GeoSELECT.ru



Космонавтика / Реферат: Автоматизированное проектирование деталей крыла ( Космонавтика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Автоматизированное проектирование деталей крыла ( Космонавтика)


Техника безопасности на участке механообработки
Цехи современных заводов – оснащены самыми различными видами
технологического оборудования. Его использование облегчает труд человека,
делает его производительным. Однако в ряде случаев работа этого
оборудования связана с возможностью воздействия на рабочих опасных или
вредных производственных факторов. Основным направлением облегчения и
оздоровления условий труда, повышения его производительности является
механизация и автоматизация работ и технологических процессов и
использование роботов и манипуляторов.
Механизация способствует ликвидации тяжелого физического труда,
снижению травматизма, уменьшает численность персонала. Особое значение с
точки зрения охраны труда имеет механизация подачи заготовок в рабочую зону
при обработке. При эксплуатации особо опасных видов оборудования, таких,
как кузнечно-прессовые машины, установки с использованием радиоактивных
веществ, для подачи этих веществ используются роботы и манипуляторы.
Автоматизация — высшая ступень механизации, способствует ликвидации
существенного различия между умственным трудом и физическим. При
комплексной автоматизации технологические процессы выполняются
последовательно без вмешательства человека. Такие системы избавляют
оператора от тяжелой физической работы, но труд его остается утомительным,
так как приходится делать большое число движений управляющими рукоятками, в
результате этого резко возрастают нервные нагрузки.
Применение управляющих машин экономит усилия работника, ускоряет
выполнение операции и значительно облегчает труд даже по сравнению с
автоматизированными устройствами. Ведение производственного процесса при
помощи управляющих машин исключает ошибки, всегда возможные при
непосредственном управлении. Применение управляющих машин не только
облегчает труд, но делает его безопасным.
Одним из перспективных направлений комплексной автоматизации
производственных процессов является использование промышленных роботов
(манипуляторов с программным управлением). От известных средств
автоматизации промышленные роботы отличаются тем, что позволяют
автоматизировать такие производства, которые невозможно или нецелесообразно
было автоматизировать традиционными средствами.
В настоящее время созданы роботизированные устройства для заливки и
съема заготовок в литейном производстве, установки и снятия деталей в
механообрабатывающем и штамповочном производстве, для автоматизации
процессов обезжиривания, грунтовки, окраски изделий и нанесения защитных
покрытий, для проведения сварочных работ, термической обработки и для
некоторых других технологических процессов. Особенно широко применяют
робототехнику при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ (
установка оснастки больших заготовок, разгрузка и выгрузка конвейерных и
автоматических линий, межоперационная транспортировка).
Автоматические действия, высокие скорости линейных перемещений
исполнительных устройств, большая зона обслуживания и другие специфические
особенности промышленных роботов представляют повышенную опасность для
обслуживающего персонала и работающих на смежных участках. В связи с этим
вопросам обеспечения безопасности должно уделяться особое внимание, как при
конструировании, так и при эксплуатации промышленных роботов и
роботизированных систем.
В неавтоматизированных производствах безопасность труда обусловлена
степенью безопасности оборудования и технологических процессов. Общие
методы обеспечения безопасности производственного оборудования и процессов
рассмотрены ниже.


1 Требования безопасности, предъявляемые к оборудованию

Основными требованиями охраны труда, предъявляемыми при проектировании
машин и механизмов, являются: безопасность для человека, надежность и
удобство эксплуатации. Требования безопасности определяются системой
стандартов безопасности труда.
Безопасность производственного оборудования обеспечивается правильным
выбором принципов его действия, кинематических схем, конструктивных решений
(в том числе форм корпусов, сборочных единиц и деталей), рабочих тел,
параметров рабочих процессов, использованием различных средств защиты.
Последние по возможности должны вписываться в конструкцию машин и
агрегатов. Средства защиты должны быть, как правило, многофункционального
типа, т. е. решать несколько задач одновременно. Так, конструкции машин и
механизмов, станин станков должны обеспечивать не только ограждение опасных
элементов, но и снижение уровня их шума и вибрации, ограждение абразивного
круга заточного станка должно конструктивно совмещаться с системой местной
вытяжной вентиляции.
При наличии у агрегатов электропривода последний должен быть выполнен
в соответствии с Правилами устройства электрических установок; в случае
использования рабочих тел под давлением, не равным атмосферному, а также
при конструировании и эксплуатации грузоподъемных машин должны соблюдаться
требования, предъявляемые стандартами к подобным агрегатам. Должны
предусматриваться средства защиты от электромагнитных и ионизирующих
излучений, загрязнений атмосферы парами, газами, пылями, воздействия
лучистого тепла и т. п.
Надежность машин и механизмов определяется вероятностью нарушения
нормальной работы оборудования. Такого рода нарушения могут явиться
причиной аварий, травм. Большое значение в обеспечении надежности имеет
прочность конструктивных элементов. Конструкционная прочность машин и
агрегатов определяется прочностными характеристиками, как материала
конструкции, так и его крепежных соединений (сварные швы, заклепки, штифты,
шпонки, резьбовые соединения), а также условиями их эксплуатации (наличие
смазочного материала, коррозия под действием окружающей среды, наличие
чрезмерного изнашивания и т. д.).
Большое значение в обеспечении надежной работы машин и механизмов
имеет наличие необходимых контрольно-измерительных приборов и устройств
автоматического управления и регулирования. При несрабатывании автоматики
надежность работы технологического оборудования определяется эффективностью
действий обслуживающего персонала. Поэтому производственное оборудование и
рабочее место оператора должны проектироваться с учетом физиологических и
психологических возможностей человека и его антропометрических данных.
Необходимо обеспечить возможность быстрого правильного считывания показаний
контрольно-измерительных приборов и четкого восприятия сигналов. Наличие
большого числа органов управления и приборов (шкал, кнопок, рукояток,
световых и звуковых сигналов) вызывает повышенное утомление оператора.
Органы управления (рычаги, педали, кнопки и т. д.) должны быть надежными,
легкодоступными и хорошо различимыми, удобными в пользовании. Их
располагают либо непосредственно на оборудовании, либо выносят на
специальный пульт, удаленный от оборудования на некоторое расстояние. Все
виды технологического оборудования должны быть удобны для осмотра,
смазывания, разборки, наладки, уборки, транспортировки, установки и
управления ими в работе.
Степень утомляемости работающих на основных видах оборудования в цехах
заводов обусловлена не только нервной и физической нагрузкой, но и
психологическим воздействием окружающей обстановки, поэтому большое
значение имеет выбор цвета внешних поверхностей оборудования и помещения.
Важнейшим условием обеспечения безопасности машин и механизмов является
учет и выполнение требований безопасности на всех этапах их создания,
начиная с разработки технического задания на проектируемое оборудование и
кончая сдачей опытных образцов в серийное производство. Перечень такого
рода требований определяется на основе анализа опасной зоны
производственного оборудования.


2 Опасные зоны оборудования и средства их защиты

Опасная зона – это пространство, в котором возможно действие на работающего
опасного и (или) вредного производственного фактора. Опасность локализована
в пространстве вокруг движущихся элементов: режущего инструмента,
обрабатываемых деталей, планшайб, зубчатых, ременных и цепных передач,
рабочих столов станков, конвейеров, перемещаемых подъемно-транспортных
машин, грузов и т.д. Особая опасность создается в случаях, когда возможен
захват одежды или волос работающего движущимися частями оборудования.
Наличие опасной зоны может быть обусловлено опасностью поражения
электрическим током, воздействия тепловых, электромагнитных и ионизирующих
излучений, шума, вибрации, ультразвука, вредных паров и газов, пыли,
возможностью травмирования отлетающими частицами материала заготовки и
инструмента при обработке, вылетом обрабатываемой детали из-за плохого ее
закрепления или поломки.
Размеры опасной зоны в пространстве могут быть постоянными (зона между
ремнем и шкивом, зона между вальцами и т.д.) и переменными, (поле прокатных
станов, зона резания при изменении режима и характера обработки, смена
режущего инструмента и т. д.).
При проектировании и эксплуатации технологического оборудования
необходимо предусматривать применение устройств либо исключающих
возможность контакта человека с опасной зоной, либо снижающих опасность
контакта (средств защиты работающих). Средства защиты работающих по
характеру их применения делятся на две категории: коллективные и
индивидуальные.
Средства коллективной защиты в зависимости от назначения
подразделяются на следующие классы: нормализации воздушной среды
производственных помещений и рабочих мест, нормализации освещения
производственных помещений и рабочих мест, средства защиты от ионизирующих
излучений, инфракрасных излучений, ультрафиолетовых излучений,
электромагнитных излучений, магнитных и электрических полей, излучения
оптических квантовых генераторов, шума, вибрации, ультразвука, поражения
электрическим током, электростатических зарядов, от повышенных и пониженных
температур поверхностей оборудования, материалов, изделий, заготовок, от
повышенных и пониженных температур воздуха рабочей зоны, от воздействия
механических, химических, биологических факторов.
Средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения
подразделяются на следующие классы: изолирующие костюмы, средства защиты
органов дыхания, специальная одежда, специальная обувь, средства защиты
рук, головы, лица,- глаз, органов слуха, средства зашиты от падения и
другие аналогичные средства, защитные дерматологические средства.
Все применяющиеся в машиностроении средства коллективной защиты
работающих по принципу действия можно разделить на оградительные,
предохранительные, блокирующие, сигнализирующие, а также системы
дистанционного управления машинами и специальные. Каждый из перечисленных
подклассов, как будет показано ниже, имеет несколько видов и подвидов.
Общими требованиями к средствам защиты являются: создание наиболее
благоприятных для организма человека соотношений с окружающей внешней
средой и обеспечение оптимальных условий для трудовой деятельности; высокая
степень защитной эффективности; учет индивидуальных особенностей
оборудования, инструмента, приспособлений или технологических процессов;
надежность, прочность, удобство обслуживания машин и механизмов, учет
рекомендаций технической эстетики.
Оградительные средства защиты препятствуют появлению человека в
опасной зоне. Применяются для изоляции систем привода машин и агрегатов,
зон обработки заготовок, для ограждения токоведущих частей, зон интенсивных
излучений (тепловых, электромагнитных, ионизирующих), зон выделения вредных
веществ, загрязняющих воздушную среду, и т.д. Ограждаются также рабочие
зоны, расположенные на высоте (леса и т. п.).
Конструктивные решения оградительных устройств многообразны. Они
зависят от вида оборудования, расположения человека в рабочей зоне,
специфики опасных и вредных производственных факторов, сопровождающих
технологический процесс. Оградительные устройства делятся на три основные
группы: стационарные (несъемные), подвижные (съемные) и переносные.
Стационарные ограждения периодически демонтируются для осуществления
вспомогательных операций (смены рабочего инструмента, смазывания,
проведения контрольных измерений деталей и т. п.). Их изготовляют таким
образом, чтобы они пропускали обрабатываемую деталь, но не пропускали руки
работающего из-за небольших размеров соответствующего технологического
проема. Такое ограждение может быть полным, когда локализуется опасная зона
вместе с машиной, или частичным, когда изолируется только опасная зона
машины. Примерами полного ограждения являются ограждения распределительных
устройств электрооборудования, галтовочных барабанов, вентиляторов, корпуса
электродвигателей, насосов и т.д.
Конструкция и материал ограждающих устройств определяются
особенностями данного оборудования и технологического процесса.4 Ограждения
выполняют в виде сварных или литых кожухов, жестких сплошных щитов (щитков,
экранов), решеток, сеток на жестком каркасе.
Предохранительные защитные средства предназначены для автоматического
отключения агрегатов и машин при выходе какого-либо параметра оборудования
за пределы допустимых значений, что исключает аварийные режимы работы.
На установках, работающих под давлением больше атмосферного,
используют предохранительные клапаны и мембранные узлы.
В случае возможного выделения токсичных паров и газов, либо паров и
газов, способных образовывать взрыво- и пожароопасные смеси, вблизи
оборудования устанавливают стационарные автоматические газоанализаторы.
Последние при образовании концентрации токсичных веществ, равной ПДК, а
концентрации горючих смесей в пределах 5—50% нижнего предела воспламенения
включают аварийную вентиляцию.
Важную роль в обеспечении безопасной эксплуатации, ремонта и
обслуживания технологического оборудования играет тормозная техника,
позволяющая быстро останавливать валы, шпиндели и прочие элементы,
являющиеся потенциальными источниками опасности. По назначению тормоза
делятся на стопорные, спускные и регуляторы скорости; по конструкции — на
ленточные, колодочные, дисковые, грузоопорные, центробежные и
электрические; по характеру действия — на управляемые и автоматические.
Блокировочные устройства исключают возможность проникновения человека
в опасную зону либо устраняют опасный фактор на время пребывания человека в
этой зоне.
Большое значение этот вид средств защиты имеет при ограждении опасных
зон и там, где работу можно выполнять при снятом или открытом ограждении.
По принципу действия блокировочные устройства делят на механические,
электрические, фотоэлектрические, радиационные, гидравлические,
пневматические, комбинированные.


3 Охрана труда в автоматизированных производствах

Эксплуатация автоматизированных производств связана с травматизмом,
который чаще всего имеет место при ремонте и обслуживании линий. При этом
непосредственной причиной несчастных случаев является несовершенство
средств защиты, неэффективные системы удаления стружки, недостатки в
конструкциях транспортеров и т.д.
При устройстве автоматических линий руководствуются правилами охраны
труда, изложенными выше. Однако следует принимать во внимание и ряд
дополнительных, характерных именно для данного случая требований охраны
труда. Так, управление работой автоматической линии необходимо вести с
центрального пульта управления. Это не исключает необходимости наличия
пусковых устройств у отдельных агрегатов, встроенных в линию. Условия труда
на пультах управления должны полностью отвечать правилам охраны труда для
постоянных рабочих мест (воздух рабочей зоны, освещение, шум, вибрация и т.
д.). Повсеместно должны использоваться системы блокировки, исключающие
перевод автоматической линии на наладочный или автоматический режим в
последовательности, не отвечающей требованиям технологического процесса.
Здесь следует широко применять сигнальные устройства. Они предназначены для
извещения о ходе технологического процесса, о наличии неисправностей и
поломок как основного оборудования, так и систем вентиляции,
пневмотранспорта и т.п.
Для периодической смены инструмента, регулировки и подналадки станков
с ЧПУ и автоматов, их смазывания и чистки, а также мелкого ремонта в цикле
работы автоматической линии должно быть предусмотрено специальное время.
Все перечисленные работы должны выполняться на обесточенном оборудовании.
Для осмотра и ремонта всех устройств автоматической линии,
расположенных ниже уровня пола (механизмы привода транспортеров и т.п.),
должны быть предусмотрены специальные люки, обеспечивающие свободный доступ
к ним. Эти люки выполняются заподлицо с полом и обязательно блокируются с
пусковыми системами линий, чтобы исключить возможность их включения в
работу при проведении ремонтных работ.
Для удаления отходов за пределы автоматических линий должны
применяться скребковые транспортеры, системы пневмотранспорта и т.п.

Защита от поражения током электрооборудования



1 Причины поражения электрическим током и основные меры защиты

Основные причины несчастных случаев от воздействия электрического тока
следующие:
1. случайное прикосновение или приближение на опасное расстояние к
токоведущим частям, находящимся под напряжением;
2. появление напряжения на конструктивных металлических частях
электрооборудования – корпусах, кожухах и т.п. – в результате
повреждения изоляции и других причин;
3. появление напряжения на отключенных токоведущих частях, на которых
работают люди, вследствие ошибочного включения установки;
4. возникновение шагового напряжения на поверхности земли в результате
замыкания провода на землю.
Основными мерами защиты от поражения током являются: обеспечение
недоступности токоведущих частей, находящихся под напряжением, для
случайного прикосновения; электрическое разделение сети; устранение
опасности поражения при появлении напряжения на корпусах, кожухах и других
частях электрооборудования, что достигается применением малых напряжений,
использованием двойной изоляции, выравниванием потенциала, защитным
заземлением, занулением, защитным отключением и др.; применение специальных
электрозащитных средств — переносных приборов и приспособлений; организация
безопасной эксплуатации электроустановок.
Недоступность токоведущих частей электроустановок для случайного
прикосновения может быть обеспечена рядом способов: изоляцией токоведущих
частей, размещением их на недоступной высоте, ограждением и др.
Электрическое разделение сети – это разделение электрической сети на
отдельные электрически не связанные между собой участки с помощью
специальных разделяющих трансформаторов. В результате изолированные участки
сети обладают большим сопротивлением изоляции и малой емкостью проводов
относительно земли, за счет чего значительно улучшаются условия
безопасности.
Применение малого напряжения. При работе с переносным ручным
электроинструментом — дрелью, гайковертом, зубилом и т. п., а также ручной
переносной лампой человек имеет длительный контакт с корпусами этого
оборудования. В результате для него резко повышается опасность поражения
током в случае повреждения изоляции и появления напряжения на корпусе,
особенно, если работа производится в помещении с повышенной опасностью,
особо опасном или вне помещения.
Для устранения этой опасности необходимо питать ручной инструмент и
переносные лампы напряжением не выше 42 В.
Кроме того, в особо опасных помещениях при особенно неблагоприятных
условиях (например, работа в металлическом резервуаре, работа сидя или лежа
на токопроводящем полу и т.п.) для питания ручных переносных ламп требуется
еще более низкое напряжение – 12В.
Двойная изоляция — это электрическая изоляция, состоящая из рабочей и
дополнительной изоляции. Рабочая изоляция предназначена для изоляции
токоведущих частей электроустановки, обеспечивая ее нормальную работу и
защиту от поражения током. Дополнительная изоляция предусматривается
дополнительно к рабочей для защиты от поражения током в случае повреждения
рабочей изоляции. Двойную изоляцию широко применяют при создании ручных
электрических машин. При эксплуатации таких машин заземление или зануление
их корпусов не требуется.
Классификация помещений по опасности поражения током. Все помещения
делятся по степени поражения людей электрическим током на три класса: без
повышенной опасности, с повышенной опасностью, особо опасные.
Помещения без повышенной опасности— это сухие, беспыльные помещения с
нормальной температурой воздуха и с изолирующими (например, деревянными)
полами, т. е. в которых отсутствуют условия, свойственные помещениям с
повышенной опасностью и особо опасным.
Помещения с повышенной опасностью характеризуются наличием одного из
следующих пяти условий, создающих повышенную опасность:
. сырости, когда относительная влажность воздуха длительно превышает
75%; такие помещения называют сырыми;
. высокой температуры, когда температура воздуха длительно (свыше суток)
превышает +35°С; такие помещения называются жаркими;
. токопроводящей пыли, когда по условиям производства в помещениях
выделяется токопроводящая технологическая пыль (например, угольная,
металлическая и т. п.) в таком количестве, что она оседает на
проводах, проникает внутрь машин, аппаратов и т.п.; такие помещения
называются пыльными с токопроводящей пылью;
. токопроводящих полов — металлических, земляных, железобетонных,
кирпичных и т.п.;
возможности одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с
землей металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам и
т. п., с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования — с
другой.
Помещения особо опасные характеризуются наличием одного из следующих
трех условий, создающих особую опасность:
. особой сырости, когда относительная влажность воздуха близка к 100%
(стены, пол и предметы, находящиеся в помещении, покрыты влагой);
такие помещения называются особо сырыми;
. химически активной или органической среды, т.е. помещения, в
которых постоянно или в течение длительного времени содержатся
агрессивные пары, газы, жидкости, образующие отложения или плесень,
действующие разрушающе на изоляцию и токоведущие части
электрооборудования; такие помещения называются помещениями с
химически активной или органической средой;
. одновременного наличия двух и более условий, свойственных помещениям
с повышенной опасностью.
Особо опасными помещениями является большая часть производственных
помещений, в том числе все цехи машиностроительных заводов, испытательные
станции, гальванические цехи, мастерские и т.п. К таким же помещениям
относятся и участки работ на земле под открытым небом или под навесом.


2 Защитное заземление

Защитное заземление – преднамеренное электрическое соединение с
землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые
могут оказаться под напряжением.
Назначение защитного заземления – устранение опасности поражения
людей электрическим током при появлении напряжения на конструктивных частях
электрооборудования, т.е. при замыкании на корпус.
Принцип действия защитного заземления – снижение до безопасных
значений напряжений прикосновения и шага, обусловленных замыканием на
корпус. Это достигается уменьшением потенциала заземленного оборудования, а
также выравниванием потенциалов за счет подъема потенциала основания, на
котором стоит человек, до потенциала, близкого по значению к потенциалу
заземленного оборудования.
Область применения защитного заземления – трехфазные трехпроводные
сети напряжением до 1000В с изолированной нейтралью и выше 1000В с любым
режимом нейтрали.
Оборудование, подлежащее заземлению. Защитному заземлению подлежат
металлические нетоковедущие части оборудования, которые из-за неисправности
изоляции могут оказаться под напряжением и к которым возможно прикосновение
людей и животных. При этом в помещениях с повышенной опасностью и особо
опасных по условиям поражения током, а также в наружных установках
заземление является обязательным при номинальном напряжении
электроустановки выше 42В переменного и выше 110В постоянного тока, а в
помещениях без повышенной опасности – при напряжении 380В и выше
переменного и 440В и выше постоянного тока. Лишь во взрывоопасных
помещениях заземление выполняется независимо от значения напряжения
установки.


3 Зануление

Занулением называется преднамеренное электрическое соединение с
нулевым защитным проводником металлических нетоковедущих частей, которые
могут оказаться под напряжением.
Нулевым защитным проводником называется проводник, соединяющий
зануляемые части с глухозаземленной нейтральной точкой обмотки источника
тока или ее эквивалентом. Нулевой защитный проводник следует отличать от
нулевого рабочего проводника, который также соединен с глухозаземленной
нейтральной точкой источника тока, но предназначен для питания током
электроприемников, т.е. по нему проходит рабочий ток.
Задача зануления та же, что и защитного заземления: устранение
опасности поражения людей током при замыкании на корпус. Принцип действия
зануления – превращение замыкания на корпус в короткое однофазное
замыкание, т.е. замыкание между фазным и нулевым проводами с целью создания
большого тока, способного обеспечить срабатывание защиты и тем самым
автоматически отключить
поврежденную установку от питающей сети. Такой защитой являются плавкие
предохранители или автоматические выключатели, устанавливаемые перед
потребителями энергии для защиты от токов короткого замыкания. Скорость
отключения поврежденной установки, т.е. время с момента появления
напряжения на корпусе до момента отключения установки от питающей
электросети, составляет 5…7сек при защите установки плавкими
предохранителями и 1…2с при защите автоматами.
Кроме того, поскольку зануленные части оказываются заземленными через
нулевой защитный проводник, то в аварийный период, т.е. с момента
возникновения замыкания фазы на корпус и до автоматического отключения
поврежденной установки от сети, появляется защитное свойство этого
заземления, подобно тому, как имеет место при защитном заземлении. Иначе
говоря, заземление зануленных частей через нулевой защитный проводник
снижает в аварийный период их напряжение относительно земли.
Область применения зануления – трехфазные четырехпроводные сети
напряжением до 1000В с глухозаземленной нейтралью. Обычно это сети
напряжением 380/220В, широко применяющиеся в машиностроительной
промышленности и других отраслях, а также сети 220/127В и 660/380В.
Назначение нулевого защитного проводника – создание для тока короткого
замыкания цепи с малым сопротивлением, чтобы этот ток был достаточным для
быстрого срабатывания защиты, т. е. быстрого отключения поврежденной
установки от сети.
-----------------------


94

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

93

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

92

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

91

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

90

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист



89

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

88

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

87

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

86

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

85

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

84

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

83

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

82

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист



81

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист

80

ДП 1301.02.07.00.00.00 ПЗ

Дата

Подп.

№ докум.

Лист

Изм

Лист






Реферат на тему: Баллистические ракеты стратегического назначения
Межконтинентальная баллистическая ракета

Р-7 (8К71) / Р-7А (8К74)/SS-6 (Sapwood)
|Тактико-технические характеристики | |
|Стартовая масса, т |283,0 |
|Масса полезной нагрузки, кг |до 5400 |
|Масса топлива, т |250 |
|Максимальная дальность стрельбы, км |8000 |
|Длина ракеты, м |31,4 |
|Диаметр ракеты, м |11,2 |
|Тип головной части |Моноблочная, ядерная, |
| |отделяемая |


20 мая 1954 года выходит совместное постановление ЦК КПСС и Правительства о
создании баллистической ракеты межконтинентальной дальности. Работы были
поручены ЦКБ-1. Возглавлявший это бюро С.П. Королев получил широкие
полномочия на привлечение не только специалистов различных отраслей
промышленности, но и на использование необходимых материальных ресурсов.
Для отработки тактико-технических характеристик МБР, запуска искусственных
спутников земли, выполнения научно-исследовательских и экспериментальных
работ по тематике ракетно-космической техники, начиная с февраля 1955 года,
создается полигон в районе поселка Тюра-Там (Байконур).

В начале 1957 года ракета, получившая обозначение Р-7, была готова к
испытаниям. В апреле этого же года был подготовлен и стартовый комплекс.
Первый старт, назначенный на 19.00 московского времени 15 мая, вызвал
большой интерес. Прибыли все Главные конструктора систем ракеты и
стартового комплекса, руководители программы и ряда других ответственных
организаций. Все надеялись на успех. Однако, почти сразу после прохождения
команды на запуск двигательной установки в хвостовом отсеке одного из
боковых блоков возник пожар. Ракета взорвалась.

Намеченный на 11 июня 1957 года следующий запуск «семерки» не состоялся по
причине неисправности двигателей центрального блока. Специалистам под
руководством ведущего конструктора Д. Козлова потребовался месяц упорной и
кропотливой работы, чтобы устранить причины выявленных неполадок. И вот 12
июля ракета наконец взлетела. Казалось все идет хорошо, но прошло всего
несколько десятков секунд полета и ракета стала отклоняться от заданной
траектории. Чуть позже ее пришлось подорвать. Как потом удалось выяснить,
причиной послужило нарушение с 32 секунды управления ракетой по каналам
вращения и тангажа.

Первая серия испытаний показала наличие серьезных недостатков в конструкции
Р-7. При анализе данных телеметрии было установлено, что в определенный
момент при опорожнении баков горючего возникали колебания давления в
расходных магистралях, которые приводили к повышенным динамическим
нагрузкам и, в конечном счете, к разрушению конструкции (американские
конструкторы также столкнулись с этой проблемой).

Долгожданный успех пришел 21 августа 1957 года, когда стартовавшая в тот
день ракета полностью выполнила намеченный план полета. 27 августа в
советских газетах появилось сообщение ТАСС об успешном испытании в СССР
сверхдальней многоступенчатой ракеты. Это заявление, естественно, не
осталось без внимания и произвело должный эффект. 4 октября и 3 ноября
этого же года в Советском Союзе при помощи ракет Р-7 были запущены первые
ИСЗ. Эти события произвели колоссальный фурор в мире. Позже американский
президент Дж. Кеннеди признался: «Когда мы узнали о запуске русскими
искусственного спутника земли, мы пришли в шоковое состояние и в течение
недели не могли ни принимать решения, ни разговаривать друг с другом...».
Не эти ли впечатления остановили Дж. Кеннеди от разрешения Карибского
кризиса силовым путем? Кто знает.

А тем временем испытатели межконтинентальной ракеты столкнулись с новыми
трудностями. Так как боевой блок поднимался на высоту нескольких сотен
километров, то ко времени обратного входа в плотные слои атмосферы он
разгонялся до огромных скоростей. Моноблок круглой формы, разработанный
ранее для БРСД, быстро сгорал. В конце концов разработчики боевого
оснащения справились с этой проблемой, но какой ценой. Как вспоминал
генерал-лейтенант А.С. Калашников (в период испытаний занимал должность
начальника управления на полигоне Байконур) летом 1960 года, когда Н.С.
Хрущев увидел первую ГЧ ракет Р-7 и модернизированную (вторая была в 4-5
раз меньше и более совершенна по конструкции), то очень разозлился и все
допытывался у Главкома РВСН главного маршала артиллерии М.И. Неделина,
почему так получилось, кто не доработал и по какой причине такая огромная
первая головная часть. Так как Неделин виновных не назвал, то Хрущев решил,
что виноват Королев и когда Сергей Павлович докладывал о своих новых МБР Р-
9 и РТ-1, выставленных на специальной площадке, Хрущев выслушал его молча.
Окружающие даже не смогли понять, разрабатывать эти ракеты дальше или нет.
Естественно, что большая масса ГЧ существенно уменьшила дальность полета.

На повестку дня встал вопрос о создании модифицированной ракеты с
улучшенными тактико-техническими характеристиками. 12 июля 1958 года было
выдано задание на разработку более совершенной ракеты — Р-7А. Одновременно
велась доводка «семерки». 20 января 1960 года ее приняли на вооружение
только что созданного вида Вооруженных Сил — Ракетных войск
стратегическогоназначения.

Двухступенчатая ракета Р-7 выполнена по «пакетной » схеме. Ее первая
ступень представляла собой четыре боковых блока, каждый длиной 19 м и
наибольшим диаметром 3 м, расположенных симметрично вокруг центрального
блока (вторая ступень ракеты) и соединенных с ним верхним и нижним поясами
силовых связей. Конструкция всех блоков одинакова и включала опорный конус,
топливные баки, силовое кольцо, хвостовой отсек и двигательную установку.
На каждом блоке первой ступени устанавливались ЖРД РД-107 конструкции ГДЛ-
ОКБ, руководимого академиком В. Глушко, с насосной подачей компонентов
топлива. Он был выполнен по открытой схеме и имел шесть камер сгорания. Две
из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78т у земли.

Центральный блок ракеты состоял из приборного отсека, баков для окислителя
и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и
четырех рулевых агрегатов. На второй ступени устанавливался ЖРД РД-108,
аналогичный по конструкции с РД-107, но отличавшийся, в основном, большим
числом рулевых камер. Он развивал тягу у земли до 71 т и работал дольше,
чем ЖРД боковых блоков.

Для всех двигателей использовалось двухкомпонентное топливо: окислитель —
переохлажденный жидкий кислород, горючее — керосин Т-1. Для обеспечения
работы автоматики ракетных двигателей, применялись перекись водорода и
жидкий азот. Чтобы достичь заданной дальности полета конструкторы
установили автоматическую системы регулирования режимов работы двигателей и
систему одновременного опорожнения баков (СОБ), что позволило сократить
гарантированный запас топлива. Конструктивно-компоновочная схема Р-7
обеспечивала запуск всех двигателей при старте на земле с помощью
специальных пирозажигательных устройств, установленных в каждую из 32 камер
сгорания.

Маршевые ЖРД ракеты имели высокие энергетические и массовые характеристики,
а также высокую надежность. Для своего времени они были выдающимся
достижением в области ракетного двигателестроения.

Р-7 оснащалась комбинированной системой управления. Ее автономная
подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на
активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла
коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка
траектории и выдачу команды на выключение двигателей, что повышало точность
стрельбы. Исполнительными органами системы управления являлись поворотные
камеры рулевых двигателей и воздушные рули. Для реализации алгоритмов
радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и
зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от
друга.

Ракета несла моноблочную термоядерную головную часть мощностью 3 Мт. Она
крепилась к приборному отсеку центрального блока с помощью трех пирозамков.
Характеристики ГЧ позволяли поразить крупную площадную цель, посредством
как воздушного, так и наземного ядерного взрыва.

Для базирования этих ракет, в 1958 году, было принято решение о
строительстве боевой стартовой станции (объект «Ангара») в районе г.
Плесецк. 1 января 1960 года она была готова, а 16 июля впервые в
Вооруженных Силах самостоятельно провела два учебно-боевых пуска со
стартовой позиции. Перед стартом ракету доставляли с технической позиции на
железнодорожном транспортно-установочном лафете и устанавливали на
массивное пусковое устройство. Весь процесс предстартовой подготовки длился
более двух часов.

Ракетный комплекс получился громоздким, уязвимым и очень дорогим и сложным
в эксплуатации. К тому же в заправленном состоянии ракета могла находиться
не более 30 суток. Для создания и пополнения необходимого запаса кислорода
для развернутых ракет нужен был целый завод. Комплекс имел низкую боевую
готовность. Недостаточной была и точность стрельбы. БРК данного типа не
годился для массового развертывания. Всего было построено четыре стартовых
сооружения.

12 сентября 1960 года на вооружение принимается МБР Р-7А. Она имела
несколько большую по размерам вторую ступень, что позволило увеличить на
500 км дальность стрельбы, новую головную часть и упрощенную систему
радиоуправления. Но добиться заметного улучшения боевых и эксплуатационных
характеристик не удалось. Очень быстро стало ясно, что Р-7 и ее модификация
не могут быть поставлены на боевое дежурство в массовом количестве. Так все
и случилось. К моменту возникновения Карибского кризиса РВСН располагали
несколькими десятками таких ракет. К концу 1968 года обе эти ракеты сняли с
вооружения. Но еще раньше МБР Р-7А стала широко использоваться для запуска
космических аппаратов. В истории развития советской космонавтики эта ракета
сыграла выдающуюся роль.



Межконтинентальная баллистическая ракета

Р-9 / Р-9А (8К75)SS-8/(Sasin)


|Тактико-технические характеристики |
|Максимальная дальность стрельбы, км |12000 |
|Стартовая масса, т |80,4 |
|Масса полезной нагрузки, кг |до 2095 |
|Масса топлива, т |71,1 |
|Длина ракеты, м |24,3 |
|Диаметр ракеты, м |2,68 |
|Тип головной части |Моноблочная, ядерная |


С появлением у американцев ракетной системы “Минитмен” руководство
Советского Союза явственно осознало уязвимость и техническое отставание
своих МКР. В этих условиях решено было ускорить принятие на вооружение МБР
Р-9А. Постановлением СМ СССР от 31 мая 1959 года ОКБ-1 С.П. Королева
поручалось создать межконтинентальную ракету, пригодную для массового
развертывания в частях, а главное, которая должна была иметь тактико-
технические характеристики намного лучше, чем Р-7.

Р-9А стала последней боевой ракетой, разработанной под непосредственным
руководством С.П. Королева. Летом 1960 года на полигоне Байконур был
проведен показ ракетной техники для руководства страны. Присутствовал и
Н.С. Хрущев. Сергей Павлович представлял две свои ракеты — жидкостную Р-9 и
твердотопливную РТ-1. Хрущев молча выслушал доклад Королева и своего мнения
не высказал. Присутствующим конструкторам, руководителям промышленности и
Ракетных войск ясности относительно дальнейшей судьбы этих ракет реакция
Никиты Сергеевича не прибавила. И только по настоянию военных разработка Р-
9 была продолжена.

Начало летно-конструкторских испытаний Р-9 (на первом пуске 9 апреля 1961
года присутствовал Королев) успешным не назовешь. В первое время
сказывалась недоведенность маршевого жидкостного ракетного двигателя
первой ступени, работавшего на кислородно-керосиновом топливе. Его
поставили на ракету под сильным давлением академика В.П. Глушко. Только в
1961 году, при запусках экспериментальных ракет, в результате возникавших
высокочастотных разрушений двигателей, были выведены из строя три стартовых
комплекса. Следует отметить, что альтернатива была, так как в ОКБ А. Исаева
и Н. Кузнецова разрабатывали двигатели для первой ступени этой ракеты. Но
Глушко использовал свои связи в верхах и добился выгодного для себя
решения. В конце концов неполадки в двигательной установке первой ступени
устранили, но, как потом выяснилось, не в полной мере. Ее надежность
оставалась не на должном уровне, что подтвердилось при эксплуатации в
войсках. Так при проведении учебно-боевого пуска одним из ракетных полков
произошел взрыв ракеты.

Испытания затянулись. Так как ракетные комплексы с наземными стартами к
этому времени уже считались морально устаревшими и не отвечали
предъявляемым к ним требованиям по степени защищенности и боеготовности,
решено было доработать ракету для шахтной пусковой установки (ШПУ), создать
которую еще предстояло. Конструкторам требовалось повысить надежность
ракеты и, главное, решить проблему от которой зависела сама возможность
нахождения “девятки” на боевом дежурстве. Речь шла о способах длительного
хранения больших количеств жидкого кислорода для заправки баков ракет. В
результате была создана система, обеспечивавшая потери кислорода не более 2-
3 % в год.

Летные испытания завершились в только феврале 1964 года, а 21 июля 1965
года на вооружение РВСН был принят ракетный комплекс с шахтными и наземными
пусковыми установками и ракетой Р-9А. 14 и 15 декабря 1964 года началась
постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с наземными
стартами (по два в г. Козельске и г. Плесецке), а 26 декабря — первого
ракетного полка с ШПУ в Козельске.

Двухступенчатая ракета Р-9А выполнена по схеме “тандем” с последовательным
делением ступеней. Конструктивной особенностью ракеты можно считать малую
длину второй ступени. Первая ступень состояла из открытой решетчатой фермы,
бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека.
Топливные баки выполнялись по несущей конструкции.

Корпус второй ступени состоял из конической и цилиндрической частей.
Коническую часть корпуса составляли переходник, бак горючего и бак
окислителя с межбаковой обечайкой. Цилиндрическая часть образовывала
хвостовой отсек, внутри которого размещался маршевый двигатель второй
ступени. Бак горючего был выполнен по несущей схеме, а бак окислителя — в
форме сферы.

На первой ступени стоял четырехкамерный маршевый ЖРД РД-111 с качающимися
камерами сгорания, развивавший тягу 141 т. На второй ступени установили
четырехкамерный ЖРД РД-461 конструкции С. Косберга. Он обладал рекордным по
тому времени удельным импульсом тяги среди кислородно-керосиновых
двигателей и развивал тягу в пустоте 31 т. Наддув баков в полете и работа
приводов турбонасосных агрегатов обеспечивалась с помощью продуктов
сгорания основных компонентов топлива, что позволило упростить конструкцию
двигателей и уменьшить их массу.

“Девятка” отличалась сравнительно коротким участком работы двигательной
установки первой ступени, вследствие чего разделение ступеней происходило
на высоте, где влияние скоростного напора на ракету еще значительно. На
ракете был реализован горячий способ разделения ступеней, при котором
двигатель второй ступени запускался в конце этапа работы маршевого ЖРД
первой ступени. При этом горячие газы истекали через ферменную конструкцию
переходника. Из-за того, что в момент разделения ЖРД второй ступени работал
только на 50 % номинальной тяги и короткая вторая ступень была
аэродинамически неустойчива, рулевые сопла не могли справиться с
возмущающими моментами. Для устранения этого недостатка конструкторы
установили аэродинамические щитки на поверхности сбрасываемого обтекателя
хвостового отсека второй ступени.

С появлением систем засечки пусков МБР у США, короткий участок работы
первой ступени стал достоинством “девятки”, так как стартующие ракеты
засекались по мощному факелу от работающих маршевых двигателей.

На ракете устанавливалась комбинированная система управления, имевшая
инерциальную систему и канал радиокоррекции. Ее приборы были “врезаны” в
обечайку межбакового отсека. Круговое вероятное отклонение точки падения
головной части от точки прицеливания при стрельбе на дальности свыше 12000
км составляло 1,6 км. Со временем от радиотехнической подсистемы
отказались, оставив только инерциальную подсистему. Система управления
позволяла обеспечить дистанционный контроль параметров ракеты.

Для МБР Р-9А были разработаны два варианта моноблочных головных частей.
Первая мощностью 4 Мт могла быть доставлена на дальность свыше 13500 км.
Вторая мощностью до 6 Мт — на дальность 12500 км. ГЧ крепилась к
переходнику второй ступени с помощью двух пирозамков. Ее отделение
осуществлялось пневмотолкателем после выключения маршевого ЖРД второй
ступени.

В результате применения ряда прогрессивных технических решений, ракета
получилась компактной, что было важно при размещении ее в ШПУ. Для быстрой
заправки баков окислителя (бак горючего заправлялся после установки ракеты
в шахту) была разработана система скоростной заправки. Техническая
готовность Р-9А составляла 10 минут. На одной стартовой позиции
оборудовалось две шахтные пусковые установки, подземный командный пункт с
системами управления ракетами, пункт радиоуправления и технологическое
оборудование, необходимое для поддержания запаса жидкого кислорода. Старт
ракет можно было осуществить только последовательно, так как
радиотехническая система обеспечивала наведение только одной ракеты.
Подготовка и проведение пуска ракеты Р-9А протекали автоматически, с
дистанционным контролем каждой команды.

Несмотря на ряд достоинств, к моменту постановки первого ракетного полка на
боевое дежурство, “девятка” уже не в полной мере удовлетворяла комплексу
требований к боевым стратегическим ракетам. Это и не удивительно, так как
она относилась к МБР первого поколения. Превосходя по боевым, техническим и
эксплуатационным характеристикам американские “Титан-1” и “Атлас-F”,
которые к этому времени уже снимались с вооружения, и советские Р-7А и Р-
16У она уступала новейшим “Минитменам” по показателям живучести, точности
стрельбы и времени подготовки к пуску. Последний критерий стал одним из
определяющих для МБР. К тому же ракетные комплексы с Р-9А оказались
достаточно дорогими в эксплуатации, что не могло сказаться на масштабах их
развертывания (всего на боевое дежурство было поставлено 26 единиц). Р-9А
стала последней боевой ракетой в группировке РВСН на кислородно-керосиновом
топливе. Она состояла на вооружении до середины 70-х годов.


Межконтинентальная баллистическая ракета

Р-16 (8К64) / Р-16У (8К64У)/SS-7 (Saddler)

|Тактико-технические характеристики |
|Максимальная дальность стрельбы, км |13000 |
|Стартовая масса, т |140,6 |
|Масса полезной нагрузки, кг |до 2175 |
|Масса топлива, т |130 |
|Длина ракеты, м |34,3 |
|Диаметр ракеты, м |3 |
|Тип головной части |Моноблочная, ядерная |


13 мая 1959 года специальным совместным постановлением ЦК КПСС и
Правительства конструкторскому бюро “Южное” академика М.К. Янгеля поручили
разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива.
В последствии она получила обозначение Р-16. Для разработки двигателей и
систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены
конструкторские коллективы, возглавляемые В.П. Глушко, В.И. Кузнецовым, Б.М
Коноплевым и др. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими
тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской
МБР Р-7.

Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых
установок. На ее проектирование и проведение летно-конструкторских
испытаний отводились крайне сжатые сроки. Чтобы уложиться в них,
конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок
по ракетам Р-12 и Р-14.

При подготовке к первому пуску на полигоне Байконур 24 октября 1960 года из-
за прохождения преждевременной команды от токораспределителя произошел
запуск двигательной установки второй ступени, что привело к взрыву. В
результате погибли находившиеся на стартовой позиции большая часть боевого
расчета, председатель государственной комиссии главком РВСН М.И. Неделин и
ряд конструкторов и руководящих работников от министерств.

Второй пуск Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что ракета
упала на трассе полета из-за потери устойчивости, разработчики убедились в
жизнеспособности принятой схемы. Напряженная работа позволила закончить
летные испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой установки, к концу
1961 года. 1 ноября три первых ракетных полка в г. Нижний Тагил и п. Юрья
Кировской области были подготовлены к заступлению на боевое дежурство.

Начиная с мая 1960 года, проводились опытно-конструкторские работы,
связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У из шахтной
пусковой установки. В январе 1962 года на полигоне Байконур был проведен
первый пуск ракеты из ШПУ. 5 февраля 1963 года началась постановка на
боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооруженного
БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на
вооружение РВСН.

Ракета Р-16 была выполнена по схеме “тандем” с последовательным разделением
ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством
четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя,
приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом.
Топливные баки несущей конструкции. Для обеспечения устойчивого режима
работы ЖРД все баки имели наддув. При этом бак окислителя наддувался в
полете встречным потоком воздуха, а бак горючего — сжатым воздухом из
шаровых баллонов, размещенных в приборном отсеке.

Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей,
укрепленных на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трех одинаковых
двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 т. Рулевой двигатель
имел четыре поворотные камеры сгорания и развивал тягу на земле 29 т.
Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием турбин
продуктами сгорания основного топлива.

Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей
заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена
короче и в меньшем диаметре. Ее ДУ во многом была заимствована от первой
ступени, что удешевляло производство, но в качестве маршевого двигателя
устанавливался только один блок. Он развивал тягу в пустоте 90 т. Рулевой
двигатель отличался от аналогичного двигателя первой ступени меньшими
размерами и тягой (5 т). Все ракетные двигатели работали на
самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И и
горючем — НДМГ.

Р-16 имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Она
включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему
регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков,
автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ
впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена
гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы
системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй
ступенях. КВО при стрельбе на максимальную дальность 12000 км составило
около 2700 м. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое
устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости
стрельбы.

МБР Р-16У конструктивно почти не отличалась от Р-16. Для обеспечения старта
из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой
ступени. На корпусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей,
фиксирующих ее положение в направляющих шахтной пусковой установки. Баки
горючего стали наддуваться азотом.

МБР Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов,
отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). ГЧ
конической формы с полусферической вершиной крепилась к корпусу второй
ступени с помощью трех разрывных болтов. Ее отделение осуществлялось за
счет торможения второй ступени при срабатывании тормозных пороховых
ракетных двигателей. От мощности головной части зависела максимальная
дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км.

МБР Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных
ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя
пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем
ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой
стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения
операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени.
Чтобы его сократить были введены четыре степени технической готовности,
характеризовавшиеся определенным временем до возможного старта, которое
было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой
подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР Р-16 могла
стартовать через 30 минут.

Р-16У была развернута в гораздо меньших количествах, так как на
строительство шахтных комплексов требовалось больше времени, чем для ввода
в строй РК с наземными ПУ. На каждой стартовой позиции располагались три
ШПУ, размещенные в линию на расстоянии десятков метров друг от друга,
подземный командный пункт, хранилища компонентов топлива, а также другие
сооружения. В отличии от других БРК с шахтными пусковыми установками ШПУ Р-
16У обеспечивала движение ракеты по направляющим. Ракета размещалась внутри
на специальном поворотном устройстве с пристыкованными коммуникациями
системы заправки. Для БРК с МБР Р-16У устанавливалось три степени боевой
готовности.

Как и все ракеты первого поколения эти МБР не могли долго находиться в
заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях
или шахтах с пустыми баками и требовалось значительное время для приведения
их в готовность к пуску. По времени приведения в боевую готовность
советские МБР уступали американским ракетам и на много. Низкая живучесть
советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения
ответного удара. К тому же уже в 1964 году стало ясно, что эта ракета
морально устарела.

Для своего времени Р-16 была вполне надежной и достаточно совершенной
ракетой. До 1965 года было развернуто 186 пусковых установок для Р-16 и Р-
16У. На вооружении МБР этого типа состояли до середины 70-х годов.
Последние ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году.


Межконтинентальная баллистическая ракета

РТ-2 (8К98) / РТ-2П (8К98П)/РС-12/SS-13 (Savage)
|Тактико-технические | |
|характеристики | |
|Максимальная дальность стрельбы, |9400 |
|км | |
|Стартовая масса, т |51,0 |
|Масса полезной нагрузки, кг |600 |
|Длина ракеты, м |21,1 |
|Диаметр ракеты, м |1,84 |
|Тип головной части |моноблочная, ядерная |

Последней из советских ракет второго поколения, поступившей на вооружение,
стала первая боевая твердотопливная МБР РТ-2. Еще задолго до этого, в 1959
году, в конструкторском бюро С.П. Королева началась разработка
экспериментальной ракеты РТ-1 с двигателями на твердом топливе. По поводу
ее создания развернулась дискуссия между сторонниками и противниками этого
проекта. В то время советская технология создания больших смесевых
топливных зарядов только зарождалась и, естественно, были сомнения в
конечном успехе. Слишком все было ново. К тому же было ясно, что эта ракета
не сможет нести тяжелую головную часть. Решение на создание твердотопливной
МБР все же было приняли. Не последнюю роль в этом сыграли известия из США о
начале испытаний ракет «Минитмен». 4 апреля 1961 года вышло в свет
постановление Правительства, в котором КБ Королева назначалось головным по
созданию принципиально нового БРК стационарного типа с межконтинентальной
ракетой на твердом топливе, оснащенной моноблочной головной частью. Для
испытаний ракет и реализации ряда других программ 2 января 1963 года, на
базе объекта «Ангара», создается новый испытательный полигон Плесецк.

В процессе создания ракетного комплекса пришлось решать сложные научно-
технические и производственные проблемы. Так были разработаны смесевые
твердые топлива, крупногабаритные заряды для двигателей, освоена уникальная
технология их промышленного изготовления. Создана принципиально новая
система управления. Был разработан новый тип пусковой установки,
обеспечивавший старт ракеты при помощи маршевого двигателя из глухого
пускового стакана.

Первый пуск ракеты РТ-2 состоялся 4 ноября 1966 года. Испытания проводились
на полигоне Плесецк. На выполнение всей программы испытаний потребовалось
два года. 18 декабря 1968 года ракетный комплекс с этой ракетой был принят
на вооружение РВСН. Первый ракетный полк (г. Йошкар-Ола) приступил к
несению боевого дежурства 8 декабря 1971 года. Надо сказать, что на то
время это был уникальный комплекс по своим эксплутационным и

Новинки рефератов ::

Реферат: Теория электрических цепей (Радиоэлектроника)


Реферат: Исторический опыт и перестройка (История)


Реферат: Архитектура аппаратно-программных средств распределенной обработки информации для интранет-технологии (Программирование)


Реферат: Основные правовые системы современности (Право)


Реферат: Разработка окислительного нейтрализатора для дизельных двигателей (Транспорт)


Реферат: Николай Второй - последний русский царь (История)


Реферат: Фрезерные станки (Технология)


Реферат: Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники (Религия)


Реферат: Социально-психологические особенности преступности несовершеннолетних (Криминалистика)


Реферат: Народная война в Тамбовской губернии (История)


Реферат: Солнце (Астрономия)


Реферат: Історія соборності України (История)


Реферат: Иван 4 (Грозный) (Исторические личности)


Реферат: Билеты по философии (Философия)


Реферат: В.В. Жириновский (Политология)


Реферат: Постановка лабораторной работы на ПЭВМ по исследованию утечки газа в аварийных режимах (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Система образования в Японии (Педагогика)


Реферат: Бухгалтерский учет (Контрольная) (Аудит)


Реферат: Социология образования (Социология)


Реферат: The Queen of the UK (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист