GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Внешняя политика и решение глобальных проблем современности (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внешняя политика и решение глобальных проблем современности (Политология)


Тверской Государственный Технический Университет


Кафедра истории и политологии



РЕФЕРАТ



Мировая политика и международные отношения.


Внешняя политика и решение глобальных проблем современности.



Выполнила: Протопопова О.С.



студентка ИДМ-
314

Проверил: Лавриков С.В.



ТВЕРЬ 2000


ПЛАН.

1. Введение.

2. Типы цивилизационного развития.

3. Глобальные проблемы современности и их влияние
на международную политику.

4. Основные направления сотрудничества государств
в поисках решения глобальных проблем:

а) причины обострения глобальных проблем;

б) международное сотрудничество в решении
глобальных проблем;

в) роль международных организаций в решении
глобальных проблем;

г) сотрудничество государств на региональном
уровне.

5. Заключение.

6. Список литературы.



Введение.

В современных условиях больше, чем когда-либо в прошлом, развитие
каждой страны зависит от международной обстановки. Российский народ, будучи
в стадии реформирования всех сторон общественной жизни, кровно
заинтересован в установлении справедливого мирового порядка, основанного на
равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве и всеобщей безопасности.
В поле зрения всех, кто разделяет тревоги и надежды XXI века, все чаще
оказываются противоречия глобального масштаба, так называемые глобальные
проблемы, затрагивающие сами основы человеческого существования. Эти
противоречия тесно связаны с загрязнением окружающей среды и Мирового
океана, истощением природных ресурсов и климатическими изменениями, ростом
народонаселения на планете и трудностями обеспечения его продовольствием,
углублением неравенства в развитии отдельных стран, регионов и расширением
зон бедности нищеты.
Остро стоящие перед всеми народами мира глобальные проблемы привлекают
к себе внимание учёных, политических деятелей, мировой общественности в
целом.
Целью моего реферата является рассмотрение глобальных проблем
современности и их решений в контексте международных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть особенности современного этапа
общественного развития;
-выделить типы цивилизационного развития;
-перечислить глобальные проблемы современности
и проанализировать их влияние на международную
политику;
-рассмотреть основные направления
сотрудничества государств в поисках их решения.
Современный мир как мир всего человечества весьма сложен и динамичен.
В нём происходят в соответствии с объективными законами колоссальные
изменения, революционные преобразования. Для него характерны не только
социальные революции, но и НТР, принёсшая, с одной стороны, небывалый
материальный, социальный и духовный прогресс, а с другой – качественный
скачок в средствах разрушения, в появлении и совершенствовании ядерного
оружия, создающего серьёзную угрозу существованию человечества.
Исключительно сложными стали и международные отношения, представляющие
собой, прежде всего, взаимодействие исторически сложившихся национальных
(или многонациональных) государств, имеющих свои собственные интересы.
Количество государств в связи с распадом колониальной системы после второй
мировой войны значительно увеличилось и ныне превышает 170, из которых
более 160 являются членами ООН. Они не однородны по своему экономическому и
социально – политическому строю.
Прежде всего около 30 развитых капиталистических государств, в том
числе США, страны Западной Европы, а также Канада, Япония, Австралия, Новая
Зеландия, Израиль и ЮАР. Они производят примерно 55% мировой промышленной
продукции, обладают большим научно - техническим потенциалом и огромной
военной мощью.
Субъектами международных отношений выступают Россия, КНР, Монголия,
Вьетнам, КНДР, Куба и др. Занимая примерно 25% суши земного шара, они
производят менее 30% мировой промышленной продукции.
Самую многочисленную группу государств, участвующих в международных
отношениях, составляют около 130 развивающихся стран Азии, Африки и
Латинской Америки, которые производят не более 15% мировой промышленной
продукции.
На мировой арене действуют не только государства и их объединения (и
самое универсальное из них – ООН). Активными субъектами международной
политики выступают политические партии, общественные организации и их
объединения (профсоюзные, молодёжные, женские и др.), а также различные
движения – антиядерное, GREENPEACE и др. Что касается отдельных граждан, то
они всё больше становятся активными участниками международных отношений, о
чём свидетельствуют развитие туризма, расширение культурных связей, обмен
студентами, врачами, учёными.
Веками внешняя политика была привилегией узкого круга влиятельных лиц
– глав государств, правительств и профессиональных дипломатов. Теперь она
становится делом сотен миллионов людей (народная дипломатия). Для этого
имеются богатые возможности. Ведь в мире насчитывается более 4000
международных организаций, из которых межправительственных только около
300.
Современный мир не только многолик, сложен, но и противоречив, в нём
переплелись многие противоречия – как между государствами, так и внутри
них.
Несмотря на них, важнейшей закономерностью современного мира
является единство его как целого, служащее объективным фундаментом всей
системы международных отношений.
Отметим основные факторы, которые подтверждают, что современный мир
взаимозависимый, взаимосвязанный, целостный:
. интернационализация производства на основе международного разделения
труда
. двусторонний и многосторонний обмен информацией, приведший к тому, что
сегодня все страны, за редким исключением, действуют в рамках глобальной
информационной системы
. состояние ресурсов природы, в том числе полезных ископаемых, сырья,
топлива, лесов, которые катастрофически истощаются, но которые необходимы
для нормального функционирования национального и мирового хозяйств
. над всеми противоречиями и проблемами современности встало главное
противоречие – между миром и опасностью войны, между выживанием
человечества и опасностью его гибели
А это означает, что последствия современной НТР, имеющие глобальный
характер, усложнили мирохозяйственные связи, важнейшей формой которых
стала интеграция. Мы можем заново получить или уточнить представление о
других субъектах международных отношений, а также узнать их мнение о
данном государстве. Понятно также, что в охране и возрождении природы
заинтересованы все государства, весь мир. И для того, чтобы наша
цивилизация выжила, все должны объединиться и общими усилиями
предотвратить её гибель.



Типы цивилизационного

развития.

Термин «цивилизация» может употребляться в разных смыслах. Он
применяется как для обозначения типов общества, так и типов развития,
связанного с накоплением достижений, обеспечивающих бытие и развитие
человека. Речь идёт о технико-технологическом прогрессе, успехах в
регуляции социальных отношений достижений культуры, т.е. обо всём, что
способствует восхождению человека по ступеням духовного и социального
совершенствования.
В развитии человечества после того, как оно преодолело стадию
варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов
общества, каждое из которых имело свою самобытную цивилизацию. Известный
историк и философ А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Все они могут
быть разделены на два
больших класса, соответственно типам цивилизационного прогресса – на
традиционные общества и техногенную цивилизацию.
Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом
человеческой истории. Долгое время история протекала как взаимодействие
традиционных обществ. Лишь в 15-17 столетиях в Европейском регионе
сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных
обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их
влиянием традиционных обществ. Некоторые из них были просто поглощены
техногенной цивилизацией, пройдя через этапы модернизаций, они превращались
затем в типичные техногенные общества. Другие, испытав на себе влияние
западной технологии и культуры, тем не менее, сохраняли многие традиционные
черты, превратившись в своего рода гибридные образования.
Различия традиционной и техногенной цивилизации носят принципиальный
характер.
Традиционные общества характеризуются медленными темпами социальных
изменений, прогресс идёт очень медленно по сравнению со сроками жизни
индивидов и даже поколений. Виды деятельности, их средства и цели иногда
столетиями не меняются в этих типах цивилизаций. Соответственно в культуре
приоритет отдаётся традициям, канонизированным типам мышления, образцам и
нормам, аккумулирующим опыт предков (Древняя Индия, Древний Китай, Древний
Египет и др.). Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней:
многие развивающиеся государства сохраняют черты традиционного общества.
Что же касается техногенной цивилизации, которые часто обозначают
расплывчатым понятием «западная цивилизация», имея в виду регион её
возникновения, то это особый тип социального развития и особый тип
цивилизации, определяющие признаки которой в известной степени
противоположны характеристикам традиционных обществ. Темпы социального
развития здесь резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется
интенсивным; резервы роста черпаются уже не за счёт расширения культурных
зон, а за счёт перестройки самих оснований прежних способов
жизнедеятельности. В культуре высшей ценностью становятся инновации,
творчество, формирующее новые оригинальные идеи, образцы деятельности,
целевые и ценностные установки. Этот процесс обеспечивает ускоренное
развитие техники и технологии, которые проходят всё более спрессованные
циклы обновления за счёт внедрения в производство научных знаний. Так
возникает новый тип развития, основанный на ускоряющемся изменении
природной среды, предметного мира, в котором живёт человек. Это приводит к
ускоряющимся трансформациям социальных связей людей. В техногенной
цивилизации НТП постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей,
типы личности и образ жизни, ускоряет прогресс общества. Её победоносное
шествие по всей планете порождало представление, что именно она является
магистральным путём развития человечества. Ещё 5-10 лет назад мало кто
полагал, что сам его техногенный прогресс и система ценностей приведут
человечество к критическим рубежам, что резервы цивилизационного развития
этого типа могут быть исчерпаны.
Это обнаружилось только в конце нашего столетия, когда глобальные
кризисы заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса.
Техногенная цивилизация оказалась в глубоком и затяжном кризисе.



Глобальные проблемы современности и их влияние на международную
политику.



Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых
мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения
усилий всех народов и государств. Особенность их состоит в том, что каждая
из этих проблем носит комплексный характер, что обусловлено растущей
целостностью мира.
Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных:
. нахождение путей устойчивого экономического развития в связи с тем,
что современные технологические структуры достигли предела
. проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности,
разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между
народами
. экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой
экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно – ядерной
катастрофы
. проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения
социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу
с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных
отношений.
Поскольку эти проблемы глобальные, общечеловеческие, то естественно,
что их решение должно находиться в эпицентре международной политики. Особо
сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития,
разумности производства и потребления, ибо от её решения, в конечном счёте,
зависит решение всех остальных проблем.
Современная модель производства и потребления в условиях доминирования
капитализма на большей части земного шара по-прежнему выступает в конкретно-
исторической форме производства стоимости и прибавочной стоимости –
капитала. Капитал же не имеет внутренней меры и стремится к бесконечному
количественному возрастанию. Поэтому общественное богатство отождествляется
с огромным скоплением товаров, а общественный прогресс – с безграничным
умножением их количества и разнообразия. Развитые страны – «золотой
миллиард» из 5,6 млрд. людей на планете – обеспечили такое количество этих
товаров, что потребляют в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем
развивающиеся государства. На долю 75% остающегося за вычетом «золотого
миллиарда» населения Земли приходится 14% мирового дохода. Это позволило
экономистам и социологам говорить о вступлении развитой части
капиталистического мира в новую стадию – стадию потребительского общества.
В потребительском обществе принуждение к труду дополняется
принуждением к потреблению различными средствами манипуляции, в первую
очередь при помощи рекламы. Индивидуальная свобода человека низводится до
свободы выбирать между различными, беспрерывно меняющимися, но фактически
идентичными видами одного и того же товара («шмотки», телесериалы, поп –
культура и т.д.).
В настоящее время общепризнано, что дальнейшее распространение на всё
население Земли характерного для «золотого миллиарда» потребления приведёт
к такому давлению на природную среду, которое вызовет планетарную
экологическую катастрофу и сделает Землю непригодной для обитания.
Именно по этому участники конференции ООН по окружающей среде и
развитию (Бразилия, 1992) приняли концепцию устойчивого развития, которая
предусматривает необходимость создания более современного технологического
базиса (совершенствования систем автоматического управления, разработка
новых источников энергии, средств её хранения и передачи, деурбанизация на
основе развития транспортных и телекоммуникационных связей и пр.). Если до
сих пор природа служила вечным и неисчерпаемым источником приложения для
человеческого труда – индустриальный тип технологии, то теперь, наоборот,
труд должен превратиться в основу сохранения окружающей среды –
постиндустриальный тип технологии. Создание материального богатства всё
более будет зависеть от интеллектуального развития субъекта, от степени
научного познания человеком и обществом законов природы и технологий.
Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени
представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчётам
за последние 55 веков произошло 15 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд.
человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них
участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это
свидетельствует о том, что мировое сообщество ещё не созрело для полного
предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой
зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены на
преодоление, прежде всего причин, порождающих войны. Для этого требуется
ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую
опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех
государств, т.к. лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости
и нищеты.
Экологическая проблема в её современном виде возникла в 60-е годы
текущего столетия. С этого времени стали проявляться и усиливаться симптомы
экологического кризиса, который в наши дни характерен практически для всех
континентов Земли, всех государств.
Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной
среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и
загрязнения земли, воды, атмосферы (одно из проявлений системного кризиса
современной цивилизации).
Составные элементы экологического кризиса:
. нарушение естественного баланса газового состава атмосферы.
Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса
углекислого газа СО2 в атмосфере планеты. С 1860 г., т.е. за 130 лет, доля
СО2 в атмосфере выросла на 30%, причём особенно быстрыми темпами она
растёт в последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки
Земли могут быть катастрофическими в связи с т.н. «парниковым эффектом» и
обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно
через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5 –
4,50С, что приведёт к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению
геологических структур вечной мерзлоты. Уровень Мирового океана (70%
земной поверхности) может подняться на 1,5 м, произойдёт затопление
огромных территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов.
. разрушение озонового слоя атмосферы.
Плотный слой атмосферного озона О3 предохраняет всё
живое на планете от губительного УФ излучения солнца. Разрушение этого
слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира.
Считается, что сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно
сравнить только с прогнозируемыми последствиями ядерной войны. К 2000 г.
(по прогнозам) уничтожено почти 16% озонового покрова Земли.
. состояние живой и неживой природы.
В настоящее время ежегодно выводится из строя и
превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель, погибает от
пожаров и кислотных дождей более 11 млн. га леса. Под угрозой исчезновения
находится до 10% растений и 30% животных. Биомасса суши уменьшилась на 7%,
а её продуктивность на 20%. Интенсивность жизни в Мировом океане упала на
30%.
В различных регионах планеты возникли зоны бедствия, где
загрязнение окружающей среды превысило все мыслимые нормы (а не только
установленные). Самыми загрязнёнными являются Европейский континент, в США
- «Кремниевая долина», в Англии – «Северная долина», в России – бассейны
рек Волги и Урала и т.д.
О возможных последствиях загрязнения окружающей среды можно
судить и на примере хранения радиоактивных отходов: для распада плутония до
состояния не опасного для живых организмов требуется 250 тыс. лет;
изготовленные из современных металлических сплавов оболочки контейнеров для
радиоактивных веществ начинают разрушаться под действием влаги через 20 –30
лет.
. преодоление отсталости и нищеты в развивающихся странах.
В развивающихся странах проживает подавляющее
большинство населения планеты.
. проблема человека.
Во многих регионах планеты человек не защищён от бедности,
манипуляции его сознанием, приниженности, лишён уважения. Люди чувствуют
себя чужими, ненужными собственному государству, помехой на пути
«цивилизации “нового мирового порядка”». Против этого протестует и наука, и
культура, и гуманистическое общественное сознание.

Причины обострения глобальных проблем.


Среди причин, обусловивших превращение этих проблем в глобальные, есть
причины как социально–экономического, так и научно-технического характера.
Что относится к социально-экономическим причинам?
Производство – это не только производительные силы, технология, но и
принципы их использования, цели и интересы, определяющие это использование.
Следовательно, практику реального развития общества, тип его отношений с
окружающим миром, природой определяет не один лишь уровень развития
производительных сил, технологическое и организационное отношение, но и
отношения социально-экономические. Современная колоссальная научно-
техническая мощь, реализующая цели хищнического освоения природы создают
опасности, угрожающие судьбе всей планеты.
Не менее важна и научно-техническая сторона проблематики. Ведь
человечество стало в наши дни «мощной геологической силой» (В.И.
Вернадский). Масштабы его деятельности не имеют подобия в истории планеты.
Вот только один пример: распахивая почву, люди ежегодно перемещают массу
земли, в 3 раза превосходящую количество всех вулканических продуктов,
поднимающихся из недр планеты за тот же срок.
Человек выступает в совершенно иной роли «переносчика атомов». То, что
в течение миллиарда лет накапливалось в недрах природы, люди извлекают и
разносят по всей планете.
В результате человеческой деятельности создаются новые концентрации
элементов в совершенно иных сочетаниях. В природную среду всё время
поступают не только отходы производства, но и различные вещества, входящие
в состав продуктов деятельности общества. Попав в природную среду, они
затем концентрируются и накапливаются в тканях растений, животных и людей
нередко с весьма опасными последствиями для жизни.
Наконец, человек вырывается за привычные пределы среды своего
существования – в космос, использует уже внебиосферный источник энергии –
атомную энергию, ставит под свой контроль такие силы, когда нажатием одной
кнопки может положить начало гигантским катаклизмам на Земле.
В результате мир человека, вооружённого по последнему слову науки и
техники, оказывает такое давление на мир природы, что начинает заметно
сдерживать рост общественного производства и негативно воздействовать на
самого человека. Возникают конфликтные ситуации глобального масштаба.
Сегодня таких ситуаций уже не мало. И хотя многие из них уходят своими
корнями в глубь человеческой истории, современное развитие производительных
сил в условиях недостаточности знаний о природе обострило их, придало им
планетарный характер.



Международное сотрудничество в решении глобальных проблем.


Специфика глобальных проблем состоит, прежде всего, в том, что они
касаются каждого живущего на Земле человека, требуют для своего решения
объединённых усилий всего человечества. Наконец, они все находятся в такой
сложной взаимозависимости, что решение одной из них невозможно без учёта
других проблем.
Глобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию
международных и межгосударственных отношений. Это означает, что политика
ведётся ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив
государства: не люди живут ради государства, а государство функционирует
ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью.
Главный критерий государственных и общественных институтов – служение
людям. Однако идея верховенства не должна превращаться в абсолют,
отрываться от реальностей бытия.
Взаимосвязь, масштабность и долговременность глобальных проблем по-
новому ставит перед человечеством вопрос о том, как нейтрализовать или хотя
бы ослабить их. Речь идёт о необходимости совместного коллективного решения
глобальных задач, объединения усилий всех стран мира и всех политических
сил планеты. На каких основах это можно сделать?
Понятно, что первым и главным условием является мир, мирное развитие,
резкое сокращение военных затрат.
Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учёт
интересов, развитие науки и обогащение её достижениями всех государств. Все
народы сегодня должны пройти трудные университеты глобальной проблематики и
заново переосмыслить практику своей жизни, политику своих государств,
переоценить свои ресурсы развития. Необходимо значительное расширение
международного сотрудничества на самых разных уровнях – двустороннем,
многостороннем, региональном и всемирном, с использованием различных
международных институтов и организаций, и, прежде всего, ООН.
Новые перспективы этого сотрудничества и решения глобальных проблем
открывает принципиальное изменение положения дел в мире в результате
ликвидации противостояния двух систем, краха тоталитарных режимов в
Восточной Европе и Советском Союзе. Значительно спала напряжённость,
началось сокращение ядерных арсеналов, численности войск, развернулся
процесс мирного урегулирования региональных конфликтов.
В этих условиях появилась возможность строительства нового
международного политического порядка на основе баланса интересов различных
стран и повышение меры управляемости миром.


Роль международных организаций в решении глобальных проблем.


Важнейшая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным
организациям, и в первую очередь системе ООН. Сохранение мира, упрочение
международной безопасности и разоружение, являясь главной задачей ООН,
служат основной предпосылкой создания международного климата, необходимого
для решения глобальных проблем. Важное место в деятельности ООН занимают
проблемы охраны окружающей среды, здравоохранения, нормализации положения с
продовольствием и др.
В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны
окружающей среды. Большую работу в этой области проводит ЮНЕП – созданная в
1972 г. специальная организация ООН, занимающаяся проблемами сохранения
среды обитания.
Итогом координационной деятельности ЮНЕП и др. организаций стала
Общественная программа ООН по окружающей среде. Кроме того, ЮНЕП ведёт ряд
совместных работ с международными неправительственными организациями, и в
первую очередь с Международным союзом природы и природных ресурсов и
Научным комитетом по окружающей среде Международного совета научных союзов.
Действующий при Экономическом и социальном совете ООН Комитет по науке
и технике ориентируется на подготовку всемирного плана действия по
применению достижений науки и техники, разработку единой научно-технической
политики.
Реализацию социального развития в развивающихся странах ООН связывает
с утверждением нового Международного экономического порядка. Декларация и
программа действий по его установлению были приняты ООН в 1974 г. Основной
её целью выступало повышение доли развивающихся стран в мировом
промышленном производстве с 7% в середине 70-х годов до 25% к 2000 году.
Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся
стран большое место в деятельности международных организаций занимает
решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в систему
ООН, проблемами продовольствия и сельского хозяйства занимаются
продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН-ФАО, Всемирный
продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и его
региональные комиссии, Международный банк реконструкции и развития и др.
организации.
Важную роль играют международные организации в решении энергетической
проблемы. Среди них международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ)
и другие международные организации. Они занимаются не только текущими
вопросами развития энергетики, но и проблемами её глобального развития.
Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее
энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетического
порядка.
Эффективность действий международных организаций по решению глобальных
проблем зависит, в конечном счёте, от решения главной проблемы
современности – войны и мира. Ключевой характер этой проблемы заключается
не только в том, что всё возрастающая гонка вооружений «съедает» те
средства и ресурсы, которые необходимы для решения других глобальных
проблем.
Расходы человечества на вооружение к 2000 году приблизились к $1,5
трлн. Ограничение роста военных ресурсов и передача хотя бы незначительной
части сэкономленных в результате гонки вооружений ресурсов в фонд
развивающимся странам прирост мирового национального продукта составил бы
4%. Снизилась бы и нагрузка на окружающую среду. Сокращение общих военных
расходов на 20% создало бы объективную основу для решения всей системы
глобальных проблем.
Вопросы разоружения, региональных конфликтов, другие аспекты проблемы
войны и мира регулярно рассматриваются на Генеральной Ассамблее ООН – её
высшем форуме. Значительную роль в международных делах играет Совет
Безопасности – основной политический орган ООН, на который возлагается
главная ответственность за поддержание мира и безопасности.



Сотрудничество государств на региональном уровне.


Серьёзные усилия предпринимаются в последние годы по решению
глобальных проблем на региональном уровне различными региональными
организациями государств.
Наиболее активно в этом направлении действуют европейские
организации. В частности, участники сессии Европейского Совета в апреле
1990 г. приняли специальную Экологическую программу. В ней главы государств
и правительств Европейского Сообщества признали особую ответственность за
состояние окружающей среды как перед собственными гражданами, так и перед
остальным миром. Они обязались активизировать по защите и улучшению
природной среды в рамках, как самого общества, так и всего мира. Признание
более широкой ответственности за решение одной из главных и наиболее мощных
региональных групп и группировок в мире имеет принципиальное значение для
расширения сотрудничества на глобальном уровне и оказания конкретной помощи
развивающимся странам и решения их трудностей.
В Западной Европе Европейский Союз обязался принять более эффективные
меры для защиты морей и прибрежных районов государств-членов ЕС от угрозы
вследствие транспортировки нефти и опасных веществ.
Сообщество призвало все государства ЕС выделить больше финансовых и
технических ресурсов для развивающихся стран, чтобы помочь им в решении
таких проблем, как сохранение лесов, улучшение состояния окружающей среды,
неконтролируемый рост населения и др.
Намечены определённые меры по решению ряда экологических проблем
Западной Европы.
Было принято решение о создании Европейского экологического агентства,
которое должно предоставлять надёжную и объективную информацию гражданам
Европы о состоянии окружающей среды. Ряд государств сопровождает эти
доклады национальными планами действий по защите окружающей среды,
подготовленными в таком виде, чтобы они привлекали максимальный интерес и
поддержку общественности.
Цель таких планов – обеспечивать гарантированное право граждан на
чистую и здоровую окружающую среду, особенно в том, что касается:
. качества воздуха;
. рек, озёр, прибрежных и морских вод;
. качества продуктов и питьевой воды;
. защиты от шумов;
. защиты от заражения почвы, от эрозии почвы и от опустынивания;
. сохранение среды обитания флоры и фауны, ландшафтов и других элементов
природного наследия;
. качества, удобств жилых районов.
В 1991 году руководители семи крупнейших промышленно развитых стран
Запада приняли экономическую декларацию, в которой предусматривалось:
1. подготовка эффективного проекта конвенции об изменении климата,
содержащего надлежащие обязательства с упоминанием всех источников и
причин выбросов, вызывающих «парниковый эффект». Все участники
конференции взяли на себя обязательства по проведению в жизнь конкретной
стратегии, направленной на ограничение этих выбросов и предусматривающей
меры по облегчении адаптации природы.
2. выработка соглашений по принципам управления, охраны и стабильного
развития всех видов лесов, на основе которого будет подготовлена
конвенция об общих принципах. Оно должно иметь форму, приемлемую для
развивающихся стран, где растут тропические леса, соответствующую цели
заключения всемирной конвенции о лесах.
3. мобилизация финансовых ресурсов для оказания содействия решению
развивающимися странами экологических проблем.
Как показывает опыт международного сотрудничества, для повышения
эффективности в деле решения глобальных проблем принципиально важным
является создание оптимальных, благоприятных параметров международной
среды.



Заключение.


В футурологических работах 60-х годов предсказывались всевозможные
идиллии бесконфликтного развития «индустриального общества», «конца
идеологии», социального равенства и материального преуспевания в
государстве «всеобщего благоденствия». Между тем в реальной жизни эти
идиллии не подтвердились: в конце 60-х годов западный мир столкнулся со
студенческими волнениями и расовыми беспорядками, валютными кризисами и
политическими убийствами, террористическими актами и контрреволюционным
вандализмом. Вместо обещанного рая, где НТП должен был быть залогом
автоматического разрешения всех проблем и противоречий, а промышленный рост
– гарантией процветания и могущества, мир оказался в тисках экологического
кризиса, инфляции и безработицы. «Технологический оптимизм» сменился
«экологическим пессимизмом».
Будущее цивилизации – в понимании того, что современный мир – это
одна, общая цивилизация, в которой приоритет принадлежит общеформационным
(общечеловеческим) ценностям. В условиях развития противоречивого и в то же
время взаимозависимого мира критическое осмысление существующих достижений
и просчётов является одним из условий объединения прогрессивных сил в
поисках социально приемлемых для человечества путей и средств разрешения
глобальных проблем современности. Только таким путём может быть обеспечен
общественный прогресс человечества.



Список литературы:

1. Краснов Ю.К. и др. Основы науки о политике. 1993.
2. Мальцев В.А. Основы политологии. 1998.
3. Соловьёв М.Д. Приоритет общечеловеческих интересов в современных
международных отношениях. 1991.




Реферат на тему: Внутренняя и внешняя политика Японии в послевоенные годы

Япония



Краткая историческая справка

Первое раннеклассовое государство на территории Японии образовалось в
IV в. н.э. на базе племенного союза Ямато. С конца XII в. до середины XIX
в. (с некоторыми промежутками) государственная власть находилась в руках
военно-феодальных правителей – сегунов (император оставался религиозным
главой государства).
Сначала XVII в., с установлением сегуната Токугава, Япония оказалась
закрытой для внешнего мира. Самоизоляция Японии была прервана в 1853г.,
когда Япония подписала с США договор, открыв для американских кораблей ряд
портов. Аналогичные договоры были заключены с некоторыми другими странами,
в том числе с Россией (трактат о торговле, 1885г.).
По первому российско-японскому договору граница между двумя странами
была проведена между островами Уруп и Итуруп. Сахалин остался в совместном
владении (Россия получила его в полное владение по договору с Японией через
20 лет, уступив взамен Японии все Курильские острова).
Ликвидация режима сегуната и восстановление власти императора после
революции 1867 - 1868гг. (Мэйдзи Исин) расчистили путь для
капиталистического развития Японии. С конца XIX в. Япония встала на путь
войн и территориальных захватов. После войны с Китаем Япония отторгла
Тайвань, после русско-японской войны 1904 -1905гг. - Южный Сахалин.
Японская интервенция на российский Дальний Восток 1918 - 1922гг.
закончилась неудачей, но в 1931г. японские войска оккупировали Маньчжурию,
в 1937г. начали войну против Китая.
Заключив союз с Германией и Италией, Япония развернула в 1941г.
широкомасштабную войну на Тихом океане, но в конечном счете потерпела
поражение под натиском союзных держав, в том числе СССР, который по
договоренности с США и Великобританией вступил в войну с Японией в августе
1945г. В соответствии с Ялтинским соглашением трех держав (СССР, США,
Великобритании) после окончания войны Советскому Союзу был возвращен Юж.
Сахалин и переданы Курильские острова.
В результате поражения в войне Япония утратила все колонии, потеряла
25% национального богатства, оказалась отброшенной на 2-3 десятилетия
назад. Страна была оккупирована американскими войсками. Вместе с тем Япония
получила возможность развития по пути демилитаризации и демократизации,
которая была эффективно использована.
Конституция 1947г. провозгласила суверенную власть народа,
демократические права и свободы. Император лишался властных функций. Япония
отказывалась от применения вооруженной силы как средства решения
международных споров. Эти реформы заложили основу для последующего быстрого
экономического развития страны, выведшего ее в число ведущих государств
мира, для формирования своеобразной системы социальной и политической
стабильности.
В то же время развернувшаяся “холодная война”, а также война в Корее
1950 - 1953гг. на десятилетия вперед оказали воздействие на формирование
внешней политики Японии, на ее деятельность на международной арене.
Одновременно с подписанным в сентябре 1951г. Сан-Францисским мирным
договором был заключен Японо-американский договор о гарантии безопасности,
в соответствии с которым США получили право держать на территории Японии
свои вооруженные силы и создавать военные базы.
В 1960г. США и Япония заключили новый договор о взаимном
сотрудничестве и гарантии безопасности, который с 1970г. автоматически
продлевается.
Японское руководство последовательно осуществляет программный курс на
усиление политической роли страны в мире в соответствии с ростом ее
экономической мощи. Важное значение придается активизации деятельности в
ООН[1], участию в урегулировании региональных конфликтов, в первую очередь
камбоджийского. В 1992г. в соответствии с принятым законом о содействии
миротворческим усилиям ООН японские военнослужащие впервые после 2-ой
моровой войны были направлены за пределы страны.
Союз с США продолжает оставаться стержнем внешней политики Японии.
Вместе с тем Япония поддерживает активные связи с Западной Европой,
налаживает координацию в выработке общей стратегии Запада. Все более
весомым становится участие Японии в ежегодных встречах руководителей семи
ведущих развитых стран мира.
Большое значение придает Япония развитию отношений с азиатскими
странами, особенно со странами АСЕАН[2], с которыми стремится укрепить как
экономические, так и политические связи. В системе внешнеполитических
приоритетов Японии видное место занимают отношения с КНР. В октябре 1992г.
состоялся первый визит императора Японии в КНР.

Япония в мировом хозяйстве

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих
экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической
силой в мире. Население Японии составляет примерно 2, 3% общемировой
численности, но создает оно около 16% ВМП[3], исчисленного по текущим
валютным курсам, и 7, 7% — по покупательной способности иены. Ее
экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю
производства на душу населения она превышает американский уровень. На
Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, ее ВВП[4],
подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП
Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в
отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в
Мировом хозяйстве — результат ее экономического развития во второй половине
текущего столетия. В 1938г. на ее долю приходилось всего 3% ВМП.

Введение

Япония - государство в Восточной Азии, расположено на островах
Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и многочисленных примыкающих к ним мелких
островах. Территория Японии составляет 372,2 тыс. км. Столица - Токио,
другие крупные города с населением свыше 1 млн. человек - Иокогама, Осака,
Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Китакюсю. Административно-
территориальное деление - 47 префектур.
Население Японии составляет 124,1 млн. человек (1992г.); 99,4% -
японцы, остальное население - это корейцы, китайцы, американцы, айны
(потомки древнего населения страны) и т.д. Официальный язык - японский.
Основные религии - синтоизм и буддизм. Денежная единица - иена=100
сенам. Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией
(установлены с СССР 20.01.1925г., прерваны 9.08.1945г., восстановлены
19.10.1956г.).
Национальный праздник - 23 декабря - День рождения императора.
Япония - конституционная монархия. Согласно действующей с 1947г.
конституции император является “символом государства и единства народа”,
его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная
власть.
Высший орган государственной власти и единственный законодательный
орган - парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей (512
депутатов) и палаты советников (252 депутата). Срок полномочий депутатов
палаты представителей - 4 года, палаты советников - 6 лет (с переизбранием
половины состава каждые три года).
Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров во главе с
премьер-министром.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ Японии по состоянию на конец 1998 финансового года
достиг рекордной отметки — 437,5 трлн. иен (примерно 3,6 трлн. долларов).
Задолженность состоит из долговых обязательств как самого центрального
правительства, так и местных органов власти. При этом более половины долга
приходится на облигации государственного займа, которые в течение
десятилетий являются одним из основных инструментов покрытия бюджетного
дефицита.
Рост задолженности стал результатом выпуска очередной серии обязательств с
целью финансирования принятых в 1998 г. сразу трех масштабных программ
стимулирования национальной экономики, которая вот уже несколько лет
находится в самом тяжелом за все послевоенные годы кризисе. По некоторым
оценкам, общая сумма выпущенных для этого облигаций составила 34 трлн. иен
(278 млрд. долларов).
Золотовалютные резервы страны на конец 1999 г. превышали 270 млрд.
долларов. По этому показателю Япония уже более пяти лет удерживает первое
место на планете.
ПАРТИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ . Первая политическая партия Японии — Айкоку кото
(Общество патриотов) — была создана в 1874 г. Сразу же после появления она
представила правительству декларацию, призывающую создать представительный
законодательный орган.
Первые в стране всеобщие выборы состоялись 16 лет спустя, 1 июля 1890 г., а
первая сессия парламента была созвана 29 ноября того же года. Японский
парламент стал первым национальным законодательным органом в Азии.
В последующие десятилетия происходил рост влияния политических партий в
государственных делах, однако всплеск милитаризма в период, предшествующий
второй мировой войне, привел к подрыву влияния партий и в конечном счете к
их временному роспуску.
Послевоенная демократизация Японии привела к возникновению широкого спектра
политических партий: нескольких буржуазных, среди которых главными стали
Либеральная и Демократическая, а также Социалистическая и легализованная
теперь Коммунистическая.
В 1955 г. путем слияния двух консервативных партий была создана Либерально-
демократическая партия, которая до 1993 г. без перерыва являлась правящей
партией.
К этому же времени упрочилось влияние Социалистической партии Японии (СПЯ).
Образовалась так называемая «система 1955 года», суть которой заключалась в
противостоянии двух главных субъектов на политической арене, то есть ЛДП и
СПЯ. Последняя оставалась неизменно в оппозиции, причем ее влияние
постепенно сокращалось. Это было вызвано рядом факторов: расколами в рядах
СПЯ, вследствие которых были образованы Партия демократического социализма
(ПДС, 1960 г.) и Социал-демократический союз (СДС, 1978 г.); постепенным
восстановлением парламентской активности Коммунистической партии Японии
(КПЯ); появлением Комэйто (Партия чистой политики, 1964 г.), созданной по
инициативе буддийской организации Сока гаккай.
Вступление в последнее десятилетие XX в. Япония встретила кризисом доверия
к существующим политическим партиям, ростом абсентеизма. Недовольство
избирателей адресовывалось в первую очередь правящей партии, либерал-
демократам. Стало очевидным, что долговременное, с 1955 г., единоличное
правление ЛДП привело к тесному сращиванию ее политиков с чиновничьими и
деловыми кругами, создало тепличную атмосферу для распространения
коррупции. Страну буквально шокировали разоблачения многочисленных фактов
взяточничества, к которым оказывались причастными лидеры фракций, включая
тех, кто в разное время побывал на посту главы правительства. К тому же
фракционность мешала омоложению партии. ЛДП утратила прежний динамизм, у
нее отсутствовала решимость вступить на путь собственного обновления, стать
инициатором и активным проводником реформ, назревших по мере накопления
внутренних социально-экономических проблем и в связи с переменами
международного характера.
Общественное недовольство распространялось также на оппозиционные партии,
прежде всего из-за их неспособности обеспечить сменяемость власти.
Находившиеся в оппозиции СПЯ, ПДС, небольшой СДС, Комэйто и КПЯ вследствие
больших идейно-политических разногласий не смогли объединить усилия в
противостоянии либерал-демократам. А каждая из них, включая наиболее
влиятельную — Социалистическую, была слишком слаба, чтобы претендовать на
приход к власти в одиночку.
Тем временем в условиях окончания «холодной войны» в среде главных
оппонентов — ЛДП и СПЯ, стоявших на разных полюсах прежней конфронтации,
начала остро ощущаться необходимость корректировки политического курса и
методов их деятельности с учетом сдвига мировых и внутрияпонских настроений
в сторону конструктивного сотрудничества. В ЛДП этому мешали консервативные
привычки, особенно у политиков старшего поколения. А в СПЯ начавшийся
пересмотр взглядов по принципиальным проблемам, в частности касающимся
способов обеспечения безопасности Японии, сопровождался жесткими спорами,
шел трудно и медленно. Престиж обеих партий неуклонно падал.
В обстановке растущего недоверия к существующим партиям в Японии возродился
интерес к давней идее формирования двух крупных партий, при наличии которых
могли бы возникнуть полноценная политическая конкуренция и реальная
возможность сменяемости партий у руля власти. Начавшись с раскола ЛДП,
«реорганизация политических сил» привела к отстранению этой партии от
власти, образованию новых партий и групп парламентариев, рождению
восьмипартийной правящей коалиции. Именно тогда концепция формирования
двухпартийной системы и стала руководством к действию. Инициаторами
создания второй крупной партии как конкурента ЛДП в борьбе за власть
становятся бывшие либерал-демократы, организовавшие собственные партии.
Перспектива войти в партию, способную стать правящей, оказалась
привлекательной и для политиков так называемых партий среднего пути — ПДС,
СДС, Комэйто. Одновременно выявилось намерение тех и других отсечь левые
силы от участия в планируемом объединении. Развитию событий по такому
сценарию способствовала «политическая реформа» — принятие при первом
коалиционном правлении группы законов, касающихся избирательной системы и
финансирования деятельности партий. Эти законы, по существу, поощряли,
стимулировали укрупнение, слияние партий, оставляя силам, не участвующим в
таком процессе, мало шансов на сохранение их парламентских позиций.
В 1993 г. пришел конец сохранявшейся в течение 38 лет политической «системе
1955 года». Началась и продолжается до сих пор непрерывная перегруппировка
политических сил. Летом 1993 г. сформировалось семипартийное коалиционное
правительство во главе с лидером Японской новой партии М. Хосокава,
которого в очередном коалиционном правительстве сменил лидер Партии
обновления Ц. Хата. Годом позже возникла новая, необычная правящая
коалиция, в которой стали сотрудничать прежде непримиримые противники — СПЯ
и ЛДП, а также небольшая Новая партия Сакигакэ. Это правительство возглавил
социалист Т. МураЯма.
В декабре 1994 г. из партий «среднего пути» и выходцев из ЛДП родилась
Партия новых рубежей (ПНР). Ее образование стало серьезной заявкой на
ускоренное продвижение к формированию двухпартийной системы, притом в
варианте, когда соперничать за власть смогут лишь мало различающиеся между
собой консерваторы и неоконсерваторы, поскольку руководящую роль в ПНР
взяли на себя бывшие либерал-демократы. Естественно, что такой поворот не
мог не обеспокоить прежде всего СПЯ. В случае дальнейшего упрочения влияния
ПНР социалисты оттеснялись на задворки политической жизни. Вместе с тем
настороженность в отношении перспектив двухпартийной системы испытывали
несравненно более широкие круги японской общественности, видя в ней
существенную угрозу партийному плюрализму как важному достижению
демократии. На этой почве возникла еще одна концепция политической
перестройки, предусматривающая создание «третьего полюса», «новой партии»,
объединяющей широкий спектр политических и общественных течений
демократической и либеральной ориентации. Попытка претворить эту концепцию
в жизнь путем идеологической и организационной трансформации СПЯ в
«либерально-социалистическую партию» успехом не увенчалась. Ее результатом
стало лишь переименование в январе 1996 г., СПЯ в Социал-демократическую
партию (СДП). Несколько позже, в сентябре 1996 г,. появилась
Демократическая партия, в которую вошли как либеральные политики из Новой
партии Сакигакэ, так и значительная часть депутатов парламента, покинувших
СДП.
Прошедшие в 1996 г. по новой избирательной системе выборы палаты
представителей улучшили положение ЛДП в парламенте, ее лидеры вновь
возглавили кабинет министров. СДП потерпела сокрушительное поражение, а
вновь созданная Демократическая партия закрепилась по представленности в
парламенте на третьем, после ЛДП и ПНР, месте. В дальнейшем выявилась
нежизненность ПНР как конгломерата парламентариев разной политической
ориентации. Эта партия в декабре 1997 г. развалилась. Большая часть ее
политиков в конце концов влилась в 1998 г. в Демократическую партию,
следствием чего стало ее превращение в главную силу оппозиции, резкое
усиление в ее руководстве позиций консерваторов, в свое время покинувших
ЛДП. Еще одна часть депутатов парламента развалившейся ПНР воссоздала в
ноябре 1998 г. Комэйто. Наконец, правое крыло ПНР, парламентарии с
неолиберальными взглядами, образовали Либеральную партию.
В конце 90-х гг. некоторое преимущество в парламенте остается за либерал-
демократами. Но они, не сумев восстановить желаемого большинства, вынуждены
искать сотрудничества с другими партиями. И поэтому учрежденное в 1998 г.
единоличное правительство ЛДП было в 1999 г. последовательно реорганизовано
в правительство коалиционное, сначала в союзе с Либеральной партией, а к
осени того же года и с Комэйто.
Перестройка японских политических сил, в стороне от которой остались только
коммунисты, будет, вероятно, иметь дальнейшее продолжение. До сих пор
главными ее действующими лицами были депутаты парламента. Быстротечное
появление новых, роспуск старых партий, разъединения и слияния до сих пор
проходили преимущественно в форме перетасовки парламентских фракций, когда
мнением рядовых членов партий мало интересовались, а поведение самих
парламентариев чаще всего определялось не их мировоззрением и политическими
убеждениями, а возможностями повысить шансы на участие в политических
играх. Не случайно одним из последствий произошедших перемен стала
значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем.
Эти две характерные черты нынешней политической перестройки не способствуют
рассеиванию недоверия избирателей к партиям и являются причиной
сохраняющегося пассивного отношения многих японцев к парламентским выборам.

К началу ХХ1 в. в политической жизни Японии заметную роль играют шесть
крупных политических партий: Либерально-демократическая партия,
Демократическая партия, Комэйто, Либеральная партия, Коммунистическая
партия Японии и Социал-демократическая партия.
| | |
|Внешняя политика Японии | |
|1. Некоторые исторические ретроспекции. | |
| | |
|В течение длительного исторического периода Япония развивалась, | |
|подвергаясь культурному влиянию таких стран-соседей, как Китай и | |
|Корея, и поддерживала связи [только] с этими странами. В XV-XVI | |
|вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, | |
|благодаря которым страна впервые соприкоснулась с христианством и | |
|западной европейской цивилизацией. Однако в начале XVII в. сёгунат| |
|Токугава, превративший страну в единое государство, стал | |
|опасаться, что европейские страны, которые проводили в Азии и | |
|других частях света политику колонизации, предпримут те же | |
|действия в отношении Японии. Сёгунат издал ряд указов о так | |
|называемом закрытии страны. Было запрещено христианство, полностью| |
|запрещены любые контакты и торговля с другими странами за | |
|исключением Голландии и Китая. Самоизоляция Японии продолжалась | |
|более 200 лет. | |
|Около 150 лет тому назад самоизоляция Японии закончилась, и она | |
|вновь распахнула двери для других стран: Америки, России, Англии, | |
|Франции и других. В тот период колонизация Азии была в полном | |
|разгаре. Для того, чтобы избежать колонизации Японии, а затем | |
|разорвать неравноправные договоры, заключенные с другими странами | |
|в момент «открытия» страны, и стать в один ряд со странами Европы | |
|и Америки, правительство Мэйдзи провозгласило политику «богатая | |
|страна, сильная армия», которую затем неуклонно проводило. | |
|Необходимо было перенимать у Европы и Америки юридические и | |
|научные знания, технологии, быстрыми темпами развивать | |
|промышленность и укреплять вооруженные силы. И правительство | |
|Мэйдзи в этом преуспело. После победы в войнах с Китаем и Россией | |
|в Японии подняли голову национализм и милитаризм. Япония сама | |
|вступила в империалистическое противоборство мировых держав, | |
|колонизировала Корею, осуществила агрессию в Китае и таким образом| |
|пришла к участию во Второй мировой войне. В результате Япония | |
|оккупировала большие территории в Юго-Восточной Азии и принесла | |
|азиатским народам огромные страдания и человеческие жертвы. | |
| | |
|Да и сама Япония потеряла три миллиона человек, а ее города | |
|Хиросима и Нагасаки единственными в мире были подвергнуты атомной | |
|бомбардировке. Вся страна представляла собой пепелище. Проиграв | |
|войну, Япония впервые за 2000 лет своей истории подверглась | |
|оккупации Союзных держав. Для японского народа это явилось | |
|колоссальным потрясением. | |
|Двусторонним отношениям Японии с Россией также был нанесен большой| |
|вред в ходе этих ста лет империалистического соперничества. | |
|Испытав весь ужас поражения в войне, Япония приняла не имеющую в | |
|мире аналогов конституцию, которая запрещает войну как средство | |
|национальной политики. Японцы решили сохранить лишь [минимальные] | |
|средства самообороны, а в том, что касается обеспечения нашей | |
|безопасности, положиться на японо-американский договор | |
|безопасности. Мы решительно отвергли путь ремилитаризации и твердо| |
|стали на путь восстановления страны и развития ее экономики. | |
| | |
|2. Послевоенное экономическое развитие. | |
| | |
|На момент окончания войны в 1945 году четверть национального | |
|богатства страны была уничтожена, производство упало до уровня | |
|1935 года. Оккупационные силы, которые находились под американским| |
|командованием, наряду с демилитаризацией принудили Японию к | |
|проведению земельной реформы, роспуску финансово-промышленных | |
|олигархических групп «дзайбацу», либерализации рабочего движения и| |
|другим демократическим преобразованиям. Таким образом в японском | |
|обществе происходили реформы, основанные на принципах демократии | |
|«по-американски». Обязательное образование также было повышено с 6| |
|до 9 лет. Все это затем оказало большое воздействие на ход | |
|развития страны. Это было своего рода революцией и послужило | |
|основой, на которой стал возможен быстрый рост японской экономики | |
|после войны. | |
|Благодаря широкой помощи США, передаче ими Японии технологий, а | |
|также открытию для японцев их колоссального рынка, в 50-е и 60-е | |
|годы Япония смогла добиться ускоренных темпов роста экономики. | |
|Кроме того, обострение холодной войны сделало практически | |
|неизбежным возрождение Японии в качестве оплота свободной | |
|экономики. Вдобавок война в Корее породила колоссальный спрос на | |
|поставки для американских войск, и это также повлекло за собой | |
|быстрое расширение производства в Японии. | |
|В 1960 году Япония поставила целью удвоение национального дохода, | |
|а успех Олимпийских игр в Токио в 1964 году вызвал в Японии | |
|настоящий экономический бум. В тот период Япония, получив кредит | |
|Мирового банка, начала строительство скоростной железной дороги | |
|«Синкансэн» и сети скоростных автодорог. С 1960 по 1970 год | |
|экономический рост в Японии составлял в среднем более 10 процентов| |
|в год. | |
|Нефтяной кризис 1973 года тяжело отозвался в Японии. Из-за резкого| |
|скачка цен на нефть в 1974 году в японской экономике был впервые | |
|после войны зарегистрирован отрицательный рост - минус ноль целых | |
|две десятых процента. Однако, благодаря жесткой политике экономии | |
|энергии и революционным технологиям, а также всеобъемлющей реформе| |
|экономической структуры, японская экономика вышла из нефтяного | |
|кризиса, обладая еще более могучей конкурентоспособностью. Вот | |
|один пример: мировые рынки оказались завоеваны экономичными | |
|малолитражными автомобилями, которые стали фундаментом сегодняшней| |
|мощной автомобильной промышленности Японии. После первого | |
|нефтяного кризиса в течение 10 лет японская экономика росла в | |
|среднем на 3 целых и 7 десятых процента в год. | |
|В 1985 году было принято известное соглашение в отеле «Плаза», с | |
|которого началось резкое повышение стоимости иены. Из-за этого | |
|резко выросли себестоимость внутреннего производства и, | |
|соответственно, цены на экспортируемую Японией продукцию. Японские| |
|компании ответили тем, что стали переносить свою производственную | |
|базу в страны Азии, направив ту

Новинки рефератов ::

Реферат: Гарантии прав профсоюзных объединений при осуществлении ими своих функций (Трудовое право)


Реферат: Убытки (Право)


Реферат: Воспитание толерантности (Педагогика)


Реферат: Практика на аглофабрике (Металлургия)


Реферат: Контрольная работа по курсу гражданского права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Китайский фарфор и центры его производства (Культурология)


Реферат: Общая оценка финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской и статической отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Административное право РБ (Административное право)


Реферат: Чрезвычайные ситуации мирного времени (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Раздел дипломной работы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Гаметициды и их применение в селекции (Ботаника)


Реферат: Вопрос радиационной безопасности в экологическом образовании в средней школе (Педагогика)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Лабораторная работа №1 (Физика)


Реферат: Учет оплаты труда в строительстве (Бухгалтерский учет)


Реферат: Реологические свойства САН и АБС пластиков (Химия)


Реферат: Н.А. Бердяев о характере русского народа (Культурология)


Реферат: Римское искусство (Искусство и культура)


Реферат: Визитная карточка Украины (География)


Реферат: Об изменяемости и неизменности православного богослужения (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист