GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Базаров - лицо трагическое (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Базаров - лицо трагическое (Литература : русская)




Базаров - лицо трагическое.



Сочинение по литературе
Ученика 10 "А" класса
Алексеева Виктора.



По роману И.С. Тургенева "Отцы и Дети"



План.
I. Оценка реальных характеров.
II. Оценка характеров в литературе.
III. Противоречие замысла романа его содержанию.
IV. Влияние Тургенева на Базарова.
V. Влияние Базарова на Тургенева.
VI. Как можно проанализировать Базарова.
VII. Споры с Павлом Петровичем - как средство узнать Базарова.
1. Павел Петрович - "представитель сковывающей, леденящей силы
прошедшего".
2. Базаров - "представитель разрушительной, освобождающей силы
настоящего".
3. Диалектика отношений Базарова и Павла Петровича.
VIII. Чувственная сторона натуры Базарова.
IX. Смерть Базарова, как средство к более точному изображению характера
Базарова.
X. Нужны ли Базаровы обществу?
XI. "А все-таки трудно живется Базаровым".



В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и
сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и
особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные.
Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой
стороны в отдельности.
В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все
литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых
персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на
каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у
автора?" В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но
иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор
заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе
Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети".
Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для
молодежи, со взглядами которой был не согласен, но "крутой Базаров увлек
Тургенева"#1. "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по
ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда"#2. Он
не мог рисовать заведомо неправильную картину, "не мог доказывать своими
образами предвзятую идею"#3.
Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не
принимал мировоззрение своего героя - Евгения Васильевича Базарова - и
поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа.
"С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение,
педантическую самонадеянность, черствую рассудочность"#1. Базаров вызывающе
грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:
" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
-Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров"#2.
Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры
совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который
благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим
невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине
Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на
первый взгляд, характером.
Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования
можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале
произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто
симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев,
как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и
дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного
типа".
Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он
постепенно, не сразу, осознает насколько красив и строен внутренний мир
Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую
часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно
почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли
уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять
его характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками.
Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу
Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой
вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у
губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя
только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои жизненные
позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними
возникает взаимная неприязнь. Впоследствии она только усиливается и доходит
до "сильнейшей антипатии"#1.
Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря
"отцов"#2. В нем собрано большинство предрассудков отмирающего
аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий
Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их
недостатками "Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности",
- говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и
самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович
- "человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею"#3,
который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем
сковывающей, леденящей силы прошедшего"#4. Он обладает деспотической
натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее
по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он "рисуется и
злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого
он уважает в самой ненависти своей"#5.
В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной,
освобождающей силы настоящего"#1. Он в отличие от Павла Петровича никого,
по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили
или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные
интересы, ведь "не богам же горшки обжигать"#2. В Базарове все вертится
вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего
характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету"#4, исходя только из
своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой
цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом
и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры
Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть
похожим на других. Он "полон собой, своей внутреннею жизнью и не стесняет
ее в угоду принятым обычаям и церемониям. Здесь личность достигает полного
самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности"#5.
Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем законам диалектики,
должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович
оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на
спор, часто против воли последнего. В этих спорах, несмотря на
немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает
Павлу Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во
время основного спора следующими словами: "Я не могу действовать теперь,
не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану
скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую
себя сильным. До тех пор буду жить сам по себе, как живется, не мирясь, с
господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой
среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела.
Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу, и высказываю - что можно
высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент,
который доказывает, что Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди
существующего порядка вещей").
Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к
Одинцовой. Эти черты показывают, как он может чувствовать. Базаров
оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели
настоящую страсть. Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на
второй план, когда в нем закипела страсть. Он "злился и сознавал, что
делает глупость, и все-таки продолжал ее делать"#1. Всю жизнь он был
вынужден сковывать свои чувства трезвым расчетом (вот еще один довод к
доказательству трагизма Базарова: противоборство рассудка и чувств), и,
когда он перестает так поступать - волна чувств захватывает его. И он не
сопротивляется - делает "сознательную глупость"#2. Переломным моментом в
отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в любви. Анна
Сергеевна - женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного
потока чувств и решает "что спокойствие все-таки лучше всего"#3. Его
страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят Базарова:
то на него находила "лихорадка работы"#5, то она с него "соскакивала"#6 ,
"странная усталость замечалась во всех его действиях"#1. Может быть,
впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним произошло, "принялся
бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и
неприступную барыню, водившую его за нос"#2. Но Тургенев неожиданно
приводит его к смерти.
Десять страниц, на которых описана смерть Базарова, являются наиболее
яркими и выразительными, в плане изображения характера Базарова. Тургенев
представляет нам законченную картину "Смерть героя". В ней такие черты
Базарова как рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет
чувственная сторона его характера. В нем просыпается "насильственно
сдавленное чувство"#3, и это естественно, что в свою последнюю минуту он
хочет увидеть свою любимую. Он встречает смерть "с гордо поднятой
головой"#4, он не обманывает себя пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты
не сомневается в справедливости диагноза и знает его исход. "Умереть так,
как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг", - сказал Д.И.
Писарев.
Нужны ли такие люди как Базаров обществу? Сложно сказать. С
уверенностью могу сказать лишь одно, они нужны не меньше чем Гамлеты,
Рудины, Онегины, Обломовы, Печорины и многие, многие другие, хотя бы для
разнообразия. Если отойти от этого абстрактного понятия "нужности
обществу", мы увидим, что Базаров приносит достаточно много реальной
пользы: он занимается естественными науками, работает медиком,
следовательно, напрямую помогает людям. Но он не может найти в этом
обществе собственную нишу. Он оказывается одинок. Для него нет возможности
полностью использовать свои силы. У него нет цели, ему не к чему
стремиться.
"А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и
посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения.
Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что
пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. "#1.



Используемая литература:
Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети",
Критическая статья Дмитрия Ивановича Пасарева "Базаров",
Критическая статья Александра Ивановича Герцена "Еще раз Базаров".
-----------------------
#1- И.С. Тургенев "Отцы и дети" глава
#2 ___ Д.И. Писарев.
#3 / "Базаров".
#4 - крылатое выражение.


#1 -
#2___ Д.И. Писарев
#3/ "Базаров"


#1 - Д.И. Писарев "Базаров"
#2 - И.С. Тургенев "Отцы и дети" глава 10

#1
#3 ___ Д.И. Писарев
#4 / "Базаров"
#5 /
#2 -

#1
#2 --- Д.И. Писарев "Базаров".
#5/
#3 - И.С. Тургенев "Отцы и дети" глава
#4 - крылатое выражение.

#1
#2 --- Д.И. Писарев "Базаров"
#4 /
#5___ И. С. Тургенев "Отцы и дети"
#6/ глава

#1 - Д.И. Писарев "Базаров"






Реферат на тему: Базаров Евгений Васильевич


Базаров Евгений Васильевич — главный герой. Первоначально читатель знает
о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы.
Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет «Отцов и
детей». Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова. затем
вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной
Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного
объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом,
куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска
гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В
конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Б. опять возвращается
домой и вскоре погибает.
Б. называет себя «нигилистом», определение это поначалу звучит несколько
загадочно, но вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник
без труда узнавал в герое выразителя в самой крайней форме идей и
настроений революционной молодежи. Б. провозглашает идею «полного и
беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных
ограничить ее осуществление. Вместе с «постановлениями» отжившего
крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично
отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление,
семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как
долг, право, обязанность. Б. выступает беспощадным противником
традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура
оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии,
способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам просвещенной
элиты и верованиям или предрассудкам невежественных масс «нигилист»
одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую
логику жизни-борьбы. Б. считает необходимым начать историю заново, на голом
месте, не считаясь ни с объективной ее логикой, ни с «мнением народным». И
все это не только идеи, перед читателем человек действительно новой
формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам,
достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая
или ненавидя все, что ему противостоит.
В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Б. легко
побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его
позиции. Тургенев видит, что нигилизм» глубоко связан с общественным
неустройством 4 народным недовольством, что это естественное выражение духе
времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев
признает, что роль «передового класса» переходит от дворянской
интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю
в «Отцах и детях». Тургенев проводит Б. по кругам жизненных испытаний.
Герой переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную
«мировую скорбь». Обнаруживается его зависимость от обычных законов
человеческой жизни, его причастность к обычным человеческим интересам,
заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Б. исчезает, его
внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно!
выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. «Полное и
беспощадное отрицание» оказывается отчасти оправданным как единственная, по
мысли Тургенева, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с
противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий,
ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то,
что логика «нигилизма» неизбежно ведет к свободе без обязательств, к
действию без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме»
созидающей творческой силы: те изменения, которые «нигилист»
предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны
их уничтожению. «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим
ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается
трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.





Новинки рефератов ::

Реферат: Реализация эвристического обучения учащихся на уроках математики (Педагогика)


Реферат: Биологическая характеристика возбудителей вирусных трансфузионных гепатитов (Биология)


Реферат: Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием (Педагогика)


Реферат: Александр Сергеевич Пушкин (биография) (Литература)


Реферат: Судебные прения (Уголовное право и процесс)


Реферат: Взаимодействие наук (Философия)


Реферат: Образ рая в христианстве и исламе (Религия)


Реферат: Відлига в СРСР (История)


Реферат: Рассмотрение судом дел об установлении отцовства в порядке искового производства (Гражданское право и процесс)


Реферат: Учет основных средств в бюджетных учреждениях (Бухгалтерский учет)


Реферат: NGIO (система ввода-вывода нового поколения) (Программирование)


Реферат: Германия (География)


Реферат: Исследование паровоздушной газификации низкосортных углей Украины (Химия)


Реферат: Международные аспекты американского менеджмента: новые тенденции 90-х годов (Менеджмент)


Реферат: В. Хлебников (Исторические личности)


Реферат: Попытки либерализации советского общества в 50-е – первой половине 60-х гг. Хрущевская оттепель: пределы десталинизации (История)


Реферат: Развитие творческих способностей у детей (Педагогика)


Реферат: Определение скорости точки по заданным уравнениям ее движения (Физика)


Реферат: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ РЕИНЖИНИРИНГА (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист