GeoSELECT.ru



Аудит / Реферат: Учет производственных запасов (Аудит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Учет производственных запасов (Аудит)



Тема № 4. Учет производственных запасов.

План.
1. Производственные запасы и задачи их учета.
2. Классификация производственных запасов.
3. Оценка и принципы учета запасов.
4. Документирование и оперативный учет движения производственных запасов.
5. Бухгалтерский учет поставки производственных запасов и расчетов с
поставщиками.
6. Бухгалтерский учет движения производственных запасов.
7. Отражение в учете инвентаризации производственных запасов.

1. Производственные запасы и задачи их учета.
Вторым элементом материального производства является использование
предметов труда, из которых под влиянием живого труда и средств труда
создаются новые продукты — готовая продукция предприятия. Материалы,
используемые предприятием, являются носителями прошлого труда, вложенного
на предыдущих стадиях добычи и обработки. Одной из отличительных
особенностей промышленного потребления предметов труда является то, что они
сразу в одном производственном цикле входят в состав продукции и стоимость
их целиком включается в затраты на производство. При этом предметы труда
меняют свою натурально-вещественную форму. Предметы труда приобретаются у
поставщиков и оплачиваются из оборотных средств.
Таким образом, ежедневная потребность в предметах труда на
функционирующем предприятии позволяет зачислить их в состав материальных
оборотных средств предприятия и рассматривать как текущие активы.
В состав предметов труда входят:
- топливо;
- полуфабрикаты;
- сырье;
- материалы;
- энергия.
Их приобретение, хранение и использование имеют особенности.
Некоторые предметы труда не имеют вещественной формы и не могут храниться
на складе. Некоторые предметы, имеющие вещественную форму, не хранятся из
условий их поставки: магистральный газ, вода.
Те производственные запасы, которые подлежат хранению, должны быть
запасены в размере минимальных потребностей. То есть предприятие должно
стремиться работать «с колес».
Хранение предметов труда в виде запасов на складе сопряжено с
дополнительными затратами. Приобретение материалов в запас приводит к
иммобилизации оборотных средств.

Перед бухгалтерским учетом производственных запасов стоят следующие
задачи:
- контроль за сохранностью запасов на складах;
- контроль за состоянием складских запасов;
- документальное оформление всех операций по поступлению и расходу
производственных запасов;
- выбор обоснованной учетной политики в отношении метода оценки материалов;
- определение всех затрат, связанных с приобретением запасов;
- списание стоимости израсходованных материалов на затраты предприятия и в
себестоимость продукции.
Для обеспечения учета материалов на должном уровне должны соблюдаться
определенные условия:
- хранение материалов должно осуществляться в складских помещениях,
приспособленных к определенным их видам;
- прием и отпуск ценностей должны измеряться, для чего склады должны
обеспечиваться весоизмерительными приборами;
- с работниками складов необходимо заключать договоры о материальной
ответственности.

2. Классификация производственных запасов.
Все запасы предприятия можно разделить на три группы (рис. 1).



Рис. 1.

В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, они
могут подразделяться на группы:
- сырье и материалы;
- покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
- топливо;
- тара и тарные материалы;
- строительные материалы;
- материалы, переданные в переработку;
- запасные части;
- отходы.
Классификация производственных запасов осуществляется по многим
признакам. Есть общая классификация, отражающая единые признаки
группировки. Самый общий классификационный признак — по функциональной роли
материалов. Классификация по этому признаку приведена на рис. 1.
Сырье составляет основу продукта и является основой сельского
хозяйства (хлопок, шерсть, зерно и др.) и продукцией добывающих отраслей.
Материалы — это продукция перерабатывающих отраслей. Они делятся на
основные и вспомогательные.
Основные — являются составляющей готовой продукции, то есть их
использование предусмотрено технологией. Они занимают значительный удельный
вес в себестоимости.
Вспомогательные материалы не входят вещественно в состав продукции, а
способствуют процессу производства, обеспечивают обслуживание оборудования
или предают внешний вид продукции, не влияя при этом на технические
параметры.
Полуфабрикаты — материалы, прошедшие часть обработки или даже сборки,
они целиком входят в изготавливаемую продукцию, могут быть собственного
производства и покупными (чугун, шины).
Топливо — это своеобразный вид вспомогательных материалов, но
выполняющий специфическую функцию. То есть оно может быть:
- технологическим (участвующим в технологическом процессе);
- двигательным;
- хозяйственным.
Виды топлива: твердое, жидкое, газообразное.
Тара и тарные материалы предназначаются для упаковки готовой
продукции (мешки, ящики). Тара, используемая для измерения и хранения
ценностей в цехах, к этой группе не относятся и являются инвентарем.
Запасные части имеют особое назначение и используются для замены
отдельных частей оборудования в процессе ремонта.
Отходы своего производства — это остатки материалов, которые могут
быть использованы в производстве, в подсобных хозяйствах или реализованы на
сторону (обрезки, стружка, лоскут). Отходы учитываются по пониженным ценам
в том случае, если имеют потребительскую стоимость. Отходы, не имеющие
потребительской стоимости или не поддающиеся оценке, не являются объектом
бухгалтерского учета.
Классификация по функциональному признаку лежит в основе учетных
группировок.
В плане счетов на основании этой группировки построены субсчета по
счету 20 «Производственные запасы».
На крупных предприятиях информация по субсчетам детализируется по
группам материалов (черные и цветные металлы) и по номерам складов, где они
хранятся. Каждая группа, в свою очередь, состоит из определенных видов,
типов, размеров и марок. Каждая такая разновидность может иметь разную
натуральную единицу измерения и разную цену, поэтому каждой марке, типа,
размера материала присваивается номенклатурный номер по определенной
системе нумерации.
Осуществляющаяся таким образом классификация по субсчетам,
укрупненным группам, складам производится на предприятии в виде
определенной номенклатуры.
Этот систематизированный справочник сочетается, если возможно с
закрепленной оценкой, носящей название учетной цены. Такой справочник
называется «Номенклатура-ценник». Разделяется он с учетом конкретных
особенностей предприятия.
В соответствии с этой группировкой ведется сортовой учет
производственных запасов, то есть учет по каждому типоразмеру, сорту только
в натуральном или натурально-стоимостном выражении.
На любом предприятии существует особая форма МБП. К ним относятся:
- хозяйственный и производственный инвентарь;
- спецодежда, спецобувь, срок использования которых менее одного года.
По своей экономической природе они являются средствами труда, однако
в целях упрощения учета, они приравниваются к оборотным средствам и
составляют особую группу производственных запасов. Их учитывают по
однородным группам, которые шифруются в номенклатуре-ценнике также как
остальные виды производственных запасов.

3. Оценка и принципы учета запасов.
Основы оценки производственных запасов определены в П(С)БУ 9
«Запасы». Запасы признаются активами, то есть отражаются в балансе если:
- стоимость их может быть достоверно определена;
- если существует вероятность того, что предприятие в будущем получит
экономические выгоды от их использования.
Согласно П(С)БУ 9 выделяются два момента в оценке производственных
запасов:
- на дату составления баланса;
- оценка при выбытии запасов.
На дату составления баланса производственные запасы должны отражаться
по наименьшей из двух оценок:
- первоначальная стоимость (себестоимость заготовления);
- чистая стоимость реализации.
Отражение в балансе запасов по чистой стоимости реализации
используется в торговле, а на промышленных предприятиях запасы отражаются
по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость складывается по-разному в зависимости от
источника поступления запасов (приобретение за плату, взнос в уставной
капитал, результат собственного производства, обменные операции и
безвозмездное получение).
Первоначальная стоимость, приобретенных за плату производственных
запасов включает покупную стоимость ТЗР, комиссионные, уплаченные
посредникам, таможенные сборы и пошлины.
Если запасы приходуются как взнос в уставный капитал, в результате
обменных операций, или в связи с бесплатным получением, то первоначальная
стоимость таких запасов устанавливается на уровне справедливой стоимости.
Справедливая стоимость — это согласованная стоимость, которая признана
заинтересованными осведомленными и независимыми сторонами, участвующими в
этой сделке.
Текущая оценка или оценка по учетным ценам используется для
ежедневного отражения движения материалов. Она используется при таксировке
количественных данных в первичных документах по движению материалов.
Таким образом, текущая оценка необходима для денежного выражения
движения материалов в течение месяца. Согласно П(С)БУ 9 оценка материалов
при их выбытии (отпуск в производство, продажа, бесплатная передача) может
осуществляться по одному из следующих методов:
- метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
- метод средневзвешенной себестоимости;
- метод FIFO;
- метод LIFO;
- метод нормативных расходов.
Первый метод применяется при отпуске запасов, предназначенных для
выполнения специальных заказов и проектов. Он используется в отношении тех
материалов, которые могут быть заменены другими. Этот метод применяется в
отношении запасных частей и комплектующих изделий.
Метод средневзвешенной себестоимости. При этом методе оценка
производится по каждой единице запасов путем деления себестоимости полного
объема запасов в суммарном выражении с учетом сальдо начального на общее
количество запасов и поступивших за месяц.
Метод FIFO базируется на предположении, что запасы используются в той
последовательности, в которой они поступают на предприятие, это значит, что
запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости
первых по времени поступления запасов. То есть по принципу «первым пришел,
первым ушел».
Метод LIFO является противоположным методу FIFO. Он базируется в
последовательности обратной их поступлению на предприятие. Это значит, что
запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости
последних по времени поступления запасов, т.е. действует принцип «последним
пришел, первым ушел».
Метод нормативных расходов базируется на применении норм расходов
материалов на единицу продукции. Он удобен в машиностроении, мебельной,
швейной, кожевенной, пищевой промышленности при массовом и серийном
производстве разнообразной и сложной продукции, с большим количеством
деталей и узлов. Условием применения этого метода является постоянно
пересматриваемые технологическим и плановым отделом нормы расхода и
разработка нормативных калькуляций.
В отношении первого и последнего метода оценки существуют строгие
ограничения. Выбор удобного метода оценки, который будет записан в учетную
политику предприятий, может быть сделан из 2, 3, 4 метода.
Оценка материалов по средневзвешенной себестоимости является
традиционной для отечественной учетной практики, т.е. он удобен и привычен.
Метод FIFO отличается простотой, однако может привести к
неоправданному завышению прибыли, если это повлияет на величину
налогооблагаемой прибыли, то данный фактор, многими предприятиями
рассматривается как препятствие в применении метода FIFO.
На тех предприятиях, где используется скоропортящееся сыре и
материалы, применение данного метода оправдано. Многие предприятия в
условиях инфляции этот метод не используют.
Метод LIFO позволяет наиболее достоверно определять прибыль, исходя
из реальных экономических условий функционирования предприятия. То есть
этот метод удобен в условиях инфляции.
Использование методов FIFO и LIFO требует организации партийного
учета производственных запасов. Для большинства предприятий это сложно.
Все предложенные П(С)БУ методики оценки исходят из того, что оценка
базируется на всех издержках, понесенных в тот или иной период времени,
т.е. на прошлых издержках.
Оценка по фактическим издержкам, определяемым по прошлым затратам в
условиях рынка может не соответствовать реальной сегодняшней стоимости не
только остатков, но и израсходованных материалов. Особенно это может
проявляться в условиях инфляции, но не менее важно, когда происходит
снижение стоимости запасов из-за их старения.
МСБУ предусматривают оценку по ценам, которые были бы не ниже
рыночной стоимости. Для установления таких цен нужны специальные расчеты.
Эти расчеты помогают закрепить стандартную учетную цену, для текущего
отражения движения материальных ценностей не должна быть выше их рыночной
стоимости. В этом проявляется действие принципа осторожности.

4. Документирование и оперативный учет движения производственных запасов.
Материалы хранятся на складе под ответственностью кладовщика, с
которым заключен договор о полной материальной ответственности.
Приобретение материалов у поставщиков осуществляется на основе
заключенных договоров.
Выполнение договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту
учитывается службой МТС (материально-технического снабжения). Поставщик
отпуск или отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных
документов (товаротранспортные накладные).
На складе покупателя кладовщик проверяет, взвешивает и пересчитывает
принимаемые ценности. На фактическое количество поступивших материалов
кладовщик составляет приходный ордер (однострочный, многострочный).
При недостаче материала составляется приемный акт. Для составления
акта создается комиссия. В ее состав должен входить представитель
поставщика, транспортные организации или третьей незаинтересованной стороны
(исполкома).
В том случае, если обнаружена недостача по вине поставщика или
транспортной организации, этот акт является основанием для предъявления
претензии.
Прием ценностей кладовщиком может осуществляться у экспедитора
(работника данного предприятия) или у представителя поставщика.
Предварительно экспедитору выписывается доверенность, по которой он
получает грузы на складе поставщика или от транспортной организации.
Принятые по приходным ордерам или актам материалы, кладовщик отражает
в карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром
аналитического учета производственных запасов. Для каждого отдельного вида,
марки, типоразмера материала заводится отдельная карточка.
Карточка выписывается бухгалтером материального отдела и передается
на склад кладовщиком. Записи в карточку делаются на основании первичных
документов. По поступившим ценностям, их количество отражается в графе
приход и тут же по этой строке выводится сальдо.
Материалы, хранящиеся на складе, постоянно отпускается на
производственные и прочие нужды предприятия. Каждая операция отпуска
обязательно фиксируется в первичном документе.
Существует два основных вида расходных документов: требование,
лимитно-заборная карта.
Требование используется для оформления разового отпуска материалов,
чаще всего — вспомогательных материалов, а также запасных частей.
Требования могут быть однострочными и многострочными.
Требования выписываются цехом в двух экземплярах. Затем они
проверяются в отделе снабжения, с целью уточнения номенклатурного номера.
При отпуске кладовщик в двух экземплярах требования отражает
фактически отпущенное количество товара. Один экземпляр требования остается
у кладовщика, а другой — у представителя цеха.
Лимитно-заборную карту используют для многократного отпуска одного и
того же материала в течение месяца. Она выписывается плановым отделом до
начала месяца в двух экземплярах для цеха и склада. Исходя из
производственной программы, в ней определен месячный лимит отпуска или
забора материалов. Каждая операция отпуска фиксируется в двух экземплярах
карты и тут же отмечается остаток лимита. Удобство лимитно-заборных карт в
том, что сокращается количество выписываемых расходных документов и
контролируется фактический отпуск материалов.
Если при отпуске материалов возникают разного рода отклонения (замена
одного материала другим, сверхлимитный отпуск для ликвидации аварий), то
выписывается «сигнальное» требование с визой главного инженера.
Отпуск материалов на сторону в порядке реализации отражается в
накладных, которые выписываются отделом сбыта. Накладная выписывается в
трех, четырех или пяти экземплярах, два из которых остаются на данном
предприятии: один у кладовщика, а второй на проходной.
Карточка складского учета является регистром аналитического учета
материалов, она может вестись кладовщиком только в количественном или
количественно-суммовом выражении.
Из карточек составляется картотека, которая находится на складе у
кладовщика.
Ежедневно или раз в пять дней кладовщик сдает в бухгалтерию для
проверки все первичные документы, которые оправдывают его действия с
материалами.
Документы передаются в бухгалтерию при реестре.
В конце месяца кладовщик заполняет сальдовую ведомость, в нее
заносятся по каждому виду, типоразмеру материалов (то есть по каждому
номенклатурному номеру) количественные остатки из карточек складского
учета.
Сальдовая ведомость заводится на год и заполняется один раз в месяц.
Если на складе ведется учет в количественно-стоимостном выражении, то
вместо сальдовой ведомости кладовщик заполняет оборотную ведомость.
Сальдовая ведомость передается бухгалтеру материального отдела для
контроля.

5. Бухгалтерский учет поступления производственных запасов и расчетов с
поставщиками
Потребность в материальных ресурсах определяется плановым отделом
предприятия, исходя из производственной программы.
Их приобретают:
- непосредственно у поставщика;
- в порядке биржевой очереди;
- за счет централизованных поставок (госзаказ).
Отношения с поставщиками регулируются договорами. При исполнении
договорных условий поставщик выписывает на отгруженные ценности товарные и
платежные документы (счета-фактуры, платежные требования).
Эти документы поступают в отдел снабжения покупателя, где они
проверяются, регистрируются и акцептуются.
После регистрации им присваивается внутренний номер, и они передаются
в бухгалтерию для оплаты.
Квитанции и товарно-транспортные накладные, поступившие от
поставщика, передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.
После оприходования груза на склад в бухгалтерию для оплаты.
Квитанции и товаротранспортные накладные, поступившие от поставщика,
передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.
После оприходования груза на склад в бухгалтерию поступает приходный
ордер или акт.
В бухгалтерии учет расчетов с поставщиками ведется на пассивном счете
63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту этого счета
отражается долг поставщикам, а по дебету — его уменьшение в связи с
оплатой.
Кредитовое сальдо по сч. 63 означает задолженность поставщику по
неоплаченным счетам.
Если материальные ценности были оприходованы под ответственность
кладовщика до того, как поступили сопроводительные документы, то такие
материальные ценности называются неотфактурированными поставками.
Для учета расчетов с поставщиками по сч. 63 предназначен регистр, в
котором совмещен аналитический и синтетический учет — это журнал-ордер № 3
(раньше — № 6).
По каждой аналитической позиции приводятся данные по каждому счету
поставщика и документу, подтверждающему оприходование ценностей,
поступивших от него.
Открывается журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с
поставщиками с прошлого месяца. Это незавершенные расчеты по акцептованным
счетам и неотфактурированные поставки.
Во втором разделе журнала-ордера отражаются данные по счетам-
фактурам по ценностям, поступившим в отчетном месяце.
По каждому счету поставщика отражается его номер, название
поставщика, учетная стоимость поступивших ценностей, сумма к оплате,
расписанная по позициям:
- за товар;
- НДС;
- за тару;
- ТЗР;
и т. д.
В конце строки отражаются отметки об оплате (№ корсчета, дата выписки
банка, перечисленная сумма).
При расчетах с поставщиками могут быть выявлены недостачи или излишки
фактически поступившего количества по сравнению с данными поставщика.
Излишки расцениваются по договорным или учетным ценам, приходуются и
отражаются как неотфактурированная поставка. Отдел снабжения извещает
поставщика.
Если при приемке обнаружена недостача по вине поставщика, то на
основании акта поставщику предъявляется претензия.
Претензионное письмо составляет юрист, и он рассчитывает сумму
претензии. Суммы претензий и неотфактурированных поставок отражаются в
обособленных графах журнала-ордера.
Таким образом, для учета расчетов с поставщиками предназначен
комбинированный реестр, в котором синтетический учет совмещен с
аналитическим. Поступившие ценности показываются в разрезе синтетических
счетов и субсчетов, при этом используются два вида оценки:
1) Цены поставщика.
2) Учетная (текущая) цена.
Все корректировочные записи в журнале-ордере делаются в конце месяца.
Итоговые показатели журнала-ордера являются показателями
синтетического учета по расчетам с поставщиками за поступившие от них
ценности.
Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» действует
порядок, при котором бюджет обязан возместить покупателю часть
дополнительно уплаченной суммы за приобретенные материалы. НДС уплачивается
по ставке 20 %.
Поставщик в счете-фактуре указывает сумму к оплате с учетом НДС, и
при этом выписывает налоговую накладную, где эта сумма еще раз дублируется.
Расчеты с бюджетом по НДС ведутся на пассивном счете 64. Суммы,
подлежащие возмещению предприятиям из бюджета, отражаются по дебету сч. 64.
Итоговые суммы журнала-ордера № 6 отражаются в учете следующими
проводками.
1) Оприходованы на склад поступившие от поставщиков:
|, |Дт 201 Кт 63 ( счета без НДС |
| |Дт 64 Кт 63 НДС |
|топливо: |Дт 203 Кт 63 ( счета без НДС |
| |Дт 64 Кт 63 НДС |
|запчасти: |Дт 207 Кт 63( счета без НДС |
| |Дт 64 Кт 63 НДС |
|тара: |Дт 204 Кт 63 (НДС не накручивается) |


Если поставщик в счет-фактуру включил согласно договору ТЗР, то они
учитываются на сч. 20, но либо на отдельном аналитическом счете, либо на
том же, где учтены ценности, поступившие от него.
2) Отражена сумма ТЗР, включенная в счет-фактуру поставщика:
Дт 20/ТЗР Кт 63
Дт 64 Кт 63
При приобретении электроэнергии, магистрального газа, воды, не
подлежащих хранению, в учете их оприходование по инвентарным счетам не
отражается.
По этим ценностям их приобретение и расходование отражается
одновременно.
3) Акцептован счет энергосбыта за энергию потребленную:
|на технологические цели: |Дт 23 Кт 63 ( счета без НДС |
| |Дт 64 Кт 63 НДС |
|на освещение цехов: |Дт 91 Кт 63 ( счета без НДС |
| |Дт 64 Кт 63 НДС |
|для нужд общезаводских |Дт 92 Кт 63( счета без НДС |
|служб: | |
| |Дт 64 Кт 63 НДС |


При заготовлении производственных запасов у предприятия возникают
расходы по оплате услуг транспортных организаций, кроме тех, которые
включены в счет поставщика.
Расчеты с такими организациями ведутся на счете 685.
4) Акцептован счет автобазы за оказанные транспортные услуги по перевозке
сырья, материалов, топлива, запчастей и т. д.:
Дт 20 Кт 372 ( счета без НДС
Дт 64 Кт 372 НДС
Обнаруженные при приемке излишки отражаются проводкой:
Дт 20 Кт 63
Суммы недостач по вине поставщика, в том случае, если ему выставлена
претензия, отражаются проводкой:
Дт 374 Кт 63

6. Бухгалтерский учет движения производственных запасов
Первичные документы по движению материалов поступают в бухгалтерию со
склада и из цехов. Здесь они группируются по складам, по синтетическим
счетам, субсчетам и шифрам затрат.
Итоги группировки первичных документов по приходу отражаются в
ведомости прихода материалов. Аналогично, по расходным документам
составляется ведомость расхода.
Итоги этих ведомостей являются основанием для обобщения данных о
движении материалов в сводной оборотной ведомости № 10 «Движение
материальных ценностей в денежном выражении».
Ведомость состоит из трех разделов. В ней формируются показатели о
движении материалов в стоимостном выражении в разрезе отдельных групп,
субсчетов и счетов.
В разделе 1 приводятся данные о движении материалов по складам без
разбивки по счетам и группам.
В разделе 2 приводятся показатели по поступившим материальным
ценностям в разрезе групп, счетов и субсчетов. Показатели этого раздела
приводятся в учетных ценах и по фактической себестоимости заготовления (т.
е. по первоначальной стоимости), т. е. здесь показываются суммы ТЗР.
В разделе 3 показывается расход материалов, их остатки на складах в
разрезе групп, счетов субсчетов в 2-х оценках:
1) По учетным ценам (FIFO, LIFO, средневзвешенной и т. д.).
2) По фактической себестоимости, т. е. с учетом доли ТЗР.
Показатели ведомости № 10 в отношении учетной стоимости оставшихся на
конец месяца материальных ценностей по складам сверяются с
протаксированными остатками сальдовой ведомости. Так контролируется
соответствие данных складского и бухгалтерского учета.
Параллельно бухгалтер осуществляет группировку расходных документов
по направлениям затрат (производство изделий «А», «Б», «В»;
административные нужды; сбытовые нужды; исправление брака; социальные
нужды; ликвидация последствий чрезвычайных событий и т. д.).
Распределение стоимости израсходованных материалов по учетным ценам
по синтетическим счетам и субсчетам производится в разработочной таблице №
1. Здесь же показывается распределение суммы ТЗР.
Показатели разработочной таблицы № 1 являются основанием для
составления проводок по списанию материалов и ТЗР.
Эти проводки при журнально-ордерной форме учета отражаются в журналах-
ордерах 5 и 5а (ранее — 10 и 10/1).
Все операции по расходования производственных запасов и их списанию в
связи с реализацией, безвозмездной передачей и утерей отражаются на крупных
предприятиях на счетах класса 9. Исключением является расход материалов на
технологические цели основного и вспомогательного производства; в этом
случае используются счета 23, 24.
1) Отпущены материалы (сырье, топливо) на технологические цели основного и
вспомогательного производства (Дт. 23 Кт 20).
2) Отпущены материалы на исправление забракованной продукции (Дт 24 Кт 20).
3) Отпущены вспомогательные материалы (топливо, запчасти, тара) на
общецеховые нужды (Дт 91 Кт 20).
4) Отпущены материальные ценности для нужд общезаводских подразделений (Дт
92 Кт 20).
5) Отпущены тара и тарные материалы для затаривания готовой продукции на
складе (Дт. 93 Кт 20).
6) Отпущены материалы на социальные нужды предприятия (Дт 94 Кт 20).
7) По накладным списаны отпущенные материалы в связи с их реализацией на
сторону (Дт 90 Кт 20).
8) Отпущены материалы для работ по ликвидации последствий стихийных
бедствий (Дт 99, Кт 20).
9) Отпущены материалы на работы по освоению новых видов продукции (Дт 39 Кт
20).
ТЗР, учтенные на обособленном аналитическом счете по счету 20
списываются пропорционально стоимости отпущенных материалов по учетным
ценам. Для обеспечения пропорциональности рассчитывается процент ТЗР:
[pic]
При помощи найденного процента определяется сумма ТЗР:
[pic]
Найденные таким образом суммы ТЗР списываются проводками, исходя из
проводок, составленных по израсходованным материалам:
Дт 23, 24, 39, 90, 91, 92, 93, 94, 99 Кт 20/ТЗР
Таким образом, в результате по дебету счетов затрат в два этапа
отражается учетная стоимость израсходованных материалов и соответствующая
доля ТЗР, т. е. израсходованные материалы показываются по фактической
себестоимости.
Эти расчеты производятся в ведомости № 10.
Движение МБП отражается точно так же, как и материалов, но по счету
22.
Схема документооборота по учету производственных запасов
7. Отражение в учете инвентаризации производственных запасов
Уточнение фактического наличия материалов и других видов производится
методом сплошной или выборочной инвентаризации.
Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, создаваемая по
приказу руководителя или контролирующих организаций, имеющих на это право.
Инвентаризация проводится по следующим причинам:
1) При смене материально-ответственных лиц.
2) При передаче имущества в аренду или при приватизации предприятия.
3) В случае пожара или стихийных бедствий.
4) По требованиям контролирующих организаций.
5) При установлении фактов хищений и злоупотреблений.
6) Плановая ежегодная инвентаризация.
До начала инвентаризации в карточках складского учета должны быть
выведены количественные остатки. Все первичные документы должны быть
переданы в бухгалтерию и обработаны. Факт сдачи всех документов
подтверждается распиской.
Инвентаризационные описи составляются по результатам фактического
пересчета. Их данные сверяются с учетными данными, подготовленными
бухгалтером. По тем позициям, по которым обнаружены расхождения,
составляется сличительная ведомость. В ней отражается по каждой позиции
недостача или излишек.
По результатам сличительной ведомости проводится взаимный зачет
излишков и недостач, являющихся результатом пересортицы.
После отражения пересортицы подсчитывается недостача или излишек.
Излишки должны быть оприходованы как доход предприятия, а недостачи
рассматриваются комиссией с целью определения их причин:
1) Естественная убыль при хранении на складе.
2) Порча при хранении сверх норм естественной убыли.
3) Недостача.
Решение комиссии по поводу излишков и недостач, а также их причин
фиксируется в протоколе заседания инвентаризационной комиссии и в акте по
результатам инвентаризации. К акту прикладывается объяснительная записка
материально-ответственного лица.
Правила проведения инвентаризации регламентированы Основными
положениями по инвентаризации. Порядок отражения в учете результатов
инвентаризации регламентирован Стандартом 9, 15, 16 и Инструкцией по
применению Плана счетов.
Порядок расчета величины ущерба от порчи и хищений регламентирован
Постановлением КМУ о 22.01.96 № 116 «Порядок определения размера убытков от
хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей».
Выявленные излишки приходуются; недостачи в пределах норм
естественной убыли списываются на расходы предприятия, а похищенные
ценности должны быть возмещены по сумме ущерба.
Согласно Порядку № 116 размер убытков от хищения, недостачи, порчи
материальных ценностей определяется по балансовой стоимости, но не ниже 50
% их балансовой стоимости.
Размер ущерба определяется по формуле:
[pic], где
|Бст — |балансовая стоимость похищенного или уничтоженного объекта на момент |
| |установления факта недостачи; |
|А — |сумма амортизационных отчислений, начисленных по объекту до момента |
| |обнаружения недостачи; |
|Iинф —|общий индекс инфляции, рассчитанный Министерством статистики; |
|НДС — |сумма НДС, рассчитанного в размере 20 % от всего предыдущего выражения; |
|АС — |акцизный сбор исходя из установленных ставок на подакцизные материальные |
| |ценности; |
|К — |коэффициент увеличения. Условия его применения определены спецпунктами |
| |порядка 116. |


Размер ущерба отражается в БУ в том случае, если недостача превышает
норму естественной убыли.
если недостача сверх норм естественной убыли произошла по вине
неустановленных лиц или суд отказал во взыскании с материально-
ответственных лиц, то такая недостача по истечению установленного срока
списывается по решению судебных органов на финансовые результаты
деятельности предприятия.
В том случае, если установлено виновное лицо, то сумма недостачи в
размере ущерба отражается как дебиторская задолженность виновного лица. Оно
обязано погасить недостачу одноразово или путем регулярных возмещений в
кассу предприятия или путем удержания из зарплаты виновника. Если виновное
лицо не дает письменного согласия на удержание, то администрация должна
обратиться в судебные органы.
Для обращения администрации в суд по вопросам возмещения ущерба
установлены следующие сроки:
1) За ущерб, причиненный при выполнении служебных обязанностей — 1 месяц со
дня выявления ущерба.
2) Во всех других случаях — 1 год.
Днем выявления ущерба является дата акта инвентаризационной комиссии.
В бухгалтерском учете для отражения результатов инвентаризации, в том
случае, если ими являются недостачи, предусмотрены специальные счета: 375
«Расчеты по возмещению материального ущерба» и 947 «Недостачи и потери от
порчи ценностей».
В забалансовом учете в течение законодательно определенного срока
отражаются суммы невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей. Для
этой цели служит забалансовый счет 072.
Сумма ущерба, по которому определено виновное лицо, и вина им
признана, рассматривается как доход предприятия и отражается на счетах
класса 7.
Однако не вся сумма ущерба будет реальным доходом предприятия.
Согласно методу начисления, доход и обязательства признаются не в момент
движения денежных средств, а в момент определения суммы. По этому
рассчитанный размер ущерба сразу будет расписан проводками в зависимости от
того, чьим доходом является каждая составляющая его суммы.
Система бухгалтерских записей по учету результатов инвентаризации
1) Оприходованы материалы, топливо, обнаруженные в ходе инвентаризации (Дт
20 Кт 719).
2) В результате инвентаризации обнаружена недостача материалов по учетным
ценам (Дт 947 Кт 20) — 100, в т. ч. 20 — в пределах норм, и 80 — сверх
норм.
3) Учтена на забалансовом счете сумма недостачи по учетным ценам,
подлежащая возмещению (Дт 072) — 80.
4) Отражена сумма, подлежащая возмещению виновным лицом, в том случае, если
оно установлено (Дт 375 Кт 746) ( = (80 ( 1,15 + 18,4 + 0) ( 2 = 220,8.
5) Уменьшается сумма начисленного дохода на величину налогового
обязательства по НДС (Дт 746 Кт 641) — 36,8.
6) Подлежит перечислению в бюджет сумма разницы между суммой возмещения,
проиндексированной учетной стоимостью недостачи и уже отраженной суммы
НДС (Дт 746 Кт 642) – 92,0.
7) Оприходованы в кассу суммы, поступившие от виновника (Дт 301 Кт 375) —
220,8
8) Перечислены суммы в бюджет (Дт 641 Кт 311 36,8; Дт 642 Кт 311 92,0).
9) Списана с забалансового счета сумма недостачи (Кт 072) — 80.
10) Списаны расходы, возникшие в результате инвентаризации на финансовые
результаты (Дт 793 Кт 947) — 100,0
11) Списаны доходы, возникшие в результате возмещения недостач (Дт 746 Кт
793) — 92,0.
12) Определен финансовый результат от отражения в учете недостачи по
результатам инвентаризации (Дт 442 Кт 793) — 8,0.
13) Списаны доходы в сумме оприходованных излишков (Дт 719 Кт 793) — 20,0.
14) Списан на прибыль финансовый результат от оприходования излишков (Дт
793 Кт 441) — 20,0.
В том случае, если виновное лицо не обнаружено или судебными органами
отказано в возмещении, 375 счет не открывается, т. к. он может вестись
только в разрезе фамилий конкретных виновников. В этом случае сумма
недостачи по учетным ценам, учтенная на счете 947, будет списана на счет
79.

Учет переоценки производственных запасов
Переоценка производственных запасов производится по решению
руководства предприятия с целью приведения оценки к реальной стоимости в
сегодняшних рыночных условиях, т. е. к справедливой стоимости.
Переоценка в сторону увеличения производится в основном в результате
действия инфляционных процессов в экономике.
Уценка производится в связи с потерей части стоимости из-за старения
запасов, изменения конъюнктуры рынка, в связи с потерей потребительских
свойств из-за чрезвычайных обстоятельств и производственных аварий.
Переоценка проводится по приказу руководителя предприятия, и для
выполнения этого процесса создается комиссия.
Обязательным этапом является инвентаризация. Проводится она по
стандартным правилам, но пересчету подвергаются лишь ценности, отраженные в
приказе директора. Заканчивается инвентаризация составлением акта.
После того, как учетные данные приведены в соответствие с фактическим
наличием ценностей, в акте переоценки производится расчет новой стоимости и
суммы уценки или дооценки.
К акту переоценки прилагается ведомость переоценки, куда заносят все
позиции, в разрезе номенклатурных номеров переоцениваемых запасов.
В приказе директора должен быть указан источник финансирования
переоценки.
Если переоценка производится по решению правительства, то в Указе
Президента или других нормативных актах источником финансирования
определяются: средства бюджета, уставный капитал предприятия, собственные
средства предприятия.
Переоценка, проводимая по решению руководства предприятия,
финансируется за счет собственных средств предприятия:
- финансовые результаты текущего периода;
- финансовые результаты предыдущих периодов;
- средства целевого финансирования;
- остатки фондов экономического стимулирования.
Уценка на тех предприятиях, где переоценка проведена по решению
администрации, признается расходами предприятия, а дооценка признается
доходом предприятия.
Доходы и расходы, возникающие в результате переоценки, признаются в
том периоде, который соответствует дате акта.
В учете отражается не стоимость по новым ценам, а лишь разницы между
новой и старой стоимостью, т. е. суммы уценки или дооценки.
Если дооцениваются производственные запасы, появившиеся в результате
взноса в уставный капитал, то увеличивается дополнительный капитал, что
отражается на счете 42.
Система бухгалтерских записей по учету переоценки
1) Отражена дооценка производственных запасов:
- относимая на увеличение дополнительного капитала (Дт 20 (22) Кт 423);
- относимая на финансовые результаты (Дт 20, 22 Кт 745).
2) Уценка отражена в составе расходов предприятия (Дт 946 Кт 20, 22).

-----------------------

Запасы



Готовая продукция


Производственные запасы


НЗП


Главная
книга

Лимитно-заборная карта

Требование

Накладная на отпуск

Вид
расхода

Вид прихода

жо №5, 5а

Разраб. табл. № 1 Распределение материалов по счетам

Ведомость № 10

Сальдовая ведомость

Карточка складского учета

Приходный акт

Приходный ордер

жо №3
по сч 63

Сопроводительные документы поставщика






Реферат на тему: Учет прямых материальных затрат
КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Бухгалтерский финансовый учет


_________________________________________________________________________

На тему Учет прямых материальных затрат в
составе себестоимости продукции



СОДЕРЖАНИЕ:

Введение
1. Организационно – экономическая характеристика хозяйствующего субъекта 5
2. Значение и задачи учета материальных затрат
2.1.
2.2.
3. Организация документооборота по движению материалов и учета расходования
их в производстве
4.. Совершенствование учета материальных затрат эффективного управления ими

Заключение
Список использованной литературы
Приложение:

Введение

Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием.
Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как
усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к
рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью,
должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых
изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на
финансовые результаты, а также на величину затрат.
При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает
необходимость совершенствования и создания четкой системы учета и контроля
затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках
управленческого учета.
Существующая в рамках централизованно управляемой экономики, система
бухгалтерского учета затрат на производство своей основной целью ставила
задачу получения точной и подробной информации обо всех фактически
понесенных в процессе производства затрат и калькулирования полной
фактической себестоимости выпускаемой продукции, производимых работ и
услуг. Эта информация использовалась для централизованного ценообразования
и контроля установленных сверху плановых заданий. И хотя в рамках системы
обработки информации о себестоимости имелась возможность получения
информации о затратах с достаточно большой степенью оперативности и
аналитичности, большая ее часть не востребовалось, так как не было
глобального стимула для снижения затрат на производство и внедрения новых
методов управления формированием себестоимости.
Рынок координально изменяет подходы к построению системы управления
себестоимостью. Только достоверная и оперативная информация о всех
производственно-хозяйственных процессах позволит предприятию определить
степень риска, связанную с резким изменением спроса на выпускаемую
продукцию, определить конкурентоспособную цену выпускаемых изделий,
провести оперативный анализ безубыточности предприятия, обосновать
альтернативные решения для успешного проведения финансовой и инвестиционной
политики с учетом потенциальных и социальных выгод.
В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль. Прибыль
предприятия обусловлена ею доходами и расходами, причем в условиях рыночной
доходы в значительной степени зависят от конъюнктуры, а расходы- в
существенно большей степени от работы самого предприятия, деятельности его
администрации и усилий трудового коллектива. Поэтому учет затрат и
калькуляция себестоимости готовой продукции, а также аналитические методы
нахождения оптимальных управленческих решений выдвигаются в центр внимания
теоретиков и практиков учета.


Сегодня существуют, на наш взгляд, две проблемы учета затрат:
Первая - заключается в переориентации отечественной теории и
накопленной в этой области практического опыта на решения новых задач,
стоящих перед системой управления в условиях развития рыночных отношений в
России.
Вторая, не менее важная проблема- изучение зарубежного опыта
организации управленческого учета, создания новых нетрадиционных систем
получения информации об издержках производства отечественных предприятий,
применение современных подходов к калькулированию себестоимости продукции,
определению финансовых результатов, а также использование этой информации
для контроля, анализа, прогнозирования и регулирования производственной
деятельности.
Адаптация отечественного учета к потребностям рыночной экономики-
длительный и сложный процесс, заимствуя из него все полезное для нас,
необходимо беречь и сохранить традиции российского бухгалтерского учета,
развивать и использовать в практике работы предприятий те разработки и
начинания, которые не смогли получить своего развития и распространения в
условиях централизованной экономики.
Объектом исследования для написания дипломной работы послужило
открытое акционерное общество «Масложиркомбинат «Армавирский».
В ПЕРВОМ ВОПРОСЕ РАБОТЫ ДАНА КРАТКАя ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИчЕСКАя
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИяТИя, ОЦЕНКА ПОСТАНОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ УчЕТА НА
ПРЕДПРИяТИИ.
ВО ВТОРОМ ВОПРОСЕ ПОКАЗЫВАЕТСя ЗНАчЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСАХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТАХ ДЛя УПРАВЛЕНИя ИМИ,
РАСКРЫВАЮТСя ЗАДАчИ УПРАВЛЕНчЕСКОГО УчЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ КАК ОСНОВНОГО
ЭКОНОМИчЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА.
В третьем вопросе излагаются способы оценки материальных затрат для
включения их в себестоимость, раскрывается их сущность.
В четвертом вопросе излагается порядок составления первичных
документов на отпуск материалов и других аналогичных ценностей в
производство, порядок списания их на счета затрат.
В пятом вопросе рассматриваются направления управленческого процесса
в эффективности деятельности, новые системы учета затрат, их содержание и
возможность использования.



1. Организационно-экономическая характеристика
ОАО МЖК «Армавирский»

1.1. Организационно-правовая характеристика

ОАО «Масложиркомбинат «Армавирский» является крупнейшим предприятием
России по переработке семян подсолнечника и косточек фруктовых плодов.
Комбинат основан в 1894 году.
Комбинат преобразован из государственного предприятия в открытое
акционерное общество и действует на основании Устава, утвержденного
решением Общего собрания акционеров, в соответствии с Указом Президента РФ
№721 от 01.07.92г. «Об организационных мерах по преобразованию
государственных предприятий в акционерные общества». Общество осуществляет
свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и
Уставом.
Юридической базой функционирования предприятия является Гражданский
Кодекс РФ, Федеральный Закон РФ №208 – ФЗ от 26.12.95г. «Об акционерных
обществах».
ОАО МЖК «Армавирский» является юридическим лицом и создано без
ограничения срока деятельности, имеет в собственности имущество,
учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать
и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество осуществляет свою деятельность на коммерческой основе в целях
получения прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
- промышленная деятельность,
- торговая деятельность,
- посредническая деятельность,
- закупочная и сбытовая деятельность,
- строительство и эксплуатация пищевых предприятий.
Производство предприятия состоит из основных цехов:
маслоэкстракционного, сырьевого, майонезно - рафинационного и
косточкового, вспомогательных и обслуживающих производств и участков.
Производственная структура ОАО МЖК «Армавирский» представлена на рисунке
1.1. Тип построения производственной структуры предприятия – предметный.



Производственная деятельность комбината направлена на переработку
различных видов масличного сырья (семян подсолнечника), получение
растительных масел, майонеза и попутной продукции – шрота.
Выпускаемая продукция – масло подсолнечное прессовое нерафинированное,
рафинированное, дезодорированное, фасованное, шрот подсолнечный, майонез,
масла косточковых культур, крошки косточковой.
Предприятие по технологическим условиям относится к предприятиям с
непрерывным процессом производства. На сегодняшний день на комбинате
сложилась обстановка, при которой из-за отсутствия собственных оборотных
средств, отсутствия льготных кредитов на покупку масличного сырья,
предприятие перерабатывает семена на давальческой основе, в связи с чем
производство стало носить сезонный характер.
Основными поставщиками маслосемян являются хозяйства Краснодарского
края (Новокубанский, Отрадненский, Гулькевичский, Успенский, Белоглинский,
Курганинский, Павловский, Тихорецкий районы). До 50% семян подсолнечника
поставляется из соседних регионов Ростовской области, Ставропольского
края, Калмыкии.
Потребителями продукции комбината являются не только жители города
Армавира и Краснодарского края, но и практически в любом городе России
продукция комбината пользуется спросом.
Наиболее крупные потребители масла подсолнечного – «Жировой комбинат»
г. Екатеринбурга, Троицкий жировой комбинат, Иркутский масложиркомбинат,
ООО «Конфин» г. Москва и другие, шрота подсолнечного – птицефабрика края:
ТОО «Армавирское», птицефабрика «Динская», «Белореченская», «Ейская»,
«Тбилисская» и другие
В условиях рыночной экономики важнейшим фактором нормативного
функционирования производства является, как уже было сказано выше –
управленческая деятельность, которая обеспечивается информацией,
удовлетворяющим требованиям менеджеров и ее подчиненностью потребностям
организационной структуры предприятия. Организационные структуры
управления отличаются большим многообразием и зависят от множества
факторов. На ОАО МЖК "Армавирский" организационная структура официально
находит свое выражение в штатном расписании, фактически она обеспечивает
согласованность отдельных видов деятельности и усилий подразделений по
выполнению основных задач и целей.

Области хозяйственной деятельности можно представить рисунком 1.2.



Рис. 1.2 - Области хозяйствования деятельности ОАО МЖК «Армавирский»

Полная организационная структура предприятия зависит от следующих
факторов:
- характера производства и его отраслевых особенностей, состава
выпускаемой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа
производства, уровня технической оснащенности предприятия;
- форм организации управления;
- соответствия структуры аппарата управления и иерархической структуры
производства;
- соотношения между отраслевой (по продукту) и территориальной (по
региону) формами управления;
- уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации
работников, эффективности их труда.

Руководство ОАО МЖК «Армавирский» изучив выше перечисленные факторы,
сугубо индивидуальные свои условия, разработали и приняли линейно –
функциональную структуру управления.

Это форма управления в которой комбинируется линейное и функциональное
управление, что позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в
управлении. Ответственность за производство, сбыт, финансы и другое
возлагается на функциональных управляющих, которые подчиняются высшему
руководству, линейный персонал может сконцентрировать свое внимание на
текущей деятельности.
Недостатками данной структуры являются:
- отсутствие гибкости во взаимоотношениях работников аппарата
управления из-за применения формальных правил, в результате
затрудняется и замедляется передача информации, что сказывается на
скорости и своевременности принятия управленческих решений;
- необходимость согласования действий функциональных служб резко
увеличивает объем работы руководителя организации и его
заместителей, чрезмерно централизует оперативное управление
производством.
Принятая на ОАО МЖК «Армавирский» организационная структура
соответствует общим правилам:
1 Удовлетворение потребностей персонала разных уровней управления в
необходимой для принятия решений информации. Управленческий учет как
система должен быть организован на предприятиях в трех уровнях: нулевом,
первом, последующих.
2 Обоснованность по отношению к каждому производственному
подразделению, где возникают затраты принципа «затраты – объем переработки
сырья – прибыль». Затраты можно признать в достаточной степени
обоснованными, если производственные мощности подразделений будут иметь
оптимальную загрузку.
3 Обобщение информации по центрам возникновения затрат,
ответственности и рентабельности. Обязательным в свободном учете является
отражение собственных затрат подразделений, величины трансфертных цен на
материальные ресурсы и готовую продукцию, уровня прибыли.
4 Контроль за объемом производства, собственными затратами и прибылью
каждого подразделения базируются на использовании планов и смет.
Построение учета затрат в соответствии с организационной структурой
позволяет связать деятельность работы всего предприятия. Организационная
структура предприятия представлена на рисунке 1.3.



1.2. Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО МЖК
«Армавирский»

Для оценки работы комбината в отделе экономики и финансов
систематически осуществляется анализ основных экономических показателей
производства. Данные анализа позволяют выявить резервы производства и
служат основанием для планирования дальнейшего производства, оценки его
возможностей в части увеличения объема производства и сбыта продукции.
Выявление внутренних и внешних факторов производства, позволяет
руководству принимать оптимальные решения по устранению выявленных
недостатков и обеспечивать рациональный процесс производства и сбыта
продукции. Существующая система анализа технико-экономических показателей
позволяет минимизировать затраты, повысить эффективность управления и
производства в целом.
В таблице 1.4 приведены основные технико-экономические показатели
работы ОАО МЖК «Армавирский» в период с 2001 года по 2002 год.

Таблица 1.4 - Основные технико-экономические показатели
работы ОАО МЖК «Армавирский»
|Показатели |2001 |2002 |Абсолют. |Темп роста|
| | | |отклон. | |
| | | |2002 к |2002 к |
| | | |2001 |2001 |
| | | | |в % |
|1 Выпуск товаров и услуг в |304146 |242173 |–61973 |79,62 |
|фактических ценах, тыс. руб. | | | | |
|2 Выручка от реализации продукции, |295977 |245676 |–50301 |83,01 |
|тыс. руб. | | | | |
|3 Себестоимость реализованной |252924 |233647 |–19277 |92,38 |
|продукции, тыс. руб. | | | | |
|4 Материальные затраты, тыс. руб. |212081 |174817 |–37264 |82,43 |
|5 Фонд оплаты труда, тыс. руб. |25404 |36067 |+10663 |141,97 |
|6. Среднемесячная заработная плата, |750 |780 |+30 |104,00 |
|руб. | | | | |
|7 Среднесписочная численность ППП, |564 |590 |+26 |104,61 |
|чел. | | | | |
|8 Среднегодовая стоимость ОПФ, |94961 |99887 |+4926 |105,19 |
|тыс. руб. | | | | |
|9 Прибыль от реализации, тыс. руб. |43052 |12029 |–31023 |27,94 |
|10 Чистая прибыль, тыс. руб. |40501 |14634 |–25867 |36,13 |
|11 Затраты на 1 руб. реализованной |85,45 |95,10 |+9,65 |111,29 |
|продукции, коп. (п3:п2) | | | | |
|12 Коэффициент материалоемкости |71,65 |71,16 |–0,49 |99,32 |
|(п4:п2) | | | | |
|13 Производительность труда, |524,78 |416,40 |–108,38 |79,35 |
|тыс. руб. (п2:п7) | | | | |
|14 Фондоотдача, руб. (п2:п8) |3,12 |2,46 |–0,66 |78,85 |
|15 Рентабельность, % |17,02 |5,15 |–11,87 |– |
|–продукции (п9:п3) | | | | |
|–продаж (п9:п2) |14,55 |4,90 |–9,65 |– |


Данные таблицы 1.4 показывают, что за анализируемый период на
предприятии выручка от реализации снизилась на 61973 тыс. руб., что к 2001
году составило 79,62%. Данный спад обусловлен снижением выпуска продукции
в фактических ценах на 61973 тыс. руб. или на 79,62%.
Показатели материальных затрат уменьшились на 37264 тыс. руб., что
составило 82,43%. Снижение темпов роста материальных затрат привело к
снижению себестоимости продукции на 19277 тыс. руб., что составило 92,38%.
Затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 9,65 коп. или на
1,29%. При этом коэффициент материалоемкости снизился на 0,49 (99,32%).
Эффективность использования основных фондов за анализируемый период
снизилась на 0,66 руб., что составило к 2001 году – 78,85%, в то время как
их стоимость возросла на 4926 тыс. руб. или на 5,19%.
Численность персонала ОАО «МЖК «Армавирский» увеличилась
незначительно, всего на 26 человек или на 4,6%. Наблюдается спад
производительности труда на 108,38 тыс. руб. или на 79,35% в основном это
вызвано технологическими и организационными факторами.
В 2002 году наблюдается значительное снижение показателей прибыли по
сравнению с 2001 г. Прибыль от реализации уменьшилась на 310283 тыс. руб.
или на 27,94%, чистая прибыль – на 25867 тыс. руб. или на 36,13%. В связи
с уменьшением величины прибыли падает рентабельность. За анализируемый
период она упала на 11,87, а рентабельность от продажи на 9,65%.
Состав и структура затрат на производство произведенных предприятием
представлены в таблице 1.5.
Таблица 1.5 – Структура затрат на производство
|Наименование |2001 год |2002 год|Отклонение |
|показателей | | | |
| | | |Сумма, |уд. вес, |
| | | |тыс. руб. |% |
|1 Материальные затраты |212081 |174817 |–37264 |82,43 |
|2 Затраты на оплату |20823 |29197 |8374 |140,22 |
|тру

Новинки рефератов ::

Реферат: МЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Раздельное питание (Биология)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Влияние религий и различных мировоззрений на мир (Мифология)


Реферат: Индивидуальные особенности личности (Психология)


Реферат: Местное самоуправление (Гражданское право и процесс)


Реферат: Власть и насилие (Государство и право)


Реферат: Органы государственной власти (Право)


Реферат: Измерение горизонтальных и вертикальных углов (Геодезия)


Реферат: Изобразительное искусство римской империи (Искусство и культура)


Реферат: Ответы на билеты за 9 класс (География)


Реферат: Автоматизированный электропривод механизма перемещения стола продольно-строгального станка (Радиоэлектроника)


Реферат: Журнальный Стол (Технология)


Реферат: Правовые аспекты бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Николо Макиавелли: политическая культура средневековья (Политология)


Реферат: Видеокарты (Программирование)


Реферат: Олигархия (Политология)


Реферат: Учебное пособие по игре "Дебаты" имени Карла Поппера (Педагогика)


Реферат: Внимание человека, способы его тренировки и развития. (Психология)


Реферат: Коленчатый вал (Металлургия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист