GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Шпоры по культурологии, архитектура (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Шпоры по культурологии, архитектура (Культурология)


ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ родился около 1670 г. в Астано, Швейцария. В начале XVIII
в. служил военным инженером в Дании. Осенью 1703 г. по приглашению Петра I
приехал в Россию, где обрел вторую родину и отдал ей свои силы и талант.
Став первым главным архитектором Петербурга, внес большой вклад в
формирование облика города. По его проектам заложили Кронштадт и Александро-
Невскую лавру, застроили территорию Васильевского острова. За 31 год жизни
в России Трезини возвел ряд замечательных зданий и сооружений:
Петропавловский собор и Петровские ворота в Петропавловской крепости,
Летний дворец Петра I, Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры,
здание Двенадцати коллегий, Гостиный двор и многие другие.
По указанию Петра I архитектор составил «образцовые» (типовые) проекты
жилых домов для различных слоев населения.
Здания, построенные Трезини в стиле, получившем впоследствии название
раннего русского барокко, отличались четкостью планов, скромным
декоративным убранством, изящной внутренней отделкой.
Умер Д. Трезини в Петербурге в 1734г.

ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ФЕЛЬТЕН родился в 1730 или 1732 г. в семье начальника
придворной кухни Петра!. Учился архитектуре в Германии и Петербургской
академии наук. Под руководством В. Растрелли участвовал в возведении
Зимнего дворца, являясь одним из помощников великого зодчего. Он руководил
сооружением гранитных набережных в центре Петербурга, создал знаменитую
ограду Летнего сада, по его проекту установили на пьедестал «Медного
всадника» Э. Фальконе. Фельтен возвел здание Старого Эрмитажа и ряд
небольших изящных церквей (сохранились лютеранские церкви Св. Анны и Св.
Екатерины, Армянская церковь), руководил перестройкой Большого дворца в
Петергофе.
Постройки Фельтена отличаются удачными пропорциями, лаконичностью отделки
фасадов и одновременно мягкостью, плавностью очертаний. Поиск новых
архитектурных форм и приемов проявился в его кратковременном увлечении
псевдоготикой. В этом стиле зодчий возвел два необычного облика здания
-Чесменский дворец и Чесменскую церковь, фасады которых обработаны с
использованием элементов готической архитектуры. Фельтен проявил себя и как
мастер решения крупных градостроительных проблем - его замысел оформления
Дворцовой площади дугообразными зданиями позже реализовал К. Росси.
Умер зодчий в 1801 г.

ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ СТАСОВ Василий Петрович Стасов (1769-1848) приобрел
известность как архитектор-практик, сформировавшийся под влиянием зодчих
Баженова и Казакова. С 1811 г. - академик Академии художеств. Пик
творческой активности Стасова связан с возведением зданий и сооружений,
призванных прославлять подвиги русских воинов: казарм Павловского полка,
Спасо-Преобра-женекого собора, Нарвских и Московских триумфальных ворот,
ворот «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе. Стасов завершал стро-
ительство Смольного монастыря, построил здание Конюшенного ведомства.
Большой мастер интерьера, он руководил восстановлением внутренней отделки
Зимнего дворца после пожара 1837 г.
Постройки Стасова, памятники эпохи расцвета русского классицизма,
отличаются монументальностью, благородной простотой и строгостью форм.
Пример тому-Нарвские триумфальные ворота (1827-1834), посвященные победе в
Отечественной войне 1812г. Однопролетная арка высотой более 30 м и шириной
28 м выложена из кирпича и облицована медью. Упод-ножия - статуи
древнерусских воинов (скульпт. С. Пименов, В. Демут-Мали-новский). Особую
торжественность воротам придают 12 колонн, установленных у пилонов. Высокий
аттик венчает скульптурная группа шестерка коней (скульпт. П, Клодт) и
колесница Славы (скуяьпт. С. Пименов). Это величественное сооружение -
символ военной мощи России XIX в.

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БАЖЕНОВ Родился зодчий в 1737 или 1738 г. в семье
священника одной из церквей Московского Кремля. Страстная любовь к
рисованию привела его в Академию художеств. Свое образование он продолжил
во Франции и Италии, где изучал памятники античной архитектуры и
сформировался как зодчий. Его проекты зданий и сооружений получили самые
высокие оценки у европейских специалистов, и в 25 лет он был избран
профессором ряда зарубежных (итальянских) академий! С1765 г. Баженов -
академик Российской академии художеств.
Вернувшись в Россию, создал ряд грандиозных проектов, в которых раскрылся
его талант по созданию целых архитектурных ансамблей, тесно связанных с
окружающим ландшафтом. Возвел в Москве здание Арсенала и знаменитый дом
Пашкова - признанный шедевр российской архитектуры второй половины XVIII в.
Предложил проект перестройки Московского Кремля, но из-за финансовых
трудностей и капризов императрицы Екатерины II проект так и не был
осуществлен, какие был достроен и дворцовый комплекс в г. Цфицыно (близ
первопрестольной столицы).
Попав в опалу, Баженов был лишён возможности творить, что стало трагедией
для полного замыслов зодчего.
Возвращенный из опалы и обласканный Павлом I, но надломленный морально и
больной, Баженов успел создать проект ансамбля Михайловского замка, однако
принять участие в его возведении ему уже не пришлось. Умер архитектор в
1799 г.
ПЕТР КАРЛОВИЧ КЛОДТ (1805-1867) родился в Петербурге в семье боевого
генерала, барона, героя Отечественной войны 1812 г. (его портрет находится
в «Галерее 1882 года» в Эрмитаже). Семья принадлежала к старинному
титулованному роду. Ее дальние предки были рыцарями, а прапрадед имел
воинское звание генерал-майора шведской службы и принимал активное участие
в Северной войне.
В детстве у мальчика пробудилась страсть к лепке и резьбе, изучению
лошадей. Окончив Петербургское артиллерийское училище, он недолго носил
офицерский мундир. Через полтора года, выйдя в отставку, стал посещать
классы Академии художеств. Однако вопреки общепринятым нормам изучал не
«венер» и «аполлонов», а обыкновенных лошадей. Будучи в «стесненных
обстоятельствах», зарабатывал лепкой и продажей фигурок лошадей, которые
пользовались успехом.
Получив в 1832 г. заказ на изготовление группы «Укротители коней», он, в
связи со смертью крупнейшего мастера-литейщика В. Екимова, сам занялся
отливкой своих скульптур и добился в этом деле больших успехов, а в 1838 г.
возглавил Литейный двор. Русский царь подарил по две группы «Укротителей»
прусскому и неаполитанскому королям. Так творения скульптора приобрели
всемирную славу. «Укротители коней» на Аничковом мосту - высшее достижение
удивительного мастерства Клодта, ставшее таким же символом Петербурга, как
«Медный всадник» или шпиль Адмиралтейства.

КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ ТОН Видный архитектор и теоретик архитектуры К. Тон
родился в Петербурге в 1794 г. Ученик А. Воронихина, он уже в 36 лет был
избран академиком Академии художеств. Продолжил традиции архитектуры
русского классицизма, а также явился создателем русско-византийского стиля.
Крупнейшие постройки Тона были созданы в Моск-
ве: Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, Оружейная палата.
Однако и в Петербурге Тон возвел ряд замечательных сооружений, достойных
упоминания, в частности здание Николаевского (ныне Московский) вокзала.
Наиболее примечательное сооружение архитектора - знаменитая пристань со
сфинксами у здания Академии художеств. Древние изваяния удивительным
образом гармонируют со светильниками, гранитной набережной и зданием
Академии. Ансамбль набережной является своеобразной визитной карточкой
Академии..
Умер К. Тон в 1881 г. и похоронен на Волковском православном кладбище.

ДЖАКОМО КВАРЕНГИ Джакомо Кваренги (1744-1817), один из известных русских
архитекторов эпохи классицизма, происходил из итальянского города Бергамо.
С1761 г. он учился архитектурному искусству в Риме. В Россию прибыл в
декабре 1780 г. и прожил здесь много лет, обретя вторую родину. Кваренги
построил массу замечательных сооружений как в самом Петербурге, так и в его
окрестностях. В Петергофе он возвел Английский дворец (не сохранился); в
Павловске - больницу с церковью, мавзолей Ланского и Концертный зал; в
Царском Селе - Александров-
ский дворец. Среди петербургских работ Кваренги - здание Академии наук,
ансамбль Ассигнационного банка, Серебряные ряды, Эрмитажный театр и
галерея, Георгиевский и Аполлонов залы в Зимнем дворце, Конногвардейский
манеж, Кабинет при Аничковом дворце, Мариинская больница на Литейном
проспекте, Смольный институт. Считают, что автором Елагина дворца на
Елагином острове, построенного в 1780-х гг., также был Кваренги. Главный
фасад этого здания украшает портик коринфского ордера, лестница с пандусом
и чугунными львами. В 1812-1822 гг. К. Росси перестроил Елагин дворец,
оформил его парадные интерьеры.
1 марта 1817 г. Кваренги скончался в Петербурге и был похоронен на
Волковском лютеранском кладбище. В 1967 г. его прах перезахоронили в
некрополе Александро-Невской лавры, а перед фасадом построенного им здания
бывшего Ассигнационного банка установили бюст архитектора.

КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1753-1802)происходил из семьи военного
музыканта. В1773 г. он закончил Академию художеств с большой золотой
медалью, после чего в течение пяти лет учился и работал в Италии и во
Франции. Вернувшись в Россию, М. Козловский участвовал в скульптурном
украшении Мраморного дворца в Петербурге, создав для него ряд барельефов
(1780-е гг.), выполнил барельефы в концертном зале Царскосельского парка
(Храм дружбы) в 1783:-1784 гг. Статуя Екатерины II в образе Минервы (1784-
1785) сделала молодого скульптора знаменитым: в этом образе он выразил
идеал просвещенного монарха, принимающего разумные законы и думающего о
своей стране.
Козловский часто обращался к античным сюжетам, разрабатывая тему героизма,
гражданской доблести, самопожертвования - «Аякс защищает Патрокла» (1796),
«Смерть Астианакса» (1790-е гг.). Скульптура «Поликрат», изображающая
гибель тирана, навеяна событиями Французской буржуазной революции,
свидетелем которых оказался скульптор, находившийся в Париже в 1789 г.
Козловскому принадлежит также ряд замечательных идиллических скульптур:
«Спящий Амур» (1792), «Гименей» (1796), «Психея» (1801). Вершиной его
творчества являются монументальные скульптуры: памятник А. В. Суворову на
Суворовской площади (1800-1802) и «Самсон, раздирающий пасть льва» (1802).
Скульптура «Самсон» - наиболее известное произведение Козловского. Она
несет основную смысловую нагрузку в ансамбле Большого каскада в Петродворце
- возвеличивает военную мощь России. Скульптура была похищена немецко-
фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны и воссоздана
скульптором В. Симоновым в 1947 г.
18 сентября 1802 г., не дожив и до 49 лет, М. Козловский внезапно скончался
и был похоронен в Некрополе при Александро-Невской лавре.

АНТОНИО РИНАЛЬДИ Талантливый итальянский архитектор Антонио Ринальди (ок.
1710-1794), ученик зодчего Л. Ванвителли, работал в России с 1751 г. В 1756-
1790 гг. (по другим данным в 1754-1780) являлся придворным архитектором.
Для его творчества характерно сочетание элементов барокко и рококо с
чертами формирующегося в то
время классицизма. Ринальди удачно использовал декоративные свойства камня,
уделял огромное внимание внутренней отделке помещений (создавал рисунки для
лепных и резных узоров, использовал росписи, шелк, живописные полотна). В
его постройках и интерьерах ярко проявился синтез архитектуры, живописи и
скульптуры.
Наиболее значительные работы Ринальди: архитектурный ансамбль в Ломоносове
(дворец Петра III, Китайский дворец, павильон Катальной горки, парки) -
единственный комплекс из всех загородных царских резиденций, созданный
преимущественно одним автором; дворец в Гатчине; Орловские ворота в
Пушкине; Мраморный дворец в Петербурге; Воронцова дача.
Последние годы жизни архитектор провел на родине.

АНДРЕЯМ (АДРИАН) ДМИТРИЕВИЧ ЗАХАРОВ Коренной петербуржец, он родился в 1761
г. в семье офицера, служившего в Адмиралтействе. Закончив архитектурный
класс Академии художеств, продолжил обучение во Франции у известного
парижского архитектора Ж. Шапьгрена, автора Триумфальной арки, и заслуженно
получил от него самую высокую аттестацию.
Молодой архитектор в звании академика и профессора занял почетное место
преподавателя в Академии художеств. Первый опыт зодчего Захаров получил в
1799 г., будучи главным архитектором в Гатчине, одной из им-
ператорских резиденций, где возвел ряд построек. В1801-1802 гг.
путешествовал по России по указанию императора Александра I, выбирая места
и составляя проекты для строительства военных учебных заведений.
Реализовать свое дарование зодчего он смог лишь в зрелые годы - после
назначения главным архитектором Адмиралтейства. По его проектам строились
Морской госпиталь в Херсоне, Андреевский собор в Кронштадте. Главным же
делом жизни стала коренная реконструкция здания Адмиралтейства, в
результате которой в центре Петербурга возникло новое монументальное
сооружение, поражающее глубиной продуманности проекта и богатством
архитектурных форм. В это творение Захаров вложил весь свой талант,
способности и буквально сгорел на работе: перенапряжение физических и
нравственных сил подорвало здоровье замечательного зодчего, и он умер в
1811 г., так и не увидев законченным свое детище.

ЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ Родился в 1716 г. в семье ремесленника в Париже. Рано
пробудившийся интерес к искусству - живописи и скульптуре - привел его в
мастерскую известного скульптора Ж.-Б. Лемуана. Страсть к познанию и
огромная работоспособность позволили Фальконе из полуграмотного сына
столяра превратиться в одного из образованнейших художников своего времени.
Талант и поразительное трудолюбие
привели к тому, что молодой скульптор добился признания уже первой
самостоятельной работой - скульптурной группой «Милон Кротонский», а
последующие работы сделали его известным во Франции и за ее пределами.
В Россию Фальконе прибыл зрелым художником и здесь создал главное свое
творение - памятник Петру I. Его конная статуя насыщена энергией и
отличается большой выразительностью. Ваятель сумел создать яркий образ
энергичного человека-преобразователя, преодолевающего все препятствия на
пути к прогрессу. Памятник стал эпохальным явлением в развитии мировой
монументальной скульптуры. Однако автору не довелось увидеть его в
завершенном виде. Когда близилось окончание работ, отношения Фальконе с
императорским двором испортились настолько, что мастер в 1778 г. покинул
Россию.

БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО РАСТРЕЛЛИ Родился в 1700 г. в семье итальянского
скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли, что определило его
дальнейший жизненный путь. Под руководством отца младший Растрелли обучался
живописи и азам архитектуры в Париже - крупнейшем культурном центре XVIII
в., а в 1716 г. семья переехала в Россию. В Петербурге Бартоломее прошел
замечательную школу в кругу признанных зодчих - Д. Трезини, М. Земцова.
В1730-1731 гг. Б. Растрелли жил в Москве. Древняя русская столица потрясла
его своими необычными ве-
личественными и гармоничными постройками. Став придворным архитектором
(1730-1763), он, под впечатлением памятников русской культуры, пересмотрел
традиции барокко и внес свой вклад в развитие этого архитектурного стиля.
Расцвет барокко в России связан с пиком творческой активности Бартоломео
Растрелли. Возведенные им здания - Воронцовский и Строгановский дворцы,
ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, загородные резиденции русских
царей: Большой Петергофский дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе -
являются шедеврами мировой архитектуры.
Вершиной творчества Растрелли стал Зимний дворец. Его созданием зодчий
способствовал превращению Санкт-Петербурга из города-порта, крепости и
верфи в город дворцов -блестящую столицу империи.
Увы, время расцвета русского барокко оказалось недолгим, и это стало
трагедией для Варфоломея Варфо-ломеевича Растрелли, как звали его в России.
В 1763 г. он подал прошение об отставке и вскоре покинул Петербург, куда
вернулся лишь незадолго до своей смерти в 1771 г.

ОГЮСТ РИКАР (АВГУСТ АВГУСТОВИЧ)ДЕ МОНФЕРРАН В 1816 г. 30-летний талантливый
французский архитектор О. Монферран покинул родину и приехал в Россию.
Отличавшийся большой работоспособностью и широким кругозором, он умело
обобщал опыт других архитекторов, инженеров, скульпторов. Большое и
благотворное воздействие на Монферрана оказали русские строительные
традиции. За 42 года жизни и плодотворного труда в столице России Монферран
возвел сооружения, сыгравшие значительную роль в формировании архитектурных
ансамблей центра Петербурга: Исаа-киевский собор, Александровскую колонну,
дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте. В качестве
придворного архитектора он проводил отделку ряда залов Зимнего дворца, а в
1836 г. провел в Москве уникальную операцию по подъему из литейной ямы Царь-
колокола.
Его постройки отличаются гармоничностью пропорций, смелостью конструктивных
решений, подчеркнутой монументальностью,хотя некоторые считали, что
Монферран иной раз излишне насыщал сооружение разнохарактерными
украшениями.
Умер архитектор в 1858 г., вскоре после завершения главного своего творения
- Исаакиевского собора.

Андрей Никифоровым Воронихин Талантливый человек, художник-самоучка А.
Воронихин родился в 1759 г. на Урале в Камском селе Новое Усолье. Был
крепостным. Склонность к рисованию привела его в одну из местных школ
иконописи. В1777 г. граф А. Строганов отправил одаренного юношу в Москву,
где он продолжал обучение живописи и постигал основы архитектуры под
руководством признанного мастера В. Баженова.
Яркий талант «дворового человека Андрея Никифорова сына Воронихи-на»
произвел на Строганова большое
впечатление, и в 1786 г. он подписал своему крепостному «вольную», впрочем,
продолжая оказывать ему всяческую поддержку. В1786-1790 гг. Воронихин
изучал строительное дело в Швейцарии и Франции. Вернувшись на родину уже
зрелым архитектором, он принял участие в отделке интерьеров Строгановского
дворца, построил дачу графа на Черной Речке, участвовал в строительстве
колоннад и павильонов паркового ансамбля в Петергофе. Это была проба сил.
В1806-1811 гг. он построил монументальное здание Горного института на
Василь-евском острове. Главным же делом его жизни стало возведение
Казанского собора, подлинного архитектурного шедевра, обессмертившего имя
создателя. Архитектор Воронихин вошел в историю искусства одним-един-
ственным творением, но каким! Нас и сегодня восхищает Казанский собор
-бессмертный памятник творческому гению русского человека. Умер зодчий в
1814 г.

Карл Иванович Росси Дата рождения зодчего точно не установлена - 1775 или
1777 г. В Россию приехал с семьей в 1785 г. С детства его окружали люди,
служившие искусству, - мать и отчим были известной балетной парой, что во
многом определило выбор жизненного пути: начав свою профессиональную
деятельность в качестве художника-декоратора, со временем Росси вырос в
крупнейшего градостроители. Огромное влияние на его художественное
мировоззрение и архитектурное мастерство оказали учителя - архитекторы В.
Бренна и В. Баженов, под руководством которых он в юности участвовал в
строительстве Михайловского замка, а также памятники западноевропейского и
русского зодчества, с которыми он ознакомился во время путешествия в
Италию'.', Францию.
Период с 1816 по 1832 г. - самый плодотворный в жизни зодчего, именно тогда
он прославился как непревзойденный мастер в возведении архитектурных
ансамблей. В оформление облика Петербурга Росси внес вклад больший, чем кто-
либо из архитекторов до и после него: 13 площадей, 12 улиц полностью
созданы им или перестроены по его проектам (среди них-Дворцовая, Манежная,
Сенатская, площадь Островского, Ломоносова).
Постройки и ансамбли Росси стали кульминацией в развитии русского
градостроительного искусства началаШ в. Они отличаются ярко выраженным
триумфальным характером, грандиозным размахом и монументальностью; им
присущи яркость, выразительность и богатство композиции, разнообразие
архитектурных форм и решений, гармоничное сочетание архитектуры и
скульптуры.
Необычайно яркая личность, гордый и темпераментный человек, он часто шел на
конфликт с представителями власти, что и привело к его отставке в 1832 г.
Впрочем, нуждаясь в талантливом архитекторе, власти привлекали его к
строительным работам. Умер зодчий в 1849 г.

Иван Егорович Старов (1745-1808) Один из основоположников русского
классицизма, И. Старев закончил в 1762 г. Петербургскую академию
художеств, затем продолжил образование в Париже и Риме. Вернувшись в
Россию, преподавал в Академии. В течение трех лет (1772-1774) возглавлял
комиссию по каменному строительству Санкт-Петербурга и Москвы. Наиболее
значительная работа зодчего -реконструкция Александре-Невской лавры и
сооружение ее главной постройки - Троицкого собора. В 1770-1780-х гг.
архитектор работал над созданием усадебных ансамблей в пригородах
Петербурга (в Тайцах, Си-ворцах и Пелле).
Другая известная постройка И. Старова - Таврический дворец.
ТОМАДЕТОМОН

Жан Франсуа Тома де Томом (1760-1813) родился в швейцарском городе Берне.
Детство и юность провел во Франции. Успешно окончив Парижскую академию
архитектуры, продолжил образование в Риме. Свой талант зодчий раскрыл в
России, куда приехал в 1799 г. уже зрелым архитектором.
Для построек де Томона характерны широкое использование творчески
переработанных приемов античного зодчества, применение укрупненных форм,
придающих зданию подчеркнутую монументальность. Он решал и крупные
градостроительные задачи. По проекту де Томона создавался архитектурный
ансамбль Стрелки Васильевского острова. Главным творением архитектора стало
здание Биржи -грандиозное сооружение, гармонично вписавшееся в
величественную панораму невских берегов.
Он также построил дом графини Лаваль, три фонтана из гранитных блоков на
Царскосельской дороге (два из них позже перенесли в черту города, установив
близ Казанского собора и в московском парке Победы), перестроил Большой
театр, здание которого не сохранилось.

Марсово ПОЛЕ !!! Одна из самых больших площадей Петербурга - Марсово поле -
формировалась в течение двух столетий - с 1710-х по 1920-е гг. В эпоху
Петра I здесь, на месте осушенного болота, устраивали народные гулянья,
фейерверки и военные парады, отчего обширное пространство (500 х ЗОО м)
получило название Потешного поля. Называли это место и Царицыным лугом, так
как в юго-восточном углу находился летний дворец Елизаветы I. С конца XVIII
в. огромную территорию все чаще использовали для военных смотров и парадов.
Одновременно она превращалась в мемориал русской ратной славы: в 1799г. на
берегу Мойки установили обелиск «Румянцева победам» (перенесен в 1818 г. на
Васильевский остров), а в 1801 г. - памятник А. Суворову (ныне на площади
Суворова). Наконец за площадью окончательно закрепилось современное
название - Марсово поле, данное в честь античного бога войны Марса.
С востока его граница определена Лебяжьим каналом, с юга - рекой Мойкой, с
запада Марсово поле оформляет грандиозное здание казарм Павловского полка
(арх. В.Стасов, 1817-1819). Казармы Павловского полка - монументальный
памятник победам русской гвардии - одно из совершенных сооружений русского
классицизма начала XIX в.
Боковым фасадом к Марсову полю обращено здание строгих архитектурных форм.
Это Мраморный дворец -выдающийся памятник раннего русского классицизма
(арх. А. Ринальди, 1768-1785). Сейчас дворец - филиал Русского музея. Свое
название он получил благодаря применению при отделке 32(!) сортов мрамора.
В марте 1917 г. Марсово поле превратили в некрополь -место погребения
революционеров. В центре площади установлен гранитный памятник Борцам
революции (арх. Л. Руднев). В 1920-1923 гг. на территории Марсова поля был
разбит сад с обширными газонами, группами кустарников, окруженный по
периметру липами (арх. И. Фомин, садовод Р. Катцер). В 1957 г. на Марсовом
поле зажгли первый в стране Вечный огонь.
К обширному Марсову полю примыкает Суворовская площадь. В центр ее в 1818
г. К. Росси перенес памятник А. Суворову, что и дало площади название.
Скульптор М. Козловский создал героический образ великого полководца,
облачив его в рыцарские доспехи и передав в бронзовой фигуре свойственные
военачальнику стремительность и волю к победе.




Реферат на тему: Шумерская цивилизация


Содержание


| | |
|ВВЕДЕНИЕ |2 |
| | |
|Глава 1. Загадка открытия шумеров. | |
| | |
|1.1. Первые исследователи. |3 |
| | |
|1.2. Расшифровка таинственных знаков. |4 |
| | |
|1.3. Открытие шумерского языка. |6 |
| | |
|Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации | |
| | |
|2.1. Население Двуречья до шумеров. |6 |
| | |
|2.2. Появление шумеров. |7 |
| | |
|2.3. Вопросы без ответа. |8 |
| | |
|Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера. | |
| | |
|3.1. Первые города. |9 |
| | |
|3.2. Урук в 2900 г. до н.э. |11 |
| | |
|3.3. Период Джемдет-Насера. Бронзовый век. |13 |
| | |
|Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров. | |
| | |
|4.1. Легенда о всемирном потопе. |14 |
| | |
|4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака» |14 |
| | |
|4.3. Загадка «Царского списка» |15 |
| | |
|Глава 5. Падение Шумера. | |
| | |
|5.1. Политические распри. |16 |
| | |
|5.2. Гибель шумерской цивилизации. |16 |
| | |
|Заключение. |17 |
| | |
|Список литературы. |18 |



ВВЕДЕНИЕ


То, что произошло на земле названной греками Месопотамией, что
означало между двух рек (Тигр и Ефрат), можно назвать переломным моментом в
истории человечества: здесь зародилась цивилизация. Потомки землевладельцев
каменного века, робко селившиеся по берегам болот – люди известные нам как
шумеры – сумели превратить все кажущиеся недостатки своей родной земли в
огромные преимущества, повлиявшие на развитие всего человечества.
Солнце обжигает землю, убивая скудную растительность, давшую
побеги после редких весенних дождей. Горячий ветер, рождённый лежащей к югу
пустыней, поднимает пыльные бури, гуляющие по унылой равнине. На горизонте
не видно ни одного холма. Едва ли в этих краях можно найти дерево, чтобы в
его тени укрыться от зноя. Однообразие ландшафта нарушают лишь две реки.
Вода влечёт к себе жизнь. Над болотом, там, где реки во время дождей
выходят из берегов, кружат птицы, косяки рыб собираются на мелководье. По
берегам болот в простых хижинах из глины и ила живут люди. Вскапывая землю,
они обрабатывают небольшие участки земли. Такой была долина, лежавшая между
реками Тигр и Ефрат 9 тысяч лет назад. Земли казались совершенно
неплодородными. Но, тем не менее, около 3000 лет до новой эры взору
предстала бы иная картина. На всём протяжении долины выросли великолепные
города. А вокруг раскинулись поля, засеянные зерновыми культурами. Ветер
гулял в рощах финиковых пальм. Повсюду возвышались храмы. Виднелись
каменные дворцы, особняки и улицы, застроенные просторными домами, сотни
мастерских с разнообразными товарами от гончарных изделий до драгоценных
украшений.
Кто были первые шумеры, откуда они появились в долине Тигра и
Евфрата – этим вопросам суждено остаться без ответа. Родиной этих
темноволосых и светлокожих людей следует считать восток или северо-запад
Месопотамии, их язык очень схож с языком народов побережья Каспийского
моря. Вероятно, шумеры поселились в долине около 3500 года до новой эры –
примерно в то время, когда там были основаны первобытные земледельческие
поселения. В любом случае первые шумеры осели на юге долины, строя свои
хижины по берегам болот, поросших камышом, которых было множество в дельте,
где Тигр и Ефрат впадали в Персидский залив.
История открытия и жизни шумеров до сих пор является загадкой для
историков и сравнивается по сложности с открытием космоса.


Глава 1. Загадка открытия шумеров.

1.1. Первые исследователи

М
есопотамия на протяжении веков привлекала к себе путешественников и
исследователей. Эта страна упоминается в Библии, о ней повествуют античные
географы и историки. История Месопотамии мало была известна и по той
причине, что здесь позднее царил ислам, поэтому иноверцам трудно было
попасть сюда. Интерес к прошлому, желание знать, что было до нас, всегда
являлись главными факторами, побуждающими людей к действиям, нередко
рискованным и опасным.
Самые первые исследования Месопотамии написаны в 1178 году и
напечатаны в 1543 году на древнееврейском языке, а спустя 30 лет на
латинском - с подробным отчётом, в котором идёт речь о памятниках древней
Месопотамии.
Первым исследователем Месопотамии был раввин из Туделы (Королевство
Наварра) Вениамин, сын Ионы, который в 1160 году отправился в Месопотамию и
30 лет странствовал по Востоку. Холмы с погребёнными в них руинами,
выступающими из песков, произвели на него сильнейшее впечатление и
пробудили страстный интерес к прошлому древнего народа.
Предположения первых европейских путешественников не всегда были
правдоподобны, но всегда увлекательны. Они будоражили и пробуждали надежду
найти Ниневию – город, о котором пророк Наум сказал: «разорена Ниневия! Кто
пожалеет о ней?». Ниневия, в 612 г. до н. э. разрушенная и преданная огню
мидийскими войсками, разгромившими в кровавых сражениях ненавистных
ассирийских царей, проклятая и забытая, стала для европейцев воплощением
легенды. Поиски Ниневии способствовали открытию Шумера. Никто из
путешественников даже не предполагал, что история Месопотамии уходит
корнями в столь далёкие времена. Не думал об этом и неаполитанский купец
Пьетро делла Валле, отправляясь в 1616 г. в путешествие на Восток. Мы
обязаны ему сведениями о найденных на холме Мукайяр кирпичах, покрытых
какими-то удивительными знаками. Валле предполагает, что это письмена,
причём их следует читать слева направо. Ему показалось, что кирпичи были
высушены на солнце. В результате раскопок Валле обнаружил, что основание
постройки было сложено из кирпичей, обожжённых в печах, но по величине не
отличающихся от высушенных на солнце. Это он впервые доставил учёным
клинообразные письмена, тем самым положив начало двухсотлетней истории их
прочтения.
Вторым путешественником, который наткнулся на следы шумеров, был
датчанин Карстен Нибур, который 7 января 1761г. отправился на Восток. Он
мечтал собрать и изучить как можно больше клинообразных текстов, загадка
которых волновала лингвистов и историков того времени. Судьба датской
экспедиции оказалась трагичной: все её участники погибли. Остался в живых
только Нибур. Его «Описание путешествий в Аравию и соседние страны»,
изданное в 1778 г. стало чем-то вроде энциклопедии знаний о Месопотамии. Ею
зачитывались не только любители экзотики, но и учёные. Главным в этом труде
были тщательно выполненные копии персепольских надписей. Нибур первым
определил, что надписи, состоящие из трёх отчётливо разграничительных
колонок, представляют собой три рода клинописи. Он назвал их 1, 2 и 3
классами. Хотя прочесть надписи Нибуру не удалось, его рассуждения
оказались необычайно ценными и в основном правильными. Он, например,
утверждал, что 1 класс представляет собой староперсидскую письменность,
состоящую из 42 знаков. Тому же Нибуру потомки должны быть благодарны за
гипотезу, что каждый из классов письменности представляет иной язык.



1.2. Расшифровка таинственных знаков.

К
опии, выполненные этим путешественником и открывателем, а также его
аргументированные предположения были ипользованы Гротенфендом при
расшифровке клинописи. Эти материалы оказались ключём к решению загадки
существования Шумера. На пороге 19 столетия научный мир уже располагал
достаточным количеством клинописных текстов, чтобы перейти от первых,
робких попыток к окончательной расшифровке таинственной письменности. Так
датский учёный Фридрих Христиан Мюнтер предположил, что, что 1 класс (по
Нибуру) представляет собой алфавитные письмена, 2 класс – слоги и 3 класс –
идеографические знаки. Он высказал гипотезу, что три разноязычные,
увековеченные тремя системами письма надписи из Персеполя содержат
одинаковые тексты. Эти наблюдения и гипотезы были верны, однако для
прочтения и расшифровки указанных надписей этого оказалось недостаточно –
прочесть персепольские надписи не удалось ни Мюнтеру, ни Тихсену. Лишь
Гротефенд, преподаватель греческого и латинского языков лицея в Гёттингене,
добился того, что оказалось не под силу его предшественникам. История эта
имеет довольно пикантное начало. Рассказывают, будто Гротефенд, страстный
любитель шарад и ребусов, в трактире побился об заклад, что решит
«головоломку из Персеполя», чем якобы вызвал хохот и насмешки. Кто мог
предположить, что сложнейшая проблема, над которой тщетно бились известные
учёные Европы, будет решена скромным учителем? Приступая к работе,
Гротефенд пользовался не столько своим опытом завзятого ребусника, хотя
этот опыт, несомненно, помог ему, сколько достижениями своих
предшественников.
Коротко ход его рассуждений можно представить так: колонка написанная
знаками 1 класса, представляет собой алфавит, насчитывающийся около 40
букв. Три из них повторяются особенно часто – это гласные, в том числе
буква «а» (согласно предположениям Мюнтера и Тихсена). Из сосредоточения
этих гласных Гротефенд сделал вывод, что перед ним надписи на языке «Зенд».
Внимание его привлекла также группа, состоящая из семи клинописных знаков.
И Гротефенд принимает за исходное, что они означают слово «царь», а не «
царь царей», как думали его предшественники. Но в таком случае группа
знаков, предшествующих слову «царь», должно соответствовать имени
властелина. В конце концов Гротефенд составил такую схему надписи:
У, царь великий (?), царь царей,
Х-а, царя, сын, Ахеминид.
Разумеется, прежде чем дойти до этой слепой формулы, Гротефенду
пришлось тщательно и детально проанализировать каждый знак; он строил
предположения, касающиеся грамматических форм неведомого языка, напряжённо
думал, анализировал, ещё раз думал и ещё анализировал. И что же?
Предположения Гротефенда оказались верными. Внимательно изучив,
проанализировав исторические данные и подставив вместо символов своей схемы
имена владык, он получил следующий перевод надписи:
Ксеркс, царь великий, царь царей,
Дария, царя, сын, Ахеминид.
Трудно себе представить, какого колоссального труда стоил Гротефенду
верный перевод этого выражения, какого объёма исследований он потребовал.
Ведь древнеперсидские имена были переданы у греческих авторов не всегда
фонетически точно и единообразно.
Гротефенд безошибочно расшифровал восемь знаков древнеперсидского
алфавита, а лет через 30 француз Эжен Бюрнуф и норвежец Кристиан Лассен
нашли правильные зквиваленты почти для всех клинописных знаков, и, таким
образом, работа по дешифровке надписей 1 класса из Персеполя была в
основном закончена.
Однако учёным не давала покоя тайна письмен 2 и 3 классов, да и
древнеперсидские тексты ещё плохо читались. В то же время, проходивший
службу в Персии майор и дипломат Генри Кресвик Раулинсон также принимает
попытку расшифровать клинописные надписи. Его личной страстью были
археология и достигшее в то время первых успехов сравнительное языкознание.
Для того чтобы продолжать исследование древних языков, увековеченных в
клинописных надписях, требовались новые тексты. Раулинсон знал о том, что
на старом тракте, около города Керманшах, находится высокая скала, на
которой видны колоссальные таинственные изображения и знаки. И Раулинсон
отправился в Бехистун. Рискуя жизнью, он взобрался на отвесную скалу, на
которой были выбиты огромные барельефы, и приступил к копированию надписи.
За лето и осень 1835 г., стоя над пропастью на шаткой приставной лестнице,
Раулинсон перерисовал большую часть древнеперсидского текста, клинописной
надписи из Бехистуна. Вскоре, в 1837 г., Раулинсон отослал в Лондонское
азиатское общество скопированный и переведённый текст двух отрывков. Из
Лондона эту работу немедленно переправляют в Парижское азиатское общество,
чтобы с ней ознакомился выдающийся учёный Бюрнуф. Труд Раулинсона был
оценен очень высоко: безвестному майору из Персии присваивают звание
почётного члена Парижского азиатского общества.
Однако Раулинсон не считает свой труд законченным: две оставшиеся
нерасшифрованными части Бехистунской надписи не дают ему покоя. Дело в том,
что надпись на Бехистунской скале, также как и надпись в Персеполе,
высечена на трёх языках. В 1844 – 1847 гг. Раулинсон, повиснув на канате
над глубокой пропастью, срисовывает остальную часть надписи. Теперь в руках
учёных оказалось два пространных текста, изобилующих собственными именами,
причём содержание их было известно по древнеперсидскому варианту. К 1855 г.
Эдвину Норрису удалось дешифровать и второй тип клинописи, состоящий
примерно из сотни слоговых знаков. Эта часть надписи была на эламском
языке.
Трудности по дешифровке двух первых типов клинописи оказались всё же
сущим пустяком по сравнению с теми сложностями, которые возникли при чтении
третьей части надписей, заполненной, как выяснилось, вавилонским
идеографически - слоговым письмом. Один знак здесь обозначал и слог, и
целое слово. Больше того, одним и тем же знаком могли передаваться
различные слоги и даже различные слова. В качестве примера можно привести
простейший случай: слог содержащий звук « р », мог быть передан шестью
различными знаками, в зависимости от того, с какой гласной он соседствовал
(ра, ар, ри, ир, ру, ур). Согласные выступали только в составе слога, тогда
как гласные иногда фигурировали как отдельные знаки.
Поэтому не удивительно, что никто не хотел верить, что когда-то кто-
то мог изобрести столь запутанный способ письма. А смельчакам, допускавшим
существование подобной системы письменности, расшифровка этих знаков,
передающих всю многозначность мёртвого, давно забытого языка, казалась
невозможной.
Между тем к середине 19 века языкознание сделало большие успехи и
лингвисты, исследующие структуру древних языков, уже имели за плечами
немалый опыт. Дискуссии велись не только вокруг попыток расшифровать
клинописные знаки 3-го класса, но и вокруг их происхождения и характера
языка, на котором был составлен этот текст. Исследователи задумались над
тем, сколь древна клинопись и каким изменениям она подвергалась за
многовековой период своего существования. Совместными усилиями целого ряда
учёных были преодолены огромные трудности в изучении вавилонского языка.
Неоценимую помощь в этой работе оказали археологи, доставлявшие
многочисленные таблички с надписями. В середине 19 века человеческий гений
одержал ещё одну победу: родилась новая наука – ассириология, занимающаяся
изучением всего комплекса проблем, связанных с древней Месопотамией.
Удивительная многозначность клинописи побудила учёных заняться вопросом о
её происхождении. Само собой напрашивалось предположение, что письмо,
которым пользовались семитские народы (вавилоняне и ассирийцы), было
позаимствовано у какого-то другого народа несимитского происхождения.


1.3. Открытие шумерского языка.

И
вот 17 января 1869 г. видный французский лингвист Жюль Опперт на заседании
Французского общества нумизматики и археологии заявил, что языком,
увековеченным на многих табличках, найденных в Месопотамии является
шумерский! А это значит, что должен был существовать и шумерский народ!
Таким образом, не историки и археологи первыми чётко сформулировали
доказательство существования Шумера. Это «вычислили» и доказали лингвисты.
Слова Опперта были восприняты сдержанно и недоверчиво. Вместе с тем
кое-кто в научных кругах высказался в поддержку его гипотезы, которую сам
учёный считал аксиомой. Гипотеза Опперта побудила археологов начать поиски
материальных доказательств существования Шумера в Месопотамии. Много в этом
плане мог дать тщательный анализ древнейших надписей. И вот в 1871г.
Арчибальд Генри Сайс публикует первый шумерский текст – одну из надписей
царя Шульги. Два года спустя Франсуа де Ленорман выпускает в свет первый
том своих «Аккадских исследований» с разработанной им шумерской грамматикой
и новыми текстами. С 1889г. весь учёный мир признал шумерологию областью
науки и определение «шумерский» принимается повсеместно для обозначения
истории, языка и культуры этого народа.
Нет ничего удивительного в том, что не археологи, вырывающие у песков
месопотамских пустынь тайны минувших веков, и не историки так уверенно
заявили всему миру: здесь находится Шумер. Память о Шумере и шумерах умерла
тысячи лет назад. О них не упоминали греческие летописцы. В доступных для
нас материалах из Месопотамии, которыми человечество располагало до эры
великих открытий, мы не найдём ни слова о Шумере. Даже Библия – этот
источник вдохновения для первых искателей колыбели Авраама – говорит о
халдейском городе Уре. Ни слова о шумерах! То, что произошло, по-видимому,
было неизбежно: первоначально возникшее убеждение о существовании
шумерского города лишь впоследствии получило документальное подтверждение.
Это обстоятельство ни в коем случае не умаляет заслуг путешественников и
археологов. Напав на след шумерских памятников, они не имели ни малейшего
понятия о том, с чем имеют дело. Ведь они искали не Шумер, а Вавилон и
Ассирию! Но если бы не эти люди, лингвисты никогда бы не смогли открыть
Шумер.


Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации.

2.1. Население Двуречья до шумеров.


Д
анные археологии говорят о том, что в 6 и 5 тысячелетиях до н.э. сначала в
Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения,
жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством,
но также земледелием. И в северной и в южной частях Двуречья возникали как
близкие друг другу, так и существенно различающиеся между собой культуры.
До нас дошли следы этих культур: изделия из камня и глины, сосуды с
характерным для каждой из них способом орнаментации, орудия труда,
охотничье оружие, украшения, фигурки и статуэтки, отражающие древнейшие
верования.
Не следует забывать: речь идёт о каменном веке, когда человек ещё не
знает металла, мир вокруг дик, непонятен, лишь немногие участки земного
шара заселены, а расстояние в 200 км представляется огромным и преодолеть
его труднее, чем спустя 10-20 столетий тысячи километров, разделяющие
страны с многочисленным населением. И тем не менее, люди познают мир,
завоёвывают, заселяют новые территории, принося с собой традиции уже
созданной ими ранее культуры. Всё это необходимо помнить, чтобы понять
процессы и события, связанные с появлением шумеров на берегах Тигра и
Ефрат.
Примером южной части Двуречья служит поселение Телль-эль-Обейд,
некогда располагавшееся на берегу Ефрата. Обнаруженные здесь глиняные
зеленоватые сосуды украшены тёмно-коричневым или чёрным геометрическим
орнаментом. Изображения животных и людей в орнаменте встречаются редко.
Зато в большом количестве найдены глиняные фигурки людей и животных. Эль-
обейдские сосуды выделывались вручную, иногда на медленно вращавшемся
гончарном круге, приводимом в движение при помощи рук. Дома строились из
тростника, обмазанного глиной, или высушенных на солнце больших глиняных
глыб. Мозаика из конусов не только украшала стены, но и предохраняла их от
размыва дождевой водой. Телль-эль-Обейд представлял собой большое и
многолюдное поселение. На окраине Эреду, расположенного неподалеку от
поселения, раскопано кладбище. В могилах - а их больше тысячи, рядом с
останками людей найдены обейдские керамические изделия.
Влияние обейдской культуры простиралось далее за пределы южной части
долины Двуречья. Отмечены и торговые связи с Индией, Забайкальем и
Центральной Азией.


2.2. Появление шумеров.

Б
ольшинство учёных утверждают, что именно в этот период, в эпоху расцвета
культуры Эль-Обейда, т.е. во второй половине 4 тысячелетия, в Месопотамии
появляются шумеры – народ, который в более поздних письменных документах
называет себя «черноголовыми». Откуда и когда, в какую эпоху пришли шумеры
- главная, трудная и, как утверждают многие исследователи, неразрешимая
загадка. Мнения учёных по этим вопросам чрезвычайно противоречивы и
совпадают теперь, пожалуй, лишь в одном: шумеры – народ пришлый.
Бесспорно одно: это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый
семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же
время или немного позднее. Многолетние поиски более или менее значительной
языковой группы, родственной языку шумеров, ни к чему не привели, хотя
искали повсюду – от Центральной Азии до островов Океании. Некоторые учёные
предполагают, что это кавказский народ, хотя прямых доказательств этому
нет.
Многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию с юга, со
стороны Персидского залива. Необходимо отметить, что большинство известных
науке городов шумеров имеют нешумерские названия. А поскольку эти города
возникли в глубочайшей древности, напрашивается вывод, что нешумерские
названия это названия дошумерские.
Попытки реконструировать древнейшую историю шумеров не помогли
отыскать их родину. Возможно, это было Иранское нагорье или же далёкие горы
Центральной Азии, или Индия.
По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры находилась, скорее
всего, в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители
могли овладеть искусством мореплавания. В этом мнения большинства
исследователей более или менее совпадают. Свидетельством того, что шумеры
пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на
искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков
холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей
равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины
жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно
доказательство: на шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся
одинаково.
Итак, многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским
путём. Во-первых, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их
древнейших верованиях главную роль играл Энки – мудрый добрый бог, чей дом
– Абзу – находился на дне океана. И, наконец, едва поселившись в Двуречье,
шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства,
мореплаванием и судоходством по рекам и каналам.


2.3. Вопросы без ответа.

О
босновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый
город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По
прошествии ряда лет шумеры двинулись в глубь Месопотамской равнины, возводя
или завоёвывая новые города. Этот пришлый народ подчинил себе страну не
вытеснив – этого шумеры просто не могли – местного населения. Напротив,
они восприняли многие достижения местной культуры, и то, что мы сегодня
называем шумерской культурой и цивилизацией, безусловно, является общим
достоянием многих народов, обогащённым и развитым пришельцами, создавшими в
Двуречье большое и могущественное государство.
В настоящее время на основе археологических материалов принято
считать, что, придя в Месопотамию, шумеры застали здесь высокоразвитую
культуру. В этом мнения большинства учёных совпадают. Что же касается
дальнейших событий, то о них высказываются самые противоречивые суждения.
Некоторые исследователи утверждают, что с приходом шумеров начался период
упадка, обусловленный ломкой обычаев, традиций. Другие учёные это мнение
оспаривают.
Нельзя не отметить, что все эти рассуждения не имеют под собой твёрдой
почвы, так как основаны на анализе гончарных изделий. Сравнивая форму,
способ изготовления, характер отделки и орнаментации изделий и пр. учёные
определяют последовательность возникновения отдельных культур и их
взаимозависимость, хронологию тех или иных явлений, делают вывод о том,
какая из двух культур, столкнувшихся в определённый период, одержала верх и
подчинила другую. Эта далеко не новая методика не может считаться
бесспорной. И всё же поскольку наука не располагает более совершенными
методами датировки событий и явлений столь отдалённой эпохи, приходится
довольствоваться тем, что есть. Это одна из причин того, почему
исследователи так часто меняют свои суждения. Земля открывает нам всё новые
тайны, которые заставляют нас пересматривать прежние взгляды. В результате
сдвигается хронология, появляются народы, дотоле неизвестные, считавшиеся
более поздними или более примитивными
Некоторые учёные допускают, что в формировании «обейдско-шумерской»
культуры ведущую роль могли сыграть племена, жившие среди болот на юге
Месопотамии. Археологический материал, найденный при раскопках в храмах
Эреду и Лагаша, свидетельствует о том, что жители Месопотамии приносили в
жертву богу Энки не зерно или мясо, что было бы естественно для
земледельцев и скотоводов, а рыбу. В последние годы в ряде исследований
сообщается о распространённости в шумерском искусстве мотива
«рыбочеловека». Эти предположения и размышления ещё раз показывают, в каком
лабиринте блуждают специалисты – шумерологи, жаждущие отыскать прародину
шумеров. С.Н. Крамер, неутомимый исследователь и популяризатор знаний о
шумерах, в одном из своих докладов сказал: «Что касается происхождения
шумеров, то мы знаем только то, что мы ничего не знаем».
Если же мы станем на ту точку зрения, что шумеры действительно пришли
в Южную Месопотамию из какой-то другой страны, нам придётся признать, что
этот народ, прибывший, скорее всего, морским путём, был жизнеспособный и
энергичный, с жадностью впитавший культуру местного населения, и в свою
очередь, щедро обогативший его своими собственными культурными
достижениями; что он появился, по-видимому, вначале на юге Двуречья и,
закрепившись на берегах Персидского залива, двинулся на завоевание всей
страны; что всё это произошло не позднее второй половины 4 тысячелетия, ибо
к началу 3 тысячелетия в Месопотамии уже появились культуры, признанные
шумерскими. Это были культуры Урука и Джемдет-Насра, ими заканчивается
архаическая стадия культурной жизни Месопотамии и открывается история
государства шумеров. Периоды культур Урука и Джемдет-Насра, по мнению
Хартмута Шмёкеля, охватывают 3000-2600 гг. до н .э., однако хронология, в
особенности относящиеся к истории шумеров древнего периода, крайне неточна
и является ещё одним предметом спора учёных.
Учёные условились считать конец 4 тысячелетия началом истории шумеров.
К сожалению, письменные документы этой эпохи ещё не поддаются полному
прочтению. Реконструкция этих эпох опирается главным образом на
археологический материал.


Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера.

3.1. Первые города.


После того как царственность низошла с небес,
Эреду стал местом царственности…

В
этом городе, расположенном на берегу пресноводной лагуны у самого Нижнего
моря (Персидский залив) собрались усталые путешественники. Захватив город,
они не разрушили его. Он служил им перевалочным пунктом. Записанный через
несколько веков миф рассказывает, что здесь находился дворец бога Энки,
воздвигнутый на дне океана. Ни один бог, кроме Энки не имел туда доступа. В
первозданном океане добрый Энки создал город Эреду и вознёс его над
поверхностью вод так, что он «засиял» подобно высокой горе. Омываемый
пресными водами, этот город являлся собственностью бога Энки, который
охранял его и его жителей. Это был священный город. Паломники продолжали
посещать его и после того, как в небесной иерархии произошли перемещения, и
бог Энки отошёл на второй план, уступив первенство своему брату Энлилю. На
протяжении нескольких веков жители Южной Месопотамии строили здесь
святилища. И шумеры воздвигли в этом месте свой первый храм, пока еще
небольшой и скромный, не отличающийся ни совершенством архитектуры, ни
богатством украшений.
Путь продвижения шумеров на север точно не известен.
Вторым городом, которым, по-видимому, овладели шумеры стал город Урук,
который находится в 75 км к северу-западу от Эреду. Этот город очень рано
стал играть роль одного из главных политических, экономических и
религиозных центров Шумера. Археологический материал свидетельствует также
о стремительности, с какой росли культура и могущество государства
шумеров. В окрестностях Урука обнаружено древнейшее искусственное
возвышение, на каких в Двуречье строились храмы. Стоящий на нём храм бога
Ана, сложенный из известняковых блоков археологи назвали «Белым
святилищем». Внушительные размеры (80 х 30 м), совершенство архитектурной
формы, сводчатые ниши, ориентированные на четыре стороны света, лестницы,
ведущие в алтарь, - всё это делало храм настоящим чудом архитектурного
искусства даже в глазах искушённых археологов.
Другие шумерские города той эпохи с точки зрения материальной культуры
и архитектуры мало отличались от Урука. В центре каждого из них на
искусственной платформе возвышался храм в честь бога-покровителя-владыки и
повелителя города, всюду тот же метод украшения стен, такие же ниши и
свободно стоящий жертвенный стол и пр. Тождество материальной культуры,
религиозных верований, общественно-политической организации различных
шумерских городов-государств не подлежит сомнению. Однако это отнюдь не
доказывает их политической общности. Напротив, скорее всего можно
предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии
возникло соперничество между отдельными городами - как вновь основанными,
так и завоёванными. Сохраняя культурную и религиозную общность, а также
тождественную хозяйственно-политическую структуру общества, шумеры вместе с
тем создали из отдельных городов самостоятельные, нередко враждующие между
собой государства. Отголоски этих войн, которые велись ещё на заре истории
Шумера, дошли до нас в строках эпических поэм, сложенных в более поздние
века, когда описываемые в них события превратились в легенды, а живые люди
- в богоподобные существа.
Однако не прекрасные сосуды и не великолепная архитектура привлекает
особое внимание исследователей, а возникшая в это время письменность.
Именно в тех культурных слоях Урука были обнаружены первые таблички с
пиктографическим письмом. В Эрмитаже также хранится один из древнейших
памятников письменности - плитка с пиктографическими значками,
высеченными, как полагают учёные, около 2900г. до н.э. В настоящее время в
музеях Европы, Азии и Африки имеется уже около четверти миллионов шумерских
табличек и фрагментов. Изучена и обследована лишь небольшая их часть.
Известно, что, по крайней мере, 95% этих документов представляют собой
тексты хозяйственного содержания: описи инвентаря, счета, расписки, отчёты,
сведения о жертвоприношениях и храмовом имуществе. На этом основании учёные
пришли к выводу, что письменность в Шумере возникла в связи с
хозяйственными потребностями и особенностями экономии. Шумерские города-
государства нуждались в точном учёте всех материальных ценностей, расходов
и доходов. Появившаяся благодаря прозаическим, будничным потребностям
шумерская письменность быстро прошла несколько фаз развития и довольно
скоро усовершенствовалась. Первоначальные рисунки предметов, малопригодные
для сложных понятий, были заменены значками, передававшими звуки. Так
возникло фонетическое письмо. Древнейшие таблички, в большом количестве
найденные в так называемом слое Урук 4, представляют собой пиктограммы,
изображающие собой человека, части его тела, орудия и пр. Эти «слова»
говорят о людях, о животных и растениях, об орудиях, сосудах и т.д. Из них
мы узнаём, что у шумеров были плуги, повозки, корабли, возы на полозьях,
различные орудия и утварь. Позднее пиктограммы стали заменяться
идеограммами, смысл которых не совпадал со значением рисунка. Знак ноги,
например, стал означать не только ногу, но и различные действия, связанные
с ногой. Первоначально таких значков, в которых нелегко было разгадать
прототип-картинку, насчитывалось около 2000. Очень скоро их число
сократилось на две трети; одним и тем же знаком стали обозначать одинаково
звучащие или однокоренные слова, например, слова, обозначавшие орудие
пахоты и пахоту. После этого оставалось уже сделать всего один шаг, чтобы
знаки приобрели чисто звуковое значение – возникло слоговое письмо. Однако
ни шумеры, ни народы, заимствовавшие у них систему письма, не сделали
следующего шага – не создали алфавитного письма
Создали шумеры и системы счисления – десятиричную и
шестидесятиричную. При помощи соответствующих символов они научились
обозначать как очень большие величины, так и самые малые дроби. Мягкой,
пластичной глины было сколько угодно под руками. Под лучами солнца она
быстро высыхала, превращаясь в камень. Не было недостатка и в тростнике, из
которого делались палочки для письма. Может быть этим объясняется страсть к
письму, так владевшая шумерами, да и их преемниками в Месопотамии?
Шумерские писцы выдавливали клинописные знаки вначале на небольших (4-5 см
в длину и 2,5-3 см в ширину) и «пузатых» глиняных табличках. Со временем
они становятся крупнее (11 х 10 см) и более плоскими.
Попытки хотя бы приблизительно датировать время возникновения
письменности у шумеров ведут к таким же запутанным и ожесточённым спорам,
как и вопрос об их происхождении или времени появления в Месопотамии.
Предметом дискуссии является, например, датировка упомянутого выше
письменного документа – камня с пиктографическими знаками. Однако,
поскольку в археологических слоях, относящихся приблизительно к 2900 г. до
н.э. находится уже много табличек с идеографическими знаками вместо
рисуночного, можно сделать вывод, что с момента возникновения древнейших
записей прошло, по меньшей мере, 200-300 лет. Если допустить, что
письменность шумеров не могла развиться за такой короткий срок – а они
пришли в Месопотамию незадолго до эпохи Урука, - то возникает
предположение, что шумеры владели искусством письма ещё на своей прародине.
Археологический материал, относящийся к этому времени, необычайно
богат и выразителен. Благодаря ему учёные смогли с большой достоверностью
восстановить внешний облик шумерских городов-государств, их общественно-
политическую структуру, занятия жителей и религиозные верования. Раскопки
рассказывают о том, как набирало мощь государство шумеров, как развивалось
их ремесло, торговля, зодчество. Поражает и восхищает темп культурного и
экономического развития Шумера. Как мало понадобилось времени, чтобы вместо
облепленных глиной тростниковых хижин появились огромные постройки, чтобы
безжизненные, затопляемые во время разлива рек или, наоборот, безводные и
пустынные районы превратились в цветущие сады, поля и луга, разрезанные
сетью ирригационных каналов, которые служили также и для судоходства. Даже
при самом беглом обзоре достижения шумеров в области материальной культуры
в эпоху Урука поражаешься необычайной жизнеспособности этого народа и
многообразию его тал

Новинки рефератов ::

Реферат: Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812г. (История)


Реферат: Развитие средств связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Женщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741-1761) (Государство и право)


Реферат: Система Лотка-Вольтерра (Математика)


Реферат: Из истории народного образования города Москвы (История)


Реферат: Доктрина фашизма (рецензия на статью Бенито Муссолини) (Политология)


Реферат: Международный договор купли-продажи в современной внешней торговле (Международное частное право)


Реферат: Облік готової продукції (Аудит)


Реферат: Государственный аппарат России в 1900-1917 (Политология)


Реферат: Влияние физических упражнений на организм детей с ограниченным зрением (Спорт)


Реферат: Детская Психология (Психология)


Реферат: Принципы международного права (Менеджмент)


Реферат: Фотография (Фотография)


Реферат: Тина Тернер - Королева рока (Музыка)


Реферат: Автоматизация банковских систем (Программирование)


Реферат: Этика французских просветителей (Искусство и культура)


Реферат: East Timor Independence (Международные отношения)


Реферат: Культурно-историческое значение принятия православия на Руси (История)


Реферат: Коробка передач (Технология)


Реферат: Фінанси підприємства (Финансы)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист