GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Боги Египта (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Боги Египта (Религия)


Московский Государственный Технический Университет им. Баумана



Реферат по культурологии


Тема: Боги Египта



Подготовила:
Артищева Ольга, МТ8-31

Преподаватель:
Акимова И.А.



г. Москва, 1997.
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный,
поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения
явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за
видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы,
реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых
воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.
Египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки,
покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и
изучать его верования; они придали и египетским мифам свою окраску
и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «На
вершине божественного египетского пантеона, - говорит Мариэтт,
известный французский египтолог, - восседает бог единый, бессмертный,
несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в
глубине его сущности. Он - творец, неба и земли, он сотворил все,
что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог,
существующий исключительно для посвященных в таинство святилища».
Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне
святилища бог принимает тысячу образов, самых разнообразных, потому
что его собственные атрибуты, воплощенные, являются для
непосвященной толпы видимыми богами, которых искусство воспроизводит
и как бы размножает в бесчисленных образах, разнообразных до
бесконечности. Все разнообразные формы, которые египетские боги
принимают в изображениях художников, могут быть объяснены различными
условиями страны и верований. Религия египетская была собранием
различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков
многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в
долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток
своего общего характера и ума, философского или суеверного.
Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей
религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого
идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная
раса, всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек
чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они
о6ладали в более высокой степени силой, проворством и ловкостью,
поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных.
Впрочем, греки, всегда склонные искать в своих собственных мифах
объяснение чужих богов, несколько иначе объясняют верования египтян
и образы их богов. Вот каковы их воззрения. Во время страшной,
ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги,
спасаясь от преследований своих противников, принуждены были бежать в
Египет, приняв, для того чтобы их не узнали враги, образ или
форму животных. А египтяне приняли за действительный их вид те
заимствованные ими формы, под которыми они их увидали впервые.
Когда же греки захотели посредством искусства изобразить египетских
богов, то они их совершено преобразили, отняв у них их животный
характер, который казался грекам чем-то постыдным для богов. Итак,
над этими бесчисленными божествами различных форм находится один
высший бог, которому поклоняются под различными именами сообразно с
местностью. Этот бог, которого все священные мифы называют “единым
действительно живущим существом”, породил всех низших богов. И этот
бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские
образы, и женский, играющий роль матери, которая остается вечной
девственницей, потому что сын у нее зарождается сам собой.
Египетская мифология не представляет правильной определенной системы,
обнимающей в своих мифах землю и небо. Египетская религия, как и
само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а
потому в ней встречается повторение одних и тех же идей,
воплощенных в различные типы и со значительными вариантами. Но
бесчисленное количество богов, которым поклонялись египтяне, не могло
совершенно изгладить в них понятие о высшем и едином божестве,
которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяют
повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни
малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и
единое существо. Осирис - бог солнца, Исида - его сестра и
супруга, и Гор - их сын. Об этих богах сложились мифологические
легенды, пересказанные нам греческими писателями, и эти мифы как
бы являются символами борьбы солнца и мрака, света и тьмы.
Подробности этих легенд, или, лучше сказать, греческих пересказов,
интересны уже тем, что объясняют нам множество Эмблем и символов,
часто встречающихся на памятниках египетского искусства. Исида первая
дала людям рожь и ячмень, а Осирис - изобретатель земледельческих
орудий - основал общество и общественную жизнь, дав людям законы,
он же научил их собирать жатву. Затем, желая распространить на
всех свои благодеяния, он странствует по всему свету, покоряя людей
не грубой силой, а чарами музыки. В его отсутствие брат его
коварный Тиф он, или Сет, олицетворяющий бесплодность пустыни, хочет
царствовать на его месте, но все планы злодея разбиваются о силу
воли и стойкость Исиды. Осирис возвращается. Тифон делает вид, что
обрадован возвращением брата, но в сообществе с Азо, царицей
эфиопов, этих исконных врагов Египта, приглашает он Осириса на пир,
где его ждет погибель. Во время пира приносят великолепный гроб,
вызывающий восторженные похвалы пирующих. Египтяне очень заботились о
своих гробах и часто еще при жизни заказывали себе роскошные
гробы, чем и можно объяснить это сказание о хитрости, употребленной
Тифоном. Тифон объявляет, что подарит гроб тому, кто в нем
свободно поместится, гроб был заказан им по мерке брата. Все
присутствующие пробуют поместиться в нем, но напрасно. Наступает
очередь Осириса: он, ничего не подозревая, ложится в него, а Тифон
и его сообщники захлопывают крышку, заливают ее свинцом и кидают
гроб в Нил, откуда он через одно из устьев реки попадает в море.
Таким образом, погиб Осирис после двадцативосьмилетнего царствования.
Лишь только умирает Осирис, вся страна оглашается жалобными
криками: до Исиды доходит печальная весть о гибели супруга; она
облачается в траурные одежды и отправляется искать его тело. Она
находит гроб в тростниках близ Библа, но, пока она отправляется за
сыном Гором, Тифон овладевает телом Осириса, разрезает его на
четырнадцать частей и кидает куски во все рукава Нила. Согласно
преданиям, Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и
память о его благодеяниях заставила его отождествить с принципом
добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела
и, другое религиозное, моральное, объяснение: Осирис есть заходящее
солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой-мраком. Исида - Луна
вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор -
восходящее солнце - мстит за отца, рассеивая темноту. Но если
солнце есть видимое проявление Осириса, то добро есть его
нравственное проявление; когда заходящее солнце умирает, оно вновь
появляется на горизонте в образе Гора - сына и мстителя Осириса.
Точно так же добро, погибающее под ударами зла, появляется вновь в
образе торжествующего добра, в образе зла, победившего зло. Осирис
олицетворяет заходящее, ночное солнце, поэтому он председательствует
в подземных странах, судит умерших, и присуждает награды праведным
и кары грешным душам. На земле долина Нила принадлежала добрым
богам - Исиде и Осирису, тогда как бесплодная и жгучая пустыня, а
также зловредные болота Нижнего Египта - владения злого Тифона.
Земледельческие племена, населявшие долину Нила поклонялись Апису,
этому воплощению Осириса в образе быка - символа земледелия, и бык
был посвящён Осирису. А кочующие племена пустыни , всегда
презираемые оседлыми жителями городов, употребляли для верховой езды
осла , и осел - животное , посвященное Тифону. Но так как
губительные испарения болот являются так же произведением злого
духа, то их воплощали в крокодиле, животном, а также посвященном
Тифону. Гор не убил Тифона, потому что зло продолжает существовать
на земле, но он ослабил его и тем упрочил победу
божественного закона над беспорядочными силами природы. Осирис часто
изображался в виде мумии; его обычные атрибуты - крюк или кнут,
символ власти, и эмблема Нила в виде креста с ушком наверху; это
впрочем, отличительный признак всех египетских богов и называется
многими учёными - исследователями мифологии ключом Нила. Иногда же
Осирис изображается с головою быка (рис.1). Исиду часто
смешивали в искусстве с более древней египетской богиней Хатор,
олицетворявшей небесное пространство, по которому движется солнце;
изображение этой богини сохранилось на капителях храма в Ден-дере;
это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание -
символ вселенной; она как бы стоит на богато украшенной чаше,
символе влаги, без которой ничто не могло бы существовать на
земле. Отличительные признаки Исиды - диск, двойная корона,
означающая владычество над Верхним и Нижним Египтом, и рога на
голове (рис.2). Когда Гор, победив Тифона, привел его к ней в
оковах, Исида по своей доброте простила его: тогда разгневанный Гор
лишил ее короны и заменил ее рогами. Богиня точно так же
изображалась очень часто с головою коровы; вот почему греки
отождествляют ее с нимфой Ио, превращенной Юноной в корону. На
одной из древнейших статуй изображена Исида с головою коровы,
кормящая грудью Гора (рис. 3) В честь этой богини были
установлены празднества, известные под названием таинств Исиды, в
них принимали участие только жрецы и посвящённые. Так как все
объяснения египетских мифов греки основывают исключительно на
соотношении с греческими мифами, то можно предполагать, что Тифон,
временно побеждающий Осириса, есть тот же великан Тифон, также
временно победивший Юпитера. Надо было измыслить миф, объясняющий
происхождение и рождение египетских богов; для богатых воображением
греков это было делом нетрудным. Они придумали следующее: Осирис и
Исида - дети бога Солнца; этот бог, разгневанный на жену за ее
измену, объявил, что у нее не могут родиться дети ни в один из
трехсот шестидесяти дней в году (тогда в году считалось триста
шестьдесят дней). Меркурий, считал себя слегка виновным в измене
богини, захотел исправить причиненное им зло, но так как ни один
бог не может изменить того, что решил другой, то он, по своему
обыкновению, пустился на хитрость: он предложил Луне сыграть с ним
в кости, выиграл у нее семидесятую часть ее света и сотворил из
этой части пять дополнительных дней в году. В эти-то пять
дополнительных дней и родилось пять главных египетских богов:
Осирис, Исида, Тифон, Гор и Нефтида. На памятниках искусства Осирис
является преимущественно в сценах, изображающих похоронные церемонии
и суд над умершими. Исида и Гор фигурируют главным образом во
всех явлениях обыденной жизни и во всех сценах, имеющих какое-либо
отношение к земледелию. В день рождения Гора, совпадающий с самым
коротким днем в году и с цветением лотоса, Гор называется Гор-па-
хердом и тогда изображается в виде слабого ребенка, сидящего на
цветке лотоса; он держит палец у рта, и вот почему его статуи
долгое время принимались за изображение бога молчания. На одном из
барельефов храма в Гермополисе изображен Гор, выходящий из цветка
лотоса, эмблемы Нила и вечной жизни; волосы молодого бога заплетены
наподобие бараньих рогов, в руке он держит плеть - символ власти;
Исида сидя протягивает ему руку, как бы помогая ему выйти из
цветка; позади Гора стоит Нефтида, она дотрагивается до его головы
ключом Нила (рис. 4). На многих памятниках Исида изображена кормящею
грудью Гора, достигшего уже юношеского возраста. В храме города
Фил был найден барельеф, представляющий жреца, приносящего жертву
Исиде в виде цветов лотоса; богиня кормит грудью Гора, стоящего
подле нее; две богини сидят позади Исиды: одна держит зубчатую
линейку - эмблему разлива Нила (она как бы отмечает подъем воды),
а другая держит скипетр, оканчивающийся лотосом, и ключ Нила
(стр.5). Другое скульптурное произведение, найденное в том же храме,
изображает женщину, поющую священный гимн перед Исидой и Гором;
она аккомпанирует себе на арфе, украшенной всеми атрибутами Исиды;
Гор держит в одной руке ключ Нила, а палец другой руки подносит
ко рту (рис. 6). Осирис был главным богом всего Египта, а потому
вокруг его имени группируются почти все мифы и аллегории египетской
религии. «Вся человеческая жизнь, - говорит Мариэтт - уподоблялась
древними египтянами тому пути, который солнце пробегает по небесному
своду, заходящее солнце, исчезавшее за горизонтом, казалось им
образом смерти. Лишь только наступал торжественный момент смерти для
какой-нибудь души на земле, Осирис должен был провести ее к
жизни вечной. Он отождествляется с нею, проходит с нею вместе
через все испытания, назначенные этой душе для очищения ее от
греха; он же смягчал суровых привратников ада и боролся с
чудовищами, обычными спутниками мрака и смерти. Наконец, он же,
победив мрак с помощью восходящего солнца - Гора, восседал в
страшном судилище смерти и открывал очистившейся душе врата вечного
жилища, и блестящее утреннее солнце, появлявшееся с рассветом на
горизонте, являлось символом этого второго рождения к жизни вечной,
не знающей больше смерти». Осирис, по мнению египтян, желая дать
людям видимый образ своего присутствия среди них, воплощается в
быка Аписа (рис.7). Когда в священных коровниках Мемфиса появлялся
на свет теленок с особенными священными приметами, жрецы тотчас же
объявляли о милостивом воплощении Осириса, и повсюду это известие
вызывало народную радость и веселье. Когда Апис умирал естественной
смертью, его с большою пышностью хоронили в подземельях храма
Серапеума, развалины которого теперь найдены. Если же Апис достигал
двадцати восьми лет, число лет Осириса, его убивали. Голова Аписа
должна была быть черной с белым треугольником на лбу; туловище
белое, но с черными пятнами определенной формы. Богиня Нефтида,
которую греки отождествляли с Венерой, была супругой и вместе с
тем сестрой Тифона, но она предпочла другого брата, мягкого и
доброго Осириса, и от союза с ним у Нефтиды родился сын Анубис,
или Инпу, бог с головою шакала, хранитель мумий. Когда Осирис был
убит Тифоном, Анубис его бальзамировал. На одной из фараоновых
гробниц в Фивах изображён Анубис, исполняющий свои печальные
обязанности. Он стоит подле ложа, на котором лежит мумия. Под
ложем стоят четыре сосуда: у первого вместо крышки - человечья
голова, у второго - голова обезьяны-павиана, третий - с головой
шакала и четвертый - с ястребиной головой. Эти головы являлись
воплощением второстепенных божеств, на обязанности которых лежало
охранение внутренностей умерших, положенных в эти сосуды (рис. 8).
Это изображение встречается очень часто на многих надгробных
памятниках. У греков обязанность сопровождать души в жилище смерти
выпала на долю Меркурия, а потому греки отождествляли его с
Анубисом. Тот - бог с головою ибиса олицетворяет божественный
разум, который сотворил всю Вселенную. Он по преимуществу бог
письмен, поэтому он также отождествляется с Меркурием. Ом же -
организатор мира, разогнавший первобытный мрак, и он же рассеивает
потемки души, т.е. невежество и дурные мысли - этих вечных врагов
человечества. Ибис и обезьяна - кинокефал, или павиан - посвящены
этому богу. Ибис - птица, появляющаяся в Египте перед разливом
Нила; следовательно, она, по египетским понятиями знает и
предвидит будущее. Кроме того, когда эта птица ест, ее клюв
образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис
олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, и вот
почему ибис посвящен Тоту, богу божественного разума. В обязанности
этого бога входило наблюдение и определение той высоты, до которой
должен был подниматься Нил во имя разливам, отчего зависело
плодородие в Египте и вместе с тем и существование его обитателей.
На одном из барельефов в храме города Фил (рис. 9) изображен
жрец или важное лицо просящее богов о благополучном разливе Нила.
На этом барельефе бог Тот изображен с головою ибиса, он держит
в одной руке зубчатую линейку - символ разлива Нила, а в другой
- тростник, которым собирается отметить подъем воды. Иногда же Тот
изображался в образе обезьяны павиана, пишущего на табличках.
Египтяне верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен
главная доктрина египетской религии. Благодаря ней установились все
своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы,
изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха
возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов
древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной
из них была строгая система композиционных и иконографических правил,
получивших название “канона”. В древнеегипетском искусстве каноны
не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы
сооружались как усыпальницы . В гробницы помещали портретные статуи
в качестве нетленных двойников покойных , убежищ для их бессмертных
душ - “ка”. Внутри стены гробниц обильно украшались росписями и
рельефами, прославлявшими владельцев и рассказавшими об их подвигах
в жизни. Бессмертие было обещано тем душам, которые Осирис,
верховный судья, признает праведными. Эти души должны были вернуться
в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей
смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой
следовало небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена
в египетском похоронном требнике. Эта священная книга, которая
должна была находиться в каждом
гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов.
Глава вторая этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после
смерти, а глава сорок четвертая ясно и определенно говорит о том,
что эта новая жизнь
будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами,
обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай
бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или
же для того, как говорит текст требника, «чтобы душа могла вновь
соединиться со своим телом». На одном надгробном памятнике в виде
столба (стела) в Булакском музее умерший, представ перед Верховным
Судьёю, говорит следующее, как гласит надпись: «Я привязан к богу
моей любовью, я накормил голодающего, подал воды жаждущему, одел
лишенного одежды и приютил бесприютного». Эти слова, в которых
выражено стремление к высшему нравственному совершенству, являются на
этом памятнике не случайным единичным явлением, говорит Мариэтт, а
встречаются весьма часто на надгробных памятниках, так что их можно
считать обычной повседневной молитвой. Бог Тот изображался всегда в
сценах суда над душами и встречается очень часто на надгробных
памятниках. Он часто изображался с богиней Пахт, или Сехмет,
богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с
головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится
злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою
же
ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями,
помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах
взвешивалось все добро
и зло, содеянное этой душой, и бог Тот записывал решение, а
Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа
должна была
воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в
свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже к образе животного
на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй
смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие
души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью
и поведением на земле. Хотя Осирис, Исида и Гор - главные
египетские боги, но Мемфис и Фивы, бывшие долгое время столицами
двух отдельных царств, имели особенных богов, которые потом
смешались и соединились в египетской мифологии. Птах был главным
богом Мемфиса; он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой
головой. Он назывался богом «с красивым лицом, богом, придающим
новую жизнь или новые формы». Птах есть то божество, которое
снабдило бога Ра, сотворившего
Вселенную, всеми элементами, из которых составился мир. Он часто
изображается с символом воскресения на голове - это скарабей, или
навозный жук, - и попирает ногами крокодила, символ мрака. Амон
является высшим божеством Фив; греки отождествляли его с
Юпитером. Он главный деятель в природе и главная причина,
заставляющая природу вечно возобновляться. Так как для Египта высшее
проявление могущества этого бога заключалось в размножении стад, то
Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот почему в Фивах
к храмам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные по обеим
сторонам бараньими головами. Это животное было ему посвящено и -
чаще всего приносилось ему в жертву. Когда Амон олицетворял
живительную теплоту солнца, он назывался Амон-Ра. Его супруга -
богиня Мут - называлась царицей неба и владычицей ночи, она же была
матерью восходящего солнца. Обычная одежда Амона - короткая туника,
подпоясанная кушаком, его головной убор - красная корона с двумя
большими черными перьями. Богиня Мут всегда изображалась с двойной
короной (пшент)-- эмблемой господства над Верхним и Нижним
Египтом. Её отличительный признак - ястреб, символ материнства.
Египтяне полагали, что все ястребы - самки, и поэтому считали его
символом материнства.
Нил есть только видимое воплощение Амона, которому Египет обязан
своим плодородием. Бог тогда назывался Амоном-Нилом или Кнуфисом. На
одном античном барельефе в храме Дендеры Амон-Кнуфис изображен с
бараньей головою, украшенною перьями; он с распущенными крыльями и
держит в одной руке ключ Нила, а в другой - парусное судно (рис.
10). Многочисленные памятники Египта изображают этого бога как
повелителя Нила, регулирующего разлив его вод. На одном барельефе в
городе Филах изображен египетский фараон Птолемей III Евергет,
приносящий жертву Амону-Кнуфису (рис. 11). Этот бог, по обыкновению,
окрашен в голубую краску, его баранья голова ещё украшена
козлиными рогами, символом размножителя, диском и солнечными лучами;
он держит в руке ключ Нила и жезл милостивых и добрых богов; за
ним сидит его супруга, окрашенная в красную краску: на голове у
нее рога, а в руках жезл с цветком лотоса, отличительный признак
египетских богинь, и ключ Нила.
Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и
получали тогда титул сыновей Амона. Александр Великий, говорит один
из исследователей Древнего Египта, будучи умным и хитрым политиком,
прекрасно понял, что самый лучший способ упрочить свою власть над
Египтом и приобрести популярность заключался в том, чтобы
воспользоваться некоторыми религиозными предрассудками, упроченными
веками; поэтому он отправился в оазис Амона, где находился главный
храм и оракул этого бога. Оракул провозгласил его сыном Амона,
или солнца, и с тех пор он является в глазах египтян воплощением
солнца, которому они должны были, по своим верованиям, повиноваться
беспрекословно и безропотно. Его потомки Птолемеи продолжали
следовать его примеру, отправляясь в храм Амона за почетным в той
стране титулом - “сын солнца”.
Диодор Сицилийский упоминает в своих сочинениях о праздниках и
торжественных шествиях, во время которых изображение бога Амона
несли в священной лодке. “Статуя бога, говорит он, покрыта
изумрудами и другими драгоценными украшениями. Восемьдесят жрецов
несут ее в золотой лодке на своих плечах; их сопровождают толпы
женщин и молодых девушек, поющих священные песни и стихи”.
“Египтяне, говорит Плутарх, уверяли, что солнце и луна не ездят
на колесницах, как то полагали греки, а только в лодках, в
которых они плавают вокруг земли”. И действительно, греки всегда
изображали солнце под видом юноши, голова которого окружена лучами,
едущим на колеснице, которой он управляет, тогда, как египтяне
всегда изображали солнце едущим в лодке. Обыкновенно посредине
священной лодки находилось изображение бога, скрытого от глаз толпы
занавесками или дверцами; всевозможные эмблемы, изображение
второстепенных богов и священных сосудов покрывали нос и корму
лодки. Символические лодки, изваянные на стенах храмов, - копии тех
священных лодок, которые несли жрецы на плечах во время шествия.
Эти лодки были украшены драгоценностями и делались из дерева редких
пород, слоновой кости и даже золота и серебра; они все походили
друг на друга и отличались только атрибутами и эмблемами. В храме
города Фил находится изображение символической лодки, посвящённой
Исиде; её несут на плечах жрецы (рис.12); нос и корму лодки
украшают головы Исиды, а над лодкою изображён диск, окружённый
лучами, - символ движущегося солнца. На стенах Карнакского храма
изображена такая же священная лодка; она плавает по Нилу;
украшающие её бараньи головы указывают на то, что она посвящена
Амону, главному божеству Фив. Но эта лодка не сама плавает по
священным водам: её тащит другая, более скромная лодка; она
украшена цветами лотоса, и у неё голова ястреба - перелётника
(сокол) - символ восходящего солнца (рис. 13). Каждому почти
египетскому богу придавали, таким образом формы, и каждому из них
посвящено было таким образом какое-нибудь животное. Итак, мы
познакомились с богами древнеегипетского мира, оставившими о
себе память своими делами или мыслями. Это были мужчины и женщины
, счастливые и несчастливые, глупые и мудрые , преступники и
жертвы . Но все вместе они составляют мифы и легенды , которые
объясняют нам некоторые явления природы . Таким образом мифология
является одной из самых важных и интересных наук.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


1. “МИФЫ В ИСКУССТВЕ СТАРОМ И НОВОМ” по РЕНЕ МЕНАРУ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1993
2. КЕРАМ “БОГИ, ГРОБНИЦЫ, УЧЁНЫЕ”
МОСКВА 1953
3. И.А. АНТОНОВА “ШЕДЕВРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА”
МОСКВА 1986







Реферат на тему: Боги древнего Рима



Реферат по

культурологии



На тему:

Боги Древнего Рима



Подготовил:
Студент 309 группы
Физико-математического факультета
Коваленко Андрей Сергеевич



Научный руководитель:

_______________________________



План:



Введение 3

I. Во что верили римляне? 3

II. Культ мертвых и домашние божества 7

III. Боги. Древние италийские божества 10

Юпитер 10

Янус 11

Марс 12

Юнона 12

Минерва 13

Диана 14

Венера 15

Флора 15

Теллура 15

Церера 16

Бахус 16

Вертумн и Помона 17

Фавн 17

Фавна 18

Вулкан 19

Гении и Юноны 19

Заключение 21

Список использованной литературы: 22



Введение


Подобно Библии, мифы и легенды древности оказали огромное влияние на
развитие культуры, литературы и искусства. Еще в эпоху Возрождения
писатели, художники, скульпторы начали в своем творчестве широко
использовать сюжеты сказаний древних римлян. Поэтому постепенно мифы стали
неотъемлемой частью европейской культуры, как, собственно, и шедевры,
созданные по их мотивам. «Персей и Андромеда» Рубенса, «Пейзаж Полифемом»
Пуссена, «Даная» и «Флора» Рембрандта, «Встреча Аполлона и Дианы» К.
Брюллова, «Похищение Европы» В. Серова, «Посейдон несущейся по морю» И.
Айвазовского и др.

I. Во что верили римляне?


Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой.
Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса,
подобного «Илиаде» и «Одиссее», не знали также и мифологии. Их боги
безжизненны. Это были персонажи неопределенные, без родословной, без
супружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли в
одну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишь
прозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У них
не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, в котором мы теперь
усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали
достоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именно от римлян
пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия
- поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ - означающая с
переносном смысле «почитать», «ублажать» и предполагающее выполнение
религиозных обрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов,
порочащих честь и достоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса,
который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений и
безнравственности.
В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых
земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей
скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его
деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не
испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни
луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили
воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн,
заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении.
Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей,
молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью,
деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала
растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни,
умащенные маслом.
Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских
писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.
По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых
мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой
различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо
высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс,
могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое
множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в
жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в
обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни
человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была
покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и
Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за
переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка
правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить,
Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.
И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый
успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева или
благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, бога
Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей,
ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала
насмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одного
привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они
поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли -
богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел
одновременно стеречь петли и порог».
Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался
утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что
он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же
осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно
называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог
ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи
холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на
котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине,
мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат
жертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божеству
было непонятным. Он отлично знал, что Зевс - мужчина, а Гера - женщина, и
ни секунды в этом не сомневался.
Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так
охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели
его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине
лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные
таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий
сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.
Одиссей, препирающийся с Афиной, Диомед, борющийся с Афродитой, все
ссоры и интрижки греческих героев с Олимпом были для римлянина не понятны.
Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом,
он наверняка делал это не только для того, чтобы больше сосредоточиться, но
также из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказаться
поблизости.
В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому,
как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно
и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю
религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам
(Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали
судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает
дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому
существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти
молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое
нарушение сводило на нет результаты богослужения.
Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как
следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не
предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи
музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же
обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали
сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву,
содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить
какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте.
Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему
был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый
слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и
одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было
услышать, кроме слов произносимой молитвы.
Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания,
которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни.
Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в
различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые
авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в
священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные
явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную
минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым
излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы
должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить
мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с
вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и
молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и,
обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и
сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя,
авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу.
Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и
военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.
Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из
семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших
религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не
знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее
проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом
можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.
Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было
обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов
побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от
их гнева.
Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец
провозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, который
простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который
покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю
почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство
карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в
Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и
благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого
хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут
храм и в вашу честь будут учреждены игры».
До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые
оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой
народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое
духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения,
удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и
обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык
мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, -
страну
плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая
соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные,
этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных
горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари
одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а
окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них
топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые
отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали
письменность и многие религиозные представления, которые, однако,
переиначивали по-своему.
Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их
выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни,
богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая
латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы.
С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа
жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие
жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были
вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование
реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с
крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских
могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже
крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом
орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие.
Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.
Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города
Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек
с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика.
Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать
правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из
заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше
других народов знают, как следует толковать божественные знамения и
предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное
приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и
положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам,
предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету
узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему
сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую
позднее переняли римляне.



II. Культ мертвых и домашние божества


Духи предков назывались у римлян манами - чистыми, добрыми духами. В
этом названии было больше лести, чем, чем действительной веры в доброту душ
умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждая
семья чтила души собственных предков, и в дни 9, 11 и 13 мая повсюду
проводились Лемурии - праздники мертвых. Тогда считали, что в эти дни души
выходят из могил и блуждают по свету как вампиры, которых называли лемурами
или ларвами. В каждом доме отец семейства вставал в полночь и босиком
обходил все комнаты, отгоняя духов. После этого он мыл руки в родниковой
воде, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывал через дом,
не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это
отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». Невидимые духи шли
следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи
снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося,
чтобы духи покинули дом.
21 февраля был другой праздник, называемый Фералии, в этот день для
умерших готовили трапезу. Духи не требуют слишком многого, нежная память
живущих приятнее им, нежели обильные жертвы. В дар им можно принести
черепицу с увядшим венком, хлеб, размоченный в вине, немного фиалок,
несколько зерен пшена, щепотку соли. Самое главное - помолиться им от всего
сердца. И следует о них помнить. Однажды во время войны забыли провести
Фералии. В городе начался мор, а по ночам души целыми толпами выходили из
могил и громким плачем оглашали улицы. Как только им принесли жертвы, они
вернулись в землю и мор прекратился. Страной умерших был Орк, как у греков
Аид, - глубокие подземные пещеры в недоступных горах. Так же назывался и
властелин этого царства теней. Мы не знаем его изображения, так как он
никогда его не имел, как не имел никаких храмов и никакого культа. Однако
на склоне Капитолия был найден храм другого бога смерти, Вейовиса, имя
которого как бы означало отрицание благотворной силы Юпитера (Йовиса). В
близком родстве с духами предков находятся гении, представляющие жизненную
силу мужчин, и юноны - что-то вроде ангелов-хранителей женщин. Каждый
человек в зависимости от пола млеет своего гения или свою юнону. В момент
появления человека на свет гений входит в него, а в час смерти покидает,
после чего становится одним из манов. Гений наблюдает за человеком,
помогает ему в жизни, как может и умеет, и в тяжелую минуту полезно
обращаться к нему, как к ближайшему заступнику.
Некоторые, однако, считали, что, рождаясь, человек получает двух
гениев: один склоняет его к добру, другой направляет на злое, и в
зависимости от того, за кем из них он пойдет, человека после смерти ждет
благословенная судьба или кара. Однако это было уже скорее богословское
учение, нежели всеобщая вера.
В дни рождения каждый приносил жертву своему гению. Гения изображали
в виде змеи или римским гражданином, в тоге, с рогом изобилия.
К этому же семейству духов-покровителей относятся лары, которые
опекают поле и дом крестьянина. В Риме не было культа более популярного,
чем культ ларов. Каждый в своем доме молился им и почитал этих добрых
божков, так как приписывал им все успехи, здоровье и счастье семьи. Уезжая,
римлянин прощался с ними; возвращаясь, здоровался прежде всего с ними. Они
с детства смотрели на него из своей часовенки (в сущности это был особый
шкафчик, в котором хранились изображения ларов. Называли его - ларариум),
установленной возле домашнего очага, присутствовали при каждом ужине, со
всеми домашними делили их радости и печали. Как только семья садилась за
стол, хозяйка дома прежде всего отделяла порцию ларам, в особые посвященные
ларам дни в жертву им приносили венок из живых цветов. Сначала чисто
семейный, культ ларов распространился потом на город, его участки и все
государство. На уличных перекрестках стояли часовни участковых ларов, и
местные жители относились к ним с большим почтением. Ежегодно в первые дни
января отмечался праздник участковых ларов. Это было большой радостью для
простого люда, так как в праздновании участвовали комедианты и музыканты,
атлеты и певцы. Праздник проходил весело, и не один кувшин вина выпивался
за здоровье ларов.
В той же самой часовенке возле домашнего очага вместе с ларами
обитали также благодетельные божества - пенаты. Они опекали кладовую.
Для того, чтобы понять первичный культ ларов и пенатов, необходимо
представить себе древнейший римский дом, хижину земледельца с одной главной
комнатой - атриумом. В атриуме находился очаг. На нем готовили пишу, и
одновременно он согревал домочадцев, собиравшихся главным образом в этой
комнате. Перед очагом стоял стол, вокруг которого все садились во время
еды.
За завтраком, обедом и ужином для пенатов на очаг ставили мисочку с
едой в благодарность за домашний достаток, стражами которого они были.
Благодаря этой жертве все блюда тоже становились как бы священными, а если
на землю падала, например, даже крошка хлебы, ее следовало бережно
поднять и бросить в огонь. Так как государство считалось большой
семьей, то были также пенаты и государственные, чтимые в одном храме с
Вестой.
Родственная самим именем греческой Гестии, Веста была олицетворением
семейного очага. Ее почитали в каждом доме и в каждом городе, но более
всего в самом Риме, где храм ее был как бы центром столицы, а
следовательно, и всего государства. Культ Весты был древнейшим и одним из
самых важных. Храм вместе с рощей находился на склоне Палатинского холма
возле Форума, у самой Виа Сакра - священной дороги, по которой проходили
триумфальные шествия победоносных вождей. Форум - площадь, рынок, вообще
место, где собиралось много народа; центр экономической и политической
жизни. В Риме таким центром
стал Римский Форум (Форум Романум). Рядом находился так называемый атриум
Весты, или, монастырь весталок. Неподалеку располагалось жилище верховного
жреца - Регия, или «царский дворец». Его называли «царским дворцом» потому,
что там некогда жил царь (Рекс), а будучи верховным жрецом, он одновременно
был и непосредственным главой весталок.
Сам храм, маленький, округлый, напоминал своим видом первобытные
глиняные лачуги древнейших, еще сельских жителей Рима. Он делился на две
части. В одной пылал вечный огонь Весты, эта часть днем была доступна для
всех, однако ночью туда нельзя было входить мужчинам. Другая часть, как бы
«святая святых», была скрыта от людских глаз, и никто толком не знал, что
там находится. Хранились там некие таинственные святыни, от которых
зависело счастье Рима. В самом храме не было статуи Весты, она находилась в
реддверии, выполненная по образцу греческой Гестии.
Службу в храме несли шесть весталок. Их выбирал верховный жрец
(понтифекс максимус) из лучших аристократических семей. Девочка поступала в
монастырь между 6 и 10 годами жизни и оставалась в нем в течение тридцати
лет, сохраняя невинность и отрекшись от мира.
Первые десять лет ее учили всевозможным обрядам, следующие десять лет
она служила в храме, последние десять лет обучала новеньких. Через тридцать
лет весталка могла покинуть монастырь, вернуться к жизни, выйти замуж и
создать собственную семью. Однако случалось это чрезвычайно редко - по
всеобщему убеждению, весталка, покинувшая храм, не найдет счастья в жизни.
поэтому большинство из них предпочитало оставаться в монастыре до конца
своих дней, пользуясь уважением подруг и общества.
Главной задачей весталок было поддерживать вечный огонь на алтаре
богини. Они следили за ним днем и ночью, все время подкладывали новые
щепки, чтобы он никогда не угасал. Если огонь гаснул, это было не только
преступлением нерадивой весталки, но предвещало неизбежное несчастье для
государства.
Разжигание огня заново было очень торжественной процедурой. Добывали
огонь трением двух палочек друг о друга, то есть самым первобытным
способом, уходящим к каменному веку и встречаемым теперь лишь у народов,
затерянных в дальних углах земли, куда еще не достигла цивилизация. Культ
Весты неукоснительно сохранял формы быта древнейшей Италии, поэтому все
орудия в храме - нож, топор - должны были быть бронзовыми, а не железными.
Весталки не
имели права уходить из города, они обязаны были находиться всегда
поблизости от священного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь,
запарывали насмерть. Столь же суровое наказание постигало весталку, которая
нарушала обет целомудрия. Ее сажали в плотно закрытый паланкин (крытые
носилки), чтобы никто не мог ни увидеть ее, ни услышать, и несли через
Форум. При приближении паланкина прохожие молча останавливались и, склонив
головы, шли за процессией к месту казни. Оно находилось возле одних из
ворот города, где уже ожидало вырытое углубление, достаточно обширное,
чтобы в нем могли поместиться ложе и стол. (Весталок, нарушивших обед
девственности, замуровывали заживо в земляном валу близ Коллинских ворот в
восточной части города.) На столе зажигали лампу и оставляли немного хлеба,
воды, молока и оливкового масла. Ликтор открывал паланкин, а в это время
верховный жрец молился, подняв руки к небу. (Ликторы - служители, а также
почетная стража высших должностных лиц; вооружены были фасциями (пучок
розог) с воткнутыми в них топорами.)
Закончив молитву, он выводил осужденную, прикрытую плащом, чтобы лица
ее не могли увидеть присутствующие, и приказывал ей сойти по лестнице в
приготовленное углубление. Лестницу вытаскивали, нишу замуровывали. обычно
весталка умирала через несколько дней. Иногда семье удавалось потихоньку
освободить ее, но разумеется такая освобожденная весталка навсегда
устранялась от общественной жизни.
Весталки были окружены большим уважением. Если одна из них выходила
на улицу, впереди нее шествовали ликторы, как перед высшими чиновниками.
Весталкам предоставлялись почетные места в театрах и цирках, а в суде их
свидетельство имело силу присяги. Ведомый на смерь преступник, встретив
одну их этих одетых в белое девиц, мог припасть к ее ногам, и если весталка
возглашала помилование, его отпускали на свободу. Молитвам
вестальских дев придавали особое значение. Они ежедневно молились за
успехи и целостность римского государства. В девятый день июня, в
торжественный праздник Весталий, римские матроны совершали
паломничество к храму Весты, неся в глиняной посуде скромные жертвы. В этот
день мельницы украшали цветами и венками, а пекари шумно веселились.



III. Боги. Древние италийские божества


Юпитер


Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света,
грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его
божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель
находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него
зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал
раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему
посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.
Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в
тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не
мог по нему пройти и таким образом осквернить священное место. Земля
бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом
молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву
двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и
богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут храм,
куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи
побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер
одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он
жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В
честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году
проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при
сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры
с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому
Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные
дни года - иды каждого месяца (13-15 числа). Имя Юпитера упоминалось при
всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем
клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу
и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные
черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества
греков Зевса, то с усилением
влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой
мифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на
Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал
людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому
Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала
считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине
предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом
богини Реи, супруги Кроноса.
Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги -
сатурналии, начинавшийся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшийся
семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о
золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия,
«вечно стояла весна» и «урожай без распашки Земля приносила», «сладкий
вкушали покой безопасно живущие люди». И действительно, в дни сатурналий
люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они
делали
своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за
стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда
равенству между людьми.


Янус


Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света,
открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь
запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место владыке неба Юпитеру, а
сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний времени. Под
его покровительством находились все входы и выходы, буть то двери частного
дома, храма богов или ворота городских стен. Именем Януса, призываемого
жрецами, начинался каждый день; первый месяц года и первый день года также
назывались его именем и праздновались в его честь. (Януарис - латинское
название, от которого произошло название одного из зимних месяцев
«январь»). Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина,
плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того,
чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого)
удовлетворения всех желаний.
Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не
омрачать ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог
ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы
приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и
возносили молитвы о благополучии римского государства.
Храм Януса представлял собой две большие арки,
соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг
напротив друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица,
обращенных в противоположные стороны (одно - в прошлое, другое - в
будущее). В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные
врата. поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и
годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300
(латинские цифры - CCC), на левой - 65 (латинские цифры - LXV), что
означало число дней в году. Особую роль храм Януса играл в военных делах
Древнего Рима (Первый храм богу Янусу был воздвигнут по преданию царем
Нумой Помпилием. На удивление современникам и потомкам врата его были
закрыты на протяжении 43 лет). Когда принималось решение объявить войну
какому-либо государству, главное государственное лицо, будь то царь или
консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками
проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые
взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми.
Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед
статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные
дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались
на ключ.
Бог Янус, кроме того, считался покровителем дорог и путников. Его
почитали и италийские мореходы, верившие, что именно он научил людей
строить первые корабли. Существовало также поверье, что Янус царствовал на
земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и
исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому
божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а
сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В
честь Фонса в октябре устраивались празднества - фонтиналии. Колодцы
окружали гирлян

Новинки рефератов ::

Реферат: Новации в процессе обучения иностранным языкам (Иностранные языки)


Реферат: Женщина в современном обществе: к истории гендерной проблематики (Культурология)


Реферат: Контрольная работа (Математика)


Реферат: Кризис коммунизма в странах Восточной Европы (История)


Реферат: Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники (Религия)


Реферат: Библия Барнабы (Избранные главы из Евангелия от Варнавы) (Религия)


Реферат: Философия, ее предназначение, сущность и функции (Философия)


Реферат: Образ жизни населения России в 90-е годы (Социология)


Реферат: Образование Халифата (История)


Реферат: Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков (Социология)


Реферат: Обществознание 11-й класс (Педагогика)


Реферат: Социальные роли личностей (Социология)


Реферат: Городское хозяйство Москвы 1725-1800 (Москвоведение)


Реферат: Амортизация основных фондов (Аудит)


Реферат: Жизнь и смерь Курта Кобейна (Музыка)


Реферат: Разработка тиристорного преобразователя (Радиоэлектроника)


Реферат: Демократія (Политология)


Реферат: Взаимосвязь плановой экономики и тоталитарного общества (Ф. Хайек. Путь к рабству) (Политология)


Реферат: ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ (Музыка)


Реферат: Энергетические вещества тканей почки (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист