GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Влияние философии просвещения на социально-политическое развитие Франции XVIII века (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние философии просвещения на социально-политическое развитие Франции XVIII века (Философия)





Французское Просвещение.

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под
эгидой Просвещения. Практически все французские творчески мыслящие философы
этого столетия были просветителями. Наименование "философы" явилось первым
по времени и до конца века оставалось их наиболее общим обозначением.
Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологи, а сколько-
нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось.
Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями
самого Просвещения.
Просвещение как широкое культурно идеологическое движение общественной
мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты
выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью.
Зародившись в середине 10-х годов XVIII века, оно развивалось в обстановке
кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы
царствования Людовика XIV (1661-1715), нараставшего в период регентства
(1715-1723), правления Людовика XV (1723-1774) и Людовика XVI, при котором
в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к
свержению монархии и достигшая своей демократической кульминации во время
якобинской диктатуры 1793-1794 годы.
В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой
идеологическую подготовку Великой французской революции. По характеристике
Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали
головы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинство
просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически
наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего
сословия" (так официально определялся статус более 90% французского
населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным
сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и
эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует
подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности,
просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы
всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными
идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного
развития, просветительский идеал "царства разума" отражал также вековые
чаяния трудящихся (не могущие быть реализованными в условиях победы
буржуазной революции) о полной социальной справедливости и свободе от
всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть
просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев
сельского и городского трудящегося населения, обосновывая идеалы
утопического коммунизма.

Французские просветители подняли престиж философии на небывалую прежде
высоту и утвердили взгляд на философский разум как высшую инстанцию при
решении вопросов, волнующих человечество. С позиции разработанной ими новой
философии они произвели глобальное переосмысление мировоззренческой
проблематики и принципов социальной жизни людей. Свободомыслие в самом
широком значении этого слова приобрело у просветителей поистине
революционный размах и революционную остроту. Энгельс подчеркивал, что
французские просветители не признавали "никаких внешних авторитетов какого
бы то ни было рода... Религия, понимание природы, общество, государственный
строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было
предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо
отказаться от него... Все прежние формы общества и государства, все
традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый
хлам..." Критическо-деструктивная направленность Просвещения выступала в
единстве с выработкой его представителями четких позитивных альтернатив по
каждому рассматриваемому вопросу.
Явившись "философской революцией" французское Просвещение представляло
собой новый мощный подъем философского творчества. Опираясь на наследие
новаторов XVII века, просветители оказались способными пойти в разработке
философских проблем значительно дальше этих выдающихся мыслителей.
В лоне французского Просвещения произошло эпохальное изменение
социальной ориентированности новоевропейского материализма, английские
основоположники которого (Ф.Бэкон, Т.Гоббс) были сторонниками королевского
абсолютизма, роялистами, идеологами аристократии. Во Франции XVIII века
материализм был преобразован так, что стал служить обоснованием решительной
борьбы с феодализмом, и "его революционный характер вскоре выступил
наружу": "французские материалисты отнюдь не ограничивались в своей критике
областью религии: они критиковали каждое политическое учреждение своего
времени". Констатируя, что благодаря деятельности просветителей "в той или
иной форме, - материализм стал мировоззрением всей образованной молодежи
Франции". Во время великой революции это учение дало теоретическое знамя
самым последовательным республиканцам и текст для "Декларации прав
человека". Разоблачение религиозного освящения феодально-абсолютистского
строя, произведенное просветителями на базе материального отрицания
реальности божественного откровения, позволило с полной ясностью осознать
политическо-правовые задачи революционной борьбы против данного строя.
Энгельс указывал, что в силу зависимости идеологии Великой французской
революции от материалистического учения она явилась первым восстанием
европейской буржуазии, которое "совершенно сбросило с себя религиозные
одежды, и в которой борьба была проведена на открыто политической почве". С
этой детеологизацией передового общественного сознания Энгельс прямо
связывал радикальность французской революции: "Она была также первым
восстанием, в котором борьба была действительно доведена до конца, до
полного уничтожения одной из борющихся сторон, именно аристократии, и до
полной победы другой, именно буржуазии". Материализм впервые оказался
вовлеченным в исторически грандиозное дело прогрессивного социального
преобразования, и философия именно на материалистической основе начала
становиться существенным фактором социального прогресса
.

К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он
стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание
необходимости глубоких перемен. Самой влиятельной политической силой
антифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур,
купцы и предприниматели.
Благодаря поддержке буржуазии в стране получили широкую известность труды
идеологов просвещения, в которых подвергалось критике феодальное
мировоззрение, клерикально-абсолютийский произвол, сословные привилегии,
средневековое суеверие и мракобесие. Реакционной идеологии просветители
противопоставляли новое политическое мировоззрение. Они доказывали
необходимость серьезных государственных правовых преобразований на
демократической основе.
В 1788 году Францию поразил глубокий экономический кризис. Вследствие
очередного неурожая крестьяне большей части страны оказались под угрозой
голода. В городах свертывалось производство и тысячи горожан остались без
работы. Начались народные волнения.
В этих условиях правительство вынуждено было созвать Генеральные штаты,
которые не собирались уже более 150 лет. Депутатами от третьего сословия
были избраны представители крупной буржуазии. 17 июня 1783 года депутаты
третьего сословия объявили себя Национальным собранием, а спустя месяц -
Учредительным собранием. Тем самым они заявили о своем праве. Выступая от
имени французского народа, отменять старые и принимать новые законы. Так
началась Великая французская буржуазная революция.
Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно –
демократические революции XVII – XVIII веков, которые выдвинули широкий
набор прав человека и принцип формального равенства, ставший основой
универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический
характер.
Философской же основой этого правового института является учение о
свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой
жизни. Люди начали осознавать эти истины еще на заре создания человеческого
общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные
представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.
Если рассматривать Просвещение как этап истории философской мысли, то мы
вынуждены будем признать, что он не был богат яркими открытиями,
принципиально новаторскими идеями. Философы-просветители восприняли и
развили наследие своих великих предшественников XVII в. Их воззрения на
природу опирались на физику Декарта и Ньютона, метафизику Спинозы,
гносеология - на локковский сенсуализм, социальная философия - на доктрины
Гоббса и Локка. И все же эта философия оригинальна и даже уникальна. Она
оказала грандиозное влияние на умы современников, изменила мировоззрение
общества и стала прелюдией к тем грандиозным преобразованиям, в результате
которых родилась современная западная цивилизация.
Просветителями всегда называли тех, кто несет людям новое знание, обучает
и воспитывает. Просвещением же с большой буквы называется культурное
движение, охватившее в XVIII в. все страны Европы, Северную, а отчасти и
Южную Америку и ставшее важной вехой в духовной истории западного мира.
Философия в культуре Просвещения играла столь важную роль, что понятия
«просветитель» и «философ» считались синонимами. Человек мог быть
математиком, врачом, свободным литератором, государственным чиновником, но
его называли философом, если он был просветителем, т. е. критически
мыслящим человеком.
Философы Просвещения подвергли критике не только устаревшие знания, но и
устаревшие общественные порядки.
Свою классическую форму культура Просвещения обрела во Франции.
Вольтер (Франсуа Мари Ариэ), Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Лерон
д'Аламбер, Жюльен Офрен де Ламетри, Жан-Жак Руссо, Поль Анри Гольбах, Клод
Адриан Гельвеции, Мельхиор Гримм -вот только некоторые, самые известные
имена из блестящей когорты французских просветителей. Это люди, которые
имели мужество пользоваться своим собственным умом открыто, публично в
стране, которая оставалась одним из самых крепких оплотов средневековья в
Европе. Здесь король мог сказать: «Государство - это я», поскольку уже
около ста лет не собирались Генеральные штаты (собрание представителей
дворянства), а буржуазия, игравшая все более заметную роль в экономике
страны, вообще не имела политических прав. Не имело их и крестьянство (23
из 25 млн. чел. населения страны). Католическая церковь, устоявшая перед
натиском Реформации, приговаривала к галерам, порола и даже казнила
протестантов. Всякое печатное и устное слово подвергалось цензуре,
парижский парламент за- трещал и одну за другой сжигал книги передовых
мыслителей. Крестьяне нищенствовали и вымирали от «народной болезни» (так
называли голодную дистрофию). «Мы приближаемся к эпохе кризиса, к веку
революций», - писал Руссо в 1767 г. Прежде чем началась Великая французская
революция, она совершилась в умах людей. Вначале было слово... Философы
говорили о революции как о крайне опасной и крайне нежелательной
перспективе, но вольно или невольно они готовили Францию к штурму Бастилии.
Просвещение свидетельствует, что слово философа способно иной раз
превращаться в дело. Явление достаточно редкое для истории философской
мысли.
Просвещение объединило людей разнообразных философских взглядов и
политических убеждений, среди них встречаются материалисты, деисты,
скептики, пантеисты, сторонники просвещенного абсолютизма и республиканцы,
воинствующие безбожники и последователи «естественной религии». Внутри
Просвещения никогда не стихала полемика. Но как бы ни были велики
разногласия между философами, их: воззрения имели общую идейную платформу,
формировались в русле единого мировоззрения и стиля. Они были едины по
крайней мере в следующем.
• В своей оппозиционности к официальной Франции. Существующие в стране
порядки расценивались ими как неразумные, несправедливые и безнравственные.
• Они считали свое время переломной эпохой
• Философы верили, что история возложила на них особую миссию -
распространять и пропагиадировать научные знания. Эта вера отличала их от
мыслителей XVII в. и делала просветителями. Влюбленные в науку, они были
убеждены в ее всемогуществе и все свои рассуждения о прогрессе строили на
этих предпосылках.
Задача, поставленная просветителями, определила форму их философских
сочинений: это были не только традиционные для Нового времени объемные
трактаты, но и философские диалоги, романы, памфлеты, драмы и комедии,
стихи. Это была популярная литература, переводившая сложные философские
абстракции на язык здравого смысла и делавшая их доступными для среднего
читателя.
Никакой организации, которая объединяла бы философов; и придавала их
деятельности планомерный характер, не существовало.
Эта эпоха характеризовалась появлением нового класса – буржуазии, которая
открыто, заявила о своих претензиях на экономическую и политическую власть,
остро критиковала деспотических правителей и засилье католической церкви.

Революционное движение, несущее на своих знаменах идею прогресса,
возглавили во Франции просветители. От них и сам век стал именоваться
веком Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольдбах, Гельвеций и
другие сформулировали общепонятным языком историческую задачу, вставшую
перед обществом, облекли смутные догадки и чаяния своих современников в
достаточно стройные революционные теории.
Широкое умственное движение, вошедшее в историю под именем Просвещения,
росло и крепло вместе с нарастанием революционной ситуации во Франции. Чем
более назревала необходимость революционного переворота в обществе, тем
громче раздавался голос просветителей, тем внятнее этот голос протеста
был широчайшим народным массам.
В совершении общественного переворота нуждалась французская буржуазия, она
первая и воспользовалась плодами этого переворота. Но в революции
нуждались в большей степени трудящиеся массы деревни и города,на плечи
которых ложились тяготы экономического застоя страны. Поэтому буржуазия
выступала от имени всего народа, и, создавая иллюзию всеобщего
благоденствия, которое якобы должно наступить после революции,она
использовала грандиозные революционные силы трудящихся масс.
Просветители были идеологами буржуазии в период подготовки революции 1789
г., "вожаками буржуазии", как называл их В.И. Ленин.
Идея революции не пришла сразу. Она вызревала постепенно. Даже
крупнейшие деятели французсского Просвещения вряд ли созновали, что дело
дойдет до баррикад, до уличных боев, до гильотины, под которой падет
голова одного из Бурбонов.
Талантливые пропагандисты нового мировоззрения, они выступили на штурм
прежде всего идеологических основ феодализма. Они создали эпоху в истории
общественной мысли Франции, ее общественного движения, в истории ее
культуры.
Просветители действовали единым фронтом, когда дело шло о ликвидации
феодализма, но за пределами этой исторической задачи пути их
расходились. Они спорили и подчас до открытой вражды.
В стане просветителей более умеренных политических взглядов
придерживались Вольтер, Монтескье, Бюффон, д'Аламбер, Тюрго. Другие,
связанные с наиболее демократическими слоями населения Франции
(Руссо,Мабли, Морелли), шли дальше их: они поднимались уже до критики
частной собственности.
Имелись серьезные разногласия между просветителями и в вопросах
философии. Наиболее последовательными материалистами были Дидро,
Гольбах, Робине, доходившие до атеизма. между тем Руссо в философии
склонялся к идеалистическому истолкованию мира. Просветители чрезмерно
преувеличивали силу идей. Они полагали, что идеи могут сделать чудеса в
общественной устройстве, произвести переворот в сознании людей, а вслед
за тем и в материальной жизни общества. Это послужило причиной многих их
заблуждений. Первым из таких заблуждений была вера в идею просвещенной
монархии.
Просветители действовали как восторженные мечтатели. Ни тени корысти не
было в их лестных письмах к вельможам и венценостным особам.
Не все просветители, однако, были сторонниками идеи просвещенной
монархии. Руссо определенно высказался за республику, но и он не исключил
возможности просвещенной монархии при идеальном государственном
устройстве.
В политической программе просветителей ключевым было слово "закон". От
него как бы лучами расходились знакомые нам, часто туманные по смыслу, но
всегда ярко расцвеченные и притягательные слова "Свобода, Равенство,
Братство". "Свободу" просветители понимали как добровольное подчинение
закону.
При соблюдении ключевого принципа, а именно законности, формы
государственной власти уже не имели для просветителей принципиального
значения.
Просветители высказали по поводу морали суждения, которые привели в
великое негодование всех лицемеров, привыкших прикрывать свои
эгоистические, корыстные побуждения толками о христианском человеколюбии и
самоотречении. Просветители откровенно признали, что всеми поступками
человека движет личный интерес, что все его симпатии и антипатии, все
оценки и суждения зависят от того, что ему выгодно и что ему невыгодно.
Интерес становится стимулом поступков не только отдельной личности, но и
целого сословия и даже всего народа. Сам же интерес диктуется физической
природой человека.
Просветители ставили перед собой практические цели: воздействовать на умы
и подвигнуть их на совершение социальных преобразований. Искусство
представлялось им наиболее действенной формой борьбы против феодализма.
Они сами указали на подчиненную роль своего творчества, несколько не
огорчаясь этим обстоятельством, а, наоборот, подчеркивая его.
Отсюда основным принципом просветительской эстетики было требование
активного вмешательства художника в общественную жизнь. Художник не только
бытописатель, он - судья, он карает преступников на троне, угнетателей-
тиранов, он возвеличивает и прославляет нравственную доблесть народа.
Произведения просветителей были принципиально тенденциозными.
Театр был трибуной просветителей. Вольтер писал для театра в течении 60-
ти лет. Его трагедии и комедии шли на сценах почти всех европейских театров
XVIII столетия.
Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму
короткой, отточенной, остроумной политической или философской
брошюры,которую можно было массовым дешевым изданием распространять среди
широких читательских кругов.). Острые, яркие, без тяжеловесной учености и
скучного педантизма, эти брошюры просветителей читались с захватывающим
интересом, вызывая в народе тот революционный подъем, к которому
сознательно стремились просветители.
Просветители создали особый жанр художественной публицистической прозы -
философский роман
Просветители стремились реформировать дворянское искусство, приблизить его
ко времени, демократизировать его. Однако они не отвергли и достоинств
классицизма, заставив его служить новым идеям. Классицизм с его героическим
пафосом был очень ко времени в дни революции. Что касается
сентиментализма, то и он нашел себе благоприятную почву во Франции.
Просветители воспользовались им для своих целей. Дидро ввел
"чувствительность" в драму, Руссо построил целую философию чувства.
Бальзак в XIX веке отметил как важное достоинство литературы просветителей
"обилие фактов, трезвость образов, сжатость и точность, короткие фразы
Вольтера; особое - отличающее главным образом XVIII век - чувство
комического".
Просветители ратовали за точность и ясность языка писателя. Вольтер ввел в
употребление короткую, отточенную, как стрела, фразу. Великие французсские
реалисты XIX столетия Стендаль и Бальзак не раз одобрительно отзывались об
этом, особенно Стендаль, который боролся против туманной, велеречивой прозы
Шатобриана, столь модной в первой четверти XIX века.
Сочинения просветителей при их жизни запрещали, подвергали казни (сжигали
рукою палача), устраивали публичные судилища, авторов сажали в тюрьмы.
Как ни сильна была еще католическая церковь, оплот феодализма, каким
крепким не казался государственный аппарат (армия, полиция, суд ),
стоящий на страже старого, отживающего, как не усердствовали идеологи
реакции, - новое неудержимо росло и заявляло о себе и в конце концов
одержало победу.



Использованная литература.
1. Энциклопедии…..



-----------------------

НИЖЕГОРОДСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ


Кафедра: Гуманитарных наук.



ДОКЛАД
НА ТЕМУ: Влияние философии Просвещения
на социально-политическое развитие Франции
XVIII века.



__Выполнила студентка II курса
__________Лечебного факультета
Лунькова Наталья Александровна
________ Проверил:

Гусев Е. К.



??????????????????



2003







Реферат на тему: Возможности использования системного подхода в постижении реальности


ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



ТЕМА: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПОСТИЖЕНИИ РЕАЛЬНОСТИ:
ПАРАПСИХОЛОГИЯ.



МОСКВА . 1998
ПЛАН.
1. Паранормальное явление и человек - звенья сложной системы.
2. Наука на пути к пониманию энергетических механизмов паранормальных
явлений.
3. Парамоделирование как реальность, основанная на волновом характере
любого предмета или явления.
1. Юнг пишет о четырех средствах, благодаря которым сознание получает
свою ориентацию в опыте. "Ощущение (т.е. восприятие органами чувств)
говорит нам, что нечто существует; мышление говорит, что это такое; чувство
отвечает, благоприятно это или нет, а интуиция оповещает нас, откуда это
возникло и куда уйдет (К. Юнг. Архетип и символ... -с.57). Эмоции опираются
на неосознаваемую информацию, более подвластны человеку и опосредованны
социокультурными ценностями. Сознание создает основу понятийного мышления,
без которого разумная деятельность невозможна. Но само осознание чего-либо
может быть интуитивным.
Исследования интуиции является основной задачей науки, которая
получила название парапсихологии. Ее предметом являются опыты по
обнаружению сверхчувственных эффектов, проводимые со всеми людьми; изучение
обладающих повышенными экстрасенсорными возможностями; изучение так
называемых биополей человека, животных и растений (в частности, проблемы
чувствительности растений к людям) и т.п.
Началась парапсихология с контролируемых и воспроизводимых опытов по
отгадыванию так называемых парапсихологических карт, которые показывали,
что многие люди в той или иной степени обладают способностью предчувствия.
Изучают парапсихологи и таких людей, как У. Геллер, который может
останавливать эскалатор, компьютер, находить спрятанные предметы и
месторождения полезных ископаемых, сгибать металлические предметы даже если
они заключены в капсулы, чинить часы на расстоянии, распознавать
изображения в магнитной памяти ЭВМ, приводить в движение стрелку компаса и
электроизмерительного прибора, впечатывать свое изображение на пленку
полностью закрытого фотоаппарата, изменять вес груза на весах, показания
счетчика радиоактивного излучения, устраивать исчезновение предметов и
вновь восстанавливать их на прежнем месте (материализация и
дематериализация), отключать светов огромном районе города, останавливать
корабль, внушать другим людям мысли на расстоянии и т.п. У. Геллер
нуждается в присутствии других людей, как бы подпитываясь от них. Обычные
люди получают возможность выполнять такие же действия, "заряжаясь" от него.
Способности У. Геллера распространяются после сеанса по радио и телевидению
на других людей на огромные расстояния. Имеет место и эффект последствия
(задержанная реакция).
Интересно послушать самого У. Геллера. "У меня есть ощущение, что эти
энергии и силы идут не от меня - я как бы лишь тоннель, труба, через
которую они проходят" (У. Геллер. Моя история М., 1991.- С. 12). "Из-за
того что мои возможности идут от энергии, которая находится вне меня, у
меня никогда нет стопроцентной уверенности, что все будет в порядке" (Там
же. - с.16). "По моему глубокому убеждению, каждый человек имеет внутри
себя некую абстрактную силу, которую можно высвободить тремя способами.
Способ первый - психологическое внушение. Второй - визуальный, связанный с
возможностью видеть эту силу в действии или слышать ее подробное описание
по радио. И третий способ - самовнушение и развитие внутренней уверенности
в ее существовании... Главное условие успеха - это вера" (Там же. - с.32-
33).
"Но когда я начинаю думать о каких-то более глубоких вещах, то
убеждаюсь, что на самом деле не существует ни прошлого, ни настоящего, ни
будущего для вечности. Все происходит одновременно. Я чувствую, что у
каждого из нас есть два канала восприятия: космический и обыкновенный, и мы
можем на них настраиваться в разные времена" (Там же.-с.44). Эти
способности дал У. Геллеру "яркий свет", который накрыл его в детстве.
Можно сказать, что создалась особая система под воздействием света,
перешедшего в энергию, которой подвластно все, кроме лазерного луча. Речь
идет о паранормальной психической энергии. "Бог - это как бы горючее нашей
души, горюче, которое, воспламеняясь, помогает нам устремляться ввысь" (Там
же - с.171). В то же время У.Геллер пишет, что ему необходимы физические
нагрузки каждый день, иначе он утратит свою энергию. Мы имеем дело здесь с
чем-то, граничащим с фантастикой. Но надо отметить, что гипотезы об
одновременности прошлого, настоящего и будущего обсуждаются в науке (в
частности, в физике), а немало людей проявляют в экстремальных ситуациях
силы, недоступные для них в нормальном состоянии (мать, спасая ребенка,
может поднять автомобиль: некоторые предчувствуют судьбу близких и т.п.).
Все это может быть предметом научного познания, хотя исследование подобных
феноменов исключительно сложно.
Люди давно сталкивались с проявлением необычайных свойств
человеческой психики, с паранормальными явлениями (пси-явлениями), ибо во
все времена и во всех странах мира всегда находились отдельны личности,
проявлявшие незаурядные знания и способности, поражавшие обычных людей, -
это были жрецы, шаманы, оракулы, ясновидящие, медиумы. Наука в те далекие
времена находилась в зачаточном состоянии, и все знания основывались на
религиозно-философских учениях, мистических понятиях и верованиях. Этот
древний период истории изучения сознания и необычных свойств психики
подобно рассмотрен в литературе.
Последующий ранний период в истории парапсихологии охватывал собой
все средневековье и продолжался вплоть до начала 18 столетия. Он
характеризовался широким распространением среди людей магических
представлений, мистических верований, колдовства, гадания, составлявших
обширную систему средневекового знания.
Средний период в истории изучения пси-явлений (18 - 19) отмечен
деятельностью многих лиц, но среди них выделялись австрийский врач Ф.Месмер
(1734 - 1815), живший во Франции, и барон Карл фон Райхенбах, немецкий
промышленник и химик. В этот период в истории парапсихологии отличался
необычайно большим распространением спиритизма в разных странах мира,
охватившего все социальные слои общества. Естественно, такое повальное
увлечение "вызыванием духов", столоверчением и верчением блюдец привело к
усилению скептического отношения к парапсихологии со стороны многих
серьезных ученых. Например, Менделеев критически относился к сеансам
спиритизма и медиумизма.
Для доказательства способности людей к телепатии долгое время
использовался метод угадывания символов на картах Зеннера с изображением
креста, квадрата, треугольника, звезды и волнистых линий.
2. Наука на пути к пониманию энергетических механизмов паранормальных
явлений.

Результаты многолетних исследований в области парапсихологии были
обобщены в книге Дж.Райна "Шестьдесят лет изучения сверхчувственного
восприятия", которая вскоре стала классической книгой. В ней были
представлены материалы опытов, проведенных учеными-парапсихологами,
парапсихологами и другими специалистами с 1880 по 1940 г. За этот период
было поставлено 145 опытов по сверхчувственному восприятию с участием 77, 8
тыс. человек, сделавших 4,9 млн. определений карт, причем в 106 опытах
результат значительно превзошел случайное ожидание, рассчитанное по теории
вероятности.
Указанная книга ознаменовала собой окончание большого этапа
исследований в парапсихологии, и, хотя впоследствии она подвергалась
критике, это пошло на пользу науке. В частности, для точности проведения
экспериментов было предложено использовать компьютерное автоматизированное
тестирование людей при определении их пси-способностей, а также приборы для
автоматического подсчета очков для получения корректных данных в пси-
исследованиях.
К этому же периоду относится появление сенсационных работ по
фитопсихологии - изучению восприятия у растений, их способности принимать
информацию от живых организмов. Многие исследования взаимосвязи "человек-
растение" и "животное-растение" были проведены очень тщательно и в условиях
полностью автоматизированного эксперимента. Эти исследования расширили и
без того очень широкие границы парапсихологии и ко многим трудным вопросам
о сущности пси-явлений добавили еще не менее сложные и загадочные вопросы
фитопсихологии.
На страницах многих парапсихологических журналов и в критических
статьях противников парапсихологии давно высказывались предложения изучать
пси-явления с привлечением широкого круга обычных людей. В конечном счете
это стремление нашло свое выражение в том, что парапсихологические опыты
стали проводить с обычными людьми, а не только с уникальными экстрасенсами.
Вскоре на этом пути были получены интересные и устойчивые результаты по
выявлению сверхчувственного восприятия, психокинезу, дистанционной связи
человека с растениями и т.д. В значительной мере этому способствовало
применение точных электрофизиологических методик (электрокардиография,
электроэнцефалография, плетизмография и др.) и использование
высокочувствительных методов экспериментальной физики и физико-химии.
Внимание большого числа ученых к проблеме, привлечение к опытам
широкого круга людей, упор на воспроизводимость и устойчивость получаемых
результатов, использование тонких и точных физических методов съема медико-
биологической информации, полная автоматизация эксперимента, проведение
планируемых экспериментов с двойным слепым контролем, изучение сверхслабых
физических полей биологических объектов - все это позволило сделать
значительные шаги в изучении и объективизации пси-явлений и биополя. В
состав исследовательских групп входили ученые различных специальностей -
физики, психологии, математики, кибернетики и другие, что позволило
всесторонне изучать эти сложные вопросы.
3. Парамоделирование как реальность, основанная на волновом характере
любого предмета или явления.

Человек действует в определенном физическом мире, свойства которого,
его глубинная структура не могут оказывать определяющего влияния на формы
его психической активности, в частности на процессы восприятия. Если
Вселенная - гигантская голографическая и квантовая система, то и психика
(отраженный мир), регулирующая поведение человека и животных, видимо,
должна содержать в себе элементы голографии, имеющей квантово-волнлвую
природу.
Если принять эту точку зрения, то информационные записи на
соответствующих молекулах в нервных клетках целесообразно рассматривать как
совокупность голограмм, каждая из которых, не будучи еще образом объекта,
являет собой основу для возникновения образа: образ может возникнуть при
прохождении через записи-голограммы некоторого специального подсвечивания,
подобно тому как с помощью лазерного луча подсвечивается пластинка в
оптической голографии.
Отсюда понятно, почему на уровне молекул и осуществленного с их
помощью кодирования не может быть прямой адекватности кодовой записи и
отражаемого в этой записи объекта. Если сопоставить воссоздаваемый с
помощью голограмм объект с той голографической записью, которая имеет место
на голографической пластинке, то также не будет никакого видимого
соответствия между объектом и способом его кодирования. Вместе с тем само
голографическое изображение, возникающее при просвечивании голограммы
лазерным лучом, обнаруживает полное совпадение своих пространственных
особенностей с особенностями отображаемого объекта.
Для преодоления концепции изоморфизма в понимании процесса отражения
мозгом объекта необходимо преодолеть тот принципиальный иероглифизм,
который имеет место в отношении проблемы биоинформации.
Преодолеть же иероглифизм не так просто. Если, например, сопоставить
генетический код, выраженный на языке молекул, то между этим кодом и
пространственными особенностями кодируемого организма (формой головы, ушей
и т.д.) нельзя найти никакого сходства. Между элементами пространственной
структуры организма и элементами генетического кода можно найти лишь
изоморфные отношения. Если рассматривать наиболее изученный молекулярный
уровень кодировния информации в живых системах, то указанный изоморфизм
может рассматриваться как некий общий принцип современной биологии.
Развиваемая здесь волновая (голографическая) точка зрения позволяет
указать на тот фундаментальный уровень живой материи, на котором
приобретает совершенно конкретный естественнонаучный смысл общенаучный
принцип прямой адекватности образа отображаемому объекту. Таким образом,
основанная на представлениях современной физики гипотеза квантово-волнового
кодирования образа, осуществляемого с помощью мозга, позволяет преодолеть
барьер изоморфизма и иероглифизма в современной биологии. Здесь необходимо
еще раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике.
Однако конкретная реализация указанного физического подхода в
психологии связана с очень большими трудностями: психологическая регуляция
деятельности не есть лишь воспроизведение совокупности отображенных
объектов, но включает в себя построение моделей таким объектов или
совокупностей, которые не воспринимались ранее человеком. Иначе говоря,
процесс информационного моделирования мира как процесс, регулирующий
деятельность, должен быть процессом творческим.
С точки зрения волновой психофизики это означает, что построенная с
помощью мозга волновая модель объекта должна иметь обратную связь с
соответствующей голографической записью в нейронах. То есть должен быть
механизм, который, преобразуя эту запись в соответствии с поставленной
целью, изменял бы в нужном направлении структуру модели. Кроме того, должна
быть такая регулирующая инстанция, которая могла бы сопоставить измененную
модель с целью и прекращать процесс (при достижении цели) или продолжать
его в нужном направлении.
Когда рассматривается возможный способ физического кодирования
образов и моделей как проявлений психической деятельности, то не нужно
понимать, что их состав ограничивается лишь чисто пространственными
структуру моделирующих процессов входит функционирование связей и
отношений. Волновой язык должен рассматриваться и как язык кодирования
связей и отношений, входящих в структуру моделирующих процессов.
С точки зрения методики, позволяющей выявить волновые (резонансные)
взаимодействия, большой интерес представляет деятельность синхронного
переводчика. Эта деятельность предполагает высшую форму речевого общения,
высшее владение речевыми автоматизмами. Синхронный переводчик осуществляет
перевод с одного языка на другой со скоростью, близкой к скорости того
процесса громкой речи, которая осуществляется при обычном разговоре.
С точки зрения организации психологического эксперимента,
демонстрирующего волновую природу психологического кодирования,
целесообразно вычленить некоторые существенные компоненты синхронного
перевода и затем подвергнуть их лабораторному экспериментальному анализу.
Такой эксперимент по исследованию речевой деятельности может быть
сопоставлен с классическими экспериментами по скорости реакции.
Можно было бы привести много примеров резонансного управления, а
следовательно, и волнового кодирования информационных процессов
мозга. О реальности волновой психофизики говорят экспериментальные и
теоретические материалы. Однако уже данных приведенного исследования
достаточно для того, чтобы ощутить реальность волновых процессов,
обеспечивающих регулирующую работу мозга.



Список используемой литературы:
Горелов А.А. концепции современного естествознания М. 1997.
Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание М.
1989.
Винокуров И. Парапсихология М. 1998
Сафронов В.И. Несусветная реальность. М. 1990.




Новинки рефератов ::

Реферат: Летучая Мышь - Рыжая Вечерница (Биология)


Реферат: Юридические лица в Республике Беларусь (Гражданское право и процесс)


Реферат: Алкоголизм (Спорт)


Реферат: Государственная поддержка малого бизнеса (Предпринимательство)


Реферат: Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента (Психология)


Реферат: Апокалипсис (Религия)


Реферат: Проблемы реформирования системы оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике (Бухгалтерский учет)


Реферат: Особенности правового развития лизинга в России (Предпринимательство)


Реферат: Логика. Формальная или диалектическая? (Логика)


Реферат: Изучение теории личности и межличностных отношений (Психология)


Реферат: Наследственная масса как объект правоотношений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Екатерина Вторая Алексеевна (Исторические личности)


Реферат: Полный анализ финансовой деятельности ООО ТГ Импульс (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бухгалтерский учет заработной платы (Бухгалтерский учет)


Реферат: Автоматизация банковских систем (Компьютеры)


Реферат: АвтоЛИСП - реализация языка программирования (Программирование)


Реферат: Мероприятия по ликвидации и профилактике парвовирусного энтерита собак (Ветеринария)


Реферат: Москва Патриаршая. Советское время (История)


Реферат: Драма «Пучина» и ее место в драматургии А.Н.Островского (Литература)


Реферат: Перспективы развития фондового рынка, его место и роль в экономике страны (Банковское дело)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист