GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура Китая (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Китая (Культурология)





ПЛАН


I.
ВВЕДЕНИЕ................................................................
........................ 3
II.
ПИСЬМЕННООСТЬ...........................................................
................ 3
III. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.................... 4
IV. РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:
1.
КУЛЬТЫ..........................................................
.................. 4
2.
КОНФУЦИАНСТВО...................................................
....... 5
3.
ЛЕГИЗМ..........................................................
................... 6
4. КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ....................................................
............ 7
5. КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР
ЖИЗНИ
КИТАЯ..........................................................
.... 7
6. ДАОСИЗМ И
БУДДИЗМ................................................ 8
7.
НЕОКОНФУЦИАНСТВО...............................................
...9
8.
СЕКСТАНСТВО.....................................................
.............9
V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:
1. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...............................10
2. ПЕРИОД ДИНАСТИИ
ЧЖОУ........................................11
3. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ........................11
4. ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ.........12
5. ПЕРИОД ГОСПОДСТВА
ТАН.......................................12
6. ПЕРИОД ДИНАСТИИ
СУН............................................13
7. ПЕРИОД ДИНАСТИИ
МИН...........................................14
8. ПЕРИОД ДИНАСТИИ
ЦИН............................................15
V.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................
.......................16
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА...................................................17



Культура Китая восходит к очень глубокой древности и
отличается не только богатством своих материальных и духовных
ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные
войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура
Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру
завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала
своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох
оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и
разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и
ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия
Китая.
Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-
политическими, экономическими и другими особенностями данного
исторического периода и представляет собой определённый этап
развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько.
История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до
н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода
династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь
и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических
периода: период Южных и Северных династий и период объединения
Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв.
включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а
также период монгольских завоеваний и привление династии Юань.
Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а
также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской
династии Цин.
Обилие и разнообразие керамических изделий – от бытовой
посуды до жертвенных сосудов – и их техническое совершенство
свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше
яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на
которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.
Изобретение письменности является важнейшим признаком того,
что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху
цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить
процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической
письменности.
Развитию письменности содействовал переход от письма на узких
бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге,
впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с
этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных
текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.
Для передачи всего богатства китайского языка применялись
знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее
большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения
предметов или сочетания изображений, передающих более сложные
понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В
китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться
отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие
слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными
иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть
и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго
классифицированы. Начали составляться словари.
Так были заложены предпосылки для создания обширной
письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы,
рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу,
прежде всего историческую.
Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145
- 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским
настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не
могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие
историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии
к полководцу, оклеветанному перед императором У -ди, Сыма Цянь был
приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее,
он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью -
завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё
замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) -
сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от
древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую
китайскую историографию, но и на общее развитие литературы
В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В
элегическом жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика
поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью
и глубиной. Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре
создан труд “ История династии Хань” и многие другие.
Сохранившиеся литературные источники, по большей части
произведения так называемой классической литературы древнего Китая,
позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской
религии, философии, права и возникновение очень древних социально-
политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении
целого тысячелетия.
Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех
народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа
природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.
Специфика религиозной структуры и психологических особенностей
мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом.
В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но
китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не
Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная,
строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя
слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.
Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует,
кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с
буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория
религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской
трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая
Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому
Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией
верховной всеобщности в Китае.
Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один
существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент -
незначительная и социально не существующая роль духовенства,
жречество.
Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной
структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи
Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они
почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том
числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди
этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное
божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Шанди
воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего
народа.
Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций
первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль:
именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к
усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании
культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы
Китая.
У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание
Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил
Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо
перешло представление о прямой генетической связи божественных сил
с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул
сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу
Небо в его основной функции верховного контролирующего и
регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём
культу этого божества был придан не только сакрально-теистический,
сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает
недостойных и вознаграждает добродетельных.
Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление -
прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого
культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми
человеческими жертвами.
Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли,
тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и
шаманством.
Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае
сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской
цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий
рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный
накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и
умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не
духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее
бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие
свои административные функции, частью которых были регулярные
религиозные отправления. Все эти специфические особенности,
складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за
тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к
восприятию тех принципов и норм жизни, кото-
рые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху
больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский
Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.
Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве
модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя
важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством
долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и
искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов
(ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного
Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный
социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций
сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы
видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь -
государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире
хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права
и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно
состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто
трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и
второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э. )
считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной
древности.
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было
строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник,
наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего,
подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию -
это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках
государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то,
что это учение базировалось на слегка изменённых древних
традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым
тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали
его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный
традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и
налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были
справедливее, и правители мудрее...
В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в
Китае ожесточённо соперничали различные философские школы,
конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте.
Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления
страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники
конфуцианцев – легисты.
Учение законников - легистов резко отличалось от
конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат
писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на
палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам,
законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а
осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры,
опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В
учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм
был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в
откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере
деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах
чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или
отношение к Небу было основным в противостоянии легизма
конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на
высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего
ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший
абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство
ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый
вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной
деспотии.
Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми
и эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках
централизованный контроль над частным собственником, что имело
огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой
борьбе за объединение Китая.
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным
делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство
имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили
рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией,
министры и чиновники – его основными помощниками в управлении, а
народ – невежественной массой, которой следовало руководить должным
образом для её же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим:
введённые легизмом методы и инструкции ( централизация администрации
и фиска, суда, аппарата власти и т.п. ), без которого нельзя было
управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать
с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было
сделано.
Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось
поворотным пунктом как в истории этого учения, так и в истории
Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других,
предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в
силу доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и
мудрецов, каждого их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие
позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и
идеологически обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее
выражение в культе неизменной формы.
Конфуцианство воспитывало и образовывало. Начиная с эпохи
Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление
государством, но и заботи -лись о том, чтобы конфуцианские нормы и
ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ
«истинно китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по
рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем, то
есть с первых шагов жизни китаец в быту, обращении с людьми, в
исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов
действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими
традициями. Даже если он со временем становится даосом или
буддистом, или даже христианином,- всё равно, пусть не в убеждениях,
но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом,
часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.
Воспитание начиналось с малолетства, с семьи, с приученных к
культу предков, к соблюдению церемониала и т.д.. Система образования
в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков
конфуцианства.
Конфуцианство – регулятор жизни Китая. Центализованное
государство, существовавшее за счёт ренты – налога с крестьян, не
поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро
усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к
значительному снижению доходов казны и расстройству всей
административной системы. Возникал кризис, и в этот момент начинал
действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их
чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но восстание,
которое его сопровождало, уничтожало всё, что было достигнуто частным
сектором. После кризиса центральная власть в лице нового императора
и его окружения становилась сильней, а часть частного сектора
начинала всё сначала. Конфуцианство выступало и как регулятор во
взаимоотношениях страны с Небом, и - от имени Неба – с различными
племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и
вознесло созданный ещё в иньско - чжоуское время культ правителя,
императора, «сына Неба», управляющего Поднебесной от имени великого
Неба.
Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой,
и административной системой, и верховным регулятором экономических и
социальных процессов – словом, основой всего китайского образа жизни,
принципом организации китайского общества, квинтэссенцией китайской
цивилизации.
В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало
умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию,
поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В
этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих решений
мира, а кое в чём и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило
в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер
населения. Оно сумело стать – во всяком случае для старого Китая –
незаменимым.
Большое распространение имела в древнем Китае и другая
философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко отличавшаяся от
конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером.
Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная
религия, так называемый даосизм, который просуществовал в Китае свыше
2000 лет.
Даосизм в Китае занимал скромное место в системе
официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианцев
никогда им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды кризисных
ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная
администрация приходила в упадок и конфуцианство перестало быть
эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и
буддизм подчас выходил на передний план, проявляясь в эмоциональных
народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И
хотя даже в этих случаях даосско - буддийские идеи никогда не
становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса
постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение
бунтарско – эгалитаристских традиций в истории Китая не должно
преуменьшаться. Особенно если, принимать во внимание, что в рамках
даосских сект и тайных обществ, эти идеи и настроения были живучи,
сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем
накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они
сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века.
Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру
буддийская и индо – буддийская философия и мифология. Многое из этой
философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и
кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае,
причём рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо
переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными
историческими событиями, героями и деятелями прошлого. Буддистская
метафизическая философия сыграла свою роль в становлении
средневековой китайской натурфилософии.
С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том
числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм был единственной
мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Но
специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с
его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и
религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в
стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё
место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая
сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.
В истории и культуре средневекового Китая огромную роль
играла обновлённая и модифицированная форма древнего конфуцианства,
получившая название неоконфуцианство. В новых условиях
централизованной империи Сун, для решения задач усиления
административно - бюрократического начала необходимо было «обновить»
конфуцианство в соответствии с новыми социальными условиями, создать
прочное теоретическое обоснование существующего строя, выработать
принципы конфуцианской «ортодоксии», которые можно было бы
противопоставить буддизму и даосизму.
Заслуга создания неоконфуцианства принадлежит целой когорте
крупных китайских мыслителей. В первую очередь это Чжоу Дунь-и
(1017 – 1073 гг.), взгляды и теоретические разработки которого
заложили основы философии неоконфуцианства. Положив в основание мира
беспредельное и обозначив его «Великий Предел» как основу, как путь
космоса, в движении которого рождается сила Света (Ян), а в покое –
космическая сила Тьмы (Инь), он утверждал, что от взаимо – действия
этих сил проистекает рождение из первобытного хаоса пяти стихий,
пяти родов вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а из них –
множества вечноизменяющихся вещей и явлений. Основные принципы учения
Чжоу Дунь-и были восприняты Чжан Цзаем и братьями Чэн, но самым
ярким представителем философов сунского периода был Чжу Си (1130 –
1200 гг.) именно он выступил как систематизатор основных принципов
неоконфуцианства, на долгие годы определивший основные идеи, характер
и формы обновлённого и приспособленного к условиям средневековья,
конфуцианского учения.
Как отмечают современные учёные, неоконфуцианство было более
религиозным и склонным к метафизике, чем раннее конфуцианство, и
вообще, средневековая китайская философия характеризовалась
религиозным уклоном. В ходе заимствований у буддистов и даосистов
различных сторон их учений была создана основа для разработки
логического метода неоконфуцианства, который был возведён в ранг
одной из важнейших частей конфуцианского канона, смысл которого
заключался в том, что сущность знания – в постижении вещей.
С приходом к власти китайской династии Мин императоры не
выражали особой готовности принять конфуцианскую доктрину в качестве
единственной опоры в государственном строительстве. Конфуцианство
было сведено на положение лишь одного из трёх учений о постижении
Пути Неба.
Развитие общественного сознания китайцев в минский период
привело к возникновению индивидуалистических тенденций. Первые
признаки такого рода персоналистических тенденций появились в самом
начале минского времени. У минских мыслителей, и в первую очередь, у
Ван Ян-мина (1472 – 1529 гг.), мерилом человеческих ценностей стала
не столько конфуцианская социализированная личность, сколько личность
персонализированная. Центральным понятием философии Ван Ян-мина
является лянчжи (врождённое знание), наличие которого у каждого
человека даёт право на достижение мудрости.
Ярким своеобразным последователем Ван Ян-мина был философ и
писатель Ли Чжи (1527 – 1602 гг.). Ли Чжи акцентировал внимание на
индивидуальном предназначении человека и поиске им своего Пути.
Центральным понятием философии Ли Чжи было тун синь (детское
сердце), некоторый аналог лянчжи Ван Ян-мина. Ли чжи резко
расходился с Ван Ян-мином в оценке конфуцианской концепции
человеческих отношений, полагая, что в их основе лежат насущные
человеческие потребности, без удовлетворения которых никакой морализм
не имеет смысла.
Так, в результате сложного процесса синтеза религий, норм
этики в позднесредневековом Китае возникла новая комплексная
система религиозных представлений, был сформирован гигантский и
постоянно обновлявшийся сводный пантеон божеств, духов, бессмертных,
патронов – покровителей и т.п.
Всякое религиозное движение, представляющее собой проявление
человеческих чаяний, социальных перемен и надежд на благой результат
с верой в высшую предопределённость такого развития событий,
всегда тесно взаимосвязаны с конкретными социально-политическими,
культурными и прочими особенностями региона или страны в целом.
Особую роль в религиозном движении в Китае играли народные
секстанские верования, доктринальные принципы, ритуальные и
организационно-практические формы которых наиболее полно сформировались
к XVII веку. Религиозная активность сект всегда была достаточно
широкой и многообразной, сохраняя при этом подчинённость основным
целям и ценностям вероучения.
В течение всей истории китайской культуры каждая из
существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте,
самобытности и разнообразию ценности.
Многие черты материальной культуры шан-иньского периода
указывают на её генетические связи с неолитическими племенами,
населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство мы
набдюдаем в керамике, характере земледелия и применения
сельскохозяйственных орудий. Однако по крайней мере три важнейших
достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение
городов и появление письменности.
Шанское общество находилось на грани медно-каменного и
бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит
общественное разделение труда на земледельцев и специализированных
ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-
огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда.
Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым
главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали
довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли
всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т.д.
В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное
строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером
примерно в 6 кв.км) строились по определённому плану, с
монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными
кварталами, бронзолитейными мастерскими.
Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. На место иньской
конфедерации городов-общин встало раннегосударственное объединение в
пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ – Западное Чжоу и
культура пополняется новыми отраслями.
Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в
надписях на бронзовых сосудах XI – VI вв.до н.э. Рифмованные тексты
этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был
закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и
художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего
развития.
Историческая проза этого периода представляет собой надписи
на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель,
военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д.
приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся
регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н.э. из
кратких записей о событиях в разных царствах составляются своды,
один из которых – летопись Лу, дошёл до нас в составе
конфуцианского канона.
Кроме повествований, описывающих те или иные события,
конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в области
общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали
появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие.
Необходимость счёта времени и составление календаря явились
причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится
должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило
занятие астрономией и календарным вычислением.
С расширением территории Китая росли познания и в области
географии. В результате экономических и культурных контактов с иными
народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий,
относительно их географического месторасположения, быта, специфических
продуктов, производимых там, местных мифов и т.д.
В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и
знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию,
физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто
производил операции под наркозом, используя для этого специальный
напиток.
В области военной науки значительный вклад был внесён
китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему
приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана
взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в
войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.
Среди многочисленных научных направлений существовала
сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и
практике ведения сельского зозяйства, собраны сочинения, где
описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения
продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах,
ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т.д.
Период династии Чжоу ознаменован появлением многих памятников
искусства древнего Китая. Вслед за переходом к железным орудиям,
изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась
техника ирригационных сооружений и градостроительства.
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием
ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании,
возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу
активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой
городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми,
пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами,
разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.
Значительное место в этот период занимает прикладное
искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала,
инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются
нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а
украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами.
Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные
подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты.
К периоду Чжаньго принадлежит первая картина на шёлке. В
родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо,
землю, горы, реки, божеств и чудовищ.
Одной из примечательных черт традиционной цивилизации
древнекитайской империи становится культ образования и грамотности.
Было положено начало официальной системе образования.
В начале II века появляется первый толковый словарь, а
позднее специальный этимологический словарь.
Значительными были и научные достижения в Китае этой эпохи.
Составленный во II в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение
основных положений математических знаний. В этом трактате
зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии,
применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы
линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась
астрономическая наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н.э.,
указывает движение пяти планет. В I в. н.э. был создан глобус,
воспроизводивший движения небесных тел, а так же прототип
сейсмографа. Важным достижением этого периода является изобретение
прибора, названного «указателем юга», который применялся как
мореходный компас.
Ярким примером соединения теории и практики является история
китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из
трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и
более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось.
Имперский период истории древнего Китая характеризуется
появлением нового жанра исторических сочинений, развитием жанра
прозо-поэтических произведений «фу», которые получили название
«ханьские оды». Литература отдаёт дань чувственной и сказочной
тематике, получают распространение книги легенд с фантастическими
описаниями.
Во время правления У-ди при дворе была учреждена
Музыкальная палата (Юэ фу), где собирались и обрабатывались народные
мелодии и песни.
Значительное место в культуре древнекитайской империи
занимает архитектура, скульптура и живопись. В столицах возводились
дворцовые комплексы. Создаются многочисленные комплексы гробниц знати.
Получает развитие портретная живопись. Портретными фресками украшались
дворцовые помещения.
В период Южных и Северных династий ведётся активное
строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено
более 400 новых городов. Впервые стала применяться симметричная
планировка городской застройки. Создаются грандиозные храмовые
ансамбли, скальные монастыри, башни – пагоды. Используются как дерево,
так и кирпич.
К V веку появились статуи в виде огромных фигур. В
грандиозных статуях мы видим динамику тел и мимику лиц.
В V – VI вв. среди разнообразных художественных изделий
значительное место занимает керамика, которые по своему составу
становятся очень близки к фарфору. В этот период получает широкое
распространение покрытие керамических сосудов глазурью бледно-зелёного
и оливкового цвета.
Картины IV –VI вв. приобретают форму вертикальных и
горизонтальных свитков. Они писались тушью и минеральными красками
на шелковых полотнищах и сопровождались каллиграфическими надписями.
Литературное творчество III – IV вв. переживало бурный подъём.
Можно встретить придворную литературу, насыщенную фольклором; устную
поэтическую, которая в своей основе почти всегда имела реальные
события. К этому периоду относится развитие нового поэтического
жанра «ши» - стихов песенного типа, в основе которых лежат народные
мелодии. Распространение имеют клериканская, конфуцианская житийная и
буддийская литература.
Период объединения Китая и создания Танского государства
характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах
строительных работ был присущ градоустройству.
Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и
культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного
дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и
Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов
видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к
монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились
террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками.
Черепичные крыши всё чаще становятся двухярусными. Прекрасным
дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают
особую парадность.
Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской
церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных
изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость
образов, трёхмерность изображения.
Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в
живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась
любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на
шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски,
напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного
происхождения.
Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым
веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых
Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего
времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях
уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут
характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной
жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего
периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти
произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют
форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты
новелл впоследствии легли в основу популярных драм.
В сунский период Китай вновь становится одним из передовых
государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии
ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество
занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят
дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали
типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы
возведения строений, становятся всё более изящными, с
высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций,
фасадов и интерьеров.
В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные
скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.
В период XII – XIII вв. зодчество становится пейзажным, что
выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных садов,
воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно
было увидеть в самой живой природе.
Пластика сунского периода намного бледнее и менее
возвышенная. Скульптуры X – XIII вв. теряют свою монументальность, в
них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже
лиризма.
С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит
значительный скачок в развитии литературы и научных знаний.
Публикуется множество работ по различным областям истории,
археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому.
Широкое распространение книгопечатания способствует письменному
закреплению произведений народного творчества.
Особого развития в сунский период достигает литературный жанр
«Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями
танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи
«ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую ритмическую
прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические
мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие
рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой
прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались
огромной популярностью лаконичные изречения – цзацзуань, отличающиеся
оригинальной литературной формой.
Отличительной чертой культуры является усиление демократических
тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на
массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую
музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые
представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический
жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со
стихотворными ариями.
Период Сун является яркой страницей в истории китайской
живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные
перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется,
в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода
вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных
картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает
многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.
В тесном соприкосновении с живописью развивалось и
прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые
ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших
мастеров живописи.
Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих
керамистов Китая. При определённых успехах в области производства
фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины.
Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и
лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и
серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.
Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются
высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия,
изделия из ткани, эмали, лака в XIII – XIV вв. в большом количестве
вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу,
где их очень высоко ценили.
Победа над иноземными захватчиками и установление власти
династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа,
что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также
в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на
севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой
Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом.
Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также
садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему
основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном
зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным
использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и
цвета.
Китайская монументальная скульптура в минский период,
несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже
в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются
жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных
приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры
животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким
мастерством и глубиной проникновения в образы.
Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести.
Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была
афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям
Конфуция.
В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия,
китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов
и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой
театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с
совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
Искусство минского периода стремилось прежде всего к
сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот
период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное
место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной
живописи и живописи «Цветов и птиц».
Значительное место в художественной культуре Китая занимали
различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных
его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на
первое место в мире.
Начиная с периода Мин широкое распространение получает
техника перего- родчатых и расписных эмалей. Изготовлялись
многофигурные рельефные компо- зиции из красного резного лака. Можно
было увидеть вышитые картины, выполненные цветной гладью.
Архитектура цинского периода приобретает свои характерные
черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного
убранства. Двор- цовые здания приобретают новые черты в связи с
дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей
отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это
и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты.
Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII –
XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных
резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм
которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В
оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и
фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением
к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в
скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой
кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей
– пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.
В цинский период в классической прозе и поэзии появляются
довольно видные мастера. В области повествовательной литературы
выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы
сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались
большой популярностью изречения китайских писате- лей цзацзуань.
Театральное искусство в цинский период претерпевает
значительные измене –ния. Во второй половине XVII веке новая
маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие
театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную
технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя
координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины
XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты
национального театра классической драмы.
В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает
копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные
панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в
живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов,
знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой.
Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной
живописи.
Особое место в культуре Китая цинского периода занимает
декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых
успехов в произ- водстве художественного фарфора, который украшается
росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения
дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и
художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и
эмали.
Китайские народные мастера создавали самые разнообразные
изделия при -кладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности
работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового
кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.
Близкой к живописи по своему характеру и своеобразной по
форме была в XVII – XIX вв. китайская вышивка. Прекрасны созданные
китайскими мастерами декоративные панно, а украшение одежды вышивкой
всегда являлась непремен -ным элементом. Помимо вышивок и тканей
широкое применение в этот период получили ковры.
Китайская культура всех времён развивалась в условиях
различных противоречий внутри страны, установления господства и
закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких
условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.
Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют
проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов,
возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются
градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются
сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения
изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись;
образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная
драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных
изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и
художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди
подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные
достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины,
книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии,
расширении внешних сношений.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие
культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные
территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии.
Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира.
Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой
культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная
ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях
китайского народа.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


АВДИЕВ В. И.

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА» -
МОСКВА, 1953 г.



ВАСИЛЬЕВ Л. С.

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ВОСТОКА» -
МОСКВА, 1983 г.



ГОГОЛЕВ К. Н..

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»-
МОСКВА,1997 г.



ПОД РЕД. ДЬЯКОНОВА И ДР.

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» -

КН. II «РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА» -

СТАТЬЯ СТЕПУГИНА Т. В.

«ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КИТАЯ ПЕРИОДА РАСЦВЕ-

ТА РАБОВЛАДЕНИЯ»

МОСКВА, 1982 г.







Реферат на тему: Культура Коми



Введение
Изучением истории культуры и общества занимается множество наук-
история, археология, социология, философия и т.д. но есть специальная
историческая дисциплина, главная задача которой- изучение характерных черт
народов мира.
В отечественной науке эта дисциплина известна как этнография, что в
буквальном переводе с древнегреческого означает «описание народов».
Этнография занимается изучением этнической истории народов и народных
традиций, реконструкцией древнейших форм общественной жизни и культуры.
В наше время народы коми имеют два литературных языка: коми
(зырянский) и коми-пермятский.



Земледелие и животноводство.
Традиционное земледелие у коми связано, по археологическим данным, с
культурой перми вычегодской- непосредсвенных предков народа коми.
Первоночально, в Х-XI веках, земледелие было подсечно-огневым с ручной
обработкой земли. С XII века начинается переход к пашенному земледелию с
использованием тягловой силы скота. Деревянная соха в это время оснащается
железными сошниками. С XV века постепенно у коми внедрилось трехпольное
земледелие.
Наиболее распространенной зерновой культурой у коми был ячмень. В
трудовых песнях северных коми, у которых ячмень был основой земледелия,
говорится: «На пригорке мы сидим на поле. Южного склона вы да,дорогие мои
плодородные земли!» второе место по значению в хозяйстве занимала рожь .
овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах и в незначительных
размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю.
Огородничество было развито слабо; сожали репу, редьку, иногда капусту и
лук. В конце второй половины XIX века стали сажать картофель, а к началу XX
века он распространился повсеместно. Картофель, как и овощи, сажали на
приусадебных участках .
собственной продукции земледелия в большинстве регионов Коми края
хватало лишь на часть года. Недостающее получали в обмен на товарную
продукцию охоты и рыболовства. Особенно много ввозилось в край зерна,
поскольку хлеб и другие зерновые продукты являлись у коми неотъемлемыми
компонентами традиционного питания.
Пахота у коми считалась мужской работой. Под ячмень землю вспахивали
один раз, рожь сеяли после трех-четырех разовой вспашки. Основным пахотным
орудием у коми была соха с двумя железными сошниками и деревянным отвалом.
В начале XX века у коми, на ряду с сохой, получили распространение более
совершенные пахотные орудия: типа вятской косули с ножом и деревянным
отвалом, сабан- однолемешное пахотное орудие без резца и другие сохи-
односоронки. Все они являются переходными орудиями от сохи к плугу. При
обработки земли на подсеках использовались ручные орудия «куштан», «кокан»,
«копушай»- нечто среднее между топором и секирой.
Боронили у коми, как и у северорусского населения обычные подростки,
от 2 до 4 раз - в зависимости от почвы. Для разрыхления верхнего слоя почвы
и заделывания семян на подсеки у коми традиционно использовалась борона-
суковатка. Борона-суковатка самого простого вида представляла собой
верхушку ели с отрубленными на необходимую длину сучьями. В пахотном
земледелии у коми применялась борона другого типа- рамная с деревянными
довольно короткими зубьями. В конце XIX- начале XX веков в Коми крае
появились и получили распространение рамные бороны с железными зубьями и
цельнометаллические бороны, которые использовались на тяжелых почвах. В
хорошей обработке земли перед посевом коми крестьяне видели залог будущего
урожая. Убирали хлеб в конце июля - начале августа, на Печере- не редко в
сентябре месяце. Жали серпами, работа эта традиционно считалась женской.
Нередко из-за ранних заморозков хлеб приходилось убирать зеленым.
Для подсушивания снопов хлеба перед молотьбой использовали овины. У
коми были известные овины двух типов - ямный и верховой. Ямный овин
состоял из двух помещений: подземного ямника и наземного помещение в виде
довольно высокого сруба.
Основным орудием молотьбы хлеба у коми был цеп,состоящий из длинной
деревянной ручки и более короткого била, соединенного с ней сыромятным
ремнем. У северных коми (на средней Печере, Ижме, Удоре) для молотьбы
использовалось другое орудие - кичига, которая изготавливалась из дерева в
виде палки с лопастью в форме человеческой ноги. Молотили зерно на
специальном сушильном тогу, устроенном на гумне. Веяли зерно при
специальной заточенной лопаты, а молотили его преимущественно на ручных
жерновах, в южных районах - водяных мельницах. Для приготовления круп в
каждом хозяйстве имелась своя ступа. Для хранения зерна у коми существовали
специальные хозяйственные постройки. Только тогда, когда зерно было
помещено в новые амбары, аграрные сельскохозяйственные работы считались в
основном законченными. В коми пословице говорится: «В копнах сено, в
скирдах хлеб».
Удобной для сельскохозяйственного освоения земли в крае было мало. В
начале ХХ века почти повсеместно жаловались на отсутствие в их наделе
мест, пригодных для расчистки и распашки. Урожайность яровых была
невысокой. В конце Х!Х- начале ХХ веков участки для подсек отводились за
установленную плату. Были годы, в которых разработка подсек запрещалась
вообще. Даже в самые урожайные годы край нуждался в привозном хлебе.
Животноводство в традиционном хозяйстве коми обладает древнейшими
традициями, зачатки оседлого животноводства в Прикамье отмечены
археологическими памятниками 11 -1 -го тысячелетий до нашей эры. На давние
традиции животноводства у коми указывают языковые данные. Основная
терминология животноводства в коми языке относится к древним
заимствованиям, в частности, из ирландского. В бассейне Вычегда
животноводство зарождается в 1 тысячелетии нашей эры, в ванвиздинской
археологической культуре. В археологических памятниках вымской культуры с
Х1 - Х11 веков костные остатки коров, лощадей, овец и свиней становятся
массовым материалом. Археологические данные свидетельствуют об
использовании лошадей как тягловой силы и в осуществлении не только
мясного, но и шерстяного овцеводства.
В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес животноводства был
особенно высок в северных районах; в южных районах ( на Сысоле и Вычегде)
животноводство было почти отраслью хозяйства. Разводили в основном крупно
рогатый скот, овей, лошадей. Продукцию животноводства население
использовало большей частью для личного потребления.
Лошадь была основной тягловой силой при сельскохозяйственных работах,
использовалась она и как транспортное средство, особенно зимой. На лошадях
пахали. Бороновали. С их помощью вывозился урожай зерна и сена с участков.



Традиционные ремесла и промыслы
Вплоть до начала ХХ в. Традиционный ремесла коми в значительной мере
продолжали оставаться в рамках домашней промышленности. Тем не менее
проникновение капиталистических отношений в сельском хозяйстве коми края
вызывало все большую ориентацию на мелкое домашнее производство товарной
продукции. В течении второй пол. Х1Х у коми происходило формирование слоя
кустарей - ремесленников, разделение отдельных ремесел (столярное ремесло
частично отделилось от плотницкого, обувное от кожевенного и т.д.).
Зажиточные ремесленники организовывали мелкие товарные предприятия, на
которых работали члены их семей. Появились и предприятия и мануфактурного
типа с использованием наемного труда. Продукция коми ремесленников по мере
насыщения местного рынка стала поступать и в другие регионы. Массовым
явлением среди коми ремесленников в это время становится отходничество.
Наиболее массовое распространение у коми издавна имели
деревообрабатывающие ремесла. Даже простое перечисление жилых и
хозяйственных построек, орудий труда или их деталей, средств передвижения
и домашней утвари, изготовляемых из древесины различных пород,
произрастающих в крае, займет немало времени. Деревообработка у коми
считалась мужским делом, Практически каждый взрослый крестьянин владел
технологией и навыками работы по дереву и был способен изготовить из него
любой предмет, необходимый в личном хозяйствен. Вплоть до середины Х1Х века
в деревообработке у коми преобладали простейший технологические операции:
рубка, обтесывание, долбление, сверление.
В конце Х1Х - начале ХХ вв. Бли

Новинки рефератов ::

Реферат: Нефтепереработка в Беларуси (Химия)


Реферат: Миграция сельского населения XVIII - I пол. XIX вв.: исторические и психологические аспекты (История)


Реферат: Machines (Транспорт)


Реферат: Аналогии в курсе физики средней школы (Педагогика)


Реферат: Ремонт оросительной системы (Сельское хозяйство)


Реферат: Учетная политика (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гражданская война в США и ее отражение на английском языке (История)


Реферат: Источники бесперебойного питания (Программирование)


Реферат: Кельтская цивилизация (История)


Реферат: История моды (Культурология)


Реферат: Индивидуальный стиль познавательной деятельности учащегося (Психология)


Реферат: Николай II: реформы или революция (История)


Реферат: Разработка операционной стратегии (Менеджмент)


Реферат: Одаренные дети (Педагогика)


Реферат: Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: История развития баскетбола (Физкультура)


Реферат: Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека (Спорт)


Реферат: Промышленность Симбирской губернии в 19 веке (История)


Реферат: Семейное право (Международное частное право)


Реферат: Правовое регулирование рабочего времени (Трудовое право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист