|
Реферат: Система образования (Республики Казахстан) (Культурология)
Система образования ВКО
Введение
Образование как система – это уникальный социальный институт призванный развивать способности личности; социально значимые идеалы, конструирующие будущее общество; удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей жизни (непрерывность образования), а также удовлетворять потребность общества в социальной адаптации молодых людей в использовании их профессиональных навыков для развития экономики. Президент страны Н.А. Назарбаев к стратегическим направлениям развития республики в ближайшее десятилетие относит образование и науку, от развития которых в решающей мере зависят темпы экономического, технико- технологического прогресса, политическое развитие, состояние культуры и духовности в обществе. За годы реформ предприняты смелые шаги по внедрению нововведений. Так, с принятием в июне 1999г. Закона «Об образовании» действует новая модель национальной системы образования, соответствующая Международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО. В соответствии с ней, на основе принципа непрерывности и преемственности установлены 4 образовательных уровня: 1. Дошкольное воспитание и обучение. 2. Среднее образование. 3. Высшее образование. 4. Послевузовское образование. В этой модели нет таких уровней, как профессионально-техническое и среднеспециальное образование. Повышение квалификации и переподготовка кадров в ней также не являются уровнями образования, а рассматриваются как основные формы дополнительного профессионального образования. Система образования ВКО в последние 10 лет претерпела значительные изменения. В конце 90-х годов имели место сокращение доли фактического объема финансирования, закрытие («оптимизация») ряда образовательных учреждений, кризисные явления в системе в целом. В настоящее время система образования области вступила в период стабилизации, что характеризуется широким развитием инновационных процессов в содержании, организации и управлении образованием, принесших определенные позитивные результаты. Современные тенденции развития Казахстана вызывают необходимость разработки и решения проблем образования на уровне каждого региона. В области решением Акима принята программа развития системы образования ВКО на период с 2001 – 2005гг., которая призвана обеспечить организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования области с учётом социальной структуры региона, его традиций, этнических и экономических особенностей. Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять в пределах бюджетных средств и предоставление платных образовательных услуг. Минимальная расчетная потребность на её реализацию на сегодня составляет 38,8 млрд. тенге.
Детские дошкольные учреждения
Образование детей дошкольного возраста имеет важное значение для формирования навыков общения, развития речи, физического развития и подготовки к школе. Динамика основных показателей, характеризующих систему детского дошкольного образования, свидетельствует о значительном сокращении сети детских садов, и, следовательно, охвата детей дошкольным воспитанием. Это явилось следствием сворачивания базы объектов социально-бытового назначения предприятий области, а также сокращения финансирования государственных учреждений образования. Количество и темпы сокращения детских садов в области за последние 10 лет характеризуют следующие данные:
Как видно из диаграммы, пик «оптимизации» детских дошкольных учреждений пришёлся на 1995-1997 годы. За 10 лет количество детских садов сократилось в 12.5 раза, число мест в них – в 5.4 раза. В сёлах этот процесс происходил более быстрыми темпами. Если в городах и посёлках количество детских садов сократилось в 6.7 раза, то в сёлах – в 60 раз. В 1990 году сельские детские сады составляли 52% их общего количества, в 2000 году – 11%. Несмотря на столь резкое сокращение детских дошкольных учреждений, заполнение имеющихся мест составляет 92%, и это не столько демографический фактор, сколько показатель доступности услуг дошкольных учреждений для населения. Стоимость посещения ребёнком детского сада в месяц составляет от 1 до 2 минимальных заработных плат, установленных в республике. Очередь на получение места в детском саду в 1990 году составляла 20.4 тыс. желающих, в 1995 году – 2.5 тыс., в последующие годы её не стало. Если в 1990 году на 100 имеющихся мест приходилось 118 детей, то теперь – 92. На 1.01.2001 г. детские сады посещали 9654 ребёнка, из них 3887 (40%) детей областного центра, 1593 (17%) – г. Семипалатинска, 1303 (13%) – г. Лениногорска, 528 (5%) - Бородулихинского района, 362(4%) – Шемонаихинского района. Государственную форму собственности имеют 57 детских дошкольных учреждений, частную - 16. По числу мест частные детские сады крупнее государственных, однако, заполняемость их ниже, что определяется более высокой стоимостью услуг (88 детей на 100 мест против 94 ребёнка на 100 мест). Из общего числа детских дошкольных учреждений в 15 ведётся обучение по программе 1 класса общеобразовательной школы. В 58 детских садах общение с детьми ведётся на одном из языков: в 54 – на русском и в 4 – на казахском. В 15 дошкольных учреждениях с детьми общаются на двух языках. В течение 2000 года по причине болезни детьми было пропущено 135.8 тыс. дней, в среднем 16 дней на каждого ребёнка (на 8% больше, чем в 1999 году). Всего насчитывалось 17.2 тыс. случаев заболеваний и травм или 1992 на тысячу детей, посещающих детский сад (в 1999 году – 1511). Все здания детских садов построены по типовому проекту, около 45% из них требуют капитального ремонта, в том числе 43% в городской местности и 63% в сельской. Приведённые данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии материальной базы детских дошкольных учреждений. Недостаточно распространена практика двух языкового общения с детьми. Зафиксирован рост заболеваемости по сравнению с 1999 годом. Всё это говорит о имеющихся проблемах в этой сфере. Одними из направлений программы развития системы образования области на 2001-2005 годы названы «постепенное увеличение охвата детей системой дошкольного воспитания, обеспечение предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста», а также «дальнейшее развитие сети учреждений образования всех типов», при этом указывается, что «сохранится число детских садов, финансируемых из средств бюджета». Для развития системы дошкольного образования и большего охвата им детей дошкольного возраста, существующего количества детских садов не достаточно, но увеличение их за счёт коммерческих предприятий проблемы не решит. Наличие детских дошкольных учреждений определяется сегодня не желанием родителей дать детям образование в дошкольном учреждении, а их способностью оплачивать данный вид услуг. Поэтому пока наиболее приемлемой для многих остаётся дошкольная подготовка детей, организуемая при школах.
Система школьного образования
Основными приоритетами в школьном образовании является дальнейшее обеспечение прав граждан на бесплатное среднее образование в государственных учреждениях образования, обеспечение качества учебно- воспитательного процесса на уровне современных требований, полный охват обучением детей школьного возраста. Образование, которое даёт школа, является одним из главных факторов, обеспечивающих активное включение детей в социально-экономические процессы общества. Оно составляет основной уровень системы непрерывного образования и включает в себя 3 ступени: начальную, основную и среднюю общеобразовательные школы. Наибольшее количество школ в области регистрировалось в 1994 году – 894. В период «оптимизации» учреждений образования (1997 год) их насчитывалось 841. На сегодняшний день система школьного образования области включает в себя 833 государственных и 14 частных школы. Кроме того, 13 юридически несамостоятельных школ, функционирующих при детских садах и 3 – при колледжах. В числе общеобразовательных школ 3 школы с углубленным изучением предметов, 9 гимназий, 10 лицеев, 3 школы-интерната. Распределение школ области по ступеням образования и месту расположения представлено в таблице:
| |Всего |Городская |Сельская | | | |местность |местность | |Общее число школ|847 |230 |617 | |в том числе |143 |11 |132 | |начальные | | | | | основные |147 |22 |125 | | средние |540 |180 |360 | | для детей с |17 |17 |- | |недостатками | | | | |умственного и | | | | |физического | | | | |развития | | | |
Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах возросла по сравнению с предыдущим учебным годом на 4.3% и составила 301.1 тыс. детей (152.8 мальчиков и 148.3 девочек), в том числе в городах и посёлках 163.1 тыс., в сёлах – 139 тыс.. В городах средняя комплектация школ в 3 раза превышает сельскую: в городской местности на одну школу приходится в среднем 709 учащихся, в сельской – 224 учащихся. На диаграмме представлено количество школ и показатель комплектности школ в разрезе регионов области:
Как видно из представленных данных, школы наиболее плотной комплектации расположены в областном центре, г. Семипалатинске, Курчатове, Абайском, Аягозском, Глубоковском, Зайсанском, Зыряновском, Тарбагатайском и Урджарском районах. Основная часть школ (60.9%) организует учебный процесс в две смены занятий; 38.7% ведут уроки в одну смену, 0.4% - в три смены. Во второй половине дня обучается 34% учащихся городских и поселковых школ и 24% сельских. Численность учителей общеобразовательных школ составляет 25.4 тыс. человек, из них работающих в городской местности 11.5 тыс. человек, в сельской – 13.9 тыс. Количество учащихся на одного преподавателя в среднем составляет 12 человек, в том числе в городах и посёлках 14 человек, в сёлах 10. На начало текущего учебного года в школах области насчитывалось 1098 классов (групп) с углубленным изучением предметов, в основном гуманитарных. В целом по области в общеобразовательных школах углублённо изучает предметы каждый 16-й школьник. На диаграмме показано распределение классов по видам углублённо изучаемых предметов:
Кружковой работой охвачено 63.1 тыс. учащихся. Наиболее массовыми являются кружки художественного творчества, спортивные и оборонно-массовые, ими охвачено соответственно 21 и 23 тыс. детей. Имеются также секции технического творчества, юнатские, туристическо-краеведческие и другие. Продолжается работа над программой компьютеризации школ. Уровень компьютеризации, то есть количество электронно-вычислительных машин, приходящихся в среднем на одну школу по городам и районам области на начало 2000/2001 учебного года составлял следующие значения:
| |Общее число |Число школ, |Количество |Уровень | | |школ, единиц|имеющих |дисплейных |компьютериза| | | |кабинеты ОИ |мест |ции | | | |и ВТ | | | |Всего |847 |404 |4814 |5.7 | |Усть-Каменогорск |66 |51 |730 |11.1 | |Семипалатинск |89 |53 |847 |9.5 | |Лениногорск |19 |17 |180 |9.5 | |Курчатов |2 |2 |40 |20.0 | |Абайский |13 |10 |142 |10.9 | |Аягозский |56 |27 |271 |4.8 | |Бескарагайский |27 |11 |74 |2.7 | |Бородулихинский |41 |17 |232 |5.7 | |Глубоковский |33 |21 |295 |8.9 | |Жарминский |65 |21 |198 |3.0 | |Зайсанский |30 |11 |134 |4.5 | |Зыряновский |53 |26 |283 |5.3 | |Катон-Карагайский|55 |18 |152 |2.8 | |Кокпектинский |59 |16 |185 |3.1 | |Курчумский |56 |19 |273 |4.9 | |Тарбагатайский |50 |26 |289 |5.8 | |Уланский |38 |20 |115 |3.0 | |Урджарский |61 |23 |178 |2.9 | |Шемонаихинский |34 |15 |196 |5.8 |
На начало учебного года кабинеты информатики и вычислительной техники имели 77% городских школ (2.5 тыс. рабочих мест с ПЭВМ) и 37% сельских школ (2.3 тыс.). Как следует из таблицы, наименее доступна компьютерная техника школьникам Бескарагайского, Катон-Карагайского и Урджарского районов. Оснащенность школ другими специализированными учебными кабинетами следующая:
|Кабинеты |Всего, |Среднее количество оборудованных | | |единиц |кабинетов на одну школу | | | |Городские и |Сельские школы | | | |поселковые школы| | |Физики |556 |0.7 |0.6 | |Химии |440 |0.7 |0.5 | |Биологии |358 |0.6 |0.4 | |Казахского языка |645 |1.1 |0.6 | |Русского языка и |460 |1.0 |0.4 | |литературы | | | | |Математики |722 |1.2 |0.7 | |Обществознания |327 |0.6 |0.3 | |Географии |303 |0.5 |0.3 | |Иностранного языка |460 |1.0 |0.4 |
Как видно из таблицы, городские школы в плане оборудования предметных кабинетов выглядят предпочтительнее. Учебные мастерские по обработке металла имеют 394 школы (в сельской местности 237 школ); по обработке древесины – 456 (296), по обработке ткани и кулинарии – 418 (209), при этом у 35% всех школ нет никаких мастерских. Почти все школы (92%) имеют учебно-опытный земельный участок. Библиотеки имеются в двух третьих школ, из них 17% в основных и 79% в средних школах. Читальные залы есть в 369 школах, с общим числом посадочных мест 4.6 тыс. единиц. Каждая вторая школа оснащена спортивным залом (53%), и лишь 20 школ – бассейном. Материальная база школ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сельских школ, как в оснащении кабинетов, так и в техническом состоянии зданий они заметно отстают от школ городской местности. В настоящее время 278 школам области (33% всех школ) требуется капитальный ремонт, из них 198 школам сельской местности. В аварийном состоянии находится 75 школ (9% всех школ), из них 65 сельских. Анализ состояния системы школьного образования говорит о наличии нерешенных проблем в этой сфере. Сегодня школа нуждается не только в современных методиках, но прежде всего в материальной поддержке, как государственной, так и спонсорской, которая позволила бы поднять оснащение школ на надлежащий уровень. Областная программа развития системы образования предусматривает улучшение материально-технического обеспечения школ, включая их дальнейшую компьютеризацию, а также широкое использование разновариантных и электронных учебников, внедрение регионального компонента содержания образования.
Профессионально-техническое обучение
Особое внимание в региональной программе уделено начальному и среднему профессиональному образованию. Его развитие в области предполагает решение следующих вопросов: бесплатного профессионального образования, начиная с 2001 года; расширения сети классов профессиональной подготовки для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы; увеличения плана набора ПТШ; квотирования рабочих мест для выпускников ПТШ из числа детей-сирот; использование учебно-производственной базы ПТШ по оказанию платных услуг. Число учащихся в учреждениях среднего профессионального образования за планируемый период должно возрасти на 6%. Начальное профессиональное образование на 2000/01 учебный год представлено 35 профессионально-техническими школами и лицеями, из которых 26 государственных (в том числе 2 ПТУ при МВД Республики Казахстан) и 9 частных; кроме того, начальную профессиональную подготовку осуществляют 7 отделений ПТШ при колледжах города Семипалатинска. Общее число обучающихся в 2000/01 учебном году составило 11192 человека, в государственных профтехшколах обучаются 9716 человек, в негосударственных – 1476. Каждый шестой учащийся обучается на платной основе. По данным департамента образования динамика численности и выпуска учащихся профессионально-технических школ и лицеев области на начало учебного года следующая:
За 4 года численность учащихся профтехшкол сократилась на 4.3%, их выпуск - на 7.5%. Государственные, негосударственные ПТШ и лицеи осуществляют подготовку специалистов по дневной и вечерней формам обучения Образовательная система Казахстана приспосабливается к существующей рыночной экономике, в связи с этим ПТШ и лицеи области основной уклон сейчас делают на специальности наиболее востребованные на рынке труда, специальности по которым в будущем можно открыть свое дело. На 2000/01 учебный год школы профессионально-технического назначения вели подготовку по 80 специальностям. Наибольшим спросом среди них пользовались следующие: повар-кондитер – 7.4% от общего числа учащихся, газоэлектросварщик – 7.1%, мастер сельскохозяйственного производства – 6.9%, парикмахер широкого профиля – 6.3%, водитель автотранспорта – 5.1%, тракторист-машинист широкого профиля – 3.8%. Областная программа развития системы образования на 2001 – 2005 гг. предполагает создание условий для повышения доступности начального и среднего профессионального образования для подростков и молодежи, а также обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения с учётом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике области, развитие в системе профессионального образования служб маркетинга и трудоустройства; расширение объёма подготовки рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием на основе заказа предприятий.
Среднее профессиональное образование
В 2000/01 учебном году подготовку специалистов со средним профессиональным образованием вели 35 колледжей. Динамика численности и выпуска учащихся средних специальных учебных заведений за период с 1990/91 учебного года следующая:
За 10 лет число учащихся колледжей снизилось на 31%, выпуск – на 34%. Спад численности наблюдался в первые 7 лет (48%). В течение последних 3-х лет наметилось реальное увеличение численности учащихся в колледжах, что связано с развитием негосударственного среднего профессионального образования. Количество негосударственных колледжей в области на начало 2000/01 составило 13 с общей численностью учащихся 3.3 тыс. человек. В текущем году численность обучающихся в колледжах по сравнению с 1999/2000 учебным годом увеличилась на 18.1%, в том числе на дневных отделениях на 22.3%, на заочных – 8.3% и составила 18.6 тыс. учащихся (13.5 тыс. человек на дневных отделениях и 5.1 тыс. человек на заочных) . В 2000 году в колледжи области принято на обучение 9.1 тыс. человек (82% поступавших), в том числе на дневные отделения – 6.7 тыс. человек, или 73.6% общего приема. Выпуск специалистов составил более 5 тысяч человек. Ожидаемый выпуск на 2001 г. - 6098 человек. Из общего числа зачисленных 1.5 тыс. человек (17%) обучаются за счет средств бюджета. По сравнению с 1999 годом количество зачисленных на бюджетной основе увели-
чилось на 645 человек. По договорам с полным возмещением затрат принято 7.6 тыс. человек (или 83%), что на 5 процентных пункта ниже, чем в предыдущем учебном году. 15 мая 2000 г. было принято правительственное постановление «О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования», которое направлено на сохранение и стабилизацию учебных заведений, их материально-технического и кадрового потенциала, создание механизма прогнозирования и государственного регулирования подготовки рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями рынка труда. Главная задача – дать молодым людям знания, умения и навыки, которые позволят им лучше подготовиться к работе по найму, самозанятости, помогут открыть собственное дело, заняться предпринимательством. Таким образом, будущие граждане нашей республики будут обеспечены профессией и, значит, социально защищены. Профессиональное образование Казахстана все более укрепляет свои позиции и становиться привлекательным для молодежи по многим причинам, главная из которых доступность обучения для большинства молодых людей.
Высшее профессиональное образование
За последние 10 лет в основном из-за отсутствия финансирования вузовская наука намного снизила свои показатели по всем позициям. Однако, несмотря на сложности переходного периода высшим учебным заведениям региона в определенной степени удалось смягчить последствия технического, материального и кадрового дефицита, продолжить работы по важнейшим научно- техническим проблемам, связанным с развитием производственных комплексов региона, адаптироваться к новым условиям хозяйствования и финансирования, т.е. развивать рыночные механизмы функционирования научной сферы, предпринять существенные шаги по интеграции вузовской науки с производством, подготовке научных кадров и переподготовке специалистов производства. Как известно, в настоящее время наибольшей популярностью пользуются экономические и юридические специальности, что вызвало перенасыщение рынка специалистами данных отраслей, тогда как доля инженеров-специалистов мала. В этой связи на новый 2001/02 учебный год намечено увеличение государственных грандов на инженерных специальностях, что должно стимулировать абитуриентов к поступлению на технические специальности и тем самым создать сбалансированность в рыночной экономике республики. В целом можно смело утверждать, что высшие учебные заведения области, являясь крупными научными центрами, способны обеспечить основу всех реформ – становление интеллектуального, духовного потенциала, его профессиональной, научной и педагогической элиты. В настоящее время в области функционирует 11 высших учебных заведений и 17 филиалов. Из общего числа высших учебных заведений (включая филиалы) государственными являются 12 или 42.9%, негосударственными – 16 (57.1%). Динамика численности, приема и выпуска студентов за 10 лет приведена на диаграмме:
Из диаграммы видно, что за период с 1996/97 по 2000/01 учебный год, общая численность студентов, их прием и выпуск возросли. Численность учащихся за 10 лет увеличилась на 47.1% и составила 35.9 тыс. человек, приём вырос на 30%, выпуск - на 63.9%. По сравнению с предыдущим учебным годом численность студентов увеличилась на 6.1 тыс. человек (на 20.4%). Несмотря на довольно широкую сеть негосударственных учебных заведений в них обучается 7.5 тыс. человек, что в 3.6 раз меньше численности студентов в государственных ВУЗах (28.4 тыс. человек). В последние годы в РК наметилась тенденция расширения сети негосударственных высших учебных заведений. По республике Восточно- Казахстанская область на 4 месте по количеству негосударственных ВУЗов и чис-ленности студентов в них после г. Алматы, Южно-Казахстанской и Карагандинской областей.
Контингент студентов государственных и негосударственных ВУЗов по формам обучения на 2000/01 учебный год
| |Государственные ВУЗы |Негосударственные ВУЗы | | |Всего |в % к общему |Всего чел. |в % к общему | | |чел. |контингенту | |контингенту | |Всего |28444 |100.0 |7499 |100.0 | |в том числе: | | | | | |дневная |17660 |62.1 |2950 |39.3 | |вечерняя |82 |0.3 |98 |1.3 | |заочная |10702 |37.6 |4451 |59.4 |
Второй год поступление в высшие учебные заведения осуществляется по модели формирования студенческого контингента на основе государственных грантов и кредитов методом комплексного тестирования. Число абитуриентов в 2000 году достигло 14.2 тыс. человек и по сравнению с 1999 годом увеличилось на 29.2%. Из общего числа студентов (11.3 тыс. чел.), принятых на 1 курс в 2000/01 году, 85.8% обучаются по договорам с полным возмещением затрат, 6.6% за счет государственных образовательных кредитов, 7.6% - государственных грантов. Наибольший набор студентов в 2000 году был произведен Семипалатинским университетом им. Шакарима (2605 чел.), Восточно-Казахстанским государственным университетом (1943 чел.), Восточно-Казахстанским техническим университетом им. Серикбаева (1762 чел), Семипалатинским университетом (880 чел.), Восточным гуманитарным институтом (718 чел.). На долю вышеуказанных учебных заведений приходится 70% всего приема студентов по области. Высокая конкуренция на рынке труда и повышение требований к квалификации явились мотивацией получения населением высшего или второго высшего образования. По этой причине изменился возрастной состав студентов. По сравнению с 1999/00 учебным годом доля учащихся студентов в возрасте 17- 20 лет уменьшилась на 3.8 процентных пункта, доля же студентов более старших возрастов увеличилась на аналогичное количество. Подготовка специалистов в области ведется по 30 группам специальностей. Наибольшая доля студентов в общей структуре приходится на группу гуманитарных специальностей (21.8%), специальностей образования (18.0%), экономических (16.8%), естественно-научных (5.4%) и медицинских (2.9%). Меняющаяся коньюнктура рынка труда находит свое отражение в сфере образования, в связи с этим во многих крупных учебных заведениях области происходит переориентация на новые специальности. Так, в Восточно- Казахстанском государственном университете в новом учебном году открылись следующие специальности: «Химическая, криминалистическая и экологическая экспертиза», «Валеология», «Туризм» и «Социология и демография». В Восточно- Казахстанском техническом университете им. Серикбаева – «Земельный кадастр и оценка недвижимости», «Повышение износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов», «Программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники и сетей». В Семипалатинском государственном университете им. Шакарима – «Экономика и менеджмент на водном транспорте», «Стандартизация и сертификация сельско-хозяйственной продукции», «Зоотехния», «Технология рыбных продуктов и жиров», «Технология мясных и молочных продуктов», «Таможенное дело», «Международные экономические отношения» и «Государственное и муниципальное управление. Анализ современного состояния в системе среднего и высшего профессионального образования свидетельствует о том, что рыночные преобразования прочно утвердились в образовательной сфере. Высшая школа перешла на новую модель образования. Наблюдается расширение сети средних специальных и высших учебных заведений за счет увеличения числа филиалов. Наибольшие предпочтения абитуриентами отдаются именитым колледжам и высшим учебным заведениям, главным образом государственным, которые прочно утвердились на отечественном рынке образовательных услуг и являются своего рода гарантом качественного образования, о чем свидетельствует многолетний срок их функционирования. В последние годы наряду с государственными возникли негосударственные высшие учебные заведения и колледжи, которые призваны расширить доступ к образованию и оказать положительное влияние на качество обучения. По мере укрепления и становления негосударственной средней специальной и высшей школ произойдет дальнейшее сближение с государственной, их сращивание, взаимообогащение и сотрудничество, дифференциация в подготовке кадров. Только совместная, целенаправленная работа будет способствовать повышению качества подготовки специалистов единой системы среднего специального и высшего образования республики.
Заключение
Проведенные за последние годы преобразования позволили перейти от унифицированного к многовариантному образованию, появилась возможность выбирать формы обучения, методы работы педагогов, учебную литературу, совершенствовать учебные программы, распространять инновационные и авторские программы обучения. Разнообразие форм обучения позволяет найти образовательное учреждение, отвечающее потребностям детей и их родителям (вопрос лишь в том, что это будет стоить последним). Социальная и региональная политика предусматривает решение приоритетных задач образования всех социальных слоев населения с учетом его многонационального состава и общих тенденций развития. Ожидаемые результаты от реализации программы – это сохранение и развитие потенциала системы образования как одного из условий социально – экономического и культурного развития ВКО; обеспечение единого образовательного пространства в развитии социальной инфраструктуры области; усиление роли системы образования в общественной жизни, социальной практике реформирования общества; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей всех социальных слов населения области; рост социальной зрелости выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования, повышение профессионализма педагогических кадров, ресурсное обеспечение развития областной образовательной системы.
----------------------- [pic]
учащиеся
школы
[pic]
Усть-Каменогорск
Семипалатинск Лениногорск Курчатов Абайский Аягозский Бескарагайский Бородулихинский Глубоковский Жарминский Зайсанский Зыряновский Катон-Карагайский Кокпектинский
Курчумский
Тарбагатайский Уланский Урджарский Шемонаихинский
[pic]
Выпуск
Усть-Каменогорск
Семипалатинск Лениногорск Зыряновск Курчатов Абайский Аягозский Бескарагайский Бородулихинский Глубоковский Жарминский Зайсанский Катон-Карагайский Кокпектинский Курчумский Тарбагатайский Уланский Урджарский Шемонаихинский
2000/01
1999/00
1998/99
1997/98
16000
12000
8000
4000
0
5.3
5.8
5.0
4.9
11.2
11.8
12.3
11.7
Численность
тыс. человек
[pic]
человек
–??/??????????????? [pic]
Реферат на тему: Скандинавская мифология
Скандинавская мифология- это, прежде всего мифология викингов, воинов, военных вождей, конунгов. На протяжении веков она создавалась именно ими и носила, в основном, характер воинственный. Военные походы были одним из основных источников пополнения богатства и процветания страны. Климатические условия не позволяли скандинавам в полной мере заниматься земледелием и скотоводством. Поэтому боги у них делились, в основном, на две большие группы: покровители войны, сражений и покровители плодородия. Говоря о скандинавской мифологии, нельзя не сказать несколько слов о викингах. Викинги - морские разбойники, совершавшие в 9-10 вв. военные походы протяженностью до 8000 км. На востоке они достигали границ Персии, на западе - Нового Света. Слово « викинг» восходит к древненорвежскому слову « викингр ». Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к слову « вик » - фиорд, бухта. Слово « викинг» (букв. Человек из фиорда) применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. Французы называли их норманнами (т. е. людьми с севера), англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары и арабы именовали викингов варягами или русью. Куда бы ни отправлялись викинги, они безжалостно грабили и захватывали чужие земли, уводили людей в рабство. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями (Англия, Шотландия, Ирландия, Нормандия во Франции, Исландия, Гренландия, побережье Северной Америки, Балтику, Русь). Несмотря на военные походы, Скандинавия для каких-то внешних влияний оставалась страной относительно замкнутой, сохраняя и развивая древнейшие верования и обычаи. Переход к христианству произошел поздно. Языческие верования не истреблялись огнем и мечом, а постепенно становились сагами, легендами.
В 1643 г. исландский любитель старины епископ Брюньольв Свейссон обнаружил рукописный сборник древних песен, составленный, судя по всему, в 13 в. Она хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене под названием « Королевский кодекс». В историю же она вошла как « Старшая Эдда». К этому времени уже было известно сочинение исландского политического деятеля, ученого, поэта Снорри Стурлусона (1178-1241), которое являлось своего рода учебником поэтического искусства скальдов и в котором была отражена скандинавская языческая мифология. Называлось оно также «Эдда». Поскольку у Стурлусона многие сюжеты совпадали с соответствующими местами «Старшей Эдды», Брюньольв предположил, что найденная им рукопись является подлинной, первоначальной «Эддой», послужившей источником для цитат и пересказов у Стурлусона. Таким образом, за анонимным Королевским кодексом» закрепилось название «Старшая Эдда», а за сборником Снорри – «Младшая Эдда». Значение слова «Эдда» не установлено: иногда его интерпретируют как « книга из Одды» (по названию местности, где провел детство Стурлусон); иногда как «поэзия», иногда даже как «прабабка». Песни Эдды расположены в определенном порядке: сначала песни о богах, а затем о героях. Хотя принято говорить о стройной системе скандинавской мифологии, эта системность скорее вторична, выявленная исследователями с использованием множества дополнительных источников и отсутствующая в самой «Эдде». К повествовательному жанру, излагающему цепь событий, относятся лишь «Песня о Трюме» и «Песня о Хюмире», в которых воспеваются приключения бога Тора в стране великанов. «Речи Высокого», т. е. Одина, верховного бога, состоят из советов житейской мудрости, которые близки к народным пословицам. «Речи Вафтруднира»- это диалог между Одином и великаном Вафтрудниром, состязающихся в мудрости и хитрости. «Речи Гримнира»- монолог Одина, которого в обличие нищего пожалел юноша Агнар. «Прорицание Вельвы»- миф о происхождении мира и поэтическая картина его грядущей гибели, изложенная пророчицей Вельвой. «Песня о Харбарде» близка по характеру к комедии; в ней Один, принявший облик перевозчика, высмеивает стоящего на берегу реки Тора. «Перебранка Локи»- наиболее часто публикуемый фрагмент «Эдды», в котором рассказывается, как хитроумный бог Локи пришел незваным гостем на пир к Одину и начал высмеивать их пороки. Происхождение и устройство мира. Представления об устройстве мира у древних скандинавов были весьма непросты. По их поверьям, вселенная делилась на девять миров. Центром всех миров был ясень Иггдрасиль, и не было равного ему по красоте и мощи. Проросло оно из нижних миров, ствол поддерживает Миддгард, где живут люди, а крона - выше небес, и если нужно кому путешествовать между мирами, нет лучшей дороги. Один корень древа у богов на небе, другой у великанов, третий - в подземном мире. Под тем корнем, что в стране великанов, бьет ключ, и всякий, кто попьет из него, обретает знание и мудрость, ведь род исполинов - древнейший. В подземном источнике, ядовитом, живет змей Нидхёг, который грызет ствол древа, мечтая погубить богов и людей. Священный источник находится и во дворце богов - Асгарде. Такова, говорят, его сила, что все, попавшее в его воду, становится белым, а все белое и светлое считалось прекрасным. Хоть это дерево ясень, на нем цветут всевозможные цветы, зреют плоды, а в ветвях его живут звери и птицы, которые сходят на землю, чтобы родиться. Существовало представление о четырех карликах, поддерживающих четыре угла неба по четырем углам вселенной. Как уже упоминалось выше, Иггдрасиль соединял небо, землю и подземный мир. На верхушке дерева находится дворец богов Асгард, воздвигнутый одним из великанов. Там же, на верху, находится Вальгалла – чертог мертвых воинов. В нем 540 просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие на поле боя. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день режут и жарят и который каждое утро снова оживает, и пьют крепкое, как старый мед, молоко козы Гейдрун, которая пасется у вершины ясеня. Здесь же, в промежутках между пирами, воины бьются, чтобы не потерять форму. Это своего рода боевые учения перед завершающей битвой богов и великанов. На пирах им прислуживают Валькирии – девы войны. По поверьям, Валькирия – это окрыленная прекрасная дева, вооруженная мечом, которая забирает в Вальгаллу душу погибшего в бою воина.
Нифльхейм – подземный мир мёртвых, правила в нем великанша Хёль, свергнутая туда Одином вместе со своим братом, волком Ферниром. В эту страну отправлялись души тех, кто умер от старости или болезни. Праведные люди попадали в отдельные чертоги, созданные из красного золота. На мёртвых берегах стоит огромный и ужасный дворец, он весь свит из змей, как плетень; змеиные головы смотрят внутрь и брызжут ядом, и оттого там текут ядовитые реки, которые переходят вброд клятвопреступники, убийцы, воры. Наиболее провинившихся ожидает наихудшая кара: они попадают в кипящий котел, где их тела гложет змей Нидхёгг. В этом царстве жили также девы – норны, определявшие при рождении судьбу человека. Звали их Урд, Верданди и Скульд. Они главные, но существует еще большое множество других, добрых и злых. И они дают людям неравные судьбы: у одни жизнь длинная, у других – короткая, у одних богатая, у других – бедная. Скандинавы считали, что все дело в том, что за Норны стояли у колыбели. Они могли сурово наказать за оскорбление и непочтение. Норны также черпают воду из священного источника и поливают ясень, чтобы он не засох и не зачах, чтобы гниль не завелась на стволе, чтобы крепко стояли все девять миров… На вершине дерева сидит орел, у корней Нидхёгг, на среднем уровне паслись четыре оленя, поедающие листья с дерева и роняющие со своих рогов росу в подземное царство. Белка, снующая по дереву, - своеобразный посредник между мирами.
До начала времени существовало две области: Нифльхейм (Тёмная страна) и Муспельхем (Огненная страна). Между ними находилась мировая бездна Гиннунгагап. Нифльхейм была страна вечного льда и жутких морозов. И вот однажды в центре страны начал бить родник Гергельмир (Кипящий котел). Из него брало начало множество рек. Однажды воды реки Элиагар так удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла и стала льдом. Лёд окреп, вследствие чего яд вышел наружу росой и превратился в иней. Этот иней падал в Мировую бездну и со временем заполнил её всю. Север мировой бездны был весь заполнен массами льда и инея, немного южнее царили дожди и ветры, а на самом юге была благодать, так как туда залетали искры огненной страны Мспельхейм. Иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ великана, который звался Имир. Помимо него из инея появилась корова Аудумла, из вымени которой текли четыре молочные реки, молоком из которых и питался новорожденный Имир. Из камней, покрытых инеем, который слизывала корова, возник отец всех богов – Бури. Бури породил Бора, а тот – трех сыновей: Одина, Ве и Вили. Братьям – богам не нравился мир, в котором они жили, и после долгой борьбы они убили Имира, тело его стало землей в виде плоского круга, расположенного посреди моря, созданного из крови великана. Из черепа был сделан небесный свод, из костей – горы, из волос – деревья, из зубов – камни, из мозга – облака. Однажды на берегу моря боги нашли два дерева: ясень и ольху, - и сделали из них сделали мужчину (Аск) и женщину (Эмбла). На этом этапе боги свергают в Нифльхейм своих противников: Хёль, Фернира, змея Ёрмунганда и строят себе дворец Асгард, а себя начинают называть Асами. Всё это мы узнаем из «Прорицания Вёльвы». Пантеон скандинавских богов. Основная группа скандинавских богов называется Асы, и возглавляет ее Один. К Асам относится порядка тридцати богов. Другая группа называется Ваны, в основном это боги плодородия. Существует также пантеон низших божеств. Один – верховный бог скандинавской мифологии, которому в мифологии континентальных германцев, франков, готов соответствовал Вотан. «История лангобардов» (8в.) рассказывает, как жены воинов этого племени, зная, что Водан предскажет победу тем, кого заметит на поле боя первым, сделали для мужей из своих волос бороды, и с тех пор это племя стало зваться «лангобардами». Один был богом войны, покровителем воинской дружины, торговли, мореходства и поэзии. Атрибут Одина – Гунгнир – копьё, не знающее промаха, символ его военной мощи. У него также был восьминогий конь Слейпнир, этот конь признавал только Одина и только ему разрешал на себе ездить. Одину прислуживали два ворона Хунир и Мунин, которые летали по миру и приносили новости. В «Старшей Эдде» описывается жертвоприношение Одина, которое совершает он сам. Пронзенный копьем, он девять дней висит на Мировом Дереве, а затем его дед, великан Бёльторн, приносит ему мёд для утоления жажды и вручает руны – символ мудрости и магического знания. В «Прорицании Вёльвы» говорится о том, что в последней битве богов с силами зла Один сражается с волком Ферниром и проигрывает: Фернир его съедает. Локи – один из Асов, бог с причудливым, необычным характером, которому трудно подобрать аналогии в мифологиях других народов. Он – самый оригинальный и популярный герой скандинавского эпоса, оставивший память о себе в самых различных жанрах фольклора, вплоть до пословиц и поговорок. Он был богом лжи и сеятелем раздоров. Он постоянно втягивает богов в авантюрные приключения и выручает их из самых безысходных ситуаций, обманывая при этом всех вокруг: и богов, и своих родственников-великанов. Главное в характере Локи – хитрость, коварство, изворотливость, ум и чувство юмора, порой довольно злого. Во многом образ Локи раскрывает «Песня о Трюме», изложенная в «Старшей Эдде». В ней рассказывается о том, как великан трюм похитил у бога Тора молот Мьёлльнир. По инициативе Локи Тор отправляется в страну великанов Ётунхейм в одежде богини Фрейи, в обмен на которую Трюм согласился вернуть молот. Трюм удивляется проявленному невестой обжорству и её злобному взгляду. Однако Локи удается убедить великана в том, что все это – проявление тоски влюбленной в него женщины. Когда приносят молот, чтобы освятить свадебный обряд, Тор хватает молот, убивает им великана и благополучно возвращается в Асгард. Дружба с Тором не мешает Локи похитить у его жены Сив золотые волосы. Боясь мести Тора, он вынужден добывать точно такие же волосы и для этого бьётся об заклад с карликами – цвергами, что они не смогут их выковать. В заклад он ставит свою голову. Локи проигрывает и пускается в бега, однако, все – таки, его ловят и отдают в руки Тора. До сих пор не утихают споры относительно интерпретации образа Локи. Одни ученые предлагают считать его богом или демоном огня, другие считают, что он создан специально для инициации конца света. Локи связывали также с Люцифером, с различными демонами континентальных германцев. Локи высок ростом, красив. Бывает, что он помогает богам, поэтому его образ нельзя понимать однозначно. Тор (Донар) в скандинавской мифологии – бог грома, бури, молнии, грозы. Первоначально был верховным божеством, однако его вытеснил культ Одина. Тор защищает богов и людей от великанов и иных злых сил. Неотъемлемый атрибут его – молот, изготовленный карликами – цвергами. Он всегда попадал в цель и сам собой возвращался обратно. Этого оружия Тора боятся все злые силы, а особенно великаны, стремящиеся любыми способами похитить этот молот, либо сделать так, чтобы бог оказался в их власти без молота. Другой атрибут Тора – повозка, запряженная козлами. В подавляющем большинстве сюжетов Тор производит впечатление добродушного силача, недостаток ума которого восполняют его спутники. Бальдр – бог весны и самый добрый из Асов. Он сказочно красив. С его приходом на земле пробуждается жизнь, все становится светлее и краше. Бальдр – любимый сын Одина, он живет в особом чертоге в Асгарде, где не допускаются дурные поступки. Согласно мифам, ему стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Бальдра от опасности. Один спускается в Нифльхейм и узнает от Вёльвы о том, что Бальдру предстоит умереть от руки слепого бога Хёда. Мать юного бога Фригг взяла клятву со всего живого и неживого, со всех вещей, животных, людей, что они не принесут вреда ее сыну, клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, Локи, узнав про омелу, подсовывает слепому Хёду прут из нее, который и убивает Бальдра. Боги сжигают его на погребальном костре, а его брат Хермод отправляется за ним в Нифльхейм с целью его освобождения. Хель согласна отпустить Бальдра, но при условии, что все живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остаётся в царстве мёртвых. Миф о смерти Бальдра служит как бы предвестием гибели богов и всего мира. Фрейя – богиня любви, красоты, физического благополучия, магии. Равных ей по красоте нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей. Она также исполняла функции Валькирии. Индунн – богиня вечной молодости. Она скромна и тиха, но без нее богов уже не было бы в живых. У нее есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная, она никогда не пустеет, а взамен каждого вынутого яблока в ней тотчас же появляется новое. Хеймдаль исполнял роль стража, охраняющего от незваных гостей Асгард. Прозвища его – «златорогий» и «златозубый». Появлялся обычно на коне с золотой челкой. Хеймдаль живет в чертоге, расположенном у моста – радуги между небом и землёй. Впоследствии это место станет местом последней битвы перед концом света. В скандинавской мифологии встречаются также боги, которым трудно найти аналогии. Например, Лофн, богиня снисхождения. С ее согласия можно вступать в тайную любовную связь и совершать другие запретные действия.
Миру Асов у скандинавов противопоставляются великаны. С внешней стороны они описываются без особых подробностей, указывается в основном лишь их гигантский рост. Неприглядны места их обитания: каменные пещеры, ледяные дворцы, скалы. Карлики, с которыми также воюют Асы, делятся на альвов и цвергов. Предполагают, что альвы были низшими природными духами, возможно, душами умерших. Цверги, «чёрные альвы», были искусными мастерами и жили в пещерах. Все атрибуты богов создали именно они.
Низшие божества. В каждой мифологии наряду с представителями «большой» мифологии – богами и героями, существуют персонажи и так называемой «низшей» мифологии. Они гораздо менее значительны и масштабны, но ближе к людям, теснее связаны с повседневностью, и поэтому народу были более понятные. Именно они сохранились в сказках, в суевериях и дошли до наших дней. Далеко не каждый знает, кто такой Локи, зато всякому ребенку известны эльфы. Как и их предшественники альвы, эльфы делились на «светлых» и «темных». Светлые эльфы средневековья – это маленькие человечки в шапочках из цветов, которые водят хороводы при луне. Они занимаются прядением и ткачеством, а летающая в воздухе паутина – их пряжа. Светлые эльфы считались духами воздуха, эфира, света. К темным эльфам относились гномы, унаследовавшие своё магическое мастерство от цвергов. Они бдительно охраняют спрятанные под землёй, чаща всего в горах, сокровища Ундины – это девушки с рыбьими хвостами, обычно в ожидании жертвы расчёсывающие волосы на берегу. Близки к ундинам никсы, тоже представительницы племени русалок. Они живут в роскошных подводных дворцах, куда самыми различными способами заманивают свои жертвы и губят их. Они способны принимать облик, как прекрасных девушек, так и безобразных старух. Никсы могут иметь смертных мужей и некоторое время жить полноценной человеческой жизнью. Однако, каждой из них необходима хотя бы одна жертва в год. Часто они развлекались тем, что подменяли новорожденных. Тролли – это великаны, которые в отличие от противников богов – ётунов – весьма глупы и уродливы, но обладают большой силой. Они живут в горах и охраняют свои сокровища. По отношению к людям враждебны: похищают скот, а иногда занимаются людоедством. Феи – сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, в реках, в горах. Это красивые миниатюрные женщины с крыльями, большей частью, доброжелательно относящиеся к людям. О популярности «низшей» мифологии говорит и то, что в эпоху средневековья сложился общеевропейский «малый пантеон нечистой силы», где практически невозможно отличить германо-скандинавское, кельтское, западноевропейское происхождение персонажей, в то время как «большая» мифология этих народов, несмотря на некоторые взаимопроникновения, осталась все – таки обособленной.
В целом же скандинавская мифология производит суровое, возвышенное и весьма мрачное впечатление. Основная ее идея – неизбежная гибель мира и богов. Согласно «Прорицанию Вёльвы», ясень Иггдрасиль начинает содрогаться, некогда усмирённые богами чудовища вырываются на свободу, появляется корабль мертвецов, созданный целиком из их ногтей (в Исландии до сих пор существует поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, что бы их не использовали злые силы). Ужасный пёс Гарм проглатывает солнце. Боги сражаются с чудовищами и проигрывают им. Земля переживает потоп, а в довершение всего появившийся из огненной страны великан Сурт сжигает все то, что осталось после потопа. Мир возвращается к исходному состоянию и снова должен будет возникнуть. Очевидно, что такая мифология принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшихся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведёт к гибели мира, и все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным положением скандинавских ярлов и их дружины. Чтобы поддержать своё высокое положение в обществе, викинг – воитель должен был без страха бросаться навстречу опасности, иногда заведомо зная, что это может привести к гибели. Весь строй скандинавской мифологии призван утвердить в нем решимость не отступать, а бесстрашно исполнять свой долг.
| |