GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: "Несвоевременные мысли" М.Горького - живой документ русской революции (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Несвоевременные мысли" М.Горького - живой документ русской революции (Литература : русская)



Управление народного образования



Реферат по литературе

Тема: «Несвоевременные мысли» М. Горького - живой документ русской
революции.



Исполнитель: Николаев А.В.
Ученик 11 класса
Средней школы № 55

Руководитель:
Учитель литературы
Горявина С.Е.



Новоуральск 2002


План:
1. Введение
3 стр.
2. Биография
4 стр.
3. Несвоевременные мысли – живой документ русской революции
8 стр.
4. Заключение
15 стр.
5. Список литературы
16 стр.
6. Приложение
17 стр.
Введение
На дворе новые времена, настал момент многое переосмыслить, посмотреть
с другой точки зрения. В чем же смысл того семидесятипятилетнего периода,
который мы пережили? Я думаю, что причины этого следует искать в самом
начале этого периода, именно тогда создавались его основы, стержень идеи.
Ведь сама мысль, высказанная теоретиками социализма, не так уж и плоха.
Быть может, они видели то, что не понимаем мы сейчас. В чем же ошибка
«певцов» революции? Необходимо, безусловно, обратиться к публицистике того
времени, в силу своих особенностей являющейся непосредственным откликом на
происходящие события. И тут мы найдем самый яркий пример у одного из
«буревестника» 17 – года – Максима Горького - это его статьи, названные им
«Несвоевременные мысли». Именно они являются яркой демонстрацией реальных
событий, по - настоящему показывающих атмосферу того времени. Многие годы
эти статьи были неизвестны читателям, поэтому мне и стало интересно, самому
изучить данный материал. В своей работе я хотел бы рассмотреть следующие
вопросы:
— раскрыть существо расхождений между представлениями Горького о
революции, культуре, личности, народе и реалиями русской жизни 1917–1918
годов;

— обосновать своевременность «Несвоевременных мыслей» в момент публикации и
их актуальность в наше время;

— развить свое представления о публицистике как особом виде словесности.
Биография
16 (28) марта 1868 родился, а 22 марта крещен младенец Алексей.
Родители его «мещанин Максим Савватиев Пешков и законная жена его Варвара
Васильева».Алексей был четвертым ребенком Пешковых (два его брата и сестра
умерли в младенчестве).Дед будущего писателя со стороны отца – Савватий
Пешков – дослужился до офицерства, но был разжалован за жестокое обращение
с солдатами. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушел из дома
навсегда.
Максим Пешков выучился ремеслам краснодеревщика, обойщика и
драпировщика. Человек он был, по - видимому, неглупый (потом его назначали
управляющим пароходной конторой), и художественно одаренный – он руководил
строительством триумфальной арки, сооружавшейся по случаю приезда
Александра II.
Дед со стороны матери Василий Каширин в молодости был бурлаком, потом
открыл в Нижнем Новгороде небольшое красильное заведение и тридцать лет был
цеховым старшиной.
Большая семья Кашириных - кроме Василия Каширина с женой, в доме, где
поселились Максим и Варвара, жили их два сына с женами и детьми- не была
дружной, отношение Максима Савватиевича с новой родней не ладились, и в
первой половине 1871 года Пешковы уехали из Нижнего в Астрахань.
Своего доброго, неистощимого на выдумки отца Алексей почти не помнил:
он умер в 31 год, заразившись холерой от четырехлетнего Алеши, за которым
самоотверженно ухаживал. После смерти мужа варвара с сыном вернулась к отцу
в Нижний Новгород.
К Кашириным мальчик попал, когда их «дело»- так в старину называли
торговое или промышленное предприятие – клонилось к упадку. Кустарный
красильный промысел вытесняло фабричное крашение, и надвигающаяся бедность
многое определила в жизни большей семьи.
Дядья Алеши любили выпить, а выпив – били друг друга или своих жен.
Попадало и детям. Взаимная вражда, жадность, постоянные ссоры делали жизнь
невыносимой.
Наиболее яркие впечатления каширской жизни описаны Горьким в его
повести «Детство».
Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания, и одно из
самых ярких – о бабушке Акулине Ивановне «изумительно доброй и
самоотверженной старухе», которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством
любви и уважения. Нелегкая жизнь, семейные заботы не озлобили и не
ожесточили ее. Бабушка рассказывала внуку сказки, учила любить природу,
вселяла в него веру в счастье, не давала жадному, корыстному каширинскому
миру завладеть душой мальчика.
В автобиографической трилогии писатель с любовью воспоминает и других
добрых и хороших людей.
«Человека создает его сопротивление окружающему миру», - писал Горький
спустя много лет. Это сопротивление окружающему миру, нежелание жить так,
как живут вокруг, рано определили характер будущего писателя.
Дед начал учить внука грамоте по Псалтырю и Часослову. Мать заставляет
мальчика учить наизусть стихи, но скоро у Алеши появилось непобедимое
желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова.
Это упорное желание переделать стихи по - своему злило Варвару.
Терпения для занятий с сыном ей не хватало, да и вообще внимания на Алешу
она обращала мало, считая его причиной смерти мужа.
В семь лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел
оспой и чуть не умер.
В январе 1877 года его определили в Кунавинское начальное училище –
школу для городской бедноты.
Учился Алеша хорошо, хотя одновременно с учебой ему приходилось
работать – собирать кости и тряпки на продажу. По окончании второго класса
мальчику дали «Похвальный лист» - «за отличные пред прочими успехи в науках
и благонравие» - и наградили книгами (их пришлось подать – бабушка лежала
больная, а в доме не было денег).
Дальше учиться не пришлось. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки
(туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней дед сказал: - Ну,
Лексей, ты не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…
Алеше минуло одиннадцать лет.
«В людях» было несладко. «Мальчик» при магазине «модной обуви», Алеша
исполнял много работы, а позже, был поставлен в услужение к подрядчику
Сергееву.
Позже, он плавает посудником на пароходе, опять в услужении у
Сергеевых, ловит для продажи птиц. Был Алексей и продавцом в иконописной
лавке, работником в иконописной мастерской, десятником на строительстве
ярмарки, статистом в ярмарочном театре.
В 1886 году переезжает в Казань и устраивается на работу в крендельное
заведение и булочную А.С. Деренкова, которая в жандармских докладах того
времени характеризовалась как «место подозрительных сборищ учащейся
молодежи». Этот период для Горького – время знакомства с марксистскими
идеями. Он начинает посещать марксистские кружки, изучает труды Плеханова.
В 1888 году он предпринимает первое длительное путешествие по Руси, а в
1891 покидает Нижний Новгород, где работал письмоводителем у присяжного
поверенного и отправляется во второе странствие по Руси, давшее ему
бесценный опыт знакомства и понимания русской жизни в кризисный, переломный
момент ее развития. Опыт странствий отразится в цикле рассказов «По Руси»,
но опыт путешествия оставит след во всех его произведениях.
Мировая слава приходит к нему с романом «Фома Гордеев» (1899),
опубликованном в журнале «Жизнь». В 1900 году он пишет роман «Трое». В
начале века Горький создает свои первые пьесы – «Мещане» (1901), «На дне»
(1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).
В 1905 году Горький познакомился с В.И. Лениным. Это знакомство
переросло в дружбу, исполненную подчас драматических конфликтов, особенно
обострившихся в 1918-1921, когда Горький по настоянию Ленина был вынужден
уехать за границу – во вторую свою эмиграцию (1921). А первая пришлась на
1906 год, когда во избежание репрессий за поддержку революции 1905 года
писатель эмигрирует сначала в США, а затем на Капри в Италию. В этот период
Горький сближается с А.А. Богдановичем, видным революционером, философом,
теоретиком искусства. В 1909 году Максим Горький, А.В. Луначарский и А.А.
Богданов организуют партийную школу на Капри, где Горький читает лекции по
истории русской литературы. Удивляют те заблуждения , царившие на Капри:
социализм, идеи нового мира превращались в религию, основанную на вере в их
фатальное торжество. Народ представлялся новым божеством и богостроителем.
Каприйский период очень плодотворен для Горького в творческом
отношении. В это время он создает пьесу «Последние» (1908), первую редакцию
«Вассы Железновой» (1910), повесть «Лето» и др.
В 1913 году после амнистии он возвращается в Петербург, где и живет до
своей второй эмиграции 1921 года.
Революцию (1917) Горький принял неоднозначно. Искренне веря в
необходимость и гуманистический пафос социального преобразования
действительности, он опасался искажения его идеалов в крестьянской стране,
полагая, что крестьянство (косная, неспособная к движению и развитию масса)
по сути своей не может быть революционным. Эти сомнения были высказаны в
цикле статей «Несвоевременные мысли», опубликованных в газете «Новая жизнь»
(1917-1918 годах), которая являлась органом социал-демократов -
«интернационалистов», меньшевиков, сторонников Мартова. Пораженный сценами
уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных
ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми. Горький приходит к
пессимистическому выводу о революции как о тотальном разрушении жизни,
культуры, государства. В середине 1918 года «Новая жизнь» была закрыта
большевиками, и отношения Горького с новой властью обострились еще больше.
Конфликт с лидерами большевиков и самим В.И. Лениным обостряется, и
летом 1921 под предлогом лечения туберкулеза писатель выезжает в Германию,
а затем в Чехословакию. В апреле 1924 года он переезжает в Италию
(Сорренто, Неаполь). Здесь закончена третья часть автобиографической
трилогии - повесть «Мои университеты», написан роман «Дело Артамоновых» и
др.
Но как ни парадоксально, ни первая, ни вторая эмиграция не отразились
в творчестве писателя.
Вернулся Горький в Россию в 1931 году, став последним возвратившимся
эмигрантом . Вернувшись, он занял положение первого советского официального
писателя, у него завязались личные отношения со Сталиным, при его
непосредственном участии шла работа Оргкомитета I Всесоюзного съезда
советских писателей, он же становится председателем правления основанного в
1934 году Союза писателей СССР, у него на квартире Сталин проводит свои
знаменитые встречи с писателями. На одной из таких встреч возник и
наполнился конкретным социально-политическим содержанием термин
«социалистический реализм».
В это время Горький, находившийся под контролем агентов ОГПУ и своим
секретаря Крючкова, переживает душевный кризис. Он чувствует себя одиноким.
Писатель не хочет видеть, но видит ошибки и страдания, а порой даже
бесчеловечность нового дела.
В то время Крючков становится единственным посредником всех связей
Горького с внешним миром: письма, визиты (вернее, просьбы посетить
Горького) перехватываются им, одному ему дано судить о том, кому можно, а
кому нельзя видеть Горького.
Умер Горький 18 июня 1936 года – официально признанным классиком
советской литературы, писателем, как бы давшим новой власти то, что ей было
необходимо: своим авторитетом он как бы санкционировал ее деяния, настоящие
и будущие. И пышные похороны 20 июня 1936 года на Красной площади якобы
завершили всем видимый путь сначала буревестника революции, друга, а затем
и оппонента Ленина, бывшего эмигранта, ставшего первым советским писателем,
основоположником метода «социалистического реализма» в советской
литературе. Таким он долго оставался в литературоведении последующих
десятилетий, а многие его мысли так и остались несвоевременными.



Несвоевременные мысли – живой документ русской революции

Изучение жизни и творчества Горького в советскую эпоху 1917–1936 годы)
трудно. Эти годы отмечены особым драматизмом взаимоотношений писателя с
властью, крайней остротой литературной борьбы, в которой Горький играл
далеко не последнюю роль. В освещении этого периода жизни и творчества
Горького не только нет единодушия среди исследователей, более того — здесь
господствует крайний субъективизм в оценках. В литературоведении советской
эпохи Горький представал непогрешимым и монументальным. Если же верить
новейшим публикациям о писателе, в литом корпусе монумента сплошь пустоты,
заполненные мифами и легендами. Человеку, приступающему к изучению
советского периода в творчестве Горького, приходится основательно
“процеживать” этот материал ради того, чтобы с максимальной объективностью
представить путь писателя в эти годы: его надежды и разочарования,
мучительность исканий, колебания, заблуждения, его ошибки, реальные и
мнимые.
Мой интерес к «Несвоевременным мыслям» не случаен. Как известно, эта
книга была под запретом вплоть до “перестройки”. А между тем она без
посредников представляет позицию художника в канун и во время Октябрьской
революции. Она является одним из самых ярких документов периода Великой
Октябрьской революции, ее последствий и установления новой большевистской
власти.
По признанию самого Горького, “с осени 16-го года по зиму 22-го” он
“не написал ни строчки” художественных произведений. Все его мысли были
связаны с бурными событиями, потрясавшими страну. Вся его энергия была
обращена на непосредственное участие в общественной жизни: он вмешивался в
политическую борьбу, старался выручать из застенков ЧК ни в чём не повинных
людей, добивался пайков для умирающих от голода учёных и деятелей
искусства, затевал дешёвые издания шедевров мировой литературы...
Публицистика в силу своей специфичности была для него одной из форм прямого
общественного действия.
«Несвоевременные мысли» — это серия из 58 статей, которые были
опубликованы в газете «Новая жизнь», органе группы социал-демократов.
Газета просуществовала чуть больше года — с апреля 1917-го по июль 1918-го,
когда она была закрыта властями как оппозиционный орган печати.

Изучая произведения Горького 1890–1910-х годов, можно отметить наличие
в них высоких надежд, которые он связывал с революцией. О них Горький
говорит и в «Несвоевременных мыслях»: революция станет тем деянием,
благодаря которому народ примет “сознательное участие в творчестве своей
истории”, обретёт “чувство родины”, революция была призвана “возродить
духовность” в народе.
Но вскоре после октябрьских событий (в статье от 7 декабря 1917 года),
уже предчувствуя иной, чем он предполагал, ход революции, Горький с
тревогой вопрошает: “Что же нового даст революция, как изменит она звериный
русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни?”[1]. Эти
вопросы были адресованы победившему пролетариату, который официально встал
у власти и “получил возможность свободного творчества”.
Вся “интрига” произведения состоит в том, что мы можем увидеть
столкновение идеалов, во имя которых Горький призывал к революции, с
реалиями революционной действительности. Из их несовпадения вытекает один
из главных вопросов, возникающих в процессе изучения статей: в чём состоит,
говоря словами Горького, его “линия расхождения с безумной деятельностью
народных комиссаров”?
Главная цель революции, по Горькому, нравственная — превратить в
личность вчерашнего раба. А в действительности, как с горечью констатирует
автор «Несвоевременных мыслей», октябрьские события и начавшаяся
гражданская война не только не несли “в себе признаков духовного
возрождения человека”, но, напротив, спровоцировали “выброс” самых тёмных,
самых низменных — “зоологических” — инстинктов. “Атмосфера безнаказанных
преступлений”, снимающая различия “между звериной психологией монархии” и
психологией “взбунтовавшихся” масс, не способствует воспитанию гражданина,
- утверждает писатель.
Самостоятельно проанализировав факты, которые сообщает Горький в
статье от 26.03.18[2] ,мы можем понять, о чем идёт речь, о так называемом
заявлении “особого собрания моряков Красного Флота Республики”, вызвавшем
“глубочайшее изумление” Горького. “Дикая идея физического возмездия” —
главная идея этого документа. Горький сопоставляет содержание заявления
моряков (“За каждого нашего убитого товарища будем отвечать смертью сотен и
тысяч богачей...”) и публикацию в «Правде», авторы которой, “приняв порчу
автомобильного кузова за покушение на Владимира Ильича, грозно заявили: «За
каждую нашу голову мы возьмём по сотне голов буржуазии»”. Идентичность этих
заявлений свидетельствует о том, что жестокость матросской массы была
санкционирована самой властью, поддерживалась “фанатической непримиримостью
народных комиссаров”. Это, считает Горький, “не крик справедливости, а
дикий рёв разнузданных и трусливых зверей”[3] .
При анализе данной статьи я хотел бы обратить особенно отметить её
стилевые качества, придающие слову писателя особую экспрессию. Статья
строится как своеобразный диалог с авторами заявления. Возмущённое чувство
писателя изливается посредством риторических вопросов: “Что же,
правительство согласно с методом действий, обещанных моряками?”, “Я
спрашиваю вас, господа моряки: где и в чём разница между звериной
психологией монархии и вашей психологией?” Экспрессия заключена и в
решительном, чётком и кратком выводе-призыве: “Надобно опомниться. Надо
постараться быть людьми. Это трудно, но — это необходимо”. (Стоит также
упомянуть, что кронштадтские моряки угрожали Горькому физической расправой
за его «Несвоевременные мысли»).[4]
Следующее принципиальное расхождение между Горьким и большевиками
кроется во взглядах на народ и в отношении к нему. Вопрос этот имеет
несколько граней.
Прежде всего Горький отказывается “полуобожать народ”, он спорит с
теми, кто, исходя из самых благих, демократических побуждений, истово верил
“в исключительные качества наших Каратаевых”. Вглядываясь в свой народ,
Горький отмечает, “что он пассивен, но — жесток, когда в его руки попадает
власть, что прославленная доброта его души — карамазовский сентиментализм,
что он ужасающе невосприимчив к внушениям гуманизма и культуры”[5] . Но
писателю важно понять, почему народ — таков: “Условия, среди которых он
жил, не могли воспитать в нём ни уважения к личности, ни сознания прав
гражданина, ни чувства справедливости, — это были условия полного
бесправия, угнетения человека, бесстыднейшей лжи и зверской жестокости”5.
Следовательно, то дурное и страшное, что проступило в стихийных акциях
народных масс в дни революции, является, по мысли Горького, следствием того
существования, которое в течение столетий убивало в русском человеке
достоинство, чувство личности. Значит, революция была нужна! Но как же
совместить необходимость в освободительной революции с той кровавой
вакханалией, которой революция сопровождается? Это мучительное противоречие
я пытаюсь разрешить в последующем анализе «Несвоевременных мыслей»,
например, анализируя статью от 14 июля 1917 года, посвящённую “драме 4
июля” — разгону демонстрации в Петрограде. Статья интересна для анализа во
многих отношениях. Стоит отметить своеобразие её композиционного строения:
в центре статьи воспроизведена (именно воспроизведена, а не пересказана)
картина самой демонстрации и её разгона. А затем следует рефлексия автора
на увиденное собственными глазами, завершающаяся итоговым обобщением.
Достоверность репортажа и непосредственность впечатления автора служат
основой для эмоционального воздействия на читателя. И происшедшее, и
раздумья — всё происходит словно на глазах читателя, потому, очевидно,
столь убедительно звучат выводы, как будто родившиеся не только в мозгу
автора, но и в нашем сознании.
Всматриваясь в нарисованную писателем картину, необходимо отметить
подробности и детали, не забывая об их эмоциональной окрашенности. Мы видим
участников июльской демонстрации: вооружённых и невооружённых людей,
“грузовик-автомобиль”, тесно набитый разношёрстными представителями
“революционной армии”, что мчится “точно бешеная свинья”. (Далее перед нами
возникает образ грузовика, вызывает не менее экспрессивные ассоциации:
“гремящее чудовище”, “нелепая телега”.) Затем начинается “паника толпы”,
испугавшейся “самой себя”, хотя за минуту до первого выстрела она
“отрекалась от старого мира” и “отрясала его прах с ног своих”. Перед
глазами наблюдателя предстаёт “отвратительная картина безумия”: толпа при
звуке хаотических выстрелов повела себя как “стадо баранов”, превратилась в
“кучи мяса, обезумевшего от страха”.
Горький ищет причину происшедшего. В отличие от абсолютного
большинства, винившего во всём “ленинцев”, германцев или откровенных
контрреволюционеров, он называет главной причиной случившегося несчастья
“тяжкую российскую глупость” — “некультурность, отсутствие исторического
чутья”.
Сами выводы, сделанные мною из этого произведения, превращаются в
постановку главных, по мысли автора, задач революции: “Этот народ должен
много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности,
своего человеческого достоинства, этот народ должен быть прокалён и очищен
от рабства, вскормленного в нём, медленным огнём культуры”[6].
В чем же состоит суть расхождений М. Горького с большевиками по
вопросу о народе.
На первый взгляд, кажется, что резкие суждения автора «Несвоевременных
мыслей» о народе свидетельствуют о его неуважении к простому трудовому
люду, об отсутствии сострадания к нему, о неверии в его духовные силы. На
самом деле всё выглядит иначе. Опираясь на весь свой предшествующий опыт и
на свою многими делами подтверждённую репутацию защитника порабощённых и
униженных, Горький заявляет: “Я имею право говорить обидную и горькую
правду о народе, и я убеждён, что будет лучше для народа, если эту правду о
нём скажу я первый, а не те враги народа, которые теперь молчат да копят
месть и злобу, чтобы... плюнуть злостью в лицо народа...”[7].
Рассмотрим один из самых принципиальных расхождений Горького с
идеологией и политикой “народных комиссаров” — спор о культуре.
Это стержневая проблема публицистики Горького 1917–1918 годов. Не
случайно, издавая свои «Несвоевременные мысли» отдельной книгой, писатель
дал подзаголовок «Заметки о революции и культуре». В этом заключается
парадоксальность, “несвоевременность” горьковской позиции в контексте
времени. Приоритетное значение, которое он придаёт культуре в революционном
преображении России, могло показаться многим его современникам чрезмерно
преувеличенным. В подорванной войной, раздираемой социальными
противоречиями, отягощённой национальным и религиозным гнётом стране самыми
первостепенными задачами революции представлялось осуществление лозунгов:
“Хлеб голодным”, “Землю крестьянам”, “Заводы и фабрики рабочим”. А по
мнению Горького, одной из самых первостепенных задач социальной революции
является очищение душ человеческих — в избавление “от мучительного гнёта
ненависти”, “смягчение жестокости”, “пересоздание нравов”, “облагораживание
отношений”[8]. Чтобы осуществить эту задачу, есть только один путь — путь
культурного воспитания.
Стоит отметить, что Горький считает “одной из первых задач момента”
“возбуждение в народе — рядом с возбуждёнными в нём эмоциями политическими
— эмоций этических и эстетических”. Однако писатель наблюдал нечто прямо
противоположное, а именно: “хаос возбуждённых инстинктов”, ожесточение
политического противостояния, хамское попрание достоинства личности,
уничтожение художественных и культурных шедевров. Во всём этом автор винит
в первую очередь новые власти, которые не только не препятствовали разгулу
толпы, но даже провоцировали её. Революция “бесплодна”, если “не
способна... развить в стране напряжённое культурное строительство”[9], —
предупреждает автор «Несвоевременных мыслей». И по аналогии с широко
распространённым лозунгом “Отечество в опасности!” Горький выдвигает свой
лозунг: “Граждане! Культура в опасности!”
Ни один факт ущемления культуры, каким бы незначительным он ни
казался, не проходит мимо внимания писателя. Он протестует против “грязной”
литературы, “особенно вредной именно теперь, когда в людях возбуждены все
тёмные инстинкты”[10]; выступает против “решения Совета солдатских
депутатов по вопросу об отправке на фронт артистов, художников,
музыкантов”, потому что страшится следующего: “...с чем мы будем жить,
израсходовав свой лучший мозг?”[11]. Он сетует по поводу исчезновения с
книжного рынка “хорошей честной книги”, а “книга — лучшее орудие
просвещения”[12]. Узнав о запрете на издание оппозиционных газет и
журналов, “чувствует тоску”, мучительно тревожится “за молодую Русь, только
что причастившуюся даров свободы”10, поднимает голос протеста против ареста
И.Д. Сытина, которого за его пятидесятилетнюю издательскую деятельность
называет подлинным “министром народного просвещения” [13]...
Еще одним из вопросов горьковской серии «Несвоевременные мысли»
являются такой вопрос: кто же оказался во главе Октябрьской революции —
“вечный революционер” или “революционер на время, на сей день”? (Ответ на
него мы найдем в статье от 06.06.18.)
Далеко не случайно образцом “романтика революции” для Горького
является крестьянин Пермской губернии, приславший писателю письмо, в
котором осуждает “крестьянство, жадное до собственности”, ищущее в
революции “карманные интересы”. По мнению автора «Несвоевременных мыслей»,
этот крестьянин — подлинный революционер, потому что он видит высшие,
духовные цели революции. Таких людей писатель называет “вечными
революционерами”, потому что им свойственно вечное чувство
неудовлетворенности. “Вечный революционер” “знает и верит, что человечество
имеет силу бесконечно создавать из хорошего — лучшее”, “его единственная и
действительно революционная цель” — “оживить, одухотворить весь мозг мира”,
сам же он — “дрожжа”.
Но на мощной волне революции выплеснулся на поверхность и другой тип
общественного деятеля, которого Горький хлёстко назвал “революционером на
время”. Таких людей он увидел прежде всего среди участников октябрьского
переворота. “Революционер на время” — это человек, “принимающий в разум”, а
не в душу “внушаемые временем революционные идеи”, и поэтому он “искажает”
и “опорочивает”, “низводит до смешного, пошлого и нелепого культурное,
гуманистическое, общечеловеческое содержание революционных идей”. Такие
деятели переводят революционный порыв в сведение счётов с бывшими реальными
или мнимыми обидчиками (“за каждую нашу голову...”), это они провоцируют в
возбуждённой толпе “хватательный инстинкт” (“грабь награбленное”), это они
оскопляют, обескрыливают, обесцвечивают жизнь якобы во имя всеобщего
равенства (ибо это равенство в бедности, в бескультурье, в нивелировании
личностей), это они, насаждая новую — “пролетарскую” — мораль, по сути,
отрицают мораль общечеловеческую.
Горький доказывает, что для “холодного фанатика”, “аскета”,
“оскопляющего творческую силу революционной идеи”[14], совершенно
несущественны моральные аспекты революции, больше того — вроде бы
благородная поза аскета становится даже неким романтическим оправданием
невиданной жестокости, с которой “революционеры на время” осуществляли свой
проект преобразования России. Главное же проявление аморальности
большевиков Горький видит в их отношении ко всему народу как к объекту
гигантского эксперимента: “материал для бесчеловечного опыта” — так сказано
в статье от 19.01.18; “из этого материала — из деревенского тёмного и
дряблого народа” — фантазёры и книжники хотят создать новое
социалистическое государство” — это фраза из статьи от 29.03.18; “они
(большевики) производят над народом отвратительный опыт” — это в статье от
30.05.18. А в статье от 13.01.18 автор высказывается ещё жёстче: “Народные
комиссары относятся к России как к материалу для опыта, простой народ для
них — та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф для того, чтоб
лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой
жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт производят комиссары над
русским народом... Реформаторам из Смольного нет дела до России, они
хладнокровно обрекают её в жертву своей грёзе о всемирной или европейской
революции”[15]. Обвинение в аморальности — это самое главное обвинение,
которое Горький бросает в лицо новой власти. Стоит обратить внимание на
крайнюю экспрессию слова писателя в приведённых фрагментах: сравнение
социального переворота с лабораторным экспериментом, а России — с
подопытным животным; скрытое противопоставление опыта и грёзы,
подтверждающее несостоятельность революционных действий; прямо-оценочные
эпитеты (“жестокий” и “обречённый на неудачу”, язвительный перифраз
“реформаторы из Смольного”). В статье от 16.03.18 вожди Октября
ассоциируються с библейскими палачами — “несчастную Русь” они “тащат и
толкают на Голгофу, чтобы распять её ради спасения мира”.
В «Несвоевременных мыслях» Горький подвергает резкой критике вождей
революции: В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Зиновьева, А.В. Луначарского и
других. И писатель считает нужным через голову своих всевластных оппонентов
непосредственно обратиться к пролетариату с тревожным предупреждением:
“Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как материалом для бесчеловечного
опыта, в глазах твоих вождей ты всё ещё не человек!”[16].
Жизнь показала, что эти предупреждения не были услышаны. И с Россией,
и с её народом произошло то, против чего предостерегал автор
«Несвоевременных мыслей». Справедливости ради надо сказать, что сам Горький
тоже не оставался последовательным в своих воззрениях на происходившую в
стране революционную ломку.
Однако книга «Несвоевременные мысли» осталась памятником своему
времени. Она запечатлела суждения Горького, которые он высказал в самом
начале революции и которые оказались пророческими. И независимо от того,
как менялись впоследствии воззрения их автора, эти мысли оказались в высшей
степени своевременными для всех, кому довелось пережить надежды и
разочарования в череде потрясений, пришедшихся на долю России в ХХ веке.
Таким образом, в ходе написания реферата, была сделана попытка
раскрыть комплекс основных идей, высказанных Горьким в книге
«Несвоевременные мысли». Учитывая публицистическую природу анализируемого
текста. Эти отличает особая, публицистическая поэтика, которая выражает не
просто идею, а “идею-страсть”. Наконец, «Несвоевременные мысли» - отправная
точка для понимания творческой судьбы М. Горького в советское время
Список литературы:
1. Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991
2. Голубкова М. Максим Горький. М.: Дрофа, 1997
3. Игнебейрг Л.Я. От Горького до Солженицына. М.: Высшая школа, 1997
4. Газета «Литература» (Приложение к газете «Первое сентября») – 1997, №
2(янв.), с 13
5. Газета «Литература» (Приложение к газете «Первое сентября») – 2000, №
4(янв.), с 2-3
6. Островская О.Д. Рукой Горького, М.: 1985
7. Шкала И.С. Семь лет с Горьким. М.:, 1990

8. Приложение:
[pic][pic][pic]
[pic][pic]
[pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic]


-----------------------
[1] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.13
[2] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.64-66

[3] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.65

[4] М.Горький. Неизданная переписка», с. 312.

[5] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36


[6] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36

[7] [8]Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С. 92
[9]Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36

[10] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.12

[11] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.30

[12] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.33

[13] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.38


[14] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.70

[15] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.28

[16] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.87

[17] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.87






Реферат на тему: "Окаянные дни" в судьбах и творчестве И. Бунина и А. Куприна

Окаянные дни в судьбах и творчестве
И. Бунина и А. Куприна.



Россия
1998 год



Октябрьская революция – часть русской истории, часть русской культуры.
Здесь слиты воедино и триумф и драма народа. Начавшись под лозунгом
общечеловеческих и общероссийских ценностей она, как многие революции
начала корчиться в судорогах насилия, террора, диктатуры. Насилие не могло
обойти и интеллигенцию, которая в силу своей духовности активно осуждала
произвол и жестокость. Большевистским лидерам не могли импонировать И. А.
Бунин, М. Горький, В. Г. Короленко, поднимавшие свой голос в защиту невинно
репрессированных. Большинство российской интеллигенции ещё до революции не
принимало ленинских идей, а после революции, не увидев осуществления
провозглашенных идеалов, уехали за границу.

Бунин в пору революции выступил охранителем исконных, стародавних
устоев. Как трагедию, как воцарение хаоса, слепой стихии, воспринял Бунин
события 1917 года. Он часто повторял слова Пушкина о «русском бунте
бессмысленном и беспощадном». Современник Бунина Д. Мережковский так
обозначил эту позицию в своей книге «Вечные спутники»: «Говорят, что я
государев холоп… что я не друг народа. Конечно, я не друг революционной
черни, которая выходит на разбой, убийства и поджог. Я ненавижу всякий
насильственный переворот: всё насильственное, всякие скачки мне противны.
Потому что они противны природе. » Те же мысли высказывает Бунин в своей
книге «Окаянные дни». На страницах этой книги показаны люди толпы, к
которым он относился по-разному: кого-то жалеет, многих ненавидит. Этот
другой непривычный Бунин, он совсем не похож на аристократа, академика, но
даже в этих очень злых записях он выступает как художник, оскорблённый не
только за себя, но и за Россию. Шкала прежних ценностей была для Бунина
незыблемой, самоочевидной: «Подумать только, надо ещё объяснять то тому, то
другому, почему именно не пойду служить в какой-нибудь Пролеткульт! Надо
ещё доказывать, что нельзя сидеть рядом с чрезвычайкой, где чуть не каждый
час кому-нибудь проламывают голову, и просвещать насчет «последних
достижений в инструментовке стиха» какому-нибудь хряпе с мокрыми от пота
руками! Да порази её проказа до семьдесят седьмого колена, если она даже
«антиресуется» стихами!» (Окаянные дни»).
Бунин покинул Россию в феврале 1920 года, через Константинополь, Софию
и Белград попал в Париж, где и обосновался, проводя лето в городке Грас, в
Приморских Альпах.

Февральская революция 1917 года застала Куприна в Гельсингфорсе,
откуда он немедленно выехал в Петербург. В потрясших страну переменах он
увидел подтверждение своим мечтаниям о будущей, свободной и сильной России.
С самых первых «дней свобод» Куприн становится темпераментным газетчиком-
публицистом, а вскоре берётся редактировать эсеровскую газету «Свободная
Россия». В статьях Куприна, написанных в первые месяцы после Октября,
отразилась двойственность и противоречивость его отношения к революции. Он
пишет о «кристальной чистоте» вождей большевиков, но выступает против
конкретных шагов Советской власти – продразвёрстки, политики военного
коммунизма; писателя страшат насильственные методы подавления
контрреволюции.
Куприн высоко ценит нравственный и духовный подвиг русского народа,
его героическую историю и свободолюбивые традиции. Он исполнен глубокой
веры в светлое будущее России: «Нет, не осуждена на бесславное разрушение
страна, которая вынесла на своих плечах более того, что отмерено судьбою
всем другим народам. Вынесла татарское иго, московскую византийщину,
пугачевщину, крепостное бесправие, ужасы аракчеевщины и николаевщины,
тяготы непрестанных и бесцельных войн, начатых по почину деспотических
шулеров или по капризу славолюбивых деспотов – вынесла это непосильное
бремя и всё-таки под налётом рабства сохранила живучесть, упорство и
доброту души… Вспомните декабристов, петрашевцев, народовольцев, переберите
в уме весь кровавый синодик наших современников, борцов, сознательно
погибших на наших глазах за святое и сладкое слово – Свобода.… Вспомните и
нашу многострадальную литературу, этот термометр угнетённого общественного
самосознания. Она задыхалась, принужденная к молчанию, надолго совсем
замолкала, временами жалко млела, но никогда и никто не мог поставить её на
колени и приказать говорить холопским языком…»
Но страшная разруха, надвигающаяся на страну, ужасает Куприна. Это
навязчивое слово встречало его всюду: он натыкался на него в газетах,
манифестах и приказах, в вагонных разговорах и в семейной болтовне.
Зловещие симптомы разрухи Куприн видит повсюду – и в бесконечных очередях
за хлебом, и в разложении петроградского гарнизона, и в начавшемся
неуклонном развале русской армии. У Куприна рождается план издания газеты
для крестьянства «Земля» в связи с этим в декабре 1918 года он был принят
В.И.Лениным. Однако изданию не суждено было осуществиться. Судьба Куприна
была решена, когда в октябре1919 года войска Юденича заняли Гатчину.
Куприн был мобилизован в белую армию и вместе с отступающими
белогвардейцами покинул родину. Вначале он попадает в Эстонию, затем – в
Финляндию, а с 1920 года с женой и дочерью поселяется в Париже.

28 марта 1920 года Бунин прибыл в Париж. Он пошёл в дом №77 по рю де-
Гриннель, в русское посольство за видом на жительство, хотя, собственно
говоря, жить было негде. В посольстве принимали согласно живой очереди,
которая была чуть короче, чем площадь Согласия. Все просили как милостыни
разрешение жить здесь, а сердцем тянулись туда. Надежда Тэффи, уже
получившая «вид», опубликовала заметку:


НОСТАЛЬГИЯ


Пыль Москвы на старой ленте шляпы


Я как символ свято берегу…

…Приезжают наши беженцы, изнеможённые, почерневшие от голода и страха,
отъедаются, успокаиваются, осматриваются, как бы наладить новую жизнь, и
вдруг гаснут.
Тускнеют глаза, опускаются вялые руки, и вянет душа, душа, обращённая
на восток.
Ни во что не верим, ничего не ждём, ничего не хотим. Умерли.
Боялись смерти дома и умерли смертью здесь.
Вот мы – смертью смерть поправшие.
Думаем только о том, что теперь там… Интересуемся только тем, что
приходит оттуда.

В эмиграции не только не прервалась внутренняя связь Бунина с
Россией, но и ещё более обострилась любовь к родной земле и страшное
чувство потери дома. Россия навсегда останется не только «материалом», но и
сердцем бунинского творчества. Только теперь Россия полностью отойдёт в мир
воспоминаний, будет воссоздаваться памятью. Бунин говорил Вере Николаевне,
что «он не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к
миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в
новом мире он не улавливает её».
Воздействие эмиграции на творчество Бунина было глубоко и
последовательно. Как и прежде, он сдвигает жизнь и смерть, радость и ужас
надежду и отчаяние. Но никогда ранее не выступало с такой обостренностью в
его произведениях ощущение бренности и обречённости всего сущего - женской
красоты, счастья, славы, могущества. Созерцая ток времени, гибель далёких
цивилизаций, исчезновение царств («Город Царя Царей», 1924), Бунин словно
испытывает болезненное успокоение, временное утоление своего горя. Но
философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Бунин не мог
оставить мыслей о России. Как бы далеко от неё он ни жил, Россия была
неотторжима от него. Однако это была отодвинутая Россия, не та, что раньше
начиналась за окном, выходящим в сад; она была и словно не была, всё в ней
встало под вопрос и испытание. В ответ на боль и сомнение в образе России
стало яснее проступать то русское, что не могло исчезнуть и должно было
идти из прошлого дальше. Иногда, под влиянием особо тяжёлого чувства
разрыва с родиной, Бунин приходил к настоящему сгущению времени, которое
обращалось в тучу, откуда шли озаряющие мысли, хотя горизонт оставался
беспросветен. Но сгущение времени далеко не всегда приводило во мрак.
Напротив, Бунин стал видеть, ища надежды и опоры в отодвинутой им России,
больше непрерывного и растущего, чем, может быть, раньше, когда оно
казалось ему само сабой разумеющимся и не нуждалось в утверждении. Теперь,
как бы освобождённые разлукой от застенчивости, у него вырвались слова,
которых он раньше не произносил, держал про себя, - и вылились они ровно,
свободно и прозрачно. Трудно представить себе, например, что-нибудь
просветлённое, как его «Косцы» (1921 г.). Это рассказ тоже со взглядом
издалека и на что-то само по себе будто малозначительное: идут в берёзовом
лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но опять-таки
Бунину удалось разглядеть в одном моменте безмерное и далёкое, со всей
Россией связанное; небольшое пространство заполнилось, и получился не
рассказ, а светлое озеро, в котором отражается великий град.
Была, впрочем, одна проблема, которой Бунин не только не опасался, а,
наоборот, всей душой шёл ей на встречу. Он был занят ею давно, писал в
полном смысле, и ни война, ни революция не могли его привязанность к ней
пошатнуть, - речь идёт о любви. Любовь в изображении Бунина поражает не
только силой художественной изобразительности, но и своей подчинённостью
каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто прорываются они на
поверхность: большинство людей не испытывают их рокового воздействия до
конца своих дней. Такое изображение любви неожиданно придаёт трезвому,
«беспощадному» бунинскому таланту романтический отсвет. Близость любви и
смерти, их сопряжённость была для Бунина фактом очевидным, никогда не
подлежала сомнению. Однако катастрофичность бытия, непорочность
человеческих отношений и самого существования – все эти излюбленные
бунинские темы после гигантских социальных катаклизмов, потрясших Россию,
наполнились новым, грозным значением. «Любовь прекрасна» и «любовь
обречена» – эти понятия, окончательно совместившись, совпали, неся в
глубине, в зерне каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта.
Среди разных тем, которые поочерёдно занимали Бунина, в это время,
наблюдалось некоторое общее стремление. Это началось вскоре после того, как
прошёл у него первый момент раздражения и написались выступления, речи и
полурассказы-полустатьи, которыми он отозвался на события, занёсшие его к
иным берегам. Дальше, чем чаще, тем подробней стал возвращаться в его
рассказы образ России, которую он знал и теперь заново передумывал, тем
больше была заметна их близость и тяготение друг к другу. Порой это были
целые серии, состоявшие из рассказов-зарисовок, законченных, казалось бы, и
в то же время открытых, указывающих куда-то дальше («Русак», «В саду»,
«Подснежник» и т. д.), - как эскизные листы из одного итого же альбома;
иногда что-нибудь покрупнее, как уже готовый фрагмент, какой-то угол
картины, которую предстоит написать («Далёкое»), - но так или иначе это
целое всё настойчивее напрашивалось, обозначалось. Где-то внутри его уже
готовилась и выступала вперёд «Жизнь Арсеньева», огромное полотно,
запечатлевшее старую Россию.
В эту пору в восприятии современников Бунин предстаёт как живой
классик. В 1933 году он первым среди русских писателей был удостоен
Нобелевской премии в области литературы
В годы войны Бунин закончил книгу рассказов «Тёмные аллеи», которая
вышла впервые в Нью-Йорке в 1943 году. Книга эта целиком о любви. «Всякая
любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - эти слова из книги
могли бы повторить все «герои-любовники» у Бунина. При огромном
разнообразии индивидуальностей, социального положения – они живут в
ожидании любви, ищут её и, чаще всего, опалённые ею, гибнут. Такая
концепция сформировалась в его творчестве ещё в предреволюционное
десятилетие.
Как поэт Бунин оттачивал и совершенствовал свой дар, однако здесь
муза, вдохновение посещали его нечасто. Немногочисленные стихи, написанные
в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности и тоски по России:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!

Нетрудно заметить, что и с точки зрения житейской, и с точки зрения
исторической последнее двадцатилетие его долгой жизни оказалось рассеченным
пополам: первое, «мирное» десятилетие отмечено его нобелевским
лауреатством, спокойной и сосредоточенной работой над романом «Жизнь
Арсеньева», относительной материальной обеспеченностью и окончательным
признанием его таланта; десятилетие следующее принесло оккупацию Франции
гитлеровскими войсками, голод и страдания писателя в отрезанном Грасе, а
затем – тяжёлую болезнь и медленное угасание в подлинной нужде и гордой
бедности.
В ночь на 8 ноября 1953 года Бунин скончался в Париже, в скромной
квартирке на улице Жака Оффенбаха.

При содействии Бунина Куприны поселились в парижском квартале Пасси,
почему-то облюбованном русскими эмигрантами, которые говорили: «Живём на
Пассях». На улице, носящей имя опереточного композитора Жака Оффенбаха, в
одном доме и на одном этаже с Буниным была снята четырёх комнатная
меблированная квартира.
Александр Иванович тяжело переносил жизнь на чужбине, ему претили
нравы эмигрантской среды. «Чем талантливее человек, тем труднее ему без
России», - пишет он в одном из писем. Куприн всегда любил Россию горячо и
нежно. Но только в разлуке с ней смог найти слова признания и любви.
Теперь, ничем не сдерживаемые, они вылились чисто и светло в непрестанной
тоске и тяге «домой»: «Есть, конечно, писатели такие, что их хоть на
Мадагаскар посылай на вечное поселение – они и там будут писать роман за
романом, а мне всё надо родное, всякое – хорошее, плохое – только родное».
В этом, быть может, проявилась особенность художественного склада Куприна.
Он накрепко, больше, нежели И. А. Бунин или И. С. Шмелев, был привязан к
малым и великим сторонам русского быта, многонационального уклада великой
страны. Но теперь быт исчез. Исчезли рабочие, подневольные страшного
Молоха, исчезли великолепные в труде и в разгуле крымские рыбаки,
философствующие армейские поручики и замордованные рядовые. Новых людей,
новой России Куприн не видит. Перед его глазами не привычный пейзаж
обнаженной Москвы, не панорама дикого Полесья, а чистенький «Буа-булонский
лес» или такая нарядная и такая чужая природа французского Средиземноморья…
Он делает очерковые зарисовки о Париже, Югославии, юге Франции, но само
«вещество» поэзии способен найти по-прежнему во впечатлениях от родной
русской действительности. Напрасно художник старается по памяти
восстановить знакомый уклад и силой воображения «вдвинуть» его в чужой мир.
Быт уходит, как песок сквозь пальцы. Он дробится на мелкие крупинки, на
капли. Недаром цикл своих миниатюр в прозе, вошедших в сборник «Елань»,
писатель так и называет «рассказы в каплях». Он помнит множество
драгоценных мелочей, связанных с Родиной, помнит, что «еланью» зовётся
«загиб в густом сосновом лесу, где свежо, зелено, весело, где ландыши,
грибы, певчаие птицы и белки»; что «вереей» куртинские мужики называют
холм, торчащий над болотом; он помнит, как с кротким звуком «пак!» лопается
весенней ночью набрякшая почка и как вкусен кусок чёрного хлеба, посыпанный
крупной солью. Но эти детали подчас остаются мозаикой – каждая сама по
себе, каждая отдельно.
Куприн постоянно чувствует себя заключенным в некий магический круг
мелкотемья. И, подобно другим писателям русского зарубежья, он посвящает
своей юности самую крупную и значительную вещь – роман «Юнкера». «Юнкера»
не просто «домашняя» история Александровского училища на Знаменке,
рассказанная одним из её питомцев. Это повесть о старой «удельной» Москве –
Москве «сорока сороков», Иверской часовни и Екатерининского института
благородных девиц, что на Царицынской площади, вся сотканная из летучих
воспоминаний. Несмотря на обилие света, празднеств – «яростной тризны по
уходящей зиме», великолепия бала в Екатерининском институте, нарядного быта
юнкеров-александровцев, это печальная книга. Вновь и вновь с «неописуемой,
сладкой горьковатой и нежной грустью» писатель мысленно обращается к своей
Родине.
«Живёшь в прекрасной стране, среди умных и добрых людей, среди
памятников величайшей культуры, - писал Куприн в очерке «Родина». – Но всё
точно понарошку, точно развёртывается фильм кинематографа. И вся
молчаливая, тупая скорбь в том, что уже не плачешь во сне и не видишь в
мечте ни Знаменской площади, ни Арбата, ни Поварской, ни Москвы, ни
России». Этим чувством безудержной хронической ностальгии пронизано
последнее крупное произведение Куприна – повесть «Жанета».
Самым горьким чувством Куприна было острое ощущение своей ненужности.
Художник Билибин в конце 1936 года получил разрешение вернуться на Родину.
В разговоре с советским послом В. П. Потемкиным был затронут вопрос о
возможном возвращении в СССР самых лучших и достойных людей эмиграции.
Говорили и о Куприне. Перед отъездом Билибин пригласил Александра Ивановича
к себе в гости. Сидя за столом, он много с восторгом говорил о Советском
Союзе и о причинах, побудивших его вернуться домой. Куприн вдруг ожил, весь
заговорился и вдруг воскликнул: «Боже, как я вам завидую!» Билибин спросил
его, – почему же он не последует его примеру? Но Куприн остро чувствовал
свою вину перед Родиной, переживал свой отъезд и некоторые статьи,
написанные под влиянием первых лет эмиграции. Он не мог поверить в
возможность возвращения. Очень скоро разрешение вернуться на родину было
получено, все визы были оформлены. В мае 1937 года Куприн с женой прибывают
в Москву, встречают горячий приём писательской общественности, новых
поколений своих читателей. Он публикует очерк «Москва родная», у него
созревают новые творческие планы. Однако здоровье Куприна было подорвано, в
августе 1938 года он скончался. Похоронен Куприн в Санкт-Петербурге на
Литераторских мостках Волкова кладбища.



Список литературы:

1. Русская литература хх века. Л. А. Трубина. Москва. Издательство
«Флинта», издательство «Наука». 1998 г.
2. Куприн. Олег Михайлов. Москва. «Молодая гвардия». 1981 г.
3. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции ( 1920 – 1953 ). Москва.
«Молодая гвардия». 1989 г.
4. Русская литература хх века. «Скрин» Москва. «Траст-Имаком»
Смоленск. 1995 г.
5. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Москва.
«Просвещение». 1990 г.
6. Материалы к изучению истории СССР. 10 класс. Москва – 1989 г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Брачность и разводимость в России (Социология)


Реферат: Документация бухучета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ответы на вопросы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Поршень (Технология)


Реферат: Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне в литературе (Литература)


Реферат: Нотариальная палата (Право)


Реферат: Серое и белое вещество головного мозга (Биология)


Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве (Педагогика)


Реферат: Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания (Педагогика)


Реферат: Тектовый редактор VI. ОС UNIX ... (Программирование)


Реферат: А.С. Пушкин. "Дуэль" (Литература : русская)


Реферат: Бухгалтерский учет и принятие решений в бюджетных организациях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Влияние пуританства на общественно-религиозное сознание Англии в 18 веке (История)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Болезни цивилизации (Биология)


Реферат: Договор обмена (по гражданскому законодательству Украины) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Комплексный дипломный проект: Проект участка по производству технологических приспособлений для электромеханического восстановления и укрепления поверхностного слоя деталей машин. Плоские поверхности. (Технология)


Реферат: Экспериментальное исследование (Педагогика)


Реферат: Філософські поняття (Философия)


Реферат: Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) (Мифология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист