GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Абай Кунанбаев (1845-1904) (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Абай Кунанбаев (1845-1904) (Литература)



«Министерство образование РК»



на тему:
«Абай Кунанбаев»
«Джамбул Джабаев»



Выполнил: Русанов.И.А.
Проверил: Аскарова.М.К.



«Ак-Су 2001г»

Огромную роль в просвещении своего народа сыграл основоположник
письменной казахской литературы поэт
Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично-
го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многи-
ми обычаями предков, оспаривал установления корана,что-
бы обратиться к подлинным источникам света и знания.
Он хотел навсегда избавить родину от нищеты духа ,стре-
мился к тому, чтобы его соотечественники приобщились
к достижениям мировой культуры. И Абай многое для это-
го сделал. Его лирические и философские стихи глубоко
содержательны, художественно совершенны, связаны с
народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им
в казахскую литературу. Серьёзно и строго относился Абай
к творческой работе поэта. Он писал:
Стих-это вождь средь слов, ценнейший их отбор,
Талантливый поэт слагает речь в узор…
Абай был знаком с деятелями русского освободительного
движения, учениками Чернышевского, сосланными в Си-
бирь, и высоко ценил передовую русскую культуру. «Пом-
ни ,- писал он ,- что главное – научиться русской науке .
Наука, знание…искусство – всё это у русских. Для того что-
бы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать
русский язык и русскую культуру. Русские видят мир.Если
ты будешь знать их язык , то на мир откроются и твои гла-
за.» Таков был завет Абая.
В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно разли-
чимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки
социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызы-
вало открытое недовольство богатого байства и привело к
тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как
политически неблагонадёжный.
В романе лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова
«Абай» есть несколько особенно примечательных эпизодов.
В одном из них рассказывается о том, как пылкое письмо
пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание переложить
его на казахский язык. Рассказано, как бережно и долго поэт искал нужные
слова, как исполнил перед слушателями
вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые стихи,
как сама собою сложилась мелодия, как её подхватили юные ученики поэта – и
смятённые чувства влюблённой
русской девушки стали песней, которая долго звучала на
казахских праздниках и соревнованиях акынов. В других
эпизодах, там, где Абай выступает как защитник угнетён-
ных от произвола и как учитель поэтической молодёжи,
образы лермонтовского бунтаря Вадима и «народных зас-
тупников» Некрасова помогают казахскому просветителю
определить истинное назначение поэта.
Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил
молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в при-
теснении слабого сильным и бедного богатым общую при-
чину- несправедливость существовавшего тогда социально-
го устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе.
Джамбул Джабаев.(1846-1945)
Народный казахский певец-акын Джамбул пел свои
песни, аккомпанируя на народном инструменте - домбре.
Эти песни слышали во всех уголках Советского Союза.
Знаменитый акын родился в Жетысу (Семиречье) у
подножья горы Джамбул, по имени которой он и был наз-ван Джамбулом. Отец
будущего народного поэта был
бедным скотоводом-кочевником.
Вырос Джамбул в юрте. Вместе с семьёй он переезжал
С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца, был известным
домбристом (домбра - народный струнный инструмент).
Джамбул очень любил слушать его песни и двенадцать
Лет от роду научился играть на домбре. «Когда инструмент попал мне в
руки, я забыл о шалостях, - вспоминает
Джамбул, -мне казалось, что звенит не домбра, а моё моло-
дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана.


Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет Джамбул
решил жить самостоятельно. Во время
«уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам и пел
«жарапазан» (обрядовую песню).
Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к
знаменитому акыну Суюнбаю, который, выступав
песню Джамбула, сказал: «У тебя есть способность быть
акыном. Ты обладаешь хорошим голосом. Слова, которые
ты поёшь, выбраны очень удачно».
Джамбул стал учеником Суюнбая. Акын, выезжая в
аулы, брал с собой ученика. Сперва Джамбул исполнял песни, сложенные
учителем, затем он стал петь и свои
собственные. Он готовился к состязаниям с акынами. Для
этого он изучал историю своей родины, сказания казахского
героического эпоса, песни раздольной степи.
И песнь его становилась всё сердечнее, всё сильнее
воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я
пел о себе, я одновременно пел о народе».
Постепенно ширились слава Джамбула.
Песня в степи - большая сила. Песни Джамбула летели
по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его
песен.
«Так прожил я до 55 лет, - рассказывает Джамбул. -…В
55 лет я стал сутул, как старый беркут, глаза - померкли, а голос
ослаб. Вместо домбры у меня в руках появилась
палка. Вместо широкой степи - узкая постель».
Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни.
Он услышал имя Ленин и стал свидетелем победоносного
шествия Красной Армии.
Преображалась его родная степь. И вот престарелый
певец, который, казалось, уже завершал свой творческий и
жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав
прилив свежих сил, взял я в руки домбру. Вернулась моя
молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией твор-
ческая молодость певца-акына нашла своё выражение в
многочисленных ярких песнях и поэмах, посвящённых
новой жизни в обновлённой казахской степи.
Во всех твоих произведениях, больших и малых,
Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цвети-
стой и пёстрой, как убранство и быт народов Азии, богатой
сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изрече-
ниями.
Явления истории и культуры других народов Джамбул
умеет делать глубоко своими, национальными. Так,Пушкин у него становится
«акыном», Калинин - «аксакалом» (т.е.
«белобородым» - самым старшим), Горький тоже прибли-
жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами
краю о солнечном Горьком я песню пою».
В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских
Людей и фашизмом. Стихи Джамбула, посланные им в
Осажденный гитлеровцами Ленинград ( «Ленинградцы, дети мои»), были
поддержкой для героических защитнеков
города.
Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё
«Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб
сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую
отомстить
за него захватчикам.
Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г., не дожив всего
нескольких месяцев до своего столетия.







Реферат на тему: Авторская песня в Красноярске


Авторская песня в Красноярске


История авторской песни в нашей стране насчитывает около 40 лет. В годы
хрущевской "оттепели" стали известны первые песни Булата Окуджавы и Юрия
Визбора, Владимира Высоцкого и Александра Галича, Михаила Анчарова и
Александра Городницкого.
Этих людей и их последователей стали называть бардами (менестрелями).
Вообще барды - это странствующие певцы и поэты, которые пели свои
собственные стихи. В России же в XIX веке слово "бард" было синонимом
слова "поэт". Может быть, еще и поэтому Булат Окуджава назвал авторскую
песню формой существования русской поэзии.
Барды начала 60-х годов пели о любви и романтике, о дружбе и
взаимовыручке. о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и
слабости человеческого духа - то есть о жизни во всех ее проявлениях. Эти
песни писались думающими людьми для думающих людей. Профессиональные
литераторы и любители, получившие музыкальное образование и едва
владевшие гитарой, обладатели сценических голосов и не имевшие вокальных
данных - все они стали властителями умов значительной части поколения 60-
х.
А вскоре отчетливо определилась и социальная роль авторской песни. Многие
из известных бардов так или иначе вступали в конфликт с властями
брежневской эпохи из-за своих песен - будь то откровенная "Баллада о
прибавочной стоимости" Александра Галича или иносказательная "Охота на
волков" Владимира Высоцкого. Тем ценнее становились для настоящих
любителей авторской песни магнитофонные записи корифеев жанра. Звуковой
самиздат значительно превосходил по тиражам рукописный.
Разумеется, попадали эти записи и в Красноярск, и в другие города и
поселки Красноярского края. И прежде всего - в руки тех, кто пел под
гитару дворовые, туристские, "столбистские" песни.
Вообще становление авторской песни в Красноярске невозможно представить
без знаменитых "Столбов". Эти скалы давали молодым людям возможность
самоутверждения, ощущения свободы и риска, полноты жизни, где все - по
"гамбургскому счету". И эти настроения отражались в "столбистских"
песнях, об авторах большинства которых известно лишь, что они ходили на
"Столбы".
К середине 60-х годов на судостроительном заводе Красноярска существовала
группа альпинистов и скалолазов под руководством Владимира Путинцева
(впоследствии - заслуженный тренер СССР и Российской Федерации). Они
писали стихи, пели под гитару песни, используя для них широко известные
мелодии или простые мотивы собственного сочинения. Среди них выделялся
Николай Молтянский, который хорошо владел гитарой и был обладателем
приятного голоса. Тогда же свои первые песни написал молодой инженер
Адольф Мельцер. В 1963 году в песне "Горы и корабли", быстро ставшей
популярной в "столбистской" среде, он писал:
- Это жажда скитаний не дает нам покоя,

Кровь цыганская бродит и в жилах кипит ...

Я скажу вам, ребята - жить, наверное, стоит,

Если есть в этом мире горы и корабли ...
Начало организации бардовского движения в Красноярске было положено
осенью 1967 года. В это время при городском комитете ВЛКСМ активно
работал молодежный клуб "Горизонт", который возглавлял Вадим Лившиц. Клуб
занимался организацией досуга и развитием творческого потенциала молодежи
по разным направлениям - кинодело, джаз-клуб, туризм и др.
В недрах клуба "Горизонт" и родилась идея провести конкурс самодеятельных
авторов и исполнителей. Через горком комсомола были собраны заявки на
участие в конкурсе на лучшее исполнение туристской и студенческой песни
"Менестрель-67". Большую роль в организации конкурсного концерта сыграл
член оргкомитета и жюри, молодой инженер Виталий Крейндель.
Концерт проходил 24 ноября 1967 года в актовом зале Сибирского
технологического института. Состав участников конкурса был весьма
разнородным. Заявки подавали и студенческие ансамбли, и "столбистские"
группы, и отдельные исполнители. Некоторые из них едва владели гитарой, а
тексты их стихов оставляли желать много лучшего. Но во всем было столько
энтузиазма и искренности, что конкурс вызвал огромный интерес. Публика,
представленная в первую очередь студенческой молодежью и "столбистскими"
компаниями, с трудом разместилась в зале, а балконы просто "трещали",
грозя обвалиться.
Среди участников особенно выделялись те, кто начинал авторскую песню в
Красноярске: Юрий Бендюков, Игорь Попов, Сергей Попов, Виктор Бурмистров,
Николай Еремин, Николай Молтянский и другие. Лауреатами стали выступавший
за команду университета Юрий Бендюков, студент Красноярского медицинского
института Николай Еремин, инженер судостроительного завода Адольф Мельцер
и Николай Молтянский.
В начале 1968 года перед красноярцами впервые выступили гости - уже
широко известные в стране барды Юрий Кукин и Валентин Вихорев.
Воодушевленные первыми успехами, организаторы и победители конкурса в
марте 1968 года отправились в Новосибирск на фестиваль авторской песни.
Это событие получило широкий резонанс в то время и остается до сих пор
яркой страницей в истории российского бардовского движения. 11 марта 1968
года орган ЦК КПСС газета "Правда" сообщила: "В залах Академгородка и
некоторых вузов Новосибирска в эти дни проводится своеобразный праздник
самодеятельной песни. Он привлек певцов из Москвы и Свердловска,
Ленинграда и Севастополя, Новосибирска и Красноярска". Тон сообщения
вполне благожелательный, и никто еще не знает, что вот-вот партийные
идеологи в центре и на местах начнут массированное наступление на
авторскую песню и самодеятельных авторов.
В красноярскую делегацию входили Вадим Лившиц, Виталий Крейндель, Юрий
Бендюков, Николай Еремин и Адольф Мельцер. Выступать должны были трое
последних, но в дороге Адольф Мельцер простудился, и Юрию Бендюкову
пришлось петь "за двоих". Совершенно неожиданно для красноярцев из-за
опоздания ряда известных участников фестиваля им пришлось выполнить столь
же почетную, сколько и трудную миссию - открывать фестиваль. И Юрий
Бендюков с Николаем Ереминым в первом концерте фестиваля каждый спели
более десятка песен, заполнив таким образом оба отделения концерта. Так
впервые красноярские барды заявили о себе на всесоюзной арене.
Потом были новые концерты, в которых красноярцы участвовали вместе с уже
широко известными или вскоре ставшими таковыми Александром Галичем, Юрием
Кукиным, Сергеем Чесноковым, Александром Дуловым, Владимиром Бережковым,
Александром Дольским и другими. Были встречи, дискуссии, неформальное
общение, беседы на разные темы, визит в гостиницу к уже опальному
Александру Галичу. Именно он исполнением моментально ставшей знаменитой
"Баллады о прибавочной стоимости" и других песен навлек на себя и
авторскую песню вообще гнев властей. Конечно, Александр Галич был не
единственным "вольнодумцем" в бардовском движении, но он уже ранее познал
и литературный успех, и всесоюзную известность. Кстати, играл он в
Новосибирске на гитаре Николая Еремина, которую ему настраивал Юрий
Бендюков. Добавим к этому, что Адольф Мельцер сохранил автограф
Александра Галича, датированный 8 марта 1968 года.
Красноярская делегация вернулась из Новосибирска с идеей пригласить к
себе кого-либо из ведущих бардов страны. Уже были выпущены афиши: "Клуб
песни. В гостях у клуба "Горизонт" Ленинградский клуб песни "Восток". В
частности, ждали известного барда Евгения Клячкина.
Но руководителей клуба "Горизонт" пригласили в горком КПСС и настоятельно
порекомендовали не делать этого. Никакие аргументы в расчет не
принимались. Разумеется, это были отголоски кампании, начавшейся во
всесоюзном масштабе. Ведь приглашать гостей собирались в апреле 1968
года, а именно тогда и начали появляться в прессе разгромные статьи в
адрес и Новосибирского фестиваля, и Александра Галича. Так, статья "Песня
- это оружие" была напечатана в газете "Вечерний Новосибирск" 18 апреля
1968 года.
Скорее всего, местные идеологи просто перестраховались, поскольку Евгений
Клячкин не писал песен острого социального содержания. А движение
самодеятельной песни под эгидой комсомола теперь стремились направить в
русло чисто туристских, "костровых" песен.
В августе 1968 года в журнале "Турист" были опубликованы текст и ноты
песни Юрия Бендюкова "Шагают парни по земле". В песне есть и романтика, и
сдержанная суровость:
- Уходит юность к вершинам белым,

Шагает всюду под небом синим.

Уходит юность тропою смелых

Туда, где трудно, где место сильным.
Красноярец был назван в числе оригинальных талантливых авторов
самодеятельной песни. И действительно, в разных уголках страны были
известны песни Юрия Бендюкова "Свет погасим" и "Робинзон", "Капитан" и
"Сигарета".
В декабре 1968 года в рамках Красноярского краевого слета туристов прошел
конкурс самодеятельной песни в Доме работников просвещения. В нем
участвовали любители авторской песни из Красноярска, Норильска, Канска,
Минусинска, Абакана и других городов края. Победителями вновь оказались
Николай Еремин и Юрий Бендюков. Лучшими же коллективами были названы
представители Абаканского педагогического и Красноярского
политехнического институтов. (Не символично ли то обстоятельство, что
впоследствии Николай Еремин стал известным поэтом, главным редактором
альманаха "Енисей", а Юрий Бендюков - уникальным мастером по изготовлению
гитар?).
Но клуб песни в "Горизонте" к концу 1968 года уже прекратил свое
существование. Ушли Виталий Крейндель и Адольф Мельцер. На время пришлось
отказаться от приглашения гостей из других городов. Конкурсы и фестивали
не проводились. Конечно, любители авторской песни собирались время от
времени на "Столбах" и в некоторых вузах. Но организованного движения, а
тем более городского клуба в течение ряда лет не было.
Юрий Бендюков утверждает, что клуб в Красноярске (он называет его "вторым
клубом") возродился в 1972 году. Но никаких документальных свидетельств
этого не обнаружено.
Евгений Паклин уверенно называет датой восстановления клуба 1976 год, а
среди постоянных членов клуба - Юрия Бендюкова, Игоря Попова, Сергея
Попова, Владимира Хаскина, Людмилу Ким, Людмилу Ершову, Татьяну
Александрову, Нину Рыгалову (Теплых).
Очевидно, отдельные группы любителей авторской песни так или иначе
продолжали встречаться. Не исключено, что некоторые из них могли считать
себя клубами. Но более вероятно, что единого организующего центра не
было, и все эти группы действовали самостоятельно.
Наиболее активно в эти годы проявил себя клуб самодеятельной песни в
Красноярском политехническом институте во главе с заведующим кафедрой,
опытным альпинистом Борисом Соустиным. Ему удалось организовать во второй
половине 70-х годов выступления в Красноярске Евгения Клячкина, Юрия
Визбора и Александра Дольского.
Новое возрождение городского клуба самодеятельной песни (КСП) в
Красноярске произошло в 1979-1980 годах.
Людмила Воеводина (Григорьева) относит воссоздание клуба к осени 1979
года. На втором этаже городского Дворца культуры два раза в неделю по
вечерам стали собираться человек 10-12 авторов и исполнителей
самодеятельной песни. Среди них Елена и Александр Альшанские, Елена
Большакова, Александра Костерина (Дарьянова), Евгений Паклин, Ольга
Ненилина и другие. По выходным дням все дружно ходили на "Столбы", где в
гостеприимных избах пускали гитару по кругу и пели до утра. Пели песни
Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Юрия Кукина, но прежде всего -
"столбистские". Очевидно, дух "столбизма" преобладал над духом КСП.
Уже в декабре 1979 года взявший на себя функции руководителя Михаил Угай
договорился с дирекцией Дома работников просвещения, куда клуб и
перебрался в течение 1980 года. Опытные Юрий Бендюков и Владимир Хаскин
некоторое время со сдержанным любопытством наблюдали за усилиями
молодежи, в известной степени дистанцируясь от нее. Но когда в течение
1980 года КСП сформировался как организационная структура, они начали
активно участвовать в его работе. Клуб был включен в число творческих
коллективов Дома работников просвещения, и человеку, выполнявшему
обязанности руководителя, выплачивали небольшую зарплату. На протяжении
80-х годов президентами КСП формально числились Людмила Воеводина, Юрий
Бендюков, Светлана Якатова, Елена Воронина, Сергей Попов, Владимир
Хаскин.
С 1980 года клуб установил тесные контакты с Красноярским крайкомом
комсомола. Это сотрудничество было вполне взаимовыгодным. КСП по заданиям
крайкома устраивал концерты на комсомольских собраниях, на избирательных
участках, на встречах ветеранов, в студенческих и рабочих общежитиях и
т.п. В свою очередь комсомольские органы оплачивали поездки членов КСП на
бардовские фестивали, которые в то время стали очень модными и
проводились во многих городах страны. Только в 1980-1983 годах красноярцы
побывали на нескольких Таймырских фестивалях в Норильске, в Усть-Илимске
и Алма-Ате, Челябинске и Владивостоке.
К этому времени в рядах любителей авторской песни в Красноярском крае
появились новые люди, которым было суждено в ближайшем будущем сыграть
важную роль в развитии бардовского движения. В Красноярск приехал из
Казани физик Евгений Савельев. Пришли в клуб музыкант Лариса Ялынская и
милиционер-журналист Валерий Кузнецов. Начал работать на заводе
экскаваторов Виктор Аникеев, имевший опыт работы в КСП Ленинграда и
Белоруссии. Все чаще участвовала в концертах будущий президент
Дивногорского КСП Валентина Пономарева. В Шарыпово обосновался
демобилизовавшийся из армии Геннадий Васильев.
В Норильске клуб самодеятельной песни возник еще в 1978 году. Тогда же
был проведен I Таймырский фестиваль авторской песни, который сразу же
стал ежегодным. Активное участие в работе норильского клуба принимал
Владимир Лялин, позднее переехавший в Красноярск. Далеко за пределами
края пользовался известностью лучший квартет норильского КСП: Валерий
Соловов, Владимир Клепалов, Валентина Смарыга и Елена Истратова.
Норильчане были лауреатами знаменитого Грушинского фестиваля под Самарой.
Конечно, в то время Таймырские фестивали, как и любые другие, были в
значительной мере идеологизированы. Так, V фестиваль в ноябре 1982 года
был посвящен 60-летию образования СССР и именовался фестивалем
"самодеятельной патриотической туристской песни". Его проводил, в
частности, Таймырский окружной комитет профсоюзов во Дворце культуры
Норильского горно-металлургического комбината. Девизом фестиваля были
строки известного поэта Дмитрия Сухарева:
- А песня готова на бой,

А песня на плаху готова,

Покуда в ней каждое слово

Оплачено нашей судьбой.
В Шарыпово осенью 1980 года состоялся I фестиваль самодеятельной песни. В
конкурсе поэтов победил Геннадий Васильев. Вскоре из Москвы приехали
имевшие опыт организации бардовского движения Борис Берхин и Сергей
Гандкин. Фестивали проводились ежегодно, а в 1984 году при Шарыповском
горкоме ВЛКСМ возник клуб "Дети подземелья", оборудовавший для себя один
из заброшенных подвалов.
Клубы самодеятельной песни появились в Красноярске-26 (Железногорске),
Абакане, Сосновоборске, Дивногорске, Саяногорске, Назарово, Бородино и
некоторых других городах края. В Красноярске же время от времени
появлялись новые или продолжали действовать старые небольшие клубы (или
группы), практически не связанные с городским клубом: альпинистов
политехнического института (Сергей Ченцов), филологов университета (Игорь
Ким), геологов города (клуб "Триас") и другие. В то же время городской
КСП в 1983-1985 годах переживал некоторый спад, вызванный отходом от
бардовского движения части активистов начала 80-х, которые ушли с головой
в свои домашние, семейные проблемы.
И опять ситуацию переломила "старая гвардия" - Юрий Бендюков, Владимир
Хаскин, Сергей Попов и другие. В Доме работников просвещения стали
проводиться так называемые "последние четверги", то есть ежемесячные
концерты с участием всех любителей авторской песни по принципу "открытого
микрофона".
Но главной идеей, позволившей довольно быстро преодолеть спад, стала идея
организации красноярского фестиваля самодеятельной песни. В ходе
подготовки к I фестивалю с помощью комитетов комсомола были организованы
районные и городские конкурсы самодеятельной песни. Местом проведения
фестиваля был избран остров Сосновый.
I Красноярский межрегиональный фестиваль проходил в конце мая 1987 года.
Вели его Людмила Воеводина и Наталья Потехонченко (Попова). С агитпоездом
ЦК ВЛКСМ приехали известный путешественник Дмитрий Шпаро и эстрадный
автор и исполнитель Игорь Николаев. Большую лепту внесли альпинисты
Сергей Баякин, Валерий Балезин. В жюри работали Юрий Бендюков, художник
Михаил Молибог и другие. Среди лауреатов фестиваля - Геннадий Васильев,
только что перебравшийся из Шарыпово в Красноярск, Светлана Филиппова,
Сергей Баякин, Игорь Ибрагимов, Евгений Осипов. Фестиваль вызвал огромный
интерес и прошел с большим успехом.
В "Песне о городах" лауреат фестиваля Геннадий Васильев своеобразно
использовал тот факт, что город Шарыпово после смерти К.Черненко недолго
носил его имя:
- Раньше времени не морщи лба,

Не грызи ни локоть, ни коленку:

Нам с тобою выпала судьба

Жить в прекрасном городе Черненко.
Вполне удался и II Красноярский фестиваль на Сосновом в 1988 году. В
дальнейшем фестивали стали проводиться один раз в два года по четным
годам, а по нечетным красноярцы собирались на фестивалях в Шарыпово.
Несколько раз председателем жюри работал известный московский бард Борис
Вахнюк, с которым красноярцы познакомились в Норильске.
Казалось бы, что кризис преодолен, но на самом деле в конце 80-х годов он
принял новые формы.
Отчасти это было связано с общей ситуацией в стране. Наступила эпоха
гласности, и собственный голос авторов-исполнителей начал тонуть в общем
хоре, растворяться в нем. Возле бардовского движения появилось много
случайных людей, для которых пьяные "тусовки" были важнее авторской
песни. А число истинных ценителей и энтузиастов заметно сократилось.
Когда "старая гвардия" попробовала что-то планировать, учить новичков
игре на гитаре, многие просто возмутились. Ведь они приходили в клуб "для
души", а тут их пытаются поставить в какие-то рамки!
С другой стороны, вчерашние единомышленники вдруг по-разному начали
оценивать не только плоды "перестройки", но и предназначение КСП. По
клубам страны прокатилась волна "расколов", захватив и ряд сибирских
городов: Новосибирск, Иркутск, Норильск и другие. В Красноярске в конце
80-х годов прямого раскола еще не произошло. Возможно, в силу некоей
аморфности, расплывчатости организационной структуры КСП. Хотя идея об
отделении группы ведущих авторов-исполнителей не раз обсуждалась. В то же
время "творческая" часть КСП начала дистанцироваться от "нетворческой".
Сменился руководящий состав клуба: президентом стал журналист Геннадий
Васильев, членами совета физик Евгений Савельев, программист Марина
Тарасова и другие.
В это время начались ремонт и реставрация Дома работников просвещения,
растянувшиеся на несколько лет. КСП потерял помещение. Но полоса скитаний
по городу оказалась недолгой: сначала бардов приютил Дворец культуры
"Текстильщик", а затем Дворец культуры железнодорожников.
В ДКЖД удалось использовать хороший зал, получить свое помещение, помощь
и поддержку директора Галины Молчановой. И часть КСП задержалась там на
несколько лет. В Красноярске прошли концерты известных бардов Юлия Кима,
Александра Мирзояна, Михаила Щербакова (Москва), Владимира Ланцберга
(Туапсе), Владимира Туриянского и Леонида Сергеева (Москва). С сольными
концертами выступали и красноярские авторы: Валерий Кузнецов, Геннадий
Васильев, Лариса Ялынская и Евгений Савельев.
С помощью администрации ДКЖД были организованы индивидуальные приглашения
зрителей на бардовские концерты на открытках с домашними адресами. При
вместимости зала в 250 мест в картотеке клуба было около 600 адресов.
Концерты проводились довольно часто, но средств все равно не хватало.
В то же время часть давних активистов КСП осталась в Доме работников
просвещения, несмотря на все трудности, связанные с ремонтом и
реставрацией. В октябре 1989 года там возник ансамбль авторской песни
"Ау". Его костяк составили работники завода "Красмаш" Валентин Бережных и
Евгений Паклин, геологи Наталья Попова и Михаил Фасхиев, инженер Сергей
Попов. Позднее к ним присоединились студенты Елена Евдокимова и Анастасия
Виноходова. Трудности в подборе репертуара, связанные с большой разницей
в возрасте участников ансамбля, компенсировались их сплоченностью,
энтузиазмом, стремлением не только петь, но и играть на сцене, превращая
известные песни в игровые миниатюры. И здесь барды тоже пользовались
пониманием и финансовой поддержкой со стороны директора Дома работников
просвещения Аллы Фроловой. Но их связи с городским КСП остались лишь
номинальными.
Новым явлением стали так называемые "бардсплавы" по реке Мане. Ключевую
роль здесь играли энтузиасты из Сосновоборского КСП "Кедр" во главе с
Владимиром Бортниковым. Первый сплав состоялся в 1988 году, и с тех пор
они проводятся ежегодно.
Красноярцы приняли участие в работе бардлагеря "Борзовка" под Керчью.
Сначала там побывал дуэт Ларисы Ялынской и Евгения Савельева, а позднее
вместе с ними - Валерий Кузнецов и Светлана Филиппова.
Творчество Валерия Кузнецова пронизано юмором, но это юмор с горчинкой:
"Ох, бичей на Руси, ох, бичей!". Герой ряда его песен совхозный конюх
Фелетер Лазаревич, степенно рассуждающий то о демократии, то об искусстве
диалога, сродни герою песен А.Галича мастеру цеха Климу Петровичу:
- Не пугайтесь вопросов в упор,

Бейте в лоб, невзирая на сплетни.

Что с того, что ваш Первый был вор?

Он не первый вор и не последний.
В начале 90-х годов процессы брожения в красноярском КСП не прекратились.
Спонтанно произошло разделение на "стариков" и "молодых". "Старики" не
участвовали в организационных делах, но отношения между членами обеих
групп оставались вполне хорошими. Они устраивали совместные концерты,
провели в июне 1992 года IV Красноярский фестиваль авторской песни
(получивший статус I Сибирского фестиваля), а в ноябре отметили 25-летие
авторской песни в Красноярске.
Преобразование красноярских фестивалей в сибирские означало признание
заслуг красноярцев в развитии авторской песни в России. Так, на II
Сибирском фестивале авторской песни, проходившем в июне 1994 года в
Красноярске и на острове Сосновом, членами жюри, руководителями
творческих лабораторий и почетными гостями были Борис Вахнюк, Юрий Лорес,
Леонид Сергеев, братья Мищуки. Через творческие мастерские этих
авторитетных бардов прошли более 50 красноярских авторов и исполнителей.
Учитывая новые экономические условия, группа Геннадия Васильева - Евгения
Савельева решила образовать ассоциацию бардов и открыть собственный счет
в банке. 12 октября 1994 года управление юстиции администрации
Красноярского края зарегистрировало Устав ассоциации красноярских бардов
"КРАБ". Целями ассоциации были названы: содействие развитию авторской
песни, оказание помощи в деятельности членов ассоциации, ведущих авторов
и исполнителей, поддержка начинающих бардов, содействие развитию культуры
в Красноярском крае.
Учредителями ассоциации выступили 14 человек - ученые, журналисты,
геологи, инженеры. Здесь легко прослеживается желание объединить и тех,
кто начинал бардовское движение в Красноярске (Виталий Крейндель, Адольф
Мельцер, Юрий Бендюков, Николай Еремин, Борис Соустин), и тех, кто
зарекомендовал себя в последние годы (Валерий Кузнецов, Наталья Попова,
Лариса Ялынская, Виктор Аникеев, Светлана Филиппова и другие).
Президентом ассоциации был избран доцент университета Евгений Савельев,
вице-президентом - журналист Геннадий Васильев. В концерте красноярских
бардов, посвященном созданию КРАБа, принял участие мэтр авторской песни
Александр Городницкий, поздравивший сибиряков от имени ассоциации
российских бардов (АРБА).
Благодаря усилиям большого любителя и знатока авторской песни,
председателя краевого отделения общества "Мемориал" Владимира Сиротинина
в культурно-историческом центре Красноярска состоялись две выставки,
посвященные истории бардовского движения: весенний вернисаж "Наполним
музыкой сердца" в апреле 1994 года и "Песни 60-х" в июне 1996 года.
Выставка 1996 года дала старт III Сибирскому фестивалю авторской песни. А
через три недели после фестиваля, 28 июня 1996 года, в селе Выезжий Лог
Манского района состоялось открытие памятного знака Владимиру Высоцкому.
Здесь летом 1968 года проходили съемки художественного фильма "Хозяин
тайги", и Владимир Высоцкий выступал со своими песнями перед сибиряками.
В середине 90-х годов КРАБ организовал ряд концертов в Красноярске
ведущих бардов страны: Юлия Кима, Александра Городницкого, Александра
Дулова, Михаила Щербакова и других. Активную концертную деятельность вели
и сами красноярцы. Им удалось выпустить два магнитных альбома. Один из
них записал в Москве дуэт Ларисы Ялынской и Евгения Савельева, а другой -
известный альпинист и предприниматель Сергей Баякин. В одной из песен
Сергея Баякина есть строки, созвучные чувствам нескольких поколений
красноярцев:
- Мне говорили: "На "Столбах" ты хватишь перца.

Куда ты лезешь? Разобьешься в прах!"

Но я упрямо лез. Стучало сердце:

"Меня ничто не испугает на "Столбах"!"
В 1997 году у красноярских бардов появился еще один центр - Красноярский
гарнизонный Дом офицеров, который возглавил большой энтузиаст и любитель
авторской песни подполковник Сергей Нефедов. В результате только за один
год в зале Дома офицеров выступали Александр Дольский , Сергей Никитин,
Юрий Лорес, Леонид Сергеев, Владимир Болотин и Владимир Брусенцов, Роман
Рольгейзер и Александр Церпята (Новосибирск), Зинур Миналиев
(Днепропетровск). Прошли концерты местных бардов, состоялись вечера
памяти Булата Окуджавы и красноярца Владимира Хаскина, погибшего в
автокатастрофе. Летом 1997 года состоялись Шарыповский фестиваль
авторской песни и бардсплав по Мане.
Несомненно, перечень весьма внушительный, хотя в нынешних экономических
условиях красноярским бардам приходится нелегко. Их негромкое искусство
не привлекает нуждающихся в рекламе бизнесменов. У авторской песни - своя
аудитория, не очень большая, но, безусловно, интеллигентная и думающая.
В средствах массовой информации Красноярска в последние годы благодаря
усилиям КРАБа постоянно уделяется внимание истории авторской песни в
стране и в регионе. В 1992-1996 годах Валерий Кузнецов, а затем сменивший
его Геннадий Васильев вели на канале гостелерадиокомпании Красноярска
ежемесячную часовую радиопрограмму "Менестрель". Параллельно Валерий
Кузнецов организовал на телевидении программу "Бурлески" (иногда она
выходила в эфир под названием "Встречи друзей"), для которой готовились
клипы с записями песен красноярских бардов и лучших исполнителей
авторской песни. С ноября 1996 года на популярном канале "Авторадио"
Геннадий Васильев ведет еженедельную передачу "40 минут с бардами".
Не все программные цели КРАБа реализованы, хотя сделано немало. И все же
одна проблема волнует красноярских бардов больше других, больше
финансовых затруднений. Она заключается в отсутствии молодого пополнения.
Казалось бы, для ее решения делается все возможное, но уже в течение
длительного времени серьезных успехов добиться не удается.
Например, красноярский Дворец детства организует работу кружка "Гитарная
песня" и краевые фестивали для школьников, а в рамках ежегодных
фестивалей "Студенческая весна" проводится конкурс бардов. Участников,
как правило, много, а уровень очень невысокий. И даже лучшие из молодых
авторов и исполнителей практически не приходят в КСП. Их больше
привлекают современные музыкальные направления, где зачастую за бешеным
ритмом прячутся убогость текстов и примитивизм музыкального мышления.
И все же 30-летняя история развития бардовского движения на Красноярской
земле дает основания надеяться на то, что лучшие традиции будут сохранены
и приумножены. Есть люди, которые бескорыстно и преданно служат авторской
песне, и есть огромный пласт российской культуры, без которого уже
невозможно представить себе ни наше недавнее прошлое, ни наше обозримое
будущее.





Новинки рефератов ::

Реферат: Банковские риски (Банковское дело)


Реферат: Особенности пространственного мышления речи у детей с дизартрией (Педагогика)


Реферат: Воля (Психология)


Реферат: Австрия (География)


Реферат: Храм Христа Спасителя (Москвоведение)


Реферат: Миграция химических элементов (Химия)


Реферат: Колыбель Иркутского града (Спасская церковь) (Культурология)


Реферат: Анализ и сравнение правовых систем (семей) современности (Право)


Реферат: Парламент в зарубежных странах (Право)


Реферат: Великое посольство и его значение (История)


Реферат: Поэзия Марины Ивановны Цветаевой (Литература)


Реферат: Пушкин (Литература : русская)


Реферат: Организация безналичных расчетов в Украине (Деньги и кредит)


Реферат: История развития страхования в России и зарубежных странах (Страхование)


Реферат: Проблема занятости и безработицы в г. В. Уфалее (Социология)


Реферат: Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи (Искусство и культура)


Реферат: Искусственный спутник, запущенный с земли ( Космонавтика)


Реферат: Античная философия (Философия)


Реферат: Кредитная политика банка (Банковское дело)


Реферат: Пенсионное обеспечение (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист