GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Биография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (Литература : русская)




[pic]

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

* * *
САЛТЫКОВ (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 - 1889),
прозаик. Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в
старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в
"...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов
"Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в
книгах писателя. Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет
был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два
года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начинает писать
стихи, испытывает большое влияние статей В. Белинского и А. Герцена,
произведений Н. Гоголя.
В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного
министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...",
такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более
привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц"
Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные,
объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов
справедливого общества.
Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело"
(1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание
властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в
Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению
идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет живет в
Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском
правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать
чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на
сатирическое направление творчества писателя. В конце 1855 после смерти
Николая 1, получив право "проживать где пожелает", возвращается в Петербург
и возобновляет литературную работу. В 1856 - 57 были написаны "Губернские
очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего
известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.
В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е.
Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной
службой. В 1856 - 58 был чиновником особых поручений в Министерстве
внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской
реформы.
В 1858 - 62 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда
стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и
образованными, увольняя взяточников и воров.
В эти годы пишет рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857 - 63;
"Сатиры в прозе", 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.
В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению
Некрасова входит в редакцию журнала "Современник", который в это время
испытывает огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен
в Петропавловскую крепость). Салтыков берет на себя огромную писательскую и
редакторскую работу. Но главное внимание отдает ежемесячному обозрению
"Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики
эпохи 1860-х.
В 1864 Салтыков выходит из редакции "Современника", причиной послужили
внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в
новых условиях. Возвращается на государственную службу.
В 1865 - 68 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани;
наблюдения за жизнью этих городов легли в основу "Писем о провинции"
(1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками
губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После
жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в
чине действительного статского советника. Переезжает в Петербург, принимает
приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные
записки", где работает в 1868 - 84. Салтыков теперь целиком отдается
литературной деятельности. В 1869 - 70 пишет "Историю одного города",
вершину своего сатирического искусства.
В 1875 - 76 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в
разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.
В 1880-е сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и
гротеске: "Современные идиллии" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880);
"Пошехонские рассказы" (1883 - 84).
В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков
вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".
В последние годы жизни создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86);
"Мелочи жизни" (1886 - 87); "Пошехонская старина" (1887 - 89). За несколько
дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые
слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими
словах: "совесть, отечество, человечество ...другие там еще...".
Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий
биографический словарь. Москва, 2000.

Литература:

Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1993.

-----------------------
[pic]?????????????

[pic]






Реферат на тему: Биография Н. В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь - Биография
ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-52), русский писатель. Литературную
известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-
32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом,
отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из
сборников «Миргород» и «Арабески» (оба- 1835) открывают реалистический
период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее
полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление
натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос»,
«Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836)
как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые
души» (1-й том - 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось
с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая
книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критическое
письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома «Мертвых
душ». Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и
демократических принципов в русской литературе.
ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие
Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии - 21 февраля (4 марта)
1852, Москва], русский писатель.
Семья. Детские годы
Происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около
400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны
отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович
оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он
прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было
продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17
в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит
достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при
Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей
семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия
Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще
пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении
Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в
окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П.
Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в
Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны
матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и
домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего
писателя. Другим источником сильных переживаний мальчика служили
исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое
матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании
грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского,
постоянно жил «под террором загробного воздаяния».



«Задумываться о будущем я начал рано...». Годы учения. Переезд в
Петербург

Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), потом
брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у
него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую
гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в
гимназическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду
относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно «в
лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, например,
сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась).
Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной
службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора
Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного
впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время
расследования Гоголь давал показания в его пользу).

По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих
ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его
подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого
места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гимназическую
пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные
отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и
предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о
которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет
Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец
удается определиться на службу - вначале в Департамент государственного
хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья
деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации
(повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», статьи и эссе)
обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные
литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым,
который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С.
Пушкину.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской
жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я
часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая
поэзия!...». Вместе с тем «веселость» гоголевской книги обнаруживала
различные оттенки - от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма,
близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских
персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит
расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей
вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным
образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах...» проявилось
необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по
собственным законам художественный космос.

После выхода первой прозаической книги Гоголь - знаменитый писатель.
Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М.
П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими.
Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом
1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834
занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского
университета) и целиком посвящает себя литературному труду.
«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор»
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских
замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических
произведений - «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях); начата работа
над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана
первая редакция комедии «Женихи» (будущей «Женитьбы»). Сообщая о новых
созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском
Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836), Пушкин отмечал
в своем «Современнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся
иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, и в пушкинском
журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья «О
движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые художественные миры на карте
гоголевской вселенной. Тематически близкий к «Вечерам...» («малороссийская»
жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики»,
«Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и
изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик - пошлость
и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств -
вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни
оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем
разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя
конфликтность (например, в «Тарасе Бульбе» - столкновение
индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же
«петербургских повестей» из «Арабесок» («Невский проспект», «Записки
сумасшедшего», «Портрет»; к ним примыкают опубликованные позже,
соответственно в 1836 и 1842, «Нос» и «Шинель») - это мир современного
города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами
характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени
гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», в котором «сборный город» как
бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального
объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже
человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги -
плута или авантюриста - в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный
обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему
дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной
«немой сценой». Освобожденная от конкретных деталей «наказания порока»,
передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который
подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена
открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое -
как напоминание о неминуемом Страшном суде.
Главная книга
В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где
он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в
Россию - в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии,
Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над
«Мертвыми душами», сюжет которых (как и «Ревизора») был подсказан ему
Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь
пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка
«ревизских душ» умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться
многообразно - не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более
высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина
ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и вытекавшая отсюда антитеза
«живой» - «мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умерший
крестьянин, «ревизская душа») передвигались в сферу переносной и
символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления
человеческой души, и в связи с этим - общества в целом, русского мира
прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со
сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначение
«поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль
повествователя и позитивного авторского идеала).
Второй том «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями»
После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в
1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом
душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее
свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению
человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного
выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая
общее движение смысла поэмы, Гоголь в «Выбранных местах из переписки с
друзьями» (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению
своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость
внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без
чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь
работает и над трудами теологического характера, самый значительный из
которых - «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в
1857).

В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню,
Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он
проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в
1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в
Москве.

К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из
которой Гоголь читал ближайшим друзьям - А. О. Смирновой-Россет, С. П.
Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим.
Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей
(Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного
самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в
последний период его жизни.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил
у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель
сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля
он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище
Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на
Новодевичьем кладбище).
«Четырехмерная проза»
В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось
постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для
непосредственных его продолжателей, представителей так называемый
натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие
всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также
гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже 19 и 20
столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная
проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества
Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его
художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его
изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его
можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал
Евклидов мир...» (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все
возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
Сочинения:
Полное собрание сочинений. М.; Л., 1937-52. Т. 1-14.
Литература:
Гиппиус В. В. Гоголь. Л., 1924.

Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М., 1990.

Николай Гоголь // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996.





Новинки рефератов ::

Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского (Педагогика)


Реферат: Искусство и культура в древности (История)


Реферат: Метод опроса в социологии (Социология)


Реферат: Влияние на здоровье алкоголизма, табакокурения, наркомании (Спорт)


Реферат: Феофан Грек (Искусство и культура)


Реферат: Основные понятия трудового права (Трудовое право)


Реферат: Аристотель (Философия)


Реферат: Национальный идеал в образовании России XIX века (Педагогика)


Реферат: Общественное мнение как социальный институт (Социология)


Реферат: Государственное право (Право)


Реферат: Гипноз. Реальные механизмы внушающего воздействия (Психология)


Реферат: Октябрьские события 1917 г. в России, и их сущность, оценка и влияние на развитие политических процессов в мире (Политология)


Реферат: В чём был прав и в чём заблуждался Раскольников? (Литература)


Реферат: Общая характеристика слабо развитого района. Латинская Америка (География)


Реферат: Товарознавчі аспекти ринку виноградних вин в Україні (Маркетинг)


Реферат: Всё про ролики (Физкультура)


Реферат: Анализ медико-биологических данных с использованием Excel и СПП STADIA (Биология)


Реферат: Социально-философские взгляды Гегеля (Социология)


Реферат: AutoCAD 2000 (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист