GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Основные функции культуры (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные функции культуры (Социология)



Культура - одно из самых сложных слов, используемых в нашем
практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет
сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется
крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых
различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие культуры
восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего
Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию
“хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души,
культура разума, культ богов и культ предков.
Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность.
Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок
и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин
“культура Вэнь” был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого
Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии
правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура
никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в
ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом
зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие
“культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание,
“ур” - свет, то есть почитание света.
Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание,
образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин
цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами.
В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние
общества или даже уровень воспитания или конкретных персон,
противопоставляемое дикости или варварству. Подведем итог лингвистического
развития слова культура в современных языках: 1) абстрактное обозначение
общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2)
обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости
нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений
слова цивилизация; 3) абстрактное указание на особенности способа
существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то
группе людей, какому-то историческому периоду; 4) абстрактное обозначение
форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной
деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино.
Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и
формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях.
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная
функция феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все
остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией
исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают
социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах:
устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки,
философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов
социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее
образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества
серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной
преемственности приводит к анемии, обрекает новые поколения на потерю
социальной памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры
концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она
имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире,
создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.
Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им
используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде
человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по
этому признаку.
Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением
различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере
труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на
поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или
иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры
опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную
знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения
соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.
Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой
важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки
нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми
системами располагают и естественные науки.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее
качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у
человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их
уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или
иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило,
выступает критерием соответствующей оценки.
Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по
отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее
в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом
наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов
(технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом
все функции культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный
характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти
все формы индивид, активности человека в силу его связанности с социальным
окружением. Число такого рода функций весьма велико. Они могут быть
выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно
частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.
Наиболее общей и универсальной функцией культуры следует признать
обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их
устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному
удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их
групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление
социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их
коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции,
обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ
людей:
> организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их
структурной дифференциации на различного рода относительно
самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины
(племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные,
учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф.
констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные
страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым
семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты,
деноминации, конфессии) и т.п.;
> регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической
селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов
социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных
механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль,
нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право,
политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;
> консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки
общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и
потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности
им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного
общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой
идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и
иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе
и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его
социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид, и
групповым интересам.
Третий уровень — функции культуры, обеспечивающие основные средства
совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:
V культуру демографического и социального воспроизводства членов
сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных
отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского
общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его
репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств
целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание,
просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки
норм и стандартов социализации и ин-культурации личности, ее социальной и
культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее
заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной
самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в
превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее
“производителя”;
V культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его
обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в
нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде
всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и
традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей),
обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид,
безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов
(правоохранительная система);
V культуру развития искусственной материально-пространственной среды
обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами,
выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения
территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их
внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее
важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы
энергообеспечения и производства средств производства (инструментария),
обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и
т.п.;
V культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с
развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-
собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства,
формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и
его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы
одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);

V культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания
материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации
неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим
недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.),
благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии
гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии
социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над
личностью и т.п.;
V культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально
значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные
наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия),
логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость),
образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы
поведения и пр.);
V культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между
людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений
(формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.),
сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных
вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических
и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных
и технических символов — математических, компьютерных, топографических,
чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов,
знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового,
графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.),
сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и
иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов,
занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально
значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных,
картотеки и пр.);
V культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека,
включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной
гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных,
отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию
здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного
туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и
народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы
развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов
организованного досуга и т.п.
Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не
о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию
продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и
предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны уже с
дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты
(“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”,
“религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы
критериев качества осуществления тех или иных социальных функций (“культура
труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного
мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях
здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых
технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной
сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в
соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции
такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки
зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий
утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в
ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф.
культурой” и “культурой образа жизни”.
Таким образом, во всем многообразии функций культуры можно выделить
такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-
регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и
оценочное.



Литература:

I. Токарев С.А. Разграничительные и объединительные функции культуры. М.,
1983.
II. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
III. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
IV. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

V. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996;
Они же. Апология культурологии // Обществ, науки и современность,
1997. № 2.






Реферат на тему: Основные этапы развития социологической мысли
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Институт естествознания

Кафедра "Философии и социально-политических дисциплин"



Курсовая работа

По дисциплине: Социология.
На тему: «Основные этапы развития социологической мысли».



Выполнила: студентка гр. БМ-22


Кудиенко Е. С.

Проверила: старший преподаватель:
Солтаниянова
С.Д.



Павлодар, 2002г.


План
Введение.
I. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения
социологии.
II. Основные этапы развития социологической мысли.
1. Древний мир.
2. Средние века.
3. Новое время.
4. Современный этап:
4.1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях
развития общества.
4.2. Классический тип научности социологии.
Учение о методе Э. Дюркгейма.
4.3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
Г. Зиммеля и М. Вебера.
4.4. Основные принципы материалистического учения об обществе К.
Маркса и Ф. Энгельса.
III. Современные парадигмы социологии.
Заключение.
Список литературы.



Введение.
Данная курсовая работа направлена на то, чтобы осветить всю историю
развития социологической мысли, начиная с ее возникновения и заканчивая
современным состоянием этой науки.
Я выбрала именно эту тему, так как считаю ее наиболее важной в познании
всей дисциплины. Ведь именно с понятия социологии и этапов ее формирования
и начинается изучение данной науки.
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов,
смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его
собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди
стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их
проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и
враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими
благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы уже в древности заставил ученых и
мыслителей обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он
существует.
В своей работе я проследила, как изменялись их взгляды со временем, и
каковы они сейчас.



.



I. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения
социологии.
Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей
предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое
человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность
социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение
актуальных проблем повседневной жизни.
Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В
социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских
ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское
движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции
свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена
решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей
теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие
ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.
Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и
практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они,
следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой
классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном
движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного
социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.
О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М.
Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники
социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного
подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а
наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и
солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и
рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки
рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с
их точки зрения, является «позитивный метод».
Этими различными идеологическими установками было продиктовано и
различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х -
40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия
и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются
открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на
основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и
создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти
теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического
материализма, основным элементом которого является учение о диалектике -
«алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и
Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об
обществе, основанного на принципах биологии, - «органической теории
развития общества».
Пока речь шла в основном о социологических условиях и
естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии.
Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы
социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-
социологических исследований разрабатывались главным образом
естествоиспытателями. Уже в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей
вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В
частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А
работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о
вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали
развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных
процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому
росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая
социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация),
увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же
время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда
выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного
мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих
за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились
«социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы,
которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве
заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство»
от этих «болезней».

II. Основные этапы развития социологической мысли.
1. Представления об обществе в древнем мире
Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков
человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже
прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не
выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда
обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или
личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и
отражения действительности?» и возникают представления о социальном
равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали
отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание
неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его
структуры складываются представления о неизбежности социального
неравенства.
В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности
социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его
необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок,
заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды,
Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и
религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в
преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.
На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V—IV вв. до
н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях которых
оформились два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении
всей истории социальной мысли. Первое — выдвигает и обосновывает идею
приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде всего,
учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство».
У Платона общество уподобляется «огромному человеку». Трём началам
человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном
государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое),
которым в свою очередь соответствуют три сословия — правители, воины и
производители (ремесленники, земледельцы). Справедливость, по Платону,
состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с
помощью «благородного вымысла» обосновывается как естественное, исходно
предопределенное: хотя все люди рождены землей, но у одних примешано
золото, значит, они должны править; у других — серебро, и посему они
становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть
производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильности
общества. Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям
отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества
служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное
неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но
отнюдь не получения выгоды высшими слоями. «Субъектом свободы и высшего
совершенства оказывается у Платона не отдельная личность, и даже не класс,
а только все общество, все государство в целом. Утопия Платона — не теория
индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы — свободы
государства в его совокупности, целостности, неделимости».[1]. Целостность
государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг
другу членов общества за судьбу этого государства.
Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности,
индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. Последний
критикует «Государство» Платона, отстаивая приоритет индивидуальных
интересов и защищая право личности на индивидуальность. Чрезмерное
стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность
имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию
индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную
путаницу, подготавливает политический кризис.
В этих направлениях древнегреческая мысль отразила фундаментальное
противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида — противоречивое
единство общественного и индивидуального. Представители каждого направления
вплоть до настоящего времени отстаивают свое право быть «проводником»
человечества на пути к лучшему будущему, формируя его специфический образ.
Если мыслителям первого направления свойственно представление о лучшем
будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на
ответственность за судьбу целого, то для ученых второго — характерна
выработка социального идеала, в котором лучшее будущее обозначается как
динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее его членов на
открытость, свободу, ответственность за собственную судьбу. Мыслители,
отстаивавшие приоритет общественного интереса над личным, в социальной
политике делали акцент на идее «равенства равных», сторонникам же
приоритета индивидуального интереса над общественным более важным
представлялось решение задачи обеспечения «неравенства неравных». Таким
образом, оба направления социальной мысли обосновывали оправданность
неравенства, но расставляли разные акценты.

2. Эпоха Средневековья.
В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется
преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что
оказало влияние и на развитие социальной мысли.
Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли
этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию»
раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение
Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма
над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено
«единственно истинной философией католицизма»), но не остановило Реформацию
католицизма. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У.
Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т.
Мюнцера, вождя народной Реформации. Важнейшая идея Реформации —
необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества
церковной иерархии.
Реформация оказала серьезное влияние на развитие социально-критического
мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала «правового
государства». Она способствовала разрушению феодально-религиозных
представлений и утверждению новых, предпринимательских ориентации в
хозяйственной практике. М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становления
европейского капитализма протестантского религиозно-этического комплекса,
обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость,
честность, расчетливость. В социальной мысли на новом уровне возрождается
противостояние идей «индивидуализма» и «коллективизма». Идея приоритета
индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра
идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.
Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в.
постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как
идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического
социализма принято считать Т. Мора (1478—1535 гг.), изобразившего в
«Утопии» общество, в котором нет частной собственности, обобществлены
производство и быт, а труд является обязательным для всех.
Критикуя капитализм и вскрывая его антигуманную сущность, социалисты-
утописты считали идеальным такое общество, в котором осуществляется
государственное или общественное руководство экономикой, не знающей товарно-
денежных отношений. Но они не смогли найти стимулы к труду в обществе без
конкуренции, частной собственности и самоорганизации экономической жизни.
Главное — ставка на прямое государственное регулирование и социальный
контроль.
3. Социальная мысль нового времени - непосредственное предшествие
социологии.
Непосредственно подготовившими условия для появления социологии считают
представления об обществе, возникающие в рамках теоретических направлений
общественной и в особенности философской и политической мысли, начиная с
XVI в. и до момента приобретения социологией статуса самостоятельной науки
в XIX в. Наибольшее внимание проблеме общества уделяла в данный период
философия, за ней следуют политическая экономия, наука о государстве и
праве и история. В исторической науке по существу с момента ее
возникновения развиваются элементы эмпирического исследования общественных
явлений.
Представления об обществе, складывающиеся в этот период в рамках
философии, а затем и прочих наук, обозначали по-своему начало новой
общественно-экономической формации - капитализма - и представляли собой
надстройку над экономическим базисом этой формации, которая по своим
характеристикам выступала отрицанием феодализма как общественно-
экономической формации.
Капиталистический способ производства, который в данный период все
больше становится доминирующим, требовал упразднения правового неравенства
людей. Правовое равенство и свобода всех граждан становятся более или менее
общим политическим идеалом. Попытки найти наиболее адекватный способ его
реализации приводят к возникновению многочисленных теорий, рассматривающих
отношение между государством и индивидом как свободным человеком. В то же
время предпринимаются также усилия открыть как законы, господствующие в
хозяйственной жизни, так и законы исторического развития общества как
целостности всех социальных явлений. Как результат этих попыток возникают
разнообразные теории. Общими чертами этих теорий являются их рационально-
научный характер и их постепенное освобождение от теологического взгляда на
мир и, в особенности, на общество, а также стремление не только расширить
рамки понимания человеком общества, но и вовлечь человека в осуществление
социальных перемен.
Философия в XVII в. особенно сосредоточилась на изучении
закономерностей развития общества. Подобная ее ориентация привела к
возникновению философии истории как отдельной философской дисциплины,
которую, учитывая ее предметную направленность, вполне можно считать
непосредственной предтечей общей социологии. Философия истории возникает
как особая научная дисциплина, выражающая потребность в объяснении развития
общества в данный период. В это время европейское общество - в наиболее
развитых странах - находилось в фазе перехода от феодализма к капитализму,
что делало его весьма подвижным и динамичным, требуя пересмотра характерных
для феодализма представлений об обществе как о чем-то неизменном. В это же
время разного рода путешественники и миссионеры приносят известия о народах
дальних стран, их обычаях, об их образе жизни, отличном от европейского.
Наука должна была ответить на вопрос, почему существуют различия в образе
жизни отдельных народов, почему разным народам присущ отличный от других
общественный строй. Практически возник вопрос о движущих силах развития
общества и законах этого развития. Все это заставило философов обратиться к
проблеме общества и попытаться объяснить его историю и закономерности
развития.
Наука и общественная мысль данной эпохи, рассматривая государство и
право, стремились освободиться от влияния характерного для феодализма
учения о божественном происхождении власти. Представление о божественном
происхождении власти сковывало молодую буржуазию в ее политической
эмансипации, и поэтому во вновь появляющихся теориях это представление
отвергалось, а отношения между государством и индивидом становились частой,
если не основной, темой рассуждений. Данные теории выражали стремление
установить причины возникновения человеческого общества, основные законы и
фазы его развития и сущность отношения между обществом и государством.
Наиболее видными мыслителями, рассматривавшими в своих трудах эти проблемы,
являлись: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль Монтескье, Джон Локк, Жан
Жак Руссо и Томас Гоббс.
Никколо Макиавелли (1469—1527) являлся в определенном смысле
олицетворением итальянского Возрождения, ибо, истолковывая социальные
проблемы, он черпал вдохновение в светских идеалах античной мысли и
восставал против христианства, поскольку считал, что оно делает невозможным
всякое социальное сопротивление. Его основными сочинениями являются
“Рассуждения о первой декаде Тита Ливия” и “Государь”. Н. Макиавелли не
занимался проблемами общества в целом, но изучал государство и искусство
политики. В трактате “Государь” он рисует картину самой беспощадной
политической борьбы за власть и показывает все те низменные побуждения,
которые толкают человека на эту борьбу. Политические события он объясняет,
прежде всего, психическими свойствами человека и, с другой стороны,
совпадением обстоятельств. Несмотря на его во многом идеалистические
представления, Н. Макиавелли стремится к реалистичному описанию событий,
которые он принимает такими, какие они есть, даже если они носят негативный
характер.
Жан Боден (1530-1596) - другой мыслитель данной эпохи, которому, подобно
Н. Макиавелли, присущ реалистический подход в изучении государства.
Наиболее значительной его работой явилось сочинение “Шесть книг о
республике”, в котором он дает целостную картину развития общества и
государства, главным образом развивая мысли Аристотеля. Государство,
согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем развития
семьи и разделения ее на новые семьи. Новые семьи сохраняют известное
единство, и таким образом возникают новые социальные общности, в которых
осуществляются производство, торговля, совершаются религиозные обряды и
т.д.
Шарль Монтескье (1689-1755), известный как автор теории о разделении
властей, был сторонником некоторых общих социологических идей, которые
позже повлияли на развитие социологии, и которые он изложил в своих
“Размышлениях о причинах величия и падения римлян” и в сочинении “О духе
законов”.
В рамках науки о государстве и праве, а также в политических доктринах
данной эпохи получает новую жизнь развитая первоначально греческими
софистами договорная теория происхождения государства - теория
“общественного договора”. Эта теория получила новое развитие в связи с
борьбой между буржуазией и феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие позиции
в экономической сфере общественной жизни, стремилась взять у феодалов
политическую власть. В процессе борьбы буржуазии за политическую власть
получают развитие представления, основывающиеся на теории “общественного
договора”. Согласно этим представлениям, существует различие между
договором, на основе которого создается человеческое общество и который
заключается всеми индивидами вместе, и договором, на котором основывается
государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество и, с
другой стороны, правитель. Эту теорию использовали не только те, кто
выступал за ограничение абсолютной власти правителя, но и сторонники
абсолютизма. Главными представителями этой теории являются Томас Гоббс
(1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т. Гоббс и
Руссо по-разному объясняют общественное развитие. Т. Гоббс считает
естественное догосударственное существование людей негативным, “войной всех
против всех”, а о человеке говорит, что он по природе является злым и
эгоистичным, а общество его облагораживает. Руссо имеет противоположную
точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние человеческой
жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по природе
доброе, но общество его портит. И та и другая точки зрения представляются
идеалистическими, поскольку за основу для объяснения общества принимают
некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой природы, тогда
как в действительности именно человека и происходящие с ним изменения нужно
объяснить, отправляясь от общества.
Теории общественного договора незначительно способствовали развитию
научного взгляда на общество, поскольку основывались на абстрактных и
априорных суждениях о человеческом обществе, вместо того чтобы уделять
особое внимание реальным фактам.
Наряду с воззрениями, о которых мы говорили как о непосредственных
предвестниках социологии и которые появились в рамках философии истории,
экономических наук и науки о государстве и праве, следует еще отметить
целый ряд мыслителей, чьи взгляды и представления предвосхищали
возникновение социологии и позже влияли на ее развитие.
Выдающийся философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) оказал
сильное влияние на развитие социальных теорий. Будучи идеалистом, Гегель,
тем не менее, развил понимание единства универсума во всем многообразии его
проявлений, а общество он понимает как составную часть универсума,
отличающуюся своими специфическими, качественно определенными
характеристиками.
Значительным вкладом Гегеля в становление социологии являются его
представления об истории человеческого общества как процессе, связанном с
целостной действительностью, и о том, что историю следует принимать такой,
какая она есть. Большое значение имеют гегелевское понимание человека как
деятельного существа, а также представления Гегеля о государстве, которое
он понимает идеалистически. Очищенное от примеси идеализма, гегелевское
диалектическое понимание общества и отдельных социальных явлений
предвосхищает появление социологии.
Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам
Фергюсон (1723-1816) - историк, философ и теоретик политики, который в
своем “Очерке истории гражданского общества” пытается осуществить
периодизацию исторического развития общества. Опираясь на результаты,
полученные этнографией, он делит историю человеческого общества на три
периода: дикость, варварство и цивилизацию.
А. Фергюсон доказывал, что человеку от рождения присуща социальность, из
которой проистекают социальные установления и обычаи. Общество он считал
органическим явлением и был одним из первых, кто поставил проблему
общественного разделения труда, подчеркивая в то же время взаимную связь и
обусловленность отдельных областей общественной жизни. Точно так же он
указывал, что конкуренция и конфликт имеют важное значение для
общественного развития, вследствие чего его считают первопроходцем идеи о
борьбе между отдельными социальными группами как движущей силе
общественного развития.
Социологии как науке, а также многочисленным социологическим теориям
предшествовали учения социалистов-утопистов. Эти учения возникли как
результат критического отношения к действительности буржуазного общества и
приобрели свой завершенный вид в трудах Сен-Симона (1760-1825), жившего во
Франции - стране, в которой не только совершилась первая полноценная
буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая критика
капитализма. Сен-Симон рассматривал развитие общества как строго
закономерный процесс, а задачу науки об обществе он видел в раскрытии
законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды.
Особенно важное значение имеют присущее Сен-Симону понимание социальной
структуры, а также его указание на то, что форма собственности определяет
все общественные отношения - как экономические, так и политические.
Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние
как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так и на
развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.
Эти и ряд других учений об обществе в целом или об отдельных социальных
явлениях непосредственно предшествовали и обеспечили возникновение
социологии, поскольку, при всех своих недостатках, поставили ряд
фундаментальных социологических проблем и аккумулировали в себе ту сумму
знаний об обществе, из которой впоследствии развились все значительные
социологические теории.
4. Современный этап развития социологии.
4.1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях
развития общества.
Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться
на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения
этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени
социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться
научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х
годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей
работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал
термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу - и
явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию
социологии.
Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность
появления этой новой науки? В системе О. Конта это обоснование
осуществляется на основе сформулированного им закона о трех
последовательных стадиях интеллектуального развития человека:
теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической,
стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений,
оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он
отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить
при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.
Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она
подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии
человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается
раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и
фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.
Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается
последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип -- от
простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем
быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание
сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в
биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в
своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору
теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в
наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных,
проверенных, не вызывающих сомнения.
Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования
науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации
труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества.
Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет
разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но
эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они
нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую
профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют
только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим.
Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые
при известном попустительстве способны разрушить основу общества - чувство
солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению
солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит
социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной
системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные
общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их
общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В
социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса,
решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное
развитие человечества.

4.2. Классический тип научности социологии.
Учение о методе Э. Дюркгейма

Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной
отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества.
Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков
критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов
считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках
социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического,
неклассического и промежуточного, эклектического.
Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими
видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные
принципы классической методологии сводятся к следующим:
1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей
действительности. Нет никаких специфических социальных законов.
2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных
«позитивных» наук.
3) Методы социального исследования должны быть такими же точными,
строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
4) Важнейшим критерием научности является объективность содержания
знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в
себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но
описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней
отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании
«социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и
идеологий».
Наиболее четко принципы классического типа научности были
сформулированы в работе французского социолога 3. Дюркгейма «Правила
социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская социология основывается
на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные
требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать
социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как
вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б)
социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны,
строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством
социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные
законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от
всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна
порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б)
она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают
индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета)
целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а)
источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и
поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая
своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого
индивида.
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании
социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными
действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того,
что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое
основание, другой субстрат - коллективное сознание. Для того, чтобы возник
социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере,
несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация
породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне
сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия
множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление,
установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения,
способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно.
Признание объективной реальности социальных фактов является центральным
пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

4.3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
Г. Зиммеля и М. Вебера.

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими
мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе
этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности
законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости
существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и
наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это
пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и
гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует
приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение
действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к
ценностям.
Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их
понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве
предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ»,
«человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом
исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он
обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Г.
Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного
смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их
мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен
сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих
действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях
большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется
аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии
и ее месте среди других наук, Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд
методологических принципов, на которые, по их мнению, опирается
социологическое знание:
1) Требование устранения из научного мировоззрения представления об
объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального
знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои
понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее
законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального
различия между социальной теорией и действительностью.
2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем
выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так
называемых «научных прогнозов».
Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что
социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а
является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г.
Зиммель и М. Вебер утверждают:
3) Социологические теории и понятия не являются результатом
интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность
подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего,
правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.
4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной
деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим
общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему
человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел
индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.
М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к
ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-
либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-
либо другой оценкой. Например, высказывание: «Вера в бога - это
непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности -
это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В
приведенном выше примере эта процедура может означать сбор фактов для
изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни
человека, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие
процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в
том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием
фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то
установки, которая и формулируется им как ценность.
Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М.
Вебер отвечает так:
5) Изменение ценностных предпочтений социолога определяется «интересом
эпохи», то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он
действует.
Каковы же инструменты познания, через которые реализуются основные
принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит
фиксирующее в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не
эмпирическое многообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над
миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир
ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов
материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по
себе, как чистых форм. Социология должна стремиться изолировать желания,
переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного
содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе
этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию
социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма - это
отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов,
которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических
актов. Формально-геометрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить
общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой
социологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и
морализаторских оценочных суждений.
Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы».
«Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой
реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические
конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с
помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем
наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина
однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная
для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов».
Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве
масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической
реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.
Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и
рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм»,
«бюрократизм», «религия» и т. д.
Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что
главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было
таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже
если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют
сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он
был в самом опыте реальной жизни.

4.4. Основные принципы материалистического учения об обществе
К. Маркса и Ф. Энгельса.

Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в
области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе
К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При
создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических
установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как
факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным
для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в
марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных
закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и
институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения
об обществе?
1) Одним из важнейших принципов исторического материализма является
признание закономерности общественного развития. Ф. Энгельс, выступая на
похоронах К. Маркса, среди главнейших его достижений от

Новинки рефератов ::

Реферат: Политические права и свободы граждан Республики Беларусь (Право)


Реферат: Сердобский район (География)


Реферат: Строение и эволюция вселенной и ее познание (Астрономия)


Реферат: Основные понятия трудового права (Трудовое право)


Реферат: Выступление генерала Корнилова (Государство и право)


Реферат: Перевозка длинномерных грузов (Транспорт)


Реферат: Налогообложение физических лиц (Финансы)


Реферат: План урока геометрии. Тема: Свойство медиан треугольника (Педагогика)


Реферат: Education in Great Britain (Иностранные языки)


Реферат: Александр 11 (Исторические личности)


Реферат: Чернобыль спустя несколько лет (Военная кафедра)


Реферат: Лазеры (Физика)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Two approches to the scientific management (Иностранные языки)


Реферат: Психологические трактовки культуры (Культурология)


Реферат: Компьютер (Интенет, Windows, пакет программ Micrsoft Office) (Компьютеры)


Реферат: Домостроительный комбинат N1 (Технология)


Реферат: Оборудование летательных аппаратов ( Космонавтика)


Реферат: История психологии (Психология)


Реферат: Социологические исследования Анкета "Секс-меньшинства" (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист