GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогическое мастерство Сухомлинского В.А. (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогическое мастерство Сухомлинского В.А. (Педагогика)




Введение



«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного
из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия
Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему,
что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики,
обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том,
что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы.» Воспитание точно отражает
жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно
имеет силу.


Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное
внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей
стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им
педагогическая система не только обогатила педагогическую науку
новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в
практику образования и воспитания, но и составила значительный,
революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.


Внешне биография В.А.Сухомлинского мало чем отличается от биографий многих
его сверстников и современников. Родился Василий Александрович 28 сентября
1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область).
Здесь прошли его детство и юность.


Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо
молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все
преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года мать
проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался
было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак,
досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном
отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он
стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в
Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так
получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в
котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому
педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической
науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному
научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из
самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом,
где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его
имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и
деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена
мемориальная доска памяти В.А,Сухомлинского.


Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает
преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.
В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое
ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук
Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив.
Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в
госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать
его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе.
Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал
заведующим райно.


Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году
В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и
бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году
это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы
войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.


Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его
мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы
ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время
расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и
В.А.Сухомлинского не стало.


За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими
медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии
педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году
ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он
был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200
рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн.
Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970
года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»
- доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды
Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности
педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его
педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого
невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.


Отношение к ребенку


В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В
Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим
принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в
отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов,
- отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и
наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в
педагогическом труде - это оценка».


Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым
инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель
должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера
школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта -
вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем
наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой
сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.


Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал
допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных
классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит,
оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в
самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял
веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные,
внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и
аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый
класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание -
хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.


Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд,
а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у
ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться». Сознание
ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.


Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей
обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя
счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство
неполноценности».


Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу
плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает
что-то хорошее. Пусть не- значительный на первый на первый взгляд, но
добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и
непременно написать в дневнике.


Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных
результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению
«трудных» подростков.


Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой
морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок
«ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее
страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании
было бы неверным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще отрицал
воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой
лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной
творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем
духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». И при этом
надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть
опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности
у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя
похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не
уронить в их глазах своего достоинства.


«Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил
В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства
общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания,
поведения, взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы усвоить,
рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не
было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого
человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне
коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без
личностей.


Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на
наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной
работы...


Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только
добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех
школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний
невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без
наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... -
воспитывайте детей без наказаний».


Воспитание человеческих потребностей


Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой
личности. О первичных, материальных потребностях Василий Александрович
помнил всегда. В письме к сыну, рассказывая о годах своей юности, вспоминая
тяжелые 30-е года, Сухомлинский замечал: «Трудно, очень трудно ...
овладевать знаниями, когда в желудке пусто».


Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первых жизненных
потребностей зависит только от заработка, материальный стимул не может
потерять для них значения, и поэтому строить расчет только на моральных
стимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще можно
встретить негативное отношение к той роли и значению материальных
потребностей, которую они играют в жизни людей. Стремление человека к
материальному благополучию, улучшению жилищных условий и т. д. Иногда
считается чем-то недостойным, постыдным, тем более если речь идет о
работнике науки, искусства или педагогики.


Для Василия Александровича это не было чем-то постыдным. Воспитание
культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего развития
личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать
разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее
добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и
особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на
становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей
духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводит
В.А.Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные запросы
далеко не всегда ставятся молодежью на первый план.


Таким образом, В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальных
потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка,
понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей -
потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если
бы у него не было неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше,
чем знал вчера. В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая
потребность чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого
себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. В.А.Сухомлинский
видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать,
усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это
природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы
должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать
внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень
сильный стимул интереса к знанию. «Еще Аристотель, - писал Сухомлинский, -
отмечал, что мышление начинается с удивления, то есть побуждением к
познанию может быть само познание как открытие неизвестного, результат -
«естественным продуктом жизнедеятельности».


Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от
окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и
средств воспитания и образования. В.А.Сухомлинский хорошо это понимал. И он
не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей
познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в
человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой
потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию
духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению
Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого
воспитанника была его потребность в другом человеке.


Материальные потребности, потребность в познании, и, наконец, потребность в
другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия потребностей.
Которая хорошо прослеживается в работах В.А.Сухомлинского по мере развития
его философско-педагогических взглядов. Главный смысл воспитания для
Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное
обогащение были источниками полноты и многогранности.


В возвышении потребностей видел Сухомлинский путь к решению многих проблем,
в том числе и тех, что так остры сегодня. Культурный человек терпим к к
людям других национальностей, к инакомыслию, не агрессивен. И потому чем
богаче и полнее удовлетворяются материальные потребности, тем тоньше должна
быть человеческая натура, тем острее она должна воспринимать мир, душевное
состояние других людей. Без такого утонченного восприятия вряд ли достижима
главная цель воспитания и развития - человеческое счастье.


К прекрасному через прекрасное


«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как
человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки
цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг
красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она
открывается человеком, им постигается, живет в его душе...». Мир,
окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник
прекрасного.


Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует
независимо от человека, Но отражается его познанием, В.А.Сухомлинский
строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна
быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания
талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев
прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей
жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием
обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь
мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-
эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве
прекрасного.


В.А.Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом
определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.


Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал
живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы
настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты
мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном
слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается
красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А.Сухомлинский, - доносит
до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми
человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок
чувствует, что он настоящий человек».


Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд
психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего,
воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где
начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом
воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-
то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного,
которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может
восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к
этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.


Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения
человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость,
сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это
постигается прежде всего в семье».


Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать.
Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра,
ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит,
каким вырастет человек.


При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается
- психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры
полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для
того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя
полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это
результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче
духовной культуры.


«Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение,
постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир
человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое,
изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех
корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден,
что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве,
закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших -
отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям,
уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого
В.А.Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в
возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом
исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским
слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских
шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес
из собственного детства.


Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего
проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем в полной мере роль
того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека
обстановка в семье в раннем детском возрасте. А ведь то, каким вырастет
человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его
за руку, пел песни и рассказывал сказки.


Научные знания и знания человеческие


Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым
годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции.
Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником
на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое
место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы
ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания.
Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного
предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на
простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых
предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию
всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное
воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления,
не затрагивая область чувства и эмоций человека.


Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из
сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к
сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы
не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у
человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть
емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять
след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые
нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они
так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается
мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у
последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной
деятельности.


В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и
время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово
учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием
лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет
воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-
этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не
соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто
пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами.
Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что
зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя
никто не несет».


Именно в этом В.А.Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.


Трудовое воспитание


Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и
умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает
более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием,
обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого
коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.


Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского
является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко
раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность
ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать
для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют
задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь,
необходима искра.


Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной
связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного,
эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий
Александрович пришел благодаря собственному труду.


Заключение


«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес
эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все
эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания.
Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в
моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной
книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый
литературный оборот, а чистая правда.


Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя
в Человеке.


Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те
тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие
дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна
объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог -
руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной
общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.


В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже
смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам и девушкам,
вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и
лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть,
перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего
бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится
мысль отступить, пойти по легкому пути».


В этих словах весь В.А.Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.


Список литературы

1. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А.Сухомлинского., М., 1991
2. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем... ., М., 1986
3. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.


Содержание

Введение 2
Отношение к ребенку 4
Воспитание человеческих потребностей 6
К прекрасному через прекрасное 8
Научные знания и знания человеческие 10
Трудовое воспитание 11
Заключение 12
Список литературы 13
Содержание 14
Отдавать детям душу и сердце(тезисы) 15

Отдавать детям душу и сердце(тезисы)


Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это,
скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые
лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы
опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.


«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес
эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все
эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания.
Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в
моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал в главной
книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый
литературный оборот, а чистая правда.


А начиналось все так. Родился Василий Александрович в сентябре 1918 года на
Украине. Летом 1933 года поступил в медицинский техникум, но вскоре ушел
оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в
педагогический институт. Полтавский педагогический институт Сухомлинский
закончил в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский
педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя
Сухомлинского. Окончив институт, работает преподавателем украинского языка
и литературы. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1948 года
был тяжело ранен, защищая Москву.


В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней
школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет. В 1948 году это была
обычная, рядовая школа, К тому же почти разрушенная за годы войны.
Знаменитой ее сделал Сухомлинский. Педагогу, как и философу, требуются
десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы,
сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у
Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его
духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не
стало.


«Учительская профессия, - писал В.А.Сухомлинсский, - это человековедение,
постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир
человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое ,
изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех
корней, которые питают призвание к педагогическому труду». Так формировался
педагогический талант самого Сухомлинского, источник которого - любовь к
детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не
нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость
к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин
детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Василий
Александрович вынес из собственного детства.


«Каждый ребенок был миром - совершенно особым, уникальным», - записывает
Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Только человек, для которого
каждый ребенок на самом деле уникальны мир, только такой человек способен
установить тонкие духовные отношения с ребенком, понимать его, чувствовать;
только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убежден, наиболее точным
определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве
духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов,
стремлений, интересов, мыслей, переживаний», - пишет Сухомлинский.


Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество отражения себя в
Человеке.


Десятки, сотни нитей, связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки,
которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы,
товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять
духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и
наставник. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним
можно сравнить с блужданием в потемках.


В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим
принципом всего учительского коллектива. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда
оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал
«детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не
получаться, но придет время - научится».


Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных
результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению
«трудных» подростков.


«Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только
добром, только лаской, без наказаний... Если вы хотите, чтобы в нашей
стране не было преступников - воспитывайте детей без наказаний».


Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой
личности.


Воспитание культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего
развития личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать
разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее
добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и
особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на
становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей
духовных.


В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет
отдавал потребностям качественно иного порядка, понимая, что не хлебом
единым жив человек. Первая из таких потребностей - потребность познания.
Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если бы у него не было
неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше, чем знал вчера. В
само глубине человеческого существа есть неискоренимая потребность
чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого себя.
Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно
поддерживать, углублять желание детей быть открывателями, реализуя и
развивая это природное начало специальными приемами и методами.
Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от
окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и
средств воспитания и образования. Сухомлинский не ограничивался анализом
только материальных потребностей и потребностей познания. Высшей
потребностью он считал « потребность человека в человеке как носителе
духовной общности людей, их стремления к обладанию духовными ценностями».
Поэтому главная задача учителя, по мнению Сухомлинского, сделать так, чтобы
важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом
человеке.


Материальные потребности, потребность в познании и, наконец, потребность в
другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия потребностей,
которые хорошо прослеживаются в работах В.А.Сухомлинского по мере развития
его философско-педагогических взглядов.


Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное
человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и
многогранности.


«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как
человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки
цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг
красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она
открывается человеком, им постигается, живет в его душе... Мир, окружающий
ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного.


Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует
независимо от человека, но отражается его сознанием, В.А.Сухомлинский
строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна
быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания
талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев
прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей
жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием
обогащают человека, умножают его силы. Ведь мировоззрение базируется не
только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном
мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. В.А.Сухомлинский
разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется
развитием эмоционально-чувственной сферы.


Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд
психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего,
воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где
начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом
воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный
школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного,
которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может
воспринимать и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к
этому, с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.


Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения,
эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание,
проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде
всего в семье».


Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать.
Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра,
ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит,
каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие
ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально,
эмоционально. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных
раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.





Реферат на тему: Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского
Московский Городской Педагогический Университет
Факультет Английской Филологии


Реферат по философии
и истории образования
на тему:

«Педагогическое наследие
Константина Дмитриевича Ушинского»



Выполнила:
Студентка I курса
Группы 104
Кузина И.

Проверила:
Куракина Е.Б.



г.Москва, 2004
Содержание

Содержание 2
Раздел I Общая характеристика исследования 3
Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4
Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4
Глава 2. Воспитание и общественность 7
Глава 3. Принцип народности воспитания 8
Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11
Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14
§1. Принцип природосообразности 14
§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14
§3. Две стадии процесса обучения 15
§4. Методологическая последовательность обучения 16
§5. Наглядное обучение 17
Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19
§1. Классно-урочная система 19
§2 Методы преподавания и изучения 19
§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» 21
Глава 7. Вопросы воспитания 23
§1. Ушинский о воспитании 23
§2. Роль патриотического воспитания 23
§3. Принцип гуманного воспитания 24
§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-
предмет воспитания. 25
Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27
Глава 9. Заключение 29
Список использованной литературы 30



Раздел I
Общая характеристика исследования

К.Д.Ушинский принадлежал тому щедрому десятилетию русской истории,
которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших
сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинского было крупным шагом
в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые,
магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень
науки.
Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его
вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д.Ушинского выходило за
пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной
культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского
общественно-педагогического самосознания. Проницательными были слова
соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно
определившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский-это
наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов - наш
народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный
поэт, Глинка - наш народный композитор»[1].
Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В реферате
рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского, оказавшее существенное влияние
на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы
воспитания и обучения.
При исследовании были использованы работы и статьи Ушинского:

Педагогическая поездка по Швейцарии
Проект учительской семинарии
О необходимости сделать русские школы русскими
О пользе педагогической литературы
Труд в его психическом и воспитательном значении

Раздел II
Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского

Глава 1.
Краткая биография. Становление мировоззрения

К. Д. Ушинский родился 2 марта в Туле в небогатой дворянской семье.
Рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии. До 11 лет
мальчик обучался дома, а потом он поступил в третий класс гимназии. В
возрасте 16 лет он, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в
Москву для поступления в университет. Пройдя испытания, Ушинский в 1840
году становится студентом юридического факультета Московского университета.
После окончания университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен
исполняющим обязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов
и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор
отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он
увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался
любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он
редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости"
и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний.
"Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н.
Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, -
были его первыми литературными выступлениями... В них достаточно ярко
отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и
обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного
значения".
Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь
совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые
педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в
политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было
большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества
Ярославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так
привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться
с мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно
сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в
Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском
сиротском институте, работает инспектором Смольного института.
Прогрессивная деятельность в Сильном институте вызвала недовольство
реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как
опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался
литературно - педагогической деятельности. "Сделать как можно больше пользы
моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то
я должен направлять все свои способности".
Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была
глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря
1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских
губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского
вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского
педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д.
Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа
его именем.
Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.
Начало педагогической деятельности К.Д.Ушинского совпало с подъемом
общественного движения в России в середине 50-х годов XIX столетия. Но не
только совпало. Его деятельность была вызвана и всецело обусловлена этим
движением.
К.Д.Ушинский вошел в педагогику, когда школа и педагогическая наука
стояли перед необходимостью радикальных преобразований. Но всякая
«историческая потребность вызывает к деятельности людей и дает силу их
деятельности»[2]. В русской педагогике 60-х годов «историческая
потребность» вызвала к жизни замечательную фалангу педагогов -
шестидесятников. Их вдохновителем и идеологом стал Ушинский.
«У каждого века,- писал Чернышевский,- есть свое историческое дело,
свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два
стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одного
другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.…Даже
отдельные науки приобретают или теряют свою относительную важность по мере
того, в какой степени служат они господствующим потребностям века»[3].
К.Д.Ушинский поставил педагогику на службу этим потребностям. Основной,
главной задачей его творчества стала реализация в педагогике социальных
требований эпохи падения крепостного права и тех требований, которые
выдвигались логикой развития самой науки.
Корень противоречивости взглядов великого педагога — столкновение
между объективным содержанием его демократических требований и субъективной
ограниченностью его социально-философских воззрений. Эта ограниченность
имела, впрочем, и объективное основание. Противоречия, присущие
мировоззрению К. Д. Ушинского, порождались не только субъективным,
личностным фактором, но и фактором объективным — конкретными историческими
условиями. Эти объективные исторические условия включали, с одной стороны,
социальную ситуацию и, с другой, реальную ситуацию в науке: состояние
научных знаний и уровень их обобщения в философии.
Мировоззренческие позиции молодого Ушинского в годы учебы в Московском
университете складывались под воздействием двух основных направлений;
идеалистической философии, преимущественно гегелевской системы, талантливым
пропагандистом которой был профессор П. Г. Редкий, и естественнонаучного
учения об органической природе, представленного в университете выдающимся
русским естествоиспытателем К. Ф. Рулье.' Влияние первого направления было
преобладающим. И объяснялось это прежде всего социальной атмосферой, точнее
- социально-психологической атмосферой той среды, которая окружала будущего
педагога. Глубокое изучение К. Д. Ушинским достижений естественных наук,
явившееся одной из предпосылок создания «Педагогической антропологии»,
существенно изменило соотношение в его взглядах мировоззренческих факторов,
о которых говорилось выше. В 60-х годах он развенчивал объективный идеализм
как «новую мифологию», резко критиковал его за пренебрежение реальным миром
и реальным знанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает
весь мир» (III, 345). Естествознание, писал ученый, обнаружило
несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила
естественные науки необходимого для них содействия философии» (III, 351).
Тем не менее, религиозность К. Д. Ушинского оставила заметный след в
его педагогическом творчестве. Особенно — в этической концепции педагога и
в его теории нравственного воспитания. Именно здесь более всего проявилась
противоречивость мировоззренческой позиции ученого — соединение религии и
морали, наделение религии моральной санкцией. Ушинский оставался верен
самому распространенному предрассудку эпохи — преувеличению моральной
значимости религии (особенно первоначального христианства), предрассудку,
которого не избежали даже многие представители домарксового материализма,
абсолютно не принимавшие религии, «...христианство,— писал, например, Л.
Фейербах,— принесло в мир другое средство культуры: мораль, учение о
нравственности»[4].
Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К. Д.
Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся
официальной церковью, «условна», что церковь, государство и общество «берут
из морали» только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния»
(X, 345).
Социальные установки Ушинского явились основой его мировоззренческих
позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей. Ценность и
сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости.
Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логику
социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, тем
более эффективен и перспективен их научный выход.
Глава 2
Воспитание и общественность

Разрабатывая педагогическую теорию на основе своей философской и
общественно-политической концепции, К.Д. Ушинский стремился прежде всего
раскрыть общие, фундаментальные проблемы педагогики. Он неоднократно
указывал на «тесную связь, которая существует между воспитанием и
философскими науками» и которой «так упорно», по его словам, не хотели
понять многие его современники. «Основанием воспитания, - писал Ушинский, -
должна служить и руководить философская идея». Педагогика по своему
существу «наука философская и потом требует единства идеи»[5].
К.Д.Ушинский отчетливо понимал, что педагогика является социальной
наукой, что общественное бытие определяет ход и направление воспитания, его
задачи и содержание. «Воспитание, - писал он, - может двигаться вперед
только с движением всего общества»(II,165). Основным условием развития
воспитания Ушинский считал, во-первых, соответствие его целей и содержания
общественным потребностям и, во-вторых, широкое участие общества в решении
педагогических проблем. «Действительную воспитательную силу» имеет только
воспитание, которое «будет основывать свои правила на общественном мнении и
вместе с ним жить и развиваться» (II, 36-37).
Эта основополагающая установка о зависимости воспитания от
общественного бытия явилась методологическим фундаментом концепции
Ушинского. Но указанная зависимость, по его мнению, отнюдь не исключала
возможности обратного влияния воспитания на жизнь. Напротив, Ушинский
постоянно подчеркивал, что педагог должен активную позицию, должен
стремиться к тому, чтобы его деятельность всемерно способствовала
усовершенствованию общественной жизни. «Он должен выводить из школы новые
поколения… вполне готовые к борьбе, которая их ожидает» (VIII, 661). В
стремлении утвердить активную позицию педагога К.Д.Ушинский нередко
переоценивал социальные возможности воспитания. Просветительский характер
его мировоззренческих установок сказался здесь в полной мере. Ученому
подчас казалось, что «хорошее воспитание» может избавить общество от многих
социальных зол. Но, даже переоценивая силу воспитания, Ушинский не уставал
подчеркивать, что воспитание только тогда обретет эту силу, когда будет
ориентироваться на перспективные тенденции общественного развития, когда
оно будет соответствовать требованиям и интересам передовых общественных
сил.
Глава 3
Принцип народности воспитания

Идея соответствия общественного воспитания общественным потребностям
получила наиболее яркое воплощение в принципе народности воспитания,
который стал ядром педагогической концепции Ушинского.
В методологическом плане принцип народности воспитания выступал как
коренная закономерность развития образования - школа и воспитание должны
строиться прежде всего в полном соответствии с особенностями и
потребностями своей страны. Резко критикуя сторонников механического
заимствования зарубежного опыта, К. Д. Ушинский писал: «Мы... усваиваем те
и другие воспитательные начала Запада и под влиянием их хотим
преобразовывать и устраивать наше народное образование. Редко мы даем себе
отчет, из какой общей идеи вытекают эти разнообразные правила», и наивно
удивляемся, когда, прилагая их у себя, находим, что они друг другу
противоречат. Между тем если дать себе труд извлечь эту основную, общую
идею, то вывод, по мнению Ушинского, будет вполне определенным.
«Воспитательные идеи каждого народа, - формулировал он этот вывод, -
проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того,
что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». Заимствуя
безоглядно эти идеи, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный
труп, а не их живое и оживляющее содержание» (III, 32-33). «Вникнув в
воспитательные идеи западных народностей, - замечал Ушинский, - мы увидим
еще, что часто хотим привить к нам то, что не есть собственно даже идея, а
только оставшийся иногда бессознательно след истории того или другого
западного народа» (III, 33).
Требуя создания национальной школы и направляя усилия педагогов к
раскрытию национальных «воспитательных идей», Ушинский не отгораживал
русскую школу и русскую педагогическую науку от зарубежной педагогической
мысли. Наоборот, он всемерно стремился научно осмыслить реальные пути и
возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового
педагогического опыта. Но поиски источников и средств этого обогащения были
подчинены ведущей, генеральной идее: потребности русского образования,
русской школы, русской науки становились фильтром в сложном процессе
ассимиляции педагогических идей.
Идея народности воспитания, всесторонне обоснованная Ушинским и
получившая в 60-х годах большой общественный резонанс, была одним из ярких
проявлений роста национального самосознания. «Общественное воспитание, -
писал педагог, - которое укрепляет и развивает в человеке народность,
могущественно содействует развитию народного самосознания». Оно оказывает
«сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его
литературы, его законов, словом, на всю его историю» (II, 162).
Народность в воспитании - это педагогическое преломление ведущего
социального лозунга эпохи падения крепостного права - идеи служения народу.
Требование народности воспитания, народности школы выступало у Ушинского
как требование демократизации образовании, приведения его в соответствие с
интересами и потребностями народа. Школа, по глубокому убеждению педагога,
должна быть не только доступна народу, народ сам должен ею управлять.
«Народная школа, - писал Ушинский, - может широко и беспрепятственно
развиваться только тогда, когда о развитии ее будет заботиться тот самый
народ, которому она нужна...» (III, 611).
Итоговый вывод Ушинского по проблеме народности воспитания был четко
сформулирован в следующих словах: «Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у
другого народа». «Только народное воспитание является живым органом в
историческом процессе народного развития». «Воспитание, если оно не хочет
быть бессильным, должно быть народным» (II, 160—161).
Принцип народности воспитания лежал в основе учения К. Д. Ушинского о
родном языке как центральном предмете школьного образования.
Обучение детей родному языку, по мысли Ушинского, имеет три цели:
развитие той «врожденной душевной способности, которую называют даром
слова»; введение детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и
объяснение им «логики этого языка, т. е. грамматических законов в их
логической системе». Эти три цели, замечал Ушинский, «достигаются не одна
после другой, но совместно» (V, 333). Чтобы вполне уяснить способы и
средства их достижения, педагог должен «прежде понять, хорошо, что такое
язык народа, которому мы хотим учить» (V, 344).
Язык народа, писал Ушинский, «создан самим пародом». Это «лучший,
никогда не увядающий и вечно вновь, распускающийся цвет всей его духовной
жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... В
сокровищницу родного слова складывает одно поколение; за другим плоды
глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования,
воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след
своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове» (II, 557).
«В постройке миросозерцания» учащихся, отмечал Ушинский, преподавание
родного языка имеет особое значение. «Родное слово есть именно та духовная
одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной
собственностью человеческого сознания» (V, 356). Вводя ребенка в мир
народного языка, педагог вводит его «в мир народной мысли, народного
чувства, народной жизни, народного духа» (V, 345), и «чем глубже вошли мы в
язык народа, тем глубже вошли в его характер» (II, 561).
К. Д. Ушинский подчеркивал, что изучение родного языка должно являться
одной из основных задач школы, если эта школа служит интересам народа. Он
решительно выступал в защиту языка национальных меньшинств, изгоняемого
самодержавием из национальных школ, и требовал, чтобы обучение
осуществлялось на родном языке учащихся. «Нет насилия более невыносимого, -
заявлял Ушинский, - как то, которое желает отнять у народа наследство,
созданное бесчисленными поколениями его отживших предков» (II, 557). Мысли
Ушинского о родном языке еще при его жизни приобрели действенную
общественную силу, найдя свое выражение в широком национальном движении за
народную школу с обучением на родном языке, в движении, которое охватило
все народы России.
Столь же неразрывно слито с принципом народности воспитания учение
Ушинского о труде как главном факторе воспитания. Это учение стало крупным
достижением русской педагогической мысли и получило впоследствии
всестороннее развитие в советской педагогической науке.
Связь воспитания с жизнью народа, по мнению Ушинского, должна
осуществляться прежде всего на основе подготовки ребенка к трудовой
деятельности, на основе воспитания в детях уважения к труду и трудовому
народу, который является создателем материальных и духовных ценностей.
«Воспитание, - писал Ушинский, - должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной
стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире,
а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда» (II, 360 - 361).
Глава 4
О воспитательном значении труда. Человек, как предмет воспитания

К. Д. Ушинский подчеркивал, что человек развивается и формируется в
трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и
цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и
физического совершенствования человека. «Серьезный и вольный, излюбленный
труд», писал Ушинский, составляет смысл человеческой жизни, «и только
следует желать, чтобы этот основной закон человеческой природы вошел в
общее сознание» (IX, 513). Воспитание должно открыть ребенку этот закон,
«должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду... дать ему и
привычку к труду» (II, 358). Основными средствами воспитания трудолюбия он
считал активность детей в учебной работе, участие их в производительном
труде, а также выполнение ими посильной работы, связанной с домашним бытом.
Все эти виды труда должна объединять задача: воспитать и усовершенствовать
в детях стремление к деятельности, не допуская праздности, так как
«праздность есть мать всех пороков» (II, 342). В процессе учебно-трудовой
деятельности у учащихся должны быть воспитаны дисциплинированность, чувство
ответственности за выполнение своего дела, твердая воля и характер.
Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления,
она должна вызвать у ученика «жажду серьезного труда, без которой жизнь его
не может быть ни достойной, ни счастливой». Человек имеет врожденную
способность — потребность в труде. Но уже в детстве, в силу разных
обстоятельств, эта потребность может либо развиваться, либо погаснуть.
Забота школы и состоит в том, что она призвана открыть своему воспитаннику
возможность найти полезный труд в будущей жизни. «Самое воспитание, если
оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а
приготовлять к труду жизни... должно развить в человеке привычку и любовь к
труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». А
чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, нужно внушить ему серьезный
взгляд на него. Для человека в детском и юношеском возрасте главный интерес
в жизни должно составлять учение.
Как обстоит дело в этом отношении в школе? Нередко учитель приучает
своих воспитанников убивать время в классе, толкуя им без воодушевления о
том, что они затем найдут в книге; ведь учитель не знает других методов,
способных возбудить и поддержать внимание учеников. На другой день учитель
спрашивает урок одного, двух, трех учеников, а остальные считают себя
свободными от каких-либо дел. Так ученик приучается к ничегонеделанью, к
бездумному времяпровождению. Не стоит учителю надеяться на то, что ученик
сам увлечется предметом, что только занимательное его изложение вызовет
интерес к нему. Наставнику необходимо помнить, что его обязанность состоит
в приучении воспитанников умственному труду, развитие у них привычки к
труду. Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский в статье
«Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) и предлагает
средства, способные развить привычку к труду.
1. Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика
необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а
наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность
испытать наслаждение от своего труда.
2. Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им
засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать — легко и приятно, думать же
трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же
страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут.
Значит, надо приучать его к умственному труду.
3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и
без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать
осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным
усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда
труда.
4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит
вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело.
Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка
классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом
книг и та. принесет как материальную пользу, так и по

Новинки рефератов ::

Реферат: Галилео Галилей (Физика)


Реферат: Интеграция стран Западной Европы: взгляд в будущее (География)


Реферат: Вирусы и бактерии. Проблемы СПИДа (Биология)


Реферат: Иван III правитель и полководец (Исторические личности)


Реферат: Финансовые аспекты страховой медицины (Страхование)


Реферат: Форми співучасті (Уголовное право и процесс)


Реферат: Обои (Строительство)


Реферат: Сканирующая зондовая микроскопия (Физика)


Реферат: Режим оподаткування капітального будівництва (Налоги)


Реферат: Международные Финансовые Институты (Финансы)


Реферат: Физическая подготовка туриста (Спорт)


Реферат: Философия (Философия)


Реферат: Продукты пчеловодства и их применение в косметике (Физкультура)


Реферат: Учет и ревизия основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Развитие творческих способностей ребенка (Психология)


Реферат: Указ 1822 года "О разделении Среднего жуза" и колониальные и местные органы власти (История)


Реферат: А. Н. Островский "Жестокие нравы" (Литература)


Реферат: Марксиская философия (Философия)


Реферат: Гражданский процесс в России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Аристотель и его представления о государстве (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист