GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Театр эпохи Возрождения (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Театр эпохи Возрождения (Культурология)


Театр эпохи Возрождения.

Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене.
Такое определение этому понятию дает толковый словарь Ожегова.
Театр эпохи Возрождения – одно из самых ярких и значительных явлений в
истории всей мировой культуры; это мощный исток европейского театрального
искусства – на все времена. Новый театр родился из потребности перелить
молодую энергию в действо. И если задать себе вопрос, в какую сферу
искусств должно было вылиться это действо, это море веселья, то ответ ясен:
конечно, в сферу театра. Карнавальная игра, уже не могла оставаться на
своей прежней стадии стихийной самодеятельности и вошла в берега искусства,
став творчеством, обогащённым опытом древних и новых литератур.
Я попытаюсь описать становление театрального искусства нового времени,
проследить, как и где возник великий театр эпохи Возрождения.
В Италии – впервые в Европе – на сцену поднялись актёры-профессионалы
и поразили мир яркой, сильной игрой, рождающейся тут же, на глазах у
зрителя, и чарующей своей свободой, азартом, блеском и остроумием.
Так в Италии было положено начало театральному искусству нового
времени. Произошло это в середине XVI века.
Своей вершины театр Возрождения достиг в Англии. Теперь он воистину
вобрал в себя все сферы жизни, проник в глубины бытия. Могучая когорта
талантов поднималась будто из-под земли. И главным чудом века был человек
из Стратфорда, пришедший в Лондон, чтобы писать пьесы для театра «Глобус».
Громкое название театра оправдалось – в творениях Шекспира действительно
открылся мир: виднелись исторические дали прожитого, выяснялись главные
истины нынешнего столетия и чудодейственно, сквозь пелену времени,
проглядывали контуры грядущего.
В величественную эпоху Ренессанса, в эпоху Данте, Леонардо и
Микеланджело, маленький флаг, развевающийся над «Глобусом», возвестил о
грандиозном свершении. Гений Шекспира слил воедино всё ранее достигнутое в
драме и на сцене. Теперь за два-три часа на шести-восьми квадратных метрах
можно было узреть миры и эпохи.
Возник поистине великий театр.
Новый театр рождался в Италии.
Рождение это не может быть отнесено к строго определённой дате, имени
или произведению. Шёл процесс длительный, многосторонний – и в «верхах» и в
«низах» общества. Он дал исторически полноценный результат только после
того, как было найдено необходимое триединство драмы, сцены и большой
публики.
Сначала надо было сломать старое, традиционное триединство: «священных
пьес», мистериальной любительской сцены и патриархально настроенной
аудитории. И движением за новый театр выступила новая драма.
Она дерзко пошла по непроторенной дороге и оказалась на длительное
время оторванной от площадной сцены и широкой зрительской массы. Если она
и исполнялась на сцене, то только силами просвещённых любителей.
Первое звено триединства развивалось без поддержки двух других.
Искомый синтез не возникал.
Он будет складываться в сферах итальянской сценической практики.
Площадная сцена карнавалов, начнёт самостоятельно впитывать в себя новое
ренессансное мировоззрение, не меняя при этом своих фарсовых форм и не
отваживая от себя веселящейся карнавальной толпы.
Именно карнавальное шутовство, стало той плодородной почвой новой
театральности, которая дала первые ростки профессионального сценического
искусства и стала приучать массовую аудиторию к новому, более высокому типу
зрелищ.

О первых опытах ренессансной драматургии можно со всей определённостью
сказать, что они были творениями пера, но отнюдь не сцены. Вышедшая из
материнского лона литературы, гуманистическая драма если и покидала книжные
полки, то лишь изредка и без особой надежды на сценический успех. А
незамысловатые простонародные фарсы и импровизации карнавальных масок
притягивали к себе толпы зрителей, хотя не обладали и десятой долей
литературных достоинств писаных пьес. Именно на карнавале забил источник
комедии дель арте – этой истинной прародительницы нового европейского
театра. Надо сказать, что на раннем этапе развития нового театра
взаимоотчуждённость сцены и драмы пошла обеим на пользу. Драма оказалась
свободной от примитивов фарсовой сцены, а сцена, то есть исполнительское
искусство, лишённое драмы и предоставленное самому себе, получила
возможность интенсивно развивать собственные творческие ресурсы.
[1]Для того, чтобы гуманистическая мысль проникла в драму нужен был
решительный разрыв драмы со сценой. Задача заключалась в том, чтобы поднять
драматургический жанр до художественного уровня литературы и, открыть драме
ход в современную жизнь, насытить её реализмом.
Деятельность итальянских гуманистов XV века сыграла чрезвычайно
плодотворную роль в возрождении античных знаний и искусства и во многом
помогла формированию европейской культуры.
Тогда было обычаем проводить философские беседы на открытом воздухе по
примеру древних: говорить о бессмертии души под сенью лавровых деревьев или
читать Вергилия, расположившись на цветущем лугу у журчащего источника.
Особую изобретательность в этом отношении проявил профессор римского
университета Помпонио Лето (1427-1497), решивший воссоздать в современном
Риме театральные представления по античному римскому образцу. В 70-е годы
XV века в саду профессора стали исполнять комедии Плавта и Теренция на
языке подлинника.
Учёная студия Помпонио стала первым собранием любителей, сыгравших
комедии Плавта. Персонажи, много веков пребывавшие в положении литературных
героев, вновь зашагали по сцене (хотя, наверно, ещё не очень уверенно).
Весть об открытии римского учёного вскоре разнеслась по всей Италии.
Среди прочих зрелищ при дворах вошло в моду показывать и комедии Плавта.
Мода была столь велика, что Плавта на латинском языке сыграли и в Ватикане.
Однако латынь понимали далеко не все, поэтому в конце 70-х годов гуманист
Батиста Гуарини перевёл произведения Плавта и Теренция на итальянский язык.
Успешное развитие комедии определялось тем, что традиционная античная
схема – борьба юноши за обладание возлюбленной, охраняемой строгими
родителями, и проделки увёртливых и энергичных слуг – оказалась удобной для
живых зарисовок современного быта.
Во время карнавала 1508 года в феррарском дворце поэт Лодовико Ариосто
показал свою «Комедию о сундуке».
И точно прорвало шлюзы, долго сдерживающие животворный поток. В
следующем году появляется вторая комедия Ариосто – «Подменённые», а в 1513
году кардинал Биббиена демонстрирует в Урбино свою «Каландрию». В 1514 году
бывший секретарь флорентийской республики проницательнейший Никколо
Макиавелли пишет лучшую пьесу эпохи – «Мандрагору».
Изучая итальянские комедии XVI века, можно заметить, что их авторы
следили не столько за бытовой правдой поведения своих героев, сколько за
логикой их поступков, совершаемых по заданным сюжетным схемам. Сюжетная
структура произведения имела преобладающее значение. Именно она
организовывала, дисциплинировала жизненный материал.
Итальянская комедия XVI века выработала некий стандарт динамических
сюжетов: здесь постоянно повторялись одни и те же ситуации с подменёнными
детьми, с переодетыми девицами, плутнями слуг комическими фиаско влюблённых
стариков.
Итальянские гуманисты усиленно занимались изучением наследия Сенеки;
затем в орбиту их интересов попали греческие трагики – Софокл и Еврипид.
Под воздействием названных античных авторов и родилась итальянская трагедия
Ренессанса, первым образцом которой явилась «Софонисба» Джанджорджо
Триссино (1515).
Триссино был глубоким знатоком древнегреческого театра. Сочиняя собственную
трагедию, он ориентировался на творения Софокла и Еврипида. В «Софонисбе»
использовались все компоненты античной трагедии – хор, наперсники,
вестники, отсутствовало деление на акты, соблюдались законы трёх единств и
трёх актёров. Но в трагедии не было главного – значительной общественной
темы, динамики страстей, целостного действия.
Современная аудитория интересовалась трагическим жанром или в плане
чисто академическом, или же с расчётом найти тут пищу для «потрясений».
Такую пищу итальянская трагедия давала с избытком.
Знаменательно, что итальянская трагедия лишь изредка обращалась к
мифологическим сюжетам, - её больше интересовали исторические легенды,
повествующие о жестокой борьбе внутри царских родов, об убийствах, изменах,
отравлениях, о диких страстях, свирепой мстительности и кровосмесительных
браках. Всюду действовала роковая страсть: любовь рушила все моральные
преграды, а ревность толкала на злодеяния.
Новая трагедия стремилась «захватить дух» зрителей. Отец убивал детей
своей дочери, рождённых от тайного брака, и подносил ей на блюде их головы
и руки, потрясённая дочь убивала отца и закалывалась сама («Орбекка» Дж.
Чинтио, 1541). Жена, брошенная мужем, заставляла соперницу убить прижитых
от него детей, после чего убивала её и посылала мёртвые головы своему мужу;
муж, в свою очередь, обезглавливал любовника жены. К финалу жестокосердные
супруги отравляли друг друга («Далида» Л.Грото, 1572).
«Трагедии ужасов» ошеломляли своими кровавыми сценами, не пробуждая
мысли, не ставя вопросов о смысле жизни и обязанностях человека.
В век, когда комедия клонилась к упадку, а трагедия не вышла на
большую дорогу искусства, победительницей на драматургической арене
оказалась пастораль.
Поначалу пасторальное направление, получило наиболее яркое выражение в
поэзии - в произведениях Боккаччо («Амето», «Фьезоланские нимфы») и в
лирике петраркистов. Но вскоре родился и новый драматургический жанр.
Если в трагедии главенствовала роковая страсть, а в комедии
преобладало чувственное влечение, то в пасторали царила «чистая любовь»,
представшая вне конкретных жизненных связей как некий поэтический идеал.
Постепенно вместо элегически расслабленного, медлительного – в смене
своих картин – действия в пасторали появляется стремительно движущийся
сюжет, полный драматических поворотов и душевных волнений. Теперь страсть
не только волнует героев, но и толкает их на решительные, а то и
сумасбродные поступки. Из всех жанров пастораль оказалась, пожалуй,
сценически наиболее напряжённой. Сказывался опыт, перенятый у трагедии и
комедии.
В атмосфере общественного застоя, который не благоприятствовал
развитию трагедии и комедии, пастораль стала излюбленным жанром. Она
приносила отдохновение от мирских забот. Она создавала видимость желанной
гармонии.
На своей вершине театр оказался в Англии.
Театр английского Возрождения – это Шекспир и его блистательное
окружение: Марло, Грин, Бомонт, Флетчер, Чемпен, Неш, Бен Джонсон. Но все
эти последние имена принадлежат своему веку и своей нации; Шекспир же,
глубже всех выразивший дух своего времени и жизнь своего народа,
принадлежит всем векам и всем народам.
Театр Шекспира – это своеобразный синтез культуры Ренессанса.
Определив собой самый зрелый этап этой культуры, Шекспир говорил со своим
веком и с грядущими веками как бы от имени всей эпохи «величайшего
прогрессивного переворота».
Творчество Шекспира было итогом развития национального английского
театра. В то же время оно в известной мере суммировало достижения всей
предшествующей поэтической, драматической и сценической культуры древнего и
нового времени. Поэтому в драмах Шекспира можно ощутить и эпический размах
гомеровской сюжетики, и титаническую лепку монотрагедий древних греков, и
вихревую игру фабул римской комедии. Шекспировский театр богат высоким
лиризмом поэтов-петраркистов. В творениях Шекспира отчётливо слышны голоса
современных гуманистов, начиная от Эразма Роттердамского и кончая Монтенем.
Углубленное развитие унаследованного – вот что было важнейшей
предпосылкой рождения нового и наиболее совершенного типа ренессансной
драмы, драмы Шекспира.
-----------------------
[1] Гуманизм – движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению
человека от идейного закрепощения времен феодализма.





Реферат на тему: Тезисы к экзамену по культурологии
1. xcКультурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерности и
способах постижения человеком культуры. Культурология изучает не только
культуру в целом, но и различные, часто специфические, сферы культурной
жизни, взаимодействуя с другими науками. Иными словами Культурология
является комплексной гуманитарной наукой. Вообще Культурология может
изучать любой предмет, любое явление при условии, что она обнаруживает в
нём реализацию творческого человеческого духа.
2. Слово "Культура" является одним из наиболее употребляемых слов в
современном языке. Но это говорит скорее о его многозначительности, чем
об изученности и осмысленности скрывающихся за ними значений. Мы привыкли
говорить о духовной и материальной стороне культуры, и прекрасно
понимаем, что в одном случае речь идёт о музыке, театре, религии в другом
о земледелии, производстве и т.п. Но говоря о культуре и понимая под
культурой вышесказанное, мы не задумываемся о том, что культура есть само
существование человека. Традиции национальные и исторические
переплетённые с повседневностью определяют наше поведение, мышление и
формируют наше представление и понимание о культуре.
3. Культура, если её рассматривать в широком плане, включает в себя как
материальные. так и духовные ценности (Артефакт - материальные и духовные
реальности. созданные творческим трудом человека). Человек является
животным, но животным социальным. Т.е. человек является носителем и
материальных и духовных ценностей. Культура есть само существование
человека, поэтому, фигурально выражаясь человек, есть начало и результат
культуры. Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты,
- это человеческое "Я" превращённое в вещь; это духовность человека
превращённая в вещь. М. к. оценивается культурологией с точки зрения
совершенствования человеком своего окружающего мира. (Средства
производства, орудия труда; Архитектурные ценности, Физическая, Быта,
ландшафты и парки.) Духовная культура - это совокупность результатов
духовной деятельности и саму духовную деятельность. Это: Обычаи
(стандартная, неосознанная форма поведения), Нормы (возникают на основе
обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)).
Ценности - наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности,
формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов,
потребностей. (Витальные, Социальные, Политические, Моральные,
Религиозные, Эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности.
4. Функции культуры: 1) Производство норм, знаний, ценностей.
5) Накопление, передача, соц. опыта от поколения к поколению.
6) Функция коммуникаций общения посредством символов, образов,
речи, письменности, СМИ.
7) Помощь в освоении соц. норм- Воспитание.
8) Компенсация- восстановительная функция (снятие стрессов).
9. ПРИРОДА-КУЛЬТУРА. Всякая культура реализует свои функции не в вакууме, а
по отношению к реально существующему объекту. Природа и культура не
совместимы, так как природа существует на основе явлений в отличии от
культуры, которая не может существовать без человека, артефактов. Поэтому
человек- есть связующее звено между природой и культурой (так как он и
биологическое животное, и создатель артефактов).Человек постепенно
отдаляется от природы превращая эти взаимоотношения в экологическую
культуру. ОБЩЕСТВО-КУЛЬТУРА. многие считают, сто культура возникла под
воздействием общественных запросов и потребностей. Культура является
аккумулятором духовных ценностей, которые могли быть погибнуть вместе с
авторами этих ценностей. Кроме того общество создало условия для более
быстрого понимания ценностей другими членами общества посредством
тиражирования и публичного создания. Иногда общество развивается быстрее,
иногда медленней культуры. Иногда культура даёт обществу оппозиционные по
смыслу ценности и общество будет стремиться их отвергнуть.
10. ф
11. Культуру можно подразделять на элитарную и массовую. Массовая- это
такой уровень культуры, где все ценности стандартизованы, становятся
шаблоном. М.к. не требует индивидуальности- она тиражируется и напрямую
связана с рынком и потребительским спросом. На становление повлияли:
1)Всеобщая грамотность, 2)Кинематограф 3)Лёгкая музыка. Элитарная-
возникла в Европе в 18в в эпоху просвещения начинается возвеличивание
разума и культивировании индивидуальных творческих способностей.
Признаки: Дистанционирование от повседневности и Обязательное присутствие
личного, творческого "Я".
12. ф
13. В понятии "культура" обычно подчёркивается фиксируемое им отличие
"человеческой жизнедеятельности от биологических форм". Т.е. культура-
это возделывание, уход, обработка земли, уход за животными. Привычное для
нас понятие "культуры" как воспитание, образование, понимается в
Античность под словом "Культ", "почёт" , "почитание", и прежде всего
религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении
богов: он встречался с ними в поле, в воде, в доме, внутри себя, они
оберегали законы и безопасность граждан. Поэтому человек относился ко
всему как к имеющему своё божественное начало. Полис- античный город, где
греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не
профессионал в определённой области, в человек как личность с
определившимися ценностными ориентациями. Греки отмечали это под словом
"Пайдея"
14. Средневековая культура -культура христианская. Отрицая языческое
отношение к миру, тем не менее сохранила основные достижения античной
культуры: Политеизму она противопоставляет Монотеизм. Познанию через
наблюдение- Книжное знание опирающееся на Библию и толкование ее. Отличие
от античной культуры: Бог создал человека, счастье не в познании себя, а
познании бога. Познать себя не возможно, открываются глубин человеческой
души.
15. ф
16. Шопенгауэр. Ницше. -главнейший фактор это- воля. Концепция
"сверхчеловека" - аморального, жестокого, с низменными инстинктами.
Культура состоит из двух начал: Диониского -природное, естественное,
стихийное, спонтанное. и Аполлоновского -искусственное, маска, нормы
(Религия, наука, просвещение)
17. Культура- система норм, требований. Это то, что нельзя, что запрещено.
Культура по Фрейду враждебна человеку, поскольку она есть запрет и давит
инстинкт который дан человеку природой. Человек состоит из 3-х частей:
"ИД" - "ЭГО" - "СУПЕРЭГО". (ид- состоит из "ЭРОС" -секс, инстинкт. и
"ТОНИТОС" -инстинкт разрушения. Суперэго - культура). ЮНГ идёт дальше в
том, что бессознательное распространяется и на культуру в целом.
Инстинкты есть не только у каждого человека, но и у народа -"АРХЕТИПЫ"
(Напр. для русских моральное превыше материального, стремление к
повиновению власти... Что не маловажно и должно учитываться в политике.)
18. Концепция Игровой культуры (Й. Хейзинга) является наиболее
распространённая из всех культурологических концепций. Основа всего- это
игра. Прежде чем что-либо сделать человек "проигрывает" это в голове.
Искусство- вытекает их игры, как спонтанная, приятная сама по себе и не
зависимая от каой0либо цели деятельность. Игра старше культуры и все
основные игры были сформированы ещё до возникновения человека и
присутствовали в игровых поведениях животных.
19. Теория Культурно-Исторических типов (Данилевский, Шпенглер ) -Делается
вывод, что нет единой, всемирной культуры, есть множество разных народов
и культур, у каждого народа есть своя культура. Он выделяет 10 культурно-
исторических типов. Будущее человечества Шпенглер видит в Росси, так как
европейское общество движется к гибели в результате потери духовности.
20. Культурологические теории в России требуют особого рассмотрения. России
предстояло определиться между Западом и Востоком. Ощущение
нестабильности, нестабильности нарастало и в связи с тем, что Запад сам
постоянно обновлял свои идеалы и цели (католицизм, протестационизм,
рационализм, демократизм, социализм).
Отчётливо тема культуры звучала в трудах Чаадаева. Под культурой
Чаадаев понимает духовное образование, факторы. Если преобладают
материальные аспекты, то это свидетельствует либо об не родившейся
культуры, либо об уже вырождающейся культуре (США). Центральное место
занимает религия. Но как он считает Россия приняла мёртвую ветвь
христианства -православие. Выходом для России он считает принятие
католицизма.
В противовес теории Чаадаева возникает учение Славянофилов. Идея
провозглашённая в 16в. монахом Филофеем -"Москва- третий Рим"
К середине 19в. в Россию активно проникают Марксистские идеи (Герцин,
Белинский, Чернышевский). Культура стала отожествляться с социализмом.
Чтобы культура была подлинной необходимы коренные изменения -революции
(Белинский), или мирным путём- реформами (по Герцину).
17. Представлена в основном трудами Соловьёва и его сына. В 70-е годы
выходит основной труд Соловьёва. В нём проводится анализ не только
Русской культуры, но и других культурных типов. и выводит 4 признака
культуры: 1)Географический, 2)Этнографический, 3)Хар0р народного
воспитания, 4)Религиозный. У Соловьева выделена такая классификация
культуры: ТРУДОВОЙ (Китай, Индия), Военный (Персия, Вавилон),
Предпринимательский (Греция, Европейские гос-ва).
18. Наиболее заметное течение этого периода- Евразийство (Трубецкой). С его
точки зрения Русский тип культуры принадлежит к Азиатскому типу культуры.
Сущность этой концепции: Россия принадлежит к особой культуре,
образовавшейся под влиянием восточных(степные, кочевые народы), южных
(Византия), западной культур, она и не лучше и не хуже чем любая из них,
она есть сама по себе другая культура.
19. Теория Культурно-Исторических типов (Данилевский, Шпенглер ) -Делается
вывод, что нет единой, всемирной культуры, есть множество разных народов
и культур, у каждого народа есть своя культура. Он выделяет 10 культурно-
исторических типов. Будущее человечества Шпенглер видит в Росси, так как
европейское общество движется к гибели в результате потери духовности
20. конфуцианский тип. Родина- древний Китай. В основе этого типа лежит
Конфуцианская религиозно-философское учение. Основные его принципы:
1)Смирение, терпение. Всё нормировано и всё делается по определённым
правилам которые предписаны "Небом". 2)Культ почитания старших.
Безраздельное подчинение человека клановому долгу. Переложение семейных
взаимоотношений на гос. строй.
учение Даосов - смысл этого учения провозглашение целостности,
органического слияния природы, человека, общества. ("Дао" - единство).
Главная задача- это следовать единству не нарушая его путём недеяния,
созерцания. Если конфуцианство занято судьбами семьи, общества и гос-ва,
то даосизм обращён прежде всего к судьбе человека безграничной как
природа.
21. буддийский тип культуры- Наиболее отчётливо отобразил индийскую
культуру "Буддизм" -сохранив основные темы ведийской культуры, но
значительно преобразовав её выдвинув в качестве основного вопрос о
жизненном пути человека и от избавления от страданий. Основателем
Буддизма является принц Шакьямуни получивший в последствии имя Будды. Его
проповеди обосновывают пути достижения нирваны, т.е. как избежать
страданий вечного перерождения и обрести состояние покоя и блаженства.
Короче говоря: вся человеческая жизнь- это страдание. Источник этих
страданий- жажда жизни: жажда наслаждений власти, обладания, а их
прекращение- уничтожение этой жажды через освобождение от желаний.
Человек поставлен в условии выбора, выбора пути, рефлексии,
самоуглубления. Этот путь: Праведная вера, Пр. решение; Пр. слово; Пр.
дело; Пр. жизнь; Пр. стремление; Пр. воспоминание; Пр. самоуглубление.
"ИНДУИЗМ" - противоположен по сущности другим религиям: исламу,
христианству и даже родственному по духу Буддизму. Своё начало он также
берёт от "вед" но отличие в том, что выделяются два "личных" бога:
"Вишна" и "Кришна".
22. ф
23. Средние века можно разделить на 3 периода: Раннее средневековье. 900-
1000гг. Высокое Х-Х1 до XIV вв. Позднее XIV и XVвв. Главной
особенностью являлась особая роль Христианской церкви. Весь этот период
можно охарактеризовать борьбой между Церковью и Гос. раннее средневековье
хар-ся: 1)Время вторжения варваров которые со 2 века нападали на Рим (эти
вторжения закончились падением Рима). 2)Время принятия повсеместно
Христианства (в Риме к тому времени христианство было гос. религией)
3)После падения Римской империи её территории разбились на множество гос.
образований создаваемых самими же варварами. Вожди этих племён стали
называть себя королями, герцогами и т.д., постоянно воюя друг с другом,
подчиняя себе более слабых соседей. Это время характеризуется постоянными
грабежами и набегами, что замедляло развитие общества. Высокое
средневековье стало возрождаться. С Х в. в результате феодального
сотрудничества создавались более крупные гос. структуры и армии.
Наступившая стабильность обеспечила быстрый подъём и рост городов и
экономики. Общество постепенно стало утрачивать черты варварства, в
городах постепенно расцветала духовная жизнь. На базе Римского и
варварского искусства возникло Романское, а затем и готическое искусство,
развивались все виды искусства (живопись, скульптура, музыка, литература,
театр).Позднее средневековье продолжило процессы формирования культуры,
но происходило это не так гладко. Европа неоднократно переживала голод,
эпидемии бубонной чумы. Очень сильно замедлила развитие Столетняя война.
Однако города возрождались, развивалось с/х, ремесло, торговля. Возникли
условия для подъёма духовной жизни, который вёл к так называемому
Ренессансу.
24. Эпоха Возрождения рассматривается как переход от феодального к
буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала.
Появляются зачатки промышленности- мануфактуры. Развивается банковское
дело, международная торговля. Формируется научная картина мира на основе
открытий, прежде всего в области астрономии. РЕНЕССАНС- эпоха великих
открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку
развивалась вокруг морей Средиземного и Балтийского (Корабль Магеллана
совершил первое кругосветное путешествие). Наивысшей точки своего
развития Ренессанс достигает в XVI - так называемое Высокое, Классическое
возрождение. В эту эпоху на первый план выдвигаются идеи гуманизма.
Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие
круги, находит понимание при дворах тиранов, проникает в высшие
религиозные сферы. Гуманизм становится мощным оружием политиков,
утверждается в массах. Гуманизм базируется на антропоцентрической картине
мира где центром всего утверждается личность. ("Божественная комедия") Но
становление и расцвет гуманизма противоречивы (несмотря на
гуманистические настроения в обществе споры как и в былые времена
решаются посредством меча и яда). Гуманисты симпатизируют античным
представлениям о культуре, переводя и интерпретируя греческие и римские
труды). По отношению к культуре средневековья Гуманисты отзывались о ней
свысока, сурово и именуя её "варварской, грубой манерой"
25. ф
26. Эпоха просвещения- (XVIII в.) характеризуется секуляризацией
общественного сознания, нарастание интереса к науке и философии среди
простых людей. Формируется новое отношение к Богу, обществу, гос-ву,
человеку. Эпоху просвещения можно назвать "Золотым веком утопии".
Приписывая все свойства человеческой натуры к воздействию окружающих
обстоятельств философия этой эпохи заключалась в поиске такого общества,
при котором было бы торжество добродетели и вселенского счастья. Даже в
самых прагматических сочинениях того времени прослеживались черты утопии.
Ориентиром для создателей утопии служило "естественное" или "природное"
состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения,
деления на сословия, не обременённого нищетой и т.п. Воплощением
утопических настроений в обществе являются сады и парки. (как подобие
мнимой жизни в совершенном обществе в реальном воплощении на земле).
27. Культура Европы Х1Х в. всё больше отдаляется от идеи антропоцентризма в
результате бурного процесса НТП и НТР. Понятие природы-матери, природы-
первотворца уступает место осознанию её как мастерской, универсальной
кладовой, неисчерпаемым источником материалов и энергии. Стремление
понять человеческую сущность окончательно лишает человека "венца
мироздания" . Человек всё чаще предстаёт как биологическая машина,
"животное состоящее в близком родстве с обезьяной" Процесс
индустриализации и наращивании научного потенциала опережает развитие
культуры, осознания значимости и последствий НТП и НТР.
28. Постмодерн представляет собой слияние всех стилей искусства. В
контексте постмодернизма не отменяются ни талант, ни интуиция, но не
берутся во внимание годы труда. Центральным становится проблема
"Дилетантизма в искусстве"
29. Социально-исторические условия становления Русской культуры: 1)Огромное
географическое пространство, на котором находились и взаимодействовали
различные этнические группы и народности. 2)Утверждения православия, как
особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности
традициям. 3)Длительная временная изолированность от западноевропейских
цивилизационных процессов. 4)Превалирование идеи приоритета
государственности над личностными интересами, подчинение интересов
личности интересам гос-ва.
30. ф
31. Русь официально приняла христианство в 988г. в акте знаменитого
крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси было без
иностранного вмешательства, как это было с большинством соседей,
принявших веру из рук миссионеров и крестоносцев. Принятие Православия
было обусловлено рядом причин: 1)Византийская церковь разрешала
богослужение на национальном языке. 2)В системе византийского гос-ва
церковь занимала подчинённое положение по отношению к императору, что
было не маловажным для сохранения Руси как самостоятельного гос-ва как в
политическом, так и в культурном плане. Принятие христианства
объединило языческие народы с помощью единой веры, образуя свою Русскую
культуру. Русь была включена в европейский христианский мир, стали
возможны экономические отношения с остальным христианским миром. В
христианстве преобладала духовная сторона бытия, ставя прогресс на второе
место (в отличие от протестантства).
32. В период Х11 - Х111 вв. древнерусская культура достигла своего
наивысшего уровня и широко распространилась на огромной территории
Восточной Европы. Выдающееся развитие получило русское ремесло
(производилось более 150 видов изделий из железа, были сделаны научно-
технические открытия), Была введена Русская письменность -Основу русского
языка составила азбука Кирилла и Мефодия на основе специфики славянской
речи. Которая пришла на Русь из богослужебной литературы. Менее чем за
150 лет Русь прошла путь от безписьменности к вершинам словесного
искусства. Русский язык при наличии особенностей народных говоров прочно
внедрился на всей территории Руси. Стало бурно развиваться Просвещение.
Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными и
древними языками, при монастырях создавались школы, библиотеки, архивы,
переводилось большое количество литературы. Киевскую Русь называли
"Книжной страной" От Х1-Х11 дошло более 80 духовных и светских книг.
(Сюжет- мировая история. Тема- смысл человеческой жизни). Развитие
зодчества и Каменного строительства начавшееся с византийской
архитектуры, но с быстрым "обрусеванием".
33. Развивается грамотность, открывается первое в России высшее учебное
заведение, появляются учебники, книги по математике, был поставлен балет,
бродячие цирки. С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство Русь стала
называться Россией. Иван не принял европейский тип светского гос-ва. Его
идеал- неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой
цели служила опричнина. Разрушается средневековое мировоззрение,
изменяется картина мира. Прослеживается течение "Москоцентризма" Москва
стала непререкаемым авторитетам в области искусства, всё "самое" мыло
именно в Москве. С 1613 г. в России правят Романовы.
34. Культура Императорской России период с XVII в. до 1917г. В 18в.
оформились главные культурные тенденции: 1)Освобождение от влияния церкви
и формирование светской культуры. 2)Преодоление национальной замкнутости
и выход в пространство Запада. 3)Формирование, утверждение личностного
начала. Нарождается буржуазное общество, развитие промышленности.
Культура испытывает сильное влияние Западного "рационализма" и
ориентируется на науку, просвещение, разум. Особое влияние оказало
правление Петра 1. Екатерины (уделяется внимание идее свободы,
гуманитарным наукам). Отход от абсолютизации монарха, появляется идея
освобождения народа- отмена крепостного права.
35.




Новинки рефератов ::

Реферат: Перевозка грузов Ж.Д. транспортом (Транспорт)


Реферат: Контрольная работа по делопроизводству (Менеджмент)


Реферат: ДЫХАНИЕ - реферат за 9-й класс (Биология)


Реферат: Специальные функции архиватора RAR (Компьютеры)


Реферат: Культура и быт населения Украины (Социология)


Реферат: Моделирование математического процесса теплообмена в теплообменнике типа "труба в трубе" (Технология)


Реферат: Парсонс и его теория действия (Социология)


Реферат: Применение химических веществ группы углеводов в росписи тканей (Химия)


Реферат: История бухучета (Аудит)


Реферат: Правовое регулирование рабочего времени (Трудовое право)


Реферат: Кредитная система РФ (Деньги и кредит)


Реферат: Анализ прибыли, рентабельности, работ и услуг (Финансы)


Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников (Педагогика)


Реферат: Нормативная база по аудиту в проведении проверки учредительных документов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Антигитлеровская коалиция и проблема послевоенного устройства мира. ООН: цели и механизм действия (История)


Реферат: Женщина и карьера (Предпринимательство)


Реферат: Методическое пособие (Педагогика)


Реферат: Типология политических режимов (Философия)


Реферат: Конфликты и методы их разрешения (Социология)


Реферат: Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист