GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Языческие праздники Древней Руси (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Языческие праздники Древней Руси (Культурология)


СОДЕРЖАНИЕ.

1. РЕЛИГИЯ СЛАВЯН………………………………………………………….3
1. Боги………………………………………………………………………...3
2. Духи………………………………………………………………………..4
2. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ……………………………………………………5
1. Род и человек……………………………………………………………..5
2. Дружина……………………..…………………………………………….7
3. Особые люди………………………………………………………………7
4. Правда………………………….…………………………………………..8
5. Месть………………………………………………………………………9
6. Поединок………………………………………………………………….10
7. Социальная иерархия………….…………………………………………11
3. ОСНОВНЫЕ ОБРЯДЫ……………………………..………………………..13
1. Инициация………………………………………..……………………….13
2. Свадьба……………………………………………...…………………….13
3. Похороны……………………………………………...…………………..13
4. ПРАЗДНИКИ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17



1. РЕЛИГИЯ СЛАВЯН.
Языческая религия славян не является цельным, гармоничным образованием.
Она распадается на пласты различной степени древности, которые причудливо
переплетаются между собой. Древнейший пласт - культ Рожаниц, Матери и
Дочери, родивших все живое на Земле. Кое-где их изображали в виде лосих
(архаичные изображения такого рода до сих пор можно видеть в мотивах
русской вышивки). Позднее к ним присоединился Род, олицетворявший
населенную Вселенную. Род не является верховным божеством. Верховное
божество правит миром, а Род есть мир.
Близ Киева стоит город Родень, крупнейший религиозный центр славян.
Вплоть до крещения Руси туда не пускали иноземцев. Там совершается
поклонение Роду, Триглаву и другим богам, приносятся жертвы, и Верховный
волхв Роденя имеет в некотором смысле больше власти, чем любой из
славянских князей.
Третий пласт - верховное божество. Оно у славян (как и у прочих
индоевропейцев) было триединым. Верховное божество так и звалось - Триглав,
и олицетворяло древнейшую триаду: Сотворение - Жизнь - Разрушение. Каждое
из трех ликов Триглава было самостоятельным богом. Во избежание путаницы мы
будем именовать лики Триглава так, как их звали восточные славяне, так как
западные звали их несколько иначе.
1.1 Боги.
Сварог - Творец. Бог небесного огня, так же, как Сварожич - бог огня
земного. Изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым
огнем. Одно из его воплощений - Стрибог, повелитель ветра. По преданию,
небесный свод он выковал в кузне вместе со звездами. Покровитель кузнецов и
ремесленников вообще.
Даждьбог - Бог жизни и света. Изображался в виде человека средних лет, с
круглой чашей-щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога
славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Покровитель
земледельцев.
Перун - Бог грозы, Разрушитель. Изображался в виде мужчины с черными
волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком
молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Покровитель воинов.
Несколько наособицу от Триглава стоит Велес. Он - земной бог, если
можно так выразиться, и не всегда в ладах с небесной троицей. Бог мертвых,
повелитель зверей, покровитель мудрости, волшебства, искусств и торговли.
Наименее "определенное" существо. Часто представлял собой крылатого змея с
человеческим лицом, либо помесь человека с медведем.
Женские божества в иерархию не укладывались. Наиболее почитаемыми
богинями были Макошь, богиня судьбы и достатка ("кошта"). Изображалась
зрелой женщиной с прялкой и коробом. Покровительствовала ткачихам и
вышивальщицам.
1.2 Духи.
Семаргл - крылатая собака, хранитель посевов, вестник богов.
Вилы, русалки - обнаженные девушки, живущие на ветвях деревьев или же
вблизи рек. Хранители природы, подательницы теплых дождей.
Берегини - то же самое, но в одетом виде, жили в реках, иногда следовали за
людьми. Занятие в комментариях не нуждается.
Домовой, банник, овинник, полевик и т.д. - в комментариях не нуждаются.
Кикимора - жена домового.
Леший, лисунка (лешачиха), водяной - в комментариях не нуждаются. Весь
вышеописанный народ носил ту же одежду, что и люди, но наизнанку, левая
пола поверх правой. Часто не имели бровей.
Баба Яга - хранитель границы в мир мертвых.
Кстати, о границе. В древности человек в течение жизни умирал и
рождался несколько раз. Любой рубеж в судьбе мыслился как смерть в старом
качестве и рождение в новом. К примеру, инициация была смертью ребенка и
рождением взрослого. Так что к Яге имеет смысл относиться, как к существу,
способному провести вас туда и обратно. Или только туда.
Ко всем божествам и духам помельче славянин относился примерно так же,
как и к людям. Триглав воспринимался чуть выше князя по человеческой
иерархии, а к домовому и вовсе отношение было, как к члену семьи. Но это
говорило не о неуважении к богам и духам, а скорее, о большом уважении к
самому себе. Славянин был частью мира, ни больше, ни меньше.



2. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ.
2.1 Род и человек
У нас семья - это отец, мать, один-два ребёнка. Самое большее, есть ещё
дедушка с бабушкой и дядя с тётей, да и те живут, как правило, где-нибудь в
другом месте. Если же в семье трое детей, она считается многодетной. В
древности, во-первых, все поколения семьи жили обыкновенно под одной
крышей, да ещё где-нибудь неподалёку находилось семейное кладбище, так что
в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Во-вторых,
детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях
единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников, не
забудем, богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить
в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить... Представьте себе такой
дом. в котором живут четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями,
бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными... Целое
общежитие, и все - родственники! Учёные-этнографы, изучающие жизнь самых
разных народов, так и называют подобный родственный коллектив: БОЛЬШАЯ
СЕМЬЯ.
Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ со своими собственными запросами и возможностями, как мы
теперь. Он рассматривал себя главным образом как ЧЛЕНА РОДА. Он казался
себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать своих
предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них,
включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда.
С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели
до наших дней (Радуница, родительский день). Предки - чуры, щуры - хранили
своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (помните
знаменитое "чур меня?").
Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и
правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек,
не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты
рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне
определенную РЕПУТАЦИЮ. В одном люди исстари славились честностью и
благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав
представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал,
что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его
род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую
семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.
В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его
полный "паспорт". Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание
имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда
каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много
говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу
других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой
и откуда, а значит, и как себя с ним вести. В древности точно такие же
порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке
сохранилась пословица: "По одежке встречают, провожают по уму". Только не
все теперь знают, из каких отдалённых времён явилась эта народная мудрость.
Обычно считается, что "по одёжке" видно, богат ли человек и со вкусом ли
одевается. На самом деле всё гораздо серьёзней: впервые повстречав
человека, "по одёжке" определяли его род и решали, как себя с ним вести.
В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных
стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня - даже самая дальняя,
которую мы назвали бы "седьмая вода на киселе" - готова была прийти на
выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством,
помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного. В древней Скандинавии
случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу того, кто приводил
с собой больше родни. И даже не потому, что родня эта являлась на суд с
оружием... Мой род - моя крепость!
Зато любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше
для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое
общество, в котором безраздельно властвует РОД, учёные называют
ТРАДИЦИОННЫМ. Если познакомиться с основами древней традиции, окажется, что
она совершенно четко нацелена на выживание рода. Никакого "индивидуализма"
традиционное общество не признаёт. И, поскольку человечество не вымерло,
значит, подобное положение большую часть людей худо-бедно устраивало.
Традиционное общество с некоторой натяжкой можно уподобить муравейнику.
Природе всё равно, погибнет или будет жить данный конкретный муравей: лишь
бы уцелел муравейник. Вот и человеческое общество на определённых этапах
своего развития заботится не столько об индивидуальной судьбе отдельного
человека, сколько о выживании общества в целом. То есть - рода.
Что из этого получалось?
Род, полностью определявший жизнь каждого из своих членов, временами
диктовал им свою непреклонную волю в самых деликатных вопросах. Например,
если два рода, жившие по соседству, решали объединить свои усилия, вместе
отправляться на охоту или в море за рыбой, или отбиваться от врагов, -
самым естественным казалось скрепить союз родственными отношениями. Если в
одном роду был взрослый парень, а в другом - девушка, родственники могли
попросту приказать им жениться. И всё! Никакие отговорки не принимались.
Подумаешь там, "любит - не любит". Какие мелочи, если речь идет о
благополучии рода! Стерпится - слюбится...
2.2 Дружина
Человек, оказавшийся в те времена "без роду и племени" - все равно,
изгоняли его или он уходил сам - чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки
неизбежно собирались вместе, и столь же неизбежно их товарищество, поначалу
равноправное, обретало внутреннюю структуру, причем по принципу все того же
РОДА.
Род был и самой первой формой общественной организации, и самой
живучей. Человеку, не мыслившему себя иначе как в роду, непременно
хотелось, чтобы рядом по-прежнему были отец и братья, готовые прийти на
помощь Поэтому предводитель дружины считался ОТЦОМ своих людей, а воины
одного ранга - БРАТЬЯМИ. Пояснить это можно любопытным примером из жизни
древней Руси, где в свое время господствовали примерно такие же порядки.
Членов дружины такого-то князя наши летописи именуют еще "чадью", то есть в
буквальном переводе его "детьми". Воинов князя Василька, например, так и
называют "Васильковичами". хотя о физическом родстве нет и речи.
Рассказывая о родовом обществе, ученые пишут; "родственниками не
рождались". Парадоксальная на первый взгляд фраза означает, что
новорожденный, появившийся в данной семье, должен был еще "доказать" свое
право быть её членом: над ним совершали вполне определенные ритуалы, по
ходу которых должно было выясниться, настоящий ли это человеческий младенец
или "подменыш", злой дух в обличье ребенка.
Надо ли после этого удивляться, что и воинский "род", в который
вступали уже сложившиеся, взрослые люди, подвергал новых членов
многочисленным испытаниям?
А значит, желающим вступить в воинские братство назначался и
испытательный срок, и весьма серьезный экзамен. Причем экзамен подразумевал
испытание не только чисто профессиональных качеств - ловкости, силы.
владения оружием, - но и обязательную проверку духовных качеств, а также
мистическое Посвящение.

2.3 Особые люди
Упомянув о Посвящении, сразу заметим, что в древнейшие времена воинские
союзы вообще носили тайный и насквозь мистический характер. Мы теперь
отдаленно можем представить нечто подобное, лишь когда речь идет о тайных
школах восточных единоборств. В древности же это распространялось на ВСЕ
профессиональные воинские сообщества. Почему так?
Воины участвуют в сражениях, убивают и проливают кровь. Человек,
убивший любое живое существо, и в особенности другого человека, "протыкает
дырку" между мирами умерших и живых. Дырка эта затягивается в течение
какого-то времени, и кто знает, какие злые силы успеют сквозь нее
проскочить? Не говоря уже о душах погубленных врагов, которые постараются
всячески отомстить убийце, а заодно и всем, кто окажется поблизости. Одним
словом, человек, совершивший убийство - пусть даже в бою, сражаясь за свое
племя, - неизбежно объявлялся "нечистым".
Отметим сразу же, что в древности это слово не имело того
отрицательного смысла, который мы придаем ему теперь. Оно означало вовсе не
связь с "нечистой силой" и злом, но просто "отсутствие ритуальной чистоты",
а значит, и большую уязвимость для злых сил. Именно такая уязвимость и была
присуща, по мнению древних людей, соплеменнику, который сражался и убивал.
Какое-то время его не допускали к общей жизни племени, он жил и питался
отдельно, совершая очистительные обряды. Удивительно ли после этого, что
воины, у которых в силу "специфики" их деятельности были особые отношения с
жизнью и смертью, были в глазах своих мирных соплеменников ОСОБЫМИ ЛЮДЬМИ?
Ученые пишут, что воинам с древнейших времен сопутствовала довольно
странная аура, сочетавшая в себе ИЗБРАННИЧЕСТВО и ОТВЕРЖЕННОСТЬ.
Отверженность была вызвана в основном тем, что рядом с воинами все время
витала опасность, - причем не только и даже не столько реальная, но, как мы
только что видели, мистическая, а значит, угрожавшая не одному телу, но и
бессмертной душе. Что же касается избранничества, то победоносный воин,
стяжавший боевую славу и богатую добычу, вызывал естественную зависть
мужчин, завоевывал благосклонность женщин и заставлял соплеменников думать,
что ему, вероятно, покровительствуют особо могущественные Боги...
Все эти причины в древнейшие времена заставляли воинов селиться
отдельно, в особых домах, своим "коллективом", и посторонние в воинские
дома не очень-то допускались. Ко времени викингов подобные традиции уже
уходили в прошлое, но окончательно еще не исчезли. По берегам Балтийского
моря археологами раскопано несколько норманнских укреплений, так вот, все
данные говорят о том, что жизнь в этих крепостях была организована как раз
по принципам профессионально-мистического воинского братства.

2.4 Правда
Понятие чести славянам было известно под именем правды. Репутация
человека часто была для него дороже, чем жизнь, и определяла его
взаимоотношения не только с людьми, но и с духами, богами, зверьем...
Следует различать свою личную правду и правду рода.
Сначала о личной правде. Это репутация данного человека, его лицо.
Основные нормы поведения известны всем и записаны в специальных законах,
именуемых "Правдами". Так, ложь, лжесвидетельство, нарушение клятвы, измена
долгу, трусость, отказ от вызова на поединок, хулительная песнь гусляра,
оскорбление (для оскорбленного) наносят ущерб чести. За страшные деяния,
вроде убийства родича, инцеста, нарушения законов гостеприимства человек
может быть объявлен вне закона. Напротив, месть за родича, победа над
врагом или монстром, удача на охоте, победа в поединке (над равным или
сильнейшим противником), устройство пира или состязания, преподнесение
дара, женитьба, хвалебная песнь гусляра, служба у славного князя ведут к
увеличению чести персонажа. Тем не менее, правильность поведения отдельно
взятого персонажа может определить только он сам. Однако запятнавший себя
бесчестным убийством, не позаботившийся о погребении павшего врага и т.п.
рискует обрушить на свою голову кары как людей, так и богов. Правда рода
представляла собой своеобразный "паспорт", под которым он был известен
окружающим. Человек из доброго рода априори считался достойным
(принадлежность к тому или иному роду легко отличить по знакам на одежде).
И наоборот. Отсюда, кстати: "по одежке встречают"...
Предводительствовал родом (городом) лучший в оном. Правда князя должна
быть очень высокой. Запятнавший себя князь незамедлительно изгонялся со
своего места (иначе оскорбятся боги, и там, - недород, набег, болезни:). На
его место ставился другой, непременно достойный. Также изгнать князя могли
по настоянию волхвов (впрочем, тогда не было людей мудрее волхвов). Правда
рода определяется суммой "правд" его членов. Также она повышается в
результате коллективных действий команды, например, за праздники, правильно
устроенные, пышные свадьбы, поминки. Волхвы, старики и гусляры знают, что
ведет к чести команды, а что ее позорит.

2.5 Месть
Убийство члена одного рода членом другого обычно вызывало вражду родов.

Мне приходилось читать в некоторых работах, что, мол, славяне кровной
мести не знали никогда. Но это не соответствует действительности. Стоит
заглянуть в "Русскую Правду" - сборник древнерусских законов ("правда",
кстати, в переводе на современный язык и значит "установление, правило,
закон", а также "соответствие закону"). Так вот, "Русская Правда",
записанная в XI веке, не только признает кровную месть, но даже
устанавливает порядок, какой родственник за какого должен отмщать! Во все
эпохи происходили и прямые злодейства, и трагические случайности, когда
человек убивал человека. И, естественно, близким погибшего хотелось
разыскать и покарать виноватых. Когда подобное происходит сейчас, люди
обращаются в правоохранительные органы. А тысячу лет назад люди
предпочитали надеяться на себя. Силой навести порядок мог только вождь, за
которым стояли профессиональные воины - скандинавский хирд, славянская
дружина. Но вождь, - конунг или князь, - был, как правило, далеко. Или в
своей столице, или вообще в заморском походе. Да и авторитет его как
правителя страны, вождя всего народа (а не только воинов) ещё только
устанавливался.
В упомянутых чуть выше главах говорилось, что, согласно понятиям той
эпохи, в отрыве от своего рода человек мало что значил. Человек был прежде
всего членом определённого рода, а отдельной индивидуальностью - уже во-
вторых. Поэтому "дело об убийстве" решалось не между двоими людьми, а между
двумя родами.
Специалисты шутят, что о людях тех времен можно написать художественное
произведение в любом жанре: психологический роман, боевик, душераздирающую
любовную драму, мистику, ужасы... - всё, что угодно, кроме... детектива.
Детектив посвящен раскрытию преступления и выяснению, кто преступник.
Например, в древней Скандинавии (за редчайшим исключением) преступник сам
направлялся к ближайшему жилью и подробно рассказывал, что случилось...
Почему? Причина очень проста. Если бы он попытался утаить содеянное, он
прослыл бы среди соплеменников трусом и "немужественным мужчиной",
неспособным к ответственности за собственные поступки. А это было самое
худшее, что с человеком могло случиться в те времена. В главе "Поединок"
будет приведена цитата из закона, согласно которой обозвать кого-либо
"немужественным" значило произнести попросту НЕПРОИЗНОСИМЫЕ речи! Поэтому,
если только человек был не совсем уже законченным негодяем, бесповоротной
потере репутации он предпочитал возможность весьма суровой расплаты. Дальше
события могли разворачиваться по-разному, в зависимости и от "состава
преступления", и от характеристик тех "коллективных личностей", которыми
являлись столкнувшиеся семьи. Могло кончиться примирением, могло - выплатой
денежного возмещения (виры). Но если доходило до кровной мести, это была
опять-таки месть одного рода другому. Сказанное отнюдь не означает, что все
мужчины из потерпевшей семьи брались за оружие и шли поголовно истреблять
обидчиков. Вовсе нет. Просто МСТИЛИ НЕ САМОМУ ПРЕСТУПНИКУ, А ЕГО РОДУ.
Спрашивается, как же крепче всего "насолить" враждебной семье? А вот как.
Истребить в ней самого лучшего, самого достойного человека. Которым
преступник чаще всего не являлся... Вот по этой самой причине, как пишут
авторитетные учёные, возможность кровной мести была не столько поводом для
бесконечных кровавых разборок, сколько МОЩНЫМ СДЕРЖИВАЮЩИМ ФАКТОРОМ. Если
бы дело обстояло иначе, люди просто вымерли бы, вырезав друг дружку. Этого
не произошло, потому что КРОВНОЙ МЕСТИ - а значит, и поводов дня неё -
ВСЯЧЕСКИ СТАРАЛИСЬ ИЗБЕГАТЬ.

2.6 Поединок
Был распространенным способом выяснить отношения, доказать свою
невиновность, добиться чего-либо. Поединку обязательно предшествовал вызов.
Отказаться от вызова - значит покрыть себя позором. Далеко не всегда
сражались до смерти, чаще был уговор типа "до первого удара", "до первой
раны" и т.п. Поединок являлся священнодействием, и оба участника должны
относиться к нему соответственно. Он мог проходить как со свидетелями, так
и без оных, как на равном оружии, так и не очень. По договоренности.
Ритуальные поединки, а также те, на которые хотели обратить внимание богов,
проходили без доспехов; чаще противники дрались вообще обнаженными по пояс.

Поединок обязательно предшествовал любому крупному сражению.

2.7 Социальная иерархия
Славянское общество тех времен не разделялось на видимые разряды.
Авторитет того или иного человека определялся его личной правдой, правдой
его рода, занимаемым им положением.
Тем не менее, княжение уже передавалось по наследству (однако вместо ни
к чему не пригодного наследника умершего князя город вполне мог поставить
над собой уважаемого колодезника). Воины (отчасти по причинам,
упоминавшимся ранее) представляли собой единственный четко определенный
разряд.
Землей владели свободные общинники. Занимались сельским хозяйством, в
годы войны воевали как ополченцы. Кормили воинов, князей и волхвов.
Ремесленники и прочие не имевшие земли люди платили деньгами или, что
значительно чаще бывало, работой.
Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя
и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как
устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической
магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что
если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела (например,
сватовства или войны) спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без
гусляров не обходились похороны князей, богатырей и пр., а свадьба без
певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для
себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать
гусляров в принципе возможно, но таковые деяния покрывают позором человека,
их совершившего. Волхвы - всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это
мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения.
Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления
и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между
людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов,
заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить (особенно магические
болезни типа сглаза). Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали
травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь
неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят - добро
или худо.
Изгнанники - люди по тем или иным причинам изгнанные из племени/рода.
Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают - это
большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии
волхва.
Рабства как такового славяне не знали. Пленник/пленница становились
"холопьями" на определенный срок, по истечении которого могли идти на все
четыре стороны либо остаться на положении свободных. Кроме того, можно было
выкупиться, - за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по
договоренности с пленившим.



3. ОСОБЫЕ ОБРЯДЫ.
3.1 Инициация.
Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию.
Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда
повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком,
либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками
рода.
По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его
сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После
этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три
года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой
нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от
порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего
возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.
В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста,
мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали
полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого
девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и
говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое
оружие и вступать в брак.

3.2 Свадьба.
До сих пор сохранившееся выражение "венчаться вокруг березы" довольно
точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из
поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них
благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева,
призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они
находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты.
Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не
оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода ("не я выдаю, силой
ведут"). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни
невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны
будут). Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных
мехами (пожелание богатства и многочадия).
3.3 Похороны.
Погребальных обрядов славяне знали несколько. В период расцвета
язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим
насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о
покойном. Вторым способом хоронили так называемых заложных покойников -
умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде.
Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в
болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это
для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.
Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после
принятия христианства.



4. ПРАЗДНИКИ.
В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний
солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие
24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и
Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия
24 сентября).
Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений
проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием
природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского
бытового круга.
Характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным,
связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота,
холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров,
жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах,
“красных горках”, которые очень часто при археологических обследованиях
дают интересный материал о древних языческих культах.

Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на
холмах.. Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положение на
холме: князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, “приде на холъмы,
где стояще Перун”. Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы
над Днепром. После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах
заняли христианские церкви:

“Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные
сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье
яиц на фоминой неделе (которая и называлась “красной горкой”) были,
вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных
возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где
раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны.

Для “соборов” или “событий” большего масштаба, чем жители одного
поселка, для населения верфи или тем более племени требовались более
отметные горы, которые из году в год служили местом больших языческих
богослужений.

Интересна долговечность таких религиозных центров: возникнув примерно
в 1 тысячелетии до н. э. (а может быть, и в бронзовом веке), они донесли
свою древнюю языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в.н.э.,
а на многих из них возникли христианские церкви и монастыри. Медвежьи
праздники с точно таким же названием, сохранившим древнюю индоевропейскую
форму “комоедицы” — известны и у славян. В Белоруссии комоедицы проводились
24 марта, накануне православного благовещения. Хозяйки пекли специальные
“комы” из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх
одеждах в честь весеннего пробуждения медведя. Древняя масленица оказалась
сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом,
несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному
пасхальному календарю, то языческая масленица, хотя и уцелела после
крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки ее
изменчивы. Первоначальный же срок непотревоженной масленицы — весеннее
равноденствие. Непременной маской на масленичном карнавале является
“медведь”, человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп.



1. Семенова М. Мы - славяне. 1997, С. - Петербург, Азбука - Терра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Семенова М. Мы - славяне. 1997, С. - Петербург, Азбука - Терра.
2. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. 1997, М., Русское слово
(переиздание).
3. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. 1991, М., Наука.
4. Рыбаков Б. А. “Язычество древней Руси”. М., “Наука” 1988.
5. Рыбаков Б. А. “Язычество древних славян”. М., “Наука” 1986.
6. Поболь Л. Д. “Славянские древности Белоруссии”. М., 1974.





Реферат на тему: Язычество Древней Руси



ИСЭТ

НОУ ''Санкт-Петербургский институт современной экономики и технологий''.



Реферат

по предмету
''Культурология''
на тему:
"Язычество Древней Руси".


Выполнила: студентка II курса
экономического факультета
Л. Ольга
Николаевна

Проверила преподаватель:
Лебедева Валентина
Генриховна



Санкт-Петербург 1999г.

'' И смешал Бог народы, и разделил на
семьдесят и два народа, и рассеял по
всей земле. От этих же семидесяти
двух язык произошел и народ
славянский''. …
(Повесть временных
лет)


ВВЕДЕНИЕ

П
ериод, предшествующий становлению Русской государственности, религия и
события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех
временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных
авторов, живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь
восточнославянских племен еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали
основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их
верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо известны в Византийской
империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кессарийский, живший в VI
в., византийский император Константин VII Багрянородный (913-959). А также
для изучения Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части,
использовались археологические и этнографические исследования.
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических,
примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской"
религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось
сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент
огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество
помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии,
делая мир ближе и понятнее.
Этнографические исследования показывают поразительную живучесть
многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство.
После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям,
но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые
складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в
результате русское православие, по крайней мере в народном представлени,
превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества.
И многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество.
Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт,
представляющий интерес для искусствоведов, этнографов и историков, влияние
которого трудно переоценить на дальнейшую судьбу Русского государства..



Древнейшие цивилизации на территории Руси

В

настоящее время доля славян в славяноязычных странах составляет от 70% до
95%. Однако такое положение сложилось относительно недавно. На заре нашей
эры лишь северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян. По
мере освоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусов
смешивались с местными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи.
Поэтому особенно важно учитывать огромную роль неславянских народов в
становлении Древнерусского государства.
Северное побережье Чёрного моря и Кавказ ещё в доисторические времена
были заселены Скифами. Скифы, в данном случае, могут отождествляться с
иранцами, таврами, фракийцами, финскими и праславянскими племенами.
Изначально Скифы были кочевниками, но позже основная их масса перешла к
оседлому образу жизни и образовала "Скифское царство", которое находилось
в постоянных контактах со своими соседями. Примерно в 7 в. до н. э.
началась колонизация Северного Причерноморья древними греками.
Колонизаторы встречали сопротивление со стороны скифов, но, как правило, в
локальных стычках выходили победителями, обращая в рабство непокорные
племена. Впрочем, рабы-скифы не пользовались большим спросом из-за их
строптивости, поэтому большей частью скифов оставляли на местах и собирали
дань в виде великолепной пшеницы, меда и изделиями других ремесел. Позже
скифам приходилось вести борьбу и с Римлянами.
Только в прошлом веке российскими археологами была открыта ещё одна
своеобразная культура, существовавшая примерно в 2-4 веках нашей эры и
названная историками "черняховская".
Следы "черняховской" культуры были найдены на побережье Днепра, недалеко от
Киева. Этнически "черняховцы" были близки к иранцам, вместе с тем среди них
могли быть и другие народы, в том числе и праславяне. Известно, что
"черняховцы" имели весьма тесные контакты с Римской империей и готскими
племенами. Высокая концентрация населения, а также высокий уровень развития
земледелия и ранних ремёсел создали предпосылки для создания
государственности, но самобытная цивилизация не устояла под ударами гуннов.

Большие изменения в демографическую обстановку на территории нашей
страны в то время внесло гуннское нашествие. Гунны были известны ещё
древним китайцам. Примерно во 2 веке до н.э. они были вынуждены отойти на
запад под давлением войск "поднебесной" и где-то ко 2 веку н. э. вышли к
Волге. На берегах Волги гунны вынуждены были задержаться почти на два
столетия, поскольку встретили сопротивление со стороны алан (иранцев).
Позже, сломив сопротивление аланских племён, гунны устремились на поселения
"черняховцев" и далее на запад. Весьма воинственные гунны вели кочевой
образ жизни, тем не менее, испытывая на себе влияние культур покорённых
народов, все более тяготели к благам цивилизации. Знаменитый гуннский царь
Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Таким образом,
можно говорить о появлении на карте мира к 4-5 вв. гуннского государства,
простиравшегося до границ римской империи, и которое представляло собой
сложный конгломерат народов, где пришлые гунны уже составляли меньшинство.
После смерти Аттилы, начались распри среди наследников и покорённые народы,
воспользовавшись ситуацией, оттеснили гуннов на восток в причерноморские
степи.
В составе гуннских племён можно выделить прототюрков. Поначалу их
роль не была доминирующей, но положение стало меняться в 6 веке, когда с
востока, из пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный поток
прототюркских племён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация,
названная Тюркский каганат и которая простиралась на огромном пространстве
от Монголии до Волги. В каганате существовала чёткая иерархическая
структура, во главе которой находился хакан, имеющий неограниченную власть
и приравненный кочевниками к китайскому императору. Позже Тюркский каганат
распался на две части, из которых так называемый Западнотюркский каганат
властвовал на территории от Алтая до Волги, а затем распространил свою
власть и на часть предкавказья.
Самым серьёзным последствием этого образования был приход тюрок на
запад, в том числе и в Восточную Европу. На лесостепной территории
утверждался доминант славян.
Только на центральном Кавказе сохранился мощный массив аланского
(иранского) этноса, который оправился после гуннского погрома и воссоздал
своё политическое объединение - Аланский союз.
В 7 в., распадается Западнотюркский каганат и из него,
самостоятельным образованием, выделяется Хазарское царство. Изначально
хазары описывались разными источниками как представители монголоидной расы,
однако, позже они имели уже иной облик с явным преобладанием европеоидного
расового типа. Это говорит о том, что, будучи представителями гуннских
племён, хазары смешивались с местными народами. Центром Хазарской державы
сначала был Приморский Дагестан, где находились первые две столицы -
Баланджар и Самандар. Известно, что хазары часто выступали союзниками
Византии в войнах с Ираном. Также, они активно соперничали с арабами и из-
за войн с ними вынуждены были перенести свою столицу севернее, в устье
Волги. Более того, хазары пошли дальше на северо-запад. Русские летописи
отмечают, что им платили дань славянские племена - вятичи, радимичи и какое-
то время поляне.
В покорённых хазарами странах поднимались восстания. К первой
трети 9 в. освободились славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки сбросить
хазарскую власть предпринимались в Волжской Болгарии - небольшом
государстве, возникшем на Средней Волге. В 10 век Хазария вступила
ослабленной. Главным врагом её теперь была Русь, которая разгромила
Хазарский каганат.



Происхождение славян
В

плоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о
славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне возникли в
результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с
различными другими этносами Восточной Европы.
Ареал расселения праславян, которые, как полагают лингвисты,
отделились от родственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э., был весьма
невелик. В ранних источниках праславяне назывались венедами и связывались
как с германскими племенами, так и с финнами. Отсюда можно сделать
предположение, что венеды занимали часть территории нынешней Польши,
Белоруссии и Украины. На протяжении 2 веков славяне оттеснили или
ассимилировали какую-то часть других народов с побережья Балтийского моря
и, позже, заняли районы Прикарпатья.
Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения.
Примерно в одно время с заселением тюрками степной части Юго-Восточной
Европы, её лесостепную часть постепенно осваивали славяне, которые уже к 5
в. вышли к среднему Днепру. Затем они продвинулись в бассейн реки Десны,
получившей славянское название ''Правая''. Любопытно, что основная часть
крупных рек на юге сохранили свои старые, иранские названия. Так, Дон -
просто река, Днепр - объясняется как глубокая река и т. д.
Главными врагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если не стали
союзниками гуннов, то, во всяком случае, смогли использовать сложившуюся
ситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в лесостепной части местное
население значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда многочисленным и
не было. При этом славяне первоначально как жители лесов продвигались вдоль
больших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортными
артериями для лесных и лесостепных областей. Местное население (иранское,
балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами, как
правило, мирным путём.
До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают о славянах, но,
позже информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началом
активной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились к
византийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западные
славяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же
относились и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые
считались особой, скорее всего восточной, группой славян.
Византийские писатели выделяли антов как храбрейших из славян.
Любопытно, что анты и склавины часто враждовали друг с другом и этим умело
пользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей.
Целесообразно привести отрывок описания славян в византийском
трактате ''Стратегикон'': " Племена славян многочисленны и выносливы, легко
переносят жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище. К прибывающим к
ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки внимания, охраняют
их.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных,
лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у
неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много
выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Опытны они также и в
переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно
выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из остающихся
дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При
этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши,
доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с
помощью их и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт
никакого подозрения... Поскольку у них много вождей и они не согласны друг
с другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или
даров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на других
нападать".
Упоминаемые византийцами славянские вожди - это вовсе не цари или
князья, а скорее предводители военных дружин. Дружины всегда шли впереди
своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию,
как бы готовя её к славянской колонизации.


Славяно-Русское язычество

а) Классификация и общие сведения.

«Я
зычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в
церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского.
Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного
исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и
представления первобытных племен, и дохристианские верования славян,
финнов, германцев, кельтов и домусульманская религия татар.
Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя
понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант
первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского
происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-
либо специфическим чертам.
Главным, определяющим материалом для изучения язычества является
этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские
игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса;
важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические
материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории
познания мира и природных явлений человечеством.
Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими
ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия,
начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и
т. п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и
фазы их развития.
В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложил
периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу
и деливший духов на враждебных и благожелательных.
2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц".
Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости
всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного
плодородия.
3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома,
а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При
создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в
княжеско-государственном культе 10 в.
4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало
существовать, отодвинувшись на "украины" государства.

Праславянское общество в 6 - 4 вв. до н. э., занимавшее восточную
половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С
этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период,
завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность
обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов -
кочевников (3 в. до н. э.) и вторжением гуннов (4 в. н. э.). Внутри этого
периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними
событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом
являются 5 - 6 века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых
явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые
наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых,
славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-
третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В
этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом,
которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах",
"собраниях".
Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как
плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена
славянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог", удержавшееся
навсегда.


б) Мир в представлениях древних славян.
М

ир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и
подземно-водной зоны.
У многих народов земля изображалась как округлая плоскость,
окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух
рек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где бы
человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,
ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору,
славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на
краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится
хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это
— отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием.
Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу,
плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными
городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков,
направляется в свои налеты на Русь. Это — реальное историческое
черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее
временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины
славянской прародины или, что то же самое, от южной окраины славянских
царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь
за три дня.
Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва,
рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей
корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и
заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным
миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожая" была Макошь,
введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня
плодородия.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось
первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским,
одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь
плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники
мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге,
поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в
лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное
астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества
медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда
указывающая Север.
Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в
человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если
охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали
тучи ("тучные", содействующие плодородию дождевые облака) и солнце.
Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана
("росы") привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды
где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в
непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде
дождя, "утучнить" ее и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг
до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями,
грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницам
появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий
жизнедавец, вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.
Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и
условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент
случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением
закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на
четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в
изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра,
знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие
народы, принимали геоцентрическую модель мира.
В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе мира
тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи,
когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и
озерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками,
пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклор
еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был
произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в
облике и сущности мира.
Важной частью представлений о подземном мире является
общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце
на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное
продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками,
лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший
солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце
по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.

в) Обряд погребения.
О

собое место среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжении
длительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видов
погребального обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное погребение
скорченных трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в
чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому
умершего и хоронили подготовленным к этому второму рождению. Праславяне еще
в бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности.
Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный новыми
воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо
другом существе (звере, человеке, птице...), а перемещается в воздушное
пространство неба. Культ предков раздвоился: с одной стороны, невесомая,
незримая душа приобщалась к небесным силам, столь важным для тех
земледельцев, у которых не было искусственного орошения, а все зависело от
небесной воды. С другой стороны, благожелательных предков, "дедов",
необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Это достигалось
посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над
погребением модели дома, "домовины". Много времени спустя, в 9 - 10 вв. н.
э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой части
русской знати в третий раз появился обряд простого захоронения без
сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихся
связей с христианской Византией. Но как только началась многолетняя война с
империей, великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации.
Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиозными
сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых должны
были быть видимы в радиусе около 40 км, т. е. на пространство четырех -
пяти тысяч квадратных километров!
Вот что пишет арабский путешественник и писатель Ахмед Ибн-Фадлан
во время поездки в качестве посла багдадского халифа в Волжскую Болгарию в
своем сочинении, называемом ''Книга'': «Итак, они положили его в могиле и
покрыли ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его
одежд и их сшивания.
А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль,
кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то,
что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть – для его
семьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна)
треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его
девушка будет сожжена вместе со своим господином.»

г) Волхвы.
С

лавянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и
в первые два столетия ее формирования (9 - 10 вв.), когда культ Перуна,
бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией
Киевской Руси.
Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Жрецы еще
не выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам приносили
представители родовых союзов; а о сношениях с низшими демонами земли, об
избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг
заботились вольнопрактикующие волхвы или волшебники. В составе всего их
сословия было много различных разрядов. Известны "волхвы-
облакопрогонители", те, которые должны были предсказывать и своими
магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы-
целители, лечившие людей средствами народной медицины, "волхвы-
хранильники", руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов
и оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Творчество
этой категории волхвов могут изучать как археологи по многочисленным
древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы по
пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвенно обращающейся к
небу, богинями весны, едущими на конях "с золотой сохой" и многочисленными
символическими узорами. Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы-
кощунники", сказители "кощун" - мифов, хранители древних преданий и
эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", что
связано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов
существовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать), чаровницы
и "потворы".

д) Пантеон языческих богов.
О

коло полутора столетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с языческой
системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху
Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой
религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему
на Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения
первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в
соответствие с новым уровнем государственной жизни.
К концу 10в., в результате реформ, целью которых было объединение
всего государства под властью одного человека, на Руси складывается пантеон
Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их
старшинства и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и
христианские святые.

ПЕРУН Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, бог грома
и молний, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на
Балканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-
10вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен
пророку Илье.

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее
первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен
христианскому богу-творцу Саваофу. В греческой мифологии ему приблизительно
соответствует Уран. Стрибог оспаривал у Перуна место на славянском Олимпе.
Другие высшие боги, по свидетельству некоторых древних рукописей, считались
его сыновьями, - «Сварожичами».

ДАЖДЬ-БОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы,
солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует
античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Даждьбог и
Стрибог оба были небесными богами. Даждь-бог: слово, которое прежде
переводили «палящий бог», а теперь переводят как «дай богатство».
МОКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат
"вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена
к греческой Деметре "Земле-матери" и христианской матери божьей. Часто
изображалась с турьим "рогом изобилия".

СЕМАРГЛ

Новинки рефератов ::

Реферат: Итальянский и немецкий фашизм (История)


Реферат: Валютная система РФ (Валютные отношения)


Реферат: Металлы жизни. Марганец (Химия)


Реферат: Правовое государство и гражданское общество (Теория государства и права)


Реферат: Организация "Мiжнародна рада компютерноi комунiкацii" (Компьютеры)


Реферат: План горных работ для улучшения проветривания выработок II блока шахты "Северная" (Технология)


Реферат: Лесопиление. Пилорама с брусовкой. Окорка (Технология)


Реферат: Сорняки и борьба с ними (Биология)


Реферат: Вопросы интенсификации обучения (Педагогика)


Реферат: MS Windows (Компьютеры)


Реферат: Экономико-географическая характеристика Японии (География)


Реферат: Определение скорости точки по заданным уравнениям ее движения (Физика)


Реферат: Социальные проблемы российского сельского хозяйства в условиях рыночных реформ (Социология)


Реферат: Буддизм (Религия)


Реферат: Древние города Казахстана (История)


Реферат: Технология изготовления листовой электротехнической стали (Технология)


Реферат: Культурология и теория цивилизаций (Культурология)


Реферат: Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие (Социология)


Реферат: Генри Кавендиш (1731-1810) (Исторические личности)


Реферат: Ограничение дееспособности (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист