GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Самоубийство, как девиантное поведение (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Самоубийство, как девиантное поведение (Социология)


ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра социальной педагогики и психологии



ДОКЛАД ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НА ТЕМУ


Самоубийство, как девиантное поведение



Выполнила Андреева В.В.

ФС-961

Проверил Кириллов П.В.



Волгоград 1998



План работы



| | |
| | |
|1. Введение |2 |
|Проблема самоубийства | |
|в философии |4 |
|в медицине |6 |
|в других дисциплинах |8 |
|5. заключение |10 |
|6. литература |11 |



1. введение

Cамоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку
существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле
человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо
антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются
либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных
наблюдений за жизнью животных. Ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое
жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые
отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это -
главное отличие их поведения от поведения человека.
Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь
человека, очевидно, не может считаться продуктом новейшей цивилизации.
Известно, что в доисторические времена, когда только-только начинали
образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто
прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени рода
и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества
самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные
годы.
На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись
мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или
ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из
жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.
Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни
философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в
самых различных аспектах.
И рассуждая над этой проблемой, возможно в предложении: самоубийство,
как девиантное поведение, нам в конце придется поставить знак вопроса.



2.Проблема самоубийства в философии
Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки
самоубийство изучалось философами. Начиная с античности до наших дней,
огромное значение придает философия проблеме сознательного прекращения
человеком собственной жизни.
Для философии проблема самоубийства никогда не была второстепенной,
ибо от решения ее во многом зависит ответ на такие важные вопросы, как
смысл жизни, свобода выбора и воли, проявление в целом свободы личности.
Свободен ли человек в своей жизни и свободен ли он также в выборе
своей смерти? Казалось бы, здравый смысл подсказывает, что в руках самого
человека решение вопросов, связанных если уж не со своей жизнью, то со
своей смертью. Мы можем быть недовольны жизнью, жаловаться на нее,
тяготиться ею и даже ненавидеть ее, но нашу смерть у нас никто не может
отобрать. Монтень по этому поводу говорил: “Почему ты жалуешься на этот
мир? Он тебя не удерживает; если ты живешь в муках, причиной тому твое
малодушие: стоит тебе захотеть - и ты умрешь”.
Наиболее подробно вопросы о взаимосвязи самоубийства и свободы воли,
самоубийства и смысла жизни отражены в философских работах А. Шопенгауэра,
В. Соловьева, А. Камю, В. Франкла, З. Фрейда. Так, например, Альбер Камю -
один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что “есть лишь
одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства.
Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить
на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три
измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями -
второстепенно”. Датский философ Серен Кьеркегор проблему самоубийства
относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его
слова: “Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом
пожалеешь; в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые
государи, резюме всей жизненной мудрости...”
Итак, самоубийство в философии рассматривается, как чрезвычайно
сложное, комплексное проявление бытия человека во всей его многоплановости.
Самоубийство, если дать ему краткое определение, есть сознательное,
самостоятельное лишение себя жизни. В этих двух основных дефинициях
заключается его коренное отличие от убийства, в котором по понятным
соображениям, отсутствует элемент самостоятельности, и от несчастного
случая, в котором отсутствует элемент сознательности и доминирует
случайность.
Однако, не касаясь спорных вопросов, коих немало в любой науке, можно
констатировать, что в настоящее время принято рассматривать самоубийство в
рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в
себя суицидальные мысли, суицидальные приготовления, суицидальные попытки и
собственно акт суицида.
Многим философия представляется сугубо теоретической наукой,
отвлеченной и в практической жизни малопригодной. Но в кризисные минуты
только она дает человеку совет и опору. В эти минуты оказываются никчемными
и мелкими многие цели, казавшиеся главными в жизни, и выходят на первый
план вопросы, которыми в обычные дни задаваться как-то не принято, - о
смысле жизни, сущности человека, добре и зле... В переломные моменты от
решения этих вопросов, в прямом смысле слова, зависит сама жизнь.



3. В МЕДИЦИНЕ
В медицине самоубийство изучается главным образом в рамках психиатрии
(частью которой является суицидология), медицинской психологии и судебной
медицины.
Психиатрию, собственно, интересует несколько вопросов: является ли
самоубийство результатом психического расстройства или оно возможно у
совершенно здорового в психическом отношении человека, подлежат ли в
соответствии с этим лица, пытающиеся покончить жизнь самоубийством, какому-
либо лечению и каковы должны быть методы и формы профилактики самоубийств?
Мнения, что самоубийство является результатом психического заболевания,
длительное время придерживались сторонники психопатологической концепции,
которая однозначно рассматривала самоубийство как выражение и результат
психического заболевания.
Эскироль однозначно считал, что только в состоянии безумия человек
способен покончить с собой и все самоубийцы - душевнобольные. В дальнейшем
с помощью статистических методов было установлено, что только двадцать пять
- тридцать процентов самоубийц страдали какими-либо психическими
заболеваниями. Выдающиеся русские психиатры С.С. Корсаков, И.А. Сикорский,
Н.И. Баженов, С.А. Суханов, В.Ф. Чиж, Ф.В. Рыбаков и другие в своих работах
также отрицали абсолютное тождество самоубийства и душевного заболевания.
С точки зрения теории, которую можно охарактеризовать как анатомо-
антропологическую, самоубийство есть следствие наследственной анатомической
дегенерации, о чем якобы свидетельствует наличие у самоубийц таких
признаков вырождения, как преждевременное зарастание черепных костей,
вдавлений и неровностей черепа, образование выпуклостей на его основании и
др.
Широкое распространение, в связи с влиянием на медицину, психологию и
культуру в целом идей Зигмунда Фрейда, получила психоаналитическая
концепция, трактующая суицид как следствие нарушения психосексуального
развития личности. По мнению Фрейда и его школы, влечение к самоубийству у
подростков развивается в связи с аутоэротизмом, удовлетворяемым
онанистическими эксцессами, которые рассматриваются в то же время как
унизительный акт, угрожаемый тяжелыми последствиями, и отсюда возникают
ущемленные комплексы и влечение к самоубийству.
В соответствии с современными отечественными концепциями, самоубийство
рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации
личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Согласно этой теории,
самоубийство представляет собой один из вариантов поведения человека в
экстремальной ситуации. Суицидогенный конфликт и самоубийство могут быть
вызваны реальными причинами (у здоровых лиц), базироваться на определенных
патологических чертах характера или являться результатом психического
заболевания. При субъективном ощущении неразрешимости конфликта обычными
способами, избирается самоубийство.
Что касается остальных случаев, то уместно, видимо, вспомнить
высказывание великого русского психиатра В.Х. Кандинского, который сам
страдал тяжелым психическим заболеванием и который считал, что “душа от
того, что она заболевает, не перестает быть душой”.



4. В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ

С позиций права основным, пожалуй, является вопрос - преступно ли
самоубийство? Иначе говоря - преступник ли человек, лишивший себя жизни?
Только соображение, что самоубийство не является нарушением прав
государства, так как человеческая личность не может быть предметом
собственности, в том числе и государства, так как она свободна по своей
сути, что преступлением называется нарушение чужих прав, а человек не может
находиться в правоотношениях к самому себе и что, наконец, вообще
исполнение наказания возможно только над живыми, привело к повсеместному в
цивилизованных государствах исключению самоубийства из разряда
преступлений.
Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом,
рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва
интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной
группы, к которой он принадлежит..
С помощью социологических исследований удалось установить влияние на
общее количество случаев самоубийства таких факторов, как климат, время
года, место проживания, национальность, возраст, пол, вероисповедание,
уровень экономической жизни, политическая ситуация и т.д. Определенные
статистические закономерности установлены в отношении общественно-
профессиональных и социально-экономических факторов.
Что касается религии, то отношение основных конфессий к вопросу
самоубийства выглядит следующим образом. Для буддизма прекращение жизни в
нирване - совершенно особая форма самоубийства, несущая в себе глубокий
философский и религиозный смысл.
Христианство, в этом отношении следуя заветам иудаизма, очень сурово
относится к самоубийству и самоубийцам. Самоубийц не отпевают в церкви, не
хоронят на церковных кладбищах. Однако в христианстве возможны исключения
из этих строгих правил, когда речь идет о людях, защищающих свою честь или
лишивших себя жизни, “защищая святую веру”, тем самым “прославляя имя
божье”.
Ислам отрицает даже саму возможность покушения правоверного
мусульманина на свою жизнь. Верующий мусульманин следует своей судьбе,
предназначенной ему Аллахом, и сама мысль о возможности с помощью
самоубийства как-то избавиться от этих тягот судьбы настолько кощунственна,
что видимо, даже не должна приходить в голову мусульманину.



4.Заключение

Обращая свой взор в глубь веков всегда и повсюду мы сталкиваемся в
истории человечества с феноменом самоубийства. Неудивительно при этом, что
самоубийство всегда вызывало и вызывает интерес, удивление и, как следствие
этого, желание разобраться в корнях и истоках этого явления, свойственного
только человеку.
Интерес к проблеме самоубийства специалистов различных областей,
попытки рассмотреть самоубийство с самых различных точек зрения самым
непосредственным образом готовили почву для последующего становления
суицидологии как самостоятельной науки. Исследовались причины самоубийств,
их статистика, влияние самых различных социальных, демографических,
экономических, политических и других факторов. Имеются даже отдельные
исследования, посвященные письмам самоубийц.
Многие современные авторы подчеркивают, что суицидология - наука
молодая, развивающаяся. Во всем мире интерес к этой проблеме не угасает.
Ежегодно выпускаются специальные суицидологические журналы, проходят
международные симпозиумы, создана международная ассоциация по
предупреждению самоубийств.
Сегодня очевидно, что самоубийство - проблема междисциплинарная и
должна изучаться специалистами самого различного профиля. Врачи, философы,
юристы, социологи, психологи, педагоги изучают эту проблему специфическими
методами своих наук, расширяя наши знания по отдельным ее аспектам.
Несомненно, что синтез научных результатов, их комплексное осмысление
позволит со временем выйти каждой из наук на новый виток своего развития, а
всем вместе продвинуться вперед в изучении человека.
5. ЛИТЕРАТУРА

1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд, М., 1994
2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек, М., 1990
3. Лаврин А. Хроники Харона: энциклопедия смерти, М., 1993
4. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти), С-Пб., 1994
5. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства, Пермь, 1993
6. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа //
Избранные произведения, М., 1992
7. Философский словарь, под. ред. И. Т. Фролова, М., 1986







Реферат на тему: Сатанизм как социальное явление

КГТУ им. Туполева



САТАНИЗМ


как социальное явление



Реферат по социологии



Выполни студент группы ---------------------



Казань 2000


Они покланяются силам тьмы. Они жестоки и уверенны в себе,
в своём предназначении. «Мир будет принадлежать Сатане
– заявляют они – и мы с ним связанны навеки».
Кто они? Фанатики, злодеи или потерявшие во тьме свой путь?

Ю.А. Сандулов



«Сегодня — пишет американский социолог и журналист В. Петерсон, —
наблюдается, особенно на западном побережье Америки, возрождение
Кроулианства. Его писания вновь пользуются популярностью. Его любовь к
эпатированию общества, устойчивая ненависть к респектабельному обществу
разделяется современной молодежью».[1]
Сатанистское движение в Америке становится одной из характерных черт
американской жизни в больших и малых городах. Многие специалисты —
антропологи, культурологи, социологи, философы и историки, удивленные этим
феноменом, посвящают специальные исследования этой проблеме. Специальную
работу под названием «К вопросу о социологии оккультного: заметки о
современном колдовстве» опубликовал известный американский социолог
М.Труззи.. В этой работе он предлагает следующую типологизацию сатанинского
движения. Сатанисты организованные в группы:
1. «Чистые», стереотипные сатанисты:
а) традиционные сатанисты;
б) эклектические сатанисты, пользующиеся наркотиками;
в) сексуальные сатанисты — сатанисты-псевдомазохисты — сатанисты
сторонники сексуальных оргий;
г) сатанисты — еретики, антикатолики.
2. Сатанисты не стереотипного толка (палладисты и люциферане):
а) бафометисты;
б) сатанисты идеосинкретического, харизматического толка;
в) члены «Церкви Сатаны». [2]
Как отмечает Труззи, в настоящее время в Америке среди оккультных
явлений наибольшим влиянием после астрологии пользуются колдовство и
сатанизм. Хотя обычно они отождествляются, различие между ними существует.
По Труззи, сатанизм есть результат обожествления дьявола, образ которого
создан иудаизмом и христианством, и последователи сатаны считают, что
состоят с ним в союзе. Те же, кто занимается колдовством, обычно отвергают
«христианскую ересь», противопоставляя ей традиционные народные поверья,
связывая магию с пантеистическими идеями обожествления природы, которая
сама порождает мир искоренявшийся христианством (посредством либо
инквизиции, либо протестантских судов над ведьмами). В определенной степени
именно в результате действий фантастических представлений о народной магии,
которые распространялись христианской церковью в форме осуждения, появились
последователи Сатаны. По-видимому, инквизиторы, как считает М.Труззи,
производили на некоторых людей столь сильное впечатление фантастическими
картинами богохульного служения дьяволу, что те решили, что, «пожалуй,
лучше быть господином в аду, чем рабом в раю». С социологической точки
зрения, отмечает М. Труззи, те, кто занимается колдовством (ведьмы),
действуют чаще всего в одиночку. Однако, строго говоря, это «ненастоящие
ведьмы». Как показывают исследования, серьезные занятия колдовством
предполагают допуск в соответствующую общину (участие в шабаше ведьм) с
последующим изучением ее секретов, отсутствующих в имеющихся печатных
трудах по оккультизму. Хотя, по некоторым данным, в США ведьмы объединены в
несколько тысяч сообществ, каждое из которых включает не больше 13 человек,
связи между ними по большей части отсутствуют.
Последователи Сатаны также действуют либо в одиночку, либо группами. О
первых почти ничего не известно, особенно если еще при этом они сознательно
творят зло. Среди последователей Сатаны можно выделить четыре основных типа
организаций. Представители первого типа (они встречаются реже всего) не
считают, что еретически трактуют христианство, и видят в сатане ангела,
которому не запрещено поклоняться (очевидно, они представляют собой
гностические тенденции внутри христианства). Второй тип, о котором
свидетельствует порнографическая литература, — это клубы секса (обычно
садистско-мазохистского толка), где сатанизм имеет только ритуальное, т.е.
внешнее значение (например, в качестве средства привлечения или украшения
используется «черная месса»). Третий тип характеризуется употреблением
наркотиков. Большинство групп этого типа не связывает себя ни с какой
исторической традицией, и в отличие от групп предыдущего типа, оккультизм
для них не главное. (Многие из приверженцев древнего традиционного культа
Сатаны жалуются, что их путают с этими поклонниками секса и наркотиков).
Доминирующий сегодня тип организаций современных дьяволопоклонников
представлен «Церковью Сатаны» в американском городе Сан-Франциско,
основанной в 1966 году Энтони Лавеем. Церковь эта бюрократически оформлена,
имеет свою иерархию; чтобы стать ее членом необходимо пройти сложные обряды
испытания и посвящения. Всего там насчитывается пять ступеней: внизу —
ученики, затем — рядовые волшебники (ведьмы), далее — колдун (колдунья),
наверху — маг. Пост верховного мага занимает основатель культа Энтони
Шандор Лавей. Помогает ему в руководстве церковью «Совет девяти», где Лавей
старший. Участвует в работе «Совета» и дочь верховного жреца — одна из
высших жриц церкви Карла Лавей, по образованию юрист-криминалист. «Совет
девяти» принимает решения о приеме в церковь новичков, назначает
руководителей местных отделений, так называемых гротто (от англ.слова —
пещера). В Америке в эти гротто сегодня входит несколько тысяч сатанистов.
Эти отделения на сегодняшний день открыты во многих западных странах, где
объединено более 25 тысяч дьяволопоклонников конца двадцатого века.
Штаб-квартира церкви находится в Сан-Франциско, откуда Лавей и осуществляет
руководство своей «черной» паствой. Отсюда он ежемесячно отправляет
послания членам своей церкви, отвечает через газету на вопросы, присланные
по почте, выступает по радио и телевидению.
Священной книгой прихожан «Церкви Саганы» является «Сатанинская Библия»,
написанная самим Лавеем. На первой странице посвящения стоит много имен.
Одними из первых названы Георгий Ефимович Распутин, Александр Калиостро,
Карл Хаусхафер.
Французский журналист Морис Мошино посетил Церковь Сатаны в Сан-Франциско,
где встретился с её верховным жрецом Энтони Лавеем. Вот что он рассказал об
этом человеке:
«— В чем смысл вашей философии? — спросил М.Мошино у Лавея.
— У меня нет философии. У меня есть вероучение, — отвечал Лавей. — Сатана
— это проявление темных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит
Сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское
начало, заключенное в человеке, — главное и наиболее могущественное. Им
надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в
нашем храме с помощью различных магических заклинаний.
— А что подразумевает ваше вероучение под «темными» сторонами человеческой
натуры?
— Жажду земных наслаждений, — недолго думая отвечает черный папа. Видимо,
долгие годы скитаний по притонам Сан-Франциско оставили глубокий след в его
душе. — Загробной жизни не существует, по крайней мере, райской. Потому
надо спешить наслаждаться земными радостями.
— На чем основывается ваш оптимизм?
— На знании человеческой натуры. Собственно говоря, мы проповедуем то, что
уже давным-давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают
мужеством называть вещи своими именами. Мы, сатанисты, отвергаем слабых.
Сейчас в Соединенных Штатах назревает хаос. Но рано или поздно из него
родится новый порядок, наш порядок, общественный порядок сатанизма. В нем
не будет места для либералов и прочих уродов. Их мы будем ссылать на
необитаемые острова, чтобы они не заражали остальное человечество. Мы уже
сейчас консерваторы и поэтому находимся на стороне законности и порядка!
— Но как же тогда быть с жаждой земных наслаждений?
— Каждому свое, — отвечает верховный жрец библейским изречением, которое
украшало гитлеровские концлагеря и душегубки...»
Первый тираж «Сатанинской Библии» в 125 тысяч экземпляров разошелся в
считанные дни, сейчас вышло четвертое издание, которое так же не залежалось
на прилавках книжных магазинов. Кроме «Сатанинской Библии» Лавей так же
издал несколько пособий для начинающих сатанистов, изучающих практику
дьяволопоклонничества самостоятельно. Экраны США обошли два художественных
фильма, в центре которых деятельность «Церкви Сатаны».
Члены «Церкви Сатаны» убеждены в необходимости магии и понимают ее как
«достижение изменений в согласии со своей волей». Они решилтельно отвергают
спиритизм и мистицизм любого вида. По их понятиям, человек постигает Сатану
в процессе обожания своего «Я», без чего, как они полагают, невозможно
достичь полной эмоциональной жизни. В целом, для сторонников этой церкви
общим является крайний «маккиавелизм», «цинично-реалистический» взгляд на
природу человека. Миф и магия для них необходимы, так как позволяют
манипулировать людьми. Их сатанизм — это крайний прагматизм, чему
свидетельством является сама «Сатанинская Библия». Изложенное в ней
вероучение церкви представляет собой не что иное, как перевернутое
христианство. «Да будут благословенны сильные, ибо им принадлежит мир»,
«Если тебя ударят по щеке, ударь в то же место врагу еще сильнее» — две из
девяти сатанинских заповедей.
Еще несколько статей «Сатанинской Библии»:
— Сатана проповедует пресыщение в противоположность воздержанию.
— Сатана проповедует здоровую жизненную силу, а не духовные иллюзии.
— Сатана проповедует мстительность.
— Сатана считает человека зверем, порою лучше, порою хуже, чем другие
четвероногие.
— Сатана одобряет грехи, если только они доставляют физическое, умственное
или эмоциональные наслаждения.
Философия Лавея сводится к следующему: в непрекращающейся схватке
добра и зла последнее имеет явный перевес. И значит, на земле неминуемо
торжество Люцифера, который является олицетворением зла. Поэтому люди
должны поклоняться не Богу — символу добра, справедливости и света, а
дьяволу — символу зла, ненависти и тьмы.
Как именно надо поклоняться этому символу зла «Сатанинская Библия»
описывает обстоятельно. В ней подробно излагаются обряды и мифы,
почерпнутые по существу из разных эпох у разных народов и племен древности.
Так же «Сатанинская Библия» знакомит читателя с тем, как вызывать дьявола,
как продать ему душу, как поддерживать с ним постоянный контакт, как
заниматься сатанинским сексом и многим другим.
Под сатанинскими заповедями новичок обязан поставить свою подпись, а кроме
этого он должен ещё пройти и специальную проверку его сатанинских
«добродетелей», только после чего он допускается к главному ритуалу Церкви
Сатаны. Им является так называемая «Черная Месса» представляющая собой
пародию христианской «Белой Мессы» — центральным ритуальным действом
католической церкви.

По словам вышеупомянутого американского исследователя оккультизма в
сегодняшних США М.Труззи, «Церковь Сатаны» отнюдь не является новой формой
мистицизма. Она не только отрицает существование сверхъестественных или
спиритических сил, но и осуждает употребление наркотиков, средств
вызывающих галлюцинации, в целом, вес, что может отделить человека от его
материального окружения. Последователи «Церкви Сатаны» не ищут ухода от
действительности, напротив, они хотят полностью подчинить её себе,
используя для этого любые средства, в том числе иррациональные силы
человеческой психики. Поэтому в своё время они выступали против культуры
«хиппи» с её наркотиками и альтруизмом. По существу «Церковь Сатаны», как
утверждает М.Труззи, не поиск новых духовных ценностей, а всего лишь
разочарование в религиозной ортодоксии. [5] Исследование образа мышления и
поведения современных сатанистов стало предметом деятельности американского
антрополога Э.Мэди. Он в течение нескольких лет был членом одной из
сатанинских групп, изучал поведение её членов. Свои наблюдения он обобщил в
ряде работ. [3, 4] В секту дьяволопоклонников Сан-Франциско, занимавшихся
чёрной магией, входили ведьмы и колдуны, представлявшие различные
социальные слои и классы. Спектр их политических взглядов также был
разнообразен: от коммунистических идей до национал социалистических.
Поведение многих из них можно определить как патологическое, относя к
гомосексуализму, садомазохизму, трансвестизму и т.д. В результате
проведения специальных психологических тестов, экстенсивных наблюдений и
интервью Э.Мэди обнаружил, что общим для всех членов группы является
чувство отверженности и одиночества, острое ощущение беспокойства и страха,
что обусловлено низкой социальной самооценкой и неумением адаптироваться в
обществе. Этот синдром, очевидно, связан с интенсивными внутриличностными
конфликтами, случившимися с ними в их нуклеарных семьях во время их
социализации: 85% всех членов секты, включая высших жрецов и жриц,
сообщили, что их детство было омрачено алкоголизмом родителей, разводами и
т.д. Их взрослая жизнь, в свою очередь, несла печать постоянных неудач в
любви, бизнесе, сексе, в других социальных действиях и институтах. До
вступления в секту дьяволопоклонников каждый пресатанист пережил острое
ощущение неудачи в вышеназванных сферах, страх перед результатами своих
собственных поступков, становящихся все более непредсказуемыми, он не мог
найти хоть какой-нибудь удовлетворительный смысл в своей собственной жизни,
представлявшейся ему всё более и более таинственной и загадочной. В попытке
хоть как-то контролировать её, придать своему окружению хоть какую-то
структуру, чтобы сделать её более предсказуемой и таким образом понятной и
менее опасной, пресатанисты ещё до вступления в секту дьяволопоклонников
обращались к астрологии, к картам Таро, спиритизму и другим оккультным
наукам. Когда же и это не помогло, жизненные неудачи продолжались, они
принялись за освоение более активной, позволяющей манипулировать людьми
роли «ведьмы» или «колдуна».[4]

Прямой контакт с магией, как с белой, так и с чёрной, потенциальный
сторонник сатаны устанавливает с помощью всевозможных журналов, рекламных
объявлений, обещающих «снабдить оккультной силой... прямо сейчас... всех
тех, кто мечтает о реальном прогрессе в понимании и работе сил, управляющих
нашим физическим космосом, ... самостоятельно изучить курс большой Магии».
В этих рекламных проспектах и объявлениях обещают научить его: «как
добиться успеха в городе, бизнесе, клубе и т. д.», как «найти
единомышленника, совместные занятия магией с которым обеспечат нормальную
жизнь», как «манипулировать людьми, властвовать над ними». И всевозможные
эзотерические общества, издающие различные оккультные брошюры, предлагают
научить, как «различные корни, травы, мази и ритуалы могут быть
использованы Посредством «белой магии» для внушения любви, достижения
богатства или достатка, обретения власти, могущества или мира в семье».
Читателя эти публикации научат уверенности в себе и тому, как отгонять
«нежелательные или вредоносные силы», ему предлагается вступить в такие
оккультные организации, как «Братство Белого Замка», «Монастырь Семи Лучей»
(специализирующийся на обрядах эротической магии), «Школу излучения сияния»
и многие другие, аналогичные перечисленным группам. До вступления в секту
дьяволопоклонников, пресатанист обычно выписывает по почте всевозможную
оккультную литературу, в соответствии с рецептами и советами которой он
начинает самостоятельные занятия магией. Эта индивидуальная магическая
практика укрепляет его «магическое мироощущение» и в то же время дает
возможность установить тесные контакты с другими последователями чёрной или
белой магии.

По мере того, как исполняемые пресатанистом магические ритуалы
усложняются, ему становятся необходимыми всевозможные магические аксессуары
и ингредиенты, которые можно достать только в специализированных магазинах.
Эти магазины не только обеспечивают занимающегося магией, — снадобьями,
черепами, чёрными свечами, восковыми куклами, чёрными котами и т.д., но и
служат местом встречи тех, кто интересуется проблемами оккультизма. Нередко
робкое обращение пресатаниста к продавцу в таком магазине с просьбой дать
ему совет, какой магический товар является более действенным, приводит к
представлению его другим, уже постоянным клиентам магазина и более опытным
колдунам и колдуньям. Тот же факт, что не только он один занимается магией,
поддерживает начинающего мага в его недавно приобретенном стремлении
познать тайны магического искусства властвовать над другими людьми. Факт
наличия по соседству других колдунов и ведьм служит как дополнительное
доказательство того, что все проблемы, затрудняющие и осложняющие жизнь
потенциального члена культа сатаны, могут быть действительно решены
посредством колдовства. В своих поисках средств власти над другими людьми и
свободы от подавляющего их волю общества будущие сатанисты в конце концов
обращаются к известному им, обычно широко рекламируемого местными
средствами массовой информации «специалисту» в области магии всех
направлений — главе сатанинской церкви, с тем, чтобы изгнать мучающих их
«демонов», совершить необходимые для этого обряды, и тем самым вернуть или
обрести свои силы, уважение к себе со стороны других людей и самого себя.

Обычно первоначальный контакт с сатанистами производит на неофитов
благоприятное, успокаивающее впечатление. Среди помощников «Князя Тьмы»,
возглавляющего секту, или, как их называют в группе, «офицеров» церкви,
новичок видит обходительных, уверенных в себе и хорошо одетых людей.
Последователи Сатаны часто выглядят как преуспевающие представители
среднего класса. Сам «Князь Тьмы» обладает мощным телосложением;
впечатление новичка он поражает большой обритой наголо головой и огромной
хорошо ухоженной чёрной бородой. Сидя в окружении магических аксессуаров и
книг, хранящих «тайны веков», он рассказывает неофитам то, что они в общем-
то знают. Путь к власти и успеху, этот путь может и должен быть ими освоен,
и этот путь — чёрная магия.

Согласно последователям сатаны, магия может быть только «чёрной». Белой
или альтруистической магии они не признают. По их мнению, любой маг всегда
стремится извлечь из своих магических манипуляций собственную выгоду, даже
в том случае, если он совершает их по заказу. Заявить, что ты отправляешь
обряд исключительно для пользы и на благо другого — значит либо совершить
акт лицемерия, либо проявить открытую наивность, что в обоих случаях
является страшным, с точки зрения Церкви Сатаны, сатанинским «грехом». По
определению самих последователей сатанинского культа, магия сама по себе
вполне естественна и вытекает из обычного порядка вещей и явлений: она есть
достижение изменений в соответствии со своей волей. Они считают, что
человек постигает Сатану и чёрную магию в процессе обогащения и развития
своего «Я», без чего, как они утверждают, невозможно достичь полноценной
эмоциональной жизни. В «Церкви Сатаны» магия делится на две категории:
ритуальную (церемониальную) и неритуальную (манипулятивную).

Ритуальная, или «Большая магия» выполняйся в специальном ритуальном
пространстве и в особое время. Это эмоциональный, но не интеллектуальный
акт. Хотя сатанисты и отводят значительное время интеллектуализации и
рационализации магической силы, они подчеркивают, что «любая
интеллектуальная активность должна иметь место лишь до магической
церемонии, но не во время её». «Нижняя магия», или неритуальная
(манипулятивная) магия, напротив, представляет собой тип трансактиональной
манипуляции, основанной на понимании тех особенностей характера участников
магической процедуры, которые управляют их поведением в жизни. В процессе
своей магической практики сатанист учится анализировать и впоследствии
использовать в своих целях то, что можно назвать «ахиллесовой пятой»
непосредственных объектов колдовского воздействия. Если личность, которая
находится в центре такого воздействия, проявляет, например, мазохистские
наклонности, то сатанист учится правильно исполнять роль садиста, проявляя
по отношению к данной личности доминанту силы и жестокости. Те сатанисты,
что вступили в секту дьяволопоклонников, учатся использовать чёрную магию,
как «верхнюю», «церемониальную», так и «нижнюю», «неритуальную», для
достижения целей, представляющих собой опять-таки антитезу христианских
добродетелей. Семь смертных грехов, как они определены в католическом
христианском учении — алчность, гордость, зависть, гнев, обжорство,
прелюбодеяние и лень, в сатанинской теологии, напротив, считаются главными
добродетелями современного дьяволопоклонника. Так, алчность и зависть,
согласно сатанинскому вероучению — это естественные человеческие чувства,
порождающие честолюбие в человеке и тем самым мотивирующие его поведение.
Обжорство необходимо для сохранения биологического рода, гнев — есть лишь
средство, или сила самосохранения; прелюбодеяние не «сатанинский» грех,
поскольку оно, как и обжорство, необходимо для воспроизводства жизни. Таким
образом, следует не запрещать, а, напротив, прославлять и использовать все
эти, «естественные инстинкты».

Сатанисты понимают, что форма их ритуалов, их значение и функции во
многом определяются и зависят от более широких и легитимных культурных
институтов. Послушник в культе сатаны учится, что, например, само значение
слова «Сатана» этимологически обозначает «противоположность» слова «Бог»,
сатанисты — это те, кто противостоит христианам, а сам сатанизм возникает в
результате оппозиции унижающим человека и поэтому бессмысленным, с точки
зрения поклонников Сатаны, институтам христианства. Сатанинские теологи
сознают, что не будь христианства, не было бы и сатанизма, по крайней мере,
в той форме, в какой он существует ныне. Другими словами, сатанисты
считают, что сатанинский ритуал и вероучение структурно определяются формой
и содержанием христианского культа и догматики, а потому могут быть поняты
исключительно сквозь призму более широкого религиозного контекста. Если
говорить проще, дабы это было понятно рядовым дьяволопоклонникам, сатанизм,
как учат их высшие жрецы Церкви Сатаны, неотделимы от христианства, есть,
так сказать, его обратная сторона. Например, их цвет — чёрный,
символизирующий плотские увлечения и принцип вседозволенности, в отличие от
белого — символа чистоты в христианстве. Сатанисты утверждают, что их боги
есть боги земные, а не небесные, что их культ своим основным направлением
имеет обмирщение священного, десакрализацию последнего, тогда как иудейско-
христианский культ, напротив стремится земное превратить в священное.

Вероисповедание сатанистов также является во всем противоположным
христианскому. Сатанинская теория творения космоса, вселенной основана на
идее, что желаемой конечной целью должен стать возврат к языческому
мироощущению мистических сил, заполняющих землю, возврат к осознанию их
одушевленности. Это резко контрастирует с трансцендентальными целями
христианства. Меняется на обратную и иерархия в пантеоне богов: сатанисты
полагают, что в то время как сила христианского бога (если он ещё не умер)
убывает, сила Сатаны растет. Сатанинская мифология, или теология своей
целью ставит рассказать подлинную историю «торжества» христианства и
«падения» язычества, где все должно быть освещено совершенно новым для мира
свете. Иисус Христос в этой теологии изображается как талантливый
мистификатор, ловко сумевший заставить поверить своей лжи бессильных и
растерянных людей. Сатанинское определение Христа — «это бледная и ни на
что неспособная немощь, висящая на кресте». Отцы же ранней христианской
церкви сознательно наложили запрет на естественные человеческие желания,
что бы использовать в своих целях неизбежные нарушения этого запрета. И
потому обещание спасения в обмен на послушание — это средство социального
контроля и власти. Главное противостояние сатанинской и христианской
теологии лежит в их понимании того, что относится к миру священного и к
миру светскому. Сатанисты учат быть во всем естественными, радоваться
земным утехам, плотским удовольствиям здесь, на Земле. Наиболее наглядно
это противостояние культа сатаны христианству проявляется в сатанинских
обрядах. Хотя имеются различные сатанинские обряды, но, по мнению Мэди, все
они имеют своей целью достижение таких результатов, которые осуждаются в
христианстве. К числу двух главных сатанинских обрядов «Большой магии» Мэди
относит: богохульства, и магию разрушения. Самый знаменитый и впечатляющий
ритуал подобного рода — пресловутая чёрная месса, а так же другие формы
ритуального богохульства. Все эти ритуалы в новейшем сатанизме выполняют
целый ряд важнейших функций. Нередко процесс воспитания посвящаемого в
сатанинскую ложу не достигает необходимого результата — снять чувство вины
и беспокойства неофита, которые он испытывает в момент проявления тех своих
черт личности, поведения, которые обычно осуждаются иудейско-христианской
традицией. Новичок может испытывать волнение, и даже страх под влиянием
харизматической власти христианских символов. Он может испытывать при виде
их чувство вины и раскаяния за своё греховное, с точки зрения христианской
морали, по-прежнему им исповедуемой, поведение. И здесь на помощь как раз и
приходит ритуальное сатанинское богохульство. Которое может принимать самые
разнообразные формы в зависимости от времени, места, целей и потребностей
самих богохульников. В ряде случаев акты ритуального сатанинского
богохульства включают в качестве своих аксессуаров, инструментов и орудий
священные христианские ритуалы, символы и аксессуары, которые подвергаются
осмеянию и извращению с точки зрения их значения в христианстве. Особенно
кощунственно обращаются с христианскими символами, например, с распятием, в
традиционной сатанинской чёрной мессе. Обычно подобная практика у будущих
сатанистов навсегда уничтожает те волнения и беспокойства, которые они до
сего момента испытывали перед христианской обрядностью и символикой. В тех
же целях используется современными дьяволопоклонниками и секс. Молодой
человек, с детства приученный обществом и родителями относится с уважением
к сану и даже рясе священника или монахини, в Церкви Сатаны с целью
уничтожения этой привычки, этого трепета перед священниками и монахинями
специально вовлекается в качестве непосредственного участника в
театрализованную сцену, во время которой две ведьмы, облаченные в белое
монашеское одеяние, вступают с ним в половые отношения. В результате его
прежний нервический страх замещается умеренным эротическим любопытством
даже в присутствии настоящих монахинь, к которым он теперь относится как к
обычным женщинам. Ту же цель преследует и традиционный для всех сатанинских
лож алтарь с обнаженной молодой ведьмой, демонстрирующей перед всеми свои
гениталии.

Очень часто в ритуалах богохульства в качестве важнейшего инструмента
используется смех. При этом осмеянию подвергаются в первую очередь те
социальные институты, которые в наибольшей степени вызывают у сатанистов
беспокойство или волнующие эмоции. Ритуалы богохульства, отмечает Мэди,
хотя в значительной степени и относятся к области магической практики, тем
не менее обычно никаким образом неформализованны. Для стороннего
наблюдателя они кажутся бесструктурными, не имеющими никакого
практического, с точки зрения традиционной магии, значения. Наблюдаемое им
поведение сатанистов кажется ему какой-то шарадой, игрой. И все же эти
сатанинские акты имеют для современных дьяволопоклонников принципиальное,
функциональное значение. Мэди рассказывает о том, что ему довелось
наблюдать изнутри одну группу сатанистов, которые иногда пародировали сцену
рождения Христа, а в других случаях совокуплялись с одной из сатанисток,
исполнявшей роль девы Марии. Цель любого конкретного акта богохульства
зависит от того, что в каждом конкретном случае волнует или беспокоит
членов или даже одного из членов сатанинской группы. В определенном смысле,
замечает Мэди, такое ритуальное богохульство выступает в роли своеобразной
групповой психотерапии или акта психоделической терапии.

Собственно чёрная сатанинская магия своего кульминационного момента
достигает в так называемых «заклинаниях разрушения», или, говоря русским
языком, в сеансах порчи. Искусству такого чёрного колдовства обучаются
только прошедшие испытательный срок, успешно сдавшие экзамены по различным
магическим предметам, проявившие верность и лояльность по отношению к
культу Люцифера и перешедшие на следующую ступень сатанисты. Настоящим
мастером такого искусства, новоявленным сверхчеловеком, воплощенным чёрным
демоном считается в сатанинских кругах глава Церкви Сатаны — Лавей. Вокруг
этой темной фигуры складывается настоящая сатанинская мифология, в которой
главным героем является он сам. Нередко автором этих мифов является также
сам Лавей. Так, когда в автомобильной аварии вместе со своим любовником
погибла одна из главных жриц Церкви Сатаны — эстрадная певица Джина
Менсфилд, «чёрный папа» заявил своей пастве и корреспондентам, падким на
сенсацию, что ещё за неделю до катастрофы он предостерёг её от столь
печального конца, явившегося, по его словам, тем наказанием, на которое он
обрек её за измену не ему — но делу самого Сатаны. [4]

В заключение своей работы «Городские ведьмы» Мэди отмечает, что
«современная Америка переживает возрождение колдовства во всех социальных
слоях — от клерка и парикмахерши до менеджера и бизнесмена, рабочего и
политика, на всех возрастных уровнях — от подростков до восьмидесятилетних
стариков. Интерес к колдовству и сатанизму за последние два года
стремительно вырос и достиг поистине драматических масштабов. Едва ли
сегодня возможно найти хотя бы один массовый журнал, газету, где бы
редакторы не поместили статью о возрождении чернокнижия. Собрания и ковены
ведьм, сатанинские гротто и церкви растут сегодня в Америке, как грибы
после дождя, точно так же, как растет и число актов изгнания из людей,
добровольно или насильно, вселившихся в них злых духов... Англия, Франция и
другие страны (а теперь и Россия) — все они так же сообщают о втором
рождении чернокнижия.[4]

В чем же причины этого второго рождения колдовства и сатанизма сегодня, в
век грандиозных научно-технических изобретений и достижений, в век
потрясающих открытий, совершенных человеческим разумом?

В конце Средневековья и начале Нового времени народная молва и традиция,
а нередко католическая, как, впрочем, позднее и протестантская церковь
объясняла многие стихийные бедствия — неурожаи, эпидемии, наводнения,
засухи, пожары и тому подобные происшествия и события, а также
многочисленные беды, несчастья и трагедии в жизни отдельных людей —
внезапную смерть, рождение больного ребенка и т. д. — происками ведьм и
колдунов. В 1591 г. французский инквизитор-юрист Жан Боден написал толстый
фолиант, в котором обвинил ведьм и колдунов в совершении целого ряда
преступлений против рода человеческого:

1). Они отвергают Бога;
2). Они богохульствуют;
3). Они поклоняются Сатане и совершают в его честь кровавые
жертвоприношения;
4). Они посвящают ему детей;
5). Они убивают детей до момента их крещения, дабы завладеть их душами;
6). Они посвящают Сатане зародышей, находящихся в утробе матери;
7). Они исполняют клятвы, данные именем дьявола;
8). Они вступают в кровосмесительные отношения;
9). Они вовлекают других людей в сатанинский культ;
10). Они умерщвляют взрослых людей, а так же новорожденных младенцев с
целью их дальнейшего употребления в качестве своей пищи;

11). Они расчленяют трупы, занимаются людоедством, пьют человеческую
кровь;

12). Наводят порчу на людей;

13). Наводят порчу на скот;

14). Вызывают порчу урожая и массовый голод;
15). Совокупляются с дьяволом».
Солидарны с отцами церкви времен Средневековья и некоторые современные
ученые. К примеру, известная британская исследовательница колдовства в
Западной Европе Маргарет Мюррей. Её точка зрения сводится к следующему: не
церковь была виновата в ту далекую эпоху в казни миллионов людей по
обвинению в поклонении Сатане, а они сами добровольно выбрали свою участь,
ибо исповедовали различного рода ереси, связанные с поклонением дьяволу, и
тем самым вызывали гнев церкви. В своих известных работах «Ведовской культ
в Западной Европе» и «Бог ведьм» Маргарет Мюррей доказывает, что ведовские
процессы, устроенные инквизиторами в XV-XVII веках, были просто
естественной реакцией церкви на рождение веры в дьявола, на попытку создать
организованный культ Антихриста. Она считает, что признания, которые делали
обвиняемые в поклонении дьяволу, не всегда были результатами пыток, в
которых некоторые историки огульно обвиняют Церковь того времени. Они были
добровольным признанием допрашиваемых, которые рассматривали свою
последующую казнь как жертвоприношение Князю Тьмы, который должен
вознаградить их за это на «том свете». Точка зрения Маргарет Мюррей
разделяется и другими учеными. Эти последние, примыкая к позиции Мюррей,
критикам её взглядов на ведовство и сатанизм в XV-XVII веках отвечали так:
«Картина, представляющаяся после внимательного изучения материала, по
видимому, демонстрирует, что культ дьявола в Европе, при котором
использовались чёрная магия, действительно находился в полном расцвете.
Если бы инквизиторы желали состряпать всю эту историю от начала до конца,
то они смогли бы сделать это куда лучше... Было бы значительно более
правдоподобным в случае, если бы ведовская линия явилась обманом со стороны
церкви, чтобы инквизиторы скопировали признания (которые, как
предполагается, они вложили в уста ведьм и колдунов) с той формы чёрной
магии, что была им известна, особенно с демонологии Ветхого и Нового
Завета». [6]. Другой крупный историк Монтегью Саммерс, аналогичную точку
зрения высказывает в своих многочисленных трудах, посвященных этой
проблеме: «История ведовства и демонология», «География ведовства» и
других. Американское университетское издательство, выпустившее в свет эти
работы, в аннотации к ним пишет, что учёный «вовсе не стыдится тех огромных
процессов, которые совершались церковью в XVII и XVIII веках, более того,
он всячески защищает все то, что в прошлом делала церковь для уничтожения
сатанизма и ереси».

Но это все дела минувших столетий. Если, как пишет американский
исследователь истории магии Г.Зибольд в своей работе «Колдовство. Наследие
ереси», в эпоху Средневековья к колдовству и сатанизму прибегали для,
прежде всего, преодоления физической нищеты, то в условиях современной
урбанистической цивилизации к ним прибегают в надежде избежать духовной
нищеты, моральной пустоты, беспомощности и отчужденности. [7]

Американский ученый совершенно прав. Современная цивилизация переживает
сейчас глубокий духовный кризис. Вызвано это помимо всего прочего
разрушением характерной как для западной, так и для европейской культуры в
течение многих столетий тесной связи церкви и общества, религиозной и
светской сфер культуры. Следствием такой связи было существовавшее на
протяжении почти тысячелетия огромное значение для жизни европейского, а
затем и американского населения традиционной христианской религии,
совпадение их мироощущения с христианским мировоззрением. Именно в
христианской религии, у церкви многие искали ответа на волнующие их
проблемы. И христианские священнослужители выступали в роли наставников и
поводырей рядовой паствы. Но в XX в, особенно во второй половине, все
изменилось. Современная церковь оказалась не в состоянии поспеть за бурными
социальными и политическими процессами. Она быстрыми темпами стала
капитализироваться и сегодня выступает во многих странах крупным
собственником. Её священнослужители всё чаще и чаще вели себя неподобающим
своему сану образом, тем самым, компрометируя те истины, которые они
произносили с амвона. Американский ученый Ричард Мэтисон называет
всевозможные секты неохристиан, колдунов, ведьм «неоплаченными векселями
крупных религий» [8]

Результатом явился кризис традиционной религиозности, влияние церкви на
людей значительно ослабло. Церковь перестала являться духовным ориентиром в
жизни многих людей. В то же время бурные изменения в жизни общества мало
способствовали росту уверенности людей в будущем. Вследствие чего,
потребность в цельной мировоззренческой системе духовных ценностей, которая
могла бы помочь людям преодолеть эти чувства беспокойства и которая служила
бы им путеводной звездой, не только не исчезла, но, напротив, максимально
возросла. Научные же знания, а тем более философские, расцвет которых
пришелся на наше время, становятся доступными отнюдь не для всех, а тем
более они редко складываются в единую мировоззренческую картину, насыщенную
духом оптимизма.

Не учитывая этого, многие современные мыслители, ученые неосторожно
пробуждают экзистенциальные страхи у обывателя, создавая своими трудами
впечатление, будто жизнь лишена всякого смысла. «Многие философы, —
считает, например американский психолог Т.Добжинский, — утверждают, что
Вселенная является вещью бессмысленной и ненужной... Так как таким является
мнение некоторых лиц, обладающих высочайшим авторитетом в области науки и
философии, нет совершенно ничего удивительного в том, что многие из
наиболее умных и способных наших молодых современников отвернулись от
нашего бессмысленного мира и стали жить в отчуждении от него».[9]

Чувство полной бессмысленности жизни, апатии и отсутствия какой-либо цели
вследствие такого мировоззренческого кризиса, отмечает и видный западный
психолог и социолог Сальваторе Мэди, который утверждает, что «повсеместным
стала депрессия, вызываемая безуспешными попытками найти у жизни какой-либо
смысл». По его мнению: «страх смерти от радиации, заболевания раком из-за
загрязнения природы, страх уничтожения в результате ядерной войны, а также
страх насилия в результате бурных общественных беспорядков усиливают то
чувство отчаяния, которое ощущают люди. Крушение брака и развод, высокая
степень подвижности, а также утрата религией функции организующей силы,
лишили людей источника общественной поддержки (т.е. семьи, общины и церкви)
в наши тяжелые времена».[10]

Оставшись в трудные времена изменений и перемен без мировоззренческой
точки опоры, многие люди поэтому обратились к вере в таинственное и
паранормальное, которая помогает им уверовать, что все-таки можно достичь
гармонии, что внутри каждого человека скрываются неразвитые силы,
потенциально обладающие невероятной, поистине волшебной мощью, что душа
человека переживает смерть его тела, В образной форме эту мысль автор книги
«Культы неразумия» Х.Эванс выразил так: «Из-за того, что современная наука
и философия не в состоянии ещё помочь человеку в его поисках
мировоззренческих идеалов, а старые мировые религии устарели и обветшали,
высвободившееся место или появившийся мировоззренческий вакуум заняли, как
своего рода затычки, всевозможные псевдонаучные философии, квазинаучные
культы и новые мессии. Их становится всё больше и больше, ибо они
удовлетворяют те экзистенциальные потребности людей, которые не могут быть
удовлетворены ни наукой, ни техникой, ни философией».[11]

Наблюдение социологов и психологов за различного рода культами,
появившимися в 70-е годы в странах Западной Европы и Америки, в том числе и
за «пещерами» дьяволопоклонников, подтверждают наш тезис о том, что в
основе роста интереса к магии и оккультизму, в стремлении окунуться во тьму
— в первозданную непостижимую жуть и беспредел, свободную от условностей и
стыдливых оговорок, лежит поиск мировоззренческих и этических ценностей, а
точнее их отсутствие. Как свидетельствуют социологи и психологи, изучающие
современную неокультоманию в странах Запада, все нынешние культы обычно
бывают в высшей степени авторитарны по своей природе. Та строгая структура,
которой вынуждены подчиняться их члены, может помочь понизить
экзистенциальные страхи, устраняя необходимость принимать решения по
вопросам морально-этического характера. Как пишет уже упоминавшийся
психолог и социолог С. Мэди: «отдаваясь во власть авторитарных религиозных
форм и лидеров, молодые люди возвращаются к таким формам поиска смысла
жизни, в которых все важные моменты определяются за них кем-то другим. Это,
безусловно, является одной из форм конформизма». [10]

Его соотечественник и коллега С. Левин в ходе исследования членов этих
культов выяснил, что большинство лиц, поклоняющихся новым культам,
происходят из благополучных семей и получили довольно-таки хорошее
образование. К культам они обратились из-за того, что их жизнь не принесла
им удовлетворения. Религиозный культ представляет в распоряжение таких
людей «смысл жизни» — набор идей и ценностей, которые представляются им
достаточно логичными и последовательными. И также чувство принадлежности к
определенной человеческой общности. «Отчуждение, деморализация, понижение
чувства собственного достоинства оказываются, по крайней мере временно,
достаточно ощутимо ослабленными или устраненными; потребности этих людей,
таким образом, удовлетворяются». Выводы, к которым пришел С.Левин в ходе
своих исследований, он сформулировал следующим образом: «Конкретное
содержание теологической доктрины никогда не бывает столь же важным, сколь
её внешние атрибуты. Безусловно, это содержание ни в коем случае не
является столь же важным, как сам процесс верования, чувство принадлежности
и повышение чувства уважения самого себя... Все эти культы дают простые
ответы на сложные вопросы, которые ставит перед людьми жизнь в современном
обществе; устраняются все экзистенциальные дилеммы; возникает чувство
уверенности и спокойствия».

Известный исследователь современной неокультомании А. Грили выявил
наиболее общие черты и характеристики нынешних культов.

1. Они являются нерациональными даже в тех случаях, когда они не
выступают открыто против рациональности.
2. Они подчеркивают то обстоятельство, что человек от природы «хорош»,
все его стороны имеют право на существование.
3. Приверженцы этих культов считают себя спасителями других людей,
имеющих право учить их правильному поведению: «Ведьмы, колдуны,
чернокнижники — все они ни в малейшей степени не сомневаются в том, что
нашли все необходимые ответы, как для самих себя, так и для всех других
людей, которые заинтересуются ими и согласятся выслушать их».
4. Лидеры, гуру, учителя и эксперты — все они обычно являются в высшей
степени боговдохновенными или харизматиками.
5. Все культы имеют свои магические ритуалы; эти обряды, магические
инструменты, одеяния, слова, фразы и заклинания являются чрезвычайно
важными для этих культов. [12]
А. Грилли высказал предположение, что «новое» возникновение магических
обрядов является ни чем иным, как возрождением древних «племенных» богов,
которые были связаны с экстатическими эмоциями, суеверием, колдовством,
мистерией и племенными чувствами; только теперь эти боги облачены в другие
одежды. По его мнению, хотя такого рода племенные религии никогда не смогут
распространиться среди очень больших групп населения, среди более
ограниченных групп людей они могут бытовать на протяжении очень
значительного времени, регулируя взаимоотношения внутри этих групп и их
отношения с внешним миром, содействуя стабилизации внутреннего мира их
членов».[12]

К числу таких возрожденных племенных религий древности относятся и
всевозможные, ставшие популярными в последней четверти XX столетия,
магические культы и верования, в том числе сатанинские. Известно, что
магия, колдовство в первобытном обществе выступали как сакрализованная
форма регуляции отношений между членами узкой группы людей (общины,
племени, рода), как средство иллюзорного вытеснения, снятия различного рода
стрессов и напряжений в индивидуальной и коллективной психике. По сути
дела, те же самые функции, применительно к узкой группе людей — членам
культа, колдовство, магия, оккультизм выполняют и сегодня. Одновременно они
выполняют в данном культе и мировоззренческие функции, в том смысле, что
дают каждому из его членов самые элементарные ответы на сложные вопросы,
которые ставит перед ними жизнь в обществе, устраняют все их тревоги и
страхи, что до этого в жизни их предков выполняла одна из традиционных
религий — католицизм, протестантизм и т.д.

Рассмотрим, например, астрологию. Идея о том, что человеческая жизнь
тесно связана с небесными явлениями, в состоянии придать новый смысл
существования тому, кто этот смысл утерял, не устояв перед сложностями и
проблемами своей жизни. Человек в этом смысле перестает быть тем анонимным
и несчастным субъектом, которого хорошо описали Камю, Хайдеггер, Сартр,
волею случая заброшенным в чужой и бессмысленный мир. Гороскоп придает ему
новое самоуважение через раскрытие его тесной связи со всей Вселенной.
Конечно, при этом он узнает, что судьба его заранее предрешена волею звезд,
но такой детерминизм отнюдь не унижает, напротив, в нём имеется своё
величие и достоинство. Это превращает его в прямого участника космической
жизни, развивающейся в соответствии с величественным таинственным планом.
Астрология имеет даже преимущество перед традиционными религиями, ибо
позволяет обойтись без сложных вопросов: о существовании личного и
сверхличного бога, о загадке творения, о происхождении зла и т.д. Следуя
указаниям своего гор

Новинки рефератов ::

Реферат: Слобожанщина - історія розвитку (История)


Реферат: Жесткость воды и ее устранение (Химия)


Реферат: Издательское дело в эмиграции (Политология)


Реферат: Экологические аспекты канцерогенеза (Физкультура)


Реферат: Вынужденные электромагнитные колебания (Физика)


Реферат: История завода Свободный Сокол (Металлургия)


Реферат: Логика динамических систем (Философия)


Реферат: Общие и специфические цели в стратегическом менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Устройство персонального компьютера (Компьютеры)


Реферат: Комплексное задание по курсу ОПГЗ (Предпринимательство)


Реферат: Ураження сильнодіючими отруйними речовинами (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Накопители на гибких магнитных дисках: что это такое и способ производства (Компьютеры)


Реферат: Introducere (Иностранные языки)


Реферат: Культура России начала XIX века (История)


Реферат: Витамины (Спорт)


Реферат: Вычисление определённого интеграла с помощью метода трапеций на компьютере (Компьютеры)


Реферат: Нефть, газ и основные продукты их переработки (Химия)


Реферат: Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону (Психология)


Реферат: "Таинство венчания" (Религия)


Реферат: основы таможенного дела (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист