GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Интересные памятники Набережных Челнов (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Интересные памятники Набережных Челнов (Культурология)



Министерство образования Российской Федерации
Российская международная академия туризма –
Волжско-Камский филиал



Реферат
по дисциплине «Основы экскурсионной деятельности»
на тему:
Интересные памятники Набережных Челнов.



Выполнила:
студентка 13 группы Ахметова Р.И.

Проверила:
преподаватель Клоповская О.Н.



Набережные Челны - 2004
Содержание.

Введение……………………………………………………………………………..3

1. «Слава строителям КамАЗа!»……………………………………………….4
2. Памятник Раису Беляеву…………………………………………………….5
3. Памятник легендарному строителю Евгению Батенчуку…………………8
4. Памятник представителю авторской песни Владимиру Высоцкому…... 12

Заключение………………………………………………………………………...15
Использованная литература……………………………………………………….16
Введение.
Прекрасен наш город Набережные Челны. Он становится все краше с каждым
днем, все более благоустроенным и цветущим. Широкие проспекты, бульвары,
добротные дома, зеленые скверы, ковры из цветов. Все это радует и восхищает
приезжих гостей и нас, жителей города. Все это сделано и делается с душой,
это плоды рук тех, кто любит свой город и его жителей. Приезжие люди,
впервые посетившие наш город, восклицают: «Молодцы!»
6 декабря 2002 года вышло постановление администрации города «О
сохранении памятников истории и культуры». Очень своевременный и важный
документ. Челны — сам по себе памятник. Полумиллионный город, построенный
за 20 лет, как бы ни злопыхали некоторых «доброхоты», достаточно комплексен
при приличном качестве проектных решений и строительства.
Челны — памятник того патриотизма, огромного человеческого энтузиазма,
интернационализма и органичной работы. КамАЗ — памятник возможностям
планового хозяйствования, но в то же время и косности, негибкости ее в
погоне за количеством.
Отрадно, что появились памятники в честь Раиса Беляева, легендарного
строителя Евгения Батенчука, представителю авторской песни Владимиру
Высоцкому.
«Слава строителям КамАЗа!»
Этот необычный памятник стоит в самом начале промплощадки Камского
комплекса заводов по производству грузовых автомобилей, как раз напротив
поворота трамвайной линии, идущей вдоль дороги №1, к жилым кварталам
Автозаводского района города Набережные Челны. На вершине рукотворного
холма водружены скрепер и бульдозер, над которой развевается красное знамя.
Авторами памятника являются члены знаменитой краснознаменной бригады
автоскреперов из УМС Камгэсэнергостроя возглавляемой кавалером двух орденов
Ленина, заслуженным строителем Татарии Уматом Камбулатовичем Наурбиевым.
Ингуш по национальности, Умат-Гирей Наурбиев сумел сплотить бригаду, в
которой дружно трудились представители двух десятков наций и народностей
Советского Союза. На этой технике наурбиевцы выполнили немало земельных
работ в период строительства автозавода.
Памятник был сооружен в 1981 году в ознаменование пуска (с оценкой
«отлично») второй очереди КамАЗа, за что всему коллективу производственного
объединения «Камгэсэнергострой» был вручен орден Ленина. Сам У. К. Наурбиев
об истории создания памятника сказал так: «Наша бригада скреперистов
перелопатила десятки миллионов кубометров земли. В память об этом мы за
одну ночь посыпали курган. Вокруг него будет разбит парк».
Глядя на этот памятник, невольно вспоминаешь слова французского
журналиста, корреспондента газеты «Юманите» Сержа Лейрака, приезжавшего в
Набережные Челны в годы строительства КамАЗа: СССР вырос. Романтика лопаты
и кирки первых пятилеток уступила место романтике машин».

Памятник Раису Беляеву.
1 августа, во вторую годовщину со дня кончины Раиса Киямовича Беляева,
на перекрестке улицы Гидростроителей и проспекта Муссы Джалиля собрались
все его друзья, соратники по комсомольской юности. Здесь состоялась
церемония открытия памятника.
Принимая во внимание вклад Раиса Беляева в строительство и развитие
Набережных Челнов, мэр города принял постановление, согласно которой
проводится этот вечер памяти. ОАО «Камгэсэнергострой» организовало
фотовыставку, где можно перелистать страницы жизни нашего земляка.
«Знавшие Раиса Киямовича единодушны, что он не умел работать вполсилы,
трудился непокладая рук, смеялся - заразительно, выступал с трибуны — во
всю мощь своего голоса, помогал человеку со всей щедростью души. Влюбленный
в романтику, он дневал и ночевал на ударных объектах всесоюзной
комсомольской стройке КамАЗа, бесконечно веря в справедливость
проникновенных песенных строк: «Не каждому дано так щедро жить - на память
людям города дарить!»
Для того чтобы в нашем городе открыть ему памятник, было проделана
большая работа. Для претворения задуманного в течение года существовал
специальный благотворительный счет, на который коллективы челнинских
предприятий и организаций, горожане перечислили более 150 тысяч рублей,
многие помогли непосредственно при возведении памятника.
А создавал макет памятника известный челнинский скульптор, член союза
архитекторов России и Татарстана, заслуженный архитектор РТ В.Нестеренко.
После церемонии открытия памятника и сквера состоялся музыкально-
литературный вечер в КДК «Энергетик» - «Страницы жизни… Человек, город,
КамАЗ».
Сам памятник получился необычным. Треугольная вертикальная плита
памятника символизирует строительство города, незаконченного,
прямоугольного и однообразного, ферма и колонна – строительство КамАЗа, их
взаимосочетание – зависимость города от завода. Барельеф Р.К. Беляева
подчеркивает его причастность и историческую роль в возведении города и
завода.
О личностях сильных, неординарных писать сложно. Особенно о тех, кто
по роду своей деятельности руководит огромным количеством людей с их
разными характерами, уровнем знаний и опыта, проблемами и надеждами. По
признанию большинства ветеранов строительства КамАЗа и города, тех, кто в
сложнейших условиях поднимал на ноги крупнейший в мире автогигант, тех, кто
развивал социальную сферу Набережных Челнов и его природную зону, Раис
Киямович Беляев в годы его работы в нашем городе действительно талантливо
руководил людьми.
Р.К. Беляев родился 13 января 1935 года в деревне Щербень
Аксубаевского района ТАССР. В 1954 году поступает в юридический факультет
КГУ, который оканчивает с отличием в 1959 году. Его избирают секретарем
комсомольской организации университета. затем в 26 лет Р.К.
Беляев становится лидером комсомола Татарии. В 1969 году он избирается
первым секретарем Набережночелнинского горкома партии. Возглавляя в течение
15 лет партийную организацию крупнейшего индустриального центра республики.
Раис Киямович внес огромный вклад в его становление и развитие. Его имя для
большинства челнинцев стало символом, олицетворяющим подвиг на Каме.
В 1984 году Р.К. Беляев был переведен на высшую партийную работу.
Являясь одним из руководителей республики, он отдал много сил для
совершенствования и развития образования. При его содействии и
непосредственном участии за эти годы были введены в строй крупные
культурные центры республики.
С 1987 года Р.К. Беляев возглавляет Казанскую государственную академию
культуры и искусства.
Народностью и профессиональной эрудицией отличалась педагогическая
деятельность Раиса Киямовича. Находясь на ответственном посту ректора, он
внес огромный вклад в воспитание национальных кадров для нашей республики.
Его перу принадлежат более 70 книг и научных статей.
За большие трудовые заслуги Р.К. Беляев награжден двумя орденами
Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.
На всех ответственных постах Раис Киямович трудился с полной отдачей
сил, проявлял себя энергичным, целеустремленным, принципиальным
руководителем.
Памятник легендарному строителю Евгению Батенчуку.
Много людно было в этот день на площади перед дворцом культуры
«Энергетик», пришли сотни челнинцев. Здесь в 9 часов состоялось открытие
памятника строителю номер один в нашем городе Евгению Батенчуку – Герою
Социалистического Труда, участнику Великой Отечественной войны, кавалеру
многих орденов и медалей, служенному строителю страны и республики,
почетному гражданину города, бывшему генеральному директору
Камгэсэнергостроя.
Этот памятник был разработан и создан за очень короткий срок
челябинским скульптором С. Ворбьевым и челнинским архитектором
В. Манукяном.
Открыл церемонию экс глава администрации города Р. Хамадеев.
«Сегодня мы отдаем дань благодарности и уважения строителям нашего
города, которые построили КамАЗ, ГЭС, этот прекрасный город»,– сказал Рашит
Саитович.
«К сожалению, в последнее время значение этой профессии как-то отошло
на задний план, незаслуженно преданно забвению. Как бы там ни было, но без
строительства и строителей ни одно общество жить не сможет. И, как уже
сегодня говорят, Людей этой профессии надо называть не строителями, а
создателями.»
И вот торжественный момент, ниспадает белое покрывало, обнажая бюст,
лицо человека волевого со взглядом, обращенным в будущее. Затем выступили
вице-премьер правительства РТ Владимир Швецов, генеральный директор ОАО
«Камгэсэнергострой» Виктор Ельцов, бывший заместитель министра энергетики и
электрификации СССР Юрий Корсун, генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей
Когогин. Это были выступления-воспоминания о человеке, посвятившем свою
жизнь строительному делу и служению родине. Огромная энергия, высокий
профессионализм, организаторский талант в сочетании с душевным и заботливым
отношением к людям снискали ему такой авторитет и уважение десятков тысяч
людей, что несколько десятилетий он невольно носил еще одно неофициальное
имя, которым метко и любовно окрестили его строители, - «Батя».
Церемония торжественного открытия памятника завершилась оружейным
салютом и возложением венков и цветов к подножию скульптуры. Но еще долго
не уходили отсюда люди, которые терпеливо дожидались своей очереди, чтобы
сфотографироваться на фоне бюста человеку, к которому они питают большое
уважение и с которым большинство из них когда-то общались на работе.
Создание Камского территориально-промышленного комплекса, пуск гиганта
современной автомобильной индустрии на полную мощность – главная вершина в
его жизни. Чтобы достигнуть ее, он преодолел за свою долгую и многотрудную
жизнь немало других.
Родился 28 февраля 1914 года в городе Балта (ныне одесская область) в
семье, где было одиннадцать детей – девять своих и двое приемных.
В 1925 году семья Батенчуков переехала в Одессу. В школьные годы
будущий строитель мечтал стать то моряком, то хирургом, то военным, но
главным учением была… литература. Он писал стихи, рассказы, выпускал в
студии начинающих авторов.
С четырнадцати лет пошел работать слесарем на металлургический завод.
В среде молодежи всегда был лидером. В 1931 году вступил в комсомол. В 1932
– избран членом одного из райкомов комсомола Одессы и недолго был здесь
заведующим отделом.
В восемнадцать лет был назначен директором завода по выпуску поршневых
колец для американских тракторов «Фердзон», на которых держалось тогда
сельское хозяйство. В считанные месяцы работа предприятия была налажена, а
тракторный парк – обеспечен запчастями к посевной.
Затем семья переехала в Донбасс, в город Рубежное, где Евгений
поступил вначале в рабфак, а потом – Рубежанский химико-технологический
институт. Он вел большую общественную работу в качестве секретаря вузовской
комсомольской организации. Играл в оркестре, выступал в художественной
самодеятельности, занимался спортом – футболом, борьбой, боксом.
В институте же Батенчук познакомился с будущей подругой жизни, и в
1939 году они поженились. Он до конца своих дней нежно любил Людмилу
Васильевну.
Евгений Никанорович ушел в Красную Армию. Служил в Латвии на берегу
Немана. В концлагере он создал подпольную организацию, выпуская газету,
подписанную номером его партбилета, стал участником европейского
Сопротивления.
Строительство Краснополянской ГЭС, куда Батенчук был вскоре направлен,
было очень сложным периодом его жизни. Специалистов не хватало. Он многому
учился сам и обучал других, работая механиком, заведующим механической
мастерской, главным механиком управления строительства Сочигэсстрой.
В 1955 году С. К. Килижнюк, ставший начальником Ангарагэсстроя,
пригласил Е. Н. Батенчука на строительство Иркутской ГЭС. Будучи
заместителем главного инженера, Евгений Никанорович стал крупным
специалистом по механизации гидротехнического строительства. Он создал
новую систему использования машин и механизмов на стройке, которая резко
повысила коэффициент техники и ее производительность.
Летом 1958 года в ЦК КПСС Е. Н. Батенчуку предложили возглавить в
Якутии строительство алмазодобывающего комплекса и Вимойской ГЭС.
Затем в биографию Батенчука ворвалась камазовская эпопея. Стройка на
Каме не имеет аналогов. Здесь очень нужны были талантливые инженеры,
опытные организаторы, дерзновенные мечтатели. Таким был Евгений Никанорович
Батенчук, поборник новых изысканий в сооружении небывалых по масштабности
корпусов КамАЗа. Его активное участие способствовало применению на этой
строительной площадке буронабивных фундаментов и крупноблочного монтажа
металлоконструкций, давший мощный эффект и выигрыш во времени.
На строительство КамАЗа Батенчук ехать не хотел: ему приходилось
отказаться от оклада 900 рублей и соглашаться на 350. Но он весь до конца
отдавался стройке. Снабжение не беспокоило: благодаря широкому кругу
знакомств и своей сибирской славе, он был вхож к любому столичному чину. Да
и не боялся никого и ничего и никогда не сворачивал с намеченной цели.
В Камгэсэнергострое он проработал четверть века – с 1971 по 1996 годы.



Памятник представителю авторской песни Владимиру Высоцкому.
Памятник установлен на площади, носящий его имя, возле здания
гендирекции акционерного общества и бывшей гостиницы «Кама», где популярный
бард и всенародный любитель останавливался по нескольку дней в 1974 году.
Это были его единственные гастроли в Челнах в составе труппы Московского
театра на Таганке. Высоцкий не только был занят в спектаклях, но и с
неизменным успехом пел на строительных площадках КамАЗа.
Очевидцы рассказывают: однажды поэт возвращался по улице
Гидростроителей к себе в номер, а из десятков открытых окон с
многочисленных магнитофонов и проигрывателей звучали его песни. Так молодые
строители выражали ему свою любовь. Говорят, Высоцкий был очень тронут
таким вниманием.
То, что всенародного любимца у нас не забыли и, наверное, не забудут
никогда, подтверждает и тот факт, что несколько лет тому назад по просьбе
его поклонников площадь перед гостиницей «Кама» была названа его именем. А
теперь ее украшает и памятник барду. Для его изготовления ЖБИ-10 выбрали
гранитную глыбу красного цвета высотой 2 метра. А на рассмотрение
руководству Камгэсэнергостроя предложили два проекта архитекторов Владимира
Нестеренко и Платона Захарчука.
Теперь уже известно, что предпочтение отдано проекту Владимира
Нестеренко, известному в городе человеку. «Я долго думал, что же главное в
Высоцком? Он поэт, артист, бард. Во всех этих ипостасях был любим всеми и,
наверное, главное в нем определяется словом «народный», - говорит
архитектор.
Памятник был заложен в январе, когда отмечали 65-летие со дня рождения
поэта. Тогда на площади Высоцкого в поселке ГЭС на бетонном основании
установили уникальное творение челнинских мастеров - 14-ти тонный чугунный
колокол высотой 4,5 метра. Кроме этого главного элемента, в композицию
памятника входят контур гитары, луч и звезда.
Сделать все сразу у фонда Высоцкого, созданного в 2000 году, не
хватило средств. На заводе металлоконструкций, где по частям собирали
изготовленный на КамАЗе колокол, еще в мае сделали 8-ми метровый контур
гитары. Через месяц в город привезли уральский гранит. Обложить гранит им
основание памятника оказалось делом трудоемким. Каждая из 37 плит весит 55
кг.
Весь трагизм жизни и творчества поэта вложил в него автор. Памятник
состоит из 4-х основных композиционных элементов: колокола, «разодранной»
гитары, струн и сцены. Вот как трактует их Нестеренко: «Творчество В.
Высоцкого, как колокол, будило в людях стремление к добру и
справедливости. Его песни мгновенно разлетались по всей стране, люди
испытывали потребность в них, поскольку в его песнях была правда.»
Струны, как лучи света от упавшей на сцену звезды Высоцкого, снизу,
направленный поток света, через рубиновую звезду по струнам скользит в
бесконечность вверх. «Разодранная» гитара трагизм его жизни, отданный
творчеству, через который он пытался противостоять злу и несправедливости.
И в этом он шел до конца. Нижняя платформа, на которой размещен памятник
выполнена в виде стилизованной сцены.
Владимир Семенович Высоцкий много добился в жизни, но, к сожалению,
далеко не все из задуманного он успел завершить.
В.С. Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. В 1941 году
Владимир Высоцкий вместе с матерью был эвакуирован в город Бузулук
Оренбургской области. В 1943 году возвратился в Москву, в 1945 пошел в
школу. В январе 1947 года с отцом и его женой Евгенией Степановой,
переезжает в город Эберсвальде (ГДР) по месту назначения службы отца, где
продолжает учебу, занимается учебой, обучаясь игре на фортепьяно. В Москву
вернулись в 1949 году; продолжил занятия в школе №186. В 1952 году вступает
в комсомол, был членом комсомольского бюро, редактором школьной стенгазеты,
занимался в драмкружке. Окончив школу в 1955 году, он поступает учиться на
механический факультет Московского инженерно-строительного института имени
В. В. Куйбышева. Однако уже после первого семестра Высоцкий забирает оттуда
документы и в 1956 году подает заявление на актерское отделение Школы-
студии имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе СССР. С 1959 года начинает
сниматься в кино – поначалу в эпизодах. После окончания школы-студии в 1960
году актер Высоцкий распределен в Московский драматический театр имени А.
С. Пушкина.
В 1964 году Высоцкий принят в труппу Московского театра драмы и
комедии на Таганке, где впоследствии стал актером ведущего состава. Там он
и работал до конца жизни.
В Театре на Таганке Высоцкий сыграл в 15 спектаклях около 30 ролей. Он
был единственным исполнителем роли Гамлета в одноименном спектакле по пьесе
В. Шекспира. Кроме того, он снялся в более чем в 30 кино- и телефильмах,
записал на радио звуковые роли примерно в десяти спектаклях, пробовал свои
силы в прозе, драматургии, обращался к режиссуре.
Владимир Высоцкий один из наиболее ярких представителей авторской
песни, оказавший существенное влияние на ее развитие как самостоятельного
жанра искусства, объединяющего водном лице поэта, композитора, певца и
музыканта. Всего им написано около 450 авторских песен, многие из которых
написаны грампластинке, звучали в кинофильмах и спектаклях, по радио и
телевидению.

Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что, действительно, наш город
преображается и с каждым днем становится все краше и краше. Небережные
Челны украшают много памятников и исторических объектов. Они радуют глаза
приезжих и жителей нашего города.
Появление такого рода памятников очень важно для возрождения в нас
чувства патриотизма, интернационализма и единения с историей, культурой и
искусством нашей огромной страны.



Использованная литература.

1. Поикамье: Альманах №10 / городское краеведческое общество.
2. // Челнинские известия: 1999 г. – 23 июля
3. // Вечерние Челны: 2000 г. – 1ноября
4. // Вечерние Челны: 2003 г. – 24 сентября – с.8
5. // Челнинские известия 2002 г. – 14 августа
6. // Вечерние Челны – 2000 г. – 14 июня
7. // Вечерние Челны – 2000 г. – 9 февраля
8. // Вечерние Челны – 2002 г. – 7 августа
9. // Вечерние Челны – 1999 г. – 4 августа




Реферат на тему: Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ И СИСТЕМАМИ



Реферат
Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности
человека



Выполнили: студенты II курса, 423-2
группы, Деревянных Б.А. и Бельская
Е.А.
Проверила: Ренчинова С.Е.



Улан-Удэ
2004
Содержание

Введение 3
Глава 1 4
1.1. Современное понимание и определение сущности информационной культуры
4
1.2. Культура информационного мира 8
Глава 2 24
2.1. Человек и инфосреда 24
2.1.1. Социальная инфосреда 24
2.1.2. Проблема инфобарьеров 25
2.1.3. Инфопотребности 27
2.1.4. Информация, социализация, интеллект 28
2.1.5. Роль общения и в инфовзаимодействии 28
2.1.6. Ценностный аспект инфовзаимодействия, старение информации 29
2.2. Готовность пользователей к самостоятельной работе с электронными
информационными ресурсами 31
2.3. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры 34
2.4. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие
успеха информатизации региона 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Введение

Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями.
Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для
облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек,
живущий в век информационных технологий должен владеть информационной
культурой. Актуальность проблемы изучения информационного поведения
пользователей определяется несколькими моментами.
Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание
фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком
социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как
информационное общество, информатизация, информационное образование и др.
Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики
информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в
этих условиях приобретает особое значение.
Во-вторых, понятие информационной культуры в настоящее время
достаточно четко оформлено институционально. При Международной Академии
Информатизации (МАИ) существует Отделение информационной культуры. Под
эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные
конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения
информационного поведения личности освещаются в материалах Международной
школы социологии науки и техники. В ряде университетов культуры (например,
в Краснодарском) созданы кафедры информационной культуры. Существует также
ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу
"Основы информационной культуры".
В-третьих, эту проблему можно назвать визитной карточкой
информационных факультетов любого ВУЗа, поскольку практически на каждой
кафедре есть специалисты, занимающиеся вопросами формирования
информационной культуры различных категорий читателей (применительно к
детскому чтению, досуговому чтению взрослых, профессиональному чтению
специалистов и т.д.).
Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление
официально признанным.
Глава 1
1.1. Современное понимание и определение сущности информационной культуры


«Мы вступаем в период, когда культура
имеет значение большее, чем когда -
либо. Культура не является чем-то
окаменевшим в янтаре, это то, что мы
создаем заново каждый день».

А. Тоффлер.

Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в
достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано
единого определения дефиниции "информационная культура". Еще менее
разработанной является проблема информационного поведения личности.
Возможно, объясняется это тем, что понятие информационная культура
базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем, трудно поддающихся
определению понятиях как информация и культура. Исходя из этого, можно
выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке
понятия информационная культура.
В рамках культурологического подхода информационная культура
рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном
обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает
совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации,
то есть всего того, что включается в информационную деятельность,
направленную на удовлетворение ИП. Более того, часть авторов сужает
информационную культуру до рамок компьютерной грамотности.
Нам представляется неверным расчленение этого понятия на
информационную и культурологическую компоненту. На сегодняшний день нам
близко определение специалистов, считающих информационную культуру одной из
граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой
человеческой культуры в целом. При этой трактовке информационная
составляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к
тем её "несущим конструкциям", которые обеспечивают ее логическую
целостность.
В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной
культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях:
. информационная культура личности;
. информационная культура отдельных групп сообщества (определенного
социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
. информационная культура общества в целом.
В современных исследованиях информационной культуры преобладает
информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из
информационной сферы.
Мы считаем, что информационную культуру личности следует изучать и
формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания
профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью.
И тогда понятие "информационная культура" включит очень многие
составляющие:
. культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что
устранение информационного дефицита всегда связано со значительными
психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов
(современный поиск предполагает умение проанализировать свои ИП,
использование формальных и неформальных каналов получения информации,
освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.);
. культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей
современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего
"документального шлейфа" изучаемого направления;
. осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство
получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве
способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении
текущих задач);
. умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как
информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных
нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-
анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.);
. умение генерировать собственные ПОБД и вести личные поисковые системы;

. понимание важности межличностного профессионального общения для
успешности любой трудовой деятельности;
. стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;
. воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям,
готовности не только получать, но и отдавать знания;
. умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием
для этого телекоммуникационных каналов связи;
. умение четко и доказательно излагать результаты собственной
деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности и настроя
целевой аудитории;
. знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной
собственности.
Информационная культура проявляется в информационном поведении людей.
Под информационным поведением мы понимаем образ действий, совокупность
усилий, предпринимаемых человеком для получения-усвоения и использования-
создания нового знания, его передачи и распространения в обществе.
Мы обосновываем необходимость изучения информационного поведения
специалистов как основания для социальной дифференциации. С развитием
цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не
умеющие самостоятельно наращивать профессиональные знания и, при
необходимости, переквалифицироваться, вытесняются за грань условий жизни,
достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали
с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами,
положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения
становится уровень информационной культуры, проявляющийся в информационном
поведении.
Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность
личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в
информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении
проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных
информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые
общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу
и личности. Представляется, что в самое ближайшее время судьба каждого
конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен
своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно
использовать новую информацию (точнее, новое знание) в своей повседневной
жизни.
С 1996 г. кафедра научно-технической информации СПбГУК совместно с
библиотеками Санкт-Петербурга ведет исследование информационного поведения
студентов, аспирантов и преподавателей. Результаты исследования показали,
что оказалось возможным выделить три категории респондентов, условно
названных "элитной", "средней" и "низшей" группами. Критерием для такой
дифференциации послужили варианты ответов на вопросы, касающиеся:
. знания иностранного языка (языков) и чтения иностранной литературы;
. уровня компьютерной грамотности;
. интенсивности использования фондов различных библиотек города;
. использования электронных информационных услуг (путем поиска в БД или
работы в компьютерных сетях).
Стало очевидным, что студенты, включенные в "элитную" группу, чаще
совмещают работу с учебой. Это дает им свободу действий, в том числе, в
плане дальнейшего наращивания профессиональных знаний. Они чаще других
приобретают профессиональную литературу в личное пользование, имеют доступ
к коммерческим БД, высоко ценят возможности профессионального общения,
напрямую связывают уровень информационной обеспеченности с успешностью
учебной и профессиональной деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о правомерности гипотезы,
рассматривающей информационное поведение как значимое основание социальной
дифференциации общества.
Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность
жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В
настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на
социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование,
экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы.
Можно предвидеть время, когда условием вхождения в интеллектуальную элиту
станет уровень информационной культуры личности.
Доказано, что информационное поведение различных социальных групп
поддается наблюдению, сопоставлению и оценке. Разработана методика изучения
информационного поведения людей, пригодная для целей стратификации
общества. Предложена модель эталонного информационного поведения
специалиста начала ХХI века, включающая следующие компоненты:
. осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление
к нему;
. ориентация на мировые информационные ресурсы;
. комплексное использование различных каналов получения информации;
. способность к рефлексии и реальной самооценке уровня собственной
информационной компетентности;
. стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями;
. активность в распространении нового знания;
. соблюдение этических норм делового общения.

1.2. Культура информационного мира
Нет смысла рассуждать о том, какое значение в жизни общества и
человека имеет культура. Именно культура является качественной
характеристикой той или иной ступени развития общества. Именно культурой
человек восполняет свою природную незавершенность и если природа делает
человека индивидом, а общество наделяет человека социальными качествами и
формирует его как личность, то культура наделяет человека уникальной
индивидуальностью. Не случайно проблемы развития культуры и воздействие на
это развитие различных факторов - природы, техники, политики и др. является
одной из вечных проблем философской рефлексии. Ныне на первый план
выдвигается проблема взаимоотношения культуры с бурно развивающимся научно-
техническим прогрессом.
Отмечая органическое единство культуры и техники нельзя не видеть и
сложные взаимоотношения между ними, которые не имеют однозначной трактовки.
Сложность этих взаимоотношений и различия в понимании проблемы объясняется,
с одной стороны, тем, культура – многогранный социальный феномен,
включающей в себя разнообразные элементы – от материального производства
до таких элитарных сфер, как искусство, философия и другие духовные
области. Безусловно одинакового механизма взаимоотношения техники с этими
столь отличными составляющими культуры быть не может. С другой стороны,
самой технике тоже не занимать сложности, она включает в себя самые
разнокачественные артефакты – от молотка до компьютера. Здесь тоже нет
места стандартному взаимоотношению различных видов технических устройств с
культурой. Наконец, следует учесть и то обстоятельство, что в процесс
взаимовлияния культуры и техники почти всегда вплетаются социальные,
политические, философские, моральные и иные обстоятельства.
Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность
в условиях формирования информационного общества, когда радио и телефоны,
телевизоры и магнитофоны, принтеры и сканеры, калькуляторы и компьютеры,
международная информационная система Интернет и специализированные Сети
оказывают все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу
материального производства, социально-политическую жизнь общества, но и на
ее духовную жизнь. Д.Белл, выделив три сферы современного общества –
общественные структуры, политические организации и культурные ориентации,
стал утверждать, что культурный сектор общества начинает находится во все
более напряженных отношениях с экономикой, которая подвергается действию
технократически регулируемых социальных структур. Культура становится сама
по себе враждебной существующим социальным институтам и законам, она
обращена против всевластия и стандартизации политических и технико-
экономических тенденций общественного развития. Придерживаясь
отрицательного воздействия техники на культуру Х. Ортега-и-Гассет отмечает,
что «сама техника, являясь человеку, с одной стороны, в качестве некой, в
принципе безграничной, способности, с другой – приводит к небывалому
опустошению человеческой жизни, заставляя каждого жить исключительно верой
в технику, и только в нее… Вот почему наше время – как никогда техническое
– оказалось на редкость бессодержательным и пустым»[1].
Оригинальную точку зрения на будущее современной культуры под
воздействием научно-технического прогресса высказывает известный писатель
фантаст С. Лем в своей статье «Культура как ошибка». Он считает культуру
средством адаптации человека к случайностям, системой условностей, которые
помогают нам примириться с неприемлемыми для нас явлениями. Она не
переделывает человека, а лишь предохраняет от всех возражений, которые
человек мог бы предъявить естественной эволюции, оправдывает все случайные
явления и процессы на этом пути, приспосабливая человека к сиюминутным
нуждам. Поэтому культура - это ошибка, своеобразные протезы человечества на
пути его эволюции. Техническая цивилизация заменяет мнимые ценности новыми
и в этом смысле уничтожает прежнюю культуру, сносит весь этот ненужный хлам
в музей прошлого, провозглашает возможность свободных действий человека,
где раньше слепой случай был обвенчан с необходимостью. Однако,
загипнотизированный культурными прошлыми ценностями, человек сопротивляется
избавлению от них, отворачивается от своего технического спасителя. Но
жизнь требует, что «культуру, эту систему протезов, надлежит отвергнуть,
чтобы отдаться под опеку знания, которые переделывают нас, доводя до
совершенства... Культуре следует удалиться прочь... Технический прогресс
уничтожает культуру? Дает свободу там, где ранее царил деспотизм биологии?
Именно так! ... Все, что говорится об угрозе, которую несет традиционной
культуре новая технология - правда»[2]. Конечно, продолжает С. Лем,
культура останется исторической ценностью как тот инкубатор, теплица,
материнское лоно, в котором расплодились изобретения, в муках породившие
науку, но техника поглощает, переваривает и претворяет в собственную плоть
культуру, которая «будет размыта, раздроблена и направлена согласно тем
переменам, которым подвергается человек»
Не трудно заметить в этих радикальных рассуждениях необоснованное
отрицание всей прошлой культуры, благодаря которой совершалась социальная
эволюция человека, все его достижения, в том числе и научно-технические. В
действительности, речь должна идти о диалектическом снятии из прошлой
культуры всего ценного и построении на этом богатом фундаменте новой
культуры, соответствующей реалиям сегодняшнего развития человека. В
процессе этой преемственности большая роль принадлежит технике. Техника
является материальным носителем социальной наследственности. В истории
человеческого общества связь поколений осуществляется через технику.
Покоряя при помощи техники природу, человек создает вокруг себя
искусственную среду, по выражению Ю.А. Жданова вторую форму объективной
реальности, создает новые культурные ценности, формирует новые культурные
идеалы. Тем самым техника входит в плоть и кровь современной культуры,
жизни, быта, обычая, чувств и настроений современного человека . Не
случайно Дж.Грант писал, что «технология пронизывает собой наши мысли о
мире и о нас самих. Пришествие технологии потребовало изменений в наших
представлениях о том. что хорошо, что такое хорошо, как надо понимать
здравомыслие и безумие, справедливость и несправедливость, рациональность и
иррациональность, красоту и безобразие[3]. Техника косвенно оказывает
влияние на тот способ, каким мы понимаем мир и самих себя. Она открывает
перед нами красоту технических изделий, создает огромные возможности для
расширения восприятия мира – от микро- до макро- и мегамира. В свою очередь
культура облегчает видение новой техники и ее признание обществом и
становится критерием общественного развития. Таким образом, техника никоим
образом не противостоит культуре. Напротив, она является её элементом,
результатом культурного развития, воздействующим на все стороны культурного
потенциала общества.
Противоречивые мнения о роли техники в развитии культуры лишь
отражают противоречивые реальные тенденции, которые ярко проявляются
сегодня в развитии информационной технике, когда она, бурно развиваясь,
проникает буквально во все, даже самые затаенные области человеческого
бытия. «Итак, - пишет А.А.Воронин,- техника- это цивилизованный вирус,
поражающий культуру, сублимация агрессии, безответственная алчность,
техника - это бездушная тварь, пожирающая людей, с одной стороны. С другой
- даже передать эти мысли без техники невозможно, техника - это уже
человеческая природа, воздух культуры и надежда на будущее[4].
Основатель Римского клуба А. Пиччеи в своей замечательной книге
«Человеческие качества», отмечая несоответствие этих качеств нынешним
достижениям научно-технического прогресса, пишет, что созданная человеком
техническая среда ослабила его физически, притупив биологическую
активность. В результате чем более «цивилизованным» становился человек, тем
меньше он оказывался способным противостоять трудностям суровой внешней
среды и тем больше нуждался в медикоменозной защите организма. Вместе с
тем, отмечает А. Печчеи, шло развитие интеллектуальных способностей
человека. Однако если раньше эти способности приводились в соответствие со
сложным искусственным миром, сотворенным человеком, то в последнее время
равновесие между научно-техническим и культурным прогрессом, между
прогрессом и биофизическими способностями человека оказалось серьезно
нарушено. В результате на карту поставлена судьба человека как вида.
Сегодняшняя проблема человеческого вида состоит в том, что он оказался
неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к
тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Никто из нас еще до конца
не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и
новому положению в нем человека. «Суть проблемы как раз и заключается в
несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее
воспринимает и как учитывает в своем поведении» – пишет А.Печчеи.[5]. Выход
из создавшейся ситуации А.Пиччеи видит в культурной эволюции как важнейшей
цели и основы человеческого развития, в изменении человеческих качеств в
процессе революции в самом человеке. «Если мы хотим обуздать техническую
революцию и направить человечество к достойному его будущему, - заключает
А. Пиччеи, - то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого
человека, о революции в самом человеке»[6] .
Культура – сложный социальный феномен, включающий в себя совокупность
ряда общественных явлений. Вполне естественно, что тот или иной культурный
климат воздействует на эти явления. Не менее значимым является воздействие
науки на эту культуру. Так, большую значимость для новой культуры приобрело
появление безбумажной информатики. Ныне растет новое компьютерное
поколение. Молодежь, умеющая работать на компьютере, обладает
возможностью прочитывать в день по 8 книг объемом в 300 страниц каждая за
счет представления компьютером информации в удобной для восприятия
графической или звуковой форме, скорости чтения, выбора и «сервирования»
информации. В первую очередь безбумажная технология находит себе применение
в обработке оперативного получения информации, содержание которой быстро
меняется и устаревает, что делает просто ненужной ее длительное хранение.
Многие предсказывают замену ежедневной газеты круглосуточным выпуском
телевизионных новостей. Электронные издательства переживают настоящий бум.
Архивные материалы, редкие книги, перенесенные на лазерные диски с помощью
каналов спутниковой связи, Интернет, телефаксов становятся общедоступными.
Наука, и как специфическая форма деятельности людей, и как система
используемых в ходе общественной практики знаний, являясь феноменом
культуры оказывает на ней огромное воздействие. Однако заметим, что это
воздействие не всегда позитивно. Негативные воздействия на культуру, к
примеру, оказывают кризисные явления в современной науке, связанные с
определенным разочарованием и неверием в силу научной мысли, вытеснением
традиционных научных методов иррациональными методами и средствами
познания. Не случайно возникновение антинаучных движений, пренебрежительное
отношение к ученым, засилье в науке дельцов и людей далеких от нее,
появление различного рода «модных» теоретических воззрений и течений.
Воздействие современной информационной технологии на искусство идет в
двух направлениях. С одной стороны, эта технология используется в
творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов. С
другой, современные информационные средства делают высокую культуру
общедоступной.
Большинство попыток использовать вычислительную технику в искусстве
связано с живописью и рисунком. Наметилось два подхода к использованию
компьютеров в этой области, В одном случае компьютер играет роль простого
инструмента, в другом художник задает машине программу, не зная что из
этого получится и компьютер «творит» сам произведение искусства иногда
удачно, иногда нет. Графические компьютерные программы создают новые
образцы большого эмоционального воздействия. В процессе ваяния процессор
присоединяется к специальному станку, который режет заготовку из металла
или какого-то другого материала.
Компьютерная техника широко применяется в киноискусстве при монтаже
различных учебных фильмов с большими возможностями демонстрации материала в
динамике. Так, первый выполненный в технологии мультимедиа СD – ROM фильм
«Сокровища России», посвященный русскому искусству Х – начала ХХ веков,
содержит карты Российского государства в динамике его развития и так
называемую «временную линию», позволяющую вести анализ развития русского
искусства во времени и пространстве. На основе компьютерной графики
создаются телевизионные фильмы, которые используются не только в рекламных
и развлекательных целях, но и при создании сложных электронных тренажеров.
Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают
звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения
музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых
синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка имитирует
звучание различных музыкальных инструментов, синтезирует новые звуки и
позволяет существенно упростить оркестровку мелодии. Подсоединенный к
компьютеру динамик в соответствии с заданной программистом «партитурой»
может выдавать самые разнообразные сочетания звуков. Электроакустическая и
компьютерная музыка используется при создании виртуальных реальностей
Долгое время популярностью пользовалось создание стихов при помощи
компьютера, когда последнему пользователь задавал словарь слов и фраз,
которым может пользоваться компьютер, а также форму, в которую он облекает
свое «творение» в соответствии с некоторой процедурой.
Можно было бы привести еще не мало фактов использования компьютеров в
художественном творчестве. Не будем однако переоценивать возможность
компьютеров в этом творчестве, поскольку их функционирование зависит от тех
программ, которые вложил в них пользователь и компьютер может быть лишь
помощником человека в этом роде высоко интеллектуальной деятельности.
Однако нельзя игнорировать опасных тенденций превращения информационных
средств из послушных умножителей духовных благ в производителей культурной
дешевки.
Гораздо большую роль играет информационная техника в процессе
приобщения людей к произведениям искусства благодаря чему высокая культура
становится общедоступной. Именно она сделала массовым достоянием
уникальные достижения мировой культуры. Чтобы увидеть Сикстинскую мадонну
теперь не нужно посещать Дрезденскую картинную галерею, любоваться
полотнами Рубенса и Крамского, операми Большого театра можно дома через
телевизор. Посетить Лувр или Эрмитаж, побывать в театре или посмотреть
балет, прослушать симфонии Бетховена, фуги Баха или лучших вокалистов мира
можно включив видеоплеер или мультимедийный компьютер через систему
Интернет. Возникает новая массовая культура. Вместе с тем, индивидуальная
информационная система становится основой демасификации культуры, ее
индивидуализации. Массификация и демассификация – две реальные тенденции в
развитии современной культуры.«Фантазия очень быстро воплощается в жизнь; -
пишет В.Краус, - сегодня имеет место не столько метафорическое обыгрывание
звездной темы, сколько ее инженерное решение, не столько стихи о Луне,
сколько возможность реального запуска ракеты. В нынешней литературе мечта
идет гораздо дальше, чем в «Тысяче и одной ночи»: это не грезы о ковре-
самолете, а описание полета, то есть реализация мечты. Не эпос, не холст,
не храмы, не дворцы, а телевидение, телефон, самолет, ракета и компьютер
составляют современные результаты нашего творчества и осуществления самих
дерзких мечтаний. Образы из нашей поэзии, музыки и живописи были воплощены
в реальность благодаря физике и технике»[7].
От письменной культуры человечество переходит к новой - экранной -
культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой.
Возникает новое - экранное - мышление для которого характерно «сращение»
логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой
культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой
и создает невиданные возможности общения людей. Одновременно информационная
технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая
относительно независимое множество субкультур которыми невозможно управлять
из одного центра. Однако децентрализующие технические средства (книга,
кассетная запись, компьютер) сопровождаются функционированием
централизующих средств (газета, радио, телевидение). Это свидетельствует о
противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и
вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического
характера.
Поэтому не удивительно, что одним из элементов новой компьютерной
культуры является «компьютерная этика» - совокупность моральных принципов и
норм, регулирующих отношения между людьми, сложившихся на основе их работы
с компьютерами. Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени
«программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием
информационной технологии признается ныне многими исследователями. Более
того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при
работе с компьютером. Так, к примеру, сформулировано требование: «Не
делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него.
Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его
облегчения использован компьютер». Возможность такой этики обусловлена
следующими обстоятельствами. Мораль предписывает какие действия следует
совершать в конкретных ситуациях. Поскольку в различных областях
человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих
областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения
людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том
числе и компьютерной. Можно согласиться с Э. Аггацци, который отмечает,
что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных
ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации,
которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную
природу, нежели ситуации, регулируемые уже существующими моральными
нормами»[8].
Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта
необходимость вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной
техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые
раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными
закономерностями. Теперь же они, например, возможности компьютера разрешить
определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления
и др., попали в орбиту моральных оценок. Все, что связано с деятельностью
компьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики.
Возникает компьютерная этика, в которой внеэкономические цели часто
вытесняют экономические.
Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными
нормами? Можно ли на этом основании утверждать, что «компьютеры становятся
явлением социально-нравственным»?[9]. Ответ на этот вопрос пытаются найти
многие представители современной технической и гуманитарной мысли.
Большинство из них склоняется к отрицательному ответу: моральные нормы
применимы лишь к поведению людей, которые вступают между собой в
определенные общественные, в том числе и моральные, отношения. Вне сферы
общественных отношений, какими, к примеру, являются технические связи и
функционирование искусственных систем, они не действуют. Для компьютера
безразлично какие задачи – гуманные или антигуманные – он решает. Это
оценивает человек, его общественная практика, его цели и стремления, его
нравственные нормы и идеалы.
Современный немецкий философ Х. Ленк, размышляя об этой проблеме,
пишет, что в будущем информационном обществе информационные системы станут
принимать решения во все большем объеме по жизненно важным социальным и
даже индивидуальным проблемам, а тем более по проблемам, которые будут
возникать в случае чрезвычайных ситуаций. В таком случае решения
принимаются без «ответственного лица»,т.е. без человека или группы людей.
Кто же в таком случае может нести ответственность? Могут ли информационные
системы быть морально ответственными? Компьютеры, отвечает Х.Ленк, не
являются моральными, социальными сущностями, они не осуществляют каких-либо
сознательных процессов и поэтому информационные системы не могут брать на
себя моральную ответственность. Попытка наделить моральной ответственностью
за принятые решения компьютер является стремлением тех или иных людей или
их групп уйти от ответственности. «Стремление преднамеренно и слишком
поспешно превращать компьютер в моральное существо, - пишет Х. Ленк, -
означало бы открывать слишком легкие пути для выхода из дилеммы
ответственности, выбирать стратегию уклонения от решения проблемы, которая
может привести к уходу от собственной моральной ответственности. И тогда
компьютер оказался бы в роли козла отпущения. Если нельзя привлекать к
ответственности личность, то крайне легко сваливать ответственность на
компьютер или вообще от нее отказаться»[10]. От моральной ответственности
невозможно уходить, её нельзя «передавать» машине.
Иногда японцы называют себя «компьютерной нацией». Но эта их внешняя
«компьютерность», проявляемая в дисциплине, точности, корректности японцев,
сочетается с определенной духовностью, нравственностью, в силу чего они
чаще предпочитают называть себя «думающей нацией», соединяющей в себя
компьютерную точность с высокой требовательностью к себе, в том числе и
нравственной требовательностью. Это очень хорошо показал Дайсаку Икэда,
автор романа «Человеческая революция».
Такая человеческая нравственная революция становится особенно
необходима в условиях, когда происходит возвращение к антинаучным
мистическим представлениям, сопровождающееся мощной волной ностальгии,
психологическим стремлением к более простому, менее тревожному прошлому.
Все больше призывов направлены против планирования, рационализма. Мир не
свободен от опасности войн, в которой свою лепту вносит компьютерная
технология. По оценке ЦРУ более десятка стран направлено готовятся к
будущим войнам в киберпространстве. Создаются и до поры до времени хранятся
компьютерные вирусы невиданной до сих пор разрушительной силы. Они готовы
«сбросить» на сети противника логические бомбы - программы, которые могут
до времени мирно дремать в вашем компьютере, а затем по сигналу или в
условленное время проснуться и приступить к разрушению информации. 650
спутников на земной орбите и 150 миллионов компьютеров в офисах и домах
составляют необъятное поле для киберпространства ближайшего будущего.
Современные технологии все больше вытесняют людей из армии. Сокращение
войск толкает военных изобретателей к созданию новых видов вооружений:
беспилотных самолетов, наземных роботов, космических спутников-разведчиков,
систем по обнаружению и опознаванию движущихся и неподвижных целей.
Информационная техника является сердцевиной всех новейших образцов военной
техники.
Все эти обстоятельства обостряют этические проблемы создания и
использования информационной техники, определения путей выхода из поистине
морального кризиса. П. Сорокин видел выход в создании альтернативной,
гуманистической этики, проповедовал распространение бескорыстной любви
среди людей. А. Пиччеи проповедовал необходимость революционного
установления Нового Гуманизма, который должен заменить кажущиеся ныне
незыблемыми принципы и нормы новыми, которые должны соответствовать
требованиям эпохи становления информационного общества, что должно
кардинально изменить сегодняшние взгляды и поведение людей. «Революционный
характер становится, таким образом, главной отличительной чертой этого
целительного гуманизма, - писал А. Пиччеи, - ибо только при таком условии
он сможет выполнить свои функции – восстановить культурную гармонию
человека, а через нее равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта
трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию,
благодаря которой наконец обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации
остальные революционные процессы»[11].
Некоторые инженеры видят средство морального оздоровления общества в
компьютерной технике. Так, исследовательская группа Р. Пикар намерена
обучить компьютеры реагировать на человеческие чувства. Создан ряд
устройств, которые можно носить, не привлекая внимание окружающих. Эти
устройства отслеживают все эмоциональные показатели. Уже сегодня
компьютеры исследовательской группы способны распознавать более пяти
человеческих эмоций. Эта программа основывается на изучении изменений
положения мышц лица.
Все эти факты свидетельствуют о том, что проблемы компьютерной этики в
условиях становления информационного общества являются предметом серьезных
обсуждений и действий. Новая культура с новой, компьютерной этикой
рождается в тяжелых муках. Тем не менее теоретическая разработка новых
этических норм и их внедрение в ткань общественной жизни реализуется и
можно только по разному оценивать темпы протекания этого процесса, их
результативность и перспективы.
К сожалению, при обучении компьютерщиков очень редко можно услышать
слово «этика». Основное внимание уделяется математическому образованию,
взаимодействию с компьютером как средством решения тех или иных задач. При
этом игнорируется то обстоятельство, что взаимоотношение человека с
компьютером происходит в определенной культурной среде. Лишенный
нравственных ориентиров, человек начинает и себя воспринимать как умную
машину, переносит техническое обращение с компьютером на отношения между
людьми, что ведет к далеко идущим последствиям – антигуманной деформации
всей культуры информационного общества. Не случайно Р. Уиден в своем
выступлении перед конгрессменами США заявил, что «некоторые из вполне
достойных м

Новинки рефератов ::

Реферат: Расчетно графическая работа по курсу БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Власть как политический феномен (Политология)


Реферат: Древнеиндийская сельская община (История)


Реферат: Сплавы металлов (Химия)


Реферат: Военное искусство казацких полковников в Освободительной войне украинского народа середины ХУПв. (Воєнне мистецтво козацьких полковників у Визвольній війні українського народу середини ХУІІ ст.) (История)


Реферат: Управляем ли мы процессом урбанизации? (Социология)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Роберт Инглунд пятница 13-ое (Культурология)


Реферат: Екатерина (История)


Реферат: Проблемы социализации подростков (Социология)


Реферат: Оперативно-календарное планирование (Менеджмент)


Реферат: Кубинская революция (История)


Реферат: Наследственная масса как объект правоотношений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Пензенский край в 17 - начале 18 вв. (История)


Реферат: Олимпийские игры в античности (Культурология)


Реферат: Введение в догматическое богословие - лекция 3 (Религия)


Реферат: Дверной блок не остекленный семифеленчитый (Технология)


Реферат: Убытки (Право)


Реферат: Устойчивость пшеницы к мучнистой росе (Сельское хозяйство)


Реферат: Обзор регионального рынка бухгалтерских программ (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист