GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Учащимся о самообразовании (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Учащимся о самообразовании (Педагогика)





«Учащимся о самообразовании»



г. Сафоново, школа №6, 2003 год


Учитель Тужилина Г.В.



План:


Введение 3
1. Работа с учебником 5
2. Работа с книгой 6
Выписки. 8
План. 8
Тезисы. 8
Конспект. 9
3. Устное слово — источник приобретения знаний. 9
4. Работа над сочинением. 11
Памятка. 14
5. Подготовка доклада. 15
6. Памятка занимающимся самообразованием 15
Литература. 16



Введение

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование,
приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы
Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось.
Характер самообразования предопределяется социально-политическими и
общественными условиями. В доре-
Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися знаний с
учетом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к
тем, которые получены в стационарных или заочных учебных заведениях.
Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с
самовоспитанием и считается его составной частью.
Как понимать эту связь? В чем она заключается? Для значительной части
учащихся старших классов характерна тенденция к постоянному
самоусовершенствованию, стремление развивать в себе определенные качества
личности, искоренять отрицательное в поведении и чертах характера. Говоря
иными словами, школьники занимаются самовоспитанием, воспитанием самих
себя. Но учащиеся не только ставят перед собой определенную цель, они
стремятся достигнуть ее. Для решения поставленной перед собой задачи
используются различные пути, в том числе и самостоятельный поиск знаний
путем чтения дополнительной научно-технической и художественной литературы,
выходящей за пределы обязательной учебной программы. Поэтому в процессе
самовоспитания у школьников развивается умение самостоятельно организовать
свою деятельность по приобретению новых знаний.
Самообразование учащихся является ключом к решению ряда проблем
школьного обучения.



Известно, что полученные на уроках знания, особенно в старших классах,
нуждаются в закреплении и углублении. В домашних условиях учащийся должен
самостоятельно, без посторонней помощи разобраться в новом материале,
изложенном в учебниках или в других источниках, выполнить упражнения
творческого характера, решить математические задачи.
За последние годы в школе получила широкое распространение новая форма
классных занятий — семинары. Для того чтобы выступить на семинарском
занятии с докладом или сообщением, нужно основательно к нему подготовиться.
В старших классах применяется система зачетов, суть которой заключается
в том, что учащийся не только повторяет пройденное по определенным разделам
курса, но и привлекает дополнительную литературу и самостоятельно изучает
ее.
Следует учитывать, что школа обеспечивает учащихся знанием только основ
наук. Она не в состоянии дать молодежи того комплекса научных сведений,
который потребуется ей в практической работе. Если кто-либо из учеников
думает, что школьных знаний хватает навсегда, что, закончив школу или
другое учебное заведение, уже не надо больше учиться, он глубоко
заблуждается. Д. И. Писарев указывал, что надо учиться в школе, но еще
гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по
своим результатам, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо
важнее первого.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять и
расширять свои знания? Дело в том, что в век научно-технической революции,
в век атомных электростанций и завоеваний космоса наука, техника,
производство не стоят на месте, а непрерывно развиваются и
совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые
утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются
каждые десять лет. Это и обязывает любого специалиста независимо от ранее
полученного образования, профессии, возраста, если он хочет быть на уровне
современных достижений науки и техники и не желает отстать в духовном
развитии, заниматься самообразованием.
Для чего человек учится? Ответ на этот вопрос был отчетливо
сформулирован в передовой статье «Правды»: «Человек, вооруженный знанием,
становится богаче сам, больше пользы принесет людям. Умение определить свое
место в общем строю, приложить свои силы там, где вы больше всего нужны,
научиться строить правильные отношения с людьми, сочетать свои действия с
сегодняшними задачами, поставленными партией, невозможно без знаний, без
книги. Это одинаково нужно токарю и ученому, врачу и доярке, юноше,
вступающему в жизнь, и ветерану, убеленному сединами».


Работа с учебником

Основной книгой, с которой вы работаете в классе и дома, является
учебник. Учебные книги содержат самые разнообразные знания. Через учебники
вы познаете окружающий мир, знакомитесь с основными законами природы и
общества и имеете возможность развить свою мыслительную деятельность.
Главное в работе с учебником по любому предмету — это усвоение
материала. Что значит усвоить материал? Академик А. Н. Несмеянов в
популярной статье «Путь к знаниям», помещенной в «Пионерской правде»,
объяснил школьникам: «Усвоить — не значит выучить, вызубрить. Самый корень
слова показывает его значение: усвоить предмет — значит сделать его своим,
надо так овладеть знаниями, чтобы они стали как бы твоими собственными и ты
легко мог бы применить их в различных обстоятельствах.
Ученик прекрасно доказал теорему о том, как вычислить площадь
многоугольника. Но вот отец попросил его вычислить площадь их огорода, и
мальчик стал в тупик.
Это значит, что он не усвоил теорему, а только заучил ее. От таких
знаний мало толку».
В школьной практике встречаются случаи, когда учащийся несколько раз
добросовестно читает дома параграф учебника, а на уроке, во время ответа,
не в состоянии передать содержание материала. Получается так потому, что он
не вник в содержание прочитанного, не мог найти главного в тексте, не
разобрался в материале.
Характерным недостатком в самостоятельной работе учащихся с учебником
является механическое заучивание, зубрежка. Школьники хорошо запоминают
прочитанное, правильно пересказывают его содержание, а вот объяснить
основные положения, применить их на практике не всегда могут. Подобное
заучивание, таит в себе серьезную опасность, оно ведет к верхоглядству и
начетничеству.
Для того чтобы разобраться в прочитанном, нужно уметь выделить основные
вопросы, которые выдвигаются и обосновываются автором текста. Авторы многих
учебников обычно сами помогают читателям определить те основные вопросы,
которые излагаются в параграфе или разделе. С этой целью они делят текст на
смысловые части и каждой из них дают название в виде подзаголовков.
Авторы учебников часто сами помогают найти основную мысль статьи и даже
формулируют ее. Выводы, правила, обобщения они выделяют жирным шрифтом или
словами вразрядку. Часто основная мысль формулируется после таких слов, как
«значит», «таким образом», «итак», «следовательно» и др. Делается это для
того, чтобы подчеркнуть основную идею, обратить внимание читателя на выводы
и обобщения.
Научившись выделять главное в тексте, следует приступать к работе по
составлению плана. Чтобы составить план, необходимо расчленить текст на
смысловые части, найти главное в них и подобрать краткие заголовки каждой
части. Для этого после чтения каждой части поставьте перед собой вопросы:
«Как озаглавить то, о чем только что прочитал?», «О чем здесь говорится?» и
т. д. Ответы на вопросы следует записать в том порядке, который
соответствует логике текста. Получится план. Приведем,
В процессе работы над книгой по математике полезно руководствоваться
рекомендациями методистов, например:
«1. Математическая книга — не роман: читай ее с бумагой и карандашом в
руках, проделай самостоятельно все выкладки, которые имеются в книге.
2. Не спеши прочесть книгу, добивайся ясного понимания каждой фразы,
затем абзаца, параграфа. Не пропускай материал в связном тексте, ибо можешь
не понять дальнейшего.
3. Особое внимание обрати на определения и формулировки теорем. Не
поняв формулировки теоремы, не приступай к ее доказательству.
4. Если в книге что-то доказывается, сначала установи: что дано, что
нужно доказать; если что-нибудь надо найти, точно установи: что дано и что
надо найти...
5. Если ты читаешь о каких-либо геометрических фигурах, представь
их себе в отдельности и в указанной взаимосвязи,
6. Используй готовые модели. Такие имеются не только в математическом
кабинете, их много вокруг тебя: комната (параллельные и скрещивающиеся
прямые), спичечная коробка (параллелепипед), стакан, свернутый лист
бумаги. Изготовляй модели сам...
7. Ты прочитал условие теоремы. Не спеши читать доказательства по
книге, попытайся сам доказать теорему. Если ты даже не сумеешь, то сама
попытка принесет тебе пользу
Изучая формулы, теоремы, определения, приходится решать самые
разнообразные задачи. Изучение математики без решения задач немыслимо.
Здесь следует пользоваться следующими советами:
«1) внимательно прочитать условие задачи, найти данные и искомые (что
дано, что надо найти или что надо доказать);
2) найти способы решения задачи;
3) повторить теоремы, формулы для решения данной задачи и
использовать их при решении;
4) правильно построить чертеж (если с задачей связана геометрическая
фигура), используя данные задачи;
5) ввести буквенные обозначения;
6) сделать на чертеже дополнительные построения, если по ходу
решения задачи это необходимо;
7) записать кратко данные и искомые, используя математические знаки;
8) записать по пунктам решение, обосновывая каждый пункт
определениями, теоремами и т. д.;
9) если решение задачи вызывает затруднения, надо:
а) проверить, правильно ли использованы все данные задачи,
б) проверить правильность построения чертежа,
в) сравнить все решенные задачи с данной, найти общие свойства и
постараться использовать их в решении задачи».

Работа с книгой

Многие из вас увлекаются техникой, литературой, искусством, историей,
философией и, естественно, хотят знать больше, чем написано в учебниках. С
этой целью вы читаете книги, первоисточники, журналы, которые расширяют и
дополняют школьные знания в той или иной области науки. Чтение книг и
другой дополнительной литературы, содержание которых, выходив за рамки
школьных учебников, связано с появлением у вас потребности в знаниях и
служит средством удовлетворения ваших интересов, развития способностей и
склонностей. В самообразовании книга является одним из основных источников
знаний.
Как же читать книгу? Прежде всего, отметим, что методика работы с
книгой определяется целью и задачами, стоящими перед читателем в каждом
конкретном случае. Чтение книги принесет пользу в том случае, если вам
ясно, ради чего вы взялись за нее. Цель чтения может быть различной. Так,
одни обращаются к книге, чтобы основательно подготовиться к докладу,
написать содержательное сочинение, подготовить урок, дополнив знания из
других источников. Другие читают книги для того, чтобы удовлетворить свои
интересы в определенной области знаний. Третьи связывают цель чтения с
расширением уже имеющихся знаний или получением данных, которые
подтверждают правильность своей точки зрения по определенному вопросу.
Однако независимо от поставленной цели читатель пользуется во многих
случаях общими методами чтения, выработанными практикой. По вопросу
методики чтения книг имеется обширная литература. Взгляды многих авто ров
А. А. Жуковский сводит к четырем основным методам чтения:
«1. Чтение-просмотр, когда книгу бегло перелистывают, изредка
задерживаясь на отдельных страницах. Цель такого просмотра — первое
знакомство с книгой, получение общего представления о ее содержании.
2. Чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и
сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели
места.
3. Чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь
текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают и основательных
записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в
самом тексте (конечно, в собственной книге).
4. Чтение с проработкой материала, т. е. изучение содержания книги,
предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода
записей прочитанного».
В самообразовании используются все перечисленные методы. Рассмотрим
их кратко.
Полезно также прочитать предисловие к книге. В нем обычно приводятся
сведения, которые необходимо принять во внимание при чтении. Назначение
предисловия состоит в том, чтобы раскрыть читателю замысел всей книги. Во
вступлении иногда говорится о том, в связи с каким событием она написана,
на основе каких материалов создана, на какой круг читателей рассчитана.
Книга выбрана, начинается её основательное изучение.
В процессе работы над книгой часто применяют такой метод, как
подчеркивание фраз, с помощью которых автор выразил мысль, если эта мысль
(по мнению читателя) заслуживает внимания. Подчеркивание делается простым
карандашом, а также и цветными карандашами: красным подчеркивают основную
мысль, синим — факты, примеры, зеленым — определения, формулировки. Иногда
авторы книг выражают основную идею несколькими фразами, приводят длинные
доказательства. В таких случаях можно эти места отчеркнуть на полях одной,
двумя или тремя линиями. Причем отчеркнутая двумя линиями мысль указывает
на то, что она более важна, чем та, которая отчеркнута одной линией. На
полях книг рекомендуется делать пометки. Делается это для того, чтобы не
только отметить в тексте места, которые интересуют читателя, но и для того,
чтобы выразить к ним свое отношение.
Чтение должно быть продуманным. Продумать прочитанное — это, значит,
найти и понять основную мысль каждой части, выделить главное и
второстепенное, установить связь отдельных мыслей, сравнить выводы автора
со своими собственными взглядами по изучаемому вопросу, сопоставить
обобщения автора с фактами действительности, с жизненным опытом людей, т.
е. проявить самостоятельный подход к изучаемому материалу.
При чтении следует делать анализ и синтез текста. Это значит, что текст
надо расчленить на смысловые части, выделить в каждой части главное и
второстепенное, а затем, мысленно соединяя отдельные части, объединить их
единой идеей, сделать выводы и обобщения.
В процессе чтения полезно делать записи. Значение их огромно. Они
мобилизуют внимание читателя, побуждают глубоко обдумывать текст,
рассматривать его со всех сторон, расчленять на части по смыслу,
сопоставлять и обобщать их, находить формулировки выделенным частям. А все
это помогает лучше понять и запомнить содержание прочитанного.
Запись важна еще и потому, что, фиксируя мысль, читатель как бы
«переваривает» читаемое, задумывается над его содержанием. Психологи
утверждают, что для прочного запоминания материала нужно, с одной стороны,
чтобы процесс восприятия был как можно дольше, продолжительнее. С другой
стороны, необходимо, чтобы в усвоении материала принимало участие как можно
больше видов памяти. При чтении обычно участвует зрительная память, при
записи зрительная память дополняется моторной.
Делать записи полезно и в том отношении, что их можно использовать при
повторении материала для быстрого восстановления забытого, не прибегая к
повторному чтению.
Для учащихся записи являются лучшим способом собирания и накопления
материала, который потом используется для подготовки к докладу, к
выступлению, на семинаре, для написания сочинения.
Существует несколько видов записи; выписки, планы, тезисы, конспекты.

Выписки.

Выписки делаются для того, чтобы собрать во время чтения интересные
выражения, выводы и их доказательства, статистические данные, а также факты
и примеры, которые имеют отношение к изучаемому вопросу.
Выписки лучше всего делать на отдельных карточках, которые можно
систематизировать по темам, перетасовывать. Карточки можно временно изъять
из темы, чтобы использовать их в докладе, лекции, беседе, а затем снова
поставить на место.
Выписывая на карточку цитату, которая вам понравилась или необходима,
укажите название книги или статьи, откуда она взята, фамилию автора, год
издания книги, номер страницы.

План.

План — это перечень основных вопросов, изложенных в статье или книге.
Типичным примером плана является оглавление книги.
Составление плана предполагает выполнение следующих этапов работы над
текстом: чтение текста, по которому нужно составить план, ознакомление с
его содержанием в целом и выделение главной идеи. В процессе
первоначального чтения необходимо расчленить текст на смысловые части,
выделить основные положения каждой из них; при вторичном чтении основные
положения кратко сформулировать и записать в виде заглавий. Получится ряд
заголовков, расположенных в той последовательности, в какой автор излагает
основные вопросы.
Если главные вопросы книги или статьи содержат, в свою очередь,
положения, которыми они подкрепляются, то менее существенные положения
записывают подпунктами к соответствующим пунктам плана. Получится план,
который называется сложным. Таким образом, сложный план содержит не только
самые существенные, но и менее существенные положения, которые подкрепляют
основные вопросы.
Формулировки пунктов плана могут быть как в форме вопросительных, так и
назывных предложений.
Следует помнить, что краткость и сжатость формулировок достигается
постепенно. В начале пункты плана могут быть многословными, недостаточно
четкими. Точность ж лаконичность достигается в результате многократных
упражнений и настойчивого труда.
Практика показывает, что в процессе работы над планом читатель глубже
усваивает содержание текста, логику его построения, переходы и зависимость
между отдельными частями, А это ведет к развитию логического мышления,
вырабатывает умение сжато и кратко излагать свои мысли.

Тезисы.

Работая над учебниками и книгами, целесообразно делать записи в виде
тезисов. Если план только указывает на перечень вопросов, о которых идет
речь в книге или статье, не раскрывая их сущности, то тезисы в сжатой форме
передают содержание книги или статьи. Прежде чем приступить к составлению
тезисов, нужно найти в тексте основные положения и их доказательства, а
затем кратко и понятно их сформулировать.
Методы работы по составлению тезисов схожи с методами работы над
планом. Сначала текст читают и делят его на логически законченные части, т.
е. составляют план. Затем находят в тексте основные мысли и их
аргументацию, которые и дают ответ на вопросы плана.

Конспект.

Конспект — это сжатый, последовательный пересказ содержания параграфа,
раздела книги. Он включает в себя основные положения, доказательства их, а
также фактический материал (примеры, цитаты, статистические данные и др.).
Если для иллюстрации какого-либо положения автор книги приводит
разнообразный материал, то в конспект включаются наиболее яркие,
характерные примеры и факты. В конспекте могут быть записаны схемы,
таблицы, составленные на основе изученного материала. Конспект является
сложной формой записи, которая включает план и тезисы в расширенном виде.
При конспектировании надо избегать распространенной среди учащихся ошибки,
которая заключается в том, что конспект составляется сразу, в ходе первого
чтения, когда неизвестно содержание последующих страниц. Приступать к
конспектированию следует после того, как прочитана статья или раздел книги
и составлен план — основа конспекта. Затем нужно своими словами или словами
автора передать смысл прочитанного.
Конспект должен быть кратким, сжатым, ясным и логически
последовательным. Он должен передавать содержание конспектируемого
источника без искажения. Конспектированием можно овладеть успешно в том
случае, если научиться составлять план и тезисы.
Конспектирование учебника обычно не приносит желаемого результата,
потому что учебник сам представляет собой сжатый конспект и при
конспектировании его приходится либо переписывать, либо пропускать
отдельные мысли. Лучше всего пользоваться конспективной формой записи при
изучении научных, литературно-критических книг, статей и других источников.

Устное слово — источник приобретения знаний.

В процессе обучения в школе знания приобретаются не только из печатных
источников, но и непосредственно со слов учителя при изложении им учебного
материала. В рассказе, объяснении, лекции преподаватель в логической
последовательности излагает определенную тему курса, т. е. сообщает факты,
сопоставляет их, раскрывает связи между ними, делает обобщения и выводы.
Иногда вы слушаете лекции ученых по актуальным проблемам развития науки
и техники, выступления специалистов различных профессий, объяснения,
даваемые экскурсоводами па выставках, в музеях. Общедоступными стали радио-
и телевизионные передачи. Таким образом, значительную часть информации вы
получаете через слух. После окончания школы определенную долю знаний вы
также будете приобретать путем слушания лектора, докладчика, рассказчика.
Очень важно с максимальной полнотой воспользоваться знаниями,
поступающими от учителя или лектора. Что же надо предпринять, чтобы
услышанное сохранилось в памяти надолго? Для этого нужно внимательно
следить за ходом мысли лектора, не отвлекаться, воспринимать то, что вы
слышите, т. е. быть активным слушателем.
Основа умения слушать — это внимание. Важным средством достижения
активности внимания при слушании является ведение записей,
Некоторые из вас, не умея записывать устную речь, фиксируют все, что
говорит лектор. К дословной записи не надо стремиться. Записать рассказ
учитедя слово в слово невозможно, потому что устная речь опережает
письменную. Дословную речь лектора или докладчика можно зафиксировать с
помощью технических средств или, владея стенографическим письмом.
Как же законспектировать рассказ или лекцию учителя? Прежде чем
приступить к ведению записей, надо научиться слушать. Слушание — это очень
сложная умственная работа. В процессе слушания нужно понимать и записывать
то, о чем говорит учитель или лектор, выделять главные мысли и связывать их
между собой. Это достигается при неослабном внимании, при мобилизации воли
и терпенья.
Записывание в процессе слушания следует начать с тренировок по
составлению плана по рассказу учителя. После прослушанной лекции полезно
пересказать ее своими словами или уточнить правильность выделенных и
записанных основных положений.
По мере овладения навыками составления простого плана переходите к
более развернутым записям, т. е. к составлению сложного плана. К каждому
пункту простого плана записываются более подробные сведения. Это могут быть
на первых порах имена, даты, названия, цифры, а затем отдельные факты,
примеры.
Следующий этап овладения навыками записи — конспектирование. В конспект
вносят не только положения, узловые вопросы, но и существенные примеры,
факты, которые были использованы лектором для раскрытия темы. Конспект
кратко, но связно передает содержание рассказа или лекции.
Основные мысли при конспектировании надо формулировать своими словами,
записывать вопросы, возникшие в процессе слушания, отмечать непонятные и
трудные места.
Общие выводы, сделанные лектором, также следует занести в конспект.
В процессе слушания и записывания воспринимаемый материал целесообразно
классифицировать следующим образом:

|План |Основные положения, |Поле (для записывания|
| |раскрывающие пункты |собственных мыслей, |
| |плана |вопросов к |
| | |докладчику, лектору) |
| | | |

Работа над конспектом должна продолжаться после лекции. Следует
дополнить конспект сведениями, выводами, которые вы не успели/записать в
процессе слушания. Кроме этого, надо дописать сокращенные слова, расставить
знаки препинания, по возможности исправить стиль, описки, уточнить
возникшие вопросы.
Краткость записи в процессе конспектирования достигается путем
сокращенного написания часто употребляемых слов. Каждый из вас может
выработать и пользоваться своей системой сокращенного написания слов.
Приведем наиболее принятые сокращения:
в т. ч.— в том числе,
гл. обр.— главным образом,
т. н.— так называемый,
т. д.— так далее,
др.— другие,
нац.— национальность,
пром.— промышленность,
с. хоз.— сельское хозяйство,
ж. дор.— железная дорога,
см.— смотри,
> — больше,
< — меньше,
— возрастает, вверх,
— убывает, вниз.
Приобретение навыка конспектирования в процессе слушания достигается
тренировками. Выработайте в себе правило всегда конспектировать объяснения
учителей, их лекции, выступления товарищей на собраниях, семинарах,
диспутах, читательских конференциях и т. д. Используйте для этого любую
возможность.
Одним из способов совершенствования навыка конспектирования является
прослушивание магнитофонной записи и конспектирование записанного на пленку
материала.
Учащийся Виктор Д., слушая лекцию об искусстве, сделал следующую
запись, которую мы приводим полностью.
«Чехов говорил, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа, и мысли»; А. М. Горький в письме к Достоевскому писал: «Я
уверен, что каждый человек носит в себе задатки художника и при условии
более внимательного отношения к своим ощущениям и мыслям эти задатки будут
развиты»; «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть
художественно образованным человеком» (К. Маркс); Афоризм, принадлежащий
Бетховену: «Если бы все люди стали музыкантами, то на свете не было бы
войн»; «Чернышевский говорил, что прекрасное есть сама жизнь».
Из записи видно, что учащийся обращает внимание на высказывания
знаменитых людей об искусстве и эстетическом воспитании. Такой подход к
отбору материала допустим в том случае, если в целом знакома тема лекции, и
тогда записывается только то, что является новым и незнакомым,
Трудно дать одинаково пригодные для всех рекомендации относительно
того, что запомнить в процессе слушания, а что записать. Право отбора
материала для записывания предоставлено вам самим. Возможно, что кто-то
будет испытывать трудности, особенно на первых порах. При временных
неудачах не следует огорчаться. Помните: процесс одновременного слушания и
записывания — трудный вид умственной работы. Надо упорно трудиться — и вы
обязательно добьетесь успеха.

Работа над сочинением.

Написание сочинений, подготовка доклада требуют больше
самостоятельности, чем обычная подготовка уроков. Во время этой работы
учащийся должен мобилизовать все свои знания по определенному вопросу,
дополнить их новыми фактами, примерами, взятыми при изучении литературы, и
привести эти знания в систему. Кроме того, нужно высказать свое отношение к
описанным в сочинении или докладе событиям.
1. Работа над сочинением
Излагать свои мысли в письменном виде приходится каждому человеку,
независимо от возраста и профессии, Ученические сочинения как раз и ставят
перед школьниками задачу развить письменную речь, научиться самостоятельно
излагать свои знания в логической последовательности, научить анализировать
художественное произведение.
Работа над сочинением требует вдумчивости, сосредоточенности мысли и,
конечно, терпения. За один вечер содержательного сочинения не напишешь. Его
надо писать
Некоторые из вас откладывают написание сочинения на последний день
перед сдачей его учителю. Те, кто избрал такой стиль работы, не успевают
прочитать дополнительную литературу, продумать собранный материал, и в
результате сочинение страдает существенными недостатками. Бывает и так, что
некоторые школьники заимствуют у своих товарищей план сочинения, а то и
вовсе переписывают готовый текст. В одном из своих выступлений перед
молодежью М. И. Калинин говорил: «Допустим, что вы пишете сочинение и при
этом прибегаете к «услугам» более успевающих учеников или просто «сдираете»
со шпаргалки. Это, товарищи, гиблое дело, так вы никогда и ничему не
научитесь. Лучше написать хуже, но обязательно самому. Пусть вам при этом
придется тысячу раз переделать и переписать то, что вы сочиняете сами, но
вы не страшитесь этого и не щадите своих сил, это приучит вас к
самостоятельной работе, в этом-то и выражается самостоятельность».
Ценные рекомендации по написанию сочинений дает В. Г. Ситников в
брошюре «Как писать сочинение». К сожалению, большинство из вас лишены
возможности ознакомиться с этим изданием, потому что брошюра издана в
Свердловске и небольшим тиражом. Поскольку точки зрения В. Г. Ситникова и
автора этой книги на методику написания сочинений совпадают, считаем
целесообразным воспроизвести отдельные рекомендации названной брошюры.
В. Г. Ситников правильно считает, что четкое представление темы, ее
удачная формулировка являются важным началом в работе над сочинением. Все
темы школьных сочинений он классифицирует по группам. К первой группе В, Г.
Ситников относит темы, требующие характеристики литературного героя. Она
может быть полной («Образ Про-стаковой в комедии Д. И. Фонвизина
«Недоросль»), неполной, выборочной («Черты революционера в образе
Базарова»), сравнительной («Данко и Павел Власов»), групповой («Образы
помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Ко второй группе он относит сочинения об идейной направленности
творчества писателя («Тема патриотизма в лирике В. В. Маяковского»).
Третью группу составляют сочинения об идейном содержании произведения в
целом или его какой-то части («Общество будущего по роману Н. Г.
Чернышевского «Что делать?»).
К четвертой группе относятся сочинения о художественных особенностях
произведения («Народность романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»).
Пятая группа — это сочинения на темы обобщающего характера,
охватывающего не одно, а несколько произведений с общей темой («Героическая
борьба советских людей в тылу врага в годы Великой Отечественной войны»),
И наконец, творческие сочинения, которые пишутся на свободные темы.
Наиболее простой вид сочинений (полная характеристика литературного
героя) обычно не встречает особых затруднений. Надо только в определенной
последовательности охарактеризовать того или иного литературного героя.
Значительно трудней давать неполную выборочную характеристику героя. В.
Г. Ситников пишет, что ход мысли при написании сочинения на тему «Черты
революционера в образе Базарова» будет примерно следующий: «черты
революционера» — следовательно, нужны не все черты Базарова, а только
такие, которые характеризуют его как революционера. А кто такой
революционер? Революционер — это сторонник революционного движения. И. С.
Тургенев в лице Базарова изобразил революционеров 60-х годов (разночинцев-
демократов). В сочинении надо писать о мировоззрении Базарова: об отрицании
им общественно-политического строя, прогрессивной роли либерального
дворянства, о любви к своему народу, о его материализме и атеизме.
Освещение всех перечисленных сторон мировоззрения Базарова и составит
основу сочинения.
К сравнительной характеристике героев нужен другой подход. В сочинении
на тему «Данко и Павел Власов» не надо характеризовать сначала Данко, а
затем Павла Власова. Нужно сравнить их, показать, в чем их сходство и
различие.
Когда в сочинении требуется дать групповую характеристику, некоторые из
вас делают так: характеризуют героев одного за другим, механически соединяя
эти характеристики. Такие сочинения выглядят примитивно, в них
много повторений. Чтобы сделать сочинение на эту тему содержательным,
надо писать о типических чертах литературных героев, а об их индивидуальных
особенностях можно сказать кратко. Во время работы над сочинением на тему
«Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо надо показать все то
общее, что имеется у Оболта-Оболдуева и Утятина. Общим для всех помещиков
является паразитизм, абсолютная неприспособленность к трудовой жизни,
произвол, самодурство. Каждый из помещиков имеет и свои индивидуальные
черты. Оболт-Оболдуев хитрее Утятина, он труслив, лжив, насмешлив. Утятин
туп, крайне вспыльчив, но отходчив. Характеристикой индивидуальных черт и
надо закончить сочинение.
В работе над сочинением об идейном содержании художественного
произведения некоторые из вас подменяют идейное содержание пересказом
сюжета произведения. Прежде всего нужно четко представить себе, что идейное
содержание — это совокупность мыслей, идей, которые выражаются в
художественных образах, т. е. в характерах действующих лиц, в их поступках
и переживаниях.
В брошюре «Как писать сочинение» В. Г. Ситников анализирует тему
«Общество будущего по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и
показывает, что эта тема касается только части романа. Свои мысли о
социализме Н. Г. Чернышевский вложил в IV сон Веры Павловны, где нарисована
жизнь в будущем. Напомним, как представлял себе Н. Г. Чернышевский будущее
общество: а) труд людей будет носить коллективный характер; б) труд будет
радостным и легким благодаря высокоразвитой технике; в) исчезнет разделение
труда на умственный и физический; г) сотрутся существенные различия между
городом и деревней; д) каждый человек будет иметь все необходимые условия
для всестороннего развития своей личности. Все это и надо показать в
сочинении об идейном содержании романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Для сочинения на тему обобщающего характера нужно брать за основу не
одно, а два и больше близких по содержанию произведений. Например, на тему
«Героическая борьба советских людей в тылу врага в годы Великой
Отечественной войны» книг написано очень много. Важно вы-. брать конкретные
примеры, яркие эпизоды и, опираясь на них, написать об организации борьбы
советского народа против немецко-фашистских захватчиков, о самой борьбе, о
людях, принявших в ней активное участие.
Для написания сочинения на свободную тему нужны глубокие обобщения
литературных текстов с учетом разрешаемых в них социальных и моральных
проблем. Пишущему такое сочинение предоставляется широкое поле
деятельности, потому что он сам намечает вопросы для освещения, использует
свои наблюдения жизни. Здесь нужны не простые описания явлений и фактов, а
анализ их, осмысление того, что пережито, увидено, прочувствовано. Тематика
сочинений такого вида весьма разнообразна. Возьмем, к примеру, тему «В
жизни всегда есть место подвигам». Прежде всего необходимо раскрыть понятие
«подвиг», разъяснить, какой смысл вы в него вкладываете. Затем из огромного
количества интересных фактов нашей действительности надо отобрать самые
значительные, самые важные и необходимые.
Написание домашнего сочинения целесообразно разделить на три этапа:
накопление материала (чтение литературы и конспектирование), анализ
накопленного материала, составление плана и наконец написание сочинения.
Всю эту работу рекомендуется выполнить по частям на протяжении всего
времени, которое отведено на сочинение.
Каждый из этих этапов имеет свои трудности. Как вести накопление
материала для сочинения? Нужно твердо уяснить себе правило: сбор материала
ведется на уроках литературы и в процессе домашней самостоятельной работы.
При изучении творчества писателя, вы выполняете ряд заданий учителя:
читаете произведения, критические статьи, составляете планы, конспекты
отдельных глав и разделов произведения, выписываете цитаты, факты,
доказывающие какое-либо положение, делаете выводы при чтении критической
литературы, даете характеристику героев и т. д. Все это необходимо записать
в специальную тетрадь, на полях которой против соответствующих записей
сделайте пометку: «использовать в сочинении».
Слушая изложение учителя на уроках, ставьте перед собой вопрос «А что
взять для сочинения?», То, что считаете необходимым включить в сочинение,
запишите в тетрадь. При слушании урока у вас могут появляться собственные
мысли, аналогии, сопоставления. Их тоже следует записать.
Такой отбор материала поможет лучше осмыслить тему сочинения и накопить
необходимый для него фактический материал.



Собрав материал, нужно оформить план сочинения. (План может сложиться и
в процессе сбора материала, тогда и материал будет накапливаться в
соответствии с планом.)
Некоторые из вас сначала пишут сочинение, а затем составляют план к
нему. Те, кто так делает, не умеют самостоятельно работать и логически
мыслить. Представьте себе: построили дом, а затем составляют проект этого
дома. План нужен для того, чтобы все суждения изложить в логической
последовательности. Ф. М. Достоевский в период работы над романом
«Подросток» писал А. Г. Достоевской: «Очень работаю над планом... Но если
выйдет план удач.ный, то работа пойдет как no-маслу. То-то как бы вышел
удачный план!»
План сочинения, как правило, состоит из трех основных частей:
вступления, главной части и заключения.
Во вступлении обычно указывают цель сочинения, пишут о важности темы,
мотивируется выбор ее, говорится о взглядах писателя, об исторической или
общественно-политической обстановке, в которой было создано произведение.
Основная задача вступления — подвести к теме, к пониманию главной части
сочинения. Оно должно быть кратким. Если вступление написать затрудняетесь,
начинайте сочинение с основной части.
В главной части сочинения раскрывается основное содержание темы, с
помощью убедительных аргументов и конкретных фактов доказывается какое-либо
положение, делаются выводы и обобщения. Вот фрагмент сочинения
Главную часть сочинения следует разработать особенно тщательно. Писать
ее надо самостоятельно, излагая мысли просто и ясно в соответствии с
планом. На отдельные затрагиваемые в сочинении проблемы желательно
высказать свою точку зрения. Не бойтесь ошибиться. Если вы в чем-то будете
не правы, вас поправит учитель. Сочинения, в которых учащиеся высказывают
свое мнение о художественных произведениях, о его героях, всегда интересны.
Заключение должно вытекать из темы сочинения. Здесь подводится итог
написанному, делаются выводы.

Памятка.

При написании сочинения используйте следующую памятку.

1. Прочти художественное произведение. Это главный источник накопления
материала. Продумай, проникнись тем, что волновало писателя, отметь
закладками важные места, обрати внимание на главных героев, на те черты,
которыми их наделил писатель.
2. Подбери и прочти дополнительную литературу (критические статьи,
брошюры). Отметь то, что используешь в сочинении. Просмотри и проанализируй
накопленный на уроках и дома материал с выписками, цитатами, выводами и
т. д.
3. Составь предварительный план, наметь основные вехи в раскрытии
темы. Продумай, что будешь писать во вступлении, главной части и
заключении.
4. При ответах на вопросы плана используй свои знания по истории,
музыке, живописи, примени знания, полученные при просмотре кинофильмов,
используй весь свой жизненный опыт. Выбирай из этого багажа все, что
непосредственно относится к теме твоего сочинения. Пиши сначала в
черновике.
5. Пиши свободно, непринужденно, будто ты рассказываешь об этом своему
другу. Обращайся к книге тогда, когда надо сверить цитату или сослаться
на какой-то факт.
6. Пиши образно, лаконично, просто. Пиши чисто, разборчиво. Каждый
ответ на вопрос отделяй абзацем.
7. Пиши черновик на левой стороне двойного листа,
чтобы на другой можно было сделать необходимые вставки. Не пиши на
обратной стороне листа,
8. Написав сочинение, дай черновику один-два дня полежать, затем прочти
его, внеси необходимые поправки, отредактируй, после чего перепиши набело в
тетрадь.

Подготовка доклада.

Следует, различать два вида докладов: доклад-отчет и доклад, на научную
тему. Когда, например, необходимо сделать отчет о работе комсомольской
группы класса на отчетно-выборном собрании или сообщение на заседании
кружка, то структура доклада и подготовка его будет отличаться от доклада
на научную тему.
Доклад на отчетно-выборном собрании состоит из перечисления задач,
которые должна была решить комсомольская организация за отчетный период.
Затем излагаются условия, в которых работала комсомольская группа. Главная
часть доклада посвящается подробному анализу работы, выполненной за
отчетный период. Указывается и то, что не сделано, называются причины
невыполнения. Далее определяются задачи на определенный период работы,
аргументируется необходимость их решения. Заканчивается отчетный доклад
предложениями о том, как выполнить поставленные задачи.
Особенностью подготовки отчетного доклада является то, что материал для
него берется непосредственно из жизни комсомольской группы. Здесь нет
необходимости изучать литературу. Отдельные факты уточняются в беседах (или
через письменный отчет) с активистами класса, которым были поручены
конкретные участки работы.
Научный доклад строится на основе изучения литературы, поэтому и
подготовка к нему имеет свою специфику.
Очень важно отчётливо уснить тему доклада, точно определить круг
вопросов, которые надо осветить в докладе, чтобы знать, что именно искать в
каждом пособии. В противном случае вам: трудно (будет разобраться в
многообразии фактов.



Подобранную для доклада литературу просмотрите по оглавлению и отметьте
те главы и страницы, материал которых будет использован в докладе. После
такой предварительной работы вы убедитесь, что для доклада вам не нужны все
названные книги, а достаточно только пяти. Их и надо использовать.



Изучение подобранных материалов заканчивается составлением простого
плана каждого источника в отдельности. Затем, объединяя общие вопросы,
составляется сводный план, который нужно положить в основу доклада.

Памятка занимающимся самообразованием

1. Соблюдайте режим, поскольку занятия в одно и то же время облегчают
самообразовательную работу. Наиболее продуктивными бывают занятия, как
говорят, «на свежую голову», с утра или после отдыха.
2. Свежий воздух значительно повышает работоспособность организма.
Занимайтесь в проветренной комнате при нормальном освещении. Свет должен
падать на стол слева и освещать рабочую часть стола, а не ваше лицо.
3. Во время занятий сохраняйте правильную позу. Это предупреждает
преждевременное утомление. Не опирайтесь грудью о край стола, руки положите
на стол.
4. Делайте краткие перерывы на 10—15 минут после каждого часа работы,
а также между занятиями по разным предметам. Это позволит избежать
перенапряжения и поможет лучше усвоить материал.
5. Чередуйте умственную работу с физической. Смена занятий — хороший
отдых. Научитесь правильно отдыхать.
6. Сделайте все, чтобы в помещении, где вы работаете, было тихо.
Помните, что разговоры посторонних, включенный радиоприемник,
телевизор отвлекают от работы.
7. Всё необходимые для занятий пособия подготовьте заранее, ненужные
предметы уберите со стола, чтобы они не мешали вам во время работы .
8. Читайте бегло, но не торопливо. Это одно из условий сознательного
чтения.



9. Читайте выразительно, потому что неправильное произношение
слов часто влечет за собой искажение содержания читаемого. Старайтесь,
понять смысл каждого предложения путем постановки вопросов (о чем
говорится? и др.),
10. Установите ход мысли: идет ли она от основного положения к
доказательствам или наоборот.
11. Если при чтении книги, или учебника что-то осталось не совсем
ясным, обратитесь к дополнительным источникам, наведите точные справки и
выясните вопрос до конца.
12. Если в работе встретились затруднения, не расстраивайтесь,
сделайте перерыв, подумайте над вопросом и возьмитесь за работу снова.
13. К условиям успешной умственной работы относятся и психологические
факторы, которые следует учитывать. Это целеустремленность, вдохновение,
усилив воли, самостоятельность и настойчивость в труде. Старайтесь
выработать у себя такие качества.
14. Работу над докладом, сочинением, чертежом не откладывайте на
последний день. Распределите ее равномерно по частям в течение всех
отведенных дней. Выполнив работу, проверьте ее.


Литература.


Колбаско И. И. Учащимся О; самообразовании. Мн., «Нар. асвета»,
1976. 157 с.




Реферат на тему: Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов


Глава V
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте


Начало школьного обучения и воспитания ребенка является
ущественным переломным моментом во всей его жизни. Внешние
признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации,
в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент
имеет глубокое внутреннее основание — с приходом в школу ребенок начинает
усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания — науки,
искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и
мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и
соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми
такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них
человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная
деятельность.
В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте
дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам
указанных выше форм общественного сознания, но и те исторически возникшие
способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления, —
рефлексию, анализ, мысленный эксперимент.
Иными словами, содержанием учебной деятельности являются теоретические
знания (этим термином, как об этом говорилось выше, мы обозначили единство
содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий). Данное
положение, раскрывающее содержание и смысл учебной деятельности, возникло в
результате специального рассмотрения вопросов истории народного
образования, и современных тенденций его развития1. В определенной степени
это положение основано на фактах, которые были установлены в результате
анализа опыта работы начальной школы.
Термин «учебная деятельность», обозначающий один из типов воспроизводящей
деятельности детей, не следует отождествлять с термином «учение». Дети, как
известно, учатся в самых разных видах деятельности (в игре, труде, при
занятии спортом и т. д.). Учебная же деятельность имеет свое особое
содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов
деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном возрасте, так и в
других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной,
трудовой деятельности и т. д.). Причем в младшем школьном возрасте дети
выполняют все только что перечисленные и другие виды деятельности, но
ведущей и главной среди них является учебная — она детерминирует
возникновение основных психологических новообразований данного возраста,
определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их
личности в целом.

1. Некоторые вопросы истории учебной деятельности

мы обсуждали вопрос о том, что еще на заре человеческой истории возник
особый общественный феномен — культура, которая была призвана решать такую
общественно-Т1едагогическую задачу, как создание, хранение и передача
подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм
социального поведения. Именно при решении данной задачи в первобытном
обществе возникли обучение и воспитание молодежи, включенные в ее
совместную общественно-производственную и бытовую жизнь со старшими
поколениями. «Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки
приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки... Дети
являлись непременными участниками общинных праздников, включающих в себя
обрядовые игры, пляски, жертвоприношения»2.
Вместе с тем уже в первобытном обществе процессы обучения и воспитания
начинали приобретать относительно самостоятельное значение. Это выражалось,
например, в том, что «родовая община поручала старшим, умудренным опытом
людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей
рода...»3.
Превращение учебно-воспитательного процесса в самостоятельную область
социальной жизни произошло в рабовладельческом обществе. В древнегреческом
спартанском государстве мальчики с 7 до 18 лет жили в специальных
учреждениях, где обучались письму и счету и проходили военно-физическую
подготовку. В Древних Афинах мальчики в те же годы учились в школе, где
осваивали чтение, письмо, счет, пение, декламацию, физические упражнения
(это относилось лишь к детям свободных родителей). Богатые рабовладельцы
отдавали своих детей в особые школы (в гим-насии), где они наряду с
указанным материалом изучали философию, литературу (в Древней Греции
философия объединяла все теоретические знания того времени). Аналогичным
образом дети обучались и в Древнем Риме .
В эпоху феодализма духовенство, ремесленники и купцы содержали школы, в
которых дети сравнительно небольшой части непривилегированного населения
обучались чтению, письму и счету. Вместе с тем дети феодалов и именитых
граждан учились в школах, где им давалось повышенное образование,
включающее наряду с богословием грамматику, арифметику, астрономию и т.
д.5.
Вернемся к вопросу о содержании учебной деятельности, связанном с
теоретическими знаниями. Прежде всего необходимо учитывать историческую
изменчивость содержания и форм теоретического мышления и теоретических
знаний. Так, Ф. Энгельс писал: «Теоретическое мышление каждой эпохи... это
— исторический продукт, принимающий в различные времена очень различные
формы и вместе с тем очень различное содержание»6.
Те общекультурные умения и навыки, которыми дети овладевали в античной и
феодальной школах, были плодом глубоких теоретических поисков и открытий
своего времени, что находило то или иное выражение и в методике обучения
детей. В процессе усвоения чтения, письма, счета и некоторых других умений
(например, умений, связанных с пением и декламацией) у детей формировались
элементы рефлексии и анализа.
Эти операции теоретического мышления, имеющие место при обучении
буквенному письму, были выделены, например, Гегелем: слово при буквенном
письме, по его мнению, делается «предметом рефлексии», «подвергается
анализу», что позволяет человеку приводить чувственную сторону речи «к
форме всеобщности» . С этим связана та высокая оценка, которую Гегель давал
обучению чтению и письму в развитии человеческого сознания. Так, он писал:
«... Самый способ, каким мы научаемся читать и писать по буквенному письму,
следует рассматривать, как еще недостаточно оцененное, бесконечное
образовательное средство, поскольку оно переводит дух от чувственного
конкретного к обращению внимания на нечто более формальное — на звучащее
слово и на его абстрактные элементы, и тем делает нечто весьма существенное
для обоснования и расчищения почвы внутреннего сознания в субъекте» .
Однако уже в античном мире существовала такая ступень образования,
которая способствовала дальнейшему развитию теоретического мышления у детей
и юношей посредством преподавания им философии и литературы. Но эта ступень
образования была социально доступна лишь привилегированным сословиям.
Отметим^, что теоретическое мышление той эпохи было своеобразным: с одной
стороны, оно было диалектическим и рефлексирующим, с другой — оно
находилось на уровне непосредственного созерцания, отражающего в
нерасчлененной форме всеобщие связи природы.
Как известно, в XVII—XX вв. существенно изменились содержа-и формы
теоретического мышления по сравнению с античностью и средневековьем.
Сохранив свой диалектический характер, теоретическое мышление стало глубоко
опосредствованным и анали-.таческим. Используя средства рефлексии, анализа
и мысленного эксперимента, оно оказалось способным прослеживать в
абстрактно-понятийной форме процессы саморазвития сложных целостных систем.
Однако становление такого мышления происходило,^ частности, в процессе
преодоления абсолютизации возможностей рассудочно-эмпирического мышления,
которое, как отмечалось ранее, решает задачи классификации предметов путем
их сравнения.
Создание дидактики и методики начального обучения в буржуазной школе
осуществлялось в прошлые века при значительном влиянии теории эмпирического
мышления. В результате этого при формировании у детей общекультурных умений
существенно уменьшилась роль теоретического мышления, присущего
представителям
даже предыдущих эпох, и тем более не были использованы возможности
теоретического мышления нового типа.[pic]
Вместе с тем хотя роль такого мышления в школьном обучении была
приуменьшена, однако фактически она все же сохранилась (не исключено, что с
этим обстоятельством связано мнение Гегеля о недооценке роли обучения
чтению и письму как образовательного средства). Общекультурные умения и
навыки по своим истокам так глубоко связаны с теоретическим мышлением, что
его значение в том или ином виде обнаруживается при разных способах обуче*
ния этим умениям. Поэтому хотя и в неразвернутой форме, но учебная
деятельность была характерна и для детей, обучавшихся в буржуазной
начальной школе.
Таким образом, дети, приходя в школу, начинают выполнять учебную
деятельность по овладению такими знаниями и умениями, которые так или иначе
связаны с теоретическим мышлением соответствующего времени. При этом у
детей формируются основы теоретического отношения к действительности.
Развитие теоретического отношения к действительности позволяет человеку
«выйти» за пределы непосредственно наблюдаемой бытовой жизни; оно вводит
его в широкий круг опосредствованно-представляемых событий, происходящих в
мире, а также в отношениях людей. Поэтому сознательное участие человека,
например, в общественно-политической жизни связано с его грамотностью.
«Безграмотный человек, — писал В. И. Ленин, — стоит вне политики, его
сначала надо научить азбуке»9.
В эпоху империализма система школьного образования в принципе имеет три
ступени — начальное, неполное среднее и полное среднее образование. Однако
действительно массовый характер имеет лишь начальное образование (оно
начинается, как правило, с 6 лет). При этом в начальной школе до сих пор
господствует методика обучения, основанная на теории эмпирического
мышления. Об этом свидетельствует, например, такая особенность методики
обучения в современной французской школе: «Упор на развитие памяти, на
дословное запоминание составляет наиболее характерную черту методики
обучения в начальной школе»10.
Критикуя ярко выраженный консервативный характер методов обучения во
французской школе, прогрессивные деятели просвещения пишут: «Мы отнюдь...
не приуменьшаем роли памяти... Но необходимо пользоваться методами,
способствующими умственному развитию. Привычка запоминать без понимания...
отрицательно влияет на формирование самостоятельных суждений, затрудняет
развитие критического и рационального мышления»".
Преподавание арифметики во французской начальной школе Б. Л. Вульфсон
характеризует так: «Строго говоря, предмета «ариф-
метика» во французской начальной школе нет. Соответствующие сведения
дает дисциплина, именуемая в учебном плане «счет». И это более Точное
название, ибо элементы теории здесь сведены к минимуму...»12.
В буржуазной неполной и особенно в полной средней школе имеется ряд
дисциплин, содержащих теоретические разделы, соответствующие определенным
научным знаниям. Однако прохождение этих ступеней образования для многих
детей трудящихся капиталистических стран затруднено, так как буржуазия в
целях сохранения социального неравенства использует, например,
труднопреодолимые для них искусственные барьеры между школами разного типа,
тупиковые направления учебы13.
В капиталистических странах для обоснования социальной селекции детей
привлекается определенная «теория», «согласно которой лишь меньшинство
детей (от 25 до 30%) обладает так называемым «концептуальным» складом ума,
дающим возможность успешно освоить полный курс средней школы»14. При этом
рост образования в ряде развитых капиталистических стран, например в США,
«сопровождался пересмотром содержания массового обучения в направлении
уменьшения в преподавании доли основ наук, как якобы непосильных, не
представляющих интереса и не приносящих пользы для трудящихся»1*.
Таким образом, содержание буржуазного школьного образования (как,
впрочем, и образования в других эксплуататорских обществах) имеет два
разных уровня. Первый уровень включает ряд общекультурных умений и навыков.
Хотя этот уровень содержит некоторые элементы теоретических знаний, в целом
же он направлен на утилитарно-прикладную подготовку детей, которые
принадлежат в основном к непривилегированным слоям населения. Второй
уровень так или иначе связан с научно-художественными знаниями и нацелен на
теоретическую подготовку учащихся, являющихся по преимуществу выходцами из
привилегированных сословий. В различии этих двух уровней выделяется прямой
классовый интерес этих сословий, стремящихся к тому, чтобы школьное
образование давало их детям такую подготовку, стимулировало такое
психическое развитие, которые обеспечивали бы им участие в управлении
общественными делами.
Однако следует иметь в виду следующее важное для современных трудящихся
капиталистических стран обстоятельство— это то, что «потребности в
образовании, сформировавшиеся на экономическом фундаменте изменений в
общественном производстве, породили сложную цепь социальных, политических и
культурных изменений в условиях жизни, в облике рабочего класса и всех
трудящихся... Потребности в образовании стали в процессе
воспроизводства в один ряд с потребностями в пище, одежде и т. п.»16.
Естественно, что такое жизненное значение потребности в образовании толкает
трудящихся капиталистических стран к социальной борьбе за создание
общества, в котором они сами и их дети могли бы получить полноценное
современное образование.
С первых лет Советской власти в нашей стране последовательно претворялись
в жизнь ленинские идеи единой, трудовой, политехнической школы — в
кратчайший срок страна шагнула от массовой неграмотности ко всеобщему
среднему образованию молодежи, которое дополняется ее всеобщим
профессиональным образованием. «Впервые в мировой истории создана подлинно
народная школа, обеспечивающая на деле равенство всех граждан в получении
образования... Социализм утверждает высокий авторитет знания и культуру,
честного труда на благо общества»17.
При осуществлении реформы школы (1984) решаются такие задачи, как
повышение качества образования и воспитания, обеспечение более высокого
научного уровня преподавания каждого предмета, прочное овладение учащимися
основами наук, усовершенствование учебных планов

Новинки рефератов ::

Реферат: Минеральные ресурсы России (География)


Реферат: "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева (Литература : русская)


Реферат: Близнецовый метод в психогенетике (Психология)


Реферат: Московское сражение Второй Мировой войны (История)


Реферат: Особенности правового положения иностранных граждан в МЧП (Международное частное право)


Реферат: Addobe Page Maker (Программирование)


Реферат: Философские системы индуизма: Ньяя, Вайшешика, Миманса (Философия)


Реферат: Автотранспортные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Военный коммунизм (Контрольная) (История)


Реферат: Общая физическая подготовка: цели и задачи (Спорт)


Реферат: Проблема идентификации человека в пространстве истории (Философия)


Реферат: Металловедение (Металлургия)


Реферат: Компьютерные сети (Программирование)


Реферат: Типы лидеров и их функции (Социология)


Реферат: Объекты гражданских правоотношений (Право)


Реферат: Себестоимость, расчет по экономическим элементам и калькуляционным статьям (Предпринимательство)


Реферат: Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (Музыка)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Этикетка и упаковка (Полиграфия)


Реферат: Netware (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист