GeoSELECT.ru



Безопасность жизнедеятельности / Реферат: Как не стать жертвой преступления? (Безопасность жизнедеятельности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Как не стать жертвой преступления? (Безопасность жизнедеятельности)




Как не стать жертвой преступления?


Лифт, подъезд, темный переулок... Потенциально опасных зон много.
Защищаясь от агрессии, часто приходится рассчитывать только на себя!

В последние десятилетия население большинства развитых стран мира
вынуждено ставить рост преступности на второе-третье место в числе других
социально-экономических проблем. Все большее число людей приходит к выводу,
что усилия только государственных правоохранительных органов не достаточны
для решения этой проблемы, поэтому необходимо и самим заботиться о личной
безопасности. Мировая практика показывает, что негосударственные
организации и предприятия, как правило, охраняются негосударственными
силовыми структурами, а не полицией, которая призвана бороться с
преступностью. Характерной особенностью последнего времени стало
чрезвычайное разнообразие предметов хищения. Красть стали все: от
поношенных вещей до бриллиантов и дорогостоящей аппаратуры.
Вероятность стать жертвой преступления в настоящее время для
человека не столь уж мала и так как она имеется, то стоит ли рисковать, а
потом нести крест потерпевшего???
За последние годы количество преступлений, направленных против
детей, выросло во много раз. Дети, пропавшие без вести, новорожденные и
подростки, смотрят с экранов телевизоров и плакатов, вывешенных на улицах
и досках объявлений. Сегодня дети, как никогда раньше, подвергаются
опасности стать жертвами преступлений. Именно поэтому всем родителям и
учителям, необходимо использовать все доступные средства, чтобы защитить
своих детей и, что еще важнее, научить их защищаться самостоятельно.

Данные современной статистики по преступности крайне тревожны. В
России, например, каждые двадцать шесть минут происходит убийство, каждые
шесть минут ограбление с применением насилия и каждые десять секунд кража.
Эти данные способны запугать человека и стать причиной паники. Но не
подлежит сомнению еще одна особенность криминальной статистики, что ужасные
преступления, широко освещаемые средствами массовой информации, в
действительности происходят не так часто. Подтверждает это другая
статистика, которая для нас гораздо важнее: несколько тысяч раз в секунду
кто-либо предпринимает успешные действия по предотвращению преступления
против детей.

Пренебрегая простейшими правилами безопасности, дети и их родители,
сами того не подозревая, временами помогают злоумышленникам. Оставленные
без присмотра вещи, маленькие дети, гуляющие одни по улице, записка в двери
"ключ под ковриком" и множество других просчетов часто помогают или толкают
человека на совершение преступления. Чтобы свести к минимуму риск стать
жертвой преступления необходимо своевременно задуматься над вопросом
создания комплексной системы безопасности для всей семьи.

В известной истории кроха сын консультировался у папы по вопросам
вечных ценностей. А где берут информацию современные дети о том, как вести
себя в критических ситуациях? Статистика говорит, что в 40% случаев в
качестве консультантов выступают сверстники, в 30% случаев старшие друзья и
по 15 % приходится на родителей и учителей. Счет явно не в пользу сборной
родителей , притом, что знания, полученные подростками в своей среде,
зачастую напоминают бред умалишенного или сценарий фантастического фильма.
Родители часто читают нотацию своему чаду за его очередную
провинность. Но чаще всего их разговоры с детьми сводятся к чтению нотаций:
мол, нельзя так себя вести, или к риторическому вопросу: "Ну, что
нового?..." Задав вопрос, родители тут же забывают о нем и уже не слышат,
что им говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький, видя такое
отношение, старается как можно короче ответить или просто молчит, все равно
его не слышат. Но ведь КОНТАКТ с родителями - это едва ли не один из
столпов безопасности ребенка. Именно через КОНТАКТ родители узнают о
проблемах и вопросах, которые волнуют их чадо и, решая с ним его проблемы,
они помогают ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.

Но почему дети не рассказывают родителям о своих проблемах? Отчасти
оттого, что именно родители не хотят об этом слышать: то они очень заняты
работой, то по телевизору идет любимый сериал или футбол, то газета
оказалась очень интересной, и родителям не до ребенка, не до его вопросов.
И ребенок остается один на один со своими проблемами. И вдруг родители
замечают, что ребенок уже вырос, и не знают, о чем он думает, какие у него
друзья и увлечения. И когда родители задают ему вопрос, то получают
односложный ответ: "Все в порядке". Теперь они хотят поговорить с ним, но о
чем, как найти тот желанный контакт, они не знают. Пусть родители спросят
себя:
- когда последний раз их ребенок делился с ними проблемой или искал
поддержки.
- - каким реальным советом они могут помочь своему ребенку. Театр
начинается с вешалки, помощь другому - с возможности помочь самому
себе. Не разрешив свои проблемы, родители не перспективны для своих
детей в качестве советчиков в решении их трудностей. Выход прост -
учиться жить самим и пытаться научить этому других, хотя большинство
любит повторять - не учите меня жить, помогите материально. Искусство
жизни требует знаний, как и любой другой вид человеческой
деятельности. Можно стать прекрасным физиком, банкиром, художником, но
незнание законов жизни и выживания перечеркнет в один прекрасный день
все планы и надежды.

Мир опасен. Отнесись к этому серьезно. Не попадай в ловушку заведомо
рискованных ситуаций.
Один дома:
[pic] Ты часто дома один? Не забывай закрывать дверь на цепочку.

Кто-то постучал в окно? Громко крикни: «Папа! Иди сюда!» – и ни в коем
случае не подходи к окну.

Звонок в дверь? Это не повод распахнуть ее мгновенно. Посмотри в глазок.
Что бы ни говорили незнакомые люди (сотрудник милиции, работник
коммунальных услуг или почты, сослуживец родителей, сосед), дверь
открывать нельзя.
[pic] Тебе говорят, что принесли телеграмму. Попроси зачитать ее
вслух.

Уверяют, что нужно срочно позвонить. Объясни, где находится ближайший
телефонный автомат.
[pic] Кричат, что ты заливаешь соседей. Скажи: «Сейчас к вам
придут», а сам проверь, есть ли вода на полу в ванной, туалете и кухне.
[pic] Тебя спрашивают: один ты дома или нет? Ответь
утвердительно, что не один, папа спит (брат смотрит телевизор, мама
разговаривает по телефону), и спроси, что нужно.
[pic] Незнакомцы решаются ломать дверь? Звони в милицию («02»)
или в службу спасения, родителям, а если нет телефона или он не работает,
выйди на балкон или открой окно и громко кричи: «Пожар!»
[pic] Ты кого-то ждешь? Прежде чем открыть дверь, спроси: «Кто там?»
– и не открывай на ответ: «Я». Пусть гость назовется, даже если тебе
показалось, что ты узнал его по голосу или одежде, увиденной в глазок.
[pic] На каждый телефонный звонок, снимая трубку, говори: «Алло»,
«Вас слушают», но никогда – «Квартира таких-то». Извиняются, уверяют, что
ошиблись номером, и спрашивают, какой это номер? Попроси продиктовать,
какой набрали, не называя своего, спокойно сообщи, что ошиблись. Если
незнакомец говорит по телефону непристойности, не вступай в диалог,
положи трубку. Позвонивший представляется другом твоих родителей и
уговаривает тебя напомнить адрес, который он якобы забыл. Попроси
перезвонить позже или сообщи рабочий телефон родителей, но не домашний
адрес, даже если тебе показалось, что ты узнал человека по голосу. Не
спеши называть его по имени, пусть он сам тебе представится. А когда
«знакомые» твоих родителей скажут, что они скоро придут, попроси их
подойти к определенному времени. Немедленно перезвони родителям,
предупреди их об этом.
[pic] Ты все же открыл дверь и увидел незнакомых людей. Захлопни ее
тут же! Они подставили в проем ногу? Урони на нее гирю или какой-нибудь
тяжелый предмет, который приготовлен для этих целей заранее.
Никогда и никому не
рассказывай о распорядке дня в твоей семье. Не вешай ключи от квартиры на
пояс или на шею, носи их в специальном кармашке.
[pic] Трудно открывается замок? Не проси о помощи посторонних, не
доверяй им ключи, позвони в дверь напротив.
[pic] Если в дом проникли преступники и напали на твоих родителей,
не пытайся с ними бороться. Беги из квартиры прочь, зови на помощь
соседей, прохожих, громко кричи: «Пожар!»
[pic] Ты пришел домой, а дверь в квартиру открыта. Не заходи,
осторожность не помешает. Обратись к соседям с просьбой позвонить от них
домой и, если трубку не снимают, вызывай милицию.

[pic] Ты увидел возле квартиры постороннего, не подходи к нему,
пройди в другой конец лестничной площадки, позвони к соседям, когда они
откроют, попроси их о помощи.


[pic] Ты вошел в квартиру, а на пороге лежат чужие сумки или
собранные вещи. Тут же выйди, позвони домой от соседей, и если тебе не
ответят, звони в милицию.


[pic] Когда ты выходишь из квартиры «на минуточку» – за почтой
или вынести мусор, – не забывай сначала посмотреть в глазок. И если на
площадке посторонние, отложи свой поход.

Ты вышел из квартиры ненадолго – все равно закрой дверь на ключ, даже если
ты будешь ее видеть. Спускаясь за почтой или с мусорным ведром, видишь
посторонних, тут же поднимись обратно. Забирая из ящика почту, не
просматривай ее на площадке, вернись в квартиру.

Ждешь лифт...
[pic] Ты ждешь лифт. Встань так, чтобы за спиной у тебя была стена.
Вместе с тобой в лифт хочет войти незнакомец. Сошлись на забывчивость,
спустись к почтовому ящику, но не заходи вместе с ним в кабину, даже если
человек показался тебе неопасным.
. Если тебя заталкивают в лифт, зажав рот, постарайся ударить
мусорным ведром, рюкзаком, набитым учебниками, любым другим предметом,
оказавшимся с тобой, укусить за палец.

[pic] Не угрожай нападающему и не кричи в кабине лифта, тебя все
равно не услышат.
[pic] Попытайся нажать на кнопку «стоп», а затем – на кнопку
ближайшего этажа. Выбегая из лифта, нажми любую кнопку.
[pic] Бандит пытается тебя раздеть. Скажи, что разденешься сам. Не
плачь и не проси о пощаде, не угрожай сообщить в милицию и все рассказать
родителям.
[pic] Попытайся втянуть преступника в разговор. Узнай, чего он хочет и
стоит ли это делать таким образом. Предложи пойти к тебе домой, назови
любой этаж, может, появится шанс сбежать.
[pic] Ты чувствуешь, что разговор не получается. Тогда прижмись к
налетчику, постарайся его обнять и при удобном случае сильно вцепиться
зубами в нос или губы. Или зажать руками его половые органы и изо всех
сил дернуть и повернуть их. Пока насильник будет корчиться от боли,
убегай.

Возможности подобраться поближе нет? Бей в пах кулаком или сумкой, да
так, чтобы твой удар хоть на секунду обездвижил его. Не собирай одежду,
беги в чем есть.
[pic] У тебя в кармане всегда наготове газовый баллончик (спица,
расческа, ключи)? Это еще один шанс на побег. Запомни: никогда не
угрожай, только спровоцируешь нападение. Когда не знаешь, что говорить,
лучше молчи, но забудь о словах: «Я все расскажу!»
[pic] Тебе показалось, что ты встречаешь одного и того же человека по
дороге в школу или он стал часто появляться рядом. Расскажи родителям и
попроси их провожать и встречать тебя, смени маршрут. Он должен быть
безопасным. Двигайся по освещенным улицам, обходи стороной парки и лесные
массивы. Помни: короткая дорога не самая лучшая! Сокращая путь домой,
рискуешь сократить себе жизнь.
[pic] Везде и всегда соблюдай осторожность. Знай: преступником может
оказаться и твой сверстник. Поэтому не спеши сказать «да» новому
приятелю, подстерегающему тебя у ворот школы, когда он предлагает куда-то
пойти. Сначала узнай, что он за человек, какие у него друзья.

Он напрашивается к тебе в гости? Давит на жалость и рассказывает про
побег из дому (родители злые, старшие братья бьют)? И что ему хочется
есть и пить, и как ему холодно в одной рубашке, а ты такой замечательный,
неужели не поможешь несчастному?!
[pic] Уверен ли ты, что все это правда? Ведь зачастую именно подростки
работают наводчиками у воров. Им проще обратиться к тебе с просьбой
разрешить позвонить или дать попить, а когда ты доверчиво откроешь дверь,
туда войдет совсем другой человек. Так что если ты один дома, надо
сказать, что телефон сломан или что тебя заперли родители в наказание и
открыть дверь сам ты не можешь.
[pic] Ты привел нового друга к подъезду, но в последнюю минуту
передумал, вспомнил, что дома никого нет. Извинись, притворись, что
потерял ключи, забыл навестить бабушку, надо ехать в другой конец города,
родители велели зайти к ним на работу. Одним словом, любое оправдание
подходит, главное – никого не приглашай в пустую квартиру.


В школе...
[pic] В школе ты – объект для вымогательств. Никогда не защищай ценные
вещи, не ставь под угрозу свою жизнь. Не спасайся от вымогателей
бегством. Скорее всего они догонят тебя и сильно изобьют. При первом же
требовании отдать деньги (кольцо, браслет, дорогую обувь, модную куртку,
плеер, телефон) отдай их добровольно. Не дожидайся, когда начнут
истязать. Жизнь дороже!
[pic] Друзья подначивают тебя доказать свою смелость и удаль.
Уговаривают украсть что-то в магазине или ограбить пьяного. Лучше
откажись и постарайся избавиться от такой компании. Это не удаль, это
серьезное уголовно наказуемое преступление. Поговори о сомнениях в
правильности действий своих друзей с родителями или другими взрослыми
людьми, которым ты доверяешь.
[pic] Приятель предлагает шутки ради угнать чью-то машину или
подержать в доме какие-то вещи. Откажись под любым предлогом: отец убьет,
мать найдет чужое и устроит скандал, дядя – милиционер, ты уже и так на
учете в милиции.
[pic] Если за тобой в школу приходит незнакомец и говорит, что его
прислала мама (папа, бабушка с дедушкой), и предлагает пойти с ним –
откажись!

Не выходи из класса во время урока, даже если посланец – старшеклассник,
который уверяет, что ему поручили позвать тебя к директору. Дождись
перемены и попроси учителя проводить тебя в кабинет.
[pic] Не заходи в школьный туалет, если там тусуется большая
компания или стоит незнакомый взрослый человек.
[pic] Товарищ зазывает осмотреть чердак или подвал? Не ходи сам и
его отговори.
[pic] На вечеринке у новых знакомых тебе предлагают наркотики?
Сошлись на плохое самочувствие и уйди. Ни наркотики, ни лекарства,
действие которых ты не знаешь, принимать не стоит. Не ведись на
примитивное: «Что, слабо?» и «Ты что, маменькин сыночек?». Ты же не так
глуп! Не становись жертвой маньяков.
[pic] Неужели, спросишь ты, вокруг одни воры, маньяки, хулиганы и
преступники? И опасность стать жертвой так велика? Нет, конечно. Просто в
большинстве несчастных случаев ты подставился сам.

Не напрашивайся на неприятности! Наивность и доверчивость до добра не
доведут.
[pic] Не верь посторонним людям.

Правила простых “не”
[pic] Чтобы не стать легкой добычей, достаточно соблюдать
несколько очень простых «не».

[pic] Не подходи к подъезду, когда там маячит незнакомец. Дождись
соседа с большой собакой (с мусорным ведром, с детской коляской).

[pic] Не заходи в подъезд, если он плохо освещен, а на лестнице
полно спящих бомжей, пьяниц и наркоманов. Попроси кого-нибудь из домашних
встречать и провожать тебя.

[pic] Не выбегай из подъезда стремглав, спокойно открой дверь. Можно
наскочить на встречного с острыми предметами в руках, например, лыжными
палками, которые он выставил вперед. Или рядом с подъездом как раз в это
время будет разворачиваться машина – попадешь прямо под колеса.

[pic] Будь очень осторожен при знакомствах. Никогда не
соглашайся идти в гости к незнакомцам. И если незнакомец с дамой, это не
гарантия безопасности. На приглашение незнакомца (почтальона, сторожа,
дворника) зайти к нему в квартиру (гараж, сарай, подвал), чтобы посмотреть
какое-то экзотическое животное (новый компьютер), говори «нет!».


[pic] Не вступай в разговор, если кто-то попросит закурить. Такую
ситуацию можно заранее просчитать: группа подростков вдруг резко
направляется в твою сторону. Сразу перейди через дорогу или зайди в
первый попавшийся магазин.

[pic] Не садись в машину, ни в легковую, ни в грузовую (а также
трактор, экскаватор, бетономешалку), даже если за рулем или в салоне
женщина.

Вот рядом с тобой останавливается машина. Водитель говорит, что ищет
улицу (главного героя для фильма), и предлагает прокатиться, показать
нужную улицу или подвезти по пути. Ответь категорическим отказом.

Опасайся медленно едущих рядом машин, не ходи близко к дороге.

Водитель вышел из машины и идет к тебе. Беги как можно быстрее в первый
попавшийся двор, там остановись и крикни: «Мама!» (папа, дядя Сережа) и
помаши рукой, будто увидел именно того, кого звал. И не важно, что ты
живешь в другом доме и в окне никого нет, вряд ли преступник будет
всматриваться в окна, привлекая к себе внимание.

[pic] Если на улице кто-то долго и упорно идет за тобой, обратись к
патрульному. Можешь соврать, что видел у преследователя пистолет или нож.
Можешь просто спросить у милиционера, который час.

[pic] Если поблизости не видно ни одного милиционера, проси о помощи
любого (пожарного, армейского – главное, чтобы в форме) офицера.

[pic] Не сворачивай на темную улицу, когда тебе кажется, что за тобой
идут. Надежда, что преследователь тебя потеряет, очень мала. Иди по
хорошо освещенной. В этом случае не только он видит тебя, но и ты его,
что немаловажно.

[pic] Если на пути есть магазин, зайди в него и выйди через второй
выход. Если запасного выхода нет, посмотри, вошел ли незнакомец вместе с
тобой, если да, сделай вид, что собираешься выходить, и когда тот
предпримет ту же попытку, смело обращайся к администратору или дежурному
охраннику.

От администратора позвони домой. Пусть за тобой приедут родители, а
охраннику скажи, что тебя преследует незнакомый человек, и попроси
задержать его на некоторое время, чтобы была возможность уйти.

Или, не стесняясь, громко обратись к любому вызвавшему доверие мужчине:
«Вы меня помните, я Петя, мы были у вас в гостях!» А подойдя поближе,
тихо скажи, что не можешь избавиться вон от того человека, и попроси
разрешения выйти из магазина вместе с «твоим знакомым».


[pic] Не выставляй на всеобщее обозрение ключи от дома, пейджер,
мобильник, дорогие украшения.

[pic] Ты задержался допоздна в гостях, в компьютерном клубе – попроси
близких встретить тебя возле метро или приехать за тобой на машине.

[pic] Если предполагаешь позднее возвращение, не одевай слишком
открытую одежду, не наряжайся, как на обложке журнала. Твой вызывающий
наряд может спровоцировать нападение. Захвати с собой более скромную
одежду.

[pic] Никогда не думай, что если противник выглядит тщедушным, ты легко
его победишь. В данном случае он хозяин положения, и тебе о нем ничего не
известно.

[pic] Твой ровесник предлагает тебе воспользоваться автостопом. Как
поступить в этой ситуации? Не соглашайся! Ведь твой попутчик может быть в
сговоре с преступниками, которые только и ждут, когда он найдет
подходящую жертву.

[pic] Если ты все же решил добираться автостопом, сообщи по мобильному
своим родителям номер и марку машины, приметы водителя.

[pic] Не пересчитывай наличность в людном месте. Выходя из дому, четко
помни, сколько ты взял с собой денег. Зная первоначальную сумму и делая
какие-то покупки, ты всегда сможешь подсчитать в уме остаток, не доставая
денег.

[pic] Не играй вблизи дорог или стоящих автомашин.

[pic] Не лазай в подвалы и на чердаки.

[pic] Если ты уходишь из дому в отсутствие родителей, оставь записку,
куда и с кем идешь, где тебя искать и во сколько будешь обратно.

[pic] Отправляясь с родителями или друзьями в магазин или на большой
праздник, обязательно договорись, где ты будешь их ждать, если вы
разминетесь. Ни в коем случае не уходи с обозначенного места, даже если к
тебе начнут подходить посторонние люди и обещать свою помощь в розыске
родителей или ссылаться на то, что это они их прислали.

[pic] Если ты потерялся, зайди в первый попавшийся магазин или
кинотеатр, больницу или аптеку, в отделение милиции и попроси связаться с
твоими родителями по телефону.

[pic] Не заходи в подъезд или в квартиру к незнакомым людям и не проси
разрешения позвонить от них домой.

[pic] На все уговоры незнакомых пойти с ними, поискать твоих родителей
или предложения отвезти тебя домой ты должен сказать «нет!».

[pic] Не назначай встреч в безлюдных, неосвещенных местах (парках,
скверах).

[pic] Если ты договорился о встрече в первом вагоне электрички, а сам
нечаянно сел в последний, не проходи через весь поезд. Выбери безопасное
место (рядом с женщиной с ребенком, с внушающим доверием мужчиной) и,
доехав до нужной станции, пройди по платформе.

[pic] Не принимай предложения случайных попутчиков пройти по вагонам.

[pic] Если на тебя напали в тамбуре, дерни «стоп-кран», обратись к
любому человеку в тамбуре со словами: «Меня зовут Петя, разве вы меня не
помните?», потом извинись перед человеком и постарайся выйти вместе с ним
на ближайшей остановке.

[pic] Если незнакомец предлагает заработать большие деньги, не
соглашайся. Скажи, что хочешь посоветоваться с родителями, и попроси
будущего работодателя оставить свои координаты, куда ты сможешь прийти
вместе с отцом.

[pic] Не ходи с незнакомцем один, без родителей посмотреть будущее
место работы. Охотников за живым товаром много. Помни: легких денег не
бывает, и если кто-то предлагает большие деньги за ничегонеделание, этот
человек опасен. Если незнакомец пытается тебе что-то предложить, особенно
то, о чем ты давно мечтал, скажи «нет».

[pic] Тебя угощают мороженым или соком – вежливо откажись или купи сам.
В «подарок» могут подмешать психотропные средства.

[pic] Даже если у тебя нет ключей, не соглашайся подождать прихода
родителей в доме у соседа.

[pic] Если на улице стреляют, не выходи из дому, не подходи к окну.

[pic] Стрельба застала тебя на улице? Ляг на землю и постарайся отползти
за угол дома или за любую преграду (остановку, клумбу). Если ничего
такого поблизости нет, просто закрой голову руками и лежи спокойно.
Стреляющие ориентируются на резкое движение, и попытка убежать может
стоить тебе жизни.

[pic] Если тебя насильно сажают в машину, кричи: «Меня зовут... Мой
телефон... Позвоните моим родителям!» Или: «Меня хотят украсть! Я не знаю
этих людей! Позовите милицию!» Текст должен быть максимально кратким и не
содержать лишней информации. Ты обязан помнить его всегда.

[pic] Ты в машине, тебя куда-то увозят. Попытайся привлечь внимание
других водителей: выверни руль, разорви обивку сиденья, бей в стекла,
засунь два пальца в рот и вызови рвоту... Сделай все, чтобы тебя захотели
выкинуть из машины.

[pic] На твои уловки не реагируют? Тогда переходи к более активным
действиям: пристегнись ремнем безопасности или покрепче ухватись за
сиденье и резко открой дверь настежь. Это привлечет внимание прохожих и
других водителей. Чтобы не рисковать, шофер предпочтет остановиться, тут
уж ты не теряй времени, выскакивай из машины и беги.

[pic] На твоей одежде должна быть пришита метка с твоим именем,
фамилией, телефоном, а также медикаментозными противопоказаниями, если
они есть.

[pic] Преступники – люди разные, но все они схожи в одном:
застигают тебя врасплох и играют на твоей доверчивости и наивности. Слезы и
мольбы о пощаде их совершенно не трогают, а угроза выдать провоцирует на
убийство.

[pic] Не дай им заманить себя в ловушку. Не робей и не стесняйся
сказать «нет».

[pic] Плюй на слова: «Ты что, маленький, тебе мама не разрешает?!»
Пойми, пока ты корчишь из себя бесстрашного и крутого, преступник выбирает
место, где лучше с тобой расправиться. И ты только облегчаешь ему задачу,
заходя с ним в лифт, простодушно соглашаясь проводить его до дома, поднести
сумки к машине, показать дорогу.


Будь предельно осторожен! Будь всегда
начеку!


Помни: оскорбления, запугивания, угрозы – тоже насилие. И это не твоя вина.
Это преступление, за которое ответственность должен нести обидчик.

До нападения: узнай заранее, кто может тебе помочь (родные, близкие,
друзья, соседи, телефоны доверия, милиция).

Во время нападения: обороняйся и защищай себя. Зови на помощь как можно
громче. Постарайся вызвать милицию.

После нападения:

расскажи о своей беде людям, которым ты доверяешь. Позвони в кризисный
центр.

Никто не заслуживает насилия: не вини себя, когда тебя избивают,
оскорбляют, грабят, насилуют. Если это случится снова, то может стать еще
опаснее. Обратись за помощью прямо сейчас!


Статистика:


По данным научных исследований, насилие в той или иной форме
наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 процентов от общего числа
умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений,
связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством),
предшествуют длительные семейные конфликты.

По данным МВД России, в период с 1994 года по 1996 год число
преступлений, по которым потерпевшими являлись женщины, возросло на 7,9
процента и составило 610 тыс. против 565 тыс. в 1994 году. Доля
преступлений, совершенных из-за ревности, ссор и других бытовых причин,
возросла с 7 процентов в 1994 году до 12,9 процента в 1996 году.

Данные социологических опросов показывают, что 40 процентов жертв насилия
не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность
раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной
незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от
истязателя.

Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще
и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них
насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители,
по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы.
Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются
родителями. Для многих из этих детей исходом является смерть. Более 50
тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных
родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.

По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им.
Сербского жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6 - 7 лет; 60 -
70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами
(мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают
различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами. Многие дети
являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к
трагическим для ребенка последствиям. Нередко родители не только сами
пьянствуют, но и привлекают к этому своих детей, совместно с ними
употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества.


И помните: если вы стали жертвой преступления, немедленно обращайтесь
в милицию.

Оперативные розыскные мероприятия чаще всего позволяют задержать
правонарушителя по горячим следам.
[pic]







Реферат на тему: Классификация производственных факторов

Оглавление


1. Тяжесть труда 2


2. Классификация производственных факторов 7

2.1. Естественные и антропогенные негативные факторы 7
2.2. Производственная среда и ее характеристики 8
2.3. Окружающая и бытовая среда 10

3. Электромагнитное поле. 15


4. Защитное заземление, зануление, отключение 18

4.1. Общие сведения 18
4.2. Защитное заземление 18
4.3. Напряжение прикосновения 19
4.4. Напряжение шага 20
4.5. Измерение сопротивления заземляющего устройства 21
4.6. Зануление 22
4.7. Защитное отключение 23
4.8. Электрическое разделение сетей 24
4.9. Использование малого напряжения 24
4.10. Выравнивание потенциалов 24

5. Режим защиты персонала при работе на лазерах. 25

5.1. Промышленное применение лазеров. 25
5.2. Физиологические эффекты при воздействии лазерного излучения на
человека. 26
5.3. Воздействие лазерного излучения на органы зрения. 27
5.4. Защита от лазерного излучения 27

Список литературы 28



1. Тяжесть труда


Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижности нервных
процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия,
внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в
процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие
науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая эстетика и
др.
Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изучению
изменения функционального состояния организма человека под влиянием
производственной деятельности и разработке рекомендаций по организации
трудового процесса.
Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять
на труд физический и умственный. Общепризнанная физиологическая
классификация трудовой деятельности включает следующие формы:
Формы труда, требующие значительной мышечной активности, с
энергетическими затратами от 17-25 МДж/сутки 4000-6000 ккал/сутки и выше.
Это социально неэффективный труд, с низкой производительностью, требующий
до 50% рабочего времени отдыха.
Групповые формы труда - конвейер с дроблением процесса на операции,
заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, с подачей
деталей к рабочему месту. Монотонность - основная отрицательная особенность
конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и нервному
истощению. Причина в преобладании процесса торможения в корковой
деятельности мозга.
Механизированные формы труда с энергетическими затратами 12,5-17
МДж/сутки (3000-4000 ккал/сутки) связаны с уменьшением мышечной
деятельности, вовлечением в работу мелких мышц конечностей, характеризуются
однообразием локальных действий, малым объемом воспринимаемой информации,
монотонностью.
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами, при
которых человек выполняет функции оперативного звена управления.
Формы интеллектуального труда, характеризующиеся необходимостью
переработки большого объема информации, мобилизации памяти, внимания,
частотой стрессовых ситуаций, незначительными энергозатратами 10-11,7
МДж/сутки (2400-2000 ккал/сутки), снижением двигательной активности
(гипокинезой).
Регуляцию трудовой деятельности осуществляет прежде всего центральная
нервная система (ЦНС). Она регулирует деятельность клеток, тканей, органов
и системы человеческого организма. Теория центрально-нервной регуляции
трудовой деятельности разработана отечественными учеными И.М. Сеченовым,
И.П. Павловым, Н.Е. Введенским, Л.А. Ухтомским.
Согласно этой теории психические процессы по своему происхождению -
это рефлексы с началом в чувственном возбуждении и концом в мышечном
движении. Двигательные реакции человека являются сложными условными
рефлексами.
В процессе формирования условного рефлекса выделяются два этапа:
- на 1-ом этапе образования условного рефлекса имеет место возбуждение в
ЦНС при участии многих центров коры головного мозга. На этом этапе
обучения у рабочего много лишних движений, усилий, ошибок;
- на 2-ом этапе идет подкрепление и усвоение приемов работы, происходит
концентрация возбуждения только в соответствующих центрах головного
мозга.
Доминантные центры обладают повышенной возбудимостью и способностью к
суммации возбуждений, идущих из разных источников. Они первые настраиваются
на оптимальный ритм и темп работы. Формирования доминантны сопровождается
развитием сопряженного торможения в других областях ЦНС, закреплением
четких, экономичных рабочих движений, отсутствием ошибок.
В процессе трудовой деятельности при многократном повторении в
определенной последовательности различных раздражителей складывается
функциональная система работы коры головного мозга, названная И.П. Павловым
динамическим стереотипом, т.е. устойчивой системой рефлексов. Механизм
динамического стереотипа заключается в формировании в мозге повторяющихся
нервных процессов, программирующих деятельность мозга. По мере закрепления
динамического стереотипа возникает автоматизм в действиях рабочего.
Дальнейшим развитием представления о центральной регуляции трудовой
деятельности является теория функциональных систем П.К. Анохина, согласно
которой любой целенаправленный двигательный акт осуществляется посредством
функциональной системы как замкнутого циклического образования с наличием
обратной информации о результате действия. Информация о результатах
действия поступает в ЦНС и сливается с моделью ожидаемого результата.
Происходит оценка результата, и определяется целесообразность
поведенческого акта.
Таким образом, формирование динамических мозговых систем определяет
совокупность психических процессов в ЦНС, разнообразных двигательных актов,
работу систем жизнеобеспечения организма.
Обязательной составной частью трудовой деятельности является мышечная,
то есть двигательные действия, включающие динамические и статистические
усилия. Источником энергии для сокращения мышц является экзотермическая
реакция расщепления АТФ (аденозинтрифосфата). В зависимости от
интенсивности работы изменяется механизм ресинтеза АТФ, сущность которого
заключается в расщеплении сложных углеводородных соединений и окислении
продуктов распада. В результате тренировок в мышцах увеличиваются запасы
источников энергии. Процессы распада, ресинтеза энергетических веществ,
изменения скорости биохимических процессов контролируются ЦНС.
Энергетические затраты человека связаны с терморегуляцией, с
увеличением тяжести труда растет потребление кислорода и количество
расходуемой энергии (на 95%): при умственном труде 10,5-11,7 МДж, а тяжелой
физической 16,3-18 МДж. При очень тяжелой работе непрерывно нарастает
потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда
в организме накапливаются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ
и расхода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела
на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической
тяжести труда.
Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая
кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом
возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до
180-200 мм рт.ст.
Увеличение интенсивности работы сопровождается ростом воздухообмена (с
5-8 л/мин до 100 л/мин) частотой дыхания (с 10-20 до 30-40 в мин) и долей
использования кислорода (с 3-4% до 4-8%). Последнее обуславливается усилием
диффузии О; в легкие.
Под действием мышечной работы меняется морфологический состав крови,
ее физико-химические свойства: растет число эритроцитов, содержание
гемоглобина, усиливается процесс регенерации эритроцитов, увеличивается
число лейкоцитов. Эти изменения свидетельствуют об усилении функции
кроветворных органов. Определенные изменения при физической работе
происходят в эндокринных функциях (повышение содержание в крови адреналина
и др.), что способствует мобилизации энергетических ресурсов организма.
Мышечная работа включает статистическую и динамическую.
Статистическая работа - это процесс сокращения мышц, необходимый для
поддержания тела или его частей в пространстве. Такая работа связана с
фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с
приданием человеку рабочей позы. Статистическая работа более утомительна,
чем динамическая. Длительное статистическое напряжение вызывает ослабление
кровоснабжения и развитие заболеваний мышечной и нервной системы.
Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению
груза, а также тела человека. Энергия расходуется на поддержание напряжения
в мышцах и механический эффект работы. Суммарная работа по перемещению
груза осуществляются зависимостью.

A = ( PH + PH1/2 + PL/9) - K,
где А - работа, Дж;
Р - масса груза, кг;
Н,Н1 - высота поднятия и опускания груза, м;
L - путь, м;
К - коэффициент, равный 6.
Динамическая работа подразделяется:
- общая - выполняется более чем 2/3 массы скелетной мускулатуры,
- региональная - выполняется мускулатурой плечевого пояса или верхних
конечностей,
- локальная выполняется при участии менее 1/3 скелетных мышц.
В условиях научно-технического прогресса увеличивается доля
умственного компонента в профессиональной деятельности. Формы умственного
труда подразделяют: операторский, управленческий, творческий,
преподавателей и медработников, учащихся.
Умственная деятельность проявляется в нейродинамических и
нейрофизиологических состояниях мозга, в усилении кровоснабжения мозга,
повышении энергетического обмена нервных клеток, изменении биоэлектрической
активности мозга. При интенсивной умственной работе мозг потребляет до 15-
20% энергии, а суточный расход энергии при умственной работе достигает 10,5-
12,5 МДж.
Умственная работа связана с нервным напряжением, которое зависит от
значимости, опасности и ответственности работы. При нервном напряжении
возникает тахикардия, рост кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение
потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности
необходимо: постепенно "входить" в работу: соблюдать ритм, систематичность,
чередовать работу с отдыхом, деятельность должна быть систематической.
Характеристикой эффективности деятельности человека является
работоспособность, т.е. величина функциональных возможностей человека
выполнять работу. Она зависит от субъективных и объективных факторов. В
изменении работоспособности в течение рабочего дня установлена определенная
закономерность: фаза врабатывания (1,5-2,5ч), высокой устойчивой
работоспособности (2+2,5ч), фаза снижения работоспособности. После
обеденного перерыва фазы изменения работоспособности повторяются. Для
оценки физической работоспособности используют показатель способности к
внешней механической работе (Р°С), характеризующий частотой сердечных
сокращений при разных нагрузках и измеряемый в ваттах.
В процессе работы у человека возникает утомленное состояние,
сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности,
ухудшением показателей работы. Механизм утомления объясняет центрально-
нервная теория утомления. Она учитывает влияние процессов, происходящих в
работающих мышцах и органах на формирование утомления (недостаток
кислорода, накопление метаболитов, истощение питательных веществ и др.). За
счет обратных связей изменяется состояние ЦНС, формируется корковая
защитная реакция, ограничивающая работоспособность. Физиологические картины
физического и умственного утомления сходны. Утомление - это целостный
процесс, в нем физическое и умственное утомление взаимосвязаны.
Важное место в деятельности человека имеют его психологические и
психофизиологические характеристики, от которых зависит его взаимодействие
с факторами производственной среды. Обычно выделяют следующие группы
характеристик.
1. Характеристики анализаторов, обеспечивающих прием, передачу и первичный
анализ информационных сигналов (сенсорное восприятие). Каждый анализатор
имеет центральную часть в коре головного мозга и периферическую часть
(рецепторы) для восприятия информации. Анализаторы подразделяют на внешние
и внутренние. Внешние это зрительный, слуховой, тактильный, болевой,
температурный, обонятельный, вкусовой. К внутренним относятся анализатор
давления, кинестетический (рецепторы в мышцах, сухожилиях), вестибулярный и
специальные во внутренних органах.
Основными параметрами анализаторов являются:
- Абсолютный порог чувствительности, то есть то минимальное значение
воздействующего раздражителя, при котором возникает ощущение.
- Предельно допустимая интенсивность сигнала (близкая к болевому порогу).
- Диапазон чувствительности, включающий все переходные значения
раздражителя.
- Дифференциальная чувствительность, то есть минимальное изменение сигнала,
восприиимаемое анализатором.
- Число различаемых градаций сигнала.
- Минимальная длительность сигнала, необходимая для возникновения ощущения.
В деятельности человека преобладает зрительная информация (до 90%
общего объема), на втором месте стоит звуковая и небольшой объем приходится
на долю анализаторов.
2. Инженерно-психологические характеристики, описывающие интеллектуальную
деятельность человека. Наибольшее значение из этих характеристик имеют
память и мышление.
Память - это процесс запоминания, сохранения, узнавания и
воспроизведения информации. Характеристиками памяти являются: объем и
скорость запоминания информации, длительность сохранения, полнота и
точность воспроизведения.
Мышление - это процесс построения последовательности действий с
управляемыми объектами, осуществляемый на основе динамического
моделирования этих объектов, их свойств и взаимоотношений. Решение
практических задач управления на производстве осуществляется в процессе
оперативного мышления, которое является психологической основой принятия
решения. Содержанием оперативного мышления является построение структуры
ситуации и связывание ее элементов. Сложность решения определяется числом
логических условий.
3. Инженерно-психологические характеристики управляющих движений и
надежности деятельности. Любое управляющее движение складывается из массы
элементарных движений, объединяемых механизмом регуляции ЦНС. Параметры
управляющих движений включают пространственные, скоростные и силовые.
Пространственные параметры - это размах (амплитуда) и траектория движения.
Силовые параметры определяются усилием, развиваемым в процессе движения.
Под надежностью человека понимается вероятность безопасной работы. По
вине человека происходят от 20 до 95% отказов в системе "человек-машина".
Поэтому необходим учет факторов, влияющих на надежность человека:
организация рабочего места, освещение, конструкция технологического
оборудования и т.п.
Временные характеристики определяют время выполнения человеком
отдельных действий. Для определения временных характеристик имеются
таблицы, содержащие время выполнения различных действий и движений. При
выполнении экстренных действий необходим учет скрытого времени от момента
возникновения раздражителя до начала реакции на него. На время решения
задач оказывает взаимное влияние выполняемых действий.
4. Антропометрические характеристики определяют размеры тела человека и его
отдельных частей. Они необходимы при конструировании промышленных изделий и
рабочих мест, организации труда и других работ в области научной
организации труда. Антропометрические характеристики подразделяют на
динамические, характеризующие движения, зоны досягаемости, и статические, к
которым относятся размеры человека в статическом положении.
Для сравнения различных видов труда, проведения оздоровительных
мероприятий необходима оценка тяжести труда.
Тяжесть труда - интегральное понятие, выражающее степень
функционального напряжения организма при трудовом процессе. Функциональное
напряжение может быть энергетическим при физическом труде и эмоциональным
при умственном труде. Соответственно нагрузка на организм при мышечных
усилиях классифицируется как физическая тяжесть труда, при эмоциональной
нагрузке как нервная напряженность.
На практике используется несколько классификаций тяжести и
напряженности труда. Каждая классификация имеет свое назначение. Так, в
гигиене труда используется подразделение тяжести труда по степени мышечной
и нервной нагрузки: 4 категории, определяемые по эргономическим критериям
тяжести и напряженности труда (показатель мышечной и нервной нагрузки). Для
оценки гигиенической эффективности проводимых оздоровительных мероприятий
условия труда подразделяются на 3 класса (оптимальные, предельно
допустимые, вредные и опасные).
При определении льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда
используется нормирование гигиенических критериев оценки условий труда по
показателям вредных и опасных факторов. Условия труда по степени вредности
и опасности подразделяют на четыре класса:
I класс. Оптимальные условия для сохранения здоровья и высокой
работоспособности.
II класс. Допустимые условия с уровнем действующих факторов, не превышающих
нормы.
III класс. Вредные условия, оказывающие негативное воздействие на
работающих. Они подразделяются:
- 1 степень вредности (вызывают обратимые изменения в организме);
- 2 степень вредности (вызывают стойкие изменения в организме);
- 3 степень (вызывают профессиональную патологию в легкой форме);
- 4 степень вредности (вызывают выраженную форму профзаболеваний).
IV класс. Опасные (экстремальные) условия, которые создают угрозу жизни в
течение рабочей смены.
Из анализа деятельности человека и его физиологических характеристик
вытекают основные мероприятия, направленные на уменьшение утомления
человека:
1. Рациональная организация рабочего места и мебели, которая заключается в
соответствии их антропометрическим данным и психологическим возможностям
человека. При этом должна быть принята оптимальная поза, размеры
рабочего места должны соответствовать эргономическим рекомендациям.
2. Важным средством предупреждения утомления являются упражнения и
тренировка. Они обеспечивают совершенствование умений и навыков, придают
законченность и устойчивость всем формам двигательной активности. При
этом происходит процесс приспособления функций человеческого организма
для наиболее эффективного выполнения конкретной работы.
3. Рациональный режим труда и отдыха обеспечивает высокую
производительность труда и работоспособность без признаков чрезмерного
утомления. Задача решается за счет оптимального чередования периодов
труда и отдыха.
4. Производственная физическая культура, основанная на феномене активного
отдыха.
5. Функциональная музыка вызывает положительный эмоциональный настрой,
необходимый для любой работы.
6. Комнаты психофизической разгрузки, проводящие сеансы по снятию усталости
и нервно-психического напряжения.



2. Классификация производственных факторов


2.1. Естественные и антропогенные негативные факторы


Человек в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со
средой обитания, со всем многообразием факторов, характеризующих среду.
Многие факторы среды обитания оказывают негативное воздействие на здоровье
и жизнь человека. Степень негативного воздействия определяется уровнем их
энергии, под которой понимается количественная мера различных форм движения
материи. В настоящее время перечень известных форм энергии существенно
расширился: электрическая, потенциальная, кинетическая, внутренняя, покоя,
деформированного тела, газовой смеси, ядерной реакции, электромагнитного
поля и т.д.
Всем формам энергии свойственна закономерность превращения их в другие
формы. Все явления связаны законом сохранения энергии и тенденцией к
снижению уровня энергии за счет перехода в другие формы. Снижение уровня
энергии связано с выходом (утечкой) энергии. Неконтролируемый выход энергии
порождает негативные факторы в окружающей среде. Источники энергии
подразделяются на природные и антропогенные. К природным источникам
относятся молнии, извержения, землетрясения, атмосферные явления (ураганы,
смерчи и т.п.) и другие. Антропогенные источники создаются человеком. В
ходе научно-технической революции появились источники, обеспечивающие очень
высокие уровни энергии, существенно расширился перечень известных форм
энергии и их характеристика.
Бурный рост энерговооруженности труда повлек расцвет энергетики и
разработки энергетических ресурсов. В обществе появились колоссальные
энергосистемы, представляющие совокупность источников энергии и устройств
для ее передачи и распределения. Концентрация в современном производстве
источников энергии, высокие уровни энергии, использование ранее неизвестных
форм энергии определяют растущую актуальность и важность проблемы
безопасности в современном производстве. Высокие уровни используемой
энергии, многообразие форм энергии существенно увеличили вероятность
неконтролируемого выхода энергии, опасность воздействия негативных факторов
на человека. Эту тенденцию можно характеризовать энтропией источника
энергии, понимая под энтропией вероятность пребывания системы в данном
состоянии: чем выше уровень энергии объекта, тем меньше его энтропия. При
отсутствии энергетического источника энтропия объекта приобретает
максимальное значение, и обеспечивается наибольшая вероятность пребывания
объекта в этом состоянии.
Разнообразие форм энергии порождает многообразие факторов среды
обитания человека, воздействующих на его здоровье. Все многообразие
производственных факторов согласно ГОСТ 12.0.003-74 подразделяют на
несколько групп: физические, химические, биологические и
психофизиологические. К физическим опасным и вредным факторам относятся:
движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность,
повышенная или пониженная температура, повышенный уровень шума, вибрации,
ультразвука, повышенное или пониженное барометрическое давление, повышенная
или пониженная влажность, подвижность воздуха, повышенный уровень
ионизирующих или электромагнитных излучений и т.д. Химические опасные и
вредные факторы подразделяются на токсические, раздражающие,
сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные. Биологические факторы
включают: бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы и простейшие, а
также растения и животных. Психофизиологические факторы подразделяют на
физические и нервно-психические перегрузки. Один и тот же опасный и вредный
фактор может по своему действию относиться к различным группам.



2.2. Производственная среда и ее характеристики


На производстве ежегодно погибает около 15 тыс. чел. и травмируется
примерно 670 тыс. чел. По данным зам. председателя СМ СССР Догуджиева В.Х.
в 1988 г. в стране произошло 790 крупных аварий и 1 млн. случаев группового
травматизма. Этим определяется важность безопасности деятельности человека,
которая отличает его от всего живого-Человечество на всех этапах своего
развития серьезное внимание обращало на условия деятельности. В трудах
Аристотеля, Гиппократа (III-V) век до н.э.) рассматриваются условия труда.
В эпоху возрождения медик Парацельс изучал опасности горного дела,
итальянский врач Рамаццини (XVII век) заложил основы профессиональной
гигиены. И интерес общества к этим проблемам растет, так как за термином
"безопасность деятельности" стоит человек, а "человек есть мера всех вещей"
(философ Протагор, V век до н.э.).
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с природой и
антропогенной средой. Совокупность факторов, влияющих на человека в
процессе деятельности (труда) в производстве и в быту, составляют условия
деятельности (труда). Причем действие факторов условий может быть
благоприятным и неблагоприятным для человека. Воздействие фактора, могущее
составить угрозу жизни или ущерб здоровью человека, называется опасностью.
Практика свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна. Это
аксиома о потенциальной опасности деятельности.
Каждое производство характеризуется своим комплексом опасных и вредных
факторов, источниками которых являются оборудование и технологические
процессы. Современное машиностроительное предприятие, как правило, включает
литейные и кузнечно-прессовые, термические, сварочные и гальванические, а
также сборочные и окрасочные цеха.
Основными производственными факторами в литейных цехах являются: пыль,
выделяющиеся пары и газы, избыточная теплота, повышенный шум и вибрация,
электромагнитные излучения, повышенное напряжение в электрических цепях,
движущиеся машины и механизмы. Пыль литейных цехов в основном мелкая (до 62-
87%) с размером пылинок до 2 мкм. Большая часть пыли составляет диоксид
кремния, входящий в формовочные и стержневые смеси. К газам и парам,
загрязняющим воздух литейных цехов, относят: акролеин, ацетон, ацетилен,
бензол, оксид азота и углерода, выделяющийся при плавке. Значительная
избыточная теплота выделяется технологическим оборудованием, примерно 14-
62% общего расхода теплоты на расплавление металла. Интенсивность теплового
потока на ряде рабочих мест достигает 0,5-11 кВт/м2. Значительная часть
оборудования литейных цехов является источником высокой звуковой мощности.
В кузнечно-прессовых цехах в воздухе имеют место масляные аэрозоли,
продукты сгорания смазки, сернистый газ, оксид углерода, сероводород и др.
Концентрация пыли в воздухе рабочей зоны достигает 3,9-138 мг/м3 около
прессов и молотов. В цех попадает до 10% количества вредных веществ от
сгорания топлива. Интенсивность теплового потока у нагревательных печей,
прессов и молотов составляет 1,4-2,1 кВт/м2. Амплитуда вибрации фундамента
молота составляет 0,56-1,2 мм. Опасность поражения током возникает у
нагревательных печей, потребляющих мощности 15-330 кВт при напряжении 50-80
В. У печей индукционного нагрева напряженность магнитного поля (8-10 А/м)
превышает допустимые величины. Большое количество движущихся механизмов,
перемещаемых материалов создают опасность травмирования работающих.
Характеристики опасных и вредных факторов при термической обработке
определяются используемым оборудованием, видом термической обработки,
применяемыми рабочими средами. Токсичными газами в термических цехах
являются оксид углерода, аммиак, диоксид серы, сероводород, бензол, цианид.
На ряде рабочих мест интенсивность теплового потока составляет 1,11-3,13
кВт/м2. В электротермическом оборудовании используется повышенное значение
напряжения. На высокочастотных установках имеет место повышенная
напряженность электрического и магнитного полей. Толкательные печи,
дробеструйные установки, газовые горелки создают высокий уровень шума.
Использование в термических цехах контролируемых атмосфер, печей-ванн,
масел для нагрева и охлаждения сопряжено со взрыво-пожароопасностью.
В гальванических цехах источниками опасности являются технологические
процессы подготовки поверхности, приготовления растворов и электролитов,
нанесение покрытий. Методы очистки поверхностей характеризуются повышенной
запыленностью, шумом и вибрацией. Используемые для приготовления растворов
щелочи, кислоты, соли при воздействии на организм могут вызвать отравление
или профзаболевание. Использование ручного виброинструмента для шлифования
поверхностей может быть причиной виброболезни. Работа на ультразвуковых
ваннах очистки сопряжена с воздействием на работающего звуковых и
ультразвуковых колебаний.
Сварочное оборудование является источником повышенной запыленности и
загазованности, ультрафиолетового и инфракрасного излучения,
электромагнитных полей, ионизирующих излучений, шума и ультразвука.
Сварочные аэрозоли содержат окислы различных металлов, а также токсичные
газы (оксиды углерода, озон, фтористый водород, оксиды азота и др.).
Сварочная дуга является источником инфракрасного и ультрафиолетового
излучения. Высокочастотная сварка сопровождается образованием
электромагнитных полей, а при работе электронно-лучевых установок возникают
ионизирующие излучения. К опасным факторам сварочных процессов следует
отнести электрический ток, искры и брызги расплавленного металла,
возможность взрыва баллонов.
Основными производственными опасностями при механообработке являются:
движущиеся части оборудования, перемещающиеся изделия, стружка, повышенное
напряжение электричества, а также запыленность и загазованность воздуха
рабочей зоны. При обработке хрупких материалов стружка разлетается на
расстояние 3-5 м. Обработка сплавов, содержащих свинец, сопровождается
образованием токсичной пыли. Нагревание полимерных материалов при обработке
вызывает образование вредных углеводородов. Аэрозоли СОЖ вызывают
раздражение верхних дыхательных путей.
Источниками производственных опасностей в сборочных цехах являются:
пневмоэлектрический инструмент, перемещающиеся изделия, движущиеся части
конвейера. Они являются причиной травматизма, высокого уровня шума.
Органические растворители, используемые для очистки сборочных единиц,
создают опасность отравления и возникновения пожара.
Многообразны производственные опасности при окрасочных работах;
токсичные лакокрасочные материалы, образование в рабочей зоне лакокрасочных
аэрозолей, выделение паров растворителей (ароматические и хлорированные
углеводороды). Особую опасность представляют собой пигменты, содержащие
свинец и его соединения. Ряд производственных опасностей обусловлены
эксплуатацией окрасочного оборудования: движущиеся механизмы,
передвигающиеся окрашиваемые изделия, шум, вибрация, ультразвук при
подготовке поверхностей изделий, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение
при работе сушильного оборудования, статическое электричество при
окрашивании в электростатическом поле, взрыво-пожароопасность ряда
процессов подготовки и окраски поверхностей.
Рост промышленного производства сопровождается непрерывным ростом
воздействия производственной среды на биосферу. Считается, что каждые 10-12
лет объем производства удваивается, соответственно также возрастает объем
выбросов в окружающую среду: газообразных, твердых и жидких, а также
энергетически. При этом имеет место загрязнение атмосферы, водного бассейна
и почвы.
Анализ состава загрязнений, выбрасываемых в атмосферу
машиностроительным предприятием, показывает, что, кроме основных
загрязнений (СО, SO2, NОn, СnНm, пыль), в выбросах содержатся токсичные
соединения, оказывающие значительное отрицательное воздействие на
окружающую среду. Концентрация вредных веществ в вентиляционных выбросах
невелика, но общее количество вредных веществ значительно. Выбросы
производятся с переменной периодичностью и интенсивностью, но ввиду
небольшой высоты выброса, рассредоточенности и плохой очистки они сильно
загрязняют воздух на территории предприятий. При малой ширине санитарно-
защитной зоны возникают трудности в обеспечении чистоты воздуха в жилых
зонах.
Существенный вклад в загрязнение атмосферы вносят энергетические
установки предприятия. Они выбрасывают в атмосферу СО2, СО, сажу,
углеводороды, SO2, SO3, PbO, золу и частицы несгоревшего твердого топлива.
На долю машиностроительных предприятий приходится около 10% общего
промышленного водопотребления. Машиностроительное предприятие сбрасывает
три вида сточных вод: производственные, бытовые и атмосферные. В
производственных сточных водах содержатся механические примеси
органического и минерального происхождения, в том числе гидроксиды
металлов, стойкие и Летучие нефтепродукты, эмульсии, токсичные соединения
органического и неорганического происхождения (ионы металлов, фенолы,
цианиды, сульфаты, сульфиды и др.). Бытовые сточные воды по составу и
концентрации загрязняющих веществ подобны городским сточным водам.
Атмосферные сточные воды образуются в результате смывания атмосферными
осадками загрязнений, имеющихся на территории предприятия (металлическая
стружка, пыль, сажа, нефтепродукты).
Твердые отходы в машиностроении образуются в процессе производства в
виде амортизационного лома, стружки и опилок, шлаков и золы, шламов,
осадков и пыли. На предприятиях машиностроения отходы составляют порядка
260 кг на тонну металла. Это отходы литейного производства, механической
обработки. Концентрация твердых

Новинки рефератов ::

Реферат: Буддизм (Контрольная) (Религия)


Реферат: Договір постачання (Гражданское право и процесс)


Реферат: Быт и верования древних славян (История)


Реферат: Гражданское общество и правовое государство (Политология)


Реферат: Технология переработки овощей (Сельское хозяйство)


Реферат: Основы предпринимательства: Ответственность предпринимателей (Предпринимательство)


Реферат: Киликийское Армянское Государство (XI-XIV века) (История)


Реферат: Бородинское сражение (История)


Реферат: Характеристика президентской и полупрезидентской республики (Государство и право)


Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. (История)


Реферат: Природные душистые вещества и современная химия (Химия)


Реферат: Город-государство Ватикан (География)


Реферат: Разработка технологического процесса изготовления печатной платы для широкодиапазонного генератора импульсов (Радиоэлектроника)


Реферат: Психологическая характеристика личности подростка (Психология)


Реферат: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения санаторно-курортных организаций (Аудит)


Реферат: Контрольная по аудиту (Бухгалтерский учет)


Реферат: Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет (Педагогика)


Реферат: Центральный Банк РФ: его функции и роль. Правовая основа деятельности ЦБ РФ (Банковское дело)


Реферат: Мотивация персонала (Менеджмент)


Реферат: Восточное направление внешней политики М.С. Горбачева (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист