GeoSELECT.ru



История / Реферат: Древняя Индия (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древняя Индия (История)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С Ш №43



Реферат на тему:

«ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ»



Ученицы 10 «В» класса

Кутузовой Елены



Могилев, 2002



Список литературы:

1.Г.И. Довгяло «Что такое История?»
2. О.В. Перзашкевич и А.А. Прохорова «Страны Древнего Востока»
г. Минск
«Народная Асвета»
1996г.
Содержание:


СПисок литературы…………………………………………2стр

1. СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………3стр
2. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...4стр
3. ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ…………………………….5стр
1. Местоположение и природа Древней Индии…………..5стр
2. Образование государств в Древней Индии.………………6стр
3. Хозяйственная жизнь. ……………………………………...7стр

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ …………………………………9стр

4. Языки и письменность Древней Индии. …………………..9стр
5. Литература. …………………………………………….……9стр
6. Религия Древней Индии.…………………………………...10стр

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ………………………………………11стр


4 Раскопки в Махенджо-Даро……………………..…………11стр


5 Общественное устройство индийце по древним законам...12стр

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………13стр


Введение
Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории
проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько
общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не
известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык
и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день.
Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные
культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец.
Они приручили самое крупное животное в мире слона.
Почитали и верили в разных богов. Обожествляли животных. Наравне с
богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и
священных знаний. Брахманов считали живыми богами.
Это очень интересное государство и народ.



Древнее государство Индия


Местоположение и природа Древней Индии.
На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная
страна — Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако
современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим
же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту,
Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым.
На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На
западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были
большие разливы. Здесь расстилались просторные степи.
На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра.
Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами
и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где
даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны,
ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых.
Центральная и южная части Индии в древности представляли собой
гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но
обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись
большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и
медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее
лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество.
Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и
торговлю с ними.



Образование государств в Древней Индии.
Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре
индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних
индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до
н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа
на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных
классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль
играли жрецы.
С упадком Индского государства распалась и общественная организация.
Была забыта письменность.
Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и
свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих»
(ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам
зависимое положение в обществе.
Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три
сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы,
учителя, хранители культуры. Вторая варна — кшатрии. Ее составляла военная
знать. В третью варну — вайшьи — входили земледельцы, ремесленники и
торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна —
шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны
служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали
«неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять
самую грязную работу.
С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной
жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это
дробление называется делением на касты.
И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву
рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры
— ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила
поведения каждого индийца.
Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I
тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По -
древнеиндийски «раджа» означает «царь».)
В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее
основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии
Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при
внуке Чандрагупты Ашоке (263—233 гг. до н. э.).
Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии
существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но
временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и
прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его
культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время
складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь,
древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.
.
Хозяйственная жизнь.
Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда
было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые
в мире хлопчатник и сахарный тростник.
Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз,
свиней, ослов, слонов. Конь появился позже.
Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали
из меди. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры
и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская
обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам
были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали.
Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество.
Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и
камни, слоновую кость и раковины.
Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г.
археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива
моря.
Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии
привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи,
фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы
обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке
Амударья.
С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в
середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно
отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии
опережали индцев, так это в использовании лошади.
Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое население Индии —
индийцы — вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя,
проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы
долины реки Ганг.
Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве
занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями.
Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I
тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно
облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями.
Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное
дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани,
изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани
были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и
более простые дешевые ткани.
Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась
обменом товарами между соседними общинами.
Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие
сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они
приручили самое крупное животное в мире слона.


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ


Языки и письменность Древней Индии.
В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с
высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили
жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых.
Первые надписи индцев относятся к XXV — XIV вв. до н. э. Индское письмо,
которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных
табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в
одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число—17.
В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым.
Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из
санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова,
похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета — свята (праздник),
брахман—рахманы (кроткий).
Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый
человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как
шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом
жестокого наказания.

Литература.
О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев
— это огромное наследие для всего человечества.
Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды,
написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально — мудрость) —
священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев
знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная
жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую
культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой.
Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных
произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в
сокровищницу всемирной литературы. Первое место в этом ряду принадлежит
великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна».
В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право
управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича
Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и
приключения.
Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы
и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки,
не забываются и по сей день.

Религия Древней Индии.
О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они
верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды
растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык.
Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные
бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир.
О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура
создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм
берет свое начало из Вед.
Именно Веды — первые и главные священные книги индуизма. Древний
индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии.
Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди
них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель
всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель — шестирукий Шива. Его
образ подобен древнеиндийскому богу — покровителю скота. Представление о
Шиве — доказательство влияния культуры местного населения на верования
пришельцев ариев.
Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как
хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами.
Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой
суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника
Будды, что означает «просвещенный».
Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует.
Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов,
священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого
человека зависит от правильного поведения в обществе.
Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм
принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии
индуизмом и стал распространяться в более восточных странах.
Именно в это время появляется главная священная книга современного
индуизма — «Бхагавад-Гита» — «Божественная песня».
Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы)
Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их
на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ


Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех
километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина
составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам
город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные
прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6—12 м. Возвышение,
сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные
башни. Это была главная часть города.


Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и
ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для
каждого из них были установлены определенные занятия.
Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и
жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма
установил для брахманов. Брахман всегда первый.
Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение
священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал
кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше
четвертой части урожая своих подданных.
Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных
книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям.
Но только одно занятие Брахма дал шудрам — служение первым трем со
смирением.
Заключение
Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в
истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен,
которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии
Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских
авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные
книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению
без утрат.




Реферат на тему: Древняя Русь

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ
(Технический университет)



Кафедра Истории и политологии



Методические указания студентам по теоретическому
изучению курса “Россия в мировой истории”
Киевская Русь. Монголо-татарское нашествие и его последствия.
Создание Российского централизованного государства.
Европа в начале Нового времени. Московское царство.



Москва 1998.

Составители: профессор Попова Т.Г., Оганесян М.Н.



Киевская Русь. Монголо-татарское нашествие и его последствия. Создание
Российского централизованного государства. Европа в начале Нового времени.
Московское царство./ Методические указания по теоретическому изучению курса
“Россия в мировой истории”/ Моск.гос.институт электроники и математики;
Сост.:Попова Т.Г., Оганесян М.Н. М.,1998



Методические указания рекомендуются студентам I курса всех
специальностей для написания контрольных работ, рефератов и подготовки к
семинарским занятиям и экзаменам.

ТЕМА IV

« Киевская Русь . Монголо - татарское нашествие и его последствия ».


При изучении данной темы обратите внимание на необходимость
понимания следующих вопросов:
1 Происхождение и первоначальное расселение славян.
2 Образование Киевской Руси.
3 Социально - политический строй Древней Руси “Русская правда”.
4 Значение принятия христианства на Руси.
5 Причины феодальной раздробленности.
6 Последствия монголо-татарского нашествия на Русь.

Самостоятельная работа по теме должна помочь вам приобрести
соответствующие знания и умения.
а) уметь определять факторы, оказывающие влияние на процесс
складывания древнерусского государства.
б) понимать значение принятия христианства на Руси.
в) знать особенности социально-политического строя Киевской Руси.
г) понимать последствия монголо-татарского нашествия в консервации
феодальной раздробленности, а борьбы за независимость - в
политической централизации Руси.

Начать работу по теме целесообразно с изучения параграфа1 « Киевская
Русь» второй главы учебного пособия « Россия в мировой истории ».
Познакомьтесь с материалами хрестоматии по этому разделу , документами
№1,2,3,4,5 в первую очередь , с отрывками из «Повести временных лет»,
первого письменного источника древнерусской истории, где имеются
свидетельства государственного объединения славянских племен. Там же
обратите внимание на выдержки из «Сокращенного курса русской истории»
С.Ф.Платонова о крещении князя Владимира и подлинный свод древнерусского
феодального права «Русскую правду».
При изучении этой темы обратите внимание на то, что Киевская Русь одно
из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от других стран
, как Восточных так и Западных, процесс формирования государственности имел
свои специфические черты - пространственные и геополитические. В ходе
своего становления Русь приобрела особенности как Восточных так и Западных
государственных образований, поскольку занимала срединное положение между
Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических
границ в пределах огромного равнинного пространства (двуглавый орел,
утвержденный в качестве государственного герба Иваном III и символизирующий
евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишним столетия до того
Ярославом Мудрым). Потребность в постоянной защите от внешних врагов
значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом
развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную
государственную власть.
Проследите процесс становления древней Руси с VI по IX век . Прочитайте
в хрестоматии летописные источники о расселении славян , различных племенах
, их обычаях , нравах .
Важно понять, что государство возникает в неоднородном обществе и
представляет собой способ регулирования отношений между различными
социальными слоями, классами и т.д. Государственность у славян начинает
формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной
общины к соседской, формируется имущественное неравенство (соседская община
- поселения людей, не связанных родственными узами, но занимающих
определенную ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю:
каждая семья имеет право на свою долю общинной собственности.)
Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был
период военной демократии.
Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и
дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные
ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть
определенную роль в жизни племени . Князь-военный вождь, первоначально
племени, а затем - общий для союза племен . Дружина - профессиональное
войско, постоянное занятие которого война . Вече - племенное собрание, в
котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только
боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда . Общее
племенное ополчение - боеспособная часть мужского населения племени,
участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости.
Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в
приглашении на правление Рюрика, князя варяжского происхождения. Обратите
внимание на 882 год, когда конунгу Олегу удалось объединить Новгородскую и
Киевские земли в древнерусское государство - Киевскую Русь со столицей в
Киеве, по определению князя - "Матерью городов русских».
Прочитайте документ №1 в хрестоматии . Проанализируйте внутреннюю и
внешнюю политику первых киевских князей - (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).
Уясните для себя, какую роль сыграл сын Святослава «Владимир Красное
солнышко» в объединении всех земель восточных славян в составе Киевской
Руси.
Охарактеризуйте общественный строй и хозяйственную жизнь древнерусского
государства, где сложилась структура управления во многом схожая с западным
институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам
автономии . Так, бояре - высший слой общества - являлись вассалами князя и
были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными
хозяевами на своей земле и имели вассалами менее знатных. Великий князь
управлял территориями при помощи совета (Боярская дума), в который входили
старшие дружинники, Боярская дума символизировала права и автономию
вассалов и обладала правом «вето». Основную ячейку общественного устройства
Руси составляла община. Другой особенностью было всеобщее вооружение
народа, сложившееся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны
степных кочевников.
Обратите внимание, что X-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное
частное землевладение. Формой земледельной собственности становится вотчина
(вотчина т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая с правом купли-
продажи, но и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне
выплачивали дань государству и становились поземельно зависимыми от
феодала, выплачивая ему натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако
значительное число жителей составляли независимые от бояр крестьяне-
общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Полюдье-сбор
дани со всего свободного населения - наиболее характерная форма господства
и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия
подданства .
Утверждение феодальных отношений нашло отражение в «Русской Правде" -
своде древнерусского феодального права. Прочитайте в Хрестоматии выдержки
из «Русской правды».
В “Русской Правде” содержится ряд норм, определяющих правовое
положение отдельных групп населения :нормы о повышенной (двойной) уголовной
ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы
об особом порядке наследования недвижимости (земли ) для представителей
этого слоя.
Основная масса населения разделилась на свободных и зависимых людей,
существовали также промежуточные и переходные категории.
Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или
княжеской воли ,а как «обида», т.е. причинение морального или материального
ущерба лицу или группе лиц .Объектами преступления были личность и
имущество .
Система наказаний по Русской Правде достаточно проста . Высшей мерой
наказания остается «поток и разграбление»,назначаемое только в трех
случаях:за убийство в разбое, поджог или конокрадство.Наказание включало
конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой»,т.е.
в рабство.
В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая,связанные
с принципом талиона(«око за око,зуб за зуб») , в случаях с кровной
местью.Но главной целью наказания становится возмещение ущерба
(материального и морального ) .
Судебный процесс носит ярко выраженный состязательный характер: он
начинался только по инициативе истца , стороны в нем (истец и ответчик)
обладали равными правами , судопроизводство было гласным и
устным,значительную роль в системе доказательств играли «ордалии»( «суд
божий» ) , присяга и жребий.
Один из сложных вопросов темы-причины феодальной раздробленности на
Руси .
В этой связи обратите внимание на междоусобную войну русских князей ,
связанную с особым порядком наследования Великого княжения . Прочтите в
хрестоматии документ о порядке княжеского владения после Ярослава Мудрого .
Ответьте на вопрос , на чем держалась единство русской земли и что
определяло ее раздробленность .
В то же время важно понять , что феодальная раздробленность -это
неизбежная ступень эволюции феодального общества, экономической основой
которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью.
В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные
экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные
вотчинные хозяйства, владения многих монастырей и церквей. Выросли и
сплотились феодальные кланы - боярство со своими вассалами, богатая
верхушка городов, церковные иерархи. Зарождалось дворянство, в основу
жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на
земельное пожалование на время этой службы. Огромная Киевская Русь с ее
поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны
от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь
уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной
иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников. С
точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси -
закономерный этап на пути к будущей централизации страны, будущему
экономическому и политическому взлету на новой цивилизационной основе.
Вспомните ранее изученный вами учебный материал по теме №2. Европа
также не избежала распада раннесредневековых государств, раздробленности и
локальных войн. Затем здесь получил развитие процесс образования
национальных государств светского типа, существующих и до сих пор. Древняя
Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному результату. И
здесь могло сформироваться национальное государство, мог сформироваться
единый народ. Однако монголо - татарское нашествие нарушило это
естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад.
Завершат вашу работу по «Киевской Руси» ответы на вопросы для
самопроверки своих знаний:
1. Кто были предшественники восточных славян на территории Восточно -
Европейской равнины? Где находилась прародина славян?
2. С кем соседствовали восточные славяне?
3. Какие факторы оказали влияние на процесс складывания
древнерусского государства? Какова роль варягов в этом процессе?
4. В чем значение принятия христианства на Руси?
5. В чем основная причина княжеских междуусобиц? Что такое очередной
порядок наследования?
6. Назовите причины политической раздробленности?

После распада Киевской Руси процесс рождения новорусского государства
оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком
далеко. В условиях политического и экономического упадка Киева другие
княжества, которые могли бы претендовать на роль нового центра Русской
земли, были вынуждены осуществлять эту роль в неблагоприятных внутренних и
внешнеполитических условиях.
Новгород, обособившийся от киевского политического центра еще в XII в.,
стал ориентироваться в хозяйственном отношении по преимуществу на
балтийский регион. Естественно, что это не способствовало усилению его
заинтересованности во внутрирусских делах.
Унаследовшая у Киева Великое княжение Владимиро-Суздальская земля не
успела (накануне «батыева нашествия») набрать достаточный хозяйственный и
людской, а следовательно, и военный потенциал для «собирания» вокруг себя
осколков бывшей «рюриковской империи». Именно в это время последовал мощный
удар с Востока и на горизонте последующей истории нашего Отечества
появились татары.
Далее вы должны познакомиться соответствующими материалами хрестоматии
, документами №№7-14 . В первую очередь необходимо разобраться, почему
стало возможным татаро - монгольское иго на русской земле, его временные
рамки и проявления господства завоевателей на протяжении больше чем двух
столетий в области экономической, политической и культурной жизни . К числу
причин, обусловивших монгольские завоевания, выделим феодальную
раздробленность - политическую и экономическую децентрализацию государства,
создание на территории Древней Руси практически независимых друг от друга,
самостоятельных государственных образований, имевших верховного правителя
только формально (XII - XV вв.). Однако кроме этой очевидной причины вам
предстоит разобраться с одной из спорных концепций в исторической и смежных
науках по данной проблеме. В частности по мнению русского историка
Г.Вернадского (документ №10 Хрестоматии) Александр Невский «видел в
монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь
ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского
Запада... Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг
смирения на Востоке - имели одну цель: сохранение православия, как
нравственно - политической силы русского народа . Нетрадиционный подход к
проблеме татаро - монгольского ига вы найдете и в трудах нашего
современника Л.Н.Гумилева (док.№12) , который полагал, что Александр
Невский, став приемным сыном Батыя, сделал исторический выбор между
Востоком и Западом в пользу Востока. «Утверждаю, - пишет он, - что русские
князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за
широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Ливонский Орден и Польшу на
переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы у себя под боком.
Пока существовала сильная Византия, ни Христианский (Католический), ни
Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 году этот
естественный союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен
крестоносцами. Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полухристианской
Орды и Христианской Руси...»
Историки П.Н.Милюков, В.Л.Егоров, автор книги “От Руси к России”
Л.Н.Гумилев в своей оценке событий XIII века исходят из того, что почти
синхронно с ударом с Востока русские земли подверглись крестоноскому
наступлению шведов, ливонских рыцарей, а также языческой Литвы. Выдающуюся
роль в отражении этой опасности сыграли блестящие воинские таланты первых
Великих князей владимирских - Ярослава II Всеволодовича и его сына
Александра Ярославовича (см. Об этом в Хрестоматии документ №9 , записи
летописца о подвигах князя Александра I Ярославовича «Невского».). По
материалам учебного пособия и хрестоматии (Новгородский летописец «о
татарах», «Из впечатлений папского посла Плано Карпини в 1240г. о
последствиях разгрома Киева монголами», «Из Сказания о Мамаевом побоище»-
документы №7,8,11) вы получите представление о результатах разорительного
набега пришельцев с Востока в 1236 - 1242 годы и начале освободительной
борьбы от монгольской зависимости. Потомки Александра Невского - московские
князья «Александровичи», неустанно проводя политику своего великого предка
(борьба с Западом и смирение перед Востоком), выиграли необходимое время
для создания ядра новорусского государства. Однако цена этому была
огромной: десятки разрушенных городов, множество уничтоженных или угнанных
в рабство людей, значительный ордынский выход (ежегодная дань Орде),
которую собирали военные отряды во главе с баскаками по специально
проведенной переписи, замирание торговли, гибель ремесел, прерванные связи
с Европой. И все же разоренная, обезлюдившая, пришедшая в упадок русская
земля не только сохранила свою государственность, но, как справедливо
заметил А.С.Пушкин, «растерзанная и обескровленная, остановила монголо -
татарское нашествие на краю Европы», спасла европейскую цивилизацию.
Тяжелые испытания не могли не сказаться на будущем Руси. Возможно именно
250 - летнее монголо - татарское иго определило то «азиатское начало»,
которое затем обернулось для России тяжелым крепостным правом и
беспримерным в истории самодержавием. Фактически монголо - татары сломали
российскую судьбу и стимулировали иную. Подумайте, так ли это ? Но эта
тема будет предметом вашей последующей практической работы.
Ответьте на вопросы, определив для себя степень понимания изученного
материала.
1. Почему XIII век - труднейший период в истории средневековой Руси?
2. В чем проявлялось татаро - монгольское иго?
3. В чем разница между вассалитетом в Европе и княжеско - подданичискими
отношениями на Руси?



Тема V.
“Создание Российского централизованного государства”.
В процессе самостоятельной работы в соответствии с учебной программой
вам предстоит освоить следующие вопросы и приобрести соответствующие знания
и умения:

5.1 Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении
русских земель.
5.2 Характерные черты централизованного государства.
5.3 Особенности образования централизованного Российского государства.
5.4 Значение реформ Ивана Грозного для дальнейшей судьбы России.
З и У
а) знать , что формирование Российского централизованного
государства совпало с образованием монархий в странах Западной
Европы;
б) понимать факторы, определяющие специфику этого процесса в
России.
Обратите внимание на особенности объединительного процесса . Рождение
Российского государства происходило в кровавых схватках внутренних усобиц,
в жестком противостоянии большинству соседей. Россия обретала свое место в
мире в изнурительной борьбе с Большой Ордой , Казанским, а с начала XVI
века и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом,
Шведским королевством. Своеобычность нарождавшейся российской
государственности определялась тремя важнейшими в геополитическом измерении
обстоятельствами:
1. Протяженность и распахнутость легко доступных границ. На востоке,
юге, западе Россия попеременно враждовала с государствами кочевников,
полукочевников и оседлых обществ, притом сильнейшими в регионе.
Противостояние ратям "дочерей" Золотой Орды и одновременно европейски
организованным армиям с запада сильно влияло и на социально - политические
структуры, и на организацию военного дела в России.
2.Отчетливо проявился конфессиальный компонент международного
противостояния. В десятилетия, когда Россия стремительно вовлекалась в
широкие политические, социальные, экономические, культурные контакты,
прежде всего с европейскими странами, резкая конфессиальная обособленность
русского православия заметно влияла на формы и интенсивность таких связей .
3. Российское централизованное государство стало таковым, лишь сбросив
экономическую и политическую зависимость от Орды

Продумайте и обоснуйте причины образования централизованного
государства:
- рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами
крестьянской общины (заинтересованность феодалов в создании
централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян);
- развитие городов, их заинтересованность в ликвидации феодальной
раздробленности для обеспечения свободной торговли;
- княжеские усобицы разоряли крестьянские земли. Отсюда
заинтересованность крестьянства в стабилизации власти;

Определите причины возвышения Московского княжества. Познакомьтесь по
хрестоматии с описанием Москвы (глазами иностранцев - венецианца Амброджо
Контарини - документ №1) .

Назовите и дайте характеристику основных этапов образования Московского
централизованного государства.
- Конец XIII-первая половина XIV века - перемещение экономического
центра на Северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств,
борьба между ними ; рост территории Московского княжества, его победа
над Тверью.
- Вторая половина XIV- начало XV века - разгром Москвой в 60-70-е
годы ее основных соперников и переход от утверждения политического
главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы.
Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига.
- Феодальная война второй четверти XV века - поражение коалиции
удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.
- Вторая половина XV - начало XVI веков - подчинение Новгорода
Москве; завершение объединения земель вокруг Москвы; ликвидация монголо-
татарского ига; оформление государственности.

Наряду с расширением территории и борьбой за независимость-(см.док.
№2,7 Хрестоматии "Из сказания о Мамаевом побоище", “Послание архиепископа
Ростовского Вассиана Ивану III Васильевичу с призывом дать отпор Ахмат-
хану(1480)”) , московские князья ставили перед собой задачи укрепления
хозяйства, создания сильной системы управления и большого войска. Именно в
этот период выдвигается на историческую арену Руси новое сословие – военно-
служивое дворянство (помещики) в качестве социальной опоры великокняжеской
власти, утверждается поместная система землевладения. При Иване III был
принят Судебник (1497г.), положивший начало прикрепления крестьян к земле.
Налаживается система органов унитарного управления. Она включала Казну
(финансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела), Дворцы
(управление из центра вновь присоединенными землями), наместников
(назначенных из центра правителей уезда), и др. При Иване III и IV
создается новая система центральных органов управления – приказы. Для
решения наиболее важных государственных дел созывается особое учреждение –
Земский собор, что свидетельствовало о превращении России в сословно –
представительную монархию. В отличие от Западной Европы Земский собор имел
только "совещательное или осведомительное значение", так и не став
законодательным учреждением. Решения земского собора становились законами
лишь тогда, когда в его работе принимала участие Боярская дума во главе с
царем. Усилилось положение дворянства в административном аппарате на местах
(губная реформа). Было создано постоянное военное войско (к концу XVI в. до
25 тысяч стрельцов).

В 1555-1556 гг. отменены кормления. Вместо прежнего "кормленичного
дохода" населения платило теперь "кормленичный откуп"; Суд и
административная власть сосредоточивались в руках губных и земских старост,
которые должны были заниматься раскладкой налогов и повинностей и
осуществлять сыск и следствие по особо важным государственным делам.

Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти
в форме сословно представительной монархии.



|Великий князь, государь |( Царь всея Руси |
|Боярская дума |Земский собор |
|Постоянные участники |Выбираемые или назначаемые |
| |участники |
|Боярская дума |Церковный собор |
|Приказы |Приказы (первые функциональные |
| |органы государственной власти; |
| |первое письменное упоминание |
| |относится к 1512 г. К началу |
| |царствования Ивана IV — |
| |существовало уже около 20). |
|наместники |воеводы , губные старосты |
| |земские старосты |
|конец XV - начало XVIв. |II пол. XVIв. |

Особую сложность для понимания и оценки представляет аграрный переворот
Ивана Грозного, суть которого – в перераспределение земель от бояр в пользу
дворянства. В 1565 г. из государственного земельного фонда были выделены
обширные территории, куда вошли земли с наиболее развитым уровнем удельно-
княжеского землевладения и наиболее развитыми городами, т.е. лучшая
половина страны (государев удел, опричнина).
В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние
их владения "выведены" в другие районы, главным образом окраинные, где они
получили земли на основе поместного права. В старых районах земли
отдавались опричникам. Результат аграрного переворота – ослабление крупного
феодально-вотчинного землевладения и ликвидация его независимости от
центральной власти; утверждение помещичьего землевладения и связанного с
ним дворянства, поддерживающего государственную власть.
Эти преобразования Иван Грозный провел с варварскими методами с
невероятной жестокостью. Бесчинства опричников столкнулись с различными
формами сопротивления во всех слоях великорусского общества, оставив след в
знаменитой переписке царя с князем А. Курбским и в открытом обличении
опричнины митрополитом Филиппом (Федором Колычевым) 31 марта 1568 г. в
Успенском соборе Кремля (см. на эту тему материалы Хрестоматии - документ
№3.)
Обратите внимание на основные задачи и направления внешней политики
России периода централизации.
1. Восточное направление - присоединение к России Казанского и
Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав
Российского государства. Присоединение Сибири к России. Поход
Ермака.
2. Западное направление - борьба за выход к Балтийскому морю.
Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Включение в войну Литвы,
Польши, Швеции. Образование Речи Посполитой. Взятие Стефаном
Баторием Полоцка и Великих Лук. Оборона Пскова. Ям-Запольское
перемирие. Плюсское перемирие.
3. Южное направление - освоение Дикого поля и отношения с Крымским
ханством.
4. Отношения с другими государствами Европы и Азии. Развитие русско-
английских отношений.

Изучению данной темы поможет знакомство с соответствующими главами из
"Истории государства Российского" (М. изд-во "Книжная палата", 1991) -
"Портрет в историческом интерьере. Государь всея Руси Иван III: его дела и
время"; "Портрет в историческом интерьере. Иван Грозный: судьба и время".

Продумайте ответы на вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте основные этапы в истории образования Российского
государства.
2. Каковы основные вехи в борьбе за независимость русского народа от
татаро-монгольского ига?
3. Какие реформы были произведены в первый период правления Ивана
Грозного?
4. Какие внешнеполитические задачи были решены в эпоху царствования
Ивана Грозного?
5. Какую концепцию государственного устройства пытался претворить в
жизнь Иван Грозный?
6. Что такое "опричнина"? Какова цель и каковы итоги?
Сформулируйте основные выводы по предложенной теме. Очевидно, что
установление сильной единоличной власти, ликвидация самостоятельных
княжеств и уделов, окончательное свержение ордынского ига, переход от
оборонительной внешней политики к наступательной соответствовали не только
достигнутому к тому времени экономическому и военному потенциалу России, но
и чаяниям большинства населения. Острота проблемы выживания способствовала
консолидации нации , возрастанию престижа государства.
Вместе с тем , в формирующемся русском государстве боролись по меньшей
мере две концепции государственного устройства . Боярско - дворянский
взгляд опирался на традиционные представления о социальной иерархии , в
соответствии с которыми между верхушкой общественной пирамиды ( великим
князем ) и ее низами ( холопами ) должно существовать известное количество
ступеней , занимаемых аристократией , принимающей участие в управлении
государством . В условиях централизации государственный аппарат также
нуждается в иерархии - только в иерархии должностей , а не уделов , вотчин
и других земельных владений .
Иная концепция распределения власти восходила к византийским традициям
, а также к идеям , сложившимся в северо - восточных княжествах в годы
ордынского владычества . В Византии также . как и на Руси , не было
развитого вассалитета .Самые могущественные , знатные и богатые люди ,
достигшие высших должностей в государстве , оставались совершенно
бесправными и незащищенными законом по отношению к императору , который
мог произвольно лишить их имущества , чина и самой жизни .
Согласны ли вы с тем , что централизация в России законсервировала
сугубо средневековый тип отношений в обществе, не создавая твердых
юридических оснований прав и обязанностей личности. Установились отношения
подданства, как на Востоке, а не вассалитета, как на Западе (западный
институт вассалитета предполагал отношения двух договаривающихся сторон,
которые обе были связаны взаимными правами и обязательствами). Московские
князья требовали беспрекословной покорности подданных и имели практически
безграничную власть. Не только простой хлебопашец, но и знатный боярин был
лишь холопом князя (см. об этом документы №4,5 Хрестоматии "Иностранцы о
Московском государстве и московитах в середине XVI в.", "Иностранные авторы
о положении крепостных крестьян, о холопстве во второй половине XVI в.").
Равное бесправие всех членов общества перед лицом монарха роднило Россию с
восточными деспотиями.
Прочитайте в хрестоматии документы №7,8 сопоставьте точки зрения Н.М.
Карамзина и С.М. Соловьева на эпоху правления Ивана Грозного . Определите
свое отношение .



ТЕМА VI

ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ . МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО

В процессе самостоятельного изучения этой темы рассмотрите следующие
вопросы:

6.1.Возникновение нового уклада. Первые буржуазные революции на Западе
и их социально-политические последствия.
6.2.Причины и итоги Смутного времени в России.
6.3.Основные направления внутренней политики первых Романовых.
6.4.Цель и основные этапы закрепощения крестьянства в России.

Познакомьтесь с соответствующими документами хрестоматии,
высказываниями о новом времени выдающихся ученых и политических деятелей.
Новое время ( это эпоха, создавшая тот мир современной цивилизации, в
котором мы сейчас живем. Грань, отделяющая ее от средневековья и даже
раннего нового времени, еще сохранившего близость к средневековью,
достаточно хорошо ощутима.
Но как эта грань проявилась? Что именно отличает новое время от всех
предшествовавших эпох? Попытайтесь найти ответ в высказывании русского
мыслителя Н. А. Бердяева ( док . №7 ) :
(Вся новая история есть ренессансный период истории. Это исторический
период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека,
духовной децентрализации, всех сфер общественной и культурной жизни, когда
все области человеческой культуры становятся автономными. Автономной
является наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся
общественность и вся культура... Это ( характерная особенность всей новой
истории. Переход от средневековой истории к новой означает некоторый
поворот от Божьего к человеческому, от Божьей глубины, от сосредоточенности
внутри, от ядра духовного вовне, во внешнее культурное выявление... Понять
новый гуманистический дух ( значит понять самое существо новой истории,
значит понять всю судьбу человека в новой истории.(
Если перевести сказанное в область социально(экономического развития,
то главная черта рассматриваемой эпохи ( ее переходный характер. Это время
разложения феодальных отношений и зарождения капиталистического способа
производства в наиболее передовых странах ( Нидерланды, Англия ).
Сопоставьте в этой связи вышеприведенное высказывание Н. Бердяева с
оценкой нового времени К. Марксом : (Победа буржуазии означала тогда победу
нового общественного строя, победу буржуазной собственности над феодальной,
нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем... , господства
собственника земли над подчинением собственника земле, просвещения над
суеверием, семьи над родовым имением, предприимчивости над героической
ленью, буржуазного права над средневековыми привилегиями.(
Капиталистический уклад в рамках феодального общества складывался
разновременно. Выделим следующие группы стран:

1. Нидерланды, Англия и Франция. Здесь имелись стабильные предпосылки
для возникновения буржуазных форм производства и обмена.
2. Германия, Италия, Испания, Португалия. Здесь города и зоны , где
возникали буржуазные отношения, оставались разрозненными. Феодальная
реакция в Испании и Португалии подавила буржуазное развитие.
Центральная Европа. Здесь прогресс отмечался локально, а феодальная реакция
шла в открытое на них наступление. Часть южных и юго(восточных земель (
Балканы, Молдавия, Валахия ( оказались во власти Османской империи, что
закрыло путь к прогрессу.
Историческими предпосылками капитализма явились развитое товарное
производство и товарное обращение. Предверием буржуазных отношений стал
период так называемого первоначального накопления капитала.
Основу этого процесса составляло обезземеливание крестьянина, его
насильственная экспроприация, изгнание крестьян с земли. Одновременно с
этим шла экспроприация мелких городских и сельских ремесленников, которых
купцы, скупщики, ростовщики опутывали сетью непосильных долгов, постепенно
превращая их в наемных рабочих.
Широкие возможности предоставлял и грабеж вновь открытых земель,
превращенных в колонии (первенство в этом было за Испанией и Португалией, а
затем Голландией и Англией). Колониальная торговля была ничем иным как
завуалированной разновидностью грабежа. Сокровища, добытые там за счет
порабощения туземцев, их истребления, доставались в метрополии и здесь
превращались в капитал.
Мощным рычагом первоначального накопления были займы монархам. Национальная
буржуазия обогащалась на государственных долгах.
4.Система протекционализма. Его сущность состояла в том, что многие
европейские государства стали вводить высокие пошлины на ввозимые готовые
изделия, запрещать вывоз сырья и продовольствия, давать купцам и
предпринимателям денежные субсидии, премии и всевозможные льготы. Главные
выгоды из этого извлекала буржуазия. Она удерживала на внутреннем рынке
высокие цены на товары своего производства и тем самым увеличивала свои
прибыли.
Формационнообразующей категорией капитализма стала капиталистическая
мануфактура (от лат. слов: рука и изделие). Это мастерская, предприятие,
владельцами которых являются купец(капиталист или
капиталист(предприниматель, обладающий капиталом и средствами производства.
И хотя мануфактура базировалась на ручном труде, она знаменовала собой
переход от мелкого к крупному производству. Типы мануфактуры: ( рассеянная
(надомники(отраслевики), централизованная и смешанная. Благодаря разделению
труда, производительность выросла в десятки, сотни раз. В этих условиях
мелкий ремесленник, работающий прежними методами, естественно не мог
выдержать конкуренции с мануфактурой.
Вместе с тем мануфактура являлась капиталистическим предприятием,
владелец которой преследовал одну цель ( получить побольше прибыли. Отсюда
( бесчеловечная эксплуатация рабочих, повышение интенсивности труда,
увеличение продолжительности рабочего дня, снижение заработной платы,
установление для рабочих жесткого казарменного распорядка жизни, а также
использование принудительного труда на предприятиях.
Характеризуя развитие капитализма в сельском хозяйстве, выделим
несколько направлений.
Аренда земли. Xарактерна для Англии, где экспроприация крестьян была
проведена в самой решительной и жестокой форме (крестьяне ( феодальные
держатели ( были согнаны со своих земель). В результате английские дворяне,
а также буржуа, скупившие значительную часть монастырских земель,
сосредоточили в своих руках большие владения. Часть их превратилась в
пастбища для разведения овец, другая ( в крупные хозяйства с применением
труда наемных сельскохозяйственных рабочих ( батраков. Большую часть земли
ее новые собственники сдавали крестьянам или реже городским буржуа в
аренду, плата за которую значительно превысила размер ренты, уплачиваемой
прежним держателем на феодальном праве ( крестьянином.
2) В ряде западноевропейских стран (Англия, Франция, Италия, Германия,
Нидерланды) была широко распространена издольщина или ее вариант (
испольщина, когда владелец земли и арендатор несли равные доли расходов по
ведению хозяйства и поровну делили полученные доходы.
3) Эволюция простого товарного хозяйства. там , где оно достигло
высокого уровня, воспроизводство велось уже не на традиционной натуральной,
а на товарной основе . Отсюда оставался один шаг до перехода от простого к
расширенному , то есть капиталистическому воспроизводству , что и случилось
на практике .
4) Наиболее чистая форма капиталистического предпринимательства в
сельском хозяйстве - фермерство (Англия , Нидерланды) .Предприниматель -
фермер арендовал на определенный срок большой участок земли , уплачивая
землевладельцу установленную арендную плату . при этом он приобретал
инвентарь , семена и сам оплачивал наемную рабочую силу , для чего
требовались значительные денежные средства . Арендная плата собственнику
земли являлась частью прибавочной стоимости , созданной на ферме , то есть
капиталистической рентой .
С процессом первоначального накопления в Европе связаны великие
географические открытия середины XV - середины XVII вв. Новые торговые пути
и страны , ограбление вновь открытых земель положили начало созданию
колониальной системы капитализма , складыванию мирового рынка . ( см . об
этом подробнее тему III )
Втягивание различных стран и континентов в мировой рынок содействовало
разрушению феодальных форм производства и определило изменение форм
государственного устройства - в этот период началась эпоха абсолютных
монархий. Власть монарха становится неограниченной и приобретает известную
самостоятельность по отношению к феодальным сословиям и формирующейся
буржуазии. Абсолютный монарх опирается на постоянную армию, подвластный
лично ему управленческий аппарат (бюрократию),систему постоянных налогов и
подчиняет целям своей политики церковь.
Первые буржуазные революции в Европе были объективно вызваны
недолговечностью временного союза буржуазии с абсолютизмом, относительно
мирного сосуществования капиталистического уклада в недрах феодального
строя.
Дайте характеристику революций – в Нидерландах(1566 - 1579),
Англии(1642-1649),их итогов (уничтожение абсолютизма, превращение
феодальной собственности в буржуазную, провозглашение свободы торговли и
предпринимательства, начало складывания правового государства).Социальные
последствия : крестьянство лишалось земли и разорялось ; рабочий день на
фабриках длился по 14 - 16 часов ; падало значение квалифицированного труда
, а это означало разорение мелких ремесленников ; использовался дешевый
детский и женский труд ; законы , преследующие люмпенов , были абсолютно
варварскими .
Среди трех наиболее передовых стран Европы классический вариант
утверждения буржуазных отношений осуществился в Англии. Здесь модель
развития капитализма была самой быстрой, самой полной и, пожалуй, наиболее
жестокой. Рассматривая ее как своего рода образец, сравнивая ее с
вариантами развития Франции и Голландии, мы можем выяснить, почему именно
Англия захватила в конце XVII-XVIII в. лидерство.
Возможно, главную роль здесь сыграло то, что полем деятельности для
английского капитализма был не только город, но и деревня. В других странах
именно деревня – основной оплот феодализма и традиционализма – сдерживала
переход к новому строю. В Англии, наоборот, в деревне концентрировалась
база для важнейшей в XVI— XVII вв. отрасли промышленности – сукноделия .
В результате большая часть дворянства стала заниматься
предпринимательской деятельностью (создавала овцеводческие фермы), иначе
говоря, обуржуазивалась , увеличивая число заинтересованных в ломке
традиционных структур и прежде всего –в использовании наемного труда .
Прочитайте документы №13 и № 14 темы III Хрестоматии , подтверждающие эти
положения .
Феодалы, реализуя свои права на землю и сгоняя с нее держателей-
крестьян, создавали армию пауперов – людей, которым не оставалось ничего
иного, как стать вольнонаемными рабочими. Это обеспечивало важнейшее
условие для развития капитализма. К середине XVIII в. в Англии класс
крестьянства как мелких производителей исчез. В 1547 году король Эдуард VI
предписал уклонявшегося от работы безработного отдавать в рабство тому кто
донесет властям , что тот является бродягой . Хозяин имел право плетьми
принуждать паупера - раба ко всякой работе , продать завещать его по
наследству и т. п. За самовольный уход от хозяина паупера - раба в первый
раз осуждали на пожизненное рабство и клеймили , выжигая на щеке или лбу
слово “раб” , за второй побег ставили на лицо второе клеймо , а в случае
побега в третий раз - казнили как государственного преступника .
Эти “кровавые законы” должны были предотвратить опасность восстания
экспроприированных , согнанных со своих земель крестьян , обеспечить приток
рабочей силы в промышленность и сельское хозяйство , а также подчинить
крестьян и ремесленников - еще недавно самостоятельных мелких хозяев -
новому и непревычному для них режиму наемного труда и воспитать из них
послушных рабочих , безропотно выполняющих волю хозяина .
Благодаря рано происшедшей буржуазной революции государственная
структура уже во второй половине XVII в. была кардинальным образом
перестроена в интересах новой экономики. И хотя монархия была
реставрирована, но абсолютизм навсегда закончил свое существование.
Согласно Биллю о правах (1689) Англия стала конституционной монархией, в
которой власть концентрировалась преимущественно в руках парламента.
Прочитайте в Хрестоматии Билль о правах . Обратите внимание : король не мог
без согласия парламента отменять или принимать законы, назначать налоги,
иметь свое постоянное войско. Депутатам гарантировалась свобода слова;
провозглашалась свобода выборов в парламент. Буржуазия получила доступ к
политической власти и, следовательно, к непосредственному управлению
обществом.
В стране еще успешно развивалось кораблестроение, сукноделие,
производство пороха и бумаги . По д

Новинки рефератов ::

Реферат: Мифологическая концепция мира в культуре древних греков (Философия)


Реферат: Полноценные и неполноценные белки (Биология)


Реферат: Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда (Право)


Реферат: Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек (Психология)


Реферат: Медицинское страхование (Страхование)


Реферат: История (История)


Реферат: Первооткрыватели российской истории (История)


Реферат: 14 сочинений на английском языке (Иностранные языки)


Реферат: Компенсация реактивной мощности (Технология)


Реферат: Круговорот азота в природе (Биология)


Реферат: Обзор деятельности предприятия XXX (Менеджмент)


Реферат: Мотивация (Менеджмент)


Реферат: Інформаційне забезпечення маркетинга на підприємстві (Программирование)


Реферат: Мифология древнего Египта (История)


Реферат: Екатерина II как личность. "Золотой век" Екатерины (История)


Реферат: Компьютерная безопасность, преступность и государственная служба (Государство и право)


Реферат: Блонский ПП (Педагогика)


Реферат: Галогены (Химия)


Реферат: США (География)


Реферат: Понятие, состав бухотчетности и общие требования предъявляемые к ней (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист