GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культура средневековой Европы (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура средневековой Европы (История)


Тема:
Культура средневековой Европы.



Древнерусская литература: семь веков.
Русская литература насчитывает почти тысячелетнюю историю. Это
одна из Старейших литератур Европы. Её начальный, или древ-нейший,
период длился более семи столетий, с 11 по 17 век, и имел
специфические черты, присущие средневековью, выражавшиеся,
прежде всего, в мировоззренческой основе литературы и её рукопис- ном
характере.
Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с расп-
ространением христианства и славянской письменности. Христианст- во –
письменная религия. Возникновение и развитие письменности
обусловлено потребностью в изложении и распространении христи-
анского вероучения. С одной стороны, переводная литература дала
толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой - её
возникновение было в значительной степени подготовлено высо- ким
уровнем развития устного народно – поэтического словесного
творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в отличие от фольклора,
литература формировалась иным типом мышления, на иной эстети- ческой
основе. Фольклор – результат творчества широких народных масс. Его
среда обетования была гораздо шире среды обетования ли- тературы.
Литература – продукт деятельности не всей, а только обра- зованной
части общества.
Как область умственной деятельности, средневековая литература
тесным образом была связана с философско – мировоззренческими
представлениями писателей, выражая их прямо или отражая опосре-
дованно. Для древнерусской литературы эта связь была тем более
сильна, что в средневековый период художественный метод отраже- ния
бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от на- учно –
познавательного метода по причине синкретизма средневеко- вого
личностного и общественного сознания. В результате развитие
литературы было тесным образом связано с развитием философско-
мировоззренческой мысли Древней Руси. При периодизации литера- турного
процесса необходимо не только исходить из смены и взаимо- отношений
исторических событий и эпох, но и учитывать процесс развития
мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей свя- зи этих двух
процессов. В этой связи необходимо рассмотреть фило- софско –
мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17 вв., отражение
взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур- ного процесса
средневековья.
Миры видимый и невидимый в сознании книжно – образованных людей 10
– 13 вв., к которым относились и писатели, составляют сот- ворённую
Богом Вселенную. В центре неё находится сам Творец. От- туда взирает он
на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания,
из глубины иконы, отразили иконописцы в обрат- ной перспективе икон.
Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был
последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое,
как бы «замыкает» икону. Благодаря обрат- ной перспективе на человека
обращён идущий из глубины иконы взг- ляд Создателя.
«Что есть человек, что ты знаешь о нём?» - этими словами из
Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке, о смысле жизни в
«Поучении» детям киевский князь Владимир Мономах (1053-1125).
Проблема человека в древнерусской литературе, на всём её семисот-
летнем протяжении, остаётся центральной. И весь путь её можно
обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения мироздания и
определения места человека в нём, до постижения в 16 – 17 веках
самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира и характе- ра.;
от духовности к душевности.
В 11 веке человек представлялся как малый мир, «микрокосмос»,-
подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной. «Сотворил Бог
человека, как бы некий второй мир: малый – в великом», - говорит
Иоанн Дамаскин.
Как и весь окружающий его мир, человек – божественное творе-
ние. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая окружаю- щий
мир, человек убеждался в величии Творца. А человек – подобие Творца,
вершина его творения, и тем он возвышается над сотворён- ным видимым
миром.
Мир устроен волею Бога, и его движение изначально предопреде- лено.
Отсюда – провиденциализм в истории: события жизни не взаи- мосвязаны
между собой, каждое из них происходит повелением свы- ше. Такой взгляд
на историю отразился в крупнейшем историческом сочинении Киевской
Руси – «Повести временных лет» - первом оте- чественном летописном
своде, составленном около1113 года монома- хом Киево – Печерского
монастыря Нестором.
В основу «Повести» легли русские летописные своды 11 в. и ви-
зантийские хроники, тексты Священного писания и народные преда- ния и
легенды, рассказы очевидцев и личные впечатления составите- лей.
«Повесть» включила в себя разнообразные литературные жанры: от
кратких погодных записей, повестей, поучений, притч, преданий до
легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.
Следует отметить, что историческая тематика занимает в древне-
русской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых до- шедших
до нас историософском сочинении русского митрополита Илариона
«Слове о Законе и Благодати», написанном между 1037 и 1051 годами,
сделана удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в
контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта
тема получила своё дальнейшее развитие.
Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг. была богата самыми
разнообразными по темам и жанрам произведениями. Период 11 – 13 веков
очень плодовит в жанрообразовательном плане. Древняя Русь быстро
усвоила жанровую систему, привнесённую переводной, преж- де всего,
церковной литературой, и стала формировать свою собствен- ную. Конечно
же, жанры церковной литературы занимали в древне- русской
письменности этого периода ведущее место, однако заметно и
значительное развитие жанров мирской литературы.
В мирской литературе на протяжении многих столетий доминиро- вала
историческая тематика, а среди жанров – историческая повесть, во
многих своих разновидностях: воинской повести, историческом
сказании, повести о княжеских преступлениях и других. Некоторые из них
входили в состав летописей, как изумительная по мастерству опи- сания
«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского», помещён- ная в
«Повесть временных лет» под 1099 годом. Некоторые бытовали
самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Ря- зани
Батыем» - и позднее включались в сборники или своды.
«Слово о полку Игореве» - самая крупная жемчужина древнерус- ской
словесности. Окружающие его произведения только оттеняют его
достоинство. «Слово» Даниила Заточника впервые поставило проблему
интеллектуального служения князю, превосходства ума над физической
силой.
К середине 13 века уже сложилась определённая иерархическая
система жанров в Древней Руси. В церковной литературе высшую ие-
рархическую ступень занимали Евангелия, затем следовали книги
апостолов, Апокалипсис, жития святых. В светской литературе доми-
нировал жанр летописей, затем шли княжеские жизнеописания, исто-
рические повести, слова, послания и так далее.
Во второй половине 13 века начинался новый этап в истории древ-
нерусской литературы. Начался он переходным периодом, длившимся почти
столетие. В его продолжение в уже устоявшейся мировоззрен- ческой
системе появляются представления, которые вышли за рамки этой системы
и, в конечном итоге, её значительно изменили. Символ, как средство
раскрытия смысла, обретения истины, уступил место ре- алиям.
Накапливаемый практический опыт дал толчок познаватель- ному
мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к из- менению в
14 – 16 столетиях мировоззренческой системы. Общий взгляд на
мироздание, всеобщую историю, сменился в этот период конкретным
взглядом на русскую историю, её отдельные события и остановился,
наконец, на человеке.
Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писате- лей
и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.
Постепенно, к концу 16 века, обратную перспективу вытесняет
привычная для нас линейная перспектива. Изограф взглянул на мир
глазами обыкновенного человека. В результате значительных измене- ний в
мировоззрении, в центре внимания литературы оказался чело- век.
Возник интерес к личности, к поступкам, чувствам и мыслям че- ловека,
отразившийся в исторической литературе и возникновении в 15 веке
оригинальных бытовых повестей. В произведениях появилась личностная
оценка писателя происходящих событий. Наряду с офици- альной
государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный
взгляд на историю и личности.
Конечно, 16 век нельзя сравнивать ещё с 19 веком, с расцветом
глубоко психологической русской прозы, но всё же к концу 16 века
наметился существенный поворот во взглядах на человека. Причина этих
перемен – в возросшем интересе к знаниям. В 14 – 16 столетиях
переводится разнообразная средневековая научная литература, разви-
ваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный интерес к
своему историческому прошлому. Появляется осознание неповтори- мости эпох
и событий, ценности человеческой личности.
Интерес к личности привёл к усилению и обогащению личностно- го
начала в литературе. Стали выражаться различные мнения по по- воду тех
или иных явлений русской жизни, всё более отчётливо стали проявляться
особенности индивидуального стиля писателя.
Не случайно в этот период появляются первые профессиональные
писатели, которые наряду со своей основной деятельностью профес-
сионально занимались и литературой. Так, Киприан был митрополи- том,
Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.
Расширение кругозора, стремление пополнить географические
знания способствовали появлению произведений о путешествиях.
Конец 15 века и век 16 – это расцвет публицистики в древнерус-
ской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических произ-
ведениях.
17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые пред-
ставления Древней Руси, и сказываются они, прежде всего, в секуля-
ризации мировоззрения: отделении религиозного начала от мирского.
Появляются новые виды литературы – драматургия и силлабическое
стихотворство.
Одна из важнейших заслуг 17 века в развитии литературы – от-
крытие характера. У персонажей лучших светских повестей 17 века уже
показано сложное переплетение добрых и плохих черт, возникает
представление о характере и его формировании под воздействием
обстоятельств и влиянием других персонажей, количество которых в
повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее место в
литературе 17 века.
Литература подошла к новому периоду в своей истории.

Средневековая живопись.
Живопись – важное средство художественного отражения и ис-
толкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрите- лей,
обладает существенным социальным содержанием и разнообраз- ными
идеологическими функциями.
Развитие западноевропейской живописи тесно связано с научны- ми
открытиями и общим расширением кругозора. Великие географи- ческие
открытия, переворот в мировоззрении людей, связанный с сис- темой
Коперника, обогатили сознание людей. В Голландии, началь- ный период
развития натюрморта нашёл своё отражение в творчестве Бальтазара ван дер
Аста, картины которого демонстрируют радость нового постижения
красоты природы. В композициях замечательных живописцев Питера Класа
(1597 или 1598 – 1661) и Виллема Класа Хеды (ок. 1594 – ок. 1680),
изображённые в картинах предметы объе- диняются, важным фактором
становится свет, падающий на предме- ты.
Ощущение вещественности предметов, их жизненного естества,
умение извлекать из сочетаний предметов действенные, характеризу- ют
творчество замечательного мастера Франсуа Рейкхалса, оказавше- го
значительное влияние на двух крупнейших мастеров голландской живописи
Абрахама ван Бейерена и Виллема Калфа. Абрахам ван Бей- ерен был
художником страстного кипучего темперамента, ищущим, стремящимся
передать в искусстве свою напряжённую жизнь.
Крупнейшим мастером натюрморта является фламандский живо- писец
Франс Снейдерс (1579–1657). В зрелый период своего творчест- ва он
создаёт монументальные декоративные полотна, в которых изображает
груды битой дичи, фруктов, овощей, цветов. Мощь, изо- билие природы,
яркая, жизнеутверждающая сила материи прославля- ются Снейдерсом в
его многочисленных, огромных по размеру ком- позициях, предназначенных
для украшения дворцов фламандских вельмож.
Изображения отдельных предметов, несущие в себе как символи-
ческое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих порт- ретах
кисти таких итальянских художников, как Венето, Морони, Лот- то,
Бронзино.
Ростки испанского натюрморта можно найти в творчестве Фран- сиско
Сурбарана (1598 –1664). Его картина «Детство Богоматери», где образ
юной Марии трактован столь живо и лирично, даёт нам яркое
представление о том, как испанский художник не только виртуозно
передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них наделяет боль- шим
духовным смыслом.
К числу наиболее ярких представителей немецкого искусства 17 в.
принадлежит Георг Флегель, художник, предметы в картинах которо- го
обладают свойством вступать в непосредственный контакт со зри- телем.
Говоря о живописи, нельзя не упомянуть Леонардо да Винчи
(1452 –1519) - итальянского живописца, скульптора, архитектора, учё-
инженера. Сочетая разработку новых средств художественного языка с
теоретическими обобщениями, он создал образ человека, отвечаю- щий
гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Гуманисти- ческий
идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (Джоконда).
Микеланджело Буонарротти (1475 – 1564) – итальянский скульп- тор,
живописец, архитектор, поэт . Он с наибольшей силой выразил глубоко
человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а
так же трагические ощущения кризиса гуманистичес- кого миропонимания в
период Позднего Возрождения. Монументаль- ность, пластичность и
драматизм образов, преклонение перед челове- ческой красотой появились
уже в ранних произведениях.
К Великим живописцам средневековья так же относятся Рафаэль
Санти и Рембрандт Харменс ван Рейн. Рафаэль Санти (1483 –1520)-
итальянский живописец и архитектор – с классической ясностью и
возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие иде- алы
Возрождения. Его ранние произведения проникнуты изяществом и мягким
лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических
сил прославил в росписях комнат Ватикана, достигнув безупречного
чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и
величественных архитектурных фонов. В портретах создал идеальный тип
человека Возрождения. Проектировал собор святого Петра, строил
капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель По- поло в Риме.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 69) – голландский живопи- сец,
рисовальщик, офортист. Его новаторское искусство отличается
демократизмом и жизненностью образов. Сочетая глубину психоло-
гической характеристики с исключительным мастерством живописи,
основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч. групповые и
мифологические сцены. К 1660-м годам относятся наиболее слож- ные по
психологической структуре религиозные и исторические ком- позиции.
Широкая, свободная живопись Рембрандта приобретает
пространственную глубину, светотень выступает как средство раскры- тия
психологических коллизий.

Важнейший вклад в развитие средневековой культуры внёс анг-
лийский драматург и поэт Уильям Шекспир (1564 – 1616) – крупней- ший
гуманист эпохи Позднего Возрождения. В творчестве Шекспира отразились
социальные противоречия, предшествовавшие Английс- кой революции
17 века. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверж- дающим началом:
«Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта» и
т. д. В исторических хрониках запечатлён кризис феодальной системы.
Шекспировский канон включает 37 драм. Глубокий лиризм и поэтичная
образность присущи как поэмам и «Со- нетам», так и драмам (написанным
преимущественно белым стих- хом), отличающимся проникновенным знанием
характеров и страстей. Масштаб событий у Шекспира делает личные драмы
героев явлени- ями государственного и общественного значения.
Изображение харак- теров во всей их многогранности и движении –
важнейший вклад Шекспира в развитие человеческой культуры.
Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном, совершив- ший
переворот в естествознании, отказавшись от принятого в тече- ние
многих веков учении о центральном положении Земли, объяснив видимые
движения небесных светил вращением планеты вокруг оси и обращением её
вокруг Солнца.
Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский учёный, один из ос-
нователей точного естествознания – всю свою жизнь боролся против
схоластики, считая основой познания опыт. Заложил основы совре-
менной механики, построил первый телескоп. Активно защищал гели-
оцентрическую систему мира Коперника, за что был подвергнут суду
инквизиции.
Надо сказать, что в средние века большинство учёных подверга-
лось гонениям со стороны инквизиции – судебно – полицейского уч-
реждения для борьбы с ересями. Учёный, который опровергал учения церкви,
считался еретиком и обычно приговаривался к сожжению. Примером
тому может служить судьба итальянского философа – пан- теиста и поэта
Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего концеп- цию о бесконечности и
беслисленном множестве миров Вселенной.
Работы Исаака Ньютона (1643 – 1727) – английского математика,
механика, астронома и физика – надолго определили пути развития
физики и математики. Значительная часть классической механики на- долго
сохранилась в виде, созданном Ньютоном. Закон всемирного тя- готения
постепенно осознавался как единый принцип, позволяющий строить
совершенную теорию движения небесных тел. Созданный им матемачический
анализ открыл новую эпоху в математике.

Трудно представить, какой была бы современная жизнь без гениев
средневековья, людей, которые не смотря на протесты церкви, про-
возглашали свет Высокой культуры. Об этих людях, известных нам со
школьной скамьи, можно написать очень много.



Используемая литература: А. Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской
литературе»
Анатолий
Томилин «Рассказы об электричестве»
«Советский
Энциклопедический словарь»
М.
Шахнович «Тайны Прометея»

«Энциклопедический словарь математика»
Журнал
«Огонёк» 1987 года.
-----------------------
[pic]






Реферат на тему: Культура ставропольцев в XIX ВЕКЕ

Министерство образования Российской Федерации
Ставропольский государственный университет
Исторический факультет



Кафедра историографии и

источниковедения



Дипломная работа

на тему: “Культура, духовная жизнь и быт ставропольцев в XIX в.”



Выполнила: студентка

5курса гр. “А”

Коваленко Олеся

Александровна

Научный руководитель:

Доцент, Бочкарева З.В.



Ставрополь,2002.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Культурная жизнь и просвещение ставропольцев XIX в.
I-I. Театр……………………………………………………………………9
I-II. Библиотека………………………………………………………...…12
I-III. Гимназия…………………………………………………………….14
Глава II. Православная церковь в жизни ставропольцев в XIX в.
II-I. Ставропольская духовная семинария………………………………17
II-II. Последователи и ученики духовной семинарии………………….27
Глава III. Быт ставропольцев в XIXв.
III.I. Жилище…………………………..………………………………….34
III.II. Одежда……………………………………………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….48
Примечания………………………………………………………………………51
Список использованной литературы…………………………………………...55
Приложение.



Введение.
Актуальность.
В последнее время объектом исследования многих историков
становится культура, духовная жизнь и быт населения. Этот пласт жизни
человека интересен, своей особенностью и неповторимостью.
До определенного момента в науке господствовало марксистское
понимание истории, которое не признавала и отклоняла полностью духовную
жизнь как таковую. Она практически обезличивала историю, лишая ее духовного
и культурного смысла. Культура ими объяснялась с позиции материального.
С крушением данной позиции и появлением новых подходов в истории и др.
науках, с появлением цивилизационного подхода в частности, научный поиск
все более поворачивается от “обстоятельств к человеку”: речь здесь идет о
переносе центра тяжести с исследования структур событий на исследования
человека в этих структурах и событиях. Все больше внимание уделяется не
только изучению глобальных экономических, социальных аспектов, но и самому
человеку, его ментальности, образу жизни, внутреннему миру, представлениям
человека о добре и зле, о духовных и нравственных ценностях.
История наполняется новыми частными фрагментами человеческой, которые
являются не менее важными, для объяснения и выявления каких-либо событий и
явлений. Таким образом, важны именно культурные и духовные корни человека,
которые отчасти были заложены в XIX в., ведь именно достижения в этих
областях являются не только великим достоянием России, но и ее отдельных
частей. XIX в. дал нам то, чем пользуемся и гордимся в наше время.
XIX в. явился важным рубежом в развитии не только экономики, но
социального и духовного развития общества. Новые исторические условия,
развитие капиталистических отношений в стране требовали формирования
широкого слоя образованных людей в стране. Для развития техники, для
формирования промышленности, к расцвету, торговли и транспортных средств
нужны были грамотные люди, а значит, требовалось ликвидировать почти
поголовную неграмотность населения. В 40-е- 50-е гг. тон общественной и
культурной жизни задавал Ставрополь. К тому времени в губернском центре
сложились свои очаги культуры. Первый на Северном Кавказе театр, публичная
библиотека, училища, мужская и женская гимназии, семинария.
К 70-80-м гг. Ставрополь становится центром просвещения и духовной
жизни всего Северного Кавказа. В его гимназиях обучались русские, украинцы,
осетины, армяне, карачаевцы, кабардинцы, абазины и дети других народов
Кавказа. В ней получили образование такие деятели культуры, как Коста
Хетагуров, Адиль-Гирей Кешев, такие борцы за свободу, как Герман Лопатин,
М.Ф. Фроленко, А.Ф. Михайлов, М.И. Бруснев и другие прославившиеся люди.
В Ставрополе было две женских (позже две мужских и три женских),
казачье юнкерское училище, духовная семинария, епархиальное училище, пять
начальных училищ, три церковно-приходских и одно духовное училище.
Для улучшения просвещения в Ставрополе было создано “Общество для
содействия распространению народного образования”, а для лучшего развития
искусства – “Кружок любителей изящных искусств”, отделение Русского
музыкального общества.
Расцвету, культуры в губернии помогали и приезжавшие в нее на
жительство или на отдых многие крупные деятели литературы и искусства. Так,
в частности, созданию библиотек в школах губернии помогала жившая несколько
лет в Ставрополе знаменитая украинская писательница Марко Вовчок.
Таким образом, далекая в те времена южная провинция России
Ставропольская губерния втягивалась в общее русло великой русской культуры,
науки и просвещения. Она порождала свои самобытные таланты, которые внесли
вклад в общие дело. Ученые разных профилей объединялись в различные
общества, создавая комитеты, кружки по изучению истории, статистические
комитеты и т. д. Издавали периодические издания, которые не потеряли своего
значения и теперь.
Целью данной дипломной работы, является проанализировать культурную,
духовную жизнь и быт г.Ставрополя в XIX в.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
. Рассмотреть основные составляющие жизни ставропольцев в XIXв.;
. Показать роль православной жизни горожан в данный период;
. Выявить основные направления деятельности церкви в образовании;
. Раскрыть жизненный уклад и повседневную жизнь жителей
г.Ставрополя в XIX в.
Историография.
Рассматриваемая тема представляла интерес для ряда историков, хотя
специальных работ практически нет, для раскрытия поставленных вопросов
важную роль имеет работа “Край наш Ставрополье”1, в котором глава VII
посвящена культуре края второй половине XIX в. Она была написана
профессорами Невской В.П., Невской Т.А., так же были использованы материалы
директора Ставропольского краеведческого музея Охонько Н.А., Черной Т.К.
Ранее в свет вышла работа “Очерки истории Ставропольского края”2, в
которой особое место отводится развитию образования в Ставропольской
губернии. Но это работа, не смотря на свою значимость, для поставленных
задач написана со старых идеологических позиций.
Ставропольский краевед Г.Беликов в своих трудах “Дорога из
минувшего”3, “Ставрополь врата Кавказа”4, в отдельных главах раскрыл
культурную жизнь Ставропольской губернии.
Изучением истории культуры Ставрополя в контексте общего исторического
развития города занимается Кругов А.И. “Ставропольский край в истории
России на рубеже XIX-XX вв.”5.
Всякое церковно-историческое исследование имеет свою историографию, т.
е. принципы, способы исследования. Несколько последних десятилетий в
отечественной общей истории господствовала марксистская методологическая
схема, которая навязывала свои взгляды и идеи, с точки, зрения которой
исторический процесс определяется, в конечном счете, внешней жизни
общества. Но все эти отношения не отражаются на внутреннем образе
существования Церкви, и их влияние заканчивается на духовной общности. При
изучении истории образования семинарии верующему человеку легко впасть в
соблазн идеализации. В этом случае наука заменяется иллюзорными
представлениями о прошлом, простым развлечением для осмысления. “Но такие
осмысления” опасны, так, по словам Н.А.Карамзина, “Вымыслы и нравятся и не
нравятся, а истина она где-то рядом”. И если исходить из всего этого, то
можно сказать, что духовное образование – это создание всегда “исторична”,
всегда включает в себя “прошлое”.6
Большое количество работ освещают роль церкви в культурной жизни
Ставрополя. К подобным работам можно отнести исследования ШепиловаТ.Ф.
“Геогнозия местности”, в которой он отражает становление ставропольской
духовной семинарии и первые истоки. Один из главных церковных деятелей
Ставрополья митрополит Гедеон, опубликовал свою книгу “Митрополит Гедеон к
тридцатилетию епископской хиротонии. Ставропольский край в истории России
на рубеже XIX-XX вв.”7
Отдельные статьи, посвященные первым этапам развития и становления
семинарии, а так же духовной жизни города Ставрополя содержаться в
церковном журнале “Православный вестник”.8
В сборнике “Труды Ставропольской ученой комиссии 1903г.” под редакцией
Г.Н.Прозрителева9, содержится статья раскрывающая роль деятелей культуры не
только в духовном развитии, но и в просвещении города Ставрополя.
Подводя итог анализу историографии можно отметить, что вопросы
культурного развития Ставрополя являются предметом изучения ряда историков,
которые внесли значительный вклад в изучение данного вопроса. Не смотря на
большое количество литературы, посвященных этому вопросу, тем не менее,
специальных работ на данную тему пока еще нет.
Источниковая база исследования.
Поиск и познание исторической истины требует надежных источников,
кропотливого изучения и анализа всей совокупности фактов без искажения,
компетентного их рассмотрения и оценки. В процессе работы были использованы
разнообразные группы источников, в том числе архивного материала. Одну из
групп источников составляют неопубликованные материалы, содержащиеся в
фондах Государственного архива Ставропольского края. Здесь содержаться
документы, в которых можно найти описание женского костюма XIX в.10, о
жилых домах крестьян11, об их поселениях12 и т.д. Другой группой
источников являются воспоминания виднейших деятелей культуры, как
К.Хетогуров, Неверова Я.Л., ВасильеваВ.А. и др. Так же немаловажными
источниками представляются художественные произведения того времени
отражающие атмосферу царившую в Ставрополе на тот момент. Даже используя
знания такого рода, возможно, выяснить какой морально-нравственный уровень
установился в городе далекого прошлого. Под определенным видом источником
стоят вещественные источники, хранящиеся как в Краеведческом музее, так и в
Андреевском соборе г.Ставрополя, которые могут рассказать о многочисленных
событиях и процессах в культурной жизни города такой насыщенной эпохи, как
XIX в.
Хронологические рамки дипломной работы на тему: “Культура, духовная
жизнь и быт ставропольцев в XIX в.”, охватывают период с появления первых
культурных центров г.Ставрополя, как театр, библиотека, училища, семинария,
это 40-е гг. XIXв., по конец XIX в., так как именно на это время приходится
пик расцвета культуры г.Ставрополя.
Территориальные рамки дипломной работы простираются по всей площади
Северо-Кавказского центра культуры в XIX в. – города Ставрополя.



Глава I. Культурная жизнь и просвещение ставропольцев XIX в.
I-I. Театр.
В 40-50-е гг. тон в общественной и культурной жизни края задавал
Ставрополь. К тому времени в губернском центре сложились свои очаги русской
культуры – первый на Северном Кавказе театр, публичная библиотека, училища,
мужская гимназия, появились первые печатные издания.
Театральное искусство провинциальной России развивалось в трудных
условиях. Мысль о создании театра в Ставрополе возникла в 1841г., а к
1842г. было уже построено для него помещение, правда, во многом походившее
на лубочный балаган. Первым содержателем театральной группы был губернский
секретарь Г.П. Яценко.1 Спектакли начались в 1843г., но в первые два года
они большого успеха не имели, и вскоре Яценко оказался не состоятельным.
Тем не менее, театр пользовался широкой известностью. Через два года
местный купец И. Ганиловский выстроил здание, которое, как писали
современники, “может поспорить с многими театрами наших лучших губернских
городов”.2
Кавказская администрация весною 1845г. возбудила вопрос об устройстве
постоянного русского театра в Тифлисе. В связи с этим по предложению
администрации содержателем ставропольского театра, харьковским мещанином
И. Дрейсигом был заключен контракт “для театральных представлений” в
Тифлисе силами ставропольской труппы. Контракт был подписан “директорами
тифлисского театра”, среди которых был князь, генерал-лейтенант русской
армии Александр Чавчавадзе - известный грузинский поэт и общественный
деятель.3
В 1846г. в Ставрополь прибыла из Киевской губернии русская труппа
известного тогда актера и антрепренера К.М. Зелинского.4 Спектакли этой
труппы пользовались большим успехом, их высоко ценили не только
провинциальные зрители, но и столичные критики. Украшением труппы был
лучших провинциальный трагик Н.Х. Рыбаков, ученик великого Мочалова, а
также актеры А.А.Алексеев, П.Г. Рыбакова.
В репертуаре этого года имелось более двухсот драм, комедий,
водевилей. Ставили “Гамлета” Шекспира, “Разбойников” Шиллера, “Горе от ума”
Грибоедова, “Ревизора” Гоголя. В течении трех лет Н.Х. Рыбаков сыграл на
сцене Ставропольского театра свои лучшие роли: Гамлета в одноименной
трагедии Шекспира и Карла Мора в “Разбойниках” Шиллера. Поборник
демократического искусства А.А. Алексеев в те же годы с блеском выступил
перед ставропольскими зрителями в роли Фамусова в комедии “Горе от ума” и
Хлестакова в “Ревизоре”.
Царский наместник на Кавказе князь М.С. Воронцов, учитывая успехи
ставропольского театра, назначил ему ежегодную дотацию в 1200 руб.5
Ставрополь стал одним из театральных городов России. Здесь была не столь
жесткая, как в центре, цензура, поэтому сюда стремились лучшие актеры и
режиссеры. Здесь выступал знаменитый актер, выдающийся комедийный актер
В.И. Живокини. Считалось, что если актер прошел у зрителей Ставрополя, он
смело может играть в любом городе страны. Вот как писал в своих
воспоминаниях о театральной жизни середины XIX в. известный актер Н.Н.
Синельников: “Молодой актер, по обычаю того времени, стремился хоть один
сезон прослужить в ставропольском театре. Публика этого города сыздавна
имела репутацию понимающей, любящей театр и очень требовательной.
В прежние времена Ставрополь был населен бывшими петербургскими
светскими людьми. Это были те офицеры гвардии, которых ссылали на Кавказ,
часто разжалованными в солдаты. Они затем снова получали офицерский чин, но
без права возвращения в столицу. Вот эти-то аристократы поселились в
Ставрополе, и единственным их развлечением был театр. Для этого небольшого
городка антрепренер составлял дорогую хорошую труппу, получая на покрытие
расходов от местных богачей аристократов субсидию”.6
В 60-70-е гг. ставропольский театр был первым на Кавказе. В
ставропольском театре пользовались успехом пьесы Чехова, особенно “Вишневый
сад” и “Дядя Ваня”. Шли так же драмы Шекспира и комедии А.Н. Островского.
По своему репертуару, а порой и по профессиональному мастерству актеров,
губернский театр не отставал от столичных.
В 1910г. театр получил новое здание, которое было построено на
средства крупного купца и промышленника Меснянкина и его брата. Здание это
получило название “Пассаж”. Сообщения о театральных постановках регулярно
печатались в местных газетах, особенно в “Северном Кавказе”.
Приезжали с гастролями и драматические актеры. В ставропольском театре
с успехом выступали актриса Малого театра Г.Н. Федотова.
Кавказ играл большую роль и в музыкальной жизни страны. Горские напевы
вдохновляли российских музыкантов. Важно отметить, что в здании театра
проходили вечера музыки. Они пленяли М.И. Глинку, А.А. Алябьева, М.А.
Балакирева, возглавляющего “Могучую кучку”, куда кроме него входили такие
великие композиторы, как М.П. Мусоргский, А.П. Боролин, Н.А. Римский-
Корсаков. Они были представителями нового течения в русской музыкальной
культуре, использовавшего народные напевы и фольклор в произведениях
“высоких” жанров. Вот почему для Балакирева, как и для многих других
музыкантов, Кавказ был источником вдохновения. Он восторгался черкесским
костюмом, своеобразными ритмами и мелодикой горской музыки.7
Близки и дороги были кавказские места величайшему музыканту XX в.
С.Рахманинову. В Кисловодской филармонии храниться рояль, на котором
Рахманинов играл в свой последний приезд на Кавказ.
В Ставрополе в начале XXв. жил композитор и хормейстер В.Д.Беневский.
В период русско-японской войны он откликнулся на тяжелые поражения русского
флота песней “Плещут холодные волны” на мотив песни “Варяг”, которая тоже
стала народной.

I-II. Библиотека.
В Ставрополе начал функционировать и другой культурный центр, и очаг
просвещения – публичная библиотека. В 1839 г. в Ставрополе открылась
небольшая частная библиотека купца Челахова, но в ней было мало интересных
и полезных книг.
Позже в 1852г. появляется публичная библиотека. Вначале фонд ее
составлял всего 600 книг,1 однако там были прижизненные издания Пушкина,
Лермонтова, Гоголя. Библиотека выписывала 46 наименований периодики, среди
них известные журналы “Отечественные записки”, “Вестник Европы”, “Всемирный
путешественник”, “Русский вестник” и др. Читатели – действительные члены
библиотеки – за право пользования книгами вносили: состоящие на службе - по
одному проценту от получаемого жалования; а купцы и прочие лица – по семи
рублей серебром в год.2 Однако без ежегодных субсидий от городской Думы
библиотека развиваться не могла, и ее становление обеспечивалось поддержкой
местной власти.
Библиотека духовной семинарии в Ставрополе стала основой для
созданного в советское время педагогического института (ныне Ставропольский
государственный университет). В этой библиотеки охраняться ценнейшие редкие
издания старинных книг, особенно местных кавказских периодических изданий и
журналов.
Сельские школы имели, разумеется, библиотеки с более скромными
фондами. Часто учеников снабжали литературой учителя, которые не жалели
денег из своих скромных зарплат на приобретение книг.
В конце XIX в. в Ставрополе было пять массовых библиотек. Одну из них
– бесплатную народную библиотеку им. В.Г. Белинского – открыло “Общество
для содействия распространению народного образования” в г. Ставрополе.3
Торговлей книг занимались две лавки и четыре книжных магазина. Имелись
в Ставрополе и свои типографии, выпускавшие свои книги и газеты.
Расцвету, культуры в губернии помогали и приезжавшие в нее на
жительство или на отдых многие крупные деятели литературы и искусства. Так,
в частности, созданию библиотек в школах губернии помогала жившая несколько
лет в Ставрополе знаменитая украинская писательница Марко Вовчок.4



I-III. Гимназия.
К концу XVIII – началу XX вв. в Ставропольской губернии большое
внимание стали уделять образованию. Так в 1804г. появляется первая школа.
Возникла она по приговору городского общества. Первому учителю Полякову из
общественных средств было назначено жалование 50 руб. в год, кроме того, он
мог собирать с каждого ученика по 1 руб. за обучение “азбуки с букварем”.1
В конце 1815г. школа была преобразована в приходское училище и перешла в
ведение учебного начальства. Обучалось в ней 69 мальчиков. В 1811г. в
Ставрополе открыто уездное училище, в котором насчитывалось всего 25
учеников.2 В 1837г. это училище стало называться – мужская гимназия,
которая играла значительную роль в просвещении населения. В 1839г. в ней
обучалось 129 человек, из них дети дворян и офицеров составляли 75,2%, а
дети купцов – 14,7%, дети мещан и разночинцев – 10,1%. 3
Ставропольская мужская гимназия со временем стала центром образования
для всего Северного Кавказа. В 1842г. в Ставрополе было открыто
подготовительное отделение и создан пансион для горской молодежи; гимназия
начинала приобщать к передовой русской культуре горские и кочевые народы.
Здесь стала формироваться местная интеллигенция, как славянских, так и
коренных народов.
В ставропольской гимназии работали замечательные и прогрессивные
педагоги. В 1850—1861 гг. её директором был Януарий Михайлович Неверов,
выдающийся педагог и просветитель. Выпускник Московского университета, он
был близко знаком со многими выдающимися людьми того времени — В. Г.
Белинским, А. И. Герценом, Н. В. Станкевичем и разделял их взгляды. Неверов
стремился воспитывать у учащихся способность размышлять, работать не
памятью, а умом. При нём в гимназии были созданы два дополнительных класса
— университетский, для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения,
и педагогический, для подготовки учителей. Неверов был сторонником
распространения просвещения среди горских народов. При нём в гимназии
сложилась замечательная традиция: ежегодно проводить конкурс лучших
сочинений на русском языке. Нередко высших наград удостаивались кавказцы.
Так, в 1853 г. высшей награды были удостоены сочинения абазина Адиль-Гирея
Кешева на тему “О сатирическом направлении в русской литературе” и осетина
Тхостов “Кавказ по сочинениям Марлинского, Пушкина и Лермонтова”. Выпускник
Ставропольской гимназии, выдающийся осетинский писатель Коста Хетагуров
посвятил памяти Неверова стихотворение:
Мы шли за ним доверчиво и смело,
Забыв вражду исконную и месть, —
Он нас учил ценить иное дело
И понимать иначе долг и честь...
Он нам внушил для истинной свободы
Не дорожить привольем дикарей...
Большое влияние на воспитанников гимназии оказывала атмосфера
общественной и культурной жизни Ставрополя, которая создавалась под
влиянием тех замечательных людей.
К.Л. Хетагуров писал в 70-х гг. XIXв.: «Ставрополь был в то время
одним из самых культурных городов на Северном Кавказе, и школьное дело было
поставлено там сравнительно хорошо».
Для улучшения просвещения в Ставрополе было создано “Общество для
содействия распространению народного образования”, а для лучшего развития
искусства – “Кружок любителей изящных искусств”, отделение Русского
музыкального общества. Все это говорит о достаточно высоком уровне развития
культуры среди интеллигенции города.
В 70-егг. количество школ стало быстро расти. Так, за 1872г. в селах
Ставрополья было открыто 10 сельских училищ, а за 1873- уже 16 сельских и 6
городских училищ, а всего в губернии стало 74 училища; через год их уже
было 90.4 Если первые училища подчас не имели собственных зданий, а ютились
в церковных сторожках, крестьянских избах (даже семинария и гимназия в
Ставрополе помещались в приспособленных помещениях), то во второй половине
XIXв. Для учебных заведений стали строить специальные здания, часто
создаваемые лучшими архитекторами губернии.
Важно отметить, что к середине XIXв. в Ставропольской губернии
уделялось большое внимание женскому образованию.
В 1838г. жена учителя гимназии Крупье открыла в Ставрополе частный
пансион для воспитания девушек дворянского происхождения. В 1849г. было
открыто среднее учебное заведение – женское училище св. Александры., целью
которого, как говорилось в его уставе, было «воспитание набожных девиц,
хороших матерей семейств, скромных и попечительных хозяек». В начале 50-х
гг. здесь обучалось 100 человек – «благородных девиц и дочерей купцов и
почетных граждан».5 В 1855г. было начато собственного дома для училища,
которое позже стало гимназией. Деньги на строительство пожертвовал
коллежский регистратор Л.Е. Павлов. Этот очень богатый человек много сделал
для развития просвещения, культуры; он завещал свое состояние родному
городу на пользу народного образования и помощи бедным.
В 70-е-80-е гг. Ставрополь был центром просвещения и духовной жизни
всего Северного Кавказа. В его гимназии обучались русские, украинцы,
осетины, армяне, карачаевцы, кабардинцы, абазины и дети других народов
Кавказа. В ней получили образование такие деятели культуры, как Коста
Хетагуров, Адиль-Гирей Кешев, такие борцы за свободу, как Герман Лопатин,
М.Ф. Фроленко, А.Ф. Михайлов, М.И. Бруснев и другие прославившиеся люди,
учащиеся издавали свой рукописный журнал и создавали тайные кружки, читали
запрещенную литературу, готовили себя к просветительской и революционной
деятельности.
В Ставрополе было две женских (позже две мужских и три женских),
казачье юнкерское училище, духовная семинария, епархиальное училище, пять
начальных училищ, три церковно-приходских и одно духовное училище.
Глава II. Православная церковь в жизни ставропольцев в XIX в.
II-I. Ставропольская духовная семинария.

Северный Кавказ одна из древнейших территорий распространения веры
Христовой. Об этом свидетельствуют не только летописи (начиная с Повести
временных лет, рассказывающей о пребывании на Кавказе святого апостола
Андрея Первозванного), но и многочисленные материальные памятники,
относящиеся к первому тысячелетию до Рождества Христова, а также
существование среди местных народов, ныне преимущественно мусульманских,
например, кабардинцев, из древне христианских родов.
Учреждение Ставропольской Духовной Семинарии на Северном Кавказе в1846
г. было закономерным шагом на пути распространения и утверждения Святого
Православия в этом многонациональном и неспокойном регионе России.
Недостаток в образованных пастырях стал ощущаться с момента основания
первых приходов. Особенно печальная ситуация складывалась на окраинах
Кавказской области.
Преосвященный Иеремия (Соловьев) епископ Кавказский и Черноморский
(1843-49), вступив в начале 1843 г. в управление новообразованной
Кавказской Епархией, нашел свою паству не в лучшем духовном состоянии.
Среди населения широко распространялись учения раскольников и сектантов, со
стороны же духовенства не было особенного религиозно-нравственного этому
противодействия по причине малочисленности и малообразованности.
Считая открытие Семинарии в Кавказской епархии делом самой
настоятельной необходимости, Владыка Иеремия, в декабре 1843 г. посылает
пространную докладную записку по этому поводу в Священный Синод. В ней
Преосвященный указывает на отдаленность ближайших к Кавказской епархий
Семинарий (Воронеж, Астрахань и Екатеринослав) и на необходимость
подготовки собственных миссионерских кадров, в том числе, и из
представителей коренных народностей края: как для проповеди Православия
среди местных народов, так и для противодействия сектантам и раскольникам.
Особую помощь в организации Семинарии оказал наместник Кавказа, князь
М. С. Воронцов. Во время своей встречи с Преосвященным Иеремией, выразил
ему свое сочувствие и желание помочь в деле открытия Семинарии. Незадолго
до этого об открытии в Ставрополе Духовной Семинарии перед наместником
ходатайствовал экзарх Грузии митрополит Исидор.
Желая ускорить решение вопроса об открытии Семинарии, Владыка Иеремия,
от лица «неизвестного покровителя», пожертвовал 10000 рублей из личных
сбережений в пользу строительства будущей Семинарии.1
20 июля 1846 г. Постановление Священного Синода об открытии в
Ставрополе Кавказской Семинарии было Высочайше утверждено.
В план учебных занятий, разработанный на основе опыта Тифлисской
Духовной Семинарии, включены были следующие дисциплины: Пасхалия, История
Церкви, Библейская история, Литургика, Геометрия, Алгебра, Риторика,
Поэзия, греческий, латинский и немецкий языки, факультативно, местные языки
(калмыцкий, татарский, осетинский). На низшем отделении, как, впоследствии,
и на двух других (среднем и высшем) обучение составляло двухгодичный курс.
Учебным планом предполагалось шесть учебных дней в неделю, по четыре урока
в день. Рекомендовано было также открыть класс иконописи.
Резолюцией Священного Синода от 23 августа 1846 г. Ректором Семинарии
был определен инспектор Казанской Духовной Академии, профессор богословия
архимандрит Серафим. На должность Инспектора был определен наставник
Тверской Семинарии профессор, магистр богословия, иеррмонах Герасим.2
В сентябре 1846 г. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский,
направил письмо епископу Иеремии, в котором выразил горячую поддержку его
начинаниям. Официальное открытие Кавказской Семинарии состоялось 13 ноября,
в день памяти святителя Иоанна Златоуста. В Приветственном Слове Владыка
Иеремия сказал, что в Святителе Иоанне Златоусте будущие воспитанники
Семинарии «должны видеть идеал пастыря Церкви», «в нем предуказанна цель, к
достижению которой должны быть устремлены все их силы».3
В первый год существования Кавказской Духовной Школы в ней было 5
наставников: Ректор, Инспектор и три преподавателя. На низшее отделение
Семинарии было принято 55 учащихся.4 Воспитанникам вменялось в обязанность
посещение воскресных и праздничных богослужений.
В первые годы своего существования Кавказская Семинария была
поставлена в более благоприятные условия, чем подобные учебные заведения
внутренних губерний: штатные оклады были достаточно значительны,
наставниками были определены люди молодые и энергичные. Кавказская
Семинария была открыта, главным образом, для удовлетворения местных
церковных нужд, здесь получали образование выходцы из Закавказья и
Северного Кавказа: грузины, осетины, абхазцы, калмыки, адыги и другие. Так
Кавказская Духовная Школа служила делу утверждения Православия,
христианской культуры и нравственности в этом сложном, во многих
отношениях, регионе России.
Большое значение для развития Семинарии имела деятельность Святителя
Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, (1857-61). В
1860 г., по его просьбе, Семинарии были выделены 3 дома, находившиеся рядом
с Андреевской церковью (ныне - Кафедральный собор Святого Апостола Андрея
Первозванного). Богослужения здесь совершались по монастырскому уставу:
каждодневное участие в богослужении Святителем определялось как
обязательное для воспитанников школы. В деле воспитания будущих пастырей
Владыка Игнатий был строг, но рассудителен. Мудрый воспитатель, - по словам
Святителя, - «должен более внимания обращать на нравственную сторону
взысканий, развивая в детях и юношах совестливость, как более гарантирующую
их поведение».5
Особое внимание среди светских дисциплин, изучавшихся в Семинарии,
Святитель Игнатий уделял философии и логике. Само же преподавание считал
необходимым доверять лишь «зрелым мужам, изучившим положительные науки,
философию и писания отцов Церкви». В 1861 г. Владыка Игнатий передал в дар
Семинарии 180 томов из личной библиотеки.
В 1871 г. Кавказскую Семинарию посетил с ревизией член Училищного
Совета при Священном Синоде С. В. Керский. Он с положительной стороны
отмечал сам характер учащегося Кавказской школы, «резко отличавшийся от
того оригинального типа, который характеризует семинаристов центральных
губерний... В воспитанниках Кавказской Семинарии нет того горького,
разъедающего чувства недовольства и озлобления, какое обыкновенно
вырабатывает тип бурсака; напротив, в них преобладает довольство настоящим
и спокойный взгляд на будущее. Никаких следов антиправославного направления
в них нет, нет и других грубых пороков, или же последние слишком редки и
исключительны».
Первым зданием, в котором размещалась Семинария, был дом городского Головы,
купца И. Г. Гониловского (ныне — Вечерняя школа-лицей: пр. К. Маркса, 46).
Здесь Семинария находилась до начала 60-х гг. Вторым помещением Семинарии
был дом на Александровской площади купца Я. Н. Крутицкого. Сейчас там
располагается Краевой телерадиоцентр.
29 декабря 1878 г. Указом Священного Синода Преосвященному Герману
разрешено было построить здание для Кавказской Семинарии. В 1880 г., после
Божественной литургии в Андреевской церкви, Преосвященным Германом была
торжественно совершена закладка первого камня здания Кавказкой Духовной
Семинарии. Через три года постройка была завершена. В самом здании был
устроен семинарский храм во имя Святителя Димитрия Ростовского. Ныне здание
Семинарии занимает Ставропольский Государственный Университет, а в храме
Святителя Димитрия Ростовского - спортивный зал.
В 1885 г. на Кавказе были учреждены две новые епархии: Владикавказская
и Сухумская. По причине изменения границ епархии, Кавказская епархия была
переименована в Ставропольскую. Соответственно, и Семинария стала
именоваться Ставропольской.
В 1896 г. Духовная Школа торжественно отметила 50-летие. За полвека
своего существования она действительно стала центром христианского
просвещения на всем Юге России, рассадником благочестия, воспитав множество
достойных пастырей и служителей Церкви, учителей, наставников и других
деятелей, послуживших Отечеству, как на гражданском, так и на военном
поприще.
Некоторые преподаватели Ставропольской (Кавказской) Семинарии известны
своими литературными и учеными трудами. Наиболее известны труды: инспектора
семинарии священника Н. П. Малиновского "Православное догматическое
богословие" (по этой книге и по сей день учатся семинаристы), "Практическое
руководство для пастырей" и "Православная христианская литургика" Ф. Д.
Хорошунова, "Опыт нравственного богословия" и "Введение в православное
богословие" И. Г. Пятницкого. В свое время преподавал в семинарии и
известный северокавказский краевед Г. Прозрите-лев.
Последующие 25 лет своего существования Ставропольская Семинария
действовала под архипастырским руководством Архиепископа Ставропольского и
Екатеринодарского Агафодора. За это время количество церквей и духовенства
в епархии удвоилось.
В связи с революционными событиями в Ставрополе, дважды - с октября
1905 по январь 1906 г., и с ноября 1906 по январь 1907 г. - занятия в
Духовной Семинарии прекращались. По ходатайству владыки Агафодора перед
Священным Синодом, с января 1907 г. занятия были возобновлены.
В 1918 г. Семинария была закрыта большевистскими властями и не плодоносила
28 лет. В 1946 г. (юбилейном) она была открыта вновь. В ноябре 1946 г.
преподавателей и первых 12 студентов возрожденной Духовной Школы
приветствовал Владыка Антоний (Романовский).6 Ставропольская Духовная
Семинария в суровые послевоенные годы в богоборческом Советском Союзе была
первой возрожденной Духовной Школой в которой
нашли приют маститые преподаватели дореволюционных Академий Русской
Православной Церкви. Ректором семинарии был назначен протоиерей Иоанн
Богданович, кандидат Богословия Московской Духовной Академии, инспектором -
Александр Иванович Преображенский, также кандидат Богословия.
Семинария разместилась в помещениях, прилегающих к Крестовоздвиженской
(тогда кафедральной) церкви г. Ставрополя. Церковный Устав, Литургику,
Церковную историю и Священную историю Ветхого Завета вел отец Ректор;
Катехизис, Сравнительное и Догматическое богословие читал кандидат
богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии И. А. Самойлович;
Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, греческий язык - Петр
Николаевич Евладов; славянский язык и церковно-славянское чтение - кандидат
богословия Павел Сергеевич Харламов; Раскол и сектантство - Иван Иванович
Зеленицкий; Основное и Нравственное богословие - кандидат богословия Санкт-
Петербургской Духовной Академии архимандрит Амвросий (Богданов). Ректор
семинарии протоиерей Иоанн Богданович одновременно был настоятелем
Крестовоздвиженской церкви. В 1950 г. состоялся первый выпуск возрожденной
Ставропольской Духовной Семинарии. В этом г. ее окончило 10 человек.7
В 1953 г. Ставропольскую Духовную Семинарию окончил наш Владыка Ректор
Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон. В 1947 г. Владыка,
тогда Александр Докукин, напутствованный мамой, блаженнопо-чившей старицей
Матроной, поступил в Семинарию.
Всего 14 лет просуществовала семинария после своего возрождения. В
1960 г. ее закрыли вновь. Но за эти четырнадцать лет она дала Церкви около
200 священнослужителей, многие из которых и по сей день плодотворно
трудятся на Ниве Христовой.8 Из стен Ставропольской семинарии того периода
вышло четыре архипастыря: ныне здравствующие маститый кандидат богословия,
митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, епископ Пензенский
Серафим. И покойные - архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген
(Орехов) и архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний).
Весь мир знает имя протоиерея Иоанна Белевцева, профессора Санкт-
Петербургской Духовной Академии, доктора церковной истории. Одним из первых
окончил он Ставропольскую Духовную Семинарию. Там же в Санкт-Петербурге
трудится профессор протоиерей Богдан Сойко, выпускник Ставропольской
Духовной Семинарии 1960 г., а ныне благочинный патриарших приходов в
Финляндии, настоятель Свято-Никольского собора в Санкт-Петербурге. Добрым
подвигом подвизается в Свято Троице-Сергиевой Лавре всемирно известный
регент патриаршего хора, профессор Московской Духовной Академии архимандрит
Матфей (Мормыль). Другой выпускник Ставропольской Духовной Семинарии -
протоиерей Николай Дмитриев - активно трудится на внешне-церковном поприще.
Ответственное послушание несет в Грузинской Церкви протоиерей Михаил
Диденко. В приходах многих епархий и поныне добросовестно и неутомимо
трудятся послевоенные выпускники Ставропольской Духовной Семинарии. Среди
них бывшие офицеры, участники Великой Отечественной войны протоиереи отец
Василий Афонин, отец Илья Воронин, а также труженик и подвижник веры
протоиерей отец Петр Сухоносов, благочинный церквей Ингушетии, ныне
томящийся в чеченском плену.
К 1000-летию Крещения Руси трудами покойного архиепископа
Ставропольского и Бакинского Антония (Завгороднего, 1975-89) впервые в
Советском Союзе после хрущевских гонений в Ставрополе было открыто Духовное
Училище. 16 февраля 1989 г. состоялись вступительные экзамены, а 20 февраля
начали занятия двадцать первых студентов. Сначала занятия велись в здании
Архиерейских покоев (ул. Краснофлотская, 6). Первым Ректором возрожденного
Духовного Училища был назначен кандидат богословия протоиерей Петр Савенко,
выпускник СтДС 1960 г. Новый учебный год студенты Училища встретили в
специально отстроенном трехэтажном здании с храмом в честь Святителя
Игнатия (Брянчанинова), епископа Ставропольского.
В январе 1990 г. на Ставропольскую кафедру назначен митрополит
Новосибирский и Барнаульский Гедеон. В праздник Сретения Господня Владыка
отслужил Божественную Литургию в своем Кафедральном Соборе и объявил о
возрождении в Ставрополе Духовной Семинарии, и пожертвовал семинарии 1000
томов из личной библиотеки и 45 тысяч рублей личных сбережений. Эта
радостная весть сразу же разнеслась по всем концам огромной епархии.
День 15 февраля 1990 г. вошел в историю, как день третьего возрождения
Ставропольской Духовной Семинарии. Первым Ректором возрожденной
Ставропольской Семинарии стал сам Владыка Митрополит Гедеон. Проректором
Семинарии был назначен кандидат богословия протоиерей Павел Рожков. Немного
позднее Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным
Синодом Ректором семинарии был назначен доктор теологии, профессор,
архимандрит Макарий (Веретенников).
В 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод назначили
Ректором Семинарии архимандрита Евгения (Решетникова ныне епископ). В
течении двух с половиной лет отец Евгений неустанно трудился на благо
Ставропольской Духовной Школы. В этот период значительно возросли
качественный уровень и количественные возможности библиотеки, был
упорядочен учебный процесс и воспитательная работа с учащимися. Заботами
архимандрита Евгения была учреждена газета СтДС - «Православное Слово». В
1994 г. определением Святейшего Патриа

Новинки рефератов ::

Реферат: Наследственное правоприемство по Российскому гражданскому праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: Дизель-электрическая подводная лодка (Технология)


Реферат: Теория вероятности и математическая статистика (Математика)


Реферат: Анализ систем специального образования в США, Великобритании, Швеции, России и Голландии (Педагогика)


Реферат: Массовые репрессии и политические процессы 20-х 30-х годов (История)


Реферат: Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир (История)


Реферат: Внешние устройства ПК. Функциональные возможности. Основные характеристики (Программирование)


Реферат: Общество с ограниченной ответственностью (Право)


Реферат: Научно-техническая продукция (Маркетинг)


Реферат: Радиационная защита предприятия. Обеспечение устойчивой работы предприятия в условиях радиоактивного заражения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Современные теории лидерства (Менеджмент)


Реферат: Блок управления двигателем на МК (Программирование)


Реферат: Витамины В12 и В15 (Химия)


Реферат: Алмазные пленки (Радиоэлектроника)


Реферат: Основы теории информации (расчеты) (Компьютеры)


Реферат: Гражданское право в системе права – соотношение частного и публичного (Гражданское право и процесс)


Реферат: Excel97 (Программирование)


Реферат: Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества (Философия)


Реферат: Колективний договір (Право)


Реферат: ТНК INTEL в цифрах и фактах (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист