GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Биография Н. В. Гоголя (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биография Н. В. Гоголя (Литература : русская)



Николай Васильевич Гоголь - Биография
ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-52), русский писатель. Литературную
известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-
32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом,
отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из
сборников «Миргород» и «Арабески» (оба- 1835) открывают реалистический
период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее
полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление
натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос»,
«Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836)
как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые
души» (1-й том - 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось
с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая
книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критическое
письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома «Мертвых
душ». Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и
демократических принципов в русской литературе.
ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие
Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии - 21 февраля (4 марта)
1852, Москва], русский писатель.
Семья. Детские годы
Происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около
400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны
отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович
оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он
прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было
продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17
в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит
достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при
Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей
семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия
Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще
пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении
Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в
окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П.
Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в
Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны
матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и
домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего
писателя. Другим источником сильных переживаний мальчика служили
исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое
матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании
грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского,
постоянно жил «под террором загробного воздаяния».



«Задумываться о будущем я начал рано...». Годы учения. Переезд в
Петербург

Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), потом
брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у
него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую
гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в
гимназическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду
относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно «в
лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, например,
сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась).
Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной
службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора
Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного
впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время
расследования Гоголь давал показания в его пользу).

По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих
ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его
подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого
места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гимназическую
пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные
отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и
предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о
которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет
Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец
удается определиться на службу - вначале в Департамент государственного
хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья
деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации
(повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», статьи и эссе)
обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные
литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым,
который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С.
Пушкину.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской
жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я
часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая
поэзия!...». Вместе с тем «веселость» гоголевской книги обнаруживала
различные оттенки - от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма,
близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских
персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит
расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей
вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным
образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах...» проявилось
необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по
собственным законам художественный космос.

После выхода первой прозаической книги Гоголь - знаменитый писатель.
Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М.
П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими.
Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом
1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834
занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского
университета) и целиком посвящает себя литературному труду.
«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор»
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских
замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических
произведений - «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях); начата работа
над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана
первая редакция комедии «Женихи» (будущей «Женитьбы»). Сообщая о новых
созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском
Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836), Пушкин отмечал
в своем «Современнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся
иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, и в пушкинском
журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья «О
движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые художественные миры на карте
гоголевской вселенной. Тематически близкий к «Вечерам...» («малороссийская»
жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики»,
«Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и
изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик - пошлость
и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств -
вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни
оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем
разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя
конфликтность (например, в «Тарасе Бульбе» - столкновение
индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же
«петербургских повестей» из «Арабесок» («Невский проспект», «Записки
сумасшедшего», «Портрет»; к ним примыкают опубликованные позже,
соответственно в 1836 и 1842, «Нос» и «Шинель») - это мир современного
города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами
характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени
гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», в котором «сборный город» как
бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального
объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже
человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги -
плута или авантюриста - в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный
обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему
дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной
«немой сценой». Освобожденная от конкретных деталей «наказания порока»,
передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который
подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена
открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое -
как напоминание о неминуемом Страшном суде.
Главная книга
В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где
он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в
Россию - в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии,
Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над
«Мертвыми душами», сюжет которых (как и «Ревизора») был подсказан ему
Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь
пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка
«ревизских душ» умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться
многообразно - не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более
высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина
ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и вытекавшая отсюда антитеза
«живой» - «мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умерший
крестьянин, «ревизская душа») передвигались в сферу переносной и
символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления
человеческой души, и в связи с этим - общества в целом, русского мира
прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со
сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначение
«поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль
повествователя и позитивного авторского идеала).
Второй том «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями»
После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в
1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом
душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее
свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению
человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного
выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая
общее движение смысла поэмы, Гоголь в «Выбранных местах из переписки с
друзьями» (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению
своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость
внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без
чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь
работает и над трудами теологического характера, самый значительный из
которых - «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в
1857).

В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню,
Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он
проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в
1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в
Москве.

К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из
которой Гоголь читал ближайшим друзьям - А. О. Смирновой-Россет, С. П.
Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим.
Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей
(Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного
самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в
последний период его жизни.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил
у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель
сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля
он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище
Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на
Новодевичьем кладбище).
«Четырехмерная проза»
В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось
постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для
непосредственных его продолжателей, представителей так называемый
натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие
всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также
гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже 19 и 20
столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная
проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества
Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его
художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его
изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его
можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал
Евклидов мир...» (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все
возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
Сочинения:
Полное собрание сочинений. М.; Л., 1937-52. Т. 1-14.
Литература:
Гиппиус В. В. Гоголь. Л., 1924.

Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М., 1990.

Николай Гоголь // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996.





Реферат на тему: Биография и творчество Булгакова



Реферат

На тему


М. А. Булгаков.



Выполнил:



Ученик 11класса Г.

Средней школы №64

Бужин Юрий.



Казань 2003
Содержание.

1) Вступление.

2) Биография и творчество писателя.

3) Причины смерти Булгакова.

4) Список использованной литературы.



Вступление.

[pic]

Имя Михаила Афанасьевича Булгакова, крупнейшего писателя,
пользуется в нашей стране широкой известностью.
Всякий художественный текст Булгакова есть тайна, есть загадка,
которую нужно разгадать. Этим он и привлекателен. Я считаю, что преодоление
“барьеров” в познании является изначальной потребностью человека: раз не
понятно или понятно не до конца, значит, я должен обязательно это понять,
чтобы самоутвердиться в качестве полноценной личности. В процессе такого
активного познания — “преодоления барьеров” — происходит развитие,
интеллектуальный и личностный рост. Тем и ценен художественный текст
писателя, что он таинственен, что его содержание скрыто и требует
значительных усилий для своего раскрытия, разгадки. Использовать эту
особенность художественного текста, поставив перед учениками ряд проблем
(психологических, нравственных, философских), которые им захотелось бы
разрешить, и есть задача учителя: это и более трудно, и более важно, чем
объяснять, давать ответы на вопросы — вместо того, чтобы эти вопросы
возбуждать. Чрезвычайно благодарным материалом в этом смысле является роман
М.Булгакова “Мастер и Маргарита” — в силу его хрестоматийной сложности,
загадочности, неоднозначности.



Биография.
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) родился в семье профессора
Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. В
творчество писателя Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станет
не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи,
родины (очерк "Киев-город", 1923). В 1909 г. Булгаков поступает на
медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он
получает звание "лекаря с отличием". Киевские годы заложили основы
мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ко
времени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. После
окончания университета, летом 1916 г., он работал в госпиталях Красного
Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и
переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы,
затем с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы. Эти годы послужили
материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного
врача" (1925—1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии,
регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными. События 1917 г.
прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москву
осенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, что
пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием
освободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точно
воспроизведенного в одном из рассказов упомянутого цикла —"Морфий".
Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в
своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В условиях постоянной
смены властей в столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне от
политических событий было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет
об этом так: "В 1919 г., проживая в г. Киеве, последовательно призывался на
службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город". О ключевом
значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве
свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ
"Необыкновенные приключения доктора" (1922). После взятия Киева генералом
Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию и
отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его
публикация — газетная статья под заглавием "Грядущие перспективы" (1919).
Написана она с позиции неприятия "великой социальной революции"
(иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и
предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не принимал
революцию потому что крушение монархии во многом означало для него крушение
самой России, родины — как истока всего светлого и дорогого в его жизни. В
годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор —
расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В
1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которым
руководил писатель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них
были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические
опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были
впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной
— "Сыновья муллы". Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с
"левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора
за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина,
Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского
периода писатель расскажет в повести "Записки на манжетах" (1922—1923).

В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков
готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921
г. он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот
шаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в
последние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были
очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом
отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО
Главполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. Крупской, до
конферансье в маленьком театре на окраине. Со временем он стал хроникером и
фельетонистом ряда известных московских газет: "Гудка" (здесь Булгаков
делал знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е.
Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей), "Рупора", "Рабочего", "Голоса работника
просвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном приложении
к последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были опубликованы его
рассказы "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все— 1922).
Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в "журналистский
период", выделяется своим художественным мастерством рассказ "Ханский
огонь" (1924). В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние
различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка,
воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие
вместе с Булгаковым. Ему были чужды были и популярные тогда концепции
"левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда —
сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс.
Мейерхольда, В. Маяковского).

Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин.
Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с
раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая инсценировкой
"Мертвых душ" (1930) и киносценарием "Ревизор" (1934). Что касается
Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем.
Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря
его же словами,—"бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишенью
сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием
совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца"
(1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической
повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). Все эти
своеобразные "сигналы-предупреждения" писателя служили для одних его
современников поводом к восхищению (М. Горький назвал "Роковые яйца"
"остроумной вещью", для других — к категорическому отказу в публикации (Л.
Б. Каменев о "Собачьем сердце": "это острый памфлет на современность,
печатать ни в коем случае нельзя"). В названных повестях отчетливо
обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Рубежом,
отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия", две
части которого были опубликованы И. Г. Лежневым в журнале "Россия" (1925,
полностью роман вышел в Советском Союзе в 1966 г.). Этот роман был самой
любимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом
Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926), которая до известной степени
является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба,
предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась в
1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных"
пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая
развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к
белому движению спектакля, а следовательно, и против "антисоветски"
настроенного автора пьесы.

Массированные атаки критики привели в 1929 г. к изъятию спектакля из
мхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). И все же абсолютный
сценический успех, а также многократные посещения "Дней Турбиных" И.
Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников
интерес к "контрреволюционному" спектаклю, помогли ему выжить и пройти на
мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при
неизменном аншлаге.

В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него
изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем его
произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики
и со сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со столь
удачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, если
даже и пробивались на короткий срок на сцену (сатирическая комедия "Зойкина
квартира" поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценический
памфлет "Багровый остров" поставлен в 1928 г. московским Камерным театром;
драма "Кабала святош (Мольер)" поставлена МХАТом в 1936 г.), впоследствии
запрещались. Не были доведены до премьеры, сатирическая комедия "Бег"
(1927)—последнее прикосновение писателя к теме белого движения и эмиграции;
"оборонная" пьеса "Адам и Ева" (1931); фантастическая комедия "Блаженство"
(1934) и отпочковавшаяся от нее гротескная пьеса "Иван Васильевич" (1935);
историко-биографическая пьеса "Батум" (1939). Драма "Александр Пушкин
(Последние дни)" (1939) появилась на сцене МХАТа лишь через три года после
смерти автора. Аналогичная участь ожидала и театральные инсценировки
Булгакова ("Полоумный Журден", 1932, "Война и мир", 1932, "Дон Кихот",
1938), за исключением "Мертвых душ", поставленных МХАТом в 1932 г. и
надолго сохранившихся в его репертуаре. Ни одна из пьес и инсценировок
Булгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована при
его жизни. Вследствие этого его пьесы 1920—30-х гг. (те, что шли на сцене),
будучи несомненным театральным явлением, не были в то же время явлением
литературы. Лишь в 1962 г. издательство "Искусство" выпустило сборник пьес
Булгакова. На рубеже 1920—30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара,
травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В
этой ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмо
правительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно,
средства к существованию, либо отпустить за границу. За упомянутым письмом
правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (1930 г.),
который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в
качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания.
В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится тема
взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных
исторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая повесть
"Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса "Последние дни"),
современной (роман "Мастер и Маргарита"). Дело осложнялось еще и тем, что
даже доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры (например, К.
С. Станиславский) проявляли порой непонимание писателя, навязывая ему
неприемлемые для него художественные решения. Со всей остротой это
обнаружилось во время репетиционной подготовки "Мольера", из-за чего
Булгаков вынужден был в 1936 г. порвать с МХАТом и перейти на работу в
Большой театр СССР либреттистом.

Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но
стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три
десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966).
Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее
в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-
философский опыт русской классической и мировой литературы.



Причины смерти Булгакова.
Его болезнь открылась осенью 1939 года во время поездки в Ленинград.
Диагноз был таков: остроразвивающаяся высокая гипертония, склероз почек.
Вернувшись в Москву, Булгаков слег уже до конца своих дней.
"Я пришел к нему в первый же день после их приезда,- вспоминает близкий
друг писателя, драматург Сергей Ермолинский. - Он был неожиданно спокоен.
Последовательно рассказал мне все, что с ним будет происходить в течение
полугода - как будет развиваться болезнь. Он называл недели, месяцы и даже
числа, определяя все этапы болезни. Я не верил ему, но дальше все шло как
по расписанию, им самим начертанному... Когда он меня звал, я заходил к
нему. Однажды, подняв на меня глаза, он заговорил, понизив голос и какими-
то несвойственными ему словами, словно стесняясь:

- Чего-то я хотел тебе сказать... Понимаешь... Как всякому смертному, мне
кажется, что смерти нет. Ее просто невозможно вообразить. А она есть.
Он задумался и потом сказал еще, что духовное общение с близким человеком
после его смерти отнюдь не проходит, напротив, оно может обостриться, и это
очень важно, чтобы так случилось... Жизнь обтекает его волнами, но уже не
касается его. Одна и та же мысль, днем и ночью, сна нет. Слова встают
зримо, можно, вскочив, записать их, но встать нельзя, и все, расплываясь,
забывается, исчезает. Так пролетают над яром прекрасные сатанинские ведьмы,
как долетают они в его романе. И реальная жизнь превращается в видение,
оторвавшись от повседневности, опровергая ее вымыслом, чтобы сокрушить
пошлую суету и зло.
Почти до самого последнего дня он беспокоился о своем романе, требовал,
чтобы ему прочли то ту, то другую страницу... Это были дни молчаливого и
ничем не снимаемого страдания. Слова медленно умирали в нем... Обычные дозы
снотворного перестали действовать...
Весь организм его был отравлен, каждый мускул при малейшем движении болел
нестерпимо. Он кричал, не в силах сдержать крик. Этот крик до сих пор у
меня в ушах. Мы осторожно переворачивали его. Как ни было ему больно от
наших прикосновений, он крепился и, даже тихонько застонав, говорил мне
едва слышно, одними губами:

- Ты хорошо это делаешь... Хорошо...

Он ослеп.
Он лежал голый, лишь с набедренной повязкой. Тело его было сухо. Он очень
похудел... С утра приходил Женя, старший сын Лены (сын Елены Сергеевны
Булгаковой от первого брака.- А. Д.). Булгаков трогал его лицо и улыбался.
Он делал это не только потому, что любил этого темноволосого, очень
красивого юношу, по-взрослому холодновато-сдержанного,- он делал это не
только для него, но и для Лены. Быть может, это было последним проявлением
его любви к ней - и благодарности.
10 марта в 4 часа дня он умер. Мне почему-то всегда кажется, что это было
на рассвете. На следующее утро,- а может быть, в тот же день, время
сместилось в моей памяти, но, кажется, на следующее утро - зазвонил
телефон. Подошел я. Говорили из Секретариата Сталина. Голос спросил:

- Правда ли, что умер товарищ Булгаков?

- Да, он умер.

Тот, кто говорил со мной, положил трубку".
К воспоминаниям Ермолинского следует добавить несколько записей из дневника
жены Булгакова Елены Сергеевны. Она свидетельствует, что в последний месяц
жизни он был углублен в свои мысли, смотрел на окружающих отчужденными
глазами. И все же, несмотря не физические страдания и болезненное душевное
состояние, он находил в себе мужество, чтобы, умирая, шутить "с той же
силой юмора, остроумия". Продолжал он и работу над романом "Мастер и
Маргарита".
Вот последние записи из дневника Е. С. Булгаковой:
25 января 1940 г.
...Продиктовал страничку (о Степе - Ялта).
28 января.
Работа над романом.
1 февраля.
Ужасно тяжелый день. "Ты можешь достать у Евгения* револьвер?"
8 февраля.
Сказал: "Всю жизнь презирал, то есть не презирал, а не понимал... Филемон и
Бавкида**... и вот теперь понимаю, это только и ценно в жизни".
5 февраля.
Мне: "Будь мужественной".
6 февраля.
Утром, в 11 часов. "В первый раз за все пять месяцев болезни я счастлив...
Лежу... покой, ты со мной... Вот это счастье... Сергей в соседней комнате".

12.40:
"Счастье - это лежать долго... в квартире... любимого человека... слышать
его голос... вот и все... остальное не нужно..."
7 февраля.
В 8 часов (Сергею) "Будь бесстрашным, это главное".
29 февраля.
Утром: "Ты для меня все, ты заменила весь земной шар. Видел во сне, что мы
с тобой были на земном шаре". Все время весь день необычайно ласков, нежен,
все время любовные слова - любовь моя... люблю тебя - ты никогда не поймешь
это.
1 марта.
Утром - встреча, обнял крепко, говорил так нежно, счастливо, как прежде до
болезни, когда расставались хоть ненадолго. Потом (после припадка):
умереть, умереть... (пауза)... но смерть все-таки страшна... впрочем, я
надеюсь, что (пауза)... сегодня последний, нет предпоследний день...
Без даты.
Сильно, протяжно, приподнято: "Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя!" -
Как заклинание. Буду любить тебя всю мою жизнь...- Моя!
8 марта.
"О, мое золото!" (В минуту страшных болей - с силой). Потом раздельно и с
трудом разжимая рот: го-луб-ка... ми-ла-я. Записала, когда заснул, что
запомнила. "Пойди ко мне, я поцелую тебя и перекрещу на всякий случай... Ты
была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной... Когда я
слышал стук твоих каблучков... Ты была самой лучшей женщиной в мире.
Божество мое, мое счастье, моя радость. Я люблю тебя! И если мне суждено
будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, моя
царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила мои
вещи, я писал их для тебя... Я люблю тебя, я обожаю тебя! Любовь моя, моя
жена, жизнь моя!" До этого: "Любила ли ты меня? И потом, скажи мне, моя
подруга, моя верная подруга..."
10 марта. 16.39.
Миша умер".
И еще один штрих. Валентин Катаев, которого Булгаков недолюбливал и даже
однажды публично назвал "жопой", рассказывает, как навестил Булгакова
незадолго до смерти. "Он (Булгаков) сказал по своему обыкновению:

- Я стар и тяжело болен. На этот раз он не шутил. Он был действительно
смертельно болен и как врач хорошо это знал. У него было измученное
землистое лицо. У меня сжалось сердце.

- К сожалению, я ничего не могу вам предложить, кроме этого,- сказал он и
достал из-за окна бутылку холодной воды. Мы чокнулись и отпили по глотку.
Он с достоинством нес свою бедность.
- Я скоро умру,- сказал он бесстрастно. Я стал говорить то, что всегда
говорят в таких случаях,- убеждать, что он мнителен, что он ошибается.

- Я даже могу вам сказать, как это будет,- прервал он меня, не дослушав.- Я
буду лежать в гробу, и, когда меня начнут выносить, произойдет вот что: так
как лестница узкая, то мой гроб начнут поворачивать и правым углом он
ударится в дверь Ромашова, который живет этажом ниже.
Все произошло именно так, как он предсказал. Угол его гроба ударился в
дверь драматурга Бориса Ромашова..."



Список использованной литературы.

1) М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М. «Издательство АСТ», 1999г.
2) Библия, М. «Российское библейское общество», 2000г.

3) М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборник
статей. - М.: Б.







Новинки рефератов ::

Реферат: Глобальные гипертекстовые структуры: WWW (Программирование)


Реферат: Философское мировоззрение Аристотеля (Философия)


Реферат: Методичка по Excel 2000 (Кибернетика)


Реферат: Нефть (Химия)


Реферат: Библиография (История)


Реферат: В.С. Высоцкий или Прерванный полет... (Музыка)


Реферат: Планеты-гиганты (Астрономия)


Реферат: Воцарение династии Романовых (История)


Реферат: Экономика агропромышленного комплекса (Сельское хозяйство)


Реферат: Документированный процесс движения кадров (Менеджмент)


Реферат: Москва. Кремль в историческом развитии (История)


Реферат: Политология (шпаргалка 2002г.) (Политология)


Реферат: Новый вид коммуникаций организации: Intranet (Менеджмент)


Реферат: Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания (Педагогика)


Реферат: Право обвиняемого на защиту и его соотношение с презумпцией невиновности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Отчет о магистерской практике (АО "Норд") (Аудит)


Реферат: Международное гуманитарное право (Право)


Реферат: Прикладная программа Excel (Программирование)


Реферат: Создание собственного предприятия бизнес-план (Предпринимательство)


Реферат: Роль скандала в культуре (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист