GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Национальные особенности менеджмента (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Национальные особенности менеджмента (Менеджмент)




Содержание:


Стр.
Вступление 3
1. Американский менеджмент 4
Японский менеджмент 6
2. Российские традиции управления 9
Заключение 11
Список литературы 12

Введение.
Любая отрасль деятельности человека имеет свою историю. «Без прошлого нет
будущего», а без ясного представления истории какой-либо отрасли
человеческой деятельности нельзя ни понять её сегодняшнее состояние, ни
предсказать пути её развития. Общее размышление об истории имеет актуальный
характер и в понимании, в частности, истории управления, в том числе и
одного из современных её типов – истории менеджмента.
В последние десятилетия слово management (дословно с англ.- управление)
приобрело интернациональный характер, подразумевая управление
экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, когда
«…каждая кухарка могла управлять государством…» это слово не
использовалось. Наверное, отчасти этим и объясняется тот факт, что в
разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется,
а на передний план выходит история управления западных государств,
Соединенных Штатов и Японии.
Сейчас ведущими экономистами и политиками активно дискутируются возможности
развития экономики России по принципу одной из западных «моделей» – в
теледебатах и на газетных полосах оппоненты «до хрипа» доказывают свою
точку зрения, активно перемежая свою речь английскими терминами и ссылками
на западные статистические данные. С приближением парламентских и
президентских выборов эта «гонка экономических программ» только усилится.
Однако без учетов нашего национального менталитета, исторически сложившихся
отличий в теории и практике управления, ни одну из мировых схем развития
экономики и выхода из кризиса нельзя приложить к российским условиям.
В своем реферате я попытаюсь провести некоторые сравнения общепризнанных
мировых управленческих взглядов и взглядов на управление в России.


Американский менеджмент.
Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и
истории менеджмента как науки вообще.
Менеджмент появился в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по
праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления
появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел
широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал
использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем
докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые
поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида
управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие
«научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора
«Принципы научного управления».
Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так
развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация
управления способствовали активному внедрению в управление системного
подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы.
Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между
различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую
популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие
правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным
направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и
технологии производства и уверенном в примате четкой организации
деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление
«организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим
особенностям предприятия.
Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в
сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента,
обусловленное самой историей образования Соединенных Штатов, объединение
теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное
творчество в этой области познания.
Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования
менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и
переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов
различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных
проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения
факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко
централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их
функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную
ответственность. Децентрализованная организационная структура управления
способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя
ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в
производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию
фирмы.
Несколько десятилетий назад такая функция, как «организация производства»,
была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в
США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций
составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в
организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование
управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень
принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к
процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти
преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий
вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса
считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные
преимущества больших компаний.
Исследую опыт управления, американские социологи заключают, что
экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту,
так же как и капиталу. «Менеджмент и капитал – вот две составляющие,
которые необходимы для экономического развития Америки.
В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует
отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из
составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную
ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления
производством и персоналом.

Японский менеджмент.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические
особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан
с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в
корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными
ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство –
человеческие ресурсы».
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть
характерных признаков японского управления.
Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии
ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.
Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство
корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с
руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную
возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для
укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует
улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и
рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для
улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность
количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и
сознательного направления вектора их активности на цели более значимые,
чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает
система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для
европейского образа мысли.
Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие
начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности
фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает
взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и
совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации,
дают существенные результаты. Японская система управления старается также
создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных
ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для
потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и
взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и
поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому
использованию для повышения экономической эффективности производства и
качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих
фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при
которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за
исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только
виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и
принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители
ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую
выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы
увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие
компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости
контроля качества. При управлении производственным процессом их главная
забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя
заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в
работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится
с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения,
японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных
помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие
нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии
для содействия дополнительным нововведениям широко используется система
новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого
качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.
Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок,
который может служить гарантией качества продукции и способен повысить
производительность благодаря чистоте и порядку.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих
отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества
служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и
управляющими.

Одной из отличительных особенностей японского управления является
управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими
служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно.
Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую
технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной
платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и
другие. Но существует и большая разница между американским и японским
управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих
служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую
мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления
стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам
фирмы.
Существуют также особенности японской системы управления качеством,
отличающая ее от западной системы:
управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении
качеством.
подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
деятельность кружков качества.
инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга
предприятию и проверка деятельности руководства.)
использование статистических методов.
общенациональные программы по контролю качества.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг.
Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он
часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа
осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он
должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и
сохранить любовь и преданность своего персонала.
В целом японская система управления опирается на коллективное решение
проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности,
отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.
Российские традиции управления

Рассматривая российские традиции управления, следует отметить, что в
результате отсутствия частной собственности в советский период российской
истории (1917-1991 г.г.), когда наука управления получила основной всплеск
развития по всему миру, мы будем рассматривать только традиции
государственного управления в России.
Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней,
на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую
роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем,
что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма
значительная часть крупного производства принадлежала государству.
Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления,
неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих
правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не
способствовало развитию новых идей в управлении.
Октябрьская Революция 1917 года только обострила все эти условия развития
национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в
молодой Советской республике, требовали от руководства страны, в которой не
осталось больше частной собственности, по военному четких мер по
реорганизации всех видов производства. Вкупе с однопартийной системой все
это сделало систему государственного и промышленного управления жесткой и
строго иерархичной. Экстренные темпы развития промышленности требовали
экстренных дисциплинарных мер, что привело к жесточайшей индивидуальной
ответственности руководителей за возглавляемое дело. По военному четкое
распределение обязанностей; узкая специализация государственных органов
управления промышленностью.
Новая экономическая политика государства несколько «ослабила
гайки», но крупная собственность так и осталась в руках государства, этот
период «послабления» был короток и мало что изменил в традициях
управления. Последующие периоды индустриализации и Великой отечественной
войны и ликвидации военной разрухи вернули все в прежнее, весьма жесткое,
русло.
Естественно, что всякое действие вызывает противодействие, поэтому
некоторое «ослабление гаек» в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева,
сопровождавшееся не меньшим спросом с партийных и хозяйственных
руководителей всех уровней, приводит отрыву высших слоев управления от
действительности. Нереальные планы производства, спускаемые сверху вызывают
волну приписок и искажения результатов хозяйственной деятельности.
Неимоверно разросшийся управленческий аппарат в этих условиях полностью
теряет смысл, занимаясь созданием ненужных бумаг и обработкой отчетов,
основанных на недостоверных и сознательно искаженных данных. Все это в
условиях полного зажима гласности и демократии приводит страну в
глубочайшему экономическому кризису.
Распад Советского Союза ставит проблемы борьбы с кризисом перед
правительством России. Основным девизом первого этапа возрождения экономики
становится такое знакомое: «… весь мир … мы разрушим…».
Для развития экономики применяется способ, весьма похожий на
предыдущий исторический опыт: жесткий контроль государства за экономикой,
протекционизм правительства по отношению к отечественной промышленности,
ориентация в руководстве на Лидера – сильную личность и т.п.
В целом складывается такой облик русского менеджмента:
Индивидуальная ответственность и направленность руководства и четкое
распределение обязанностей;
Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над
личностью;
Жесткая структура управления, медленная обратная связь.


Заключение.
Рассмотрев особенности национальных типов управления, для большей
наглядности я хотел бы собрать основные тезисы национального менеджмента в
таблицу:
|Объект сравнения |США |Япония |Россия |
|Характер решений |Индивидуальный |Коллективный|Индивидуальный|
|Преодладающие цели |Тактические |Стратегическ|Тактические |
| | |ие | |
|Разграничение |Четкое |Расплывчатое|Четкое |
|обязанностей и | | | |
|полномочий | | | |
|Специализация |Узкая |Широкая |Узкая |
|работников | | | |
|Ответственность |Индивидуальная |Коллективная|Коллективная |
|Приверженность |К профессии |К фирме |К профессии |
|работника | | | |
|Оценка и карьерный |Быстрый |Медленный |Медленный |
|рост | | | |
|Разделяемые ценности |Индивидуальные |Коллективные|Коллективные |
|Направленность |На человека |На коллектив|На коллектив |
|руководства | | | |
|Идеал менеджера |Лидер-сильная |Координатор-|Лидер-сильная |
| |личность |мозговой |личность |
| | |центр | |
|Способ контроля |По индивид. |По |По коллектив. |
| |показателям |коллектив. |показателям |
| | |показателям | |
|Отношение к |Формальное |Неформальное|Формальное |
|подчинённым | | | |
|Обусловленность |Личные качества|Возраст, |Возраст, стаж,|
|карьеры | |стаж, |коллективные |
| | |коллективные|достижения |
| | |достижения | |
|Структура управления |Жесткая |Гибкая |Жесткая |
|Оплата труда |По индивид. |По коллект. |По |
| |результатам |результатам,|коллективным |
| | |от возраста |результатам |
| | |и стажа | |
|Расходы на обучение |Низкие |Высокие |Высокие |
|персонала | | | |
|Найм на работу |Красткосрочный |Пожизненный |Краткосрочный |

Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, как тесно переплелись
качества американского и японского менеджмента в российских управленческих
традициях. И хотя следует признать, что такие основные черты российского
менеджмента являются пережитками Советского строя, что в новых коммерческих
структурах применяются совсем иные принципы управления, привнесенные в
основном из Америки и Западной Европы, основная масса промышленного
потенциала все ещё не включилась в перестройку моделей управления
производством.
Все вышеизложенное ещё раз доказывает сложность и неоднозначность
применения «готовых» экономических решений для «лечения» экономики ношей
страны

Список литературы:

«История менеджмента» под редакцией Д.В. Валового, Москва, ИНФРА-М, 1997
Пшенников В.В., «Японский менеджмент. 27 уроков для нас», Москва, «Япония
сегодня» – 1997
Тимошина Т.М. «Экономическая история России», Москва, «Филинъ», 1998
Электронный журнал «Офис-Курьер» http://main.gss.ru/press/ok/
Электронный журнал «Корпоративные Финансы»
http://cfin.ru/management/index.shtml





Реферат на тему: Невербальное поведение личности и ее влияние на ход переговоров
КУРГАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ»
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»



РЕФЕРАТ
ПО ПРЕДМЕТУ: «Этика бизнеса»
НА ТЕМУ: «Невербальное поведение личности
и ее влияние на ход переговоров»



Выполнил: Сазонов В.С.
Факультет «экономический»
Кафедра «менеджмент»
4 курс
Проверила: доцент Телегина Л.Н.



г. Курган, 2001 г.
СОДЕРЖАНИЕ:



Введение_____________________________________________3

1. Влияние личностных качеств на проведение переговоров____4

2. Переговорный процесс_________________________________5

3. Аспекты переговорного процесса________________________8

. Позитивный подход к переговорам____________________8

. Подготовка к переговорам____________________________8

. Начало переговоров_________________________________9

. Умение торговаться_________________________________10

. Тактические приемы и уловки________________________11

4. Влияние восприятия и эмоций на проведение переговоров___13

5. Невербальное общение_________________________________14

. Кинесические особенности невербального общения______14

. Проксемические особенности невербального общения____21

. Визуальный контакт________________________________ 24

Заключение___________________________________________26

Список использованной литературы______________________27



ВВЕДЕНИЕ

Вряд ли мы задумывались над тем, что начали вести переговоры, едва
научившись ходить. А чем же еще был наш отказ есть по утрам манную кашу и
терпеливые усилия родителей убедить нас в обратном? Мы не перестаем вести
переговоры ежедневно, порой даже не задумываясь над этим: с коллегами по
работе, партнерами, друзьями, Общими словами суть этого вида неформальных
отношений можно изложить в таком виде: переговоры обязательно включают в
себя элемент торга – обмен чего-то на что-то, подразумевая, что это
равноценные по значимости предметы и что такой обмен принесет одинаковое
удовлетворение обеим сторонам, участвующим в переговорах.
Все может быть, и не всегда достичь соглашения с ближним так просто,
как кажется. И просить у приятеля машину, договориться с женой и уговорить
коллегу помочь нам с докладом – все это и многое другое требует не только
определенных усилий, но и немалого мастерства и даже искусства, особенно,
когда мы непременно хотим получить желаемое. Приходиться признать, что это
не всегда возможно, и очень часто проигравшей стороной оказываемся именно
мы с вами.
Рассмотрение этой темы научит относиться к переговорам как к делу
вполне обычному и заурядному. Чем проще нам будет вести переговоры на
любые темы и в любой обстановке, тем приятнее будет иметь дело с
партнерами, что незамедлительно скажется на имидже менеджера.
Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ.
verbal - словесный, устный). Это требует от участников общения не только
грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную
роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное
общение). Особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает
при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами,
представляющими иные культуры и религии.



Влияние личностных качеств на
проведение переговоров.
Личность обладает индивидуальными чертами и качествами -
интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися
под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой,
общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное
значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей,
свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться
на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как
честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть,
достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

На характер общения оказывает влияние темперамент его участников.
Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический,
флегматический, холерический, меланхолический.

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к
новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и
переключается с одного вида деятельности на другой.

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым
видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но,
начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило,
ровное, спокойное.

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью,
упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам
настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок,
несдержан в выражениях.

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше
подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять
растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному
общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими
обязанностями.
Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и
интровертов. Согласно его классификации, экстраверты характеризуются
ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на внешнюю
среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к
различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний
мир и склонны к самоанализу, замкнутости. Такие типы темперамента,
безусловно, редко встречаются в чистом виде.
Наиболее распространенной формой делового общения является диалоговое
общение, т.е. такое речевое общение, при котором наиболее полно проявляются
моральные качества личности и черты характера, по которым тот или иной
индивид соотносится с определенным типом темперамента.
ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС

Из практики замечено, что для успешного проведения переговоров
необходимо наличие таких качеств, как целеустремленность, твердость,
терпение.
Целеустремленность - это не демонстрация собственной
принципиальности, преходящей в твердолобость, а скорее изобретательность и
находчивость в отстаивании собственных интересов, умение приспособить их к
конкретным обстоятельствам и постоянно меняющейся обстановке.
Твердость – это не демонстрация силы, а умение защищать свои интересы
в борьбе с людьми, чересчур напористыми или слепо следующие полученным
инструкциям. Это также умение видеть ту черту, за которой всякие
компромиссы уже теряют смысл.
Терпение – это способность маневрировать, вынуждая и другую сторону
искать пути к компромиссу, также это настрой на длительные переговорный
процесс, стремление довести его до положительных результатов, поиск
взаимоприемлемых вариантов решения того или иного вопроса.
Переговорный процесс схематически можно изобразить так, рис.1. Это
упрощенное воспроизведение всех основных этапов переговорного процесса с
учетом сохранения равенства интересов двух сторон, обстановки и среды, в
которой протекают переговоры.



Рис.1. Переговорный процесс

Более реалистическую картину дает схема на рис.2. Ведь, когда ведешь
переговоры, многое происходит спонтанно, неожиданно и реагировать тоже
приходиться сразу, незамедлительно перестраиваясь в соответствии с
помыслами, которые исходят от противоположной стороны. То есть успешные
переговоры – это во многом умение реагировать мгновенно, легко, четко
формулируя, т.е. не допуская иных толкований.



Рис.2. Воздействия на переговоры.

Умение мгновенно реагировать – это механизм включающий в себя
способность отделить второстепенное от важного и увидеть проблему в целом.
Приобретению этого механизма способствует – рост самосознания,
сведение воедино всех навыков и умений. Принято считать, что фундамент, на
котором возводиться здание механизма быстрого реагирования, у каждого
человека будет разным, а вот навыки у всех людей практически одинаковы и
главные из них приведены в таблице №1.
Таблица №1

Основные принципы и базовые навыки успешных переговоров.
|Базовые принципы |Основные навыки |
|Конструктивный подход к проблеме |Настоящие умение слушать |
|Подготовка |Умение творчески задавать вопросы |
|Осознание собственной силы | |
|Уверенность |Умение мыслить перспективно |
|Знание основ тактики и стратегии | |

Все мы, сознательно или бессознательно, впитываем в себя стереотипы,
превращая их в уже привычную манеру поведения. Даже если мы считаем себя
абсолютными новичками в таком деле, как переговоры, все равно вольно или
невольно мы стремимся подражать уже виденному или слышанному.
Также в процессе освоения методов ведения переговоров следует учесть,
что развитию механизма быстрого реагирования чаще всего мешают – стереотипы
мышления (организационные, поведения, мышления), культурные нормы и
традиции.



АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА

ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД К ПЕРЕГОВОРАМ
Желание решить проблему – самая главная предпосылка для того, чтобы
вступить в переговоры, поскольку ваш настрой и желание найти компромиссное
решение, устраивающее обе стороны, уже изначально как бы предопределяют
успешное их завершение.
Настрой на конструктивное сотрудничество в долгосрочном плане сегодня
выгоднее сиюминутного успеха, достигнутого путем жесткого прессинга и
диктата.
Настрой на конструктивное сотрудничество не имеет ничего общего с
мягкотелостью и беспринципностью, именно твердая и принципиальная позиция в
сочетании с гибкостью, умением маневрировать и уступать обеспечивают успех
переговоров.
Готовясь к предстоящим переговорам, пытаясь с их помощью добиться
того или иного решения, не забывайте о том, что у вашего партнера по
переговорам тоже есть свои интересы и требования, вполне возможно, вам
придется иметь дело с этим человеком или людьми и в будущем, а люди, как
известно, бывают злопамятными и в будущем они постараются поквитаться заняв
гораздо более непримиримую и жесткую позицию.
Кратко можно определить три группы итогов переговоров:
. ПОБЕДИЛ – ПОБЕДИЛ
. ПОБЕДИЛ – ПРОИГРАЛ
. ПРОИГРАЛ – ПРОИГРАЛ
Каждый из этих трех вариантов в равной степени может быть отнесен не
только к итоговым результатам переговоров, но и к тому настрою, с которым
человек садиться за стол переговоров.
Итог переговоров, означающий равную победу обеих сторон, требует
определенной подготовки к их ведению, чтобы достичь именно такого
результата и прежде всего следует:
1. Отделять личность, участвующего в переговорах, от решаемой
проблемы.
2. Смотреть на вещи шире, не замыкаться только на своей точке зрения.
3. Искать точки соприкосновения, а не границы раздела.
4. Быть конструктивным.

ПОДГОТОВКА К ПЕРГОВОРАМ
Надлежащая и обстоятельная подготовка к переговорам – это краеугольный
камень их успеха. Взгляните в прошлое, насколько переговоры были
эффективные и полезные, когда вы вступали в диалог во всеоружии, хорошо
зная предмет предстоящего разговора, его особенности, истоки возникновения
проблемы, изучив противника и шансы на успех.
Фундаментом для подготовки к переговорам служат наши размышления и
предположения Таблица №2. Чем больше мы знаем о собственных интересах,
потенциальных потребностях, приоритетах и возможных уступках, своих сильных
и слабых местах, соотношении сил и возможностей, а также о том, что хочет
партнер и каковы его истинные намеренья и цели, тем проще будет вести с ним
переговоры, находя такие компромиссные решения, которые в равной степени
устраивают нас обоих.
Затрачивая на анализ ситуации и тщательную подготовку к переговорам
силы и время мы получаем ряд преимуществ – уверенность в себе,
самообладание, мгновенная реакция, умение схватывать мысль на лету,
парировать любой вопрос, реагировать на каждое встречное предложение.

Таблица №2. Размышления и предположения.
|Думаем о себе |Думаем о них |
|Что я хочу |Что хотят они |
|Что я не хочу |Где предел их желаний |
|Предел моих желаний |За что станут вести торг |
|Мои уязвимые места |В чем их слабость |
|Где я есть и что будет со мной |Где они есть и что будет сними завтра|
|завтра | |
|Мои реальные позиции | |
|Мои реальные силы и возможности |Какие их возможности и силы |


НАЧАЛО ПЕРЕГОВОРОВ
Формальная часть переговоров начинается с изложения сути вопроса и
путей его решения в ходе переговоров. Именно от того, насколько компетентно
и грамотно вы представите свою точку зрения, в немалой степени зависит
успех всего переговорного процесса.
Здесь важно все и нет мелочей. Первое впечатление, которое вы произведете
на партнера по переговорам, во многом сформирует его дальнейшее отношение к
вам.
Три ключевых момента на этом этапе:
. Держитесь и говорите уверенно – люди будут думать, что вы
действительно уверенный в своих силах человек, они быстрее поверят
в вашу компетентность. Исследования психологов показали, что 55%
впечатления, которое формируется у другого человека о вас, зависит
от того, что он видит (пол, наружность, осанка, мимика, выражение
лица, одежда), 38% - складывается из того, что он слышит (тембр
голоса, интонация, четкость дикции), 7% впечатления вы способны
произвести словами, то есть тем, что говорите. Из этого следует,
что на первом этапе знакомства важнее не то, что говорите, а как вы
это говорите.
. Будьте настойчивы. Стиль ведения переговоров может быть
агрессивный, пассивный или настойчивый. Не смотря на положительные
аспекты все же агрессивный и пассивный стиль в большей степени
разобщают людей, принижают вас в глазах партнера. Золотой
серединой между двумя этими стилями поведения – проявить
настойчивость. Настойчивость – намерение добиться своего с учетом
интересов других, её цель – поиск компромиссного решения
устраивающего всех.
. Добивайтесь взаимопонимания. Взаимопонимание – основа основ хороших
контактов между людьми. Очень часто процесс наведения мостов
доверия и взаимопонимания между людьми происходит бессознательно,
интуитивно, но иногда необходимо применить некоторые действия,
чтобы добиться этого. К этим действиям можно отнести «зеркальное
отражение» – повторение поступков партнера, это чрезвычайно трудная
техника, если слепо копировать партнера, он может решить, что вы
насмехаетесь над ним. Интонация и манера произношения их проще
скопировать и это самый простой способ создания взаимопонимания
между партнерами (партнер говорит быстро и вы говорите быстро,
говорит тихо и спокойно и вы придерживайтесь его тона).

УМЕНИЕ ТОРГОВАТЬСЯ
Если вы настроены на конструктивный ход переговоров, значит вы
преисполнены желания двигаться вперед. Заключение сделки, достижение
соглашения – это есть реальное движение навстречу друг другу. Мы подходим к
этапу переговоров, который предполагает некоторый торг: компромисс в обмен
на согласие, уступка за уступку и т.д. На этом этапе думать нужно быстро и
нестандартно, используя четыре наиболее эффективных приемов ведения торга:
. Подавать и принимать соответствующие сигналы. Сигнал о том, что вы
готовы несколько изменить свою позицию, сигнал о том, что вы
уловили намерения вашего партнера – эти и многие другие сигналы
должны своевременно подсказывать участника переговоров, куда и как
надо двигаться, чтобы прийти к соглашению. Люди могут подавать
сигналы специально, иногда совершенно неосознанно, применяя
интонацию, голос или движения тела, вот почему важно научиться
передавать и принимать соответствующие сигналы, уметь их читать,
правильно расшифровывать и своевременно предпринимать необходимые
действия.
. Рисовать в воображении картину предположительного развития событий.
Итак, включаем собственное воображение и рисуем себе картину того,
что могло бы быть при том или ином повороте событий. Рисуем ее не
только для себя, но и рассказываем о ней партнеру, делимся с ним
своими сомнениями и опасениями, побуждая его таким образом к
дальнейшим конструктивным действиям.
. Умело торгуемся. Просигнализировав партнеру, что готовы двигаться
вперед и, более того, нарисовав ему потенциальную картину развития
событий самое время переходить к тому, что по сути своей и является
основой переговоров – началу торга, следуя основным правилам торга:
- отдавать то, что не имеет для тебя большого значения;
- стараться идти на равноценный обмен;
- отдавать только то, что можешь отдать;
- не отдавать ничего, не получив чего-либо взамен.
. Завершение сделки. Во избежания ситуации, когда сделка в принципе
заключена, а противоположная сторона начинает предъявлять
дополнительные требования, следует обговорить все требования и
условия сразу в виде пакета. Это позволяет комплексно обсудить все
вопросы с учетом возможной вашей уступки по одному пункту в ответ
на компромиссный шаг партнера по другому пункту. Пакетное
обсуждение вопросов сразу выводит партнеров на итоговое соглашение,
где учтены предложения и замечания всех сторон во имя достижения
соглашения. Когда партнеры уже в самом начале переговоров
выкладывают все свои претензии и требования, это способствует
созданию атмосферы доверия и открытости, что не мало важно для
проведения конструктивных переговоров.

ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И УЛОВКИ
Использование тех или иных тактических приемов – обязательное условие
любой игры. Для многих тактика – это нечто сродни уловкам фокусника,
желающего одурачить. На самом деле тактика предполагает честную игру, когда
ты получаешь то, что хочешь, но не ценой обмана или ущемления прав другой
стороны. Одним из немногих тактических приемов, который с самого начала
может быть признан полезным и целесообразным является отсрочка. Отсрочка –
это всего лишь перерыв в переговорах, который объявляют по согласию обеих
сторон. Не стоит забывать и согласовании сроков завершения переговоров этот
прием подстегивает стороны к более продуктивной работе, не дает
расслабиться или отклониться от темы. Довольно часто переговорам
предшествует «подготовка почвы», путем поднятия шумихи вокруг обсуждаемого
вопроса, запугивания через средства массой информации. В такой ситуации
следует, либо притвориться, что вы ничего не знаете, и ввести переговоры в
конструктивном духе, либо открыто заявить, что вы в курсе всех козней,
которые устраивает ваш партнер и потребовать от него объяснений его
поведения.
Часто в практике переговоров используются блеф, в принципе это тот же
обман, когда одна из сторон, участвующих в переговорах, заявляет, что она
добилась всего, чего хотела, а на самом деле этого еще нет. Пользоваться
этим приемом следует осторожно и лишь в тех случаях, когда вы, как
говориться, можете «дожать» партнера и добиться от него того немногого, что
еще осталось неудовлетворенным, иначе вам придется выполнить обещание.
Чтобы не попасться на такой крючок следует взвесить и оценить ситуацию
(насколько реальна угроза с точки зрения на ситуацию, поступали этот
человек таким образом раньше, насколько его поведение соответствует его
словам), попытайтесь проанализировать свое положение (сколько я потеряю, в
чем я выиграю, в чем проиграю, как это отразиться на моей репутации).
Уловки занимают не последнее место в приемах ведения переговоров, одна
из самых распространенных – место действия, (например: посадить человека на
неудобном месте), так же не подходящее время для переговоров позволит вас
поймать на крючок, застать в врасплох, совсем не готового и даст
преимущества вашему партнеру. Часто используется уловка «уровень
полномочий», когда кажется, что вы уже достигли соглашения, как вдруг
партнер заявляет, что он уполномочен идти только до определенного уровня.
Угроза – это, пожалуй, самое действенное средство для того, чтобы
сорвать переговоры или загнать их в тупик. К сожалению, практика
переговорного процесса свидетельствует о том, что к угрозам прибегают
гораздо чаще, чем хотелось бы. Угроза – это процесс демонстрации силы,
власти, но в равной степени и свидетельство собственного бессилия.
Но как бы то ни было, а люди чаще всего прибегают к угрозам тогда,
когда хотят вынудить сделать что-то очень нужное им. Причем угроза
подразумевает, что все остальные способы добиться своего уже испробованы и
не дали результатов. Если во время переговоров вы столкнулись с тем, что
вам угрожают, а вы при это по-прежнему настроены на конструктивный
переговорный процесс, постарайтесь заставить партнера отказаться от угроз и
посмотреть на проблему с иной точки зрения. Золотое правило гласит:
«Никогда не уступай шантажисту, пока у тебя есть хоть один шанс побороть
его».
Угрозы могут выражаться и проявляться в самых различных формах:
шантаж, намек, откровенное домогательство, скандал, и др.
Прибегая к угрозам как к эффективному тактическому оружию, будьте
осторожны: можно натолкнуться на ответное сопротивление, во много раз
превосходящее ваши угрозы, ведь угроза – это форма атаки, а следом идет
контратака.
Сталкиваясь с угрозами следует помнить:
- эффективность угрозы в немалой степени зависит от того,
насколько реально приведение ее в действие и насколько большие
неприятности она способна доставить тому, кому угрожают;
- угроза требует определенных издержек и от того, кто угрожает;
- угроза может вызвать ответную угрозу;
- чтобы вам верили, угрозы следует исполнять.



Влияние восприятия и эмоций на

результаты переговоров.


восприятие

Заключается ли сделка или улаживается спор, разногласия, возникающие
при этом определяется не совпадением хода мысли одного партнера с ходом
мысли другого.
Понять точку зрения другого человека- это не значит сразу согласиться
с ней. Но если вы лучше постигните образ его мышления, то сможете перейти к
пересмотру ваших собственных взглядов. Это помогает сузить область
конфликта, а также продвинуться вперед в вашей собственной
заинтересованности, получившей новый стимул, благодаря полученному знанию.
Нельзя делать вывод о намерении людей, исходя из собственных опасений.
Подозрительность часто проистекает от предубеждений и мешает достигнуть
согласия. Также нельзя перекладывать собственную вину на другого.
Очень важно вовлекать в процессе решения спора другую сторону.


Эмоции.
В переговорах, особенно, если они зашли в тупик, эмоции могут
оказаться важнее самой дискуссией. В этом случае стороны больше готовы к
борьбе, чем к сотрудничеству по выработке договоренности в отношении общей
проблемы. Эмоции с одной стороны вызывают эмоции с другой. Страх может
вызвать гнев, а гнев- страх. Эмоции могут быстро завести переговоры в
тупик, а то и вообще их прекратить.
Поэтому очень важно управлять прежде всего своими эмоциями и следить
за эмоциями партнеров.
Один из эффективных способов справиться с человеческим гневом,
расстройством и другими нервными эмоциями состоит в том, чтобы помочь
освободиться от этих чувств.
Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут
о своих обидах. Если дать возможность участникам переговоров « выпустить
пар», с ним легче разговаривать. Более того, если человек произносит
гневную речь и таким образом демонстрирует своим избирателям, что не
«мягок», ему могут предоставить большую свободу при переговорах. Даже, если
он все- таки присоединиться к соглашению, то в дальнейшем, защищая себя от
критики, он сможет, опираться на свою репутацию жесткого человека.
Разрядить эмоции во многих случаях помогают извинения, выражения
сомнения, совместная трапеза и т. п.



НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.
Для успеха в бизнесе важен учет особенностей межличностного общения.
Наряду со словесным (вербальным) общением исследователи предлагают
учитывать невербальный язык деловых людей.
В понятии невербального языка заключается не только умение
интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение,
но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны;
национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во
время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных
предметов (очков, сигарет и др.)

3.1.КИНЕСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.

Весь мир –
театр, и люди в нем актеры,
И каждый не
одну играет роль.
В.Шекспир.
Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам,
мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые
из этих кинесических составляющих.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от
друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны – они
хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во
всем мире означает «да» или утверждение. Жест «пожимание плечами» является
хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не
знает или не понимает, о чем идет речь.
Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа
культуры, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального
языка другой нации. Следует отметить, что наиболее распространенным жестом
является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или
тактильный контакт, является для человека самым первым и самым важным в его
жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но
и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в
детстве, отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает
эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом
состоянии. Культурные нормы значительно регламентируют тактильные контакты.
Прикосновение остается знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру
по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение.
Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.
Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения.
В каждом обществе складываются представления о том, как, когда, кого и кому
можно трогать. Если собрать список прикосновений, то мы увидим, что в
разных культурных слоях они осуществляются по-разному.
Например, удар является актом агрессии, но шутливое похлопывание по
спине, даже весьма чувствительное, старых приятелей воспринимается как знак
дружеского расположения. В разных культурах значительно различается и
допустимое количество прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко
прикасаются друг к другу. В Кембридже между студентами принято обмениваться
рукопожатиями дважды в год – в начале и в конце учебного года. В странах
Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика.

Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является
рукопожатие. Оно может быть очень информированным, особенно его
интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие
очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот,
продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о
сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым
взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей
руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто
попал в капкан).
Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у иностранцев.
Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь
слишком сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские
предприниматели терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку у них очень
ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно.
С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту
различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так,
что она оказывается повернутой вниз своей ладонью, это властное
рукопожатие. Такое рукопожатие свидетельствует о том, что вы хотите
главенствовать в процессе общения с вашим партнером.
Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, - это покорное
рукопожатие. Оно бывает необходимо в ситуациях, когда нужно отдать
инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином
положения.
Рукопожатие, при котором руки партнеров остаются в одинаковом
положении, обозначает, что оба партнера испытывают друг к другу чувство
уважения и взаимопонимания.
Пожатие прямой, не согнутой рукой, как и властное рукопожатие,
является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в том, чтобы
сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.
Жест, называемый «перчаткой», означает, что его инициатор честен и ему
можно доверять. Такой жест применяется только по отношению к хорошо
знакомым людям. Пожатие с применением обоих рук выражает искренность или
глубину чувств по отношению к партнеру. Для передачи избыточных чувств
используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера.
Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяют несколько
основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. Движение рук и
тела передают много сведений о человеке.
Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные
эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека
(сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или
подвижные).
Во-вторых. Позы и движения тела выражают многие черты характера
человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность,
осторожность или порывистость.
В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие
выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или,
напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание
позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.
В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные
человеком.
Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя
рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные
достоинства.
В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические
значения. Таким образом, они способны передать точную информацию.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить
откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и
«расстегивание пиджака».
Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед
в вашу сторону свои руки ладонями вверх.
Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся
своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети
чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.
Этот жест демонстрирует желание пойти на встречу и
установить контакт.
Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди
открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают
пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между
собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто
оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в
благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает
пиджак.
Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение
по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается
позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки,
распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который
отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по
переговорам).
Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам,
сомнении в вашей правоте. О желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих
случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится
прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя
взгляд в сторону. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов.
Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то
это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть
свою неискренность.
Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует
опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков
являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три
характерных положения.
Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим
оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует
пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить
от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение
других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки
в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют
вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и
уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носи
конфликтного характера.
Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в
кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной
позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы
предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то
следует постараться сменить тему разговора.
Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук
впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми),
обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по
обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники
полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в
правильности своей позиции, причем нередко сопровождается холодным, чуть
прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица
означает, что ваш собеседник на пределе, и если не принять оперативных мер,
снижающих напряженность, то может произойти срыв.
Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными
большими пальцами рук, является достаточно популярным среди деловых людей.
Он передает двойной сигнал: первый – о негативном отношении (скрещенные
руки), второй – о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук.
Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими
пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с
использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное
отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через
плечо.
Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и
стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица
сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что
вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же
побудило его сосредоточиться на проблеме.
Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми
глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.
Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает
подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз – собеседник
как бы рассматривает что-то вдали, как бы пытаясь найти там ответ на свой
вопрос.
Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь,
а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже
рта) – это является красноречивым свидетельством того, что он критически
воспринимает ваши доводы.
Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием
указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи
(обычно делается пять почесывающих движений).
Прикосновение к носу или его легкое потирание – также знак сомнения.
Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто
указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь
следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос потому, что он
чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для
кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении
закончить беседу достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш
собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали
неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над
вами. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите
следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном
завершении разговора.
Жест «почесывание уха» свидетельствует о желании собеседника
отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с
прикосновением к уху, - потягивание мочки уха – говорит о том, что
собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.
В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он
незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону
двери, при этом его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног
указывают на то, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания
является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно
откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать
собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать
разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.
Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно
связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать
окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает
и надевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих
жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше
всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь надевает очки, то это
означает, что он хочет еще раз «взглянуть на факты».
Жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие
собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь «протянуть время», чтобы
разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень
позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это
может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решени

Новинки рефератов ::

Реферат: Применение диатомита (Геология)


Реферат: Этнопедагогика (Педагогика)


Реферат: Травление п/п ИМС (Радиоэлектроника)


Реферат: Анализ преступлений о святотатстве (История)


Реферат: Вечный двигатель - perpetuum mobile (Физика)


Реферат: Семья как объект социологического исследования (Социология)


Реферат: Анализ и экономическая оценка технологий в цветной металлургии (Металлургия)


Реферат: Попереднє розслідування (Уголовное право и процесс)


Реферат: Чесменское сражение (Военная кафедра)


Реферат: Международное частное право (Контрольная) (Международное частное право)


Реферат: Художественная техника пианиста (Музыка)


Реферат: Сладкие холодные блюда, печенье из песочного теста (Кулинария)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сплавы (Химия)


Реферат: Гипотезы о природе шаровой молнии (Физика)


Реферат: Борьба за существование (Биология)


Реферат: Воссоединение Украины (История)


Реферат: Виды конфликтов в организации (Менеджмент)


Реферат: Статистика сільського господарства (Статистика)


Реферат: Эстетическое воспитание (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист