GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культорологическая роль экспозиции центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Спасо-Андронниковского монастыря (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культорологическая роль экспозиции центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Спасо-Андронниковского монастыря (Культурология)


«Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея
Рублева - самая полная коллекция икон Андрея Рублева. Экспозиция музея
размещается в Спасо-Андронниковом монастыре - великолепном памятнике
древнерусского зодчества. Представлены московские, тверские иконы 14-19
вв., фрески, а также знаменитые работы иконописцев школы Дионисия.
Открытие музея состоялось в 1960 году и было приурочено к
знаменательной дате в истории русской художественной культуры - 600-летию
великого художника Древней Руси - Андрея Рублева. В постоянной экспозиции
"Древнерусское искусство XIII - начала XVI вв." Представлены копии икон А.
Рублева и другие иконы XIII - XVI вв.»
Выдержка из справочника “Музеи Москвы”

I Введение. Человек и культура

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и
заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им
культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества
в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных
богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности
каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в
постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих
критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции
В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное
современности понимание истории мировой культуры.
Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в
прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение
исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое —
настоящему» легко трансформируется сегодня в иную — «настоящее — прошлому».
Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек
отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно,
что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот
к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких
социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический
момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а
человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и
экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной
потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт
в настоящее и будущее.

II Русь святая

К XIV в. языческая Русь превратилась в Святую Русь. Но, как и в
языческие времена, Византия, переживавшая последний рассвет, оставалась для
нее источником духовного просвещения. Русское духовенство следило за
религиозными исканиями Византии. В XIV в. у греков было три формы
монашества. В одних монастырях братья вели "особую" жизнь: каждый держал
деньги и личное имущество в своей келье, питался и одевался в зависимости
от своего достатка. "Особножительские" обители владели селами, вели
торговлю, иногда занимались ростовщичеством. В других монастырях
существовала монашеская община (по-гречески кимовий, по латыни - коммуна).
Такой строй отвечал вековечной мечте христиан о справедливом устройстве
земной жизни в соответствие с идеальным представлением о Царстве Божьем. В
обителях - коммунах имущество было общим, члены общины проводили жизнь в
непрестанном труде, питались плодами рук своих, исповедуя принципы братства
и любви к ближнему. Покидая общину, избранные монахи удалялись в пустыню,
чтобы вести жизнь отшельника. Такова была высшая форма аскетизма.
В середине XIV в. патриаршая кафедра в Константинополе утратила
контроль за многими православными епархиями. Патриарх Филофей старался
отыскать авторитетных церковных деятелей в балканских в восточных странах,
способных поддержать рухнувшее единство вселенской православной церкви. На
Руси его выбор пал на Сергия Радонежского. Филофей направил Сергию послание
и крест. Его грамота определила дальнейшую судьбу Троицкого монастыря.
Хваля Сергия за добродетельную жизнь Филофей наказывал ему принять новый
устав: "Совет добрый даю вам, чтоб вы устроили общежительство". Реформа
грозила разрушить привычный уклад жизни монахов. Братия заволновались, и
Сергию пришлось бежать из обители. Он готов был основать новый монастырь.
Но митрополит вернул его в Троицу, пообещав изгнать оттуда всех его
недругов. В Троицком монастыре, а затем и во многих других обителях,
основанных учениками Сергия, был введен устав, запрещавший братии иметь
личное имущество. Новый порядок предполагал общее ведение хозяйства, общую
трапезу, общее владение имуществом.
В своей обители Сергий построил храм в честь Святой Троицы, "чтобы
постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной
разделенностью мира". Догмат о Святой Троице занимал одно из центральных
мест в системе православного богословия. В глазах верующих Троица
олицетворяла исток и родник жизни, идею единения мира и всеобщей любви, все
то, что противостояло смертоносным раздорам и "разделенности".
Татарское иго разорило Русь в материальном и нравственном отношении.
Народу надо было вернуть веру, и через веру - нравственность. Сергий был
одним из тех, кто способствовал этому. Накануне Куликовской битвы он
обратился к Дмитрию Ивановичу с грамотой. Его обращение укрепило дух армии.
Еще более глубокое влияние на своих современников Сергий оказал примером
своей жизни.
Преподобный Андроник был одним из учеников Сергия Радонежского. Указав
место Андронику для монастыря, святитель Алексий дал новому настоятелю
средства к созданию церкви и монастыря. В 1360 году церковь была построена,
и тогда сам святитель освятил ее и поставил в ней Нерукотворный Образ
Спасителя, привезенный из Константинополя. Этим Образом Алексий был
благословлен на митрополию русскую.

III Древнерусская живопись

"Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой
культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская
живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень
важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был
определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской
живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и
вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи –
«воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в
основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».
Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески –
книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по
вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, куда
входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами –
учениками Христа, и Ветхого Завета , содержащего книги, созданные
вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме Священного
Писания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскую
истину широкий круг произведений, созданных в течение веков народами
разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель и
самой Древней Руси. В этот круг прежде всего входят апокрифы – древнейшие
повести, посвященные тем же лицам и событиям, о которых повествует Библия.
Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаны
исторически достоверными, дополняющими Писание. Затем – многочисленные
жития святых (биографические повести о них). Важное место в христианском
слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические
произведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания, святым и
событиям их жизни.
Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее
– ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого
слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство
византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу
культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу,
выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную
ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая
позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный
образ.
"Образ" по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово "икона"
стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для
получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных
самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком
смысле иконой, т.е. образом, воплотившим слово, является все созданное
этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов,
мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески,
написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие
страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер
живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не
только собственно к иконам относят термин «иконопись».
В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в
том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно
воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком
раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и
живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы,
необычайную, невиданную, неповторимую красоту.
Но со временем и искусство всего византийского мира, и искусство
Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей сама
Византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда
христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих
бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна
Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной
культуры.

IV Московская живопись XIV века

С самого начала московская живопись развивалась в общем контексте
русского искусства, испытывая на себе влияние древнерусского наследия и
славяно-византийской традиции. Самые древние сохранившиеся московские иконы
относятся к первой половине XIV века. Их появление было связанно с каменным
церковным строительством, развернувшимся как раз в 20-е гг. этого столетия.
Большую помощь в приобретении икон оказывал Ивану Калите митрополит Петр. С
ним было связано появление в Успенском соборе иконы Спаса, выполненной
каким-то византийским живописцем. Икона Спаса каким-то чудом пережила
страшный пожар 1382 г. и другие испытания того тревожного времени и была
затем перенесена в новый Успенский собор. Икона “Спас Ярое око” была
написана позднее уже в 1340-е годы, по всей видимости, сербским мастером.
Во всяком случае, в ней чувствуется влияние иконописного дела сербских
монастырей. В XIV в. она также была помещена в Успенский собор. Для
византийских и южнославянских икон того времени были характерны внешняя
сдержанность чувств и сосредоточенность на образе. Зритель как бы отходил
от внешнего мира и полностью погружался в себя.
В середине XIV в. в Москве складывается и другое направление в
иконописании. В нем главный упор делался уже на красочность, декоративность
и пластичность изображений. Фигуры и лики на иконах становились крупнее,
красочнее, более реальными. В них чувствовалось влияние древнерусской
традиции, пришедшей из иконописных школ Ростова и Ярославля. В московской
живописи образцом такого направления могут служить миниатюры Сийского
Евангелия. Большой контраст между каноном и реальностью присутствует и на
иконе с изображениями святых князей Бориса и Глеба, написанной несколько
позднее. К середине XIV в. относятся сведения об организации и составе
иконописных артелей. В 1344 г. “почата быша подписывати на Москве две
церкви камены, святыя Богородица (Успенский собор), да святыи Михаил
(Архангельский собор). Святую же Богородицы подписывали Греци (греческие
мастера), митрополичи писцы, Феогностовы... а святого Михаила подписывали
русьския писцы, князя великого Семеновы Ивановича, в них же бе стареишины и
начальницы иконописцы Захария, Иосиф, Николаи и прочая дружина их...”.”.
Успенский собор был расписан греками за один летний сезон. Русские мастера
за этот срок не расписали и половины. Толи с сочувствием, толи с иронией
летописец добавил: “не могли того лета подписати, величества ради церкви
тоя (т.е. из-за значительных размеров харама)”.” В1345 г. великая княгиня
Анастасия незадолго до смерти повелела расписать Спасский собор. Собор был
расписан, как отметил летописец, “казною (деньгами) и велением великия
княгини” мастером-иконником Гоитаном, также работавшего с дружиной. Итоги
иконописных работ в Кремле летописец подвел в 1346 году: “В лето 6854
кончали подписывати три церкви на Москве камены, святого Спаса и святого
Михаила, и святого Ивана Лествичника”.
Подъем художественной жизни Москвы наступает при Дмитрии Донском,
особенно после Куликовской битвы. В этот период творили выдающие русские
живописцы Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Прохор с Городца.
Имена Феофана Грека и Андрея Рублева стали эпохальными в истории московской
живописи.
Об их уровне иконописания грек, диакон Павел Алепский, побывавший в
1666 г. в России, писал: «Иконописцы в этом городе не имеют себе подобных
на лице земли по своему искусству, тонкости письма и навыку в мастерстве...
Жаль, что люди с такими руками тленны».

V Творчество Андрея Рублева

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева.
Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали
разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное
историческое или художественное значение.
Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство
исследователей считают условно1360 год датой рождения художника. Мы также
не знаем к какому сословию он принадлежал, кто был его учителем. Самые
ранние сведения о художнике восходят к Московской Троицкой летописи. Среди
событий 1405 года, сообщается, что “тое же весны почаша подписывати церковь
каменную святое Благовещение на князя великого дворе... а мастеры бяху
Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей
Рублев”. Упоминанием имени мастера последним, согласно тогдашней традиции,
означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в
почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего
сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком
характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного
автора.
Андрей Рублев был младшим современником и сотрудником знаменитого
греческого художника и сотрудником, тем не менее он не стал учеником
Феофана Грека. Рублев не воспринял от него ни строгого византийского
аскетизма, ни присущей творчеству Феофана экспрессивности. Работы Андрея
Рублева лишены яркой эмоциональности. В его иконах много лиризма,
умиротворенной созерцательности и даже умиления.
Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая
“начался подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица
иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да
Андрей Рублев”. Уминаемый здесь Даниил - “содруг” Андрея, более известный
под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах.
Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а
так же нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.
Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший
памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века при
князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным
собором митрополита. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм
нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич,
представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал
обновление Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и
необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовском поле
духовной и культурной традиций Руси, эпохи национальной независимости. От
работ А.Рублева и Д.Черного в Успенском соборе до наших дней дошли иконы
иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично
сохранившимися на стенах храма.
Следующей важнейшей работой А.Рублева явился так называемый
Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасных
иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон:
Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковного
Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Три большемерные
иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии со
сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн
Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела
Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона
апостола Петра. Сохранившиеся иконы были обнаружены реставратором Г.
Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке,
где располагался княжеский храм Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия
Донского.
Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства с
глубиной образного содержания. Мягкие задушевные интонации, “тихий” свет
его колорита удивительным образом перекликаются с поэтическим настроением
пейзажа звенигородских окрестностей. В звенигородском чине Рублев выступает
как сложившийся мастер, достигший вершин на том пути, важным этапом
которого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используя
возможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики к
зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательное
вглядывание, собеседование.
В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем
Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами Троицкий собор в монастыре
преподобного Сергия, возведенный над его гробом.
Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого
сформировалось мировоззрение А.Рублева, был выдающейся личностью своего
времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в
политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших
князей, содействовал объединению земель вокруг Москвы.
Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для
современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи
Куликовской битвы.
Андрей Рублев один из первых смог через живопись выразить те
нравственные идеалы, которые словом и делом утверждал Сергий Радонежский.
Поэтому не случайно считалось, что сама икона с изображением святой Троицы
была написана художником в похвалу Сергию Радонежскому. Сама икона не
только выражала один из важнейших догматов православия - равнозначность и
единство трех ипостасей Божества, но и художественно утверждала его в
сознании людей. В честь святой Троицы Сергий Радонежский основал монастырь,
Ей же был посвящен главный монастырский собор. Учение Сергия о Троице,
икона Андрея Рублева отражали реальную жизненную ситуацию: “да воззрением
на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего”.
Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение
композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается
изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства,
объемлющего собою множественность, космос.
Следующей грандиозной работой А.Рублева было создание в 1427-1430 гг.
росписи Спасского собора Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Это была
его последняя работа 29 января 1430 г. он скончался и был погребен в этом
же монастыре.
Андрею Рублеву удалось наполнить традиционные образы новым содержанием,
соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в
единое государство и всеобщим миром и согласием.
Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его
нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких
идеалов.

VI Смена эпох. Наследие

Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру и искусство не в
результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской
государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад,
отринули культурное наследие Древней Руси; живопись самобытная, имеющая
свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью
западноевропейского типа.
Живопись Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней,
по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этой
живописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные, не связанные
с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но,
начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала
совершенно иным способом, чем живопись византийского круга.
Западноевропейская живопись не созидала священный образ, а стремилась
изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а
события, о которых там рассказывается,– как любые другие обычные события
человеческой жизни. В приближении к повседневной реальности видело
западноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и в
передаче этой реальности его мастера достигли огромных успехов, выработали
для этого особые художественные принципы.
Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись
церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя
чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось в
европеизированном, просвещенном русском обществе, но сами отличия живописи
древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства
русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся
допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии
художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в
крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных»
сел – Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней иконе, как и ко
всему допетровскому строю жизни, в известной степени продолжала
существовать только в народной – крестьянской и отчасти купеческой среде.
Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России
окончательным. Через сто лет после петровских реформ к ним обратилась
новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская
интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном в
Отечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития
национального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателей,
поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второе
десятилетие Х1Х века было ознаменовано появлением «Истории государства
Российского» Н. М. Карамзина – труда, в котором, по словам А. С. Пушкина,
«древняя Россия, казалось, была найдена, как Америка – Коломбом». Это была
книга, открывшая русскую историю самым широким кругам образованного
общества. Вместе с «открытием» древней России родился и интерес к ее
культуре, положено было начало ее изучению через обращение фольклору, к
народной жизни, где многие черты этой культуры, допетровская старина еще
продолжали жить. «При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько
рассмотреть самих себя», – писал Н.В. Гоголь. И «рассматривая себя»,
русские люди находили в своем историческом прошлом такие сокровища, которых
не знало европейское Просвещение.
Вне культуры человек не может существовать. Она не только наследие,
оставленное тысячами поколений, живших до него, но и необходимое условие
развития человека, формирующее его поведение, нравственные ценности,
эстетические представления. Одним словом, именно культура делает человека
человеком.

VII Андронников монастырь. Музей и современники

История Андронникова монастыря с первого дня связана с именем Андрея
Рублева. Первые камни в его фундамент легли в год рождения художника.
Андронников строился семь десятилетий — и столько же прожил великий
иконописец. Он же завершал создание монастыря, перебравшись сюда в
последние годы своей жизни со своим другом Даниилом Черным. И, украсив
фресками Спасский собор, здесь же скончался и был похоронен.
В XVIII веке в погоне за европейской модой в соборе сбили все
рублевские фрески — нам достались лишь их фрагменты в откосах окон. В 1812-
м, при Наполеоне, собор горел, рухнули его своды и глава. Он был
перестроен, искажен переделками и стал рядовым монастырским приходским
храмом. А по всем монастырским стенам провели круговые галереи...
— Вот эти таинственные галереи и привлекли сюда деятелей ГПУ. В них
оборудовали камеры и застенки, и в этом окружении очень уютно устроилась
печально знаменитая «тройка». Об этих «славных» днях рассказывал профессор
Виктор Михайлович Василенко.
После войны вновь ожил Генеральный план реконструкции Москвы, согласно
которому предстояло добить все, что «не представляет исторической
ценности», в том числе и Андронников монастырь. Но летом 1947 г., в юбилей
800-летия Москвы, на заседании ответственной комиссии архитектор-
реставратор Петр Дмитриевич Барановский сделал ошеломляющее сообщение: в
архиве историка XVIII века Миллера обнаружен рисунок надгробной плиты
Андрея Рублева, сделанный в Андронниковом монастыре. И теперь можно с
уверенностью сказать, что гениальный русский иконописец похоронен именно
здесь...
То была чистейшая мистификация, такого «рисунка» не существовало, да и
не могло быть: монахов хоронили в безымянных могилах. Но эта святая ложь не
только спасла древний монастырь, но стала главным поводом к созданию музея
Рублева.
И вот спустя более сорока лет мы узнаем о тех, кому мы обязаны явлением
на свет музея. Поразительно, но факт: подлинное открытие Андрея Рублева и,
можно сказать, спасение древнерусской иконы состоялось в дни, когда
(невзирая на «оттепель»!) на Церковь обрушилась новая, теперь уже
хрущевская волна гонений. Вновь рушились и закрывались храмы, уничтожались
духовные реликвии, рассыпались наборы книг по древнерусскому искусству и
религиозно-просветительских изданий. Остановить это безумие могла столь же
безумная акция. И этой акцией стало шестисотлетие Андрея Рублева. Советский
«полпред» на Западе Илья Эренбург предложил ЮНЕСКО отметить рождение автора
«Троицы». И в Кремль полетели телеграммы.
А главным «заговорщиком» была Наталья Алексеевна Демина — первый
научный сотрудник зарождавшегося музея. Она вовлекла в свой «заговор»
крупнейших ученых — Лазарева, Павлова, Ильина, и в эту компанию,
собравшуюся в Спасо-Андронниковом во временном хранилище, пригласила Илью
Григорьевича Эренбурга. Шел 1959 год. Кто-то сказал: «Сейчас или никогда».
И Андрей Рублев «родился» в 1360-м. Чтобы через год отпраздновать свое 600-
летие. Конечно, эта дата весьма приблизительна, но круглее не придумаешь. А
ждать было уже нельзя...
Из воспоминаний работников музея:
Когда я говорю, что была всего сотня экспонатов, никто не верит: как
так — что это за музей? Между тем вещи были удивительные. Правда, с эпохой
Андрея Рублева и его окружением была связана только одна икона — «Иоанн
Предтеча». Ее нашли в развалинах Николо-Песношского монастыря под
Дмитровом. Она для нас символична: как Иоанн явился предтечей Христа, так
эта икона стала как бы предвестницей музея Рублева.
Вот эту, «Владимирскую», Демина нашла в Иосифо-Волоколамском монастыре.
Валялась на полу! А вот «Троица», круга Дионисия, из того же монастыря.
Заметьте, мы их лишь частично раскрыли. Наталья Алексеевна предложила
некоторые иконы так и показывать, чтобы люди могли представить, из какого
«праха» они возрождаются. Эффект ошеломляющий... Это «Акафист», роскошная
вещь, из-под Курска, моя первая поездка. Видите, сколько на ней утрат? А
это «Иерусалимская», стеклом закрыта — чудотворная.
Геннадий Викторович Попов, директор музея, и нынче считает свой музей
«мелким» — «на 11 душ сотрудников всего-то 8000 единиц хранения».
Сотня в 1960-м против восьми тысяч в 2001-м — разница впечатляющая. И
все они родные, кровные, добытые своими руками еще в 60-е в самых глухих
уголках России, спасенные от советского варварства и безбожия. В музее все
это и реставрировали.
— Когда сюда пришел Тарковский, для меня многое изменилось. Я прожил
здесь уже не один год, но прошлое ощущал умозрительно. И вдруг как наяву:
черные монахи на белом снегу. Другой пейзаж, ритм, цвет. Иное пластическое
сознание. Подлинная история России. Момент истины. Этим фильмом он вернул
русским людям исконное. Дело ведь вовсе не в том, чтобы все были верующими.
Но все должны знать свою историю. Зачем? Затем, чтобы понять, что с нами
происходит сегодня.
О том же когда-то говорил и сам Тарковский
Я много думал: откуда это вечное русское страдание? За что нам такое
страдание? Савелий повел меня к древним иконам. Заглянул во времена Рублева
и вдруг понял: да ведь с тех пор ничего не изменилось. Все по-прежнему. Тот
же русский дух: героизм — и забитость, талант — и рабство. Мальчишки из ХХ
и XIV столетий, Иван и Бориска — словно близнецы-братья. Только один
ложится под танк, а другой — под колокол!» — «В чем же тогда смысл нашей
жизни?» — спросил я. — «В творчестве, — ответил он. — Безумие мира
искупается искусством. Вот почему я ставлю "Андрея Рублева"».
— «Андрей Рублев» поставил перед Россией вопрос: как победить наше
вековое зло? — размышляет Попов. — Одна надежда — на Бога. А как обратиться
к Богу?
И вот является художник, монах, творящий икону — окно к Царю Небесному.

Выставка «И Слово стало плотью», посвященная Рождеству, прошедшая
недавно в музее, открылась огромной, почти трехметровой иконой «Символ
веры». И вот она дождалась своего часа. Раскрытая реставраторами, сияющая
всеми красками земли, она являла в библейских и евангельских образах все
житие христианства — от Сотворения мира до Воскресения и Страшного суда.
Древняя икона вместила двадцать пять живописных сцен, в том числе Первый
Вселенский собор в византийской Никее, где и был принят Символ веры: «Верую
во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли...»

VIII Заключительная часть

В местах, где я родился и вырос, есть Копорская крепость, которой
исполнилось 763 года, и мне часто доводилось бывать там. 643 года назад был
основан Андронниковский монастырь. И там и тут сейчас музеи. Изучая
материал для данного реферата я понял одну важную истину. Есть крепости,
охраняющие рубежи Родины, а есть крепости, охраняющие ее дух. И вот этот
музей, символично расположенный на территории Андронниковского монастыря, и
есть один из оплотов, охраняющий душу нашей Родины.
В заключение хотелось бы привести слова великого русского ученого и
поэта Михаила Ломоносова, слова, которые как нельзя лучше соединяют и
объединяют нас с прошлым, с нашими предками, и перебрасывают мост в
будущее, наше будущее:

Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до
нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто
междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет,
что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не
расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы
достигнул. Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы,
турки, извнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы сил
своих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большее
прежнего, каждому упадку высшее востановление.
Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие
множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие
деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура
долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей
изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и
ветхостию разрушаются. История повсюду распростираясь и обращаясь в руках
человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает.
Наконец, она дает государям примеры правления, подданным — повиновения,
воинам — мужества, судиям— правосудия, младым — старых разум, престарелым—
сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, с несказанною
пользою соединенное.
Когда вымышленные повествования производят движения в сердцах
человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет
силы, особливо ж та, которая изображает дела праотцев наших?

И разве возможно ли нам подвести их ?



IX Список используемой литературы

1. «Музеи Москвы», справочник-путеводитель
2. «История государства Российского», Н.М.Карамзин
3. «Древняя Российская история», М.В.Ломоносов
4. «Очерки истории древнерусской монументальной живописи»,
Б.В.Михайловский, Б.И.Пурищев
5. «Древнерусская иконопись», Г.Клокова
6. «Образ, воплотивший слово», С.Алексеев
7. «Под сенью Троицы» О Центральном музее древнерусской культуры и
искусства имени Андрея Рублева — разговоры с его директором Геннадием
Поповым», Н.Лернер, «Русская мысль», Париж, №4439, 16.01.2003
8. При оформлении реферата были использованы фотографии фрагментов икон
«Спас», «Архангел Гавриил», «Преподобный Андроник», «Рублев», «Троица» и
фотографии Андронниковского монастыря.




Реферат на тему: Культура
Белорусский Аграрный Технический Университет



Реферат

по курсу
«Культурология»
на тему: «Культура»



Выполнил: Студент 1-го курса 6-
эи гр.
Кипорук Андрей Анатольевич



Минск
1998


Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает
культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало
обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник
термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его
стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек
отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда
этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от
“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало
высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все
еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим
воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические
оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и
выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые
являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и
регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы
часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура
создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая
биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает
следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В
результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят
формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы
процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к
гибели культуры.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в
значительной степени регулирует их поведение.
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и
общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.
Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей
джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить
упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к
существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не
проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые
ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,
шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются
представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких
детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с
людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление
их “человеческих” личностей.
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко,
чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет
побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее
определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры
управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде
всего небеспредельны биологические возможности человеческого организма.
Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже
если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел
знаний, который может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.
Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ
земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию
некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических
джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени
возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго
получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает
влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения
таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки
получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между
людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,
обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.
Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности
формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество
с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными
делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой
они окакзывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к
технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах,
необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно
совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое
общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю
жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно
различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной
деятельностью человека. В других ее ненавидели ,а представители третьих не
имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина
имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры
это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом
психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения”
как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество
различии между культурами.
Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами
убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным
сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое
поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной
жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем
культурам, - культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся
спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные
ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,
шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять
на погоду.
Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,
украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие
эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловленны историей
определенного общества и формируется в результате уникального развития
событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,
запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они
имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи
считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним
относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и
тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с
этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.
Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В
каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не
одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению
определенных физиологических, социальных и психологических потребностей,
хотя в частности возможны разные варианты.
В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции
превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом.
Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности
миссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру.
Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и
обычаям.
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были
склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой .
По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно
понять только на основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном
контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели
книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели
смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между
близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно
закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие
отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты.
Американцы , которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые
двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство
отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что
для немца.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что
она передается от одного человека к другому в процессе социализации и
контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей
чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены
одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют
и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в
сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является
причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность
общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык
объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на
этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании
представители различных общественных классов употребляют несколько
отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,
некоторые группы употребляют
“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально
тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные
группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и
культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между
группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им
становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем
форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир
организован по разному.



В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть
различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры
матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына
сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,
обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей
Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к
которым принято относиться особым почтением. В английском и американском
обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у
англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних
родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в
окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью
понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в
пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно
белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить
ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы
уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,
что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают
взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях
между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере
сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к
которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных
принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму
на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный
строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей
в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша
законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,
ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко
мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют
десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,
порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной
собственности.
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь,
сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и
стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди
склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во
время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится
получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых
факторов. Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют
соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания
или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.
Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются
негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор
и др. Позитивными санкциями ( например, денежное вознаграждение, наделение
властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью
звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную
структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального
взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс
социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков,
манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи
культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке
практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный
запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет,
хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это
свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям
человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно
примитивнее.
Язык включает правила Вам, конечно, известно, что существует правильная
и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных
правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла.
Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых
используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются
отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных
диалектов и жизненных ситуаций.
Язык участвует также в процессе приобретения у организации опыта
людей. Антрополог Бннджамин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам
“само собой разумеющимися” только потому, что они укоренились в нашем
языке. “Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им
значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их
именно таким образом. Это соглашение ... закодировано в моделях нашего
языка”. Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе
языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках
обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое
полностью отсутствует в другом.
При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических
правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он
вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при
налипчии значений, которые принимаются, используются ее участниками и
поняты им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во
многом обусловленно нашей уверенностью , что мы понимаем друг друга.
Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в
том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются
оторванными от общества.
Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям
координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.
Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически
возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие
знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях.
Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства,
групповой идентичности. Руководители развивающихся стран, где существуют
племенные диалекты, стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный
язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая
значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной
разобщенностью.
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он
способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех,
говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или
диалектах, - чужими.
Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами,
проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы
преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах
США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной
коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и
собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.
утверждают, что формирование различных моделей одной культуры
осуществляется на основе единых принципов.
Истина, наверное, где-то посередине. культуры действительно имеют
преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и
многообразие, и конфликты.
Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с
развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.
Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с
отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен
Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была
вызвана ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-
промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы
нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех
пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение
числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры,
особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.
В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного
запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества
опережают трансформацию нематериальной культуры ( обычаи, убеждения,
философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному
несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в
результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например,
прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением
обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную
необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин
привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло
много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее
компенсацию за производственную травму.
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой
культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись
колонизации со стороны народов Европы.



Согласно исследованиям Б.К.
Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило
процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной
Африки, Маниловский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными
в совершенно различных условиях.
Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе
племенной организации общества одновременно сформировались система
родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы
ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом
Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности
были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их
неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского
эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит
длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и
после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться
стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же
время Малиловский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.
Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы
между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы
культуры.
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература
- создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы,
принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для
определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств
массовой информации ( радио, массовых печатных изданий, телевидения,
грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и
народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с
религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и
массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и
распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные
культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу
от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный
класс, этническое происхождение, религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов
группы.
Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены
языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление
нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не
свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что
негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они
употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы
эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети
говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.
Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно
вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое
нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование
негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому
негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает
против культуры , господствующей в обществе. Однако во многих случаях
большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам
врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы
или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей
культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий
пример в ней - хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых
конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую
культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление
наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в
американском обществе, где главным образом через средства массовой
информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому
привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для
культуры господствующей.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура
организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере
осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение.





Новинки рефератов ::

Реферат: Индивидуальное психологическое консультирование (Психология)


Реферат: Благословение Патриархом Иаковом своих сыновей и пророчески прообразовательное его значение (Религия)


Реферат: Война 1812 года : причины, ход, последствия (История)


Реферат: Азот и фосфор (Химия)


Реферат: Модули, файлы и записи (Кибернетика)


Реферат: Философия свободы (Философия)


Реферат: Полупроводниковые материалы в металлургии (Металлургия)


Реферат: Обслуговування обладнання (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Гитлер (Исторические личности)


Реферат: Свечение сопровождающее биологические реакции (Биология)


Реферат: Анализ итоговых финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ баланса (Бухгалтерский учет)


Реферат: Классификация машин и инструментов для обработки древесины (Технология)


Реферат: Взгляды Аристотеля (Философия)


Реферат: Системные аспекты психической деятельности (Психология)


Реферат: Борис Годунов (Искусство и культура)


Реферат: Cинтез белка (Биология)


Реферат: Анри де Тулуз - Лотрек (1864-1901) (Искусство и культура)


Реферат: Теория администрации Анри Файоля; школа поведенческих наук (Менеджмент)


Реферат: Хирургическое лечение малых периферических опухолей легких (Физкультура)


Реферат: Accounting and Finance in AS Diena (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист