GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Социализм (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социализм (Политология)


Социализм может быть охарактеризован как система общественной
организации, в которой собственность и распределение дохода находится под
общественным контролем, а не под личным контролем индивидов, преследующих
частные интересы и не под контролем рыночных структур капитализма.
Существует много различных форм социализма, различающихся в степени
контроля над обществом, над кем он производится и как он производится. В
некоторых социалистических доктринах все отрасли промышленности и факторы
производства должны быть национализированы, в то время, как в других только
самые крупные и важные, такие как банки и природные ресурсы должны
принадлежать государству. Некоторые социалистические доктрины предполагают
строго централизованный государственный контроль, а другие допускают
большую децентрализацию с большим количеством локальных центров
самоуправления. Во многих предполагается авторитарная командная экономика,
а в некоторых допускается просто контролируемая рыночная экономика. Вообще,
слово социализм часто применяется для характеристики любой политической
системы, где присутствует сильная регулятивная власть. Как результат-
сильно возрастает количество форм социализма. Социалисты могут быть
Марксистами и «Либералами», революционерами или преследовать более мягкий и
постепенный путь развития, космополитами или интернационалистами.
Впервые слово социализм было употреблено в 1830 году для описания
доктрин Фурие и Генри де Сен-Симона во Франции и Роберта Оуэна в Англии.
Но в истории и ранее встречались философы симпатизирующие социализму. Из
древних это Платон (Республика), из эпохи Ренессанса социалисты-утописты
Томас Мор (1516; Утопия) и Т. Кампанелла (1623; Город солнца), а также
некоторое количество общественных критиков 17- ого и 18- ого веков и
отдельные фигуры Французской революции.
Фурие был разрабатывал теорию существования маленькой общины, поселения
под названием Фаланстер, которая являлась одновременно и экономическим
агентом и общиной людей, добровольно разделяющих труд и радостное
существование. Сен-Симон предложил идею государственного планирования и
организации использования средств производства. Ни Фурие, ни Сен-Симон не
были за полное равенство в распределении дохода, но их последователи внесли
радикализм в их доктрины. Оуэн считается отцом Английского социализма. Он
добился больших успехов в своей защите сотруднической и неконкурентной
системы, посвященной духовному и физическому благосостоянию всех членов
общества. Взгляды Оуэна приобрели большую популярность среди рабочего
класса и некоторые Оунистские сообщества были созданы в США и
Великобритании.
До 1840 года социализм развивался в основном, как Французское и
Британское движение. В этих странах были как раз все причины для этого:
Великобритания стояла уже на высокой ступени индустриального развития, а во
Франции революционные политические страсти кипели ещё с 18 века. В скором
времени идея начинает захлёстывать и политически раздробленную,
экономически отсталую Германию. Германский социализм пошёл от нескольких
радикальных последователей Гегеля, таких как Людвиг Фейербах, Бруно Бауэр,
Мосес Хесс и Карл Грюн.
В 1848 году Кар Маркс и Фридрих Энгельс издают «Манифест
коммунистической партии», что ознаменовало собой новый период в теории и
практике соц. идей. Они взяли то, что считали правильным из прошлых
социалистических движений, но заменили романтический идеализм социалистов-
утопистов своим «научным социализмом», который был призван
продемонстрировать неизбежную победу пролетариата или рабочего класса над
капиталистами с последующим присвоением ему всех факторов производства.
Маркс и Энгельс использовали слово «коммунизм» для описания
бесклассового общества и «социализм» для характеристики некой переходной
фазы, в которой пролетариат уже захватил власть над факторами производства,
но понятие государство как таковое ещё не исчезло. В 1847 году они основали
партию «Коммунистическая лига», заметно отличающуюся от многих
социалистических партий того времени. Название «Манифест коммунистической
партии» было применено, потому что слово «социалистической» было бы тут же
отождествлено с разнообразными соц. движениями.
Как во время жизни Маркса, так и после его смерти, начало развиваться
множество интерпретаций его учения. Немецкий соц. Демократы под
предводительством Эдуарда Бернштейна повергли сомнению немедленный крах
капитализма. Они предпочитали более умеренное развитие социализма, более
либеральный и реформистский путь. Оппозицию им составлял Карл Каутский,
представляющий ортодоксальную интерпретацию марксизма. Существовал также
так называемый «христианский социализм», основанный на христианских
принципах.
В СССР имен место строго централизованный социализм вплоть до 1987 года,
эпохи перестройки. Югосл.- децентрал, где рабочие не только участвовали в
управлении фабрики, но также и имени долю в доходе. В Венгр. оставили
частн. собственность в сельхох. секторе. Некоммунистический социализм имеет
место в таких благосостоятельных странах, как Швеция, Дания, и
Великобритания, где соц. партии брали власть парл. путём.. (Налог. Обесп.
Благосост всех.)





Реферат на тему: Социально-политические воззрения А.С. Хомякова

Дальневосточная государственная академия экономики и управления

Кафедра политологии

РЕФЕРАТ

Социально-политические воззрения А.С. Хомякова


Выполнила:

Проверила: Савина З.Н.

Владивосток 2000
Социально политические воззрения А.С. Хомякова

История русской общественно-политической мысли 19 в. связана с именами
многих замечательных личностей, взгляды которых зачастую неизвестны
широкому кругу современных читателей, а их роль и значение для развития
отечественной культуры оцениваются исследователями не всегда адекватно. К
их числу следует отнести наиболее авторитетного теоретика славянофильства
Алексея Степановича Хомякова. Разносторонность его дарований вызывает и
удивление, и вполне искреннее восхищение. Философ, историк, социолог,
экономист, лингвист, педагог, богослов, эстетик – вся эта творческая
деятельность успешно совмещалась им.
А.С. Хомяков принадлежал к тому поколению русской интеллигенции,
уделом которой в 40-е годы 19 в. было идейное осмысление путей развития
России, ее роли во всемирной истории. Этот период во многом предопределил
весь последующий ход развития отечественной социально-политической мысли.
Всякая эпоха несет на себе печать личности, во многом определявшей ее
содержание. Так, 40-е годы прошлого века были названы Ю.Ф. Самариным эпохой
Хомякова.
Алексей Степанович Хомяков родился 1(13) мая 1804 г. в Москве, в
знатной семье, где традиции аскетизма и религиозности соблюдались очень
строго. На становление его личности, безусловно, повлияли окружение семьи,
обычаи жизни центральных губерний России. С 1817 г. его образованием
занимались профессора Московского университета. В это время у молодого
Хомякова появляется интерес к поэзии. Даже военная служба не помешала этому
его увлечению, более того, она сблизила его с будущими декабристами. Первые
его стихотворения увидели свет именно в альманахе "Полярная звезда".
Хомяков не участвовал в восстании декабристов. В это время он был в Париже.
Но не только данное обстоятельство помешало ему выйти на Сенатскую площадь.
Его расхождения с декабристами выявились задолго до трагических событий:
будущий теоретик славянофильства в спорах с заговорщиками отрицал саму
возможность вмешательства армии в политическую жизнь страны. В 1828-1829гг.
А.С. Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, где проявил мужество и
героизм. Но даже перспектива блестящей карьеры не удержала его на военной
службе.
А.С. Хомяков не был кабинетным ученым. Он активно вмешивался в решение
общественных вопросов, главный из которых – отмена крепостного права,
расцениваемого как рабство. Стремясь не допустить обезземеливания крестьян,
он предлагал наделить их землей с условием выкупа и уничтожить подневольный
труд. Такая его деятельность вызывала соответствующую реакцию властей.
В 1854 г. А.С. Хомяков вынужден был дать обязательство не
распространять свои сочинения до их утверждения цензурой.
Для научного наследия А.С. Хомякова характерны небольшие по объему,
часто публицистического характера работы. Единственным исключением является
его Семирада или, как ее называли издатели сочинений А.С. Хомякова,
"Записки о всемирной истории". Он работал над тремя томами Семирады около
20-ти лет, но завершить этот труд не успел. Наиболее важной работой
последних лет его жизни стала статья "К сербам. Послание из Москвы",
которую можно рассматривать как духовное завещание.
23 сентября (5 октября) 1860 г. А.С. Хомяков скончался от холеры.

К концу четвертого десятилетия прошлого века в развитии русской
общественной мысли все более отчетливо формируются два различных идейных
течения (сообразно тем путям, на которые ориентировались в России) –
славянофильство и западничество.
Многие основные положения славянофильства содержались в статьях А.С.
Хомякова "О старом и новом" и И.В. Киреевского "В ответ Хомякову". Во
взглядах этих мыслителей с самого начала наметились определенные
расхождения, которые сохранялись на протяжении их деятельности. Особо
подчеркнем данную мысль, так как в общественном сознании славянофильство
нередко воспринимается как единое движение с общими принципами всех его
главных участников.
Идеал проспективной утопии А.С. Хомякова, в отличие от
ретроспективного идеала И.В. Киреевского, рассматривался как реальное и
возможное будущее, осуществляемое во всемирном безгосударственном братстве
народов. Для И.В. Киреевского идеалом общественного устройства была Россия
начала 16 в., где христианство воплотилось во всей своей полноте. А.С.
Хомяков не разделял эту точку зрения. "Как ни дорого мне родная Русь, -
писал он, - в ее славе современной и прошедшей, сказать его об ней не могу
и не смею. Не было ни одного народа, ни единой земли, ни единого
государства в мире, которому такую похвалу можно было бы приписать хотя бы
приблизительно" (цит. по: Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1900. Т.1.
С.213).
Ведущие теоретики славянофильства расходились во взглядах на роль
государства в обществе. В дальнейшем это способствовало формированию
различных направлений религиозно-философской мысли: государственно-
национальной и религиозно-экзистенциональной. Если первое направление, по
мнению В.И. Керимова, начинается с И.В. Киреевского и через К. Леонтьева
тянется к П. Флоренскому, то второе направление от А.С. Хомякова идет к
Ф.М, Достоевскому и далее к Н.А. Бердяеву. Противоречия в теории
предопределили различия в понимании путей достижения социального идеала.
Так, по мнению А.С. Хомякова, необходима практическая деятельность всего
общества и реформы правительства в процессе исторического продвижения
России к социальному идеалу; И.В. Киреевский в этом вопросе главное
внимание уделял выработке религиозно-философского миросозерцания всего
народа.
Вершиной социально-политических взглядов А.С. Хомякова является
социальный идеал, а ее основанием служат его религиозная и социологическая
концепции. Исходя из классификации типов обоснования социального идеала,
мировоззрение А.С. Хомякова носит ярко выраженный религиозный характер.
Религия, по его мнению, определяет все воззрения человека, а философия есть
не что иное, как переходное движение разума человеческого из области веры в
область реальной жизни (см.: Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1914. Т.3.
С. 204-241).
Создание теоретической религиозной концепции на основе осмысления
первоначал христианства являлось необходимым условием для достижения
социального идеала. Истинное христианство, сохранившее свою чистоту в
православии, можно рассмотреть, по мнению А.С. Хомякова, через
содержательный анализ таких его начал, как свобода и единство. Их
взаимосвязь – это постоянный процесс взаимопроникновения двух начал.
Центральным элементом религиозной концепции А.С. Хомякова является
понятие "соборность". В научной литературе можно выделить два подхода в
рассмотрении. Первый, условно говоря богословский, определяет соборность
как единство и целостность церковного организма. Второй трактует соборность
более широко. Н.А. Бердяев определяет соборность как религиозное проявление
коммюнотарности, которая составляет духовное начало общности и братства
людей вне связи с реальной действительностью, где отсутствует какой-либо
внешний авторитет (см.: Бердяев Н. Судьба России. М., 1900. С. 291-297).
Главное различие между А.С. Хомяковым и Н.А. Бердяевым в контексте понятия
"соборность" выражалось в отношении к принципу единства. А.С. Хомяков
определял необходимость этого принципа для духовной и материальной жизни
общества, в то время как Н.А. Бердяев указывал лишь на духовную близость
людей между собой.
Важнейшей своей задачей А.С. Хомяков считал обоснование соборного
мышления на основе сознательного понимания веры. Осознание сущности веры
позволит, по его мнению, прийти к соборному мышлению и в понимании связи
христианства и крестьянской общины, которую он считал воплощением истинно
христианской формы человеческого общежития.
Соборность во взглядах А.С. Хомякова означала также объединение России
в целостный организм на основе общинного начала.
Соборность на уровне социального идеала А.С. Хомякова еще означала и
воплощение коллективизма в обществе как приоритета общего над частным.
Человек, в соответствии с этими понятиями, отказываясь от части своих прав,
лишь возвышает себя.
Соборность, рассмотренная через призму социального идеала А.С.
Хомякова, имеет и такую особенность, как отрицание всякого внешнего
авторитета, что влечет за собой и отрицание государственности. Соборность
рассматривается им в качестве истинной формы организации христианского
общества. Поэтому достижение социального идеала понималось А.С. Хомяковым
как возвращение к первооснове христианства, созидательная сила которого не
была понята еще с апостольских времен, а развитие общества направлялось на
созидание и укрепление западной государственности
Для религиозной концепции А.С. Хомякова характерно требование единства
веры. Православная вера должна стать основой духовной жизни всех народов, а
так как в каждом отдельном человеке, подверженном греху, вера субъективна,
то она будет вызывать естественное чувство сомнения до тех пор, пока эта
вера не пустит глубокие корни в реальную жизнь общества. Распространение
христианства во всемирном масштабе может осуществляться, с точки зрения
славянофилов, поэтапно. Первым шагом должно стать осознание основ веры в
пределах России, следующим – распространение православия во всем мире
Достижение же социального идеала остальными народами возможно, по его
мнению, лишь путем их отречения от своей религии и полного покаяния.
Объединение на основе случайного согласия не может быть гарантией единства
всех народов, а государство не в состоянии выполнить эту роль. Только
православие с его проповедью всеобщей любви является истинной верой,
обеспечивающей связь людей с Богом.
Бог есть любовь – в этом выражена нравственная сущность религиозной
концепции А.С. Хомякова. Любовь, с его точки зрения, определяет не только
духовную жизнь общества, но и его материальное благополучие. Любовь
примиряет все противоречия в обществе и устанавливает отношения подлинного
братства.
А.С. Хомяков и И.В. Киреевский выделяли три основные группы
противоречий между Востоком и Западом: религиозные, общественные и
экономические. Специфика двух последних групп заключается в следующем. На
Западе, с точки зрения А.С. Хомякова, развит дух разъединения, идет
постоянная борьба партий и группировок за свои интересы и власть. В России
он находит мир и согласие всех народов, что свидетельствует, по его мнению,
о цельности и единстве всего общества. Объяснял эти различия А.С. Хомяков
тем, что страны на Западе сложились в результате завоевания и насилия, а
Россия образовалась путем добровольного согласия на объединение всех ее
народов. Основу экономических противоречий славянофилы видели в характере
форм собственности: на Западе – господство частной собственности, а в
России – преобладание общинной.
Прогресс всякого общества представлялся А.С. Хомякову реализацией
начал, заложенных в его основании в виде двух тенденций: развитие на основе
первичных начал, главным из которых являлась религия и развитие под
воздействием разумной силы личностей. Первую тенденцию он считал
объективной, вторую же – субъективной. А.С. Хомяков рассматривал Россию как
страну, готовую на уровне "первичных начал" к достижению социального
идеала, но при этом решающую роль он отводил личному фактору. Между
указанными тенденциями, по мысли А.С. Хомякова, необходима связь, имеющая
характер любви и гармонии. Отсюда – личности, направляющие развитие
общества, должны относиться к нему с любовью, оберегая веру народа и его
традиции.
А.С. Хомяков придерживался мнения, что развитие общества должно
происходить в процессе эволюции, полностью исключая всякое насилие.
Революция им рассматривалась как голое отрицание, не имеющее никакого
позитивного содержания.
Для социально-политических воззрений А.С. Хомякова характерен
определенный политико-правовой нигилизм, который вполне объясним
особенностями духовной жизни России начала 19в. Проявилось это в его
трактовке законов. А.С. Хомяков противопоставлял юридические законы и
нравственные, рассматривая первые как внешние, проходящие и временные, а
вторые – как вечные и неизменные.
Юридические законы, по его мнению, должны соответствовать
определенному уровню нравственности людей в обществе. Однако он признавал,
что какая-то часть народа будет выше этого уровня, а какая-то - ниже.
Задача государства, следовательно, заключается в необходимости регулировать
законодательство в зависимости от уровня нравственности и морали.
Абсолютных законов не бывает, и поэтому можно лишь стремиться к их
достижению.
Правовой нигилизм А.С. Хомякова определил и его отношение к
государству, которое противопоставлялось обществу как силе созидающей.
Государство решает вопросы политические, а они, по его мнению, являются
второстепенными.
Историческое развитие человечества, по мнению А.С. Хомякова,
определяется главным образом созидательной деятельностью общества и
направлено в будущее, в то время как задача государства сводится к тому,
чтобы приспособиться к текущим условиям жизни. Основная опасность здесь
заключается в постоянном стремлении государства противопоставить себя
обществу, определяя собственные цели развития. Деятельность последнего
имеет характер принуждения, и в нем преобладает определенная условность.
Славянофилы, отвергая государственность, выдвигали собственный
социальный идеал в виде общества, где главной ячейкой была крестьянская
община. Поэтому построение социального идеала состояло, по их мнению, в
переустройстве уже имеющихся форм организации жизнедеятельности общества. С
этой позиции славянофилы критиковали западных социалистов, которые, как они
считали, направляли свою деятельность на уничтожение существующего
социального порядка, а не на созидание более совершенного.
Вопрос о политических взглядах А.С. Хомякова и особенно его отношение
к монархии не так прост, как трактуется авторами работ, где славянофилы
предстают как апологеты самодержавия. И даже тот факт, что во многих
статьях славянофилов можно встретить позитивные высказывания в адрес
царской власти, не делает проблему менее сложной.
Годы реакции, когда сторонники А.С. Хомякова подвергались активным
преследованиям, убедили его в том, что не государь и его правительство, а
только само общество в состоянии решить стоящие перед ним проблемы. В
русской истории он особенно выделял таких монархов, как Алексей Михайлович
и Елизавета Петровна, политическая активность которых была весьма условной,
а общество имело свободу действий и народ не испытывал на себе жесткого
административного давления.
В то же время А.С. Хомяков видел определенные позитивные моменты в
самодержавии, которое противопоставлялось им западной демократии, где на
установленной законом основе в результате голосования подавляется какая-то
часть общества. Монарх брал на себя бремя решения всех политических
вопросов, освобождая тем самым народ от этой обязанности.
А.С. Хомяков относился к самодержавию и к государству как к
необходимым атрибутам жизни современного общества, которые в будущем при
достижении всемирного братства народов должны потерять свое значение и
отмереть. В любом случае он стремился предпринять определенные шаги в
отношении изменения функций верховной власти.
Социально-политические воззрения А.С. Хомякова консервативны, но они
имели определенные особенности, которые отличали их и выражались в анти-
аристократизме и особом отношении к простому народу, и в первую очередь к
крестьянству.
Взгляды А.С. Хомякова отразили подъем русского национального
самосознания первой половины 19в. Они положили начало традиции "кающегося
дворянина", столь характерной для российской интеллигенции прошлого
столетия. Все это дало основание Н.А. Бердяеву увидеть в славянофилах
основателей народничества, представители которого идеализировали простой
народ, наделяя его тайной жизни, недоступной другим сословиям.
Список использованной литературы

1. Попов А.А. Социально-политические воззрения А.С. Хомякова
//Социально-политические науки, 1992 г., № 4-5.
2. Хомяков А.С. Политические письма 1848 г. //Вопросы философии, 1991
г., № 3.




Новинки рефератов ::

Реферат: "Освобожден народ, но счастлив ли народ ?" по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (Литература)


Реферат: 1С-бухгалтерия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Конституционное право РФ (Право)


Реферат: Феминизм (Социология)


Реферат: Должностное лицо как субъект преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Тесты. Тесты по выявлению личностных диспозиций (Социология)


Реферат: Захист інтелектуальноі власності (Право)


Реферат: Трудные дети (Педагогика)


Реферат: Таблица по строению глаза человека (Биология)


Реферат: Менеджмент: сущность и структура (Менеджмент)


Реферат: Культура Древнего Египта (Культурология)


Реферат: Многокаскадные усилители (Радиоэлектроника)


Реферат: Художественная обработка металла в Туле (Искусство и культура)


Реферат: Постановка задачи по учету основных средств (ИСТЭ) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мастер функций в Excel (Программирование)


Реферат: Системы химического мониторинга (Химия)


Реферат: Икона (Искусство и культура)


Реферат: Битва за Днепр (История)


Реферат: Задачи по оборудованию портов (Транспорт)


Реферат: Кухонный гарнитур (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист