GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Система японского менеджмента (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Система японского менеджмента (Менеджмент)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ


УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА


КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



КУРСОВАЯ РАБОТА



По дисциплине: Менеджмент внешнеэкономической деятельности



На тему: «Система японского менеджмента»



Выполнил студент группы М-82
Васильев М. Ю.
Проверил преподаватель Васильева Т. А.



Сумы 2002

СОДЕРЖАНИЕ



Введение


1. Принципы японского управления


1.1 Поведение в организации


1.2 Система контроля


1.3 Система управления качеством


2. Управление персоналом в Японии

2.1 Система «пожизненного найма» рабочих и служащих

2.2 Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству»

2.3 Система принятия решений «рингисэй»

2.4 Организационные структуры управления


2.5 Подготовка кадров

3. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента

4. Практические аспекты японского менеджмента
4.1 Система организации и управления промышленным комплексом
4.2 менеджмент корпорации SONY
4.3 Условия и практика “трансплантации” японского опыта.

Выводы


Список использованной литературы

Введение


Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её
исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он
непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские
методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не
значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что
основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных
плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-
психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство
долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно
чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение
доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-
фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию,
и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально
эффективно.
Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в
большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью:
основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель,
которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность
работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда
работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной
целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды
с наименьшими усилиями.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть
характерных признаков японского управления.
Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии
ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.
Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство
корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с
руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную
возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для
укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует
улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и
рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для
улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность
количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и
сознательного направления вектора их активности на цели более значимые,
чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает
система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для
европейского образа мысли.
Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие
начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности
фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает
взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и
совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации,
дают существенные результаты. Японская система управления старается также
создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных
ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для
потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и
взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и
поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому
использованию для повышения экономической эффективности производства и
качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих
фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при
которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за
исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только
виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и
принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители
ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую
выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы
увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие
компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости
контроля качества. При управлении производственным процессом их главная
забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя
заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в
работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится
с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения
японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных
помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие
нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии
для содействия дополнительным нововведениям широко используется система
новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого
качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.
Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок,
который может служить гарантией качества продукции и способен повысить
производительность благодаря чистоте и порядку.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих
отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества
служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и
управляющими.

1. Принципы японского управления


Мы любим людей и землю.
Лозунг фирмы «Sanyo electric»
Современные методы управления сложились в Японии в условиях
послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу
восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием
американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры
познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом.
Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную
ответственность за последствия своей деятельности.
Это не означает, что до 19945 года в Японии не было эффективной системы
управления произодством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска
модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932
года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого в Японии
называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об
управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь.
Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль
производителя в том, чтобы преодолеть бедность».
Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала
применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью
усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не
только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь
полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский
путь развития.
В результате основные черты японской системы управления определяет ряд
концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются
система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.
Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда
мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена
группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого.
Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с
исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая
деятельность.
Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того,
чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения
общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других
стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже
кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования
личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу
развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня
характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания
оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не
забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным
духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного
из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды:
«Тот, кто является руководителем организации, должен прежде всего
сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он должен
прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновывать ее
политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом,
чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и
получали от работы удовлетворение. Для того, чтобы выработать такой образ
мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных
целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и
практически применимой концепцией».

Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция
непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к
постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного
обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к
саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С
другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной
работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к
управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании
мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены,
что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное
удовлетворение.
Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учится на чужих ошибках и
извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим
в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют и
быстро усваивают новые технологические методы и процессы. Японские рабочие
не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогресса.
Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.
Описанные выше представления были важны для подготовки изменений в
японской стратегии управления и стиле руководства, а также для структурной
перестройки отдельных предприятий и экономической системы в целом.
Стержнем новых концепций стало признание социальной ответственности,
лежащей на управляющих.
В 1947 году предприниматель, один из основателей компании «Panasonic» И.
Мацусита основывает творческую лабораторию «Дойкай» для исследования новых
управленческих решений. В одним из первых трудов этой лаборатории
господин Мацусита отмечает:
«Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь
определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают
ее существование. Она должна иметь свое собственное призвание в этом мире.
Если руководитель обладает пониманием этой миссии, он обязан довести до
сознания служащих, чего хочет достичь компания, указать ее идеалы. И если
его подчиненные осознают, что работают не только за хлеб насущный, они
получат стимул к более напряженной совместной работе во имя достижения
общей цели».
Эта же идея выражена в документе, опубликованном в 1956 году:
«Действия управляющего в современной корпорации выходят далеко за рамки
извлечения прибыли. Как с нравственной, так и с практической точки зрения
жизненно необходимо, чтобы управляющие стремились к производству продукции
наивысшего качества при наименьших ценах посредством использования
производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и
в целях повышения благосостояния всего общества. Несомненно, что
ответственность управляющего перед обществом является важным рычагом,
развивающим систему управления в направлении поставленных целей».
Таким образом, современное японское управление приобрело дух открытости,
который позволил подчинить технологическое развитие решению выдвигаемых
самой жизнью проблем. Японскую систему управления можно рассматривать как
синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять
природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться
некоторых черт традиционной культуры этой страны.

1.1 Поведение в организации


Как отмечалось, японская система управления сформировалась к
настоящему времени как органический сплав национальных традиций и
передового опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то их
очень существенная (в контексте данной работы) черта состоит в том, что
японцы предпочитают не придерживаться писаных правил; а их языку в силу
иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность
определений, характерная для европейских языков, в частности, немецкого.
Сами японцы пишут: «...в традиционном японском обществе отсутствовали как
всеобщий этический кодекс, так и категорические религиозные предписания. Не
существовало даже четкой системы представлений о грехе...» (М. Йосино).
Чийе Накане провел блестящее исследование, имевшее своим предметом типы
отношений в группах в связи с традициями национальных культур. Он выдвинул
основные положения концепции анализа внутренней структуры социальных групп,
разделив типы устанавливающихся между людьми взаимоотношений на два:
горизонтальный, как совокупность индивидов, которые обладают общими чертами
(например, люди одной профессии) и вертикальный, при котором индивиды,
обладающие различными чертами, связанны определенной социальной связью
(например, семья, клан, клуб). Именно второй, «вертикальный» тип отношений
является характерным и определяющим «лицо» японского общества.
Группа, к которой принадлежит японец, значима для него так же, как семья. В
японской фирме ее глава похож на отца. Члены семьи сотрудничают спонтанно.
Царит неформальная атмосфера. Внутренние конфликты сведены к минимуму, в
группах дружелюбные отношения. В Японии фирма считается органически целым,
живым организмом, наделенным душой. Может смениться руководитель, но фирма
останется. Считается, что фирма - долговременная организация, потому что
она гарантирует пожизненный найм. (Такие отношения закреплены «Законом о
корпоративной реорганизации», согласно которому в фирмах, которые
столкнулись с финансовыми трудностями и находятся на грани банкротства,
проводятся реорганизации). Считается, что предприятие бизнеса является
замкнутой социальной группой, а работа должна занимать центральное место в
жизни работников. «Работодатели не используют один труд человека, они
используют его всего».
Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением
работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только
технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.
Как порождением концепцией «человеческого потенциала» можно рассматривать
систему группового принятия решений Ринги. Согласно ей ответственность за
принятие решения не персонифицирована. За принятое решение несет
ответственность все группа. Предполагается, что ни один человек не имеет
права единолично принять решение.
Можно рассмотреть более подробно процесс принятия решения группой. Сущность
системы Ринги в том, что решения должны приниматься путем консенсуса.
Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если кто-то против,
предложение возвращается к его инициатору. Этот подход все еще сохранен,
хотя процедурная часть системы Ринги претерпела изменения. Каждое
предложение обсуждается в неофициальных группах. Решение никогда не
выносится на официальное обсуждение без неформального.
Вот как описывает процесс группового принятия решений Ричард Халлоран:
«В процессе официального обсуждения каждый член группы высказывает
небольшую часть своих мыслей на этот счет, но никогда не выходит с
законченным убедительным выступлением. Японцы, имеющие крайне
чувствительное эго, не желают попадать в состояние находящегося в
меньшинстве или, что еще хуже, с особым мнением. Боятся они и случайно
обидеть коллегу своим резким выступлением, которое может противоречить
мнению товарищей. Когда лидер группы уверен, что все в основном согласны с
минимальным решением, он суммирует мнение группы, спрашивает, все ли
согласны, и оглядывает зал для получения одобрительных кивков. Не слышно ни
единого выкрика.».
Нужно четко понимать, что японский метод предполагает полное единодушие.
Это не решение большинства. Японцы питают отвращение к тирании большинства.
Если полного единодушия нет, решение не принимается. Если решению
противопоставлено мнение небольшого меньшинства, его убеждают уважать
взгляды остальных. Эта компромиссная позиция позже будет вознаграждена. Для
японца считается невежливо открыто возражать старшему и вышестоящему:
несогласие нужно выражать очень дипломатично.
Японцы допускают в организационной жизни неопределенность, двусмысленность,
несовершенство, как и многое другое, реально существующее. Кроме того,
японцы чувствуют себя гораздо более взаимозависимыми. Поэтому они готовы
предпринимать дальнейшие усилия, направленные на совершенствование людей и
на воспитание умения эффективно работать друг с другом.
В противовес традиционной модели поведения «Х» и «Y» японцы развили и
успешно применяют модель «человеческого потенциала», согласно которой на
первый план выдвигается идея о том, что людям требуется возможность
применять и развивать свои способности, получая от этого удовлетворение.
Концепция «человеческого потенциала» защищает такие условия труда, в
которых способности работника поощряются к развитию, и уделяет особое
внимание развитию у работников стремления к самоуправлению и самоконтролю.
Руководителям среднего звена г-н Исикава Каору советует:
«Полезность сотрудника определяется не его постоянным физическим
присутствием, а потребностями фирмы в этом сотруднике. При четкой
организации мероприятий физическое присутствие руководителя на фирме вообще
не обязательно. Это относится к организациям, где доверие к подчиненным
является непреложным законом. С другой стороны, необходимо
непосредственное участие сотрудника в решении тех проблем, которые без
участия именно этого работника будут решаться дольше или будут решены
заведомо менее удачно - например, разработка перспективного, нового
изделия или освоение нового рынка сбыта. Потребность фирмы в сотруднике
определяется такими его качествами, как быстрота реакции, сообразительность
и инициатива. При возникновении непредвиденной ситуации такого сотрудника
просят вернутся на фирму для участия в решении проблемы.
Тот, кто управляет подчиненными, - руководитель лишь наполовину.
Состоявшимся руководителем можно назвать того, кто способен управлять и
вышестоящими по должности.
Наделение подчиненных правами стимулирует всестороннее развитие их
способностей и активизирует их творческие возможности. Руководитель
является воспитателем своих подчиненных. Он должен делится с ними знаниями
и накопленным опытом непосредственно на рабочих местах. Одним из методов
подготовки кадров, имеющим немаловажное значение, является наделение
подчиненных необходимыми правами, позволяющими им решать вопросы по своему
усмотрению. При этом подчиненные должны хорошо представлять себе общую
стратегию фирмы.
Не стремитесь постоянно следить за реакцией вышестоящего руководства на
результаты труда.
Руководители среднего звена и его подчиненные отвечают за достоверность
информации о результатах своего труда.
Руководство среднего звена несет ответственность за деятельность кружков
качества.
7) Сотрудничество и связь с другими отделами - это и есть управление по
функциям.
Ориентация на перспективу - залог успешной деятельности фирмы. Глава фирмы
должен ориентироваться в своей работе на 10 лет вперед, руководитель
высшего звена -на 5 лет, руководитель отдела - на 3 года и подразделения -
по крайне мере на 1 год.
В заключении рекомендую руководителям среднего звена, занимающим важные и
ответственные должности, на своих фирмах, решать стоящие перед ними задачи
инициативно, с достоинством и уверенностью в своих силах».
Считается, что власть менеджмента в Японии законна, и поэтому она с
готовностью принимается и уважается. Рабочие чувствуют, что их менеджеры
более образованы и компетентны. Менеджеры не имеют избыточных привилегий,
что могло бы вызвать ревность. Их оклады и другие вознаграждения считаются
скромными по сравнению к их заслугам. А эффективный менеджмент является
необходимым условием для процветания самих рабочих.
Выводы, которые можно сделать, рассматривая японскую систему управления,
таковы:
люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной
вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как
гарантия защищенности и безопасности;
основной задачей менеджера является поддержка в коллективе духа
корпоративности, объединении работников общими интересами и пониманием
общих целей работы;
когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все
члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную меру своих
способностей.

1.2 Система контроля

Управленческий контроль - это сокращенное определение управленческого
планирования и обратной связи, которое является инструментом деятельности
менеджеров в достижении организационных целей. Способность человека
управлять имеет определенные пределы, поэтому должен быть найден
оптимальный масштаб бизнеса, позволяющий управлять эффективно.
Можно рассмотреть этот процесс на примере фирмы «Мацусита». В основу
организации фирмы положена система филиалов. Они классифицируются следующим
образом:
для высших управляющих компаний с целью контроля управляющих филиалами -
система планирования в филиалах, система внутреннего капитала филиалов,
система ежемесячных бухгалтерских отчетов;
для управляющих филиалов с целью контроля руководителей отделов - бюджеты
отделов, система ежемесячных бухгалтерских отчетов.
Система планирования в филиалах предполагает, что каждый самостоятельный
отдел, а затем и филиал разрабатывает свой план. На их основе
подготавливается общий план всей компании. В общих чертах метод
планирования предполагает следующие этапы:
1. Провозглашение стратегии компании. Стратегия компании является чем-то
абстрактным и выражается устно, но она подчеркивает оценку дел фирмы и
воплощает намерения преодолеть конъюнктурные трудности
усовершенствованием политики и целей. Это своего рода лозунг для
персонала.
2. Директивы о планировании в филиалах. Так как стратегия компании
абстрактна, то ориентиры для планирования в филиалах задаются
президентом компании в виде директивы.
3. Определение политики планирования филиала. На этом этапе управляющий
филиалом определяет свою собственную политику выполнения поставленных
перед ним целей и инструктирует руководителей отделов.
4. Подготовка плана каждого отделения.
5. Подготовка проекта бюджета отделения.
6. Подготовка проекта плана филиала.
7. Проверка и утверждение планов филиала.
8. Передача утвержденного проекта плана филиала. Эта смета называется
«документом с королевской печатью». Церемония этой передачи - чисто
японская особенность, потому что «документ с королевской печатью»
рассматривается как контракт между президентом компании и управляющим
филиалом. Выполнение плана является обязательным для управляющего.
Каждый управляющий несет ответственность за достижение только
зафиксированных в «документе с королевской печатью» пунктов. Выбор
метода для выполнения этого соглашения предоставляется управляющему
филиалом. Очевидно, что такой подход к управлению требует от
управляющего высокого чувства ответственности и самоконтроля.
Необходимо отметить, что управленческий контроль за выполнением
поставленных задач осуществляется не путем принятия определенных директив,
как это принято в традиционном менеджменте, а путем оказания помощи и
выявлении слабых звеньев в производственном процессе (слово «контроль»
связана не с моделью «выявление - наказание», а «проверка-помощь»).
Чтобы избавится от субъективизма, японские управляющие повсюду, где есть
малейшая возможность, применяют методы статистики для определения текущей
ситуации. Японцы верят цифрам. Они измеряют все. Они стараются
количественно описать все аспекты бизнеса. Японцы не расточают силы
впустую. Все устроено безупречно, что является сущностью хорошего
менеджмента.
Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент
больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения
выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за
выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей
и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения
бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.
Наказания делятся на выговоры, штрафы и увольнения. Увольнение допускается
в случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного
неповиновения инструкциям старших. Показательно, что раздел
«вознаграждения» в книге правил компании «Хитачи» стоит перед разделом
«наказания». Фирма выпустила документ, озаглавленный «Главные принципы
«Хитачи». В нем выдвинуты на первый план три принципа: искренность, дух
оптимизма и конечная гармония. Этот официальный документ показывает,
насколько серьезно японцы относятся к своей работе.
Японские менеджеры прибегают к мерам наказания крайне неохотно. В
противовес тактики запугивания наказанием, японский менеджмент уделяет
особое внимание самосознанию рабочих и поэтому использует «тактику
лозунгов», побуждающих повысить дисциплину.
Такая позиция вполне объяснима: с одной стороны, каждый подчиненный
является индивидуумом и имеет право на ошибку, с другой - правильная
кадровая политика при приеме на работу «не допустит» в фирму
недобросовестного работника, поскольку за него несет полную ответственность
тот, кто его принял на работу.

1.3 Система управления качеством

Историческими предпосылками управления качеством явилось
общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое переросло
в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное
влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности
каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство
самоконтроля.
Изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках
качества. По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии
Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать
следующими принципами:
1. добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не
по команде сверху.
1. саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться.
2. групповая деятельность
3. применение методов управления качеством
4. взаимосвязь с рабочим местом
5. деловая активность и непрерывность функционирования
6. взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению
своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.
7. атмосфера новаторства и творческого поиска
8. всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества
должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством.
9. осознание важности повышения качества продукции и необходимости
решения задач в этой области
Существуют также особенности японской системы управления качеством,
отличающая ее от западной системы:
управление качеством на уровне фирмы - участи всех звеньев в управлении
качеством.
2) подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
3) деятельность кружков качества.
4) инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга
предприятию и проверка деятельности руководства.)
5) использование статистических методов.
6) общенациональные программы по контролю качества.
Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению
качеством на предприятии являются:
1. содействие совершенствованию и развитию предприятия
2. создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем
участке
3. всестороннее развитие способностей работников и ориентация на
использование этих возможностей в интересах фирмы
Управлением качеством имеет многие преимущества:
10. Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на
каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного
производства. Это достигается путем управления технологическим
процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их.
Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты.
Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем
и устранить эти причины.
11. Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы,
давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством
позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе,
поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.
12. Комплексное управление качеством дает возможность отделу
проектирования продукции и производственному отделу умело и точно
следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем чтобы
выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.
Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает
выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование
ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот
лозунг комплексного управлением качеством.
Основные идеалы воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так:
) Естественной потребностью каждого человека является достижения
совершенства в работе. Если на ним осуществлять правильное руководство и
поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.
) Люди, выполняющие индивидуальную работу, - настоящие в ней специалисты.
Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и
профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и
улучшению системы производства.
) Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием
работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся
ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за
качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в
организации.
) Кружек качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он
имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны,
это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это
процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих
их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного
сотрудничества менеджмента и рабочих.
За вклад в достижение высоких результатов в области управления качеством
ежегодно с 1951 года в Японии вручают премии У. Э. Деминга - основателя,
как считается, управления качеством в Японии.
В связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностями людей и появлением
новых технологий от руководителей требуется постоянная перестройка
самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть
сформулированы так:
1) Прежде всего - качество, а не кратковременные прибыли
Главный человек - потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения
конечного пользователя.
Следующий этап производственного процесса - потребитель твоей продукции.
Этот лозунг позволил устранить барьеры и разобщенность между отдельными
стадиями жизненного цикла продукции
Информационное обеспечение и применение экономико-математических методов
делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим
занятием.
Человек в системе управления - вовлечение всех без исключения работников в
процесс управления качеством.
Функциональное управление.

Кружки качества.

Только благодаря господству корпоративного духа японцы могли создать в
фирмах систему добровольных “кружков качества”, которые вовлекают рабочих в
деятельность за повышение качества продукции, за ее бездефектность, за
снижение уровня производственного травматизма и т. д. Кружки качества
действуют во всех крупных фирмах и более чем в 50% мелких фирм. В Японии
действует около 1 миллиона кружков качества, в них участвуют около 10
миллионов человек.
Первые подобные кружки появились в начале 60-х годов на предприятиях “ Кобэ
сэйко” и “ Ниппон кокан”. Тогда они именовались кружками “контроля за
качеством продукции”. На первых порах они напоминали американские группы “
за бездефектность ”, действующие без поддержки или даже вопреки желаниям
основной массы рабочих. Однако скоро японские кружки контроля за качеством
продукции получили широкое признание среди рядовых работников. Руководство
фирм неустанно развивало деятельность кружков, всячески поощряло их
участников. На предприятиях появились лозунги: “Борись за искоренение
погрешности в 0.1 миллиметра”, “Своди к нулю погрешность в 0.1 секунды”,
“Включайся в движение за лучшую технологию в мире” и т. д.
В деятельности кружков качества за последнее время выявились две основные
тенденции. Во-первых, их функции переросли производственные рамки, начали
проникать в сферу повседневной жизни. Во-вторых, кружки “ за качество” и “
бездефектность” продукции стали решать задачи, связанные с повышением
“качества” и обеспечением “бездефектности” труда. В зону компетентности
кружков включаются ныне проблемы повышения производительности труда,
снижения затрат, совершенствование технологических процессов.
Кружки качества объединяют, как правило, 6-10 работников одного уровня
иерархии, выполняющих сходную работу. Они собираются 1-2 раза в неделю.
Каждая группа имеет лидера и докладывает руководству о полученных решениях.
Рационализаторским предложениям, исходящим от рабочих предается особо
важное значение. На каждого рабочего приходится 18-22 рационализаторских
предложения в год. Полезные предложения часто вознаграждаются в виде
ручек, медальонов, памятных значков. Денежные вознаграждения получает
кружок качества и поровну распределяет их между своими членами. В концепции
кружков качества как практического инструмента решения проблем качества
важен набор методик, которые используются для решения проблемы
производительности труда, снижения затрат, совершенствования
технологических процессов. Часто применяется диаграмма причин и следствий,
называемая графиком Исикавы (в настоящее время ведущий специалист в Японии
по вопросам управления качеством продукции) или ”рыбьим скелетом” (рис.1).
Однако диаграмма имеет обобщенный характер, для каждого конкретного
производственного процесса строится своя диаграмма.
В основной своей массе рабочие откликаются на такую форму вовлечения их в
работу предприятия и активизируют свою деятельность, консолидируя тем самым
корпоративный дух фирмы.
[pic]



2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ЯПОНИИ

Большое внимание специалистов во всем мире привлекают особенности
японской системы управления персоналом, использование которой обуславливает
достаточно высокую эффективность функционирования крупных японских
компаний. Рассмотрим особенности этой системы.

2.1 Система «пожизненного найма» рабочих и служащих

Это система, согласно которой работник, принимаемый на службу после
окончания учебы, работает в данной корпорации вплоть до выхода на пенсию. В
самых общих чертах механизм функционирования системы «пожизненного найма»
обычно действует следующим образом. Ежегодно компания или государственное
учреждение нанимает определенное число выпускников высших или средних
учебных заведений, которые в торжественной обстановке принимаются в число
работников фирмы на испытательный срок. Они проходят в течение года полный
курс подготовки к определенной должности в том или ином подразделении
компании под руководством специально выделенного сотрудника. По истечении
года сотрудники, зарекомендовавшие себя положительно, обычно включаются в
постоянный штат компании, а через пять или более лет (и при достаточно
высоких показателях работы) могут быть назначены на различный руководящие
должности на среднем уровне иерархической лестницы в системе управления
фирмой. По достижении 55-60-летнего возраста все работники, кроме
управляющих высшего уровня, должны выйти на пенсию, а на освободившиеся
места назначаются более молодые работники, имеющие необходимую квалификацию
и соответствующий стаж работы в данной компании.
Конечно, совершенно не обязательно, что кандидат на ту или иную
должность по истечении испытательного срока будет зачислен в постоянный
штат компании, а тот или иной работник будет обязательно назначен на
должность руководителя подразделения. Чтобы заслужить повышение по
служебной лестнице, японец должен посвящать этому не только рабочее, но и
большую часть свободного времени, постоянно демонстрировать высокую
лояльность и преданность компании, поддерживать хорошие отношения с
коллегами по работе, т.е. доказать руководству, что именно он и никто
другой является лучшим претендентом на ту или иную руководящую должность.
Такой порядок не только не ослабляет конкуренцию среди персонала японских
компаний, но делает ее более жесткой и бескомпромиссной, хотя и носящей
скрытый характер.
При найме на работу большинство японских фирм использует довольно
жесткую систему отбора кандидатов в постоянный контингент работников,
которая включает:
- избранные каналы притока новых сотрудников за счет поддержания постоянных
связей с определенными учебными заведениями, использование при приеме на
работу системы заявок и рекомендаций
- систему экзаменов и собеседований при приеме не работу
- исследование семейного положения, оценку рекомендаций и отзывов
- обязательное использование испытательного срока с подведением итогов его
прохождения.
Важной составляющей японской системы управления кадрами является
своеобразный механизм принудительного обновления производственного
персонала и управляющих среднего уровня, который на практике действует
весьма эффективно. При этом гарантированная занятость даже для элитарной
прослойки постоянных работников обеспечивается далеко не на весь период
трудовой активности, а только на наиболее продуктивную его часть.
Работники, уволенные на пенсию, имеют в большинстве случаев возможность
вернуться на прежнее место работы, но при этом они автоматически попадают в
разряд временных работников, т.е. получают гораздо меньшую заработную плату
и могут быть в любой момент уволены. За счет использования такого механизма
обеспечивается значительная экономия средств, так как компании, во-первых,
не нужно нести расходы по профессиональной подготовке, а во-вторых, за
выполнение аналогичной работы пенсионер получает более низкую заработную
плату, чем постоянный работник.
Существует и совершенно особый вид повторного найма, который в Японии
называется «амакудару» (букв. «спуститься с небес на землю»). Это означает
поступление на службу в частные компании государственных служащих, вышедших
в отставку по возрасту (как правило, высокого ранга). Бывшие
правительственные чиновники занимают должности высшего уровня управления, и
оклады им назначаются также весьма высокие. Частный бизнес высоко ценит и
старается с максимальной пользой использовать знания этих людей, их связи в
государственном аппарате, промышленных и финансовых кругах, а также то
влияние, которое они продолжают иметь в деловом мире.
Система «пожизненного найма» существует в основном в крупных
компаниях. В средних и мелких фирмах работник чаще всего не застрахован от
увольнения, так как жесткие условия конкуренции на рынке не могут позволить
небольшим компаниям остаться на плаву, в случае кризиса не увольняя своих
сотрудников и тем самым уменьшая издержки компании.

Подобная система найма имеет свои положительные и отрицательные
стороны. К положительным аспектам такой системы можно отнести определенную
стабильность занятости, создание условий для сокращения текучести рабочей
силы и повышения производительности труда, достаточно высокую долю выплат
на социальные цели и т.д. Для предпринимателей преимущества системы
очевидны: она обеспечивает им возможность поддерживать у наемного персонала
дух лояльности компании, высокую трудовую дисциплину, заинтересованность в
росте производительности труда и позволяет культивировать традиционные
отношения патернализма.
К негативным сторонам системы относятся чрезмерные перегрузки рабочих
в результате сверхурочных работ, жесткие условия найма и продвижения,
дискриминация большей части работников и т.д. Система «пожизненного найма»
привела к гипертрофированному расслоению и без того чрезвычайно
многослойного общества, необычайно высокому даже по сравнению с другими
капиталистическими странами уровню конкуренции при поступлении в престижные
школы, университеты и даже детские сады. К недостаткам «пожизненного
найма» предприниматели относят следующее: невозможность увольнения
постоянного работника, увеличение среднего возраста занятых из-за
необходимости держать пожилых (до 55 лет) работников и ограниченность
возможностей привлечения способных работников со стороны.

2.2 Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству»

Данная система тесно связана с принципом «пожизненного найма» и
основана на следующем основном принципе – преимущественной зависимости
величины заработной платы и возможности продвижения от возраста и стажа
работы. В условиях «пожизненного найма» это не лишено логики, так как
стимулирует привязку работников к одной и той же фирме в течение
длительного времени.
Коротко систему можно охарактеризовать следующим образом: постоянному
работнику крупной корпорации гарантируется устойчивое повышение заработной
платы из года в год по мере роста стажа работы в фирме. Выслуга лет
является основным фактором, влияющим на доходы и определяющим статус
работника на фирме. Для служащих по мере работы в фирме предусматриваются
возможности служебного роста и продвижения на более высокие уровни
иерархии, заполнения мест вышедших на пенсию сотрудников. Считается, что
старший по возрасту сотрудник не должен служить под началом более молодого,
и это правило соблюдается с помощью ряда перестановок. В ходе должностного
роста служащие проходят работу последовательно в нескольких подразделениях
фирмы; это предусматривается системой ротации кадров, обеспечивающей
разнообразный опыт и широкую квалификацию кадров.
Характеризуя в общих чертах структуру заработной платы в японской
фирме, необходимо выделить три ее основные составляющие. Первая – основной
оклад, или базовая ставка. Она обычно определяется в зависимости от
возраста, стажа работы, профессиональной подготовки, семейного положения
работника. В крупных компаниях размер базовой ставки примерно одинаков для
всех постоянных работников одного возраста и образования. Внештатные и
временные работники получают при этом существенно более низкую ставку
(обычно в 2 раза ниже, чем у постоянного персонала). Базовая ставка
возрастает с увеличением стажа работы на данной фирме. Ее размер
определяется величиной издержек на воспроизводство рабочей силы.
Вторым составляющим элементом заработной платы являются дополнительные
выплаты – надбавки, премии, бонусы, выплачиваемые не только ежемесячно, но
и по результатам деятельности за каждое полугодие. Надбавки служат для
стимулирования личного вклада каждого работника и группы, в которую он
входит. Сюда обычно включаются: оплата сверхурочной работы, надбавка за
повышение производительности и качества труда, различного рода премии,
величина которых зависит от результатов компании в целом, а также
единовременные пособия, выдаваемые уходящим на пенсию. Величина этих
надбавок и их доля в общей заработной плате может колебаться в весьма
широких пределах и составлять от 10 до 50 % базовой ставки.
Третьим элементом совокупной заработной платы японского работника
выступают специальные выплаты на социальные нужды. Сюда входят надбавки на
содержание семьи, оплату проезда на работу, квартирную плату, медицинское
обслуживание, социальное страхование и т.д. Сумма таких надбавок может
составлять до 40% от общего фонда заработной платы.
Значительное количество различных дополнительных выплат, а также
наличие весьма сложного механизма их определения объясняются несколькими
причинами. В качестве основных можно выделить стремление японских компаний
обеспечить стимулирование работников по увеличению производительности труда
и повышению квалификации даже в условиях, когда стаж работы является одним
из важнейших факторов в определении величины заработной платы.
Кроме того, умелое сочетание различных выплат, их постоянное
обновление и комбинирование помимо мотивационного значения обеспечивает еще
и дополнительную привязку работника к данной компании. Например, в случае
ухода в другую фирму в возрасте 40-45 лет работник автоматически теряет ряд
надбавок, которые составляют до 15 % от его заработной платы, т.е. попадает
в дискриминируемую категорию «нанятых в середине карьеры».
Безусловно, такая система выплаты заработной платы на определенном
этапе развития ранка стала нерациональной, сдерживая развитие и
стимулирование более молодых, высококвалифицированных и более способных
работников. Ведь по этой системе получалось, что работники старших и
средних возрастов, с гораздо большим трудом и более медленно
адаптировавшиеся к все более усложняющейся технике и совершенствующимся
технологиям, тем не менее получали значительно более высокие оклады, чем
более молодые работники, труд которых был более эффективным и
производительным. Поэтому, начиная с 50-х годов начала происходить
модификация системы оплаты за счет повышения доли дополнительных выплат,
более точно учитывающих реальный вклад работника, его квалификацию и
образовательный уровень.
В результате проведенных преобразований к началу 80-х годов тенденции
развития в области заработной платы в Японии и в других развитых
капиталистических странах в значительной мере сблизились.
Однако, развитие этого процесса не означает ликвидации самого
базового принципа формирования заработной платы на основе выслуги лет.
Здесь речь идет только о развитии этой системы, ее приспособлении к
потребностям функционирования компании в условиях ускорения научно-
технического прогресса и сохранения морально-психологического воздействия
на работников. Причина, по которой компании стараются сохранить принцип
«нэнко сейдо», очень проста: это помогает воспитывать у занятых чувство
преданности компании, усиливает и закрепляет их долговременные связи с
местом работы. Японская система заработной платы наряду с другими методами
управления персоналом позволяет компаниям эффективно контролировать и,
следовательно, эксплуатировать рабочую силу.
Необходимо остановиться более подробно на системе должностного
продвижения.
Основным принципом, определяющим должностное продвижение внутри
организационной структуры компании, является традиционная «система
статусов» («мибун сэйдо»). В течение своей трудовой деятельности занятый (с
большей или меньшей скоростью) продвигается внутри «кадровой пирамиды», от
ее периферии к центру по горизонтали и от основания к вершине по вертикали.
В процессе этого перемещения он последовательно занимает «статусные», или
«ранговые», уровни и подуровни, принадлежность к которым определяет размеры
его вознаграждения. В целом скорость движения по иерархической лестнице
«статусов» определяется производственным стажем и возрастом: проработав
определенное количество лет, занятый неминуемо должен занять следующую
ступеньку.
В «системе статусов» необходимо отметить две важные особенности.
Прежде всего зависимость оплаты труда от занимаемого ранга проявляется
достаточно четко и гораздо сильнее, чем, например, на Западе; то же
касается и должностной разницы в окладе (там работник, занимающий более
низкую ступеньку в должностной иерархии, вполне может получить
вознаграждение больше, чем его вышестоящий коллега) .Но еще большее
значение в Японии имеют моральные аспекты этой проблемы. Даже мизерное
повышение социального «статуса» занятого означает для него признание заслуг
и проявление внимания к нему со стороны администрации. Честолюбие его
удовлетворено, и достигнутое тем самым самоутверждение способствует
повышению его моральной удовлетворенности трудом, что в конечном итоге
проявляется как мощный фактор стимулирования производительности.
Должностное продвижение менеджеров в целом осуществляется также в
соответствии с принципом «мибун». Преобладание возрастного критерия при
назначении на должность (часто в ущерб таким критериям, как знания,
компетентность, инициатива и др.) лежит в основе того несомненного факта,
что в подавляющем большинстве японских компаний процветает геронтократия:
власть преимущественно принадлежит людям пожилого, а иногда и весьма
преклонного возраста.
В современных японских компаниях в системе продвижения управляющих
существуют два вида повышения: функциональное («кинотэки сёсин»), которое
зависит от личных качеств и способностей, и ранговое, или почетное
(«кунсётэки сёсин»). Последний вид применяется к людям, не имеющим
организаторских способностей, чье назначение на руководящую должность
представляется проблематичным или просто нежелательным. Такие люди
формально получают повышение в должности, их статус (ранг) возрастает
(соответственно и престиж, оказываемые почести и материальное
вознаграждение), но реальная власть и полномочия, которыми они обладают,
остаются на уровне прежней должности Таким образом, одновременно внешне
удается избежать конфликтов и не падает эффективность управления. Часто
бывают превращения и обратного порядка. Молодым способным управляющим,
которые еще не имеют необходимого стажа для повышения, даются полномочия и
поручается выполнение таких управленческих функций, которые формально
соответствуют не занимаемой ими должности, а вышестоящей. Такое «тихое»
повышение, как правило, сопровождается прибавкой к зарплате, но не означает
изменения ранга. Социальный статус управляющего остается на уровне,
.соответствующем формально занимаемой им должности.
В японских компаниях в силу господства системы «пожизненного» найма
кадры руководителей высшего ранга, как правило, пополняются из числа
управляющих низших уровней. Поэтому перед руководителями компаний встает
задача оптимизации процесса продвижения управляющих по службе с тем, чтобы
на каждой ступени служебной лестницы можно было с наибольшим эффектом
использовать его знания и способности в интересах фирмы. Организационной
основой решения этой задачи стали системы специальных мероприятий,
получившие название «управление карьерой», или «планирование карьеры.
Рассмотрим семилетнюю программу «планирования карьеры», применяемую
одной из крупных машиностроительных компаний. Эта программа универсальна и
может быть использована для «планирования карьеры» управляющих любого
уровня. На первом этапе (два года) управляющий—выпускник вуза поочередно
работает во всех функциональных подразделениях своего (обычно низшего)
уровня управления. В это же время в специальном фонде о каждом управляющем
накапливается информация, включающая следующие данные: предыдущие заслуги;
отзывы непосредственных начальников; отзывы подчиненных; мнение самого
управляющего о том, насколько данная работа удовлетворяет его
профессиональный интерес; оценка управляющим своей деятельности; его
карьерные цели. Кроме этого, в архиве имеются подробные данные о личности
каждого менеджера, его образовании, квалификации, способностях, а также
сведения о его семейном положении, характере, наклонностях и т. д. Все
операции по хранению и обработке информации осуществляются с помощью ЭВМ.
На первом же этапе в соответствии с перспективными планами развития
определяются потребности компании в управленческом персонале в настоящее
время и в будущем. По истечении двух лет накапливается достаточная
информация, позволяющая направить каждого управляющего в то подразделение,
где он может использовать свои способности с максимальным успехом. Второй
этап программы длится четыре года. Все это время управляющий работает в
одном функциональном подразделении и знакомится с особенностями его
деятельности. В этом подразделении управляющему предоставляется возможность
наилучшим образом проявить свои знания и способности. Непосредственный
начальник обязан руководить процессом обучения управляющего, передавать ему
свой опыт.
На протяжении всех четырех лет архив продолжает пополняться обширной
информацией о каждом из управляющих (дважды в год на каждого из
претендентов заполняются минимум три подробные анкеты-вопросника — им
самим, непосредственным начальником и руководителем подразделения), в то же
время уточняются и корректируются цели компании в кадровой политике. К
концу второго этапа руководители компании на основании имеющихся данных
могут выделить из числа кандидатов тех управляющих, чьи желания и
способности наилучшим образом соответствуют целям компании. После этого для
каждого из выбранных кандидатов центральный отдел подготовки кадров
разрабатывает несколько долгосрочных альтернативных схем продвижения по
служебной лестнице. Рассмотрев эти альтернативы, высшее руководство
выбирает из них оптимальную, причем при выборе учитывается мнение самого
кандидата.
Третий этап программы начинается с того, что кандидат, наконец,
занимает должность, соответствующую очередной ступени иерархической
лестницы. На этой должности управляющий работает один год. В конце года он
представляет в отдел кадров подробный отчет о работе с собственной оценкой
своей деятельности. На основании отчетов еще раз уточняются и окончательно
утверждаются планы продвижения каждого управляющего. После их утверждения
за прохождением служебной лестницы каждым из кандидатов следит уже отдел
подготовки кадров фирмы. Время пребывания управляющего на каждой из
должностей ограничивается двумя-шестью годами, но в конкретных условиях
срок этот может меняться в зависимости от способностей кандидата и
потребностей компании в управляющих того или иного ранга. «Планирование
карьеры» увеличивает возможность систематизированной и объективной оценки
работников на протяжении нескольких лет и создает предпосылки для
правильной расстановки кадров в зависимости от потребностей управления и
наклонностей управляющих.

2.3 Система принятия решений «рингисэй»

Во многих японских компаниях в той или иной мере использовалась
система принятия решений «рингисэй», обеспечивающая углубленную проработку
и согласование решений. Классическая процедура «рингисэй» предусматривала
многократное согласование подготавливаемого решения на нескольких уровнях
управления, начиная с рядовых сотрудников (одному из них поручается
составление предварительного проекта решения) и кончая высшими
руководителями, утверждающими решение, прошедшее все стадии согласования.
Согласование включает консультации на уровне рядовых сотрудников различных
отделов (их проводит работник, отвечающий за подготовку предварительного
проекта решения), на уровне руководителей отделов и иных подразделений
(осуществляются в форме циркуляции проекта решения по всем отделам, имеющим
отношение к данному вопросу), а затем более высокими руководителями —
заместителями и начальниками управлений или департаментов. К концу
циркуляции документ-проект оказывается завизированным личными печатями
десятков начальников различных рангов. В случае возникновения несогласия в
ходе подготовки решения на том или ином уровне собираются консультативные
совещания руководителей соответствующего уровня, в ходе которых
вырабатывается согласованная позиция. Подобная практика подготовки решений
является достаточно сложной и длительной, но большинство японских
корпораций идут на такое замедление принятия решений, рассчитывая на то,
что процедура «рингисэй», обеспечивающая согласование действий на стадии
принятия решения, облегчает координацию их последующего выполнения.
Система имеет безусловные плюсы. Однако, она не лишена и некоторых
недостатков. Считается, что процедура должна обеспечить приток новых идей и
свободу мнений при обсуждении решений. Но так происходит не всегда. Иногда
в условиях жесткой иерархии и почтения к начальству подобный процесс
сводится к попыткам подчиненных предугадать мнение руководителей, чем к
продвижению их самостоятельной точки зрения. В таком виде система
«рингисэй» часто превращалась в сложный и не всегда полезный механизм,
отнимающий у руководителей и служащих разных рангов массу времени на
согласование решений.
Поэтому происходит постепенное сокращение сферы влияния метода
принятия решений «рингисэй». Это связано с рядом причин, - в том числе с
широким распространением планирования и методов разработки бюджета в
японских фирмах (за счет этого отпала необходимость принятия решений по
многим, вопросам традиционным методом). Если учесть, что долгосрочное
планирование используется, по имеющимся данным, на 83% японских фирм, то
масштабы таких перемен достаточно ощутимы. На 63% японских фирм усилены
полномочия отдельных лиц по принятию решений

Новинки рефератов ::

Реферат: Даниил Галицкий и его внутренняя и внешняя политика (Данило Галицький - його внутрЁшня та зовнЁшня полЁтика) (История)


Реферат: Аккумулятор и генератор для автомобиля (Транспорт)


Реферат: Теории обучения в высшей школе (Педагогика)


Реферат: Денежное обращение и кредит (Деньги и кредит)


Реферат: Право обвиняемого на защиту и его соотношение с презумпцией невиновности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Народный депутат Украины (Народний депутат України) (Право)


Реферат: Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения (Педагогика)


Реферат: Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка (На примере производства полиграфической продукции в Н. Новгороде) (Предпринимательство)


Реферат: Курс лекций по экономической истории (История)


Реферат: Йохан Хейзинга "Игра"  (Политология)


Реферат: Плюснин (История)


Реферат: Гидразид изоникотиновой кислоты, его производные и аналоги (Химия)


Реферат: Принципы организации дискуссионных клубов "Дебаты" в средней школе (на примере гимназии № 63 Санкт-Петербурга) (Педагогика)


Реферат: Попроцессный, попередельный, позаказный методы калькулирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Очередные задачи советской власти (История)


Реферат: Международные железнодорожные перевозки (Транспорт)


Реферат: Эффективность приминения игр – единоборств с целью отбора на этапе начальной подготовки борцов – юношей (Спорт)


Реферат: Культура первобытного общества (Культурология)


Реферат: Расцвет искусства в начале 20 века (Искусство и культура)


Реферат: Билеты на экзамен по биологии 9 класс (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист