GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Семья и личность (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семья и личность (Педагогика)


Ч Е Р Е П О В Е Ц К И Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й

У Н И В Е Р С И Т Е Т



ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ



КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ



РЕФЕРАТ НА ТЕМУ



«СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ»



ВЫПОЛНИЛ



СТУДЕНТ
.


КУРС I, ГРУППА 413

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

«ТЕХНОЛОГИЯ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»


РУКОВОДИТЕЛЬ

СМЕТАНИНА Р.В.



1998. - 1999 УЧЕБНЫЙ ГОД



ПЛАН:



I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2


II. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ


1. ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………...3

2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4


3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ……………5

4. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7

5. СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО
И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10


IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………10



- 1 -


Родился ребёнок. Начал обживаться в мире. Глядишь – он уже и
пошёл, и заговорил, и научился понемножку разбираться «что к чему».
Вроде бы всё естественно, но… . Но ведь прежде было обучение, а,
обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается.

Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств
личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему
миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и
глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем
богаче её собственный духовный мир.
Особую сферу жизни и деятельности ребёнка составляет общение.
Оно отражает человеческую потребность в среде себе подобных. Ещё
Л.С.Выготский подчёркивал, что уже младенца можно назвать максимально
социальным существом. Многие факты говорят о том, что даже игрушка
в руках ребёнка часто является лишь средством общения со
взрослыми. Ребёнок прибегает к взрослому не только для получения
помощи, но и для удовлетворения потребности в общении.
Таким образом, личность формируется в процессе активного
взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом,
общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных
отношений происходит формирование внутренних позиций личности,
индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер,
интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в
системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной
деятельности, ребёнок утверждает себя как личность среди других
людей.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами,
склонностями, волей, определёнными способностями. Все эти свойства
вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с
момента рождения и до зрелости.
Первым окружающим ребёнка миром, начальной единицей общества
является – семья, где и происходит закладывание основ личности.
Что такое семья? Многие авторы популярных публикаций рассуждают
о ней так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб»,
«вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл.
Так, видный демограф Б.Ц.Урланис дал ей такое определение: это –
малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и
родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных
демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу
принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные
связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор
П.П.Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы
признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при
наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если
между её членами нет взаимопонимания, взаи-мопомощи, что и необходимо
ввести в определение семьи.
Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей:
папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр.
Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими
людьми. Какую же громадную ответственность налагает это на семью!
Как ко многому обязывает! Какой тончайший процесс постоянно идёт
рядом! По сути, дом, где растёт маленький ребёнок – это сложная
психологическая лаборатория, где улавливаются каждое слово, движение,
интонация. Этот этап собственных действий ребёнка – ключевой в
дальнейшем формировании личности.


- 2
-

Ребёнок подрос. В семье встаёт вопрос продолжить домашнее
воспитание или довериться воспитанию в специальных заведениях. Вопрос
этот не такой уж
простой, как может показаться на первый взгляд. Спору на эту тему
не один век.



Две формы воспитания.

В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и
школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так,
древние римляне считали, что только семья должна и может дать
хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе.
Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное
воспитание ребёнок сможет получить только в государственных школах,
куда надо направлять его с семилетнего возраста.
В средние века, когда церковь имела сильное идеологическое
влияние, считалось, что только в монастыре, в церковной или
монастырской школе дети могут получить хорошее воспитание.
В XVIII и в начале XIX в. меняется взгляд на организацию
воспитания. И.Г.Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в
семье. Он идеализировал мелкобуржуазную семью и утопически мечтал
через семейно-трудовое воспитание оздоровить человечество.
На противоположных позициях стоял виднейший представитель
утопического социализма – Роберт Оуэн. Он мечтал, чтобы дети с
трёхлетнего возраста находились в общественных воспитательных
учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения
подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями. Р.Оуэн
отрицательно относился к семейному воспитанию и хотел поставить
человека в хорошие условия, дать ему с ранних лет правильное
воспитание и образование в государственных учреждениях.
В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о
воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу
«делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен
авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В
качестве образца в первую очередь выступал отец, глава семьи. Его
пример, как правило, был образцом для подражания мальчиков, девочки
чаще учились у матери.
Так как крестьянские семьи нередко посещали разные беды: пожары,
голод, болезни и преждевременная смерть – дети лишались родителей и
оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем
миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым
отдавали детей в ученики. При этом чётко срабатывала народная
педагогика со всеми традиционными правилами и ясными представлениями
о добре и зле, допустимом и запретном, разрешаемом и невозможном.
В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались
кормилицы и няни, приставленные к маленькому барину в услужение. Они
прививали любовь к
родному краю, родной природе, русской речи; воспитывали «русский дух»,
переда-
вали вместе с народными песнями и сказками народные представления
о правде и справедливости, о чести и достоинстве.
Взрослеющих детей передавали на воспитание французским гувернёрам
и гувернанткам, которые учили правилам хорошего тона, светским
манерам, языкам.


- 3
-

Вообще в явлении гувернёрства заложен глубокий положительный смысл:
нотации и нравоучения читает чужой человек, которого за постоянные
замечания можно и не любить, над которым можно подшучивать,
подтрунивать. Родители же одаривают детей лаской, положительными
эмоциями, поэтому о них дети всегда вспоминают с обожанием и
глубоким уважением.
Иначе смотрели на роль семьи в воспитании детей революционеры-
демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.
Они говорили, что воспитание детей должно осуществляться в семье и
школе. При этом особую роль они отводили матери, её образованию и
культуре. По их мнению, без образования матери нельзя наладить и
добрых отношений в семьях.
В.Г.Белинский считал, что задача общечеловеческого воспитания
лежит не только на обществе в целом, но и на семье и родителях.
Семейное воспитание, по его мнению, должно развивать в детях
общественные интересы и стремления. А.И.Герцен, развивая эту мысль,
говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм
и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем деле,
бороться за благо всех.
Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько
месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и
эмоциональному развитию ребёнка до трёхлетнего возраста непоправимый
урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент
всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого
фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое
сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и
сложности.
Значит, создание духовной основы личности и есть цель, смысл
семейного воспитания.



Родительское воздействие.

Школа чувств – вот в чём наипервейшее значение семьи для
ребёнка!

Всё, что касается интимно-эмоциональной сферы и сферы родственных
отношений, в полной мере формируется лишь в нормальной – тёплой и
дружеской – семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что
такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и
бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает
уважать супружество, женщину, материнство.
Конечно, и в яслях малыш радостно тянет ручки к няне, и в
детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в
школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый
приходится на многих детей, и количество внимания и ласки,
достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в
любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так
сказать, педагогической – ведь взрослые находятся там специально, чтобы
обучать и воспитывать ребят.
В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких,
любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла
и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни
говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные
чувства. И он начинает их испытывать.

- 4
-

При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к
матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему
совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни
был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры.
Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным
фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов
семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего
безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.
Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают
его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями
и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не
адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую
психику. Где же ещё в столь яркой и понятной
ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь,
сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для
другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.
Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно
развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие
качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать
трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика
каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не
имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном
покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое
таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, -
сложнейшее из производств – производство человека. И, как любая
работа, семейное воспитание имеет свои задачи.



Задачи воспитания в семье.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил
и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое
формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей –
всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет
задачи семейного воспитания.
Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей,
который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и
другой стороне.
В первый год жизни ребёнка основная забота родителей
заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического
развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-
гигиенические условия. В этот период ребёнок уже заявляет о своих
потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-
своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы
научиться различать потребности и капризы, так как потребности
ребёнка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом,
ребёнок в семье получает свои первые нравственные уроки, без
которых у него не может быть выработана система нравственных
привычек и понятий.
На втором году жизни ребёнок начинает ходить, стремится всё
потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда
доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно
строиться на разумном включении ребёнка в разные виды деятельности,
следует ему всё показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним
играть, рассказывать и отвечать на вопросы.

- 5
-

Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить
ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка
является игра. Дети трёх, четырёх лет предпочитают строительные и
бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребёнок познаёт окружающий
его мир. Ситуации для игр ребёнок берёт из жизни. Мудрость
родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как
должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем
самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие
нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие
порицаются.
Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый
нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся
делать людям приятное, радостное, доброе.
Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи
с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого
являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь
детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения
звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи
родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в
них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их
содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи
является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его
умственного, нравственного и эстетического развития.
В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут
продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро
переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение
потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому
важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности
выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до
конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти
качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребёнка в
коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним
в бытовые или подвижные игры.
Растёт в семье ребёнок, изменяются задачи, средства и методы
воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом,
подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма
и чёткое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают
вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и
привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные
отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества,
взаимного внимания и заботы. Семья – это первая школа общения
ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о
престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В
общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у
него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно
чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений,
резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и
обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и
неискренность родителей.
Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный
пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота,
проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в
семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же
красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство
любви к своим близким – к родителям, к братьям и

- 6
-

сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из
сверстников, при-
вязанность и нежность к младшим.
Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети
непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя,
выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От
того, как будет поставлено трудовое воспитание детей ещё до школы,
зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании.
Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие,
есть хороший показатель их нравственного воспитания.
Семья располагает благоприятными условиями для эстетического
воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребёнка со
знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой,
с уютной квартирой. С ростом ребёнка восприятие прекрасного
обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством
эстетического воспитания является природа с её красивыми и
неповторимыми красками и пейзажами. Экскурсии и походы всей семьёй
в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют
неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь.
При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем,
что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит
воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают
воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую
воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются
домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В
воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере
правильно и красиво одеваться.
Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае,
когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего
развития ребёнка.



Условия семейного воспитания.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно
считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей,
правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и
чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это
. осознание родителями своего долга и чувства
ответственности за воспитание детей, основанного
на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании
к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и
поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении
к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном
проявлении такта;
. организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит
равенство всех членов, привлечение детей к решению
хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к
посильному труду;
. в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и
туристских походах, в совместных прогулках, чтении,
прослушивании музыки, посещении театра и кино;
. взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный
тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность
в семье.

- 7
-

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют
семейные традиции,крепкие устои и принципы. У каждого дома –
собственное лицо. К ним относится проведение общественных и
семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей.
Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом
эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и
счастья, которая формирует духовную культуру, цементирует семью как
коллектив.
Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей
и старших братьев и сестёр. Отец и мать уполномочены воспитать
достойного члена общества, на этом и основывается их родительская
власть и их авторитет в глазах детей. А.С.Макаренко определяет
авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и
воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя
им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям.
Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей,
поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на
них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во
всём. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся
на взаимном уважении и доверии из друг к другу. Дети видят в
родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с
разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно
поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к
детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.
Успешным воспитание в семье будет при соблюдении чёткого режима
дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребёнка в
течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на
упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха. При этом
учитываются возраст и состояние здоровья ребёнка. Режим дня должен
иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном
привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны
старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением
режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при
возникших затруднениях.
Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести
чтению. В дошкольном возрасте ребёнок особенно любит слушать сказки,
которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из
книг он узнаёт о хороших людях, об их делах, узнаёт о животных,
растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый,
честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и
обществом. Слушая сказку, ребёнок не остаётся равнодушным к судьбе
героя: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у
него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С
поступлением ребёнка в школу, когда он научится читать, важно
закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и
систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна
согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит
ребёнка к чтению и он начнёт считать книги своими спутниками в
приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведёт
ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои,
которым он будет подражать.
Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический
труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов
человека: улучшает все физиологические процессы в организме –
правильное дыхание, кровообращение,


- 8
-

обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд
является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц
занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их
сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную
деятельность и сохраняют работоспособность.
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего
развития личности. По тому, как ребёнок будет относиться к труду,
какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить
о его ценности.
Важным условием успешного воспитания детей является единство
требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также
единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие
единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет
учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.
Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться
со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребёнка, требуют
применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись
коллективным формам воспитания.



Сочетание семейного и общественного воспитания.

Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к
сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание
такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни
ребёнка семья нужна для формирования определённых областей
человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её
влечёт за собой печальные и далеко идущие последствия, такие,
например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут
дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья
сыграла предназначенную ей роль.
В умно организованном, слаженном ребячьем общении наши мальчишки
и девчонки получают крепкую, здоровую закваску. Здесь они привыкают
к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство локтя,
приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются
ощущением ответственности перед товарищами и за товарищей. Здесь
приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого
целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие
их достойными членами общества.
Пусть растут и совершенствуются общественные формы воспитания! Не
в противовес семье, не взамен её. А как средство, которое,
органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его,
обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не
освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не
зачёркивает того, что выращивание детей является основной социальной
функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно
координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребёнка,
обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он
учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в пестовании
детей.
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и
общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог
верного успеха в воспитании подрастающего поколения!


- 9
-

Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное,
где конечным назначением является формирование идеалов, формирование
личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской
любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей,
семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он
повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий
ребёнка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании
личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в
контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную
роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или
конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый
от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех
участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья
создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается.
Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое
совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области
человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему
формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той
социальной среды, в которой живёт семья.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:



I. Афанасьева Т.М., Семья сегодня – М.: Знание,
1977.

II. Лавров А.С., Лаврова О.Л., Товарищ ребёнок – М.: Знание,
1964;

III. Педагогика: под редакцией С.П.Баранова и др. – М.:
Просвещение, 1976;

IV. Педагогика: под редакцией П.И.Пидкасистого – М.:
Роспедагентство, 1996;

V. Педагогическая энциклопедия – том 2 – М.: Советская
энциклопедия, 1965. – 659 с.



- 10
-




Реферат на тему: Семья и права ребенка

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Академия педагогики



Реферат по теоретическому курсу “Права ребёнка”


“Семья и права ребёнка”



Фамилия, и.о. студента
Студенческий билет
Преподаватель ______________________
Рецензент ______________________



1999
“Семья и права ребёнка”

Содержание


Введение


Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка


Семья и права ребёнка


Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений
Конвенции ООН


Заключение


Список использованной литературы


Введение

В этом реферате я постараюсь рассмотреть основные вопросы взаимоотношений
между родителями и детьми в контексте соблюдения прав ребёнка. Из всего
теоретического курса по правам ребёнка тему “Семья и права ребёнка” я
выбрал неслучайно.

По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13
основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов
детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Кроме того, в
России насчитывается 533 тысячи детей-сирот. С 1991 г. на 33 процента
увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а общая смертность в
результате этого заболевания выросла на 82 процента.

Безусловно, что современный человек должен знать как и всемирную историю
становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах
человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и
трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в
конкретных случаях, в то время как семейная жизнь постоянно оказывает
влияние на различные стороны жизни человека. Поэтому семейное право
необходимо знать не только людям состоящим в законном браке, но и тем кто
собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает в себя помимо
прав и множество обязанностей, о которых молодые люди, вступающие в брак
часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и на
психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.

Семейное право – это совокупность правовых норм, регулирующих семейные,
т. е. личные и производственные от них имущественные отношения,
возникающими между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в
семью на воспитание. Брак – это юридически оформленный свободный и
добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и
порождающий взаимные права и обязанности. Он основывается на чувстве любви,
подлинной дружбе и уважении – нравственных принципах построения семьи.


Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание
международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую
декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном
в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства,
детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его
физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и
заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения",
и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были
провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и
благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества –
потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не
просто декларировались права детей, но на основе юридических норм
фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год
Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из
многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих
декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи,
учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением
ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения
Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность
за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или
присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное
законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она
утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его
дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед
потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально
выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-
депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах,
правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта.
В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью,
самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и
никогда.

Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического
значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на
нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и
демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и
взглядам.


Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений
Конвенции ООН

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к
правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения.
Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией
ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на
образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся,
воспитанников” декларируется:

“4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение
образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,
... на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести,
информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

(...)

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального
образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в
соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями,
местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и
проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.



Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об
учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

“9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей),
осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления
образованием создают специальные (коррекционные) образовательные
учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и
обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по
повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные
образовательные учреждения, а также содержащихся на полном
государственном обеспечении, определяются Правительством Российской
Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные
образовательные учреждения органами управления образованием только с
согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-
педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением,
достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях
воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода,
создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их
медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
Направление таких подростков в эти образовательные учреждения
осуществляется только по решению суда”.



Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихся в
образовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их
родителей (законных представителей) к труду, который не предусмотрен
образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и
деятельности в общественно-политических движениях и партиях.

В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков,
предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства
выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении,
разработка и осуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны
жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён
вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его
здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится
особенно остро.

“Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим
занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного
учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами
здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются
оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа.
Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными
учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

(...)

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников
образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. (...)

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать
перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся,
воспитанников.

(...)

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья
обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.


Семья и права ребёнка

Теперь я рассмотрю правовые отношения между родителями и детьми. В основе
возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит
происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке.
Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке,
удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка,
выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от
указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается
справкой, выданной родильным домом. Факт рождения ребенка вне медицинского
учреждения может быть подтвержден врачом или свидетелями. На основании этих
данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.

Между родителями и детьми возникают правоотношения. Они бывают личными и
имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя,
отчество и фамилию, соответственно право и обязанность родителей дать
ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать
своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от
родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства
от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов. Родители
равны в правах и обязанностях в отношении детей.

Среди обязанностей родителей первое место занимает их обязанность
воспитывать детей. Эта обязанность является одновременно и правом
родителей. Поэтому родители не могут передать свое право на воспитание
ребенка другому лицу (деду, бабушке, родственникам). Чтобы воспитывать
детей, надо проживать с ними вместе, общаться с детьми, оказывать на них
личное влияние. К сожалению, далеко не во всех семьях дело с воспитанием
детей обстоит благополучно. Ежегодно в отделения милиции за различные
преступления доставляется свыше 900 тыс. детей, 50 тыс. ребят уходят из
семей и попадают в приемники-распределители. Родители обязаны совершать
надзор за несовершеннолетними детьми. Кроме того, родители привлекаются к
ответственности за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, не
достигшими 15 лет, в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет отвечают за причиненный вред
сами, на общих основаниях.

Родители являются представителями своих несовершеннолетних детей.
Представительство осуществляется в области семейного права (взыскание
алиментов на детей), гражданского права (при совершении гражданско-
правовых сделок), гражданского процесса (судебное представительство).
Родители представляют и охраняют интересы своих детей.

По общему правилу родители ответственно относятся к воспитанию своих
детей. Но бывает и иначе. Если родители не выполняют своих обязанностей,
осуществляют родительские обязанности в противоречии интересам детей, то
такое поведение родителей может привести к применению санкции, выражающейся
в лишении их родительских прав. Конечно, эта мера крайняя, исключительная.
Она применяется тогда, когда другие способы воздействия не дали
результатов. Лишение родительских прав родителей или одного из них
допускается только в случаях, установленных законом: при уклонении от
выполнения обязанностей по воспитанию детей; злоупотреблении родительскими
правами; жестоком обращении с детьми; вредном влиянии на детей аморального
поведения родителей; при наличии у них такого заболевания, как хронический
алкоголизм или наркомания. Лишение родительских прав преследует несколько
целей: уберечь здоровье и психику ребенка и создать ему нормальные условия
жизни; наказать родителей за их поведение, оказать воспитательное
воздействие на других неустойчивых в семье и быту граждан. Родители,
лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с
ребенком, в отношении которого они лишены родительских прав. Они утрачивают
прежде всего право на воспитание детей, а также на проживание с ребенком,
на защиту прав и интересов детей и др. Однако лишение родительских прав не
освобождает родителей по содержанию детей. Лишение родительских прав
является бессрочным. Но если родители, лишенные родительских прав, коренным
образом изменяют свое поведение, отношение к детям, весь образ жизни, они
могут в судебном порядке восстановлены в родительских правах.

В семье между родителями и детьми возникают еще и имущественные
правоотношения по поводу принадлежащего им имущества, которые регулируются
нормами гражданского права, а также алиментные правоотношения,
урегулированные семейным законодательством. Имущество родителей и детей
раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество.
Родители также не имеют права на имущество своих детей, хотя взаимно они и
пользуются вещами друг друга. Приобретаемые родителями одежда, обувь, книги
и другие вещи для детей принадлежат последним. Родители и дети могут
вступать между собой во все дозволенные законом сделки (купли-продажи,
займы и т. д.). Если в отношениях с несовершеннолетними детьми самым
распространенным является договор дарения, то с совершеннолетними детьми
заключаются и другие договоры. Например, по договору займа отец может
предоставить сыну денежную сумму для покупки автомашины. Родители и дети
могут быть участниками общей долевой собственности. На долевых началах ими
могут приобретаться или строиться дома, дачи и т. д. В соответствии с
законом родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Обычно
эта обязанность выполняется родителями добровольно. Родители обеспечивают
детей всем необходимым для жизни, учебы, развития. Если же родители не
предоставляют средства на содержание детей добровольно, они принуждаются к
уплате алиментов на основании судебного решения. Обязанность по содержанию
детей возлагается на обоих родителей. Когда дети проживают с матерью, чек о
взыскании алиментов предъявляется к отцу. На детей, воспитываемых отцом,
алименты взыскиваются с их матери. В случае передачи детей на воспитание
другим лицам (деду, бабушке, тетке и др.) эти лица могут взыскать алименты
с обоих родителей. Алименты в пользу несовершеннолетних детей с их
родителей взыскиваются в процентном исчислении от заработка (дохода)
последних. Родители, злостно уклоняющиеся от выплаты алиментов своим
несовершеннолетним детям, могут быть привлечены к уголовной
ответственности.

Итак, суд защищает права и интересы всех членов семьи, обеспечивает
соблюдение прав и обязанностей родителей и детей.

Семейное законодательство предоставляет возможность обращения в суд для
предотвращения нарушения прав и интересов детей. Но обращение в суд, на мой
взгляд, – это крайняя мера, свидетельствующая о том, что семья распадается,
либо находится на грани распада. Поэтому главная задача, стоящая перед
супругами, равно как и перед обществом, и государством, сделать все
возможное, чтобы эта проблема была разрешена как можно безболезненно и
учтены интересы всех сторон участников правоотношений.



Заключение

Детство – надежда и будущее человечества; ребенок – существо, которому
еще только предстоит стать человеком. Но реальное положение дел обстоит
так, что Россия, приняв в качестве обязательного для исполнения
международного закона Конвенцию по правам ребенка, тут же о ней и забыла.
Ведь законы и подзаконные акты, обеспечивающие выполнение Конвенции и
корреспондирующих с ней статей Конституции РФ, если и существуют, то не
покрывают поля реальных потребностей. В результате в сферу внимания
следственных и судебных органов попадает ничтожно малая доля детей – жертв
насилия. Более того, жертвы часто оказываются дважды и трижды жертвами:
убежав из интерната, где его избивают воспитатели, ребенок рано или поздно
оказывается в комиссии по делам несовершеннолетних и затем – в
психиатрической больнице, откуда выпишется вновь в тот же интернат.

Эта репрессивность, как называют её специалисты, подпитывается нынешней
криминализацией общества. Опыт показывает, что несоблюдение прав ребёнка в
дальнейшем может привести лишь к накоплению критической массы насилия в
обществе.


Список использованной литературы:


1. А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984

2. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.

3. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)

4. "Новая газета", №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.

5. “Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.

6. Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” –
М., 1987.

7. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.

8. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13
января 1996 года N 12-ФЗ)







Новинки рефератов ::

Реферат: Зигомицеты (Ботаника)


Реферат: Органы местного самоуправления (Государство и право)


Реферат: Сеть Консультант Плюс (Программирование)


Реферат: М.О. Скрипник - видатний діяч України (Исторические личности)


Реферат: Демократия и средний класс (Политология)


Реферат: Лихтенштейн (История)


Реферат: Сюрреализм (Искусство и культура)


Реферат: Наследственные заболевания человека (Биология)


Реферат: Авторитет руководителя (Психология)


Реферат: Тициан (Искусство и культура)


Реферат: Битва при Харлоу (История)


Реферат: Теории о несуществовании загробного бытия (Психология)


Реферат: Магнитные материалы для микроэлектроники (Физика)


Реферат: Амортизация основных средств и их восстановление в современных условиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Трагедия в Баренцевом море. История гибели АПЛ "Курск" (История)


Реферат: Создание шаблонов организационно-распорядительной документации (Валютные отношения)


Реферат: Вторично-ионная масса спектрометрия (Физика)


Реферат: Этика французских просветителей (Искусство и культура)


Реферат: Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) (Международное публичное право)


Реферат: В царстве сарматских амазонок (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист