GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: В.В.Голявкин, Ю.В.Сотник (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: В.В.Голявкин, Ю.В.Сотник (Литература)



В.В.Голявкин

Виктор Владимирович Голявкин родился в 1929 году. Родители его
русские, отец – московских корней. Когда родился Виктор, они жили в Баку,
учили детей музыке. Голявкин сохранил на всю жизнь короткие отношения со
своим детством, память о нем. Родной Баку у него – в повестях «Мой добрый
папа», «Полосы на окнах», «Рисунки на асфальте», «Город в море».
До 17 лет Виктор жил в Баку. Решив стать художником, он выбрал на
карте город совсем другой по характеру жизни – Самарканд. Ему, видите ли,
надо было учиться искусству обязательно далеко от своего дома. Он поступает
в самаркандское художественное училище. Училище переводят в Ташкент –
вместе с Витей, конечно. Но ему нужны перемены еще и еще. Он едет в Москву.
А художественное училище в конце концов он оканчивает в Душанбе. Потом
Голявкин едет в Санкт-Петербург. Здесь он оканчивает Институт живописи,
скульптуры и архитектуры имени Репина.
С тех пор Петербург стал его домом. А Виктор, уже доучиваясь в
институте, понял: Ему необходимо быть не только художником, но и писателем.
Даже важнее – писателем.
Первые рассказы были необыкновенные, ни на чьи не похожие. Долго их
не решались напечатать. Но Голявкин писал так интересно, что ему на помощь
пришли некоторые другие писатели.
В. Голявкин написал и издал много произведений. В 1959 году вышла его
первая книга его рассказов «Тетрадки под дождем», затем появились «Наши с
Вовкой разговоры» (1960), «Мы играем в Антарктиду» (1961), «Как я встречал
Новый год» (1963), «Мой добрый папа» (1964) и продолжение этой повести
«Полосы на окнах» (1971), «Город в море» (1964), «Рисунки на асфальте»
(1965), «Ты приходи к нам приходи» (1967) …
В небольших рассказах, сценках, диалогах перед читателем открылся мир
современного детства, увиденный во многом свежо и по-новому, со многими
подробностями и деталями. Голявкин не только писатель, но и художник, и с
самого начала он сам иллюстрирует свои произведения, что придает им особую
ценность.
Он умеет показать ребенка 7 – 10 лет (любимый возраст писателя) крупно,
масштабно, значительно. Предмет внимания писателя – повседневная детская
жизнь, а «секрет» его в том, что в этой жизни для него нет мелочей. В ней
все всерьез, все важно и значительно, потому что совершается впервые в
жизни.
Произведения В.Голявкина известны не только в Петербурге, Москве,
Баку, Душанбе. В Японии, например, только «Мой добрый папа» публиковался
девять раз. Это всего один пример из большого числа возможных.
На страницах разных книг их авторы, бывает, восторгаются тем и
другим. Наставят восклицательных знаков, всяких чувствительных слов. А все
равно читать такое почему-то скучно.
У Голявкина же – это не возможно сразу не заметить! – все
увлекательное и удивительное.
Жизнь у-ди-ви-тель-на-я!
Такая она упругая, пружинистая, словно веселые мячики прыгают один за
другим. Или будто все пляшет, светится, живет-переливается.
Писатель Глеб Горышин верно сказал: «Дети в рассказах Голявкина
талантливые, хотя они и понятия не имеют об этом своем таланте». Правда, у
Голявкина все талантливые. Взрослые тоже. Вообще – вся жизнь.
Хотя ничего особенного вроде бы не происходит. Обычное как будто
житье.
Вот это, может быть, самое трудное – так написать про обыкновенные
дни, про наши встречи и заботы, чтобы каждый читатель радостно удивился.
Да, жизнь в рассказах и повестях Голявкина обыкновенная, всем
знакомая.
Но вот попробуй угадай, что у него будет через две-три строки.
Не угадаешь.
Поразительная способность в знакомом находить неожиданное и яркое!
Пусть даже иной раз совсем как будто в мелочах.
Голявкин может вдруг огорошить нас таким началом главы: «Младший сын
Петра Петровича укусил собаку» («Рисунки на асфальте»).
В одном рассказе мальчик не пошел в школу. Он бродит по улицам.
Остановился, услышав разговор.
«…Про завод что-то стали рассказывать. Один заметил меня, говорит
другому:
- Гляди-ка, парень как рот раскрыл.
И ко мне обращается:
-Что тебе?
-Мне ничего, – отвечаю, – я просто так…
-Тебе нечего делать?
-Ага.
-Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?
-Вижу.
-Пойди подтолкни его с того боку, чтобы он ровней был.
-Как это?»
Верно говорят: улыбка красит человека. Она красит жизнь. Под пером
Голявкина каждый в отдельности и все люди вместе чувствуют смешное,
веселое, охотно отзываются на него, его подхватывают.
Но отсюда не следует, что перед нами чисто шутливые сочинения. Порою
какие тут шутки. Война, скажем, идет. Живется холодно и голодно. «В полосах
на окнах» мальчик несет продавать на базар старые газеты. Он их собирал,
дорожил ими, тем, что в них было.
Провожает мальчика его младший брат Боба:
« - Купи мне на базаре пирожок, – сказал Боба.
- Какой? – спросил я.
- Большой.
- Ну, это понятно, а с какой начинкой?
- С любой, – сказал Боба.
- С какой бы ты хотел? Я продам газеты и куплю тебе пирожок с любой
начинкой.
- Купи хоть без начинки, – сказал Боба».
Ничего веселого в этом разговоре, казалось бы, нет. Маленькому Бобе
хочется поесть вдосталь. Но у Голявкина получается одновременно горько и
все-таки прекрасно и удивительно.
Особенный он волшебник на разговоры. На то, как люди между собой
разговаривают. Тугим кольцом стягивают их слова, летящие от одного человека
к другому, а от того к – первому. Вот разговоры и выходят какие-то
сверхживые.
Подвижность, упругость речи в произведениях Голявкина делает их
похожими то на стихи, то на музыку, то на стихи и музыку вместе. Слова
складываются здесь по особенному и по особенному звучат.
«Мой папа в Москве родился. Он хочет в Москву. Он давно там не был. Он
каждый год в Москву хочет. А мама не хочет. Она здесь родилась. Она любит
дачу. И я люблю дачу. Кто дачу не любит! Я люблю и Москву. Кто Москву не
любит! Но что же делать. На дачу мне тоже хочется».
Это именно та речь, которой мы обычно разговариваем.
Верно замечали: у Голявкина и название плотно входит в рассказ. Оно
представляет собой то самое слово, которого из песни не выкинешь.
Обратите внимание на людей, которые живут в этих рассказах и повестях,
на то, как они друг с другом водятся.
Голявкин в каждой своей книге другой, новый. Меняется обстановка,
многое меняется от рассказа к рассказу, от повести к повести.
Но в тоже время к некоторым своим героям писатель, как видно, привязан
особенно сильно. Не может с ними расстаться. Переводит из книги в книгу.
Так он поступает с Бобой и Вовкой, с учителем Петром Петровичем, а также
Пал Палычем, со стариком Ливерпулем и еще кое с кем. Люди эти изменяются,
но в главном остаются теми же какими были.
Дети у Голявкина (как и на самом деле) не живут какой-то отдельной
детской жизнью. Жизнь здесь общая. Значит, в ней много взрослых. Взрослые у
Голявкина большей частью легко понимают детей. Без труда разгадывают
детские обманы и тревоги.
Мальчик детсадовского возраста вышел из квартиры (повесть «Этот
мальчик»). Он там один, а у него в душе всякие беспокойства. Навстречу по
лестнице поднимается старичок из соседней квартиры, бородатый, тот, который
для здоровья все время бегает рысцой.
« – Здравствуйте, – вежливо сказал мальчик. – Вы мне как раз нужны.
– Какое удовольствие быть кому-нибудь нужным и необходимым! – весело
сказал сосед».
Вот видите, сосед вмиг отозвался и славно пошутил в ответ.
А дети? Они тоже, со своей стороны, чутко понимают взрослых. Это можно
увидеть, например, в повести «Рисунки на асфальте».
Редко кто из писателей способен так рассказать детям о взрослых, чтобы
они оказались совершенно понятны каждому. Хорошие люди, дети ли, взрослые
ли, держатся друг за друга, тянутся друг к другу. Какими бы разными они ни
были.
Очень удачное и такое для Голявкина точное название – «Ты приходи к
нам, приходи».
Мальчик Боба отправился заводить себе друга в зоопарк: «Найти слона в
зоопарке было нетрудно. Он жил в самом центре – в вольере. Трудней с ним
подружиться. Кто этого не хочет! Но ведь с человеком и то не легко
подружиться, если даже не знаешь, где он живет. Не придешь же ты в
незнакомый дом и не скажешь: «Мне скучно, хочу подружиться». Могут
удивиться, разозлиться, да мало ли что произойдет! Могут пригласить в дом,
а могут и не пригласить. Не легче со слоном».
И все-таки мальчик Боба и слон Бобоша подружились (об этом киноповесть
«Боба и Бобоша»). Словно в сказке. Но Голявкин не сказочник. Он пишет про
жизнь, которая есть. И ему очень важно во всей этой истории со слоном, что
Боба одновременно нашел еще друга – девочку Марину. Сначала она все тянула
в свою сторону. Хотела поступать как ей одной нравится. Потом поняла:
замечательно ни на минуту не забывать о друге, считаться с ним, делать ему
хорошее.
Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг
– мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович
– бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что
тебе лучше знакомо.
Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют,
что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при
этом в голове не утихает думательный моторчик.
О нём говорит Петя в «Моем добром папе».
«Как-то я не могу не думать. Я всё время чего-нибудь думаю. Правда,
чаще всего чепуху разную, иногда сам удивляюсь – как я это такое думаю.
Какой-то я, в общем, задумчивый. Только когда я в футбол играю, или когда в
воду прыгаю, или когда пою песни, тогда я ничего не думаю. Я тогда просто
прыгаю в воду, играю в футбол и пою себе песни».
Эти слова Пети, данные ему писателем Голявкиным, стали широко
известными, такие они меткие.
Многим в жизни хочется всегда побеждать, быть удачливым и
прославленным. Алька из повести «Рисунки на асфальте» решил: «Если быть
художником, только великим. Мне один художник сказал, что не великим
художником быть не стоит».
Что спорить, удовольствия лучше неприятностей, богатая жизнь лучше
скудной. Но – к этому и веду – для Голявкина самые большие радости связаны
не с тем, чтобы иметь, получать, добывать, брать себе. Нет прекрасней, на
душе легче и веселей – жить, чувствовать, любить, оберегать, одаривать.
Посмотрите, когда станете читать повесть за повестью, какие похожие,
какие родственные души Саня Буртиков («Ты приходи к нам, приходи»), учитель
рисования Пётр Петрович («Рисунки на асфальте») и, конечно, папа-музыкант
(«Мой добрый папа»).
Правда, Голявкин взял папу, и Петра Петровича, и Саню не из литературы – из
самой жизни. Поэтому они сильно нас трогают, и смешат, и печалят.
Кажется, папа такой мягкий, не сильный, не стальной. Но он упрямо,
несгибаемо вовсе и не хочет стать иным! Всё бы ему защищать да радовать
других – от того и самому радоваться. Он совершает настоящие подвиги,
только обычные, ежедневные, как бы некрупные. И совершает их не потому, что
могуч и за плечами у него крепчайшая крепость, а просто из-за того, что
иначе не может.
Папа так ведь и не стал «великим». Не сочинил, как хотел, хорошей
музыки. Может, просто не успел. Но добр он был всегда. Это ему удалось.
А то, что нет славы и мало денег, так это перенести можно. Ну,
наживёшь, допустим, а тогда что? Что дальше?
Здесь есть над чем подумать, что всем сердцем пережить.
Разумеется, каждый человек, взрослый он или ребёнок, не станет любить
одинаково всё, что прочтёт. Одному будет самым дорогим, допустим, «Мой
добрый папа», другому – маленькие рассказы, третьему – ещё что-нибудь.

Один из рассказов В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел» есть в
учебнике по чтению «Родная речь» кн.3 ч.2. К сожалению, в других учебниках
по чтению для младших классов я не нашла его рассказов, поэтому советую на
уроках внеклассного чтения взять его произведения, например, во 2 классе –
рассказы из серии «Тетрадки под дождем», а в 4 классе – повести «Мой добрый
папа» и «Полосы на окнах». На мой взгляд, эти произведения будут наиболее
интересны детям.
Ю.В.Сотник
Юрий Вячеславович Сотник родился в 1914 году во Владикавказе в семье
художника.
Первый успех к писателю пришел рано: уже в 4 классе его рассказ занял
первое место на школьном конкурсе (он был написан в форме дневника
котенка). Первая публикация – рассказ «Васька-Клоп» появился в детском
выпуске газеты «Безбожник», по признанию автора, рассказ был ужасным,
главный герой – вылитый Павлик Морозов. Занятия в драматургической
мастерской при Центральном доме художественной самодеятельности дали
Сотнику некоторые профессиональные навыки, им были написаны две комедии и
тут же поставлены. До настоящего творческого дебюта было еще очень далеко:
несколько лет Сотник ездил по стране – был на Кольском полуострове, на
Ленских золотых приисках, по возвращении участвовал во объединениях молодых
литераторов, был ответственным секретарем многотиражки. Только в 1939г. в
журнале «Пионер» напечатали рассказ «Архимед» Вовки Грушина», с тех пор
началось сотрудничество Сотника с этим журналом. Работа над другими
произведениями шла довольно медленно, и первая повесть «Про наши дела»
появилась в 1946г. За ней последовали «Невиданная птица» (1950),
«Приключение не удалось» (1960), «Машка Самбо и Заноза» (1965), «Эликсир
Купрума Эса» (1978), «Ясновидящая или эта ужасная «улица» (1983) и «Дом при
школе» (1986). Вступив на литературный путь новеллистом, в дальнейшем
писатель предпочел жанр повести, причем художественная форма
последовательно усложнялась, а проблематика произведений углублялась от
типично приключенческих до повестей-предупреждений с фантастическим
элементом.
Все повести и рассказы Ю.Сотника остросюжетны, в них сочетаются
комические, трагикомические, драматические и лирические элементы (например,
рассказ «Человек без нервов»). Часто, начавшись как комический, сюжет
стремительно обретает драматические, реже – лирические очертания, причем
смешное и серьезное могут существовать в рамках оного произведения,
дополняя друг друга, в результате чего повествование обретает
многоразмерность смысла.
В основе комизма Ю.Сотника – юмор возраста, юмор характера и юмор
положения. Ю.Сотник редко прибегает к «юмору смешных фраз» и выражений («я
предпочитаю танцевать от характеров», - утверждает он). В большинстве его
рассказов действуют подростки, считающие себя взрослыми и не понимающие
ограниченности своих возможностей. Конфликт стремлений с невозможностью их
реализовать создает основание для появления комической ситуации,
формирующейся по принципу «Что будет, если…». Что будет, если трусоватый
мальчик попробует поразить своей смелостью девочку («Человек без нервов»);
что будет, если в процессе игры героине придется столкнуться с испытанием,
находящимся на грани ее человеческих сил («Белая крыса»), и т.п.
Его любимый герой – подросток, увлеченно изучающий окружающий мир и
себя самого, собственную натуру и характер. Все подростки Ю.Сотника
стремятся к подвигу, и это стремление поддерживается не только ожиданием
подходящей ситуацией, но и постоянной работой над собой, подготовкой к
подвигу, самовоспитанием. И почти во всех произведениях писателя читатель
становится свидетелем настоящего подвига – преодоления самого себя юным
героем, даже если внешне это выглядит вполне обыденно. Преодолевает свой
страх Таня Закатова, стремясь помочь друзьям, попадает в трудное положение
Леша Тучков, проявляет самообладание и достоинство Лодя.
Писатель убежден в том, что дети в основной своей массе лучше, чем это
кажется взрослым, поэтому нередко Ю.Сотник строит свое произведение на
откровенном несовпадении «детской» и «взрослой» версии развития событий
(«Как я был самостоятельным», «На тебя вся надежда» и др.) Опровергая
«взрослые» представления о поведении подростков, его истинным мотивах и
целях, Сотник откровенно иронично, даже сатирично обрисовывает тетю Соню,
неудачную «воспитательницу», супружескую чету Грабовых, Брыкина-старшего
(«На тебя вся надежда»), мать Феди, Вари и Вовки («Приключение не
удалось»). Вообще взрослые в рассказах и повестях Ю.Сотника появляются
редко, почти все время находясь по воле автора в отсутствии и оставляя
детей в одиночестве. Возможно, это определяется замыслом писателя, показать
ребенка наедине с самим собой, но не исключено, что Сотник принимает во
внимание обыкновение всего необычного и смешного происходит именно тогда,
когда взрослые куда-то отлучаются. Известно, что почти все описанное в
произведениях писателя, так или иначе имело место в жизни самого писателя в
детские отроческие годы. Юрий Сотник никогда не пишет о том, чего не
испытал или не знает, и всегда выступает противником всех форм
приблизительности в искусстве. Любой парадокс, с которым сталкиваешься в
его произведениях, всегда психологически обоснован и соответствует логике
поведения подростка. Ю.Сотник никогда не смешит, чтобы «просто рассмешить»,
не склонен подшучивать над своими героями, уважая их самобытность и
активную жизненную позицию. Он серьезно относится к праву героя на ошибку,
право на приобретение необходимого жизненного опыта. Смех – это
органическая составляющая его писательского дара. Может быть, именно
поэтому книги Ю.Сотника не стареют и не утрачивают читательской любви со
временем.

К сожалению, в начальной школе мало внимания уделяют произведениям
Ю.Сотника. Лишь в учебнике Романовской З.И. «Живое слово» (учебник для 3
класса трехлетней начальной школы кн.1) я нашла один из его рассказов, а
именно, «Гадюка». Поэтому я советую на уроках внеклассного чтения в 4
классе взять некоторые из его произведений. На мой взгляд, детям этого
возраста наиболее интересны будут такие рассказы как «Человек без нервов» и
«Как я был самостоятельным».
Список использованной литературы:

1. В.В. Голявкин

Избранное: Рассказы, повести, Л.: Дет. лит., 1989

2. Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева «Детские писатели»
(справочник для учителей и родителей) , М.: «Баллас», «С-Инфо»,
1995
3. Советская детская литература (учебное пособие под ред. В.Д. Разовой),
М.: «Просвещение»,1978




Реферат на тему: В.Г. Распутин "Живи и помни"
Содержание



1. Биография Валентина Распутина……………..3
2. Художественный мир писателя……………….5
3. Повесть “Живи и помни”……………………….9
4. Заключение……………………………………….15
5. Список использованной литературы………….16



1. Биография Валентина Распутина

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в
посёлке Усть-Уда. В 1959 году окончил историко-филологический факультет
Иркутского университета. Работал корреспондентом в местных газетах Сибири.
Корреспондентские впечатления нашли свое отражение в его первых книгах
рассказов и очерков.
Всесоюзную известность Валентину Распутину принесла повесть “Деньги для
Марии”. Сюжет заключался в поиске денег для доверчивой и не искушенной в
бухгалтерских делах продавщицы сельской лавки, обвиненной в растрате.
Писатель психологически глубоко раскрыл характеры самых разных людей,
показал как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения. В
большей части повестей Распутина именно женщины – главные героини (Анна в
«Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»).
Последующие повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974),
“Прощание с Матерой” (1976) закрепили за писателем славу одного из лучших
представителей так называемой “деревенской прозы ”. Повесть «Живи и помни»
впервые была опубликована в журнале «Наш современник» за 1974 год. В 1977
году Валентин Распутин удостоен за неё Государственной премии СССР.
В начале 80-х годов писатель создал цикл рассказов “Век живи – век
люби”, “Что передать вороне?”, “Наташа” и другие, в которых отошел от
деревенской тематики, хотя и остался верен нравственным проблемам.
Результатом наблюдений над далеко не лучшими изменениями в жизни
деревни и нравственности людей стала публицистическая повесть “Пожар”
(1985). Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на
берегу Ангары горят склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Кто
эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или
иной поступок? Писателя интересует именно это, т. е. человек и все, что с
ним происходит. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находит
покоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, и
каковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожара
Сосновкой, требуя ответа. Это произведение показывает, что люди по своей
натуре двулики. В обычной жизни они ведут себя нормально, но как только
подворачивается случай, показывают всю свою сущность. И под час то, что
открывается, не всегда является хорошим.
В последние годы Валентин Распутин целиком посвятил себя решению
актуальных проблем современности: экологических, нравственных, литературно-
организационных. Увидели свет его очерки и статьи на эти темы, а также
главы публицистической книги “Сибирь, Сибирь…”.



2. Художественный мир писателя

Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную
обыденную жизнь, показывая ее недостатки и опущения, а также и сильные
стороны в поведении людей. Писатели на разных эпизодах современной
действительности пытаются выявить, обозначить и показать позитивные и
негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. И Валентин
Распутин является одним из таких писателей.
Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют
“городской прозе”. И действие у него почти всегда происходит в деревне, и
главные герои, точнее героини, в большинстве случаев “старинные старухи”, и
симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно
уходит из жизни.
Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между
“городским ” Ю. Трифоновым и “деревенским” В. Распутиным при всем их
различии много общего. Оба взыскуют высокой нравственности человека, обоих
интересует место личности в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жизни на
современную и будущую, оба не приемлют индивидуалистов, “железных” деловых
суперменов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначении
человека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя
и делают это глубоко индивидуально.
Сюжет каждой повести Валентина Распутина связан с испытанием, выбором,
смертью. В “Последнем сроке” говорится о предсмертных днях старухи Анны и о
собравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает
характеры всех персонажей, и в первую очередь, самой старухи. В “Живи и
помни” действие переносится с 1945 год, когда так не хотелось умереть на
фронте герою повести Андрею Гуськову и он дезертировал. В центре внимания
писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим
Андреем, так и – в еще большей степени – перед его женой Настеной. В
“Прощании с Матерой” описываются затопленные острова, на котором
расположена старая сибирская деревня, для нужд ГЭС, последние дни перед
потопом стариков и старух, оставшихся на Матере. В этих условиях
обостряется вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и
прогресса, о смерти и бессмертии.
Во всех трех повестях Валентин Распутин создает образы русских женщин,
носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения,
литературных преемниц шолоховской Ильиничны и солженицынской Матрены,
развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присуще
чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины,
осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным.
Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях
писателя противостоят те, кого, используя выражение из повести “Прощание с
Матерой”, можно назвать “обсевками”.
Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Валентин
Распутин, подобно другим писателям – “деревенщикам”, видит истоки
бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства
хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем
писатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него не
приемлемы индивидуализм, пренебрежение такими национальными ценностями, как
Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в
прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической
манере. Порой даже герои, частично утратившие свою духовность, на какое-то
время нравственно воскресают, оказавшись под обаянием этих понятий.
От повести к повести в творчестве Валентина Распутина усиливается
трагизм авторского мировосприятия.
И все же писатель верит в духовное здоровье русского народа, передавая
свою веру в образах-символах, таких как солнце, таинственный зверек и т. д.
В произведениях Валентина Распутина наблюдается противопоставление
сочного народного языка бездуховной казенной речи. Любимые персонажи
писателя говорят живым образным языком, не лишенных и диалектных слов. В
кульминационных сценах их речь становится афористичной, близкой к
пословицам и поговоркам, воплощающим народную мудрость.
Позднее творчество писателя претерпело некоторые стилевые изменения. В
некоторых рассказах “Век живи – век люби” и “Что передать вороне?”
писатель, развивая уже освоенные им психологические и символические
художественные приемы, одновременно преодолевает границы сугубого
жизнеподобия за счет использования иррациональных ситуаций, говорит о
таинстве бытия человека, о связи самых различных явлений с законами
Космоса, о стремлении человека выйти за пределы обычной жизни и о его
ответственности за духовное и физическое падение.
С другой стороны в рассказах “Век живи – век люби”, “Не могу-у” и
особенно в повести “Пожар” превалирует авторский публицистический пафос.
Вместе с тем главный герой повести – шофер Иван Петрович Егоров не является
лишь рупором авторских идей. Это вполне распутинский персонаж: человек
совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Пожар
помог ему преодолеть нравственную усталость, отбросить малодушную мысль об
отъезде. И здесь автор, оставляя финал открытым, тем не менее дает понять
читателю, что жизнь не окончена, что его герой вышел из обрушившегося на
него испытания более закаленным, что он еще поборется.



3. Повесть “Живи и помни”

В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль
для читателя. Название повести “Живи и помни” наталкивает нас на более
глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни” –
говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать
незыблемым вечным уроком в жизни человека.
События, описанные в повести, происходят зимой 1945 года, в последний
военный год, в деревне Атамановка. “…Атамановка лежала на правом берегу
Ангары и была всего на тридцать дворов – не деревня, а деревушка”.
Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее
– Разбойниково. “… Когда-то в старые годы здешние мужики не
брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены
золотишников”. Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и
разбоем не промышляли, поэтому деревню и переименовали. Но вот в мирную
жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная Война.
Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о
потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной
Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за
свою землю, за своих родных и близких, за свою родину. Смерть — это
страшно, но гораздо страшнее духовная гибель и падение человека. Именно об
этом рассказывает повесть Валентина Распутина «Живи и помни».
На фоне девственной и дикой природы деревни Атамановка происходит
основное событие повести – предательство Андрея Гуськова. Вместе со всей
мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Во время войны этот
человек не раз был ранен и контужен.
“Ему довелось испытать всё: и танковые атаки, и броски на немецкие
пулеметы, и ночные лыжные рейды, и изнуряюще долгую, упрямую охоту за
“языком”. Летом сорок четвертого года Гуськов в который раз попал в
госпиталь. После выписки ему разрешили на десять дней поехать домой, но
“когда пришло время, которого он так с нетерпеньем ждал, его оглушили: на
фронт”. Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни была обида и злость
на все то, что его возвращало на войну, не дав побыть дома. Поэтому Андрей
отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став
дезертиром, придумав себе оправдание, что “он не железный: больше трех лет
война – сколько можно!”.
В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только
усиливает нарастающий психологизм. Валентин Распутин специально в образе
Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и
духовными способностями. Он на фронте добросовестно выполнял все солдатские
обязанности и воевал только с одной мыслью: закончится война и он увидит
всех родных – отца с матерью и Настену. Это ему и помогало держаться в годы
тяжелой войны.
Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Время долгожданной
встречи никак не наступало, Андрей замучился ждать. В конце концов он
решается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и в мыслях
не было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее
всего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становится роковым
и переворачивает жизнь героя и его семьи.
Когда Андрей оказался около родного дома, он осознал всю низость
своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперь ему всю жизнь
предстоит прятаться от людей, оглядываться назад, бояться каждого шороха.
Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она
еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства,
желания. Если солдат на войне думает только о победе, он может стать
героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Постоянно думая о
встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всех своих родных и
близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувства были очень
сильными, ярко выраженными. И поэтому он – личность, обреченная на гибель с
самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и до последнего
момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи.
Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только
Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося
ребенка. Жена его – Настена — женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы
любимый человек остался жив.
Поступок Андрея изменил всю жизнь Настены: порушились все ее мечты.
Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Она не могла
действовать по иному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы.
Настена любит и жалеет Андрея и принимает на себя его вину. Она считает,
что не имеет право осуждать мужа: если судьбе так угодно, значит так и
должно быть и никак иначе. Она, наоборот, пыталась спасти мужа, никому не
говорила о нем, как он и просил. Приносила ему в зимовье еду и другие
необходимые вещи. Настена пыталась образумить и показать ошибку своего
мужа, но делала это любя, не настаивая и, в конце концов, соглашалась с
выбором Андрея. Но тем не менее продолжала задавать себе один и тот же
вопрос: “А как же дальше-то жить?”
Как и ее муж, Настена — жертва всесокрушающей войны и ее законов. Но
если Андрея можно винить, то Настена — жертва безвинная. Она готова принять
на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей и даже наказание. Все
это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. “Война задержала Настенино
счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир,
вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с
места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше
времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка
— об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о
счастье — о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось,
заслонилось — ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”. Разрушено
представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждому человеку дано
пережить такое горе и позор, который на себя брала Настена. Ей постоянно
приходилось врать, вывертываться из сложных ситуаций, придумывать, что
говорить односельчанам и Михеичу с Семеновной.
Михеич, типичный для деревенской жизни образ, и его жена –
консервативно строгая Семеновна - это родители Андрея Гуськова. У них в
доме и жила Настена, пока Андрей был на войне и четыре года с Андреем до
войны. Настена им всячески помогала по дому и делала все сложные дела.
В этой повести сопоставляется благородство Настены с одичавшим умом
Андрея Гуськова. На примере того, как Андрей научился выть по-волчьи и
набрасывается на теленка и убивает его видно, что он потерял человеческий
образ, полностью отошел от людей.
Автор вводит в повесть “Живи и помни” много размышлений о жизни.
Особенно хорошо мы это видим при встречах Андрея с Настеной. Они не только
вспоминают самые яркие впечатления из прошлого, но и размышляют о будущем.
По моему мнению, здесь очень четко выделяется граница между прошлой и
будущей жизнью Настены и Андрея. Из их разговоров понятно, что раньше они
жили счастливо: это доказывает множество вспоминавшихся им радостных
случаев и моментов. Их они себе очень ясно представляют, как будто это было
совсем недавно. А вот будущую жизнь они не могут себе представить. Как это
можно жить вдали от всего человеческого народа, не видеть мать с отцом и
друзей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться ото всех и всего бояться!
Но другого пути у них нет и герои это понимают. Стоит заметить, что в
основном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а не о том, что
будет. Они пытаются прогонять мысли о будущем и живут настоящим. Настена
все еще надеется, что Андрей передумает и вернется в деревню, ведь все
можно стерпеть, если держаться всегда вдвоем. Но Андрей с этим не согласен.
Он понимал, что Настене тяжело и даже хотел уйти, оставив ее одну
продолжать жить дальше, но Настена даже обижалась на эти слова и говорила,
что останется вместе с ним. На протяжении всех встреч герои томятся своими
размышлениями не от тоски и безделья, а желая понять назначение
человеческой жизни.
Повесть заканчивается трагической смертью Настены и ее не родившегося
ребенка. Она устала жить такой жизнью – жизнью вдали от всего живого.
Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это все придумала сама.
“Голова действительно разламывалась. Настена готова была содрать с себя
кожу. Она старалась меньше думать и шевелиться – не о чем ей думать, некуда
шевелиться. Хватит… Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется
отдохнуть!”. Она прыгнула за борт лодки и … Автор даже не написал этого
слова – утонула. Он описал все это образными словами. “Далеко-далеко
изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”. Заметна игра слов –
“жуткой” и “красивой” сказки. Наверное, так оно и есть – жуткая, потому что
это все же смерть, а красивая, потому что именно она избавила Настену от
всех ее мучений и страданий.



6. Заключение

Жизнь во время войны и ее конец отразилась и сказалась на жизни
деревушки Атамановки, все ее радостные и печальные стороны. Радостные
моменты – это те, когда мужики возвращались с войны, празднование победы.
Велики и многообразны образы, описываемые Валентином Распутиным. Здесь
мы видим образы деда Михеича и его жены Семеновны. Солдата Максима
Вологжина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за
Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины -
Надьки, оставшейся после войны одной с тремя ребятишками. Судьба, которая
ей досталась – не легкая, но она это вытерпела. И это подтверждает силу
женского характера. Несмотря на тяжелую долю, выпавшую ей, она еще и
поддерживала Настену в трудную минуту. Образ Иннокентия Ивановича, сующего
везде свой нос, что, возможно и погубило Настену.
Все эти образы и их жизнь переплетаются в повести “Живи и помни”. И
читатель может проследить как их характеры и поведение меняется с первой и
до последней страницы, кто остается верен своим взглядам, а кто нет.



Список использованной литературы

1. В. Г. Распутин. Повести и рассказы. – Йошкар-Ола:
Марийское книжное издательство, 1989 г. – 464 с.
2. И. А. Панкеев. Валентин Распутин: По станицам произведений. – М.:
Просвещение, 1990 г. – 144 с.
3. Русская литература XX в. 11 класс. Учебник для общеобразоват.
Учреждений. В 2-х ч. Под ред. В. П. Журавлева. – 6-е изд. – М.:
Просвещение, 2001 г. – 384с.
4. В. Г. Рапутин. Век живи – век люби. Повести. Рассказы – М.: Известия,
1985 г. – 576 с.
5. Русская литература ХХ в. 11 класс.: Учеб. для общеобразоват. учебных
заведений. – В 2-х ч. Под ред. В. В. Агеносова. - 4-е изд. – М.: Дрофа,
1999 г., 352 с.







Новинки рефератов ::

Реферат: Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского (Педагогика)


Реферат: Интенсивная технология возделывания озимой пшеницы (Сельское хозяйство)


Реферат: Товар и деньги (Финансы)


Реферат: Ответы на вопросы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Государственный бюджет (Деньги и кредит)


Реферат: Наследование по завещанию (Право)


Реферат: Белоруссия в контексте ЕС (Геополитика)


Реферат: Налогообложение малых предприятий (Бухгалтерский учет)


Реферат: Методы психогенетики (Психология)


Реферат: Совершенствование системы управления персоналом на предприятии (Менеджмент)


Реферат: Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне (Педагогика)


Реферат: Открытая школа (Педагогика)


Реферат: Культурная революция 30-х годов (История)


Реферат: Волоконно-оптическая линия связи (Программирование)


Реферат: Медицинское страхование (Социология)


Реферат: Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский (Педагогика)


Реферат: Профессиональная преступность (Криминология)


Реферат: Развитие страхования в Республики Казахстан (Право)


Реферат: Влияние философии просвещения на социально-политическое развитие Франции XVIII века (Философия)


Реферат: My favorite writer (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист