характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких,
непродолжительное наблюдение за поведением, особенно среди сверстников,
позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт какого-либо типа не
препятствует обычно удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое
положение соответствует способностям и возможностям. Акцентуированные черты
характера обычно хорошо компенсированы, хотя в пубертатном периоде они, как
правило, заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации.
Однако преходящая социальная дезадаптация и нарушения поведения возникают
только после тех психических травм и в тех трудных ситуациях, которые
предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления»
данного типа акцентуаций.
Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты определенного типа характера
выражены слабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении,
разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает
составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты
этого типа ярко выступают, порою неожиданно для окружающих, под действием
некоторых ситуаций или психических травм, но только опять же тех, которые
предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".
Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявить типа
характера. Выявление акцентуированных черт, как правило, не приводит к
заметной дезадаптации или она бывает кратковременной. Самооценка может
включать как латентные черты, так и черты противоположные, являющиеся
следствием компенсации. Поэтому в самооценке могут фигурировать, казалось
бы, несовместимые сочетания шизоидности и гипертимности, истероидности и
психастеничности и т. п.



2. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
3.1. Динамика психопатий

П. Б. Ганнушкиным был введен ряд понятий, отражающих динамику психопатий:
возрастные кризисы (пубертатный и климактерический), идиопатические
приступы или фазы, психогенные и соматогенные реакции, конституциональные и
ситуационные развития и др. Наиболее распространенными терминами,
относящимися к динамике психопатий у взрослых, являются понятия
"компенсация" и "декомпенсация". Компенсации могут осуществляться как за
счет изменения "микросреды" (трудовой, семейной) на такую, где
психопатические особенности характера позволяют приспособиться наилучшим
образом (например, уединенный образ жизни для шизоида), так и за счет
активной выработки механизмов психологической защиты, манеры поведения,
образа жизни, порою контрастных психопатическим чертам и затушевывающих эти
черт. Срыв компенсаторных механизмов в силу ли эндогенных особенностей
динамики или под влиянием факторов среды обозначается как декомпенсация.
В подростковом возрасте компенсаторные механизмы нередко еще недостаточно
сформированы. Зато, как правило, приходится иметь дело с подростковым
заострением психопатических черт характера, особенно если психопатия
(например, шизоидная) сложилась с детства. Однако подростковый возраст не
только заостряет и ухудшает, но несет и новые компенсаторные возможности
(например, "депсихопатизация" некоторых форм органических психопатий,
наблюдавшихся в детстве).
Определенным вкладом в учение о динамике психопатий является изучение
процесса их становления – описание этапов формирования конституциональных,
приобретенных и органических психопатий. В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин
выделили три этапа начальных проявлений, структурирования и завершения
формирования. Первые два этапа при конституциональных и органических
психопатиях падают преимущественно на детство. При приобретенных
психопатиях второй этап приходится обычно на 15–18 лет. С нашей точки
зрения, выделение этих этапов для подростковой психиатрии имеет в большей
степени теоретическое, чем практическое значение. О них можно судить
ретроспективно, когда психопатия уже сформирована. Картина первого и даже
второго этапов существенно не отличается от транзиторных нарушений
поведения в детстве и у подростков, и диагноз психопатии здесь может
оказаться преждевременным.
Психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с
окружающими, создавая конфликтные ситуации, причем во время конфликта они
испытывают дополнительное психогенное воздействие. В такой ситуации
происходит психопатическая реакция, которая проявляется обострением
аномальных особенностей характера. Даже после прекращения конфликта
психопатическая реакция может сохраняться.
Обострение психопатических черт может произойти и после того, как человек
переболел каким-то тяжелым заболеванием, или при хронических заболеваниях
внутренних органов.
Психопатические реакции обычно возникают внезапно, в ответ на
малозначимые для психически нормального человека, но очень болезненные для
психопата события. Реакция больного всегда неадекватна, то есть не
соответствует силе раздражителя, вызвавшего ее. Чаще всего она проявляется
в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии и
разрушительных действий.
При неоднократных психотравмирующих воздействиях даже незначительных
отрицательных факторов возникает длительная декомпенсация.
При продолжительной декомпенсации наблюдается нарушение способности
больного приспосабливаться к окружающим условиям, резко выявляются все
аномальные особенности характера и могут возникнуть новые психические
нарушения.
У больных психопатией часто возникают неврозы, особенно истерический
невроз, могут формироваться сверхценные образования (идеи, значение которых
больным слишком переоценено) и даже бредовые идеи – бред отношения, бред
преследования, бред ревности и другие.
Больные психопатией являются группой повышенного риска в аспекте
возможности формирования алкоголизма и наркомании.
Кроме того, больным психопатией свойственно расстройство влечений, и в
первую очередь сексуального. У многих из них наблюдаются сексуальные
извращения – садизм, мазохизм, эксгибиционизм, гомосексуализм, педофилия,
нарциссизм и многие другие.
Из-за расстройства влечений у больных психопатией также могут возникать
конфликты с обществом, противоправные действия, включая насилие, после чего
может произойти декомпенсация.



3.2. О динамике акцентуаций характера

В отличие от психопатий представления об "акцентуированной личности" и об
"акцентуациях характера" оставались до последнего времени как о чем-то
весьма статичном, раз и навсегда данном. Лишь в последние годы были
предприняты катамнестические и лонгитудинальные исследования акцентуаций
характера некоторых типов – неустойчивого, гипертимного, эмоционально-
лабильного, конформного.
Настоящая работа обобщает наблюдения над 124 подростками мужского пола,
которые были начаты в возрасте 14–17 лет и продолжались в послеподростковом
(18–19 лет) и молодом (после 20 лет) возрасте. Все эти случаи при первом
обследовании были расценены как акцентуации характера.
Можно выделить две основные группы динамических изменений при
акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они
по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции. Если шоковые
реакции, патологический аффект являются реакциями психотического уровня и
более свойственны тяжелым психопатиям (в иных случаях они возможны лишь в
катастрофических ситуациях), то реакции, обозначенные нами как острые
аффективные, относятся к субпсихотическому уровню, хотя нередко стоят на
грани между физиологическим и патологическим аффектом.
Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем
аутоагрессии – нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство,
учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с
неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и
т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух казалось бы
диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и
эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии
на окружающее – нападение на обидчиков или "вымещение злобы" на случайных
лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции
можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
3. Импунитивная реакция проявляется тем, что аффект разряжается путем
безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту
ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид
реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной
акцентуациях.
4. Демонстративные реакции, конца аффект разряжается в "спектакль", в
разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот
вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может
встречаться и при эпилептоидной, и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее
выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобные
нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы"). Катамнестические
исследования. Показывают, что, если эти нарушения поведения возникают на
фоне акцентуаций характера, то в 80% при повзрослении наступает
удовлетворительная социальная адаптация. Однако прогноз зависит от типа
акцентуации. Наиболее благоприятно предсказание при гипертимной акцентуации
(86% хорошей адаптации), наименее – при неустойчивой (всего 17%).
Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде 1)
делинквентности, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, не
достигающих наказуемого в судебном порядке криминала; 2) токсикоманического
поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или
пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других
дурманящих средств; 3) побегов из дома и бродяжничества; 4) транзиторных
сексуальных девиаций (ранней половой жизни, промискуитета, преходящего
подросткового гомосексуализма и др.). Все эти проявления преходящих
нарушений поведения описаны нами ранее.
Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера –
это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств –
неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не
ограничивается "динамикой акцентуаций": происходит переход на качественно
иной уровень – развитие болезни.
Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера
принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких
типов.
1. Переход "явной" акцентуации в скрытую, латентную. Под влиянием
повзросления и накопления жизненного опыта, акцентуированные черты
характера сглаживаются, компенсируются. В итоге у взрослых, в отличие от
подростков, только на основании контакта и непосредственного наблюдения,
даже продолжительного, без знания из анамнеза особенностей поведений в
подростковом периоде и без специального психологического обследования в
большинстве случаев трудно бывает составить четкое представление о типе
акцентуации.
2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием
неблагоприятных условий среды психопатических развитий, достигающих уровня
явной патологии («краевые психопатии» по О. В. Кербикову). Для этого обычно
бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов: 1) наличие
изначальной акцентуации характера, 2) неблагоприятные условия среды должны
быть такими, чтобы адресоваться именно к "месту наименьшего сопротивления"
данного типа акцентуации, 3) их действие должно быть достаточно
продолжительным и, главное, 4) оно должно упасть на критический для
формирования данного типа акцентуации возраст. Этим возрастом для шизоида
является детство, для психастеника – первые классы школы, для большинства
других типов – разные периоды подросткового возраста (от 11–13 лет у
неустойчивого до 16–17 лет у сенситивного типов). Только при паранойяльном
типе критическим является более старший возраст – 30–40 лет – период
высокой социальной активности.
В случаях психопатических развитии так же, как при неврозах и других
реактивных состояниях, динамические изменения выходят за рамки акцентуаций.
3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных
явлений в их возрастной динамике. Как известно, тип психопатии отличается
стабильностью. Однако Н. И. Фелинской было указано на возможность
определенных трансформаций типа психопатии со временем. Наши
лонгитудинальные исследования свидетельствуют о возможности определенных
трансформаций типов акцентуации характера.
В целом же проблема динамики акцентуаций характера, как справедливо
указывает В. В. Ковалев, разработана еще недостаточно. Однако
представляется целесообразным подчеркнуть наиболее значимые феномены в
динамике акцентуаций характера:
1) заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в
период их формирования с последующим их сглаживанием и компенсацией
(переход явных акцентуаций в скрытые);
2) развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под
влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихся ударом по
месту наименьшего сопротивления данного типа;
3) возникновение на фоне акцентуаций характера преходящих нарушений –
девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других
реактивных состояний;
4) трансформация типов акцентуаций характера в силу кон-ституционально
заложенных механизмов или влияний среды;
5) формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация
характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в
отношении определенных неблагоприятных влияний среды.

3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Вопрос о том, что является первопричиной возникновения аномалий характера,
стал предметом споров ученых с первых шагов зарождения учения о
психопатиях. В.М.Бехтерев полагал, что причинами могут быть как
неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственные условия,
неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжелые общие
заболевания.
На основе систематики формирования психопатий П.Б.Ганнушкина, можно
систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций
характера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление
психопатий.
Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера,
выделяют:
1. Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных
вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким
вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые
травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые
истощающие соматические заболевания.
2. Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя
определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип
акцентуации характера.
3. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые
травмы, мозговые инфекции и т.п.
4. «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития
сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный
физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной
системы и «гормональной бурей».
К социально-психологическим факторам следует отнести:
1. Нарушения воспитания подростка в семье.
Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в
силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации
личности (Соотношение между акцентуациями характера и наиболее
неблагоприятными типами семейного воспитания будет раскрыто в главе 4
«Диагностическая и коррекционная работа»).
2. Школьную дезадаптацию.
В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего
вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина).
В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных
трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта,
«… характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме
дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по
проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и
сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в
физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям
асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды».
3. Подростковый кризис.
В 12 –14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент –
«подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства к
взрослости». Согласно Э.Эриксону, происходит «кризис идентичности – распад
детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессу
познания самого себя придается всеподавляющее значение. Именно этот
процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточник
все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание,
стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к
детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть
как межличностными, так и внутриличностными.
4. Психическую травму.
Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические
состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами
(конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое
эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных
разладов и т.п.).
Таким образом, причинами патологического изменения личности подростка
являются социальные и биологические факторы, которые действуют не
изолированно, а тесно взаимодействуют.



5. ТИПЫ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

|Тип акцентуаций|Краткая |Проявление |Возможные |
|и психопатий |характеристика типа |психопатий и |последствия |
| | |акцентуаций | |
|1. Возбудимый |Повышенная |Агрессия, реакция |Невротические |
|(эксплозивная) |раздражительность, |злобы, повышенная |срывы. |
| |несдержанность, |конфликтность. |Асоциальное |
| |угрюмость, |Злоупотребление |поведение. |
| |занудливость. |алкоголем. | |
| |Обладают неустойчивым| | |
| |вниманием. Частая | | |
| |смена настроения. | | |
| |Предпочитают | | |
| |физический труд. | | |
|2. Истерический|Обидчивы, капризны. |Беспредельный |Нарушение |
| |Личность |эгоцентризм. |адаптации к |
| |поверхностна, не |Суицидальность. |окружающему |
| |свойственны |«Бегство в |миру. |
| |усидчивость и |болезнь». | |
| |трудолюбие. Хорошая |Алкоголизация и | |
| |память, раскованное |употребление | |
| |мышление. |наркотиков. Побеги| |
| |Эмоциональность |из дома. | |
| |проявляется ярко, |Патологическая | |
| |любят преувеличивать.|лживость. | |
| |Завистливы. Не |Инфантилизм. | |
| |обладают нормами | | |
| |морали. | | |
|3. |Пониженный фон |Боязливость, |Склонность к |
|Психаастеническ|настроения, опасения |повышенный уровень|психаастении |
|ий |за себя, близких, |тревожности, | |
| |робость, |мнительность. | |
| |неуверенность, | | |
| |крайняя | | |
| |нерешительность, | | |
| |пассивен. Дружелюбен,| | |
| |исполнителен. | | |
|4. Астенический|Нервная слабость, |Ситуация страха, |Склонность к |
| |впечатлительность, |угрозы, наказания,|психаастении. |
| |чувствительность, |несправедливых | |
| |робость, |обвинений. Побеги | |
| |застенчивость, |из дома. | |
| |склонность к |Алкоголизация. | |
| |самоанализу. | | |
| |Тревожны. Редко | | |
| |вступают в конфликты,| | |
| |пассивны, мнительны. | | |
|5. Сенситивный |Чувствительны, |Самоуничижение, | |
| |впечатлительны, |реакция | |
| |обидчивы, ранимы, |гиперкомпенсации. | |
| |застенчивы, робки, |Избегают | |
| |пугливы. |употребление | |
| | |алкоголя. | |
| | |Суицидальное | |
| | |поведение. | |
| | |Неожиданная бурная| |
| | |агрессия. | |
|6. Неустойчивый|Неустойчивость |Частые прогулы, |Асоциальные |
| |психической жизни, |нарушения |криминальные |
| |недостаточность |дисциплины, |поступки. |
| |волевой деятельности,|возможно | |
| |болтливость. Живое |социальная | |
| |воображение. Не любят|декомпенсация. | |
| |одиночества. |Грубость, | |
| | |упрямство. | |
| | |Гедонизм. | |
| | |Наркотизм. | |
| | |Токсикомания | |
|7. Циклоидный |Общительность |В период подъема |Бывают случаи |
| |циклически меняется |настроения |маниакально – |
| |(высокая в период |проявляют себя как|депрессивного |
| |повышенного |люди с |психоза. |
| |настроения, низкая в |гипертимической | |
| |период |акцентуацией, в | |
| |подавленности). |период спада – с | |
| | |дистимической. | |
| | |Возможен суицид. | |
|8.Гипертимный |Чрезмерно приподнятое|Употребление |Бывают случаи |
| |настроение, |наркотиков, |маниакально – |
| |разговорчив, очень |беспорядочная |депрессивного |
| |энергичен, |половая жизнь. |психоза. |
| |самостоятелен, |Склонность к | |
| |стремится к |аморальным | |
| |лидерству, оптимист. |поступкам | |
|9. Лабильный |Очень изменчивое |Паникерство. |Склонность к |
| |настроение, эмоции |Неудачи и |невротической |
| |ярко выражены, |горестные события |депрессии. |
| |словоохотливость, |воспринимает | |
| |отвлекаемость на |трагически. | |
| |внешние события, | | |
| |влюбчивость. | | |
|10. Шизоидный |Замкнут, общение по |Бесцеремонность. |Шизофрения. |
| |необходимости. |Навязчивость. | |
| |Холодность по | | |
| |отношению к людям, | | |
| |поведение и логика | | |
| |непонятны окружающим.| | |
| |Любят одиночество. | | |
| |Малоконфликтны. На | | |
| |все имеют свою точку | | |
| |зрения. | | |
|11. |Тугоподвиженость. |Дисфория |Возможны |
|Эпилептоидный |Мышление конкретно, |(беспричинное |тяжкие |
| |не способны на |мрачно – злобное |эксцессы. |
| |компромиссы. |настроение). | |
| |Мелочность, |Склонность к | |
| |повышенная |алкоголизму. | |
| |аккуратность. |Бродяжничество. | |
| |Себялюбивы, |Суицидальные | |
| |эгоистичны. |реакции. | |



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и
типологии характеров – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 640
с.
2. Л. Д. Столяренко. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 1997. – 736 с.
3. А. Е. Личко. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. –
М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 416 с.
4. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 528 с.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс,
1997г. – 544с.
6. Вопросы психологии. 1998г. №2 с. 136 – 143.



Введение.

В современных условиях наблюдается рост числа психических заболеваний и
особенно пограничных расстройств. Своевременное устранение диагноза очень
важно при тяжелых психических расстройствах, а особенно при пограничных
заболеваниях, т.е. тех, которые стоят на границе между нормой и патологией.

С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически
важная проблема, – как разграничить психопатии как патологические аномалии
характера от крайних вариантов нормы.
В своем реферате мы попытаемся провести грань между психопатиями и
акцентуациями характера. Также рассмотрим причины возникновения акцентуаций
и психопатий и заострим внимание на особенностях их динамики. Типология
будет рассмотрена в виде сводной таблицы для более простого восприятия.



Содержание.

Введение с. 2

1. Понятие психопатий и
акцентуаций характера. с. 3-6

2. Разграничение психопатий с. 7-8
по тяжести и акцентуаций по выраженности.

3. Особенности динамики с. 9-12
психопатий и акцентуаций характера.

3.1 Динамика психопатий с. 13-15
3.2. О динамике акцентуаций с. 16-19

4. Причины возникновения с. 20-22
психопатий и акцентуаций характера.

5. Типы психопатий и с. 23-25
акцентуаций характера

Заключение с. 26



Заключение.

В своем реферате мы рассмотрели понятие акцентуаций и психопатий. Можно
говорить о том что: имея сходные причины возникновения данные понятия
отличаются друг от друга. Под акцентуацией характера понимается крайний
вариант нормы, а под психопатией – аномалия характера. В отличии от
психопатий акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут
существенно сглаживаться.
Наиболее ярко акцентуации характера и психопатии начинают проявляться в
подростковом возрасте, так как происходит неравномерное развитие организма,
становление внутреннего «Я».
Для больных психопатией часто свойственны формы девиантного поведения, как
алкоголизм, наркомания и расстройство влечений, в первую очередь
сексуальных.



.



«Клинико – психологическая
характеристика акцентуаций
и психопатий.



Выполнил:

Проверила: .



2002г.




Реферат на тему: Клиническая психология
Определение клинической психологии. Основные области клинической
психологии, их краткая характеристика.
1. практические задачи патопсихологии.
2. Основной патопсихологический синдром при шизофрении.
3. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких
нарушений при различных синдромах.
4. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких
нарушений при различных синдромах.
5. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные,
вторичные, третичные нарушения.
6. Сравнительная характеристика познавательной деятельности больных
шизофренией и эпилепсией.
7. Нарушение эмоционально - личностной сферы в структуре синдромов
шизофрении, эпилепсии, МДП (маниакально депрессивный психоз). Краткая
характеристика.
8. Понятие «пограничное личностное расстройство». Этиология, генез.
Защитные механизмы.
9. Понятие невроза. Виды неврозов. Проблемы и подходы в изучении
невротических расстройств.
10. Виды психосоматических явлений. Классификация психосоматических
расстройств.
11. Основные психосоматические концепции (нервизма и психосоматической
специфичности): краткая характеристика.
12. Роль психоанализа в становлении психосоматического подхода: идей
З.Фрейда, школы В.Райха и Александера.
13. Современные психосоматические концепции: профиля личности, типов
поведения.
14. Алекситимия.
15. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни. Понятие
ятрогений.
16. Личность в условиях болезни. Варианты личностного развития в условиях
хронического соматического заболевания.
17. Нейропсихология как отрасль клинической психологии. Предмет и задачи.
18. Теория системной динамической локализации высших психических функция
(ВПФ). Понятие функциональной системы, нейропсихологического синдрома,
симптома, фактора.
19. Концепция А.Р.Лурия о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности
блоков.
20. Проблема «мозг и психика». Варианты решения этой проблемы в
отечественной и зарубежной науке (узкий локолизационизм,
антилокализационизм.)
21. Проблема междуполушарной ассимитрии мозга. Краткая характеристика
левшества.
22. Проблема межполушарной ассимитрии и ее изучения в клинике. Синдром
расщепленного мозга.
23. Понятие агнозии. Виды зрительных агнозий.
24. Классификация агнозий по А.Р.Лурия.
25. Нарушение произвольных движений. Проблема апраксии.
26. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Виды афазий.
27. Лобный синдром: локализация, краткая характеристика.
28. Варианты нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема
амнезий.
29. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга.
30. Синдромы эфферентной и динамической афазии. Краткая характеристика.
31. Сенсорная и акустика-мнестическая афезия.
32. Синдромы моторных афазий.
33. Нарушение мышления при психических заболеваниях и локальных поражениях
мозга.
34. Нарушение личности при психических заболеваниях.
35. Личностные расстройства: семейный генез, структура личности,
психотерапевтические подходы.
36. Структура личности и особенности самосознания пациента с пограничными
личностными расстройствами.
37. Возможности невербальных методов в психодиагностике и психотерапии.
38. Синдромы мозговой несформированности у детей. Краткая х-ка. Пути
коррекции.
39. Саноцентристское определение здоровья (устав ВОЗ).
40. Ресурсы здоровья в профессиональной д-сти ч-ка.
41. Ресурсы здоровья в семейной ситуации ч-ка.
42. Ресурсы здоровья в сфере коммуникативной жизни ч-ка.
43. Психология телесности. Телесноориентированная терапия.
44. Возможности саморегуляции в поддержании собственного здоровья.
45. Психодиагностика в работе клинического психолого.
46. Эмоциональный стресс и психическая саморегуляция.
47. Основные подходы и психокоррекция в поведенческой психологии.
48. Основные походы и психокоррекция в гуманистической психологии.
49. Основные подходы к психокоррекции в психоанализе.
50. Основные подходы к модификации поведения в отечественной
психологической школе.
51. Основные теоретические подходы к групповой психотерапии.
52. Т0группы (как разновидность групповой психотерапии).
53. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).
54. Гештальт-группы.
55. Психодрама.
56. Группы тренинга умений.
57. Личностно-центрированное консультирование.
58. Логотерапия.
59. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник
психической травматизации личности.
60. Генограмма семьи. Методы психотерапевтической коррекции семейных
взаимоотношений.



1. Определение клинической психологии. Основные области клинической
психологии, их краткая характеристика.
Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными
задачами которой является решение вопросов (как практических так и
теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и
патологических состояний, а также психокоррекционные формы воздействия на
процесс выздоровления, реабилитации, решение различных экспериментальных
вопросов и изучение воздействия различных психических факторов на форму и
течение различных заболеваний. Предметом клинической психологии являются
механизмы и закономерности возникновения стойких дезадаптивных состояний.
Т.е., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой,
коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его
жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Конкретные задачи:
участие в решении задач диф. диагностики, анализ структуры и установление
степени психич. нарушения, диагностика психич. развития и выбор путей
общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психич.
нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы
ее отношений, участие в реабилитац. и др. терапиях.
Клиническая психология - мультидисциплинарная наука
Для нее характерны контакты с медициной, анатомией, физиологией, генетикой,
юриспруденцией, всеми остальными областями психологии.
Клиническая психология имеет существенное значение для решения
фундаментальных психологических проблем, инициирует их решение:
- психика и сома (соотношение души и тела)
- психология телесности
- мозг и психика
- структура психических функций
- психодиагностика
- психология воздействия
- психология бессознательного
- психология индивидуальных различий
Прикладной аспект определения клинической психологии.
Клиническая психология - область профессиональной деятельности психолога,
направленная на охрану здоровья и повышение адаптационных возможностей
человека. Это область применения психологических знаний и методов в целях
укрепления здоровья, профилактики заболеваний, преодоления болезней и
успешной социально- трудовой адаптации человека.
Основные области клинической психологии.
Направления клинической психологии:
- патопсихология –
Патопсихология. Определение. Основные проблемы.
Область клинической психологии, которая возникла на стыке психологии и
психиатрии. Термин «патопсихология» - Бехтерев, 1903.
Патопсихология - наука о законах нарушений (изменений) психических
процессов и свойств психической деятельности. В отличие от: Психиатрия -
изучение и помощь лицам с психическими болезнями. Психопатология - часть
медицины, посвященная описанию и изучению симптомов и синдромов при
отдельных психических болезнях. Патопсихология - психопатология: объект:
один, человек с психическими заболеваниями метод: психологический -
эксперимент, психиатрический – наблюдение предмет: психопатология -
характеристики проявлений, продуктов, результатов психического нарушения;
психология - закономерности нарушения психики, приводящие к этим
результатам.
- нейропсихология
Предмет нейропсихологии - особенности нарушения психических процессов
состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Таким образом,
центральная теоретическая проблема - проблема мозговой организации
(локализации) ВПФ. При этом ВПФ понимаются как сложные формы сознательной
психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов,
регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем
закономерностям психической деятельности. Они обладают 3 основными
характеристиками: 1) формируются прижизненно; 2) опосредованы по своему
психологическому строению (преимущественно речью) и 3) произвольны по
способу осуществления.
Основные направления, соответственно задачи:
- клиническая нейропсихология
Основное направление. Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих
при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей
клинической картиной заболевания. Основные методы: клиническое
неаппаратурное нейропсихологическое исследование - «луриевские методы».
Представление о синдроме и факторах, возникшее и реализуемое в клинике
- экспериментальная
Экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм
нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. (тоже
Лурия)
- реабилитационное направление
Восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ.
Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с
мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных
функциональных систем с опорой на сохранные функции).
- нейропсихологическая психодиагностика
Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью
профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие - определение профиля
латеральности.
- психосоматика
Изучает психологические процессы, к-е определяют некоторые соматические
зболев-я.(нр нейродермит). Итеология заболевания.
Второе направление – изучение психосоматических проявлений при психогенных
заболеваниях (нр рак)
-Детская клиническая психология
У ребенка все распады психики всегда сочетаются с развитием.
- - психология воздействия (психокоррекция и психотерапия)
психотерапия – д-сь, направленная на ведущую проблему с дальнейшей
редукцией симптома.
Психокоррекция – помощь в адаптации отдельных симптомов. Используя
пластичность мозга, можно преодолеть через обходные пути некоторые
симптомы.
(разделение условное)
- психология здоровья
2. Практические задачи патопсихологии.
Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений
психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении
с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы,
оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может
рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются
закономерности распада психики, изменения личности психических больных),
так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для
уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной
экспертизы).Задачи ППС те же, что и у клиники, но предмет - другой. ППС
изучает причины возникновения б-ни, формирование и развитие симптомов,
опис. клин. симптом; решает вопрос о прогнозе, течении б-ни, лечение и
профил.. псих. б-ней => описывает картину. ППС изучает псих. механизмы и
закономерности формирования симптомов. ППС опирается на общепсихолог.
знание, которое она исп. для анализа искажений при отражении
действительности. Основные методы - наблюдение и беседа. Следует разделять
понятия ППС и психопатологии: вторая, будучи клинической дисциплиной,
оперирует мед. категориями и общими психопат. критериями (исход, прогноз б-
ни), основываясь при этом на клин. анализе; в то время как ППС -
закономерности нарушений псих. деятельности, исп. психолог. методами.
Практические задачи патопсихологии (Б.В. Зейгарник)
Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного для помощи
врачу в постановке диагноза заболевания. Чаще всего - отграничение
шизофрении от органических повреждений мозга или психопатии и т.д.
Проведение экспериментально-психологического обследования с целью
психиатрической экспертизы (военной, судебной, трудовой). Сложность такого
исследования - больной заинтересован в исходе дела - в постановке диагноза
или в признании психически полноценным, и первоначальная установка диктует
больному тактику поведения на протяжении всего эксперимента, ведя к
диссимуляции или аггравации болезненных нарушений.
Исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии,
оценка эффективности
Рекомендации по реабилитационному роду деятельности, типу социального
окружения на основании обследования динамики изменения психической
деятельности выздоравливающего
Участие психолога в системе психотерапевтических мероприятий - отдельная и
сложная задача психолога в психиатрической клинике (до конца не определена)
3. Принципы построения патопсихологического исследования.
Выбор экспериментальных приемов зависит от той задачи, которую ставит
клиника (дифференциально – диагнотическая, психокоррекционная, экспертная
и т.д.)
Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов:
. Эксперимент
. Беседу с больным
. Наблюдение
. Анализ истории жизни заболевшего человека(которая представляет собой
профессионально написанную врачом историю болезни)
. Сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.
По мере возможностей желательно проводить исследование в динамике.
Принципы построения ППС эксперимента.
ППС эксперимент направлен на исследование ч-ка совершающего реальную д-сть.
На качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие мех-мов
нарушенной д-сти и на возможности ее восстановления.
Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой
и направленностью, следует так построить эксперимент, чтобы он отражал
сохранность или нарушение этих параметров. Результаты должны дать не
столько количественную, сколько качественную х-ку распада психики.
Экспериментальные данные д.б.надежны. именно анализ ошибок возникающий у
больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой
особый интересный и показательный материал для оценки того или иного
нарушения псих. Д-сти больных. Хар-тер нарушений не является
патогномоничным, т.е. специфическим, для того или иного заболевания или
формы его течения, он является лишь типичным для них и должен быть оценен в
комплексе с данными целостного психологического исследования.
Роль «функциональной пробы» могут играть те эксперимент. Задачи, к-е
актуализируют умственные операции, кот-ми пользуется ч-к в
жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие д-сть. Эксперимент должен
актуализировать не только умственные операции, но и его личностное
отношение.
ППС эксперимент – взаимная д-сть, общение экспериментатора и испытуемого.
=> его построение не может быть жестким.
Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру
измененных, но и оставшихся сохранными форм психической д-сти. Это особенно
важно при решении вопросов восстановления нарушенных функций. Построение
экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски
решений больного, дать возможность экспериментатору вмешаться в стратегию
э. чтобы обнаружить как больной воспринимает помощь, может ли ей
воспользоваться.
Беседа психолога с больным.
Состоит из 2-х частей:
1.Беседа, до экспериментальной работы и после эксперимента. Когда
экспериментатор не проводит никаких экспериментов.
2. Беседа во время эксперимента. Э. всегда предполагает общение с больным,
оно м.б. вербальным и невербальным (мимика экспериментатора).
Беседа всегда зависит от поставленной задачи. Соответственно задаче
проводится эксперимент.
Наблюдение.
Экспериментальное ППС включает и наблюдение за больным, его поведением,
мимикой. Наблюдение при этом не должно носить навязчивый хар-тер. Оно
является не отдельным а д

Новинки рефератов ::

Реферат: Поэтический мир Н.С. Гумилева (Литература)


Реферат: Образование русского централизованного государства (История)


Реферат: Криминальная субкультура (Психология)


Реферат: Порошковая металлургия (Технология)


Реферат: Организация грузовых автомобильных перевозок (Транспорт)


Реферат: Залог Неустойка (Гражданское право и процесс)


Реферат: Модернизация мини-колбасного цеха (Сельское хозяйство)


Реферат: Joulude puhad (estonii) (Иностранные языки)


Реферат: Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки (Культурология)


Реферат: Анализ прибыли, рентабельности, работ и услуг (Финансы)


Реферат: Правомерное поведение (Гражданское право и процесс)


Реферат: Боевые искусства древней Греции (Культурология)


Реферат: Партизанское движение в войне 1812 года (История)


Реферат: Конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе" А. Островского (Литература)


Реферат: Конспект учебника Новицкого И.Б., "Римское право", 1993 (Право)


Реферат: Баскетбол в школе (Спорт)


Реферат: Неформальные лидеры в местах лишения свободы (Психология)


Реферат: Ценные бумаги как объекты гражданского оборота (Гражданское право и процесс)


Реферат: Конституционное право Украины (Шпаргалка) (Право)


Реферат: Николай Второй - последний российский самодержец (виновник или жертва) (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист