GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура Средневековья (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Средневековья (Культурология)



Содержание

|Введение. |3 |
|1. Раннее средневековье. |4 |
| 2. Высокое (классическое) Средневековье. |5 |
|2.1 Зарождение “городской культуры”. |5 |
|2.2 Проповеди как пласт народной культуры. |6 |
|3. Позднее средневековье. |8 |
|Заключение. |9 |
|Список литературы. |10 |



Введение.

Средними веками культурологи называют длительный период в истории
Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает
более тысячелетия с V по XV века.
Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода :
Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI
вв);
Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV
века;
Позднее Средневековье, XIV- XV века.
Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так
называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени ( XVI-XVII
века), однако представляется более обоснованным рассматривать период
Реформации и Конрреформации как отдельный период истории и культуры,
оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания
народных масс.
Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в
науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить
народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить
исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты
его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без
архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда
для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации
культурных ценностей.
Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда
говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса,
пережитки язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный
специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не
находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”,
“неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”;
это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на
сказочное и баснословное.
Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии
просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни
простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”,
руководствуясь ее собственной логикой. [2, стр. 9 ]


1. Раннее средневековье.

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и
очень важные процессы , такие, как вторжение варваров, закончившиеся
падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи,
ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство,
которое к концу существования Рима стало его государственной религией.
Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот
процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший
исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной
Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей
Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же
“варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами,
графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.
Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные
войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и
культурное развитие.
В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян
еще не оформились и крестьянство , только рождавшееся как особый класс
общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и
неопределенных слоях. [1, стр. 16]
Главная масса населения Европы того времени - сельские жители,
образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности
ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.
Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной
картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма
симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на
эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы
позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.
Парадокс : простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и
игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле,
доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее
неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных
сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 1], стр.
63)

2. Высокое (классическое) Средневековье.

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа
начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились
государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные
армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи . Миссионеры
понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так
что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность
быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в
городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом
играла та же церковь, которая тоже развивалась , совершенствовала свое
учение и организацию.
На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских
племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем
развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства-
живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту эпоху были созданы
шедевры литературы “ Песнь о Роланде”, “Роман о Розе”.
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература . Одно
из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского
народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII в появляются
рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о
британском короле Артуре.
Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - “Песнь
о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в
начале V в . В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские
сказания.
Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты
и их поэзия. Вагантами ( от лат . vagantes - бродячие) называли бродячих
поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической
церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою
очередь, преследовала вагантов.
Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые “Баллады
о Робин Гуде” , который и поныне остается одним из самых известных героев
мировой литературы.
2.1 Зарождение “городской культуры”.
В этот период быстро развивается так называемая “городская
литература” , для которой было характерно реалистическое изображение
городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также
появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в
Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в
культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре ,
сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.
Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов
во всех сферах человеческого бытия.
Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период
она была представлена , в частности, творчеством “жонглеров” , которые
выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики,
музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках,
свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.
Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-
под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни,
а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не
священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими,
пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто
сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное
искусство и в Англии.
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении
процесса развития городской культуры , было создание в городах нецерковных
школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие.
Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать
в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение.
С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде
городского населения.

2.2 Проповеди как пласт народной культуры.

Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть
духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным
моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание,
философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством.
Духовенство было единственно образованным классом , и именно церковь
длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная
жизнь европейского общества этого периода в значительной степени
определялась христианством.
Важный пласт формирования народной культуры во времена классического
Средневековья - проповеди.
Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы
мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех
прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей
язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи,
миссионеры должны были растолковывать народу основные положения
богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять
неправильный образ мыслей.
Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека
- грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина и
крестьянина, богатого и бедного.
Наиболее известные проповедники строили свои проповеди таким
образом, чтобы в течение длительного времени удержать внимание публики и
донести до нее идеи церковного учения ввиде простых примеров.
Некоторые пользовались для этого так называемыми “примерами” (
exempla) - короткими рассказами , написанными ввиде притчей на житейские
темы.
Эти “примеры” - один из ранних литературных жанров и представляют
особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых верующих.
“Пример” был одним из наиболее действенных средств дидактического
воздействия на прихожан.
В этих “ случаях из жизни” виден изначальный мир средневекового
человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных
участниках повседневной жизни человека.
Однако наиболее известные проповедники такие , как Бертольд
Регенбургский ( XIII в ), в своих проповедях не пользовались “Примерами”,
строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил
свои проповеди ввиде диалогов, адресовал призывы и высказывания к
определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко
использовал способ перечисления, загадки и другие приемы , делавшие его
проповеди маленькими спектаклями. ([2], стр. 265)
Служители церкви , как правило, не вносили в свои проповеди
сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось
и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала
как раз от слушания вещей привычных и известных.


3. Позднее средневековье.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской
культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не
гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий
голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые
человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя
война.
В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный
подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах
усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием,
усиливаются страхи перед нечистой силой.
В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана
трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во
всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной
истории выступит в роли Антихриста.
Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и
нескольких лет засух.
Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина
того времени : “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны“. ( [1], стр.
330 )
Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий,
страхов и коллективных паник.
Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора
и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в
предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни,
науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так
называемому Возрождению или Ренессансу.
Заключение.
Итак. теперь можно сделать заключение по моему реферату который
называется « Культура Средневековья ». Из работы видно, что с в Средние
века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и
системы поведения , который условно можно было бы назвать “народной
культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех
членов общества ([1],стр . 356).
Мышление средних веков было преимущественно теологическим.
Средневековая церковь , с опаской и подозрением относившаяся к
обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их
влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых
в его народной интерпретации.
Магический подход к природе распространялся на христианские обряды,
вера в чудеса была повсеместной.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в
значительной степени определялась христианством.
Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть
духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным
моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание,
философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее
духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый
европеец , включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким
был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века
церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать
духовные семинарии.
Массовая средневековая культура - это культура бескнижная,
“догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные
проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного
человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.
“ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для
понимания всех людей язык стали проповеди, предствляющие собой значительный
пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры
должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать
принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.
Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы
христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература
, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в
своей повседневной деятельности.
Список литературы.

1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир : культура безмолвствующего
большинства”. М., 1990 г
2. Гуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М.,
1981 г.
3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М., 1984 г







Реферат на тему: Культура ХХ века

План реферата:
1. Введение 2
2. Основные тенденции развития культуры в XX веке 2
3. Заключение 16


1.Введение


Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения
человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов
развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой
культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и
взаимообогащение ее национальных форм. В связи с этим необходимо
рассмотреть: основные тенденции развития культуры XX в. (преемственность и
традиции в становлении культуры нашего столетия, кризис современной
культуры, пути выхода из него, осмысление этого процесса в различных
культурологических концепциях); общечеловеческое и национальное в культуре
XX в. (основные причины возникновения общечеловеческой культуры, ее
ценности, диалектика национального и общечеловеческого).
Таким образом, культура XX столетия едина в своем многообразии. К
общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира
человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных
культур.


2.Основные тенденции развития культуры XX в.


Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было
открыто человечеством в прошедшие века и того, что достигло человечество к
концу XX в.
Какие формы социальной жизни, образцы деятельности, способы мироощущения
и мировосприятия отсеяло «сито времени», какие базисные культурные ценности
были восприняты XX столетием?
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические
принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие.
Ренессансный гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого
человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его
мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных.
Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он
адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь,
благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический
гуманизм.
Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных
«мирах» современного общества -экономическом, нравственном, политическом,
художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление
политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной
политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и
гражданина» (1789 г.). Сравните два документа XVIII и XX вв. и вы увидите,
как идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются
сейчас в качестве идеала всеми государствами Организации Объединенных
Наций.
Конечно, идею всеобщего равенства выдвигало еще христианство. Христос
учил: перед Богом все равны, ибо каждый человек, независимо от своего
социального положения, обладает бессмертной душой. Однако христианская идея
равенства носит скорее мистический характер. Ведь люди равны не в реальной
жизни, а в загробной. На земле же каждый должен смиренно нести свой крест,
подобно Христу, так как существующие неравенства социальной, классовой
жизни, имущественные различия предопределены Богом.
Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии,
является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней
социокультурная система - наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки
того, что наука стала, мировой, объединив усилия ученых разных стран.
Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей.
Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к
преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных
странах, и объединению их в новую экономическую систему.
Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало
экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара
передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями
растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из
выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными
формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на
различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более
трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти
80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни
современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-
технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации
и коммуникации.
Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не
духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX
в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли,
воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты,
послужило основой для возникновения характерного для человека XX в.
ощущения космичности своего бытия.
Космизм - уникальное, интереснейшее явление современной культуры,
значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего
тысячелетия. В работах известных космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского,
Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической
роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической
ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи
возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры
характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и
одновременно укорененной во всеобщем, в целом.
Каковы основные идеи новой космической культуры?

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество
взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные
эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты
выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса;
когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития,
человек берет на себя ответственность за
космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.
Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов
во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами,
запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения,
гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не
на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития
культуры и самой природы.

С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти
идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-
естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии,
-В.Л. Вернадским.
Основной труд В.И.Вернадского - «Научная мысль как планетное явление» -
отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к
эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и
культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель
приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение
в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера
закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от слова
«ноос» - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции,
но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая
и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.
В чем же причины возникновения и сущность ноосферной культуры?
Первое. Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом
экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил
полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического
тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные
стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком.
Важнейшее основание для возникновения ноосферы - объединение человечества.
Для B.И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является
прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным
пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура;
современные средства передвижения и передачи информации сближают людей;
научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на
войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к
единению.
Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся
мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф
жизни и прекрасное гармоническое будущее людей. Эволюция живого вещества,
его усложнение и усиление сил разума во Вселенной есть процессы неизбежные.
«Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его
не выпустим».
Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила
техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип
цивилизации, индустриальное общество, привело к действительному господству
безличных экономических технологических, политических структур над живой
человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Способ
организации социальной жизни, который Л. Мэмфорд отразил в образе
гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй
половине XX в. Симптоматично, что именно через армию стандартная модель
мегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних
царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом
оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком
технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни,
навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью.
«Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает
бессубъектные социокультурные формы.
«Следствия этой машинизации проистекают из абсолютного превосходства
механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все, связанное
с душевными переживаниями и верой, допускается лишь
при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. Человек
сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной
обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом -
человек, - теперь становится средством»3.
Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального
познания эпохи индустриализма, исключающая уникальность человеческого «Я»,
культурного контекста в развитии социума, инженерное мышление с ее
стандартами, технологиями, измерениями становится образцовым в социальном
познании.
В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации,
возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась
на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться
из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство
человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и
научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства
человека над природой стали главными целями общественного развития. В
результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального
богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие
эффективной экономической деятельности.
Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в, с тревогой говорили о процессе
деградации культуры.
«Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших
общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является
предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также,
что на определенном этапе внешняя организация общества начинает
осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть
институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и
поддерживать в них живое начало.
Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает
блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект
уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в
дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и
первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее
проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало.
Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в
экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации
управления»4.
В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в
противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.
В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей
культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все
проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, - экономические,
политические, моральные и т.д.
Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание,
наука. Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно,
современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая
собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику,
административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука. Например,
существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения.
Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него
характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что
она вызвала возможные кризисы: экономический, экологический, национальный.
Он утверждает: «Наука - чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал
Ч.П.Сноу: «...На одном полюсе -художественная интеллигенция, на другом -
ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их
разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и
вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное
представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и
тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств»5.
Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему
миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития
его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация
основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором
природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации,
причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно
выразить одним словом: больше.
Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ,
богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе
социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще
представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации
человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому
представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних
десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры.
Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического
развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между
людьми. Известный философ Ю.Бохеньский, рассматривая современную духовную
ситуацию, выделил четыре наиболее важных вопроса стоящих перед
человечеством.

• Какое место занимает человек в космосе?
• Существует ли прогресс?
• В чем ценность науки?
• Как велики силы или бессилие человека?
Современные ответы на эти вопросы выглядят весьма пессимистическими. К
примеру, астрономия показала, что Земля не является центром Солнечной
системы, что она лишь незначительный фрагмент космоса в целом, ибо за
пределами Млечного Пути существуют миллиарды и миллиарды подобных галактик,
расстояние между которыми измеряется миллионами парсеков (один парсек
превышает 30 800 миллиардов километров). Для антропоцентризма прошлых
веков, культур, когда человек ставился в центр Вселенной, эта точка зрения
катастрофична. Мало того, повергается в прах миф и об уникальных качествах
человека, уникальности существования жизни во Вселенной. Отсюда следует,
что человека нельзя рассматривать как сосредоточие вселенских сил. Мы,
человечество, лишь пылинка на окраине бытия. Новая духовная ситуация,
считает Ю. Бохеньский, запрещает нам мыслить антропоцентрически.
Современная культура строится уже на иных основаниях.
С другой стороны, радикальным образом разрывается представление о
необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировки
Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса
поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношение к
возможностям научного знания, точные науки уже не считаются главными.
Отсюда и посетившее человечество чувство бессилия перед вызванными ими
неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое все более в
яркой форме отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где
существование человека носит трагедийный и безысходный характер.
В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит
судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный»
произошло от латинского «globus», что значит «земной шар».
К первоочередным из них относятся:
• преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими
последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды,
уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в
результате повышенного содержания углекислого газа в воздухе и т.д.);
• предотвращение войны с применением оружия массового поражения
(термоядерного, химического, биологического), создание безъядерного
ненасильственного мира;
• преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером
и бедным Югом (развивающиеся страны);
• нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития
экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической
революции.

В чем причина возникновения глобальных проблем?
Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается
глубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым их
проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и
Германии, пришла в Африку. на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский
бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участниками единой
исторической драмы, В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что
индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы,
политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский
мыслитель Н.Бердяев писал, что в поднявшемся г мировом вихре в
ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре
могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может
быть разодран в клочья».
Bо-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической
мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как
теперь. За последние сто лет промышленное производство планеты
приумножилось более чем в пятьдесят раз. при этом 4/5 этого прироста
получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции
на сумму около 13 триллионов долларов, в ближайшие полстолетия может
увеличиться еще в 5-10 раз. Воздействия человека по своим последствиям
сейчас сопоставимы с самыми грозными силами природы. Еще Э.Циолковский
считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и
станет в дальнейшем силой, преображающей космос. Сейчас же человек,
обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который
вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.
Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем
является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и
политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря
телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в
мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди,
потребляющие и использующие информацию, не просто живут в разных странах с
различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня
развития, они обитают в разных исторических культурных эпохах.
Родоплеменная община из бассейна Амазонки или тропической Африки, едва
вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов
полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек стартует в космос.
Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой
ядерного терроризма и выступает против распространения ядерного оружия.
Мало того, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты
различных культур.
Приведу пример. Существует понятие функциональной неграмотности: люди,
завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понять
содержание примитивной письменной инструкции, сделать простые расчеты,
заполнить необходимые бланки. Функциональная неграмотность - бич
цивилизации и культуры второй половины XX в. По официальным данным, в
США насчитывалось 22 миллиона функциональных неграмотных, во Франции - 3
миллиона, а в целом в странах ЕЭС - 15 миллионов человек. Мировая
система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире.
Научно-техническая революция с ее интеллектуализацией труда, заметными
переменами в структуре производства, с информационным взрывом и т.д.
изменила представление о тех личностных чертах, которые должны
воспитываться в системе образования. Необходимо отметить, что все
глобальные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное, по
отдельности, решение невозможно. Нельзя, например, обеспечить
экономического возрождения слаборазвитых стран без предотвращения
нарастающего загрязнения окружающей среды. Иначе экономическая
катастрофа на планете неизбежна.

Может ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые
специалисты предрекают гибель человечеству уже в ближайшие 30-50 лет.
Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Напри
мер, самая страшная угроза человечеству последних десятилетий - угроза
термоядерной войны, между сверхдержавами - в значительной мере ослабла и не
является главенствующей в списке глобальных проблем. Это связано во многом
с теми изменениями,
которые происходят в России.
Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что
человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло
разрешить. Будем надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными
проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе
исторического процесса-
Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека и
планетарной культуры привели к тому, что в 60-70-е гг. возникло множество
центров, объединивших ученых, работающих в этой области. Стала
распространяться футурология (от латинского «футурум» - будущее). В самом
широком смысле - это совокупность человеческих знаний, представлений о
будущем человеческого рода. Наибольшую известность в футурологических
исследованиях получил Римский клуб, основанный в 1968 г. и объединивший
ученых тридцати стран мира. Основная проблематика исследований Римского
клуба, как наиболее авторитетного международного органа, изучающего
будущее, - это глобальное моделирование. Причем глобальное моделирование
берется во взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни: социального,
политического, нравственного, культурного, экономического.
Исследования Римского клуба велись в двух направлениях. Это и изучение
пределов и направленности экономического роста, и исследования в области
человеческих отношений и взаимодействий. В 1972 г. был составлен известный
доклад Дж.Форрестера и Д. Медоуза под названием «Пределы роста», авторы
которого поставили цель - принять немедленные меры по экономической и
экологической стабилизации и достичь «глобального равновесия».
В этом докладе предлагается в связи с природными ограничениями роста
человеческой цивилизации пересмотреть структуру потребностей самого
человека.
В 1974 г. в рамках Римского клуба М.Месарович и Э.Пестель разработали
доклад «Человечество у поворотного
пункта». Если в предыдущих работах была показана иллюзорность достигнутого
уровня материального благополучия в наиболее развитых странах, то в этом
сообщении указывалось на необходимость качественного роста в развитии
человеческой цивилизации. Мир есть не просто взаимообусловливаемое целое,
но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие свои
специфические черты развития. Человечество и его культура есть единый
организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой.
Отсюда возникает и идея переноса акцента деятельности человека с
количественных параметров на качественные. Если социально-экономические
отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но и
подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации
и культуре ситуация меняется.
Постиндустриальная цивилизация базируется на других формах социального
структурирования. Одним из первых пришел к пониманию человека как
важнейшего фактора социального развития руководитель Римского клуба
А.Печчеи. «Человеческая революция» заключается не в отказе от угрожающего
жизни на Земле научно-технического прогресса, а в коренном перевороте во
всей системе отношений «человек-социум». Общество трансформируется коренным
образом и превращается «в нечто новое и неожиданное» (А.Тоффлер). Свобода и
независимость индивида оказывается принципом развития возникающей
цивилизации и культуры. Человек ломает стену отчуждения и становится рядом
с общественным производством. Уже не в социальных утопиях и теориях, а в
социокультурных реалиях конца XX в. очерчиваются контуры будущего
господства человека и его культуры над бытием.
Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического
индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности.
Человек перестает быть элементом технологической, экономической или
политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними по
отношению к его личностной культуре качествами. Эта жесткая
детерминированная схема не просто ослабевает, возникает принципиально новая
ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие зависит уже от
состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной
устремленности.
Подобная ситуация связана не только с глобальными угрозами существования
человечества, но и с коренным поворотом в системе отношений «человек-
производство». Современная экономика носит инновационный характер. Это
означает, что материальные и вещественные факторы производства перестают
быть основным носителем ценностей, так как устаревают каждые 3-4 года.
Орудия труда, машины, станки, производственные линии, различного рода
техника меняется буквально на глазах. Главным фактором обновления
производства и получения прибыли является человек, его интеллектуальные и
творческие возможности. Развитие личностных качеств, творческих
способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей
силы становится наиболее выгодным вложением капитала. В результате
общественный субъект приобретает все большую независимость от базиса, его
свобода нарастает. Как показал Д.Белл, в современном информационном
обществе человеческий выбор оказывается решающей детерминантой социально-
исторического развития.
Классик современной западной футурологии Элвин Тоффлер, обобщая развитие
человеческого общества в XX в. и пытаясь осознать те потрясающие перемены,
которые вводят нас в XXI в., показал, что знание в современном обществе
превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведет
сдвиг власти. Весь общественный организм подвергается резким
трансформациям, уходит в небытие деление мира на коммунистический и
капиталистический, на Север и Юг. На смену этому приходят системы быстрых и
медленных экономик. Если первые основаны на инновациации и обновлении, на
идее неповторимости, то вторые традиционно устойчивы и инерционны в своем
развитии. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях
человека, на мироощущении свободы и идее творческого саморазвития.
Одним из методологических подходов, концептуально осмысливающим
происходящие изменения, оказалась теория японского социолога Е.Масуды. В
1945 г. он предложил идею, многим казавшуюся фантастической, - теорию
«информационного общества». Это общество, объединенное единой
информационной сетью, благодаря которой для человечества появится
возможность вырабатывать единые цели, а у человека - проявить свои
творческие возможности. Внедрение новых информационных технологий и прежде
всего компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей показали,
что концепция информационного общества отнюдь не является утопичной.

3.Заключение

Возникает новая информационная культура, новые способы получения
информации, производственной и научной деятельности. Доступ к
информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для
стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к
системам связи индивид или группа лиц может получить информацию,
необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит
процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере
информационной деятельности работает более 50% трудоспособного населения.
Концепция «информационного общества» определила пути формирования
«материального тела» культуры конца XX в.

Список литературы:
. Культурология, под ред.Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс,1996 г.
. В.И. Добрынина Актуальные проблемы культуры XX века, М., Знание, 1993 г.






Новинки рефератов ::

Реферат: Музей-заповедник "Коломенское" (История)


Реферат: Выделительная система (Биология)


Реферат: Буковина - історичний огляд (История)


Реферат: Научный метод в естественной и гуманитарной культурах (Искусство и культура)


Реферат: Лишение родительских прав (Гражданское право и процесс)


Реферат: Образ мира в философии: Структура общества (Философия)


Реферат: Естественнонаучный базис концепции "Золотого миллиарда" в свете информационного обеспечения социума (Социология)


Реферат: Международные отношения 90-х (История)


Реферат: История античной психологии (Психология)


Реферат: Статистика (Математика)


Реферат: Борьба интересов (Менеджмент)


Реферат: Люблінська та Берестейська унії (История)


Реферат: Селекция растений на устойчивость к загрязнителям окружающей среды (Сельское хозяйство)


Реферат: ГРЭС 1500 Мвт (Технология)


Реферат: Лазеры на гетеропереходах полупроводниковые лазеры (Технология)


Реферат: Галич-бард (Музыка)


Реферат: Учет затрат по элементам. На примере ООО "Човьютранслес" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Личность (Педагогика)


Реферат: Иверский монастырь (Искусство и культура)


Реферат: WinWord (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист