GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Европейская культура (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Европейская культура (Культурология)



1. От маньеризма к барокко. Принципы барокко как выражение дворянского
мировоззрения.



1. Эпоха, направление, стиль

... Эпоха, направление, стиль... Где границы этих понятий, как
соотносятся они друг с другом? Ответы на эти вопросы пыталось отыскать не
одно поколение искусствоведов. Десятки книг и статей посвящены этой теме. И
все же мы не найдем в них единственной истины. В самом деле, барокко - это
стиль, направление или эпоха? А может быть и то и другое и третье
одновременно?..
Средневековье - конечно, эпоха. Но есть ли у культуры этого времени какие-
то общие черты или преобладает смешение стилей? Правомерно ли вообще
деление культуры на какие-то периоды, этапы, эпохи? Недаром ученые уже не
одно столетие настойчиво пытаются найти то общее и особенное, что
таинственно связывает между собой явления искусства, восстановить цепь
случайностей, звенья которой оборачиваются к нам новыми гранями. Итак...


2. Исторические предпосылки

XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все
еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре
столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной
жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не ослабевает и
притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира, архитектурных ансамблей
барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини. Не
упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко,
Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль... Порождением духовной атмосферы эпохи стала
музыка А.Скарлатти, Д.Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К.Монтеверди,
И.Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя, Баха. Если
взглянуть из нашего “исторического далека” на эпоху барокко, в ней не может
не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла.
Барокко - время от “Гамлета”, его “порвалась дней связующая нить” (1601) до
смерти Баха, его “Пред троном твоим предстаю я днесь” (1749). Начало эпохи
- прорыв в будущее. Но был ли он так уж неожидан?
Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических
отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется
прежде всего развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений,
приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит
централизация государственной власти и образование национальных
государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов.
XVII век - одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все
европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к
капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам
характер развития был резко неравномерным:
в Голландии уже сложились буржуазные отношения;
в Англии - буржуазная революция;
во Франции - расцвет абсолютизма;
в Италии - контрреформация;
в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет
тридцатилетняя война (1618-1648гг.);
Испания является одной из самых отсталых окраин.
Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия
и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового
культурно-исторического процесса.
Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе
Просвещения (XVIIв), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии
мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности движения стран (что и
будет определять национальные особенности духовной жизни, создание
национальных школ), большое значение уделяется общим моментам, таким, как
мироощущение, миропонимание...



3. Идеологическая основа

Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры
и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков),
борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов:
католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это
же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила
борьба религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука
(географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие
оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета
Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики).
В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый
стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной
стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной
политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену
общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не
уничтожаются общественные противоречия.
Не случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость любой
ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика,
экономика... XVIIв - время перелома в общественном сознании идеологии
гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал
жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм -
вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания.
На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” -
осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим
собой. Происходит “расслоение” человека на частного и родового, на
личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти
коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и
обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.


4. Философия

В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого
Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип
мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие,
разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе
Возрождения, был известным возвратом к дуализму средневекового религиозного
сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении материального и
духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В
результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о
господстве одного над другим. В итоге в философии разгорается
противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов:
метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т.е. борьба
идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и
рационализма в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В
конечном счете, развитие философской мысли в данном направлении привело к
формулированию антиномий Канта, диалектического мышления Гегеля.
Т.о. идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но
считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни,
придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти
монистическое объяснение мира (в чем единство?):
Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту,
является исходной достоверностью познания. Бог - наиболее совершенное
сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;
Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога,
который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть,
духовные элементы;
Томас Гоббс утверждает: единство - в материи. Все духовное есть суть
материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской
государственной властью.
Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике
благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку
Бытия;
Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии
мироздания, состоящей из бесконечного числа монад - самоценных завершенных
жизненных организмов.
Вообще, идея Божества - как средоточия высшего разума, справедливости,
истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, - характерна для
умонастроения эпохи.



5. Антиномии

В тоже время, барокко - художественная система, отражающая мировоззрение
людей послеренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в
его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей
оппозиции. Антиномии, несовместимые друг с другом противоположности,
сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию
неустойчивую, исполненную тревоги. Теоретики барокко говорят о “созвучии
несозвучного”, о concordia discordans. Антиномии барочного мышления
проявляются во всем.
Антиномия “хаос (управляющий вселенной) - порядок (торжество
рационализма)”. Система, к которой тяготеет научное и художественное
мышление барокко (система созвездий Кеплера, учение о государстве Грация,
система планировки Ленотра...) понимается не как выражение порядка,
лежащего вне человеческого сознания, а как нечто соразмерное, рациональное,
упорядоченное, подчиненное рассудку человека. В то же время, духовное
открытие барокко - чувство безграничности мира (чему способствовали
географические открытия), трагичной незащищенности человека,
несопоставимости малой, бренной страдающей песчинки человеческой жизни и
неизменной, холодной, бесконечной бездны Космоса.
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
Грифиус “Человеческая нищета”.

Т.о. личность человека “одновременно нечто и ничто” (Флеминг). Все
зависит от внешних воздействий, от природы, от окружения, от людской массы.
Фортуна неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать -
до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Смерть слепа, стреляет наугад...
Случайность, хаос управляют Вселенной. В этом хаосе одинаково иррационально
и трагическое (поэзия Грифиуса, музыка Шюца), и чудесно-мистическое
(“Экстаз святой Терезы” Бернини, живопись Эль Греко).
Еще одна антиномия: противопоставление жизни и смерти. Последняя
понимается как свет, утешение, покой, мысли о Христе.
Что смерть благочестивым?
Ключи от жизни вечной,
Времен граница лживых,
На поле битвы мир,
Идущий к солнцу путник,
Блаженства вечный пир,
В пути к отчизне спутник,
Пожатие десницы,
Пылающее пламя,
И райские зарницы,
Горящие над нами.
Хофмансвальдау “Смерть”.

Это и антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись
Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма - с другой (гравюры
Шенфельда).
Противопоставления существуют и на уровне типа мышления, мироощущения,
пространства, времени...
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому - дырявый кров; кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус “Подобье нашей жизни”.

Перед нами типично барочная картина мира. Он неустойчив, динамичен,
соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.



6. Специфические черты

Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно
считать:
1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с
мученичеством, чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);
6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:
а) целостностные системы философии;
б) поиск единства в противоречиях жизни;
в) в архитектуре:
овал в линии здания;
архитектурные ансамбли;
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание
“бесконечности” пространства;
е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт),
многочастных произведений (опера).
В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с
другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как
архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).



2. Вырождение дворянской культуры в период абсолютизма. Рококо и его
периоды.



С началом нового, XVШ столетия совершенно очевидно обозначился процесс
разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 г. "короля-
солнца", последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была
просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые
подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.
Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовики XV,
было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно
противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений,
роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка
не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть
насладиться всем была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости
мгновения, надвигающихся грозных бедствий.
Многое меняется в искусстве. Король перестает быть единственным
заказчиком произведений искусства, а двор - единственным коллекционером.
Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция
превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в
законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе
всей духовной жизни Европы.
В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась религиозная
культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Многие
исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим
монументальность великого стиля. Тем не менее очевидно, что рококо в первой
половине "галантного века" складывается в определенную стилевую систему,
отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их
видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской культуры, еще
уже - двора, французской аристократии, тем не менее оно сумело не только
оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие. Мир
миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве - в
мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в
интерьере, где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и
удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуазии, - "отели", сооружаемые
в этот период, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. Внутри же
стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной,
позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором,
зеркалами. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое
зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых
линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые.
Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение
беспокойства - игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин "рококо"
возводят к слову "раковина", "рокайль". Сюжеты только любовные,
эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые веяния
проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые
- все это темы любви. Портрет и пейзаж - не случайно очень важные в эту
эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были
и раздумья о судьбе человека, о смысле существования. Рококо имеет право на
существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое
развитие выразительным средствам искусства.
Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно
более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был
художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ.
Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые
галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие,
танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни
сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это
увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом
меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его
дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых,
желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете
даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал
одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой
картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана
самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность
характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не скрывает
театрального приема в композиции. Искусство театра не только было модно в
век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Ватто
вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и
французской комедии. Делакруа называл технику Ватто изумительной,
объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою
последнюю работу - это вывеска антикварной лавки, которая так и называется
"Лавка Жерсена". В ней он возможно хотел показать, как быстротечна "слава
мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.
Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, ибо в его
искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к
конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура
"рокайльного языка", выразилось в полной мере.


3. Становление буржуазной культуры. Классицизм и его принципы. Идеи
просвещения.


XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржуазные
революции победили только в двух странах - Англии и Нидерландах. В
большинстве европейских государств был сохранен старый порядок. XVШ век с
его просветительскими идеалами, идеями "свободы, равенства, братства"
подготовил господство классических форм развитого буржуазного общества, а
Французская революция 1789-1794 гг. явилась классической буржуазной
революцией, захватившей широкие народные массы.
XVШ столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену
старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов,
экономистов, литераторов нового века Просвещения.
Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной
зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., достаточно назвать
романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете, музыку Баха, Моцарта,
Гайдна.
Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях
свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов
чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая
наблюдательность - характерные черты искусства XVШ в. как в жанре портрета,
так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни
являются вкладом XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры,
хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной
полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических
воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда,
Пуссена.
Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии, формируется
и во Франции с 40-х годов XVШ в. Монтескье, Вольтер, Гольбах, Руссо
происходили из разных слоев общества, но отношение к старому режиму,
несостоятельность которого была для них очевидна, требование равенства,
оценки человека по заслугам личности, а не по сословным привилегиям
объединили мыслящих людей Франции. Так во Франции началась эпоха
Просвещения, определенные нравственные, этические и эстетические принципы
которого направили искусство в новое русло.

4. Роль немецкой классической философии в формировании духовной культуры
конца XVIII – начала XIX веков.

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной
революции. Февральская революция предшествовала политическому перевороту.
Важную роль в формировании Немецкой классической сыграли достижения
естествознания и общественных наук. Кант - основоположник немецкого
классического идеализма. Он разработал концепцию происхождения
солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, что решению
таких проблем в философии, как проблемы бытия, морали и религии
должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и
установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а
только так как он нам является. Кант утверждал существование некоего
предмета вне нашего сознания. Но последний с другой стороны,
принципиально непознаваем, является потустороннем нашему
сознанию.
Существовало два периода творчества - докритический и критический.
Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из
туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют
исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика
классического разума, практическая теория познания, этика, эстетика и
теория о целесообразности.
Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе. Он
предлагал объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то
конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Метод
познания: истину можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза.
Тезис - высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез =
тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный
идеалист.
Вершиной классической немецкой философии считается творчество Гегеля.
Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым
представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном
развитии.
Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и
категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод
познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее
объективно, чем сущность.
В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей
науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном
праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности.
Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал
действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой
действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью,
отказ от построения должного разумного права и государства и стремление
оправдать как разумное существующее.
Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство,
трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система
потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем
формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое
государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в
государстве гарантией публичной свободы.
Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию
суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив
всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал
при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и
других немецких государств.
Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском
мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в
истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение
последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг предшествующих
философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих
достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде
бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил он,
моет быть рассмотрено как образец диалектики.
Однако, диалектика с ее борьбой противоположностей , духовный и
исторический прогресс фактически обращен в прошлое. Им нет места ни в
настоящем, ни в будущем : ведь “абсолютная цель” прогресса достигнута.
Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического
осмысления и преобразования действительности.



5. Романтизм в литературе, музыке, живописи и архитектуре. От романтизма
к реализму.



1. Черты романтизма.

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале
XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в
литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде,
психологии людей.
Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая
французская буржуазная революция. Как это стало возможно?
До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия,
каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду”
общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло
чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то
повезет, а кому- то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную
популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают
игорные дома, публикуются руководства по игре в карты.
В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой.
Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок”
Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета
рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки”
Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь
только в игре человек может почувствовать силу рока.
Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений
приезжают и снова уезжают. В литературе возникают образы почтовой кареты,
путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие
Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает
“Лечился, говорят, на кислых он водах...”) , а потом вновь куда-то уезжает
(“Карету мне, карету!”). Эта идея отражает существование человека в
постоянно меняющемся мире.
Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология
бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в
произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения
была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые
поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в
“Герое нашего времени” Лермонтова).
Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности.
“Я” - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм
романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в
конфликт с действительностью.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - это мир странный, фантастический, необыкновенный, как
в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка
Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и
вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий
разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится
основной ТЕМОЙ лирики романтизма.


2. Романтизм в Европе.

Раскопки античных городов, некогда погибших под лавой вулкана, работы
немецкого ученого Винкельмана его вышедшая в начале 60-х годов "История
искусства древних" изменили эстетические идеалы, вкусы, требования.
Образцом для подражания становится теперь не Рим, который был идеалом для
художников Ренессанса и классицистов XVП в., а Эллада, ибо в греческом
искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности. Стилизация греческого
искусства окрашена романтическим чувством. В моду входит английский
ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой человека, полная
противоположность французскому регулярному. Красота образа складывалась из
простоты и ясности пропорциональных членений и форм. Изящество рококо
соединено в нем с ясностью рождающегося неоклассицизма.
Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие искусства,
просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дидро были первой
формой критической литературы по искусству. Утверждение просветительских
идей шло от имени третьего сословия, вышедшего на арену истории и
заявившего о себе и в искусстве. Обозначившийся в 60-70-х годах интерес к
голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В русле
этих новых эстетических идей развивается искусство Жана Батиста Симеона
Шардена, художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему.
Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции.
Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жанровой
живописи. В противовес аристократическим галантным праздникам праздникам и
пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать
размеренность, порядок, уют буржуазного быта.


6. Возникновение Марксизма, его социокультурные истоки.



Марксизм, философское, экономическое и политическое учение,
основоположники которого — Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Опираясь на
изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.),
английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического
социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали
диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о
коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре
которого производительные силы определяют производственные отношения, формы
собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру
общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию,
искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную
общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс
поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных
классов — движущая сила истории, а ее высшее выражение — социальная
революция. Капитализм — последняя эксплуататорская формация, которая
создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в
препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат,
свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью
которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и
утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и
условий свободного развития личности). См. также Социализм
Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же
время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и
ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных
антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции
буржуазного общества, значение частной собственности как основы
гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата,
неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась
необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей;
отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической
основой социал-демократического движения, которое с начала 20 в.
разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э.
Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические
основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В
революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма.
После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и
вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.
Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где
марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и
оценки.

Основные тезисы марксизма:

1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или
идеалистические, а выводы современного естествознания;
2) марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного
класса - пролетариата;
3) как следствие ставится принципиально новая задача - не
ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его
преобразования, в первую очередь - преобразования общества на
основе сознательной революционной деятельности;
4) отсюда центр философии исследований переносится из области чистого
познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области
абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область
практики;
5) это приводит к тому, что материализм впервые
распространяется на понимание общественной жизни;
6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному.



7. Кризис религиозного сознания и его отражение в культуре. Позитивизм и
прагматизм как философия буржуазного сознания.



XX век своей культурно-исторической революцией вызвал в жизни
множество течений, отражающих духовные поиски западного мира в
условиях глубоких социально-экономических потрясений. Напряженность
философских исканий обуславливалась также нарастанием глобальных
кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во
взаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности XX
столетия заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе
человека. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это
стимулировало появление философии антропологии, задачи которой создать
целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого
человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм,
экзистенциализм, течение философии жизни.
Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный),
философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное)
знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно
позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в
30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают «классический»
позитивизм — Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г.
Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия);
эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма — неопозитивизм
(см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных и
общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).
Неопозитивизм - задача философии в логическом анализе "языка
науки". Своими методологическими и конкретно научными исследованиями
они внесли серьезный вклад в развитие математической логики, семантики,
оснований математики и логики науки. Агностики.
Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего
принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытаются
использовать достижения наук для доказательства существования бога.
Прагматизм - философы этого направления отталкивались от принципа
практичности. Философия должна перестать быть простым размышлением о мире,
началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения
тех практических проблем, которые ежедневно перед людьми в различных
жизненных ситуациях. Противоположна Экзистенциализму и Философии
жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха.
Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е
годы XIX века в США.
Экзистенциализм (Философия существования) - иррационалистическое
направление возникло в конце первой мировой войны, основатели Лев Шестов,
Николай Бердяев, которого называли Гегелем своего времени. Затем
развивается в Германии (Хайдегер, Ясперс, Бубер) после второй мировой войны
во Франции (Камю, Сартр, Марсель, Симон..., Лаконти). В конце 50-х
получил распространение в США и других странах. Примыкают
религиозные направления:
Французский персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая
теология (Тиллех, Гультман). Экзистенциализм подразделяется на религиозный
( Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдегер, Камю, Сартр,
Лаконти). Экзистенциализм сформировался на идеях Ницше, Достоевского,
Паскаля. Основные проблемы:
1)онтологическая проблема (бытия), бытие - не опытная данная
реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через
интуицию. Экзистенция это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто,
незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни
человека называется модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. РЭ:
смысл бытия бог, АЭ: жизнь в целом абсурдна(смысла нет);
2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода
осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека.
Свобода вытекает из бытия. РЭ: свободным может быть верующий; АЭ: только
чел. может определять свою жизнь. Если человек не свободен он не
личность. У человека нет ограничителей свободы, люди объединяются
только бунтуя против жизни



Литература


1. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963
2. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964
3. История западноевропейского искусства III-XXвв. М.,1940
4. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г.
М.,”Музыка”,1982
5. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском
искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966
6. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М.,”Музыка”
7. Русское искусство барокко. Ответственный редактор Алексеева. М.,
“Наука”
8. Эскина Н. Барокко. В журнале “Музыкальная жизнь” 1991г. №1,2






Реферат на тему: Европейская культура нового времени

Министерство образования РТ
Татарско-американский региональный институт
Кафедра ФПС

Реферат
по курсу Культурологии
На тему:
Европейская культура Нового времени


Выполнила:
Студентка 1 курса гр.122
Балясникова Ксения
Проверила:
Харисова Т.А.



Казань 2004

Введение
С точки зрения историков, Новое время — это понятие, имеющее строгие
хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой
Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642),
а завершение — франко-прусской войной и образованием Германской империи
(1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени
завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в
России и Первой мировой войны (1917-1918). С точки зрения культурологов,
Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и не связано с
определенными историческими событиями. Оно начинается как минимум двумя
десятилетиями ранее «исторического» Нового времени, в 1620-х гг. (а по
некоторым данным — уже в конце XVI в.), и завершается на рубеже XIX-XX
столетий либо продолжается до сих пор.
Понятие «Новое время», как явствует из его «внутренней формы», подспудно
ориентировано на другое понятие, по аналогии с которым оно было создано.
Как известно, культура — явление живое и динамическое, проходящее
определенные этапы в своем развитии. Поэтому культурологи, как правило,
оперируют такими понятиями, как «культурно-историческая эпоха» («культурная
эпоха») и «этап культурно-исторической эпохи». Так, в начале XVII в.
завершается эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) и начинается
эпоха барокко и классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этого столетия.
С точки зрения истории философии, культуры, искусства, науки и техники,
XVII столетие является одним из наиболее сложных и важных периодов. Его
совершенно особое положение определяется, прежде всего, характером и
масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского
человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, но, с другой
стороны, еще и не современное — таков переходный, пограничный характер
этого века.


Место и роль Человека в культуре Нового времени

В названии эпохи – "Новое время" – отразилось чувство обновления, сознание
того, что произошло открытие нового периода в истории, который наступал по
мере утверждения в жизни новых, взамен шатких уже старых, оснований
коллективной веры. Впервые после распространения Нового завета европейское
человечество осознало себя живущим в обстоятельствах новой культуры и
приветствовало «новое» как лучшее. Сущность же новизны заключалась в
гуманизме новой культуры.

Слово «гуманизм» родственно древнему латинскому слову homo (человек). В
наше время понятие «гуманизм» имеет разнообразные истолкования, но все они
неизменно включают основной его признак – «человечность», под которой
подразумевается отношение к человеку как к высшей ценности среди всех
возможных во Вселенной. В этом понятии заключено и гордое возвышение
человека над миром Природы (в которой он один может действовать умышленно и
с все большим совершенством), и отвержение всевластия Бога, отступающего
там, где ситуацией владеет человек, и, в то же время, различное понимание
самого слова «человек» – то ли как «человек вообще» (всякий, любой человек,
индивид), то ли как «человек особенный» (выдающийся, неповторимо одаренный
человек – полководец, правитель, артист, т.е. личность, единственная в
своем роде). Все эти и другие смыслы понятия «гуманизм» были проговорены,
объяснены в литературе и испытаны в жизни на протяжении почти
полутысячелетнего существования в Европе (в XV-XIX веках) эпохи
гуманистической культуры, которая заместила здесь культуру средневекового
типа.
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К
концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил
все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие
преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии,
искусстве, образовании, быту и общественном сознании).

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий
буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба
основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества,
стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности
определили характер духовной культуры того времени.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины,
которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его
главенствующей роли, и превращает человека в существо, зависимое от машины.
В условиях интенсифицирующейся механизации, человек уходит на периферию
духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда,
связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный
труд.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях:
установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни. Отсюда —
появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма,
критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
Разумеется, нет и не может быть такой культуры, которая не предполагала бы
за человеком определенного и к тому же важного места в своей системе
мироздания. Уже архаические культуры оставляли решающую роль человеческому
коллективу в поддержании предустановленного миропорядка путем ритуальных
действий, воспроизводивших первособытия-первотворения. И в эпоху Древности
человек ясно сознавал свою роль в исполнении традиции, которую обоготворял.
Пахарь и мореплаватель, кузнец и воин, иногда, как в Древней Греции, в
одном лице, купец ли, жрец ли – понимали свою деятельность не иначе, как в
союзе с Деметрой и Посейдоном, с Гефестом и Аресом, Гермесом и Аполлоном и
другими богами, то есть, понимали ее как деятельность, санкционированную
божественными силами.

Поставить человека в центр культуры – значит увидеть в нем главное
действующее лицо истории. Но человек – не Бог, он не может действовать
совершенно произвольно. Возомнивший себя носителем неограниченной воли
Человек страшен и разрушителен. Этому учил дорого обошедшийся опыт первых
веков новой эпохи. Вот почему одной из первейших задач в процессе
становления культуры Нового времени было обоснование культуропорядка,
лежащего в ее основе – его природы и его структуры.

Кроме того, тот же опыт показал, что свободно действующий человек может
продуктивно творить согласно своей воле, если будет сообразовывать ее со
свойствами действительности, к которой он прилагает свои усилия. Поэтому
еще одной задачей новой культуры стало обоснование достоверного знания как
важнейшего условия свободной деятельности человека.

Наконец, самоответственно действующий человек стал перед необходимостью
самопознания и самооценки.


Роль Бога в культуре Средневековья

Культура Средних веков тоже была культурой людей и для людей. И все же
принципы этой эпохи не согласуются с понятием гуманизма, потому что творцом
мироздания и человека в нем, творцом всех смыслов и целей, которыми
руководствовались люди в мире средневековой культуры, был признан один
исключительный субъект – Бог, называемый также Творцом или Создателем. До
поры до времени вера в Бога, предполагающая в нем единый и единственный
источник всякой созидающей воли, как бы поглощала массу частных
человеческих желаний. Лишь на поздней границе Средневековья эта вера и
противоречащая ей реальность повседневной жизни достигли нестерпимого
раздвоения. К этому времени своеволие человека успело наглядно доказать
свою созидательную силу – в постройках небывалых городов (особенно на
северо-западе Европы и в Италии), в быстрых хозяйственных успехах в
ремесле, торговле и земледелии, в открытии искусств; и успело ужаснуть
своею разрушительной силой в междоусобной борьбе за власть и владение, в
интригах, подкупах, убийствах соперников, в тайном и явном безудержном
угождении страстям.
Например, события, описанные в Библии. Библейские сказания утрачивали свою
священную исключительность, становясь поучительными примерами типичного
человеческого поведения. Библейские цари и пророки, Иисус и его ученики,
святые и грешные герои притч и евангельских историй становились фигурами-
знаками, именами которых нарицали современников,

отмечая существенные черты их общественного поведения.
Образы Давида, Самсона, Иуды Маккавея взывали к справедливой борьбе, Мария-
мать, казалось, несла в себе горе и утешение всех скорбящих матерей, Иуда
Искариот был вечным знаком-клеймом предателя, апостол Павел – примером
прозрения, Блудный сын символизировал надежду на прощение. В сознании эпохи
Библия была разобрана на сотни сюжетов, трактованных как примеры легко
узнаваемых проявлений неизменной человеческой натуры.

Таким же было отношение Нового времени к единственно известной тогда из
древних – греко-римской мифологии и истории.
Продемонстрировать публично поведение, похожее на то, что известно по
римско-греческим образцам, значило, согласно представлениям Нового времени,
заявить о себе как о совершенном, на все времена верно устроенном человеке.
«Принципы свободы и равенства, римской гражданственности, чести и героизма
для них перестали быть книжными абстракциями. Подражание Бруту или Гракхам
сделалось нормой каждодневного поведения» – писал Ю.М.Лотман о людях второй
половины XVIII века.
После этого уже трудно было верить, что мир - есть нечто раз и навсегда
данное, а человек в нем лишь исполнитель замысла Творца. Однако опыт и
чувства подсказывали другое, и европейцы начали создавать культурную
систему в согласии с этим новым опытом и новыми чувствами.
Еще с XV века в Европе постепенно складывался новый облик государств
(абсолютные монархии в Испании, Франции, Англии, Австрии, России,
германских и итальянских государствах, республики в Голландии и
Североамериканских Соединенных Штатах), утверждалась новая сфера
человеческого существования – частная жизнь, складывалось новое отношение
государств и их граждан к религии и Церкви, возникла новая область
познавательной деятельности, произошло отделение искусства от ремесла.
Новые формы жизни, сложившиеся в период Нового времени воплощали новые
представления о мире и месте человека в нем, новые идеалы и новые
целеполагания, новую культуру, гуманистическую по своему
существу.


Эти и другие проблемы эпохи Нового времени (проблемы смысла истории,
власти, свободы личности, проблема Бога и мира – в свете новых
представлений) интенсивно разрабатывались рядом блестящих ученых и
мыслителей из разных стран Европы. В целом культура Нового времени
сложилась как общеевропейская в отношении всех важнейших своих проявлений –
от придворного этикета, научных теорий и жанров искусства до технологии
машинного производства, средств связи и банковского дела.

В культуре Нового времени мир мыслится ее носителями как пространство, в
котором события происходят сами по себе, по собственной причине. И нет
такой внешней воли, которая могла бы в этот порядок вмешаться. С этой точки
зрения не так уж важно, как это пространство возникло, существует ли оно
изначально, как говорят, «от века», или создано некогда Богом, который
снабдил его всеми необходимыми свойствами, а затем «умыл руки». Не «как
произошел наблюдаемый мир?», а «каков он?» – вот тот практический вопрос,
который эпоха Нового времени считает важнейшим. Пространство, сохраняющее
свой неизменный и правильный порядок «само по себе», без Божественного
вмешательства, называют «естественным», т.е. «природно-данным». Это
определение относится в данном случае и к сфере человеческих
взаимодействий: порядок отношений, складывающихся между людьми, тоже
должен быть правильным, соответствующим естественной природе человека и
общества. Но он может быть и неправильным, если люди по неведению или по
злому умыслу игнорируют те принципы взаимоотношений, которые изначально, по
природе вещей, положены человеку. Вот почему, согласно представлениям
эпохи, открытие или осознание людьми этих принципов («естественных
социальных законов», «законов естественной морали») и следование им –
верный путь к установлению наилучшего и счастливейшего человеческого
общежития.

Культура Нового времени, как механическое взаимодействие тел

В общем виде основные принципы организации пространства культуры Нового
времени можно увидеть на примере механического взаимодействия тел в
природе. Исходное представление здесь таково: все тела существуют
независимо друг от друга в абсолютно безразличной к ним пустоте –
вместилище мира. Каждое такое тело может пребывать в неподвижности или
двигаться неизменно и прямолинейно «своим собственным путем» сколь угодно
долго, если только оно не столкнется с другим телом, которое движется столь
же независимо. В этом случае оба столкнувшихся тела изменят параметры
своего движения, «впечатлившись» от этого соударения по-разному, в меру
собственной природы: более массивное из тел в меньшей мере изменит характер
своего движения. Таким образом «судьба» тел в этом пространстве не зависит
от чьей-либо личной верховной воли, но только от собственных свойств
участников взаимодействия и случайности их положения относительно друг
друга.
Результаты этих взаимодействий зависят от исходных качеств
взаимодействующих индивидов, их общественного
взаиморасположения и законов общества, в котором это взаимодействие
происходит. Так, конфликт крестьянина и вельможи имел все шансы закончиться
для последнего иначе, чем конфликт этого вельможи с придворным, имеющим
более высокое положение при дворе. Конечно, мастера придворных интриг
выигрывали у равных себе по положению за счет собственной энергии,
изобретательности и знания «нравов», т.е. неписаных законов жизни
придворного общества. Но все же несправедливость общественных порядков,
царивших в странах Европы, и ставивших большинство людей в изначально
невыгодное положение, в котором даже незаурядные личные достоинства мало,
что могли изменить, со временем становилась все более очевидной для любого,
кто смотрел на вещи непредвзято.

Проблема несправедливости общественного устройства осмысливалась так:
считалось, что люди, в силу присущей их природе «свободе воли», по
незнанию, злому умыслу или унаследованным предрассудкам, на протяжении
истории были склонны устанавливать законы общества, противоречащие
естественной природе человека. Эти законы порождали несправедливость,
рабство, страдания. Эпоха Нового времени полагала своей важнейшей задачей
формулирование таких законов общественного устройства, которые вели бы к
созданию социального пространства, соответствующего естественному порядку
вещей во Вселенной. Очевидными считаются следующие истины: все люди
сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми
неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и
стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей
правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия
управляемых. Этот пример следует считать одним из самых радикальных в
ряду других попыток установления справедливого общественного устройства, в
котором принимались бы во внимание «естественные права» человека.


«Естественный порядок» культуры Нового времени

Культура Нового времени, готовая сознательно принять разумный
«естественный порядок» вещей, имела, однако, далеко не однозначное
представление о нем. В XVI-XVIII веках в европейских странах преобладающим
было представление об «абсолютной монархии» как о наиболее естественной
форме государственного устройства. В этом случае внимание общества
сосредотачивалось на фигуре монарха, от которого ожидали твердого и
справедливого волеизъявления, и на фигурах государственных сановников,
вельмож, придворных, т. е. тех, чья воля служила исполнению воли государя.
Такая модель государства имела вертикальную (иерархическую) структуру, в
которой большинство населения, состоявшее из крестьян и бедных горожан,
было охвачено законопорядком, но лишено социальной инициативы.
Классический пример монархии такого типа сложился во Франции в эпоху
Людовика XIV, которому приписывают формулу «Франция – это я». Развитие
абсолютизма шло по пути «просвещенной монархии», предполагавшей усиление
роли образованного слоя общества в формировании воли монарха. Русская
императрица Екатерина II может быть примером монарха, стремившегося к
такому стилю правления.
Параллельно с этой «придворно-аристократической» формой культуры Нового
времени, в XVII-XVIII веках развивалось представление об иной модели –
«естественно-правовой», которая опиралась на принцип равенства всех граждан
в их «естественных» правах на жизнь, свободу и собственность. По этой
модели власть вырастала из самого общества в силу необходимости согласовать
частные и потому противоположные интересы граждан. «Закон есть выражение
общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих
представителей в его образовании», – записано в историческом документе
эпохи Нового времени – «Декларации прав человека и гражданина», принятой
Национальным собранием Франции 26 августа 1789 года. Делегируя
правительству полномочия, граждане брали на себя обязательство подчиняться
созданной ими власти. Закон «должен быть равным для всех как в тех случаях,
когда он оказывает свое покровительство, так и в тех случаях, когда он
карает», – читаем мы в том же параграфе знаменитой «Декларации».

Культура Нового времени исходит из предположения, что вся Вселенная
организована законами, неотъемлемо присущими ей по природе, познанными или
еще не познанными человечеством. Это предположение, правда, не могло быть
ни доказано, ни опровергнуто, ибо никакой открытый и сформулированный закон
не может служить доказательством существования не открытых еще законов. В
рамках анализируемой культуры предположение о законосообразности мироздания
было предметом веры, принималось за очевидную истину – единственно
возможную и необходимую, потому что для мира, мыслимого теперь без
единоправного управителя (Бога), с человеческой точки зрения, необходим был
все-таки надежный источник порядка, способный оградить мир от губительного
хаоса. Этим источником была, по представлениям эпохи, всеобщая
подчиненность мироздания лежащим в нем самом законам.
С другой стороны, сама эта принципиальная возможность познавать истинное
положение вещей, познавать «законы Вселенной», усматривалась в том
обстоятельстве, что человеческий мозг, порожден той же природой, подчинен
ее же законам и обладает разумом – способностью усматривать свойства вещей
и их взаимосвязи независимо от собственного положения и интереса,
бескорыстно и объективно. Эта способность разумного суждения врожденная
человеку и свойственная только ему, считалась свойством, возвышающим
человека из мира живого, где поведение принижено тем, что подчинено всегда
конкретному практическому интересу.

Разумное начало, или Разум – вот что в культуре Нового времени считалось
основанием единства мира, объединившим живую и неживую природу, человека и
мир. «Природа разумна, разум естественен» – таков символ веры эпохи Нового
времени. Пространство в культуре Нового времени законосообразно, разумно и
естественно, т.е. зависимо только от самого себя.

В пространстве культуры Нового времени, где деятельность познания приобрела
небывалую в предшествующих культурах значимость, возникла особая область –
наука, а «человек познающий» становится героем культуры. Ученый, с его
исходным реализмом в отношении к миру, с его позицией открытости и
независимости суждений ради установления истины путем эксперимента и
доказательства, как единственного ее критерия, становится образцом трезвого
и практичного отношения к жизни для людей любого рода занятий – в политике
и военном деле, в суде и в хозяйстве аристократа-землевладельца, в войне, в
мореплавании и торговле – даже мелкой, лавочной. Не только ученый, но
каждый, кто действует по собственному почину, на свой страх и риск,
нуждается в том, чтобы знать истину, т.е. действительное положение дел, в
которые он внедряется. «Если под свободомыслящим, Вы понимаете человека,
свободно пользующегося своим разумом и доискивающегося истины без
пристрастия и предубеждений, неизменно приверженного к ней, Вы имеете в
виду мудрого и честного человека, и я стремлюсь им быть», – писал в первой
половине XVIII века молодой английский аристократ лорд Боллингброк в письме
к Джонатану Свифту, писателю, автору «Путешествий Гулливера».1Обособление
познавательной деятельности не отделяло ее от деятельности созидательной,
по крайней мере, в представлениях классической поры Нового времени (XVII-
XVIII вв.), поскольку, в рамках этой
культуры созидание мыслилось как установление естественного
порядка. Г

Новинки рефератов ::

Реферат: Обработка деталей на шлифовальном станке (Технология)


Реферат: Социальная структура личности (Социология)


Реферат: Раннее развитие детей (Педагогика)


Реферат: Типы политических систем (Политология)


Реферат: Управление маркетингом в отраслях (Маркетинг)


Реферат: Глобальные проблемы мирного освоения космоса (Авиация)


Реферат: Стохастическая диффузионная модель гетерогенных популяций (Математика)


Реферат: Сравнительный Анализ Конструкций и Характеристик Датчиков Давления (Радиоэлектроника)


Реферат: Мотивация как функция менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике (Педагогика)


Реферат: Антивирусные программы (Программирование)


Реферат: БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕКСЕЛЕЙ (Право)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Рим первых царей: власть и социальное управление (Теория государства и права)


Реферат: Исторические личности России (Петр 1, Меньшиков, Румянцев, Суворов, Ушаков, Кутузов, Нахимов, Скобелев, Брусилов) (Исторические личности)


Реферат: Приближенное вычисление определенных интегралов, которые не берутся через элементарные функции (Математика)


Реферат: Телевидение и общество (Социология)


Реферат: Отношение российской молодежи к гомосексуализму и гомосексуалистам (Социология)


Реферат: Культура початку ХХ ст Українська музика (Искусство и культура)


Реферат: Кафедральный собор во имя Христа Спасителя в г. Самаре (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист