GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Функции общения (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Функции общения (Социология)





Функции общения.

План.

1. Определение общения.
2. Процесс общения (коммуникации).
3. Структура общения.
а) Коммуникативная сторона общения.
б) Средства коммуникации.
в) Интерактивная сторона общения.
г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми
друг друга.
4. Функции общения в жизни человека.
а) Социальные функции общения.
б) Психологические функции общения
5. Уровни общения.
6. Виды общения.



1. Определение общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в
обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение
характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс
общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными
актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором,
получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства.
Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах
передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о
внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во
внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае,
если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт
общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о
содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки
актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут
быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения
социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих
других потребностей.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки
информации, которая передается в процессе общения от одного существа к
другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между
людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых
систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
2. Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из
самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты,
общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-
вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем
общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять
"считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее,
например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-
третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном
акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы
речи и слуха; в таком случае говорят об аудио вербальном (слухо-словесном)
канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма
воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие -
способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-
осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник,
допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к
нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному,
поскольку словесно (вербально), никто ничего не сообщал.
3. Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в
данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении
3) трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и
перцептивной[2]. Таким образом, схематически структуру общения мы
представим так:



Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова)
состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися
индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает
процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и
установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в боле менее аналогичном смысле
употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-
коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-
коммуникативная[3].
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
а) Коммуникативная сторона общения.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная
передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами
общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так:
S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при
этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать
общий смысл[4]. А это возможно лишь в том случае, если информация не только
принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек,
направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее
(реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации
информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные
барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной
(приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо
действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных
образовательных системах).
б) Средства коммуникации.
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом
закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых
систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную,
использующие разные знаковые системы. Вербальная - использует в качестве
таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее
всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты
вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»[5] «Говорящий» сначала
имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в
систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается
одновременно с декодированием.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла[6] включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного
процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки
зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет
противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения,
скрывает ее).
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств
общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки,
придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование,
паузы, смех, покашливание и т.д.)
2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на
расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе
функций, которые выполняют:
коммуникативные (заменяющие речь)
описательные (их смысл понятен только при словах)
жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксимика (организация пространства и времени коммуникативного
процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции общения:
интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило,
близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и
спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между
друзьями.
Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для
делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более
официальны их отношения.
Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед
аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за
правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно
общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.[7]
в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов
общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной
организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий –
кооперация и конкуренция[8]. Кооперативное взаимодействие означает
Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом
совместной деятельности, порождается самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания
людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически
дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
Социальные функции общения
Организация совместной деятельности
б) Управление поведением и деятельностью
с) Контроль
2. Психологические функции общения
Функция обеспечения психологического комфорта личности
б) Удовлетворение потребности в общении
с) Функция самоутверждения
5. Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:
Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через
определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один
постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной
роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.
6. Виды общения[9].
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на
несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,
потребностями)
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития
организма)
Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных
контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного
роста индивида)
По средствам общение может быть:
Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных
живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг
другом общающихся людей в самом акте общения)
Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать
другие люди).
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт
друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы
строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как
взаимодействие происходило бес проблемно, оно должно состоять из следующих
этапов:
Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека,
представление себя другому человеку.
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
Обсуждение интересующей проблемы.
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход из него).



Список использованной литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.,
1991.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//
Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,
Просвещение, 1994.
6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и
Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

-----------------------
[1] Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,
Просвещение, 1994.
[2] Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
[3] Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//
Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
[4] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
[5] Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.
[6] Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М.
и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
[7] Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1979.
[8] Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.
[9] Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. – М.,
Просвещение, 1994.

-----------------------

Общение


Коммуникация


Интеракция


Социальная перцепция






Реферат на тему: Функции социологии

План

I. Функции социальной науки:
- теоретикопознавательная;
- критическая;
- описательная;
- прогностическая;
- преобразовательная;
- информационная;
- мировоззренческая.

II. Типология и классификация социальных конфликтов.
1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
2. Динамика социальных конфликтов.
3. Массовые действия. Виды и формы протекания социальных конфликтов.



Социология как самостоятельная от знаний реализует все присущие
общественной науке функции: теоретикопознавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции, гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические; то есть познавательные и собственно социальные.

Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и
конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные
функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют
функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии -
теоретикопознавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира
с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология
дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает,
что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять
перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно
требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая
функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания,
систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных
отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные знания об основных социальных
проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной
социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных
процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о
изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п.
Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри
отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить
эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и
-конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее
социальной функции.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание
исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов,
статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину
социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании
социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность
ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются
практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы
есть точкой Отсчета, источником сравнения для будущих поколений
человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку
внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что
преобразование общества - не самоцель, И преобразования нужны лишь тогда,
когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению
благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная
социологами социальная информация, она автоматически не превращается в
решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит
продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов.
Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного
или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз
опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на
зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе
воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный
вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего
используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития
Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое
значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о
развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и
стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движимый
желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит.
Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального
процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы,
рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального
субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.
Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не
только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот
тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция -
разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения
реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и
полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию
современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того,
нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что
приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и. глубже
раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность
выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования
в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и
возможностей для сознательной, целенаправленной Деятельности личности
социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от
рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее
эффективности. Задача социологии теоретически обеспечить успешное
протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в
Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного
качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным
Превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и
средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества.
Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько
недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место,
поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет
назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров
потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и
накопление информации, полученной в результате исследований.
Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В
крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут
использовать социологи, руководители объектов, где проводились
исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и
другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что
объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими
исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция
социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных
количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить
современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней
общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение
какого-либо, социального слоя, социальной общности. История
свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и
реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или
иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические
взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при
установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа
Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую
роль во Франции и т. п.; Длительный период идеология марксизма выступала
ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала
основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и
место социологии в системе общественных наук.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти,
престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются
неотъемлемой частью общественной жизни. Все это обуславливает пристальное
внимание социологов к исследованию конфликтов.
В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных
конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных
групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень
напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не
следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с
конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми
противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.
Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только
тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как
несовместимость интересов, целей.
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую,
политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов
противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат
глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп,
серьезное нарушение механизма коннтроля в экономике, политике, культуре.
Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной
напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог
Э.Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду
реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от
того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые
каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество,
каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени
подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и
обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению
специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.
Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные
из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли
конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения
индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная,
необходимая форма социального взаимодействия между людьми? На рис.1
показаны основные темы исследования конфликтов в современной
конфликтологии. Конфликты классифицированы по своей структуре и по
направлениям исследований.
Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации
придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние
общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и,
следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития,
когда социальные конфликты исчезнут.
Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к
мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они
поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт
является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного
развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а
норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который
дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая
социальные изменения различного масштаба.



|Элементы |Социальное |Международное|Индустриаль|Организационн|
|конфликта| | |ное в США |ые |
|Группы |Группы по |Нации. |Организован|Индивиды. |
| |интересам. Классы|Национальные |ные группы |Малые группы.|
| | |элиты |работников |Группы, |
| | | |(управляющи|представленны|
| | | |х) |е индивидами.|
|Стадии |Вмешивающееся |Вмешивающееся|Вмешивающее|Несовместимые|
|разноглас|поведение. |поведение. |ся |различия. |
|ия |Несовместимые |Несовместимые|поведение. |Процесс, |
| |различия. |различия. |Несовместим|составленный |
| | | |ые |из стадий. |
| | | |различия. |Вмешивающееся|
| | | | |поведение. |
|Причины |Доминирование, |Дефицит |Структурная|Понимание. |
| |приводящие к |ресурсов. |дифференциа|Дифференциаци|
| |дефициту позиций |Идеологически|ция. |я. |
| |и ресурсов. |е различия. | |Коммуникация.|
| | |Доминирование| |Личностные |
| | |. | |различия. |
|Социальны|Укоренившаяся |Открытое и |Установивша|Установившаяс|
|й |социальная |мобильное |яся система|я система |
|контекст |система. |общество. |соперничест|кооперации. |
| | | |ва. | |
|Ценности |Групповая |Продвижение |Разрешение |Инновация. |
| |идентичность. |национальных |споров. |Организационн|
| |Социальное |и |Уменьшение |ое изменение.|
| |изменение. |субнациональн|скрытых |Поддержка |
| |Поддержка |ых интересов.|напряжений.|организаций. |
| |системы. | |Поддержка | |
| | | |организаций| |
| | | |. | |
|Управлени|Мобилизация |Предотвращени|Баланс сил.|Понимание |
|е |групп. Социальный|е войны. |Коллективны|проблемы. |
|конфликто|контроль. |Развитие |е |Стратегия |
|м |Управление |альтернатив |переговоры.|согласования |
| |силами. |войне. | |несовместимых|
| | | | |различий. |
| | | | |Решение |
| | | | |проблем. |

Рис. 1 Преобладающие темы в исследовании конфликтов

Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов
Г.Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. Основное
положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя
и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой
социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и
способствующую стабилизации общества. Л. Козер в своей классической
работе “Функции социальных конфликтов” подчеркивал, что конфликт несет в
себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен
большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функции
конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном
состоянии общества и способствуют его развитию: а) образование групп,
установление и поддержание нормативных и физических границ групп; б)
установление и поддержание относительно стабильной структуры
внутригрупповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адаптация как
индивидов, так и социальных групп; г) создание и поддержание баланса сил и,
в частности, власти; д) получение информации об окружающей среде
(сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках); е) стимулирование
нормотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию новых
социальных институтов.
Одна из важнейших проблем конфликтологии состоит в уяснении вопроса о
природе и основных участниках социального конфликта. И здесь также
имеют место различные подходы. Марксистская концепция конфликта исходит из
учения об общественном противоречии как главной движущей силе социальных
изменений, которые в условиях классово-антагонистических формаций в
социально-экономической и политических сферах реализуются в формах
классовой борьбы. Классы же в марксистском учении - это прежде всего
экономическая реальность, поскольку классообразующим признаком выступают
отношения собственности. Следовательно, основу социальных конфликтов,
согласно марксизму, составляет борьба за собственность. В марксистской
литературе различаются два вида борьбы, возникающие на основе противоречия
экономических интересов. Первый тип - социальное противоборство за
изменение принципов распределения материальных благ, второй - за изменение
критериев их распределения в рамках сложившейся общественной системы.
Борьба за изменение принципов требует преобразования основ социального
порядка и может найти свое разрешение лишь в результате социальной
революции. Изменение критериев распределения - это реформистский путь
совершенствования общественных отношений.
Выдвигая на передний план экономические факторы социальных
конфликтов, марксистская социология полагает, что политические факторы
являются их следствием и проявлением. Но один из создателей современной
конфликтологии, западногерманский социолог Р. Дарендорф, в основу
социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за
власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в
любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и
подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его
последователей, является стремление к доминированию. Обычно дается такое
истолкование этому положению: человеческие существа от природы склонны
формировать иерархии социального доминирования и бороться за приобретенные
позиции в группе, общности и т.д. Иерархия социального доминирования,
включая в себя определенную степень достижения социального доминирования,
при определенных предпосылках могут привести к конфликту. Непосредственными
причинами возникновения конфликтов могут послужить дефицит ресурсов,
идеологические различия и т. д. Однако склонность к доминированию,
социальные притязания людей не следует трактовать как их естественные,
вечные инстинкты. Они формируются на основе сопоставления положения одних
людей с положением других. Следовательно, социальный конфликт - это всегда
следствие социального неравенства. Неравенство социальных позиций означает
неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или
сообщества людей. Поэтому в учении о конфликтах Р.Дарендорфа и его
последователей значительное место отводится и проблемам собственности,
обладания и распределения ресурсов. Однако центральный вопрос конфликта:
кто и каким образом распоряжается ресурсами? Ответ же на этот вопрос вновь
отсылает нас к вопросу о власти, которая, по Р.Дарендорфу, представляет
собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе
распоряжаться результатами деятельности других групп людей.
П.А.Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением
потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении
базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может
существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье,
самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т. д. Вместе с тем, он
подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их
удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который
обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает
вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и
сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп.
Итак, основными субъектами конфликта являются крупные социальные
группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут
реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах
непосредственное участие принимают такие политические организации, как
государственный аппарат, партии, парламентские фракции, “группы давления” и
т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и
основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный
конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп
(массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения
ситуации), а конфликты политических, этнических и других лидеров, которые
действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.
Вместе с тем, следует отметить, что социальный конфликт - это всегда
борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не
индивидуальных итересов. Крупный конфликтолог Р. Дарендорф к субъектам
конфликта относит три вида социальных групп. 1) Первичные группы -
непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии
взаимодействия по поводу достижении объективно или субъективно
несовместимых целей. 2) Вторичные группы, которые стремятся быть
незамешанными непосредственно в конфликт, но носят свой вклад в разжигание
конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной
стороной. 3) Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
Конфликтология выработала две модели описания конфликта:
процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на
динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта
из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе
конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий,
лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой
модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное
поведение и конкретизацию форм этого влияния.
Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте
выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и
послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться
на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы.
Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации -
накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых
отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и
установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно
говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то
внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На
этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных
мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д.
На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в
открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию
развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на
то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной
ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не
только осознание своих целей и интересов как противоположных другой
стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности
к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы
конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму
острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не
стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать
прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В
эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности,
переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности,
которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом,
конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания
конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное
поведение.
В современной конфликтологии большое внимани уделяется понятию “сила”
участников конфликтов. Сила - способность оппонента реализовать свою цель
вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд
разнородных компонентов: 1) физическую силу, включая и технические
средства, применяемую как инструмент насилия; 2) информационно-
цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов,
статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и
т.д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем
оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования
материалов, порочащих оппонента, и т. п.; 3) социальный статус,
выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти,
престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени,
число сторонников и т. д. Стадия конфликтного поведения характеризуется
максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех
имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает
окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают
конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней
поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным
фактором.
Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению
конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей
разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен
для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы
“переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся
определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его
намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т. д. Именно этот образ,
то есть идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность,
является непосредственной психологической действительностью конфликтного
поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно
изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде.
Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них,
исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для
выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения.
Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой
“выбора”.
Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1)
достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение
конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень
напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в
скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать
способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа
поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия
разрешения.
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной
ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения
субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Как
уже отмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта.
Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и
субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной
ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”,
а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на
сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только
внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные
установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми,
разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны. Логика процесса
разрешения конфликта показана на рис.2.
|Ситуация | | |
|Конфликт | | |
|Анализ конфликта | | |
|Выработка решения по | |Уход от |
|разрешению конфликта | |конфликта |
|Реализация решений | | |
|Исход конфликта | | |
|Анализ итогов конфликта | | |


Рис. 2 Модель процесса управления конфликтом

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых
возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий
является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает
выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей.
Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить ”деловую зону”
конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная
заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания
интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться
освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого
состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же
время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой
основе. Третьим непременным условием является совместный поиск путей
преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств
и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с
участием третьей стороны и т. д.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым
ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет
должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны
стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны
должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники
переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть
конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции
друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена
мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к
компромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения
конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем
либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне,
которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто
добровольно отказался от части своих притязаний.
Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На
этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению
противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-
психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный
конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как
отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует
сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими
целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает
уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их
интересы, цели и побуждения.
Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце,
не рассмотреть основные виды и формы протекания конфликта. В современных
условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни порождает свои
специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о
политических, национально-этнических, экономических, культурных и других
видах конфликтов.
Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти,
доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или
открытый характер.
Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и
законодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям
их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов.
Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении
объективных и субъективных факторов. Пока социально-экономическая и
политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию
развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к
смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал
в насильственные действия той или другой стороны.
Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические
конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и
национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или
территориальными претензиями. В нашей стране доминирующей идеей таких
конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической
группы. Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за
перераспределение власти между центральными органами государственной
законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную
роль в этом конфликте играет проблема культурного самоопределения тех или
иных национальных общностей. Однако в национально- этнических конфликтах
имеет место много других наслоений. В современной Украине национально-
этнические конфликты чаще всего носят политический характер. Однако
остается актуальной борьба за обладание властью, материальными и духовными
ценностями между коренным населением и мигрантами, между этническим
большинством и меньшинством.
Большую роль в современной жизни Украины играют социально-
экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств
жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального
и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу
реального доступа к этим благам и иным ресурсам. Социально-экономические
конфликты в Украины имеют объективную основу. Они стимулируются переходом
народного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой за
перераспределение собственности между различными социальными группами
населения, обнищанием широких слоев населения, структурной перестройкой
экономики и связанной с ней скрытой или открытой массовой безработицей и т.
д. Значительную роль в этом конфликте играет и субъективный фактор: имеющие
место перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой политики,
бюрократические извращения в институтах власти и т. д.
Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут
протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и
процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т. п.
Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые
действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований
к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации
общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных
программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест - это
активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных
формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая
характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами
массовых протестов выступают политические организации и так называемые
“группы давления”, объединяющие людей по экономическим целям,
профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения
массовых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации,
пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из
этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным
средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму
социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие
конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка
тех или иных требований. Лозунг, являющийся достаточным для организации
пикетирования, вряд ли может послужить основой для организации кампании
гражданского неповиновения. Осознание четкости поставленных целей особенно
важно в связи с организацией забастовки. Современная забастовка - это
заранее подготовленная акция с четко сформулированными целями,
предварительно обсужденными в коллективах, опирающаяся на признанных
лидеров, возглавляемая органом руководства (стачкомом, рабочим комитетом),
пользующимся поддержкой прессы, какой-то части парламента и населения.
В заключение следует подчеркнуть, что поскольку конфликты в нашей
жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы
они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них
личностей.



ЛИТЕРАТУРА
1. Социология наука об обществе. Под ред. Проф. В.П. Андрущенко, проф.
Н.И.Горлача. Харьков – 1996г.
2. Социология: курс лекций. А.А.Радугин, К.А.Радугин Москва, 1996, 208
с., издание 2-е переработанное, дополненное.





Новинки рефератов ::

Реферат: Теория бухучета (Аудит)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Рекомбинантные вакцины (Генная инженерия) (Биология)


Реферат: Методы поиска решений в экспертных системах (Компьютеры)


Реферат: Интерпол (Международное публичное право)


Реферат: Энергетическая освещенность (Физика)


Реферат: География России (Шпаргалка) (География)


Реферат: Роль самооценки в самовоспитании старших школьников (Педагогика)


Реферат: А.П. Чехов (Литература : русская)


Реферат: Основополагающие принципы андрагогической модели обучения: Оптимальные условия их применения (Педагогика)


Реферат: Учет прибыли на предприятиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Углеводы, жиры и белки - источники энергии для человека и животных (Биология)


Реферат: Методы экспертных оценок при разработке и принятии управленческих решений (Менеджмент)


Реферат: Вирусные и хакерские аткаи, защита от спама (Программирование)


Реферат: Непарнокопытные (Биология)


Реферат: Экспериментальные исследования электростатических полей с помощью электролитической ванны (№24) (Физика)


Реферат: Даосизм (Религия)


Реферат: Куликовская битва (История)


Реферат: Анализ стихотворения Бунина (Литература : русская)


Реферат: Социология (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист