|
Реферат: Социальная гигиена (Физкультура)
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра социальной медицины, экономики и управления здравоохранением
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме _____________________________________________________
Вариант № 4
Студента 5 курса 513 группы Преподаватель
К защите сдана _____ месяца _____ года
Население в Павловском районе Н-ской области в данном году 125.000 человек, в том числе женщин в возрасте от 15 до 49 лет – 39.000. В райцентре г.Светлогорске проживает 35.000 человек, остальное население района – сельское. Район преимущественно сельскохозяйственный. Основные сельскохозяйственные и промышленные предприятия района – консервный завод по переработке фруктов и овощей в Заозерной, центральные мастерские по ремонту сельскохозяйственной техники в Романово, молокозавод в Теплине; в райцентре в промышленной зоне расположен гипсобетонный завод со среднегодовым числом работающих 850 (круглогодовых – 800). Завод пущен в эксплуатацию 2 года назад. В данном году в районе родилось 2.000 детей, в прошлом – 2.300 (все у матерей в возрасте от 15 – 49 лет). Умерло в настоящем году 1.400 человек, в том числе детей до 1 года – 50.
Демографические показатели Павловского района за последние 5 лет и Н-ской области за предыдущий год.
| |Предыдущие годы |Настоящ.|Н-ская | |Показатели | | |обл. | | | |год |1993 | | | |1994 | | | |1990 |1991 |1992 |1993 | | | |Рождаемость (на 1.000|25,0 |24,5 |24,8 |25,5 |16 |32,2 | |населения) | | | | | | | |Смертность (на 1.000 |12,7 |12,4 |11,6 |11,6 |11,2 |9,2 | |населения) | | | | | | | |Детская смертность |29,0 |30,0 |30,1 |30,4 |25 |24,0 | |(на 1.000 | | | | | | | |живорожденных) | | | | | | | |Естественный прирост |12,3 |12,1 |13,1 |13,7 |4,8 |13,0 | |(на 1.000 населения) | | | | | | | |Плодовитость (на |86,2 |85,0 |85,3 |86,2 |51,3 |95,0 | |1.000 женщин в | | | | | | | |возрасте от 15 до 49 | | | | | | | |лет) | | | | | | |
Таблица 1
1. Показатель рождаемости = число живорожденных за год среднегодовая численность населения * 1.000
Показатель рождаемости = 2.000 * 1.000 = 16 125.000
2. Показатель смертности = число умерших за год среднегодовая численность населения * 1.000
Показатель смертности = 1.400 * 1.000 = 11,2 125.000
3. а) Показатель детской смертности = число умерших в возрасте 0-1 г. жизни
число родившихся * 1.000
Показатель детской смертности = 50 * 1.000 = 25 2.000
б) Показатель детской смертности по способу И.Ратса = число умерших в возрасте 0-1 г. жизни 1/3 род-ся в пред. году + 2/3 род-ся в отчетном году * 1.000
Число родившихся в предыдущем году
16 – 100% 25,5 – х % х = 25,5 * 100 = 159 16
2.000 – 100% х – 159 % х = 2.000 * 159 = 3.180 100
1/3 от 3.180 составляет 1.060 2/3 от 2.000 составляет 1.334
Показатель детской Смертности по способу И.Ратса = 50 = 21 1.060 + 1.334 * 1.000
в) Показатель детской смертности по способу М.Х.Вахитова и В.Ю.Альбитского = число умерших в возрасте 0-1 г. жизни 1/5 родившихся в предыдущем году + + 4/5 родившихся в отчетном году * 1.000
Показатель детской смертности = 50 = 22,4 636 + 1.600 * 1.000 г) Показатель детской смертности при уменьшении детской смертности на 20% (редуцированный показатель) 50 случаев – 100 % х случаев – 80 %
х = 50 * 80 = 40 % 100
Показатель детской смертности = 21 = 21.000 = 8,8 1.060 + 1.334 * 1.000
4. Коэффициент естественного прироста = число родившихся – число умерших среднегодовое число населения * 1.000
Коэффициент естественного прироста = 2.000 – 1.4000 125. * 1.000 = 0,0048 * 1.0000 = = 4,8 5. Коэффициент плодовитости = число живорожденных за год число женщин от 15 до 49 лет * 1.000
Коэффициент плодовитости = 2.000 39. 000 * 1.000 = 51,3
ВЫВОД: Рождаемость в Павловском районе в 1991, 1992, 1994 годах имела тенденцию к снижению. В 1994 году рождаемость составила 16,0 на 1.000 населения, т.е. показатели можно охарактеризовать как низкие. Рождаемость в Павловском районе за 1993 г. ниже, чем по Н-ской области в целом за тот же год (соответственно 25,5 и 32,2 на 1.000 населения). Низкую рождаемость и тенденцию к снижению можно объяснить тем, что Павловский район преимущественно сельскохозяйственный, промышленное предприятие – гипсобетонный завод. Низкий уровень зарплаты также отрицательно влияет на благосостояние семей. По-видимому не решен и жилищный вопрос.
2. Смертность в Павловском районе с 1990 по 1994 год имела тенденцию к снижению и показателями оценивается как ниже «средней» ( на 1994 год смертность составляла 11,2 на 1.000 населения). Смертность в Павловском районе на 1993 год выше, чем по Н-ской области в целом на тот же год (соответственно 11,6 и 9,2 на 1.000 населения). Возрастание смертности в Павловском районе за 1993 год по сравнению с Н-ской областью объясняется, вероятно, слабой организацией здравоохранения и плохими условиями труда и быта.
Рис. 1 Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в Павловском районе за 1990 – 1994 гг. на 1.000 населения.
3. Детская смертность в Павловском районе с 1990 по 1993 гг. имела тенденцию к незначительному повышению. В 1994 году она составила 25 на 1.000 родившихся, что является ниже «средней». Детская смертность в Павловском районе на 1993 г. выше, чем по Н-ской области в целом на тот же год (соответственно 30,4 и 24,0 на 1.000 родившихся). Снижение детской смертности в Павловском районе в 1994 году по сравнению с предыдущими годами (1990; 1991; 1992; 1993 гг) можно объяснить улучшением организации лечебно-профилактической помощи женщинам и детям, устранением недостатков и совершенствованием форм работы специализированных акушерско- гинекологических и педиатрических учреждений. Рис. 2 Детская смертность в Павловском районе за 1990 – 1994 гг. на 1.000 родившихся.
4. Показатели естественного прироста в Павловском районе имеют тенденцию к снижению в 1991 и 1994 гг., и тенденцию к повышению в 1992 и 1993 гг. В 1994 г. естественный прирост в Павловском районе составил 4,8 на 1.000 населения, что можно оценить как очень низкий показатель. Естественный прирост в Павловском районе на 1993 г. был выше, чем по Н-ской области в целом на тот же год (соответственно 13,7 и 13,0 на 1.000 населения). Ситуацию можно охарактеризовать как демографический криз, что объясняется резким снижением рождаемости и ростом смертности в данном году. 5. Плодовитость в Павловском районе в 1991, 1992, 1994 гг имела тенденцию к снижению. На 1994 г. она составила 51, 2 на 1.000 населения. Плодовитость в Павловском районе за 1993 г. ниже, чем по Н-ской области в целом за тот же год (соответственно 86,2 и 95,0 на 1.000 населения). Снижение плодовитости в Павловском районе можно объяснить теми же причинами, что и рост рождаемости.
Рис.3 Плодовитость в Павловском районе за 1990 – 1994 гг. на 1.000 женщин фертильного возраста.
Рис. 4
Смертность, рождаемость и детская смертность в Павловском районе и Н-ской области за 1993 г.
1. Смертность на 1000 населения 2. Рождаемость на 1000 населения 3. Детская смертность на 1000 родившихся
При медицинском осмотре, проведенном врачами ЦРБ в Заозерном районном сельском врачебном участке и охватившем 10.000 населения было впервые выявлено 20 ранее неизвестных неврологических больных.
Частота выявления заболевания = число выявленных заболеваний число осмотренных * 1.000 = 2 По данным отчета о временной нетрудоспособности (форма № 16 ВН) на гипсобетонном заводе в текущем году было зарегистрировано 1.200 случаев заболеваний с временной утратой нетрудоспособности. Число дней временной нетрудоспособности составило 9.000, в том числе по поводу респираторных заболеваний – 3.000, производственных травм – 500, кишечных инфекций – 600. По данным разработки персональных карт регистрации заболеваний работающих, число больных лиц составило 690, число случаев утраты трудоспособности у которых составило 1.173 (в предыдущем году на 100 круглогодовых рабочих число больных лиц составило 86,0, m = +/- 1% ). Таблица 2. Динамика заболеваний с временной утратой нетрудоспособности на Павловском гипсовом заводе за 3 года.
|Показатели |Предыдущие годы |Настоящий | | | |год | | |1992 |1993 | | |Число случаев нетрудоспособности |130 |135 |141 | |на 100 работающих | | | | |Число дней нетрудоспособности на |940 |1.000 |1.059 | |100 работающих | | | | |Средняя длительности одного случая|7,2 |7,4 |7,5 | |Процент болевших лиц |85,0 |86,0 |86,25 | |Кратность заболеваний |1,5 |1,57 |1,7 |
1. Показатель случаев = число случаев нетрудоспособности среднегодовое число работающих * 100
Показатель случаев = 1.200 * 100 = 141 850 2. Показатель дней нетрудоспособности = число дней нетрудоспособности
среднегодовое число работающих * 100
Показатель дней нетрудоспособности = 9.000 * 100 = 1.059
850 3. Показатель средней длительности случаев нетрудоспособности = число дней нетрудоспособности число случаев нетрудоспособности Показатель средней длительности случаев нетрудоспособности = 9.000 = 7,5 1.200
4. Процент больных лиц = число больных лиц число круглогодичных рабочих * 100 Процент больных лиц = 690 * 100 = 86,25 800
5. Кратность заболевания = число случаев нетрудоспособности число больных лиц
Кратность заболевания = 1.173 = 1,7 690
6. «Индекс здоровья» = число неболевших лиц число болевших * 100 %
«Индекс здоровья» = 800 – 690 690. * 100% = 16 %
7. Показатель удельного веса отдельных групп болезней по дням = число дней по данной строке ф 16 – ВН число дней по итоговой строке * 100 % 1) Показатель удельного веса ОРЗ по дням = 3.000
9.000 * 100% = 33,3% 2) Показатель удельного веса производственных травм = 500 900. * 100% = 5, 61 % 3) Показатель удельного веса кишечных инфекций = 600
9.000 * 100% = 6,6% Прочие около 5,5 %
Рис. 5
Удельный вес отдельных групп болезней по дням на Павловском гипсовом заводе
ВЫВОД: 1. Наблюдается тенденция к увеличению случаев нетрудоспособности, число дней нетрудоспособности, средней длительности одного случая, процента больных лиц и кратности заболеваний. Все эти данные свидетельствуют об улучшении условий труда на данном предприятии. 2. Определение числа больных лиц на Павловском гипсобетонном заводе показало, что на 100 работающих приходится 86,0 больных (m =/- 1%). Обращает на себя внимание соотношение показателей: в цехе ! 1 более высокий уровень заболеваемости чем во 2 цехе, что объясняется возрастным составом рабочих: в цехе № 1 больше рабочих пожилого возраста, в цехе № 2 преобладают рабочие в возрасте до 40 лет.
|Показатели заболеваемости |Цех № 1 |Цех № 2 | |Фактические |130 |110 | |Стандартизированные |105 |106 |
Определить экономический ущерб в связи с временной утратой трудоспособности, если размер дневного пособия составляет в среднем 4 руб. 50 коп., а величина национального дохода, произведенного одним работающим в день составляет 13 руб. 54 коп. Экономический ущерб на 1994 г. в связи с временной нетрудоспособностью = 9.000 * * (4,5 + 13, 54) = 162.360 руб. В районе имеется ЦРБ на 320 коек и 6 участковых больниц Павловского района.
|Наименование |Всего|терап.|хир. |род.|пед. |инф. |среднегодовая | |больницы |коек | | | | | |занятость | | | | | | | | |койки | |Романовская |90 |40 |10 |20 |10 |10 |330 | |Заозерная |100 |30 |30 |10 |20 |10 |315 | |Зимковская |65 |25 |10 |10 |15 |5 |280 | |Развилковская |75 |30 |20 |5 |10 |10 |340 | |Теплинская |80 |30 |25 |10 |5 |10 |400 | |Солнечная |28 |10 |--- |8 |5 |5 |300 | |Всего |438 |165 |95 |63 |65 |50 | |
В ЦРБ 320 коек, помещение ЦРБ требует ремонта. После капитального ремонта и реконструкции, заканчивающихся в этом году, можно будет развернуть дополнительно 30 коек. Всего в Павловском районе имеется 728 коек. Потребность населения района в койках по специальностям: 1. Взрослое сельское население = 90.000 – ј * 90.000 = 67.500 2. Потребное количество коек для сельского населения = колич-во коек в норме на 10.000 человек 10.000 населения * взрослое сельское население
Потребное количество коек для сельского населения
(терапев. коек) = 34,2 * 67.500 = 231 10.000
Потребное количество хирургических коек = 22,6 * 67. 500 = 153
10.000
Потребное количество родильных коек = 9 * 67.500 = 61
10.000
Потребное количество гинекологических коек = 10 * 67.500 = 67,5
10.000 Потребное количество инфекционных коек = 5,7 * 67.500 = 38
10.000 ВЫВОД: 1. В участковых больницах Павловского района не достает 66 терапевтических коек, 58 хирургических коек. Количество инфекционных коек можно сократить. 2. В целом по району не хватает 30 коек, этот дефицит мог бы быть покрыт помощью ремонта и реконструкции больниц Павловского района. Потребность населения района в койках по специальностям необходимо определить исходя из нормативов.
Таблица 4.
Расчетная потребность в койках по специальностям
|Специальности |Количество коек | |Терапия |277 | |Хирургия |183 | |Акушерство |73 | |Гинекология |81 | |Неврология |62 | |Инфекционные |46 | |болезни | | |Фтизиатрия |72 | |Офтальмология |30 | |Отоларингология |17 | |дерматология |25 |
1. Потребное кол-во коек = кол-во коек в N на 10.000 чел-к * взрослое население р-на
10.000 населения 2. Потребность в терапевтических койках = 34,2 * 81.000 = 277
10.000 3. Потребность в хирургических койках = 22,6 * 81.000 = 183
10.000 4. Потребность в акушерских койках = 9 * 81.000 = 73
10.000 5. Потребность в гинекологических койках = 10 * 81.000 = 81
10.000 6. Потребность в неврологических койках = 7,7 * 81.000 = 62
10.000 7. Потребность в инфекционных койках = 5,7 * 81.000 = 46
10.000 8. Потребность во фтизиатрических койках = 8,9 * 81.000 = 72
10.000 9. Потребность в офтальмологических койках = 3,8 * 81.000 = 30
10.000 10. Потребность в отоларингологических койках = 2,1 * 81.000 = 17
10.000 11. Потребность в дерматологических койках = 3,1 * 81.000 = 25
10.000
Таблица 5
План центральной районной больницы в целом и отделениями на следующий год
|Название |Число |Среднегодо |Число |Средн. |Число | |отделения |больнич|– |койкодне|длит-ть |госпит.| | |- |вая |й |пребыв. |больных| | |ных |занятость | |больного на | | | |коек |коек | |койке | | |Терапевтическое|84 |343 |28.812 |19 |1.516 | |Хирургическое |45 |335 |15.075 |13 |1.159 | |Родильное |40 |300 |12.000 |10 |1.200 | |Гинекологичес-к|49 |340 |16.600 |8 |2.083 | |ое | | | | | | |Детское |46 |300 |13.800 |15 |920 | |Инфекционное |28 |310 |8.680 |13 |668 | |Неврологическое|28 |340 |9.520 |22 |433 | |Всего |320 |2.268 |104.487 |100 |7.979 |
1. Число койкодней = (среднегодовая занятость койки) * ( среднегодовое число коек) 2. Число койко-дней в терапевтическом отделении = 343 * 84 – 28.812 3. Число койко-дней в хирургическом отделении = 335 * 45 = 15.075 4. Число койко-дней в родильном отделении = 300 * 40 = 12.000 5. Число койко-дней в гинекологическом отделении = 340 * 49 = 16.660 6. Число койко-дней в детском отделении = 300 * 46 = 13.800 7. Число койко-дней в инфекционном отделении = 310 * 28 = 8.680 8. Число койко-дней в неврологическом отделении = 340 * 28 = 9.520
II. Число госпитализированных больных = число койко-дней
средняя продолжительность
пребывания больного на койке Для терапии = 28 * 812 = 1.516 19 Для хирургии = 15.075 = 1.159 13 Для родильного отделения = 12.000 = 1.200 10 Для гинекологического отделения = 16.660 = 2.083 8 Для детского отделения = 13.800 = 920 15 Для инфекционного отделения = 8.680 = 668 13 Для неврологического отделения = 9.520 = 433 22 Поликлиника ЦРБ. В поликлинике ЦРБ имеется должностей участковых терапевтов – 8, хирургов – 2. Определить необходимое количество врачей, указанных специальностей, исходя из функции врачебной должности. Таблица 6.
Действующий график работы поликлиники ЦРБ
|Врачи-специалисты |Количество часов работы | | |В поликлинике |На дому | |Терапевты (участковые)|3 |3,5 | |Хирурги |5,5 |--- |
1. Расчет потребности во врачах участковых терапевтах: Ф тер. = Б * С * Г, где
Ф – функция одной врачебной должности данной специальности Б – нагрузка врача данной специальности на 1 час работы в поликлинике и на дому С – число часов работы раздельно в поликлинике и на дому Г – число рабочих дней в году
В тер. = Л * Н , где
Ф
В – необходимое количество врачебных должностей Л – норма полик.помещений на одного жителя в год Р – численность населения планируемой территории
В тер. = 2,2 * 125.000 = 44,3 (3 * 5 + 3,5 * 2) * 282
2. Расчет потребности во врачах хирургах
В хир. = Л * Н
Б * С * Г
В хир. = 1,4 * 125.000 = 12,5 5,5 * 9 * 282 ВЫВОД: По данным расчетов необходимого количества врачебных должностей, получили, что ЦРБ необходимы еще 36,3 должностей терапевта и 10,5 должностей хирурга.
Таблица 7.
Число посещений, сделанных жителями центрального райцентра в поликлинику ЦРБ
|Специальности |Число посещений | | |Предыдущий год |Очередной год | |Терапия |45.000 |57.750 | |Хирургия |27.100 |36.750 |
Число посещений = (число поликлинических посещений на 1 жителя в год) * (численность взрослого населения райцентра)
Число посещений к терапевту = 2,2 * 26.250 = 57.750 Число посещений к хирургу = 1,4 * 26.250 = 36.750
Врачебные кадры. В Павловском районе в прошлом году работало 120 врачей. Штатным расписанием центральной районной больницы предусмотрено 60 врачебных должностей; фактически занято – 57, число физических лиц – 52.
Таблица 9. Распределение участковых врачей-терапевтов поликлиники ЦРБ по занимаемой должности и стажу работы.
|Наименование |Число должностей |В том числе заняты врачами со стажем | |должностей | |работы ( в годах) | | |штатных |занятых|До 5 |5 - 10|10 - |15 - |30 и | | | | | | |15 |30 |более | |Участковые |8 |8 |1 |2 |2 |2 |1 | |врачи-терапев| | | | | | | | |ты | | | | | | | |
1. Укомплектованность штата врачей = кол-во занятых должностей
количество штатных должностей * 100%
Укомплектованность штата врачей = 57 * 100 = 95 %
60
2. Число должностей, приходящихся на 1 врача ЦРБ = кол-во занятых должностей
число физических лиц Число должностей, приходящихся на 1 врача ЦРБ = 57 = 1,096 ? 1,1
52
Таким образом, в ЦРБ на 1 врача приходится 1,1 врачебной должности. Значит, в ЦРБ имеет место совмещение врачебных должностей.
Расчет расходов по основным статьям сметы ЦРБ
1 ст. – заработная плата (только для участковых терапевтов) 12 * (2474, 4 : 4 + 2474,4 ) = 37.116 руб.
2 ст. – начисления на заработную плату (38, 5%) 37.116 * 38,5 = 14.289,6 руб. 100
9 ст. – расходы на питание (терапевтическое отделение) Число коек в отделении * планируемая среднегодовая занятость койки * расходы на одного больного в день 84 * 343 * 10 = 288 * 120
10 ст. – приобретение медикаментов и перевязочного материала Число коек в отделении * планируемая среднегодовая занятость койки * расходы на медикаменты по стационару 83 * 343 * 20 = 576.240 руб.
В результате выборочного изучения материалов о временной нетрудоспособности больных, с острыми вирусными респираторными заболеваниями, своевременно обратившихся к врачу ( в 1 день) заболевания, были получены следующие данные.
Распределение больных ОРВИ по длительности заболевания
|Число дней временной нетрудоспособности |Число больных | |6 |10 | |8 |55 | |11 |20 | |14 |5 |
В группе больных этими же заболеваниями, несвоевременно обратившихся, средняя длительность временной нетрудоспособности составила 15,8 дней + / - 0,5 дня.
|V |P |pV |a |aP |a 2 P | |6 |10 |60 |- 3,75 |- 37,5 |140, 62 | |8 |55 |440 |- 1,75 |- 96,25 |96,25 | |11 |20 |220 |1,25 |25 |31,25 | |14 |5 |70 |4,25 |21,25 |90,31 | |S = 39 |S = 90 |S = 720 |S = 0 |S = - 87,5|S = 358, | | | | | | |43 |
М = (6 + 8 + 11 + 14) : 4 = 9,75 а = V – М
М1 = М + S а Р = 9,75 – 87,5 = 9,75 – 0,97 = 8,78 i = 14 - 6 = 2 n 90 4
ВЫВОД: Доверительный критерий (t) < 2, значит модно с вероятностью безошибочного прогноза (выше 95 %) утверждать, что низкая средняя длительность одного случая нетрудоспособности (8,78) в связи с ОРВИ обусловлено тем, что основное содержание санитарно-просветительной работы направлено на профилактику возникновения заболеваний и формирование правильного поведения населения – своевременно при заболевании обращаться к врачу.
Из общего числа населения Павловского района 125.00 чел., взрослое население 81.000 человек. На предприятиях, в организациях и других небюджетных учреждениях работает 46.000 человек, остальные 35.000 составляют пенсионеры, инвалиды, работники бюджетных организаций непроизводственной сферы. Фонд оплаты труда предприятий и учреждений района за базовый период 2.627.800 тыс. рублей. Рентабельность медицинских учреждений Н-ской области принята в размере 20 %. Удельный вес средств обязательного страхования на содержание страховых компаний составляет в среднем 4 %.
| |Работающие небюджетных |Неработающие и работники | | |учреждениий 46.000 чел. |бюджетных учреждений | | | |35.000 чел. | |Стоимость |427.667.260, 8 | |территориальной | | |программы | | |Сумма средств на |237.480.172, 8 |190.187.088 | |содержание страх.| | | |организаций | | | |Рентабельность |228.346.320 |182.872.200 | |Себестоимость |190.288.600 |152.393. 500 | |мед. помощи | | |
Себестоимость медицинской помощи = себестоимость мед.помощи на 1 человека * численность населения
Себестоимость медицинской помощи работающим небюджетных учреждений = = 4354, 10 * 46.000 = 190.288.600
Себестоимость мед.помощи неработающим и работающим бюджетных учреждений = = 4354, 10 * 35.000 = 152.393.500
Рентабельность небюджетных учреждений = 190.288.600 * 1,2 – 228.346.320
Рентабельность бюджетных работающих = 152.393.500 * 1,2 = 182.872.200
Сумма средств на содержание страховых компаний бюджетных работающих = = 182.872.200 * 1,04 = 190.187.088
Сумма средств на содержание страховых компаний небюджетных работающих = = 228.346.320 * 1,04 = 237.480.172,8
Стоимость территориальной программы = 190.187.088 + 237.480.172,8 = 427.667.260,8
----------------------- [pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Реферат на тему: Социально-биологические основы физической культуры
Министерство общего и профессионального образования РФ
Красноярский Государственный Университет
Кафедра физической культуры
РЕФЕРАТ
Тема: «Социально – биологические основы физической культуры»
Выполнила студентка:
kooj
Группа: Э-16
г. Красноярск 2001 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………стр
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система……………………………………………………………………………………стр Внешняя среда и ее воздействие на организм человека…………………………стр Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности…………………………………………………… стр Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды………………………………… стр Литература …………………………………………………………………………….. стр
Введение
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, соииально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры. Естественно-научные основы физической культуры – комплекс медико- биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно- тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам. Необходимо отметить, что за последние 100 – 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Как правило, юношеский возраст (16 – 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (~2 – 60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61 – 74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки снижение активных возможностей организма и его систем – иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз). Гомеостаз – совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Они позволяют сохранять постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма. В нормальном состоянии колебания физиологических и биохимических констант происходят в узких гомеостатических границах, и клетки организма живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство физико-химического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов. Организм – сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.
Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека Внешняя среда. На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности н обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружаю щей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека. Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней: среды. Деятельность всех органов и их систем в целостном организме характеризуется определенными показателями, имеющими те или иные " диапазоны колебаний. Одни константы стабильны и довольно жесткие (например, рН крови 7,36 – 7,40, температура тела – в пределах 35 – : 42"0), другие и в норме отличаются значительными колебаниями (например, ударный объем сердца – количество крови, выбрасываемой за ! одно сокращение – 50 – 200 см"). Низшие позвоночные, у которых регуляция показателей, характеризующих состояние внутренней среды, несовершенна, оказываются во власти факторов окружающей среды. Например, лягушка, не обладая механизмом, регулирующим постоянство температуры тела, дублирует температуру внешней среды настолько, что зимой все жизненные процессы у нее затормаживаются, а летом, оказавшись вдалеке от воды, она высыхает и гибнет. В процессе филогенетического развития высшие животные, в том числе и человек, как бы сами себя поместили в теплицу, создав свою стабильную внутреннюю среду и обеспечив тем самым относительную независимость от внешней среды. Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм. Природные и социально-биологические логические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера.
Экология (греч,oikos– дом, жилище, родина + logos – понятие, учение) – это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Экология рассматривает взаимоотношения организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы: Земли (ее биосферы). Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. К примеру, в крупных городах значительно ухудшается естественная среда обитания, нарушаются ритм жизни, психоэмоциональная ситуация труда, быта, отдыха, меняется климат. В городах интенсивность солнечной радиации на 15 – 20% ниже, чем в прилегающей местности, зато среднегодовая температура выше на 1 – 2"0, менее значительны суточные и сезонные колебания, ниже атмосферное давление, загрязненный воздух. Все эти изменения оказывают крайне неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Около 80М болезней современного человека – результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от: врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 350С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37 – 380С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 390С и более. У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности. К числу основных физических или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве. Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении. Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и: переменной мощности с различной продолжительностью. Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких случаях используется термин «интенсивность». Предельная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утомления в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот. При работе циклического характера спортивные физиологи различают зону максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20 – 30 с, причем утомление и снижение работоспособности большей частью наступает уже через 10 – 15 с); субмаксимальной (от 20 – 30 до : 3 – 5 с); большой (от 3 – 5 до 30 – 50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более). Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов циклической работы в различных зонах мощности: определяет спортивный результат. Так, например, основной характерной чертой работы в зоне максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает в бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных (аэробных) процессов. : Если бы такая мощность достигалась за счет кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания должны были обеспечить доставку к мышцам свыше 40 л кислорода в 1 мин. Но даже у высококвалифицированного спортсмена при полном усилении функции дыхания и кровообращения потребление кислорода может только приближаться : к указанной цифре. В течение же первых 10 – 20 с работы потребление кислорода в пересчете на 1 мин достигает лишь 1 – 2 л. Поэтому работа максимальной мощности выполняется «в долг», который ликвидируется после окончания мышечной деятельности. Процессы дыхания и кровообращения во время работы максимальной мощности не успевают усилиться до уровня, обеспечивающего нужное количество кислорода, чтобы дать энергию работающим мышцам. Во время спринтерского бега делается лишь несколько поверхностных дыханий, а иногда такой бег совершается при полной задержке дыхания. При этом афферентные и эфферентные отделы нервной системы функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих мышц связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии, освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в период восстановления после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез (восстановление) этих веществ. Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано с тем, что помимо анаэробных реакций энергообеспечения мышечной деятельности разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это увеличивает (вплоть до полного удовлетворения потребности) поступление кислорода к работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При этом часть потребляемого кислорода используется на окислительный ресинтез АТФ, КФ и углеводов. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов. Чтобы восполнить израсходованные углеводные запасы организма в процессе длительных забегов и проплывов, предусматривается специальное питание растворами сахара, глюкозы, соками. Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собою стереотипно следующие фазы движений с четким завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера). Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением либо максимальной силы, либо скорости, либо сочетания того и другого и зависит от необходимого уровня функциональной готовности систем организма в целом. К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил ,природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и, лиственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно- психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы Формирование и совершенствование различных морфофизиологических функций и организма в целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной работоспособности. При этом следует знать, что способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии. Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать. Так, в результате целенаправленных систематических занятий физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться в 2 – 3 раза, легочная вентиляция – в 20 – 30 раз, максимальное потребление кислорода возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается. Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки. Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе и предельных. Одни физиологические показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения. Во многих учебниках физиологии приводятся данные о том, что процесс упражнения стал предметом научного исследования под влиянием эволюционного учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина только в "1" в. В 1809 г. Ламарк опубликовал материал, где отметил, что у животных, обладающих нервной системой, развиваются органы, которые упражняются, а органы, которые не упражняются – слабеют и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта, известного анатома и отечественного общественного деятеля 19 – начала 20 в., было то, что он показал конкретную морфологическую перестройку организма и отдельных органов человека в процессе упражнений и тренировки. Известные российские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов показали роль центральной нервной системы в развитии тренированности на всех стадиях упражнения при формировании приспособительных процессов организма. В дальнейшем многие исследователи доказали, что упражнение вызывает глубокую перестройку во всех органах, и системах организма человека. Сущность упражнения (а следовательно, и тренировки) составляют физиологические, биохимические, морфологические изменения, возникающие под воздействием многократно повторяющейся работы или других видов активности и при изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме. В ходе тренировки развитие работоспособности организма имеет разную динамику, но оно характеризует изменения, происходящие в организме в процессе упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и. методы их развития и совершенствования, Таким образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения – сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы их нейрогуморального регулирования. Так, к числу показателей тренированности в покое можно отнести: 1) изменения в состоянии центральной нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций; 2) изменения опорно-двигательного аппарата (увеличенная масса и возросший объем скелетных мышц, гипертрофия мышц, сопровождаемая улучшением их кровоснабжения, положительные биохимические сдвиги, повышенная возбудимость и лабильность нервно-мышечной системы); 3) изменения функции органов дыхания (частота дыхания у тренированных в покое меньше, чем у нетренированных); кровообращения (частота сердечных сокращений в покое также меньше, чем у нетренированных); состава крови и т.п. Экономизация функции. Тренированный организм расходует, находясь в покое; меньше энергии, чем нетренированный. Как показали исследования основного обмена, в состоянии покоя, утром, натощак, в дни, которым не предшествовали дни соревнований и усиленных тренировок, общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного, на 10% и даже на 15%. Понижение энергетических затрат при тренировке связано с соответствующим уменьшением количества потребляемого кислорода, вентиляции легких. Все это, обусловлено отчасти тем, что тренированные лица лучше расслабляют свои мышцы, чем нетренированные. Дополнительное же напряжение мышц всегда связано с дополнительными энергетическими затратами. Кроме того, у тренированных отмечается в состоянии покоя несколько более пониженная возбудимость нервной системы по сравнению с нетренированными. Наряду с этим у них хорошая уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Все эти изменения свидетельствуют о том, что тренированный организм очень экономно расходует знерги1о в покое, в процессе глубокого отдыха совершается перестройка его функций, происходит накопление энергии для предстоящей интенсивной деятельности. Замедленная работа органов дыхания и кровообращения. Выше уже отмечалось, что в состоянии покоя у тренированных вентиляция легких меньше, чем у нетренированных; Это связано с малой частотой дыхательных движений. Глубина же отдельных дыханий изменяется незначительно, а подчас даже несколько увеличивается. Подобная тенденция наблюдается и в работе сердца, Относительно :низкий уровень минутного объема крови в состоянии покоя у тренированного по сравнению с нетренированным обусловлен небольшой частотой сердечных сокращений. Редкий пульс (брадикардия) – один, из основных физиологических спутников тренированности. У спортсменов, специализирующихся в стайерских дистанциях, частота сердечных сокращений в покое особенно мала – 40 удар/мин и меньше. Это почти никогда не наблюдается у неспортсменов. Для них наиболее типична частота пульса – около 70 удар/мин. Тренировка накладывает глубокий отпечаток на организм, вызывая - в нем как морфологические, так физиологические и биохимические перестройки. Все они направлены на обеспечение высокой активности, организма при выполнении работы. Реакции на стандартные (тестирующие) нагрузки у тренированных лиц характеризуются следующими особенностями: 1) все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (в период врабатывания) оказываются выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы уровень физиологических сдвигов менее высок; 3) период восстановления существенно короче. При одной и той же работе тренированные спортсмены расходуют меньше энергии, чем нетренированные. У первых меньше величина .кислородного запроса, меньше размер кислородной задолженности, но относительно большая доля кислорода потребляется во время работы. .Следовательно, одна и та же работа происходит у тренированных с большей долей участия аэробных процессов, а у нетренированных – анаэробных. Вместе с тем во время одинаковой работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели потребления кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания. Аналогичные изменения наблюдаются в деятельности сердечно-сосудистой системы. Минутный объем крови, частота сердечных сокращений, систолическое кровяное давление повышаются во время стандартной работы в меньшей степени у более тренированных. Изменения в химизме крови и мочи, вызванные стандартной работой, у более тренированных, как правило, выражены слабее по сравнению с менее тренированными. У первых работа вызывает меньшее нагревание организма и потоотделение, чем у вторых. Характерны различия в показателях работы самих мышц. Электро- миографические исследования позволили обнаружить, что электрическая активность мышц у тренированных повышена не так сильно. как у нетренированных, менее продолжительна, концентрируется к моменту наибольших усилий, снижаясь до нуля в периоды расслабления. Более высокие показатели возбудимости мышц и нервной системы, неадекватные изменения функций различных анализаторов особенно выражены у менее тренированных. Результаты всех этих исследов | |