GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Биография Гумилева (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биография Гумилева (Литература : русская)



Биография Николая Гумилёва.
Николай Степанович Гумилёв родился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте,
где его отец, Степан Яковлевич, окончивший гимназию в Рязани и Московский
университет по медицинскому факультету, служил корабельным врачом. По
некоторым сведениям, семья отца происходила из духовного звания, чему
косвенным подтверждением может служить фамилия (от латинского слова
humilis, “смиренный”), но дед поэта, Яков Степанович, был помещиком,
владельцем небольшого имения Березки в Рязанской губернии, где семья
Гумилёвых иногда проводила лето
Мать Гумилёва, Анна Ивановна, урожденная Львова, сестра адмирала Л. И.
Львова, была второй женой С. Я. и на двадцать с лишним лет моложе своего
мужа. У поэта был старший брат Дмитрий и единокровная сестра Александра, в
замужестве Сверчкова. Мать пережила обоих сыновей, но точный год ее смерти
не установлен.
Гумилёв был еще ребенком, когда отец его вышел в отставку и семья
переселилась в Царское Село. Свое образование Гумилёв начал дома, а потом
учился в гимназии Гуревича, но в 1900 году семья переехала в Тифлис, и он
поступил в 4-й класс 2-й гимназии, а потом перевелся в 1-ю. Но пребывание в
Тифлисе было недолгим. В 1903 году семья вернулась в Царское Село, и поэт
поступил в 7-й класс Николаевской Царскосельской гимназии, директором
которой в то время был и до 1906 года оставался известный поэт Иннокентий
Федорович Анненский. Последнему обычно приписывается большое влияние на
поэтическое развитие Гумилёва, который, во всяком случае, очень высоко
ставил Анненского как поэта. По-видимому, писать стихи (и рассказы) Гумилёв
начал очень рано, когда ему было всего восемь лет. Первое появление его в
печати относится к тому времени, когда семья жила в Тифлисе: 8 сентября
1902 года в газете “Тифлисский Листок” было напечатано его стихотворение “Я
в лес бежал из городов...” (стихотворение это не было нами, к сожалению,
разыскано).
По всем данным, учился Гумилёв плоховато, особенно по математике, и
гимназию кончил поздно, только в 1906 воду. Зато еще за год до окончания
гимназии он выпустил свой первый сборник стихов под названием “Путь
конквистадоров”, с эпиграфом из едва ли многим тогда известного, а
впоследствии столь знаменитого французского писателя Андрэ Жида, которого
он, очевидно, читал в подлиннике.
Из биографических данных о Гумилёве неясно, что он делал сразу по
окончании гимназии. А. А. Ахматова, упомянув, что ее муж, окончив гимназию,
по желанию отца поступил в Морской Корпус и был одно лето в плавании,
прибавляет: “А поэт по настоянию отца должен был поступить в университет”,
и дальше говорит, что он решил уехать в Париж и учиться в Сорбонне.
Согласно словарю Козьмина, Гумилёв поступил в Петербургский университет уже
гораздо позднее, в 1912 году, занимался старо-французской литературой на
романо-германском отделении, но курса не кончил. В Париж же он
действительно уехал и провел заграницей 1907-1908 годы, слушая в Сорбонне
лекции по французской литературе.
В Париже Гумилёв вздумал издавать небольшой литературный журнал под
названием “Сириус”, в котором печатал собственные стихи и рассказы под
псевдонимами “Анатолий Грант” и “К-о”, а также и первые стихи Анны
Андреевны Горенко, ставшей вскоре его женой и прославившейся под именем
Анны Ахматовой - они были знакомы еще по Царскому Селу. Были ли в журнале
какие-нибудь другие сотрудники кроме Ахматовой и скрывавшегося под разными
псевдонимами Гумилёва, остается неясным.
Вернувшись в мае 1907 года в Россию, 20 июня он уже вновь был в Париже,
пытаясь осмыслить случившееся с ним за два киевско-московско-петербургских
месяца: и встречу с Брюсовым, и освобождение от воинской службы, и
очередной отказ Анны Горенко выйти за него замуж. Это были отказы, очень
глубоко ранившие душу “конквистадора”! Известно, что после двух из них
Гумилёв пытался покончить с собой.
В Париже же в 1908 году Гумилёв выпустил свою вторую книгу стихов -
“Романтические цветы”. Из Парижа он еще в 1907 году совершил свое первое
путешествие в Африку. По-видимому, путешествие это было предпринято
наперекор воле отца, по крайней мере, вот как пишет об этом А. А. Гумилёва:


“Об этой своей мечте [поехать в Африку]... поэт написал отцу, но отец
категорически заявил, что ни денег, ни его благословения на такое (по тем
временам) “экстравагантное путешествие” он не получит до окончания
университета. Тем не менее, Коля, не взирая ни на что, в 1907 году пустился
в путь, сэкономив необходимые средства из ежемесячной родительской получки.
Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо всем виденном: - как он
ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами, как разделял с ними их
скудную трапезу, как был арестован в Трувилле за попытку пробраться на
пароход и проехать “зайцем”. От родителей это путешествие скрывалось, и они
узнали о нем лишь постфактум. Поэт заранее написал письма родителям, и его
друзья аккуратно каждые десять дней отправляли их из Парижа”.

В 1908 году Гумилёв вернулся в Россию. Теперь у него уже было некоторое
литературное имя.
В период между 1908 и 1910 гг. Гумилёв завязывает литературные знакомства
и входит в литературную жизнь столицы. Живя в Царском Селе, он много
общается с И. Ф. Анненским. В 1909 году знакомится с С.К. Маковским и
знакомит последнего с Анненским, который на короткое время становится одним
из столпов основываемого Маковским журнала “Аполлон”. Журнал начал выходить
в октябре 1909 года, а 30 ноября того же года Анненский внезапно умер от
разрыва сердца на Царскосельском вокзале в Петербурге. Сам Гумилёв с самого
же начала стал одним из главных помощников Маковского по журналу,
деятельнейшим его сотрудником и присяжным поэтическим критиком. Из года в
год он печатал в “Аполлоне” свои “Письма о русской поэзии”. Лишь иногда его
в этой роли сменяли другие, например Вячеслав Иванов и М. А. Кузмин, а в
годы войны, когда он был на фронте - Георгий Иванов.
Весной 1910 года умер отец Гумилёва, давно уже тяжело болевший. А
несколько позже в том же году, 25-го апреля, Гумилёв женился на Анне
Андреевне Горенко. После свадьбы молодые уехали в Париж. Осенью того же
года Гумилёв предпринял новое путешествие в Африку, побывав на этот раз в
самых малодоступных местах Абиссинии. В 1910 же году вышла третья книга
стихов Гумилёва, доставившая ему широкую известность - “Жемчуга”. Книгу эту
Гумилёв посвятил Брюсову, назвав его своим учителем.
В 1911 году у Гумилёвых родился сын Лев. К этому же году относится
рождение Цеха Поэтов и нового литературного течения – акмеизм, признанным
вождём которого стал сам Н. С. Гумилёв.
Провозглашенный им акмеизм в его собственном творчестве всего полнее и
отчетливее выразился в вышедшей именно в это время (1912 г.) сборнике
“Чужое небо”, куда Гумилёв включил и четыре стихотворения Теофиля Готье,
одного из четырех поэтов - весьма друг на друга непохожих - которых
акмеисты провозгласили своими образцами. Одно из четырех стихотворений
Готье, вошедших в “Чужое небо” (“Искусство”), может рассматриваться как
своего рода кредо акмеизма. Через два года после этого Гумилёв выпустил
целый том переводов из Готье - “Эмали и камеи” (1914 г.).
В эти годы, предшествовавшие мировой войне, Гумилёв жил интенсивной
жизнью: “Аполлон”, Цех Поэтов, “Гиперборей” (небольшой журнальчик возникший
при Цехе Поэтов и выходивший в 1912 - 1913 гг.), литературные встречи на
башне у Вячеслава Иванова, ночные сборища в “Бродячей Собаке” (литературно-
артистическое кабаре). Но и не только это, а и поездка, в Италию в 1912
году, плодом которой явился ряд стихотворений, первоначально напечатанных в
“Русской Мысли” (постоянными сотрудниками которой в эти годы стали и
Гумилёв и Ахматова) и в других журналах, а потом вошедших большей частью в
книгу “Колчан”; и новое путешествие в 1913 году в Африку, на этот раз
обставленное как научная экспедиция, с поручением от Академии Наук (в этом
путешествии Гумилёва сопровождал его семнадцатилетний племянник, Николай
Леонидович Сверчков). Об этом путешествии в Африку (а может быть отчасти и
о прежних) Гумилёв писал в напечатанных впервые в “Аполлоне” “Пятистопных
ямбах”:

Но проходили месяцы, обратно
Я плыл и увозил клыки слонов,
Картины абиссинских мастеров,
Меха пантер - мне нравились их пятна -
И то, что прежде было непонятно,
Презренье к миру и усталость снов.

Люди, хорошо знавшие Н. Гумилёва, отмечали, что это был человек, который
словно специально искал опасности, словно постоянно испытывал судьбу. Так,
ещё незадолго до войны, у него была дуэль с М. Волошиным, с которым они
были приятелями. Ссора произошла из-за недоброжелательного отзыва Гумилёва
о стихах молодой поэтессы, которой помогал Волошин, редактируя её стихи.
Волошин оскорбил Гумилёва, и тот настаивал на дуэли, добиваясь того, чтобы
стрелять только до смерти одного из участников и обязательно с расстояния в
пять шагов. С большим трудом удалось уговорить та пятнадцать... Первым
стрелял Гумилёв, но в противника не попал. Ответный выстрел не последовал,
пистолет Волошина дал осечку. Гумилёв согласился на второй раз, но пистолет
опять дал осечку. Секунданты не дали согласия на третий выстрел, и Гумилёв
“безмолвный, гордый ушёл к автомобилю”. Только в 1921 г. они пожали друг
другу руки...
Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Спустя 24 дня после
объявления войны, 24 августа, несмотря на полученное еще в 1907 году из-за
косоглазия освобождение, он записывается добровольцем в лейб-гвардии
уланский полк.
Как и ко всему, что делал, к своему участию в войне Гумилёв отнесся
крайне серьезно. Добившись зачисления “охотником” в армию и выбрав
кавалерию, он тут же стал тренироваться, совершенствоваться в стрельбе,
езде и фехтовании. Фронт был не за горами – уже в октябрьские дни начались
бои.
Служил Гумилёв прилежно, отличался храбростью – о том говорит и быстрое
его продвижение до прапорщика, и два Георгиевских креста – IV и III
степеней, которые давались за исключительное мужество. Был в уланском
полку, затем в гусарском. По воспоминаниям современников, в дружбе был
верен, в бою – отважен, даже безрассудно храбр. Вот, например, что
рассказывал А. В. Посажной, бывший тогда штаб-ротмистром, о случае, когда
его, прапорщика Гумилёва и штаб-ротмистра Шахназарова обстреляли с другого
берега Двины немецкие пулеметчики. Оба штаб-ротмистра спрыгнули в окоп, а
“Гумилёв же нарочно остался на открытом месте и стал зажигать папиросу,
бравируя своим спокойствием. Закурив папиросу, он затем тоже спрыгнул с
опасного места в окоп, где командующий эскадроном Шахназаров сильно разнес
его за ненужную в подобной обстановке храбрость – стоять без цели на
открытом месте под неприятельскими пулями”.
В Собрании сочинений Гумилёва, кроме этого воспоминания, собрано и немало
других, говорящих о том, что и в полку он старался не выходить из сферы
творчества: писал и читал стихи, рисовал, даже вел споры о поэтике, когда
попадался собеседник.
Уйдя на фронт в 1914 году, Гумилёв, естественно, выбыл из литературной
жизни столицы, не мог на нее влиять. “Цех Поэтов” распался, что еще раз
подтвердило: Гумилёв был в нем стержнем, основным звеном. И, конечно же,
перестали появляться в “Аполлоне” знаменитые Гумилёвские “Письма о русской
поэзии”. Зато вместо них Гумилёв стал публиковать в “Биржевых ведомостях”
свои “Записки кавалериста”, которые появлялись в течение года и привлекали
внимание публики. Всего состоялось 12 публикаций, сопровожденных пометкой:
“От нашего специального военного корреспондента”.
До 1916 года Гумилёв ни разу не был даже в отпуску. Но в 1916 году он
провел в Петербурге несколько месяцев, будучи откомандирован для держания
офицерского экзамена при Николаевском кавалерийском училище. Экзамена этого
Гумилёв почему-то не выдержал и производства в следующий после прапорщика
чин так и не получил.
Октябрьская революция застала Гумилёва за границей, куда он был
командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне и Париже, занимался
восточной литературой, переводил, работал над драмой “Отравленная туника”.
В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград. В том же году
состоялся его развод с А. А. Ахматовой, а в следующем году он женился на
Анне Николаевне Энгельгардт, дочери профессора-ориенталиста, которую С. К.
Маковский охарактеризовал, как “хорошенькую, но умственно незначительную
девушку”.
Вернувшись в Советскую Россию, Н. С. Гумилёв окунулся в тогдашнюю
горячечную литературную атмосферу революционного Петрограда. Как многие
другие писатели, он стал вести занятия и читать лекции в Институте Истории
Искусств и в разных возникших тогда студиях - в “Живом Слове”, в студии
Балтфлота, в Пролеткульте. Он принял также близкое участие в редакционной
коллегии издательства “Всемирная Литература”, основанным М. Горьким, и
вместе с А. А. Блоком и М. Л. Лозинским стал одним из редакторов
поэтической серии. В 1918 году, вскоре после возвращения в Россию, он
задумал переиздать некоторые из своих дореволюционных сборников стихов:
появились новые, пересмотренные издания “Романтических цветов” и
“Жемчугов”; были объявлены, но не вышли “Чужое небо” и “Колчан”. В том же
году вышел шестой сборник стихов Гумилёва “Костер”, содержавший стихи 1916-
1917 гг., а также африканская поэма “Мик” и “Фарфоровый павильон”. Годы
1919 и 1920 были годами, когда издательская деятельность почти полностью
приостановилась, а в 1921 году вышли два последних прижизненных сборника
стихов Гумилёва - “Шатер” (стихи об Африке) и “Огненный столп”.
Кроме того, Гумилёв активно участвовал и в литературной политике. Вместе
с Н. Оцупом, Г. Ивановым и Г. Адамовичем он возродил “Цех Поэтов” (это был
уже 3-й “Цех”, 2-ой возник в 1917 г., но вскоре распался). “Цех Поэтов”
должен был быть “беспартийным”, не чисто акмеистским, но ряд поэтов
отказался в него войти, а Ходасевич кончил тем, что ушел. Уход Ходасевича
был отчасти связан с тем, что в петербургском отделении Всероссийского
Союза Поэтов произошел переворот и на место Блока председателем был выбран
Гумилёв. В связи с этим много и весьма противоречиво писалось о враждебных
отношениях между Гумилёвым и Блоком в эти последние два года жизни обоих,
но эта страница литературной истории до сих пор остается до конца не
раскрытой
Гумилёв с самого начала не скрывал своего отрицательного отношения к
большевицкому режиму. По словам А. Я. Левинсона, встречавшегося с ним во
“Всемирной Литературе” Гумилёв “о политике почти не говорил: раз навсегда
с негодованием и брезгливостью отвергнутый режим как бы не существовал для
него”.
Жизнь Н. С. Гумилёва трагически оборвалась в августе 1921 года. 3-го
августа 1921 года, за четыре дня до смерти А. А. Блока, Гумилёва арестовали
за “должностное преступление”, хотя ни на какой должности он и не состоял.
Примерно 24-ого августа его расстреляли. Список расстрелянных содержал 61
имя. Гумилёв фигурировал в списке под №30, и о нём в официальном сообщении
было сказано:

“Гумилёв Николай Степанович, 33 лет, бывший дворянин, филолог, поэт, член
коллегии “Изд-во Всемирная Литература”, беспартийный, офицер. Участник
Петроградской Боевой Организации, активно содействовал составлению
прокламации контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией в
момент восстания группу интеллигентов, которая активно примет участие в
восстании, получал от организации деньги на технические надобности”.

Долгие годы это было официальной версией. Но вот в журнале “Новый мир” №
12 за 1987 год появилась сообщение юриста Г. Л. Терехова, который в
бытность его старшим помощником Генерального прокурора СССР и членом
коллегии Прокуратуры СССР изучал по долгу службы все секретные материалы,
находившиеся в архиве. По делу установлено, пишет Г. А. Терехов,
преступление Гумилёва заключалось в том, что он “не донес органам Советской
власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию,
от чего он категорически отказался”. Никаких других обвинительных
материалов, которые изобличали бы Гумилёва в участии в антисоветском
заговоре, в том уголовном деле, по материалам которого осужден Гумилёв,
нет. Там содержится лишь доказательство, подтверждающее недонесение им о
существовании контрреволюционной организации, в которую он не вступил.
Мотивы поведения Гумилёва зафиксированы в протоколе его допроса: пытался ею
вовлечь в антисоветскую организацию его друг, с которым он учился и был на
фронте. Предрассудки дворянской офицерской чести, как он заявил, не
позволили ему пойти “с доносом”.
В воспоминаниях о Гумилёве не раз цитировалась фраза из письма его к жене
из тюрьмы: “Не беспокойся обо мне. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы”.
Упоминалось также, что в тюрьме перед смертью Гумилёв читал Гомера и
Евангелие. Написанные Гумилёвым в тюрьме стихи не дошли до нас. Они были,
вероятно, конфискованы. Н. Гумилёв – первый в истории русской литературы
большой поэт, место погребения которого даже неизвестно. Как сказала в
своем стихотворении о нем Ирина Одоевцева:

И нет на его могиле
Ни холма, ни креста - ничего.

Николай Гумилёв стал первым, с которого начался счёт поэтов, убитых
Советской властью,– за ним следуют тени Осипа Мандельштама, Павла
Васильева, Т. Табидзе, Д. Андреева, Б. Корнилова...
В сталинские времена физическая смерть расстрелянного поэта – не говоря
уж о том, что о ней даже не сообщили бы – означала бы и его литературную
смерть. В те времена это было не так, или не совсем так. В 1921-22 годах
памяти Гумилёва посвящались вечера, кружок “Звучащая Раковина” приготовил
посвященный ему сборник стихов. В 1922 году выходили еще в России сборники
стихов Гумилёва и его переводы, в том числе посмертный сборник
стихотворений с предисловием Г. Иванова, дополненный в 1923 году. В 1923
году вышел, также с предисловием Г. Иванова, сборник статей Гумилёва
“Письма о русской поэзии”. В 1922 году драма Гумилёва “Гондла” была
поставлена на Петроградской сцене. Она имела успех, и на первом
представлении из публики стали кричать: “Автора! Автора!” После этого пьеса
была снята с репертуара. С течением времени вокруг имени Гумилёва
образовалась завеса молчания. Но читатели и почитатели у него оставались.
Стихи его распространялись в рукописи, заучивались наизусть; по его
строкам, говоря словами поэта Николая Моршена, выросшего под советским
режимом и оказавшегося в эмиграции во время войны, узнавали друг друга
единоверцы.
Судьба Николая Гумилёва заставляет вспомнить слова другого страдальца
времени, замечательного писателя Александра Солженицына: “Несчастная
гуманитарная интеллигенция! Не тебя ли, главную гидру, уничтожали с самого
1918 года - рубили, косили, травили, морили, выжигали? Уж, кажется,
начисто! уж какими глазищами шарили, уж какими метлами поспевали! – а ты
опять жива? А ты опять тронулась в свой незащищенный, бескорыстный,
отчаянный рост!..”


Сдавался – средняя школа «Науямесчё» (8-ая), г. Вильнюс.




Реферат на тему: Биография И.С. Тургенева



Доклад


Иван Сергеевич Тургенев



Выполнил
ученик 10А класса
средней школы №1
Дорохин Александр



Тургенев Иван Сергеевич.
(28.X.1818- 22.VIII.1883)

Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик.
Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец,
отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода,
мать – из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство
Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска
Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери
Федор Лобанов. В 1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил
свое образование в частных пансионах, затем под руководством московских
педагогов Погорельского, Дубенского и Клюшникова, позднее известного поэта.
К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел
познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В
1833 г. он поступил в московский университет, а в 1834 г. перевелся в
Петербургский, где окончил в 1837 г. словесное отделение философского
факультета.
В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими
опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма
«Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. Среди
университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких
друзей Пушкина, «наставник старого века… не ученый, но по-своему – мудрый».
Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному
студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных
стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.
Однако интересы Тургенева еще не были сосредоточены на литературном
творчестве. Он считал недостаточным полученное им университетское
образование. Весной 1838 г. Тургенев уехал за границу, его привлекал
Берлинский университет. Овладев самыми свежими выводами современной
философской науки, Тургенев в 1841 г. возвращается в Россию.
Первые 2 года на родине посвящены поискам будущего поприща. Сначала
Тургенев мечтает о преподавании философии и сдает магистерские экзамены,
давшие право на защиту диссертации и получение кафедры. Но путь к
преподавательской деятельности оказывается закрытым в самом начале; надежды
на восстановление кафедры философии в Московском университете, где Тургенев
намеревался служить, нет. В конце 1842 г. Тургенев хлопочет о поступлении
на службу в министерство внутренних дел, занимавшееся тогда изучением
вопроса о возможности освобождения крестьян. Готовясь к будущей должности,
он составляет записку «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском
крестьянине», в котором пишет о необходимости серьезных перемен в
хозяйственном и правовом положении крестьянского сословия. В 1843 г.
Тургенев был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в своих
надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в
отставку.
В том же году публикуется поэма Тургенева «Параша», а чуть позже –
сочувственный отзыв о ней Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева:
отныне литература становится для него главным делом жизни.
Влияние Белинского во многом определило становление общественной и
творческой позиции Тургенева, Белинский помог ему встать на путь реализма.
Но путь этот поначалу оказывается трудным. Молодой Тургенев пробует себя в
самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими
статьями, вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор»
(1844), «Андрей» (1845),
«Помещик» (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся
прозаические повести и рассказы – «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета»
(1847). Кроме того, Тургенев пишет еще и пьесы – драматический очерк
«Неосторожность» (1843) и комедию безденежье» (1846). Начинающий писатель
ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик,
близкий к творческой зрелости.
В 1843 г. Тургенев познакомился с гастролировавшей в Петербурге
знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. В 1845 г. он на
время последовал за нею во Францию, а вначале 1847 г. уехал заграницу уже
надолго. Отъезд вырвал Тургенев из привычной литературной и светской среды,
новые условия жизни побудили его углубиться в себя и многое в себе
переоценить. Он достигает настоящего профессионализма в своей писательской
работе, его взгляды на искусство становятся более простыми и строгими.
В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении
пробуждались давние впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные
во время поездок на охоту в Спасское (летом и осенью 1846 г. Тургенев
исходил с ружьем Орловскую, Курскую и Тульскую губернии). В памяти возникли
картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи,
бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли
Тургеневу широкую известность.
Еще перед отъездом писатель передал в журнал «Современник» очерк
«Хорь и Калиныч». Неожиданный успех очерка, опубликованного в начале 1847
г., навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. На
протяжении пяти лет они появляются друг за другом на страницах
«Современника», а в 1852 г. автор выпускает их отдельным изданием.
Тургенев пишет ряд повестей о людях, «выломившихся» из социальной
среды, к которой принадлежат по происхождению и воспитанию. Этой теме
посвящены «Дневник лишнего человека» (1850), «Два приятеля» (1853),
«Затишье» (1854), «Переписка» (1854), «Яков Пасынков» (1856). Герои этих
повестей терпят неудачу в попытках заняться полезной деятельностью или
найти личное счастье. Причиной драмы «Лишнего человека» Тургенев считал
столкновение его духовных интересов и стремлений с отсталым российским
общественным укладом. Тургенев долго не находит никаких оснований для
надежды.
Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин» (1855),
написанным в разгар проигранной Крымской войны. Тургенев пытается
осмыслить, завершившуюся эпоху, выделив самое важное в ней. Проблему
«Лишнего человека» он видит по-новому. Рудин, герой романа наделен ореолом
пророческой исключительности. Характер Рудина предстает своеобразной
загадкой русской общественной жизни.
В 1857 г. правительство объявило о своем намерении освободить
крестьян от крепостной зависимости. Тургенев летом 1858 г. возвратился в
Россию из Европы и сразу окунулся в атмосферу общественного оживления. Он
стал сотрудником Герцена, журнала «Колокол» и «Современник». В 1858 г. он
пишет повесть «Ася». Круг философских проблем отразился в его повестях
«Фауст» (1856), «Поездка в Полесье» (1853 – 1857). Одной из главных примет
времени для Тургенева является процесс внутреннего освобождения личности.
Тургенев все чаще обращается к мыслям о неповторимости человеческой
индивидуальности и поискам нравственной опоры. В лирико-философских
повестях 50-ых годов созревает мысль о спасительности «цепей долга», о
самоотречении. Мысль эта получает широкое социально-историческое
обоснование в романе «Дворянское гнездо» (1858).
В 1860 г. Тургенев пишет роман «Накануне» которой вызвал бурную
разноречивую реакцию. Тургенев явно хотел объединения общественных сил
Росси.
Летом 1860 Тургенев составил проект программы «Общество для распространения
грамотности первоначального образования, которое не получило отклика у
общественности». В феврале 1862 г. Тургенев печатает роман «Отцы и Дети»,
где пытается показать русскому обществу трагический характер нараставших
конфликтов. Бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом
социального кризиса угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне
развертывается спор о путях спасении России, который ведут герои,
представляющие две основные партии русской интеллигенции. Программа
либералов, защитником которой выступает Кирсанов, основана на высоких и
благородных идеалах. Все осенено идеей прогресса, ведь речь идет о
превращении России в подлинно цивилизованную страну. Идеалы этих людей
безнадежно далеки от реальности, им не спасти страну от катастрофы.
Либералам противопоставлен «Нигилист Базаров», в котором читатель без
труда узнавал выразителя идей и настроения революционной молодежи. Базаров
выражает эти идеи в самой крайней форме, провозглашает идею «Полного и
беспощадного отрицания». По его мнению, мир должен быть разрушен до
основания. Он категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, семейные связи,
долг, право, обязанность. Философия Базарова это жесткая логика жизни –
борьбы. Базаров – это человек действительно новой формации, дерзкий,
сильный, органически не способный к иллюзиям и компромиссам, достигший
полной внутренний свободы, готовый идти к своей цели ни с чем не считаясь.
Тургенев признает, что роль «Передового класса» переходит от дворянской
интеллигенции к разночинцам. Тургенев в романе показывает нарушение
нормальной преемственности поколений: дети отказываются от наследия отцов,
теряя связь с прошлым, с корнями своего бытия, отцы утрачивают естественную
для их роли любовь к идущим на смену, старость и молодость перестают
уравновешивать друг друга в общем течении жизни. Тема разобщенности
поколений приобретает в «Отцах и детях» небывалую глубину, рождает мысль о
возможно разрыве «связи времен», о разрушительном проникновении
общественных противоречий в основании самой жизни. Идеал национального
единства оставался главным для Тургенева во время работы над романом.
Критика не приняла роман. Обиженный и разочарованный Тургенев уехал за
границу и долго не писал. В 60-ых годах опубликовал небольшую повесть
призраки (1864) и этюд «Довольно» (1865), где звучали грустные мысли об
эфемерности всех человеческих ценностях. Почти 20 лет прожил он в Париже и
Баден-Бадене интересуясь всем, что происходило в России.
В 1867 г. завершает работу над романом «Дым». Роман наполняется
сатирическими и публицистическими мотивами. Главным объединяющим началом
становится символический образ «Дыма». Перед читателем жизнь потерявшая
внутреннюю связь и цель.
Весной 1882 г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни, которая
оказалась для Тургенева смертельной. Но в моменты временного облегчения
страданий писатель продолжил работать и за несколько месяцев до смерти
издал первую часть «Стихотворений в прозе». Этот цикл лирических миниатюр
явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством.
Последняя книга Тургенева собрала в себе главные темы и мотивы его
творчества. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее
«Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое
предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о
судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние
при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не
был дан великому народу!»




Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет (Контрольная) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Монокристаллический кремень (Химия)


Реферат: Дарвиновская метафора и философия науки (Философия)


Реферат: Организационный проект лондонского клуба "Челси" (Теория организации)


Реферат: Нефть - кровь промышленности (Химия)


Реферат: Механизмы преобразования движения (Технология)


Реферат: Сердечно сосудистая система (Биология)


Реферат: Авиценна - великий медик (Исторические личности)


Реферат: История и архитектурный ансамбль Новгородского Свято-Юрьева монастыря (Искусство и культура)


Реферат: Оптические и магнитооптические системы (Технология)


Реферат: Финансовая политика (Финансы)


Реферат: Литье в песчано-глинистые формы, оборудование и оснастка (Металлургия)


Реферат: Г.В. Свиридов (Музыка)


Реферат: Социальная работа в КНР и Гонконге (Социология)


Реферат: Целлюлит (Косметология)


Реферат: Об истории Великой Отечественной войны - новый взгляд (История)


Реферат: Учет и анализ оплаты труда (на примере ООО "Меравит") (Бухгалтерский учет)


Реферат: Обучение младших школьников с применением компьютерной поддержки (Педагогика)


Реферат: Петр Великий (История)


Реферат: Логика контрольная (Логика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист