GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков (Педагогика)



1. Введение.
В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой
информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой
информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х
начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение
прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение
вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с
прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий:
а) Цифровое телевидение.
б) Телетекст.
в) Компьютерные технологии.
г) Спутниковое телевидение.
В связи с этим заметно возросла оперативность передачи информации и
как следствие затруднена возможность контроля за чистотой эфира. Получить
информацию посредством телевидения оказалось значительно легче, чем каким-
либо иным способом. Например, для того, что бы прочесть газету, необходимо
пойти и купить её, посмотреть фильм в кинотеатре оказалось намного сложнее,
чем выбрать его для просмотра из 5-12 программ телевидения, а во многих
европейских регионах количество программ уже превышает 20.
Вышесказанное доказывает, что телевидение стало наиболее доступным
и простым способом получения информации.
Рассмотрим влияние телевидения на агрессию у подростков. Для этого
сначала разберёмся в психологическом состоянии подростка, уточним какую
категорию людей мы будем считать подростками, а так же выясним, что такое
агрессия?

2. Психологическое состояние личности подростка.

Основными характеристиками отраслей возрастной психологии являются:
детская психология, психология младшего школьника, психология подростка,
психология юности, психология взрослого человека.
Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно
подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовку
к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения,
выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости
личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных
факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его
людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной
позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной
деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между
интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований установлено, что
индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в
первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В
различные периоды жизни человека соотношение между социальным и
биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на
психологическое развитие человека усиливается.
Разновременная последовательность биологического и социального
созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в
подростковом возрасте.
Вот что пишет Н. Ф. Добрынин: «Можно считать, что возрастные
особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах,
свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом
изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к
окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной
личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы,
убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему
и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием
человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и
действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и
сам составляет часть этих отношений.

Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте
изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому
выраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и
замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли».
Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего
школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших
школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более
критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и
сверстника.
И. С. Кон подметил: «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у
юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая
школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного
возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если
это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание
является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,
возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят
другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,
изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую
очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»


В этот период происходит переход от внешнего управления к
самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об
объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация
субъекта о самом себе, то есть самосознание.
Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего
мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее
событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на
других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,
расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.
Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется
избирательность общения, потребность в уединении.
«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике
восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное, была центром
общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не
обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не
влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить?
Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всё
благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство
одиночества, о котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения
внутренней жизни. А иногда подобное переживание может быть острым и
драматичным. Как раз в этих случаях может оказывать первостепенное влияние
радио и телевидение, как самый доступный источник информации и позитивной,
и негативной.
Становление личности включает в себя также становление относительно
устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.
Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») -
сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию
своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»
подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу
и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё
могу сделать в жизни?»
Н. Ф. Добрынин пишет: «Юноша хорошо понимает, что всякое
вмешательство в жизнь возможно только в условиях общества, в условиях
коллективной деятельности, отсюда потребность в общении связывается у него
с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему возможность проявить не
только сои способности, но даёт ему и уверенность в возможности тех
изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё больше
воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего добиться.
Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,
познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение
этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и
стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого
овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей
воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как
возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать
собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится
более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой
характер и развивать свои способности.
Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в
достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в
тесном общении, с которыми формируется его личность, с которыми он делится
своими мнениями, желаниями, в спорах, с которыми ищет и добивается истины.
Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны
быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды».
Исходя из слов И. С. Кона и Н. Ф. Добрынина, можно подвести итог о
психологическом состоянии личности подростка. К этому периоду у него уже
достаточно определены и стойки особенности характера, способностей,
темперамента. Физическое
формирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется «ценнейшее
приобретение - открытие своего внутреннего мира». Происходит переход от
внешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управления
необходима информация, которую юноша начинает искать, как в своём
внутреннем, так и во внешнем, окружающим его, мире. Старший школьный
возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У
старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и
отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации,
упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим
знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и
закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего
психологического развития и, прежде всего развитием понятийного мышления.

3. ПРИРОДА И СТРУКТУРА АГРЕССИИ.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает
“нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему
придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось
любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее,
значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали
понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее
природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под
следующие четыре категории. Агрессия относится к:
1. Врожденным побуждениям и задаткам;
1. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
2. Познавательным и эмоциональным процессам;
3. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.

3.1. Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что
агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В
человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и
инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на
упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа
направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все
человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих
инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что
существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее
разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели
направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия
танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению
самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что
агрессия выводится наружу и направляется на других.
Эту теорию можно отобразить следующей схемой:


Разрушение
Сохранение
Танатос----------------------( Я (-----------
-------------- Эрос
|
Изменение направления энергии
/
Агрессия, направленная на других

Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление
эмоций, сопровождающих агрессию.

3.2. Экологический подход.
Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, который
придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией
З. Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного
инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у
других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим
источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме
спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с
течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий
является совместной функцией:
1. Количества накопленной агрессивной энергии.
1. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Это можно проиллюстрировать схемой. Представленной на рис.1.1.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный
момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась
вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.
Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые
существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют
сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей
своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим
началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового
уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.
Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц
утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми
с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

3.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, выше
описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а
не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2. Сила препятствия на пути достижения цели;
3. Количества последовательных фрустраций.
Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее
препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет
толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,
то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию
большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на
фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не
проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы
наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого
агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на
которого ассоциируется с наименьшим наказанием.
Эта теория смещения продемонстрирована на графике, представленном на
Рис.1.2.
Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против
фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,
направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного
индивидуума не действует сдерживающий фактор.
Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос
следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не
приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление,
агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые
снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

3.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой
усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение
соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет
изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде
таблицы 1.1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного
поведения.



Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры.
|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,|
|посредством: |гормоны, нервная система) |
| |Научения (например, |
| |непосредственный опыт, |
| |наблюдение) |
|Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, |
| |возбуждение, внимание) |
| |Неприемлемым обращением |
| |(например, нападки, Фрустрация) |
| |Побудительными мотивами |
| |(например, деньги, восхищение) |
| |Инструкциями (например, приказы) |
| |Эксцентричными убеждениями |
| |(например, параноидальными |
| |убеждениями) |
|Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием |
| |(например, материальное |
| |вознаграждение, неприятные |
| |последствия) |
| |Викарным подкреплением (например,|
| |наблюдение за тем, как поощряют |
| |или наказывают других) |
| |Механизмами само регуляции |
| |(например, гордость, вина) |



С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех
моментов:
1. Способов усвоения подобных действий;
2. Факторов, провоцирующих их появление;
3. Условий, при которых они закрепляются.
Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию
первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей
агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей
может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей
обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение
человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого
поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает
вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е.
достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится
и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное
поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и
самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и
наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.
Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей
предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две
причины:
1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения и
может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).
2. социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в
определенных социальных условиях.
В настоящее время теория социального научения является наиболее
эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть
сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу
агрессивности, можно сделать следующие выводы:
Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией
индивидуума в ходе борьбы за выживание;
Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально
приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного
поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение
условий, способствующих проявлению агрессии.

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим
основные понятия.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не
проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда
или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать
подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя
следующие частные положения:
1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное
причинение вреда жертве;
1. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение,
которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
2. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой
(Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые
причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе
людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому
объекту.
Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как враждебность - поведение
человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить
им неприятности, нанести вред.
“Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее
определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,
наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),
приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический
дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха,
подавленности).
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
Целевая агрессия
Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее
спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.
Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который
сам по себе не является агрессивным актом.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах: Заградова,
Осинский А. К., Левитов Н.Д.:
1. По направленности:
8. Агрессия, направленная вовне;
9. Аутоагрессия - направленная на себя.
2. По цели:
10. Интеллектуальная агрессия;
11. Враждебная агрессия.
1. По методу выражения:
12. Физическая агрессия;
13. Вербальная агрессия.
2. По степени выраженности:
14. Прямая агрессия;
15. Косвенная агрессия.
3. По наличию инициативы:
16. Инициативная агрессия;
17. Оборонительная агрессия.
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное
поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же
смысл.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной
реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом
случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное,
психологическое состояние непосредственно перед, или во время агрессивного
действия.
Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать
определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой
характеристикой активности и адаптивности человека.
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые
черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость,
инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти
качества присущи лидерам.
Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со
стремлением к справедливости.
Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного
проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и
тревоги.
Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся
наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения
(“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояние
сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением,
отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически
целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации.
С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение,
противоречащее позитивной сущности людей.
Так какой акт поведения можно считать агрессивным?
Румянцева Т.Р. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный
подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как
агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы
формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных
действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка.
Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных
условий:
1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2. Когда нарушены нормы поведения.
Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и
воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными
проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации.
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных
агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной
цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои
агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.
Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию
более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения,
завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют
свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

4. Культ скандалов в средствах массовой информации.

СКАНДАЛ, - а, м . 1. Случай, происшествие, позорящее
его участников. Политический словарь.
2. Происшествие, ссора, нарушающая порядок...
С. И. Ожегов. Словарь русского языка

Каждый день средства массовой информации пересказывают нам действия
известных людей, которые скандализируют общество. Вспомним, как все
российские СМИ, наперебой пересказывали скандал, учиненный колоритнейшим
представителем российской политической субкультуры Владимиром Жириновским.
Его не пускали к Могиле Неизвестного солдата, где возлагал венки
Президент, после чего Владимир Вольфович вступил в стычку с журналистами
канала “2х2” , снимавшими препирательства с охраной, и силой затолкал
корреспондентку в свой “Мерседес”.
Это достаточно характерный пример того, что скандалы стали
неотъемлемой частью не только жизни искусства - богема всегда считала своим
общественным долгом эпатировать “обывателя” различными выходками - но и
политической жизни. Нельзя сказать, что в нашей стране скандалы происходят
столь часто вследствие того, что много лет господствующая идеология
старалась поддерживать иллюзию спокойной и мирной жизни, и теперь люди
почувствовав свободу, но, не умея с ней обращаться, направляют свою энергию
“не в мирных целях”. Нет. В развитых странах с давними демократическими
традициями скандалы оказывают столь же большое влияние на общественное
сознание.
Скандалисты стали героями современной культуры. Вспомним, например,
Мадонну, ни одно выступление которой не обходится без скандала.
Кристально честные герои остались где-то далеко в предвоенных и
послевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня, даже
если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом, если даже он
рассуждает о Боге и чуде, то оказывается наемным убийцей (как в знаменитом
“Криминальном чтиве” Квентина Тарантино).
Показателен один американский фильм 1991 года, “С меня хватит”. Майкл
Дуглас играет в нем среднего американца, одного из “неудачников большого
города”, он разведен с женой и хочет навестить своего ребенка. Он
оказывается настолько нервирован своими проблемами, что начинает крушить
все на своем пути.
Когда он по дороге зашел пообедать, ему слишком долго не подавали
гамбургер. И вот он вытаскивает пистолет и стреляет в воздух. Посетители и
персонал, думая, что совершается ограбление, бросаются на пол. А он, в свою
очередь начинает успокаивать их, говоря, что просто хотел получить свой
гамбургер. Он забирает пакет из дрожащих рук продавщицы и спокойно уходит.
Специально в качестве героя фильма выбран абсолютно обычный человек,
не какой-нибудь экстремист - в споре с фашиствующим владельцем оружейного
магазина происходит драка, и герой убивает его.
Скандал - для героя фильма это попытка очиститься от “безумия 90-х”.

В другом фильме, “Прирожденных убийцах” режиссера Оливера Стоуна
(кстати, сам фильм обрел скандальную славу и попал в ограничительные списки
в разных странах за откровенность сцен насилия) тема скандалиста, человека,
бросающего вызов обществу и становящегося кумиром для многих тысяч
поклонников, раскрыта образно и глубоко.
Микки и Мэлори - парочка, путешествующая по Америке и совершающая
жестокие и бессмысленные убийства. Они всегда оставляют одного свидетеля в
живых для того, чтобы он рассказал всем о них. Они становятся
сверхзнаменитыми, у них появляются поклонники, их фото на обложках
журналов и передовицах газет, выпускаются майки с их портретами... Они
герои, они нашли “свою нишу” в современной культуре. У них берут интервью.
Возникает ощущение, что они ничем не отличаются от звезд шоу-бизнеса.
Массовые убийства также возбуждают интерес, как откровенные фотографии
Мадонны.
О том, что героями “чувственной культуры” становятся авантюристы,
мошенники, воры, то есть те, кто идет поперек принятым нормам, “плохие
ребята” согласно американской идиоме, следовательно, и скандалисты, писал
еще Питирим Сорокин. В самом деле, в культуре, где центром является
божественная личность, а не человек, невозможно представить себе личностей,
преднамеренно эпатирующих общество.

CRN (Coefficient of Recognizing of Name - Коэффициент Узнаваемости
Имени) - важное понятие, в том числе и в современной культуре. Светская
хроника, сплетни, скандалы - неотъемлемые составляющие бульварной прессы.
Скандал привлекает к личности влияние множества читателей, слушателей,
зрителей. Следовательно, CRN повышается. Лицо, манера одеваться манера
вести себя тиражируются и, следовательно, приносят прибыль. Многие
процветающие сегодня модельеры на Западе сделали себе имя во времена
экстремизма и скандальной агрессии.
В наши дни телевидение становится всё более коммерческим. Это
заставляет телепродьюссеров уделять огромное внимание телевизионной
рекламе. Рекламу показывают достаточно часто, прерывая передачу на наиболее
интересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно у
подростков, так как им в меньшей степени необходима реклама. В связи с
низкой платёжеспособностью. Важен и тот фактор, что очень часто повторяются
одинаковые ролики. Понятно, что это скорее раздражает, чем привлекает
покупателя.
Все средства телевидения направлены на пропаганду культа силы,
материального богатства и внезапного успеха.

5. Заключение.
Рассмотрев проблемы психологии подростка, мы приходим к выводу,
что в этом возрасте юноши и девушки наиболее подвержены влиянию внешних
источников. Более того, в подростковом возрасте появляется потребность в
уединении и переоценке своего «Я». Телевидение, со
всеми своими неограниченными возможностями
и оперативностью является надёжным и легкодоступным источником получения
информации. Практически полный переход телевидения на коммерческую основу
не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные
программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки
на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные
канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого
качества.
Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для
широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически:
«Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатых
веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения.
Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола.
Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их
раскрываемости и задержании преступников.
Даже в детских игровых, развлекательных программах
пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и
меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе,
как «Что? Где? Когда?» раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие
книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.
Всё вышесказанное не доказывает того, что на телевидении в наше
время нет хороших, добрых, жизнеутверждающих, познавательных программ, но
необходимо признать, что поток программ вызывающих агрессию значительно
больше.
Как уберечь подростка от отрицательного влияния телевидения?
Это достаточно сложная, но решаемая задача. Во-первых, каждый
человек в силах сам разобраться, какие программы следует смотреть, а какие
нет, даже в подростковом возрасте. Во-вторых, необходимо занять юношу каким-
либо увлечением, что бы как можно меньше оставалось свободного времени. В-
третьих, необходимо посоветовать, дать свою оценку той или иной программы,
выразить своё мнение, вступить в дискуссию.
Ни в коем случае нельзя запретить смотреть какую-либо программу,
это непременно вызовет обратный эффект. Либо должны быть серьёзные
обоснования решения о запрете.
Будем очень надеяться, что в ближайшем будущем, положение на
телевидении и в других СМИ, кардинально изменится. Будет оказываться
значительная государственная поддержка образовательным и воспитательным
программам и телевизионным каналам. Будет пропагандироваться добро, любовь
и духовность.



Список литературы:
1. «Возрастная психология и педагогика»,
под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С.
Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984
2. Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых
качеств своих сверстников. В. Ф. Сафин, в книге «Психологические
проблемы юности», Москва, 1961
3. «Практикум по возрастной и педагогической психологии»,
под редакцией проф. А. И. Щербакова, Москва, «Просвещение», 1982
4. «Психология юношеского возраста»,
И. С. Кон, Москва, 1975
5. «Возрастная и педагогическая психология»,
под редакцией А. В. Петровского.
6. Питирим Сорокин. Избранные работы
7. Мошенники и авантюристы (В серии “Энциклопедия тайн и сенсаций)
8. М. Лотман. Русский дендизм (в книге “Беседы о русской культуре”)
9. М. Шепель. Секреты личного обаяния.






Реферат на тему: Исследование здоровья детей

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

I. Литературный обзор
1.1.Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы
1.2.Возрастные особенности дыхательной системы
1.3.Исследования физического здоровья детей
II. Методы исследования
III. Результаты исследования
Заключение
Выводы
Рекомендации
Список используемой литературы
Введение
Сущность, цели и задачи образования определяются характером
общественных отношений и по этой причине они существенно зависят от
социально – экономических условий. Формирование здоровья в детском и
подростковом возрасте во многом связано с характером наследственности,
образом жизни семьи, в которой растет ребенок, с наличием и выраженностью
экзогенных факторов риска и др.
Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника,
являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной
педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения
санитарно – гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов
определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их
воздействия на организм ребенка (М.М.Безруких, 1999г.)
В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственной
растущему организму, любое увеличение нагрузки, умственной или физической,
можно рассматривать как стрессорное воздействие, носящее длительный и
устойчивый характер. Это приводит к снижению адаптационных резервов,
возникновению ситуации рассогласования механизмов регуляции вегетативных
функций; жизнедеятельность осуществляется в режиме неустойчивой адаптации,
который проявляется у детей в виде ухудшения работоспособности, повышенной
утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям
(Н.П.Горбунов, 2002г.).
Степень жизнедеятельности человека, или уровень его соматического
(физического) здоровья определяется в наибольшей степени развитием качества
общей выносливости. Его физиологической основой являются аэробные
возможности человека, отражающие способности организма доставлять и
использовать кислород для энергопродукции при физической работе (например,
длительное статическое напряжение на уроках в процессе учебной
деятельности). Низкий уровень функционального резерва кардесореспираторной
системы существенно снижает физическую и психическую работоспособность
учащихся, вследствие чего возникают различные нарушения здоровья и снижение
жизненного тонуса, появляется неустойчивость к стрессам, снижается
устойчивость организма к вредно действующим факторам, из-за чего появляется
склонность к заболеваниям (Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова, 2000г.). Все это,
бесспорно, оказывает влияние на успешность учебной деятельности учащихся.
Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние
здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска в учебно-
воспитательном процессе:
- нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная двигательная активность;
- нарушение организации питания;
- отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных
привычек;
- неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе и другие.
Исходя из выше изложенного, мы в ходе нашей работы оценивали
соматическое здоровье учащихся 10-11 лет в процессе их адаптации к новым
условиям обучения, т.е. при переходе из начальной в среднюю школу.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы оценить соматическое
здоровье учащихся в процессе их адаптации при переходе из 4-го в 5-й класс,
выявить при этом «группу риска», т.е. детей, резервные возможности
организма которых недостаточны, и у которых в процессе адаптации к обучению
может возникнуть «школьный стресс» и адаптационные болезни, для подготовки
рекомендаций по физиолого-гигиенической и педагогической коррекции
функционального состояния организма таких детей.
1. Литературный образ
1. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы

Сердечно – сосудистая система с ее многоуровневой регуляцией
представляет собой функциональную систему, конечным результатом
деятельности которой является обеспечение заданного уровня функционирования
целостного организма. Обладая сложным нервно-рефлекторным и
нейрогуморальными механизмами, система кровообращения обеспечивает
своевременное адекватное кровоснабжение соответствующих структур. При
прочих равных условиях можно считать, что любому заданному уровню
функционирования целостного организма соответствует эквивалентный уровень
функционирования аппарата кровообращения (Баевский Р.М., 1979г.). Сердце
человека представляет собой четырех камерный мышечный полый орган. У
взрослого человека оно имеет массу 250-300 гр., длину 12-15 см. Величина
сердца человека примерно соответствует величине его сжатого кулака. Сердце
состоит из левого предсердия и левого желудочка, правого предсердия и
правого желудочка.
Существуют возрастные особенности местоположения, состояния, веса и
функции сердца. Сердце новорожденного отличается от сердца взрослого по
форме, относительно массе и расположению. Оно имеет почти шаровидную форму,
его ширина несколько больше длины. В процессе роста и развития ребенка
увеличивается масса сердца. Темп роста сердца особенно велик в первые года
жизни и в период полового созревания. В 14-15 лет наблюдается особенно
резкое увеличение размеров сердца. Медленнее сердце растет от 7 до 12 лет.
Так, например, у мальчиков 9-19 лет масса сердца составляет 111,1 гр., что
в 2 раза меньше, чем у взрослых (244,4 гр.). Наряду с этим изменяется
соотношение роста отделов сердца. Рост предсердий в течение первого года
жизни опережает рост желудочков, затем они растут почти одинаково, и только
после 10 лет рост желудочков начинает обгонять рост предсердий.
Перестраивается гистологическая структура сердца, так, в наибольшей мере
увеличение массы отделов сердца происходит за счет левого желудочка.
Основную массу стенки сердца составляет мощная мышца-миокард. Для мышцы
сердца детей характерен высокий уровень расхода энергии, что определяет
значительное напряжение окислительных процессов в миокарде. Это находит
отражение в большом потреблении кислорода мышцей. Мышца сердца продолжает
развиваться и дифференцироваться до 18-20 лет (Фарбер Д.А., 1990г.).
Основная масса сердечной мышцы представлена типичными для сердца
волокнами, которые обеспечивают сокращение отделов сердца. Их основная
функция – сократимость. Сердце сокращается ритмично: сокращение отделов
сердца чередуются с их расслаблением. Сокращение отделов сердца называют
систолой, а расслабление – диастолой. Каждый из этих периодов, в свою
очередь, подразделяются на ряд фаз и интервалов, характеризующих различные
стороны деятельности сердца. На протяжении общей систолы желудочков
наблюдается два различных по своей физиологической сущности периода: период
напряжения и период изгнания. Во время периода напряжения происходит
подготовка сердца к изгнанию крови в магистральные сосуды. В начале периода
напряжения совершается деполяризация волокон сердечной мышцы и начинается
охват миокарда желудочков сократительным процессом. Эта часть периода
напряжения обозначается как фаза асинхронного сокращения. Как только
оптимальное число волокон миокарда оказывается в напряженном состоянии,
закрываются атриовентрикумерные клапаны и наступает вторая часть периода
напряжения – фаза изометрического сокращения. Во время этой фазы внутри-
желудочковое давление повышается до величины давления в аорте. Как только
давление в желудочке превысит давление в аорте, открываются ее клапаны и
начинается второй период систолы – период изгнания.
Длительность диастолы определяется путем вычитания продолжительности
общей систолы из общей длительности сердечного цикла. Сердечный цикл – это
период, охватывающий одно сокращение и расслабление сердца. Общая
продолжительность сердечного цикла с возрастом возрастает, длительность
периода изгнания соответственно увеличивается. Некоторые исследователи
полагают, что длительности периода изгнания обусловлено действием ряда
факторов. В частности Косицкий Г.И. (1985г.), исследуя возрастные изменения
структуры сердечного цикла, пришел к выводу, что помимо урежения частоты
сердечных сокращений на длительность систолы оказывают влияние возрастные
изменения гемодинамики: удлинение с возрастом периода изгнания у детей
связано с возрастанием сердечного выброса. Длительность периода напряжения,
по мнению большинства авторов, с возрастом увеличивается. Одни
исследователи основную роль в возрастной динамике периода напряжения
отводят увеличению длительности сердечного цикла, другие считают, что
изменение длительности периода напряжения обусловлено и сдвигами
показателей гемодинамики, такими, как объем желудочков сердца и
максимальное давление а аорте.
Общая длительность сердечного цикла у школьников начинает постепенно
увеличиваться от 7 к 8-9 годам, после чего резко возрастает в 10 лет. В
дальнейшем значительное удлинение кардиоинтервалов происходит в 14-16 лет,
когда частота сердечных сокращений устанавливается на уровне близком к ее
значениям у взрослых людей (И.О.Тупицин, 1985г.).
Функциональные различия в сердечно-сосудистой системе детей и подростов
сохраняются до 12 лет. Частота сердечного ритма у детей больше, чем у
взрослых, что связано с преобладанием у детей тонуса симпатических нервов.
В процессе постнатального периода тоническое влияние на сердце блуждающего
нерва постепенно усиливается (Н.П.Гундобин, 1906г.). заметное влияние
блуждающий нерв начинает оказывать с 2-4 лет, а в младшем возрасте его
влияние приближается к уровню взрослого. Задержка в формировании
тонического влияния блуждающего нерва на сердечную деятельность может
свидетельствовать о задержке физического развития ребенка (Фербер Д.А. и
др., 1990г.) авторы выделяют три переломных периода регуляторных влияний на
сердечный ритм: в 7 летнем возрасте относительное преобладание
холинэргических влияний сопровождается низким функциональным резервом
адренэргических влияний на ритм сердца с соответствующей перестройкой
метаболизма и увеличение его контрактильной способности, в 14 лет –
значительное ослабление адренэргических воздействий и повышение тонуса
парасимпатической системы.
А.С.Голенко (1988г.) представил результаты педагогического
эксперимента, проводившегося с целью контроля за изменением статических
параметров сердечного ритма в состоянии относительного покоя до и после
нагрузки. Данные результаты свидетельствовали о том, что изменение
симпатических и парасимпатических влияний на синусовый узел и ослабление
централизации в управлении сердечным ритмом к концу эксперимента у девочек
имели менее выраженный характер, чем у мальчиков. По мнению Голенко А.С.
(1988г.), в возрасте 10-13 лет у девочек имеет место четкая централизация
управления сердечным ритмом.
Частота сердечных сокращений у детей более подвержена влиянию внешних
воздействий: физических упражнений, эмоционального напряжения.
Эмоциональные влияния приводят как правило, к увеличению частоты сердечной
деятельности. Она значительно увеличивается при физической работе и
уменьшается при понижении температуры внешней среды.
В норме у взрослого человека частота сердечных сокращений – 75 раз в
минуту. У новорожденного она значительно выше – 140 раз в минуту.
Интенсивно снижаясь в течение первых лет жизни, она составляет к 8-10 годам
85-90 ударов в минуту, а к 15 годам приближается к величине взрослого. При
сокращении сердца у взрослого человека, находящегося в состоянии покоя,
каждый желудочек выталкивает 60-80 куб. см. крови. Кровяное давление у
детей ниже, чем у взрослых, а скорость кровообращения выше (у
новорожденного линейная скорость кровотока составляет 12 с, у 3-летних – 15
с, у 14-летних – 18,5 с.). Ударный объем крови (количество крови,
выбрасываемое желудочками за одно сокращение) у детей значительно меньше,
чем у взрослого. У новорожденного он составляет всего 2,5 куб. см., за
первый год постнатального развития он увеличивается в 4 раза, затем темпы
его увеличения снижаются, но он продолжает расти до 15-16 лет, лишь на
этом этапе ударный объем приближается к уровню взрослого. С возрастом
увеличиваются минутный и резервный объем крови, что обеспечивает сердцу
возрастающие адаптационные возможности к нагрузкам (Ю.А.Ермалаев, 1985г.).
На динамическую физическую нагрузку дети и подростки реагируют повышением
сердечных сокращений, максимальным артериальным давлением (ударный объем),
чем младшие дети, тем в большей мере, даже на меньшую физическую нагрузку,
они реагируют повышением частоты пульса, меньшим увеличением ударного
объема, обеспечивая примерно одинаковый прирост минутного объема.
Увеличение минутного объема у тренированных людей происходит главным
образом за счет увеличения систолического объема. Сердечные сокращения при
этом учащаются незначительно. У людей нетренированных минутный объем крови
увеличивается в основном за счет учащения сердечных сокращений. Известно,
что при увеличении частоты сердечных сокращений укорачивается
продолжительность общей паузы сердца. Из этого следует, что сердце
нетренированных людей работает менее экономично и быстрее изнашивается. Не
случайно сердечно-сосудистые заболевания встречаются у спортсменов
значительно реже, чем у людей, не занимающихся физкультурой. У хорошо
тренированных спортсменов при больших физических нагрузках ударный объем
крови может возрастать до 200-300 куб см.
Статическая нагрузка (а к ней относится и полное напряжение)
сопровождается иными ресекциями сердечно-сосудистой системы. Статическая
нагрузка в отличие от динамической повышает как максимальное, так и
минимальное артериальное давление. Так реагируют даже на легкую статическую
нагрузку, равную 30% от максимальной силы сжатия динамометра, школьники
всех возрастов. При этом, в начале учебного года изменение гемодинамических
показателей менее резки, чем в конце года. В начале года, например у
мальчиков 8-9 лет, на указанную статическую нагрузку повышается минимальное
давление на 5,5% и максимальное на 10%, а в конце года, соответственно на
11 и 21%. Такая реакция регистрируется более чем в течении 5 минут после
прекращения воздействия статического усилия. Длительное позное напряжение
сопровождается у школьников спазмом артериол, что приводит к общему
повышению артериального давления. Увеличение двигательной активности в
режиме учебных занятий – одна из мер профилактики у учащихся сердечно-
сосудистых расстройств, в частности, развитие гипертонии (А.Г.Хрипкова,
1990г.).
На состояние сердечно-сосудистой системы оказывает влияние дозированная
умственная нагрузка, причем от характера продолжительности и интенсивности
нагрузки зависит степень изменения гемодинамических показателей. Анализ
исследований, проводимых Горбуновым Н.П. совместно с Батенковой И.В.
(2001г.) свидетельствовал о том, что сердце и сосуды у младших школьников
тонко реагируют на умственную нагрузку. Наиболее существенным изменением в
ходе умственной нагрузки подвержены показатели сердечного выброса,
возрастание которого отмечали у всех исследованных детей. Степень прироста
минутного объема сердца в ходе выполнения задания зависела о возраста детей
и от периода учебного года. Установлено, что у учащихся 1 класса в течение
учебного года происходят изменения показателей центральной гемодинамики,
при этом частота сердечных сокращений уменьшается, снижается максимальное
артериальное давление, показатели сердечного выброса увеличиваются.
На втором году обучения максимальное артериальное давление понижается,
а частота сердечных сокращений достоверно не изменяется. У учащихся 3-4
классов максимальное артериальное давление снижалось, частота сердцебиений
уменьшалась, происходило снижение сердечного выброса. Адаптационные
изменения показателей центральной гемодинамики заключаются у младших
школьников в замедлении частоты сердечных сокращений, снижении
максимального артериального давления, увеличении сердечного выброса. Если
проследить возрастные сдвиги показателей центральной гемодинамики по
результатам, полученным в начале каждого учебного года, то можно увидеть,
что адаптационные сдвиги не сопровождаются нарушением общей возрастной
тенденции увеличения с возрастом артериального давления и сердечного
выброса при замедлении частоты сердечных сокращений.
На изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у
детей и подростков в процессе их адаптации к умственным и физическим
нагрузкам влияет в отдельные годы обучения половые особенности. Согласно
работе П.К.Прусова (1987г.), зависимость состояния сердечно-сосудистой
системы от степени полового созревания подростков, тренирующихся на
выносливость, совершенствование функционирования кардиореспираторной
системы происходит не всегда параллельно с нарастанием степени полового
созревания. Так, в момент появления вторичных признаков полового созревания
симпатический тонус вегетативной нервной системы увеличивается и наиболее
выражен в период полового созревания. Напряженность функционирования
кардиореспираторной системы увеличивается при нарастании степени полового
созревания, а в последующий период начинает снижаться, появляется тенденция
к более экономичному функционированию. Изучение регионарного кровообращения
показало уменьшение объемной скорости кровотока с возрастом в покое, что
также свидетельствует об экономизации функций кровообращения, наступающей
по мере развития ребенка. Изучение мозгового кровотока подтвердило его
качественные изменения, происходящие в процессе роста ребенка, так же, как
характерную для детей межполушарную асимметрию кровоснабжения мозга.
Важная роль, которую выполняет сердце в организме, диктует
необходимость применения профилактических мер, способствующих его
нормальной функции, укрепляющих его, предохраняющих от заболеваний, которые
вызывают органические изменения клапанного аппарата и самой сердечной
мышцы. Занятия физической культурой и трудом в пределах возрастных границ
допустимых физических нагрузок – наиважнейшая мера укрепления сердца.

2. Возрастные особенности дыхательной системы
Дыхание – необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между
организмом и окружающей средой. Дыхание обеспечивает постоянное поступление
в организм кислорода, необходимого для осуществления окислительных
процессов, являющихся источником энергии. Без доступа кислорода жизнь
продолжается лишь несколько минут. При окислительных процессах образуется
углекислый газ, который должен быть удален из организма. В понятие дыхания
включают следующие процессы:
1. внешнее дыхание – обмен газов между внешней средой и легкими –
легочная вентиляция;
2. обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью капилляров –
легочное дыхание;
3. транспорт газов кровью, перенос кислорода от легких к тканям и
углекислого газа в легкие;
4. обмен газов в тканях;
5. внутреннее или тканевое дыхание – биологические процессы, происходящие
в митохондриях клеток.
Нарушение любого из этих процессов создает опасность для жизни
человека.
Дыхательная система человека состоит из:
1) воздухоносных путей, к которым относятся полость носа, носоглотка,
гортань, трахея, бронхи;
2) легких - состоящих из бронхиол, альвеолярных мешочков и богато
снабженных сосудистыми разветвлениями;
3) костно-мышечной системы, обеспечивающей дыхательные движения: к ней
относятся ребра, межреберные и другие вспомогательные мышцы, диафрагма
(А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер, 1990г.).
При спокойном дыхании человек вдыхает и выдыхает около 500 мл (от 300
до 800) воздуха - это дыхательный объем. Сверх него при глубоком вдохе
человек может вдохнуть еще приблизительно 2500-3000 мл воздуха - это
резервный объем выдоха. Сумма указанных объемов составляет жизненную
емкость легких (ЖЕЛ). Это наибольшее количество воздуха, которое человек
может выдохнуть после самого глубокого вдоха (Г.И.Косицкий, 1984г.).
Жизненная емкость воздуха легких меняется с возрастом, зависит от
длины тела, степени развития грудной клетки и дыхательных мышц, пола.
Обычно она больше у мужчин, чем у женщин. У спортсменов жизненная емкость
легких больше, чем у нетренированных людей. В 10-12 лет ее объем у
мальчиков равен 1630-1975 мл, а у девочек 1460-1905 мл (А.Г.Хрипкова,
М.В.Антропова, Д.А.Фарбер, 1990г.).
С ростом и развитием организма увеличивается объем легких. Легкие у
детей растут главным образом за счет увеличения объема, альвеол (у
новорожденных диаметр альвеолы 0,07 мм, у взрослого он достигает 0,2 мм. До
3 лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их отдельных
элементов. Число альвеол к 8 годам достигает числа их у взрослого человека.
8 возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно интенсивный
рост легких отмечается между 12 и 16 годами. Вес обоих легких в 9-10 лет
равен 395г, а у взрослых почти 1000г. Объем легких к 12 годам увеличивается
в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного, а к концу периода
полового созревания - в 20 раз (в основном за счет увеличения объема
альвеол). Соответственно изменяется газообмен в легких, увеличение
суммарной поверхности альвеол приводит к возрастанию диффузных возможностей
легких.
В возрасте 8-12 лет происходит плавное созревание морфологических
структур легких и физическое развитие организма. Однако между 8 и 9 годами
жизни удлинение бронхиального дерева преобладает над его расширением. В
результате этого снижение динамического сопротивления дыхательных путей
замедляется, а в ряде случаев динамики трахеобронхиального сопротивления
нет. Плавно, с тенденцией к возрастному увеличению, изменяются и объемные
скорости дыхания. Качественные изменения на грани 8-12 лет претерпевают
эластические свойства легких и тканей грудной клетки. Возрастает их
растяжимость. Работа дыхания, отражающая функциональное развитие мышц,
осуществляющих движение грудной клетки при дыхании, складывается из
динамического и эластического компонентов. При динамической работе энергия
мышц расходуется на преодоление сопротивления дыхательных путей и
перемещение в акте дыхания органов средостения и брюшной полости,
эластическая доля работы - на преодоление эластического сопротивления
легких и грудной клетки. В общей работе дыхания динамический компонент
составляет 25-30%, а эластический - 70-75%. Вопреки ожидаемому снижению
доли эластического компонента работы с возрастным увеличением растяжимости
легких происходит обратная тенденция. Она связана с тем, что наряду со
снижением эластичности легких отмечается нарастание дыхательных объемов, а
снижение эластического компонента работы с понижением эластичности возможно
только при постоянном объеме дыхания. Тенденция к увеличению эластического
компонента работы может быть объяснена более быстрым возрастным нарастанием
объемов по сравнению с изменением эластичности и растяжимости тканей (Т.Д.
Кузнецова, 1983г.)
Частота дыхания у детей 8-12 лет колеблется в пределах от 22 до 25
ударов в минуту без четкой возрастной зависимости.
Дыхательный объем увеличивается со 143 до 220 мл у девочек и со 167 до
214 мл у мальчиков. При этом минутный объем дыхания у мальчиков и девочек
не имеет достоверных различий. Он плавно снижается у детей от 8 до 9 лет и
практически не меняется между 10 и 11 годами.
Снижение относительной вентиляции между 8 и 9 годами и ее тенденция к
снижению от 11 к 12 годам свидетельствует об относительной гипервентиляции
легких у младших детей по сравнению с более

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблема перенаселённости Земли. История вопроса от Мальтуса до наших дней (Социология)


Реферат: Боги древнего Рима (Религия)


Реферат: Задачи по уголовному праву (Уголовное право и процесс)


Реферат: Личность и общество (Философия)


Реферат: Монтаж насосних агрегатів (Технология)


Реферат: Визитная карточка (Культурология)


Реферат: Безопасность информационных технологий (Программирование)


Реферат: Расчет процесса конвективной сушки сыпучего материала в барабанной, вращающейся сушилке (Строительство)


Реферат: Исследование точности численного интегрирования (Программирование)


Реферат: Местность, как элемент военной обстановки (Военная кафедра)


Реферат: Воспитание как целенаправленная деятельность (Психология)


Реферат: Социальная теория народничества (Социология)


Реферат: Автоматизация горно-шахтного оборудования (Технология)


Реферат: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ (Биология)


Реферат: Маргарет Тэтчер (Исторические личности)


Реферат: Голосование избирателей: выборы, референдум (Право)


Реферат: Реализм в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Пауки (Биология)


Реферат: Факторы плодородия почв (Сельское хозяйство)


Реферат: Одаренные дети (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист