GeoSELECT.ru



Криминология / Реферат: Понятие организованной преступности и коррупции (Криминология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятие организованной преступности и коррупции (Криминология)



«Под организованной преступностью…понимается совокупность
преступлений, совершаемых в связи с созданием и
деятельностью
преступных группировок. Виды и признаки этих преступлений,
а также
уголовно-правовые меры в отношении лиц, совершивших такие
преступления, устанавливаются Уголовным кодексом Украины…»
(Закон Украины «Об организационно-правовых основах
борьбы с организованной преступностью» от 30.06.93 г.)

Понятие организованной преступности
Наиболее опасным видом профессиональной преступности является
организованная преступность (ОП). Она стимулирует уголовные элементы,
объединяя и контролируя их, заставляя с большей энергией вести преступную
деятельность. В криминологии выделяют три основных признака ОП.
Первый признак ОП - наличие объединения лиц для систематического
занятия преступлениями с выраженной иерархией, строгой дисциплиной и
устойчивой системой уголовных традиций.
Уровень ОП условно делится на примитивный, средний и высокий.
Примитивный менее опасен, т.к. носит локальный характер и не имеет связи с
чиновниками органов власти и управления.
Средний и высокий уровни схожи. Для них характерны:
V Между главарём и исполнителем существуют промежуточные звенья.
V Наличие подразделений специализирующихся на разных видах деятельности.
V Связи с чиновниками органов власти и управления.
V Для высокого уровня - организация отношений между разными группами и
координация действий.
Второй признак ОП - экономический. Главная цель систематического
нарушения закона - обогащение, накопление капитала, с чем неразрывно
связана деятельность по легализации капиталов полученных преступным путём
(отмывание денег).
Третий признак ОП - коррупция.

ОП - это сознательная, систематическая, повторяющаяся деятельность
устойчивой группы лиц. Хотя бы один или несколько элементов деятельности
(цель, средства, процесс ее достижения, результат) должны быть
криминальными

ОПГ - организованная преступная группа
К обязательным признакам организованных преступных групп относят
следующие:
o устойчивость и долговременность существования,
o разграничение функций между участниками,
o иерархичность,
o специализация деятельности,
o цель - максимальная прибыль в минимальный срок,
o специфическое социальное "страхование" членов группы,
o меры безопасности,
o жесткая дисциплина (вплоть до убийства ослушников).

Ведущую роль в ОП как деятельности играет субъект ОПГ. К правовым
характеристикам его можно добавить социально-философские:
o ориентация на ценности, противоположные нормальному обществу и культуре,
т.е. не на истину, добро, красоту, любовь, а на их противоположности -
ложь, зло, ненависть, соответственно и творчество в ОПГ не положительное,
а отрицательное, ведущее к разрушению нормального общества:
o соответствующие деградационные нормы поведения, аморальная система
поощрений и наказания;
o использование недостатков, пробелов, противоречий в экономике, социальной
структуре, в законодательстве, в психике людей, т.е. ориентация не на
светлые, а на темные стороны бытия, в чем проявляется бездуховная,
агрессивная и одновременно паразитическая природа преступности вообще,
o создание собственной, криминальной бюрократии, политической и
экономической элиты, средств массовой информации, т.е. собственного
преступного государства (со всеми его атрибутами). Вначале элементы
мафиозного государства скрыты, смешаны с нормальным государством (за счет
коррупции чиновников и обычных служащих), а затем стремятся вытеснить
последнее, захватить власть в стране в целом. Сегодня этот процесс идет в
Украине, еще раньше он начался в Латинской Америке, Африке.

Войдя в период перестройки, политических и экономических реформ,
Украина попала в область хаоса, разделяющую старый социально-экономический
порядок и новый, будущий порядок. В области хаоса перед страной время от
времени встает проблема выбора между различными вариантами дальнейшего
движения (точка ветвления). В настоящий момент перед страной стоит проблема
выбора между двумя областями устойчивости: тот или иной вариант рыночной
экономики и правового государства либо вариант экономики, базирующейся на
ОП, и криминальное государство (возврат к жестко планируемой экономике уже
невозможен). Несмотря на драматичность сегодняшней ситуации побеждает (на
наш взгляд) первый вариант, т.к. большинство влиятельных партий осознали
опасность второго варианта и не дадут ему развиться.
Таким образом, категория ОП имеет не только правовое, но и этическое,
религиозное, культурологическое, антропологическое, социально-философское
(наиболее общее) и даже синергетическое понимание.

Субъекты ОП. Обычно в практике УОП-ов, РУОП-ов их разделяют:
V по величине (группа, формирование, организация, сообщество), а средства
массовой информации добавляют мафия (организация общенационального
масштаба) и "сверхмафия" (международные организации, уже напоминающие
транснациональные корпорации, где граница между легальным и криминальным
бизнесом нередко размыта).
V по месту базирования (например, в Киеве - троещинская, борщаговская; в
Москве - солнцевская, долгопрудненская),
V по этническому признаку (преимущественному национальному составу):
славянские, грузинские, чеченские, дагестанские, ингушские, армянские,
азербайджанские, вьетнамские, китайские...).
К принятым в практике можно добавить и другие критерии - по внутренней
структуре (ее развитости), по внешним связям (с коррумпированными
чиновниками, с легальным бизнесом...) и другие.

Объекты ОП. Их тысячи: стратегические ресурсы (нефть, металл),
наркотики, оружие, но главный объект - люди, собственники, из которых можно
"качать" деньги. Их бизнес, собственность столь же многообразны, как и вся
экономика (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.).
Существенную роль играет форма собственности государственная, частная,
акционерная, иностранная, совместное владение, т.к. при господствующем
менталитете легче грабить негосударственные средние и мелкие фирмы. Ведущая
для ОПГ характеристика объекта прибыльность. Последняя связана с
противоречивостью экономических отношений (сильные перепады цен, инфляция,
курс доллара), несовершенством законодательства, высоким спросом на
запретные услуги и т.п.
Средства ОП. Естественно деление на материальные и идеальные
(психические) средства воздействия на объект. Материальные средства
сверхобогащения сводятся к кражам, ограблениям, разбою, бандитизму, т.е.
присвоению товаров, денег, информации. Психические средства сводятся к
воздействию не на вещи, а на собственника, на лицо, наделенное властными
функциями, на душевные слабости. Это эксплуатация низших человеческих
чувств страха, жадности, зависти, гордыни, чувства мести, сексуального
чувства. Они вызываются через шантаж, насилие, пытки, убийства,
распространение лживых слухов, запугивание, соблазнение...

Цели ОПг. Подобно средствам они делятся на материальные и духовные.
Девяносто девять процентов целей сводятся к получению сверхприбыли. Деньги
ОПГ тратят на дальнейшее "делание денег" и чувственные удовольствия.
Незначительная часть служат сатане, а ложь, насилие, убийство, даже
воровство и материальное богатство - лишь средства утверждения власти
дьявола на Земле. Это "Аум Синрике", "Свидетели Иеговы", поклонники Муна...
К сожалению, в условиях духовного хаоса в современной Украине получили
широкое распространение преступные религиозные организации, многие из
которых пришли с Запада и являются в сущности ОПГ. Клубы черных магов
известны в Киеве, других крупных городах и рекламируются СМИ. Как
материально, так и духовно ориентированные ОПГ в идеологическом, культурном
плане едины. Различие в том, что вторые дальше проэволюционировали - туда,
куда приходят наиболее последовательные воры в законе - к поклонению силам
Тьмы и Зла. Внешнее соблюдение обрядов мировых религий (христианства,
ислама...) лишь маскирует сатанинскую направленность деятельности
воровского мира (паразитирование на нормальном обществе и разрушение его).

Результаты ОПД. Делятся на локальные и глобальные. О локальных
результатах беспокоятся сами ОПГ, т.е. насколько результат деятельности ОПГ
близок к цели (достижение сверхприбыли, уничтожение конкурента). Глобальные
результаты от ОП имеют значение для общества в целом. Они в свою очередь
делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные последствия от
организованной преступной деятельности - это подрыв жизнеспособности
общества (высокая смертность населения, атмосфера страха, криминальный
тупик экономических реформ, в конечном счете - опасность распада
государства). Незначительные положительные последствия - осознание
обществом (массами, в меньшей степени элитой) необходимости глубокого
переустройства страны, т.е.:
o духовного обновления, покаяния, гуманизации воспитания, образования,
политических и социальных отношений в целом, приближения к правовому
государству (в частности, очеловечивания пенитенциарной системы),
o создание конкурентоспособной экономики, в которой ресурсы (материальные и
духовные) будут эффективно использоваться.
Наконец, о корнях и возможностях существенного ограничения ОП.
Общеизвестны корни - экономические, несовершенство законодательства,
регионализация, этнические противоречия, слабость правоохранительных
органов. Это правильно, но неточно и неглубоко. Представим, что в течение
нескольких лет эти причины будут устранены. Но инерция организованной
преступной деятельности может быть преодолена только за десятки лет.

Особая опасность заключается в том, что часто человеку вступающему в
ряды ОП не приходится преодолевать психологический барьер, т.к.
непосредственно насилием, вымогательством, кражами (в бытовом понимании)
занимаются только определённые подразделения организованной преступной
группы. Большинство заняты обеспечением деятельности этих подразделений,
что внешне не выглядит криминалом. Это определяется принципами построения
ОП схожими с принципами построения бизнеса, что позволяет применять методы
ведения бизнеса в криминальной деятельности.
Так же, как в правильно организованной фирме в ОП падает роль личных
качеств отдельных лиц. Преступная деятельность систематизирована.
Существует разделение «труда», и чёткая система управления. Отработана
технология преступной деятельности, следовательно, к кандидатам в члены
преступной группы не предъявляется высоких требований. Достаточно заставить
их соблюдать выработанные правила. Здесь приемлемо такое выражение:
«незаменимых людей нет».


БИЗНЕС ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ


Профессиональная преступность столь же стара, как и цивилизация.
Однако организованная преступность (в современном смысле слова) родилась
гораздо позже, примерно век тому назад. Дело в том, что возникновение
организованной преступности - это качественно новый этап развития
преступного мира. Если "неорганизованные" преступники являются аутсайдерами
общества, то деятельность современных мафиози строится в основном по
законам бизнеса, и поэтому они стали составным элементом общественной
жизнедеятельности.
Общеизвестно, что главная цель преступных организаций извлечение
максимальной материальной выгоды. В связи с этим целесообразно вспомнить
концепцию М. Вебера о двух принципиально различных типах "жажды наживы".
Авантюристическая жажда обогащения (в т.ч. путем грабежа и воровства)
наблюдается с древнейших времен. Но только в условиях капиталистического
строя складывается отношение к богатству как к закономерному результату
рациональной деятельности по производству потребительских благ.
Организованная преступность функционирует по законам именно рационального
капиталистического предпринимательства, и поэтому ее экономическая история
неотрывно связана с историей рыночного хозяйства.
Формулируя определение организованной преступности, отечественные и
зарубежные криминологии единодушно подчеркивают такие ее характеристики,
как:

. устойчивость, систематичность и долговременность;
. тщательное планирование преступной деятельности;
. разделение труда, дифференциация на руководителей и исполнителей -
специалистов разного профиля;
. создание денежных страховых запасов ("общаков"), которые используются для
нужд преступной организации.

Нетрудно увидеть, что все эти признаки полностью копируют характерные
особенности легального капиталистического предпринимательства. Поэтому
организованную преступность следует рассматривать в первую очередь как
особую отрасль бизнеса, специфическую сферу экономической деятельности.
Этот подход уже нашел отражение в официальных определениях
организованной преступности. Например, в США закон 1968 года о контроле над
преступностью характеризует организованную преступность как
"противозаконную деятельность членов высокоорганизованной и
дисциплинированной ассоциации, занимающейся поставкой запрещенных законом
товаров или предоставлением запрещенных законом услуг".
Рассмотрим ряд особенностей экономики организованной преступности,
которым в отечественной научной литературе уделено пока недостаточно
внимания.
1. Спрос на мафиозном рынке. "В основе деятельности организованной
преступности лежит социальный заказ", пишет американский криминолог Р.
Кларк. Мафиозная преступная деятельность это преступления особого рода,
"преступления, совершаемые по взаимному согласию, преступления,
совершения которых желает потребляющая публика". Это относится не
только, например, к наркобизнесу, когда мафиози "всего лишь" продают
товар, добровольно делающим выбор клиентам, но и рэкету, когда
организованная преступность берет на себя охрану предпринимателей от
преступности неорганизованной.
Вообще можно сделать вывод, что ОП складывается только там и тогда,
где и когда возникает устойчивый и высокий спрос на запрещенные товары и
услуги. Поэтому экономическая история ОП это поиск руководителями мафий
свободных рыночных ниш, закрепление и расширение своих позиций в
конкурентной борьбе с другими преступными организациями, а также
периодическое "перепрофилирование", вызванное изменениями рыночной
конъюнктуры. Мафия может отчасти "заказывать" спрос на свою продукцию
(часто рэкетиры "защищают" бизнесменов от самих себя), но в целом она лишь
удовлетворяет объективно сформировавшиеся общественные потребности.
Например, широки размах рэкета в России и Украине - порождение высокого
спроса бизнесменов на правоохранительные услуги в атмосфере слабой
спецификации прав собственности, разгула "обычной" преступности, низкой
эффективности деятельности органов внутренних дел.
2. Профиль преступного производства. Экономика ОП - диверсифицированная
экономика, основанная на сочетании разных видов бизнеса, преступного и
легального. Мафия (как и легальные фирмы) старается "не класть все яйца
в одну корзину": хотя есть преобладающее производство, дающее основную
массу прибыли, мафиози не забрасывают окончательно старых промыслов и
одновременно осваивают "плацдармы" для новых. Например, в эпоху "сухого
закона" американские гангстеры получали основные доходы от подпольной
торговли спиртным, но одновременно продолжали контролировать проституцию
и начинали осваивать наркобизнес (основным преступным промыслом
наркобизнес стал только в 60-70-е годы). Изменение ведущей специализации
объясняется при этом не столько противодействием органов правопорядка,
сколько изменениями спроса, деятельностью легального "большого бизнеса"
и вытеснением старого малоприбыльного бизнеса новым высокоприбыльным.
Кроме того, мафия обычно сочетает два направления экономической
деятельности: нелегальное производство, где "зарабатываются" большие
деньги, и легальное производство, где эти деньги "отмываются". В
результате экономика организованной преступности выглядит как айсберг:
на виду - легальный, относительно малодоходный сам по себе бизнес
(например, переработка вторсырья), "под водой" - высокодоходный
нелегальный бизнес (например, наркобизнес). Такую форму мафиозная
экономика приобретает на той стадии своего развития, когда мафия
институционализируется, стремиться прочно "врасти" в официальную
систему, не порывая при этом с преступными промыслами.
3. Издержки производства и прибыль преступного бизнеса. Нелегальный
мафиозный бизнес обязательно высокоприбылен, причем средняя норма
гангстерской прибыли отличается от нормальной средней нормы на несколько
порядков. В легальном бизнесе 10% годовых считаются очень высоким
показателем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в одной
торговой сделке превышает 1000%.
Справедливо замечают, что "Коза Ностра" может считаться самой
высокоприбыльной корпорацией США. То же самое можно сказать о Якудзе в
Японии, о мафии в Италии и т.д. Однако часто забывают, что оборотной
стороной высокой валовой прибыли являются не менее высокие издержки. Чисто
производственные издержки мафиозного бизнеса достаточно малы (например, в
наркобизнесе производители первичного сырья получают менее тысячной доли от
конечных розничных цен). Зато трансакционные издержки очень велики и
достаточно специфичны.
В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских
рисков, которые достаточно высоки (при транспортировке наркотиков
правоохранительные органы перехватывают примерно 10% всех грузов).
Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп полиции
и политиков. Однако эти "страховые взносы" огромны и доходят едва ли не до
2/3 валовой прибыли. Высоки также издержки "отмывания" преступных доходов.
Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный
бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный - и свою жизнь. В силу
всех этих причин чистая прибыль преступных организаций не так уж велика, а
ее легальное использование сильно затруднено.
4. Конкуренция на мафиозном рынке. Экономика ОП олигополистична по форме и
монополистична по существу. В стране, как правило, действуют несколько
мафиозных организаций (кланов), занимающихся схожими промыслами. Во
избежание потерь от самоубийственной междоусобной борьбы территория
делится на районы, закрепленные за отдельны ми мафиозными группами.
Центральное руководство гангстерского сообщества (типа "купола" у
сицилийской мафии), если оно есть, выполняет координирующие функции
.аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях.
Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию
относительно самостоятельных, часто враждующих организаций. На своем
"участке" каждая мафиозная группа действует монопольно, однако время от
времени происходит передел территорий "по силе" (как правило, в ходе
мафиозных "разборок").
Изучение закономерностей экономики ОП позволяет правильно выбирать
стратегию сдерживания мафиозной деятельности, минимизации ее негативных
последствий.


Роль коррупции в организованной преступности


Как отмечалось выше, неотъемлемой частью организованной преступности
(ОП) является коррупция. Организованной группе сложнее скрыть свою
деятельность, чем отдельному преступнику. Можно сказать, что ОП не скрывает
свою деятельность, а блокирует реакцию государства с помощью коррупции.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОРРУПЦИИ
До сих пор не выработано само понятие коррупции. Это объясняется
трудностью его определения. Даже рекомендации международных организаций по
этому вопросу вряд ли могут быть однозначно приняты в нашей стране. Так, в
результате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, межрегионального
семинара по проблемам коррупции (Гавана, 1990 год) в кодексе поведения
должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как
злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой
выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в
связи с занимаемым служебным положением. Злоупотребление служебным
положением и получение выгоды, а точнее взяточничество, предусмотрены в
ныне действующем Уголовном кодексе Украины (ст. 164-172), но явно
недостаточно полно отражают признаки коррупции.
На первой сессии Многодисциплинарной Группы Совета Европы по проблемам
коррупции (Страсбург, 22-24 февраля 1995 года) коррупция была определена
как «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц,
наделённых полномочиями в государственном или частном секторе, которое
нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица,
работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений
такого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих
преимуществ для себя или иных лиц». Положительным здесь является то, что в
сферу коррупции попадает и лицо, склоняющее к совершению таких действий.
Однако неоправданное расширение круга субъектов коррупции, ограничение их
противоправного поведения одним лишь взяточничеством, а также аморфность
формулировки вряд ли могут позволить опираться на это определение при
выработке понятия коррупции.
Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего
законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия
"коррупция" осуществляется по двум основным направлениям:
. установление круга субъектов коррупции:
. понятие личной заинтересованности.
Сложнее обстоит дело с корыстной заинтересованностью. С одной стороны,
она может быть корыстной, а, с другой стороны, отступление от правильного
выполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызвано
личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого
руководителя или авторитетного человека). То есть главное заключается в
том, что совершается нарушение служебного долга. Мы считаем, что подобного
рода нарушения существуют в следующих формах:
1) должностное лицо незначительно отклоняется от существующих правил,
действуя в интересах своей группы (семьи, друзей) и не получая за это
вознаграждения;
2) должностное лицо отдает предпочтение членам своей группы (семьи, друзей,
клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность,
заключением контрактов и т.д., при этом не получая материального
вознаграждения;
3) должностное лицо получает подношения (деньги, подарки) в качестве
условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформления
документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных
придирок);
4) должностное лицо получает вознаграждение в обмен на нарушение
действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе
нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при
помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при
наличии законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю
(например, принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное
рассмотрение);
5) должностное лицо получает вознаграждение в качестве условия надлежащего
рассмотрения дела. Такая ситуация может сложился, если оно наделено
широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их
использовании. Например, судья оценивает факты, характеризующие личность
подсудимого на основании внутреннею убеждения и в соответствии с этой
оценкой делает вывод об общественной опасности лица и индивидуализирует
меру наказания. Но подобное рассмотрение вопроса может быть поставлено
недобросовестным судьёй в прямую зависимость от получения взяток, в
противном случае смягчающие обстоятельства, перечень которых в законе не
является исчерпывающим и зависит от усмотрения суда, не будут должным
образом учтены и будет назначено более суровое наказание;
6) должностное лицо получает вознаграждение за принятие незаконного решения
в интересах взяткодателя;
7) должностное лицо получает вознаграждение за ненадлежащее выполнение
своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое
отношение к каким-либо нарушениям);
8) должностное лицо создаёт такие условия обеспечивающие результаты
голосования благоприятные для проведения выгодного для себя решения;
9) должностное лицо умышленно использует своё служебное положение вопреки
интересам государственной службы в целях получения личной выгоды.

Таким образом, в определении коррупции необходимо учесть два
основополагающих момента: лицо должно быть должностным и использовать либо
свой статус должностного лица, либо вытекающие из него возможности для
придания приоритетного характера отношениям с отдельным лицом или лицами в
противовес другим лицам. В связи с этим я считаю, что под коррупцией
следует понимать незаконное использование должностным лицом своего статуса
или вытекающих из него возможностей влиять на других лиц с целью получения
личной выгоды. В этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц
перед другими. Появление такого ничем не обоснованного преимущества и есть
изначальный показатель коррупционного поведения должностного лица, которое
это допустило. Такое понимание коррупции позволит точнее определить границы
правового регулирования этого опасного явления.

Особенно интересна способность коррупции к самовоспроизводству.
Подрывая авторитет государства коррупция избавляет людей вступающих в её
ряды от мук совести - человек столкнувшийся с несправедливостью со стороны
государства в свою очередь считает себя вправе обмануть государство.
Образуется замкнутый круг.


Методы борьбы с организованной преступностью


Организованную преступность делает такой прибыльной и безнаказанной
коррупция. Следовательно основным методом борьбы с ОП является борьба с
коррупцией.
Широко распространено мнение, что виной всему экономические трудности
- достаточно поднять зарплаты государственным служащим и проблема будет
решена. Мне думается, это не так. Важно чтобы зарплата не опускалась ниже
уровня, обеспечивающего достойное существование. Далее эффект от повышения
зарплаты падает. Государство никогда не сможет дать своим служащим денег
больше, чем организованная преступность.
Деятельность правоохранительных органов в этой области затруднена,
т.к. они подвергаются сильному воздействию со стороны ОП и сами тоже
подвержены коррупции.
Самый эффективный способ борьбы с коррупцией - это создание условий
препятствующих её появлению и развитию. ОП может воздействовать на
отдельное лицо или правоохранительный орган, препятствующий её
деятельности, но повлиять на парламент, принимающий закон в области
государственного управления, очень сложно.
Эффективным методом борьбы с коррупцией является проверка
приобретения собственности чиновниками.


СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ - НАПРАВЛЕНИЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ


Изучение международного опыта показывает, что борьбе с коррупцией чаще
всего препятствуют:
1) значительная распространенность коррупционных правонарушений в условиях
известной ограниченности ресурсов, выделяемых на нужды юстиции;
2) определенная ограниченность возможностей уголовного законодательства в
части формулирования признаков коррупционных преступлений и конкретных
форм их совершения;
3) трудности в оперативном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании
фактов коррупции:
4) недостаточное предупредительное воздействие традиционных мер уголовной
ответственности и наказания.

По мнению юристов многих стран, решению этих проблем может в той или
иной мере способствовать использование криминологических форм и методов
борьбы с преступностью, в том числе установление особого социально-
правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и иной
деятельностью) лиц, подозреваемых в коррупции. По сути, такой контроль
выражается в том, что определенные государственные органы, общественные
организации, должностные лица законодательно наделяются властными
полномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретных
граждан и юридических лиц предъявляемым требованиям с правом информировать
об обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность,
продлять ходатайства либо рекомендации о привлечении виновных к
ответственности. Кроме того, контролирующие субъекты наделяются правом в
период до принятия окончательного решения судом или иным компетентным
органом самостоятельно применять к подконтрольному лицу меры, направленные
на предупреждение и пресечение правонарушений, например, временно
отстранять от работы лиц, подозреваемых в коррупции, вводить ограничения и
запреты на их деятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытию
средств, добытых преступным путем и т.п.
Так, в зависимости от правовой природы и характера существующие меры
контроля можно разделить на две основные группы.
o Меры финансового контроля. В наибольшей степени они используются
государственными органами, специально уполномоченными на осуществление
такого контроля: органами Министерства финансов, Государственной
налоговой службы, Национального Банка Украины, ревизионными,
бухгалтерскими подразделениями министерств и ведомств и др. Например,
налоговые инспекции имеют право: получать от юридических лиц и граждан
необходимые справки и объяснения, обследовать помещения юридических лиц с
целью определения налогооблагаемого дохода, приостанавливать операции
проверяемых лиц по расчетам.
o Меры оперативно-розыскного, уголовно-процессуального, административно-
правового характера, применяемые правоохранительными органами.

В зависимости от механизма действия меры социально-правового контроля,
используемые в борьбе с коррупцией, можно также разделить на две группы.
1. Властные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им
обязанности контролируемых физических и юридических лиц, объективно не
ущемляющие конституционные права и свободы граждан.
2. Специально-предупредительные ограничения н запреты, налагаемые на лиц,
выступающих объектом контроля, объективно ущемляющие конституционные
права и свободы граждан. Например, ограничения на пребывание в
определенных местах, запрет выезжать за пределы населённого пункта для
лиц, осужденных с отсрочкой исполнения приговора и состоящих под
административным надзором, ранее упомянутые ограничения на финансовую
деятельность.

Общим недостатком вышеназванных мер является их бессистемность,
рассредоточенность по отдельным нормативным актам, отсутствие специальной
нацеленности на борьбу с коррупцией.
Понизить уровень коррупции в стране может упорядочивание деятельности
органов государственного управления. Нужно упрощать правовые нормы, делать
их понятными и общедоступными. Санкция в отдельной норме права должна иметь
как можно меньший диапазон. Чиновник должен обеспечивать выполнение закона,
у него должно быть минимум возможностей для проявления своей личной воли.

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ

Решение проблемы видится в создании системы надежного и действенного
общественного контроля за чиновничьим произволом. В этом смысле можно
определить следующие направления.
1. Перестройка системы налогообложения от контроля за доходами к
параллельному контролю за доходами и расходами. Пока не удается внедрить
надежную систему даже декларирования доходов, но в будущем, если мы
действительно хотим побороть коррупцию, речь должна идти о
декларировании каждым гражданином доходов и расходов.
2. Изменение системы налогообложения в сторону снижения доли в бюджетах
разного уровня косвенных налогов (акцизы, НДС), от которых страдает
большая часть граждан, коррупции не подверженных, и увеличение доли
прямых налогов. При этом необходимо полностью ликвидировать систему
льгот по налогу на прибыль корпораций (монополий). Акценты, видимо,
должны быть смещены к увеличению доли средств, поступающих от
налогообложения, которые оставались бы в распоряжении субъектов
государства.
3. Создание широкой сети информационно-аналитических центров как это
делается, например, в США. которые выполняли бы три основные функции:
. сбор и обобщение материалов о финансово-экономической деятельности
фирм, организаций и отдельных граждан;
. предоставление аналитических справок по заявками общественных
организаций и частных предприятий на коммерческой основе;
. информирование по запросам (Минфин и законодательные органы).
4. Создание системы агробанков, с помощью и при посредничестве которых
возможно было бы осуществление операций по купли-продаже земельных
участков.
5. Проблема коррупции в профсоюзном движении для Украины пока еще не
актуализировалась, но опыт стран с развитым рынком труда свидетельствует
о широчайших в этом смысле возможностях. Поэтому необходимо уже сейчас
принимать предупредительные меры: противодействовать излишней
централизации, разрастанию управленческого персонала, налаживать особый
контроль за доходами профбоссов.
6. Скорейшего решения требует проблема внедрения общего государственной
системы безналичных расчетов на основе магнитных носителей под контролем
НБУ. Контроль за распределением кредитных ресурсов, кроме Минфина и
парламента, должен осуществлять специальный Наблюдательный совет,
формируемый на основе выборности из числа широких слоев общественности.
7. Обвальное увеличение заказных материалов следует остановить путем
проведения специальных парламентских расследований .

Отдельные мероприятия, проводимые с целью уменьшения коррупции
(повышение зарплаты государственным служащим и парламентариям,
законодательное закрепление взяточничества под страхом наказания), не дают
эффекта...
Ещё одним методом борьбы с коррупцией, оправдавшим себя на практике,
является частая смена лиц, занимающих конкретные должности, что нарушает
сложившиеся коррумпированные связи.
Осталось отметить, что уровень коррупции зависит от культурного
развития общества, который связан с экономическим положением. А
организованная преступность ещё имеет причины общие с неорганизованной
преступностью.
Напрашивается общеизвестный вывод - решить сложную проблему можно
только используя комплексный подход.



Список использованной литературы


1. Закон Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с
организованной преступностью», принятый Верховной Радой Украины 30.06.93
г.

2. Закон Украины «О борьбе с коррупцией», принятый Верховной Радой Украины
05.10.95 г. № 356/95-ВР

3. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Москва, 2000.

4. Лысенко В. В. Расследование вымогательств. Харьков, 1996 г.

5. Камлык М. И. Корупція в Україні. Киев, 1998 г.

6. Зелинский А. Ф. Криминальная психология. Киев, 1999 г.

7. К. Уилсон. Мир преступлений, тт.1,2. Смоленск, 1997 г.

8. А. Барбакару. Закон «Джунглей».Способы выживания. Москва, 2000 г.



ПЛАН
1. Понятие организованной преступности:
. признаки организованной преступности………………………………2
. организованная преступная группировка……………………………...2
. субъекты организованной преступности………………………………2
. объекты организованной преступности…………………………….….3
. средства организованной преступности……………………………..…4
. цели организованной преступной группировки…………………….…4
. результаты организованной преступной деятельности……………….4
2. Бизнес организованной преступности……………………………………..5
3. Роль коррупции в организованной преступности…………………………6
4. Методы борьбы с организованной преступностью……………………….9
5. Социально-правовой контроль – направление борьбы с коррупцией…...9
6. Трансформация коррупции в условиях перехода к рынку………………10
7. Список использованной литературы……………………………………….11



Киевский институт
инвестиционного менеджмента



Курс: Безопасность жизнедеятельности
коммерческой структуры



Реферат

понятие организованной
преступности и коррупции



Выполнила
студентка III курса
Группа: СФ-04
Специальность: Финансы

Крезуб
Ольга Андреевна



КиЕВ-2001




Реферат на тему: Предмет криминологии

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . 1
1. Понятие криминологии . . . . . . . . 2

2. Предмет криминологии . . . . . . . . 4
а) преступность . . . . . . . . . 4
б) причины преступности . . . . . . . 7

в) личность преступника . . . . . . .
11
г) предупреждение преступника . . . . . .
12
Заключение . . . . . . . . . . .
13

Список литературы . . . .. . . . . .
14

ВВЕДЕНИЕ

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со
своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая
разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.
Общее представление о содержании данной науки можно получить
путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей:
латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos"
(учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык
означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство,
что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность",
более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности".
Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и
наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то
криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность
преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.
Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической
точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это
- весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология
изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные
виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность
принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи
вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.
Важно отметить, что понимание социальной природы преступности,
знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей
лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения
важны не только для успешной профилактической деятельности.
Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления,
установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания
каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального
исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только
сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов
юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с
проблемами правонарушений, их причин и условий.
Наука криминология имеет сложную структуру. В своей работе я хочу
рассмотреть базовый вопрос - понятие криминологии и ее предмет, т.к. эти
вопросы являются основными вопросами любой науки.

1. Понятие криминологии.
Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в
конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы
этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частности, можно
прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же
время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на
сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания
различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде
их можно свести к пяти основным направлениям:
Представители первого направления не выделяют криминологию в
качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного
права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время
такие взгляды представляют лишь исторический интерес.
Представители второго направления включают в нее изучение причин
преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии
и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия.
Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он
считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную
социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику,
пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса об
объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с
включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии
нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш
взгляд, внесло много путаницы.
Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) -
известнейший представитель социологической школы уголовного права,
рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с
криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.
Как можно заметить, два последних направления объединяет
одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что
объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникли в силу
необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого
опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные
методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели
определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на
последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой.
Четвертое направление отражает современные тенденции развития
криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические
проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется
изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся)
поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко
используется в США.
Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку
о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской
правовой школы.
Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время,
придерживаясь консервативных взглядов, незначительно изменили свои взгляды
на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными
назывались: преступность, причины и условия преступности, личность
преступника, предупреждение преступности.
Проанализировав различные взгляды на понятие и предмет
Криминологии, я бы определила Криминологию как науку, изучающую
преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая
меры предупреждения преступности.

2. Предмет Криминологии
Исходя из приведенного определения, в предмет изучения
криминологии входят четыре составляющие:
- преступность
- причины преступности
- личность преступника
- меры предупреждения преступности.


Преступность
Основным элементом науки криминологии является преступность как
исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление,
представляющее собой целостную совокупность множества преступлений,
совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период
времени. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений,
рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических
конструкций типа, например, состава преступления. Правонарушения, не
образующие состав преступлений, но тесно связанные с ними, рассматриваются
при анализе причин и условий различных видов преступлений.
В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется
определенным закономерностям и характеризуется такими количественно
качественными показателями, как уровень, структура и динамика.
Уровень преступности является количественной характеристикой,
измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их
участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах
преступности. Официальная статистика использует два показателя:

- количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и

- по данным о судимости.

Уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той
или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное
число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень
преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности.
Он рассчитывается по формуле:

К = П Х 1 000 (10 000 или 100 000)

Н,

где К - коэффициент преступности,

П - число преступлений

Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и
старше).

Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных
административно-территориальных единицах с различной численностью
населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с
учетом изменения численности населения.

Структура преступности раскрывает внутреннее содержание преступности,
соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за
определенный период времени на определенной территории, выделенных по
разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым,
криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова
структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в
борьбе с ней.

Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных
преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в
общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%.

В своей работе я хочу остановиться на таких показателях структуры
преступности, как ее "география”, “экология” и “топография”.

География преступности занимается проблемами пространственно-
временного распределения девиантности, делинквентности и преступности
(места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света,
государствах, городах и в сельской местности (например, в районах,
граничащих с бывшими республиками СССР и пр.). Она изучает также проблемы
наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед
преступностью, отношение к уголовной юстиции, риска стать жертвой
преступления). Она выясняет также влияние социальной структуры того или
иного района на уровень и характер преступности, устанавливает пределы и
направления перемещений преступников (от места жительства к месту
преступления и обратно), изучает региональные различия в реакциях на
преступность.

В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие
среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира,
структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний
(виктимизация - страх перед преступностью) и преступного поведения - с
другой.

Топография преступности сосредотачивается на анализе мест
преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в
магазинах, и в гостиницах, и в больницах.

Последней характеристикой преступности является - динамика
преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной
период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и
направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ
динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей
мере, две цели:

1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период,
выявить тенденции и закономерности этих изменений;

2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере
преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой
необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по
борьбе с ней.


Причины преступности
Причины преступности - представляют собой совокупность социально-
негативных экономических, демографических, идеологических, социально-
психологических, политических, организационно-управленческих явлений,
которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят
(детерминируют) преступность как свое следствие.
Наряду с собственно причинами преступности предметом
криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и
процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя
причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к
определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).
Исследование причин преступности раскрывает природу этого
социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от
чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в
настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на
основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью:
предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить
необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их
сокращению.
Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд
(иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению
данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают
непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное
время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более
существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа,
отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере
межличностных отношений в коллективе пограничной заставы). Особое значение
имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие,
например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.
Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности,
полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые
мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их
дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли
(школы) проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из
своего предмета исследования. Российские криминологи используют
классификации по различным критериям.
1. Классификация “по уровню действия (субординации)». С этой точки
зрения следует различать несколько видов этого подхода. Первый из них:
- причины и условия преступности в целом как определенного
социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и
проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений;
- причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений,
образующих структурные подразделения преступности (умышленные и
неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);
- причины и условия отдельных видов преступлений - убийств,
хулиганства, воинских и пр.
Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и
условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на
уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и
сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.
Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности
на каждом из них не тождественно.
На обще социальном уровне мы выявляем наиболее общие причины и
условия, с которыми связано само существование преступности в данных
исторических условиях.
На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные
для этих групп и коллективов.
На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного
преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального,
субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее
индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение
обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия
преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные
индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные.
Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях
имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и
организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего
государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.
Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный
уровень) подчинено непосредственно практическим - правильному решению
каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту интереса и
устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного
преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные
обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в
индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно-
практическое изучение причин и условий преступности основывается на
обобщении данных, полученных из различных источников.
2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий
преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:
- политические;
- экономические;
- идеологические;
- социально-психологические;
- организационно-управленческие.
3. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя
в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или
поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления,
побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с
социально-психологическими детерминантами.
Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки -
часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что
находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее
детерминантами. Это психологическая классификация:
Объективными являются причины и условия, существующие независимо от
воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития
общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)
Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее
детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило,
результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании,
культурно-воспитательной работе и пр.)
4. Причины и условия преступности можно различать и по
направленности, механизму их действия.
Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование
личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания,
отрицательное влияние окружения и пр.)
Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и
ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими
проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном
посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и
пр.)
Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности,
вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.
В свою очередь условия классифицируют на:
- формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и
- способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии
организации и управления).
5. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и
пространственной распространенности. Здесь различаются:
- причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в
связи с разовыми обстоятельствами или событиями);
- на всей территории государства, отдельных его регионах и
специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны,
прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный,
локальный характер.

Личность преступника
Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных
криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление
как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в
значительной степени производно от его сущностной характеристики и
особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми
клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание
которых способны дать криминологический материал для последующей работы по
предупреждению преступлений.
Личность преступника изучается как система социально-
демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств
субъектов преступления. Применительно к личности преступника
рассматривается соотношение биологического и социального в ней.
Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется
на основе двух критериев: юридического и социального (социально-
психологического). Исходя только из юридического критерия, личность
преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом
суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности
преступника «имеет формальный оттенок».[1] Поэтому юридический критерий
должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально-
психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та
или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как
минимум, отдельные антисоциальные черты.
Данное положение относится не только к злостному, но и к, так
называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим
преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же
включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона,
но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в
виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут
встать на преступный путь.[2] То есть в предмет рассматриваемой отрасли
научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом
выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие
категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому
воздействию.
В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам
всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о
причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер,
направленных на предупреждение новых преступлений.

Предупр

Новинки рефератов ::

Реферат: Основы конструирования элементов приборов (Технология)


Реферат: Аналіз перетворень сігналів (Радиоэлектроника)


Реферат: Социальная стратификация (Социология)


Реферат: Понятие власти и влияния (Государство и право)


Реферат: Богослужение (Религия)


Реферат: Технологические измерения и приборы (Технология)


Реферат: Нормы права (Теория государства и права)


Реферат: Физики продолжают шутить (Физика)


Реферат: Информатика (Педагогика)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Созвездие, в ктором я живу (созвездие Тельца) (Астрономия)


Реферат: Возникновение злокачественных опухолей (Биология)


Реферат: Разработка вопросов охраны труда на ВЦ (Компьютеры)


Реферат: Алкоголь и его отрицательное воздействие на организм (Физкультура)


Реферат: Охрана труда и техника безопасности, расчет вентиляции и защитного зануления (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Шпоры к экзамену (Деньги и кредит)


Реферат: Методика аудиторской проверки операций с основными средствами (Бухгалтерский учет)


Реферат: Классификация конституций (Право)


Реферат: Найм и отбор персонала (Менеджмент)


Реферат: Социальный конфликт (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист