GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Ислам в России: Традиции и перспективы (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ислам в России: Традиции и перспективы (Культурология)



Доклад
по предмету:
Культурология.
Тема:
Ислам в России традиции и перспективы.


Докладчик: Воронюк С.С.
ВоГТУ
группа ЭГУ-11

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя
Богу") является одной из наиболее распространенных религий
мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и
объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане
составляют большинство население, а в 29 странах последователи
ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах
ислам признан государственной или официальной религией. Среди
них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская
Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в
Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.
Введение.
Ислам - вторая во значению и массовости после христианства религия в
России. Знакомство предков нынешних россиян с исламским вероучением
началось в VIII в. Как и во многих других уголках мира, этому способствовал
стремительный и успешный ход арабских завоеваний. К началу VIII в. северные
границы завоеванной арабами территории проходили проходили по Главному
Кавказскому хребту до Дербента; в Средней Азии были подчинены Мавераннахр,
Хорезм и Фергана.
В 737 г. более чем 120-тысячное арабское войско во главе с полководцем
Мерваном продвинулось до границы прикаспийских степей, где в низовьях Волги
жили хазары- подданные Хазарского каганата (одного из наиболее
могущественных государств Восточной Европы). Процесс исламизации
тюркоязычных племен Нижнего, а затем и Среднего Поволжья завершился в 922
г. когда ислам был провозглашен официальной религией волжских булгар-
населения Волжской Булгарии, государства с центром в городе Булгар (ныне
территория республики Татарстан)
Арабский летописец Х в. Ибн Фадлан, описывая путешествие посольства
багдадского халифа Джафара аль-Муктадира (908-932 гг.) на Волгу, отмечает ,
что еще до прибытия послов в Булгарию там уже существовала мусульманская
община численностью до 5 тыс человек и несколько мечетей. Другой арабский
автор, Абу Али Ахмед ибн Омар ибн Даста, в своем сочинении "Известия о
хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и русах", опирающемся на сведения 903-
912 гг. Отмечает: Царь булгар, Алмуш по имени, исповедует ислам... Большая
часть булгар исповедует ислам, и есть в их селениях мечети и начальные
училища с муэдзинами и имамами". Однако, согласно мусульманской
традиционной историографии, официальной датой принятия ислама подданными
булгарского царя Алмуша, получившего после обращения в новую веру имя
Джафар ибн Абдалла, считается 17 мухаррама 310г. по хиджре, т.е 17 мая 922
г.
Период с VIII по Х в. Можно рассматривать как начальный этап
исламизации населения Волжской Булгарии и одновременно образованием в
тюркском Поволжье североевразийского форпоста средневековой мусульманской
цивилизации. Распространяются популярные на Востоке научно-философские и
литературно-художественные идеи, на основе арабской письменности
складывается система обучения и образования, нравственные основы общинной
жизни приводятся в соответствии с моральными нормами и требованиями Корана.
Возникает и особая прослойка булгарской знати из числа образованных -
факихи и улемы, которым принадлежала роль религиозных просветителей и
наставников. Они же способствовали дальнейшей исламизации сопредельных с
Волжской Булгарией языческих племен.
Из русских летописей известно, что в 986 г. великому князю киевскому
Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принять исламское
вероучение. Отвечая на вопрос Владимира, в чем особенность их веры, послы
разъяснили, что им как мусульманам возбраняется употреблять в пищу свинину,
пить вино, а также необходимо проходить обряд обрезания... По утверждению
летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему не
подходят, а относительно вина выразился так:"Руси есть веселие пити, не
можем без того быти"
Какими бы небыли истинные причины отклонения ислама и выбора
Владимиром через два года христианства в качестве религии Киевской руси,
именно эти родственные по общим монотеистическим корням религиозно-
философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российской
государственности, а их тесное взаимодействие на протяжении многих столетий
стало одним из главных факторов российской истории.
В последующие столетия, вплоть до завоевания Волжской Булгарии
монгольской армией, предки современных казанских татар полностью становятся
составной частью многоликой, говорящей на разных языках и наречиях
средневековой мусульманской общины. Волжскую Булгарию прямо называют
мусульманским государством такие известные ученые и путешественники XI-XII
вв., как Бируни из Средней Азии, аль-Гарнати из Испании, современник ибн
Фадлана арабский историк аль-Балхи. В это время благодаря деятельности
местных религиозных авторитетов и знатоков книжного знания (например,
жившего в середине X в. Историка Иакуба ибн Нугмани, написавшего "Историю
Булгарии") здесь формируются такие крупные центры мусульманской ученности
Поволжья, как Булгар, Сувар, Биляр, а познее Казань. В них получают
распростарнение и находят своих почитателей воззрения крупных арабских
философов и ученых -Мансура ал-Халладжа (IX в.), Ибн Сины (XI в.), аш-
Шахрастани (XII в.) Начиная с XIII в духовную атмосферу этих центров наряду
с уже признанными в булгарском обществе суннитского ислама стали определять
и весьма популярные среди городского населения суфийские идеи ученого
аскета из Бухары - Баха ад-дина Накшабанда (1318-1389). Накшабанд известен
как проповедник аскетической идеи канагат - умения при всех жизненных
обстоятельствах довольствоваться самым необходимым. Суфийское братство
накшбандийа, существовавшее в Среднем Поволжье и Сибири в XIV-XV вв.,
явилось одним из главных форм бытования ислама.
С середины XIII до середины XV в. в период существования крупнейшего
средневекового государства Евразии - Золотой орды, исламское вероучение,
заметно расширяя свои позиции, становится идейной основой не только для
булгарского общества, но и для других тюркских и тюркизированных народов
Восточной Европы и Западной Сибири (кипчако, огузов, остатков хазар и др.).
Господствующее положение ислама как официальной религии
золотоордынских правителей не означало, однако, тотальной исламизации
представителей других религий. В период правления самого могущественного
ордынского хана Узбека (1312-1342 гг.) и его преемников приверженцы
христианских конфессий - православия и католичества - имели гарантированное
право не только исповедовать, но и активно распространять свои вероучения,
в том числе и среди ханского окружения. Более того, любое оскорбление
религиозных чувств не мусульман каралось смертной казнью, а христианское
духовенство было освобождено от всех видов дани. О духе веротерпимости
золотоордынских правителей говорит и такой показательный факт, как открытие
еще в 1261 г. в столице Золотой Орды Сарае подчиненной митрополиту
Киевскому православной епархии.
На протяжении долгого времени Русь существовала в качестве улуса
Золотой Орды- подотчетного территориально-административного образования,
что в определенной степени способствовало с исламом других народов, живших
в Москве и близ нее (так , например в одной летописи о мусульманах Нижнего
Новгорода впервые упоминается в 1365-1366 гг.) По мнению известного
русского историка Н.М. Карамзина, Москва "обязана своим величием ханам".
Русские давно знали об арабо-исламском мире. Однако подлинное знакомство с
исламом, оставившее заметный след в истории Московской Руси, произошло в
1406 г. Именно тогда своевременная помощь татарского хана Шадибека и его
войска позволила московскому князю Василию I отбить нападение литовских
завоевателей. С этого времени и особенно со второй половины XV в. в Москве,
а также в Кашире, Серпухове, Коломне, Звенигороде, Юрьеве-Польском и других
городах начинали возникать поселения, жизнь в которых регламентировалась
согласно мусульманскому укладу и традиционным предписаниям этого
вероучения.
Одной из главных характеристик "татарского" периода Российской истории
можно справедливо считать мирное сосуществование различных конфессий,
основанное на взаимном уважении и широкой веротерпимости.
Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за этим
завоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Сибири
мусульманской ойкумены - Астраханского, Сибирского, Касимского и, наконец,
Крымского ханств - стали поворотным в истории народов этого огромного
региона. Прцесс централизации Руси вокруг Москвы, начатый еще "собирателем
земли Русской" Иваном Калитой, во второй половине XV в. завершается
образованием Московского государства .Его официальной идеологией стала
опирающаяся на антично-византийское наследие православно=церковная
доктрина. Вскоре после этого началась ликвидация всех форм мусульманской
государственности (включая и религию), которая сопровождалась внедрением в
христианскую среду идей борьбы с инаковерием. Например, в богословских
трактатах писателя-публициста первой половины XVI в. Максима Грека
содержалась изобилующая нападками и искажениями полемика с исламским
вероучением.
С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси к
исламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 в котором
нетерпимость к магометанству приобретает характер государственной
политической установки. В Петровскую эпоху политика гонений в отношении
ислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения,
уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам
практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов,
некогда его исповедавших. Религиозные преследования заставляли мусульман
искать спасения в бескрайних сибирских просторах, где они на освоенных
земля сохранить свою веру, либо переселяться по ближе к единоверцам - в
Среднюю Азию (Бухару, Самарканд и Хиву) , на Северный Кавказ, в Крым и
Малую Азию.
Через "окно, прорубленное Петром I в Европу", Россия кроме всего
прочего, впервые ознакомилась с Кораном. По приказу Петра I в 1716 г. в
Петербурге был напечатан первый перевод Петром Посниковым с французского
перевода дипломата и востоковеда Андре де Рие, французского консула в
Египте и Константинополе.
Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие
приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к
"инородцам" магометанам. Первым, глубоко символичным шагом,
свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского мусульманства,
стало строительство новой мечети в Казани. В 1784 г. восстановили в правах
татарских вельмож - мурз и беков, затем всем татарским купцам, торговавшим
с Туркестаном, Персией и др странами Востока, были представлены необходимые
для ведения коммерческих дел полномочия. Императорским указом от 22
сентября 1788 г. было учреждено Магометанское духовное собрание в
Оренбурге, аналогичное по своим функциям Синоду (в 1878 г. оно было
преобразовано в Духовное Управление по заведованию лицами мусульманской
веры). В Крыму в 1794 г. духовным главой мусульманской общины был
официально признан муфтий Бахчисарая. Фактически эти шаги означали
признание религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства Российской
Империи.


Ислам и современность.
Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страны
как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины
широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии на все
сферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиозной
системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых,
"мусульманское возрождение", резкое усиление роли ислама в экономической,
политической. Духовной жизни восточных народов объясняется следующими
причинами:
1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже
других религиозных систем и в отличии от них не исчерпала своих
возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в
современном мире.
2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама,
по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том , что он
выстоял, не сдал своих позиций, не смотря на длительный период колонизации
восточных стран. Его гибкость связывается ими и с отсутствием
централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и
современному решению назревших проблем.
3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают
широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это
не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и
семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения.
Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ
жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама проявляется в его
догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность
мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально
учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д.
По их мнению, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее
время в Африке и других местах.
5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому
господству. Именно такими свойствами мусульманской религии западные авторы
пытаются объяснить борьбу восточных народов за свое национальное
освобождение.
6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов эта
идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле
и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об
исключительности мусульман как избранного народа и об особом положении
ислама сравнительно с других религиями.
7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность по мнению
западных исламоведов, - это полное выражение мусульманской религии в
личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Это люди,
сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму" . Поэтому
мусульмане независимо от страны, в которой они живут, тянутся друг к другу
как братья по вере. Отсюда различные панисламские концепции,
пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.
Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует учитывать, что
обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними
принципиально новые проблемы, связанные с выбором путей социально-
экономического и политического развития. В исламском мире появились
многочисленные концепции так называемого "третьего пути". Апеллируя к
традиции и практике раннеисламской государственности, общественные деятели
светской и не исламской ориентации выдвигают тезис об "исламском пути"
развития как единственно приемлемом для стран распространения третьей
мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции
"исламского государства", "исламской экономики", "исламского социализма" и
т.д. которые в целом представляют собой модернизацию политических и
социально-экономических доктрин классического ислама с учетом специфики
конкретных стран.

Демократия и судьбы Ислама в России.
Положительные изменения в жизни мусульманских организаций, непосредственно
связанных с демократией:
1. Многократно увеличилось число мечетей. Сегодня практически во всех
населенных пунктах, где проживают мусульмане, действуют религиозные
объединения. Действуют открыто, во многих случаях пользуясь поддержкой
местных органов власти.
2. Религиозные деятели получили возможность свободно выступать с
проповедями, вести пропаганду учения своей религии. Содержание их
проповедей никем не контролируется, предварительно не рассматривается.
3. Религиозные организации, родители получили свободно воспитывать
подрастающее поколение в духе ислама, обучать детей основам религии. С этой
целью при многих мечетях организованы медресе, в которых обучаются многие
десятки тысяч детей и подростков.
4. Мусульманские организации получили возможность готовить кадры служителей
ислама. Давайте не будем забывать, что за последние 60 лет существования
Советской власти на территории России не действовало ни одно мусульманское
духовное учебное заведение. Сейчас имеется несколько учебных заведений, где
готовятся служители ислама. Мусульмане России получили и другую
возможность: высоко образованных служителей ислама готовить в
мусульманских странах, где никогда не прекращалась деятельность религиозных
учебных центров, постоянно развивалась богословская мысль. В настоящее
время в Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Марокко, Турции, Пакистане,
Малайзии и других странах обучается более 800 юношей
5. Немаловажное значение имеет и то, что мусульмане России, стали по-
настоящему чувствовать себя частицей мусульманского мира. Это выражается не
только в том, что они получили возможность направлять регулярно тысячи
паломников к святыням ислама - в Мекку и Медину. Дело в постоянно растущих
экономических, политических связях России с мусульманскими странами,
возможность десяткам тысяч наших мусульман посещать эти страны. Дело в
растущих научных и культурных связях на всех уровнях. И ,конечно, в связях
между религиозными организациями.
Таков краткий перечень положительных изменений, которые произошли в
жизни мусульман России за последние годы
Для повышения роли ислама в решении ряда актуальных для общества проблем,
укрепления межнационального мира и межконфессионального согласия в стране
необходимо совершенствовать отношения мусульманских организаций с органами
власти, с другими религиями, средствами массовой информации.
Начинать эту работу надо с того, чтобы общество имело правильное
соответствующее действительности представление об исламе, характере его
воздействия на умы и поведение мусульман. А пока, к великому сожалению,
немусульманская часть населения страны, как правило имеет об исламе
искаженные представления. К сожалению, и это является плохой, но традицией
России. Как писал один из виднейших мусульманских реформаторов прошлого
века Исмаил Гаспринский, в отношении русского мусульманства русское
правительство не держалось какого-либо намеченного принципа и пути, а
действовало так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и в
данном месте. А данное время и данное место оказывались в основном связаны
с завоеванием территорий, населенных мусульманами, борьбой последних за
свою независимость, восстаниями, вызванными во многих случаях неправильными
действиями царских властей по отношению к исламу и образу жизни его
последователей. Немалое значение в формировании негативного отношения к
исламу имели и геополитические интересы России, прежде всего ее длительное
противостояние с мусульманской Турцией.
Если внимательно присмотреться к современной действительности, то
увидим нечто схожее с прошлым: на отношение к исламу, в основном
негативное, чувствуется явное влияние событий в Афганистане, Югославии,
Алжире, Таджикистане и в других районах. И, конечно же, в Чечне.
Выход из ситуации видится в одном - Россия должна иметь всесторонне
обоснованную, учитывающую все реалии современной действительности политику
по отношению к исламу и мусульманским организациям, политику, основу
которой должны составить объективная оценка ислама, учет интересов и
настроений мусульман, установления межнационального и межконфессионального
мира и согласия в обществе. Причем совет муфтиев России готов принять самое
активное участие в разработке в реализации такой политики.
Ислам займет подобающее ему место в жизни общества лишь тогда, когда
по достоинству будут оценены его духовно-нравственный потенциал,
возможности благотворного воздействия на умы не только мусульман, но и
общества в целом. А потенциал этот огромен. И, что очень важно, в полной
мере соответствует потребностям российского общества. Наше общество, как
всем хорошо известно, страдает от бездуховности, засилья насилия и
преступности, и многих других человеческих пороков.
Оставляет желать много лучшего отношение людей к труду, к родным
местам, мера их ответственности за судьбы стариков и детей. Не миновали эти
недуги и мусульман. Однако, по сравнению с последователями других религий,
мусульман в меньшей степени коснулись разрушительные силы. Среди мусульман
значительно меньше (на душу населения) алкоголиков и наркоманов, а многим
мусульманским народам вообще чужды женский алкоголизм и наркомания. У
мусульман, практически нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей,
очень мало детей состоящих на учете в детской комнате милиции. Меньше,
наконец, больных венерическими болезнями, в том числе и СПИДом. Вы нигде не
встретите заброшенные мусульманские селения, заколоченные дома, незасеянные
земли.
Статистические данные свидетельствуют и о другом: среди мусульман в
целом значительно ниже преступность, особенно на бытовой почве и на почве
алкоголизма. О нравственной устойчивости последователей ислама
свидетельствует и то, что среди них намного меньше, если не исключительно
редки, случаев самоубийств.
Сегодня целесообразнее, на мой взгляд, поставить вопрос: почему
ислам, обладающий колоссальным духовно-нравственным потенциалом, который
доказывался и доказывается на протяжении почти 14 веков, остается
невостребованным. К великому сожалению, ислам в общественном мнении
предстает консервативной, чуждой нововведениям религией, воспитывающей
враждебность к последователям других религий. Религией которая является
первопричиной войн и межнациональных конфликтов, бандитизма и экстремизма.
Общество, которое, неверно оценивает религию почти двадцати миллионов своих
сограждан, обречено на неустойчивость, бесконечные раздоры и
противостояние. А государство, которое не может покончить с этим, может ли
называться демократическим, считать себя цивилизованным? Всем, кто имеет
дело с исламом и мусульманами, надо помнить вот о чем мусульманами много
веков тому назад стали не татары и башкиры, не современные народы Северного
Кавказа, а их предки объединенные в роды и племена. Именно принятие ислама,
вера в общего для всех Аллаха объединило их и привело к формированию
народов, которые сегодня известны нам. Этот факт многое разъясняет в
прошлых и настоящих событиях из истории. Ислам стал этнообразующим
фактором, превратился в основу менталитета нации, его сознания и поведения,
образа жизни. Уже в зародыше он оказал влияние на становление национальной
культуры. Надо ли после этого удивляться, что личные и межнациональные
интересы воспринимались через ислам, что любое общественное движение, очень
далекое от ислама, не преследующее религиозные цели, принимало очень часто
и принимает сегодня религиозный характер. И еще: любое неосторожное слово,
сказанное об исламе, воспринимается как оскорбление национального,
национальных чувств и традиций. Без учета сказанного трудно понять
мусульманина, правильно оценить события происходящие в их жизни.

Равноправие, диалог религий - важный фактор устойчивого развития России.

Религия обладает силой, способной внести покой в душу каждого
человека, гармонизировать отношения между людьми разных вероисповеданий и
разных национальностей. Тем самым она может придавать устойчивость,
стабильность обществу в целом и его дальнейшему развитию. Религия может
быть также дестабилизирующим фактором если не установлен
межконфессиональное взаимодействие, взаимопонимание и веротерпимость
(пример Ирландия, Ближний Восток).
Усиление роли религии в жизни российского общества идет параллельно с
ростом явлений, которые подрывают устои государства, ведут его к
дестабилизации. По данным авторитетных научных учреждений, у современной
молодежи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователям
других религий, другим народам. Среди 16-25 летних- доля отрицательно
относящихся к исламу и католицизму в 2-2.5 раза больше, чем у старших
поколений. В конце 1994 года в Санкт-Петербурге свыше 70% молодежи выразила
неприязнь к какой-либо национальности. Для многонациональной и
поликонфессиональной России тревожен и другой симптом, проявившийся в
выборе одной из двух позиций: "Россия- государство русских" или "Россия -
государство всех народов, живущих на ее территории". Из числа молодежи
первую позицию выбрали около 40%, в то время как из пожилых лишь каждый
десятый.
Таким образом, ожидания общества, связанные с возрождением религии и
ее ценностей, не оправдываются. Причин тому немало и их анализ дело больших
групп ученых и религиозных деятелей. Я же полагаясь на собственный опыт и
опубликованные материалы, намерен сосредоточить внимание на проблемах,
решение которых, на мой взгляд, может повысить роль религии и религиозных
организаций в устойчивом развитии общества.
Сто с лишним больших и малых народов, относящихся ко множеству
религиозных направлений, проживают в России. Поэтому устойчивое развитие
страны во много зависит от того, насколько общество глубоко и всесторонне
будет учитывать такой немаловажный фактор, сумеет обеспечить равенство всех
религий и религиозных организаций. Данный фактор приобретает особое
значение в связи с резким возрастанием национального и религиозного
сознания.
Как представляется, характер воздействия религии на состояние и
развитие общества во многом зависит от отношений, складывающихся между
верующими разных вероисповеданий, их религиозными организациями. Особое
значение будут иметь отношения между православными и мусульманами, Русской
Православной Церковью и Духовным управлением мусульман. Подчеркну лишь
аспекты, указывающие на исключительную важность этих отношений.
Почти сорок наций и народностей России, исповедующие ислам, являются
не пришельцами в России, а живут на своей исторической родине, там, где
покоится прах их предков. Ислам является неотъемлемой частью их мышления и
образа жизни, основой национальной культуры. Ислам пришел впервые на
Северный Кавказ во второй половине VII в. Татары стали мусульманами в
начале Х в. Когда в Сибирь пришли русские войска, то сибирские татары-
аборигены этой земли три века исповедовали ислам.
Поэтому ничего, кроме вреда, не могут принести раздающиеся в
последнее время все чаще и чаще утверждения о единственном - православном-
прошлом, настоящем и будущем России. История и культура, язык и религия
мусульманских народов достойны такого же уважения и внимания
государственных органов, как история и культура, язык и религия русских,
других народов России.
Население лишь менее чем 20 областей России состоит в основном из
русских или близких им по культуре, религии и языку украинцев и белорусов.
А все остальные территории являются многонациональными (в основном русские
+ мусульманские народы) и поликонфессиональными (православие + ислам). Так,
по данным переписи населения 1989 года, в 7 из 8 республик, коренное
население которых исповедует ислам, русскоязычное население составляет
от30% до 75% (только в Дагестане- 10%). В 20 с лишним областях, республиках
и городах России проживает от 50 тыс. до полмиллиона мусульман. В Москве,
по данным мэрии, живет 800 тысяч представителей народов, исповедующих
ислам.
Русскоязычное население составляет весьма заметную численность ныне
суверенных мусульманских государств - 4-х центрально-азиатских Казахстана и
Азербайджана. Отношение к этому населению всегда будет носить отголосок
православно-мусульманских отношений в России. Через отношение к мусульманам
и исламу будут строить свои отношения с Россией многие мусульманские страны
дальнего зарубежья.

Мусульманская умма в России - составная часть исламской цивилизации
Среди ряда многих цивилизаций ныне существующих на планете исламская
цивилизация занимает одно из видных мест. Ее вклад в развитие человечества
общеизвестен... За последние полтора тысячелетия некоторые цивилизации
"сошли с дистанции". Исламская же цивилизация не просто продолжает
существовать, но и бурно развивается. И происходит это потому, что у нее
мощное духовное основание - наша священная мусульманская религия.
Мусульмане нашей страны - а их около 20 миллионов человек - являются
составной частью этой великой исламской цивилизации.
Российская ветвь исламской цивилизации раскинулась на огромных
просторах страны - от Северного Кавказа, Москвы и Поволжья до Урала, Сибири
и Дальнего Востока. Она объединяет многие десятки народов, спаянных воедино
духовно-нравственными ценностями ислама.
Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов
- будь то татары, башкиры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и многие
другие. В сложнейших, часто весьма неблагоприятных условиях, он помог
сохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытной
национальной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальный
характер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственные
ценности стали частью народного самосознания и национальной психологии
мусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своим
корням, благодаря великой национально-охранительной роли, которую сыграл и
играет ислам. Усилия царского самодержавия и коммунистического режима,
направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народов
России не увенчались успехом.
Многие поколения российских мусульман способствовали формированию
исламской цивилизации, ее сохранению и развитию, распространению ее
достижений среди соседних народов - казахов, киргизов и других. Во многом
благодаря усилиям российских мусульман эти народы испытали на себе
цивилизаторскую роль ислама. Вместе с религиозными установками и обрядами к
ним пришли духовно-нравственные ценности, зафиксированные в священном
Коране и хадисах. Они обрели в свое время письменность на арабской графике.
У них возникла достаточно развитая для своего времени система
образования...
Аргументируя вывод о мусульманах России как составной части исламской
цивилизации мы были бы не правы, если бы на этом поставили точку. Будучи
частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не
перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок
с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий,
взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы
внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в
формирование ее социокультурного своеобразия.
Для разностороннего взаимодействия с людьми разных национальностей и
мировоззренческих ориентаций мусульмане черпали и черпают духовные
ориентиры в священном Коране. Аят 200 суры 3 "Семейство Имран" призывает
мусульман терпеть и быть терпимыми. Аят 13 суры 49 "Комнаты" призывает
последователей мусульманской религии к позитивному сотрудничеству с другими
народами и последователями других вероисповеданий. В нем говорится, что
Аллах создал людей "народами и племенами", чтобы они взаимодействовали.
Коран зовет мусульман верить во "все книги Божии", то есть и Тору, и в
Новый завет, почитать всех "посланников Божиих", то есть Авраама, и Моисея,
и Христа, дает ориентацию на взаимопонимание между мусульманами и людьми
нерелигиозными, ибо в нем сказано: "Кто хочет пусть верует, кто хочет,
пусть не верует" (Аят 28 суры 18 "Пещеры"). Иудеи и христиане названы в
Коране "людьми Писания" (Аят 115 суры 2 "Корова").
Таким образом, в Коране содержится мощный идейный потенциал, который
создает духовную основу для организации доброго сотрудничества между
народами во имя их общего благополучия. И мусульмане России четко
руководствовались и руководствуются этими священными указаниями Аллаха. В
результате, они не только дружно сотрудничали и сотрудничают с русским и
другими народами нашей страны. Они стали фактически связующим звеном между
миром ислама и миром православия. Более того. Я бы сказал, что они
способствовали формированию России как особой цивилизации. Об этом хорошо
и обстоятельно писали русские философы и историки конца XIX - начала XX
веков, особенно те из них, которых стали называть евразийцами.
Разработанные ими концепции, высказанные ими идеи сегодня вновь
актуализировались.
Вот как, например о влиянии мусульман, в частности, татар на Русь
писал один из видных евразийцев Петр Николаевич Савицкий: "Действием ли
примера, привитием ли крови правящим они дали России свойство
организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр,
достигать устойчивости; они дали ей качество - становиться могущественной"
державой. Далее он подчеркивал, что именно татары способствовали
"государственной организации России", формированию русского духовного
своеобразия, "стержень которого русское благочестие". Они "своим примером
привили ей навык могущества", писал П.Н. Савицкий.
Другой евразиец князь Николай Трубецкой отмечал, что "в таких
важнейших функциях (российского) государства, как организация финансов и
почтовых сообщений татарское влияние было решающим". Похвальное стремление
евразийцев установить все компоненты российской цивилизации и, в частности,
вклад мусульманского и тюркского начала в нее, смущало иных русских
философов. "Любовь к исламу, склонность к магометанству слишком велики у
евразийцев", - писал, например, Николай Бердяев, и заключал: "Магометане
ближе евразийскому сердцу, чем христиане Запада".
Сегодня мы не будем спорить о том, кто ближе, русскому евразийскому
сердцу. Но можем подчеркнуть, что многовековое сотрудничество мусульман,
христиан, людей других вероисповеданий на просторах нашей общей Родины,
способствовало взаимообогащению национальных культур различных народов,
формированию этнической и конфессиональной толерантности, умения ставить
общие цели и сообща добиваться их достижения, то есть тех качеств, которые
особенно нужны сейчас нашему обществу, раздираемому социальными,
национальными и политическими противоречиями.
Обращение к исторической памяти наших народов, раскрытие духовно-
нравственных источников их взаимопонимания, приумножение позитивного опыта,
накопленного прошлыми поколениями позволит российскому обществу успешнее
двигаться вперед сегодня.

Сведения об основах вероучения (Из разъяснения ДУМЦЕР)
Ислам - одна из трех мировых религий, внесшая значительный вклад в
становление и развитие человеческой цивилизации.
Ислам начал распространяться в начале VII в. в Хиджазе среди племен
Западной Аравии и еще при жизни основателя ислама - Махаммада (570 - 632)
стал заметным и влиятельным духовным движением эпохи. Исламское вероучение,
завершающее монотеистическую миссию основоположника единобожия Ибрагима
(Авраама), в концептуальном виде выражено в Коране - главном Священном
Писании мусульман, а также Сунне посланника Аллаха - своде сообщений о
земной жизни и учении Мухаммада.
Ислам - не только религия, основанная на вере в единого Бога - Творца,
но и определенный диктуемый Сунной Пророка образ жизни. Культ ислама
опирается на пять "столпов веры", которые составляют нормативную основу
жизнедеятельности каждого правоверного:
1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада (да
благословит его Аллах и приветствует).
2. Ежедневное ритуальное поклонение Аллаху посредством пятикратной
молитвы.
3. Пост раз в году в течение месяца Рамадан.
4. Добровольная очистительная милостыня (закят).
5. Паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку, совершаемое в
двенадцатый месяц - зу-ль-хиджа мусульманского календаря.
Иногда в структуру мусульманской культовой практики в качестве шестого
столпа включают джихад - "усиление" по распространению истинной веры, при
этом оговаривая его сугубо внутренний характер, направленный на искоренение
человеческих недостатков и пороков.
Согласно мусульманскому вероучению религия представляет собой
совокупность веры, исполнения религиозных предписаний, искренности и
благочестия при исполнении религиозных обязанностей.
В основе мусульманского вероучения лежит вера в Аллаха - творца и
правителя Вселенной, в его ангелов, священные писания, его посланников,
Судный день, божественное предопределение добра и зла. Все люди
оцениваются с точки зрения следования заветам Аллаха и исполнения
канонического закона ислама - шариата. В зависимости от этого они делятся
на правоверных, вероотступников и неверных. Для мусульман смысл бытия в
Аллахе. Он - начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируются
основные догматы веры:
- Вера в Аллаха. Ислам утверждает, что бог существует, Он един и
единственный, Он творец всего сущего, Он вечен, всемогущ и всезнающ, нет
нигде ничего равного или подобного Ему, нет Ему начала и конца, Он не
исчезал и не исчезает, живой и бессмертный, "не родил и не был рожден", все
Его качества вечны и непостижимы, Он совершенен и лишен любых недостатков.
- Вера в ангелов - существ иной, чем человек субстанции, созданных из
божественного света, исполнителей воли Всевышнего; они безгрешны, всегда
поклоняясь Ему. Существует несколько категорий ангелов: самые влиятельные
из них - архангел Джабраил, Азраил, Микаил и Исрафил. Общее количество
ангелов известно только Аллаху. Кроме того, каждый человек при жизни имеет
двух ангелов, которые фиксируют все его добрые и злые деяния, определяющие
его последующую жизнь - в раю или аду.
По исламу Сатана (араб. - Иблис или Шайтан) - самое знающее создание
Аллаха, которое, обуянное гордыней, не подчинилось Аллаху, и было
низвергнуто с небес, чтобы совращать людей с праведного пути. Мусульманские
молитвы часто начинаются заклинанием против него: "Прибегаю к Аллаху за
помощью против Шайтана, проклятого (пробиваемого камнями)".
- Вера в Священные Писания. Мусульмане верят, что Аллах через
посланников ниспослал людям божественные книги в виде откровений, в которых
разъяснены повеления и запреты. Ими являются 100 свитков и 4 книги: Тора
(араб. - ат-Таура) ниспослана Мусе (Моисею), Псалтырь (аз-Забур) - Дауду
(Давиду), Евангелие (аль-Инжиль) - Исе (Иисусу) и Коран - Мухаммаду. Коран
считается прямым божественным откровением, которое Аллах передавал
Мухаммаду на протяжении 23 лет.
- Вера в посланников от Аллаха. Они были посланы людям для проповедей,
разъяснений, увещеваний и предостережений. Имена 25-ти из них упомянуты в
Коране: Адам, Идрис, Нух (библейский Ной), Худ, Салих, Ибрагим (Авраам),
Лут (Лот), Исмаил, Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айюуб
(Иов), Шуайб, Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифль, Дауд (Давид),
Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Ясаа, Йунус (Иона), Закария, Яхъя
(Иоанн Креститель), Иса (Иисус) и Мухаммад.
Согласно исламским убеждениям, среди всех пророков и посланников,
которых было на земле около 125 тыс., "печатью пророков" является Мухаммад.
Шестеро пророков: Адам, Нух, Ибрагим, Муса, Иса и Мухаммад провозгласили
народу повеления Бога, новые законы, постановления и изменения в вере. В
отличие от предыдущих посланников, каждый из которых был специально послан
только к своему племени или народу, миссия Мухаммада универсальна для всего
человечества и после него не будет ни одного пророка. Для правоверного
мусульманина все предыдущие монотеистические вероучения являются лишь
последними ступенями на пути человечества к Истине, возвещенной Кораном.
Лучшими людьми после пророков считаются сподвижники Мухаммада, особенно
четыре праведных халифа - Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие
мусульманами после него.
- Вера в Судный день. В определенное богом время наступит Судный день,
на котором люди, все вместе, предстанут перед справедливым судом и каждому
воздастся за его деяния на Земле. Людям будут показаны все совершенные ими
дела, добрые и греховные, после взвешивания их на специальных весах и
совершения суда, каждый пойдет по тончайшему и острейшему мосту, через ад -
в рай.
- Вера в предопределение. Оно означает, что все происходящее во
Вселенной, как добро, так и зло, обусловлено волей Всевышнего, его
творением и определением. Деятельность людей осуществляется в соответствии
с их выбором, их никто не принуждает совершать то или иное деяние, но
хорошее и плохое им разъяснены, равно как и последствия того или иного
действия.
Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии,
государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу в
принципе чуждо разделение светского и религиозного. Ислам, как религия
всемирного значения духовно и исторически представлен во всех частях свет
(более 120 стран), включая Россию и сопредельные с ней регионы.

Шариат.
"Мусульманский образ жизни", "законы веры", "правильный путь"- таков
смысл понятия шариат (буквально -"глубокое знание"). Можно сказать и так:
шариат- это совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний,
которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях,
чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в
рай. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие всю
общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические,
нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и
считающихся обязательными для всех мусульман.
Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые
регулируют государственные, имущественные, семейно брачные, гражданские,
бытовые и другие взаимоотношения мусульман.
Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - запретное
(харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного формирования
шариата действия были разделены на пять категорий: фарз- действия ,
выполнения которых считалось обязательным, суннат- выполнение желательно,
мухоб - добровольные действия, маккрух - нежелательные действия, харом -
строго запрещенные виды действия.
По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на
музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и
скульптурными изображениями человека и животных, вступление в брак
иноверцем, если последний не примет ислам, и т.п. В настоящий момент многие
из этих запретов утрачивает свою силу.
По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены всего два)
является праздник "ит аль-адха" - великий праздник жертвоприношения (тюрк.
"курбан-байрам") и "ид аль-фитра"- малый праздник разговения (тюрк. "ураза-
байрам"). Отмечается также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж
(вознесение Мухаммеда на небо) и пятница день общественной молитвы. Кроме
того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама
существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и
ритуалы, а также доисламские обряды и праздники.

Джихад.
Важным понятием в вероучении ислама является джихад ("усилие")- борьба
за веру. Пророк Мухаммед в разные периоды жизни во исполнение джихада
рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они не были, а
склонять их к истинной вере "мудростью и хорошим увещеванием"; бороться с
неверными всегда и везде; но только не в священные месяцы. Столь разные
смыслы одного понятия отражают этапы становления ислама как мировой
религии. Позже появились такие понятия как "джихад сердца", подразумевавший
борьбу прежде всего с собственными несовершенствами верующего; "джихад
языка" - верующий одобрительно говорит о богоугодном и при каждом удобном
случае порицает то, что осуждает Коран; "джихад руки" , подразумевавший
наказание за преступления перед верой, и, наконец "джихад меча", под
которым понималась уже прямая вооруженная борьба с неверными, сулившая
участникам райское блаженство. Последний вид джихада называют также
"газават" (мн.ч. от газва - "набег") или "фатх"- завоевание победа. В такой
войне запрещалось убивать женщин, детей, стариков и невооруженных
священнослужителей любого вероисповедания. Воинам противника можно
оказывать пощаду (аман) без каких дальнейших обязательств (ср. С мирным
договором сулх), население и движимая собственность могут быть получены
победителем как добыча (ганима, фай)
В словах Пророка: "Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к
джихаду великому ", под "малым" джихадом понималась война с неверными, а
под "великим" - духовное самосовершенствование.
Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую
связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для
язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. "Людям Писания"
(иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплата
постоянного налога (джизии) или война.
С точки зрения исламского богословия XX века джихад- это борьба с
собственными несовершенствами для более полного принятия веры сердцем
человека и борьба с неверными (например, джихад часто упоминается
исламскими экстремистами в борьбе с Израилем; делались попытки придать
характера джихада чеченскому конфликту).





Реферат на тему: Испанское рыцарство "Песнь о Сиде"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
( УНИВЕРСИТЕТ )



Испанское рыцарство ( «Песнь о Сиде» )



курсовая работа

студента Ш курса МО

20 ак. группы

Землянского А. А.

научный руководитель

семинарских занятий

Кирсанова Н. В.



Москва,1998г.
Оглавление:



1. Введение
стр.2


2. Характеристика источника
стр.2-5


3. Исторический Сид
стр.5-6


4. Обзор литературы
стр.6-8


5. Внутренняя структура испанского рыцарства
стр.8-17


6. Вассалитет
стр.17-22


7. Власть короля
стр.22-30


8. Заключение
стр.30-32


9. Библиография
стр.33


Введение.

Почти восемь веков испанской истории связано с Реконкистой -
героической борьбой христианских народов Испании за отвоевание захваченных
арабами земель. В этот период, первоначально возникнув в горах северной
Испании, куда не докатилась волна арабского нашествия, закалившись в
беспрестанных войнах с маврами, сложились и окрепли христианские
’’государства Реконкисты’’. Неудивительно, что многие черты экономики,
культуры и социально-экономического устройства этих государств
формировались под воздействием необходимости противостояния грозному
мусульманскому соседу, испытав в то же время сильное арабское влияние.
Очевидно, что два фактора были главнейшими среди всех существенных
обстоятельств формирования социальной структуры и политической организации
христианских государств Испании и предопределили своеобразия ‘’испанского
феодализма’’.
В данной работе рассматривается лишь один из аспектов этой сложной
исторической проблемы - организация и внутренняя структура испанского
рыцарства, господствующего класса средневековой Испании. Проведение такого
исследования требует анализа правового положения рыцарства в четырех
главных ‘’ключах’’: внутренняя структура рыцарства, особенности
вассалитета, отношения рыцарства и королевской власти, семейно-классовая
структура рыцарства, - которые раскрывают все особенности социально-
правового положения этого общественного слоя. При этом более точно
определить действительный вес тех или иных правовых норм, определявших
положение рыцарей, помогает изучение их нравственно-правовых воззрений.
Исследование проводится применительно к концу Х1 века, переломного в
истории
Реконкисты: в Х1 веке христианские государства перешли в решительное
наступление на ослабленный внутренними смутами мусульманский юг
Пиренейского полуострова. К этому времени сложился и обрел ‘’черты
устойчивости’’ (В.К.Пискорский) социально-политический строй Кастильского
королевства, главенствующая роль которого в Реконкисте утвердилась также в
этот период.
Итак, задачей данной работы является исследование социально-правового
положения, структуры кастильского рыцарства и его нравственно-правовых
воззрений, а ее целью - выявление особенностей организации этого
социального слоя.

Характеристика источника.

Источниковой основой данной работы является ’’Песнь о моем Сиде’’. Сам
выбор эпического произведения как источника для изучения социально-
правового положения общественного слоя может показаться странным.
Действительно, ’’Песнь о Сиде’’ не свод законов, и рассчитывать на то, что
в ней содержаться четко зафиксированные правовые нормы и точные юридические
формулировки, не приходиться. Но дело в том, что в подобного рода
источниках можно почерпнуть массу сведений о таких сторонах истории права,
какие находят отражение далеко не во всех собственно правовых источниках.
Независимо от того, было ли право записанным или устным, литературное
произведение фиксирует его не как сочетание абстрактных, оторванных от
реальной жизни юридических понятий и положений, подобно сборникам законов,
а как некую совокупность обычаев, определявших поведение людей в
повседневных жизненных ситуациях, которые, однако, чрезвычайно
психологически достоверны, поскольку являются своеобразными ’’слепками’’ с
’’усредненной’’ действительности. Это позволяет очень точно оценить
реальное значение, которое те или иные правовые нормы имели в общественной
жизни людей.
Далее, специфика любого литературного произведения как источника по
истории социальных отношений и права состоит еще и в том, что оно может
выражать критическое отношение к некоторым реально действовавшим правовым
нормам, характеризуя их как ’’несправедливые’’. Очевидно, подобные оценки
отражают нравственно-правовые взгляды автора произведения, а через него - и
того социального слоя, выразителем идей которого он являлся, поскольку
представления о справедливости в разделенном на антогонические классы
обществе носят социально обусловленный характер. Иными словами, изучение
представлений о справедливости, содержащихся в литературном произведении,
дает возможность исследовать нравственно-правовые воззрения того
социального слоя, взгляды которого нашли отражение в этом произведении.
Итак, эпическое произведение, в принципе, содержит сведения о реально
действовавших в период его создания правовых нормах и, в тоже время,
передает морально-правовые воззрения того общественного слоя, в среде
которого оно бытовало, что позволяет использовать его для исследования
социально-правового положения этого слоя.
’’Песнь о моем Сиде’’ дошла до нас в единственном списке, сделанном в
1307 году неким Педро Аббатом. Памятник до 1755 года хранился в одном
дораицисканском монастыре близ Бургоса, где его нашел Томас Антонио Санчес,
который в 1779 году осуществил первое издание поэмы.
Сделанный Педро Аббатом список крайне неисправен - отчасти по вине
переписчика, из-за небрежности которого некоторые стихи несомненно выпали,
другие переставлены перепутаны. Кроме того, рукопись дошла до нас в
неполном виде - не хватает одного места в самом начале и еще двух в
середине. Для восполнения этих пропусков и восстановления правильного
порядка стихов исследователи пользуются текстами испанских хроников ХШ-Х1V
веков, которые дают прозаический пересказ ’’Песни о Сиде’’, иногда
настолько подробный, что в некоторых местах еще различаются остатки стихов.

На русский язык текст поэмы был переведен выдающимся советским ученым
Б.И.Ярко[1], который всякий раз опираясь на серьезные научные соображения,
внес ряд текстологических поправок, переставил стихи и т.д. Отсюда -
различия в нумерации строк поэмы в его переводе и оригинальном издании
Р.Менендеса Пидаля[2], возникшие по этой причине, что Р.Менендес Пидаль
нумерует строки манускрипта, а Б.И.Ярко - стихи поэмы.
Рукопись Педро Аббата - несомненная копия с ныне утерянного оригинала.
В связи с этим долгие споры вызывал вопрос о происхождении и времени
возникновения поэмы. В настоящее время общепринятой является точка зрения
Р.Менендеса Пидаля, считавшего, что ’’Песня...’’ была составлена около 1140
года в районе упоминающегося в поэме города Медины (современный
Мединасем), в ту пору бывшего пограничной крепостью Кастильского
королевства[3]. Что же касается проблемы происхождения поэмы и ее связи с
романсами ( песенным жанром средневековой испанской литературы ), то этот
вопрос до сих пор горячо дискутируется, являясь частью сложной и запутанной
проблемы формирования эпических произведений. Очевидно, стилистическое и
композиционное единство ’’Песни о Сиде’’ указывает на то, что она была
плодом творчества одного, притом весьма одаренного поэта-хуглара (жанр
пера), обработавшего и записавшего устные предания о Сиде, жившие в
народной среде[4].
Поэма состоит из трех частей, которым испанские ученые дали названия:
’’Изгнание Сида’’, ’’Свадьба дочери Сида’’ и ’’Оскорбление в лесу Корпес’’.
В первой части рассказывается о том, как Сид, несправедливо обвиненный в
расхищении дани, или же самим собранной с мусульманских государей, по
приказу короля покидает Кастилию. Удаляясь в изгнание вместе со своими
преданными вассалами, Сид оставляет в королевстве свою жену и двух дочерей
- Эльвиру и Соль. В землях мавров он одерживает ряд блестящих побед и
завоевывает несколько городов, в том числе - уже во второй части -
Валенсию. Между тем постепенно восстанавливаются добрые отношения Сида с
Альфонсом, к которому он три раза направлял послов с богатыми дарами и
мольбами о разрешении вернуться в Кастилию. Наконец, Альфонс мирится с
Сидом и отпускает его жену и дочерей в Валенсию. Растущая слава и богатство
Сида пробуждают зависть у его давних врагов, а двое знатных инфантов из
рода каррионскиих графов, надеясь на богатое наследство, просят короля
посватать за них дочерей Сида. Повинуясь приказу короля, Сид неохотно
соглашается на этот брак.
В третьей части поэмы рассказывается о том, как приехавшие в Валенсию
инфанты, получая от Кампеадора богатые подарки, во всех опасных ситуациях
проявляют себя жалкими трусами. Не выдержав насмешек дружинников Сида, они
решаются отомстить ему, выместив обиду на своих женах - его дочерях. Под
тем предлогом, что они хотят показать своим женам владения в Каррионе, они
отправляются из Валенсии в Кастилию. В лесу Корпес они избивают своих жен и
бросают их на съедение диким зверям. Чудом им удается спастись. Сид требует
у короля созыва кортесов, чтобы публично обвинить каррионскиих инфантов в
злодеянии и отомстить им. На заседании кортесов король и его судьи
заставляют инфантов вернуть Сиду все, что он им подарил, и назначают
судебный поединок. Неожиданно, на кортесы являются посланцы из Наварры и
Арагона, которые от имени своих королей просят Сида выдать дочерей замуж за
наследников престолов этих государств. Сид и Альфонс дают согласие на брак.
В судебном поединке бойцы Сида побеждают инфантов. Поэма заканчивается
воспеванием Сида, не только защитившего свою честь, но и породнившегося с
королями Испании.
Таким образом, ’’Песнь о Сиде’’, несмотря на некоторое упрощение цели
исторических событий и полное умолчание о некоторых из них, все же довольно
точно передает реально последовавшие за изгнанием Сида из Каталонии
события[5]. На глубокий историзм поэмы указывали многие видные ученые. Как
вполне достоверное историческое произведение поэму рассматривали и
средневековые хронисты, использовавшие ее при составлении исторических
летописей. Это позволяет считать ’’Песнь о Сиде’’ надежным историческим
источником. Причем, если внешняя канва событий подвержена в поэме
определенным искажениям - результату забвения и путаницы, происшедших в
течение сорока-пятидесяти лет, пока рассказ ходил из уст в уста[6], - то по
количеству и качеству содержащихся в ’’Песне...’’ сведений об юридических,
военных и социальных институтах, обычаях и правах людей того времени, ее
можно считать настоящей энциклопедией испанской действительности Х1-ХП
веков. Как отмечал Р. Менендес Пидаль, ’’Песнь о моем Сиде’’ является
необходимым источником для любого труда по истории Испании Х1 века[7].
Степень достоверности черпаемых в поэме фактических сведений
проверяется и получает подтверждение с помощью собственно исторических
документов. Испанский исследователь-правовед Эдуардо де Инохоса, используя
разнообразные юридические источники Х1-ХП веков, подтвердил достоверность
сообщающихся в поэме сведений о юридических институтах того времени[8].
Следовательно, ’’Песнь о Сиде’’ может служить достоверным источником по
истории феодального права Испании и особенностей ее социально-политического
устройства.
В то же время поэма сообщает много сведений о бытовавших среди
испанского рыцарства воззрений на справедливость как на требование
соответствия между практической ролью отдельных социальных групп и их
общественным признание, между трудом и вознаграждением, преступлением и
наказанием.
Рассматривая выраженные в поэме представления о справедливости,
необходимо помнить, что ’’Песнь о Сиде’’ - прежде всего художественное
произведение, автор которого располагал целым арсеналом средств для
выражения своих взглядов и представлений о справедливости, к их числу
относятся прямые суждения автора, характеристики действующих лиц, наконец,
композиция и сам сюжет поэмы, по которым можно составить достаточно полное
представление о морально-правовых воззрениях поэта. Но насколько взгляды
самого поэта соответствуют бытовавшим среди рыцарей представлений о
справедливости? По-видимому, можно утверждать, что воззрения хуглара
достаточно точно соответствуют воззрениям самих рыцарей, поскольку ’’Песнь
о Сиде’’ - типичное произведение рыцарской культуры, написанное целиком о
рыцарях и для рыцарей. Один из стихов поэм гласит:
1178 - Mala cuenta es, senores, aver ninguna
pan...[9]
Вряд ли поэт имел ввиду деревенские низы. Однако и у высшей поэма тоже,
вероятно, не имела бы успеха: слишком уж заметна неприязнь хуглара к высшей
аристократии, отмечавшаяся многими исследователями[10]. Учитывая же
нескрываемую симпатию и уважение автора к простому рыцарству, вассалам
Кампеадора, включая тех, кто получил личное дворянство за военные заслуги,
следует согласиться с мнением профессора А.А.Смирнова, писавшего, что
’’поэт адресовался в первую очередь к демократическим низам рыцарства,
ущемленным высшей аристократией, а также к тем

Новинки рефератов ::

Реферат: Мероприятия по ликвидации и профилактике парвовирусного энтерита собак (Ветеринария)


Реферат: Сверхпроводимость и ее применение в физическом эксперименте (Физика)


Реферат: НЭП (История)


Реферат: Готическое искусство (Искусство и культура)


Реферат: Вирусные и хакерские аткаи, защита от спама (Программирование)


Реферат: Творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (Литература)


Реферат: Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления (Психология)


Реферат: Английское завоевание и колониальный режим в Индии (XVIII - первая половина XIX вв.) (История)


Реферат: Модернизация автомобильного двигателя МеМЗ 968ГЭ для увеличения мощности, улучшения тяговых характеристик и повышения экономичности (Транспорт)


Реферат: Иностранцы в Германии (Иностранные языки)


Реферат: ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ (Музыка)


Реферат: Банковская система США: от зарождения до образования Федеральной резервной системы (Банковское дело)


Реферат: Внеземные цивилизации (Астрономия)


Реферат: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста (Педагогика)


Реферат: Настройки bios (Компьютеры)


Реферат: Военный коммунизм (История)


Реферат: Искусство Японии (Культурология)


Реферат: Самоубийство, как девиантное поведение (Социология)


Реферат: Экономическая эффективность производства кормов в ОАО "Молодая гвардия" (Сельское хозяйство)


Реферат: Социология семьи (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист