|
Реферат: Опорные конспекты по курсу "Основы Политологии" (Политология)
БПТК
Опорные конспекты по курсу
“Основы Политологии” для студентов заочного отделения.
Разработал: Преподаватель Акишин П.В.
Политология.
Политология – это наука, изучающая политическую систему общества.
Политические режимы
|Демократия |Диктатура | | |В форме: | | |Деспотизма | | |Тоталитаризма | | |Авторитаризма |
Диктатура – правление лица или группы лиц, которые монополизировали власть в государстве.
Тоталитаризм – политический режим, основанный на стремлении руководства подчинить людей и власть одной идее.
Тоталитаризм
|“Правый” |“Левый” | |(Фашизм) |(Коммунизм) |
Авторитаризм – форма диктатуры, режим личной власти руководителя.
Авторитаризм
|“Правый” |“Левый” | |(Арабские монархии) |(Сирия, Бирма) |
Черты:
|Тоталитаризм |Авторитаризм | | | | |Глобальная идея, переустройства |Ограниченные реформы. | |мира. |Де политизация масс. | |Утопическая идея, политизация |Сохраняет старые классы и | |масс. |сословия. | |Разрушение социальной структуры |Рынок или старый экономический | |общества. |уклад. | |Государственный контроль за |Центр власти – само государство.| |экономикой, планирование. | | |Однопартийная система власти. |Избирательный террор (против | |Массовый террор. |отдельных политиков). |
Модели перехода к демократии
|Линейная |Циклическая |Динамическая | | | | | |(через расширения |(когда элементы |(когда демократия и | |прав парламента) |деспотизма и |диктатура несколько | | |демократии смешаны) |раз сменяют друг | | | |друга) |
Политическая культура.
Политическая культура – это часть духовной культуры, связанная с общественно – политическими институтами и процессами.
Состав Политической Культуры.
|Политические традиции. |Ритуалы. | |Установки людей. |Символы. | |Идеи. |Убеждения. |
Политическая культура реализуется через политическое поведение людей.
Символ – это художественный образ идей национального единства и величия.
Гимн – это музыкальный эквивалент девиза, герба, флага.
Ритуал – вид политической религии общества (инаугурация президента).
Российский флаг.
|Цвет |Мир |Символ |Нация | |Белый |Божественный |Вера |Белорусы | |Синий |Небесный |Надежда |Украинцы | |Красный |Физический |Любовь |Русские |
Демократия – это форма государства, в котором власть принадлежит всем законопослушным гражданам.
Главные принципы демократии – свобода и равенство.
Демократическое государство – это правовое государство, в котором: 1. есть принцип разделения властей. 2. обеспечены политического права и свободы.
Права.
|Личные |Политические |Социально-экономическ| | | |ие | |~ на жизнь |~ избирать и быть |~ на труд | | |избранным | | |~ свободу |~ объединяться в |~ отдых | | |политические партии и| | | |профсоюзы | | |~ неприкосновенность |~ совести |~ социального | | |(вероисповедания) |страхования | |~ на суд |~ собрании и митингов|~ охрану труда и | | | |здоровья | |~ свободу места | |~ на участие в | |жительства | |управлении | |~ тайна переписки | | | |~ семью | | |
Права реализуются путем договора участников триады: профсоюзы
Принцип разделения властей:
Власть.
|Законодательная |Исполнительная |Судебная | |(парламент) |(правительство) |(высшие суды) |
Правовое государство – это государство, в котором господствует право и соблюдается верховенство закона.
Его цель – обеспечить гражданам гарантии прав и свобод во всех сферах, защита гражданского общества.
Гражданское право.
Гражданское право – это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют как независимые личности.
Оно существует только в правовом государстве.
Свободы человека.
|Внутренняя |Внешняя | |(она бесконечна) |(ограничивается государством) |
Государство.
Признаки: 1. Наличие аппарата управления. 2. Границы (суверенитет). 3. Система права.
Функции: 1. Организация экономики. 2. Политическое управление. 3. Идеологическая. 4. Обороны. 5. Национальная.
Причины возникновения Государства:
|Возникновение частной |Появление классов. | |собственности. | |
Государство – отношение господства людей над “людьми, опирающиеся на насилие как законное средство”. Макс Вебер.
Типы государства.
|Монархия |Республика | |(власть по наследству) |(власть избирается) |
|Абсолютная (не |Конституционная|Парламентская |Президентская | |ограниченная | | | | |парламентом и | | | | |конституцией) | | | |
Формы территориального устройства.
Унитарное государство – в нем единая система управления, гражданство, судебная система, финансы /Франция/.
Федерация – когда несколько субъектов образуют одно союзное государство (без права выхода) /Россия/.
Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданных для общих целей (экономика, оборона) /Западная Европа/.
Формы участия в политике.
|Через выборы. |Участие в самоуправлении. | |Участие в общественных |Членство в политической партии | |организациях. | | |Членство в профсоюзе. | |
Избирательные системы.
|Мажоритарная |Пропорциональная | | | | |(избирается депутат, получивший |(когда победившая на выборах | |50% + 1 голос голосовавших |партия получает большинство | |избирателей) |депутатских мест в округе) |
Референдум – прямое обращение к избирателям для окончательного решения политического вопроса.
Плебисцит – опрос населения голосованием о принадлежности его территории тому или иному государству.
Механизм демократии.
|Прямой |Представительский | |(референдум) |(выбор в парламенте) |
Политические партии.
Политические партии – это политические общественные организации, которые борются за власть или за участие в управлении.
Типы партий.
|Регулярное: |Регулярное | |членство, |голосование на выборах за | |партбилеты, |партийного кандидата | |взносы. | |
Функции партий.
|Участие в |Воспитание |Участие в |Посредник между| |выборах |политических |политическом |обществом и | | |лидеров |процессе |государством |
Термины политологии:
Конформизм – социальное приспособленчество. Лояльный – соблюдающий законность. Клерикализм – политика использования церкви для влияния на общество. Инаугурация – торжественное вступление в должность. Харизматический лидер – непогрешимый в глазах масс политик. Олигархия – правление группы лиц. Ратификация – утверждение договоров в парламенте. Прерогатива – исключительное право. Импичмент – процедура привлечения к суду парламента руководителя страны. Спикер – председатель нижней палаты парламента. Юрисдикция – право производить суд. Суверен – носитель верховной власти. Электорат – круг избирателей, голосующих за какую–либо политическую партию. Легитимность – законность. Суверенитет – полная независимость государства во внутренних и внешних делах. ----------------------- Государство
Частный бизнес
Триада
Реферат на тему: Организация Варшавского договора
Варшавский договор 1955г. О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955г. Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран - его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженные силы. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Предусмотрены взаимные консультации участников Варшавского договора по всем важным международным вопросам затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора, создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства – участники Варшавского договора на самом высоком уровне. Срок действия Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора. Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными силами ОВС. Объединённое командование и штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран – участниц Варшавского договора. В этих целях они проводят совместные командно- штабные и войсковые учения, и маневры на территории этих стран. Совместные учения и маневры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (1965), «Днепр» (1967) «Север» (1968) … «Братство по оружию» (1970) и др. На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран – участниц Варшавского договора их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации Варшавского договора , а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. Был создан также Военный совет Объединенных вооружённых сил. Неоднократно созывались в рамках Варшавского договора совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей.
Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (1956г) государства – участники Варшавского договора выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д. На Московском заседании ПКК (1958г.) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами – участниками Варшавского договора и членами НАТО. В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия. На Варшавском совещании ПКК (1965г.) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов. Наиболее полно миролюбивая программа государств – участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства – участники Варшавского договора предложили созвать общеевропейское совещание. Участники Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (1968г.) решительно осудили вооружённую интервенцию американского империализма во Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия. Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности. Идея Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран – участниц Варшавского договора. Министры иностранных дел предложили провести совещание в Хельсинки. В повестку дня совещания они рекомендовали два вопроса: об обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении торговых, экономических и научно – технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами. Позиция стран – участниц Варшавского договора, направленная на укрепление безопасности и развития мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на Берлинском совещании. Участники Берлинского совещания отметили огромное значение для судеб европейского мира признания существующего положения в Европе, сложившегося в итоге 2 – й мировой войны, указали на важность заключения договора между СССР и ФРГ. Участники совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке. В связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям против независимых народов Африки. Предложения, выдвинутые государствами – участниками Варшавского договора, находятся в центре внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность Организации Варшавского договора, свидетельствуют о подлинном миролюбии её участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.
| |