GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Мережковский Дмитрий Сергеевич (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мережковский Дмитрий Сергеевич (Литература : русская)


План


1. Жизненный путь
2. Творчество
3. Направления в творчестве
4. Отличительные черты творчества
5. Мотивы символизма и ницшеанства в творчестве
6. Заключение
Список использованной литературы
Жизненный путь


Мережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и
публицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом
ведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультете
Петербургского университета. В 1889 г. Мережковский женился на поэтессе
Зинаиде Гиппиус. В 1892 г. вышел второй сборник стихов, под названием
"Символы (Песни и поэмы)", в 1896 - третий, "Новые стихотворения. 1891 -
1895". Первое стихотворение этого сборника, "Дети ночи", воспринималось как
манифест русского декадентства.
В 90-е годы Мережковский много путешествует по Средиземноморью;
памятники искусства и культуры открывают ему очарование античного мира, его
гармонию. Мережковский переводит произведения древнегреческих классиков -
трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, "Дафниса и Хлою" Лонга.
В начале 1900-х годов Мережковские и Д.В. Философов создают свое
религиозное "троебратство", исповедующее неохристианство. В их доме
совершаются изобретенные ими богослужения ожидаемой Новой церкви.
Середина 1900-х годов - время окончания поэтического творчества
Мережковского. Выходит итоговая книга: "Собрание стихов. 1883 - 1903" и ее
дополненный вариант "Собрание стихов. 1883 - 1910". После этого
Мережковский занимается в основном публицистикой и литературной критикой,
пишет драмы и прозу. К выдающимся критическим работам Мережковского можно
отнести очерки "Толстой и Достоевский" и "Чехов и Горький",
публицистический очерк "Грядущий хам", очень точный в прогностическом
отношении. В статье "Революция и религия" (1907) Мережковский изобличает
русское самодержавие как порождение Антихриста, призывая соединить "нашего
Бога с нашей свободой". В отличие от многих коллег-символистов,
Мережковский считал, что литература должна помогать решать насущные
проблемы общества; примерами могут служить Некрасов и Белинский (статья
"Балаган и трагедия", 1910, лекция "Завет Белинского. Религиозность и
общественность русской интеллигенции", книга "Две тайны русской поэзии.
Некрасов и Тютчев" - 1915).
С 1906 по 1908 г. Мережковские были за границей, в Париже, где
знакомилис с европейскими религиозными и общественными деятелями, а также с
русскими эмигрантами - социалистами, революционерами (Савинков и др.).
Мережковский написал ряд статей против русской монархии и церкви. По
возвращении в Россию он становится одним из руководителей Религиозно-
философского общества в Петербурге.

Февральскую революцию 1917 г. Мережковский встретил восторженно;
но в победе большевиков увидел торжество Хама, предсказанного им. Ненависть
к большевикам и Советской власти Мережковский сохранил до самой своей
кончины в 1941 году. В конце 1919 г. он вместе с женой нелегально выехал из
России, сначала в Варшаву (где они безуспешно пытались организовать военную
интервенцию против России), а затем - в Париж, где их дом стал одним из
культурных центров эмиграции. Там он написал несколько книг философской
эссеистической прозы ("Тайна трех. Египет и Вавилон", "Тайна Запада.
Атлантида - Европа", "Иисус Неизвестный" и др.). Продолжал он писать и
романы - дилогию, состоящую из романов "Рождение богов. Тутанкамон на
Крите" и "Мессия", посвященную зарождению "религии духа".
Умер 07.12.1941 г. в Париже.

Творчество

Очень много Мережковский, вначале своей деятельности, переводил с
греческого и латинского; в "Вестнике Европы" (1890) напечатан ряд его
переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаический
перевод "Дафниса и Хлои", Лонга (1896). Переводы трагиков изящны, но, очень
рано Мережковский выступает и в качестве критика: в "Северном Вестнике"
конца 1880-х годов, "Русском Обозрении", "Труде" и других изданиях были
напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко,
Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков и пр.
Часть их вошла в сборник: "Вечные Спутники" (с 1897 г. 4 изд.). В 1893 г.
издана им книга "О причинах упадка современной русской литературы".
Крупнейшая из критических работ Мережковского (первоначально напечатана в
органе новых литературно-художественных течений "Мир Искусства") -
исследование "Толстой и Достоевский" (2 т., с 1901 г. 3 изд.). Из других
критико-публицистических работ вышли отдельно: "Гоголь и Черт" (с 1906 г. 2
изд.), "М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества" (1909 и 1911), книжка "Две
тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов" (1915) и брошюра "Завет
Белинского" (1915). В "Северном Вестнике" 1895 г. Мережковский дебютировал
на поприще исторического романа "Отверженным", составляющим первую часть
трилогии "Христос и Антихрист". Вторая часть - "Воскресшие боги. Леонардо
да Винчи" - появилась в 1902 г., третья - "Антихрист. Петр и Алексей" - в
1905 г. В 1913 г. издан отдельно (печатался в "Русской Мысли") 2-томный
роман "Александр I". В начале 1900-х годов Мережковский, изжив полосу
ницшеанства, становится одним из главарей, так называемого
"богоискательства" и "неохристианства", и вместе с З. Гиппиус, Розановым,
Минским , Философовым и др. основывает "религиозно-философские собрания" и
орган их - "Новый Путь". В связи с этим перестроем миросозерцания,
получившим яркое выражение и в исследовании "Толстой и Достоевский",
Мережковский пишет ряд отдельных статей по религиозным вопросам. С середины
1900-х годов Мережковский написал множество публицистических фельетонов в
"Речи" и др. газетах, а в последние годы состоит постоянным сотрудником
"Русского Слова". Религиозные и публицистические статьи Мережковского
собраны в книгах: "Грядущий Хам" (1906), "В тихом омуте" (1908), "Не мир,
но меч" (1908), "Больная Россия" (1910), "Было и будет. Дневник" (1915). В
Париже Мережковский, совместно с З. Гиппиус и Д.В. Философовым, напечатал
книгу "Le Tsar et la Revolution" (1907). В сотрудничестве с ними же
написана драма из жизни революционеров: "Маков цвет" (1908). Драма
Мережковского "Павел I" (1908) вызвала судебное преследование, но суд
оправдал автора, и книга была освобождена от ареста. Первое собрание
сочинений Мережковского издано товариществом М.О. Вольф (1911 - 13) в 17
т., второе - Д.И. Сытиным в 1914 г. в 24 т. (с библиографическим
указателем, составленным О.Я. Лариным). Романы Мережковского и книга о
Толстом и Достоевском переведены на многие языки и создали ему громкую
известность в Западной Европе.

Направления в творчестве

В 1892 г. в Петербурге вышел сборник стихов Дмитрия Сергеевича
Мережковского "Символы", давший имя зарождающемуся направлению русской
поэзии. В том же году в лекции Мережковского "О причинах упадка и о новых
течениях в современной русской литературе" символизм получил первое
теоретическое обоснование. Отвергая позитивизм и натурализм в литературе,
автор полагал, что ее обновит "мистическое содержание", язык символов и
импрессионизм как "расширение художественной впечатлительности". С того
времени Мережковский был признан одним из теоретиков и учителей русских
символистов.
Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В "Автобиографии" он упоминает о
том, как его отец, столоначальник в придворной конторе, привез
пятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашел ученические
стихи Мережковского плохими и слабыми: "Чтоб хорошо писать,- страдать надо,
страдать!" Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и через него вошел
в литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым,
Полонским. О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил как о своих
учителях. Благодаря Якубовичу в 16 лет опубликовал первое стихотворение,
после чего стал печататься в "Отечественных записках". В 1888 г. женился на
начинавшей тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени относится пережитый
Мережковским религиозный переворот, давший новое направление его творчеству
и литературно-общественной деятельности.
Брюсов связывал с именем Мережковского возникшее в русском общества начала
1900-х годов движение, суть которого "состояла в призыве к религиозному
возрождению и в проповеди неохристианства", способного объединить
евангельский идеал с полножизненным "языческим" началом, утвердив
"равносвятость" духа и плоти. Теоретические концепции Мережковский развивал
в книге статей "Вечные спутники" (1897), двухтомном сочинении "Лев Толстой
и Достоевский" (1901-1902), а также в исторических романах и пьесах
(трилогия "Христос и Антихрист", "Александр I", "Павел I" и др.). Вместе с
3. Гиппиус Мережковский был инициатором и активным участником Религиозно-
философских собраний в Петербурге (1901-1903 и 1907-1917), журнала "Новый
путь" (1903-1904). По его признанию, решающее значение для него имели
события 1905 г., когда он безуспешно пытался заручиться поддержкой
официальной церкви в борьбе против черносотенных погромов, а затем против
измены царского правительства его собственному манифесту 17 октября. "Я
понял... - писал он,- связь православия со старым порядком в России, понял
также, что к новому пониманию христианства нельзя иначе подойти, как
отрицая оба начала вместе" ("Автобиография"). 1905-1907 годы провел в
Париже, позднее выступал по преимуществу как прозаик, публицист и критик.
Октябрьской революции не принял, с 1920 г. в эмиграции. Отойдя от
художественной прозы, писал историко-религиозные эссе.
Мережковский-поэт целиком принадлежит к поколению "старших символистов",
начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавших
клише народнической поэзии, а затем переживших определенный творческий
кризис, закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознание
безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилия
личности, проповедь красоты, "спасающей мир",- развивая эти общие для
"старших символистов" мотивы, Мережковский не сумел преодолеть в стихах
рассудочности и декларативности. Издав в 1896 г. "Новые стихотворения. 1891-
1895", выступал как поэт все реже. В 1911 г. для последнего своего
"Собрания стихов. 1883-1910" (СПб.) он отобрал те, которым сам "придавал
значение",- 49 лирических пьес и 14 "легенд и поэм".
Первое стихотворение в сборнике "Отклик" (1881). В 1884 - 1888 гг.
студент историко-филологического факультета Петербургского университета.
Первая книга "Стихотворения" в 1888 г. Этапный сборник стихов "Символы"
(1892). Европейскую известность принесла прозаическая трилогия "Христос и
Антихрист" ("Смерть Богов. Юлиан Отступник", 1896; "Воскресшие Боги.
Леонардо да Винчи", 1901; "Антихрист. Петр и Алексей", 1905).
Автор литературно-критических исследований "Л. Толстой и
Достоевский" (1901 - 1902), "Гоголь и черт" (1906) и др., сборников
философской и религиозной эссеистики "Вечные спутники" (1897), "Грядущий
Хам" (1906), "Не мир, но меч" (1908), "В тихом омуте" (1908), "Больная
Россия" (1910), переводов Эсхила, Еврипида, Софокла, Гёте, По.
В декабре 1919 г. с З. Н. Гиппиус, Д. В. Философовым и В. А.
Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях
выбрался из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в
окрестностях Жлобина. После нескольких дней в Бобруйске беглецы в середине
января 1920 г. добрались до Минске, после выступлений в конце февраля
прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Здесь
Мережковский участвовал в газете "Свобода" до 20 октября, когда вместе с
Гиппиус и Злобиным выехал в Париж.
Вслед за трилогией из русской жизни (пьеса "Павел I", романы
"Александр I" и "14 декабря", 1918) своеобразные художественно-философские
произведения "Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)" (1924), "Мессия"
(1925), "Наполеон" (1929), "Тайна Запада: Атлантида - Европа" (1931),
"Иисус Неизвестный" (1932 - 33), "Павел и Августин" (1937), "Франциск
Ассизский" (1938), "Данте" (1939). Участвовал в рижской газете "Сегодня" и
варшавской "За свободу!", был парижским соредактором варшавского
литературно-политического еженедельника "Меч" (1934 - 1939).

Отличительные черты творчества

Отличительные черты разнообразной деятельности Мережковского - преобладание
головной надуманности над непосредственным чувством. Обладая обширным
литературным образованием и усердно следя за европейским литературным
движением, Мережковский почти всегда вдохновляется настроениями книжными.
Менее всего Мережковский интересен как поэт. Стих его изящен, но образности
и одушевления в нем мало, и, в общем, его поэзия не согревает читателя. Он
часто впадает в ходульность и напыщенность. По содержанию своей поэзии
Мережковский сначала всего теснее примыкал к Надсону . Не будучи
"гражданским" поэтом в тесном смысле слова, он охотно разрабатывал такие
мотивы, как верховное значение любви к ближнему ("Сакья-Муни"), прославлял
готовность страдать за убеждения ("Аввакум") и т. п. На одно из
произведений первого периода деятельности Мережковского - поэму "Вера" -
выпал самый крупный успех его как поэта; живые картины духовной жизни
молодежи начала 1880-х годов заканчивается призывом к работе на благо
общества.



Мотивы символизма и ницшеанства в творчестве

С конца 1880-х годов Мережковского захватывает волна символизма и
ницшеанства. Мистицизма или хотя бы романтизма в ясном до сухости
писательском темпераменте Мережковского совершенно нет, почему и "символы"
его переходят в ложный пафос и мертвую аллегорию. - Широко задумана
"трилогия" Мережковского, долженствующая изобразить борьбу Христа и
Антихриста во всемирной истории. Крайняя искусственность замысла, мало
заметная в первом романе, ярко выступила на вид, когда трилогия была
закончена. Если еще можно было усмотреть борьбу Христа с Антихристом в лице
Юлиана отступника, то уже чисто внешний характер носит это сопоставление в
применении к эпохе Ренессанса, когда с возрождением античного искусства
якобы "воскресли боги" древности. В третьей части трилогии сопоставление
держится исключительно на том, что раскольники усмотрели Антихриста в
Петре. Самый замысел сопоставления Христа и Антихриста не выдерживает
критики; с понятием о Христе связано нечто бесконечно-великое и вечное, с
понятием об Антихристе - исключительно суеверие. То же самое можно сказать
и о другом лейтмотиве трилогии - заимствованной у Ницше мысли, что
психология переходных эпох содействует нарождению сильных характеров,
приближающихся к типу "сверх-человека": представление о "переходных" эпохах
противоречит идее непрерывности всемирной истории и постепенности
исторической эволюции. Особенно очевидна искусственность этой идеи в
применении к Петру; в исторической науке прочно установился взгляд, что
Петровская реформа была лишь эффектным завершением задолго до того
начавшегося усвоения европейской культуры. В чисто художественном отношении
выше других первый роман. В нем много предвзятости, психология Юлиана-
Отступника полна крупнейших противоречий, но отдельные подробности
разработаны порой превосходно. Предприняв поездку в Грецию, тщательно
ознакомившись с древней и новой литературой о Юлиане, автор проникся духом
эллинизма и сумел передать не только внешний быт античности, но и самую ее
сущность. В "Воскресших богах" Мережковский с особенным увлечением отдался
той стороне ницшеанства, которая заменяет мораль преклонением перед силой и
ставит искусство "по ту сторону добра и зла". Мережковский на всем
протяжении романа подчеркивает полное нравственное безразличие великого
художника, вносящего одно и то же воодушевление и в постройку храма, и в
план особого типа домов терпимости, в придумывание разных полезных
изобретений, и в устройство "уха тирана Дионисия", с помощью которого
сыщики незаметно могут подслушивать. Вторая часть трилогии, как и третья -
не вполне художественные произведения; не меньше половины занимают выписки
из подлинных документов, дневников и т. п. Еще меньше можно причислить оба
романа к подлинной истории. Благодаря, однако, хотя и тенденциозной, но
яркой мысли, подкрепленной колоритными цитатами, "Воскрешение Боги" - одна
из интереснейших книг по Ренессансу; это признано даже в богатой
западноевропейской литературе. В третьей части трилогии Петр "Великий" в
значительной степени меркнет, и на первый план выступает Петр более
"Грозный", чем "Грозный" царь Иван. Перед нами проходят картины дикого
распутства, безобразнейшего пьянства, грубейшего сквернословия и во всей
этой азиатчине главную роль играет великий насадитель "европеизма".
Мережковский сконцентрировал в одном фокусе все зверское в Петре. Новую
серию исторических тем Мережковский начал драмой "Павел I" и большим
романом "Александр I". Личность Павла и трагедия его смерти освещены
автором самостоятельно, без принижения личности императора. Александровская
эпоха разработана довольно поверхностно, а декабристское движение - даже
легкомысленно. Стремясь отыскать в декабристах "человеческое, слишком
человеческое", автор затушевал в них то несомненно-геройское, которое в них
было. - В критических работах своих Мережковский отстаивает те же принципы,
которых держится в творческой деятельности. В первых его статьях, например,
о Короленке, еще чувствуется струя народничества начала 80-х годов, почти
исчезающая в книжке "О причинах упадка современной литературы", а в
позднейших статьях, уступающая место не только равнодушию к прежним
идеалам, но даже какому-то вызывающему презрению к ним. В 1890-х годах
мораль ницшевских "сверх-человеков" так увлекает Мережковского, что он
готов отнести стремление к нравственному идеалу к числу мещанских
условностей и шаблонов. В книжке "О причинах упадка современной русской
литературы" не мало метких характеристик, но общая тенденция неясна; автор
еще не решался вполне определенно поставить скрытый тезис своего этюда -
целебную силу и утилитарной школы русской критики, но собственные его
статьи очень тенденциозны. Так, поглощенный подготовительными работами для
второго романа трилогии, он в блестящем, но крайне парадоксальном этюде о
Пушкине находил в самом национальном русском поэте "флорентинское"
настроение. В период увлечения религиозными проблемами Мережковский
подходил к разбираемым произведениям по преимуществу с богословской точки
зрения. Эта специальная точка зрения не помешала, однако, исследованию
Мережковского о Толстом и Достоевском стать одним из самых оригинальных
явлений русской критики. Сам художник, Мережковский тонко анализирует
сущность художественной манеры Толстого, которого характеризует как
ясновидца плоти, в противоположность ясновидцу духа - Достоевскому.
Замечательно владея искусством перемешивать собственное изложение искусно
подобранными цитатами, Мережковский сделал из своего исследования одну из
увлекательнейших русских книг. Как в исследовании о Толстом и Достоевском,
так и в других статьях попытки Мережковского обосновать новое религиозное
миросозерцание сводятся к следующему. Мережковский исходит из старой теории
дуализма. Человек состоит из духа и плоти. Язычество "утверждало плоть в
ущерб духу", и в этом причина того, что оно рухнуло. Христианство церковное
выдвинуло аскетический идеал "духа в ущерб плоти". В действительности же
Христос "утверждает равноценность, равносвятость Духа и Плоти" и "Церковь
грядущая есть церковь Плоти Святой и Духа Святого". Рядом с "историческим"
и уже "пришедшим" христианством должна наступить очередь и для
"апокалиптического Христа". В человечестве теперь обозначилось стремление к
этому "второму Христу". Официальное, "историческое" христианство
Мережковского называет "позитивным", т. е. успокоившимся, остывшим. Оно
воздвигло перед человечеством прочную "стену" определенных, окаменевших
истин и верований; оно не дает простора фантазии и живому чувству. В
частности "историческое" христианство, преклоняющееся перед аскетическим
идеалом, подвергло особенному гонению плотскую любовь. Для
"апокалиптических" чаяний Мережковского вопрос пола есть по преимуществу
"наш новый вопрос"; он говорит не только о "Святой Плоти", но и о "святом
сладострастии". Этот довольно неожиданный переход от религиозных чаяний к
сладострастию смущает и самого Мережковского. В ответ на обвинения духовных
критиков он готов признать, что в его отношении к "историческому
христианству" есть "опасность ереси, которую можно назвать, в
противоположность аскетизму, ересью астартизма, т. е. кощунственного
смешения и осквернения духа плотью". Несравненно ценнее другая сторона
религиозных исканий Мережковского. Второй из его "двух главных вопросов,
двух сомнений" - "более действенный, чем созерцательный вопрос о
бессознательном подчинении исторического христианства языческому Imperium
Romanum": об отношении церкви к государству. Став в начале 1900-х годов в
главе "религиозно-философских" собраний, Мережковский подверг резкой
критике всю нашу церковную систему, с ее полицейскими приемами насаждения
благочестия. Эта критика, исходящая от кружка людей, заявлявших, что они не
атеисты и не позитивисты, а искатели религии, в свое время произвела
сильное впечатление. Как публицист, Мережковский слишком неустойчив в своих
симпатиях и антипатиях, чтобы иметь серьезное влияние. Он выступал и как
апологет самодержавия, и как защитник идей диаметрально-противоположных. Не
всегда устойчив Мережковский и как практический деятель; в 1912 г.
произвело очень неблагоприятное впечатление обнародование его странно-
ласковой переписки с А.С. Сувориным.

Заключение

Мережковский вошел в историю русской и мировой литературы как один
из самых ярких и последовательных представителей символизма. Его книги
представляют большой интерес как опыт метафизического (эсхатологического)
прочтения истории и религии, Евангелия и мифов, "расшифровки" личности
Христа ("Иисус Неизвестный"), отцов церкви и знаменитых людей ("Павел и
Августин", 1937, "Св. Франциск Ассизский" и "Жанна д'Арк…", 1938, и другие,
более ранние сочинения). Его творчество - это талантливый синтез книжных
знаний, всестороннее осмысление прошлого мировой культуры. Этим, вероятно,
объясняется и тот факт, что у Мережковского было мало идейных
последователей: человек книжный, он зачастую видел не реальных людей, а их
метафизический образ, созданный собственным воображением (например,
увлекался личностями Муссолини и Гитлера). Большой интерес представляют
исследования Мережковского о писателях - Гоголе, Пушкине, Гончарове,
Толстом и Достоевском, Флобере, Сервантесе, Руссо, Ибсене и др.

Список использованной литературы

1. Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. Ред.
М.Гаспаров, И.Корецкая и др. Москва: Наука, 1993
2. Д.С. Мережковский. Собрание сочинений в 4-х т. Москва: Правда, 1990.
3. Глеб Струве. Русская литература в изгнании.
4. О. Михайлов – Венок Мережковскому
5. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва,
2000.





Реферат на тему: Место и время постмодернизма в мировом искусстве

Соликамский государственный педагогический институт
Кафедра теории и истории литературы



Воробьева Оксана Геннадьевна



Методика факультатива «Современные тенденции развития русской литературы»



Курсовая работа студентки V курса
очного отделения гуманитарного факультета

Научный руководитель Дьячук Л.П.



Соликамск, 2000.
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава I. Факультативные занятия по литературе. 5
1.Задачи и специфика факультативов. 5
2.Виды заданий на факультативных занятиях. 7
3.Факультатив в старших классах. 8
4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по
литературе. 9
5. Содержание факультатива. 15
ГлаваII. Факультативный курс «Современные тенденции в развитии русской
литературы». 17
Тематический план факультатива «Современные тенденции в развитии русской
литературы». 20
Содержание факультативного курса. 22
Планы семинарских занятий факультатива. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Литература 37



ВВЕДЕНИЕ.

С каждым годом в нашем обществе увеличиваются потребности в
специалистах высокообразованных, поэтому и растут требования к качеству
образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным,
увеличиваются объемы изучаемого материала. Появляется много
специализированных средних учебных заведений, дающих уже в процессе
получение среднего образования учащимся профессиональную, техническую или
гуманитарную направленность. Это помогает человеку раньше определиться в
жизни и все силы направить на получение знаний, впоследствии нужных. В
учебных заведениях, имеющих узкую направленность, нужны соответствующие ей
предметы, а также факультативные курсы. Последние расширяют кругозор
учащихся, дают основы научной работы, помогают определиться в дальнейшей
деятельности.
Мы считаем, что факультативный курс, нами предложенный, очень нужен в
гуманитарных гимназиях, лицеях, специализированных школах. Его тема
«Современные тенденции в развитии русской литературы» направлена, в
основном, на рассмотрение эстетики русского постмодернизма. Авторы и
произведения этой эстетики в последнее время становятся очень популярными,
особенно В.Пелевин и его романы, Вен.Ерофеев, поэзия Д.А.Пригова и др.
Это явление сравнительно новое и еще мало изучено, нет общей теории по
этому вопросу. Но, несмотря на это, велико влияние его художественных и
философских принципов на литературу, искусство, мировоззрение.
Постмодернизм способен воздействовать на юные умы неадекватно, поэтому
необходимо знакомить учеников с этой новой тенденцией, к тому же обещающей
оставить след в нашей культуре.
Школьные программы не учитывают этой важной тенденции.
Постмодернизм как явление и произведения, написанные в этой эстетике, не
изучаются в школе. Отсюда возникает проблема: Каким образом можно
познакомить учащихся с этим ярким явлением в литературе?
Данное исследование имеет целью: Разработать факультативный курс
«Современные тенденции в развитии русской литературы» и методические
рекомендации к нему.
Постмодернизм в литературе изучается немногими исследователями, в том
числе В.Курицыным, М.Липовецким, В. Лавровым, А.Генисом и др. Проблема
изучения постмодернизма в школе почти не разрабатывается.
Объектом нашего исследования будут особенности факультативного курса по
литературе в старших классах.
Предметом: разработка факультатива по заданной теме.
Мы выдвигаем гипотезу: цели и задачи данного факультативного курса лучше
всего будут выполнены в 11-х классах специализиро-
ванных учебных заведениях с гуманитарным уклоном.
Задачи исследования:
1. Определить особенности (задачи, умения, временные рамки, оценка
учащихся) факультатива по литературе.
2. Выявить основные формы учебной деятельности на факультативном курсе.
3. Раскрыть особенности отбора содержания факультатива.
4. Разработать цели, задачи, тематический план факультативного курса
«Современные тенденции в развитии русской литературе».
5. Составить примерные конспекты нескольких занятий факультативного курса
(на выбор).
Для решения данных задач были использованы следующие методы:
1)Изучение методической литературы.
2)Изучение критической литературы, касающейся темы курса.
3)Апробация одного из уроков в 11-м классе средней школы N8 г.Березники.

Глава I. Факультативные занятия по литературе.



1.Задачи и специфика факультативов.

Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда
интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной
интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные
занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и
служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления
знаний учащихся ,развития их интересов и способностей; они содействуют
профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-
словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы,
учавствовавшие в факулитативном изучении литературы, в какой бы сфере ни
работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру.
Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во
внеклассной работе.Перед каждым старшеклассником открывается возможность
углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по
разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор
должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек)
сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как
и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.
Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников,
учитель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный
подход,подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей
учеников.
Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческой
самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть
применен исследовательский метод, который современная дидактика
рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский
характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от
подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой,
пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для
него и его товарищей задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения,
имеющие интерес для науки: «художественное произведение неисчерпаемо, оно
живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может
быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно
значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения
литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная
пытливость школьников». [ ;111]
Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-
иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но
признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы
повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и
благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость
самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать,
искать, выполнять относительно сложные задания.
Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется
художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций,
изучение творческой истории произведения , его жизнь на сцене и на экране,
интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре,
музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко
применяется на факультативных занятиях.
Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники
почувствовали общественную ценность учебного труда:
участники их, как правило, «Становятся творческим активом класса на уроках
по основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются
ближайшими помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги.» [
;323]
В результате проведения факультатива у учеников формируются качества,
помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с
искусством вне рамок школы. [ ;325]
1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного
текста и динамику авторских чувств.
2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену
эмоциональных мотивов в чтении.
3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.
4. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с
собственным личным опытом, с пережитым в реальности.
5. Умение правильно читать художественный текст.
6. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.
7. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями
услышать и понять концепцию прочитанного.
8. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской
речи, и т.д.
На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с
программой факультатива, говорит об организации их работы.
Далее, приступая к очередной теме, учитель на вводном занятии рассматривает
вместе с учащимися, учитывая их предложения, план занятий, распределяет и
объясняет задание.
Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы
повторяются, но сложность их возрастает.



2.Виды заданий на факультативных занятиях.

Дадим краткую характеристику типичных заданий ( ;8-9)
Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем
пояснений к датам, событиям, именам, названиям);
Выразительное чтение текста(при изучении драматических произведений
вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы
режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный
монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного
характера , конкурсы на лучшего исполнителя);
Комментирование текста ( начинается с кратких сведений о времени и
обстоятельствах создания произведения, затем, по мере углубления,
переростает в сообщение о творческой истории произведения);
Аналитическая беседа по тексту произведения(сначала это выявление и
осмысление отдельных деталей и компонентов произведения, далее –
рассмотрение произведения в одном из возможных аспектов с расширением
объема работы, выполняемой учениками, с привлечением черновых вариантов
текста, в конце занятий – анализ произведения, целиком подготовленный
учащимися);
Составление текстов (преимущественно отдельных образов и мотивов, но с
постепенным углублением анализа, с размышлением о развитии художественного
познания действительности, о своеобразии стилей разных авторов – Державина
и Жуковского, Жуковского и Пушкина, Марлинского и Пушкина, Нарежного и
Гоголя и др.);
Применение наглядных пособий, аудиовизуальной техники: диапроэктора,
магнитофона и др. (с постепенным включением их в другие виды работы –
заочные экскурсии, монтажи, отчетные концерты и т.п.
К основным видам работы присоединяются на разных этапах работы
факультатива новые.
Заочные экскурсии( первая в «пушкинский Петербург» – проводится при
изучении «Медного всадника» А.С.Пушкина, далее следуют экскурсии в Болдино,
в Михайловское , Миргород, в «гоголевский Петербург»);
Сообщения и доклады( начало работы – небольшие сообщения о творческой
истории произведения, а также аналитические доклады по конкретным
вопросам);
Работа над публицистической и критической статьей( ее начало – чтение
различных критических статей, их обсуждение);



3.Факультатив в старших классах.

Факультативная форма обучения очень важна и необходима, т.к. воспитание
читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть
осуществлена лишь на уроках, в классе.
Современный школьник сталкивается с самой разнообразной культурной
информацией. Радио, телевидение, кино, театр с большой силой воздействуют
на читательские интересы школьников, часто определяют круг и характер
внеклассного чтения учащихся. Редкие уроки внеклассного чтения не в
состоянии охватить все интепесующие и необходимые ученикам вопросы,
связанные с восприятием искусства. В значительной мере этому расширению
горизонта знаний в области искусства способны помочь факультативные занятия
в старших классах. Их содержание, настроение, методическое воплощение
требует требую сложного внимания учителей-словесников. Современная практика
ведения школьных факультативов в старших классах «обнаруживает тенденцию к
превращению внеклассных школьных занятий в своего рода вузовский спецкурс
или спецсеминар по узкой научной проблеме»( ;123) Сужение тем
факультатива вряд ли целесообразно даже тогда, когда ученики получают на
занятиях отдельные навыки исследовательской работы. В школе мы не готовим
литературоведов. Постановка такой задачи была бы утопичной, нереальной.
Факультативы, по нашему убеждению, должны расширять представления
школьников об искусстве, помочь им осознать, привести в систему все
разнообразие впечатления от искусства, получаемые по разным каналам.
В качестве темы для факультатива надо избирать не частный, как это
порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития
школьников вопрос, который объединяет все занятия факультатива общей и
содержательной мыслью.При этом характер проблемы, центральной для
факультатива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского
восприятия школьников, с кругом вопросов, их интересующих.



4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по
литературе.

Все действующие факультативные курсы по литературе имеют прямую связь с
основным школьным курсом старших классов: русская литература первой
половины ХIХ в. ( 9 класс), второй половины ХIХ в. (10 класс), литература
народов СССР советского периода (11 класс), курсы зарубежной литературы (9-
11 классы).
[ ;230]. Факультативные курсы развивают и дополняют содержание и
ведущие идеи основного курса литературы и образуют в сочетании с ним
программу повышенного уровня среднего литературного образования.
До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет
единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе.
Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия «не должны иметь
учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к
свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с
необязательным, не зафиксированным программами содержанием и
образовательными задачами, иметь как можно меньше общего с уроком
литературы»[ ;120]. Во многих, часто априорных, суждениях о
факультативных занятиях по литературе нередко проявляется стремление
концентрировать внимание только на отличиях факультативных занятий от урока
литературы.
Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения
литературы на факультативных занятиях в высшей степени актуальна и другая
сторона проблемы – общность процессов литературного образования во всех его
организационных формах, прежде всего единства факультативных занятий с
уроком литературы.
Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе
позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении литературы на
уроках и факультативных занятиях.
Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения
литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и
развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать,
что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного
обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех
или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной
работе.
Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного
изучения литературы являются свободный выбор учениками литературы как
предмета изучения и целенаправленное развитие литературных интересов и
способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе,
толкования творчества писателей и литературного процесса, усвоения
дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний и развития
устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность , глубину и
концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-
художественных фактов и явлений. Здесь в особенности четко проявляется
основное предназначение факультативов – совершенствование результатов
изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и
факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию,
закрепление и углубление их на новом материале.
В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное
положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной
работой по литературе. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют
строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний,
определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах
используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и
соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные
композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка
занятий.
Можно сказать, что учебный процесс на факультативных занятиях включает
в себя все основные виды внеклассной литературной работы. Говоря об учебном
процессе, мы подозреваем под ним «систему организации учебно-воспитательной
деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь
преподавания и учения: учебный процесс направлен на достижение целей
обучения и воспитания; он включает в себя все виды(формы) обязательных
учебных занятий и внеклассной работы учащихся»[ ;99].
Мы считаем возможным отнести к основным, наиболее специфическим формам
учебного процесса на факультативных занятиях беседы, лекции, практические
занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях
применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при
изучении основного курса литературы. Многообразие методов и форм учебной
работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения)
источник развития познавательных интересов школьников.
Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а
при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек)
открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства
учеников и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности
общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет
универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится
разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе
беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой
деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и
эффективность обучения.
Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе
новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются
основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются
основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от
учащихся устойчивого произвольного внимания ; готовность и умение слушать и
конспектировать серьезную лекцию составляют предмет специальных обучающих
воздействий со стороны учителя ( в том числе в форме заданий по составлению
плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной ).
Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они
способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе
повторения и обобщения теоретико- литературных знаний; школьники выполняют
много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного
содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и
совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в
целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом,
критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются
библиографические навыки и умения.
Семинары –форма учебных занятий, представляющая наибольшую
самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и
критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для
обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы
являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая
беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным
руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим
проблемам семинара. Кроме того для семинара, диспута большое значение имеет
такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и
особенно для докладчиков.
На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные,
индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-
преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и
диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной
деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на
конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.
Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют
постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы
учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более
поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение
эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной,
продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель
готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для
практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно
распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо
развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с
библиографией по теме: 2-3 учебных часа в факультативном курсе учитель
должен отвести на фронтальные занятия, связанные с техникой подготовки
сообщения, доклада, реферата, с библиографической информацией,
формированием библиотечных и библиографических навыков.
Так, например, приступая к изучению творчеству Пушкина на факультативе
в 9 классе, учитель в целях научно-библиографической информации проведет
визуальное знакомство учеников с научными изданиями сочинений Пушкина, даст
характеристику пушкинских библиографических и специальных справочников и
словарей, образцов научных исследований творчества поэта, научно-популярных
и художественно-исторических книг о Пушкине. Занятия по современной
литературе советского периода в 11 классе учитель начнет вступительной
лекцией или беседой, которые желательно предварить читательской анкетой,
выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной
литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с
текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель даст
основные ориентиры для знакомства с современной литературой; назовет
выдающиеся произведения последних лет, а также продемонстрирует ученикам
современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет массовые
издания типа «Литературной газеты», «Роман-газеты» и т.д.
Для того, чтобы ученики овладевали умением самостоятельной работы с
критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию,
на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы
(каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует
рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки
литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты
доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и
систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках
аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с
основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее
раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части –
главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование
основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и
грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и
ссылок; приложение списка использованной художественной и критической
литературы.
Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при
подготовке им первого сообщения, доклада, реферата,да и во второй – третий
раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя.
Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение.
На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы
темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и
указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того,как ученик
прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать
«концепцию» доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей
консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его
редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.
На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование
групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5
человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает
результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по
отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих.
Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е.
заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному
использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной
деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые
задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные
задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю
информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях
затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит
наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает
заключения.
К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также
выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных
исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть
выполнены на основа одной-двух обобщающих работ, а «требуют отбора сведений
из разных и многочисленных источников, например: «Макаренковцы в жизни»
(реальные прототипы героев «Педагогической поэмы»; их жизненные судьбы) или
очерк жизни и творчества одного из молодых поэтов, павших на фронтах
Великой Отечественной войны (Павла Когана, Николая Майорова, Михаила
Кульчицкого и др.)»[ ; 131] по групповым заданиям проводится подготовка
литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок,
викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем
демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и
т.п.
В отличие от вузовского, школьный семинар должен основываться на
большем разнообразии видов самостоятельной работы учащихся с учетом разных
уровней их общего и литературного развития, разных возможностей и
способностей учеников, их склонностей к той или иной деятельности.



5. Содержание факультатива.

Содержание факультатива обычно определяется потребностями общества,
общей направленностью его развития, социально-идеологическим содержанием
обучения. Кроме того, содержание определяется спецификой учебного
заведения.
Так, до начала перестройки всего нашего общества в целом и образования
в частности, содержание факультативных курсов определялось конкретными
рекомендациями Министерства Просвещения и заключало в себе различные
ответвления школьной программы, рассмотренные более широко, углубленно,
например: «Русская литература первой половины XIX в., второй половины
XIX в., литература советского периода, литература, посвященная Великой
Отечественной войне и т.д.» [ ;234].
После начала перестроечных, реформаторских процессов, которые
значительно затронули и образование, содержание факультативов перестало
быть столь регламентированным, как ранее. Педагоги получили большую свободу
в выборе тем для дополнительных занятий с учащимися, после чего можно
наблюдать значительное разнообразие тем. Хотя, в основном, новые,
оригинальные формы факультативов разрабатываются методистами с более четкой
ориентацией на специальные учебные заведения, как то: гимназии, лицеи с
гуманитарной направленностью, углубленным изучением литературы,
лингвистических дисциплин и т.д.[ ]. Причем педагогами выбираются темы,
имеющие актуальность в современном образовании. Например, для школ с
углубленным изучением английского языка предлагаются такие факультативные
курсы, как «Американские классики» (Н.П.Михальская), «Английская
литература: писатель и время» (Н.П.Михальская)[ ],что значительно
расширяет кругозор ученика в литературе, обычаях, мировоззрении
англоязычных государств, играющих в настоящий момент в мире значительную
роль.
Также популярными становятся факультативные курсы по литературе,
совмещенной с краеведением, например: «Литературные традиции Тамбовской
земли» (В.Е.Андреев) [ ],что кроме овладения искусством слова развивает
в учениках еще и трепетное, уважительное отношение к своей малой родине,
усвоение знаний по истории родного края. Таким образом, в последнее время
тематика факультативных курсов значительно расширилась, причем часто она
сочетается с различными видами искусств или же посвящается истории
литературного процесса, что способствует более глобальному пониманию
школьниками литературы.

ГлаваII. Факультативный курс «Современные тенденции в развитии русской
литературы».

Нами разработан факультативный курс «Современные тенденции в развитии
русской литературы, включающий в себя сведения как из теории, так и из
истории мирового искусства и, в частности, русской литературы. Его
содержание позволяет сформулировать название следующим образом:
«Современные тенденции в развитии русской литературы». Однако, учитывая
обширный объем этой темы на современном этапе развития русской литературы,
значительное количество литературных течений и методов, их сложность для
понимания школьниками старших классов, мы решили ограничиться, лишь
тенденциями постмодернистической эстетики в русской литературе.
Однако это направление также достаточно сложно для понимания, требует
знания большого объема русской классической литературы, всех его этапов,
знания основных философских идей, взглядов XIX и XX веков. Подобный уровень
в какой-то мере доступен лишь ученикам одиннадцатых классов, т.к. они
ознакомились с основной частью классической и приступили к изучению
современной литературы.
Данный курс мы рекомендуем для гуманитарных гимназий, лицеев, школ с
углубленным изучением литературы и истории.
Основная цель курса – познакомить школьников с постмодернистской
эстетикой и ее местом, в русской литературе, и, в частности, в литературе.
Задачами курса являются:
1) Знакомство с эстетическими положениями постмодернизма.
2) Анализ и выявление постмодернистских черт в произведениях
А.Битова, В Пелевина.
3) Обзорное знакомство с произведениями других авторов,
работающих с использованием постмодернистских приемов.
4) Рассмотрение творчества поэтов-постмодернистов (концептуалистов,
метометафористов и др.)
5) Введение литературоведческих терминов «постмодернизм», «поп-
арт», «соц-арт», «симулякр» и др.
6) Попытка определить место и роль постмодернистской эстетики в
современной русской литературе.
Данный факультатив рассчитан на 35 часов в год (1час в неделю или 2
часа в две недели). Основными формами занятий предполагаются беседе,
лекция, практические занятия, семинар, доклады учащихся.
Актуальность данной темы видится в том, что постмодернизм как
философия, как эстетика, как мировоззрения с момента зарождения последние
десятилетия приобретает все большее значение в мировой культуре.
В нашей стране первые ростки постмодернизма появились в начале XX века
как противостояние авангардной парадигме и как результат прогресса
общественной мысли и философии. Постепенно сторонники этой эстетики
появляются во многих видах искусства – в литературе, киноискусстве,
изобретательном искусстве и др.
С появлением сетей массовой коммуникации, Internet, с усилением в нашей
жизни роли компьютеров появилась возможность замены реального мира
компьютерной иллюзией. Таким образом, теперь мы все в большей или меньшей
степени соприкасаемся с виртуальной реальностью, существование которой
ставит под сомнение существование действительой реальности. Именно на этом
сомнении, как основном принципе и строится все произведения
постмодернистской эстетики. К тому же подобный взгляд на мир вскоре станет
составной частью нашего мировозрения. Именно поэтому необходимо знакомить
школьников с одной из основных философско-эстетических мыслей XX века. При
этом необходимо учитывать, что исследователи, философы, филологи,
искусствоведы, считают, подобную ситуацию весьма перспективной и
значительной для развития русской и мировой культуры, хотя эта проблема
пока однозначно не решена.
Мы считаем, что знакомство с постмодернистской литературой, с ее
чертами и философией для школьников гуманитарной направленности необходимо,
т.к. этап постмодернизма в истории мировой и русской культуры начинает
играть существенную роль, хоть и не определенную до конца.
Учитывая сложность темы, предлагаем в процессе факультатива
ограничиться знакомством с некоторыми признаками постмодернизма, в основном
формальными, а также изложить основополагающие философские взгляды, которые
будут наиболее доступны для понимания школьников. Данные теоретические
положения рекомендуется рассмотреть на примере рассказов
В.Пелевина «Спи», «Девятый сон Веры Павловны» для того чтобы они были более
понятыми в последствии.
Основная часть курса будет заключаться в прочтении и анализе
произведений двух представителей постмодернистской эстетики – А.Битова
«Пушкинский дом» и В.Пелевина « Омон Ра »
А.Битов интересен нам как представитель поколения «шестидесятников». Он
одним из первых в нашей стране стал последовательно использовать
формальные приемы постмодернизма. Виктор Пелевин -–писатель молодого
поколения, быстро набирающий популярность и имеющий влияние на молодежь
разной степени образованности. Он представитель крайней ветви
постмодернизма – поп-арта в своем творчестве обнаруживает сходство с
западным постмодернизмом. Эти два писателя – представители разных
направлений, и нам необходимо рассмотреть их творчество, чтобы дать
наиболее полную критику этого явления.
При анализе этих произведений необходимо будет найти их своеобразие и
черты, присущие постмодернизму, а также познакомиться с личностью
писателей, их основными работами.
Нелишним будет и знакомство со стихотворным творчеством и поэтами,
примыкающими к данной эстетике. Завершающим этапом курса станет совместная
со школьниками характеристика постмодернизма как культурной и философской
эстетики.
Что касается практических рекомендаций по распределению занятий, то мы
считаем что более удобным будет проводить спаренные занятия раз в две
недели в течении всего учебного года, так тематический план предусматривает
занятия объемные, охватывающие широкую тему, требующую подробного
рассмотрения. Для таких занятий одного часа в неделю будет недостаточным. К
тому же учащимся будет необходимо время для прочтения рекомендуемых
произведений, критических статей, дополнительной литературы, выполнения
домашних заданий.

Тематический план факультатив

Новинки рефератов ::

Реферат: Валентин Распутин (биография) (Литература)


Реферат: Связь Пушкина с Брянщиной (История)


Реферат: Порядок прохождения военной службы офицерским составом и статус военнослужащих (Военная кафедра)


Реферат: Обучение в Германии (Педагогика)


Реферат: Маркетинговi дослiдження фiрми (Менеджмент)


Реферат: Триангуляция (Математика)


Реферат: Археология Восточных славян в 6 в. (История)


Реферат: Методика организации тематических выставок в школе (Педагогика)


Реферат: Вирусы и антивирусное программное обеспечение (Программирование)


Реферат: Католицизм (Мифология)


Реферат: Кризис политической системы СССР в период 1986-1991 годов (История)


Реферат: Описание AVP (Компьютеры)


Реферат: Химические волокна (Химия)


Реферат: Древняя Греция политика (История)


Реферат: Порядок видачі наряду на роботу (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Суждение (Логика)


Реферат: Карл Павлович Брюллов (Искусство и культура)


Реферат: Сельское хозяйство (Сельское хозяйство)


Реферат: Оборона Севастополя (История)


Реферат: "Лишние люди" в произведениях Тургенева (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист