GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культурное развитие Византии (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культурное развитие Византии (История)



Содержание

1. Введение.

2. I этап. Формирование христианства как философско – религиозной системы.

3. II этап. VII – XII в.в. Время наивысшего могущества и наивысшей точки
развития культуры.

4. III этап. XXII-XIV в.в. Развитие феодализма и развал Византийской
империи.

5. Список использованной литературы.



ВВЕДЕНИЕ

В своем реферате я хотела бы рассказать о культуре Византии,
одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие
культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры
Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном
творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы
литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом
форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического
мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и
глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди
всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского
мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром
своеобразной и воистинну блестящей культуры.
I Этап
Формирование христианства как
философско - религиозной системы

Первые столетия существования Византийского государства можно
рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения
византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма
и принципы христианства.
Формирование христианства как философско-религиозной системы было
сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие
философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика
сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных
учений, иудаизма, манихейства. Однако
христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и
неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и
неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только
синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-
религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные
философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и
то, что христианство не только боролось с античной философией, но и
использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства
со всем что несло клеймо язычества приходит компромисс между
христианским и античным миросозерцанием.
Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли
необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для
использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия
Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна
Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с
неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение
риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как
Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин,
закладывают собственно фундамент византийской философии. Их
философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского
мышления. В центре их философии находится понимание бытия как
совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а
следовательно, мира и человека.
В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и
становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех
сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая
система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая
складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.
Патристическая литература, библейская космография, литургическая
поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская
агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу
овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной
культуре.
Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение
к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с
античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему
символов. На смену античному представлению о героической личности,
античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бессташно идущих
на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не
надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего,
раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он
бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в
этом пытается найти утешение. Христиансво с небывалой интенсивностью
выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется
и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе
истории : на смену замкнутым историческим циклам античных писателей,
обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения
истории ранневизантийских историков и хронистов.
В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей
средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской
империи".

Духовная жизнь тогдашнего общества отличается драматической
напряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве
наблюдается удивительное смешение языческих и христианских идей,
образов, представлений, колоритное соединение языческой мифологии с
христианской мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры
рождает талантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей,
писателей, поэтов. Индивидуальность художника еще не растворилась в
церковно-догматическом мышлении.
Коренные изменения происходят в сфере изобразительного искусства
и эстетических воззрений византийского общества. Византийская эстетика
развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом
опиралась на античные воззрения о сути прекрасного, однако
синтезировала и переосмысливала их в духе христианской идеологии.
Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий
спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с тем
пыталась снять дуализм земного и небесного, божественного и
человеческого, духа и плоти. Не отрицая телесной красоты византийские
мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили
много выше. Большое значение для установления византийского
эстетического сознания имело раннехристианское осмысление мира как
прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота
естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека,
как бы "вторичная" по своему происхождению.
Византийское искусство генетически восходило к эллинистическому и
восточно-христианскому художественному искусству. В ранний период в
византийском искусстве как бы слились рафинрованная платоничность и
трепетная чувственность позднеантичного импрессионизмас наивной, порой
грубоватой экспрессивностью народного искусства Востока. Эллинизм
долгое время оставался главным, но не единственным, источником, откуда
византийские мастера черпали изящество форм, правильность пропорций,
чарующую прозрачность колористической гаммы, техническое совершенство
своих произведений. Но эллинизм не мог в полной мере противостоять
мощному потоку восточных влияний, нахлынувших на Византию в первые
столетия ее существования. В Это время ощущается воздействие на
византийское искусство египетских, сирийских, малазийских, иранских
художественных традиций.
В IV-V вв. в искусстве Византии были еще сильны позднеантичные
традиции. Если классическое античное искусство отличалось
умиротворенным монизмом, если оно не знало борьбы духа и тела, а его
эстетический идеал воплощал гармоническое единство телесной и духовной
красоты, то уже в позднеантичном художественном творчестве намечается
трагический конфликт духа и плоти. Монистическая гармония сменяется
столкновением противополжных начал, "дух как бы пытается сбросить
оковы телесной оболочки". В дальнейшем византийское искусство
преодолело конфликт духа и тела, его сменила спокойная
созерцательность, призванная увести человека от бурь земной жизни в
сверхчувственный мир чистого духа. Это "умиротворение" происходит в
результате признания превосходства духовного начала над телесным,
победы духа над плотью. Основной эстетической задачей византийского
исскуства отныне становится стремление художника воплотить в
художественном образе трансцендентную идею.
В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти
многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный
стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в
прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум
наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника,
также ставшие средоточием византийского художественного стиля.
Расцвет византийского искусства раннего периода связан с
укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это
время воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Непревзойденным
шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в.
храм св. Софии. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного
центрического храма, увенчанного куполом. Блеск разноцветных мраморов,
мерцание золота и драгоценной утвари,сияние множества лампад создавали
иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие
макрокосмоса,символически приближали к образу Вселенной. Недаром он
всегда оставался главной святыней Византии.
Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в
Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм.
Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только
церковного, но и светского характера, в частности изображения
императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана
и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик
отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский
образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт
мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к
созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим
идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже
различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась
великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом,
живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и
переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой
школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.
Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в
мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ
византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся
более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту
в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной
силы.
Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода
пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно
сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками
золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные коллонады,
великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу
церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной
трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и
даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.
В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре
и живописи, определилась ведущая линия развития византийского
искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания.
Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в
формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали
постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в
меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие
ваварского мира.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации.
Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не
сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла
сложное и многоликое явлениедуховной жизни эпохи. В V-VII вв.
поисходило становление христианской литургии, развивались новые жанры
вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус,
включается в сиситему репрезентации государственой власти. Особый
колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых
представлений и народных праздненств, отразишая богатейшую песенно-
музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из
этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный
смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и
неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности
музыки как искусства универсального и вто же время обладающего силой
массового и индивидуального психологического воздейсвия, и включило ее
в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять
доминирующее положение в средневековой Византии.
В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли
массовые зрелища. Правда, античный театр начинае клониться к упадку -
античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов,
жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место
театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями,
пользующимися огромной популярностью.
Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то
можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности
византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что
византийская культура была открыта други культурным влияниям
получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синте-
зировались главной , ведущей греко-римской культурой.
Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города
империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами
ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности,
где сохранялось богатое наследие античности.
Борьба светской и церковной культур особенно характерна для
первого периода истории Византии. В истории Византийской культуры
первые века существования Византии были временем острой идеологической
борьбы, столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных
коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного
творчества, позитивного развития науки и искусства. Это были века,
когда в муках борьбы старого с новым рождалась культура будущего
средневекового общества.

II этап
VII – XII в.в.
Время наивысшего могущества и
наивысшей точки развития культуры.

Во втором этапе развития культуры, который пришелся на
время со второй половины VII в. до XIIв., выделяют время
иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IXв., время правления
императоров Македонской династии ( так называемое "Македонское
возрождение" : 867-1056гг., и время царствования Комнинов
("Комниновское возрождение" : 1081-1185 гг.).
Определяющей чертой духовной жизни империи к середине VII
столетия стало безраздельное господство христианского мировоззрения.
Глубокую религиозность симулировали теперь не столько догматические
споры, сколько наступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь
"священной войной" и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами.
Еще более возросла роль церкви. Нестабильность жизненных устоев,
хозяйственная и бытовая неустроенность масс населения, нищета и
постоянная опасность со стороны внешнего врага обострили религиозное
чувство подданых империи : утверждались дух смирения перед
превратностями "мира сего", безропотного подчинения "духовным
пастырям", безграничная вера в чудеса и знамения, в спасение через
самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословие монахов,
множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культ святых, в
особенности поклонение известным лишь в данной местности, округе,
городе ; на них как на "собственных" небесных заступников возлагались
все надежды.
Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать над
умами прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение.
Этому способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее
сужение светского знания.
Однако торжество теологии, утверждение ее господства с помощью
насилия таили серьезную опасность - богословие могло оказаться
бессильным перед критикой иноверцев и еретиков. Как всякая
идеологическая система христианство нуждалось в развитии.
Необходимость этого осознавалась в узких кругах церковной элиты,
сохранившей традиции высокой религиозной и светской образованности.
Систематизация богословия становилась первейшей задачей, а для этого
предстояло снова прбегнуть к духовным сокровищам античности - без ее
идеалистических теорий и формальной логики новые задачи теологов были
невыполнимы.
Поиски оригинальных философских и богословских решений
предпринимались уже во второй половине VII в., хотя наиболее
выдающиеся труды в этой сфере были созданы в следующем столетии.
Характерен в данной связи тот факт, что на общем фоне упадка
культуры в середине VII в., в сущности лишь теология испытывала
определенный подъем : этого требовали насущные интересы правящей
элиты, выдаваемые за острую потребность самых широких слоев общества.
Независимо от того, что Максима Исповедника подверг гонениям сам
император Констант II, теоретические искания этого теолога отвечали
потребностям господствующего класса; без них, кстати говоря, было бы
невозможно проявление и "Источника знания" Дамаскина.
Основой богословских построений Максима составляет идея
воссоединения человека с богом (через преодоление пропасти между
духовным и плотским) как воссоединение первопричины всего сущего,
целого с его частью. В восхождении к духовному активную роль Максим
отводил самому человеку, его свободной воле.
Иоанн Дамаскин поставил перед собой и выполнил две основные
задачи : он подверг острой критике врагов правоверия (несториан,
манихеев, иконоборцев) и ситематизировал богословие как
миросозерцание, как особую систему идей о боге, сотворении мира и
человеке, определив его место в посюстороннем и потустороннем мирах.
Компиляция (в соответствии с девизо Дамаскина "Не люблю ничего
своего") на основе аристотелевской логики представляла основной метод
его работы. Он использовал и естественнонаучные представления древних,
но тщательно отобрал из них, как и из догматов своих предшественников-
богословов, лишь то, что ни ву коей мере не противоречило канонам
вселенских соборов.
В сущности творчество Дамаскина даже по средневековым меркам
лишено оригинальности. Его труды сыграли крупную роль в идейной борьбе
с иконоборчеством, но не потому, что содержали новые доводы в защиту
традиционных представлений и религиозных обрядов, а благодаря
устранению из церковных догматов противоречий, приведению их в
стройную систему.
Значительный шаг вперед в развитии богословской науки, в
разработке новых идей, касающихся проблем соотношения духа и материи,
выражения мысли и ее восприятия, отношения бога и человека, был сделан
во время ожесточенных споров между иконоборцами и иконопочитателями.
Но в целом вплоть до середины IX в. философы и богословы оставались в
кругу традиционных идей позднеантичного христианства.
Идейная борьба эпохи иконоборчества, принявшая острую
политическую форму, распространение павликанской ереси сделали
совершенно очевидной необходимость повышения образованности
духовенства и представителей высших слоев общества. В обстановке
общего подъема духовной культуры новое направление в научной и
философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха Фотия,
сделавшего больше, чем кто-либо иной до него, для возрождения и
развития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных и
литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь
при этом не только на церковном вероучении, но и на соображениях
рационализма и практической пользы и стараясь посредством
естественнонаучных знаний объяснить причины природных явлений. Подъем
рационалистической мысли в эпоху Фотия, сопровождающийся новым
нарастанием интереса к античности, стал еще более ощутимым в XI-XIIвв.
Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьма
часто бывало в Византии, разрабатывались и углублялись сугубо
мистические богословские теории. Одной из таких теорий, созданной на
рубеже X-XI вв. и не получившей широкого признания в XI-XII вв., была
определена крупная идейная и политическая роль в последующем : она
легла в основу могущественного течения в православной церкви в
XIV-XVI вв. - исихазма. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова,
развившего тезис о возможности для человека реального единения с
божеством, соединения чувственного и умственного (духовного) мира
путем мистического самосозерцания, глубокого смирения и "умной
молитвы".
Еще во времена Фотия ясно обнаружились противоречия в
интерпретации идеалистических концепций античности между приверженцами
Аристотеля и Платона. После эпохи длительного предпочтения,
отдававшегося византийскими теологами учению Аристотеля, с XI в. в
развитии философской мысли наметился поворот к платонизму и
неоплатонизму. Ярким представителем именно этого направления был
Михаил Пселл. При всем своем преклонении перед античными мыслителями и
при всей своей зависимости от цитируемых им положений классиков
древности Пселл оставался тем не менее весьма самобытным
("артистическим") философом, умея, как никто другой, соединять и
примирять тезисы античной философии и христианского спиритуализма,
подчинять ортодоксальной догматике даже таинственные прорицания
оккультных наук.
Однако, сколь ни осторожны и искусны были попытки интелектуальной
византийской элиты убереч и культивировать рационалистические элементы
античной науки, острое столкновение оказалось неизбежным: пример
тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна
Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии.
Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут
теперь не скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв., в
особенности в условиях ожесточенной борьбы с мистиками-исихастами.
Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой
отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация,
отсутствие литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные
характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как
господствующие черты произведений литературы, созданных во второй
половине VII- первой половине IX столетия. Подражание античным
образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и
ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были
сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия
вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо
и потусторонее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное
идейное содержание литературы этого рода.
Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. В
середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были
обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом
(Логофетом). Упадок жанра обозначился в следующем, XI в.:вместо
наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные
образы, трафаретные сцены жизни святых.
Вместе с тем житиный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей
популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на
развитие византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация
нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний,
жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко
оказывались неимущие и обиженные, которые совершая мученический подвиг
во славу бога, смело вступали в борьбу с сильными и богатыми, с
несправедливостью, неправдой и злом. Нота гуманизма и милосердия -
неотъемлемый элемент множества византийских житий.
Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических
произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической
поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и
агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит
стремился опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок
монастырской жизни.
Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на
шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в
XI-XII вв., что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и
художественных форм. Как во времена античности, эпистолография,
изобиловавшая реминисценциями из древней греко-римской мифологии,
стала средтвом ярко эмоционального повествования, самовыражения
автора, поднимаясь до уровня изысканной прозы. Смело заимствуются в
этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы.
Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются
опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за
всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно
расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы. Обогащение
идейного и художественного содержания литературы за счет усиления
народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно
предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе
цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в
возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.
На второй период приходится также и расцвет византийской
эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано
борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось
подытожить главные христианские концепции образа и на их основе
разработать терию соотношения образа и архетипа, прежде всего
применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции
образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ
образов символических и миметических (подражательных), - по-новому
осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета
живописи в религиозной культуре.
Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антикизируещее
направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии
прекрасного. Возрождался интерес к физической (телесной) красоте
человека; получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами
эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское
искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно
концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство;
возрождение коснулось и драматического искусства, омыслению которого
посвящались специальные труды.
В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла,
пожалуй, высшей точки своего развития, оказывая сильной влияние на
художественную практику ряда других стран Европы и Азии.
Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были
особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на
судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось
иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов
изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи)
возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания.
Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно
возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более
устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху
иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора
сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения
светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать
византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось
усилением стилизации, призванной служить целям передачи через
зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в
этом образе религиозной идеи.
Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного
мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые
памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые
сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.
В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей,
богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако
подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на
XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа
мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в
живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные
школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.
В VII-VIII вв. в храмовом строительтве Византии и стран
византийского культурного круга господствовала та же крестово-
купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась
слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение
декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил
распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было
связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви,
изменением социального содержания самой концепции сакральной
архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как
образ мира).Возводилось много новых храмов, строилось большое число
монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.
Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и
архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение
вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма.
Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки.
Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ.
Например в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой
архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада,
традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом
влияния нового стиля - здесь также все шире использовались узорный
кирпичный декор и полихромная пластика.
В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое
церковное искусство. Благодаря его высоким художественным
достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной,
мелодии которой ранее проникали ранее даже в литургию. В целях еще
большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий
была проведена канонизация лаотональной системы - "октоиха"
(восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы.
Однако музыкально-теоретические памятники позволяют заключить, что
система ихосов не исключала звукорядного понимания. Наиболее
популярными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально-
поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли
не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко
всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам.
Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма
(нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых
фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией).
Общественная жизнь также не обходилась без музыки. В книге "О
церемониях византийского двора" сообщается почти о 400 песнопениях.
Это и песни-шествия, и песни во время конных процессий, и песни при
императорском застолье, и песни-аккламации, и т.п.
С IX в. в кругах интелектуальной элиты нарастал интерес к
античной музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по
преимуществу теоретический характер : внимание привлекала не столько
сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.
Как итог ко второму периоду я хотел бы сказать, что Византия в
это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития
культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии
очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным
положением между Востоком и Западом.
III этап.
XXII-XIV в.в.
Развитие феодализма и развал Византийской империи.

Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как
наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи.
Ввиду недостатка материала по данному периоду скажу лишь, что,
несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше
Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в.
турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный
вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления
культуры перешли к соседним государствам. Практически все время
средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской
культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в
развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

Список использованной литературы



"Культура Византии" в трех томах. Изд. "НАУКА", Москва 1984,1989 гг.






Реферат на тему: Культурное развитие России

ПЛАН
1. Введение.
2. Культурное развитие Киевской Руси.
3. Особенности средневековой русской культуры.
4. Культура России в XVII веке.
5. Культурный взлет в России в XIX веке.
6. Заключение.



Культура народа является частью его истории. Ее становление,
последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами,
которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее
государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие
культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием
народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу,
человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской
государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям -
хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась
как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из
различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на
огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного
славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как
культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные
черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась
как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным,
так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В
общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян,
радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и
влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными
навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами,
балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное
влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из
наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси
складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под
влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и
безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к
своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего
мира, своему представлению о прекрасном.
Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только
с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их
постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных
культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись
центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то
сельское население было в основном хранителем старинных культурных
традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и
деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны,
труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство,
архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием
языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства
положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то,
чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и
представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую
культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития
грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были
теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло
преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси
сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах,
и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных
частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской
местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной
жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в
своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской
культуры раннего средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием
народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная
культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии
на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету,
ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью
существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях
культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние
было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры
(например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские,
мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что
вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку
Игореве" все пронизано языческими мотивами.

Основой любой культуры является письменность. Славянский алфавит
первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из
них имела свое название: А - «аз», Б - «буки» (их сочетание образовало
слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы
на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2,
«Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким.
Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен
получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и
тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили
пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь
шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали
в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок
брошюровки сохранился по сей день.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать
лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных
принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно
из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки.
Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик .наискось срезали,
расщепляли и затачивали специальным , перочинным ножичком. Им же
выскабливали ошибки в тексте.
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных,
были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще
говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея,
окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления
чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или
ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества,
придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия
спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.
Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым,
декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между
собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту
орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды,
ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до
XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и
декоративных надписях «под старину».
Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом
обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в
форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в
тексте - «инициал» - писали крупнее и красивее остальных, украшали
орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического
существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - «писать с красной
строки». Завершался раздел «концовкой» - небольшим рисунком, на пример,
изображением двух птиц, похожих на павлинов.
Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в
камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы
была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости,
терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего
как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие
строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с
окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси
языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К
сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но
архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных
сооружениях, в древних описаниях и рисунках.
В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил
широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.
Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый
строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по
образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя
столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространства
прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец
греческие мастера, прибывшие на Русь, начинай со времени Владимира, а также
работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной
архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу, если первые
русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены
греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то
Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских
традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать
веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора
воскресила стиль русского деревянного зодчества.
Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью,
как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно
связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для
своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах
в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны,
в которых группировалось по два-три двора.
Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь
располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло
управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда
свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили
пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили
огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с
мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении,
хозяйстве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц такого рода:
княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея
Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу»,
большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила
раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. По улицам города
сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в
дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в
красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и
серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных
кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах.
Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями ожерельями из
бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными
изделиями из золота и серебра отделанными эмалью, чернью. Но были украшения
и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла -
меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что
женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову
накрывали убрусами (платками).
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и
деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там
люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили
скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от
кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем,
нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и
стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами
при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед,
вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и
сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с
любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь,
полная таких же забот и тревог, была еще впереди.
Во второй половине XVIII в. в России продолжает развиваться
национальная культура. Однако в отличии от предыдущего периода времени на
культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье
иностранцев.
В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя
крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же
царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по
распространению образования – этого требовала эпоха.
В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо
прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном
расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния
принципа сословности на постановку просвещения.
Согласно уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., В каждом
губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в
уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух
классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших
классах изучали историю географию, геометрию, механику, физику и т. д. В
обоих типах училищ было введено предметное преподавание.
Претворение Устава народных училищ обеспечило резкое увеличение числа
народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518
учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия –
288 школ с 22290 учениками.
Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших
слоев общества, из которых впрочем, крепостные крестьяне исключались,
увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для
дворян в конце XVIII в. существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в
первой половине столетия. Новым типом учебного заведения для дворян
являлись благородные пансионы.
В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создается Институт
благородных девиц. При Смольном имелось мещанское отделение для девочек не
дворянского происхождения. В институте помимо общеобразовательных
дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, а
также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т. д.
С распространением образования тесно связано развитие науки.
Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению
ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.
Одним из серьезнейших препятствий на пути распространения научных
истин была церковь. Препятствовали развитию науки стародавние обычаи и
суеверия, за которые еще держалась немалая часть населения страны.
Научные знания носили во времена средневековья, как правило,
узкопрактический характер. Так, изучение свойств различных растений было
связано с применением их в народной медицине, географические и
астрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своими
товарами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, и т.
п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановки естественно
научных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитие научных
знаний.
Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но всем
сколько-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все более
очевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношении.
Развитие науки — процесс сложный, требующий и соответствующей
материально-технической базы, и людей, которые могут и хотят заниматься
наукой, и общественной Среды, способной проявить понимание и оказать
поддержку научным изысканиям. В условиях феодально-крепостнического строя
быстрых изменений произойти не могло, даже когда созревала настоятельная
потребность в научных знаниях и эта потребность была осознана в
правительственных кругах.
Как и во второй четверти XVIII века, основным центром научной
деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и
научный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге
(1773) и Российская Академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка
и грамматики. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В.
Ломоносов, а среди иностранных ученых – крупнейший математик XVIII века
Леонард Эйлер (1707-1783 гг.), вырастивший ученых из русских учеников.
Среди них С.К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и
математической физики, С.Я. Разумовский – основоположник отечественной
астрономии
Именно в Академии наук развернулась деятельность Михаила Васильевича
Ломоносова. Ломоносовский период — ярчайшая страница в истории
Петербургской Академии наук.
Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической
мысли. Развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства
стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в
многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков,
инструментов, в создании технической литературы. Широко известны имена
выдающихся изобретателей XVIII века: А. Нартова, И. Ползунова, И. Кулибина,
Фроловых и многих других.
Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу
дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были
распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные
повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян
отразил «Плач холопов», появившийся среди крепостных крестьян в 1767-1768
гг. т.е. накануне крестьянской войны. В сочинение описано бесправие
крепостного крестьянина, глумление над ним барина; жалобы на неправый суд
завершаются угрозой «злых господ под корень переводить». Появляется
множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую
службу, волокиту в правительственных инстанциях.
Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя
направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А.П.
Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и
сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем
репертуара русского театра.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания
русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в
этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,
изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический
строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси.
Дети недворянского происхождения получали начальное образование в
приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии,
они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в
России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского
были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский
и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в
привилегированных учебных заведениях - лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В
1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные
библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в
1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то
время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому
читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его
совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным
ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал
в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная
застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных
зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.
Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.
Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи
на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль
Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора.
Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге -
самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По
замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость
самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси
были построены здания Сената и Синода, Александринского театра,
Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство
Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися
архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После
пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник
Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой
Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм
Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В
1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие.
Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища
императорской фамилии. В России появился первый общедоступный
художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные
труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами.
Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-
х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского
“Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом
театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены
в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества.
Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те
времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества.
Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку
очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная
культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный
взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком”
русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской
литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского,
Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы
родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе
усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.
Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала
непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры.
Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у
себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы,
достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным
достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит
высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук
событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный
образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург,
публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы
русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих
предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости...”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В.
Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в
Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая
печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось
беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть
Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.
Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия
будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие
деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и
другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со
стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до
пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте
определялось экономическими и социально-политическими процессами,
происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более
осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Определяя основное содержание и направление историко-культурного
процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта
культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную
питательную среду своего развития.

Новинки рефератов ::

Реферат: Ответы к государственным экзаменам для эколого-биологического факультета ПетрГУ (Биология)


Реферат: Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка (Иностранные языки)


Реферат: Определение электропроводности лизина (Химия)


Реферат: Логика и закономерность развития науки (Естествознание)


Реферат: Реклама в ЗМІ (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Система валютного регулирования в республике Беларусь (Банковское дело)


Реферат: Внешний аудит банков (Аудит)


Реферат: Банкротство хозяйственных субъектов (Гражданское право и процесс)


Реферат: Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния (Менеджмент)


Реферат: Внеземные цивилизации (Астрономия)


Реферат: Нотариальная палата (Право)


Реферат: Жизнь и смерть Клеопатры (Исторические личности)


Реферат: Проблемы развивающего обучения (Педагогика)


Реферат: Девятый транспортный коридор (Транспорт)


Реферат: Калькуляция себестоимости продукции нормативный метод (Аудит)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Художественная техника пианиста (Музыка)


Реферат: Перепись населения (Статистика)


Реферат: Биология раневого процесса (Биология)


Реферат: Электропрогрев бетона (Архитектура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист