GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Шпоры (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Шпоры (Педагогика)



1. МПТ входит в состав обширной области педагогических знаний. Место
методики в системе пед. наук отражает схема: Педагогика – Дидактика (теория
обучения). МПТ берет к себе на вооружение все те организационные формы и
методы обучения, кот. выработаны общей теорией обучения. В свою очередь
дидактика развивается, обобщая специфические особенности обучения всем
предметам в т/ч технологии. МПТ – это область пед. науки, определяющая
задачи содержание и методы обучения технологии, разрабатывающие формы и
средства эффективной организации учебного процесса на занятиях в школьных
мастерских. МПТ – это предметная дидактика, раскрывающая закономерности
процесса обучения технологии.

2. Предметом исследования МПТ являются закономерности процесса обучения
технологии. МПТ делится на общую и частичную методику, рассматривает
теоретические основы курса: цели и задачи изучения технологии в школе,
содержание, методы, организационные формы обучения, методические средства и
приемы, межпредметные связи и другие вопросы. Частные методики
рассматривают закономерности обучения учащихся конкретным технологиям. МПТ
привыкло отвечать на следующие вопросы: 1. для чего учить их? Определение
целей и задач обучения технологии. 2. чему учить? Разработка содержания
обучения. 3. как учить? 4. каковы должны быть условия обучения. Детализируя
общие задачи МПТ можно выделить ряд конкретных задач: 1. формирование
образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих
целей и задач обучения и воспитания с учетом специфики изучаемого предмета.
2. к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп,
наиболее целесообразных форм учебной работы, методов и приемов обучения
технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов учебной
программы проведение уроков и т.д. 3. разработка принципов организации
содержания и методов внеклассной и внешкольной работы. 4. разработка
материального оснащения процесса обучения: мастерские, лабораторные и т.д.
Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса. Все
разные задачи МПТ и связанные с ними проблемы решаются на основе
теоретических и экспериментальных исследований и изучению передового
педагогического труда.

3.МПТ связана с социально–гуманитарными дисциплинами (педагогика,
психология), и с техническими и естественнонаучными (ТКМ, Электротехника и
т.д.). Методика расм. проблемы воспитания на примере исследования
воспитательного влияния процесса обучения техн. на развитии личности
учащегося. В этом проявляется связь МПТ с теорией и методикой воспитания,
как части педагогики. МПТ также связана с дидактикой – теорией обучения.
МПТ тесно связана с психологией. Эта связь проявляется в отношении с целой
совокупностью психологических наук. Общая психология выступает
естественнонаучной основой, определяющая влияние процесса обучения
технологии на развитие ученика. Для МПТ важна опора на особенности
психологического развития учащегося разного возраста. Для разработки форм и
методов обучения технологии необходимо учитывать связь МПТ с педагогической
психологией. Разрабатывая содержание обучения МПТ, идет опора на связь с
психологией труда и инженерной психологией. Другая сторона связи – связь с
естественнонаучными и научными дисциплинами. Они позволяют методике решать
проблемы разработки содержания обучения технологии, т.е. определяют
необходимый для обучения материал, который черпается из курса ТКМ,
черчения, электротехники, ТММ, ДМ, ч/з технические науки МПТ связана с
естественнонаучными дисциплинами: физика и математика.

4. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. анкетирование. Представляет собой применение анкетных
вопросов, применение с целью получения информации. В отличие от беседы, с
помощью анкетирования собирается значительно больший материал, кот. можно
подвергнуть тщательной обработке. К вопросам анкеты предъявляются следующие
требования: необходимо спрашивать минимум информации необходимой для
данного случая, вопросы формируются так чтобы отвечающим, можно было дать
конкретный ответ (да, нет), вопросы должны быть однозначными, вопросы
должны быть такими, чтобы ответы на них были искренними и специфическими.

5. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. метод беседы. Беседы как метод исследования МПТ могут,
проводится с учащимися, учителями технологии, родителями учащихся, др.
лицами, имеющими информацию об исследуемых явлениях. Цель бесед – выяснение
отношения собеседника по тому или иному пед. явлению. Беседа готовится
заранее, составляется план, формулируются вопросы, результаты беседы
тщательно фиксируются с помощью протокола, стенограммы, магнитофона;
полученная информация анализируется и служит основой для обобщающих
выводов.

6. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. Метод пед. наблюдения – это систематическое условно
направленное изучение того или иного вопроса МПТ путем непосредственного
восприятия пед. явлений. Объектами пед. наблюдений могут быть: поведение,
поступки и действия учащихся, средства обучения, деятельность учителя,
применяемые им методы приемы, средства обучения, характер отношений м/у
учителем и учащимся в процессе обучения технологии и т.д. цель наблюдения –
установление и накопление пед. фактов. Затем эти факты подвергаются
проверки др. методами. Основные требования к проведению пед. наблюдений:
целенаправленность, четкая постановка задач и определение подлежащих
наблюдению сторон, тщательная подготовка к наблюдению. При подготовке к
наблюдению необходимо разработать план, продумать средства, фиксирования и
оформления результатов.

7. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. Изучение и анализ литературы. Это теоретический метод
исследования. Начало любого пед. исследования связано с изучением
литературного источника, с ознакомлением вопросов. С помощью этого метода
определяется область исследования в науке, формулируется гипотеза:
ориентирование в поисках литературы служит библиография. Изучение учебной
документации и продуктов обучения. К учебной документации относят классные
журналы, учебная программа, календарно-тематические планы, инструкции по
лабораторным и практическим работам. К продуктам обучения относят те
изделия кот. изготавливают учащиеся при изучении обработки материалов, а
также результаты различных контрольно проверочных работ учащихся. Знакомясь
с журналом можно увидеть тематику проводимых уроков и др. просматривая
выставку работ учащихся можно определить как содержание обучения
технологии, так и уровень технологических знаний, умений и навыков
учащихся.


8. Педагогические исследования – это деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса. Связаны с нахождением
формирования и проверки этих закономерностей с помощью самых различных
методов. Можно выделить ряд этапов. 1. определение конкретной области
исследования, выбор темы, постановка целей и задач. 2. построение гипотез,
т.е. предположения о характере следуемых пед. явлениях и причинах. Гипотеза
строится на основе научных материалов, полученные в процессе ознакомления с
теорией вопроса и изучении педпрактики. 3. проверка гипотезы с помощью
эксперимента и дополнительного изучения практического пед. опыта. 4.
оформление результатов исследования. 5. пропаганда результатов исследования
и внедрение их в практику. На разных этапах пед. исследований используются
различные методы. Педагогический эксперимент. Сущность заключается в том
что, изменяя условия, содержание, метод и формы организации УВП, в
различных направлениях проверяется та или иная гипотеза тот или иной
вариант построения процесса обучения. Эксперимент проводится путем
сравнения результатов по-разному построенных процессов обучения, важно
чтобы результаты были сопоставимы. С этой целю, подбирают 2 или несколько
параллельных классов или групп учащихся имеющих одинаковый уровень
подготовки. В одних классах обучение ведется с применением методов, средств
и т.д., предлагаемых исследователем, такие классы называются
экспериментальными. В других классах обучение ведется без изменений по
традиционной методике, такие классы называются контрольными. Перед началом
эксперимента, на его промежуточных этапах и в конце проводятся проверки
полученных учащимися ЗУН. Сравниваются показатели результатов обучения в
экспериментальном и контрольном классах, устанавливается влияние
предлагаемых условий, методов и средств на процесс обучения, определение их
эффективности, подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза. В пед.
исследованиях эксперимент обычно завершает его, являясь критерием
истинности полученных знаний.

12. Всю деятельность учителя технологии по подготовке учебно-
воспитательного процесса можно разделить на 2 части: подготовка,
планирование. 2. осуществление этого процесса. Готовя учебный процесс,
учитель технологи выполняет следующую работу: 1. отбирает учебный материал,
опираясь на учебные программы, учебники, учебно-методические рекомендации,
и учитывая познавательные возможности учащихся, определяет содержание и
объем материала, распределяет его по урокам и др. учебным занятиям, т.е.
учитель технологии планирует изучение материала по времени и формам
обучения. 2. определяет методы обучения, содержание и характер деятельности
учащихся. 3. определяет и готовит различные средства обучения: плакаты,
таблицы, модели, чертежи, эскизы и др. Подбирает ТСО, средства программного
обучения и контроля. 4. проводит отбор объектов труда учащегося,
разрабатывает технологию изготовления этих объектов, определяет необходимый
конструкционный материал, выполняет заготовки. 5. планирует ход каждого
предстоящего занятия, т.е. разрабатывает сценарий занятий.

13. Осуществляя, спланированный план учебно-воспитательного процесса
учитель выполняет: 1. систематически излагает учебный материал, используя
для этого разнообразные методы обучения. 2. руководит вниманием учащихся,
постоянно акцентирует его, иллюстрирует материал примерами, фактами,
средствами наглядности. 3. руководит познавательной деятельностью учащихся,
работает на закрепление и применение полученных умений и навыков.
4непосредственно организует и руководит практическими навыками учащимися.
5. постоянно контролирует всю учебно-познавательную деятельность учащегося
и оценивает ее результаты.


14.Требования к проф. подготовки учителя. Особенности технологии учебного
предмета и особенности работы учителя по подготовке и осуществлению УВП.
Предполагают высокий уровень проф. подготовки. К проф. подготовке относят:
психолого-педагогическую. Учитель технологии должен не только владеть
знаниями и умениями на уровне высокой квалификации, но и передать их
учащимся. Сформировать в них определенные умения и навыки. Процесс
приобретения знаний и навыков имеет свои закономерности, на которых
строится обучение в школе сложно учителю технологии необходимо знания общей
психологии, возрастной, психологии труда, знания по физиологии труда,
школьной гигиены и производственной санитарии, знания по педагогике.
Специальную. Она является основой для владения содержанием обучения
технологии. Специальную подготовку учителя технологии определяют комплекс
дисциплин кот. можно разделить на 3 группы: общенаучные, общетехнические,
дисциплины связанные с конкретной технологией по кот. он будет вести
обучение в школе. В блок общенаучных дисциплин входит физика, математика и
др. науки, они являются необходимыми для овладения другими блоками
дисциплин. Блок общетехнических дисциплин составляет: черчение,
машиноведение и.д. – они создают основу для изучения спец. технологических
дисциплин. Спец. техн. дисциплины необходимы для изучения технологии
обработки древесины и метолов – это ТКМ, практикум в УМ по обработке
древесины, резание металлов и древесины, станки и инструменты. В процессе
обучения технологии учащиеся 5 – 7 классов знакомят с элементами слесарно-
столярного дела, токарного дела, в связи с этим каждый будущий учитель
технологии должен обладать профессией столяра и слесаря 2 -3 разряда,
основами профессии электромонтера, а в процессе повышать уровень своей
квалификации. Методическая подготовка объединяет, и интегрируют общие
психолого-педагогическую и специальную подготовки. Метод. подготовка
складывается из знаний целей и задач обучения технологии в
общеобразовательных учреждениях, знаний и безукоризненного владения
содержанием обучения технологии, знаний и умений, использовать различные
методы обучения, знаний и умений, организовать учебно-материальную
базу(УМБ) обучения технологии. Другими словами метод. подготовка – это
система знаний умений навыков (ЗУН), кот. обеспечивает возможность
предварительного строительства затем осуществление учебного процесса -
технология. Эта система ЗУН заложена в курсе МПТ, закрепляется и
совершенствовается в ходе педпрактики. В осуществлении проф.
педагогической деятельности учитель технологии немаловажное значение имеют
личные качества учителя, которые в процессе пед. деятельности становятся
профессиональными. Самые важные качества можно представить следующими:
отношение к людям – общительность, отзывчивость, доброжелательность,
тактичность, вежливость., отношение к труду – добросовеность,
ответственность, трудолюбие., отношение к себе – самокритичность, чувсво
собственного достоинства., интеллектуальные – логика мышления,
самостоятельность мышления, техническое и пространственное мышление.,
качества речи – убедительность, культура речи, доступность., морально
волевые качества – гражданский долг, дисциплина.


15.Система повышения квалификации учителя технологии. Учитель технологии
должен постоянно работать над совершенствованием своего педагогического
мастерства и над повышением уровня своей квалификации. Значительную помощь
в этом ему оказывают институты совершенствование учителей, в них
функционируют кабинеты технологии на базе которых ориентируются
краткосрочные курсы (с периодичностью 1 раз в 5 лет), на которых учитель
знакомится с лучшим пед. опытом, с достижением в области науки и техники.
НИРО – наряду с курсовой переподготовкой ведется систематическая
методическая работа на местах: это районные методические объединения
учителей, методические объединения учителей технологии внутри школы,
методические кабинеты.

16. Литература для учителей. Значительную помощь учителям технологии
оказывает методическая литература. Ее условно можно разделить на 3 группы,
к 1 относятся литература содержание которой составляет фактический
материал, изучаемый по программе технология. 2 группа – литература
освящающая методику проведения занятий по технологии, в которой
рассматриваются вопросы общей и частной методики предполагаемых разных
разделов. Здесь раскрываются содержание занятий, определяется тема, цель и
ход занятий, даются рекомендации как применить оборудование, какие
целесообразно задавать вопросы учащимся, в какой последовательности
излагать теоретические сведения, как контролировать самостоятельную работу
учащихся. 3 группа – самая многочисленная посвящена рассмотрению отдельных
задач, возникающих в процессе обучения технологии.


17. Понятие системы трудового обучения. В трудовом процессе можно выделить
3 составляющих: трудовое движение, рабочий прием, трудовая операция.
Овладение трудовым процессом в результате технического обучения
предполагает усвоение указанных составляющих трудового процесса, что
берется за объект изучения, в какой последовательности, в какой связи они
изучаются, и представляет собой систему трудового обучения. Если выделить в
каком либо виде труда все трудовые операции и последовательно изучить, то
мы получим операционную систему трудового бучения. Система ТО это различные
пути формирования трудовых практических умений и навыков. Предметная
система является исторически первой, она возникла и существовала до 21/2
19в. Предметная система соответствует ремесленному производству, с
нерасчлененной технологией, когда работник изготавливает изделие от начала
до конца. Суть ее – в начале устанавливается перечень изделий кот. должен
изготавливать работник данного вида труда, затем устанавливается
последовательность их изготовления с последующим переходом к более сложным.
Достоинства: дает навыки организации труда и знакомит учащихся со всем
процессом изготовления изделия, поддерживает интерес к работе, позволяет
сочетать обучение с производительным трудом. Основной недостаток:
отсутствует предварительное освоение входящих в трудовой процесс трудовых
операций и рабочих приемов, т.е. система ориентирует на освоение каждого
трудового процесса как совершено нового процесса.

18. Понятие системы трудового обучения. В трудовом процессе можно выделить
3 составляющих: трудовое движение, рабочий прием, трудовая операция.
Овладение трудовым процессом в результате технического обучения
предполагает усвоение указанных составляющих трудового процесса, что
берется за объект изучения, в какой последовательности в какой связи они
изучаются, и представляет собой систему трудового обучения. Если выделить в
каком либо виде труда все трудовые операции и последовательно изучить, то
мы получим операционную систему трудового бучения. Система ТО это различные
пути формирования трудовых практических умений и навыков. Операц. и операц.-
предм. За главный объект изучения в операционной системе взята отдельная
операция, в начале выделяются трудовые операции, кот. составляют основы
содержания трудовых процессов их изучение выстраиваются в опред. порядке
(последовательности), овладение трудовыми операциями на основе изготовления
спец. учебных моделей. Достоинства: более тщательно формируются умения и
навыки, последовательное построение обучения переход от простых операций к
сложным, подготовка учащихся к выполнению любых работ по опр. виду труда
или профессии, а не только к изготовлению конкретных изделий. Недостатки:
отрывчатое выполнение операций от изготовления законченного изделия. При
этом снижается интерес к работе и бесполезно расходуются значительное
количество сырья и заготовок. Длительный период между освоением операции и
их применением приводит к потере некоторых умений и навыков. Формирование
организационно-технических, технико-экономических умений остается за
рамками системы. Организационно- предметная система представляет собой
соединение 2-х. систем. Эта система предполагает предварительный отбор
объектов труда таким образом, чтобы при их выполнении постепенно изучались
и осваивались все операции, присущие данному виду труда. Постепенное
освоение все новых и новых операций с применением уже изученных операций на
основе изготовления соответственно выбранных изделий составляет суть данной
системы. Эта система наиболее широко применима в практике обучения
технологии.

19. Понятие системы трудового обучения. В трудовом процессе можно выделить
3 составляющих: трудовое движение, рабочий прием, трудовая операция.
Овладение трудовым процессом в результате технического обучения
предполагает усвоение указанных составляющих трудового процесса, что
берется за объект изучения, в какой последовательности в какой связи они
изучаются, и представляет собой систему трудового обучения. Если выделить в
каком либо виде труда все трудовые операции и последовательно изучить, то
мы получим операционную систему трудового бучения. Система ТО это различные
пути формирования трудовых практических умений и навыков. Моторно-
тренировочная или ЦИТ (центральный институт труда) система. Характерной
особенностью этой системы является то, что в ней наряду с выделением в
количестве объекта изучения всего трудового процесса и отдельных операций
взяты еще и отдельные трудовые приемы. При разработке моторно-тренировочной
системы сделали тщательный анализ, всех составляющих данного процесса.
Изучены способы наиболее рационального выполнения этих движений и приемов,
затем определены комплексы упражнений и практических работ по освоению всех
составляющих трудового процесса; разработаны необходимые материальные
тренажеры, модели инструментов, спец. приспособления и дидактические
средства и условия обучения. В системе ЦИТ выделяют 4 периода: 1.
выполнение тренировочных упражнений и трудовых приемов. Выполняются
упражнения на моделях. 2. выполнение упражнений по освоению трудовых
операций. 3. сочетание трудовых операций при изготовлении простейших
изделий. На данном этапе ученики усваивают простейшие трудовые процессы по
изготовлению изделий. 4. период самостоятельного выполнения учениками
изделий характерных для данного вида труда. Основное достоинство ЦИТ –
выделение в качестве объектов изучения всех составляющих трудовой
деятельности рабочих. Недостаток – слишком много времени отводится
механической тренировке, изменилась роль сознания в выработке трудовых
умений.

20. Понятие системы трудового обучения. В трудовом процессе можно выделить
3 составляющих: трудовое движение, рабочий прием, трудовая операция.
Овладение трудовым процессом в результате технического обучения
предполагает усвоение указанных составляющих трудового процесса, что
берется за объект изучения, в какой последовательности в какой связи они
изучаются, и представляет собой систему трудового обучения. Если выделить в
каком либо виде труда все трудовые операции и последовательно изучить, то
мы получим операционную систему трудового бучения. Система ТО это различные
пути формирования трудовых практических умений и навыков. Операционно-
комплексная. Объединяет в себе все положительное от моторно-тренировочной и
операционной систем. Суть данной системы: освоение операций строится таким
образом что ученик, освоив последовательно 2 - 3 операции, затем изучает их
в комплексе при изготовлении изделий, требующих их применение. Затем снова
изучают 2 – 3 операции, далее следует 2 комплекс, который включает в себя
вновь изученные операции и операции первого комплекса. Так изучаются все
последующие операции характерные для данного вида труда и их комплекса.
Причем каждый последовательно комплекс включает в себя предыдущие. Эта
система позволяет проводить практическое обучение при кот. объектами
изучения последовательно становятся трудовые движения, рабочие приемы,
операции и трудовые процессы в целом. Учащиеся овладевают прочными умениями
навыками. Однако эта система также не совершена. В ней главное внимание
уделяется исполнительской части производственного процесса конструирования
изготавливаемых изделий, планирование технологического процесса.

21. Понятие системы трудового обучения. В трудовом процессе можно выделить
3 составляющих: трудовое движение, рабочий прием, трудовая операция.
Овладение трудовым процессом в результате технического обучения
предполагает усвоение указанных составляющих трудового процесса, что
берется за объект изучения, в какой последовательности в какой связи они
изучаются, и представляет собой систему трудового обучения. Если выделить в
каком либо виде труда все трудовые операции и последовательно изучить, то
мы получим операционную систему трудового бучения. Система ТО это различные
пути формирования трудовых практических умений и навыков. Конструкторско-
технологическая. Эта система позволяет решить проблему развития творческого
мышления учащихся и их способностей. Суть: ведущей идеей является
органическое сочетание исполнительной и творческой деятельности учащегося.
Ставится в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта
труда должны преимуществовать разработка его конструкции и технологии
обработки. В начале учащиеся решают ряд технических вопрсов и только потом
приступают к обработке деталей. Эта система предопределяет содержание лишь
интеллектуальной деятельности, а формирование трудовых практических умений
может проходить по-разному.


22.Принципы обучения – это исходные положения теории обучения, кот.
руководствуются при организации и осуществлении. Они выработаны в ходе
педпрактики и отражают закономерности процесса обучения. Они определяют
содержание, формы организации, методы обучения. Они имеют характер
объективных законов, но в отличие законов естественных наук должны
действовать не стихийно а должны быть реализованы в учебном процессе
учителем. Принять обще-дидактические принципы, которые являются общими для
преподавания всех учебных предметов, они рассматриваются дидактикой как
наукой обучения. Общедидактические принципы преподавания различных
дисциплин приобретает соответствующую специфику, кроме того вырабатывают и
свои, характерные только для данного учебного предмета принципы. На основе
пед. опыта и результатов научного исследования в области обучения
технологии сформулирована целая система принципов технологии. Все они
взаимосвязаны и имеют отношение ко всему процессу обучения технологии.

23.Связь теории с практикой. При рассмотрении этого принципа нужно иметь в
виду что идет речь не о связи обучения и труда, а о соотношении теории с
практикой в самом процессе обучения. Практика в обучении используется, как
средство познания на ней основываются практические методы обучения,
упражнения, лабораторные. Главным средством реализации данного принципа
является соединение теоретического обучения с практической деятельностью. В
процессе выполнения практических работ ученики овладевают конкретными
представлениями о технических явлениях и объектах для последующего научного
обобщения и формирования научно-технических понятий. Во время практики
проверяется достоверность знаний производится закрепление и углубление
технических знаний формируются технологические умения и навыки.
Педагогические требования: 1. сохранение системы и логики технических наук.
2. при организации практической работы теоритичекие сведения должны
подчинятся логике производственного процесса, технологической
последовательности его выполнения. 3. трудовые действия учащегося должны
опираться на научно-технические знания и обосновываться ими.


24.Наглядность. Сущность этого принципа заключается в том что учащиеся
должны овладеть научно-достоверными знаниями. Пути реализации: соблюдение
правильной технической и технологической терминологией. Раскрытие
естественно научных основ технических явлений технических устройств и
технологических процессов. Ознакомление учащихся с историей изучаемых
явлений и законов методами их внедрения в производство.


25.Доступность и пассивность труда. Сущность: учебный материал по своему
объему и научный кабинет по своему объему должен соответствовать
познавательным возможностям учащихся, а практические знания задания
производительный круг должны определятся исходя из уровня предшествующей
трудовой подготовки и физическим возможностям учащегося. Доступность в
обучении технологии определяется наивысшей границей познавательных
возможностей учащегося с постепенным повышением этой границы. Пути
реализации: 1. использование современных активных методов и приемов
обучения. 2. учет индивидуальных познавательных возможностей учащегося.
Дифференциация в подборе трудовых знаний. Существенную роль в доступности
учебного материала играет правильное его дозирование. На доступность влияет
также организация учебного труда и отдыха учащегося, а также соблюдение
таких правил как от простого к сложному от неизвестного к известному.


26.Систематичность и последовательность. Сущность: изучение учебного
материала в последовательности, отражающей логику технических наук, ход
трудового процесса, закономерности формирований технологических умений и
навыков. Изучение последующего учебного материала должно строится на основе
усвоения предыдущего. Данный принцип находит свое отражение в структуре
учебных программ и учебниках по технологии. Пути реализации: 1. учитывать
данный принцип при планировании учебного процесса, располагать учебным
материалом в соответствии с ходом трудового процесса и логикой науки. 2.
систематически повторять и обобщать измененный учебный материал после
усвоения отдельных тем и разделов программы. 3 . постепенно усложнять
практические работы учащегося. 4. раскрывать межпредмктные и
внутрипредметные связи курса технологии.


27.Сознательность и активность учащихся. Сознательность означает ясное
понимание учащимися конкретных целей работы осмысленное усвоение изучаемых
явлений и фактов. Умение применять знания в практической деятельности.
Активность в обучении предполагает большую учебную работу, стремление в
овладении знаниями. Главным и основным средством реализации является
формирование у учащихся мотивов обучения. Для реализации данного принципа
необходимо постоянно раскрывать перед учащимися конкретные цели обучения,
для чего им это надо, для чего пригодится. Существенную роль играет
обучение учащегося правильной организации рабочего места, планирование
своего труда, включать учащихся в процесс конструирования и составление
чертежей изготавливаемых изделий.


28. Прочность усвоения ЗУН. Сущность: закрепление усвоенных знаний в их
памяти и в возможном более длительном сохранении приобретенных ЗУН. Пути
реализации: 1. закрепление изложенного на уроке учебного материла путем
беседы, организация упражнений и технических задач. 2. регулярное
проведение различных видов повторений изученного в конце урока, с целью
предупреждения забывания и закрепления изученного материала. 3. требования
осмысленного запоминания материала, который предполагает установление
логических связей между усвоенным и новым материалом.


29. Принцип наглядности в технологии. Сущность: построение учебного
процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на
непосредственное восприятие технических устройств и технических явлений или
их модели и макеты а также образы. Пути реализации: 1. обязательная
демонстрация учителем основных приемов и движений. 2. использование в
процессе обучения самых разнообразных средств наглядности. 3. опора в
учебном процессе на внутреннюю наглядность.


10. Цели: а. формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно
действующей и легко адаптирующейся личности, кот. необходимы для
деятельности в новых соц. экономических условиях, начиная от определения в
продукции до ее реализации. б. формирование знаний и умений использования
средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный
продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора. в.
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в
рамках дифференциального обучения и гуманному достижению жизненных целей.
г. формирование творческого отношения к осуществлению трудовой
деятельности. е. развитие разносторонних качеств личности и способности
профессиональной адаптации к изменяющимся соц. экономическим условиям.
Задачи: а. формирование политехнических знаний и экономической культуры. б.
привитие элементарных знаний и умений по введению делового хозяйства и
расчету бюджета семьи. в. ознакомление с основами современного права и
сферы услуг. г. развитие самостоятельности и способностей учащихся решать
творчески и изобретательские задачи. д. воспитание трудолюбия,
предприимчивости, коллективизма человечности и милосердия, обязательности,
честности, порядочности, культуры поведения и т.д. е. обладание основными
понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга, и умением применять
их при реализации собственной продукции.




Реферат на тему: Шпоры 4 семестр

1.Дидактика как теория развития.
Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и
обучения. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и
учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков,
осуществляется воспитание и развитие учащихся. Под образованием следует
понимать овладение учащимися научными знаниями, практическими умениями и
навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а
также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего
они приобретают определенный личностный облик и индивидуальное своеобразие.
Предмет дидактики – учебный процесс, протекающий в условиях учебно-
воспитательного учреждения под руководством преподавателя. В дидактике
исследуются закономерности этого процесса, разрабатываются научные основы
определения содержания образования, даваемого на том или ином уровне в
разных типах учебно-воспитательных учреждений, пути повышения эффективности
средств и методов обучения, а так же те организационные формы, в которых
протекает обучение. Дидактика отвечает на вопросы: чему учить? Как учить?
Где учить? В каких организационных формах? Основная задача дидактики –
выявить закономерности, которыми подчиняется процесс обучения, и
использовать знание этих закономерностей для более успешного достижения
целей образования. Она занимается научным обоснованием содержания
образования, определяя оптимальный объем знаний и навыков, умений, который
необходимо дать школьникам. Основные проблемы: определяет педагогические
основы содержания образования; исследует сущность, закономерности и
принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного
влияния на учащихся; изучает закономерности учебно-познавательной
деятельности обучающихся и пути ее активизации в процессе обучения; изучает
закономерности учебно-познавательной деятельности обучающихся и пути ее
активизации в процессе обучения; разрабатывает систему общепедагогических
методов обучения и условия их наиболее эффективного применения; важной
проблемой дидактики является разработка и совершенствование организационных
форм учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.
2.Основные дидактические концепции
Дидактика как наука описывается взаимодействующими понятиями.
- смысл; цели; принципы; закономерности обучения; содержание; технология;
формы; методы; средства; системы контроля. Связь строится на основе
философских методологических психологических оснований. Так обеспечивается
достижение смысловых целей. Сущность. Смысл образования – цели (содержание,
образовательные технологии и формы, средства, результаты)
Существует 3 вида дидактических систем: 1) Традиционная (ведущая роль
принадлежит учителю) 2) Педоцентрическая (внимание концентрируется на
деятельности ученика) 3) Современная (совместная деятельность учителя и
учащихся) 4) Самообучения (педагог занимается процессом образования
механизма самообучения)
3. Процесс обучения, как целосиная система ПО - целенаправленное
последовательное дидактически сложное взаимодействие преподавателя и
учащихся в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего
развития учащихся (развитие познавательных сил и способностей, сознательное
прочное усвоение знаний, умений, навыков; овладение элементами культуры
умственного и физич. Труда; формирование у учащегося основ мировоззрения и
морали общественного поведения) представляет собой сложную динамическую
систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная
деятельность учителя (преподавание) и ученика (учение). В этой системе под
руководством учителя происходит овладение учеником основами наук, способами
деятельности, его развитие. Каждый из субъектов (учитель и ученик) имеет
свои функции в этой взаимосвязанной деятельности. Задача учителя состоит
нее только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения
знаний и способов деятельности. Задача ученика – овладеть системой знаний,
способами их получения, переработки, хранения и применения, воспитывая в
себе необходимые качества личности. Решение указанных задач учителем и
учеником протекает во времени и осуществляется в соответствии с этапами
учебного познания. Процесс обучения всегда начинается с постановки учителем
учебно-познавательной цели и организации ее принятия учеником. Затем
учитель организует учащихся на деятельность по восприятию и осмысливанию
учебной информации. На следующем этапе учитель организует закрепление
воспринятой информации и на этой основе ее более глубокое осмысливание и
запоминание. И наконец, непременным этапом обучения является проверка
знаний ученика с целью получения учителем информации об уровне их усвоения.
В процессе обучения усваиваются знания, формируются умения и навыки,
определенное мировоззрение, культура, мораль. При таком подходе определения
процесса обучения характеризует преимущественно его внешние стороны.
Следует выделить существенные признаки процесса обучения, их по крайней
мере четыре.
1. Процесс обучения заключается в познавательной деятельности ученика. При
усвоении любого материала в его голове совершается процесс познания.
Обучение теряет всякий смысл, его не существует, если отсутствует
познавательная активность ученика.
Обучение как процесс познания учеником окружающего мира – первый
существенный признак рассматриваемого понятия. С точки зрения формальной
логики этот признак является ближайшим родом в определении понятия. Об
этом признаке говорится при анализе различных сторон обучения, но как
специфический признак, требующий специального научного анализа, он не
выделен. Вместо того, чтобы анализировать обучение с точки зрения того
общего, что характерно для процесса познания вообще, отыскиваются различия
в обучении и познании, различия в деятельности ученика и ученого. В учебной
деятельности и научном познании есть не только различия, но и сходства.
Эти виды познавательной деятельности подчиняются общим закономерностям, а
потому имеют сходство в структуре, методах, приемах размышления и
т.д.Указанный родовой признак понятия «процесс обучения» требует анализа
познавательной деятельности ученика с точки зрения того общего, что присуще
процессу познания, совершающемуся в любых видах и формах человеческой
деятельности. Если процесс познания диалектически сложен и противоречив,
таков будет и процесс обучения.
2. Из соотношения вида и рода ясно, что не всякая познавательная
деятельность человека имеет отношение к процессу обучения. 3. Учебная
деятельность необходима для реализации особой задачи, которая не может быть
выполнена в других видах познания.
Задача эта состоит в том, чтобы ускорить процесс познания окружающего мира
в индивидуальном развитии человека. 4. Почему необходимо ускоренное
индивидуальное познание? Какую цель преследует это ускорение? Иначе говоря,
какая задача в отражении действительности невыполнима, если не ускорить
индивидуальную познавательную деятельность человека, полагаясь на
складывающийся под влиянием различных факторов естественный ход сознания?
4.Функции обучения. Исходя из общей цели школы, процесс обучения призван
осуществлять четыре функции – образовательную, воспитательную, развивающую
и побуждающую.
Образовательная. В понятие образование часто включают усвоение не только
фактических и теоретических знаний, специальных умений, но формирование
общеучебных умений и навыков. Образовательная функция прежде всего
предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и
общеучебных умений навыков. Научные знания включают в себя понятия, факты,
законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения
и навыки включают в себя специфические только для соответствующего
учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки.
Воспитательная. Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и
воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные,
трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, способы
соответствующего поведения и деятельности в обществе, т.е. совокупность
качеств личности. Она осуществляется посредством специальной организации
общения учителя с обучаемым. Развивающая. Обучение и воспитание развивают
личность. Обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если
имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды
деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную,
интеллектуальную, волевую, эмоциональную и др. Развивающее обучение
предполагает, что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных
умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию школьников.
Все три функции нельзя представить как параллельно осуществимые ,
неперекрещивающиеся линии в потоке влияния учебного процесса. Се они
находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой,
являясь ее причиной, другая является ее следствием.
5. Сущностная характеристика преподавания, как деятельности деятельность -
это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых
является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность –
объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики,
частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической
деятельности можно определить как отрасль психологического знания,
изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель
воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через
институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он
осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в
зависимости от конкретных условий.Содержание и психология педагогической
деятельности определяется социальными факторами - местом и функциями
учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-
психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей
по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и
установками в сфере его педагогической деятельности. Выделяют три
компонента педагогической деятельности: конструктивный; организаторский;
коммуникативный. Конструктивный компонент. В работе учителя большое место
принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору
учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками,
различными методическими разработками и его переработка для изложения
учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока.
Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также
неотъемлемая часть конструктивной деятельности. Организаторский компонент.
Важное место в структуре педагогической деятельности занимает
организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной.
Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с
его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс.
Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание
отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно
отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и
организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в
процессе обучения. Коммуникативная сторона педагогической деятельности
проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального
подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также
определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности
школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на
них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует
терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные
компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной
отклонений в результатах обучения.
А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические
функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение
материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием
личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее
мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности
учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий
поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт
и постоянно совершенствовать свое мастерство).
6. Учение как познавательная деятельность школьника. В основе
характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода. Учение
– это система познавательных действий учащихся, направленных на решение
учебно-воспитательных задач. Для человека характерна предметная
деятельность и вместе с тем внутренняя психическая деятельность,
осуществляемая с помощью словесных, цифровых и др. знаков. Для каждого
возрастного периода имеется свой, наиболее характерный ведущий вид
деятельности: в дошкольном – игра, в младшем школьном – учение, в среднем
школьном – учебная, трудовая, художественная и др. В старшем школьном
возрасте ведущей становиться другая особая форма учебной деятельности,
которая носит уже окрашенный самостоятельными нравственными суждениями
оценками характер. Подчеркивая ведущую роль деятельности в развитии
личности считаю и общение видом деятельности.
7. Деятельность учителя и ученика в видах обучения. В зависимости от
характера организации процесса преподавания и усвоения знаний, от специфики
построения содержания учебного материала можно выделить несколько основных
видов обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное,
программированное, машинное и др.
7(15). Типы обучения: объяснительно-иллюстративное. Учитель: информирует
учеников о новых элементах знаний и умений, используя разные средства
наглядности, объясняет наиболее важные моменты, организует осмысливание
учебной информации, организует обобщение знаний, организует применение
знаний путем постановки практических задач, организации выполнения
упражнений, трудовых заданий. Ученик: воспринимает учебную информацию,
усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное
понимание материала, углубляет понимание учебного материала, обобщает
усвоенный материал, применяет изученное в ходе выполнения упражнений,
трудовых заданий. Укрепляет материал.
Проблемное. Учитель: ставит перед учеником проблемную задачу в виде
вопроса, опыта, организует размышления учеников над поставленной задачей,
предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи, при
ошибочном варианте предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или
конкретизирует ее, ставит вопросы в целях закрепления новых знаний,
предлагает упражнения по применению знаний на практике. Ученик:
воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные решения, высказывает
возможные варианты ее решения, доказывает рациональность одного из
вариантов решения задачи, делает выводы и обобщения, ищет верное решение
при ошибке, закрепляет полученные знания путем повторения выводов,
самоконтроля, выполняет упражнения для закрепления.
Программированное. Учитель: сообщает, объясняет дозу материала, ставит
контрольный вопрос, если ответ правильный, то сообщается вторая доза
материала. После всего изученного материала дает задания на закрепление, на
применение изученного. Ученик: воспринимает, осмысливает содержание и суть
первичного материала, отвечает на вопросы, выполняет задания на
закрепления, применение изученного.
9. Двусторонний характер обучения. Обучение является разновидностью
человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно
обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного
или коллектива), протекающее в определенных условиях. Процесс обучения
состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения
(деятельность преподавателя и деятельность ученика или коллектива
учеников). Обучение не возможно без одновременной деятельности
преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы
активно не стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной
деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал
мотивацию и не обеспечил организацию такой деятельности, то процесс
обучения фактически не протекает. Взаимодействие учителя и ученика может
протекать как опосредованно, так и в непосредственной форме. При
непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно
реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые
выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Процесс учения
может протекать и без преподавателя в данный момент времени, когда ученики
самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают
творческие задачи без задай и инструкций учителя.

11. Связь обучения и развития Связь обучения и развития человека - одна из
центральных проблем, например, педагогической психологии. При ее
рассмотрении важно отметить, что:

а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное
движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные
интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в
самом человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев);

б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента
прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности,
характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются:
необратимость; прогресс/регресс; неравномерность; сохранение предыдущего в
новом; единство изменения и сохранения. Существуют разные точки зрения на
решение этого вопроса: Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие
(У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения
(учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой, обучение -
это только внешние условия созревания, развития. Развитие создает
возможности - обучение их реализует, или, другими словами, обучение идет в
хвосте развития. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью
проходит через известные фазы и стадии. Другими словами, развитие есть
постепенное становление сущностных сил ребенка, реализация генетического
фонда, всей психосоматической сферы под воздействием питания,
взаимодействия организма с эколого-природной и социумной средой, а также
воспитания, образования и обучения.
15. Проблемное обучение. Рассматривается сейчас в качестве одного из
наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие
умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого
мышления. Это обучение, в процессе которого обучаемый вовлекается в
разрешение проблем. Целями проблемного обучения является развитие качеств
творческой личности. При проблем обучении преподаватель не сообщает знаний
в готов виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его,
пробуждает у него желание найти средства для ее разрешения. В поисках этих
средств и путей ученик приобретает новые качества, знания. При проблем
обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения – учащиеся
сами с интересом ищут пути недостающих знаний, испытывая удовлетворения от
преодоления сложностей и самостоятельно найденного решения. Проблемное
обучение способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности,
развитию творческого мышления, способствует развитию познавательной
активности, осознанности знаний, аналитическое мышление, логическое
мышление.
16. Движущие силы, противоречия, логика обучения.
Обучение – это познание. Процесс познания не сводится к заучиванию готовых
знаний. Человек начинает мыслить только тогда, когда сталкивается с
трудностями, преодоление которых ведет к познанию. Противоречия между
личным опытом ученика и предлагаемыми научными знаниями, между
необходимостью и возможностью решать познавательные задачи составляют
основу познавательного процесса. Поэтому процесс обучения понимается как
противоречивый, как процесс постоянного движения от незнания к знанию, от
известному к неизвестному, от знакомого к совершенно новому. Противоречия в
обучении носят объективный характер и определяют его диалектику и развитие.
Только в таком случае ученик, напрягая свои интеллектуальные и волевые
силы, активно ищет выход из создавшегося противоречия. А учитель
внимательно следит за развитием интересов и фондом знаний учащихся, чтобы
ставить им посильные для понимания и разрешения проблемы. Движущей силой
такого обучения являются противоречия. Продвижение через цепь противоречий
обеспечивает самодвижение учеников в учебном процессе.
Принято подразделять противоречия на внутренние и внешние. Внешнее
противоречие характеризует рассогласование между требованием общества и
возможностями процесса обучения в данных условиях выполнить эти требования.
Содержанием внутреннего противоречия, которое является движущей силой
обучения, является противоречие между постоянно усложняющимися
познавательными задачами, которые выдвигает учитель и возможностями
ученика. Это противоречие является основным, т. к. оно неисчерпаемо на
протяжении всего процесса обучения. На основе решения противоречий и
умелого подбора учителем средств обучения осуществляется развитие учащихся,
их познавательных возможностей. Противоречия возникают сразу, как только
складывается процесс обучения. Однако не всякое противоречие выступает
движущей силой познания.
Внешние и внутренние противоречия – это необходимое и достаточное условие
процесса познания, т. к. внешнее противоречие служит источником внутренних
противоречий.
18.Принципы обучения — это исходные положения, определяющие деятельность
педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Принципы обучения
выражают определенные закономерности обучения.
Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность
обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности
ребенка.
Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все
стороны деятельности учителя и познавательной деятельности детей.
Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными.
Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Отсюда
необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного
положения, определяющего связь обучения с наукой.
Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя
усваивать хаотично, в беспорядке. Эту сторону обучения отражает принцип
систематичности. Иногда его называют принципом систематичности и
последовательно обучения, понимая под последовательностью расположение
материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для
усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности учебного материала.
Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются
необходимыми компонентами всякого обучения. Эта сторона учебного процесса
привела к обоснованию принципа наглядности.
Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая
познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается.
Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.
Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое
общее развитие. Принцип прочности обучения раскрывает эту сторону развития
детей.
Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в
практической деятельности учителей. Эта особенность педагогического
процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детей.
Известный педагог и психолог Л. В. Занков предложил применительно к
начальному этапу усвоения детьми учебного материала четыре принципа:
высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп
усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы
представляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названных выше
принципов.
19. Содержание образования – это накопленный социальный опыт, который
передается из поколения в поколение. В зоне внимания находится деятельность
ученика, его внутренние образовательные приращения и развитие. По
Харламову: С.О. система научных знаний, практических умений и навыков, а
также мировоззренческих нравственно-эстетических идей, которыми надо
овладеть учащемуся в процессе обучения.
Уровни С.О. – СО в целом, СО соотносительно ступеням обучения (начальная
школа, основная, полная), СО по циклам учебных курсов, отдельные учебные
дисциплины внутри курса.
21. Основные теории содержания образования.
Опыт, накопленный человечеством и отраженный в духовной культуре общества,
огромен. И никакая школа не в состоянии передать его в полном объеме
подрастающему поколению. Из этого запаса

Новинки рефератов ::

Реферат: Правовые и этические регуляторы в журналистике (Журналистика)


Реферат: Разработка технологического процесса ЕО автомобиля ГАЗ-53 (Транспорт)


Реферат: Билеты по религиоведению (Религия)


Реферат: Роль личности в развитии общества (Социология)


Реферат: Русский рок (Музыка)


Реферат: Отечественная история (Контрольная) (История)


Реферат: Теория и гипотеза (Логика)


Реферат: Происхождение жизни на земле (Естествознание)


Реферат: Сословно-представительная монархия во Франции (История)


Реферат: Анализ финансовой деятельности предприятия ЗАО "Ртищевские продукты" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Топография карт (География)


Реферат: Индуизм - религия самого долгого пути (Религия)


Реферат: Контрольная работа по КСЕ (конспект) (Естествознание)


Реферат: Аудит кредитов и займов 2002 год (Бухгалтерский учет)


Реферат: Формы реализации права (Теория государства и права)


Реферат: Авторское право (Право)


Реферат: Русификатор (Компьютеры)


Реферат: Свойства некоторых веществ в свете теории электролитической диссоциации (Химия)


Реферат: Составление производственной программы (Предпринимательство)


Реферат: Толкотт Парсонс и его теория (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист