GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской (Педагогика)



Министерство Образования РФ
Челябинский Государственный Университет
Институт психологии и педагогики



Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской



Реферат выполнил: студентка
гр. ПОЗ 201 А.А. Долгова
Проверил:
Доцент А.Ю. Акмалов



Челябинск-2003г.
Содержание:

Введение....................................................................
.......................................... 3
1 Глава. И.С. Якиманская – автор разработки технологии системы личностно-
ориентированного обучения………………………………………4
1.1. Жизненный и творческий путь И.С. Якиманской …………….4-7
1.2. Феномен личностно-ориентированного развивающего
обучения…………………………………………………………………………8
2 Глава. Личностно-ориентированное развивающее обучение…………….9
2.1. Модели личностно-ориентированной педагогики…………..9-12
2.2. Принципы построения личностно-ориентированной системы
обучения……………………………………………………………………13-17
2.3. Технология личностно-ориентированного обучения….......18-
20
Заключение..................................................................
......................................21
Список литературы……………………………………………………………22



Введение
Реферат посвящён проблематике личностно-ориентированного развивающего
обучения. Рассматриваются не только особенности данного обучения, но и его
специфика. Якиманская И.С. явилась автором разработчиком личностно-
ориентированной системы. В авторской концепции личностно-ориентированного
образования определены основные цели современной общеобразовательной школы,
важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее
благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в
учебном процессе. Таким образом, «личностно-ориентированное образование
есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это
целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от
традиционного учебно-воспитательного процесса» [5; 34].
Содержание личностно-ориентированного образования, его средства и
методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность
к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются
индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское
мышление.
Всякое обучение, по своей сути есть создание условий для развития
личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-
ориентированным [2; 7].
Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие
реальности, и, следовательно никакая предметная деятельность не гарантирует
образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом,
соучастником. А подчас и инициатором любого процесса своего образования.
Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-
ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего
времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно-
ориентированного развивающего обучения.
1 Глава. И.С. Якиманская – автор разработки технологии системы личностно-
ориентированного обучения.

1.1. Жизненный и творческий путь И.С. Якиманской

Ирина Сергеевна Якиманская — доктор психологических наук, профессор,
действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской
академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-
ориентированного образования в средней школе» Института педагогических
инноваций РАО 20 декабря 2001 г.
Родилась Ирина Сергеевна в Астрахани в семье врачей. Она с золотой
медалью окончила среднюю школу ив 1950 г. поступила на отделение психологии
философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, которое в 1955 г. окончила
также с отличием. Именно в университете у И, С. Якиманской сложился
устойчивый интерес к научной работе, в основе которого соединились ее
уникальная исследовательская одаренность и безусловное влияние таких
выдающихся мастеров отечественной психологии, как С.Л. Рубинштейн, А.Н.
Леонтьев и другие. Комиссией по распределению И.С.Якиманская была
рекомендована в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, где училась с 1955

по 1958г. В1959 г. она защитила кандидатскую диссертацию по теме:
«Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа

и условия задачи в процессе ее решения».
По окончании аспирантуры И.С. Якиманская работала в НИИ ОПП АПН, где
прошла путь от лаборанта до заведующей лабораторией. Сферами научных
интересов молодого ученого стали проблемы психологии труда, а затем — и
педагогической психологии.
Результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований
были обобщены в докторской диссертации по теме «Развитие пространственного
мышления школьника» (1980). В ней описана авторская концепция
пространственного мышления, согласно которой основным содержанием данного
вида мышления являются создание пространственных образов и мысленное
оперирование ими. И.С. Якиманская показала, что практически нет ни одной
области деятельности человека, где бы умение ориентироваться в
пространстве (видимом или воображаемом) не играло бы существенной роли.
И.С. Якиманская впервые описала и экспериментально доказала, что по
своей структуре пространственное мышление — многоуровневое иерархическое
образование, основными качественными показателями которого являются тип
оперирования пространственными образами, широта оперирования, полнота
образа, используемая система отсчета. Все многообразие случаев оперирования
пространственными образами было сведено к трем основным, приводящим: 1) к
изменению положения воображаемого объекта, 2) к изменению его структуры, 3)
к комбинации этих преобразований [4; 156].
Выделенные показатели позволили всесторонне охарактеризовать структуру
пространственного мышления, описать ее общие и специфические компоненты,
проанализировать психологические механизмы формирования структуры
пространственного мышления с учетом ее особенностей, что явилось базой для
дальнейших исследований многих специалистов в области психологии и
педагогики. Она справедливо утверждает, что «свободное оперирование
пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое
объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности» (Развитие
пространственного мышления школьника. М., 1980. С. 5).
Параллельно с исследованием путей развития пространственного мышления уже
в ранних работах И.С. Якиманской зародилось и другое направление научной
деятельности, которое сплотило вокруг нее еще большее число сторонников и
единомышленников — это личностно-ориентированный подход в обучении
школьников. Размышляя над проблемой, поставленной в свое время Л.С.
Выготским, о соотношении обучения и психического развития и критически
анализируя современные психолого-педагогические теории, И.С.Якиманская
пришла к выводу, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не
всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Полемизируя
с основоположниками развивающего обучения, по мнению которых источник
развития лежит вне самого ребенка — в обучении, И.С. Якиманская утверждает,
что каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта
«...прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему
от природы в силу индивидуальной организации» (Личностно-ориентированное
обучение в современной школе. М., 2000. С. 69).
С 1990 г. Ирина Сергеевна возглавляет отдел «Проектирование личностно-
ориентированного образования» Института педагогических инноваций РАО, в
который часто приезжают люди из многих уголков кашей страны, разделяющие
идеи личностно-ориентированного образования и желающие к ним приобщиться.
За прошедшее десятилетие сложился своеобразный коллектив единомышленников-
энтузиастов, объединивший сотрудников школ разных городов. На базе этих
школ происходят разработка и апробация новых технологий личностно-
ориентированного образования. Под редакцией И.С. Якиманской изданы свыше
двадцати сборников научных статей, авторами которых являются ее сотрудники,
а также директора и завучи школ разного типа, учителя.
Вместе с научной работой Ирина Сергеевна постоянно вела и продолжает
вести большую педагогическую деятельность, началом которой стало
преподавание психологии в школе № 259 Москвы, а затем — во многих
педагогических вузах. За годы своей работы она способствовала пополнению
рядов отечественных психологов, являясь научным руководителем дипломных и
кандидатских работ (под ее руководством защищены 20 кандидатских и две
докторские диссертации).
И.С. Якиманская на протяжении ряда лет была членом редколлегии журнала
«Вопросы психологии», а в настоящее время является членом редколлегии
журнала «Завуч». Она постоянно работает в различных специализированных
советах: Московского педагогического университета, Психологического
института РАО и Института коррекционной педагогики, Института
педагогических инноваций.
И.С. Якиманская является автором более 200 научных работ. В их числе
получившие широкое признание книги: «Развитие технического мышления
учащихся» (1964; в соавторстве с Т.В. Кудрявцевым), «Развивающее обучение»
(1979), «Развитие пространственного мышления школьников» (1980), «Знания и
мышление школьника» (1985), «Личностно-ориентированное обучение в
современной школе» (19%, 2000), «Как развивать учащихся на уроках
математики» (1996), «Технология личностно-ориентированного образования»
(2000). Многие работы переведены на польский, румынский, венгерский,
болгарский, немецкий, английский языки.
Научная деятельность И.С. Якиманской была отмечена медалями «За
доблестный труд» (1970), «Ветеран труда» (1986), имени К.Д. Ушинского
(1995), «В память 850-летия Москвы» (1998) [4; 157].



1.2. Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу
угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования. Если в традиционной философии образования социально-
педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых
образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-
ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного
опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной
жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым
признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком
заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного
опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение,
приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального
развития Признание ученика главной действующей фигурой всего
образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-
ориентированная педагогика.
При проектировании образовательного процесса мы исходим из признания двух
равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто
дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому
очень действенным источником развития личности.
Традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный,
основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На
организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что
ребенок развивается только под влиянием специально организованных
педагогических воздействий[3; 13].
Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует
учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное
развитие и есть развивающее обучение [1; 10].
2 Глава. Личностно-ориентированное развивающее обучение
2.1. Модели личностно-ориентированной педагогики

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно
разделить на три основные группы:
социально-педагогическая,
предметно-дидактическая,
психологическая.
Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое
формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее
заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные
институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы
заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления
соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом
понималась как некоторое типовое явление, «усредненный» вариант, как
носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные
требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным,
конформизм, послушание, коллективизм и т.п.
Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий
обучения для всех при которых каждый достигал планируемых результатов
(всеобщее десятилетнее образование, «борьба» с второгодничеством, детьми с
отклоняющимися формами поведения, изоляция детей с различными нарушениями
психического развития и т.п.).
Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического
управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного
учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца
собственного развития (самообразования, самовоспитания).
Образно говоря, направленность такой технологии можно обозначить так: «мне
не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого
добьюсь». Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность,
единообразие программ, методов, форм обучения, глобальные цели и задачи
общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой
личности).
Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее
разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с
учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная
дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.
Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их
конкретный носитель — развивающийся ученик. Знания организовывались по
степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с
учетом рациональных приемов усвоения, «порций» подачи материала, сложности
его переработки и т.п. В основе дидактики лежала предметная дифференциация,
направленная на выявление: 1) предпочтений ученика к работе с материалом
разного предметного содержания; 2) интереса к его углубленному изучению; 3)
ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной)
деятельности.
Технология предметной дифференциации строилась на учете сложности и объема
учебного материала (задания повышенно-пониженной трудности).
Для предметной дифференциации разрабатывались факультативные курсы,
программы спецшкол (языковые, математические, биологические), открывались
классы с углубленным изучением определенных учебных предметов (их циклов):
гуманитарные, физико-математические, естественно-научные; создавались
условия для овладения различными видами предметно-профессиональной
деятельности (политехническая школа, УПК, различные формы сочетания
обучения с общественно полезным трудом).
Организованные формы вариативного обучения, конечно, способствовали его
дифференциации, но образовательная идеология при этом не менялась:
поскольку личность продукт обучающих воздействий, значит организуем их по
принципу дифференциации. Организация знаний по научным направлениям, уровню
их сложности (программированное, проблемное обучение) признавалась основным
источником личностно-ориентированного подхода к ученику. Создавалась
ситуация, при которой дифференцированные формы педагогического воздействия
(через организацию предметных знаний) определяли содержание личностного
развития1.
Предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность
с учетом специфики научной области знания, но не интересовалась истоками
жизнедеятельности самого ученика, как носителя субъектного опыта, имеющейся
у него индивидуальной готовности, предпочтений к предметному содержанию,
виду и форме задаваемых знаний. Как показывают наши исследования,
предметная избирательность ученика складывается задолго до введения
дифференцированных форм обучения и не является прямым продуктом их
воздействия. Дифференциация обучения через ее формы необходима для
оптимальной педагогической поддержки развития индивидуальности, а не для ее
изначального становления. В этих формах она не возникает, а лишь
реализуется, наиболее оптимально развивается.
Следует особо подчеркнуть, что предметная дифференциация, как правило, не
затрагивает духовной дифференциации, т.е. различий национальных,
этнических, религиозных, мировоззренческих, что в значительной мере
определяет содержание субъектного опыта ученика.
Предметная дифференциация, как уже отмечалось, строится с учетом
содержания научного познания с опорой на классические образцы познания. На
этой основе разрабатываются программный материал, научные тексты,
дидактические материалы и т.п. Это приводит к углублению познания,
расширению объема научной информации, ее более теоретическому
(методологическому) структурированию. По такому пути идут авторы учебных
программ для инновационных образовательных учреждений (гимназия, лицей,
профильные классы), где дифференцированное обучение в его различных формах
выступает наиболее ярко.
Между тем неучет в организации предметной дифференциации духовной (более
личностно-значимой для ученика) затрудняет не только регионализацию
образования, но нередко порождает формализм в усвоении знаний — расхождение
между воспроизведением «правильных» знаний и их использованием, стремление
скрыть личностные смыслы и ценности, жизненные планы и намерения, заменить
их социальным клише.
В субъектном опыте представлены и предметные, и духовные смыслы, имеющие
значение для развития личности. Их сочетание в обучении не простая задача,
пока, на наш взгляд, не решаемая в рамках предметно-дидактической модели.
Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего
времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях,
понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное
генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами
в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
В образовательном процессе познавательные способности проявляются в
обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению
знаний [3; 33].



2.2. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения.
Проблема в том, как понимать личность, где искать источники её развития?
Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие
личности. Нельзя сказать, что школа не ставила перед собой цель развития
личности.
Наоборот, эта цель постоянно декларировалась

как задача всестороннего, гармонического развития личности.

Существовали социально-педагогические модели этого развития,

они описывались в виде социокультурных образцов, которыми

требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих

образцов, как выразитель их содержания. Последнее задавалось идеологией,
господствующей в обществе.

Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обуче-

ния и воспитания, исходила в основном из признания ведущей

роли (детерминации) внешних воздействий, (роли педагога,

коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.

Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие ди-

дактические модели, через которые реализовывался индивиду-

альный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению

учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической

коррекции через специальную организацию учебного материала по

степени его объективной сложности, уровню требований к овла-

дению этим материалом (программированное, проблемное обучение).

В рамках такого индивидуального подхода проводилась

предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась, только одним
социальным институтом — вузами. Во всех же

остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не

имела существенного значения. Общеобразовательная школа в

основном готовила к вузу и этот социальный заказ выполняла

через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась

духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные

с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии и

Психологические модели личностно-ориентированного обуче-

ния были подчинены задаче развития познавательных (интеллек-

туальных) способностей, которые рассматривались прежде все

го как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не

индивидуальные способности. Средством развития этих способ-

ностей считается учебная деятельность, которою строится как «эта

лонная» по своему нормативному содержанию и структуре.

Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость,
определяемую как способность к усвоению знаний.

Чем лучше были организованы знания в системы (по теоретиче-

скому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содер-

жания, специального конструирования учебного материала,

обучаемость тем самым рассматривалась не столько как индивиду-

альная, сколько как типовая особенность личности (теоретики,

эмпирики, обладатели наглядно-образного словесно-логического

мышления и т.п.). При всем видимом различии эти модели

объединяет следующее:
. признание за обучением определяющего основного источника
(детерминанты) развития личности;
. формирование личности с заранее заданными (планируемыми) качествами,
свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);
. понимание развития (возрастного, индивидуального) как наращивание
знаний, умений, навыков (увеличение их объема, усложнение
содержания) и овладение социально-значимыми эталонами в виде
понятий, идеалов, образцов поведения;
. выделение и отработка типовых характеристик личности как продукта
социокультурной среды («коллективный субъект»);
. определение механизма усвоения (интериоризации) обучающих
воздействий в качестве основного источника развития личности.
В настоящее время нами разрабатывается иной подход к пониманию и
организации личностно-ориентированного обучения. В основе его лежит
признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его
развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида,
наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом [2;9].
Реализация личностно-ориентированной системы обучения

требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как норматив

но построенного процесса (и в этом смысле жестко регламенти-

рованного), к учению, как индивидуальной деятельности школь-

ника, ее коррекции и педагогической поддержки.
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает

для этого все необходимые условия. Тем самым существенно

меняется функция обучения. Его задача не планировать общую,

единую и обязательную для всех линию психического развития, а

помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта

познания совершенствовать свои индивидуальные способности,

развиваться как личность. В этом случае исходные моменты

обучения — не реализация его конечных целей {планируемых

результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возмож-

ностей каждого ученика и определение педагогических условий,

необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика — основная
задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится
не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению
педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть
нацелен весь образовательный процесс.
Несколько соображений о проектировании личностно-ориентированной системы
обучения. Исходя из ее специфики, невозможна построить идеальную модель,
как это принято, т.е. наметить общие цели и конечные результаты без учета
«сопротивления материала», каким является ученик как носитель субъектного
опыта. В этом смысле мы различаем термин «прожектирование» (мысленное,
идеальное простраивание чего-либо} и проектирование (как создание и
практическое воплощение проекта). Эффект создания и управления личностно-
ориентированным обучением зависит не только от организации, но в
значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного
субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким,
вариативным, многофакторным.
Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:
. признание ученика основным субъектом процесса обучения;
. определение цели проектирования — развитие индивидуальных
способностей ученика;
. определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели
посредством выявления и структурирования субъектного опыта
ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Реализация личностно-ориентированного обучения требует раз

работки такого содержания образования, куда включаются не

только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы

познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия
участников образовательного процесса (учеников,

учителей, родителей).
Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности
развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его
индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о
норме психического развития ребенка (сравнение не ло горизонтали, а по
вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим
собой, а не с другим).
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного
обучения в школе?
Необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как
соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности,
становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников
образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-
третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного
процесса [2; 13].



2.3. Технология личностно-ориентированного обучения

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения,
как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание
необходимых и достаточных условий для его развития.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается нами как неповторимое своеобразие
каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве
субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется
совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием
разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую
организацию любого человека
Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека,
устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении,
труде, спорте определяет индивидуальный

стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность

человека формируется на основе наследованных

природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и

это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания,

самореализации в различных видах деятельности.
В обучении учет индивидуальности означает раскрытие

возможности максимального развития каждого ученика, создание

социокультурной ситуации развития исходя из признания

уникальности и неповторимости психологических особенностей уче-

ника.
Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая

его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь
образовательный процесс.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса
предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического
материала, методических рекомендаций к его
использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным
развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии
дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования,
можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического
обеспечения личностно-ориентированного процесса:
. учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать
выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его
предшествующего обучения;
. изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не
только на расширение их объема, структурирование, интегрирование,
обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного
опыта каждого ученика;
. в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с
научным содержанием задаваемых знаний;
. активное стимулирование ученика к самоценной образовательной
деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования,
саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

. учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик
имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
. необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному вы->ору и
использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного
материала;
. при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо
выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной
работы с учетом их функций в личност-ном развитии;
. необходимо обеспечивать контроль и оценку не только ре

зультата, но главным образом процесса учения т.е. тех транс-

формаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный ма-

териал;
. образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию,
рефлексию, оценку учения как субъектной деятель-ности. Для этого
необходимо выделение единиц учения, их опи-сание, использование
учителем на уроке, в индивидуальной ра-боте (различные формы
коррекции, репетиторства) [2; 19].



Заключение
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную
роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено
на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов,
становление самосознания, самореализации.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем
овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение,
преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного
развития;
учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание
(усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в
соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое
содержание;
основным результатом учения должно быть формирование познавательных
способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в
самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны
обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе
овладения знаниями.



Список литературы
1. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. –
144с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной
школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.
3. Разработка технологии личностно-ориентированного
обучения //Вопросы психологии, 1995.,- №2. – с.13-21.
4. К юбилею И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002., - №1. –

с.156-157.
5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования.
М., 2000







Реферат на тему: Личность

Введение.

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в
обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во
взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих
потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует
качественную определённость общества, но и общество формирует человека как
существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной
творческой деятельности формирует личность.
Особое место в социальной структуре общества занимает человек
как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть
не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных
отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то,
что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо
замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт
общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть,
именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены
люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество
всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это
значит, что человек является одним из факторов, которые определяют
общество.
В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: является ли
личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может
стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.



Что такое личность ?

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является
личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,
«индивид», «личность».
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих
всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире
такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род,
человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только
ему присущим способом жизнедеятельности.
Итак, существует человечество как специфическая материальная
реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует.
Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей
человечества выражается понятием «индивид».
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный
носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли,
потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в
значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются
как особенности действия различных биологических факторов (возрастных
особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий
жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как
отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто
– и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее
полное воплощение всех человеческих качеств.
Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт
природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет
категория «личность».
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности
человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и
качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее
абстрактная физическая природа, а социальное качество».
Личность – социальный облик человека как субъекта общественных
отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он
играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во
многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются
соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции,
представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в
совокупности и образуют то, что называем личностью.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде
всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность
с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и
творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности
психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера,
способностей, волевых качеств.
Социологический же подход выделяет в личности социально -
типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с
процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной
связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и
само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи
личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые
наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально
отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как
совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить
социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и
социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть
изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель.
Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека,
проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности
благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего
стабилизации и развитию общественных отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное
начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек
реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в
процессе взаимодействия с другими людьми.


Социальное и биологическое.

Личность – это сложная система способная воспринимать внешние
воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать
воздействие на окружающий мир по социальным программам.
Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства между
понятиями личность и человек, личность и индивид. Человек – существо
биосоциальное. Преимущества и дефекты его физической организации властно
влияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя в
личность человека, становится социальным. Остался ли индивид умственно
неполноценным или стал почитаемым юродивым, т.е. своего рода исторической
личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в
структуре личности как социально обусловленные.
Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание,
ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к
обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не
рождаются, а становятся.
На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как
нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической
гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались
наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек
гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или
благородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденная
гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится
великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и
атмосфера, в которую попадает человек после рождения.
Мы часто и не без оснований говорим, что человек и общество- часть
природы. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт,
что: человек, а следовательно и общество происходит из природы; человек –
существо биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими
живыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшей
ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь
реальный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это
особенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек
– это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо,
пусть и в высшей форме своего проявления, а качественно новое,
принципиальное, особое явление с присутствующими только ему социальными
качествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с
другом.
Хотя человек произошел от животного, и никогда не освободится
полностью от свойств, присущих животному. Определяющим в его
жизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которого
обусловлено включённостью человека в систему общественных отношений.
Человек использует биологические качества не только для обеспечения
выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации.
У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться
мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное
единство биологических и социальных качеств показывает, что человек –
существо биологическое и социальное.
В своей действительности сущность человека есть совокупность всех
общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как
совокупности общественных отношений, он предстаёт существом социальным, но
вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.
Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути
антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального
в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской
литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно первому,
природа человека всецело социальна. Согласно второму – она не только
социальна, но и биологически нагружена.
Включенность человека только в два мира – в мир общества и мир
органической природы – порождает немало проблем существования людей.
Аристотель назвал человека политическим животным, подчёркивая наличие в
человеке двух начал: животного и социального (политического). В
формировании способностей, чувств, поведения, действий человека играют роль
и политическое и природное.
Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его
общественных связей, оценок отнюдь нельзя нивелировать особенности
отдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей,
наделённых характером, волей, способностями и страстями. Человек есть
непосредственно природное существо. Люди не властвуют над природой, а
наоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.

Формирование личности.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и
притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим
«личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим
о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального
окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и
социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное
выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» –
бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные.
Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная
генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность
относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического
развития человека.
А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между
понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое
качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только
включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную
сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные
ориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность.
Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в
труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. На
формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности,
общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной
организации, общественная значимость результатов, технологический процесс
труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы,
творчества.
Личность не только существует, но и впервые рождается именно как
«узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного
индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на
экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это
процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна
социальная группа обучает “правилам жизни” другую.
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в
сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому
диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой
стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в
социально - сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для
него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное
пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в
мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения
своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся
в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения
социальных норм.
У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать
собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я».
Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение
прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от
2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование,
познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это
стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».
Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не
только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной
ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих
родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не
могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним
считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно
они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать?
Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство
ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак
завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже
проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не
развитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может
продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных
границ. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки,
вкусы, правила поведения. Процесс социализации объясняет то, каким образом
человек из существа биологического превращается в существо социальное,
общественное, становиться личностью.



Социализация, как процесс формирования
личности.

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие и
формирование личности оказывает процесс социализации.
Формирование личности, как объекта общественных отношений
рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов -
социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения,
ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном
обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения
и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и
способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации
принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в
детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для
успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо
действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление
соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его
мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования
детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение
как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся
понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в
течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых
отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация
взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация
детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной
общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей,
родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы
поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение
ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при
достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется
обретением личности интегрального социального статуса.
В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той
части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее
общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически -
организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью,
где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.
Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного
формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной
среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.
Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с
его природными задатками и потенциальными возможностями социального
развития в полноправного члена общества
В процессе социализации человек формируется как творец материальных
благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно
понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и
субъект социального воздействия.


Воспитание, как процесс формирования
личности.

На формирование личности человека огромное влияние имеет
воспитательное воздействие окружающей социальной среды.
Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со
стороны других людей, взращивание личности.
Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании
личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие
сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях
наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения
«вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного
общения.
Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем,
окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается
не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и
продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой
социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в
направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание –
деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического
опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее
формирование личности, её подготовку к общественной жизни и
производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества,
которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки
выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему
накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и
качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания.
Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя
социальности с определенными мировоззренческими, нравственными,
эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате
воспитания как целенаправленной деятельности общества. С одной стороны,
воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям
культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в
обретении личностью собственного «Я».
При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности
решающее значение для формирования личности с сознательными чертами,
принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий
жизни.



Заключение.

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных
отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает
личностные качества и становится социальным субъектом.
Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы
всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое
приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт
перекрещивания биологических и социальных факторов.
В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная
генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное
влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления
социального «Я».
Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с
себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего
социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая
личность. Главными временными точками формирования личности является:
осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная
социализация и формирование личности.
Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения
мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок
приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал
Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне
становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норм
и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние
правила поведения.
Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и
в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она
расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно,
динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не
только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в
сети взаимных отношений.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный
фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на
общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но
только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный
путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство
и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности,
выделить ее среди прочих.



Используемая литература:

1. В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное
пособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.
2. Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. научных трудов. –
Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Нижневартовск:
Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.
3. Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философский
словарь, - М.:Просвещение. 1995 г.
4. А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая
школа, 1995 г.
5. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, -
Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.
6. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений.
В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995 г.
7. Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1995.



Содержание.

1. Введение.
2. Что такое личность ?
3. Социальное и биологическое.
4. Формирование личности
. социализация, как процесс формирования личности;
. воспитание, как процесс формирования личности.
5. Заключение.
6. Используемая литература.



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и права

Кафедра экономики и экономической безопасности



РЕФЕРАТ

По курсу: Введение в специальность.



Выполнила: Бренич Светлана
Геннадьевна
Группа: ЭдН – 220
Проверила: Киселёва Валентина
Александровна



Нижневартовск 1998




Новинки рефератов ::

Реферат: Учет материалов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Облік зносу та амортизації основних засобів (Бухгалтерский учет)


Реферат: Образование Халифата (История)


Реферат: Сборник Лекций по матану (Математика)


Реферат: Боспорское царство (История)


Реферат: Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов) (Банковское дело)


Реферат: П.А.Сорокин о структуре общества (Социология)


Реферат: Лекции по бухучету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социально-психологический тренинг (Психология)


Реферат: Состояние и основные пути улучшения использования трудовых ресурсов на примере АО "Прогресс" Саратовская область Питерский район (Сельское хозяйство)


Реферат: Лечебная физкультура при пиелонефрите (Спорт)


Реферат: Проект структурированной кабельной системы для здания газопромыслового управления в поселке Пангоды (Программирование)


Реферат: Описание стандарта MRPII (Менеджмент)


Реферат: Оратории Йозефа Гайдна (Музыка)


Реферат: Великая Отечественная Война (История)


Реферат: Борис Чайковский - путь в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Бизнес-план "Интернет-провайдер" (Менеджмент)


Реферат: Взаимоотношения Пермского регионального отделения фонда соц.страх РФ с ю.л. и их учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социализация подростков (Социология)


Реферат: Шпоры по товароведению непродовольственных товаров (Товароведение)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист