GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Гадание (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Гадание (Культурология)


Реферат на тему:

«Классические системы гадания»



Проверил преподаватель

Резвых П.В.



Краткое описание классических систем гадания. 3

Таро: 3
Состав и значение 4
Старшие Арканы 5
Младшие Арканы. 7

Книга перемен: 8

Астрология: 11

Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания. 13

Заключение 16

Литература. 16

Краткое описание классических систем гадания.


Таро:

Таро в Европе появился в пятнадцатом веке. Карты самой ранней из
известных колоды Висконти-Сфорца назывались тогда «тароччи». Существует
теория, что имя это принято колодой от названия реки Таро, притока
знаменитой По в северо-центральной Италии, в долине которой и стали
известными когда-то древние «тароччи».
Сторонники же восточного происхождения карт привлекают на свою
сторону селение Таро в Верхней Бирме и озеро Тарок-Цо на юго-западе Тибета.
Точно объяснить происхождения названия сегодня вряд ли возможно. Но
из многих версий особенного внимания заслуживает распространившееся в
восемнадцатом веке толкование термина как слияния двух египетских слов: ТАР
(дорога, путь) и РО, РОС (РОШ) или РОГ (король, царь), то есть Таро -
«царский путь», «дорога королей». В пользу этой гипотезы говорит древнее
представление о семи великих («королевских») дорогах, коими боги ведут
ищущих истину.
Некоторые связывают Таро со средневековой сектой катаров или
альбигойцев. А в прошлом веке орден Золотой Заутрени обнаружил определенную
связь карт Старших Арканов и с каббалистическим Древом Жизни. И практически
все исследователи сходятся на том, что карты Таро - это остатки
закодированного древнего знания, на что указывают присутствующие в них
элементы египетской религиозной символики и орфических мистерий, арабской
символики цифр и кельтских легенд, астрологии и каббалистики.

Состав и значение

Термин «Аркан» восходит к латинскому «арканум»[1] - тайна, секрет.
Таким образом, Старшие, или Мажорные Арканы - это Великая Тайна, тайна
духовная, оккультная. Младшие же, или Минорные Арканы, объединяющие четыре
масти - Тайна Малая, светская, «бытовая». Арканами - тайниками, тайными
вместилищами, хранителями тайн, называют также и сами карты Старших
Арканов: например, Аркан I - Маг, Аркан XXI - Мир, или Корона Магов.
В конце прошлого века неутомимые энтузиасты и исследователи Таро
обнаружили тайны и в самом названии колоды - вернее, в его анаграммах-
перестановках. Так, для иудеев «Тора» означает закон, а «Троа» - врата. По
латыни «Рота» - колесо, а «Орат» означает «говорить, убеждать, умолять».
«Таор» (иначе - Таур) - имя египетского божества тьмы, «Атор» (иначе -
Афор) - египетский же Хафор, бог веселья.
Не только латынь хранит загадки Таро. Тетраграмматон - то есть четыре
буквы еврейского алфавита, написанные на ободе колеса фортуны (Аркан Х) -
Йод, Тхей, Вау и Тхей, составляют в одном прочтении имя Яхве, в другом
Иеговы, и покровительствуют различным частям колоды Таро: Йоду подвластны
четыре масти, Тхей заправляет четырьмя фигурными картами каждой масти, Вау
властвует над четырьмя десятками числовых карт (по десять в каждой масти) и
Тхей управляет всей четверкой Старших Арканов - тремя семерками номерных
Арканов с I по ХХI и стоящим особняком «нулевым» Арканом - Шутом.
Структуру Таро можно представить как отражение взаимоотношений Бога,
человека и вселенной, или иначе - связей между миром идей, сознанием
человека и миром физическим. В этой диаграмме в центр помещен малый круг
или точка, изображающая человеческую душу, треугольник представляет
тройственную сущность Бога, а квадрат символизирует явленный мир. Карты
Таро поставлены в соответствие различным частям этого чертежа.



В современных игральных колодах, иногда применяемых также и для
гадания, исчезли Старшие Арканы, для которых не нашлось подходящего
игрового смысла (козырями в играх становились карты одной из мастей), Мечи
стали Пиками, Посохи - Трефами, Кубки - Червами, Пентакли - Бубнами. Масти
потеряли рыцарей и возвели Пажей в ранг Валетов. Только в 54-листовой
покерной колоде остался рудимент Старшего Аркана - Шут, преобразившийся в
двух Шутов-Джокеров.

Старшие Арканы

Глвная загадка Таро - Старшие, или Мажорные Арканы - двадцать две
символические и аллегорические карты, описывающие постоянные и вечно
меняющиеся физические и духовные силы, властвующие над человеком.
Существует немало вариантов внутренней иерархии Старших Арканов:
карты разделяют на титулованные и аллегорические, символы главных
добродетелей и астрологических элементов, знаки удачи и вселенской
предопределенности. По некоторым версиям, Арканы с I по VII определяют
интеллект человека, иначе Разум, Арканы с VIII по XIV властвуют в сфере
нравственности, или Души, а Арканы с XV по XXI правят событиями
материальной жизни человека, или его Бытием. По другим воззрениям, карты
Старших Арканов могут быть поставлены в соответствие мастям Младших
Арканов, или астрологическим символам, или символам оккультным, или числам,
или же буквам еврейского алфавита - в духе Каббалы.
В одном из прочтений сам термин «Каббала» означает «власть двадцати
двух», что находит отражение в одном из основных каббалистических символов
- Древе Жизни. Десять его сефиротов (тех самых «истечений, излучений,
эманаций») соединены двадцатью двумя ветвями-тропинками, которым каббалисты
нового времени поставили в соответствие двадцать две карты Старших Арканов
Таро.
Но их опередил Курт де Гебелин, еше в 1781 году выдвинувший теорию,
что Старшие Арканы представляют собой легендарную «Книгу Тота», спасенную
из руин сожженных египетских храмов тысячи лет назад. «Книга Тота»,
известная также как «Книга Таро» или «Книга Золотых Листьев», будто бы
содержала в себе синтез всего человеческого знания, проникнутого глубоким и
древним мистицизмом.
Двадцать две карты Старших Арканов толкуются обычно как
иероглифические картины, размещавшиеся на колоннах в галерее подземного
храма, куда искатели высшей истины попадали в процессе посвящения. Сами
картины до нас не дошли. Не сохранились и подлинники «Книги Тота».
Утверждают, что глиняные таблички с ее копиями были в фондах
Александрийской библиотеки - увы, сгоревшей. А в семнадцатом веке кардинал
Бембо описал бронзовые «таблички Изис», впоследствии также утраченные, но
успевшие, как видно, повлиять на современные колоды Таро.

Младшие Арканы.

56 карт Младших Арканов разделены на четыре масти («свиты»), 14 карт в
каждой: 4 фигурных, или костюмных - так называемый «двор», и 10 очковых,
или числовых - от десятки до туза, корня масти.
Создатели карт с древних времен до настоящего обозначали масти знаками
звезд и стрел, птиц и собак, зеркал и колонн, лун и якорей, и все так же не
смогли уйти от традиционного деления колоды на четыре масти (не считая,
разумеется, Старших Арканов). В чем же причина устойчивости четверки?
Широко бытует мнение, что четыре масти представляют четыре касты
древне-египетского царства.
Другая популярная теория утверждает, что масти представляют четыре
сословия средневековой Европы: мечи - рыцарство, знать и аристократию,
посохи (жезлы) - крестьян и низшие сословия, кубки - церковные и иные
духовные группы и монеты - сословия коммерческие.
Кто-то ассоциирует масти с предметами - чакрой, палицей, раковиной и
луком, которые держит в четырех своих руках индийское божество Вишну, а
также комплексное двуполое божество Ардханаришвара - одно из воплощений
Шивы.
В середине шестнадцатого века карты представлялись азартной игрой, в
которой мечи пророчили смерть тому, кто отчается и обезумеет от игры,
посохи сулили наказание мошенникам и шулерам, кубки намекали на вино,
способное уладить все споры, а монеты представляли смысл и цель игры.
В средневековой Франции масти ассоциировали с военным делом. Пики
представляли запасы или склады оружия, необходимого для битв. Трефы
означали распространенное луговое растение и предостерегали полководцев не
заводить свои войска в места, бедные кормом для лошадей. Сердца (червы)
символизировали мужество и стойкость офицеров, а алмазы (бубны) напоминали
тип прочных стрел, выпускавшихся из аркебуз.
В семнадцатом веке четыре масти предостерегали от четырех опасностей
в жизни человека: убийства, насилия, беспорядков и преступлений ради
выгоды.
Но находились и такие, кто считал масти достойными знаками и ставил в
соответствие мечам справедливость, посохам - мужество, кубкам - веру, а
монетам - милосердие.
Четыре масти уподобляли четырем временам года, четырем первостихиям,
четырем мирам Каббалы, четырем магическим элементам алхимии и, конечно,
четырем буквам имени Бога - YHWH (тетраграмматон).


Книга перемен:


Древнекитайская «Книга перемен», в устной форме зародившаяся около 5
300 лет назад, оказалась записанной лишь после того, как прошло примерно 2
000 лет. Изначально метод предсказаний, излагавшийся в ней, был прост.
Использовались две линии: одна - сплошная, другая - прерывистая. Они
позволяли гадающему лицу получить утвердительный или отрицательный ответ на
постоянный вопрос - наподобие того, как это делается при гадании с монетой
(падает решкой вверх - да, орлом - нет).
Затем возникла серия диаграмм, в которых вертикальные линии чертили
попарно, а позже - триграмм, включающих в себя восемь комбинаций (столбцов)
из трех линий; каждая комбинация получила свое название: «Небо», «Земля»,
«Солнце», «Луна», «Воздух», «Вода», «Гора», «Гром».
Значения линий, однако, не были резко противоположными. Сплошная
(«янь») носила в себе, скорее, генерирующее начало, а прерывистая («инь») -
воспринимающее. Когда «янь» начинает, «инь» поддерживает. Другие значения
«янь» и «инь» - свет и тень, жесткий и мягкий, экспрессивный и созерцающий,
твердый и податливый, сильный и слабый, день и ночь и т.п. Существует
множество и других смысловых оттенков, но никогда эти понятия не
определяются как хорошее и плохое. Иногда возникает острая необходимость в
«янь», иногда - в «инь». Всегда одно начало дополняет другое. И только из
сочетания обоих начал получается то, что называется основой бытия. Это
особенно видно при изучении триграмм и их толкований.
Триграмма «Небо» воплощает собой силу в чистом виде, поскольку она
составлена из трех «янь». Отсюда другое ее дополнительное значение -
небеса, всемогущие и благословляющие «Землю», которая представлена
воспринимающим началом - тремя «инь».
Подобным же образом триграмма «Солонце» может быть истолкована как
огонь и даже молния. В расширенной интерпретации триграмма «Луна» означает
все, что стоит на пути, вытесняет солнечный свет: тучи, дождь и даже
опасный поток в узком ущелье.
Из прочих триграмм «Вода» может также обозначать озеро или болото,
море или океан, «Гора» - высоту или вершину. «Гром» - борьбу, душевное
смятение.
Существуют и другие, более сложные значения триграмм, связанные с
ассоциациями. Триграмма «Солнце» может означать также ветер, который
проникает всюду, как и солнечный свет. Ассоциация развивается дальше, и у
триграммы появляется новое значение: лес, поскольку корни дерева проникают
в землю.
Значения триграмм продолжали развиваться и включили в себя
абстрактные понятия. Например, «Луна» или «Вода» предполагали опасность,
«Гора» - неподвижность, и т.д.
Входили туда и понятия родства. «Небо» имело значение отца, «Земля» -
матери. Прочие же триграммы рассматривались как дочери и сыновья.
Далее триграммы сдваивались, образуя гексаграммы. В результате
получились 64 гексаграммы, вроде «Небо над Землей» или «Луна над Громом».
Гексаграммы толковались сложнее, причем какая-то одна линия могла в
отдельном случае иметь больше значений, чем остальные.
Со временем «Книга перемен» превратилась в Книгу мудрости. Великий
китайский мудрец Конфуций весьма ценил ее и даже дополнил ее собственными
интерпретациями гексаграмм.
Существуют различные способы гадания, связанные с различными
предметами.
Раньше брали 49 стебельков тысячелистника. Не считая, их делили на 2
кучки, которые в свою очередь разделялись на меньшие. В результате получали
пучки тысячелистника, которые, если в них было четное количество
стебельков, обозначали «инь», а нечетное - «янь». Процедура повторялась, в
результате чего линия за линией выстраивалась гексаграмма.
Сейчас для тех же целей используются монеты. Например, гадающий берет
три монеты, трясет и бросает на плоскую поверхность. Если все или две из
них упали вверх решкой, то они обозначают «янь», если орлом- «инь». Таким
образом получается нижняя линия в гексаграмме. Процедура повторяется до
построения всей гексаграммы. Либо можно взять шесть монет, случайным
образом сложить в столбик, который затем ставят на стол. Пять верхних монет
сдвигаются, остается нижняя, затем четыре и т.д. Таким образом получается
гексаграмма. Самый простой способ состоит в подбрасывании одной монеты
шесть раз. Решка - сплошная линия, орел - прерывистая.

Астрология:


Предшественницей астрологии была астромантия. Она зародилась в
Вавилоне, откуда проникла в Грецию. Солнце, Луна и планеты представлялись
небесными божествами, чьи намерения и влияние на земные дела определялись
их передвижением по небосводу. Мудрецы пророчествовали по фазам Луны,
солнечным и лунным затмениям, положению планет относительно неподвижных
светил и созвездий, в том числе не включенных в разряд зодиакальных, а
также по другим явлениям. Например, считалось, что молодой месяц, выходящий
из туч сулит победу в предстоящей битве, если же он не появится в заранее
предсказанное время, неизбежно поражение.
Традиционная астромантия постепенно была вытеснена астрологией. В
настоящее время астрология подразделяется на западную (классическую) и
восточную. Западная астрология подразумевает под собой составление
гороскопов на основе строго научных вычислений о движении Солнца и планет
солнечной системы относительно друг друга и 12 знаков Зодиака. Также
принимается на рассмотрение расположение лунных узлов (два пересечения
орбиты Луны с плоскостью эклиптики), а также два гипотетических небесных
тела - так называемая «черная» Луна - Лилит - и «белая» - Лулу. Есть
несколько разновидностей гороскопов - натальный (составляемый на момент
рождения), транзитный (на конкретный день) и синастрический (совместный,
«любовный») и другие. Главную роль при составлении гороскопов отводят
Солнцу (закрепляет индивидуальность человека), Луне (указывает на его
личность), Асценденту (внутренние задатки и мир эмоций), Мередиану
(возможные достижения) и рассчитываемой по положению других планет величине
- Парс Фортунэ (сфера успехов и доходов).
Восточная астрология основана на 12-летнем цикле, в котором каждый
год символизируют определенные животные. Это мышь (крыса), вол (бык,
буйвол, корова), тигр, кролик (заяц, кот), дракон, змея, лошадь, коза
(овца), обезьяна, петух, собака, кабан (свинья)[2]. Согласно преданию,
когда Будда позвал к себе всех животных, обещая награду первым двенадцати,
они пришли к нему именно в таком порядке. А в награду получили право раз в
двенадцать лет владеть временем и судьбами человеческими.
В восточной астрологии властвуют пять специфических принципов: Лунный
год (выявляет 12 архетипов человека), время года (5 специфических типов
души человека, связано с временем рождения и соответствует одной из пяти
стихий: «дерево», «огонь», «земля», «вода» и «металл»), двойная неделя,
день и час. Последние три определяют личность конкретного человека, его
душевные качества.


Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания.


Есть вопрсы, к ответам на которые можно прийти путем умозаключений.
Даже о будущем можно судить более или менее точно, когда речь идет о
выводах из известных предпосылок, когда нужно лишь найти следствие
известных причин. Но, кроме обычной причинно-следственной связи, между
явлениями может существовать иная, пусть скрытая, но оттого не менее тесная
связь, объединяющая вещи, которые на первый взгляд разделяет неизмеримая
пропасть. Эту связь или, точнее, это отношение, в разные времена называли
по-разному - подобием симпатией, аналогией, считая ее выражением единого
мирового закона: «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Это понял еще
Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший в Египте пять тысяч лет назад.
Ближайшие потомки сочли его богом (Тотом), а более отдаленные -
полумифической личностью, никогда не писавшей своих дошедших до нас трудов.
Сам он не считал себя богом. С помощью метода аналогий он пытался
познать эту скрытую связь, существующую между движением карт, планет и
движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воля Бога - или
богов.
Однако представители различных религий часто спрашивали себя: не грех
ли это - пытаться узнать Божью волю? Может быть, Бог (или боги) намеренно
скрывают ее от людей? Недаром же название, данное герметическим наукам в
честь их основоположника Гермеса Трисмегиста («трижды очень великого»),
истолковывается и как «учение о сокрытом», тайном?
Да, герметические науки помогают приоткрыть завесу будущего и узнать
то, чего никаким другим образом узнать нельзя. Но владение герметическими
науками можно уподомить владению грамотой: человек может прочесть книгу, но
он не волен изменить ее содержание. Нет греха, если человек узнает, что
уготовлено ему провидением.
Одной из важнейших отраслей герметических наук следует считать
гадание. Способов гадания существует великое множество. Традиция
утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно
для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни - или,
наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю
свободу. Ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные
символы лишь помогают прочесть этот ответ.
Самой древней из этих систем является Книга Перемен. Она и самая
простая в реализации - не требует ни специальных предметов, ни сложных
расчетов. Существует гипотеза о том, что колыбелью цивилизации был Тибет.
Может, там, на заре развития человечества и зародилась эта система? Ведь во
все времена человек был любопытен к своему будущему. А когда явления
природы казались божествами, а жизнь подчинялась никому тогда не понятным
законам - тем более.
По мере «взросления» человек начал понимать, что на жизнь и судьбу
могут влиять не только Солнце, Луна, ветер, громы и молнии. Прежположили
наличие зависимости судьбоносных событий от движения планет - так родилась
астромантия, а за ней и астрология. С помощью математических расчетов можно
было узнать все о человеке, его характере, его способностях, вкусах,
совместимости с представителями противоположного пола и т.д. Основное
отличие от классической Книги Перемен в том, что исключается элемент
случайности при подготовке предсказания, все известно заранее, важно лишь
правильно истолковать имеющуюся информацию о времени рождения человека.
Причем, так как на Востоке придерживались в основном теории о переселении
душ после жизни, то, как мне кажется, важнее был год рождения. На Западе,
где религия повествовала о рае, аде и жизни, как преддверии того или
другого, обращалось внимание на более мелкие единицы измерения времени -
дни, часы, минуты (от последних двух величин зависело только положение
Луны, как наиболее быстро движущейся планеты).
Гадание посредством Таро является, по моему мнению, самым интересным
способом. Не исключая элемент случайности (расклад зависит только от Руки
Судьбы, невозможно предсказать заранее, как лягут карты), в то же время
Таро в своем толковании опирается и на астрологические значения той или
иной карты, и на особенности психологии человеческой натуры. Таро оставляет
просторы для воображения, но в определенном русле.
Каждый символ Таро несет в себе определенный смысл. У разных людей они
вызывают разные ассоциации, на этом и основана эта система - обращение к
подсознанию, активация интуиции.
Сам процесс гадания посредством карт Таро может быть любым, существует
масса способов и методов поиска ответа на любой тревожащий вопрос. Однако
сходство со всеми методиками использования оккультных способов получения
информации состоит в том, что толкование того или иного расклада происходит
всегда через призму «гадалки», ее мироощущения и понимания ситуации.
Оперируют же карты не словами, но образами, что роднит их, например, с
Книгой Перемен, которая также выводит зависимости миропонимания человека от
случайного набора «орлов» и «решек».



Заключение


«Ежедневно меняется мода, но пока стоит белый свет, у цыганки со
старой колодой хоть один да найдется клиент...» Гадания вечны. Они
неподвластны ни старению, ни утере актуальности, ни забытию. С развитием
компьютерных технологий они, безусловно, примут более простые для обывателя
формы. Датчик случайных чисел заменит подбрасывание монеты, компьютерные
программы - бумажные карты. Но, может и в этом что-то есть?

Литература.

1. Д. Е. Сафронов. Карманная энциклопедия гадания. - М.: ТОО «Дюна»,
ТОО «Дельфин», 1993 г.
2. Дж. Бейнс, С. Вронский. Судьба на ступенях золотого Таро. - М.:
Издательство «Луч», 1985 г.
3. С. А. Вронский. Астрология о браке и совместимости. - Кишинев:
«LOGOS», 1993г.
4. Шестопалов С.В. Кармическая астрология. - Санкт-Петербургская
Астрологическая Академия, 1995 г.
-----------------------
[1] От латинского «arcanum» - тайна, небезынтересно также сходство с
арабским «рукн», мн. ч. «аркан», означающим «столп, утой веры» и
санкритским «archana» - поклонение символу Божества.
[2] Если одни животные, относящиеся к одному знаку, похожи, то другие,
казалось бы, не имеют ничего общего (например, кот и заяц). Данное различие
обуславливается тем, что гороскоп получил распространение широко по всей
Азии, и при адаптации к конкретной стране принималось то, название, которое
ближе по духу к ее жителям.

-----------------------
Мечи
(Намерение)

Пентакли
(Воздаяние)

Посохи
(Предприятие)

Кубки
(Чувствование)

Бытие
(Арканы с XV по XXI)

Шут

Душа
(Арканы с VII по XIV)

Разум
(Арканы с I по VII)






Реферат на тему: Гайдн Франц Йозеф

Реферат:

ГАЙДН, (ФРАНЦ) ЙОЗЕФ (Haydn, Franz Joseph)

(1732–1809)



Выполнил: студент гр. 21 п/до
Глухов Роман


ГАЙДН, (ФРАНЦ) ЙОЗЕФ (Haydn, Franz Joseph)

(1732–1809)
Австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального
искусства. Родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные о дате рождения
противоречивы) в крестьянской семье в Рорау (область Бургенланд в восточной
части Нижней Австрии). Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать,
Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в
Рорау. Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном.
Раньше считалось, что предки Гайдна являлись хорватами (которые в 16 в.
стали переселяться в Бургенланд, спасаясь от турков), но благодаря
исследованиям Э.Шмидта выяснилось, что род композитора был чисто
австрийским.

Ранние годы. Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776: «Мой отец...
был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот.
Пятилетним ребенком я абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это
побудило отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора школы в
Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для
юношества науки... Когда мне исполнилось семь лет, ныне покойный
капельмейстер фон Ройтер [Г.К.фон Ройтер, 1708–1772], проезжая через
Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос. Он взял меня с
собой и определил в капеллу [собора cв. Стефана в Вене], где, продолжая
образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень
хороших учителей. До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял
сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня
пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое
существование... Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я
какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не
совсем правильно. Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье
изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры [Н.Порпора,
1685–1766], который жил тогда в Вене».
В 1757 Гайдн принял приглашение австрийского аристократа графа
Фюрнберга провести лето в его поместье Вейнцирль, которое соседствовало с
большим бенедиктинским монастырем в Мельке на Дунае. В Вейнцирле родился
жанр струнного квартета (первые 12 квартетов, написанные летом 1757,
составили опусы 1 и 2). Спустя два года Гайдн стал капельмейстером графа
Фердинанда Максимилиана Морцина в его замке Лукавец в Чехии. Для капеллы
Морцина композитор написал свою Первую симфонию (ре мажор) и несколько
дивертисментов для духовых (некоторые из них были сравнительно недавно, в
1959, обнаружены в одном дотоле не исследованном пражском архиве). 26
ноября 1760 Гайдн заключил брак с Анной Марией Келлер, дочерью графского
парикмахера. Этот союз оказался бездетным и вообще неудачным: сам Гайдн
обычно называл супругу «исчадьем ада».
Вскоре граф Морцин ради сокращения расходов распустил капеллу. Тогда
Гайдн принял предложенное ему место вице-капельмейстера у князя Пауля
Антона Эстерхази. Композитор приехал в княжеское имение Эйзенштадт в мае
1761 и оставался на службе в семье Эстерхази в течение 45 лет.
В 1762 князь Пауль Антон скончался; преемником стал его брат Миклош
«Великолепный» – в это время род Эстерхази прославился на всю Европу своим
покровительством искусствам и художникам. В 1766 Миклош перестроил
фамильный охотничий дом в роскошный дворец, один из самых богатых в Европе.
Эстерхазу, новую резиденцию князя, называли «венгерским Версалем»; среди
прочего там имелся настоящий оперный театр на 500 мест и театр марионеток
(для которого Гайдн сочинял оперы). В присутствии хозяина концерты и
театральные представления давались каждый вечер.
Гайдн и все музыканты капеллы не имели права покидать Эстерхазу, пока
там находился сам князь, и никому из них, за исключением Гайдна и дирижера
оркестра, скрипача Л.Томазини, не дозволялось привозить во дворец свои
семьи. Случилось так, что в 1772 князь задержался в Эстерхазе дольше
обычного, и музыканты попросили Гайдна написать пьесу, которая напомнила бы
его высочеству, что ему давно пора возвращаться в Вену. Так появилась
знаменитая Прощальная симфония, где в финальной части оркестранты один за
другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две
солирующие скрипки (эти партии играли Гайдн и Томазини). Князь с удивлением
взирал на то, как его капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились
к выходу, но намек понял, и на следующее утро все было готово к отбытию в
столицу.
Годы славы. Постепенно слава Гайдна начала распространяться по Европе,
чему способствовала деятельность венских фирм, занимавшихся перепиской нот
и продававших свою продукцию на территории всей Австро-Венгерской империи.
Много сделали для распространения музыки Гайдна и австрийские монастыри;
копии разных его произведений хранятся в ряде монастырских библиотек в
Австрии и в Чешской Республике. Парижские издатели печатали гайдновские
сочинения без согласия автора. Сам композитор в большинстве случаев вовсе
не знал об этих пиратских изданиях и, разумеется, не получал от них никакой
прибыли.
В 1770-х годах оперные представления в Эстерхазе постепенно переросли
в постоянные оперные сезоны; их репертуар, состоявший главным образом из
опер итальянских авторов, разучивался и исполнялся под руководством Гайдна.
Время от времени он сочинял собственные оперы: одна из них, Лунный мир по
пьесе К.Гольдони (Il mondo della luna, 1777), была с большим успехом
возобновлена в 1959.
Зимние месяцы Гайдн проводил в Вене, где познакомился и подружился с
Моцартом; они восхищались друг другом, и ни один из них не позволял никому
дурно отзываться о своем друге. В 1785 Моцарт посвятил Гайдну шесть
великолепных струнных квартетов, и как-то на квартетном собрании,
устроенном в квартире Моцарта, Гайдн сказал отцу Вольфганга, Леопольду
Моцарту, что его сын – «величайший из композиторов», которых он, Гайдн,
знает по отзывам или лично. Моцарт и Гайдн во многом обогащали друг друга
творчески, и их дружба – один из самых плодотворных союзов в истории
музыки.
В 1790 скончался князь Миклош, и на некоторое время Гайдн получил
свободу передвижения. Впоследствии князь Антон Эстерхази, наследник Миклоша
и новый хозяин Гайдна, не испытывая особенной любви к музыке, вообще
распустил оркестр. Узнав о смерти Миклоша, И.П.Заломон, немец по
происхождению, работавший в Англии и добившийся там большого успеха в
организации концертов, поспешил прибыть в Вену и заключить с Гайдном
контракт.
Английские издатели и импресарио уже давно пытались пригласить
композитора в английскую столицу, но обязанности Гайдна как придворного
капельмейстера Эстерхази не допускали длительных отлучек из Австрии. Теперь
композитор охотно принял предложение Заломона, тем более что тот имел в
запасе два выгодных контракта: на сочинение итальянской оперы для
Королевского театра и на сочинение 12 инструментальных композиций для
концертов. На самом деле Гайдн не стал сочинять заново все 12 пьес:
несколько ноктюрнов, до того неизвестных в Англии, были написаны ранее по
заказу неаполитанского короля, а в портфеле композитора имелось также
несколько новых квартетов. Таким образом, для английских концертов сезона
1792 года он написал только две новые симфонии (№№ 95 и 96) и поставил в
программы еще несколько симфоний, которые пока не исполнялись в Лондоне (№№
90–92), а были сочинены ранее по заказу графа д'Оньи из Парижа (т.н.
Парижские симфонии).
Гайдн и Заломон прибыли в Дувр в первый день нового, 1791 года. В
Англии Гайдна принимали с почетом повсюду, и принц Уэльский (будущий король
Георг IV) оказал ему множество знаков внимания. Цикл гайдновских концертов
Заломона имел огромный успех; во время премьеры Симфонии № 96 в марте
медленную часть пришлось повторить – «редкий случай», как заметил автор в
письме домой. Композитор решил остаться в Лондоне и на следующий сезон. Для
него Гайдн сочинил четыре новые симфонии. Среди них была знаменитая
симфония Сюрприз (№ 104, Симфония с ударом литавр: в ее медленной части
нежная музыка внезапно прерывается оглушительным ударом литавр; Гайдн будто
бы сказал, что хотел «заставить дам подскочить на креслах»). Для Англии
композитор сочинил также прекрасный хор Буря (The Storm) на английский
текст и Концертную симфонию (Sinfonia concertante).
По дороге домой летом 1792 Гайдн, проезжая через Бонн, познакомился с
Л. ван Бетховеном и взял его в ученики; стареющий мастер сразу распознал
масштабы дарования юноши и в 1793 предрек, что «его признают когда-нибудь
одним из лучших музыкантов Европы, и я буду с гордостью называть себя его
учителем». До января 1794 Гайдн жил в Вене, потом уехал в Англию и
оставался там до лета 1795: эта поездка оказалась не менее триумфальной,
чем предыдущие. В это время композитор создал свои последние – и лучшие –
шесть симфоний (№№ 99–104) и шесть великолепных квартетов (ор. 71 и 74).


Последние годы. После возвращения из Англии в 1795 Гайдн занял свое прежнее
место при дворе Эстерхази, где теперь правителем стал князь Миклош II.
Главной обязанностью композитора было сочинение и разучивание ежегодно
новой мессы ко дню рождения княгини Марии, супруги Миклоша. Таким образом
на свет появились шесть последних гайдновских месс, в том числе
Нельсоновская, всегда и везде пользовавшаяся особыми симпатиями публики.
К последнему периоду гайдновского творчества относятся и две большие
оратории – Сотворение мира (Die Schpfung) и Времена года (Die
Jahreszeiten). Во время пребывания в Англии Гайдн познакомился с
творчеством Г.Ф.Генделя, и, по-видимому, Мессия и Израиль в Египте
вдохновили Гайдна на создание собственных эпических хоровых произведений.
Оратория Сотворение мира была впервые исполнена в Вене в апреле 1798;
Времена года – тремя годами позже. Работа над второй ораторией, кажется,
истощила силы мастера. Последние годы Гайдн провел в тишине и спокойствии в
своем уютном доме на окраине Вены, в Гумпендорфе (ныне в черте столицы). В
1809 Вена была осаждена наполеоновскими войсками, и в мае они вошли в
город. Гайдн был уже очень слаб; он поднялся с постели только для того,
чтобы исполнить на клавире австрийский национальный гимн, который сам же
сочинил несколькими годами ранее. Гайдн умер 31 мая 1809.
Становление стиля. Стиль Гайдна органически связан с почвой, на
которой он вырос, – с Веной, великой австрийской столицей, которая была для
Старого Света таким же «плавильным котлом», каким был Нью-Йорк для Нового
Света: итальянская, южно-германская и другие традиции сплавлялись здесь в
единый стиль. Венский композитор середины 18 в. имел в своем распоряжении
несколько разных стилей: один – «строгий», предназначавшийся для месс и
прочей церковной музыки: в нем по-прежнему главная роль принадлежала
полифоническому письму; второй – оперный: в нем итальянская манера
преобладала вплоть до времен Моцарта; третий – для «уличной музыки»,
представленной жанром кассаций, часто для двух валторн и струнных или для
духового ансамбля. Попав в этот пестрый мир, Гайдн быстро создал
собственный стиль, притом единый для всех жанров, будь то месса или
кантата, уличная серенада или клавирная соната, квартет или симфония. По
рассказам, Гайдн утверждал, что больше всех на него повлиял К.Ф.Э.Бах, сын
Иоганна Себастьяна: действительно, ранние сонаты Гайдна весьма точно
повторяют модели «гамбургского Баха».
Что же касается гайдновских симфоний, то они прочно связаны с
австрийской традицией: их прообразами послужили произведения
Г.К.Вагензейля, Ф.Л.Гассмана, д'Ордонье и в меньшей степени М.Монна.
Творчество. Среди наиболее известных произведений Гайдна – Сотворение
мира и Времена года, эпические оратории в манере позднего Генделя. Эти
произведения сделали автора знаменитым в Австрии и Германии в большей
степени, нежели его инструментальные опусы.
Напротив, в Англии и Америке (а также во Франции) фундаментом
гайдновского репертуара является оркестровая музыка, причем некоторые из
симфоний – хотя бы та же Симфония с ударом литавр – пользуются, заслуженно
или нет, особым предпочтением. Популярность сохраняют в Англии и Америке и
другие Лондонские симфонии; последняя из них, № 12 ре мажор (Лондон), по
праву считается вершиной гайдновского симфонизма.
К сожалению, произведения камерных жанров в наше время не столь
известны и любимы – быть может, потому, что практика домашнего,
любительского квартетного и вообще ансамблевого музицирования постепенно
сходит на нет. Профессиональные квартеты, выступающие перед «публикой», –
не та среда, в которой музыка исполняется только ради самой музыки, а
гайдновские струнные квартеты и фортепианные трио, содержащие в себе
глубоко личные, сокровенные высказывания музыканта, самые его глубокие
мысли, предназначены прежде всего для исполнения в интимной камерной
обстановке среди близких людей, но вовсе не для виртуозов в парадных,
холодных концертных залах.
Двадцатое столетие возродило к жизни гайдновские мессы для солистов,
хора и оркестра – монументальные шедевры хорового жанра со сложным
аккомпанементом. Хотя эти сочинения всегда были основополагающими в
церковно-музыкальном репертуаре Вены, они ранее никогда не распространялись
за пределы Австрии. В настоящее время, однако, звукозапись донесла до
широкой публики эти прекрасные произведения, в основном принадлежащие к
позднему периоду творчества композитора (1796–1802). Среди 14 месс наиболее
совершенной и драматичной является Missa in Angustiis (Месса во времена
страха, или Нельсоновская месса, сочиненная в дни исторической победы
английского флота над французами в сражении у Абукира, 1798).
Что касается клавирной музыки, то следует особенно выделить поздние
сонаты (№№ 50–52, посвященные Терезе Дженсен в Лондоне), поздние клавирные
трио (почти все созданные во время пребывания композитора в Лондоне) и
исключительно выразительное Andante con variazione фа минор (в автографе,
хранящемся в Нью-Йоркской публичной библиотеке, это сочинение названо
«сонатой»), появившееся в 1793, между двумя поездками Гайдна в Англию.
В жанре инструментального концерта Гайдн не стал новатором, да и
вообще не испытывал к нему особого тяготения; наиболее интересный образец
концерта в творчестве композитора – несомненно, концерт для трубы с
оркестром ми-бемоль мажор (1796), написанный для инструмента с клапанами,
отдаленного предшественника современной вентильной трубы. Кроме этого
позднего сочинения, следует назвать Виолончельный концерт ре мажор (1784) и
цикл изящных концертов, написанных для неаполитанского короля Фердинанда
IV: в них солируют две колесных лиры с органными трубами (lira organizzata)
– редкие инструменты, напоминающие по звучанию шарманку.
Значение творчества Гайдна. В 20 в. обнаружилось, что Гайдна нельзя
считать, как полагали ранее, отцом симфонии. Полные симфонические циклы,
включавшие менуэт, создавались уже в 1740-е годы; что еще раньше, между
1725 и 1730, появились четыре симфонии Альбинони, тоже с менуэтами (их
рукописи нашли в немецком городе Дармштадте). И.Стамиц, умерший в 1757,
т.е. в то время, когда Гайдн начинал работать в оркестровых жанрах, был
автором 60 симфоний. Таким образом, историческая заслуга Гайдна – не в
создании жанра симфонии, а в подытоживании и совершенствовании того, что
было сделано его предшественниками. Зато Гайдна можно назвать отцом
струнного квартета. По всей видимости, до Гайдна не существовало жанра,
обладающего следующими типическими признаками: 1) состав – две скрипки,
альт и виолончель; 2) четырехчастность (аллегро в сонатной форме, медленная
часть, менуэт и финал или аллегро, менуэт, медленная часть и финал) или
пятичастность (аллегро, менуэт, медленная часть, менуэт и финал – варианты,
не изменяющие форму по существу). Эта модель выросла из жанра дивертисмента
в том виде, в каком он культивировался в Вене в середине 18 в. Известно
немало пятичастных дивертисментов, написанных разными авторами около 1750
для разных составов, т.е. для духового ансамбля или для духовых и струнных
(особенно популярным был состав из двух валторн и струнных), но до сих пор
не удалось обнаружить цикла для двух скрипок, альта и виолончели.
Ныне мы знаем, что среди множества технических новаций,
приписывавшихся ранее Гайдну, большинство, строго говоря, не являются его
открытиями; величие Гайдна состоит скорее в том, что он сумел осмыслить,
возвысить и довести до совершенства существовавшие ранее простые формы.
Хотелось бы отметить одно техническое открытие, в основном принадлежащее
лично Гайдну: это форма рондо-сонаты, в которой принципы сонаты
(экспозиция, разработка, реприза) сливаются с принципами рондо (А–В–С–А или
А–В–А–С–А–В–А). Большинство финалов в поздних инструментальных сочинениях
Гайдна (например, финал симфонии № 97 до мажор) представляют собой
великолепные образцы рондо-сонаты. Этим способом было достигнуто отчетливое
формальное различие между двумя быстрыми частями сонатного цикла – первой и
заключительной.
Оркестровое письмо Гайдна обнаруживает постепенное ослабление связи со
старой техникой basso continuo, при которой клавишный инструмент или орган
заполнял аккордами звуковое пространство и образовывал «скелет», на который
накладывались другие линии скромного оркестра тех времен. В зрелых
произведениях Гайдна basso continuo практически исчезает, кроме, конечно,
речитативов в вокальных произведениях, где еще необходим клавирный или
органный аккомпанемент. В своей трактовке деревянных и медных духовых Гайдн
с первых же шагов обнаруживает врожденное чувство колорита; даже в весьма
скромных по составу партитурах композитор демонстрирует безошибочное чутье
в выборе оркестровых тембров. Написанные с помощью весьма ограниченных
средств, симфонии Гайдна, по выражению Римского-Корсакова, оркестрованы так
хорошо, как никакая иная музыка Западной Европы.
Одно же из последних произведений Гайдна — грандиозная оратория
«Времена года» (тема времен года не раз разрабатывалась в музыке: у
Вивальди, Чайковского, Глазунова). Оратория Гайдна, как оценивали ее
музыковеды, — это целая энциклопедия картин природы и патриархальной
крестьянской морали. Вступление рисует «переход от зимы к весне; бурной
теме зимы противопоставлена светлая тема весны. По поводу этой темы Серов
писал: «Эта идиллическая картина начала весны проникнута особенной
гайдновской красотою. Тут вся поэзия весны, поэзия природы,
идеализированная светлою, кроткою душою великого музыканта». Миновали
морозы и туманы, и вот воздух наполняется влажными ароматами. Струистость и
цветистость музыки передает эмоции: весна — пора труда, но и пора любви;
торжественный хор — хвала Богу.
«Лето» — здесь восход солнца, пение петуха; хор славит благодатное
светило. Земля раскаляется, а вдали наплывают грозовые тучи: слышен первый
гром, и вся природа как бы замерла в предчувствии грозы. Налетевший вихрь
несет с собой струи проливного дождя; рокот и завывания оркестра
смешиваются с тревожными восклицаниями хора. Эта буря близка к бетховенским
бурям, и отдельные музыкальные фрагменты напоминают «Аппассионату». Вслед
за могучим громом «сверкают» молнии: звучат флейты. А потом все
успокаивается, кричит перепел, стрекочет кузнечик: его стрекотание опять-
таки передается флейтами.
«Осень» — веселый праздник урожая, радость собирания плодов, крестьяне
поют гимн труду. Листья падают, по полям скачут охотники: звучит фанфарная
«охотничья музыка». Поскольку осень — праздник урожая, в музыке много
народных напевов.
Заключительная часть оратории — «Зима». Все заволакивается серыми
печальными красками. Жалобные интонации появляются в оркестре. В природе
все цепенеет, лучи солнца бледны и холодны, озеро сковано льдом, в поле
кружит метель. Жужжит прялка. Оратория носит философский характер: она
отражает географический пейзаж и в то же время сменой времен года
символизирует разные периоды человеческой жизни.
Великий мастер, Гайдн неустанно обновлял свой язык; вместе с Моцартом
и Бетховеном Гайдн сформировал и довел до редкой степени совершенства стиль
т.н. венского классицизма. Начала этого стиля лежат еще в эпохе барокко, а
поздний его период подводит непосредственно к эпохе романтизма. Пятьдесят
лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть –
между Бахом и Бетховеном. В 19 в. все внимание было сосредоточено на Бахе и
Бетховене, и при этом забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост
между этими двумя мирами.



ЛИТЕРАТУРА :

Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение. М., 1973







Новинки рефератов ::

Реферат: Пропилен (Химия)


Реферат: Австралия (География)


Реферат: Игра Баше (Цифровые устройства)


Реферат: Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языка (Иностранные языки)


Реферат: Химия наследственности. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Репликация ДНК и передача наследственной информации (Химия)


Реферат: Основное программное обеспечение персональных компьютеров (Компьютеры)


Реферат: Эмиграция первой волны (История)


Реферат: Биотехнология (Биология)


Реферат: Кассационное производство в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Анализ производства и реализации продукции (Аудит)


Реферат: Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела (Спорт)


Реферат: Внешняя политика России в конце 19 века. Заключение франко-русского союза (История)


Реферат: Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Право)


Реферат: Конституция США (текст, переведённый на Русский язык) (Право)


Реферат: Социальное партнерство (Социология)


Реферат: Виктор Гюго (Искусство и культура)


Реферат: История технологии художественных отливок. Литье пушек (Металлургия)


Реферат: Образование производственно-социальных комплексов регионов (Право)


Реферат: Искусство России XVIII века (Культурология)


Реферат: Социализации личности подростков с девиантным поведением по средствам социально-культурной деятельности (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист