GeoSELECT.ru



История / Реферат: Мировидение Шекспира (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мировидение Шекспира (История)



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления

Кафедра психологии



МИРОВИДЕНИЕ ШЕКСПИРА:

ОТРАЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТЕРЕОТИПА
МЫШЛЕНИЯ ЭПОХИ

Реферат по предмету
«История мировых цивилизаций»


Выполнил
студент I курса



Краснодар 1999


О
бщественное сознание XVI в. включало обширные области, которые были в какой-
то мере «общим достоянием» всех современников, независимо от их сословной
принадлежности, степени образованности, личной одаренности. Если отвлечься
от основных догм веры, то в поисках таких областей следует, прежде всего
обратиться к картине мироздания, господствовавшей в XVI в. (и вплоть до
XVIII в.). Однако прежде чем последовать в этом направлении, заметим, что
огромное внимание к вопросам мироздания в XVI в. диктовалось, конечно же,
не одними естественнонаучными интересами, равно как и не праздным
любопытством, а являлось выражением насущной социальной потребности: оно
диктовалось специфическими условиями социальной ориентации человека того
времени.
Может показаться малоубедительным утверждение, будто для того, чтобы
человек XVI в. был способен сколько-нибудь уверенно действовать, отдаваться
повседневным занятиям, стойко переносить удары судьбы и т.п., ему
требовалось знать, как устроена Вселенная, какое положение человек занимает
среди божьих творений, каким образом он связан с планетами и звездами, как
устроено общество и какое место определено ему в этой системе и т.д. Но это
действительно так. Два обстоятельства мешают нам увидеть жгучую
актуальность этих и подобных им вопросов для подданных королевы Елизаветы.
Прежде всего, современная нам картина мира намного более дифференцированна,
чем картина XVI в., и необъятна. В результате чего мы не замечаем, что
обычно вынуждены «обходиться» только частью этой картины, тогда как
человеку XVI в. требовалась вся картина.
Но, пожалуй, еще важнее для понимания нашего скептицизма в указанном
вопросе – существенное различие в способах осмысления окружающей
действительности. Дело в том, что человек той поры мыслил целостностями
столь же универсальными, сколь мизерными были его действительные знания о
них. Часть он мог воспринять только через посредство целого, в неразрывной
связи с ним, через него. В известном смысле это было мышление
синтетическое, основанное на ассоциациях. Так, свое положение в собственном
доме он мог уяснить через положение короля в государстве, и наоборот. Чтобы
судить, насколько «правильно» устроено общество, ему необходимо было знать,
как устроен мир растений, какие порядки существуют в мире животных, как
взаимодействуют планеты.
Таким образом, если человек XVI в. интересовался тем, какое положение
занимает Солнце среди планет, то это вовсе не значит, что он был «любителем
астрономии». Наоборот, мы будем ближе к истине, если допустим, что в
большинстве случаев его занимал вопрос другого рода: на чем, например,
основано право короля требовать от подданных уплаты налогов и т.п.?
Пожалуй, никогда еще мысль о том, что все в мире взаимосвязано, не
пользовалась столь всеобщим и чаще всего неосознанным признанием, как в XVI
в.
Каким же рисовалось мироздание Шекспиру и его современникам? Прежде
всего они видели картину предельно наглядную, наподобие начертанной на
бумаге схемы. Поэт XVI в. Эдмунд Спенсер в «Гимне небесной красоте»
призывал: «Смотри на план этой необъятной Вселенной и читай в нем...».
Однако гораздо чаще Вселенная представлялась им «цепью» или лестницей,
спускающейся от подножия божественного трона на небе до ничтожнейшего
творения на земле. Каждое звено (или ступень ее) олицетворяло род творения.
Если рассматривать эту цепь от основания до вершины, то мы будем постепенно
переходить от так называемых первичных элементов, из которых состоит все
сущее – земля, вода, огонь и воздух, к неодушевленным (растительному и
животному миру, к человеку, от него – к ангелам различных степеней и
«рангов» и, наконец, – к богу).
Таким образом, мир казался «упорядоченным» по восходящей линии – от
воплощений чистой материи к воплощению чистого духа и разума. Если же
мысленно проделать тот же путь в обратном направлении, то вместо
приближения «творения к творцу» мы станем свидетелями его отдаления и
разъединения. Эта так называемая великая цепь бытия символизировала
господство строгой иерархии атрибутов. Миру неорганическому (как бы мы
теперь сказали) присущ был лишь один атрибут – существование; миру
растений, помимо атрибута существования, еще свойствен атрибут питания;
миру животных, кроме того, – атрибут ощущения, наконец, миру человека – еще
в атрибут разума. Именно поэтому человеку принадлежало особое место в
описанной системе мироздания. Он связывал воедино оба его начала – духовное
и материальное. Таким образом, в этой цепи нет перерывов, нет «пропусков»,
в каждом ее звене также существует своя иерархия, и каждая верхняя ступень
одного звена непосредственно примыкает к нижней ступени звена, находящегося
под ним. Знают иерархию не только первичные элементы (огонь – высшая их
ступень), растения и животные, но и люди и «ангелы». Все в подлунном мире
распределено по ступеням, «чинам», «рангам».
Заметим, что истинный смысл этого мировидения составляла
унаследованная от иудео-христианской древности и модифицированная в средние
века идея теоцентрического строения Вселенной: в своем безграничном
разнообразии мир един не только как творение одного творца (в едином
творце), но во взаимосвязанности творения как целого. Этот мир изначален и
конечен как строго фиксированная иерархическая система атрибутов
божественных творений – он не знает движения, истории. Олицетворяя
«неисповедимую мудрость божественного плана», он нерушим. Как же возникла
эта «цепь бытия»?
Шекспир почти буквально воспроизвел обрисованную картину мироздания.
Она отразила господствующий стереотип современного ему сознания, и не
только в Англии.
Сопоставим отрывок из ученого сочинения современника Шекспира – Жана
Бодена (сознание элитарное), фрагмент из тюдоровского сборника «увещаний»,
предназначавшихся для прихожан любой деревенской церкви (сознание
массовое), и знаменитую речь Улисса из трагедии Шекспира «Троил и
Крессида».
В трактате «О государстве» Боден писал: «Если мы обратимся к
особенностям природы… земных творений… то обнаружим постоянную,
гармоническую связь, которая соединяет антиподы нерасторжимыми узами… Так,
мы видим, что земля и камни соединены глиной и известью… Камни и растения
также соединены различного рода кораллами, являющимися как бы каменными
растениями, поскольку они живут и способны расти. Между растениями и живыми
существами находятся зоофиты (или животные-растения), наделенные ощущениями
и движениями, но питающиеся корнями. Между животными на суше и теми, что
живут в воде, находятся земноводные… Между рыбами и птицами находятся
летающие рыбы. Между человеком и животными находятся обезьяны (если только
мы не согласимся с Платоном, поместившим на это место женщину). Между
животными и ангелами бог поместил человека, частично смертного и частично
бессмертного, связующего этот материальный (низший) мир с миром небесным
(божественным)».
Нетрудно убедиться, что в этой концепции доминируют три основные идеи:
идея полноты мироздания, олицетворение щедрости «творца», идея качественной
иерархичности сущего, градуированности мира (олицетворение идеи целостности
и взаимозависимости частей творения), наконец, идея непрерывности
(олицетворение постепенности переходов от низшего к высшему). Каждая
следующая ступень имеет нечто, объединяющее ее с предшествующей, и
одновременно атрибут, разъединяющий их и потому связывающий со следующей.
Человеку в этой иерархии отведено особое место: он – связующее звено между
антиподами – чисто материальными и чисто духовными сферами мироздания. Он –
конечная цель творения (как видим, все это как две капли воды похоже на то,
что мы читали у Фортескью (XV в.) и Мильтона (XVII в.).
Наконец, в «увещаниях», предназначенных для простонародья, все эти
принципы слились в идею целесообразности и совершенства мироздания. Мы
читаем: «Всемогущий бог создал и упорядочил все вещи на небесах, в воде и
на суше в наиболее совершенном и превосходном порядке. В небесах он учредил
различные степени архангелов и ангелов… Воды удерживаются и проливаются
дождем в надлежащее время. Солнце, Луна, звезды, радуга, гром, молния,
облака, птицы в воздухе сохраняют предписанный им порядок. Земля, деревья,
злаки и травы и все виды животных сохраняют также свой порядок, времена
года – зима, лето, месяцы, ночь и день сменяются также в надлежащем
порядке». Наконец, обратимся к Шекспиру.
На небесах планеты и Земля
Законы подчиненья соблюдают,
Имеют центр, и ранг, и старшинство,
Обычай и порядок постоянный.
И потому торжественное Солнце
На небесах сияет, как на троне,
И буйный бег планет разумным оком
Умеет направлять, как повелитель,
Распределяя мудро и бесстрастно
Добро и зло. Ведь если вдруг планеты
Задумают вращаться самовольно,
Какой возникает в небесах раздор!
Какие потрясенья их постигнут!
Как вздыбятся моря и содрогнутся
Материки! И вихри друг на друга
Набросятся, круша и ужасая,
Ломая и раскидывая злобно
Все то, что безмятежно процветало
В разумном единенье естества.
«Троил и Нрессида», I, 3
Перед нами замечательное по яркости и лаконичности поэтическое
отражение той же господствовавшей в сознании современников Шекспира картины
мироздания. Иными словами. Шекспир здесь излагает столько же «общепринятую
истину» эпохи, сколько и свои «личные» воззрения. Уже в первых четырех
строчках даны во взаимосвязи все составляющие «великой цепи бытия».
Здесь все: и основные сферы бытия, и иерархический строй, и
незыблемость мирового порядка, и взаимосвязанность его элементов. Однако
Шекспир гораздо глубже своих современников раскрыл социальный подтекст
анализируемой концепции, присовокупив к ней другой стереотип эпохи –
предостережение относительно губительных последствий восстаний против
предустановленного порядка. Соблюдение этого порядка рассматривалось как
соблюдение «законов природы», единых для всего сущего. Не только их
нарушение, но даже отклонение от них в помыслах грозило воцарением
вселенского хаоса.
Если порядок нарушен в человеческом обществе, на него немедленно
«откликаются» небеса и земные недра. Так, мы узнаем, что, когда Макбет
вероломно убил гостившего у него короля Дункана,
Какая буря бушевала ночью!
Снесло трубу над комнатою нашей,
И говорят, что в воздухе носились
Рыданья, смертный стон и голоса.
«Макбет», II, 3
Поскольку же наибольшая опасность внести смятение в мирный порядок
исходит от человека, то естественно, что все предупреждения о возможных
последствиях адресуют ему. К тому же он один обладает разумом и поэтому
поставлен провидением в решающем звене, смыкающем воедино мироздание.
Человек не только венец творения, он определенным образом за него в ответе,
за сохранение его чистоты, полноты и совершенства.
Труженикам Англии без конца напоминали и «разъясняли», что человек не
есть нечто само по себе сущее, что он включен в космическое целое как
органическая часть его иерархии, поэтому он ни в коем случае не должен себя
выделять и противопоставлять остальному творению. Закон и порядок единый
для всего мироздания. И такие уроки увещания были как нельзя более кстати в
XVI в., когда Англию сотрясали мощные народные восстания, направленные
именно против того общественного порядка, который веками представлялся
божественным, вселенским и незыблемым.



ЛИТЕРАТУРА

1. Барг М.А. Шекспир и история. М.: «Наука», 1976.




Реферат на тему: Мировое сообщество и проблемы борьбы с терроризмом

МИНИСТНРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
КАФЕДРА ИСТОРИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

Реферат

по дисциплине: ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

на тему: МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ
ПРОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА



Выполнила: студентка ЭФ
группы Ф-7

Тарновская Е.О.
Проверила: Малыхина Л.Ю.



Брест,2002

Содержание



ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО
ТЕРРОРИЗМА 4
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И МИРОВОЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С НИМ
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
Введение
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по
своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических
и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.
Я считаю, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно
выделить новых субъектов политики – террористические организации.
Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид
политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так
что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.
Если раньше террористические организации финансировались теми или
иными странами (внутри государства – партиями) и защищали их интересы, то
теперь они часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение авторитет
государств во внутренней и внешней политике. Это стало возможным по многим
причинам, среди которых есть три главные: развитие средств массовой
информации, которые информируют общественность о любом теракте; усиление
международной преступности, во многом по своей организационной структуре
схожей с террористическими организациями; развитие науки и техники,
породившее новые мобильные образцы оружия.
Террористические организации действуют как в странах с низкой
политической культурой, так и в странах с давними парламентскими
традициями.
Появление терроризма влечет за собой массовые человеческие жертвы,
разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно
воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и
национальными группами. Террористические акты привели к необходимости
создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп,
организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических,
религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного
насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет
никакого отношения к конфликту.
Масштабность и жестокость проявления современного терроризма,
необходимость непрерывной борьбы с ним прежде всего правовыми методиками,
подтверждает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является международный терроризм, то есть
террористическая деятельность, выходящая за рамки одного государства;
террористическая группа состоящая из лиц разной национальности и (или)
вероисповедания; объектом борьбы которой являются либо политические и
религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты;
террористическая деятельность спонсируемая иностранным (по отношению к
территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами,
организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности
группы.
1.Понятие, сущность и криминалистическая характеристика международного
терроризма

Террор (от лат. terror - страх, ужас). В словаре русского языка С. И.
Ожегова сказано, что террор - устрашение своих политических противников,
выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.
Общество обычно определяет терроризм на уровне эмоций: в массовом
сознании терроризм воспринимается как ужас, покушение на основы бытия,
происки нелюдей. Показательно, что даже официальные лица после взрывов в
Москве часто называли террористов "существами". Однако существует множество
строгих определений терроризма. С определенными оговорками во всем мире
принимаются формулы, выработанные в США.
ФБР определяет терроризм как "противозаконное применение силы или
насилия против граждан или собственности с целью запугать или принудить к
чему-либо правительство, население или какую-либо часть того и другого,
оправданное ими или общественными целями".
Министерство обороны США определяет терроризм как "предумышленное
применение насилия или угрозы насилия для нагнетания страха, с намерением
принудить к чему-либо или запугать правительства или общества, в качестве
средства достижения политических, религиозных или идеологических целей" .
Статья российского УК практически повторяет американское определение,
несколько изменяя акценты и, что важно в юридических формулировках -
последовательность оценки тяжести акта.
Раннее под террором подразумевалось индивидуально направленное
проявление политического терроризма, выражавшееся в посягательстве на жизнь
государственного или общественного деятеля. В действующем Кодексе
предусмотрена специальная норма о посягательстве на жизнь государственного
или общественного деятеля .
С точки зрения объекта посягательства, терроризм наносит ущерб жизни и
здоровью людей, имуществу, правам и законным интересам, дезорганизует
общественную жизнь. Насилие большей частью сопровождается физическим
воздействием вплоть до причинения телесных повреждений и смерти. Оно может
сопровождаться и психологическим воздействием, и вымогательством разных
благ, что особенно характерно для тех случае, когда террористический акт
сопровождается требованием выкупа.
Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения
каких-либо объектов: самолетов, административных зданий, жилищ, морских
судов, объектов жизнеобеспечения и т.п. Одно из главных средств достижения
целей для террористов - запугивание, создание атмосферы страха,
неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение
имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв,
также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм - преступление,
которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких
человек или каких-либо объектов (террористический акт). Для терроризма как
международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в
настоящее время не характерно. Даже когда преступник действует один,
нередко ответственность за совершение преступления берет на себя какая-
нибудь террористическая организация.
С точки зрения субъективной характеристики терроризм – это
преступление всегда умышленное, совершаемое с прямым умыслом. При этом
умысел террориста отличается от умысла на убийство. Если в случае убийства
имеются две стороны - преступник и жертва, то в акте терроризма есть и
третья - органы власти или общественность, к которым апеллирует
террористическая организация или террорист. Жертва террориста может и не
интересовать, она не цель, а лишь средство. Их действия направлены на
достижение своих целей (политических, корыстных и т.д.) посредством
возбуждения общественного внимания, запугивания населения и представителей
власти, пропаганды своих политических, религиозных или иных воззрений. При
этом проявляется безразличие к жертвам, что ведет к особой жестокости,
массовому характеру невинных жертв, гибели случайных людей.
Мотивы терроризма - это не только насилие, нажива, месть и т.д. Ныне
терроризм в значительной степени превратился в политический феномен и
мотивы совершения терактов тоже стали в значительной степени политическими
или комбинированными. Конечно, среди террористов есть и уголовники, для
которых политические требования лишь ширма, или они являются оружием в
руках политиков, религиозных экстремистских организаций и т.д. В ряде
случаев, чтобы уменьшить ответственность террористов и вывести преступление
из разряда международных, политический терроризм превращают из
политического в обычное уголовное преступление.
Терроризм - это заранее продуманное и подготовленное противозаконное
применение насилия или вероятность такой акции в отношении личности или ее
собственности, с целью вынудить правительство (общество, государство)
принять решение, отвечающее требованиям противоправных сил.
Терроризм относится к числу транснациональных преступлений, что
требует единообразного подхода к его толкованию и, главное, к выработке
единых международно-правовых понятий для осуществления согласованных оценок
и действий по борьбе с ним.
Терроризм как вид международного преступления вызывает самые
разноречивые суждения. Он либо политизировался, либо рассматривался как
обычное уголовное преступление.
В политическом лексиконе нередко встречается такое понятие, как
государственный терроризм. Так были охарактеризованы действия США против
Гренады, Ирака против Кувейта, Израиля против Ливана.
Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда политика может быть
преступной, террористической, но это не основание для формулирования
конкретного состава преступления. Подавление нацменьшинств могут
осуществляться методами, которые в моральном или политическом плане могут
характеризоваться как террористические. В Великобритании с терроризмом
связывают насильственные и иные несанкционированные действия в Северной
Ирландии, в Израиле терроризмом считается деятельность Организации
Освобождения Палестины и т.д.
Действия преступников, физически уничтожающих целые группы людей,
жилища и т.п., могут быть определены как терроризм только в том случае,
если подобные деяния совершают террористические организации или отдельные
лица, а не государства или их официальные органы. Однако это утверждение
можно принять лишь с определенной оговоркой, с учетом приведенного выше
понятия государственный терроризм. В этом плане действия чеченских
боевиков, санкционированные на уровне руководства республики и по
инициативе отдельных полевых командиров, можно квалифицировать как
терроризм.
Морально-психологический аспект терроризма указывает на такие его
особенности, как особая жестокость, высшую степень аморальности,
неразборчивость в средствах, неуправляемость. Терроризм отрицает основное
право человека - на жизнь, отрицает любые ограничения при выборе места,
времени, способов нападения. При этом не принимаются во внимание такие
обстоятельства, как возраст, пол и другие особенности потенциальных жертв.
Объектами нападения могут стать дети, женщины, старики, больницы, школы,
роддома, детские учреждения, жилые дома, важнейшие объекты жизнеобеспечения
населения и т.д. Главное – произвести устрашающий эффект, вызвать
максимальный резонанс, оказать психологическое давление, заявить о себе и
добиться поставленных целей. Примеры Буденновска, Буйнакска, Москвы,
Волгодонска показывают, что современные террористы готовы пойти на самые
варварские действия для достижения своих преступных целей.
Для разработки системы мер борьбы с терроризмом важное значение имеет
также учет факторов, способствующих его распространению. По своему
источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на
внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма,
следует отнести:
- рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;
- социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных
государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;
- наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также
территориальных претензий друг к другу;
- стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных
(международных) террористических организаций;
- отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и
сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;
- наличие значительного "черного рынка" оружия в некоторых сопредельных
государствах.
К числу внутренних факторов роста терроризма, относятся:
- наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная
легкость его приобретения;
- образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за
пределами своей страны);
- наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в
Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих
точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе
переходного периода;
- ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых
режимов;
- наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;
- сплоченность и иерархичность преступной среды;
- утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;
- обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у
значительных контингентов граждан;
- настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная
фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и
возможность позитивных изменений;
- слабая работа правоохранительных и социальных государственных и
общественных органов по защите прав граждан;
- низкий уровень политической культуры в обществе;
- широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа
жестокости и силы.
Следующий критерий терроризма - это его преимущественно силовый характер,
как и методы борьбы с ним. В российском УК наиболее существенным
признаком терроризма являются его цели - нарушение общественной
безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие
неугодных решений органами власти. Мотивы, формирующие эти цели, могут
быть различными: этническими, религиозными, собственно криминальными
(запугать правоохранительные органы, конкурентов по криминальным сферам
влияния и др.) .

Резюмируя точки зрения наиболее серьезных аналитиков, можно выделить
следующие черты терроризма, разграничивающего (хотя достаточно условно)
терроризм с войной, массовой освободительной борьбой, бандитизмом: это
система насильственных действий, не связанных с вооруженной конфронтацией с
правительственными силами, для достижения определенных целей (политических,
этнических, религиозных, территориальных, раздел сфер влияния и др.),
отражающих интересы достаточно узкой группировки, а не всего общества,
через создание определенного социально-психологического климата путем
устрашения населения, дестабилизации обстановки, нарушения общественной
безопасности.
Те виды террористических акций, которые квалифицируются как
криминальный или экономический терроризм, имеют гибридный характер:
террористическую форму и уголовную мотивацию. Впрочем, иногда в основе
террористической мотивации лежит не связь с корыстной или политической
целью, а самоутверждение или самоудовлетворение, когда террористические
акты имеют психопатологическую основу или определяются императивами
групповой солидарности. Это означает, что следует иметь в виду и
возможность психопатологической деформации личности террористов,
убежденность в обладании абсолютной истиной, вытекающий из нее фанатизм и
готовность утверждать ее любыми средствами.


2.Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним.
Этнический, религиозный и политический терроризм страшен именно тем,
что целится не в генералов и полицейских, не в политиков и
священослужителей иной конфессии, а в само общество. Естественной реакцией
обычного человека является перенос ответственности с виновного на всех
представителей некоторой национальности, вероисповедания или политического
течения.
Российское общество сегодня обвиняет чеченцев в терроризме.
Естественно, публично называют конкретные имена - Хаттаб, Басаев, Гелаев.
Однако при этом 95% населения страны считают, что каждый чеченец - Хаттаб
или его агент. Хотя логика подсказывает, что так быть не может, ради
собственной и общественной безопасности граждане готовы поддержать любые
античеченские и антикавказские меры.
Российская законодательная и идеологическая практика (за некоторыми
исключениями) не разделяет терроризм на составляющие - каковы бы ни были
мотивы теракта, он считается преступным. Между тем интернациональные
организации, борющиеся с терроризмом, выделяют несколько видов
террористической деятельности. Соответственно, оценка последствий и
отношение к террористам различаются. Институт борьбы с терроризмом
(Израиль) выделяет три вида терроризма:
Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения;
террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или)
вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные
взгляды, либо международные организации, соглашения, институты;
террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к
территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами,
организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности
группы.
Внутренний терроризм - место совершения террористических акций -
страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан
одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются
внутренние проблемы страны пребывания.
Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении
определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы
считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический
терроризм).
Выделяют также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за
независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится
террористическая деятельность повстанцев против военных и полицейских
объектов колониальной стороны. В случае нанесения ущерба гражданским лицам
или применения силы в отношении "невиновных", такая форма борьбы может
также расцениваться как терроризм.
Строго говоря, до подписания Хасавюртских соглашений все акты
чеченских боевиков против России попадали в разряд "вооруженной борьбы за
независимость, принимающей формы терроризма", а боевики проходили по
категории "повстанцы". Ни акта Басаева в Буденновске, ни рейда Радуева в
Кизляр нет в международных базах данных по терактам. Соответственно,
документированные участники этих преступлений не считаются террористами и
не находятся в мировом списке WANTED.
Четыре взрыва в России привели к гибели 271 человека. Сейчас многим
москвичам кажется, что их дом беззащитен, что каждый кавказец несет бомбу,
что кошмар не закончится...
За тридцать лет террористической войны (1969-1999) в Соединенном
Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех "волн"
террора Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из
пяти-семи инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние
британского общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва
ли не главная истина национального самосознания - "Мой дом - моя крепость".
Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой,
сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада
колониальной империи, - в первое время ничего не могла противопоставить
ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом, казался, наверное,
боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в Испании, где экстремисты
баскской организации ЭТА вели настоящую войну - и против государства, и
против граждан. Однако, кроме психологических последствий для отдельных
людей, террористические "волны" способны спровоцировать и социальные
последствия.
В середине ХХ века стало очевидно, что мировое сообщество не
располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа возникновения
внутриобщественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены
социологами и управленцами. Академическим ответом на этот вызов меняющейся
цивилизации стала конфликтология. Она, впрочем, изучает не только
гражданские войны и революции - в сферу интересов конфликтологов входит и
терроризм. Наиболее авторитетные конфликтологические центры мира находятся
в Белфасте, Мадриде, Брюсселе.
Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным,
общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической
традицией. Самое страшное, что может случиться - это публичное
использование страха политиками или масс-медиа.
Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии,
персонализация жертв и де-персонализация врага - это токсичная взрывчатая
смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по
национальному или религиозному признаку.
Антикавказские настроения, и без того вполне ощутимые, после терактов
в Москве стали повсеместными. Уже не только политические экстремисты
призывают к "очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов;
даже те, кто в свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам,
требуют акций возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение
демонстрирует кадры насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто
обсуждается вопрос о том, кого выселять из Москвы - только чеченцев или
всех "лиц кавказской национальности".
Конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом
руководствоваться следующими принципами:
никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить
терроризм в рамках закона и демократического процесса;
никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом
серьезнейшей угрозы или шантажа;
должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по
обвинению террористов дошли до суда и был вынесен законный приговор;
должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-
спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям
безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и
дипломатическую поддержку;
государство должно решительно пресекать попытки террористов
блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по
разрешению важнейших политических кризисов.Терроризм стал главной угрозой
миру и стабильности и его подавление, таким образом, является общим делом
всего международного сообщества.
Нет более страшной ошибки, чем вовлечение "всех и каждого" в борьбу с
терроризмом. На самом деле, именно этого террористы и добиваются -
практически животной реакции на свои действия. "Мне угрожают - я вооружаюсь
- я вооружен - мое ружье не должно простаивать - ..." Одно насилие
порождает, как болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни, угрожая
целостности и, собственно, жизни всего общественного организма.
Важнейшим инструментом антитеррористической политики является
осведомленность, то есть - знание и готовность к действиям в чрезвычайной
ситуации. Уж коли политические ошибки довели общество до террористической
войны, его граждане должны быть подготовлены к выживанию. Они должны быть
уверены, что делается все необходимое для обеспечения безопасности; все
взрослые должны владеть (на минимальном уровне) приемами скорой помощи и
действий в чрезвычайных ситуациях.
Но главное – сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа
обязаны сдерживать свои эмоции. Террор - ужасен; жертвы мирного населения -
трагедия; террористы - преступники. Но, во-первых, террор навязан
конкретными людьми, а не той или иной национальностью или конфессией. Во-
вторых, это не война, а особый вид преступности. В-третьих, чем больше
общество будет обсуждать акты террора, тем сильнее оно "заведется".
И, наконец, общая рекомендация всех специалистов по антитеррору и
разрешению конфликтов - государство в своей борьбе с терроризмом должно, по
крайней мере публично, делать все в рамках собственных законов. Если
единственной возможностью подорвать или прекратить терроризм является
очевидно незаконная операция, такая, как убийство лидера террористов на
чужой территории или крупная операция, подразумевающая очевидное нарушение
прав человека - такая деятельность должна осуществляться в обстановке
строжайшей секретности; о причастности государства к таким акциям общество
если и может узнать, то лишь некоторое время спустя, когда успокоятся
естественные эмоции и боль.
Заключение

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с
терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой
международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи
должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели
антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и
спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение
усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств
массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.
Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Даже в обстановке
относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма
весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической
психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в
социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров
реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых
людей сложившейся социально-экономической обстановкой.
Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание
необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели.
При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же
средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество,
все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и
противоречиях, силовой вариант их решения – это путь ведущий к катастрофе.
Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является
стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление
демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо
сформировать нормальное гражданской общество, в котором резко сузится
социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и
укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и
идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры»,
которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности
в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и
нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались
стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного
политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти,
исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных
интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны
отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для
вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и
правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за
террористические действия.
Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного
развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб
предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств
заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов
такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему
государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в
процессе самоидентификации граждан.
Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для
искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному
терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы,
включающей политический, социальный, экономический, правовой,
идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть
учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма
во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества,
заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.
Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно
стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и
прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные
конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в
других государствах.
Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление
нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем
политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные
проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а
наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гушер А.И., Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой
эры человечества //
http://www.e-journal.ru/p_euro-st3-3.html
2 Федеральный Закон РФ о борьбе с терроризмом //
http://www.fsb.ru/under/terror.html
3 Авдеев Ю. И., Особенности современного международного терроризма
и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // http://www.waaf.ru/3x.htm

2. //Дипломатический вестник//,1996, №2
3. Аргументы и факты, 1995г. Август, №34
4. Известия, 1997 21 мая С.3
5. Российская газета 1997г. 10 июня С.7.
6. Известие 1997 г. 21 мая С.3
7. //Эхо планеты, 1995, №10.
8. Московские новости, 1997





Новинки рефератов ::

Реферат: Учет материалов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Топики (Иностранные языки)


Реферат: Попередельный метод учета затрат и калькулирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Авторские преобразования (Литература : русская)


Реферат: Социально-психологические издержки безработицы (Социология)


Реферат: Internet (Компьютеры)


Реферат: Трудовое право (Право)


Реферат: Проблема формирования среднего класса в современной России (Социология)


Реферат: Социологические концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера (Социология)


Реферат: Манхеттенский проект (История)


Реферат: Реформы в годы перестройки (Государство и право)


Реферат: Деловое общение: формы, культура, имидж, презентации (Психология)


Реферат: Государство, политическая власть, политическая система общества (Право)


Реферат: Бизнес–план Могилевского завода (Предпринимательство)


Реферат: Функциональные стили речи (Литература)


Реферат: Стивен Спилберг (Искусство и культура)


Реферат: Геометрические построения на местности (Геодезия)


Реферат: Мастер и Маргарита - нечистые силы или негрязные (Литература)


Реферат: "Слово о полку Игореве", языческие и христианские мотивы (Литература)


Реферат: Врангель П.Н. (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист