GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура Ацтеков (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Ацтеков (Культурология)



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ



Кафедра философии и истории
КУРС «Культурология»



Реферат

Тема: Культура Ацтеков



Выполнил: студент И-2-8
Кухарь А.А.
Принял: Крестьянова . .



Кинель 2001 год

Содержание

1. Вступление. Из истории цивилизаций Америки
2. Мексика – страна и люди
3. Ацтеки
3.1. Общественное устройство
и религиозные представления ацтеков
3.2. Письменность ацтеков
3.3. Ацтекский календарь
4. Заключение



1. Вступление. Из истории цивилизаций Америки
Когда 8 ноября 1519 г. испанский авантюрист Эрнандо Кортес вместе с шестью
сотнями воинов вступил на землю столицы ацтекского царства, это стало
открытием новой, неизвестной европейцам цивилизации. Впервые в истории
великих открытий прошлого человек христианского Запада столкнулся не с
остатками чужой цивилизации, а с самой этой цивилизацией во плоти и крови.
Не прошло и года, как царь ацтеков — Монтесума — был мертв, а блистательный
город Теночтитлан разрушен. Кортес не просто разрушил варварско-языческую
державу, он обезглавил целую цивилизацию. Дальнейшие исследования показали,
что цивилизация ацтеков сама была наследницей более древних культур —
тольтеков, сапотеков, майя, живших примерно в одних и тех же местах, но в
разные эпохи.
Задолго до майя на мексиканском побережье Центральной Америки уже
существовали высокоразвитые цивилизации. С севера район распространения
этих культур ограничивала пустыня, на юге он простирался далеко за границы
теперешней Мексики, вплоть до Никарагуа. Южнее жили примитивные племена
индейцев. Природа этого района поражает своим разнообразием: покрытые
снегом горы с вулканическими вершинами, равнины с реками и тропическими
лесами, каменные плоскогорья, базальтовые скалы. В каждой из этих
местностей складывался своеобразный стиль жизни, однако все племена
объединяло единое культурное поле. Их далекие предки пришли, как
предполагают ученые, из Сибири и с Аляски во времена, когда Берингова
пролива еще не существовало; по пути к ним присоединялись племена индейцев.
От европейских, азиатских и африканских народов американский континент
отделяли великие океаны, поэтому развитие культуры мексиканских племен
носило вполне самостоятельный характер.
Железо и сталь этим племенам не были известны, и даже бронза не
употреблялась ими для изготовления орудий труда и оружия. Наконечники стрел
и копий делались из кремня или обсидиана. Торговля была меновой, монет не
существовало. Принцип колеса не был известен, да и не было домашних
животных, обладавших достаточной силой, чтобы тянуть повозки. Древние
американские племена не знали плуга. Лошади, коровы, овцы, свиньи и козы
были завезены сюда из Старого света европейцами. Гончарный круг также не
был известен. Земля, однако, была плодородной. Тыква, кукуруза, бобы,
картофель, помидоры, папайя и авокадо произрастали в изобилии.
Возделывались какао и табак. Из различных растений изготавливались
одурманивающие напитки.
Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению культуры ацтеков, скажем
несколько слов о культурах племен, им предшествовавших.
Ла-Вента. Культура ольмеков. Еще в XIII в. до н. э. на побережье
Мексиканского залива в районе Ла Венты существовала древнейшая культура,
получившая название культуры ольмеков. Ее расцвет приходится на VIII—IV в.
до н. э.
Ольмеки были искусными строителями. Они воздвигали пирамиды и
монументальные лестницы из земли и щебня и покрывали их толстым слоем глины
и гипса. Прекрасные образцы монументальной скульптуры ольмеков — гигантские
изваяния человеческих голов из базальта. Сохранилось также множество
украшений из нефрита и рельефов на алтарях, стелах и саркофагах.
Отличительная черта пластики ольмеков — стилизованные маски ягуара. Ученые
предполагают, что это животное было божеством ольмеков, покровителем полей
и земледельцев. Впрочем, ягуароподобный облик имели все основные божества
ольмеков. Влияние культуры ольмеков ощущается в последующих цивилизациях
Центральной Америки.
Теотиуакан. Около 300 г. до н. э. высоко в горах возникла самобытная
культура Теотиуакана (это место находится в 30 км от современного Мехико),
города, «в котором приносятся молитвы богу». В период своего наивысшего
расцвета, в первые века н. э., в этом городе-государстве жило около 40
тысяч человек. Сравнительно недавние исследования показали, что большая
часть населения Теотиуакана относилась к языковой группе нахуа, т. е.
этнически была родственна тольтекам и ацтекам. Город был спланирован строго
геометрически. Внутренние стены многих домов покрывали фрески, нанесенные
красками, состав которых (кроме лазурита и обсидиана) современной науке
неизвестен. Вдоль двухкилометровой, выложенной камнем дороги — «Дороги
смерти» — стояли многочисленные святилища, в том числе пирамиды Солнца и
Луны — колоссальные строения, не уступающие по своим размерам знаменитым
гробницам фараонов. Пирамида Солнца вздымалась ввысь более чем на 60
метров. Каждая сторона ее основания имела в длину более 200 м. Лунная
пирамида была несколько меньше. Рядом с ними стояла пирамида-цитадель, в
которой должен был жить дух одного из трех главных божеств — творца мира и
человека, владыки стихий бога Кетцалькоатля (его имя означает «змея,
покрытая зелеными перьями»). Фризы и цоколь этой пирамиды были покрыты
рельефами с изображением змей, сбросивших старую кожу. Миф о Кетцалькоатле
повествует, что имя свое этот бог получил после того, как однажды вместо
сброшенной змеиной кожи надел оперение птицы кетцаль. Вероятно, в VII или
VIII вв. н. э. город Теотиуакан постигла катастрофа, о чем свидетельствуют
следы грандиозного пожарища, открытые при раскопках.[1]
Культура майя существует примерно с V в. до н. э. Многие ученые различают
ее классический период — Древнее царство, расцвет которого приходится на IV-
V вв., а упадок на VIII-IX вв. н. э. — и постклассический период — Новое
царство (X—XVI вв.) Таким образом, майя достигли наивысших успехов в
области культуры и политики за несколько столетий до того, как испанцы
высадились на восточном побережье их страны. Время же расцвета культуры
ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера в XIII в., — XIV-XVI вв. н. э.
Племена майя жили на полуострове Юкатан, на территории современных Мексики,
Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. В культуре земледелия тогда еще не было
практики вывозить навоз на поля. Поэтому почвы быстро истощались, и
земледельцам приходилось выжигать в джунглях новые места под посевы. В
Европе эта система называлась подсечным земледелием.
Города Юкатана были религиозными центрами; в них на вершинах ступенчатых
пирамид находились храмы. Религия играла в жизни майя очень большую роль.
Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии, медицине,
математике, архитектуре и строении дорог. Майя имели очень точный
календарь, хотя и не располагали телескопами и другими специальными
устройствами для наблюдения за небом.
Гибель древнего царства майя. Почти шесть столетий продолжался период
расцвета культуры майя, но примерно в VIII—IX вв. цивилизация майя начала
приходить в упадок. По одной из гипотез, майя по неизвестной причине
покинули свои города и переселились на север, на полуостров Юкатан. Дворцы
и храмы пришли в упадок, и джунгли поглотили их. Новое царство майя
возникло на новой основе на севере Юкатана.
Существуют различные гипотезы, объясняющие это событие. Согласно одной из
них, в Х в. на народ майя напали пришельцы с запада, тольтеки, предводитель
которых — Кукулькан (Пернатая змея) — считал себя воплощением бога
Кетцалькоатля. (Позже это историческое лицо соединилось в представлениях
индейцев с мифологическим одноименным персонажем.) Исторический Кукулькан
завоевал Юкатан и основал свою резиденцию в городе Чичен-Ице, ранее
построенном майя.
Тольтеки принесли на землю майя новые элементы культуры, отстроили заново
столицу и возвели множество храмов: богов было много, и каждому нужен был
отдельный храм.
Пришельцы не возделывали полей и жили за счет эксплуатации народа майя. Так
продолжалась до 1528 г., когда Юкатан был завоеван испанцами.
Если культура майя ко времени испанского завоевания миновала наивысшую
точку своего развития, то тольтеки, обитавшие в горах, ко времени
испанского завоевания еще находились на восходящей линии развития своей
культуры.
Государство тольтеков находилось в центре современной Мексики. Его столица
Тула (Толлан) располагалась недалеко от современного Мехико. Пятый
правитель тольтеков Цеакатль-Топльцин короновался в 977 г. в одном из
храмов Тулы как священный император, присланный самим богом Кетцалькоатлем.
Изображался он в виде змеи или бородатого человека в маске. Поэтому, когда
в XVI в. бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье
в год, посвященный Кетцалькоатлю, ацтеки приняли испанцев Кортеса за
вернувшегося бога.
Новая волна воинственных племен с Запада достигла Мексики в XII в.
Пришельцы разрушили Тулу и другие города. Племена, еще только выходившие из
стадии варварства и лишь отчасти цивилизованные, раздробили единое
государство тольтеков на ряд племенных государств и во главе каждого
поставили своих вождей.



2. Мексика – страна и люди
Плоскогорье в окружении величественных гор — вот две географические формы,
определяющие характер страны под названием Мексика. Типичный пейзаж
Кордильер — это беспорядочные, причудливые формы земной поверхности. За
прибрежными полосами различной ширины вздымаются высокие краевые горы:
Западное Сьерра-Мадре, достигающее 3000 метров и прорезанное глубокими
ущельями, и Восточное Сьерра-Мад-ре, где находится пик Орисаба — высочайшая
вершина Мексики. Между этими мощными горными цепями расстилается
мексиканская возвышенность с плодородными равнинами, которые имеют наносный
характер и разделяются горными цепями и отдельно стоящими горами.
На юге Центральное плато ограничено величественной горной цепью
вулканического происхождения. Покрытые снегом вершины погасшего вулкана
Истаксиуатль (5286 м), действующего вулкана Попокатепетль высотой 5453 м,
обоих вулканов Колима, а также Невадо-де-Толуко (4578 м) являются символом
Мексики. По ту сторону глубокой складки долины Балса вновь вздымаются горы,
простирающиеся до сужения в районе Техуантепека. Восточнее начинается
центральноамериканский участок Кордильер, в основании которых
обнаруживаются весьма различные геологические структуры.
Несмотря на то, что добрая половина страны лежит в зоне тропиков, высота
над уровнем моря определяет климат в большей степени, чем географическая
широта. Благодаря пассатам на восточном побережье выпадает очень большое
количество осадков, и на фоне этого ландшафта, отличающегося пышной
вегетацией, уже в древние времена возникли высокоразвитые индейские
цивилизации ольмеков, тотонаков и ацтеков. Значительно менее гостеприимно
западное побережье, представляющее собой лишь узкую прибрежную полоску. Для
центральной возвышенности внутри страны характерны весьма различные формы
растительности. Области, напоминающие пустыню, где хорошо растут лишь
кактус, мескито и шалфей, сменяются густыми сосновыми лесами и зонами с
весьма обильной растительностью. Однако действительно плодородные области,
в которых возможно земледелие, встречаются относительно редко. Они были
заселены с древних времен, в том числе и долина Анагуак, колыбель культуры
ацтеков. Здесь хорошо произрастала кукуруза, служившая основным продуктом
питания, росла агава, которая давала текстильные волокна и сироп для
хмельного напитка пульке. Из воды внутренних соленых озер добывали соль,
столь популярный предмет торговли, игравший большую роль, в жизни всех
народов, употребляющих в пищу зерновые культуры.

1. Ацтеки
3.1. Общественное устройство и религиозные представления ацтеков
В эту высокогорную долину в год Оте-Acatl, что означает «Два тростника», а
согласно христианскому летосчислению — в 1168 году пришли ацтеки, или, как
они сами себя называли, теноча. Они были кочевниками и представителями той
же языковой группы, что и тольтеки, народ старой культуры, который населял
долину Анагуак до теноча и создал себе нетленный памятник — город
Теотиуакан. Теноча считают себя выходцами из легендарной страны Ацтлан,
почему испанцы позднее и назвали их ацтеками. Их страна также называлась
Мексикой по имени героя племени. Однако точное происхождение ацтеков и
{первопричины создания их столицы Теночтитлана, нынешнего Мехико, остаются
неясными. Теночтитлан, заложенный на острове на озере Анагуак, ведет начало
от 1370 года, когда теноча построили первый храм и отметили это в своих
иллюстрированных хрониках.
(Офицер армии Кортеса, чье имя осталось неизвестным, — его цитируют,
называя «неизвестным завоевателем» — описал грандиозное впечатление,
которое город произвел на европейцев:
«Великая столица Теночтитлан стоит на соленом озере, причем не точно в
центре его, а ближе к западному берегу, так что ее дома подходят к суше на
расстояние четверти часа пути. Она, очевидно, имеет в окружности от двух с
половиной до трех миль, и большинство тех, кто видел ее во время
завоевания, оценивает число жителей на тот момент примерно в 300 000
человек, живших в 60 000 домах. По дамбам с суши в центр города ведут три
мощеные дороги, каждая шириной более тридцати шагов.[2]
Самая длинная из них прорезает озеро на протяжении двух миль. Северная и
южная дамбы соединяются в центре города, так что их следует считать единой
дорогой. Третья имеет протяженность по воде лишь четверть мили, однако еще
па три четверти мили вдается в сушу, и по ней с этого расстояния к городу
идет водопровод, подающий прекрасную питьевую воду. Ее источник находится
на холме под названием Чапультепек («Гора саранчи»), у подножия которого
вода вначале стекает в глубокий пруд, а оттуда в город. В городе красивые,
широкие улицы, среди которых две или три могут считаться главными. Все
остальные подходят к вымощенным кирпичом берегам каналов, которые проходят
во всех направлениях по всем кварталам, так что жители от своих домов могут
всюду добраться и по суше, и по воде. Последнее происходит с помощью лодок,
которые изготавливаются из выдолбленных стволов деревьев. Среди них
встречаются лодки такой величины, что в них могут удобно расположиться пять
человек. Часть переулков города представляет собой каналы, так что здесь
можно попасть в дома лишь на лодке. Подобным же образом построены и другие
поселения на озерах и на островах пресноводного озера.
В городе были и по-прежнему имеются весьма красивые и большие площади, на
которых идет торговля всем необходимым для жизни. Наиболее крупной из них
была так называемая Тианквис, примерно в три раза больше самой большой
площади Саламанки. Она была окружена проходами с колоннами. Сюда ежедневно
приходило 20—25 тысяч человек, чтобы покупать и продавать, а на большие
базары, происходящие каждые пять дней, даже 40—45 тысяч человек.
В Теночтитлане было множество больших и великолепных храмов, где
поддерживался культ идолов, которым поклонялись в стране, и совершались
человеческие жертвоприношения. Главный храм представлял собой великолепное
сооружение огромных размеров. На его территории мог бы разместиться
небольшой город. Окружавший его обширный двор имел четверо главных ворот.
Каждые — своего рода крепость, полная всевозможного оружия и снаряжения.
Все четверо вместе взятые напоминали арсенал правителя.
В городе имелся гарнизон, насчитывавший 10 000 человек, сплошь отборные
воины, личная охрана правителя, которая повсюду сопровождала его, а также
поддерживала спокойствие и порядок внутри города и в его окрестностях.
Представители знати имели большие, красивые дворцы с обширными роскошными
садами. Я четыре раза был в одном из таких дворцов и каждый раз ходил по
нему до изнеможения, но так и не осмотрел всего. Все эти дворцы были
построены таким образом, чтобы просторные покои и залы окружали двор. Я
видел зал, в котором размещались более 3000 человек, а на его плоской крыше
могли бы разъезжать 30 всадников.»
Сам город имел вытянутую форму. В центре его стояли большой храм и дворцы
правителя и наиболее знатных вельмож.
История молодого государства, основу которого составляет обложение данью,
отмечена войнами и грабительскими набегами. Расцвет города-государства
происходит в союзе с соседними приозерными городами Текскоко и Тлакопаном.
Лишь при Монтесуме I (1440—1469) этот тройственный союз сменился гегемонией
Теночтитлана. При Ауитцотле (1486—1502) сфера власти ацтеков
распространилась на Центральное плато. Этот воинственный властитель
подчинил и племена, жившие на побережье Атлантического и Тихого океанов, и
территории, расположенные между Колима и Акапулько. Во время своих военных
походов он доходил даже до границ земель могущественных майя. Его потомок
Монтесума II покорил и страну миштеков, так что в течение каких-нибудь
восьмидесяти лет возникла великая империя ацтеков, сфера власти которой
распространялась почти на всю территорию сегодняшней Мексиканской
республики.
Властители, носившие титул тлатоани (тот, кто говорит), избирались Советом
четырех. Форма правления вначале представляла собой скорее олигархию,
однако одновременно с расширением сферы власти политическая структура
империи превратилась в своего рода восточную деспотию. Каждая семья входила
в сообщество землепользования, несколько семей составляли род, и весь народ
теноча насчитывал 20 таких родов. Собрание глав родов выдвигало из своей
среды четырех мудрецов в качестве советников властителя. Эти тетрахи
существовали как своего рода курфюрсты. Таким образом, властители не могли
апеллировать к праву первородства, а избирались Советом четырех из числа
братьев предыдущего властителя или его племянников. Впрочем, к тому
моменту, когда в страну пришли испанцы, власть тлатоани значительно
уменьшилась, и обнаруживались все черты абсолютизма. Монтесума II, «Гневный
господин», хоть и избранный, как и его предшественники, обладал единоличной
командной властью высшего военачальника и главы государства и одновременно
был верховным жрецом. Жизнь при дворе властителя регулировалась
церемониалом, полным всевозможных ухищрений.
Жить в городе имели право только представители высшего слоя. Простонародье
жило в пригороде или в долинах между скалами. Кроме крестьян в обществе
ацтеков были и рабы – порабощенные иноплеменники. Каждый ацтек должен был
обязан иметь личное оружие и уметь хорошо им пользоваться.[3]
На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение
искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с
помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов,
кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, масленичные культуры,
хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке. Ремесла
(обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от
земледелия и достигли высокого развития. Орудия делались из камня, главным
образом из обсидиана. Металл (медь, золото) шел на изготовление украшений.
Города имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли
между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом
народных собраний.
У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности.
Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными
монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом
или дворцом на усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико).
Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатурились;
помещения располагались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий
украшались рельефами, росписями, узорной кладкой. Монументальная культовая
скульптура - статуи божеств, орнаментированные алтари - поражает
грандиозностью, тяжеловесностью. Особенно выразительны небольшие каменные
или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде
архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с
изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли
украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы
из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

3.2. Письменность Ацтеков
Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались
ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные
полоски, складывавшиеся в виде ширмы. Определенной системы расположения
пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и
вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних
"строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности:
знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так
называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl
изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического
характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки,
особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания,
прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы
существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.[4]

3.3. Ацтекский Календарь
Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памятник ацтекской
скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м,
вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной
части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли
символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени.
Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее
антропологии. Ацтекский календарь (calendario azteca) - система
летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем майя. Основу
ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание 260-дневной
ритуальной последовательности (так называемого священного периода или
тональпоуалли), состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного
(20 дней, обозначались иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-
дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней).
Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя,
дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам. Большое
ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по истечении 52-
летних циклов.

4. Заключение
Монтесума II расширил сферу власти своего народа в гораздо более обширных
пределах, чем его предшественники; он, по-видимому, обложил данью 371
город. Покоренные города сохраняли независимость правления. Ацтекские
гарнизоны находились лишь в стратегически важных точках, а сеть пунктов
эстафетного курьерского сообщения служила для связи со столицей. Отдельные
города, например, Тласкала, даже сохраняли полный суверенитет в рамках
империи.
У ацтеков существовал обычай культового. Ежегодно на жертвенных камнях бога
войны Уицилопочтли, расположенных на высоте орлиного полета, они умерщвляли
тысячи жертв. Лишь при освящении крупного храма в Теночтитлане были
принесены в жертву 20000 человек. В день празднеств во славу богини маиса
на центральной площади города десять девушек исполняли ритуальный танец, во
время которого им, одной за другой, отсекали головы, что должно было
сделать удачной уборку маиса. Во время религиозной церемонии во славу бога
дождя Тлалока на площадь выводили детей 5—8 лет и при стечении народа
пытали их; слезы детей символически изображали дождь: чем больше детских
слез, тем больше будет долгожданного дождя. Порабощенные города также были
обязаны в качестве дани посылать в храм своих сыновей и дочерей. Чем дальше
расширялись границы империи, тем большим становилось число его врагов. Для
того, чтобы объединить всех противников Теночтитлана, необходимы были лишь
внешний толчок и личность Кортеса.
Для того чтобы объяснить причину поразительных успехов испанцев, следует
упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое коренится в религии
индейцев, а именно в вере в «белых богов». Боевой дух воинственного народа
ацтеков, направленный против европейских пришельцев, сдерживался их
собственной верой. Роковые предзнаменования возвещали близкий конец света и
повергали ацтеков в трагический пессимизм. В год Се-Acatl («Первого
тростника») в Туле родился Кетцалькоатль, которому суждено было стать
героем культа, распространенного во всей стране. Странным является то, что
Кетцалькоатль, которого вскоре стали почитать как бога, по-видимому, носил
бороду и имел светлую кожу; одним из его символов считался крест. Согласно
преданию, Кетцалькоатль отплыл на запад к побережью далекого Тлапаллана,
дав перед этим обещание вернуться в год Св-Acatl. Теперь ацтеки,
исполненные страха, упорно ожидали предсказанного возвращения короля
жрецов, который должен был положить конец кровавому правлению богов. По
ацтекскому календарю, построенному на 52-летнем цикле, год «Первого
тростника» мог соответствовать в христианском летосчислении лишь годам
1363, 1415, 1467 или 1519. Поэтому, когда в 1519 году Эрнан Кортес
высадился на побережье Мексики, индейцы явно сочли его возвратившимся
Кетцалькоатлем. Этим также объясняется суеверный страх Монтесумы, который
никогда не мог решиться на сопротивление армии христиан.
13 августа 1521 года назрел момент для штурма города. Кортес еще раз
обратился к индейцам с предложением сдаться, которое опять было отвергнуто.
Тогда испанцы и их союзники перешли в наступление по всем направлениям и,
ведя ожесточенные бои, ворвались в город. Началась битва за каждый дом, и
лишь постепенно, прочесывая каждую улицу, завоеватели сумели подавить
сопротивление. Борьба за Теночтитлан завершилась.
Согласно данным Кортеса, в боях и в результате голода и эпидемий погибло 70
000 мексиканцев, более половины населения города. В других источниках,
например, у индейского историка Истлилсочитля, преемника короля Тескоко,
приводится цифра 24 000. Точная численность потерь испанской стороны также
не установлена; по крайней мере 100 человек попали в плен и были принесены
в жертву языческим богам, примерно столько же погибло. Потери союзников
приближались к десяти тысячам.[5]
Когда-то цветущий город-остров Теночтитлан являл собой столь ужасную
картину разорения. Глава ацтеков Куаутемок во время бегства попал в руки
испанцев и, закованный в цепи, предстал перед победителями. Последний
правитель ацтеков умер позорной смертью на виселице 28 февраля 1525 года.
Тогда же испанцы захватили всю страну, и начался ее грабеж. Так было
прервано развитие многовековой истории культуры индейцев Центральной
Америки. Но память о ней жива. В народных преданиях сохранились многие
древние обычаи индейцев, еще живы люди, которые знают старинный календарь и
соблюдают старинные обычаи. Ацтекский язык (науатль) используется в
начальной школе, на нем издаются учебники, специальная литература для
чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др.). Сегодня в Мексике нет
памятника, который напоминал бы об испанском завоевателе, в то время как
его противника, индейца Куаутемока, в стране чтут.



Список литературы

1. С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры.
М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998.
2. Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-
Дону, “Феникс”, 1997.
3. Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962.
-----------------------
[1] С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М.,
Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 262)
[2] Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-
Дону, “Феникс”, 1997. (стр. 221)
[3] С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М.,
Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 271)
[4] Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962. (стр. 98)
[5] Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-
Дону, “Феникс”, 1997. (стр. 286)

-----------------------
Знаки двадцати дней ацтекского месяца







Реферат на тему: Культура Византии


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ



РЕФЕРАТ

по культурологии



Тема: Культура Византии



Выполнил: ??????????????
Проверил:
Оценка:



НОВОСИБИРСК

2002

СОДЕРЖАНИЕ


Введение
Образование великой империи.
Рождение новой идеологии.
Империя в опасности. Натиск арабов.
Подъем Византийского государства. Расцвет культуры в ХI-ХII веках.
Заключение.



ВВЕДЕНИЕ

Византийское государство возникло на рубеже двух эпох –крушение
поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было
вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные
области Римской империи отличались более высоким уровнем развития
экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые
формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на
Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило
императора Константина перенести политический центр на Восток.
В 324-330 гг. Константин основал новую столицу империи, названную по
его имени Константинополем. На европейском берегу Босфора, на высоких
холмах, где некогда была расположена древняя мегарская колония Византии, с
поразительной быстротой вырос огромный город, укрепленный с суши и моря
непреступными стенами. Константинополь господствовал над проливами Босфор и
Дарданеллы, контролировал торговые и военно-стратегические пути из Европы и
Азию, из Эгейского моря в Черное. Древний Византий позднее дал название
всей империи, но сами византийцы называли себя римлянами -по-гречески
ромеями, а столица империи долгое время носила гордое название Новый Рим.
Окончательное разделение Римской империи официально произошло в 395г.,
после смерти императора Феодосия.
Смещение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на
общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи,
культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим
историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и
Запада.
Территория Византии превышала 750 тыс. кв. км. Это были преимущественно
области с высокой земледельческой культурой. Здесь издавна выращивали
зерновые, разводили оливковые рощи и виноградники.
На степных просторах Сирии, Палестины, Киренаики, а также на
плоскогорьях и высокогорных лугах Малой Азии и Балкан было развито
скотоводство.
Византия была богатой и природными ресурсами. Империя располагала залежами
серебра и золотом, медь добывалась на Балканах.
В ранней период этнический состав населения Византийской империи
отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть ее населения
составляли греки и эллионизированные местные народности. Греческий язык
стал самым распространенным, а греки - фактически господствующей
народностью.
Своеобразие общественного развития Византии ярко проявилось в области
правовых отношений. В отличие от других стран средневекового мира Византия,
особенно в ранний период своей истории, оставалась государством, где
сохранялось единое и обязательное для всего населения империи действующее
право. В основу законодательства этого времени были положены лучшие
достижения римской юридической мысли. В нем была завершена разработка
римской теории права, получили окончательное оформление такие теоритические
понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, уточнено различие между
частным и публичным правом, определены основы регулирования международных
отношений, нормы уголовного права и процесса



1.Образование великой империи

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым
процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в
тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом
греко-римских традиций.
Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко
противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания
идеологии византийского общества, оформления системы христианского
мировозрения. Христианство впитало в себя многие филосовские и религиозные
учения той эпохи. ВIV-Vвв. в империи развернулись ожесточенные философско-
богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о
месте его в Троице. В этих спорах уже очень рано проявились различия в
философской направленности Востока и Запада в рамках одной
мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти
разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной –
православной и западной – католических церквей.
В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой
степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием.
Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых
мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий
Назианзин, Роман Сладкопевец.
В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура
выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его
грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с
христианством.
Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым
писателем и поэтом
Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман
Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления,
искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит
первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию
народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.
VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков
этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий –
блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и
придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он
совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях
королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои
огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические
сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в
глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи
и ее правителя.


2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей
художественной культуре византийского общества. В VI – VII в. византийские
художники сумели не только впитать многообразие влияние Востока и
античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в
искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный
художественный центр средневекового мира.
Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом
развития архитектуры.
Непревзойденным шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537
гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом
с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм
стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней
христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея
грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При
Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен
огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало
торжественной пышностью и изысканным интерьером. Великолепие храму
придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль
центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были
покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом
света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение
самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и
драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола –
все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства
собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу
Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы
художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей
дальнейшей истории византийского искусства.
В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм
12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно
поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий,
элегантность декора храм св. Виталия в Равенне.
Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж
много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и
богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению,
многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, и
чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время
поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система
акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане
была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец,
украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после
завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее
«Тысяча и одна колонна». Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв.
Константинополь - Новый Рим украсился дворцами императоров и домами знати.
На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец - целый
комплекс роскошных зданий - превосходный архитектурный ансамбль дворцов с
парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами.
Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни,
был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна
из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.
Мировое признание в средние века получили произведения художественного
ремесла и прикладного искусства Византии - изумительной красоты ювелирные
украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой
кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками
шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы,
светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой
пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время
оставались законодателями вкусов.

3.Империя в опасности. Натиск арабов.

VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая
внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя
переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока —со
стороны могущественного Арабского халифата. В 634—640 гг. арабские войска
покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили
армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали
Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за
Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления. К 642
г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры,
для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних
владений в Северной Африке — Карфагена и Киренаики.
На Балканах в 681 г. на территории империи возникло первое независимое
варварское королевство — болгарское государство хана Аспаруха. Византийское
влияние в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было
значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская
империя перестала
существовать как великая средиземноморская держава. Ее место заняло
средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но
зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной
сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным.
Коренные перемены произошли в сфере социально экономических отношений.
Империя вступила в новый период своего развития - становления и победы
феодального строя. Этот длительный период, охватывающий около пяти
столетий (VII—XII вв.), в свою очередь,
можно подразделить на два этапа: генезис феодализма (VII—IX вв.); развитие
и окончательное торжество феодальных отношений (Х—Х11 вв.).
Византийская община периода генезиса феодализма представляла собой
соседскую общину с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности.
Характерными особенностями византийской сельской общины были отсутствие
периодических переделов земли, медленная кристаллизация аллода.
VII- IX века отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии.
Некоторая стабилизация византийского государства произошла в правление
первых императоров Исаврийской династии Льва и Константина. Значительные
перемены происходили в VII—IX вв. в общественной жизни и культуре
Византийской империи. В середине VII в. завершается первый этап развития
византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно
кристаллизуется христианская догматика, На смену драматической
напряженности беспокойных первых столетий истории Византии приходит
некоторое идейное успокоение, Христологические и тринитарные споры,
будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому
церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось
лишь временным. С первой четверти VIII столетия богословские и идейные
споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества.
Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В
основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в
Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть
постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в
антропоморфном образе. Если художник будет изображать только человеческую
природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в Христе две
ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то
это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение
человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка
изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения.
Идейная борьба в византийском обществе VIII—IX вв. мобилизовала все
интеллектуальные силы. Противоборствующих сторон и в той или иной степени
оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские
споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизация христианского
богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее
Феодора Студита. Иоанн Дамаский (около 675 до 753) —одни из крупнейших
византийских богословов — в своем труде «Источник знания» поставил сложную
задачу построить целостную систему ортодоксального христианства.
В VIII — первой половине IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на
византийскую литературу, особую популярность приобретают такие
литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. В
литургической поэзии иконоборческой эпохи выделяются фигуры двух
талантливых гимнографов — Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Андрей
Критский (около 660 — около 726) в своем творчестве продолжал традиции
великого гимнографа ранней Византии Романа Сладкопевца. Другой гимнограф
той эпохи — философ и теолог Иоанн Дамаскин, создатель многих церковных
гимнов, вносил в поэтическое творчество свойственную ему теологическую
рассудочность, схоластический пафос, торжественную парадность, утонченность
стихотворной формы.
В византиноведческой науке долго господствовало представление об
иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе
упадка культуры и образованности. Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать
одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной
стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация
литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал
прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом
духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все
более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет
иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается
развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное
творчество.
Думается, что иконоборческий период надо считать закономерным этапом
развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления
средневекового видения мира и средневековой идеологии.



4.Подъём Византийского государства.

С Х в. наступает новый этап истории византийской культуры. С этого времени
начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается
систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и
классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии,
литературе.
В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих
произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены
энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора
Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О
фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия
ценнейших сведений о политической и административной структуре
Византийского государства.
В XI—XII вв. значительный расцвет переживает светское образование,
базирующееся на античных традициях. В Конста-нтинополе в XI в. возродился
университет - центр светского образования для всей империи. Около 1045 г.
был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его
называли современники.
В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие
сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с
Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие
культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит
к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении
византийского общества.
В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй», столь
распространенный в ранней Византии. Появляется целая плеяда выдающихся
историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция,
повествование приближается к современности, хронологический принцип
изложения отходит на задний
план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску.
В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с
религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная
сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции
литературных жанров - изменяются этические
воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену
пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира
постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной
действительности.
Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная
литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв.
В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые
«акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных
воинов-акритов.
В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного
романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических ,
поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного
прообраза византийский роман
отличается замедленным развитием событии, углублением
символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием
натуралистических подробностей. Культурные контакты с Западом в эпоху
Комнинов оказали известное воздействие на византийскнй литературный
процесс. Возрождение жанра романа связывается в Византии с именем
выдающегося поэта Феодора Продрома( 1100- около 1170 ).

5. Расцвет византийской культуры

В XI—XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем.
Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры,
сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы.
Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и
канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает
изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются
уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной
действительности. Использование античной литературы идет целенаправленно,
подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все
сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его
унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает
народная литература разных жанров, народный язык получает права
гражданства.



6.Поздняя Византия. Начало конца

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду
Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава
ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась
на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств
выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в
северо-
западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская
империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря.
Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные
усобицы и возрастающая турецкая угроза - вот что характеризует последние
столетия существования некогда великой империи.
Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими
событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года
в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы;
враждебность соседних Балканских государств - Сербии, Болгарии, а также
Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне
опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в
Европе.
Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по
численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя
Константинополь был взят штурмом.
Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и
культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит
видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.



Заключение


В заключение необходимо отметить, что вXI— XII вв. культура Византийской
еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в
художественной жизни общества несмотря на силу традиции, начинают пробивать
себе дорогу некоторые, пусть еще слабые, предренессансные явления. В
литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и
сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции,
в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу
и проскальзывают религиозные сомнения. Значительного расцвета достигает в
этот период и византийское искусство. Несмотря на его каноничность и
унификацию эстетических ценностей, и в нем пробиваются ростки новых
предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском
искусстве эпохи Палеологов.
Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья?
Византийская культура - это закономерный этап развития европейской и всей
мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые
типологические особенности. Для их выявления важным ориентиром могут
служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная
общность в рамках единого государственного образования (при всей
многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро -
греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии
господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в
Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и
централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры
стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по
своему географическому, этническому и экономическому положению Византия
была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в
культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и
восточной культурами. При этом происходил плодотворный синтез культур
Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом
синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не
меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие
государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной
империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию
и культуру Византии. В отличие от раздробленной средневековой Европы
Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и
культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни
общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое
отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии
при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и
светское художественное творчество. Необычайный расцвет Константинополя -
этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до
XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон,
Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской
культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной
столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В
Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и
образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и
городской интеллигенцией, а с другой — черпавшая могучие импульсы из
народной культуры. Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое
воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал
распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия,
Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь,
народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной
степени соприкасались с византийской образованностью.
Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии
Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю.
Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной
эпохи.



ЛИТЕРАТУРА


1. Анисимова Л.В. Культура Византийского государства. Москва. 1989.
2. Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.
З. Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). Москва. 1986.
4. Удальцова В.И. Византийская культура. Москва. 1991.







Новинки рефератов ::

Реферат: Правовой статус работников уголовно – исполнительной системы (Уголовное право и процесс)


Реферат: Облаштування післявоєнного світу (История)


Реферат: Трионика. Христианская самооценка личности (Психология)


Реферат: Ролевые игры на уроках английского языка на основной ступени обучения в средней школе (Педагогика)


Реферат: Internet (Компьютеры)


Реферат: Космоцентризм как основа философии древней греции (История)


Реферат: Виховання учнів у науковій літературі (Педагогика)


Реферат: Трудовое право и его особенности в деятельности ОВД (Трудовое право)


Реферат: Высшее образование в Германии (Право)


Реферат: Видеокарты (Программирование)


Реферат: Экономическая эффективность производства кормов в ОАО "Молодая гвардия" (Сельское хозяйство)


Реферат: Прикладная теория цифровых автоматов (Технология)


Реферат: Социальные структуры и сословные организации Древних Афин (Теория государства и права)


Реферат: Источники государственного (конституционного) (права Эстонии WinWord) (Право)


Реферат: Влияние семьи на становление личности (Психология)


Реферат: Маньеризм в моде (Культурология)


Реферат: Cоциальные общности (Социология)


Реферат: Возможен ли искусственный интеллект (Программирование)


Реферат: Облік, контроль та аналіз формування прибутку підприємства та розрахунок з бюджетом його оподаткуванн (Бухгалтерский учет)


Реферат: Чехов (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист